Как восстановить память в голове: Как восстановить память и внимание после COVID-19

Провалы в памяти

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

Под «провалами в памяти» понимают полную или частичную потерю воспоминаний.

Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт.

Разновидности

Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга и включает разные процессы – запоминание, сохранение (или, наоборот, забывание), узнавание и воспроизведение.

Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти.

Именно борьба с забыванием (важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации) обеспечивает сохранение важных данных.

Еще два процесса – узнавание и воспроизведение – дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти (или амнезия) могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события,

антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию (сочетание первых двух) и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии.

Возможные причины

Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании.

Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.

Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование.

Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.

При наличии психологических факторов (стресс, нервное перенапряжение) или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.

Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.

Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании.

Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия – несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят

операции на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него.

В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках.

Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности.

Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти.

Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете

. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия – поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ.

Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти.

Витамин В12 необходим для регенерации миелина – вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти.

Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики (атропин, скополамин, платифиллин, металлизир), антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны (например, бодибилдеры), имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом.

Опухоли

, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит.

Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти.

Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга (например, при

болезни Альцгеймера) или подкорковых структур мозга (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия).

Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события.

К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти.

Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками.

При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления.

Диагностика и обследование

Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания. Значительную информацию можно получить, используя различные лабораторные тесты и инструментальные обследования, а также оценив неврологический статус пациента. В качестве объективного критерия используются данные КТ и МРТ мозга. 

Эпилепсия, которая даже при отсутствии судорожных припадков может давать провалы в памяти, диагностируется с помощью электроэнцефалографии.  

К каким врачам обращаться

При прогрессирующем ухудшении памяти следует обязательно пойти на прием к

терапевту

и провести необходимые исследования. При гормональных отклонениях к лечению подключается

эндокринолог

. Если провалы в памяти обусловлены деменцией, болезнью Альцгеймера или Паркинсона, необходима консультация

невролога

.

Лечение

Возвращение способности запоминать и воспроизводить необходимую информацию может быть сложной проблемой, иногда до конца не решаемой. Безусловно, необходима терапия, направленная на лечение причинного заболевания (сахарного диабета, гипертонической болезни, заболеваний щитовидной железы). По рекомендации терапевта возможно применение витаминов, особенно группы B, фолиевой кислоты, ноотропных препаратов, ингибиторов ацетилхолинэстеразы.

Что делать

Прежде всего не следует волноваться, если провалы в памяти возникают при сильном перенапряжении, волнении, необходимости усваивать большие массивы данных. Страх что-либо забыть будет только провоцировать новые случаи забывчивости.

Самое главное, что требуется в этом случае, – умение сконцентрировать внимание, а для этого необходимо побороть волнение.

Если провалы в памяти возникают все чаще и чаще вне связи с эмоциональными переживаниями, необходимо уделить внимание тренировке памяти. Успех при этом будет выше, если запоминание связано с положительными эмоциями и возможностью подкреплять усвоенные знания практическими навыками.

Важно помнить, что кислородное насыщение мозга стимулирует его работу, поэтому следует уделять время интенсивным прогулкам на воздухе, физической активности.

Пациентам с сахарным диабетом необходим тщательный памяти.

Источники:

  1. Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с грубыми нарушениями памяти при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации, 2015.
  2. Мокрова А.А., Трубникова К.Д., Клокова Е.А., Чережонова В.Н. Забывание информации. Факторы, влияющие на забывание // Современные научные исследования и инновации. – 2018. – № 1 [Электронный ресурс]. 

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

Народные средства для улучшения памяти и работы мозга: как улучшить память в домашних условиях и можно ли это сделать быстро

Естественное старение, инсульты или черепно-мозговые травмы, артериальная гипертония и атеросклероз могут привести к ухудшению мыслительных способностей. Чтобы восстановить функции мозга, люди нередко применяют народные средства для улучшения памяти: отвары лекарственных трав, растительные масла, различные фрукты, ягоды и орехи. Официальная медицина относится к домашним методам неоднозначно: одним отказывает в лечебных свойствах, другие активно берёт на вооружение. Важно отметить, что самолечение недопустимо, и при любых недомоганиях следует в первую очередь обратиться к врачу.

Возможно ли улучшение памяти и работы мозга народными средствами?

Когнитивные способности человека связаны, в том числе с тем, насколько активно организм снабжается витаминами и микроэлементами. Поэтому народные целители часто советуют питаться продуктами, содержащими большое количество витаминов и антиоксидантов. В их числе:

  • Фрукты и ягоды: ананасы, абрикосы, облепиха, черника, мандарины.
  • Овощи и зелень: брокколи, чеснок, сельдерей, петрушка, хрен.
  • Крупы и злаки: гречка, бурый рис.
  • Растительные масла и орехи: миндаль, грецкий орех, льняное масло.

Ученые из Кингстонского университета провели исследования цельных злаков, овощей и черники.1 Оказалось, полезное действие этих продуктов ограничивается пределами желудочно-кишечного тракта.1

Как можно улучшить память в домашних условиях

Для процесса укрепления или восстановления памяти важен аспект нормального питания мозговых клеток. Например, пациентам с рассеянным склерозом могут быть полезны индивидуально подобранные настои женьшеня, заманихи, аралии и ряда других лекарственных растений.2 Подобные фитосредства способны улучшить мозговое кровообращение.         

Для активизации мозга могут использоваться средства из листьев Гинкго билоба. Гинкго билоба способен оказывать ряд положительных свойств, которые благоприятно влияют на мыслительные функции и память.3 Положительный эффект применения этого растительного средства подтвержден многочисленными исследованиями, так как комплексное действие растения было принято на вооружение современной медицины.3

Мы рекомендуем применять средства для улучшения памяти только по предписанию врача, который подберет наиболее подходящую терапию.

Список литературы

1. Эксперты оспаривают «чудодейственность» брокколи, черники и цельных злаков, Лечащий врач № 10 (2012).
2. Барнаулов О. Д., Поспелова М. Л. Фитотерапия больных рассеянным склерозом в период беременности и грудного вскармливания, Международный неврологический журнал № 3 (2008).
3. Катунина Е. А. Гинкго билоба: итоги полувекового опыта применения. Полимодальность эффектов гинкго билоба: экспериментальные и клинические исследования, Неврология и ревматология № 2.

Создано экспертами по заказу ООО «КРКА ФАРМА»

 Что такое когнитивные способности?  Тест «Сколько лет Вашему мозгу»

 Билобил и концентрация внимания

 Ангиопротекторные средства

7 способов сохранить память острой в любом возрасте

Когда мы становимся старше, все мы начинаем замечать некоторые изменения в нашей способности запоминать вещи.

Может быть, вы зашли на кухню и не можете вспомнить зачем или не можете вспомнить знакомое имя во время разговора. Вы даже можете пропустить встречу, потому что она вылетела из головы. Провалы в памяти могут возникнуть в любом возрасте, но мы, как правило, расстраиваемся из-за них, когда становимся старше, потому что мы боимся, что они являются признаком слабоумия или потери интеллектуальной функции. Дело в том, что значительная потеря памяти у пожилых людей не является нормальной частью старения, а связана с органическими расстройствами, травмами головного мозга или неврологическими заболеваниями, причем болезнь Альцгеймера является одной из самых страшных.

Большинство мимолетных проблем с памятью , которые возникают у нас с возрастом, отражают нормальные изменения в структуре и функциях мозга. Эти изменения могут замедлить определенные когнитивные процессы, затрудняя быстрое изучение новых вещей или устранение отвлекающих факторов, которые могут мешать памяти и обучению. Конечно, эти изменения могут разочаровывать и казаться далеко не безобидными, когда нам нужно освоить новые навыки или совмещать множество обязанностей. Благодаря десятилетиям исследований существуют различные стратегии, которые мы можем использовать, чтобы защитить и обострить свой разум. Вот семь, которые вы можете попробовать.

1. Продолжайте учиться

Более высокий уровень образования связан с лучшей умственной деятельностью в пожилом возрасте. Эксперты считают, что углубленное образование может помочь сохранить память, прививая человеку привычку быть умственно активным. Считается, что нагрузка на мозг умственными упражнениями активирует процессы, которые помогают поддерживать отдельные клетки мозга и стимулировать общение между ними. У многих людей есть работа, которая поддерживает их умственную активность, но занятие хобби или изучение нового навыка может работать таким же образом. Читать; присоединиться к книжной группе; играть в шахматы или бридж; написать историю своей жизни; разгадывать кроссворды или пазлы; взять класс; заниматься музыкой или искусством; разработать новую планировку сада. На работе предложите или станьте волонтером в проекте, который требует навыков, которые вы обычно не используете. Создание и сохранение мозговых связей — это непрерывный процесс, поэтому сделайте обучение на протяжении всей жизни своим приоритетом.

2. Используйте все свои чувства

Чем больше органов чувств вы используете при изучении чего-либо, тем большая часть вашего мозга будет задействована в сохранении памяти. В одном исследовании взрослым показывали серию эмоционально нейтральных изображений, каждое из которых сопровождалось запахом. Их не просили запомнить то, что они видели. Позже им показали набор изображений, на этот раз без запахов, и попросили указать, что они видели раньше. У них была отличная память для всех изображений, связанных с запахами, и особенно для тех, которые связаны с приятными запахами. Снимки мозга показали, что грушевидная кора, основная область мозга, обрабатывающая запахи, активизировалась, когда люди видели объекты, изначально связанные с запахами, даже если запахи больше не присутствовали и испытуемые не пытались их запомнить. Итак, бросьте вызов всем своим чувствам, отправляясь в незнакомое место. Например, попробуйте угадать ингредиенты по запаху и вкусу нового ресторанного блюда. Попробуйте лепку или керамику, оцените ощущение и запах материалов, которые вы используете.

3. Верь в себя

Мифы о старении могут способствовать ухудшению памяти. Учащиеся среднего и старшего возраста хуже справляются с задачами на память, когда они сталкиваются с негативными стереотипами о старении и памяти, и лучше, когда сообщения положительно относятся к сохранению памяти в пожилом возрасте. Люди, которые считают, что не контролируют свою функцию памяти, с меньшей вероятностью будут работать над поддержанием или улучшением своих навыков памяти и, следовательно, с большей вероятностью испытают снижение когнитивных функций. Если вы верите, что можете стать лучше, и воплощаете это убеждение в жизнь, у вас больше шансов сохранить остроту ума.

4. Экономьте мозг

Если вам не нужно тратить умственную энергию на то, чтобы вспоминать, куда вы положили ключи, или когда отмечали день рождения вашей внучки, вы сможете лучше сконцентрироваться на изучении и запоминании новых и важных вещей. Воспользуйтесь преимуществами календарей и планировщиков, карт, списков покупок, папок с файлами и адресных книг, чтобы рутинная информация всегда была под рукой. Выделите дома место для очков, сумочки, ключей и других предметов, которыми вы часто пользуетесь. Уберите беспорядок из своего офиса или дома, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы и сосредоточиться на новой информации, которую вы хотите запомнить.

5. Повторяйте то, что хотите узнать

Если вы хотите вспомнить что-то, что вы только что услышали, прочитали или о чем подумали, повторите это вслух или запишите. Таким образом, вы укрепляете память или связь. Например, если вам только что сказали чье-то имя, используйте его, когда говорите с ним или с ней: «Итак, Джон, где ты познакомился с Камиллой?» Если вы кладете одну из своих вещей не на свое обычное место, скажите себе вслух, что вы сделали. И не стесняйтесь просить повторить информацию.

6. Разместите его

Повторение является наиболее эффективным средством обучения, когда оно правильно рассчитано. Лучше не повторять что-то много раз за короткий промежуток времени, как если бы вы зубрили перед экзаменом. Вместо этого повторно изучайте основы после все более продолжительных периодов времени — один раз в час, затем каждые несколько часов, а затем каждый день. Распределение периодов обучения особенно ценно, когда вы пытаетесь усвоить сложную информацию, например детали нового рабочего задания. Исследования показывают, что интервальные репетиции улучшают память не только у здоровых людей, но и у людей с определенными физическими когнитивными проблемами, например, связанными с рассеянным склерозом.

7. Сделать мнемонику

Это творческий способ запомнить списки. Мнемонические приемы могут принимать форму аббревиатур (например, RICE, чтобы запомнить советы по оказанию первой помощи при травмах конечностей: отдых, лед, компрессия и возвышение) или предложений (например, классическое «Все хорошие мальчики в порядке», чтобы запомнить музыкальные ноты). E, G, B, D и F на линиях скрипичного ключа).

Изображение: ©Doble-d | ГеттиИзображения

Советы по извлечению старых воспоминаний

Подробности важных переживаний десятилетней давности все еще могут быть доступны, если вы сможете вытянуть их из своей памяти.

Иногда воспоминания об определенных событиях остаются кристально чистыми на всю жизнь, например, момент, когда вы сказали «Да», или когда вы впервые взяли на руки своего ребенка. Другие важные воспоминания из далекого прошлого могут быть труднее вспомнить. Но они все еще могут быть с вами; просто нужно приложить усилия, чтобы их восстановить.

Какие воспоминания остаются с нами?

Из многих воспоминаний, которые вы накапливаете каждый день, только те, которые помечены как значимые, записываются в долгосрочные файлы вашего мозга. «В нашем мозгу есть система, которая помечает важные воспоминания, чтобы мы могли помнить их в будущем», — объясняет доктор Эндрю Бадсон, невролог и руководитель отдела когнитивной и поведенческой неврологии в VA Boston Healthcare System.

Две вещи отмечают память как особенную:

Эмоция. «Женитьба — это пример очень эмоционального события. В этом случае целый ряд химических веществ в мозге активизируется, когда эти воспоминания записываются», — говорит доктор Бадсон.

Личное значение. «Возможно, вы помните, что вы ели сегодня утром на завтрак и какую одежду вы носили вчера. Но если я спрошу вас об этом через несколько дней или через месяц, у вас не останется воспоминаний о них, потому что они просто не это важно для вас», — объясняет доктор Бадсон.

Старение влияет на память

Иногда даже особенные или важные воспоминания труднее запомнить. Этой потере памяти способствуют несколько возрастных факторов:

После 30 лет память ухудшается. лобные доли, отвечающие за поиск воспоминаний, работают не так хорошо, как раньше», — говорит доктор Бадсон.

Воспоминания со временем тускнеют. Если вы не думали о воспоминании годами, оно не будет таким ярким и сильным, как раньше. «Не возвращаясь к воспоминанию, вы говорите своему мозгу, что оно неважно, и поверх него могут быть наложены другие воспоминания», — говорит доктор Бадсон.

Нам нужна помощь, чтобы освежить нашу память. «Когда мы моложе, внутренний сигнал — просто мысль о чем-то — может помочь восстановить память», — говорит доктор Бадсон. «Но когда мы становимся старше, мы больше полагаемся на внешние сигналы для извлечения воспоминаний, такие как звук или изображение».

Воспоминание

Чтобы реактивировать старое воспоминание, вы должны подумать о чувствах, которые были задействованы во время записи воспоминания. Это потому, что, когда вы переживали что-то особенное или важное, ваши восприятия — образы, звуки, запахи, вкусы, прикосновения, мысли или чувства — сохранялись в одной части мозга (коре головного мозга), а затем связывались воедино в память другой. часть мозга (гиппокамп) и помечены так, чтобы лобные доли могли позже восстановить структуру информации.

Сигнал из вашего окружения (например, прослушивание песни) или сигнал, который вы создаете (например, мысли об окончании средней школы), могут помочь вам восстановить воспоминание. «Чем более специфичны подсказки для эпизодов жизни, которые вы пытаетесь вспомнить, тем больше вероятность того, что вы совпадете с образцом и вызовете старое воспоминание», — говорит доктор Бадсон.

Идеи для подсказок

Поскольку вы не можете спонтанно вспомнить подсказки, связанные с давно забытым воспоминанием, вам придется их сгенерировать. Доктор Бадсон рекомендует вам попробовать следующие стратегии:

  • Посмотрите на старые фотографии вашего дома, семьи или друзей.
  • Прочитайте стихотворение, которое вы написали или любили читать, когда были моложе.
  • Держите старый предмет одежды, который вы сохранили.
  • Прочитайте старое письмо, личный дневник или газетную статью.
  • Послушайте старую песню, которую любили вы или кто-то из членов вашей семьи.
  • Приготовьте еду, которую готовили для вас ваши мама или папа.
  • Понюхайте что-нибудь, что может оживить вашу память, например книгу, подушку, духи или еду.
  • Посетите место, где вы были молоды.
  • Посмотрите старый фильм или сериал.

Дополнительные предложения

Не двигайтесь, пытаясь вызвать старые воспоминания; время от времени закрывайте глаза и сосредотачивайтесь на видах, звуках, запахах, мыслях и чувствах, связанных с каждым из них.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *