Как сочинить сказку – «Как сочинить сказку?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Уроки творчества «Сочиняем сказку»

Сказка — это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми? Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.

Главная отличительная особенность сказки — это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

Отличительной особенностью сказки является некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. Необычно и начинается сказка «Где-то в тридесятом царстве», «За тридевять земель», «В стародавние времена» и т.п. Использование словосочетаний (долго – коротко, не далеко – не близко) позволяют свернуть время и расстояние.

Чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, нужно научить их записывать схемами придуманный текст (схематизация). Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. Схемы не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.

Следующим этапом в работе со сказкой является использование игр и творческих заданий:

“Назови героя”

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои — сказок: Герда, Красная Шапочка, Женя (из “Цветика-Семицветика”) и т.д.

“Действия героя”

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки “Волк и семеро козлят”.

Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

“Сказочные слова” Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.)

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели. Рассмотрим некоторые из них. 

Составление сказок с помощью метода «Каталога» Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). С пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

— Жил-был… Кто? С кем он дружил? Пришел злой… Кто? Кто помог друзьям спастись? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы: - Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

— Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?
— Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
— Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
— Где наши друзья стали жить? Что стали делать? Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю). Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?» Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на слово: «Жил-был… карандаш!». Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
Составление
сказок динамического типа. Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Выбирается герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и цели. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем. Итог — изменение героя (героев) и вывод жизненного правила. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения. На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали.

Например:

Мышонок в лесу на полянке дома

Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, стать хорошим. Использование творческих методов в работе со сказкой позволяет ребёнку нетрадиционно, оригинально, непривычно, по–новому не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит.д. Эти методы подробно описаны в книге Л.Б. Фесюковой “Воспитание сказкой”:

  • Сказки с новым концом.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказки о любимых игрушках.
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Сказки от потешек.
  • Сказки о путешествиях.
  • Цветные сказки.
  • Частица “не” и новая сказка
  • Сериал в сказках.

Дети по сочинённым сказкам рисуют, клеят, лепят. Используются методы нетрадиционного рисования (пальцевая живопись, рисование по мокрой бумаге, с помощью восковой свечи, объёмная аппликация и др.) Показывают этюды текста с помощью мимики и жестов, и театрализованные представления.

Результатом проведённой работы стали следующие сказки: “Сказка о рыбках”, “Сказка о маленьком мышонке”, “Сказка о потерянной морковке”, “День рождение зайца”, “Новый теремок”, “История про смелого ёжика и его друзей” и др. Предлагаем некоторые из них:

История про смелого ёжика и его друзей.

Сказка по потешке.

— Что ж ты, Ёж, такой колючий?

— Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!

Давным-давно в дремучем лесу жил маленький и очень добрый ёжик. Но был он очень-очень колючий и с ним никто не хотел играть. И от этого ему было грустно. Один — одинёшенька ходил он по лесу, и тихонька вздыхал: “Ах!” да “Ох!”. Ведь больше всего на свете он хотел иметь много друзей.

Однажды в лесу он встретил волшебную ворону, и рассказал ей про своё горе. Ворона была и в самом деле волшебной, пожалела она ёжика и решила ему помочь.

— Я помогу тебе избавиться от этих иголок - сказала она.

Ворона взлетела на самое высокое дерево, и прокричала на весь лес: “Каррр!”

И иголки исчезли. Обрадовался ёжик, поблагодарил ворону, и скорее побежал на полянку, где весело играли зверюшки. Теперь они и его брали в свои игры, ведь ёжик был совсем не колючий.

Развеселились зверюшки в лесу, они играли в салки, жмурки, в прятки и не заметили, как из леса появился серый голодный волк, зубами щёлк да щёлк.

“Ха-ха-ха! Ага, попались!” – обрадовался волк – “Сейчас я вас всех съем!”

Испугались белочки да зайчики, задрожали от страха их хвостики.

И тут ёжик подумал: “Если бы были у меня мои иголки, показал бы я этому волку!”

А ворона сидела на дереве и всё видела. Покричала она своё волшебное: “Карр!”, и у ёжика снова появились иголки. Свернулся наш смелый ёжик в комочек и подкатился к волчьим лапам. Да так больно исколол серого разбойника, что тот завыл от боли и убежал обратно в лес. И больше никогда уже не возвращался.

Стали зверушки благодарить ёжика – “Спасибо ёжик, ты настоящий друг. Твои колючие иголки спасли нас от беды”. И с тех пор, и по сей день, все звери в лесу дорожат дружбой с маленьким колючим ёжиком. Настоящая дружба познаётся в беде.

НОВЫЙ ТЕРЕМОК.

Коллаж из сказок.

Бежала мышка по лесу, устала, присела отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве сидит грустная лягушка.

— Отчего ты такая грустная? — спросила мышка.

-Я грущу потому что, у меня нет друга — ответила лягушка.

— Не печалься, если хочешь, я буду тебе другом. Давай построим домик-теремок, и будем жить вместе. Построили они домик из веточек и сухих листиков. И стали в нем жить поживать, песни петь да кашу варить. Да так развеселились маленькие зверюшки, что услышал их волк. Прибежал он к теремку, давай стучаться, в гости проситься.

-Вот так терем-теремок! И кто в тереме живёт?- спросил волк.

Выглянули из окошка зверюшки.

-Я — Мышка-Норушка.

-А – Лягушка-Квакушка. А ты кто?

-А я – Волк! Хочу у вас жить!- прорычал волк. - Сейчас же отоприте дверь!

Ни на шутку испугались зверюшки, и от страха ничего уже не могли ответить.

-Ах, так! Ну, погодите же! Сейчас от вашего теремка ничего не останется – закричал Волк.

Волк начал дуть: “Ф-ф-ф-у-у-у!”. И разлетелся теремок во все стороны, как будто на него налетел ураган. Был теремок, да нет! Сидят мышка да лягушка на лесной полянке, и горько плачут.

Стало волку стыдно, что он такой большой, маленьких зверюшек обидел. Пожалел он их,

принялся брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Да лучше прежнего выстроил, окошки резные, ставни расписные, всем места хватило, да ещё для гостей осталось.

Обрадовались мышка с лягушкой новому теремку. Стали они волка благодарить, в гости зазывать, чаем с пирогами угощать. Откушал волк угощение и побежал в лес по своим волчьим делам. А друзей обещал не забывать, в гости заходить, да гостинцев приносить.

Тем временем бежал заяц по лесу, и увидел терем-теремок.

-Вот так терем-теремок! – подивился заяц. – И кто же там, в теремочке живёт?

И стал изо всех сил в дверь барабанить.

-Здесь мы живём. Я — Мышка- Норушка, да Лягушка- Квакушка. А ты кто?

-Я – Зайчик — Побегайчик, у меня есть барабанчик. Пустите меня в теремок, я вам дам на барабанчике поиграть. Открыли зверюшки дверь, впустили зайку.

— А где же барабанчик твой?- спросили они.

— Там, на крылечке остался. Сходите, принесите - ответил им заяц.

Только зверюшки за порог, а заяц дверь на замок, и обратно хозяев не впускает.

Что делать? Как быть? Сидят на пенёчке Мышка с Лягушкой плачут, горюют, лапками слёзы утирают.

Бежит мимо Лисичка-Сестричка.

-О чём вы горюете? – спрашивает.

Друзья о горе своем всё и рассказали.

-Не плачьте,- говорит лиса,- я его выгоню.

Побежала лиса к теремку, давай зайца гнать. А он сидит, двери, окна закрыты, сам не выходит, и никого не впускает. Так вернулась лиса не с чем. Стали звери вместе думать, как зайца из избушки выгнать. Думали, думали и придумали. Решили они дедушку Медведя на помощь позвать, он самый сильны

urok.1sept.ru

Сказкотерапия для детей, или Как сочинить сказку

Сказка – это не только прекрасный способ подготовить ребенка ко сну или успокоить его после активных игр. Сказка – это универсальный способ донести свои мысли до ребенка. Согласитесь, даже взрослым не нравится слушать сухие нравоучения о необходимости чистить зубы дважды в день и о вреде определенного продукта. Совсем другое дело – захватывающая история, связанная с бесконечной борьбой добра и зла. Такая история способна украсить даже самый скучный бытовой урок и будет обладать большой терапевтической силой. Как сочинить хорошую сказку?

Хорошо составленная или подобранная родителями сказка поможет скорректировать поведение ребенка, вселить в него уверенность, научить азам дружбы, терпению, толерантности. При этом вовсе не обязательно обладать определенными литературными талантами – вполне достаточно будет знать, из каких элементов состоит сказка и способы ее компоновки.

Сказкотерапия для детей: речевые инструменты

В качестве придания рассказу сказочного духа можно воспользоваться основными элементами, которые были изучены и выделены многими фольклористами и учеными. Суть здесь будет заключаться из логического выстраивания сюжета от момента «жили-были» к долгожданному «и жили они долго и счастливо».

Вот и основные составляющие сказки:

  • Вводные слова в начале сказки. Давным-давно, в некотором царстве, жили-были – все это помогает создать сказочное пространство.
  • Придумывание особых обстоятельств. Пропало солнце, умер отец, наступила засуха, люди перестали смеяться…
  • Запрет. Не пей из лужицы, не открывай дверь незнакомцам, не уходи со двора…
  • Нарушение запрета. Герои ослушиваются наказа авторитетных людей и обязательно нарушают запрет, причем зачастую это нарушение происходит по вине появляющегося в сказке вредителя, антагониста.
  • Отправление в путешествие. Покидание дома ассоциируется с долгой дорогой, которая символизирует процесс решения проблемы: родители посылают искать потерянную сестру, мачеха выгоняет из дома, отправляет зимой ночью в лес…

  • Встреча с другом-помощником. Кот в сапогах, мишка, который очень любит мед…
  • Нахождение способа решения проблемы. Полет на ковре-самолете, искать меч-кладенец…
  • Зло приступает к активным действиям. Колдунья отравляет яблоко, кощей похищает красавицу… 
  • Финальное сражение. Победа в состязаниях, уничтожение кощея, сражение со змеем, разрушение волшебства…
  • Погоня. Какая сказка обходится без преследования? Здесь герой проявляет смекалку, которая помогает ему справиться с гусями-лебедями, с преследованием Змея Горыныча, Бабы-яги и пр. •
  • Окончание погони. Прячется в печку, надевает плащ-невидимку, убегает в сапогах-скороходах… • Появление дарителя, который предлагает герою справиться с испытанием. Бабушка просит о помощи, гном или волшебник загадывают загадки, великан хочет посоревноваться силой…
  • Победа в испытании. Герой справляется со всеми заданиями дарителя.
  • Получение награждения от дарителя. Награждение можно получить в дар, изготовить самому, украсть, купить, найти и пр.
  • Исчезновение дарителя. Дракон уходит в пещеру, волшебник исчезает, гном прячется в землю или в лесу…
  • Битва со злом. Бой может быть непосредственно сражением или же неким испытанием, состязанием, соревнованием.
  • Победа над врагом. В сказках принято не только побеждать злодея, но и изгонять его или полностью уничтожать. Это дает возможность навсегда избавиться от проблемы.
  • Награждение героя. Герой получает особую метку в знак того, что он справился со злодеем – дают волшебное кольцо, красивый наряд или что-то от поверженного врага.
  • Выполнение сложного задания. Герою предлагается выполнить невозможное с первого взгляда задание – соткать ковер, построить летучий корабль, достать кольцо со дна морского, принести то, не знаю что…
  • Герой справляется с выполнением задания.
  • Перевоплощение. Нередко в сказках герой должен погрузиться в кипяток или горячее молоко, чтобы вынырнуть оттуда еще более красивым и сильным. Намекает ребенку, что пройдя трудности, он сможет стать лучше и в своих глазах, и в глазах других.
  • Возвращение домой. Можно просто вернуться, а можно с триумфом прилететь на поверженном драконе.

i.ytimg.com

  • Герой настолько преобразился, что дома его не узнают (наведено заклятье – превратился в козленка, выросли нос и уши, стал медведем).
  • Появление лже-героя. Иногда в сказках появляется другой персонаж, который старается украсть все заслуги главного героя или выдать себя за него.
  • Разоблачение. Показания авторитетных свидетелей или после выполнения специальных испытаний.
  • Признание героя. Вруна изгоняют, а персонажа принимают с почестями.
  • Счастливая концовка. Свадьба, пир на весь мир, царство в придачу…
  • Мораль. Можно отдельно обозначить вывод, который ребенок должен сделать из сказки.


pics.livejournal.com

Итак, вы проделали титанический труд – составили сказку, которая поможет излечить вашего малыша от страхов и комплексов. При этом вы могли использовать как все предложенные элементы составления сказок, так и лишь некоторые из них. При использовании всех элементов у вас получится большая сказка, напоминающая по стилю современные блокбастеры, где каждую минуту что-то случается, и герой находится в постоянном напряжении, пока не достигнет финишной ленты. При использовании лишь некоторых элементов у вас получится более плавное повествование, с выразительными описаниями и подробными диалогами. Собственно, композиция сказки в большинстве случаев зависит от черт характера самого сказочника.

Для составления хорошей сказки можете себе графически пометить все эти элементы. Кроме того, вы можете сделать карточки с отдельными вариантами развития событий, а потом вместе с ребенком вытягивать их. Чем более яркий образ вы создадите в голове ребенка или на картинке, тем ярче он впечатается в сознание малыша.

Уважаемые читатели! Надеемся, наши советы помогут вам сочинить «лекарственные» сказки как для детей, так и для взрослых. Присылайте свои истории на адрес [email protected], лучшие мы обязательно опубликуем.

rastishka.by

Как сочинить сказку для ребенка

В современном мире для многих детей сказка остается по-прежнему одним из самых интересных жанров, будь то книжка, мультфильм или просто история, рассказанная мамой или папой.

Однако современных детей не так просто заинтересовать сказкой из книжки — ведь по телевизору и интернету можно посмотреть столько разных мультиков. Если дети отказываются читать или слушать сказки, есть выход — родители могут сочинить сказку сами!

Это не только увлекательно, но и полезно — ведь кто как не родители знают характер своего ребенка и его потребности. Эти знания можно и нужно использовать, сочиняя сказку. И вот несколько подсказок, как творчески подойти к этой задачке.

1. Во-первых, нужно выбрать то, что вы хотите донести до ребенка: какую-то важную ценность или хорошую черту характера. Не нужно перегружать сказку сразу несколькими идеями — лучше всего сосредоточиться на какой-то одной. Например, мы решили рассказать ребенку об умении прощать.

2. Идем дальше. Для того чтобы ребенку было интересно слушать или читать сказку, нужно, чтобы он отождествил себя с интересным героем, который напоминал бы ему себя самого. Можно использовать в качестве персонажа животное, которое любит ребенок, его любимую игрушку или даже неодушевленный предмет. Можно назвать героя именем ребенка. Главное, чтобы ребенок симпатизировал вашему сказочному герою.

3. Цель истории мы знаем, герой тоже есть, что же делать дальше? Сам по себе герой не интересен без событий, которые с ним происходят, и препятствий, которые ему приходится преодолевать (а как же без них!). И здесь события непосредственно связаны с основной идеей сказки. Хотите рассказать ребенку об умении прощать? Тогда персонаж должен сначала на кого-то обидеться, как бы грустно это ни звучало. Это может быть друг, брат или сестра или даже родитель. Если ваш ребенок действительно обижен на брата или друга, смело берите последнего в качестве второго персонажа, придумывайте ситуацию, похожую на ту, из-за которой обиделся ваш ребенок, а в финале пусть главный герой простит своего обидчика. Таким образом вы покажете ребенку конфликт со стороны.

4. Что же может делать персонаж сказки в основном действии сюжета? Да все что угодно — главное, не забывать об основной идее сказки. Можно отправить обиженного героя сказки в волшебную страну, где ему предстоит пройти испытания, чтобы вернуться обратно. Можно придумывать любые преграды для персонажа — главное, чтобы победа над всеми сложностями в результате служила основной цели.

Если сказка об обидах и обиженных, то и персонаж должен вставать перед выбором — обижать или не обижать, обижаться или прощать. Если сказка о том, как победить свой страх, то персонаж должен бояться совершить что-то важное, но в конечном итоге решиться.

При этом герою сказки должно постоянно что-то или кто-то мешать и отвлекать его от выполнения основной цели. Если персонажу нужен ключ, чтобы открыть сундук и достигнуть цели, то этот ключ должна проглотить жаба и ускакать на болото, куда персонаж совершенно не планировал идти, но уже придется. Важно: каждая последующая преграда на пути героя должна быть сложнее и страшнее предыдущей. Не бойтесь резких поворотов сюжета, так вы сможете удерживать внимание слушателя.

5. Теперь ваш персонаж обижается, ему есть, что делать, но как все это подать? Не стоит забывать о возрасте ребенка, ведь сложные предложения и витиеватый язык могут быть тяжелы для детского восприятия. Сочиняйте просто. Следует помнить и об игровой подаче материала — не пренебрегайте обращением главного персонажа к читателю, пусть ваш герой просит помощи у ребенка.

Например, если ребенок боится темноты, то сказочный персонаж тоже должен бояться темноты. В какой-то момент персонаж может попросить ребенка вместе с ним сходить в темный шкаф и, произнеся волшебную считалочку, избавиться от страха. После этого герой, победивший страх, обещает ребенку, что если ему станет страшно, волшебная считалочка обязательно поможет. Не забудьте выучить эту считалочку вместе с ребенком.

Кстати, никогда не стоит забывать о волшебстве. Сказка должна быть особым миром, отличающимся от повседневной реальности. В волшебном мире даже облака в небе умеют разговаривать и летать куда захотят. Не ограничивайте свое воображение. Добавляйте в сказку любых волшебных животных, магические перевоплощения и превращения, но знайте меру, ведь любое волшебство действует не просто так, а для чего-то. Если, например, герою сказки необходимо научиться прощать, то по взмаху волшебной палочки он может попасть в страну, где сам кого-нибудь обидит, и этот кто-то его в конце концов простит. А по возвращении в реальный мир герой сам простит своего обидчика. Иными словами, можно поставить персонажа в ситуацию, когда он и обидчик, и обиженный. Это поможет раскрыть ситуацию лучше, и покажет ребенку и ту, и другую сторону.

6. Любая хорошая сказка всегда чему-то учит и имеет свой смысл. Важно, что любое действие, совершающееся в сказке, должно происходить не зря и иметь последствия. Ничто не должно происходить бесследно. Если это злой поступок, то и последствия будут такие же, а если добрый, то последствия будут добрыми.

Дети мыслят образами. Если на примере сказочных персонажей объяснить ребенку, почему нужно поступать определенным образом, и к чему может привести то или иное действие, то он поймет это лучше, чем если вы просто скажете ему напрямую.

Опирайтесь на эти простые советы, чтобы сочинить свою первую сказку, но помните, что самый верный подсказчик и муза — родительская интуиция. Именно она поможет вам придумать самую интересную и добрую сказку для вашего любимого чада. Удачи и вдохновения!

Артем Гончаренко

Совместно с Thezis.ru

pravobraz.ru

Консультация на тему: Как сочинить сказку?

Как сочинить сказку


Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.

В. Берестов.

Совет №1.

Разбудите свое воображение.

Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!

Совет №2

Придумайте главного героя

 Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ребенок, любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Совет №3

Набросайте план будущей сказки

            То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

  • Начало истории (где? кто? когда?)
  • Происшествие (конфликт, проблема)
  • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  • Итог (завершение сказки)

Очень интересное и легкое планирование сказки можно воплотить в создании сказки-крошки. Сказка — крошка, это очень маленькая сказка, длиной в пару абзацев. Сказка-крошка придумывается буквально на ходу.

Если тренироваться на сказках-крошках, то со временем вы запросто будете придумывать объемные и интересные сказки!

Совет №4

Переделайте старую сказку

Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым.

Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос?

Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят»: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово — телефон. Что теперь произойдет в истории?

Совет №5

Поиграйте в словесные игры

          Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.

Например, возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Заключение

Найдите слушателя и расскажите ему сказку

Говорят, что сказочниками становятся люди только с позитивным взглядом на жизнь.   Придумать сказку может каждый человек, который желает подарить маленькое чудо подрастающему человечку. Мы все выросли на сказках, так почему бы нам не внести свой вклад и не начать придумывать добрые и светлые истории, далёкие от нашествия кровожадных инопланетян и ненасытных шестиглавых монстров? Оглянитесь вокруг: жизнь даёт нам лучшие сюжеты. Просто не проходите мимо!

nsportal.ru

Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки

Вы пробовали с детьми сочинять сказки? Сегодня я хочу поделиться своими секретами сочинения сказок с малышами. Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребенка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребенка чувство своей успешности.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Попробуем возродить и посмотреть, что из этого получится?

Наверняка, все взрослые, гуляя осенью с малышом, отвечали на его бесконечные «почему» — почему листья падают и кружатся, почему туман, почему листья осинки дрожат, почему улетают птицы и еще сотни разных почему. Конечно же, Вы проводили с ним осенние игры. Наверняка Ваш малыш уже может назвать признаки осени и знает, чем осень отличается от других времен года. А сегодня на базе имеющегося у Вашего малыша знаний и опыта  мы сочиним с ним его первую авторскую сказку о природе – осеннюю сказку. Он в ней будет настоящим писателем и художником!

А эта осенняя песенка об осени в картинках поможет Вам с малышом окунуться в осеннее сказочное настроение!

Секрет 1: как научить строить сюжетную линию сказки.

Я хочу предложить сочинить вместе с детьми сказку о приключениях осеннего листочка.  Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом!

Если предварительно не обговорить сюжет сказки с ребенком, то он будет забывать слова, запинаться, путаться, и сказки не получится. Поэтому нужно обязательно обсудить еще до сочинения, о чем будет Ваша сказка.

Спросите ребенка:

  • «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клена или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя? »
  • «С чего начнется наша сказка?»
  • «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелетными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнет беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывет по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, березкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенек и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесет ветром в беличье дупло и он подружится с белочкой?»
  • «Чем всё закончится?»

Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.

Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чем в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить как называются любимые сказки и мультики ребенка.

Секрет 2: как научить ребенка рассказывать свою сказку?

После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом.

Если ребенок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»). И жил он на… (ребенок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила..И полетел он….» и т.д.

Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.). Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал  активно использовать  сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь!  Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»

Секрет 3. Всем советую использовать!

Прием диктовки сказки взрослому.

Очень советую записать получившуюся сказку под диктовку ребенка. Такой прием «диктовки» ребенком взрослому развивает речь так, как ее не разовьет никакой другой прием. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое свое слово! Этим  приемом мы готовим переход от устной речи к письменной!  Когда ребенок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он еще не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша!

Если малыш много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка  сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить.  Как по-другому можно сказать? (вместе с малышом подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась)». С помощью приема диктовки ребенком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьете связную речь, но и внесете весомый вклад в успешную подготовку ребенка к школьному обучению.

Секрет 4. Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?

Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки. Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая  страница– обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.

Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить  ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!

 Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и  художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!

Секрет 5. Примерные темы осенних сказок для малышей.

Если Вам понравилось сочинять сказки о природе, то вот примерные темы осенних историй, которые нам с детьми полюбились . Может быть, и Вам они придутся по душе и вдохновят на творчество: «Приключения осеннего дождика», «О чем прошептала рябина», «Почему дуб осенью зеленый?», «Как белочка готовилась к зиме», «Приятный сон осеннего дерева», «О чем говорят деревья в лесу осенью?», «Что вчера мне рассказал осенний ветер?»

О том, как сочинять с детьми сказки и рассказы по сюжетным картинками Вы можете узнать из статьи «Лучшие книги для развития речи дошкольников. Как научить ребенка сочинять рассказы и сказки по сюжетным картинкам»

Занятия с детьми по рассказыванию с примерами упражнений, речевых игр и заданий Вы найдете в статье «Развитие речи детей 4-7 лет: занятия по сюжетным картинкам»

О народных осенних традициях, о проводах перелетных птиц, о том, чем отличаются клин, стая и вереница птиц  Вы можете узнать в статье «Об осени. Перелетные птицы и не только». А коллекцию осенних стихов для детей в картинках Вы найдете в статье «Золотая осень. Стихи для детей в картинках». Осенние русские традиции, детские игры, забавы, поделки, опыты, интересные осенние затеи Вы найдете в статьях сайта «20 идей для интересных осенних игр с малышом» и  «Осенний народный календарь».

Приглашаю вас к диалогу:

Первый раз попробовали сочинить сказку с ребенком, получили море приятных неожиданных впечатлений и хотите ими поделиться?  Напишите об этом в комментариях. Ваш опыт и совет поможет всем нам — родителям и педагогам!

У Вашего малыша получилась интересная сказка? Пришлите ее на «Родную тропинку», и мы ее с радостью опубликуем с указанием Ваших фамилии, имени и имени малыша.

Вы уже давно сочиняете сказки с ребенком? Напишите об этом в комментариях. На какие темы Вы любите сочинять сказки? Ваши идеи вдохновят другие семьи последовать за Вашим примером!

Всем счастливого сказкотворчества!

Вот какую замечательную осеннюю сказку сочинила по этой статье одна из читательниц сайта -посмотрите, какую красивую осеннюю книгу они сделали дома вместе с малышом: «Сказка про осенний листочек: из опыта читателей сайта». 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *