Когнитивный это простыми словами: Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений

Содержание

КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА – ГАУЗ СО «Полевская центральная городская больница»

Когнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

ПРИЧИНЫ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространены в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечно-сосудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

СИМПТОМЫ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего человек не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы.

Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию.

Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

ДЕМЕНЦИЯ (СЛАБОУМИЕ)

Деменцией называется состояние головного мозга, которое приводит к постепенному снижению мыслительной способности; иными словами острота мышления неуклонно «притупляется». Деменция чаще всего поражает именно пожилых людей — развивается старческая деменция (старческое слабоумие). Чем старше мы становимся, тем выше риск развития деменции. У людей в возрасте 65 лет деменция встречается в 5% случаев, а после 80 лет — уже у каждого пятого. Тем не менее очень важно понимать, что деменция вовсе не является нормальной частью процесса старения, это состояние нельзя путать с распространенной «старческой забывчивостью». Помните, что диагноз «деменция» устанавливает только врач и он же определяет причину её возникновения.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДЕМЕНЦИЯ?

Человек, у которого развивается деменция, постепенно теряет способность к ясному мышлению. У него «путается» память — на начальных стадиях он не может вспомнить события, которые происходили недавно, но зато очень ярко помнит события своей молодости и детства. Также очень характерны снижение интеллекта и плохая концентрация внимания, которая выражается в невозможности на чём-либо сосредоточиться и выполнить запланированное дело до конца. Постепенно человек утрачивает ориентацию в окружающем (перестаёт понимать, где он находится, не узнаёт родных и близких) и теряет способность к самообслуживанию. При этом состояние организма и всех его систем зачастую остаётся удовлетворительным, что приводит к необходимости длительного (иногда продолжающегося годами) ухода за таким больным.

Особые беспокойства для ухаживающих причиняют изменения его характера. Поначалу это обычно проявляется в виде угрюмости и раздражительности, однако позднее человек может стать агрессивным и пытаться причинить вред себе и окружающим. При тяжелых формах деменции возможно серьёзное нарушение психики.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ДЕМЕНЦИИ?

Деменция обычно связана со множеством различных причин. Наиболее часто она развивается из-за болезни Альцгеймера или по причине атеросклероза сосудов, снабжающих кровью головной мозг.

  • Болезнь Альцгеймера чаще всего становится причиной деменции (более чем в 60% случаев). При болезни Альцгеймера головной мозг по непонятной причине повреждается и в нём уменьшается количество нервной ткани, благодаря которой осуществляется мышление.
  • Сосудистая деменция — вторая по частоте после болезни Альцгеймера причина деменции (около 20% случаев). В этой ситуации деменция развивается в результате закупорки множества мелких сосудов, питающих наш головной мозг, и как следствие, возникает повреждение нервной ткани.
  • Существуют и другие, более редкие причины деменции, например алкогольная деменция или деменция после перенесённых тяжёлых инфекционных заболеваний, поражающих головной мозг (например, сифилиса).

КАК БЫСТРО РАЗВИВАЕТСЯ ДЕМЕНЦИЯ?

Как правило, деменция прогрессирует медленно, на протяжении нескольких лет, скорость её развития зависит от причины заболевания и индивидуальных особенностей человека. У пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, время от лёгких нарушений памяти до полной неспособности к самообслуживанию обычно занимает около 8-10 лет, однако, подчеркнём ещё раз, скорость развития болезни может быть неодинаковой у разных людей.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ЛЕЧЕНИИ ДЕМЕНЦИИ?

— Существуют лекарственные средства, замедляющие развитие заболевания. Помните, что выбор лекарства и его доза зависят от многих факторов и должны подбираться индивидуально. Деменцию нужно начинать лечить как можно раньше!

Поддержка и уход за человеком, страдающим деменцией, — важнейшая часть лечения, которая ложится на родных и близких больного.

Память: способность мозга хранить и восстанавливать информацию

Что такое Память?

Память можно определить как способность мозга удерживать и добровольно восстанавливать информацию. Другими словами, это способность, которая позволяет нам вспоминать произошедшие события, мысли, ощущения, понятия и взаимосвязь между ними. Несмотря на то, что больше всего с памятью связан гиппокамп, отнести воспоминания только к одному отделу мозга нельзя, поскольку в этом процессе задействованы множество областей нашего мозга. Эта способность является одной из когнитивных функций, наиболее страдающих при старении. К счастью, память можно тренировать с помощью когнитивной стимуляции и различных умных игр.

Программа CogniFit («КогниФит»), являющаяся лидером в области тренировки мозга, позволяет укрепить эту и другие важнейшие когнитивные способности. Входящие в программу умные игры были разработаны для стимулирования определённых нейронных паттернов активации. Повторение этих когнитивных паттернов помогает укрепить задействованные в памяти нейронные связи, а также содействует созданию новых синапсов, способных реорганизовать и/или восстановить наиболее ослабленные или пострадавшие когнитивные функции.

Память — чрезвычайно сложная когнитивная функция. В ней участвует огромное количество отделов мозга, и мы постоянно её используем. Существуют различные теории и исследования этой когнитивной способности. Можно подразделить память на различные виды по следующим критериям:

  • По времени, в течение которого удерживается информация: в данном случае речь идёт о сенсорной памяти, кратковременной памяти, рабочей памяти и долговременной памяти. Сенсорная память удерживает информацию в течение нескольких секунд, в то время как долговременная память, наоборот, может хранить информацию в течение практически неограниченного периода времени. Все виды памяти работают скоординированно для того, чтобы вся система функционировала корректно.
  • По типу информации: вербальная память отвечает за хранение вербальной информации (то, что мы читаем, или слова, которые мы слышим), в то время как невербальная память позволяет хранить остальные данные (изображения, звуки, ощущения и т.д.).
  • По задействованному органу чувств: в зависимости от используемого органа чувств, речь идёт о таких видах памяти, как зрительная память (зрение), слуховая память (слух), обонятельная память (обоняние), вкусовая память (вкус) и тактильная память (осязание).

Фазы памяти: процесс запоминания и воспоминания

Для того, чтобы вспомнить, что мы делали вчера, наш мозг должен произвести серию процессов. Каждый процесс необходим для доступа к воспоминаниям. Таким образом, нарушение любого из этих процессов не позволит нам вспомнить информацию. Чтобы создать воспоминание, наш мозг должен пройти через следующие фазы:

  • Кодирование: на этой фазе в нашу систему памяти с помощью восприятия мы добавляем информацию, которую мы запоминаем. Например, когда нам кого-то представляют по имени. Необходимо обратить внимание на эту информацию, чтобы закодировать её.
  • Хранение: чтобы удержать информацию надолго, мы сохраняем её в системе нашей памяти. Например, мы можем запомнить лицо человека и его имя.
  • Восстановление: когда мы хотим что-то вспомнить, то обращаемся к хранилищу памяти и восстанавливаем нужную информацию. Например, чтобы, увидев человека на улице, вспомнить, как его зовут.

Примеры памяти

  • Благодаря этой способности мы помним, где живём, как зовут наших родителей, лица наших друзей, что мы ели вчера на обед и даже какой город является столицей нашего государства.
  • Память позволяет нам вспомнить о собрании на работе, запомнить имя клиента или пароль на компьютере.
  • Учиться в школе или университете было бы невозможно без нашей системы хранения воспоминаний. Также нам было бы сложно запомнить дату экзамена или что мы запланировали сделать.
  • При вождении автомобиля данная способность помогает нам вспомнить нужный маршрут. Также с её помощью мы помним, где припарковали машину, да и сам процесс вождения.

Амнезия и другие расстройства памяти

Исследования нарушений данной когнитивной функции помогли выяснить, что на самом деле представляет из себя память и как она работает. Являясь сложнейшей когнитивной функцией, она может пострадать в разной степени и по разным причинам. С одной стороны, специфические поражения могут быть связаны с двойной диссоциацией систем памяти. Это означает, что может быть повреждена одна из систем, в то время как другие не пострадают (например, может быть нарушена долговременная память при нормальном функционировании кратковременной). С другой стороны, подобные расстройства могут быть связаны с нейродегенеративным заболеванием (деменции и болезнь Альцгеймера), приобретённым церебральным поражением (черепно-мозговые травмы, инсульт, инфекции и другие болезни), врождёнными проблемами (паралич мозга и другие синдромы), с психическими расстройствами и расстройствами настроения (шизофрения, депрессия и тревожность), потреблением различных веществ (наркотики и медикаменты) и т.д. Также отдельные виды памяти могут быть нарушены при таких расстройствах обучаемости, как СДВГ, дислексия или дискалькулия.

Наиболее распространённым расстройством памяти является потеря памяти, например, при болезни Альцгеймера. Потеря этой способности известна как амнезия. Амнезии бывают антероградные (неспособность приобрести новые воспоминания) и ретроградные (неспособность вспомнить прошлое). Также существуют расстройства, при которых нарушено содержание воспоминаний (фабуляции и конфабуляции), гипермнезии. Характерные для Синдрома Корсакова конфабуляции представляют собой непроизвольные ложные воспоминания, при которых забытая информация заменяется вымышленными фактами. Гипермнезии, в свою очередь, представляют собой непроизвольное и слишком детальное воспоминание малозначимых, несущественных деталей, что характерно, в частности, при посттравматическом стрессе.

Как можно измерить и оценить состояние нашей памяти?

Тестирование состояния нашей памяти очень полезно, поскольку она имеет важнейшее значение в учебной сфере (для того, чтобы понимать, будет ли ребёнок испытывать трудности с запоминанием пройденного материала и нуждается ли в дополнительной помощи), в медицине (для того, чтобы понимать, будет ли помнить пациент какие ему нужно принимать лекарства, может ли он быть самостоятельным или ему необходима помощь), на работе (для того, чтобы понимать, может ли человек занимать определённую должность) и в нашей повседневной жизни

С помощью комплексного нейропсихологического тестирования можно надёжно и эффективно измерить память и другие когнитивные функции. CogniFit («КогниФит») предлагает серию тестов, которые оценивают некоторые субпроцессы памяти, такие как кратковременная фонологическая память, контекстуальная память, кратковременная память, невербальная память, кратковременная зрительная память, рабочая память и распознавание. Тесты CogniFit («КогниФит») основаны на классическом Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT, Тест Коннера), Шкале Памяти Векслера (WMS), NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп), Тесте Переменных Внимания (TOVA), Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM), Тесте «Лондонская башня» (TOL) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). С помощью этих тестов кроме памяти также можно измерить время отклика или реакции, скорость обработки информации, память на имена, зрительное восприятие, мониторинг, планирование, визуальное сканирование и пространственное восприятие.

  • Последовательный Тест WOM-ASM: на экране появится серия шаров с различными цифрами. Необходимо запомнить эту серию цифр, чтобы затем воспроизвести её. Сначала серия будет состоять только из одной цифры, затем количество цифр будет расти до тех пор, пока пользователь не совершит ошибку. Нужно будет повторить каждую представленную серию.
  • Тест-Расследование REST-COM: в течение короткого промежутка времени будут представлены объекты. Далее как можно быстрее нужно будет выбрать слово, соответствующее показанному изображению.
  • Тест Идентификации COM-NAM: объекты будут представлены с помощью изображения или звука. Необходимо ответить в каком формате объект был показан в последний раз и был ли показан вообще.
  • Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке появятся стимулы. Стимулы начнут загораться в определённой последовательности под звуковые сигналы. Необходимо обратить внимание как на звуки, так и на последовательность световых сигналов. Во время очереди игры пользователя нужно воспроизвести увиденный ранее порядок представления стимулов.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся три объекта. Сначала нужно будет как можно быстрее вспомнить порядок представления этих объектов. Далее появятся четыре серии по три объекта, некоторые из которых будут отличаться от ранее увиденных. Необходимо восстановить первоначальную последовательность в том же порядке.
  • Тест на Восстановление VISMEM: в течение пяти-шести секунд на экране будет представлено изображение. За это время нужно постараться запомнить максимальное количество объектов на этом изображении. Затем картинка исчезнет, и пользователь должен будет выбрать верный вариант ответа из предложенных.

Восстановить, улучшить и стимулировать память

Все когнитивные способности, включая память, можно улучшить с помощью тренировки. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга является основой для реабилитации памяти и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, при тренировке памяти укрепляются нейронные связи задействованных отделов мозга.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки памяти и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции Cognifit («КогниФит») автоматически предложит персональную когнитивную тренировку для улучшения памяти и других когнитивных функций, которые, согласно оценке, в этом нуждаются.

Чтобы улучшить память, тренироваться нужно правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации памяти и других когнитивных функций. Для корректной стимуляции необходимо 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Эта программа доступна онлайн. Разнообразные интерактивные упражнения представлены в виде увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») представит подробный график прогресса когнитивного состояния.

Что такое КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — что это значит, суть, пример

Когнитивный диссонанс – это чувство замешательства и напряжения, когда в уме, в одно и то же время, сталкиваются две абсолютно противоположные и противоречивые мысли. Термин «когнитивный диссонанс» довольно часто можно встретить в современном информационном поле. Но мало кто задумывается о том, как часто именно вы сталкиваетесь с данным состоянием в своей повседневной жизни.

 

 

Пример когнитивного диссонанса №1:

 

Можно привести много различных примеров, но думаю самый актуальный и понятный на данный момент, будет именно этот:

Основные средства массовой информации в Российской Федерации постоянно рассказывают о том, какие страшные «фошисты (фашисты)» живут в Украинском городе Львове. И вот когнитивный диссонанс возникает  в тот момент, когда русскоговорящий человек, приезжает в этот город, а там нет этих самых буйных нацистов молодчиков. В центре города, русскую речь можно услышать на каждом углу, так как там полно туристов из России, даже при условии имеющегося конфликта между этими странами. Но самое странное ощущение возникает в тот момент, когда ты звонишь своим друзьям и рассказываешь что, да как, но тебе не верят, они то, лучше знают как на самом деле обстоят дела. Да, возможно это довольно странный пример, но он абсолютно реален и произошел с конкретным человеком.

 

 

Когнитивный диссонанс, пример № 2:

 

Курильщик знает, что риск заболеть раком и умереть от употребления табака значительно возрастает, но продолжает курить. Убивая себя, продолжает это делать.

 

 

Степень дискомфорта от когнитивного диссонанса увеличивается в зависимости от:

 

  • Важность и личностная близость субъекта к нам
  • Насколько сильно мысли противоположны друг другу
  • Способность рационально объяснить данный конфликт

 

Зачастую мощный когнитивный диссонанс способен стать сильным мотиватором, заставляющим изменить свою точку зрения или модель поведения. Что в свою очередь и убирает само состояние дискомфорта. По сути, избавлением от данного тревожного чувства могут стать только познания в сути вопроса. Если скептически рассмотреть каждую из противоборствующих идей, взвесив все факты, то одна из них будет более верной и логичной. Осознание этого снимает чувство дискомфорта.

 

 

Когнитивный диссонанс является естественным процессом при принятии практически всех решений, и является центральным механизмом, с помощью которого мы познаем новые различия в мире.

 

Что делать если у вас возник когнитивный диссонанс?

 

Почувствовав дискомфорт (когнитивный диссонанс) следует, успокоится и найти причину внутреннего конфликта. Обратить внимание на то, как и почему это произошло.  По возможности, отстранится от фактора, который приносит вам дискомфорт.

15 главных когнитивных искажений

Как правило, наш ум использует когнитивные искажения, чтобы усилить какую-то негативную эмоцию или негативную цепочку рассуждений. Голос в нашей голове звучит рационально и достоверно, но на самом деле лишь подкрепляет наше плохое мнение о нас самих.

Например, мы говорим себе: «Я всегда проигрываю, когда пытаюсь сделать что-то новое». Это пример «черно-белого» мышления — при этом когнитивном искажении мы воспринимаем ситуацию только в абсолютных категориях: если потерпели неудачу в чем-то одном, то обречены терпеть ее и впредь, во всем и всегда. Если мы добавим к этим мыслям еще и «я, должно быть, полный лузер», это будет примером чрезмерного обобщения — такое когнитивное искажение обобщает рядовую неудачу до масштабов всей нашей личности, мы делаем ее своей сутью.

Вот основные примеры когнитивных искажений, о которых стоит помнить и практиковаться, отслеживая их и отвечая на каждое более спокойно и взвешенно.

1. Фильтрация

Мы концентрируемся на негативе, одновременно отфильтровывая все позитивные аспекты ситуации. Зациклившись на неприятной детали, мы теряем объективность, и реальность расплывается, искажается.

2. Черно-белое мышление

При черно-белом мышлении мы видим все либо в черном, либо в белом цвете, других оттенков быть не может. Мы должны делать все идеально или окажемся неудачниками — золотой середины нет. Мы бросаемся из крайности в крайность, не допуская мысли о том, что большинство ситуаций и характеров — сложные, составные, с множеством оттенков.

3. Чрезмерное обобщение

При этом когнитивном искажении мы приходим к выводу, основываясь на единственном аспекте, «кусочке» произошедшего. Если что-то плохое случается однажды, мы убеждаем себя, что так будет повторяться снова и снова. Мы начинаем видеть единственное неприятное событие как часть нескончаемой цепочки поражений.

4. Поспешные выводы

Другой человек еще слова не сказал, а мы уже точно знаем, что он чувствует и почему ведет себя именно так. В особенности мы уверены, что можем определить, какие чувства люди испытывают к нам.

Например, мы можем сделать вывод, что кто-то не любит нас, но и пальцем не пошевелим, чтобы выяснить, правда ли это. Другой пример: мы убеждаем себя, что дела примут плохой оборот, как будто это уже свершившийся факт.

5. Нагнетание

Мы живем в ожидании катастрофы, которая вот-вот разразится, не обращая внимания на объективную реальность. То же самое можно сказать о привычке преуменьшать и преувеличивать. Услышав о проблеме, мы тут же включаем «а что, если?..»: «Если это случится со мной? Если произойдет трагедия?» Мы преувеличиваем важность незначительных событий (скажем, свою ошибку или чужое достижение) или, наоборот, мысленно уменьшаем важное событие, пока оно не покажется крошечным (например, собственные желаемые качества или недостатки других).

6. Олицетворение

При этом когнитивном искажении мы верим, что действия и слова окружающих — личная реакция на нас, наши слова и поступки. Мы также постоянно сравниваем себя с другими, пытаясь выяснить, кто умнее, лучше выглядит и так далее. Кроме того, мы можем считать себя причиной какого-то неприятного события, за которое объективно не несем никакой ответственности. Например, цепочка искаженных рассуждений может быть такой: «Мы опоздали на ужин, поэтому хозяйка пересушила мясо. Если бы только я поторопила мужа, этого бы не случилось».

7. Ложный вывод о контроле

Если мы чувствуем, что нас контролируют извне, то ощущаем себя беспомощной жертвой судьбы. Ложный вывод о контроле заставляет нас нести ответственность за боль и счастье каждого вокруг нас. «Почему ты несчастлив? Это потому что я сделал(а) что-то не так?»

Что такое когнитивный диссонанс в психологии простыми словами: примеры и описание состояния

Когнитивный диссонанс — звучит сложно и непонятно, но если попытаться объяснить это состояние простыми словами, то окажется, что мы постоянно сталкиваемся с ним в нашей повседневной жизни.

Этим термином описывают дискомфорт, который люди испытывают, когда их убеждения несовместимы друг с другом или с их действиями. Когда именно мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом и к чему он может привести? Сейчас подробно об этом поговорим.

Что значит когнитивный диссонанс?

Термин происходит от двух латинских слов: «cognitiо» — «познание» и «dissonantia» — «несозвучность», «нестройность» или «отсутствие гармонии». В 1957 году это понятие ввел в психологию Леон Фестингер. Хочешь простыми словами пример, как у людей происходит когнитивный диссонанс?

Представь себе желтый круг, на который смотрит какой-то человек. К нему подходит кто-то, кому он доверяет, и заявляет, что перед ним — вовсе не желтый круг, а красный квадрат.

Поступившая из авторитетного источника информация конфликтует с тем, что человек видит собственными глазами, и он начинает испытывать замешательство — кому стоит верить? Вот это и есть когнитивный диссонанс.

Примеры когнитивного диссонанса в повседневной жизни

Когнитивный диссонанс может быть чем-то таким, что ты даже не замечаешь, потому что мозг быстро справляется с ним, например, когда ты проливаешь свой кофе.

Поначалу ты можешь расстроиться — еще бы, ведь вместо того, чтобы подзарядиться бодрящим напитком, ты обжегся и запачкался. Но затем начинаешь рассуждать рационально.

Ты можешь сказать себе, что все в порядке, потому что кофе почти закончился или был холодным, невкусным, да и достать новый не составит труда. Поступая таким образом, ты почти сразу же уменьшаешь возникший диссонанс.

Другой распространенный пример касается курильщиков. С одной стороны, они получают удовольствие от курения, а с другой — часто задумываются о вреде для здоровья, оказываемом их привычкой.

Их поступок входит в диссонанс с информацией, которую они получили от знакомых и близких, а также из СМИ. Что они делают, чтобы снизить возникший дискомфорт?

Некоторые находят «оправдание» своей вредной привычке, например, уверены, что это отлично помогает им расслабляться.

Другие начинают избегать информации о вреде курения и стараются не думать о возможных негативных последствиях.

Третьи в итоге бросают курить.

Как видишь, в приведенном примере люди выбирают один из трех способов борьбы с диссонансом между их поведением и полученной информацией:

  • оправдывают себя;
  • изолируются от информации, противоречащей их привычке;
  • меняют свое поведение.

Другим распространенным примером когнитивного диссонанса является ситуация, когда люди, сидящие на диете, «обманывают» сами себя. Человек принимает решение начать питаться правильно, но обязательно найдется коварный бургер, который будет пытаться сбить его с намеченного пути.

И тогда в голове этого человека начинает звучать голос:

Это ведь всего лишь один пончик, от него вреда не будет.

Или:

Позанимаюсь сегодня в зале на 15 минут подольше.

Во втором случае видно, как мы иногда рационализируем возникший диссонанс и идем на своеобразную «сделку» сами с собой.

Приводимые примеры когнитивного диссонанса показывают, как люди оправдывают или рационализируют свои ошибки или «проступки».

Но иногда когнитивный диссонанс может помочь нам выработать привычку позитивного мышления или совершить какие-то изменения в своей жизни, которые раньше (без этого диссонанса) сделать не получалось.

Так, примерами позитивного когнитивного диссонанса являются такие ситуации:

  1. Ты усилием воли заставляешь себя начать бегать или ходить в спортзал.
  2. Побеждаешь свой страх перед публичными выступлениями.
  3. Являясь интровертом, расширяешь круг своих знакомств и начинаешь получать удовольствие от отдыха в компании других людей.

Как мы обычно справляемся с когнитивным диссонансом

Чтобы получить ясное представление о том, что такое когнитивный диссонанс, сначала нужно понять, что происходит, когда возникает это напряжение (или «диссонанс»).

Инстинктивная реакция в момент когнитивного диссонанса — это попытка разрешить возникший конфликт и вернуть стабильность в жизнь.

Часто это происходит в нашем уме совершенно подсознательно. Но как только мы осознаем, что когнитивный диссонанс вызывает ментальный и эмоциональный дискомфорт, это становится первым шагом к тому, чтобы каким-то образом уменьшить неприятное чувство.

В примере с пролитым кофе, стоит сказать себе, что повода сердиться на себя или на жизнь — нет, это всего лишь случайность, которая может случиться с каждым, и ничего трагического не произошло.

Сейчас ты просто купишь новую кружку, в крайнем случае — переоденешься, и можно двигаться дальше. Стабильность достигнута.

В других случаях ты можешь попытаться рационализировать непоследовательную мысль или поведение, чтобы оно казалось более согласованным с твоими убеждениями.

Так, чтобы разрешить конфликт, стоит изменить либо свое поведение, либо отношение к ситуации, чтобы быть более гибким. Другими словами?

Если ты будешь корить себя за каждый съеденный пончик, но продолжать их есть, когнитивный диссонанс никуда не денется. Либо откажись от сладкого совсем, либо перестань «пилить» себя и наслаждайся любимой выпечкой. Или соверши «сделку» — каждый вредный перекус ты будешь «отрабатывать» (как именно — решаешь сам).

Когда когнитивный диссонанс становится проблемой

С когнитивным диссонансом сталкивается каждый из нас, причем постоянно. Но иногда он может быть настолько сильным, что начинает разрушительно действовать на психику.

В идеальном мире у тебя была бы твердая система убеждений, которая определяет то, как ты действуешь (а не наоборот), и твои убеждения и действия всегда были бы четко согласованы.

Однако в реальном мире не все так просто. Когнитивный диссонанс создает непоследовательность, которая может привести к сильным душевным страданиям.

Итак, чтобы вернуться в состояние гармонии с самим собой, у тебя есть выбор, ты можешь изменить:

  • свои убеждения,
  • свои действия;
  • то, как ты рассматриваешь свои действия.

В случае пролитого кофе вернуть душевную гармонию не слишком сложно. Но когда несоответствие становится более существенным — скажем, один из твоих главных образцов для подражания замешан в каком-то проступке, таком как отмывание денег или харассмент, — тебе может быть труднее примирить тот факт, что ты уважаешь человека, с тем, что теперь осуждаешь его поведение.

Анализ причин, почему ты испытываешь дискомфорт, может быть полезен, даже если ты не можешь полностью разрешить противоречивые чувства.

Осознавая, что ты столкнулся с когнитивным диссонансом, ты сможешь понять себя на более глубоком уровне и решить, какие ценности и убеждения действительно важны для тебя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а от каких ты готов отказаться.

Когнитивный диссонанс — что это простыми словами

XXI век таит в себе множество психологических проблем, связанных с несоответствием между представлениями и ценностями, которые сложились в обществе ранее и которые диктует нам современный век информатизации, глобализации и открытого общества. В связи с этим эпоха, в котором мы живем, может стать веком психологии. Сейчас в мире, а особенно в России, мощно развивается психологическое образование, но даже тот человек, который не имеет никакого отношения к психологии, очень часто в своей жизни сталкивается с понятием когнитивного диссонанса. Что же оно означает простыми словами?

Содержание:

  1. Когнитивный диссонанс – что это такое?
  2. История появления эффекта
  3. Примеры
  4. Причины
  5. Как избавиться от внутреннего дискомфорта?

Когнитивный диссонанс – что это такое?

Когнитивный диссонанс (от латинского «cognitio» – восприятие, познание и «dissonantia» – несозвучность, отсутствие гармонии) – это такое психическое состояние человека, которое связано с внутренним дискомфортом, противоречием, вызванном несоответствием ранее сложившихся в результате предыдущего опыта представлений и знаний о предмете, явлении, процессе, человеке и вновь полученной, более реальной и актуальной, информации о них.

Простыми словами, когнитивный диссонанс – это внутренний дисбаланс, который возник в результате столкновения в сознании противоположных идей восприятия действительности.

Противоречие между тем, что является привычным и правильным, и тем, что есть на самом деле, ведет к нарушению внутренней гармонии, непониманию, первичному неприятию и отторжению, и вынуждает бесконечно прокручивать это в голове, анализировать и искать причины случившегося.

История появления эффекта

Чтобы глубоко разбираться в сущности любого понятия, необходимо не только понимать его значение, но и знать историю его происхождения.

Впервые использовать понятие когнитивного диссонанса стали в своей практике известные американские психологи ХХ века Фриц Хайдер и Леон Фестингер. А в 1957 году Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Причиной обращения этих психологов к описанию эффекта внутреннего дискомфорта стало землетрясение в Индии, которое произошло в 1934 году. После него еще на протяжении долгих лет жители этой страны массово распространяли ничем не подтвержденные слухи о том, что такого рода природные бедствия могут повториться по всей Индии. Такими действиями они боролись с собственными страхами о возможном повторении ужасных событий и восстанавливали баланс между информацией, которую они получали из внешних источников, и реальной действительностью. Фестингер назвал этот эффект когнитивным диссонансом – расхождением приобретенного опыта и знаний с восприятием реальности.

Предложенная теория, которая изучает влияние эффекта внутреннего дискомфорта на человека, на то, какие методы и способы он выбирает для преодоления этого дискомфорта, стала незаменимой для объяснения причин, лежащих в основе различных конфликтных ситуаций.

Вся теория построена на двух основных гипотезах, которые сформулировал Фестингер:

  1. При первых признаках возникновения внутреннего дисбаланса, человек сделает все, чтобы избавиться от него, поскольку он негативно сказывается на психическом состоянии.
  2. Человек прилагает максимум усилий, чтобы избежать ситуации, связанные с усилением эффекта когнитивного диссонанса.

Примеры

  1. В обществе сложилось представление о том, что учитель должен быть спокойным, добрым, вежливым и доброжелательным. К какому только внутреннему диссонансу может привести тот факт, когда вы заходите в класс, в котором учится ваш ребенок, и видите, как учитель на повышенных тонах ругает учеников и ведет себя неадекватно и достаточно агрессивно. Такое поведение учителя полностью противоречит тому образу хорошего и доброго учителя, который представляет в своем сознании каждый из нас.
  2. Вы знаете, что этот человек является руководителем крупной компании, имеет достаточно высокий доход, всегда одет в дорогую одежду, ходит в самые лучшие кафе и рестораны города. И вот, идя по улице, в один прекрасный день вы встречаете его, убирающим мусор в парке. У вас тут же возникает внутренний дисбаланс между тем, каким вы его представляли, и тем, каким вы его увидели в настоящий момент. А он просто участвовал во всеобщем субботнике по уборке территории родного города, инициатором которого был сам.
  3. Вы – любитель распивать крепкие алкогольные напитки. Каждый день вы сталкиваетесь с информацией о вреде алкоголя и его негативном воздействии на организм человека, что вызывает когнитивный диссонанс между тем, без чего уже не можете обходиться, и тем, что слышите о вредной привычке в данный момент времени.

Причины

  • несоответствие общепринятых моральных норм и правил поведения нашим представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Каждый из нас имеет опыт, знания о том, как вести себя в разных жизненных ситуациях, но очень часто мы попадаем в ловушку прошлого опыта и не можем найти выход и принять правильное решение в новых реалиях. Поэтому вынуждены действовать в соответствии с законами общества и семьи;
  • несовпадение того образа человека, который сложился в сознании за определенный период времени знакомства с ним, с теми действиями, которые мы можем наблюдать со стороны в какой-либо неожиданной ситуации;
  • расхождение между словами, действиями и поведением другого человека по сравнению с нашими словами, действиями и поведением;
  • непонимание, осуждение и неприятие со стороны окружающих нас людей, что вызвано общепринятыми, культурными, нравственными, этическими суждениями и взглядами.

Как избавиться от внутреннего дискомфорта?

Наиболее простой способ – предупреждать ситуации, которые могут привести к внутреннему дисбалансу (стараться избегать негативной информации и стрессовых ситуаций, ведь предотвратить проблему легче, чем ее решить).

Если же избежать проблемы не удалось, можно сначала предпринять попытку адаптирования к ней: постоянного убеждения себя в том, что она была неизбежна по конкретным причинам, и приучения себя не реагировать на нее в будущем. Для этого можно не смотреть телевизор, не читать новости или же не общаться с теми людьми, которые вам неприятны.

Но есть и такие случаи, когда нужно избавляться не от самого дискомфорта, а от причин, ведущих к нему.

Советы, которые помогут вернуть душевную гармонию и внутренне измениться:

  1. Ищите альтернативы сложившейся ситуации. Подумайте над тем, как бы вы или кто-то мог поступить иначе, к чему бы это привело. Такой самоанализ даст возможность разложить все по полочкам, выстроить логическую цепочку произошедшего, и тогда ситуацию можно уже будет не принимать так близко к сердцу.
  2. Измените модель поведения. Это актуально тогда, когда ваши действия вредят вам и близким людям, постоянно приводят к разным сложностям и проблемам. Если нет возможности сделать это самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалистам: психологу, психотерапевту, психиатру.
  3. Не живите прошлыми ошибками: проанализируйте их и продолжайте дальше наслаждаться жизнью. Тот опыт, который вы получили, используйте не для повторения подобных ситуаций, а для их предотвращения.
  4. Развивайтесь, расширяйте границы своего сознания, не зацикливайтесь на плохом.

Важно! Никогда не сталкиваться с когнитивным диссонансом в реальности невозможно. Но это и необязательно, ведь переживания, сомнения несут в себе огромную ценность, связанную с тем, что они являются мощным толчком к саморазвитию и новым достижениям и победам. Самое главное не переборщить с их количеством и уметь адекватно реагировать на ситуации, ведущие к внутренней дисгармонии.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи, два загадочных и сложных слова – когнитивный диссонанс – больше никогда не вызовут у вас недоумения.

Когнитивный диссонанс – что это простыми словами, пример

Что такое когнитивный диссонанс, его примеры

Очень часто можно услышать фразу «возник когнитивный диссонанс», что же это за явление такое? Попытаемся выяснить значение выражения и понять, в каких ситуациях его можно применять.

В основе понятия «когнитивный диссонанс» лежат две латинских лексемы – cognitio — «познание» и dissonantia — «несозвучность». Если сказать просто, то человек, говоря о когнитивном диссонансе, утверждает, что чувствует дисгармонию, или ему просто очень некомфортно.

Это особое состояние психики, при котором человеком ощущается значительное внутреннее противоречие в том случае, когда ему приходится столкнуться с чем то, что не соответствует его моральным принципам, или просто выходит за рамки понимания, то есть создается некая конфликтная ситуация.

Элементарный пример, вы можете быть знакомы с человеком, но не подозреваете о наличии у того близнеца. И вот однажды вы встречаете его на улице рядом с братом.

Подсознательно возникает противоречие, когда вы не сразу можете осознать что таких людей двое, причем один визуально знаком вам, но как личность один из них – совершенный незнакомец. Вот чувство этого противоречия и внезапно возникающая необходимость прояснить ситуацию называется когнитивным диссонансом.

Говоря проще, когнитивный диссонанс – это всегда конфликт уже существующих представлений с поступившей новой информацией, не стыкующейся с привычными установками, или это расхождения опыта и навыков с объективной ситуацией.

Теория Фестингера

В средине двадцатого века американский психолог Лион Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, что позволило психологии объяснить происхождение и развитие многих конфликтных ситуаций. Этими знаниями крайне необходимо уметь оперировать, работая с людьми.

Теория призвана изучить влияние когнитивного диссонанса на личность, все виды такого состояния, а также методы избавления от дискомфорта.

Фестингер создал два варианта своей теории:

  • человеку свойственно при наличии когнитивного диссонанса начинать действовать с целью его преодоления, применяя все усилия, дабы избежать состояния внутренней отсутствия комфорта;
  • личность будет любыми способами, даже подсознательно, стараться избежать подобных ситуаций и факторов, усиливающих диссонанс.

В принципе в этих двух фразах и заключается все теория.

Примеры когнитивного диссонанса

Бывает, познакомившись с кем-то, создается впечатление о собеседнике. Можно посчитать его добрым, всегда сохраняющим спокойствие, кротким. Потому и восприятие его априори для нас позитивное. Внезапно вы видите его на улице, на повышенных тонах беседующим с женой.

При этом он не просто кричит, но и использует ненормативную лексику, ведет себя непривычно агрессивно, да и мимика его в корне меняется, словно добродушная маска исчезла, а вы наблюдаете злобное незнакомое вам существо. Вот и получается, что ваше представление о человеке не соответствует реальности, и не всегда ваше внутреннее “я” в состоянии сразу смириться с увиденным.

Кстати, этот весьма яркий пример, наши предки, не зная еще такого термина как «когнитивный диссонанс» охарактеризовали в пословице «в тихом омуте черти водятся».

Или вот еще пример, вы часто подаете одному и тому же нищему милостыню, наблюдаете его попрошайничающим. Но однажды, проходя мимо в другое время вы видите, как попрошайка собирает вещи и садится за руль автомобиля, ведь для него это всего лишь бизнес, приносящий неплохой доход.

Такое несоответствие представления о бедных людях просящих милостыню и одновременно имеющих автомобили провоцирует настоящий когнитивный диссонанс.

Также это явление возникает, когда нам приходится отступать от собственных принципов под давлением обстоятельств. В таких случаях может происходить разногласие между поступком и убеждением.

Как избавиться от когнитивного диссонанса?

На самом деле полностью избавиться от этого конфликта можно лишь удалив его первопричину, что практически невозможно, поскольку мы изначально имеем определенный опыт и устоявшиеся убеждения, и перекраивать себя под обстоятельства не всегда оправданно, да и можно.

Но есть возможность облегчить возникающие противоречия:

  • изменить свое поведение, в том случае, когда вы считаете, что вынуждены поступать неправильно;
  • убедить себя в противоположном, то есть оправдать свои действия;
  • заниматься фильтрацией поступающей информации, просто отсеивать все то, что может нести негативные эмоции;
  • обдумывать ситуацию и строить новые линии поведения.  

Советы кажутся простыми, но на практике их выполнение часто бывает затруднено нашими же внутренними установками. Избегайте противоречивой информации и вы сумеете защитить себя от когнитивного диссонанса.

словарный запас — «познавательное» значение в простых словах?

словарный запас — «познавательное» значение в простых словах? — Обмен стеками для изучающих английский язык
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

English Language Learners Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для носителей других языков, изучающих английский язык. Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 22 раза

Закрыто. Этот вопрос не по теме. В настоящее время он не принимает ответы.

Хотите улучшить этот вопрос? Обновите вопрос, чтобы он соответствовал теме обмена стеками для изучающих английский язык.

Закрыт в прошлом году.

Что означает «познавательный»? Простыми словами? Означает ли это способность запоминать или способность учиться или какое-то другое значение?

Создан 21 апр.

Engrengr

16144 бронзовых знака

Когнитивный — это прилагательная форма познания, которую Википедия определяет как умственное действие или процесс приобретения знания и понимания посредством мысли, опыта и чувств . Говоря еще проще, я бы сказал (лично), что это в основном относится к мышлению. Я бы сказал, что обучение и запоминание будут считаться познавательной деятельностью, хотя познание шире, чем любая из этих способностей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *