Кинетическое восприятие – Кинестетическое и кинетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями

Содержание

12. Типы восприятия (визуальный, аудиальный и кинестический)и их особенности в общении.

Модальность
— это составляющая психической установки
(предрасположенность к определенным
действиям). Модули, как типы установки,
связаны с типами восприятия: Визуальный
тип — это личность, которая быстрее из
всей информации воспринимает информацию
посредством зрения (любит смотреть
кино, читать, ходить в музеи). Ориентирована
на неодушевленные предметы. Работают
с документами, знаками, техникой. Трепетны
к порядку. Аудиальный тип личности
воспринимает больший объем информации
и быстрее. Важен звуковой формат
поступающей информации. Хорошо владеют
экстралингвистикой. Легко находят общий
язык другими людьми. Работают в сфере
человек-человек. Кинестетический тип
— быстро воспринимает информацию через
восприятие изменений, движений. Сама
личность активна, в постоянном движении,
неусидчива, неспособна к рутинной
работе.

Такие
различия соответствуют четырем основным
типам восприятия — визуальный (зрительный),
аудиальный (слуховой), кинестетический
(двигательный) и дигитальный (мыслительный).
Это определяется тем, какая из сенсорных
систем у человека развита лучше: слуховая,
зрительная, кинестетическая или
мыслительная. Человек неосознанно
старается использовать преимущественно
ту систему, которая у него более развита.

Каждый
человек, так или иначе, использует все
четыре сенсорные системы, но одна из
них обязательно доминирует. Поэтому
для установления доверительного контакта
с клиентом, нужно использовать те же
слова, мимику, темп речи, частоту дыхания,
которые соответствуют его типу восприятия.

Для
того чтобы определить тип восприятия
собеседника, продавцу нужно внимательно
слушать и наблюдать за манерой поведения
своего потенциального покупателя. У
людей разных типов свои специфические
особенности в поведении, типе тела и
движениях, в речи, дыхании, свой стиль
одежды. Итак, кто же ваш собеседник
-визуал, аудиал, кинестетик или дигитал?
В этом номере мы подробно рассмотрим
наиболее распространенный тип восприятия.

ВИЗУАЛЫ

У
визуалов есть определённые секреты в
мимике лица. Когда они что-то пытаются
вспомнить, взгляд направлен вверх-влево.
Когда их взгляд направлен вверх-вправо,
они рисуют образы будущего, придумывают.
Первый признак того, что перед вами
задумавшийся визуал – это расфокусированный
взгляд куда-то прямо и вдаль (обычно в
таких случаях говорят, что задумались).
Если вы точно знаете, что человек
напротив  визуал
в большей степени, его достаточно просто
подловить на лжи или не искренности.
При этом его глаза ответят за него. Когда
при ответе на конкретный вопрос взгляд
устремлен вверх и вправо, человек
неискренен. Он думает о будущем, рисует
в воображении события, которые еще не
произошли. Но если он вспоминает о том,
что было на самом деле в прошлом, взгляд
будет направлен вверх и влево.

Для
людей-визуалов важна видимая часть
нашего мира. При общении с ним используйте
описательные слова, особенно те, которые
употребляет он сам. Говорите быстро,
жестикулируйте, рисуйте образы руками,
применяйте все возможные инструменты
мимики. Визуал отдает приоритет тому,
что видит. Он, прежде всего, обращает
внимание на выражение лица, а только
затем на интонацию. Поэтому необходимо,
чтобы на него смотрели, когда он говорит,
иначе ему кажется, что его не слушают.
«Смотри на меня, когда я говорю!», —
скажет он. Помните так же, что для визуалов
важна внешность, так как он оценивает
именно визуальную опрятность собеседника,
его умение хорошо выглядеть и подчёркивать
это различными вещами.

Используйте
эти советы и тогда общение с визуалом
будет простым и продуктивным.

ВИЗУАЛ
лучше всего воспринимает информацию в
виде образов. Он, как бы рисует в голове
определённые картины того, что вы ему
пытаетесь донести. Человек визуального
типа легко понимает, когда с ним общаются
понятиями, присущими визуальному типу
мышления. Это такие слова, как — увидеть,
смотреть, взгляните, давайте посмотрим,
рассмотрим, обратите внимание и им
подобные. Ему близки схемы, графики,
рисунки и изображения. Рассказывая
что-нибудь, такой человек жестикулирует,
как бы рисуя в воздухе воображаемые
объекты, любит пользоваться листом
бумаги и карандашом, чтобы проиллюстрировать
свое предложение.

Если
ваш собеседник часто употребляет фразы:
«Представьте себе…», «Посмотрите…»,
«Обратите внимание, это выглядело так..
«Я вижу, что ты имеешь в виду», «Ясно»,
«Посмотри, что я имею в виду», «Представь
себе, что…», и при этом используют
всевозможные описательные термины и
слова, знайте — вы говорите с визуалом.

часть
2 —

Продолжая
тему «Типы восприятия», в этом номере
мы рассмотримаудиальный,
кинестетический
 и дигитальный
типы
 восприятия.

АУДИАЛЫ

Они
чаще всего обращаются к описанию
окружающего мира через звуки. Их
доминирующее чувство — слух, поэтому
они имеют, как правило, сильные
коммуникативные навыки. Аудиалы
наслаждаются музыкой, у них постоянно
работает радио, телевизор или проигрываются
компакт-диски. Они очень редко записывают
что-нибудь, полагаясь на свою память.
Человек аудиального типа восприятия
постоянно что-то шепчет себе под нос,
бормочет, и проговаривает вслух, чтобы
лучше понять и запомнить. При разговоре
он редко смотрит в глаза и чаще всего
поворачивается к собеседнику боком
(ухом). В своей речи использует такие
словосочетания, как: — «Послушайте
меня», «Почему вы разговариваете со
мной таким тоном?», «Звучит заманчиво»,
«Это звучало так…», «Я спрашиваю себя»,
«Это мне говорит о многом».
 Другими
словами, они обращаются к тону, к звуку
и тембру речи.

Если
вы хотите понимать, насколько откровенен
с вами ваш собеседник- аудиал, следите
за его глазами. Он, как и визуал, обращается
к воспоминаниям прошлого и обрисовкой
будущего. Только эти воспоминания
связаны не с конкретными визуальными
образами, а со звуковым восприятием
мира. Он начнёт вспоминать не образ, а
звуковую составляющую этого образа. «Как
же это он сказал….?», «Я помню в рассказе
говорилось», «А его презентацию приятно
было слушать», «Что он ответил на этот
довод?».
 Таким
образом, глаза аудиала бегают то влево,
то вправо. Если взгляд направлен влево,
это говорит о том, что он вспоминает
прошлое, а если вправо — размышляет о
будущем или о том, чего на самом деле не
было. Когда аудиал направляет взгляд
вниз-влево, он обдумывает сказанное. В
этом случае лучше помолчать и подождать,
пока он снова обратит на вас внимание,
потому что он всё равно вас не услышит.

