Как это риторический вопрос: Риторический вопрос: что это и как его использовать, примеры в литературе

Содержание

Риторический вопрос: что это и как его использовать, примеры в литературе

Риторический вопрос — это такой вопрос, который не требует ответа. Задаётся он скорее с целью придать речи эмоциональную окраску. Ответа такой вопрос не требует, потому что ответ понятен и так или будет прояснён самим говорящим позже.

Понять легче всего на примерах:

  • «На столе были пончики, торты, эклеры, мороженое… Кто бы тут устоял? Вот и я не смогла».
  • «Поверите ли? Он опять пришёл без на приём без галстука».
  • «Как можно быть таким глупым?».
  • «Что я, собственно, знаю о составе и свойствах почвы, о геологии острова? Мои познания в области его истории невероятно убоги». (М. А. Хансен «Лжец»).
  • «А мы? Не так же ль мы сошлись на краткий миг для переклички?» (Анна Ахматова).

Зачем нужен риторический вопрос?

Риторические вопросы содержат в себе утверждение, а не вопрос. Они показывают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к чему-то.

А ответ на такие вопросы нам подсказывает контекст.

Такая фигура речи применяется, когда говорящий стремится к монологу, а не обсуждению. Задавая риторический вопрос, мы помогаем себе продолжать говорить дальше. Как будто это собеседник нас спросил о чём-то.

Так мы также показываем своё отношение к предмету разговора, добавляем эмоции.

Эмоции могут быть как негативными: удивление, осуждение, негодование, душевные муки; так и положительными, когда мы хотим привнести в нашу речь толику юмора.

  • «— Почему, когда Луна полная — это красиво, а когда я — нет?».
  • «А знаете ли вы, что наличие мозга, это дополнительная нагрузка на позвоночник?».

Риторические вопросы используют и в рекламных целях: «Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам!» (реклама стирального порошка Tide).

В литературе используется в основном в монологах, в мыслях вслух. Либо авторы могут добавлять риторические вопросы для придания определённого образа герою или в целях создания комедийного эффекта.

  • «Что вам посоветовать? Не стану читать нравоучений. Мораль гуманистическая, но строгая предпишет вам быть верным и преданным…». (Андре Моруа)
  • «Да ты что, спятил?! — крикнул Славик, и Чик поразился его случайной догадке». (Фазиль Искандер)

В устной речи люди тоже часто задают вопросы, которые не требуют ответа. Ведь, если есть возможность использовать риторический вопрос, почему бы так не делать?

Какие есть примеры из литературы?

«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима…».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

«Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?».
(А. С. Пушкин)

«Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,

Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках».
(Сергей Есенин)

«Вы Россию действительно любите?
А за что?
До самих не дошло?
За ромашки, березки и лютики?
Не забыли вы душу ее?
Сименона вы с чувством читаете,
уважаемый мною земляк,
А читали ли вы Чаадаева?
Все же Пушкин читал как-никак».
(Евгений Евтушенко «Земляки»)

«Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!..».

(Максим Горький «Песня о соколе»)

«Я впервые испытал всё, чем человеку дано наслаждаться и в добре и во зле, но никогда вы не узнаете, где я был, никогда меня не постигнете: люди, что знаете вы о моей тайне?».
(Стефан Цвейг)

«…Писать она не станет, да и он лишен возможности написать ей… Впрочем, зачем это надобно ему, если хорошенько рассудить? Разве не чистейшая условность, не буржуазный предрассудок полагать, будто они должны переписываться, если ему раньше казалось, что им даже разговаривать-то незачем?».
(Томас Манн)

«Зачем же человеку с теплой кровью
Сидеть подобно мраморному предку?
Спать наяву или хворать желтухой
От раздраженья?».
(У. Шекспир)

Риторические вопросы в английском языке

Такие вопросы присутствуют и в английском языке. Например, в разговорной речи:

  • How should I know? (Да откуда ж мне знать?)
  • Who cares? (Да кому какая разница?)

Или в литературе у Уильяма Шекспира:

  • To be or not to be? (Быть или не быть? Вот в чём вопрос)
  • What’s in a name? That which we call a rose by any other name would smell as sweet. (Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет)

Знаки препинания

Несмотря на то, что риторический вопрос — это скорее утверждение, в конце мы ставим вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательные знаки вместе (?!).

Риторическое восклицание и риторическое обращение

Риторическое восклицание — фигура речи, задача который подремонтировать чувства говорящего. Такое восклицание броское, кричащее. В конце него ставится восклицательный знак. Имеет два вида: аганактезис и катаплока.

Аганактезис используют для выражения негодования.

«Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Катаплоку — для неожиданной вставки в речи, обычно этот приём оформляется в скобках или с помощью тире.

«Другой к стеночке пошёл
Искать прибыли
(И гордец же был – сокóл!)
Разом выбили».
(Марина Цветаева «Кем полосынька твоя…»)

Риторическое восклицание может быть использовано вместе с риторическим вопросом. Например:

  • «Боги бессмертные! (воклицание) Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Что за государство у нас? (вопрос)» (Цицерон)
  • «А вы! о боже мой! (восклицание) Кого себе избрали? (вопрос)» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Риторическое обращение — другая стилистическая фигура.

Обычно мы используем обращение, когда хотим завладеть вниманием человека, окликая его. Но риторическое обращение нужно, только чтобы показать своё отношение. Например, при обращении к неодушевлённым предметам.

«Мечты, мечты! где ваша сладость?».
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

«Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам,
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!».
(М. И. Цветаева «Плач Ярославны»)

«Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!».
(Максим Горький «Песня о соколе»)

«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король».
(Анна Ахматова «Сероглазый король»)

Узнайте также, что такое Сарказм.

Что значит риторический вопрос. Чем опасны риторические вопросы?

Риторический вопрос — это вопрос-утверждение, который не требует ответа. Подразумевается, что ответ на него очевиден. Например: «Вы что, с ума все посходили?»; «Сколько можно терпеть?»; «За кого вы меня принимаете?»

Задача риторического вопроса — привлечь внимание слушателей или читателей, заставить задуматься над проблемой и подтолкнуть к определенному выводу.

Риторический вопрос в устах сэра Генри в фильме «Собака Баскервилей»

Риторические вопросы издавна используются в ораторском искусстве, в литературе и публицистике. Древнеримский оратор Цицерон начал свою обличительную речь против заговорщика Катилины риторическим вопросом: «Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем?»

Помимо риторических вопросов, иногда используются риторические восклицания («О времена, о нравы!») и риторические обращения («Поэт! не дорожи любовию народной»).

Примеры риторических вопросов в литературе

Что он Гекубе, что она ему?
У. Шекспир, «Гамлет»

А судьи кто?
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
А.С. Пушкин, «Деревня»

Что пользы напрасно и вечно желать?
М.Ю. Лермонтов, «И скучно и грустно»

Ребята! не Москва ль за нами?
М.Ю. Лермонтов, «Бородино»

Русь, куда ж несешься ты?
Н.В. Гоголь, «Мертвые души»

О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов, «О Волга! после многих лет…»

Вопросы-ловушки. В чем опасность риторических вопросов?

Риторические вопросы никак особо не обозначаются на письме — в конце ставится вопросительный знак. В речи риторические вопросы произносятся с вопросительной интонацией. Именно поэтому иногда возникает путаница: читатель или слушатель может не догадаться, что перед ним фигура речи, а не обычный вопрос.

Риторические вопросы хороши в монологах — в литературе, публицистике, выступлениях с трибуны. Но если вы ведете деловой или дружеский разговор, задавать такие вопросы опасно, предупреждают специалисты по межличностному общению.

В обычной беседе риторические вопросы чаще всего превращаются в наводящие вопросы, которые мешают конструктивному диалогу, предупреждают Бен Бенджамин, Анита Саймон и Эми Игер в книге «Совсем другой разговор».

Наводящий вопрос — это вопрос-ловушка, ведь он подразумевает определенный «правильный» ответ. Пример подобного вопроса: «Не лучше ли подождать, чтобы убедиться наверняка?»

Наводящие вопросы состоят из двух элементов: это сразу и мнение, и собственно вопрос. Поэтому они сбивают собеседника с толку: то ли нужно отвечать на вопрос, то ли просто согласиться. Особенно вредны такие вопросы руководителям, с которыми подчиненные не решаются спорить: босс может не понять, что на самом деле с ним не согласны.

Что делать с наводящими вопросами? Учитесь отделять свое мнение от вопроса, призывают Бенджамин, Саймон и Игер. Например, выскажите свой взгляд на проблему, а уже потом задайте вопрос: «Я считаю, что это хороший вариант. А ты что думаешь?» Если же вам нужен абсолютно беспристрастный ответ, то просто задайте вопрос, не афишируя свое мнение: «Что вы думаете об этом варианте?»

Пример — чем заменить наводящий вопрос.
Риторический вопрос: «Как можно столько тратить, разве мы миллиардеры?»
Мнение: «Мне кажется, что это будет слишком дорого».
Закрытый вопрос: «В нашем бюджете есть деньги, чтобы покрыть эти расходы?»
Открытый вопрос: «Как мы можем покрыть эти расходы?»

Но, конечно, когда вы переходите к прямым вопросам вместо риторических, будьте готовы услышать ответы, которые могут вам не понравиться. Такова плата за честность.

Чёрная риторика. Часть десятая. Типы вопросов

Мы уже рассмотрели виды вопросов, теперь поговорим об их типах, целях, которые с их помощью можно решать, способах использования. А также поупражняемся в формулировке этих вопросов.

Альтернативные вопросы

Вопросы в форме «или-или», которые ставят собеседника в условия ограниченного выбора. Выбор этот чаще всего формален: вы заранее определили возможные варианты ответов, а оппонент выбирает из уже выбранного вами.

Позитивная цель – фокусировка внимания на определенных темах. Негативная – подбор таких альтернатив, при выборе любой из которых собеседник оказывался бы в невыгодном положении.

Упражнение: Придумайте 2-3 негативных и 2-3 позитивных альтернативных вопроса. После этого дайте максимально выгодные ответы на свои же негативные вопросы (скорее всего, вам придётся выйти за рамки данных альтернатив).

Наводящие вопросы

Они призваны наводить собеседника на определенную идею или внушать ему что-либо. Наводящими вопросами вы указываете направление мыслей своего оппонента, манипулируете им.

Позитивная цель – усиление ответа, логически вытекающего из разговора, нахождение точек соприкосновения и улучшение взаимопонимания. Примеры:

— Получается, что мы оба считаем необходимым изменить нынешний план действий, верно?

— Касательно распределения бюджета мы достигли согласия, да?

Негативная цель – направление течения беседы в нужное манипулятору русло при помощи ложных утверждений, уловок и различных приёмов чёрной риторики. Примеры:

— Вы действительно так считаете?

— Неужели вы хотите высказаться против?

— Вы не допустите ничего подобного, так ведь?

Риторические вопросы

Это вопросы, сформулированные согласно законам риторики, но не требующие ответа. Обычно они бессодержательны и очень часто утрированы.

Позитивная цель – подчеркнуть многозначный или уклончивый ответ собеседника. Тут есть сходство с наводящими вопросами, только для последних требуется ответ, для риторических же – нет. Примеры:

— Ничего себе! Кому это понравится?!

— Как он мог не согласиться?!

Негативная цель – стремление высказать провокационное и/или циничное замечание, чтобы вызвать у собеседника чувство неловкости, смутить его. Примеры:

— Как можно быть таким наивным?!

— Ох, и вы имеете смелость утверждать это?!

Упражнение: Придумайте 2-3 высказывания и прокомментируйте каждое из них и позитивным риторическим вопросом, и негативным.

Шокирующие и провокационные вопросы

Они содержат некое требование, причину, стимул или что-то другое, что вызывает внезапные и необдуманные реакции собеседника.

Позитивная цель – прекращение дискуссии, зашедшей в тупик, или использование юмора для временного отвлечения от темы и снятия напряжения. Примеры:

— Разве не смешно, что мы спорим из-за таких мелочей?

— Мы уже битый час обсуждаем, откуда нам взять дополнительный капитал. Не лучше ли поискать способ более рационально использовать то, что уже есть?

Негативная цель – личные нападки на собеседника, провокация. Примеры:

— Вы рассказываете о технических возможностях компьютеров, но сами-то вы можете хотя бы включить его?

— Вы утверждаете, что нужно как можно быстрее выводить на рынок новый продукт, потому что старый продать никак не получается?

Упражнение: Придумайте 2-3 тупиковые ситуации в диалоге и выйдите из каждой из них двумя способами: через негативные провокационные вопросы и через положительные.

Вопросы, повышающие мотивацию

Это побудительные стимулы, которые оказывают влияние на поведение того, к кому они обращены. Такая формулировка вопроса даёт возможность мотивировать собеседника на какое-либо нужное вам действие.

Позитивная цель – вовлечение в дискуссию, мотивация на внесение своего вклада в обсуждение и равноправное распределение ролей. Примеры:

— Что вы, как специалист в данной области, можете сказать об этой идее?

— Какое мнение сложилось у вас, искушенного практика и талантливого аналитика?

Негативная цель – противоположность позитивной: циничные и ироничные высказывания, насмешки и провокации ведут к неравноправному разделению ролей в разговоре. Примеры:

— Последняя ваша идея обернулась крахом, поэтому объясните, как вы планируете реализовать свой замысел на этот раз?

— Как вы, «контроллер последней инстанции», оцениваете выдвинутое предложение?

