Как это риторический вопрос: Риторический вопрос: что это и как его использовать, примеры в литературе
Риторический вопрос: что это и как его использовать, примеры в литературе
Риторический вопрос — это такой вопрос, который не требует ответа. Задаётся он скорее с целью придать речи эмоциональную окраску. Ответа такой вопрос не требует, потому что ответ понятен и так или будет прояснён самим говорящим позже.
Понять легче всего на примерах:
- «На столе были пончики, торты, эклеры, мороженое… Кто бы тут устоял? Вот и я не смогла».
- «Поверите ли? Он опять пришёл без на приём без галстука».
- «Как можно быть таким глупым?».
- «Что я, собственно, знаю о составе и свойствах почвы, о геологии острова? Мои познания в области его истории невероятно убоги». (М. А. Хансен «Лжец»).
- «А мы? Не так же ль мы сошлись на краткий миг для переклички?» (Анна Ахматова).
Зачем нужен риторический вопрос?
Риторические вопросы содержат в себе утверждение, а не вопрос. Они показывают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к чему-то.
Такая фигура речи применяется, когда говорящий стремится к монологу, а не обсуждению. Задавая риторический вопрос, мы помогаем себе продолжать говорить дальше. Как будто это собеседник нас спросил о чём-то.
Так мы также показываем своё отношение к предмету разговора, добавляем эмоции.
Эмоции могут быть как негативными: удивление, осуждение, негодование, душевные муки; так и положительными, когда мы хотим привнести в нашу речь толику юмора.
- «— Почему, когда Луна полная — это красиво, а когда я — нет?».
- «А знаете ли вы, что наличие мозга, это дополнительная нагрузка на позвоночник?».
Риторические вопросы используют и в рекламных целях: «Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам!» (реклама стирального порошка Tide).
В литературе используется в основном в монологах, в мыслях вслух. Либо авторы могут добавлять риторические вопросы для придания определённого образа герою или в целях создания комедийного эффекта.
- «Что вам посоветовать? Не стану читать нравоучений. Мораль гуманистическая, но строгая предпишет вам быть верным и преданным…». (Андре Моруа)
- «Да ты что, спятил?! — крикнул Славик, и Чик поразился его случайной догадке». (Фазиль Искандер)
В устной речи люди тоже часто задают вопросы, которые не требуют ответа. Ведь, если есть возможность использовать риторический вопрос, почему бы так не делать?
Какие есть примеры из литературы?
«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима…».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
«Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?».
(А. С. Пушкин)
«Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках».
(Сергей Есенин)
«Вы Россию действительно любите?
А за что?
До самих не дошло?
За ромашки, березки и лютики?
Не забыли вы душу ее?
Сименона вы с чувством читаете,
уважаемый мною земляк,
А читали ли вы Чаадаева?
Все же Пушкин читал как-никак».
(Евгений Евтушенко «Земляки»)
«Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!..».
(Максим Горький «Песня о соколе»)
«Я впервые испытал всё, чем человеку дано наслаждаться и в добре и во зле, но никогда вы не узнаете, где я был, никогда меня не постигнете: люди, что знаете вы о моей тайне?».
(Стефан Цвейг)
«…Писать она не станет, да и он лишен возможности написать ей… Впрочем, зачем это надобно ему, если хорошенько рассудить? Разве не чистейшая условность, не буржуазный предрассудок полагать, будто они должны переписываться, если ему раньше казалось, что им даже разговаривать-то незачем?».
(Томас Манн)
«Зачем же человеку с теплой кровью
Сидеть подобно мраморному предку?
Спать наяву или хворать желтухой
От раздраженья?».
(У. Шекспир)
Риторические вопросы в английском языке
Такие вопросы присутствуют и в английском языке. Например, в разговорной речи:
- How should I know? (Да откуда ж мне знать?)
- Who cares? (Да кому какая разница?)
Или в литературе у Уильяма Шекспира:
- To be or not to be? (Быть или не быть? Вот в чём вопрос)
- What’s in a name? That which we call a rose by any other name would smell as sweet. (Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет)
Знаки препинания
Несмотря на то, что риторический вопрос — это скорее утверждение, в конце мы ставим вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательные знаки вместе (?!).
Риторическое восклицание и риторическое обращение
Риторическое восклицание — фигура речи, задача который подремонтировать чувства говорящего. Такое восклицание броское, кричащее. В конце него ставится восклицательный знак. Имеет два вида: аганактезис и катаплока.
Аганактезис используют для выражения негодования.
«Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Катаплоку — для неожиданной вставки в речи, обычно этот приём оформляется в скобках или с помощью тире.
«Другой к стеночке пошёл
Искать прибыли
(И гордец же был – сокóл!)
Разом выбили».
(Марина Цветаева «Кем полосынька твоя…»)
Риторическое восклицание может быть использовано вместе с риторическим вопросом. Например:
- «Боги бессмертные! (воклицание) Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Что за государство у нас? (вопрос)» (Цицерон)
- «А вы! о боже мой! (восклицание) Кого себе избрали? (вопрос)» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Риторическое обращение — другая стилистическая фигура.
«Мечты, мечты! где ваша сладость?».
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
«Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам,
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!».
(М. И. Цветаева «Плач Ярославны»)
«Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!».
(Максим Горький «Песня о соколе»)
«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король».
(Анна Ахматова «Сероглазый король»)
Узнайте также, что такое Сарказм.
Что значит риторический вопрос. Чем опасны риторические вопросы?
Риторический вопрос — это вопрос-утверждение, который не требует ответа. Подразумевается, что ответ на него очевиден. Например: «Вы что, с ума все посходили?»; «Сколько можно терпеть?»; «За кого вы меня принимаете?»
Задача риторического вопроса — привлечь внимание слушателей или читателей, заставить задуматься над проблемой и подтолкнуть к определенному выводу.
Риторический вопрос в устах сэра Генри в фильме «Собака Баскервилей»
Риторические вопросы издавна используются в ораторском искусстве, в литературе и публицистике. Древнеримский оратор Цицерон начал свою обличительную речь против заговорщика Катилины риторическим вопросом: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением?»
Помимо риторических вопросов, иногда используются риторические восклицания («О времена, о нравы!») и риторические обращения («Поэт! не дорожи любовию народной»).
Примеры риторических вопросов в литературе
Что он Гекубе, что она ему?
У. Шекспир, «Гамлет»
А судьи кто?
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
А.С. Пушкин, «Деревня»
Что пользы напрасно и вечно желать?
М.Ю. Лермонтов, «И скучно и грустно»
Ребята! не Москва ль за нами?
М.Ю. Лермонтов, «Бородино»
Русь, куда ж несешься ты?
Н.В. Гоголь, «Мертвые души»
О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов, «О Волга! после многих лет…»
Вопросы-ловушки. В чем опасность риторических вопросов?
Риторические вопросы никак особо не обозначаются на письме — в конце ставится вопросительный знак. В речи риторические вопросы произносятся с вопросительной интонацией. Именно поэтому иногда возникает путаница: читатель или слушатель может не догадаться, что перед ним фигура речи, а не обычный вопрос.
Риторические вопросы хороши в монологах — в литературе, публицистике, выступлениях с трибуны. Но если вы ведете деловой или дружеский разговор, задавать такие вопросы опасно, предупреждают специалисты по межличностному общению.
В обычной беседе риторические вопросы чаще всего превращаются в наводящие вопросы, которые мешают конструктивному диалогу, предупреждают Бен Бенджамин, Анита Саймон и Эми Игер в книге «Совсем другой разговор».
Наводящий вопрос — это вопрос-ловушка, ведь он подразумевает определенный «правильный» ответ. Пример подобного вопроса: «Не лучше ли подождать, чтобы убедиться наверняка?»
Наводящие вопросы состоят из двух элементов: это сразу и мнение, и собственно вопрос. Поэтому они сбивают собеседника с толку: то ли нужно отвечать на вопрос, то ли просто согласиться. Особенно вредны такие вопросы руководителям, с которыми подчиненные не решаются спорить: босс может не понять, что на самом деле с ним не согласны.
Что делать с наводящими вопросами? Учитесь отделять свое мнение от вопроса, призывают Бенджамин, Саймон и Игер. Например, выскажите свой взгляд на проблему, а уже потом задайте вопрос: «Я считаю, что это хороший вариант. А ты что думаешь?» Если же вам нужен абсолютно беспристрастный ответ, то просто задайте вопрос, не афишируя свое мнение: «Что вы думаете об этом варианте?»
Пример — чем заменить наводящий вопрос.
Риторический вопрос: «Как можно столько тратить, разве мы миллиардеры?»
Мнение: «Мне кажется, что это будет слишком дорого».
Закрытый вопрос: «В нашем бюджете есть деньги, чтобы покрыть эти расходы?»
Открытый вопрос: «Как мы можем покрыть эти расходы?»
Но, конечно, когда вы переходите к прямым вопросам вместо риторических, будьте готовы услышать ответы, которые могут вам не понравиться. Такова плата за честность.
Чёрная риторика. Часть десятая. Типы вопросов
Мы уже рассмотрели виды вопросов, теперь поговорим об их типах, целях, которые с их помощью можно решать, способах использования. А также поупражняемся в формулировке этих вопросов.
Альтернативные вопросы
Вопросы в форме «или-или», которые ставят собеседника в условия ограниченного выбора. Выбор этот чаще всего формален: вы заранее определили возможные варианты ответов, а оппонент выбирает из уже выбранного вами.
Позитивная цель – фокусировка внимания на определенных темах. Негативная – подбор таких альтернатив, при выборе любой из которых собеседник оказывался бы в невыгодном положении.
Упражнение: Придумайте 2-3 негативных и 2-3 позитивных альтернативных вопроса. После этого дайте максимально выгодные ответы на свои же негативные вопросы (скорее всего, вам придётся выйти за рамки данных альтернатив).
Наводящие вопросы
Они призваны наводить собеседника на определенную идею или внушать ему что-либо. Наводящими вопросами вы указываете направление мыслей своего оппонента, манипулируете им.
Позитивная цель – усиление ответа, логически вытекающего из разговора, нахождение точек соприкосновения и улучшение взаимопонимания. Примеры:
— Получается, что мы оба считаем необходимым изменить нынешний план действий, верно?
— Касательно распределения бюджета мы достигли согласия, да?
Негативная цель – направление течения беседы в нужное манипулятору русло при помощи ложных утверждений, уловок и различных приёмов чёрной риторики. Примеры:
— Вы действительно так считаете?
— Неужели вы хотите высказаться против?
— Вы не допустите ничего подобного, так ведь?
Риторические вопросы
Это вопросы, сформулированные согласно законам риторики, но не требующие ответа. Обычно они бессодержательны и очень часто утрированы.
Позитивная цель – подчеркнуть многозначный или уклончивый ответ собеседника. Тут есть сходство с наводящими вопросами, только для последних требуется ответ, для риторических же – нет. Примеры:
— Ничего себе! Кому это понравится?!
— Как он мог не согласиться?!
Негативная цель – стремление высказать провокационное и/или циничное замечание, чтобы вызвать у собеседника чувство неловкости, смутить его. Примеры:
— Как можно быть таким наивным?!
— Ох, и вы имеете смелость утверждать это?!
Упражнение: Придумайте 2-3 высказывания и прокомментируйте каждое из них и позитивным риторическим вопросом, и негативным.
Шокирующие и провокационные вопросы
Они содержат некое требование, причину, стимул или что-то другое, что вызывает внезапные и необдуманные реакции собеседника.
Позитивная цель – прекращение дискуссии, зашедшей в тупик, или использование юмора для временного отвлечения от темы и снятия напряжения. Примеры:
— Разве не смешно, что мы спорим из-за таких мелочей?
— Мы уже битый час обсуждаем, откуда нам взять дополнительный капитал. Не лучше ли поискать способ более рационально использовать то, что уже есть?
Негативная цель – личные нападки на собеседника, провокация. Примеры:
— Вы рассказываете о технических возможностях компьютеров, но сами-то вы можете хотя бы включить его?
— Вы утверждаете, что нужно как можно быстрее выводить на рынок новый продукт, потому что старый продать никак не получается?
Упражнение: Придумайте 2-3 тупиковые ситуации в диалоге и выйдите из каждой из них двумя способами: через негативные провокационные вопросы и через положительные.
Вопросы, повышающие мотивацию
Это побудительные стимулы, которые оказывают влияние на поведение того, к кому они обращены. Такая формулировка вопроса даёт возможность мотивировать собеседника на какое-либо нужное вам действие.
Позитивная цель – вовлечение в дискуссию, мотивация на внесение своего вклада в обсуждение и равноправное распределение ролей. Примеры:
— Что вы, как специалист в данной области, можете сказать об этой идее?
— Какое мнение сложилось у вас, искушенного практика и талантливого аналитика?
Негативная цель – противоположность позитивной: циничные и ироничные высказывания, насмешки и провокации ведут к неравноправному разделению ролей в разговоре. Примеры:
— Последняя ваша идея обернулась крахом, поэтому объясните, как вы планируете реализовать свой замысел на этот раз?
— Как вы, «контроллер последней инстанции», оцениваете выдвинутое предложение?
Карикатурные, утрированные вопросы
Как видно из самого названия, эти вопросы – смешны и имеют преувеличения. Карикатурные вопросы придают диалогу юмористический оттенок.
Позитивная цель – стремление с помощью иронии побудить собеседника дополнить или уточнить своё высказывание. Примеры:
— Вы говорите, что мы можем учиться на исторических примерах. Но где эти примеры?
— В компании за последний год произошло множество изменений, но изменились ли люди, работающие в ней?
Негативная цель – высмеивание высказываний собеседника с помощью ироничных и циничных комментариев. Примеры:
— В компании произошло множество изменений за последний год, но почему создаётся впечатление, что их не было вовсе?
— В компании произошло множество изменений за последний год, но вы уверены, что ни были именно в лучшую сторону?
Конкретизирующие вопросы
Они нужны для уточнения деталей и разъяснения ситуации и положения вещей посредством ответов на поставленные вопросы. В формулировках чаще всего используются уточняющие слова «например», «точно» и «конкретно».
Позитивная цель – конкретизация высказывания, чтобы сделать его более понятным, точным и ясным. Примеры:
— Вы говорили о новых тенденциях рынка. Что именно вы имели в виду?
— Не могли бы вы привести пример того, о чём говорите?
Негативная цель – стремление показать, что собеседник ошибается, говорит вздор, и желание убедить в несправедливости его суждений всех слушателей. Примеры:
— Не могли бы вы сказать, какое конкретно влияние это имеет на наш частный случай?
— Выражайтесь точнее. Какие именно тенденции рынка вы имеете в виду?
Интроспективные и оценочные вопросы
Это тип вопросов предполагает самооценку и самонаблюдение, раскрытие психических и эмоциональных процессов. Отвечая на интроспективные и оценочные вопросы, собеседник познаёт себя, происходит эмоциональное раскрытие. Задающий вопросы стремится узнать личное мнение своего оппонента.
Позитивные цели отличают учёт интересов собеседника и использование нейтральных формулировок. Примеры:
— Как вы оцениваете высказанное предложение?
— Каково ваше личное мнение по данному проекту?
Негативные цели отличают разного рода инсинуации и «наводящий подтекст». Примеры:
— Как вы оцениваете свой личный вклад в провал этого замысла?
— Как вы, человек, не сумевший успешно реализовать ни одного проекта, оцениваете эту идею?
Упражнение: Составьте по два вопроса каждого типа: один позитивный и один негативный.
Информационные вопросы
Они нужны для восполнения недостающей информации. Такие вопросы задаются прямо и по существу. С помощью информационных вопросов собеседники получают необходимые им факты. Личные мнения и субъективные оценки остаются в стороне, главное – поиск фактов и объективных сведений.
Позитивная цель – установление фактов, которые ранее не были известны вопрошающему. Примеры:
— Как давно вы работаете в этой отрасли?
— Извините, а когда заканчивается конференция?
Негативная цель – получение преимущества ввиду того, что задаются вопросы, на которые вопрошающий знает ответы, а его собеседник – нет. Примеры:
— Какой официальный язык в Анголе?
— О чём гласит 124 статья Трудового кодекса Российской Федерации?
Вопросы-сценарии
С их помощью говорящий выстраивает гипотетическую последовательность из фиктивных событий. При этом задаётся предположительная ситуация, которая не связана с реальностью.
Чаще всего в формулировке вопросов-сценариев используются вводные обороты «предположим, что…», «представим, что…», «представим ситуацию, когда…».
Позитивная цель – не получение информации, а снятие «психологических барьеров», изменение взглядов, мнения и представлений. Примеры:
— Допустим, что я решил заказать 1000 экземпляров. На какую скидку я могу рассчитывать в таком случае?
— Представим, что мы приняли ваш проект. Тогда в течение какого времени вы приступите к реализации?
Негативная цель – намерение подтолкнуть собеседника к высказыванию отрицательного мнения о других людях, завести в тупик или показать оппонента с плохой стороны. Примеры:
— Представим, что вы стали директором компании. Руководителей каких отделов вы бы уволили?
— Предположим, что вы получили возможность «брать от жизни всё». Что бы это было?
Определительные вопросы
Они призваны сужать обобщенные понятия, уточнять его или находить эквиваленты. В том числе определительные вопросы «переводят» специальную терминологию на более понятный и простой разговорный язык.
Позитивная цель – уточнение расплывчатых определений, достижение консенсуса в толковании понятий и трактовке фактов. Примеры:
— Какие именно природные факторы вы имеете в виду?
— Что вы подразумеваете под «некими обязательствами»?
Негативная цель – требование дать точное определение понятия с целью загнать тупик или выставить собеседника некомпетентным. Примеры:
— Вы уже долго говорите о совести, но можете ли вы дать точное определение?
— А как определял слово «скромность» Артур Шопенгауэр?
Вопросы, направленные на достижение взаимопонимания
Данные вопросы требуют от оппонента дополнительных пояснений и комментариев. Цель – передача отвечающему ведущей роли. Он должен будет давать развёрнутые ответы, давать собственные объяснения, а не оценивать уже озвученное мнение, и самостоятельно вести разговор. Примеры:
— Мы уже больше часа обсуждаем эту тему. Какие выводы вы бы могли сделать из сказанного?
— Как вы оцениваете наши действия в сложившейся ситуации?
Повествовательные и описательные вопросы
Такие вопросы призваны передать отвечающему роль рассказчика. Здесь уже будет уместно высказывать субъективное мнение и давать личную оценку.
Позитивная цель – реконструкция событий с точки зрения отвечающего. Примеры:
— Как вам наш последний корпоратив?
— Вы можете описать, как это произошло?
Негативная цель – указание на недостатки собеседника или его вину. Примеры:
— Как получилось так, что организованное вами мероприятие вышло из-под контроля?
— Как изменилась ваша работа над проектом, когда вы осознали, что он принесёт в 2-3 раза меньше прибыли, чем планировалось?
Вопросы-мостики
Помимо собственно вопроса они содержат в себе ещё и утверждение: факт, мнение или даже оскорбление. Чем утверждение дальше по смыслу от вопроса, тем сложнее нам это утверждение проанализировать и либо принять, либо отвернуть, перед тем как отвечать на вопрос.
Позитивная цель – утверждение положительного содержания разговора, его «облагораживание». Примеры:
— Вы – опытнейший специалист. Как вы считаете, мы всё делаем правильно?
— Достижение победы в спорах – ваша основная работа. Как вы этому научились?
Негативная цель – отрицательные высказывания о собеседнике. Вопрос зачастую задаётся не к месту. Примеры:
— Маркетинг, как оказалось, не ваша тема. А любите ли вы готовить?
— Многие ваши проекты уже увенчались провалом, где вы планируете брать деньги на реализацию новых?
Вопросы-фильтры
Они фильтруют темы разговора. С помощью вопросов-фильтров один из собеседников фокусирует внимание остальных на нужном ему аспекте обсуждения.
Позитивная цель – сузить круг тем, задать определенные рамки разговора и пресечь отвлеченные рассуждения оппонента. Примеры:
— Вы предложили отличный план действий. Что нам теперь следует сделать в первую очередь?
— Неприятности, с которыми мы столкнулись, научили нас многому. Но какой урок был самым главным?
Негативная цель – ограничение возможности собеседника проявить своё красноречие.
— Да, у вас шикарные планы на будущее, но чем вы занимаетесь на сегодняшний день?
— Конечно, мы можем долго обсуждать различные этапы реализации проекта, но что является самым главным и определяющим в достижении успеха?
Вопросы с элементами удивления и сомнения
Они выражают удивление или ставят сказанное под сомнение. Вопросы с элементами удивления могут как побудить собеседника продолжать рассказывать, так и заставить остановиться перед встреченным скепсисом. Здесь решающее значение имеют интонации, мимика и тон.
Позитивная цель – стимулирование собеседника на продолжение повествования. Примеры:
— Ничего себе! И что же было дальше?
— Вот это да! Чем это потом закончилось?
Негативная цель – насмешливое комментирование услышанного. Примеры:
Насмешливо: «Бывают же чудеса!».
Зевая: «Ух, ну ничего себе!».
Психологические вопросы
Такие вопросы помогают раскрыть сознательные, подсознательные и бессознательные переживания, мотивы и чувства. Психологические вопросы заставляют отвечающего объяснять свои реакции, искать причины поступков и анализировать поведение.
Позитивная цель заключается в том, чтобы дать собеседнику описать пережитое им состояние, придать эмоциональную окраску. Примеры:
— Как вы пережили эту потерю?
— Что вы почувствовали, когда узнали об этом?
Негативная цель – через привнесение эмоций заставить человека оправдываться. Примеры:
— Вы загубили идею. Что вы теперь чувствуете?
— Как ваша семья отреагировала на ваше увольнение с работы?
Упражнение: Составьте по 2-3 вопроса каждого типа.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках:
Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Часть вторая. Возможности языка
Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы
Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы
Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом
Часть шестая. Техники убеждения
Часть седьмая. Ложные аргументы
Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы
Часть девятая. О видах вопросов
Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Что такое риторический вопрос?
Риторический вопрос – это вопросительное по своему строению предложение, передающее сообщение о чём-либо, при этом представляющее собой подобие повествования. Риторический вопрос используется в том числе для выражения эмоций говорящего. Задают его не с целью получения ответа, а ради экспрессивного выражения утверждения.
Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. В любом случае под вопросительным высказыванием подразумевается вполне определённый, всем известный ответ. Пример риторического вопроса: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!» (А.С. Пушкин). Цель высказывания – не получить ответ на вопрос (который даже не снабжается вопросительным знаком), а привлечь внимание читателей к проблеме станционных смотрителей, с которыми конфликтовал едва ли не каждый путешественник XIX века.
Риторический вопрос служит для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) какой-либо фразы. Характерная черта этих оборотов – условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторический вопрос, как и риторическое восклицание и риторическое обращение, представляет собой своеобразный оборот речи, усиливающий её выразительность. Отличительной чертой подобных оборотов является их условность, т.е. употребление вопросительной, восклицательной и т.д. интонации в тех случаях, в которых она не требуется, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, придающими известную приподнятость и патетичность повествованию.
Так можно сделать вывод, что риторический вопрос, по сути, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме, поэтому ответ на такой вопрос уже заранее известен.
Вместе со статьёй «Что такое риторический вопрос?» читают:
Что такое принципы?
Что такое тавтология?
Что такое риторический вопрос и нужно ли на него отвечать :: SYL.ru
«Вопрос риторический» — такую фразу приходилось слышать всем, кто был свидетелем чьих-то гневных и разоблачительных выступлений. Обычно ему предшествует длинная тирада, на протяжении которой выступающий оратор взывает к публике, вопрошая: «Доколе мы будем терпеть?» Или: «Сколько можно на это смотреть равнодушно?»
Риторика как метод внушения
Этот прием не нов. Ему уже такое количество лет, которое выражается как минимум четырехзначной цифрой. Основоположником искусства делать речь выразительной — риторики — считается живший в четвертом веке до Рождества Христова греческий философ Аристотель. Но можно предположить, что гневно вопрошать, не ожидая ответа, умели и до него. Современные политики тоже прекрасно знают о том, что такое риторический вопрос, и умеют при случае его задать. Главная задача, которая решается подобной речевой фигурой, — это придание словам большей выразительности и эмоциональной окраски. Каждый человек даже в самой обширной аудитории испытывает иллюзию того, что он не просто слушатель, а еще и собеседник. Ведь ему не просто что-то втолковывают, его спрашивают, а потом даже делают многозначительную, хоть и недолгую паузу, как будто ждут ответа. На самом деле не ждут. Выступающий сам знает ответ и внушает как раз то, что он известен каждому из его слушателей. Что такое риторический вопрос и в чем его отличие от всех прочих? Именно в отсутствии необходимости отвечать. Все вроде бы и так ясно.
Риторика диктаторов
Великим мастером риторики был И. В. Сталин, которого незаслуженно считали человеком немногословным и не умевшим хорошо говорить. Действительно, по сравнению с выступлениями его политического оппонента Л. Д. Троцкого, его речи были образцом лаконичности. В своем большинстве они свободно умещались на обычной грампластинке, вращавшейся со скоростью 78 оборотов в минуту. Зато он отлично знал о том, что такое риторический вопрос, и умел его при случае задать. 3 июля 1941 года Сталин спрашивал советских людей о том, не было ли ошибкой заключение мирного договора с Германией. И сам же отвечал: «Не было». Ранее он так же спокойно спрашивал о том, можно ли равнодушно смотреть на то, как беки и муллы мешают успехам советской власти в Средней Азии. Нет, нельзя такое видеть и чувствовать себя спокойно. Рудольф Гесс вопрошал: «Пушки или масло?» Ясное дело, что орудия предпочтительнее, они дают силу, а от жирного полнеют. Отвечать даже как-то неудобно.
Демократическая риторика
Однако не следует предполагать, что подобные приемы использовали только тоталитарные лидеры. Хорошо осведомлены о том, что такое риторический вопрос, и лидеры демократических западных государств. Правда, в ответ на собственную риторику им порой также приходится выслушивать вопросы, не требующие ответа. Так, например, Барака Обаму коллега из Йемена однажды спросил о том, служит ли он только президентом США или руководит уже во всемирном масштабе? В общем, роль риторического вопроса в воздействии на общественное сознание велика. Обычным людям, которым отводится, как правило, роль слушателя, остается только одно: пытаться дать ответ самостоятельно, каким бы очевидным он ни казался.Риторический вопрос — Википедия. Что такое Риторический вопрос
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен.
Риторическое восклицание и риторическое обращение
Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:
Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал, вертись вкруг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!— Брюсов В. Я.
Здесь слова «взмах», «взлёт», а также слова вылет и влёт, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.
В этом же примере находим и риторическое обращение, то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.
Таким образом, все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.
Примеры риторических вопросов
Ссылки
Примеры риторических вопросов
Риторический вопрос — это вопрос, который задают, не ожидая ответа. На вопрос может не быть ответа, или он может иметь очевидный ответ. Итак, почему вы задаете вопрос и не ждете ответа? Разве они не идут рука об руку?
Ну, иногда эти вопросы задают, чтобы поднять точку. Если ответ очевиден, он выделится среди других. Иногда его используют, чтобы кого-то убедить. В других случаях это используется для литературного эффекта.
Когда писатель задает читателю вопрос, он может провести некоторое время в задумчивом размышлении. Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами риторических вопросов, чтобы узнать, сколько из них вы встречали в своей жизни.
Риторические вопросы с очевидными ответами
Вот несколько примеров риторических вопросов, которые очень очевидны, либо потому, что они обсуждают общеизвестные факты, либо потому, что ответ предлагается в контексте подсказок. Эти риторические вопросы часто задают, чтобы подчеркнуть одну мысль:
- Папа римский католик?
- Дождь мокрый?
- Вы не думали, что я скажу «да», не так ли?
- Хочешь быть неудачником всю оставшуюся жизнь?
- Медведь какает в лесу?
- Рыба умеет плавать?
- Могут ли птицы летать?
- Собаки лают?
- Мяукают ли кошки?
- Свиньи летают?
- А черт возьми?
- В этом нет смысла?
- Есть кто умнее меня?
- Можем ли мы сделать лучше в следующий раз?
- Хотите добиться успеха в этом мире?
- Это что, шутка какая-то?
Риторические вопросы, на которые нет ответов
На некоторые риторические вопросы на самом деле нет ответа, по крайней мере, четкого и краткого.Скорее, они предназначены для того, чтобы начать разговор, спровоцировать дискуссии, побудить к размышлениям или проиллюстрировать чье-то текущее состояние ума. Вот несколько риторических вопросов, на которые, возможно, никогда не будет ответа:
- В чем смысл жизни?
- Почему мы продолжаем?
- Что сегодня с детьми?
- Нет надежды, не так ли?
- Сколько еще продлится эта несправедливость?
- Сколько раз я должен говорить тебе, чтобы ты не кричал в доме?
- Почему я?
- Кто считает?
- Какая разница?
- Зачем?
- Как мне узнать?
- Могу ли я любить тебя больше?
Риторические вопросы можно использовать, чтобы выразить точку зрения; их спрашивают, не ожидая ответа.
Риторические вопросы в литературе
Писатели любят побуждать к дальнейшим размышлениям и размышлениям. Риторические вопросы — отличный способ добиться этого. Оставление вопроса в воздухе позволит читателю провести дополнительное время в размышлениях. Вот несколько примеров из литературы:
«… О Ветер,
Если наступит зима, может ли весна быть далеко позади?»
— Перси Биши Шелли«Если ты уколешь нас, разве мы не истечем кровью?
Что происходит с отложенным сном?
Если нас пощекотать, разве мы не смеемся?
Если вы отравите нас, разве мы не умрем?
А если вы нас обидите, не отомстим ли мы?
-Уильям Шекспир
Высыхает, как изюм на солнце?
Или гноиться как болячка —
А потом бежать?
Воняет тухлым мясом?
Или корочка и сахар —
, как сиропная конфета?
-Langston Hughes
Риторические вопросы в известных выступлениях
Один из лучших способов привлечь внимание аудитории к вашей речи — задать риторический вопрос.Это открывает им пол, без необходимости открывать пол и позволять всем говорить. Это просто дает возможность заинтересовать их, а затем продолжить подчеркивать ваши точки зрения. Вот несколько примеров риторических вопросов в известных выступлениях:
Может ли кто-нибудь взглянуть на запись этой администрации и сказать: «Молодец»?
Может ли кто-нибудь сравнить состояние нашей экономики, когда администрация Картера пришла к власти, с тем, где мы находимся сегодня, и сказать: «Продолжайте в том же духе»?
Может ли кто-нибудь, глядя на наше пониженное положение в мире сегодня, сказать: «Давайте еще четыре года этого»?
-Джимми КартерПосмотри на меня! Посмотри на мою руку! Я пахал, сажал и собирал в сараи, и никто не мог меня возглавить! А разве я не женщина? Я мог бы работать столько же и есть столько же, сколько мужчина — когда я мог бы это получить — и тоже нести плеть! А разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них было продано в рабство, и когда я плакал от горя матери, никто, кроме Иисуса, меня не услышал! А разве я не женщина?
-Sojourner Truth
Являемся ли мы нацией, которая терпит лицемерие системы, когда рабочие, которые собирают наши плоды и застилают наши кровати, никогда не имеют шанса добиться соблюдения закона? Являемся ли мы нацией, которая признает жестокость вырывания детей из рук их родителей? Или мы нация, которая ценит семьи и работает над их сохранением? »
-Барак Обама
Когда зададут риторический вопрос
При всех этих сценариях «что, если» у вас может возникнуть вопрос, когда задать риторический вопрос.Как правило, они используются в разговорах, в которых говорящий хочет донести важную мысль.
Выразить свою точку зрения в форме вопроса иногда более поразительно, чем однозначное утверждение. Давайте рассмотрим несколько возможных сценариев, когда будет задан риторический вопрос:
- Ваша девушка спрашивает, любите ли вы ее. Вы говорите: «Папа католик?» иметь в виду, что вы любите ее так же очевидно, как и то, что лидер католической церкви католик.
- Родитель спорит с ребенком о важности хороших оценок.Родитель спрашивает: «Хочешь ли ты прожить здесь, в подвале, всю оставшуюся жизнь?», Надеясь, что ребенок поймет, что хорошие отметки ведут к более высокооплачиваемой работе.
- Двое мужчин поссорились в баре. Один говорит: «Вы хотите, чтобы я ударил вас по лицу?» Очевидный ответ — нет.
- Женщина сообщает мужу, что беременна, и показывает ему тест на беременность. Он говорит: «Ты серьезно?» Это подчеркивает его удивление по поводу новости
- Ребенок просит очень дорогую игрушку.Его родители спрашивают: «Ты думаешь, деньги растут только на деревьях?» Это должно заставить ребенка остановиться и подумать о том, как за вещи платят.
Используйте литературные устройства, чтобы взволновать вашу аудиторию
Итак, в следующий раз, когда вы захотите выдвинуть точку зрения или взволновать аудиторию, подумайте о том, чтобы открыть или завершаюсь риторическим вопросом. У него есть возможность оставить ваше мнение в воздухе для дальнейшего рассмотрения
И на этом веселье не заканчивается. Для начинающего писателя доступны всевозможные литературные приемы.Аналогии, метафоры и даже звукоподражания могут улучшить ваше письмо. Наслаждайтесь этими примерами риторических приемов, чтобы узнать, какой из них вы исследуете дальше!
Риторический вопрос: определение и примеры
I. Что такое риторический вопрос?
Риторический вопрос — это вопрос, который задают не для того, чтобы получить ответ от аудитории или читателя. Это просто сделано, чтобы подчеркнуть точку зрения. Разве мы не делаем это все время в повседневной речи? Иногда риторический вопрос остается открытым, но в других случаях оратор сразу же на него отвечает.В любом случае ответа от аудитории не ожидается.
II. Примеры риторических вопросов
Пример 1
«Как обстоят дела с едой в самолетах?»
Такого рода риторические вопросы часто задают стендап-комики. На самом деле они не просят аудиторию ответить на вопрос — они просто устраивают шутку или монолог на тему еды в самолетах.
Пример 2
«Хотите заказать пиццу?»
«Конечно, а почему бы и нет?»
Вы, наверное, уже задавали этот риторический вопрос раньше.Вместо того, чтобы просто сказать «да», вы задаете вопрос. Но вопрос чисто риторический. Представьте, если бы кто-то действительно ответил, объяснив, почему вам не следует заказывать пиццу, — вы можете заподозрить, что они упустили вашу точку зрения.
III. Важность риторического вопроса
Риторические вопросы настолько распространены в повседневной речи, что трудно определить их общий эффект. Это всего лишь часть того, как люди говорят в реальной жизни, поэтому использование риторических вопросов здесь и там может сделать ваше письмо более естественным.Кроме того, вопрос дает ощущение диалога, потому что читатель чувствует, как будто писатель обращается к нему или к ней напрямую . (Модным словом для этого является то, что риторические вопросы «задают вопрос» читателю.)
У риторических вопросов в официальных эссе есть по крайней мере одна четкая цель: они являются отличным способом продвинуть спор (см. Пример в разделе 6). Вместо того, чтобы просто сказать: «Теперь я расскажу о x », вы можете задать вопрос о x и дать читателю лучшее представление о том, куда вы собираетесь.Это гораздо более естественный и разговорный способ писать. Представьте себе званый обед, на котором кто-то поднял руку и объявил, о чем они собираются говорить дальше — никто этого не делает! Но вы легко можете представить, что вместо этого кто-то задает риторический вопрос. Вы можете имитировать этот поток разговора в своем письме.
V. Примеры риторических вопросов в литературе
Пример 1
«Что в имени? То, что мы называем розой по-другому, пахло бы так же сладко! » (Джульетта, Ромео и Джульетта )
Одна из самых известных строк Шекспира — это риторический вопрос.В этой строке Джульетта поднимает вопрос, чтобы доказать свою точку зрения: имена ничего не значат и не имеет значения, неприемлема ли фамилия Ромео для ее родителей. Она задает вопрос риторически и не ожидает, что кто-то войдет и скажет ей, что написано в имени.
Пример 2
«Кто боится Вирджинии Вульф?» (Играет Эдвард Олби)
Этот риторический вопрос также содержит хитроумный каламбур. В пьесе рассказывается о паре английских профессоров, которые обсуждают работы британской писательницы Вирджинии Вульф; они также поют юмористическую версию песни «Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?» на сцене.
VI. Примеры риторических вопросов в поп-культуре
Пример 1
«Если вегетарианцы едят овощи, то что едят гуманитарии?»
Этот анекдот — пример риторического вопроса. На самом деле здесь нет необходимости в ответе, поскольку изюминка уже подразумевается в вопросе — едят ли гуманитарии людей?
Пример 2
«Сколько дорог должен пройти человек, прежде чем вы назовете его мужчиной?»
«Семь!»
(Мона и Гомер Симпсоны, Симпсоны )
В этом эпизоде Симпсоны Мона Симпсон поет известную песню Боба Дилана, в которой первая строка — «Сколько дорог должен пройти человек, прежде чем вы назовете его мужчиной?» Очевидно, это риторический вопрос, потому что певец не ожидает ответа, но Гомер этого не понимает и рискует сделать предположение.
VII. Связанные термины
Апория
«Апория» — это риторическое выражение сомнения, обычно когда автор на самом деле не чувствует сомнения. Апория часто выражается в форме вопроса, и в этих случаях это пример риторического вопроса. Его часто используют в философии и других областях, где много аргументов, когда автор хочет продолжить разговор. Возьмите эту строку из философской статьи, переходя от одного раздела к другому:
Следовательно, демократический гражданин должен говорить как можно яснее, чтобы его или ее сограждане могли понять.Но что именно означает «говорить прямо», когда речь идет о сложных политических вопросах? И есть ли исключения из общего правила?
В этих предложениях автор готовится поднять новый момент в аргументе, а риторические вопросы помогают сгладить переход. Очевидно, автор не ждет ответа — на самом деле автор собирается пойти дальше и сама ответит на вопросы.
Прямой вопрос | Что такое прямой вопрос?
Наша историяЧто такое прямой вопрос? (с примерами)
Прямой вопрос — это вопрос, на который можно ответить (т.е., это не утверждение) и всегда заканчивается вопросительным знаком. Например:- Вы когда-нибудь отправляли текстовое сообщение не тому человеку?
- Вы складываете пиццу, когда едите ее?
- Какое животное было бы самым крутым в масштабе размером с лошадь?
- Кто был вашим худшим учителем?
- Вы бы предпочли побыть на день хоббитом или эльфом?
- В апокалипсисе вы бы предпочли пережить его в одиночку или попытаться найти сообщество, в котором можно жить?
Разница между прямым и косвенным вопросом
Косвенный вопрос — это вопрос, заключенный в высказывание или другой вопрос. Предложение с косвенным вопросом может не заканчиваться вопросительным знаком. В двух приведенных ниже примерах косвенные вопросы затенены.- Ли спрашивает, действителен ли билет. (Это утверждение, а не вопрос. Прямой вопрос: «Действителен ли билет?» Обратите внимание на то, что косвенный вопрос «действителен ли билет» имеет тот же порядок слов субъект-глагол, что и утверждение (т.е., «билет действителен»). Это пример косвенного вопроса в декларативном предложении (т. Е. Утверждении). Обратите внимание, что здесь нет вопросительного знака.)
- Ли спрашивает, действителен ли билет? (На этот раз косвенный вопрос встроен в вопрос. Опять же, прямой вопрос: «Действителен ли билет?» Это пример косвенного вопроса в вопросительном предложении (т. Е. Вопрос). Обратите внимание, что теперь есть знак вопроса.)
Понял? Сделайте быстрый тест.
Примеры прямых вопросов
Есть 3 основных типа вопросов: NB: Если вы еще раз посмотрите на шесть вопросов в верхней части этой страницы, вы заметите, что два верхних — это вопросы типа «да / нет», следующие два — вопросы с вопросительными словами, а последние два — вопросы с выбором.Формирование вопросов типа «да / нет» (с примерами)
Вопросы типа «да / нет» образуются:Вспомогательный глагол + подлежащее + основной глагол + остаток
Вот несколько примеров вопросов «да / нет»:
Вспомогательный глагол | Тема | Главный глагол | Остаток | Возможный ответ |
---|---|---|---|---|
Может ли | Саймон | плавать? | Нет, не может. | |
она | закончила | кричать? | Нет, не слышала. | |
Питер | хочет, чтобы | остался? | Да, знает. | |
они | покинули | вскоре после меня? | Да, сделали. | |
Будет ли | вы | счастливым? | Да, буду. |
Если глагол должен быть в настоящем или прошедшем времени, формат будет следующим:
Глагол Быть | Тема | Остаток | Возможный ответ |
---|---|---|---|
доволен? | Да, я. | ||
Был | он | счастлив? | Да, был. |
Примечание. Поскольку для образования будущего времени требуется вспомогательный глагол, формат глагола должен быть в будущем времени такой же, как и нормальный. (Посмотрите на последнюю строку первой таблицы выше.)
Формирование вопросов «вопросительного слова»
Вопросы с «вопросительным словом» образуются:Вопросительное слово + Вспомогательный глагол + Тема + Главный глагол + Остаток
Вот несколько примеров вопросов с «вопросительным словом»:
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Тема | Главный глагол | Остаток | Возможный ответ |
---|---|---|---|---|---|
Куда | сделала | она | пошла? | Лондон. | |
Почему | у | они | начали | играть раньше? | Из-за дождя. |
Когда | будет | Lee | поймать | приличный бас? | Наверное, никогда. |
Кто | он | воюет | в субботу? | Какой-то французский сумасшедший. |
Когда вопросительное слово who , формат:
Вопросительное слово (и тема) | Главный глагол | Остаток | Возможный ответ |
---|---|---|---|
Кто учил Ли | рыбачить? | Никто. | |
Кто | думает | о субботе? | Я. |
При использовании глагола как в настоящем или прошедшем времени используется следующий формат:
Вопросное слово | Глагол Быть | Тема | Остаток | Возможный ответ | |
---|---|---|---|---|---|
Когда | это | Пасхальное воскресенье? | Перед пасхальным понедельником. | ||
Почему | такие | ты | злишься? | Без причины. | |
Что | было | тем шумом? | Это был слон. | ||
Когда | были | они | сделали? | Более тысячи лет назад. |
Подробнее о вопросительных словах:
Что такое вопросительные местоимения?
Что такое вопросительные прилагательные?
Формирование вопросов выбора
Формируются вопросы с выбором:Вспомогательный глагол + Тема + Главный глагол + Вариант 1 + «или» + Вариант 2
Вот несколько примеров вопросов с выбором:
Вспомогательный глагол | Тема | Главный глагол | Вариант 1 | или | Вариант 2 | Возможный ответ |
---|---|---|---|---|---|---|
У | вы | пьете | чай | или | кофе? | Чай. |
Уловил ли | Lee | бас | или | бас? | Урод. |
При использовании глагола как в настоящем или прошедшем времени используется следующий формат:
Глагол Быть | Тема | Вариант 1 | или | Вариант ответа 2 | |
---|---|---|---|---|---|
это | правда | или | ложь? | Это правда. | |
Были | вы | разочаровали | или | разозлились? | Злой. |
Подробнее о прямых вопросах
Прямой вопрос может быть риторическим. Риторический вопрос — это прямой вопрос, не требующий ответа.Риторические вопросы обычно используются как очевидные утверждения. Например:
- Что не нравится?
- Что сегодня с детьми?
- Что случилось с вашим голосованием?
- Стоил ли проект своих денег?
Почему меня должны волновать прямые вопросы?
Если вы изучаете или преподаете английский язык, важно изучить различные структуры вопросов. Умение задавать вопросы очень важно.- Кто задает вопрос — дурак минутку. Тот, кто не остаётся дураком, навсегда. (Китайская пословица)
- Главное — никогда не переставать задавать вопросы.(Физик Альберт Эйнштейн)
(Причина 1) Не используйте вопросительный знак вместо вопроса.
Самая распространенная ошибка, связанная с прямыми вопросами, — использование вопросительного знака в конце предложения, которое не является вопросом. Эта ошибка обычно возникает, когда предложение содержит косвенный вопрос. В этих примерах косвенные вопросы затенены.- Анне нужно знать, когда придет посылка?
- Подскажите, есть ли у вас аллергия? (Это не вопросы.Вопросительных знаков быть не должно.)
- Нужно ли Анне знать, когда придет посылка?
- Скажите, есть ли у вас аллергия?
(Причина 2) Риторические прямые вопросы делают хорошие заголовки и хороши для добавления нотки дипломатии.
Риторические прямые вопросы являются хорошими заголовками, потому что они побуждают читателей задуматься над ответом, прежде чем читать дальше.- Кто был ответственным за пандемию гриппа? (Это более увлекательно, чем такое название, как «Ответственность за пандемию гриппа».)
- Стоил ли BREXIT? (Заданное как риторический вопрос, это название не полностью раскрывает предвзятость автора в отношении выхода Великобритании из Европейского Союза.)
Ключевые моменты
- Не ставьте вопросительный знак без вопроса.
- Объясните, почему это правда? (Это не прямой вопрос.)
- Используйте риторический прямой вопрос в качестве заголовка, чтобы заинтересовать читателей, или как мягкое заявление, когда требуется некоторая дипломатия.
Помогите нам улучшить грамматику Monster
- Вы не согласны с чем-то на этой странице?
- Вы заметили опечатку?
См. Также
Какой косвенный вопрос? Что такое вопросительный приговор? Что такое повествовательное предложение? Что такое вспомогательные глаголы? Что является предметом приговора? Что такое вопросительные местоимения? Что такое вопросительные прилагательные? Словарь грамматических терминоввопросительных знаков (использование и примеры)
Наша историяВопросительные знаки
Знак вопроса используется, чтобы показать, где заканчивается вопрос.Например:- В самом деле?
- Если бы я был двуличным, надел бы я это? (Президент Авраам Линкольн)
- Если нет Бога, кто выскочит следующий платок? (Автор Art Hoppe)
- Какое еще слово означает тезаурус? (Комик Стивен Райт)
Понял? Сделайте быстрый тест.
Вопросительные знаки для обозначения перегиба
Иногда, чаще всего в повествовательной прозе, вопросительный знак используется для превращения предложения, структурированного как утверждение, в вопрос.Знак вопроса говорит читателю добавить вопрос к предложению. Например:- Вы выиграли в лотерею?
- Она сдала тест на мотоцикл?
изменяемое слово
- Вы выиграли в лотерею, а?
- Увидимся в 6 часов, хорошо?
- Вы выиграли в лотерею, не так ли? (Это предложение преобразуется в вопрос меткой вопроса «не так ли.»)
- Вы ведь не выиграли в лотерею? (Тег вопроса положительный, потому что утверждение отрицательное.)
- Вы выиграли в лотерею? (Иногда, в частности, чтобы выразить удивление, положительный тег может использоваться вместе с положительным утверждением.)
Использование (?) Для неопределенности
Иногда в неформальной письменной форме вопросительный знак в круглых скобках (скобках) используется для выражения неопределенности.Например:- Все (?) Сотрудники будут присутствовать на брифинге. (Здесь автор задается вопросом, означает ли буквально «весь персонал» все сотрудника.)
- Для многих мужчин (?) Гладить полезно. (Здесь автор предполагает, что «настоящие» мужчины не сочтут глаженье полезным.)
Помните о косвенных вопросах
Косвенный вопрос — это вопрос, заключенный внутри утверждения (т. Е. Повествовательного предложения) или другого вопроса (т.е., вопросительное предложение).Не используйте вопросительный знак, когда косвенный вопрос встроен в утверждение. Например:
- Он спросил, видел ли я фильм. (Это пример косвенного вопроса. Прямой вопрос: «Вы уже смотрели фильм?»)
- Я не уверен, выдержит ли погода погодные условия? (Это не вопрос. Прямой вопрос: «Выдержит ли [баран] погоду?»)
Вежливая просьба, оформленная в виде вопроса
Часто вежливый запрос принимает форму вопроса. Существует большая снисходительность к тому, заканчивается ли такое предложение знаком вопроса или точкой (точка). Например:- Просим всех тех, кто находится в заднем ряду задать вопрос, поищите места в трех передних рядах. (Это вопрос. Однако он подразумевается как инструкция. Поскольку он объединяет идеи повелительного предложения (команды) и вопросительного предложения (вопроса), его можно закончить точкой (точка) .Допускается также вопросительный знак. Вы можете позволить своему инстинкту вести вас.)
Будьте внимательны к вопросам, которые выглядят как утверждения
Иногда вопрос ощущается как утверждение. Обязательно используйте вопросительный знак в вопросе. Например:- Вы понимаете, если бы не Эдисон, мы бы смотрели телевизор при свечах? (Канадский автор Аль Болиска)
Знаки вопроса в котировках
При использовании в кавычках вопросительный знак следует логике.Другими словами, он будет внутри цитаты, если цитата является вопросом, но он будет снаружи, если все предложение будет вопросом. Например: Вот реальный пример:- Когда мужчина говорит вам, что он разбогател благодаря тяжелому труду, спросите его: «Чей?» (Дон Маркиз, 1878-1937)
Перевернутый вопросительный знак
На испанском языке вопрос вводится в перевернутом виде (т.е., вверх ногами) знак вопроса. Например:- ¿Que es eso? (Что это?)
Как поставить вопросительный знак вверх ногами
В HTML (т.е. для вашего веб-сайта) «перевернутый вопросительный знак» выглядит так: В Microsoft Word есть два способа поставить «перевернутый вопросительный знак»:- 00bf (затем нажмите Alt + X)
- Alt + Ctrl +? (то есть Alt + Ctrl + Shift + / )
Риторический вопросительный знак
Риторический вопрос — это вопрос, на который не ожидается ответа.- Что не нравится?
- Ого, кто знал, что он такой талантливый?
Почему меня должны беспокоить вопросительные знаки?
Самая распространенная ошибка, связанная с вопросительными знаками, — это использование вопросительного знака вместо вопроса.Не ставьте вопросительный знак после отсутствия вопроса.
- Она хочет знать, приехали ли вы?
- Интересно, найдет ли он когда-нибудь свое моджо? (Это не вопросы, а утверждения. Они должны заканчиваться точками (точками).)
Подробнее о косвенных вопросах.
Ключевой момент
- Не используйте вопросительный знак после утверждения, содержащего косвенный вопрос.
- Интересно, правда ли это?
- Мне нужно знать, выбран ли я?
Помогите нам улучшить грамматику Monster
- Вы не согласны с чем-то на этой странице?
- Вы заметили опечатку?
См. Также
Какой косвенный вопрос? Что такое повествовательное предложение? Что такое вопросительный приговор? Что такое повелительный приговор? Подробнее о пунктуации внутри и вне кавычек Словарь грамматических терминовНужен ли вопросительный знак для риторических вопросов?
Сегодня Бонни Тренга поможет нам поговорить о двух специфических вопросах. Разве это не будет весело! «Разве это не будет весело?» — риторический вопрос.Мы также узнаем о его кузине. Это называется теговым вопросом, не так ли? Последнее предложение было примером вопроса-ярлыка.
Все началось из-за вопроса одного из моих подписчиков в Twitter. Аарон хочет знать, есть ли предложение «Разве это не смешно?» правильно, и он хотел бы знать, разрешено ли ему использовать такую конструкцию в формальных ситуациях.
Риторические вопросы
Вы, наверное, слышали риторические вопросы чаще, чем думаете.Вы начинаете предложение с отрицательного слова, когда имеете в виду что-то положительное. Итак, «Разве этот фильм не был отличным?» означает, что вы считаете фильм отличным. Это кажется нелогичным, но так работает английский. Это называется риторическим вопросом, и он может оканчиваться либо вопросительным знаком, либо восклицательным знаком, а в диалоге иногда даже риторический вопрос говорящего может заканчиваться точкой (1).
Другой пример риторического вопроса: «Разве она не уходит?» Этот вопрос означает, что вы думаете, что женщина уходит, но хотите подтвердить.Подобные риторические вопросы принимают отрицательную форму. Если вы спросите: «Разве она не уходит?» вопрос положительный, он становится обычным вопросом: «Она уходит?» Если вы спросите: «Она уходит?» вы не знаете ответа; тогда как с риторическим вопросом «Она не уходит?» вы предполагаете, что она уезжает.
В поп-музыке возникают риторические вопросы. Стиви Уандер, например, написал знаменитую песню под названием «Isn’t She Lovely», текст которой начинается так:
«Разве она не мила,
Разве она не прекрасна,
Разве она не драгоценна? »(2)
г.Уандер определенно считает эту девушку прекрасной, прекрасной и драгоценной. В этом нет никаких сомнений.
Такие риторические вопросы кажутся довольно разговорными. Вы бы не стали писать: «Разве я не идеальный человек для этой работы?» в сопроводительном письме о вакансии, и при этом вы не хотели бы сказать: «Разве не очевидно, что вам следует нанять меня?» в интервью. Есть лучшие способы звучать более квалифицированно и профессионально. Итак, Аарон: нет, не рекомендуется использовать такую конструкцию в формальных ситуациях.
Вопросы по тегам
Второй тип вопросов, о которых мы сегодня говорим, называется теговыми вопросами. «Вопросы по тегам, особенность английского языка, обычно произносятся, а не записываются», — говорится на веб-сайте English Online (3). Риторический вопрос «Она не уходит?» означает примерно то же самое, что и «Она уезжает, не так ли?» Студенты, изучающие английский язык, часто находят такую конструкцию озадачивающей, потому что говорящий использует отрицательную форму для обозначения чего-то положительного.Как мудро объясняет веб-сайт Интересное дело дня : «Самый простой способ составить вопрос-тег на английском — это повторить глагол, отрицать его, а затем повторить тему. Например, «Он умен» превращается «Он умен, не так ли? (4) «Обратите внимание на то, что слово« не »отрицает глагол« есть »из первой части предложения:« Он умен, не так ли? »
«Если глагол уже отрицательный, сделайте его положительным.« Дождь не будет »превращается в« Дождь не будет, не так ли? »(4)« Итак, если бы мы хотели изменить риторический вопрос Аарона » Разве это не смешно? » в вопрос-ярлык, мы бы сказали: «Забавно, не правда ли?» Оба предложения означают: «Я думаю, это забавно.”
Один из ключей к тому, что вопросы с тегами лучше всего оставлять в неформальных ситуациях, заключается в том, что вы часто слышите, как они используются с сокращениями, которые сами по себе немного неформальны. Было бы странно спросить: «Дождя не будет?» Это звучит гораздо более нормально со схваткой: «Дождя не будет, а?»
Сводка
Таким образом, риторические вопросы и вопросы по тегам — нормальные части повседневной речи, но они неформальны. Поэтому в формальных ситуациях их лучше избегать.
Успешный инвестор
Пока вы здесь, посмотрите, пожалуйста, другие шоу «Быстрые и грязные советы». Например, The Winning Investor , Andrew Horowitz, имеет подкаст о том, как читать биржевые графики. Если вы еще не проверили его, попробуйте.
Загадочная история неуместного модификатора
Этот подкаст был написан Бонни Тренга, автором книги The Curious Case of the Misplaced Modifier , которая ведет блог на сайте sizesleuth.blogspot.com, и я Миньон Фогарти, автор книги в мягкой обложке Grammar Girl’s Quick and Dirty Tips for Better Writing .
Список литературы
1. Стилман А. Грамматически правильно . Цинциннати: Дайджест писателей, 2004, стр. 117
2. http://www.mp3lyrics.org/s/stevie-wonder/isnt-she-lovely/. Доступ 2 июля 2009 г.
3. «Изучение языка», English Online , 1996, http://tinyurl.com/mdlsk9. Доступ 2 июля 2009 г.
4. «Вопросы по тегам», Интересная вещь дня , 2005 г., http://itotd.com/articles/425/tag-questions/. Доступ 2 июля 2009 г.
Стилистическое использование структурного значения
A. Риторические вопросы
Б. Литотес
C. Синтаксическая гипербола
D. Повествовательный вопрос
E. Представленная речь .
По аналогии с переносом лексического значения, при котором слова используются не в их первичном логическом смысле, синтаксические структуры могут также использоваться в значениях, отличных от их первичных. Каждая синтаксическая структура имеет определенную функцию, которая называется ее структурным значением. Когда структура используется в какой-либо другой функции, можно сказать, что она принимает новое значение, подобное лексически переданному.
Среди синтаксических SD есть два, в которых можно увидеть этот перенос структурного значения. Это риторические вопросы и литоты.
A. Риторический вопрос — это образ речи в форме вопроса, который задается для риторического эффекта, а не для получения ответа. Обычно это определяется как любой вопрос, задаваемый с целью, отличной от получения информации, которую задает вопрос. Например, «Почему ты такой нетерпимый?» скорее всего, будет выражением вашего мнения о человеке, к которому обращаются, а не искренней просьбой об этом.Точно так же, когда кто-то реагирует на трагическое событие, говоря: «Почему я, Боже ?!» это скорее обвинение или выражение чувств, чем реальный запрос информации. Например. Сколько раз я должен сказать тебе, чтобы ты прекратил входить в дом с грязью на обуви?
Риторический вопрос пытается побудить слушателя задуматься о том, каким должен быть ответ на вопрос (по крайней мере, ответ, подразумеваемый вопрошающим).
Некоторые риторические вопросы становятся идиоматическими английскими выражениями:
Что с тобой?
У тебя нет стыда?
Вы с ума сошли?
Какая разница?
Откуда мне знать?
Вы ожидаете, что я сделаю это за вас?
Риторический вопрос обычно заканчивается вопросительным знаком (?),
e.грамм. Теперь весь лес, казалось, бежал, бежал изо всех сил, охотился, преследовал, приближался к чему-то или — кому-то? В панике он тоже побежал, бесцельно, не зная куда. Кеннет Грэм, Ветер в ивах, гл. 3.
Иногда может заканчиваться восклицательным знаком (!) Или даже точкой (.):
В чем смысл.
Разве это не иронично!
Помимо этих более явно риторических применений, вопрос как грамматическая форма имеет важные риторические измерения.Например, риторический критик может оценить эффект постановки вопроса как метода начала дискурса: Сравнять ли я тебя с летним днем? — говорит персонаж 18-го сонета Шекспира. Такой риторический вопрос, в котором спрашивают мнение слушающих, называется анакоенозом. Этот риторический вопрос имеет определенное этическое измерение, поскольку такой вопрос обычно вызывает симпатию к говорящему в аудитории и, таким образом, повышает его доверие.
Риторический вопрос предполагает собственный ответ; это способ сделать точку.Примеры: Разве вам не стыдно за себя? Какое у вас дело? Как этот идиот был избран? Это не вопросы в обычном смысле слова, а утверждения в форме вопроса.
Многие люди ошибочно полагают, что любой бессмысленный вопрос или вопрос, на который невозможно ответить, можно назвать риторическим вопросом. Следующие вопросы не являются правильными риторическими вопросами: что было лучше всего до нарезки хлеба ?, Если дерево падает в лесу и никто его не слышит, издает ли оно звук? Кто выпустил собак?
Иногда выступающие задают вопросы, чтобы затем перейти к ответам: достаточно ли у нас войск, чтобы выиграть войну? Все зависит от того, как вы определяете победу.Спикер занимается риторикой, но заданный вопрос не является риторическим вопросом в техническом смысле. Вместо этого это вопрос-в-повествовании , имитация диалога, в котором говорящий играет обе роли.
Б . A litotes — отрицательная конструкция, не имеющая отрицательного значения. Это фигура речи, в которой говорящий либо усиливает, либо ослабляет акцент утверждения, отрицая его противоположность, например, вместо того, чтобы называть человека привлекательным, можно сказать, на него не так уж плохо смотреть.
Litotes также можно использовать для ослабления утверждения. Это плохо , но это нормально. может показаться противоречивым, но можно ослабить первую часть, используя литоты, производя «Это не хороший , но это нормально», что является разумным утверждением.
Литоты могут использоваться как намеренное преуменьшение или для выражения амбивалентности, усиления или подчеркивания высказывания, когда говорящий или писатель использует отрицательное слово в иронии для обозначения противоположного.Подобно многим фигурам речи, интерпретация литот зависит от контекста, включая культурный и лингвистический контексты.
Литт: Он был знаком с работами Диккенса. Она не самый дружелюбный человек, которого я знаю. Еда была неплохой. Добраться до Луны было необычной задачей. Ничего страшного. Не подведи меня сейчас! | В отличие от: Он был хорошо знаком с работами Диккенса. она недружелюбный человек Еда была хорошей. Добраться до Луны было фантастической задачей. Это было ничего. Помогите мне! |
В английском языке такие выражения, как not not good, обычно используются в разговорной речи для выражения амбивалентности. Это не обязательно противоположно традиционным литотам, где целью было бы подчеркнуть величину добра.В разговорной речи это не хорошо, но это не , не хорошо, вероятно, означает что-то вроде: «Это не особенно хорошо, но и не особенно плохо». Точно так же в разговорном британском английском фраза not half обычно означает полностью , так как в предложении я не наполовину люблю выпить, что означает, что мне нравится выпить.
Еще несколько примеров: Это несерьезно. У меня крошечная опухоль в мозгу. Дж. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи.
Пробежать марафон менее чем за два часа — немалое достижение.
Некоторые авторы рассматривают литоты как средство выражения скромности (преуменьшения своих достижений) с целью завоевать расположение публики.
Litotes встречается в английской литературе еще с англосаксонских времен. Во многих языках, включая некоторые нестандартные диалекты английского языка, двойное отрицание может использоваться для выражения простого отрицания; Например, на испанском языке № quiero nada (буквально «Я не хочу ничего ») означает, что я ничего не хочу.Ср. с соответствующим российским заявлением.
Есть несколько структурных моделей литот.
а) отрицательная частица и прилагательное с отрицательной приставкой.
Например, 1 ) Он улыбнулся недобро .
2) Андрей вообще не недолюбливает его.
3) Он смеялся над ней, но не злобно .
4) Насколько скользко, Сэм?
— Не редкость со льдом .
б) две отрицательные частицы.
Например: Но в тюрбане и длинной бледной тунике он был не без достоинства .
в) отрицательная частица и слово отрицательного значения.
Например: 1) И даже врач, застенчивый, но не дурак , наполовину бессознательно признал комплимент .
2) Миссис Маршал была немало польщена , когда думала, что она и ее муж были единственными людьми на борту.
3) Брут: Не то, чтобы я любил Цезаря меньше , но я любил Рим больше . (+ антитезис)
4) Он сказал не без достоинства Слишком много болтать неразумно .
г) Иногда структура более свободная.
Например: 1) Я не уверен, что не согласен с вами .
2) Я чувствовал, что не сказал бы Нет чашке чая
Litotes не столь категоричен, как утвердительное утверждение, и предполагает некоторую нерешительность или иногда преднамеренное занижение; синонимом его называют мейоз .
[Например]: одна ядерная бомба может испортить вам целый день.
Его костюм обладал такой эластичностью, которая сдерживалась только первоклассным пошивом, а это не доска по цене намного меньше 30 долларов.
C. Синтаксическая гипербола — это преувеличение или преувеличение на синтаксическом уровне, когда предложение / части предложения / структуры предложения задействованы для создания внезапного юмористического эффекта. Эффект достигается за счет противоречия между самим денотатом и тем, как он описан в предложении:
В мире были великие герои,
Как показали учебники истории;
Но никогда не имя, чтобы прославиться
По сравнению с Жабой! — Кеннет Грэхем, Ветер в ивах, гл.10
Умные люди в Оксфорде Знают все, что нужно знать. Но никто из них не знает и вполовину Так умнее мистера Жаба! Кеннет Грэм, Ветер в ивах, гл. 10
Книжный персонаж, мистер Тоуд, известен своими необдуманными жизненными шагами, подвергая опасности себя и своих друзей.
Некоторые синтаксические EM и SD отражают Стилистическое использование структурного значения . Среди них — вопрос в повествовании и репрезентативная речь (произнесенная и не произнесенная)