Итак,
аудиал — человек, воспринимающий
подавляющее большинство информации
через звуки. Используйте в общении с
ним аудиальные слова, которые ему
нравятся. Обращайте внимание на тембр,
интонации и быстроту своей речи. Им не
сильно важно, что мы говорим. Зато очень
важно, как мы говорим. Для аудиала речь
собеседника будет восприниматься вне
зависимости от выражения его лица. Ему
достаточно просто услышать, чтобы
понять, и он дольше остается сосредоточенным
на содержании. Для аудиалов предпочтительнее
знать факты, им ни к чему много подробностей.
Им не нужно ни плана, ни схемы, ни рисунка.

ДЛЯ
ЛЮДЕЙ-АУДИАЛОВ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ЗНАТЬ
ФАКТЫ, ИМ НИ К ЧЕМУ МНОГО ПОДРОБНОСТЕЙ.

Аудиалы
приятно удивляются, когда их собеседник
имеет в своём арсенале яркий и сочный
голос, который схож с его собственным
голосом. Здесь важно всё — тембр, ритм,
быстрота речи. Чем больше вы схожи с
вашим аудиальным собеседником по этим
параметрам тем быстрее установятся
контакт и доверительные отношения.
Следите за этими характеристиками
своего голоса и успех в общении с аудиалом
вам обеспечен.

КИНЕСТЕТИКИ

Для
этих людей в первую очередь важен
чувствительный опыт, эмоциональное
подкрепление. Они хорошо вспоминают
ощущения, движения, запахи и в большей
степени ориентируются на чувства.

Поэтому
при разговоре употребляют слова,
связанные с теплом/холодом,
легкостью/тяжестью. От человека
кинестетического типа восприятия можно
услышать: «Я
так взволнован, что у меня тяжелая голова
и мороз идет по коже», «Мне было так
страшно, что я облился холодным потом»,
«Это приводит меня в трепет», «Это меня
раздражает».
 Кинестетик
лучше общается и понимает, когда можете
прикоснуться или почувствовать физическую
близость собеседника. При обычном
разговоре они подходят практически в
упор и постоянно дотрагиваются до своего
собеседника. Ему очень трудно оставаться
на месте или слушать внимательно долгое
время. Кинестетики любят близко
располагаться к людям, прикасаться к
ним, класть руку на плечо. Он быстро
теряете нить разговора, если говорят
слишком быстро. Вспоминая что-либо,
смотрит вниз или прямо перед собой.
Многие кинестетики, когда говорят,
что-то крутят в руках, теребят, поглаживают.

Соответственно,
чтобы кинестетик почувствовал к вам
доверие, пользуйтесь тем же правилом,
что и при общении с аудиалом и с визуалом.
А правило очень простое старайтесь
оперировать теми словами, которыми
пользуется ваш кинестетик. Наполните
свою речь словами, выражающими чувства
и эмоции. Пока кинестетик почувствует,
какое решение он примет, пройдёт некоторое
время. Это связано с тем, что он должен
буквально нутром прочувствовать, что
в данный момент поступает и говорит
правильно. Так что при общении с ним
учтите его эмоциональные потребности.
Кинестетик обязательно захочет к вам
прикоснуться. Если вы знаете, что ваш
собеседник — кинестетик, позвольте ему
это сделать (от вас не убудет, а ему
приятно, да и в контакт быстрей войдёте,
если вам это, конечно же, надо). Есть
мнение, что кинестетики сильно зависят
от температуры окружающего пространства
и они обязательно будут себя не комфортно
чувствовать, если в комнате слишком
тепло или прохладно. Говорите с ними на
понятном им языке и у вас всё получится.

studfiles.net

Тип восприятия: визуал, аудиал, кинестетик, дискрет

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Пройти тест на тип восприятия

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Визуал

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Аудиал

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудио-книги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

Кинестетик

Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.

Дискрет

Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.

Итак, тестируйте себя, друзья. Если Вам необходимо серьезно разобраться со своими способностями и научиться их использовать с максимальной пользой – обращайтесь к психологу. Тестов для определения особенностей восприятия разработано очень много, они помогут узнать себя получше.

Пройти тест на тип восприятия

wikigrowth.ru

Визуалы, аудиалы, кинестетики — типы восприятия

Чтобы определить ведущий тип восприятия: визуальный, аудиальный или кинестетический, — используется диагностика доминирующей перцептивной модальности Ефремцова. С ее помощью можно определить, к какому типу людей относитесь вы и ваши близкие. Какими органами вы воспринимаете мир, окружающий вас: на слух, визуально или же на ощупь? Методика определения канала восприятия необходима для того, чтобы лучше понимать себя и других.

Визуалы, аудиалы, кинестетики – это типы личности. У каждого человека есть ведущий орган чувств, который чаще и быстрее откликается на внешние раздражители и сигналы. Если вы с близким вам человеком принадлежите к сходным типам, то это будет способствовать вашему взаимопониманию, несовпадения могут стать причиной возникновения недоразумений и конфликтных ситуаций.

Типы личности: визуал, аудиал, кинестетик

Зрительное восприятие присуще людям, принадлежащим к визуальному типу восприятия. Тактильное восприятие характеризует кинестетиков. Слуховое – аудиалов. Есть еще один тип – дигитал, люди, относящиеся к нему, воспринимают окружающий мир, прислушиваясь к собственной логике. Осталось определить, кто вы — визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Тест для диагностики восприятия разработал Ефремцов С.

Визуальное восприятие

Визуалов отличает мимика лица, их взгляд, когда они стараются что-то вспомнить, направлен вверх-вправо. Когда они размышляют над чем-то или воображают образы будущего, они смотрят вверх-вправо. Расфокусированный взгляд, направленный вдаль – это первый признак того, что перед вами находятся визуалы. Аудиалы, кинестетики не так сильно реагируют на видимую часть мира.

Общаясь с визуалами, старайтесь описывать образы, использовать мимику и жестикуляцию. Визуалы в первую очередь обращают внимание на выражение лица собеседника, а только потом на интонацию. Для визуала очень важно, чтобы на него смотрели во время разговора, иначе ему кажется, что его не слушают.

Аудиальное восприятие

Визуалы, аудиалы, кинестетики по-разному воспринимают окружающий мир. Аудиалы в основном описывают свои ощущения с помощью звуков. Их характеризуют сильные коммуникативные навыки, а доминирующим органом восприятия является слух. Аудиалы не любят тишину, у них постоянно звучит музыка, работает телевизор. Человек аудиального типа для лучшего запоминания проговаривает информацию вслух, стараясь лучше ее понять и запомнить. Таким людям не обязательно знать много подробностей, их интересуют только факты.

Кинестетическое восприятие

Кинестетики реагируют на мир, опираясь на свой чувственный опыт, на свои эмоции. Они запоминают движения, ощущения, запахи. В общении кинестетики предпочитают чувствовать физическую близость собеседника. Таким людям сложно длительное время находиться на месте и внимательно слушать. Они любят прикасаться к собеседнику, класть руку на плечо. Многие люди с кинестетическим восприятием часто крутят что-то в руках, теребят или поглаживают.

Дигиталы

Для человека с дигитальным типом восприятия характерны такие качества, как склонность к анализу, логике, рациональность и нестандартность мышления. Для дигитала на первом месте логические заключения и факты, поэтому в разговоре с ним не нужно ничего домысливать и строить гипотезы. Ему близки знаки, символы и цифры, а не слуховые и зрительные образы. Такие люди любят, чтобы все было логично, четко и без лишних деталей.

Таким образом, зная, что собой представляют визуалы, аудиалы, кинестетики, а также дигиталы, можно сделать процесс общения более комфортным.

fb.ru

Развитие кинестетического восприятия — Студопедия.Нет

0-1 месяц:
Распознает лицо матери.

3 ― 4 месяца:
Смотрит на свои пальцы и играет ими, лежа на спине.

5-6 месяцев:
Играет с пальцами ноги. Прикасается к лицам мамы и папы.

8-9 месяцев:
Получает удовольствие от познания окружающего мира, например, когда его носят на руках или возят в детской коляске.

1 год:
Любит бросать перед собой различные предметы. Может подражать ряду движений (хлопать в ладоши, например). Ползает в определенном направлении (направление, пространство).

1 год и 6 месяцев:
Начинает отдавать предпочтение одной из рук. Карабкается вверх и вниз по ступенькам и мебели. Может преодолевать препятствия.

2 года:
Знает около 10 различных частей тела (когда спрашивают: «Где у тебя…?).
Понимает слова типа «выйти» и «войти».
Когда попросят, может протянуть руку или ногу.

2 года и 6 месяцев:
Знает около 15 частей тела.
Если кто-нибудь попросит, то ребенок может: ползать под столом; перебираться через палку; встать на что-нибудь; покружиться; встать рядом с чем-то или кем-то.

3 года:
Знает около 20 частей тела.
Знает свой собственный пол.
Понимает такие слова, как «вверх», «вниз», «в сторону», «в», «на», «над», «под».

4 года:
Ползает под чем-либо, не ударяясь головой.
Ощущает разницу в весе.
Подражает своим телом чьим-нибудь движениям.

5 лет:
Растягивается во всю длину тела и сворачивается калачиком.
Когда попросят, может: пойти вперед, пойти назад, пойти в сторону, встать перед чем-либо, встать позади чего-либо.
Хорошо копирует движения.
Напрягает и расслабляет тело.


6 лет:
Знает около 30 различных частей тела.
Может определить, что находится посередине помещения.

7 лет:
Контролирует мускулы лица, например, может закрыть один глаз, может сделать довольное, сердитое или грустное выражение лица.
Может маршировать.
Различает право и лево.
Копирует более сложные движения.
Знает разницу между напряжением и расслаблением.

Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.

 

Что помогает развивать ощущение суставов и мускулов?

Кинестетическое восприятие, подобно моторному движению, хорошо тренируется на открытых пространствах, таких, как площадка с песком, лес, поле или пляж возле воды.
Ритм также представляет для тела идеальные возможности открытия движения и чувства тела.
Так как дети нуждаются в дополнительной стимуляции в этой области, то я бы хотела, чтобы упражнения по развитию ритма проводились еженедельно.

При составлении программы по ритмике нужно очень четко обучать каждому движению, делать это медленно и изучатьть за один раз только одно движение. Вначале обучайте детей движениям без музыкального сопровождения, а затем, когда они хорошо выучат движение, добавляйте музыку. Позаботьтесь, чтобы в помещении для занятий было большое зеркало и дети могли все время видеть свое тело. Не забывайте о спине. Трудно работать с телом ребенка, который никогда не видел себя в зеркале, и, следовательно, не имеет ни малейшего представления о том, как он выглядит.
Это известно только его друзьям.



Одним из эффективных способов узнать свое лицо является рисование автопортрета. Детям нужно и чувствовать, и видеть, как они выглядят; как выглядят их глаза, где расположен их нос, какого цвета у них лицо и т.д.

Во время дневных занятий дети могут получить «дозу» кинестетического восприятия. Для этого называется имя ребенка, даже самого младшего возраста, в то время, как вся группа ритмично хлопает в ладоши или бьет в барабан, который пускается по кругу. Вместо этого обычно персонал дошкольного учреждения называет число месяца, хотя только немногие дети являются достаточно развитыми для восприятия этой информации.

Различные типы игр с пальцами также обеспечивают хорошую тренировку для чувства мускулов и суставов, поэтому в дневное занятие должна быть включена какая-нибудь игра с пальцами.

 

Другие виды стимуляции чувства мускулов и суставов

• Качание ногой.

• Скакание на деревянной палочке ― лошадке.

• Игра с сырыми и вареными спагетти, жесткими/мягкими .

• Игра с пальцами.

• Игра в мяч.

• Игра с воздушными шарами.

• Сортировка различных тяжелых предметов.

• Качание на качелях.

• Игры, в которых нужно идти вперед, назад и в сторону.

• Ходьба перед или позади кого-нибудь.

• Таскание предметов вверх и вниз.

• Танцы вблизи и вдали от партнера.

• Прыжки высоко и низко.

• Прыжки далеко и близко.

• Перетягивание каната.

• Изображение в воздухе различных предметов (моделирование).

• Обведение контуров друг друга на бумаге, обведение ладони и стопы.

• Рисование толстых/тонких линий.

• Рисование толстым куском мела/тонким карандашом.

• Расслабление и прослушивание музыки.

• Размещение предметов в одном и том же направлении (тренирует чувство направления).

• Игра в лошадей, которые бегают, и в собак, которые ходят.

• Быстрое/медленное сворачивание калачиком.

• Ходьба, как это делают тяжелые тролли, танцы, как это делают легкие эльфы.

• Принятие такого положения тела, чтобы стать круглым, как мяч, и таким прямым, как палка.

• Имитация различных животных путем движения.

• Различные прыжки и различные ритмичные движения.

• Работа с глиной, тестом.

• Движение под музыку.

• Разрезание чего-либо.

• «Жареная рыба».

• «Жужжи ― жужжи шмель».

• «Игра в шарик» .

• Прыжки на батуте.

• Пение песен с движениями.

• Набирание песка в различные по размеру ведерки, чтобы почувствовать различный вес.

• Игра в статуи/качели (взявшись за руки вращают по кругу один другого и затем остаются в том положении, в котором приземлились).

• Игра в «Сделай это, сделай то» .

• «Делай, как я» (это эффективная игра, например, для того, чтобы вся группа держалась вместе, когда вы, например, возвращаетесь с пикника или экскурсии. Помните, что движение нужно выполнять до тех пор, пока все дети в состоянии их делать).

• Катание тачки (с одним колесом). Тренирует силу, равно весие, баланс.

• Пролезание в танце под канатом, который постепенно опускается до земли.

 

Помните, что нужно также работать в направлении «по диагонали» через комнату для тренировки ритма и движения.

 

ИльваЭллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ /
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; ― Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Источник: Содержание книги «Право детей на развитие», ИльваЭллнеби

 

studopedia.net

IX. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ




⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 51Следующая ⇒

Кинестетические, или, говоря иначе, двигательные, проприо-цептивные, ощущения возникают при движении тела человека или отдельных его частей (рук, ног, головы). При движении изменяется степень напряжения мышц скелетной мускулатуры, степень натяжения связок и сухожилий. Это вызывает возбуждение специальных чувствительных клеток — проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов. Возбуждение рецепторов передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов с возбуждениями зрительного и тактильного анализаторов, а у лиц, имеющих сохранный слух, — и с возбуждениями слухового анализатора. Благодаря этому ощущения от собственных движении человека соотносятся с ощущениями от воздействий внешнего мира.

По сравнению со зрительными, слуховыми и другими ощущениями, вызванными воздействиями окружающего мира, проприо-цептивные ощущения, по выражению И.М. Сеченова, до чрезвычайной степени неопределенны и слабы. В раннем возрасте дети еще не способны отдавать себе отчет в возникающих у них ощущениях, вызванных движениями собственного тела.

Кинестетические ощущения дифференцируются на основе устанавливающихся связей со зрением, тактильной чувствительностью и слухом (если он сохранен). Кинестетическая чувствительность в союзе с тактильной развивается при осязании предметов. Зрительное восприятие способствует дифференциации кинестетических ощущений тем, что в процессе деятельности ребенок постоянно фиксирует свои движущиеся руки, ноги, тело. Зрительные восприятия своих движений он соотносит с кинестетическими ощущениями, возникающими при этих движениях. У слышащих детей устанавливаются связи между ощущениями от движений и слуховыми ощущениями звуков, появляющихся при этих движениях, например при манипулировании со звучащими предметами, при бросании предметов или резком прикосновении к ним.

В дошкольном возрасте кинестетические ощущения начинают приобретать самостоятельное значение как средство познания. Благодаря кинестетическим ощущениям без опоры на зрение дети начинают различать направление своих движений, особенно рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений. Постепенно дети приобретают способность, пользуясь кинестетическими ощущениями, распознавать некоторые свойства предметов.


Наиболее рано дети научаются определять вес предметов по степени мышечного усилия при их поднимании. Позднее формируется умение узнавать величину, форму и упругость предметов. Это умение обнаруживается, когда ребенок распознает указанные свойства предметов, ощупывая предметы палкой или карандашом.

Возможности использования проприоцептивной чувствительности как познавательного средства еще более увеличиваются у детей в школьном возрасте. Постепенно совершенствуются умения распознавать сложные фигуры и формы предметов посредством кинестетических восприятий (Т.В. Розанова, 1962). Все большее осознание детьми кинестетических ощущений увеличивает их роль в выработке точных и дифференцированных движений при овладении бытовыми, спортивными и трудовыми навыками (исследования А.Ц. Пуни, 1955; П.А. Рудика, 1958, и др.).

При потере слуха возрастает значение кинестетической чувствительности, так как она в известных пределах может заменить слух. Однако сама по себе потеря слуха создает более сложные условия для развития кинестетической чувствительности, чем это имеет место у детей с сохранным слухом. Как указывалось, связь кинестетических ощущений со слуховыми способствует выделению, осознанию и дифференцированию кинестетических ощущений. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений. Например, когда человек ставит какой-либо предмет на стол и делает это недостаточно плавно и размеренно, раздается резкий стук. Напротив, еле слышный звук или его отсутствие свидетельствуют о правильности совершенного движения. Звуки, возникающие в результате движения, характеризуют само движение. Ориентируясь на них, человек корригирует правильность своих движений, все более приспосабливая их к свойствам тех предметов, с которыми он действует. Вместе с тем выделяется и закрепляется комплекс двигательных ощущений, возникающих при данном движении, — ощущения определенного мышечного усилия, размаха и скорости движения. В дальнейшем правильное выполнение движения становится возможным при опоре на кинестетические ощущения.



Глухие дети лишены слухового контроля за качеством своих движений. У них даже в школьном возрасте выполнение обычных бытовых действий может включать в себя движения, сопровождающиеся звуками, неприятными для окружающих. Часто они производят излишний шум, когда переставляют или передвигают предметы, топают при ходьбе, стучат крышками парт, резко ударяют ложками по тарелке и т. д. Выработка размеренных, плавных движений сопряжена у них с трудностями.

Не меньшие сложности возникают у глухих детей при задаче овладеть ритмическими движениями, составляющими основу многих двигательных навыков. Овладение ритмом движений у людей с нормальным слухом в значительной степени происходит с помощью слухового аппарата. Затем при постепенной отработке навыков слуховой анализ ритма движений заменяется кинестетическим.

Таким образом, при выработке плавных, размеренных и ритмических движений у людей с нормальным слухом сначала большую роль играет слуховой контроль, потом он постепенно заменяется кинестетическим.

У глухих детей компенсация отсутствующего слухового контроля должна совершаться за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий. Но чтобы этого достигнуть, необходимо специально заботиться о развитии у глухих детей кинестетического контроля за качеством своих движений.

Есть основания думать, что кинестетический контроль у глухих детей не всегда достаточно развивается, и это является одной из причин замедленности движений у глухих детей, доказанной рядом исследований (Ж.И. Шиф, 1957; А.П. Гозова, 1961; А.О. Костанян, 1963). Кроме этого, не овладев умением контролировать свои движения на основе кинестетических ощущений и восприятий, глухие дети очень затрудняются при отработке четких, плавных и размеренных движений.

Для развития кинестетического контроля очень важно, чтобы дети научились произвольно в большей или меньшей степени напрягать свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести умение регулировать степень мышечного напряжения. Дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышечного усилия.

Формирование кинестетического контроля необходимо при овладении различными двигательными навыками (бытовыми, физической культуры, трудовыми). Только зрительное восприятие новых, например трудовых, движений учителя и своих собственных движений не может обеспечить правильного их выполнения. Необходимо осознать, «прочувствовать» их еще и кинестетически. Как показывают исследования (П. А. Рудик, 1958), часто наблюдаются случаи, когда движение учителя, воспринимаемое зрительно, ассоциируется с собственными привычными движениями, сходными с воспринимаемыми. В результате получается так, что учащийся повторяет не то движение, которое было ему показано, а то, к которому он привык.

Поэтому часто оказывается необходимым вызвать у учащегося правильное движение, что достигается активным вмешательством учителя. Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до определенного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем очень важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил бы те кинестетические ощущения, которые он испытывал при его выполнении. Образовавшееся кинестетическое представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем точность его воспроизведения.

В связи с тем что для развития кинестетических ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершаемых движений, выраженное в словесной речи, нужно учить детей анализировать свои движения и обозначать их словесно.

Так, например, на уроках физкультуры дети должны приучиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро, медленно, расслабить мышцы рук, напрячь мышцы ног и многие другие, подобные этим. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движения выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям. Значение кинестетического контроля очень велико при овладении произносительными навыками устной речи (см. главу «Устная речь»). Особую роль он выполняет при компенсации поврежденного вестибулярного анализатора у глухих, о чем говорилось в предшествующей главе.

X. ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Осязание является чувственным отражением человеком объективной действительности, в котором сочетаются кожные и двигательные ощущения. С помощью осязания человек имеет возможность установить форму предметов, качественные особенности поверхности, плотность предметов, их протяженность и вес. Осязание дополняет сведения о предмете, получаемые благодаря зрительному восприятию.

Осязание приобретает особенно важное значение у глухих детей, так как оно помогает им овладевать устной речью.

Осязание как процесс восприятия и познания предметов складывается у ребенка постепенно и проходит длительный путь развития. На первом году жизни ребенок научается брать предмет, у него возникает разделение функций между правой и левой руками. Важный этап в развитии осязания начинается с того момента, когда ребенок начинает сидеть. Постепенно у ребенка формируется умение ощупывать предмет. В младенческом и преддошкольном возрасте осязание неразрывно связано с предметными действиями и развивается на их основе. В дошкольном возрасте осязание начинает постепенно выделяться в самостоятельный процесс познания. У младшего дошкольника узнавание предметов путем осязания успешно совершается только при сопровождении его зрительным восприятием. На протяжении дошкольного возраста формируется самостоятельное осязательное восприятие, не нуждающееся в постоянной поддержке зрительного восприятия. Вместе с тем его развитие происходит относительно медленно, и сведения о форме предмета, которые получает ребенок благодаря зрению, остаются пока еще более полными, чем благодаря осязанию. Ребенок переходит от захвата и держания предмета неподвижной рукой к его ощупыванию. Вырабатываются разнообразные движения, позволяющие полнее выявить свойства поверхности предмета.

К младшему школьному возрасту узнавание знакомых предметов на основе осязания достигает большой точности. Вместе с тем осязательное распознавание малознакомых объектов или объектов, лишенных части своих опознавательных признаков (например, плоские изображения), вызывает еще значительные трудности у младших школьников и осуществляется довольно успешно лишь у детей среднего школьного возраста. У учащихся средних и старших классов совершенствуются осязательные движения, формируется умение сочетать крупные движения рук, создающих общее представление о контуре объекта, с мелкими движениями вдоль отдельных частей объекта (И.М. Соловьев, 1957). Это свидетельствует о значительном развитии осязательного восприятия на протяжении всего обучения детей в школе.

В процессе развития осязания у глухих детей наблюдаются в основном те же этапы, что и у слышащих. Вместе с тем формирование осязания как самостоятельного познавательного процесса совершается у глухих детей несколько более медленно, чем у слышащих. Как уже указывалось, слышащие дети к началу обучения в школе хорошо узнают знакомые объемные предметы путем осязания. Глухие же дети к 7 — 8-летнему возрасту еще испытывают большие затруднения в узнавании предметов посредством одного осязания при выключенном зрении. Их деятельность при ощупывании предметов во многом напоминает деятельность слышащих дошкольников.

Различия между глухими и слышащими детьми не исчезают и в более позднем возрасте. Изучение осязательного восприятия у учащихся младших, средних и старших классов (И.М. Соловьев, 1957; И.М. Соловьев и Е.И. Обозова, 1957; А.П. Розова, 1958) позволило выявить некоторые особенности развития этой познавательной деятельности у глухих школьников по сравнению со слышащими сверстниками.

Исследование А.П. Розовой включало две серии опытов. В 1-й серии для осязательного распознавания предъявлялись объемные предметы, знакомые детям; восковая модель груши, детское глубокое блюдце из фаянса, игрушечная деревянная пирамида и ослик из пластмассы (см. рис. 10). В другой серии опытов предъявлялись предметы, которые представляли собой контурные изображения одной из проекций тех же объемных предметов (в дальнейшем будем называть их плоскими). Плоские изображения груши, блюдца и ослика были сделаны из плексигласа, чтобы фактура этих предметов напоминала материал объемных предметов. По той же причине плоское изображение пирамиды было сделано из фанеры. Зрительное восприятие было исключено в обеих сериях (рис. 11). Опыты проводились с 60 учащимися I, V и IX классов. Количество правильных ответов по двум сериям опытов приведено в табл. 1. Для сравнения в таблице

 

 

Рис. 11.Исследование осязания у глухих детей.

Ширма оригинальной конструкции делает объект осязания

полностью невидимым для испытуемого при сохранении свободы

ощупывающих движений

 

 

 

даны показатели тех же опытов, проводившихся с учениками массовых школ.

Из таблицы видно, что количество правильных распознаваний плоских и объемных предметов возрастает у глухих учащихся так же, как и у слышащих, на протяжении всего периода школьного обучения, что является показателем развития их осязательного восприятия.

Опыты показали также, что объемные предметы распознавались всеми глухими и слышащими учениками значительно легче, чем плоские изображения тех же предметов. Восприятие плоских предметов, лишенных ряда своих опознавательных признаков, возможно только при тщательном обследовании контура, что требует от испытуемых определенных мыслительных операций. При осязательном распознавании плоского изображения испытуемому нужно понять, что обследование должно проводиться именно по контуру, и затем произвести последовательный анализ контура и синтез полученных при этом данных. Осязательное восприятие плоских предметов оказалось особенно сложным для глухих учащихся младших классов. У глухих детей I класса в этой серии опытов имелось только одно правильное обозначение. У учащихся V класса количество правильных обозначений достигало 40%, а у учащихся IX класса — 45%. Трудность распознавания плоских предметов для глухих детей 7 лет проявилась также в незначительном количестве всех словесных обозначений (правильных и неправильных). Только в 20% случаев первоклассники дали наименования плоским предметам. Глухие учащиеся V и IX классов уже в 85% случаев обозначили предметы словесно.

Отличие глухих учащихся младших классов от учеников средних и старших классов заключалось также в характере неправильных обозначении. Учащиеся I класса часто относили предлагаемый для осязания объект к совершенно другому роду предметов (например, в опытах с плоскими предметами ослика называли расческой, гребенкой; грушу — луком, окном; пирамиду — ножом). Учащиеся же V и IX классов хотя и ошибались в ряде случаев, но опознавали предметы как близко сходные с предъявлявшимися (например, ослика называли лошадью).

Проведенные опыты позволили выявить определенные различия и между учениками V и IX классов. Эти различия проявились не столько в количестве правильно узнанных объектов, сколько в характере ошибочных обозначений. Глухие пятиклассники при осязании плоских предметов ориентировались главным образом не на форму объекта, а на его материал. Многие из них опознавали плоские предметы как «зеркало». Словом «зеркало» обозначался не только такой предмет, как плоская груша, который по своей форме был объективно сходен с овальным зеркалом, но и такие, как плоское блюдце и плоский ослик, т. е. предметы, похожие на зеркало только своей гладкой поверхностью. Учащиеся IX класса лишь в одном случае обозначили исследуемый предмет (грушу) словом «зеркало». Во всех других случаях они ориентировались на контур.

Объемные предметы, как отмечалось, распознавались глухими детьми значительно легче, чем их плоские изображения. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что общее количество названий, данных глухими первоклассниками объемным предметам, было в 2 раза большим, чем при опознании плоских изображений. Следовательно, эти дети отказывались от обозначения плоских предметов не потому, что вообще не знали соответствующих названий, а потому, что распознавание подобного рода изображений было для них затруднительно.

Исследование показало, что различия между глухими и слышащими учащимися I класса выступали особенно отчетливо в тех случаях, когда осязательное распознавание объекта (плоские предметы) требовало от ребенка мыслительных операций, при этом чем младше были учащиеся, тем заметнее были различия. При более простой задаче — осязательном восприятии объемных предметов — различия между этими обеими категориями детей в значительной мере сглаживаются. По общим количественным показателям глухие учащиеся V класса не отличаются от своих слышащих сверстников. Однако анализ обозначений объектов показал, что глухие пятиклассники иногда еще напоминают слышащих семилеток (например, глухие ученики V класса и слышащие семилетки в одинаковом количестве случаев обозначали плоские предметы словом «зеркало»). У слышащих пятиклассников такое наименование встречается в 2 раза реже.

При изучении осязательного восприятия испытуемых просили не только узнать и назвать данный им предмет, но и нарисовать его на отдельном листе бумаги. Было обнаружено, что у глухих школьников младшего возраста как узнавание, так и изображение предшествующих объектов оказывали влияние на восприятие последующих. Это влияние выражалось в том, что последующий и даже несколько последующих объектов узнавались и изображались как сходные с предшествующими. Таким образом, у глухих нередко и довольно выразительно проявлялось уподобляющее действие предыдущего восприятия на последующее. Нужно отметить, что подобное явление почти не наблюдалось в опытах со слышащими школьниками или проявлялось в чрезвычайно малой степени.

Анализируя процесс осязания, можно отметить еще одну особенность глухих детей — способ распознавания предметов. При исследовании объектов ученики массовой школы пользовались так называемыми сложными формами узнавания. Испытуемые после первоначального распознавания предмета продолжали исследовать его, в результате чего они меняли данное ими обозначение или подтверждали его. У слышащих детей сложные формы узнавания составляли более 60% всех ответов. У глухих детей подобного рода ответы встречались лишь в 25% случаев. Глухие школьники обычно не пытались найти добавочные признаки, специфические для названного ими объекта, и тем самым проверить правильность своего распознавания, а если таких признаков не обнаружится, то отказаться от него. Различия в осязательном восприятии между глухими и слышащими детьми в значительной степени нивелируются к старшему школьному возрасту (по характеру обозначений и по способам обследования объектов). Преимущество слышащих учащихся IX класса проявляется главным образом лишь в большем количестве правильных узнаваний плоских изображений.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что осязательное восприятие у глухих учащихся так же, как и у слышащих, развивается на протяжении всего периода школьного обучения. Значительный сдвиг в развитии этой познавательной деятельности происходит у глухих детей в годы начального обучения. У слышащих учащихся развитие осязания совершается более равномерно на протяжении всех лет школьного обучения. Изучение зрительного восприятия глухих и слышащих учащихся (по той же самой методике) показало, что оно опережает развитие осязательного восприятия, особенно у глухих детей. Это объясняется относительной сложностью осязания как познавательного процесса. При выключении зрения осязание для своего успешного осуществления нуждается в большей степени, чем зрительное восприятие, в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении данных восприятия с имеющимися представлениями и знаниями о предметах, в произвольной организации самого процесса обследования предмета. Недостаточное развитие речи, мышления глухого ребенка определенным образом сказывается и на развитии его осязания.

В процессе обучения у глухого ребенка совершенствуются все виды его познавательной деятельности, в том числе и осязательное восприятие. Однако для более эффективного и быстрого развития осязательной деятельности у глухих детей следует проводить специальные упражнения, при выполнении которых школьники учатся анализировать материал и форму предметов. Вопросам развития осязания у глухих детей должно быть придано особое значение, если учитывать то обстоятельство, что большинство глухих, окончивших школу, трудятся на производстве, где обычно велика роль осязательных восприятий.

XI. ВКУС И ОБОНЯНИЕ

Вкус и обоняние являются видами химической чувствительности. Вкусовые ощущения возникают при воздействии растворенных в слюне химических веществ на вкусовые почки (луковицы), представляющие собой бокалообразные скопления клеток около 0,07 мм в поперечнике. У детей они расположены на верхней поверхности языка и в меньшем количестве — на небе, передних небных занавесках, глотке и гортани. У взрослого человека их число уменьшается, и остаются они в основном на кончике, краях и задней части верхней поверхности языка на так называемых вкусовых сосочках, являющихся совокупностью вкусовых почек.

Раздражение вкусовых почек соответствующими растворами вызывает четыре основных типа вкусовых ощущений — ощущения кислого, соленого, горького и сладкого.

Вкусовые ощущения от попадающих в ротовую полость пищевых продуктов и других веществ обычно являются результатом взаимодействия четырех основных вкусовых ощущений с обонятельными, осязательными и температурными. Особо важную роль в формировании вкусовых ощущений играет обоняние. Обонятельные ощущения от пищи настолько тесно связываются с подлинно вкусовыми, что отделить их друг от друга обычно мы не можем. При исключении обоняния (например, во время насморка) пища кажется нам безвкусной и мы не можем отличить только на основе вкусовых ощущений положенный на язык кусок яблока от куска сырой картошки.

Вкусовая чувствительность к разным веществам различна. Так, ощущение сладкого возникает от воздействия раствора сахара в тысячу раз большей концентрации, чем это необходимо для ощущения горечи при действии раствора хинина.

Различительная вкусовая чувствительность у человека невысока, но в процессе тренировки может быть сильно развита. Дегустаторы, для которых определение качества и сорта пищевых продуктов является профессией, способны очень тонко различать даже небольшие нюансы вкуса.

Находясь в сложной зависимости от других органов чувств, вкусовые ощущения в свою очередь оказывают влияние на другие анализаторы и системы организма. Воздействие некоторых вкусовых веществ (например, сахара) повышает зрительную и слуховую чувствительность, влияет на кровеносную систему. Аппетит и процессы пищеварения в значительной степени зависят от вкуса пищи.

Нарушения вкусовой чувствительности наблюдаются при поражении соответствующих проводящих путей и нервных центров. Они могут проявляться как в снижении вкусовой чувствительности, так и в ее патологическом повышении. При поражениях головного мозга, затрагивающих находящийся в нижней части центральной борозды корковый центр вкуса (например, при некоторых опухолях мозга), возникают ложные вкусовые ощущения (ощущение вкуса того или иного вещества, в действительности не находящегося в полости рта), а также наблюдаются искажения вкусовых ощущений от веществ, действующих на рецепторы вкуса.

Нарушения вкусовой чувствительности при глухоте отсутствуют. По мнению П. Шумана (1929, стр. 43), у глухих в связи с сужением чувственной сферы чувства вкуса и обоняния приобретают даже большее значение, чем они имеют у нормального ребенка. В мимико-жестовой речи глухих имеются обозначения для основных качеств вкусовых ощущений (соленого, сладкого, кислого и горького). Специальные исследования вкусовой чувствительности у глухих нам неизвестны, однако по аналогии с другими видами чувствительности можно предположить, что уровень развития речи и возможности речевого выражения в некоторой степени могут сказываться на дифференцированно-сти вкусовых ощущений (особенно сложных). Возможности развития вкусовых ощущении у глухих тем не менее очень велики. Об этом, в частности, говорят наблюдения слепоглухой О.И. Ско-роходовой (1954).

Обоняние — чувствительность к различным пахучим веществам. Обонятельные ощущения — запахи — возникают при действии различных химических веществ на обонятельные рецепторы, расположенные у человека на небольшом (около 5 см2) участке слизистой оболочки верхних носовых ходов.

Пахучие вещества достигают рецепторной обонятельной области двумя путями: через нос или из полости рта через носоглотку и хоаны. Благодаря наличию последнего пути обонятельные ощущения во время еды, как уже отмечалось выше, всегда присоединяются к вкусовым.

У человека обоняние не является ведущим в познании внешнего мира, однако благодаря высокой чувствительности оно имеет важное значение при оценке качества продуктов питания, лекарственных препаратов и различных химических веществ. По отношению к некоторым веществам обоняние превосходит возможности тонких аппаратурных методов их обнаружения (даже такого тонкого метода, как метод спектрального анализа).

По последним данным, обонятельная рецепторная клетка может возбуждаться одной молекулой пахучего вещества, а обонятельное ощущение возникает при одновременном возбуждении 40 или более рецепторных клеток.

В основе обонятельных ощущений лежит, несомненно, молекулярный анализ пахучих веществ, однако механизм этого анализа пока не ясен. Наиболее распространенной гипотезой механизма обоняния является электрохимическая, согласно которой обонятельные рецепторы возбуждаются электрохимической энергией пахучих веществ. В последнее время полагают, что в анализе пахучих веществ большое значение имеет избирательная адсорбция этих веществ поверхностью слизистой оболочки обонятельной области. Корковый центр обоняния находится в передней части грушевидной доли (в височно-базальных отделах больших полушарий).

Обонятельной чувствительности свойственна быстрая адаптация.

Роль обоняния в дыхании не ограничивается контролем за качеством воздуха. Обонятельные ощущения оказывают влияние на общее самочувствие и настроение. (Например, положительное эмоциональное отношение к приятным запахам, что, в частности, нашло свое выражение в развитии парфюмерной промышленности.)

Возбуждение обонятельного анализатора может изменять чувствительность зрения и слуха.

Общепринятая классификация запахов до сих пор не разработана. При обозначении запахов мы пользуемся обычно описательными характеристиками. Можно предположить поэтому, что влияние уровня речевого развития на дифференцирован-ность обоняния может проявиться при глухоте, как это мы уже отмечали по отношению к вкусовой чувствительности. Каких-либо указаний на нарушения обоняния у глухих нет. Напротив, у слепо-глухих, у которых обоняние остается единственным дистантным анализатором, оно играет особую роль и может быть развито очень высоко. О.И. Скороходова описывает в своей книге, как она пользуется обонянием для узнавания места, где она находится, людей, присутствующих или даже ранее побывавших в помещении. Насколько широко она использует обоняние, видно по отрывку из ее книги: «…Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет сирень, я слышу этот запах, еще подходя к парку. Летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев».

Нарушения обоняния отмечаются при поражениях соответствующих проводящих путей коркового центра обоняния, а также близко к нему расположенных областей коры (например, при опухолях височной доли мозга). Наблюдаются они и при некоторых соматических заболеваниях. Это дает возможность использовать состояние обоняния как диагностический показатель.

 

ПАМЯТЬ

Память глухих детей изучалась целым рядом исследователей, и было установлено немало фактов, позволяющих видеть общие закономерности развития памяти детей, глухих и слышащих, а также специфические особенности в развитии памяти глухих. Остановимся отдельно на характеристике образной и словесно-логической памяти глухих детей, поскольку в развитии этих видов памяти имеются определенные различия.

XII. ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Типы восприятия информации

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия (кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал) можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации  и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять. Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не  следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов. После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева»

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете  для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось;  идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее  выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Читайте статью — Что такое интеллект-карты. Как составить интеллект-карту

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

  • схемы
  • интеллект-карты
  • сжатые планы
  • Собственноручно составленные тезаурусы

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что  по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

Читайте статью о невербальном общении

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками.  Близких  людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на  расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета.  Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Также будет полезно: материалы, как быстро работать с книгами, аудио и видеоинформацией

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Читайте подробнее о том, как научиться учиться

Все это, безусловно, полезнейший навык, на который стоит обратить внимание.


Скачать инфографику «Типы восприятия.»

Напишите в комментариях: к какому типу восприятия Вы относите себя?

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

Убеждение » Библиотека soteria.ru

Дата публикации: 13.04.13 Просмотров: 2052 
 
Все тексты автора Марк Финли

Понимание

Уровни восприятия

Служители Евангелия, успешно трудящиеся на ниве Божьей, очень чутко относятся к использованию языка. Между тем некоторые часто прибегают к простым, гладким религиозным фразам и клише, совершенно не думая о личностных аспектах и не принимая во внимание характерные особенности отдельного человека. Важно помнить, что каждому слушателю свойствен особый уровень восприятия. Учитывая это, вы завоюете расположение человека, проигнорируете — можете потерять его.

Три модели восприятия

Ученые, изучающие психологию поведения человека, выделяют три основные группы людей: визуальную, слуховую и кинетическую.

К первой группе принадлежит тип людей, которые могут решить ту или иную проблему, моделируя в своем сознании определенные образы и картины. Поскольку их процессоры аналитического ума являются визуальными, они хорошо реагируют на слайды, схемы и диаграммы. Собственно, это люди, которые, например, думая об отпуске, представляют себя на пляже, изнеженными и наслаждающимися на берегу моря. Они видят, как солнце играет лучиками света на песке и на глади воды. Их сознание созерцает и «думает» картинками, подобно постоянно крутящейся пленке видеомагнитофона.

Человек, относящийся к слуховой группе, строит свои мысли на соотношении звуков. Муж слышит, как его жена с ним разговаривает. Он также слышит, как начальник ругает его. Однако всякий раз, когда он думает об отпуске, он не видит себя сидящим в шезлонге и наслаждающимся солнцем. Всякий раз, когда он думает об отпуске, он слышит тихую и сладкую музыку, звуки шуршащих от набегающей волны камешков. Его предоминантное чувство — слух.

Модель образа мысли кинетиков построена на прикосновении. Они живо реагируют на дружеское объятие или рукопожатие. Думая о том, как они проведут отпуск, они вспоминают ощущение тепла, горячего песка, прикосновения прохладной воды.

Обычно невозможно найти людей, которых можно было бы причислить только к одной из этих трех групп. Однако так или иначе каждому из нас свойственна одна из этих трех моделей восприятия. Таким образом, очевидно, что, когда вы, например, общаетесь с людьми, которые явно принадлежат к первой группе, наиболее эффективным действием будет включить видеопроектор или видеомагнитофон.

Иисус достигал всех трех типов людей

Иисус Христос, возвещая Свое учение, был чуток к миру отдельной личности и ее индивидуальности, демонстрируя, по существу, как можно достичь того или иного человека, используя для достижения этой цели разные средства.

Когда Спаситель беседовал с людьми первого типа, то, для того чтобы проиллюстрировать Свою весть, Он рисовал картины в ярких красках. Он говорил о пастыре, который пошел искать овцу; о человеке, искавшем богатства, спрятанные в поле; об отце, со слезами на глазах бегущем навстречу блудному сыну. Слушая рассказ, люди представляли весть Священного Писания в панорамной сцене прямо перед собой, и их чувства раскрывались в ответ.

Разговаривая с Никодимом, Иисус акцентировал Свое внимание на его способности слушать. Зная о том, что он фарисей, воспитанный на традиции слушать чтение Закона, Иисус сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Господь понимал, что если Никодим слышал шелест листвы перед грозой и свист ветра на ночной дороге, то он сможет услышать и призыв Святого Духа, обращенный к его сердцу.

Женщина, о которой сказано, что у нее было шесть мужей, до встречи со Христом не испытывала прикосновения любви. Иисус знал, как достичь ее сердца, как прикоснуться к ее внутреннему миру. Обращаясь к ней, Он просто сказал: «Дай Мне пить». Самарянка, которой приходилось ходить по пыльным дорогам Палестины, знала, что такое жажда. Иисус использовал восприятие кинетика, чтобы возродить в ней силы и жизнетворность Священного Писания. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек».

Точно так же и мы можем раскрывать наше представление Святого Писания, когда мы делимся Словом Божьим с людьми в двадцатом столетии. В публичных выступлениях мы должны использовать все три подхода для всех трех типов людей, которые несомненно будут в аудитории. Вы поступите мудро, если начнете с воззвания ко всем трем чувствам, а потом постепенно сосредоточитесь на том, которое кажется вам предоминантным в восприятии сидящих перед вами людьми.

Призыв к людям с визуальным восприятием

Когда вы говорите с людьми, сознанию которых свойственно визуальное восприятие, вам необходимо использовать яркие образы и иллюстрации, чтобы ваша весть достигла сердца человека. Например:

«Представьте Иисуса, умирающего за вас на кресте, с его пригвожденными ко кресту руками и кровью, стекающей по израненному телу. Когда вы видите Его глаза, полные скорби, что может быть важнее полного посвящения Спасителю?»

«Представьте, что Иисус находится рядом с вами, когда вы принимаете крещение в субботу. Вы видите, как ангелы собрались у трона Бога Отца, чтобы засвидетельствовать о вашем крещении?»

«Представьте себе Новый Иерусалим. Поразмышляйте и представьте себе величие небес, яркие краски, золотые улицы и жемчужные ворота».

Призыв к людям со слуховым восприятием

«А вы разве не слышали, как Иисус призывал .вас сегодня?»

«Подумайте о том победном хоре ангелов и чистом, громком звуке фанфар! Какую радость принесут эти звуки вашему сердцу!»

«Прислушайтесь к словам Иисуса, Который говорит: «Очень хорошо, мой добрый и преданный друг»».

Призыв к людям с кинетическим восприятием

Когда вы разговариваете с такими людьми, то ваш разговор может быть следующим:

«Когда вы покоритесь Христу, то обретете тот исцеляющий мир, ту внутреннюю удовлетворенность, о которых так страстно мечтает все человечество. Вы обретете то чувство мира, которого так долго жаждали».

«Решение, которое ты примешь, приведет тебя на одну тропинку с Иисусом Христом, где ты почувствуешь свою руку в Его руке, почувствуешь, как Он ведет тебя шаг за шагом».

«Когда ты будешь принимать крещение, погружаясь постепенно в воду, тебя поразит мысль, что вода, по существу, покрывает все твои грехи. Это есть не что иное, как особое чувство очищения, снятия всякой вины. Возможно, ты даже почувствуешь, как электрический заряд пройдет по всему телу, и в то же время ты будешь ощущать, как руки Христа обнимают тебя. Ты будешь ощущать тепло, исходящее от Его прикосновения».

Иисус создал каждого человека уникальным. Все мы получили воспитание в определенной среде. Именно поэтому к каждому человеку в отдельности нужен особый подход. Одна из причин того, что у нас не так много евангелистов, с успехом приводящих ко Христу новые души, состоит в том, что большинство руководствуются своим собственным восприятием. Люди, погруженные в самих себя, — это никудышные евангелисты! Вы должны войти в положение других, осознать их нужды и встать на их уровень восприятия. Позвольте Богу помочь вам понять других. И вы ощутите плоды своего труда.

Задание

1. Какой вид восприятия характерен для вас: визуальный, слуховой или кинетический? Помните, что каждый человек — это комбинация всех трех типов. Но какой вид восприятия является у вас доминирующим? А какой — менее доминирующим?

2. Как вы можете определить, какой тип эмоционального восприятия свойствен тому или иному слушателю?

3. Попробуйте сформулировать свой призыв для:

а) визуально ориентированного студента колледжа (принять Христа),

б) кинетически ориентированной матери-одиночки (принять субботу),

в) слухоориентированного рабочего, пенсионера (принять крещение).



soteria.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о