Карикатурные, утрированные вопросы

Как видно из самого названия, эти вопросы – смешны и имеют преувеличения. Карикатурные вопросы придают диалогу юмористический оттенок.

Позитивная цель – стремление с помощью иронии побудить собеседника дополнить или уточнить своё высказывание. Примеры:

— Вы говорите, что мы можем учиться на исторических примерах. Но где эти примеры?

— В компании за последний год произошло множество изменений, но изменились ли люди, работающие в ней?

Негативная цель – высмеивание высказываний собеседника с помощью ироничных и циничных комментариев. Примеры:

— В компании произошло множество изменений за последний год, но почему создаётся впечатление, что их не было вовсе?

— В компании произошло множество изменений за последний год, но вы уверены, что ни были именно в лучшую сторону?

Конкретизирующие вопросы

Они нужны для уточнения деталей и разъяснения ситуации и положения вещей посредством ответов на поставленные вопросы. В формулировках чаще всего используются уточняющие слова «например», «точно» и «конкретно».

Позитивная цель – конкретизация высказывания, чтобы сделать его более понятным, точным и ясным. Примеры:

— Вы говорили о новых тенденциях рынка. Что именно вы имели в виду?

— Не могли бы вы привести пример того, о чём говорите?

Негативная цель – стремление показать, что собеседник ошибается, говорит вздор, и желание убедить в несправедливости его суждений всех слушателей. Примеры:

— Не могли бы вы сказать, какое конкретно влияние это имеет на наш частный случай?

— Выражайтесь точнее. Какие именно тенденции рынка вы имеете в виду?

Интроспективные и оценочные вопросы

Это тип вопросов предполагает самооценку и самонаблюдение, раскрытие психических и эмоциональных процессов. Отвечая на интроспективные и оценочные вопросы, собеседник познаёт себя, происходит эмоциональное раскрытие. Задающий вопросы стремится узнать личное мнение своего оппонента.

Позитивные цели отличают учёт интересов собеседника и использование нейтральных формулировок. Примеры:

— Как вы оцениваете высказанное предложение?

— Каково ваше личное мнение по данному проекту?

Негативные цели отличают разного рода инсинуации и «наводящий подтекст». Примеры:

— Как вы оцениваете свой личный вклад в провал этого замысла?

— Как вы, человек, не сумевший успешно реализовать ни одного проекта, оцениваете эту идею?

Упражнение: Составьте по два вопроса каждого типа: один позитивный и один негативный.

Информационные вопросы

Они нужны для восполнения недостающей информации. Такие вопросы задаются прямо и по существу. С помощью информационных вопросов собеседники получают необходимые им факты. Личные мнения и субъективные оценки остаются в стороне, главное – поиск фактов и объективных сведений.

Позитивная цель – установление фактов, которые ранее не были известны вопрошающему. Примеры:

— Как давно вы работаете в этой отрасли?

— Извините, а когда заканчивается конференция?

Негативная цель – получение преимущества ввиду того, что задаются вопросы, на которые вопрошающий знает ответы, а его собеседник – нет. Примеры:

— Какой официальный язык в Анголе?

— О чём гласит 124 статья Трудового кодекса Российской Федерации?

Вопросы-сценарии

С их помощью говорящий выстраивает гипотетическую последовательность из фиктивных событий. При этом задаётся предположительная ситуация, которая не связана с реальностью.

Чаще всего в формулировке вопросов-сценариев используются вводные обороты «предположим, что…», «представим, что…», «представим ситуацию, когда…».

Позитивная цель – не получение информации, а снятие «психологических барьеров», изменение взглядов, мнения и представлений. Примеры:

— Допустим, что я решил заказать 1000 экземпляров. На какую скидку я могу рассчитывать в таком случае?

— Представим, что мы приняли ваш проект. Тогда в течение какого времени вы приступите к реализации?

Негативная цель – намерение подтолкнуть собеседника к высказыванию отрицательного мнения о других людях, завести в тупик или показать оппонента с плохой стороны. Примеры:

— Представим, что вы стали директором компании. Руководителей каких отделов вы бы уволили?

— Предположим, что вы получили возможность «брать от жизни всё». Что бы это было?

Определительные вопросы

Они призваны сужать обобщенные понятия, уточнять его или находить эквиваленты. В том числе определительные вопросы «переводят» специальную терминологию на более понятный и простой разговорный язык.

Позитивная цель – уточнение расплывчатых определений, достижение консенсуса в толковании понятий и трактовке фактов. Примеры:

— Какие именно природные факторы вы имеете в виду?

— Что вы подразумеваете под «некими обязательствами»?

Негативная цель – требование дать точное определение понятия с целью загнать  тупик или выставить собеседника некомпетентным. Примеры:

— Вы уже долго говорите о совести, но можете ли вы дать точное определение?

— А как определял слово «скромность» Артур Шопенгауэр?

Вопросы, направленные на достижение взаимопонимания

Данные вопросы требуют от оппонента дополнительных пояснений и комментариев. Цель – передача отвечающему ведущей роли. Он должен будет давать развёрнутые ответы, давать собственные объяснения, а не оценивать уже озвученное мнение, и самостоятельно вести разговор. Примеры:

— Мы уже больше часа обсуждаем эту тему. Какие выводы вы бы могли сделать из сказанного?

— Как вы оцениваете наши действия в сложившейся ситуации?

Повествовательные и описательные вопросы

Такие вопросы призваны передать отвечающему роль рассказчика. Здесь уже будет уместно высказывать субъективное мнение и давать личную оценку.

Позитивная цель – реконструкция событий с точки зрения отвечающего. Примеры:

— Как вам наш последний корпоратив?

— Вы можете описать, как это произошло?

Негативная цель – указание на недостатки собеседника или его вину. Примеры:

— Как получилось так, что организованное вами мероприятие вышло из-под контроля?

— Как изменилась ваша работа над проектом, когда вы осознали, что он принесёт в 2-3 раза меньше прибыли, чем планировалось?

Вопросы-мостики

Помимо собственно вопроса они содержат в себе ещё и утверждение: факт, мнение или даже оскорбление. Чем утверждение дальше по смыслу от вопроса, тем сложнее нам это утверждение проанализировать и либо принять, либо отвернуть, перед тем как отвечать на вопрос.

Позитивная цель – утверждение положительного содержания разговора, его «облагораживание». Примеры:

— Вы – опытнейший специалист. Как вы считаете, мы всё делаем правильно?

— Достижение победы в спорах – ваша основная работа. Как вы этому научились?

Негативная цель – отрицательные высказывания о собеседнике. Вопрос зачастую задаётся не к месту. Примеры:

— Маркетинг, как оказалось, не ваша тема. А любите ли вы готовить?

— Многие ваши проекты уже увенчались провалом, где вы планируете брать деньги на реализацию новых?

Вопросы-фильтры

Они фильтруют темы разговора. С помощью вопросов-фильтров один из собеседников фокусирует внимание остальных на нужном ему аспекте обсуждения.

Позитивная цель – сузить круг тем, задать определенные рамки разговора и пресечь отвлеченные рассуждения оппонента. Примеры:

— Вы предложили отличный план действий. Что нам теперь следует сделать в первую очередь?

— Неприятности, с которыми мы столкнулись, научили нас многому. Но какой урок был самым главным?

Негативная цель – ограничение возможности собеседника проявить своё красноречие.

— Да, у вас шикарные планы на будущее, но чем вы занимаетесь на сегодняшний день?

— Конечно, мы можем долго обсуждать различные этапы реализации проекта, но что является самым главным и определяющим в достижении успеха?

Вопросы с элементами удивления и сомнения

Они выражают удивление или ставят сказанное под сомнение. Вопросы с элементами удивления могут как побудить собеседника продолжать рассказывать, так и заставить остановиться перед встреченным скепсисом. Здесь решающее значение имеют интонации, мимика и тон.

Позитивная цель – стимулирование собеседника на продолжение повествования. Примеры:

— Ничего себе! И что же было дальше?

— Вот это да! Чем это потом закончилось?

Негативная цель – насмешливое комментирование услышанного. Примеры:

Насмешливо: «Бывают же чудеса!».

Зевая: «Ух, ну ничего себе!».

Психологические вопросы

Такие вопросы помогают раскрыть сознательные, подсознательные и бессознательные переживания, мотивы и чувства. Психологические вопросы заставляют отвечающего объяснять свои реакции, искать причины поступков и анализировать поведение.

Позитивная цель заключается в том, чтобы дать собеседнику описать пережитое им состояние, придать эмоциональную окраску. Примеры:

— Как вы пережили эту потерю?

— Что вы почувствовали, когда узнали об этом?

Негативная цель – через привнесение эмоций заставить человека оправдываться. Примеры:

— Вы загубили идею. Что вы теперь чувствуете?

— Как ваша семья отреагировала на ваше увольнение с работы?

Упражнение: Составьте по 2-3 вопроса каждого типа.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Весь цикл статей об эвристических уловках:

Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Часть вторая. Возможности языка
Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы
Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы
Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом
Часть шестая. Техники убеждения
Часть седьмая. Ложные аргументы
Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы
Часть девятая. О видах вопросов
Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: