Какой мотив – Каким бывает МОТИВ — Карта слов и выражений русского языка

Содержание

Каким бывает МОТИВ — Карта слов и выражений русского языка

Делаем
Карту слов лучше вместе




Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.


Вопрос: креплёный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со
словом «мотив»:

  • Конечно, нет… В милиции говорили: мотивы преступления — корыстные.
  • Любопытные метаморфозы с оценкой ревности в качестве мотива убийства мы наблюдаем в российском уголовном праве.
  • В процессе нравственного развития моральные нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий


Текст комментария:

Электронная почта:


Дополнительно:

kartaslov.ru

что такое в психологии. Система и виды мотивов

Почему люди поступают тем или иным образом, иногда совершая благородные поступки, а иногда – эгоистичные или, того хуже, жестокие? Что руководит их выбором? Вы скажете – цель? Но ведь к цели можно идти разными путями, да и выбирает свои цели сам человек. Психологи говорят, что поведением людей управляют мотивы. Узнав мотивацию индивида, мы поймем, почему он поступает так или иначе.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым. Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок. Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании. К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления.

Виды мотивов

Классификация мотивов – сложная задача, потому что побуждающих к действию обстоятельств множество. В различных направлениях и школах психологии имеются свои классификации, да и в отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение 4 групп мотивов.

Внешние и внутренние мотивы

Эти два вида мотивов много значат не только в выборе средств и путей достижения цели, но и в проявлении индивидуальности личности.

Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.

Внутренняя мотивация довольно устойчивая, так как изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно. В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.

Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, не зависящими от человека и находящимися вне его и сферы деятельности, на которую влияют. Это может быть общественное мнение и капризы погоды, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания. Если стремясь лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.

Психологи считают, что в жизни человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества. Эти мотивы нередко более действенны, чем внутренние, и их легко использовать для управления человеком. Однако, с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией.

Положительные и отрицательные мотивы

Мотивы, так же как и потребности, связаны с эмоциями. Во многом именно стремление переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а те, что связаны с желанием получить удовольствие, наслаждение, радость – к положительным.

Психологи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. Действительно, страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживаний физической и душевной боли. Отрицательные мотивы могут побуждать человека к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения. В то время как положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности.

Мотивация достижения успеха

Среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – общественное признание, повышающее социальный статус человека.

Казалось бы, потребность стать успешным человеком есть у всех, но на деле на пути к успеху возникает много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Основное из них – отсутствие мотивации, того энергетического импульса, который сдвинул бы человека с привычного уютного места, заставил бы выйти из зоны комфорта и поддерживал в нем желание двигаться к цели, преодолевая препятствия.

Если у вас есть такая проблема и вы не идете к цели, а нерешительно топчетесь на месте, то спросите себя: «Зачем?» Зачем вам эта цель? Что вы хотите получить, достигнув вершины? Если вы не услышали от себя внятного ответа, то, может быть, вам и не очень нужна эта цель, и лучше поставить другую? Или все же более серьезно поразмышлять и найти те скрытые мотивы, что могут стать источником вашего движения?

Причиной проблем с мотивацией успеха может стать отдаленность цели. Она вроде бы и привлекательная, но теряется в такой необозримой дали, что кажется недостижимой. В этом случае нужно разбить путь на сравнительно небольшие отрезки и поставить промежуточные цели. Двигаясь от одной к другой, вы обязательно достигнете успеха.

Проблема борьбы мотивов

Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

psychologist.tips

мотив — Викисловарь

В Википедии есть страница «мотив».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
      • 1.3.6 Холонимы
      • 1.3.7 Меронимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. моти́в моти́вы
Р. моти́ва моти́вов
Д. моти́ву моти́вам
В. моти́в моти́вы
Тв. моти́вом моти́вами
Пр. моти́ве моти́вах

мо-ти́в

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мотив- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [mɐˈtʲif] 

ru.wiktionary.org

Вопрос № 21. Мотивы. Их функции и виды.

В самом общем виде
мотивация личности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих
личность к осуществлению определенных
действий. Для понимания мотивационной
сферы необходимо раскрыть некоторые
термины, тесно связанные с этим процессом.

Под деятельностью
в психологии понимают мотивированный
процесс использования тех или иных
средств для достижения цели. Важнейшими
видами деятельности являются: игра,
учение и труд.

Потребностно-мотивационная
сфера личности включает в себя три
группы потребностей: витальные, социальные
и идеальные. Удовлетворение витальных
потребностей обеспечивает биологическое
существование индивида, признание со
стороны себе подобных связано с
социальными потребностями. В идеальных
потребностях лежит причина творчества,
добра, красоты, справедливости и всего
подобного. Социальные потребности
возникают вследствие осознания личностью
общественной необходимости труда
каждого человека для общества, государства.
Все социальные потребности личности
осознаваемы. Биологические потребности
могут, как осознаваться, так и не
отражаться в сознании. Например,
потребность в витаминах.

Второе после
потребности по своему мотивационному
значению понятие – цель. Целью
называют тот непосредственно осознаваемый
результат, на который в данный момент
направленно действие, связанное с
деятельностью, удовлетворяющей
актуализирующую потребность. Цели
разделяют на объективные (заданные
обществом) и субъективные (самостоятельно
поставленные человеком или принятые
извне). Цель, поставленная человеком
самостоятельно, усиливает мотивацию,
создает позитивное настроение и
удерживается дольше.

Под мотивом Леонтьев
рассматривал, то объективное, что
отвечает за потребности, побуждает и
направляет деятельность. Мотив не только
побуждает человека к действию, но и
определяет, что надо сделать и как
будет осуществлено это действие.
Выделяют следующие виды мотивов:

1. Мотив
самоутверждения
,
связанный с чувством собственного
достоинства, честолюбием, самолюбием.
Человек пытается доказать окружающим,
что он чего-то стоит, стремится получить
определенный статус в обществе, хочет,
чтобы его уважали и ценили.

2. Мотив
идентификации

— стремление быть похожим на героя,
кумира, авторитетную личность (отца,
учителя и т.п.). Идентификация с другим
человеком приводит к повышению
энергетического потенциала индивида
за счет символического «заимствования»
энергии у кумира (объекта идентификации):
появляются силы, вдохновение, желание
работать и действовать так, как делал
это герой (кумир, отец и др.).

3. Мотив
власти
— одна
из самых главных движущих сил человеческих
действий, это стремление занять
руководящую позицию в группе (коллективе),
попытка руководить людьми, определять
и регламентировать их деятельность.
Этот мотив является едва ли не единственным
мотивом деятельности, активность
которого не следует усиливать, поскольку
последствия могут быть ужасными.

4. Мотив
саморазвития —

это стремление к полной реализации
своих способностей и желание ощущать
свою компетентность, это ожидание,
предвидение новых приятных ощущений и
впечатлений. Саморазвитие часто
сопровождается внутриличностным
конфликтом, но не является насилием над
собой.

5. Мотив
достижения цели

— это стремление достичь высоких
результатов и мастерства в деятельности;
оно проявляется в выборе сложных заданий
и стремлении их выполнить. Может
оказаться, что у субъекта с сильным
мотивом достижения в определенной
ситуации мотивация достижения будет
невысока, поскольку эта деятельность
не имеет для него ценности. А человек с
высоким показателем мотива достижения
в некоторой конкретной ситуации,
возможно, не будет стремиться достичь
успеха, поскольку задание будет слишком
сложным и вероятность достижения успеха
– незначительными. Тогда как индивид,
с низким мотивом достижения, при
определенных обстоятельствах (посильность
задания, большие шансы достичь успеха,
привлекательность деятельности) будет
демонстрировать высокий уровень
мотивации достижения.

6. Мотив
аффилиации

это стремление к установлению или
поддерживанию отношений с другими
людьми, стремление к контакту и общению
с ними. Потребность в нем возникает как
стремление к познанию и оценке других
людей, а через них и с их помощью к
самопознанию и самооценке. Эта потребность
строиться в онтогенезе на основе других
потребностей, которые начинают
функционировать ранее.

По направленности
и содержанию мотивы классифицируют на:

  • Социальные

  • Познавательные

  • Профессионально-ценностные

  • Эстетические

  • Коммуникационные

  • Статусно-позиционные

  • Традиционно-исторические

  • Утилитарно-практические
    (меркантильные)

Все группы мотивов
находятся в динамической связи между
собой, сочетаясь самым причудливым
образом в зависимости от возникающих
условий.

По степени
осознанности можно выделить осознанные
и неосознанные
мотивы.
Выделяют мотивы реальные,
осознаваемые личностью и определяющие
достижения и мотивы мнимые
(надуманные), которые могли бы действовать
при определенных обстоятельствах. Также
мотивы можно разделить на: побудительные
(они лежат в основе различных
целенаправленных действий) и
смыслообразующие
(переводят общественно значимые ценности
на личностный уровень – «для меня»).

Мотивы
бывают внутренние и внешние. К внутренним
мотивам относятся такие, как собственное
развитие в процессе деятельности,
познание нового, неизвестного. К внешним
мотивам можно отнести стремление к
похвале, общению, потребность быть
первым и т.д.

Л.И. Божович:
по критерию общественной значимости
выделяла:

  1. Общественно
    значимые мотивы.

  2. Личностно
    значимые мотивы (эгоистические).

Мотивы, которые
занимают ведущее место, постоянно
актуализируются и обладают существенным
мотивационным влиянием на деятельность
личности, называются действующими
мотивами. Мотивы, находящиеся внизу
мотивационной иерархии, незначительно
влияют на активность человека и часто
вообще не проявляются. А.Леонтьев
называет их потенциальными мотивами,
поскольку в данный конкретный промежуток
времени они не совершают побуждающего
влияния, но могут актуализироваться
при определенных обстоятельствах.

Выделяют
следующие функции мотивов:

  • Побуждающая —
    связана с возникновением потребностей,
    которые приводят к  мобилизации силы
    человека для их удовлетворения

  • Направляющая —
    направляет деятельность на конкретный
    объект

  • Управляющая —
    связана с планированием действий

  • Организующая —
    деятельность мысленно организовывается

  • Смыслообразующая
    — человек оценивает жизненное значение
    потребностей в связи с существующими
    обстоятельствами

  • Отражательная —
    отражение в сознании человека средств
    достижения и последствий достижения
    поставленных целей или потребностей.

Потребности, цели
и мотивы – являются основными
составляющими мотивационной сферы
человека. Поиск методов повышения
мотивации личности к активной деятельности
привел к рождению множества теорий
мотивации. Каждая из них по-своему
пытается ответить на вопрос, чем именно
определяется тот или иной поступок в
деятельности личности. Современные
теории мотивации разделяются на две
категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные
теории мотивации основываются на
идентификации тех внутренних побуждений
(потребностей), которые заставляют
личность делать так, а не иначе. Эти
теории в первую очередь стараются
определить потребности, побуждающие
людей к действию. При закладке основ
современных концепций наибольшее
значение имели работы Абрахама Маслоу,
Фредерика Герцберга и Дэвида МакКелланда.

Процессуальные
тории мотивации появились позже
содержательных и основываются в первую
очередь на том, что как ведут себя люди
с учетом их восприятия и познания.
Имеются три основные процессуальные
теории мотивации: теория ожиданий,
теория справедливости и модель Портера
Лоулера.

В современной
психологии мотивом называют все, что
составляет так называемые внутренние
силы поведения, что актуализирует
деятельность человека. По Леонтьеву, в
ходе поисковой деятельности обычно
происходит встреча потребности с ее
предметом. В момент встречи потребности
с предметом происходит опредмечивание
потребности. Это очень важное событие.
Оно важно тем, что в акте опредмечивания
рождается мотив. Мотив и определяется
как предмет потребности.

Если
посмотреть на то же событие со стороны
потребности, то можно сказать, что через
опредмечивание потребность получает
свою конкретизацию. В связи с этим мотив
определяется еще иначе – как опредмеченная
потребность.

studfiles.net

Синонимы и антонимы «мотив» — анализ и ассоциации к слову мотив. Морфологический разбор и склонение слов

Перевод слова мотив

Мы предлагаем Вам перевод слова мотив на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • motive — повод, мотивация

    • настоящий мотив — real motive
  • motif — лейтмотив

    • структурный мотив — structural motif
  • reason — причина

    • серьезный мотив — serious reason
  • ground — основание

    • политический мотив — political ground
  • tune — мелодия

    • старый мотив — old tune
  • incentive — стимул

  • spring — весна

  • Motiv — соображение, причина

    • истинный мотив — wahres Motiv
  • Motive

  • Melodie — напев

  • Weise

  • Ursache — причина

  • Antrieb — побуждение

  • motif — повод, причина, аргумент

    • цветочный мотив — motif de fleur
  • motivation — стимул

    • политические мотивы — motivations politiques
  • mobile — побудительная причина

  • air — напев

  • chef — основание

Связь с другими словами

Слова содержащие -мотив-:
Слова начинающиеся на мотив-:
Слова заканчивающиеся на -мотив:

Каким бывает мотив (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

побудительным личным истинным другим скрытым основным иным политическим серьезным знакомым главным корыстным тайным веским возможным веселым известным религиозным сильным новым благородным собственным понятным разным нужным единственным движущим подобным заунывным восточным ясным подлинным важным психологическим танцевальным непонятным социальным вторым декоративным реальным высоким странным любым сложным достаточным сказочным старым плясовым неким правдоподобным простым музыкальным грустным подходящим настоящим фольклорным весомым очевидным идеологическим старинным неизвестным хорошим распространенным убедительным

Что может мотив? Что можно сделать с мотивом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

двигать руководствоваться руководить казаться звучать оставаться привести побудить показаться иметь оказаться измениться отсутствовать лежать заставить являться толкнуть встречаться иметься повторяться присутствовать исчезнуть обеспечивать скрываться побеждать переплетаться побуждать интересовать заставлять подходить существовать подтолкнуть разбить исключаться соединяться отпасть послужить меняться сочетаться преобладать приняться появиться продолжаться обсуждаться прозвучать всплыть играть стоить крутиться восходить носить доминировать смениться вступать вызывать соответствовать возникать оборачиваться ускользать напоминать касаться слышать политься становиться

Ассоциации к слову мотив

убийство преступление совершение действие поэзия творчество опера самоубийство вступление польза поведение принятие отношение искусство слово работа вид дело данное мотив выдумывание покушение парк поиск создание сохранение роман устранение бенедиктинец стиль музыка март война иконография цель сотрудничество спасение похищение число поступок жизнь нападение комикс убеждение конец перестройка ограбление экономия вмешательство дух отказ тема гобелен человек ссора оформление вопрос начало объяснение выздоровление гегель природа фотография покупка

Анаграммы слова мотив

мовит

Синонимы слова мотив

аргумент вина виновник довод источник корень основание повод предлог придирка причина происхождение резон

Гиперонимы слова мотив

  1. мелодия тема

Сфера употребления слова мотив

Общая лексика

Юридический термин

Реклама

Медицина

Психология

Морфологический разбор (часть речи) слова мотив

Часть речи:

существительное

Число:

единственное

Одушевленность:

неодушевленное

Падеж:

именительный

Склонение существительного мотив

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) мотив мотивы
Родительный (кого, чего?) мотива мотивов
Дательный (кому, чему?) мотиву мотивам
Винительный (кого, что?) мотив мотивы
Творительный (кем, чем?) мотивом мотивами
Предложный (о ком, о чём?) мотиве мотивах

Предложения со словом мотив

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Иной мотив лично побудил к простому дезертирству


плохо 0


хорошо 1

2. Знакомый мотив максимально обеспечивал в родительском доме


плохо 0


хорошо 1

www.reright.ru

📌 мотив — это… 🎓 Что такое мотив?

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (см. потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

psychology.academic.ru

📌 МОТИВЫ — это… 🎓 Что такое МОТИВЫ?

(франц., ед. ч. motif, от лат. moveo – двигаю) – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определ. потребностей; совокупность внутр. психологич. условий, вызывающих, направляющих и управляющих человеч. действиями и поступками. Объект потребности, отражаясь в голове человека и побуждая к деятельности, выступает в качестве М., предполагающих более или менее осознанную цель действия. Отношение М. к цели действия выражает смысл деятельности. Т.о., М. не тождественны целям действия, образуя с ними единство. Одни и те же M. порождают различные по целям действия, сходные действия могут вызываться разными М.Поскольку потребности человека детерминированы его обществ.-историч. деятельностью, то и М., как форма проявления его потребностей, всегда означают «…то объективное, в чем эта потребность конкретизуется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 1959, с. 225–26). В качестве побуждений сознат. деятельности М. являются «идеальными силами» и «идеальными стремлениями». Материалистич. взгляд на М. человеч. деятельности состоит в том, чтобы, признавая существование идеальных побудит. сил, не останавливаться на них, а идти к их движущим обществ.-историч, причинам, к-рые в головах действующих людей принимают форму данных M. или побуждений. М. могут выступать в форме образов, мыслей и волевых стремлений, отличаясь значит. многообразием. В зависимости от того, насколько осознаны М., различают влечения и желания. Влечения – это М. деятельности, представляющие собой еще не дифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Желание как М. деятельности характеризуется осознанностью потребности, при этом опознаваться могут не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Среди разнообразных М. в каждый момент жизни человека одни получают большее, другие меньшее значение и в связи с этим может возникать борьба М. Одно желание субъективно противопоставляется другому, сталкивается с ним. Исход борьбы М. зависит от уровня развития личности. М, отличаются друг от друга видом потребности, к-рой они отвечают, формой, к-рую они принимают (понятие, образ, мысль, мечта и т.п.), степенью актуализации или действенности, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в к-рой они реализуются (М. трудовой деятельности, М. учебной деятельности и т.д.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим М., образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Психологич. изучение М. открывает широкие возможности науч. предвидения характера, хода и результата деятельности, а также ее формирования. См. также Воля, Интерес, Личность, Потребности.

А. Петровский. Москва.

dic.academic.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о