Как мы воспринимаем информацию – Типы и способы восприятия информации
Восприятие и представление информации
При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные способы представления информации позволяют описывать объективную действительность необходимыми для той или иной ситуации средствами.
Информация, в какой бы форме она ни предоставлялась, является некоторым отражением реального или вымышленного мира.
Одним из главных достижений человечества стало создание письменности, когда окружающий мир стали описывать с помощью символов и знаков.
Языки естественные и формальные
В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков.
Среди них язык жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык музыки и язык математики, разговорный язык, алгоритмический язык и т.д.
Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков.
В основе языка лежит алфавит — это набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.
Примеры алфавитов: В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, английский язык использует
Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка, называются синтаксисом. В естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения.
Наряду с естественными языками были разработаны
Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.
Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса.
Восприятие информации человеком — свойства, формы
Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.
Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.
Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.
Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.
Каналы восприятия информации
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.
- Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
- Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
- Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
- Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.
Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.
Свойства восприятия
- Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
- Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
- Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
- Константность.
Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях. - Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.
Сложные формы восприятия информации
- Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
- Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
- Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
- Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.
Особенности восприятия информации
Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.
Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.
Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.
Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.
Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.
Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.
psyh.info
Как технологии и интернет изменили наше восприятие информации
Денис Золотарёв
Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики. Блог на Medium.
Возникновение и развитие глобальной Сети можно считать событием, по значимости сравнимым с изобретением книгопечатания: технология печати подвижными литерами за пару столетий перевернула все принципы воспроизведения, распространения и потребления информации. Интернету хватило на то же самое несколько десятков лет.
Как в результате этого изменились мы сами? Каковы особенности восприятия информации сегодняшним средним пользователем Сети? Влекут ли они за собой позитивные или негативные последствия? Попробуем ответить на эти вопросы.
Я выделил ряд трендов, наметившихся среди активных пользователей — тех людей, которые в наибольшей степени погружены в цифровые коммуникации. Этот список субъективен и в основном описывает то, что я вижу вокруг и какие изменения наблюдаю в самом себе.
1. Мы стали быстрее
Теперь мы воспринимаем больше данных за единицу времени, наша «пропускная способность» увеличилась.
Ежедневный объём необходимой к усвоению информации растёт, времени на потребление отдельных фрагментов становится всё меньше. При этом информационная ёмкость сообщений стремится сохраниться на прежнем уровне. Это приводит к «уплотнению» сообщений и возрастанию нашей «пропускной способности».
Посмотрите, как менялись ролики Apple за последние 9 лет:
- 2009 год — iPhone 3GS.
- 2011 год — iPhone 4s.
- 2016 год — iPhone 7 и 7 Plus.
- 2017 год — iPhone X.
В последних видео даже нет закадрового голоса. Голос — это слишком долго. Текст воспринимается гораздо быстрее.
Но нельзя утверждать, что возрастает и скорость качественной обработки информации. В нас можно загрузить больше за меньшее время, но ускоряется ли при этом анализ и обработка?
2. Наша мультизадачность возросла
Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.
Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.
Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.
Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.
В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.
3. Нам всё сложнее концентрироваться
Исследования , проведённые Microsoft в 2015 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок).
Так ли это? С одной стороны, все согласятся, что читать художественную литературу стало сложнее — постоянно хочется отвлечься на что-то ещё. С другой стороны, это мало отразилось на рабочих процессах. Cпособность к концентрации зависит от выполняемой задачи и степени мотивированности человека. Да и достоверность проведённых исследований вызывает ряд вопросов .
Успевшие надоесть разговоры про клиповость мышления во многом строятся на анализе современного информационного продукта, объясняя происходящие изменения потребностями зрителей, хотя это может объясняться трендами в индустрии создания контента. Так, например, это исследование показывает, как среднее время монтажных склеек в фильмах непрерывно сокращалось с 10 секунд в 1930-х годах до 4 секунд в 2010-х. Похоже, представители киноиндустрии научились эффективно работать с монтажом и удерживать внимание зрителя.
Любопытный факт: только сейчас скорость фильмов приблизилась к экспериментальным картинам русских футуристов 1920-х, почти неизвестных широкой публике, но очень уважаемых специалистами из сферы кино.
При этом нельзя не отметить стремление постоянно перепрыгивать с канала на канал, что связано не столько с плохой концентрацией, сколько с тем, что нашего внимания требуют всё новые раздражители.
4. Картинки стали для нас новым письмом
Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в XX веке оно возродилось в виде навигационных пиктограмм.
Навигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщениеВ дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.
Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.
Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.
В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).
Известные мемы, стикеры и эмодзиГрамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.
5. Информация стала для нас строительным материалом
Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.
Фрагмент фильма, найденная или сделанная самостоятельно фотография, скриншот переписки — всё становится основой для новых коммуникаций.
Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Это один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.
Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.
6. Мы считываем информацию фрагментами и по диагонали
У нас не хватает времени и терпения потреблять контент от и до. Исследования показывают, что пользователи Сети больше не читают в привычном смысле слова. Они «сканируют» страницу , выхватывая отдельные слова и предложения.
Широкое распространение получил термин «F-паттерн» — принцип, по которому пользователи Сети часто просматривают ресурсы (повышенное внимание к первым строчкам и беглый просмотр начала следующих). На уровне тепловой карты это действительно напоминает букву F.
F-паттерн«Сканирование» касается не только текстовой информации. Мы перематываем ролики, фильмы и подкасты. В итоге контент, считываемый по диагонали, создаётся для такого потребления.
Это выражается в жёстком структурировании текстов, дроблении контента на фрагменты, внедрении навигации или функции ускоренного просмотра в видео.
Многие сайты начали внедрять навигацию в плеер, отмечая на ползунке знаковые места видео или аудио либо вынося их в отдельное оглавление. Некоторые идут дальше и пробуют создавать новые (очевидно, вдохновлённые Stories) форматы, как, например, этот проект от The New York Times.
Тем не менее вдумчивое чтение всё ещё с нами и, по утверждениям специалистов, играет большую роль в развитии мышления .
7. Нам легче оперировать абстракциями
Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.
Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.
Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.
8. Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством
Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.
Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.
Подчёркнуто неумелый рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментомВ поисках новых стилей и способов выражения дизайнеры вдохновляются как современными технологиями (мультфильм, использующий случайные эффекты в работе с программами 3D-визуализации), так и низкой эстетикой массового софта (этот ролик обыгрывает стилистику ранних текстовых и графических редакторов).
Что нас ждёт дальше?
Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к медленному потреблению (Slow TV), цифровой детокс. Всё это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но поможет нам нащупать баланс между онлайном и офлайном и научит осознанному потреблению информации.
На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами информационная среда.
lifehacker.ru
5 психологических исследований по восприятию визуальной информации
Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия окружающей среды с помощью сенсорных стимулов? И как мы интерпретируем то, что видим?
Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.
Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы интерпретируем то, что видим, помогает нам проектировать визуальную информацию.
Сбалансированная инфографика предполагает грамотное использование визуального представления (например, диаграмм, графиков, иконок, изображений), соответствующий выбор цветов и шрифтов, подходящего макета и карты сайта и др. И нельзя забывать о данных, их источниках и темах, что не менее важно. Но сегодня речь пойдет не о них. Мы сосредоточимся на визуальной стороне информационного дизайна.
1. Теория визуального предположения Грегори
Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.
Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.
Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:
Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо
Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.
Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?
1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.
2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.
3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.
Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.
2. Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов
По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.
В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.
Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.
Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:
Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?
- Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
- Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
- Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
- Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.
Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента
Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.
3. Феномен бинокулярного соперничества
Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.
В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.
В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?
- По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
- В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.
Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.
Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый – подавленное:
Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?
- Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
- Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.
Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.
4. Влияние типографики и эстетики на процесс чтения
Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?
Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.
В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.
Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):
В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.
После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.
Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?
- Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
- Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
- Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.
Хорошая типографика влияет на настроение пользователей и их способность принимать решения
Совет №4 по информационному дизайну, основанный на эксперименте Ларсена и Пикард, выявляющем влияние типографики: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.
5. Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену
Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?
Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.
Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):
«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».
Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.
В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.
Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.
Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.
Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:
Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:
Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?
- Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
- Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
- В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.
Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.
Выводы
Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, помогает улучшить инфографику. Обобщая выводы рассмотренных экспериментов, предлагаем вашему вниманию ключевые советы по дизайну визуальной информации:
1. Макет и дизайн
- Тема и дизайн должны соответствовать информации.
- Не перегружайте инфографику вашей страницы.
- Используйте тематические иконки.
- Располагайте контент в надлежащей последовательности.
- Используйте заголовки, чтобы задать ключевые ожидания.
2. Видеоряд
- Визуальные эффекты должны сопровождать текст.
- Покажите важные цифры на графиках и диаграммах.
- Используйте правильные картинки и иконки для представления ваших данных.
3. Цвета
- Сократите количество цветов для комплексного контента.
- Делайте контрастность выше между важной визуальной информацией и фоном.
- Используйте гармоничные цвета темы.
- Используйте дисгармоничные цвета с умом.
- Используйте обычные цвета для важных объектов.
4. Типографика
- Выбирайте удобочитаемые шрифты.
- Оставьте достаточно пустого пространства между заголовком и текстом или картинкой.
- Не накладывайте картинки или иконки на текст.
- Установите достаточные пробелы между символами.
Теперь, когда вы знаете все тонкости создания красивой и убедительной инфографики, дело за вами!
Высоких вам конверсий!
По материалам: piktochart.com.
Источник картинки: Rick Berkelmans.
idoorway.mirtesen.ru
Как мы воспринимаем разные виды информации
Виды информации поступают к нам разными каналами и влияют на наш мозг по-разному. Визуалы, аудиалы, кинестетики, диджиталы (ведущий канал — логический) реагируют на стимулы внешнего мира с некоторыми отличиями.
Но в современном мире появился еще один важный фактор, усложняющий наше восприятие, расширяющий и трансформирующий его.
«Сегодня, по сути, все традиционные каналы информации дискредитованы технологиями и предлагают заменители, которые наша сенсорная система не может автоматически распознавать как фальшивку», — говорит эксперт и автор материала Любовь Найдёнова.
Главная задача родителей — минимизировать негативное влияние этих фальшивок на детей, давая возможность детской сенсорной системе вызреть, уменьшая риск эффекта Маугли в том числе.
Кроме того, нам самим следует понимать, как на нас влияют разные виды информации, чтобы уметь защищаться и защищать наших детей в случае нездорового влияния и манипуляций. О том, как это делать, мы пишем в рамках Курса «Медиаграмотность для родителей».
Любовь Найденова, доктор психологических наук, член-корреспондент АПН Украины, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии АПН Украины, член Общественного совета при Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
Все, что нас окружает и что мы определенным образом воспринимаем, влияет на принятие решений. Медиа тоже создают определенные сигналы и стремятся подтолкнуть нас к тем или иным решениям/поступкам. Поэтому нам всем важно понимать, как устроено наше восприятие (процесс получения информации из окружающего мира через наши органы чувств).
Что такое восприятие?
Восприятие — это не только реагирование сенсорных органов (глаза, уши, нос и пр.) на внешние стимулы и превращение их в нервные сигналы, но и аналитическая обработка этих сигналов головным мозгом.
Для родителей главное — понять, какие особенности восприятия необходимо учитывать при организации взаимодействия ребенка с современными медиа.
Человеческое восприятие — это результат длительной эволюции. Чем лучше работают каналы познания мира, тем больше у нас шансов на выживание, потому что тогда у нас больше возможностей принимать решения, соответствующие объективной реальности.
Виды информации и особенности их восприятия в современном мире
Большинство информации в современном мире человек воспринимает зрением — такую информацию называют визуальной. Раньше увиденного собственными глазами для человека было достаточно, чтобы уверовать в его реальность, истинность. Поэтому народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать.
Однако в современном мире достоверность визуальной, а точнее, видео-информации, которая доступна нам с экранов, всегда нужно проверять.«Это правда, я своими глазами видела — по телевизору показали…» — данное убеждение не подтверждает подлинность события, факта.
Сомнение в достоверности визуальной информации — часть медиаграмотности. Ведь современные технологии обработки видео дают много возможностей фальсифицировать изображение, а искусственный интеллект даже может создать интервью, которое будет выглядеть как настоящее.
Информация, которую мы воспринимаем на слух, называется аудиальной. Ее чаще всего используют для того, чтобы усилить эмоциональное впечатление от визуальной информации. Так, если посмотреть страшное видео без звука, оно точно не будет таким уж ужасным.
Этот эффект можно продемонстрировать ребенку, предложив подобрать музыку под фотофильм. От разной музыки одни и те же фото будут вызывать различное настроение. Тревогу, печаль, страх, даже предпочтения моделируют прежде всего с помощью звуков, которые мы слышим с экрана. Поэтому сейчас медиапродукцию называют аудиовизуальной.
Важный момент! Если визуальная и аудиальная информации не соответствуют друг другу, это усиливает тревогу, напряжение, потому что мозг сигнализирует нам: что-то не так. Аудиальная ифнормация может навязывать определенное отношение к тому, что показывают и проговаривают.
Если говорят одно, а показывают другое — это признак манипуляции мнением. Важно сопоставлять информацию и быть внимательным к своим эмоциональным реакциям.
Задавайте детям вопросы, которые помогают им обозначить свои эмоции и понять, что повлияло на их возникновение. «Что ты чувствуешь, когда смотришь/слышишь? Тебе (не)нравится та музыка/голос/шум? Что ты думаешь по этому поводу?» Можно предложить: «Давай изобразим персонаж (из мультика, рекламного ролика, кино)…» Это поможет отыграть увиденное и пережитое, тогда эмоции будет легче отпустить.
Графическая информация (иллюстрации, графики, схемы) — это специально обработанная визуальная информация, управляющая нашим восприятием. Как правило, она сделана так, чтобы наше внимание было сосредоточено на том, что хочет подчеркнуть автор.
Графическая информация свидетельствует об аналитической обработке, создает впечатление дополнительной объективности того, о чем идет речь.
Классический пример. На вопрос, что ест ежик, многие дети младших и средних классов отвечают: яблоки и грибы. А ведь они точно учили, чем на самом деле питается это животное. Но обилие изображений ежа с яблоками на иголках мотивирует сделать неправильный вывод.
Графическая информация не только помогает лучше понять большую по объему текстовую информацию, увидеть связи между отдельными мыслями, но и подсказывает (или навязывает) то, что является самым важным.
В преимуществах графической информации кроются и возможности для манипулирования.
Например, если изобразить на графике количество детей с особыми потребностями столбиком рядом с количеством всех детей, то будет усилено впечатление того, что детей с особыми потребностями значительно меньше — совсем уж мало. Неудачно представленная графическая информация может навязывать мнение, что если так мало детей, то и усилий нужно мало, или «намекать», что это неважно. В этом и опасность, ведь на самом деле каждому ребенку должны создать условия для развития, и особенный ребенок, даже если он один на 100 тысяч, нуждается в нашем внимании и имеет право на образование и счастье.
Поэтому следует понимать и объяснять детям: графическая информация — это то, что управляет нашим вниманием, а иногда влияет на наше мнение с определенной целью. Если мы поймем, какова эта цель, то можем сознательно взаимодействовать, соглашаться или не соглашаться, предлагать свой вариант визуализации той же текстовой информации, т.е. быть свободными в своих мыслях и выводах.
В восприятии текстовой информации тоже есть много способов манипулирования, хотя и считается, что письменная речь, записанные буквами слова воспринимаются наиболее аналитически, ведь, чтобы прочитать текст, человек уже должен быть грамотным. Однако иногда отдельные слова, которые попадают в болевую точку человека, могут ранить сильнее, чем физическое воздействие, стать последней каплей, переполняющей чашу терпения.
Кроме того, слова имеют не только значение, но и несут эмоциональную окраску, которая определяет наше отношение к истории, ее герою.
Сравните два выражения: «сильный и уверенный в себе воин» и «вооруженный и дерзкий силовик». Представьте, это могут быть описания одного и того же человека.
К тому же на наше мнение о прочитанном влияет структура сообщения, внутренняя логичность связи отдельных составляющих в тексте.
Нарушение логического умозаключения часто используется для манипуляций и даже может стать целью в информационной войне.
Чем меньше логики у читателя, тем легче ему навязать то или иное мнение.
Для этого сначала в сообщение включают утверждения, соответствующие опыту, а затем присоединяют ложное суждение, которое якобы является логическим выводом из предыдущих.
Например: «Все маленькие дети любят своих родителей» и «Некоторые родители бьют своих детей с целью воспитания» — это правдивые утверждения, которые соответствуют действительности. Ложное суждение, которое может манипулятивно подаваться как вывод из предыдущих двух: «Все родители, которые любят своих детей, должны их бить для воспитания, пока они еще маленькие».
Очевидно, что такое мнение не является выводом из предыдущих утверждений, но это может понять лишь человек, который способен логически мыслить и самостоятельно делать выводы. Если же мы устали, заняты своими делами, если не концентрируем внимание, то наша способность логически обрабатывать текст снижается и мы можем не узнать коварную фальсификацию выводов.
Попробуйте самостоятельно сделать выводы из двух предыдущих утверждений и сравнить с предложенным фальсификатом. В чьих интересах сделана эта фальсификация, какая у нее цель?
В восприятии медиапродуктов важно иметь навык внимательного чтения текстов, уметь ориентироваться на наличие фактов, отличать личное мнение автора от объективной информации, осознавать, как на нас воздействуют эмоционально заряженные слова. В этом помогут упражнения и стратегии формирования критического мышления, например, М-стратегия. Немаловажно анализировать источник информации, его авторитетность и достоверность. О том, как это делать правильно, мы поговорим в следующих статьях «Курса по медиаграмотности для родителей».
И напоследок просим пройти наш мини-опросник:
Фото: depositphotos.com
Читайте также
4mama.ua
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет…? или как мы воспринимаем Информацию.
Онлайн-тест Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет — кто вы?
Визуал — человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал — тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик — тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет — человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Случай 1. Еще во второй половине 80-х я был в Киеве на серьезных 3-хмесячных курсах повышения квалификации (инженер-электронщик ЭВМ). Я испытывал чувство дискомфорта, когда на меня обрушился большой объем информации. Мне захотелось как-то систематизировать и сделать «концентрат» тех знаний. Я составил схему, где на 1 листе уместилась вся архитектура ЭВМ СМ1420. При моем согласии эту схему сразу же включили в учебный процесс.
Позже я создавал много разных схем, но та запомнилась больше всего (наверное как первая любовь…)
Случай 2. В одном из номеров журнала «Менеджер по персоналу» меня поразила статья Нелли Власовой «Сильная корпоративная культура — высокие экономические показатели»
- «…Несколько лет назад мне попалась книга, изданная американским институтом футурологии. В ней были перечислены десять важнейших для человечества проблем, среди которых:
- «изобрести новые формы управления термоядерной энергией»,
- «приостановить старение»,
- «найти новые виды топлива»…
- «изобрести новые формы передачи серьезной научной информации в легкой, доступной, развлекательной форме».
- Но проблемой номер один для человечества была объявлена следующая:
- Тогда мне показалось странным такое внимание к, казалось бы, третьестепенному вопросу. Но сегодня я понимаю, о чем говорили футурологи, — нам нужен новый язык, который был бы понятен всем (или хотя бы большинству).
В Японии сейчас самый распространенный вид литературы для топ-менеджеров — комиксы по управлению. Оказалось, что профессионально сделанные комиксы — это не примитивно, это просто. И очень научно, потому что образы, символы, метафоры позволяют сжать, компрессировать огромные объемы информации. Визуализация помогает человеку преодолеть «естественные» ограничения мозга (объем нашей оперативной памяти ограничен магическим числом 7 +/- 2). Не зря говорят, что все гениальное — просто.»
ссылки на статью — Часть 1, Часть 2
Случай 3. Итак, я прибывал в полной уверенности, что
- схемы,
- таблицы,
- рисунки —
это то, что помогает нам лучше, быстрее, эффективнее понять/запомнить информацию.
Но как-то, показывая очередную схему близкому человеку, столкнулся с отторжением.
- — А вот мне информация в виде обычного текста воспринимается лучше, чем эти схемы.
Далее — больше. Выкладывая схемы на форумах, отдавая коллегам в учебный процесс, я начал получать обратную связь. И понял, такой взгляд не единственный. Не всем подходят схемы, таблицы, рисунки…
- — Ой, мне с этой схемой целый день нужно будет разбираться. Я ее не осилю. Расскажите мне лучше так, на словах…
«По себе не судят…». Я понял, вернее, вспомнил, что люди по-разному воспринимают информацию. И тут на память пришла типологизация:
- Визуал
- Аудиал
- Кинестетик
- Дискрет
Случай 4. Как-то ко мне на собеседование пришел толковый кандидат. Вакансия — секретарь со знанием английского. Мне подошел послужной список, но не понятны были мотивы увольнения с предыдущей, серьезной столичной компании. Выяснилось, что только через год работы сотрудник выяснил — ее не оформили официально по трудовой книжке. Практика на сегодня часто встречаемая.
- — Проходили ли вы в институте предмет «Трудовое право»? — спросил я.
— Да, проходили.
— Разве вы не помните все шаги официального трудоустройства? Заявление на прием, приказ на ваш прием, ваша подпись ознакомления с приказом, ознакомление с записью в трудовой…?
— Нет, не помню. Тогда трудовое право мы сдавали как некую абстрактную науку.
Да, к сожалению, сегодня часто в институте студенты получают знания не для того, чтобы применять их в жизни, а для того, чтобы сдать экзамен.
И я вспомнил себя, когда начинал работу HR-ом. Как первый раз взял в руки КЗоТ и начал читать его. А о том, что есть еще масса других законов в этом направлении, только догадывался. Разобраться во всех переплетениях трудового права сложно.
Именно поэтому мне интересно работать со схемами по трудовому праву. В то же время я все время вспоминаю те случаи, когда людям НЕ подходит информация в виде схем, таблиц.
Поэтому я предлагаю всем вам пройти небольшой опрос, который покажет отношение людей к подаче информации в виде схем, таблиц.
Действительно, будет интересно узнать,
- кому из нас информация лучше воспринимается через текст,
- а кому через схемы/таблицы.
Примеры схем:
Возростная периодизация по Эльконину
Пример расчета «белой зарплаты»
Пример конспекта по теории вероятности
Внимание, для просмотра результата в свойствах обозревателя включите опцию «Отображать рисунки «.
Пройти Онлайн-тест Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет — кто вы?
subscribe.ru
Как мы воспринимаем разную информацию?
Как мы воспринимаем разную информацию?
Очень часто, особенно среди тех кто, кто пока ещё не проходил сеанс регрессивного гипноза, бытует верование, что во время сеанса человек словно просматривает кинофильм о себе самом. Отчасти – это действительно так и есть небольшой процент людей, которые действительно видят Тонкий мир, как быстро сменяющие друг друга картинки. Однако в большинстве случаев, определение «видеть» в регрессии подразумевает под собой некий «коктейль» из разных каналов восприятия.
Как мы помним, активное познание нашего мира осуществляется через зрение, слух, вкусовые и тактильные ощущения, а далее происходит анализ полученной информации с помощью мозга. Если официально, то существует четыре канала восприятия информации:
- Визуальный канал (картинки и образы)
- Аудиальный канал (звуки)
- Кинестетический канал (любые тактильные ощущения тела)
- Дигитал (обработка информации посредством логики и самоанализа)
Когда мы погружаемся в наш внутренний мир, там происходит всё то же самое. Нам приходят мыслеформы и мыслеобразы в соответствии с нашими мыслями и размышлениями. Мы можем видеть картинки, яркие образы, вспоминать шум моря или ветра, ощущать тепло от лучей солнца и воспроизводить пение птиц. Нам даже не нужно говорить о чём-то вслух, как образ уже рисуется во всех красках.
Во время сеанса регрессивного гипноза происходит точно также (подробно о том, что такое регрессивный гипноз и его основные процессы). Гипнотерапевт или по-другому регрессолог по ходу сеанса начинает задавать разные вопросы, после которых в воображение клиента сразу рисуются некие образы.
Например, гипнолог спрашивает: «Где вы сейчас находитесь?» И ответом может послужить всё, что угодно. Одни сразу видят картинку, что, например, в данный момент они в теле женщины возле какого-то дома. Другие, могут сказать, что они не видят, но точно чувствуют, что рядом есть дом и вроде бы это тело женщины. Третьи просто знают, что именно здесь есть дом и есть женщина. И в более редких случаях, клиенты могут определять по звуку, что разговаривают женским голосом и может быть рядом, есть некий дом.
Т.е. разные люди могут совсем по-разному воспринимать один и тот вопрос в своём внутреннем мире. При этом кому-то будут больше приходить картинки и образы, а кто-то больше будет идти по еле уловимым ощущениям в теле. Главное найти – какой канал восприятия информации именно у вас.
Если вы не видите ярких картинок и образов, это не значит, что сеанс регрессии не удастся. Не стоит расстраиваться и отодвигать это увлекательное путешествие. Ведь мы можем узнать много интересующей вас информации и другими способами.
Так же очень часто у людей могут возникать «блоки», которые ставит сознание. Человек упорно повторяет, что ничего не видит и не чувствует, и это блок. Или происходит процесс недоверия тому, что человек видит. Основной совет таким людям, да и вообще всем, кто хочет пройти сеанс регрессии – это полное доверие себе и оператору. Во время сеанса наша задача просто расслабиться и позволить приходить любой информации любыми каналами восприятия. Анализ будет нужен только по окончанию сеанса.
Таким образом, по сути, неважно по какому каналу восприятия вы получаете информации больше всего. Важно – пользоваться тем, что есть именно у вас и не ровняться на других. Ведь многое ещё зависит и от типа нервной системы, которая в силу своего строения, не может, например, воспроизводить чёткие образы.
Доверьтесь себе и своему внутреннему миру, который знает куда больше, чем мы можем себе это представить.
sorokina-olga.ru