Искусство красиво говорить – 5 советов, как научиться красиво говорить
7 книг, которые помогут научиться грамотно и красиво говорить
Полезно не только журналистам, а вообще всем, кто хочет развить свою речь
Грамотно говорить никому не помешает. Даже президенту, который путает ударение в Балашихе. Журналист интернет-издания Tvkinoradio.ru Александра Гагарина собрала лучшие словари и справочники по технике и культуре речи, которые помогут научиться говорить не только правильно, но и красиво.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Михаил Штудинер «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы»
Михаил Абрамович Штудинер — доцент кафедры стилистики факультета журналистики МГУ и автор «Словаря образцового русского ударения». Эта книга — абсолютный must have не только для тех, кто работает в эфире и постоянно сталкивается с различными расхождениями в произношении, но и просто для тех, кто хочет говорить правильно. Словарь содержит 22 000 слов и словосочетаний с указанием предпочтительных вариантов произношения для работников радио и телевидения, чтобы раз и навсегда избавить их от сомнений. В издании собраны не только нарицательные слова, но и актуальные имена собственные — географические названия, имена политиков, деятелей науки и культуры и так далее. Для удобства в книге есть свободное место для заметок, куда можно вписать дополнительную информацию, слова и названия. А в приложении собраны статьи автора, посвящённые лингвистическим проблемам, с которыми ему пришлось столкнуться во время работы.
2. Майя Зарва «Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач: справочное пособие»
Что такое радиотекст? Чем он отличается от любого другого? Почему так важно следить за каждым словом, знать его значение и контекст употребления? Как правильно произносить те или иные звуки, слова, имена? В книге есть много примеров на разные случаи и распространённые ошибки и трудности (интонирование, порядок слов, избыточность, лаконизм и так далее), с которыми сталкивается каждый, кто пишет тексты. Речевые обороты, восприятие речи, понятие какофонии и эвфонии, орфоэпия и произношение, выразительные средства языка и другие особенности русского языка показаны сквозь призму радио. Автор сборника — Майя Зарва много лет работала диктором Всесоюзного радио и преподавала стилистику русского языка и орфоэпию на факультете журналистики МГУ. В книге много ссылок на имена лингвистов, чьи справочные материалы и словари давно стали классикой. По ним до сих пор занимаются все школьники, студенты, аспиранты, которые так или иначе изучают русский язык: Дитмар Розенталь, Константин Былинский, Лев Щерба, Рубен Аванесов, Виктор Виноградов и другие.
3. Татьяна Иванова, Татьяна Черкасова «Русская речь в эфире. Комплексный справочник»
Полезный справочник, в котором систематизированы трудные случаи в орфоэпии, словообразовании, морфологии и синтаксических конструкциях устной речи. Первый раздел разделен по частям речи, во втором — словарь орфоэпических трудностей, третий — словарь имён собственных по темам: география, культура, политика, общественная жизнь, спорт. Кроме того, в книге есть приложение, в котором дан словарь русских эквивалентов иноязычных слов и выражений. Книга будет интересна не только тем, кто работает на радио и телевидении, но и всем, чья работа связана с общением и публичными выступлениями — преподавателям, общественным деятелям, переводчикам, политологам, специалистам по PR и рекламе и просто всем заинтересованным в повышении своей речевой культуры.
4. Юрий Левитан, Елизавета Емельянова «О культуре и логике речи»
Отличное руководство по работе с текстом, которое можно смело назвать книгой на все времена. В сборник вошли статьи дикторов Всесоюзного радио (Елизавета Емельянова, Юрий Левитан), народных и заслуженных артистов СССР (Ольга Высоцкая, Владимир Гецик, Владимир Всеволодов), а также филолога, специалиста по практической орфоэпии и культуре речи (Флоренция Агеенко). Они подробно разбирают популярные ошибки и рассказывают, как правильно готовиться к эфиру, делать разметку текста перед чтением, какие упражнения нужно делать, как читать сложные фразы, тренировать дыхание, не сбиваться с темпа, найти свой стиль и так далее.
5. Рубен Аванесов «Русское литературное произношение»
Книга для тех, кто решил пойти дальше словарей ударений и пособий по технике речи и хочет изучить тему произношения глубже. В этом издании подробно описывается русское литературное произношение, его закономерности, особенности и изменения за последние четыре десятилетия. В тексте много примеров, которые наглядно показывают типичные отклонения от нормы, ошибки в произношении и способы их устранения. Со времён первого выпуска в 1950 году книга была много раз переиздана и дополнена автором и его последователями.
6. Людмила Вансовская «Практикум по технике речи»
В книге собраны упражнения по постановке дыхания и голоса, много скороговорок и стихов классиков русской литературы для тренировки артикуляции и дикции. Автор даёт практические советы, например, как преодолеть предаудиторную лихорадку, держать дыхание и справляться со стрессом во время чтения. Пособие основано на спецкурсе, который вела сама Людмила Вансовская, доцент кафедры психологии развития на психфаке СПбГУ и преподаватель филологического факультета кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков.
7. Анна Петрова «Искусство речи для радио- и тележурналистов»
В книге кратко изложены основные пункты, с которыми необходимо ознакомиться всем, кто хочет работать у микрофона или в кадре. В первой части рассказывается о том, что такое разговорная речь, по каким законам и правилам формируется логика речи, её интонация, паузы и ударения в предложении. Целый раздел посвящён синтаксическим и стилистическим проблемам речи в эфире, среди них произношение, согласование, языковая норма, особенностям употребления тех или иных слов. Помимо ответов на эти вопросы, в книге описаны упражнения для тренировки позиций языка, губ, челюстей, шеи, дыхания, которые помогут улучшить дикцию. В конце есть краткий словарь ударений.
Читайте оригинальный текст на сайте tvkinoradio.ru
mel.fm
Как научиться красиво говорить: топ 5 книг в помощь
Если вы боитесь публичных выступлений, как вы сможете убедить в чем-либо коллег на собрании, начальство или родственников? Если вы плохой рассказчик, кто будет вас слушать? Дейл Карнеги, конечно, замечательный психолог, все читали его книгу. Но куда подевались люди, которые готовы нас выслушивать, чтобы приобрести друзей? Почему мы слушаем, но не слышим? Потому что не цепляет, скучно, длинно. Научившись внятно излагать свои мысли и идеи, вы намного облегчите задачу окружающим, сможете находить общий язык с коллегами и продвигать свои идеи.
«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» Джеймс Хьюмс (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 270 грн)
«Красивое начало – залог провала», – сказал однажды Черчилль. Тем не менее 99% СЕО начинают свое выступление так: «Какое удовольствие выступать перед членами вашего чудесного клуба! Я всегда с большим уважением относился к вашим традициям и достижениям…» Банально, скучно и глупо. А вот как начал свою речь темнокожий лидер Америки Фредерик Дуглас в 1852 году: «Простите, а для чего вообще вы пригласили меня? У меня и людей, которых я представляю, нет оснований праздновать этот день». Джеймс Хьюмс, известный оратор и спичрайтер нескольких президентов США, обобщил приемы и методы таких мастеров красноречия, как Уинстон Черчилль и Франклин Делано Рузвельт. По его методике изучали риторику несколько поколений американских бизнесменов и политиков. Умение ясно излагать мысли необходимо всем, кто хочет достичь успеха. Ведь навыки красноречия – это такой же актив, как хорошее образование, деловая хватка или интуиция. Увлекательная, с множеством ярких выступлений и секретов книга, из которой вы узнаете, почему Король Лев сильнее Человека-паука, как правильно держать паузу, проявить лидерские качества с первой фразы, создать атмосферу с помощью цитаты, установить контакт при помощи жестов, расположить к себе, рассказав притчу, историю или анекдот. Все, что вы скажете, будет услышано.
Цитата: К примеру, Рейган любил потешать слушателей анекдотом о Черчилле. В 1953 году сэр Уинстон Черчилль был приглашен в отель «Савой», чтобы прочитать лекцию в Британском женском союзе трезвости. Представляя 78-летнего премьер-министра, председатель Союза сказала: «Вы знаете, сэр Уинстон, наша организация восхищается вашим политическим искусством, но не одобряет вашей привычки выпивать. Мы подсчитали, что если бы всем алкоголем, который вы выпили за свою жизнь – считая вино, виски и бренди, – заполнить этот зал, спиртное дошло бы вам до подбородка». В ответ Черчилль заявил: «Мадам, я признателен за столь точные вычисления. Но, глядя на ваши высокие потолки и вспоминая о своих семидесяти восьми годах, я думаю только об одном: как еще много можно выпить и как мало осталось времени!».
«Продай свою идею! Как выгодно преподнести свои идеи боссу, клиентам и другим людям» Сэм Харрисон (издательство «Альпина», 2012, 150 грн)
Сэм Харрисон, маркетолог с 20-летним стажем, успешно продавал идеи таким компаниям, как как American Express, Microsoft, NBA. «Если у вас есть идея, но вы не можете о ней рассказать, считайте, что у вас ее не было». Увы, идеи не продают сами себя. Более того, как ни странно, чем ярче идея, тем сложнее ее «протолкнуть» – ведь ее реализация потребует усилий и может быть сопряжена с риском. Однако проблема, как считает автор, не в дефиците бюджета или времени и не в недостаточной креативности принимающих решение лиц, а в отсутствии у нас навыков, необходимых для успешного продвижения идей. Мы знаем все о том, как генерировать и развивать идеи. И очень мало о том, как убедить в их пользе других. Харрисон рассказывает, как найти общий язык с теми, кто принимает решения, задавать нужные вопросы, слушать клиента, сделать презентацию убедительной и преодолевать возражения – все это с цитатами, примерами, пояснениями. Покажите свою идею во всей красе.
Цитата: «Каждый раз, когда мы прибегаем к отговорке вроде «Меня не поняли», мы ставим на себе клеймо жертвы. А жертвы, как известно, жалки и беспомощны».
«Выступление в стиле ТED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций» Джереми Донован (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 170 грн)
ТED – частный некоммерческий фонд в США, известный своими ежегодными конференциями. Миссия ТED состоит в распространении уникальных идей, лекции с русскими субтитрами доступны на сайте конференции. Темы лекций разнообразны. По сути неравнодушные люди говорят о том. что их волнует или интересует. На ТED выступали Билл Клинтон, Нобелевские лауреаты Джеймс Уотсон, Мюррей Гелл-Манн, основатель Википедии Джимми Уэйлс. Не нужно быть знаменитостью мирового уровня, чтобы увлечь слушателей невероятными идеями, преподнесенными эмоционально и грамотно. У организаторов конференции есть свои десять заповедей, соблюдать которые должны все выступающие. Автор рассказывает, как выбрать тему, составить план выступления, мастерски подать материал и отшлифовать свой стиль выступления.
Цитата: «Самое главное – четко определить идею, которую вы хотите представить. Грубейшая ошибка многих выступающих – попытька втиснуть весь свой жизненный опыт в одно короткое выступление».
«Расскажи, чтобы победить» Питер Губер (издательство «Эксмо», 2012, 71 грн)
Все чаще люди добиваются успеха в делах с помощью захватывающего, убедительного рассказа, внутренняя сила которого способна побудить к активным действиям партнеров, акционеров, клиентов и работников. Проще говоря: не расскажешь – не продашь. И из этой книги вы узнаете, как делать и то и другое. Питер Губер включил в свою книгу монологи реальных людей, очень разных, но одинаково успешно использующих технологии убеждения. Среди них основатель видеохостинга YouTube Чед Харли, чемпион НБА Пэт Райли, модельер Норма Камали, ученый, разработчик «Миссии на Марс» Джентри Ли, основатель и директор компании Under Armour Кевин Планк, бывший президент ЮАР Нельсон Мандела, иллюзионист Дэвид Копперфилд, режиссер Стивен Спилберг, писательница Нора Роберте, рок-звезда Джин Симмонс, врач и писатель Дипак Чопра. Послушав их, овладеете искусством рассказывать так, чтобы окружающие становились пылкими приверженцами ваших идей. Отзыв Тима Келли, президента «Глобал Медиа Груп»: «Захватывающее чтение. Мощная концепция. Губер ясно показывает, как продуманный рассказ может превратить идею в действие, повернуть колесо Фортуны и даже сдвинуть пару гор».
Цитата: «Мир бизнеса слишком долго игнорировал или преуменьшал силу устного повествования, предпочитая ему бездушные слайды PowerPoint, сухие факты, цифры и данные. Но в современной жизни, когда информационный шум достиг уровня какофонии, людям все более необходим внятный, целенаправленный рассказ, который будет услышан».
«Искусство говорить и слушать» Мортимер Адлер (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 300 грн)
Мортимер Адлер – американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования. Читающему миру Мортимер Адлер известен своим трудом «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». В первой главе «Искусства говорить и слушать» Адлер проясняет разнице между чтением и письмом с одной стороны и разговором и слушанием с другой. Написанный текст можно откорректировать, сократить, улучшить. К прочитанному можно не раз вернуться, чтобы иначе понять и переосмыслить. Исправить сказанное невозможно. Говорить нужно здесь и сейчас. Точно так же при живом общении невозможно удачнее выслушать. Слушать нужно как можно внимательнее именно сейчас. В отличие от письма и чтения, разговор и слушание начинаются и заканчиваются одновременно и не могут существовать отдельно. Цель человеческого общения, по мнению Адлера, – это «встреча сознаний». Ради нее люди должны поступаться эгоистическими интересами при общении, ставить самих себя в рамки дискуссии «по существу», а «разговор» (ключевое понятие у Адлера) должен стать принципом жизни. Автор обучает непрерываемой речи, молчаливому сознательному слушанию и двустороннему разговору, полезному и приятному, который и является встречей двух сознаний.
Цитата: «Самое трудное на свете — ясно выразить, что вы имеете в виду. Не менее трудно понять, что имеет в виду собеседник. И то, и другое требует затрат умственной энергии, и многие люди оказываются не готовы к ним. Такие люди – ленивые и вялые собеседники, и их интеллектуальная леность – страшный грех, мешающий добиваться положительных результатов, которые обычно достигаются в энергично проведенных беседах».
Автор: Наталья Калиниченко
Источник: ХОЧУ
hochu.ua
Техника речи — искусство говорить красиво. Как научиться технике правильной речи?
Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить речь грамотно, как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.
Составляющие красивой речи
Техника речи — это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться этому искусству. Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них — дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков — гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко — легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.
Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.
И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.
Может, к логопеду?
Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.
Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.
Идем на урок русского языка?
А вот русский язык вспомнить бы не помешало. Отличная техника речи немыслима без мастерски используемого родного языка. Мы очень обедняем и уродуем нашу речь, употребляя слова-паразиты и неправильно расставляя ударения. Что уже говорить о простых обывателях, если с экранов телевизоров или по радио — из уст профессиональных дикторов или журналистов — то и дело сыплются ляпы. Что из этого следует? Что современное телевидение очень вредно, даже с точки зрения одной техники речи. А уж о достоверности информации и говорить не хочется, тем более что это тема совсем иного разговора. А посему вернемся к рассматриваемой нами проблеме. Понятие техники речи очень емкое, но грамотность там занимает первое место. Хотите быть действительно хорошим оратором? Будьте добры, проштудируйте соответствующую литературу, научитесь излагать мысли грамотно, последовательно, четко и ясно. Возможно, потребуется нанять репетитора, но затраченные усилия того стоят.
И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, «съедая» многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог — что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и разговорная речь была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?
Правильное дыхание
Оказывается, техника речи, дыхание, голос, дикция — это все одна связка, которая при исключении какого-либо элемента неминуемо распадется.
Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.
Существует несколько видов дыхания. А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.
Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.
Как тренировать дыхание?
Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь «взять дыхание».
Дикция тоже требует тренировки
Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.
Итак, обращайте внимание на следующие моменты:
- Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
- Как звучат мягкие согласные.
- Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
- Как произносятся безударные гласные.
- Как звучат согласные в разных частях слова.
Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это — фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.
Понятие артикуляции
В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция — это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.
Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.
Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них — это «иголка», когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и «лопата», когда язык максимально расслаблен.
Поиски учителя
Если вас сильно заботит техника речи, курсы — это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.
Что и как говорить?
Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.
Речь многих людей пестрит словами-паразитами. Как правило, таким образом они заполняют неловкие паузы, возникающие время от времени. За этим нужно следить и не бояться тех самых пауз. Остановки в речи возникают тогда, когда мы недостаточно подготовлены, «спотыкаемся» и подбираем нужные слова и выражения. Этого не должно быть. Никаких экспромтов в начале пути! Чтобы достичь легкости и плавности повествования, необходимо много и упорно трудиться. Экспромты придут позже.
Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.
Жестикуляция
Жесты — наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Это кинесика. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.
Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.
Если вы всем говорите: «Хочу говорить красиво… Техники речи такие сложные!», то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя — одни из главных составляющих современного мира.
Практикуйтесь — и у вас, несомненно, все получится!
fb.ru
как научиться красиво и правильно говорить
Разумная речь – одно из главных отличий человека от животного. Это прекрасный способ обмена информацией, выражения чувств и эмоций. Некоторым людям ораторское мастерство дано от природы: слушая замысловатые словесные обороты, иногда хочется позавидовать полезным для жизни способностям. Как научиться красиво и правильно говорить, чтобы плавный поток речи вызывал положительное настроение у собеседника? Первые успехи при регулярных занятиях не заставят себя ждать.
Учимся говорить правильно
Дар красноречия – врожденная особенность. Однако умение лаконично излагать мысли и вести разговор так, что вас будут готовы слушать часами, можно развить в себе самостоятельно. Навык богатой разговорной речи, когда после каждого высказывания слышишь: «Сказано красиво!», становится настоящей визитной карточкой человека, позволяя ему без трудностей общаться с окружающими людьми, отстаивать собственную точку зрения и четко доносить личное мнение до собеседников.
Как правильно научиться разговаривать? Существуют 9 проверенных способов, позволяющих безупречно освоить ораторское мастерство.
Чтение художественной литературы
Добавить в собственную речь красивых оборотов, эпитетов и метафор поможет регулярное прочтение произведений русских классиков. Чем больше человек читает, тем богаче и ярче его словарный запас, а кругозор – шире. Полученные знания индивидуум применяет на практике, поэтому разговор становится более насыщенным и познавательным.
Табу на слова-паразиты
Как научиться говорить грамотно? Необходимо устранить из лексикона все жаргонизмы, слова типа «ну», «это самое», «блин», «короче» и похожие, а также матерные обороты. Они отвлекают от ниточки повествования, делают разговор некультурным и бесполезным, и существенно снижают репутацию оратора.
Пересказывание рассказов
Как научиться красиво разговаривать? Прочтите недлинный рассказ или отрывок произведения и постарайтесь его пересказать близко к тексту. Проговаривая фразы, обращайте внимание на соответствие их построения написанному в оригинальном источнике. Для удобства можно записать речь на диктофон и прослушивать запись, определить все имеющиеся недочеты, над которыми следует поработать.
Дыхательная гимнастика
Искусство говорить красиво невозможно освоить без умения контролировать свое дыхание. Техника речи подразумевает, что оратор во время разговора дышит глубоко и спокойно, практически незаметно. Все дикторы обязаны уметь управлять процессом диафрагмально-реберного дыхания. В этом случае верхние отделы грудной клетки и линия плеч остаются неподвижны, задействованы лишь диафрагма, вместительная нижняя часть легких и межреберные мышцы.
Скороговорки
Как говорить внятно и четко? Сделать дикцию более мелодичной и понятной помогут легкие логопедические упражнения – проговаривание вслух скороговорок. Многие специалисты советуют проводить занятия, засунув в рот большой круглый предмет, заставляя язык максимально напрягаться и четко выдавать каждый звук.
Описание предмета
Если вам природа не подарила красивую речь, как научиться говорить красиво собственными силами? Прекрасное упражнение – описание любой вещи, которая попалась на глаза. Цветочный горшок, порванный ботинок у мусорного бака, пролетевшая над головой птица – старайтесь составить последовательный и информативный рассказ о том, что увидели. Это помогает развивать воображение и учит доступно и ярко излагать мысли.
Репетирование
Грамотная речь – это правильная манера общения с окружающими. Практикуйте ораторское мастерство на незнакомых людях. Родственники и близкий круг общения обычно быстро привыкает к стилю разговора человека, однако незнакомцы живо отреагируют на неинтересный, сбивчивый и неинформативный рассказ. По поведению публики можно легко определить, какие оплошности совершены и к следующему выступлению их исправить.
Отработка стиля подачи материала
Как говорить грамотно и красиво? Следует поработать над методикой преподнесения информации. Сухая подача редко заинтересует слушателя, каждая фраза должна иметь эмоциональную окраску. Говорить следует искренне, голосом расставляя акценты на ключевых моментах беседы. Важно поработать над мимикой лица. Допустимо использовать уместные жесты.
Обуздание тревоги
Когда мы учимся красиво говорить, нам приходится прощаться со страхами. Тревога обычно делает голос дрожащим и слабым, в нем не слышатся лидерские нотки, а слушатель негативно реагирует на беспокойство оратора. Будьте уверены в своих разговорных способностях, не торопитесь, говорите медленно и размеренно, представляя собственную речь плавным течением небыстрой реки.
Способность разговаривать красиво и грамотно выгодно выделяет человека из серой массы. Такой личности доверяют и позволяют вести за собой на свершение великих дел.
Вам может быть интересно: Как правильно подобрать очки по типу лица Стирка пуховика в стиральной машине Смягчение воды: быстрое удаление вредных примесей
dom-isemya.ru
Как научиться говорить убедительно и красиво
Красивая и грамотная речь – залог успеха любого мероприятия. Умение правильно и убедительно говорить пригодится и в повседневной жизни, и на деловых мероприятиях. По этой причине над речью нужно постоянно работать. Как научиться говорить убедительно и красиво изучим далее.
Говорим убедительно: важные советы
Речь развивается с самого рождения, однако, чтобы она была правильной необходимо приложить некоторые усилия. Представим несколько советов, которые позволят научиться говорить убедительно:
- правильный подбор темпа и громкости речи. Если слушатель разговаривает тихо и медлительно, а рассказчик – громко и быстро, то уровень убедительности такой речи значительно снижается. Если необходимо убедить оппонента в своей правоте, лучше придерживаться его темпа и громкости речи. Много информации по этой теме содержится в учебниках по нейро-лингвистическому программированию;
- отзеркаливание жестов. Этот прием хорошо известен психологам. У некоторых людей отзеркаливание происходит автоматически. Если прием не отработан, то ему можно научиться. Для этого стоит внимательно следить за движениями оппонента, стараясь иногда их повторять. Это повышает убедительность речи и взаимопонимания;
- обязательно нужно уважать оппонента. Правильные слова, к примеру, «Я понимаю», «Я знаю» позволяют не только высказать уважение к точке зрения партнера по разговору, но и повысить убедительность своей речи;
- если предполагается выступление, целью которого является убеждение людей, то необходима тщательная подготовка. Лучше всего составить план речи, с выделением важной информации. В идеале стоит украсить такую речь презентацией. Наглядное оснащение надолго запомнится слушателям и значительно повысит статус рассказчика;
- не стоит перед выступлением пить успокоительные, поскольку при возникновении у слушателей вопросов, найти ответы быстро и точно будет затруднительно. Однако, нервничать также не стоит, поскольку при стрессе в кровь выделяется адреналин, который вовсе не помогает убеждать людей;
- убедительным может быть только человек с безупречным внешним видом. Нужно выглядеть опрятно и ухоженно. Большую роль играет правильно подобранная одежда, макияж и прическа.
Итак, говорить убедительно не так сложно. Конечно, необходимо знание некоторых психологических нюансов, но хорошая подготовка позволит добиться нужного результата. Кроме этого, необходимо повышать свою эрудированность, для умения поддержать разговор в любой ситуации.
Как научиться говорить красиво: упражнения
Красивая речь имеет средний темп и громкость. Именно к такой речи привыкло большинство людей. Следующие советы позволят научиться говорить красиво:
- если имеются проблемы с произношением, то их желательно устранить. Сегодня уже достаточно развиты логопедические занятия со взрослыми;
- для развития красивой речи нужно читать классическую литературу. Чтение длинных, правильно составленных и насыщенных литературными средствами предложений способствует внедрению навыка красивой речи в повседневную жизнь;
- нужно избавиться от слов-паразитов. На самом деле практически у каждого взрослого человека таких слов целый набор. Их легко отследить, записав свою речь на камеру или диктофон. Камера, конечно, более предпочтительна, поскольку позволяет отработать и мимику, и жесты;
- общайтесь с людьми, речь которых более правильная. Постоянное общение в среде грамотной речи способствует развитию и закреплению навыка;
- можно записаться на тренинг по развитию речи, которые сегодня являются достаточно популярными. Тренер научит правильно строить разговор;
- стоит следить за дыханием. Оно должно быть незаметным, ровным и спокойным.
Итак, над красотой речи можно работать и самостоятельно. В первую очередь стоит избавиться от слов-паразитов, а только затем обогатить свой словарный запас более классическими выражениями. Кстати, чтение художественной литературы способствует и повышению грамотности. У современного человека убедительной и красивой должна быть не только устная, но и письменная речь. Это особенно важно при ведении деловой переписки.
Зачем учиться говорить убедительно и красиво
Необходимость такого навыка не вызывает сомнений:
- добиться продвижения по карьерной лестнице;
- легко убеждать людей в своей правоте;
- повысить и письменную, и устную грамотность;
- улучшить взаимоотношения с окружающими.
Таким образом, убедительная и красивая речь очень важна. Замечено, что сотрудники, обладающие красноречием, быстрее двигаются по карьерной лестнице, а студенты, речь которых звучит убедительно, лучше учатся. В любом случае, правильная речь – качество современного воспитанного человека.
xn—-7sbhkqjd0abbfocofbagmr.xn--p1ai
Ящик пандоры – Риторика — искусство говорить красиво и правильно
Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.
Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает.
Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей.
Попросту говоря, красивая речь для большинства людей — это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме — риторике, как умению правильно и красиво говорить.
Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни.
Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.
Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.
А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов».
Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:
«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)».
И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.
Риторика в древнее время
Софисты в Древней Греции перед публико
Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.
Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.
Аристотель (383 — 322 годы до н.э.)
В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.
Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук.
В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.
В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов.
Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.
Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.
Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности.
В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.
Марк Фабий Квинтилиан
Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.
В средние века риторика стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.
Развитие риторики в России
А.С. Пушкин в Царскосельском лицее. Картина И. Репина,1911 год
Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.
Развитие российской риторики по этапам:
Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы».
А «Рцы» — форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
Русь Киевского периода (XII — XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией.
Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
Конец XVII — начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
М.В. Ломоносов «Риторика»
XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше — риторику.
Как обстоят дела с риторикой в наше время?
Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится.
Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми — тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны.
А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…
Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя?
Даже когда был готов и уверен в себе — всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске — и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять — идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!
Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи — всех тех навыков, которым и учит риторика.
А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории — почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов — тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.
Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации — от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни.
Нам помогают определиться по жизни все вокруг — причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся.
Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения — вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир — мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили.
А лучше действовать! Как это делал Демосфен — величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости — физические и духовные — и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.
Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других».
Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться — себе и людям.
Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой — дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.
В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово — публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней.
Хороший оратор, а по совместительству — психолог или педагог, воспитатель — находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово — тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей.
Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками — но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света.
Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями.
Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год ).
А слово — это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.
В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении.
По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.
И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд.
Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:
«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.
Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне.
Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?
«Мал язык, да всем телом владеет»,
«Не спеши языком, торопись делом»,
«За правое дело говори смело (стой смело)»,
«На великое дело — великое слово»,
«Живым словом победить»,
«Хорошую речь хорошо и слушать»,
«Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь».
Русские народные пословицы
Прежде чем рассмотреть тему становления и развития риторики на Руси (в России), стоит напомнить, где возникла риторика и почему.
Античная риторика — основа современной политики и государственного управления
Античная риторика — фундамент современной культуры, «царица наук», в рамках которой в неразрывном единстве формировались идеи таких наук, как философия и логика, психология и этика, лингвистика и литературоведение.
Это означает, что знание античной риторики является необходимым условием и основанием образования.
Основные этапы развития античной риторики можно разложить на
этап возникновения риторики в Древней Греции;
этап формирования основ ораторского искусства, послуживших образцами для многих поколений;
этап развития риторики в эпоху Рима.
На начальном этапе явно выявлялся синкретизм (слитность, смешение) античной риторики: риторика выступала одновременно как теория управления обществом, как теория убеждения, как теория нравственного воздействия, как теория порождения текста, как теория стиля.
В античную эпоху сложились два основных направления в области риторики.
Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. Второе направление также возникло в Древней Греции.
Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи.
Направления в риторике «логическое» и «литературное» до сих пор присутствуют в современной теории и практике ораторского искусства.
В процессе развития античной риторики выделяется деятельность софистов, которые создали учение об относительности истины и риторики и разработали теорию спора.
Крупными учителями риторики были Платон и Аристотель. Платон осмыслил этические основы риторики, нарисовал нравственный образ оратора, описал типологию речи на этическом основании, создал теорию именований, оказал влияние на Аристотеля.
Риторическое учение Аристотеля включало области: размышления на тему — речевая организация общества в связи с общественным государственным устройством. Отсюда, риторика выступала как учение об обществе и общественном управлении, как искусство убеждения. Аристотелем были развиты логические основы ораторской речи.
Греческое учение о риторике было воспринято и развито римлянами, представитель поздней античной эпохи Цицерон стал кумиром многих поколений, он создал (трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор») риторику как универсальную науку о словесном оформлении мысли и как теорию публичной ораторской речи, проповедовал идеал оратора — гражданина человека высокой культуры.
Последователь своего кумира Квинтилиан создал педагогическую риторику, где излагались правила и принципы обучения ораторскому мастерству, в школе, подобной квинтилиановской, получали воспитание и образование будущие государственные деятели. Риторика Квинтилиана осталась в истории как энциклопедия античной науки об ораторском искусстве.
Гуманистическое Возрождение XV века после периода, так называемых тёмных веков, вернула европейской цивилизации лучшие достижения риторики античного времени.
Какова основа риторики?
Одной из самых древних классификации способов убеждения является концепция древнегреческого мыслителя Аристотеля, которая делит все возможные аргументы выступающего всего на 3 группы: этос, логос и пафос. Критерием этого деления выступают разные начала человека: чувственное, умственное и нравственное, — которые он использует для убеждения слушателей.
Этосом (в переводе с греческого — «характер», «нрав», «душевный склад») принято называть те условия, в которых создаётся речь и которые тесно связаны с соблюдением общественной морали, а также уместность речи относительно ситуации общения в целом.
Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации (логосе), слушатели могут не воспринять.
Пафос (в переводе с греческого — «возбуждение», «страсть», «воодушевление», «страдание») — это источник создания эмоций, которые воодушевляют её автора, а, следовательно, — и в слушателе (читателе) возбуждает запланированные оратором мысли и чувства; то, что эмоционально воздействует на слушателей.
Пафос — обязательная составляющая любой речи, ибо исключительно логическая информация вне эмоционального отношения к ней оратора, как правило, порождает у слушателей впечатление о том, что говорящему предмет речи безразличен (что он говорит не то, что думает и т д.).
А в результате он не достигает запланированной цели. В то же время интенсивность выражения оценок и эмоций в значительной степени зависит как от предмета речи и ситуации, так и от индивидуальных особенностей оратора и его аудитории. И нет ничего хуже «ложного» пафоса, который подрывает доверие к говорящему и сводит на нет все его усилия.
Логос (в переводе с греческого — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») в понимании древних греков означал не только «слово», как часто переводится этот термин, а неразделимость «мысли в слове» и «слов как выразителей мысли», а значит — и некий порядок в речи, который в наше время ассоциируется, прежде всего, с логичностью.
В политической речи логос особенно важен, поскольку политик должен выражаться предельно ясно, чтобы его нельзя было не понять или неправильно истолковать его слова.
Все составляющие триады этос — логос — пафос есть в каждой речи, и они отражают сущность оратора и его отношение к предмету речи.
Как видно, риторика начинается не собственно с речи, а с её автора — ритора (то есть человек, который искусен в этой науке) и его целей, знаний, той картины мира, которую он хочет создать в головах слушателей, а значит, и с его представлений о слушателях и о том, что они должны услышать и понять.
При этом политическая риторика по своей значимости и степени ответственности оратора за последствия своих слов всегда предполагала повышенные требования к любой речи в этой сфере и к самому ритору.
Для лучшего понимания этих трех категорий, вы можете прочитать, что по этому поводу говорили некоторые специалисты в области риторики и красноречия:
«Этос — этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.
Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.
Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания» (Иванова С.Ф.).
«В древней риторике использовались понятия: этос – нравственное начало; логос – мысль, заключенная в речи; пафос – чувство, воодушевление, вложенное в речь» (Львов М.Р.).
«Под словом этос античная традиция понимает те условия и соглашения, на основании которых ритору дозволено действовать. Под словом пафос понимается замысел речи.
Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи и представляет собою детализацию темы и формы, т.е. индивидуального акта речи. Под словом логос — словесное наполнение замысла, элокуция» (Рождественский Ю.В.).
Современные учёные при характеристике предмета риторики подчёркивают не столько её стремление к искусности и красоте речи, сколько значимость достижения ритором поставленной цели:
В то же время эффективность при данном понимании не равна результативности, поскольку риторика, как и прежде, не приветствует достижения цели любыми средствами.
По мнению одного из исследователей истории русской риторики профессора В.И. Аннушкина (родился в 1949 году):
«Человек — создание словесное».
В.И. Аннушкин
Всю жизнь, начиная со университетской скамьи, изучает Язык — Речь — Слово. И больше 40 лет преподает Язык — Речь — Слово в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина. По его мнению:
«Риторика — наука и искусство убедительной и эффективной речи. Культура — то ценное, что мы берём из прошлого для будущего. Культура — это достижения, которые нельзя растерять; и они не только в материи (материальная культура) или духе (духовная культура): они реально выражены в языке, текстах, словах. Язык — инструмент культуры, а риторика обучает практически пользоваться языком, учит думать, выражать свои мысль в слове, формирует и воспитывает личность.
Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре. Общественное понимание этого простого постулата в нашем обществе пока отсутствует».
Что мы и видим в нашей повседневной жизни: косноязычие чиновников, отсутствие зачастую элементарных знаний в различных сферах социально-экономической жизни страны, не говоря уже об их культурном уровне…
ИАЦ
***
Продолжение следует.
Источник.
.
pandoraopen.ru