Когнитивный функции это: Когнитивные расстройства и деменция: симптомы и лечение
Что такое когнитивные функции мозга. Когнитивное улучшение.
Что такое когнитивные функции мозга. Когнитивное улучшение.Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 29 октября, 2021
Обновлено: 10 января, 2022
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1].
Содержание статьи:
- 1 Что такое когнитивные функции мозга?
- 2 Разновидности высшей нервной деятельности
- 3 Основы когнитивной психологии
- 4 Что приводит к нарушению когнитивных функций?
- 5 Как улучшить работу мозга?
- 6 Список использованной литературы
Что такое когнитивные функции мозга?
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.
Неврология, нейрофизиология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
- Уровень мышления или интеллект – способность человека объективно воспринимать и осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Умение анализировать информацию, выносить суждения и умозаключения.
- Обучаемость и память обеспечивают регистрацию, фиксацию и последующее воспроизведение полученной когда-либо информации.
- Способность концентрировать внимание, познавательная деятельность. Ценные качества: устойчивость внимания, умение воспринимать информацию из двух и больше ее источников.
- Речь – присущая человеку функция, с помощью которой мы звуками кодируем информацию. Передаем слушателям объективные и абстрактные образы, выражаем свои мысли и суждения, информацию. Осознанная речь отличает человека от представителей животного мира. Функция крайне сложная, развилась одной из последних. Формирование речевого навыка происходит в первые годы жизни под влиянием средовых, социальных, семейных и физиологических факторов.
- Гнозис означает познание мира. Это способность познавать и узнавать внешние объекты посредством органов чувств: осязания, слуха, обоняния, зрения, вкуса. Здесь критическое значение имеет память человека. Сохранение информации о явлениях мира, обеспечивает их последующую узнаваемость.
- Праксис позволяет человеку ориентироваться в трехмерном пространстве. Благодаря этой функции мы пользуемся ножом и вилкой, что-либо мастерим, обслуживаем себя в быту. Праксис вырабатывается в процессе взросления и обучения человека на протяжении всей жизни.
- Функции управления. Отвечают за умение планировать действия и принимать решения, находить ошибки и их исправлять, проявлять интеллектуальную гибкость.
- Социальный интеллект дает возможность понимать эмоции других людей, видеть мотивы их поступков.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
- Когнитивное функционирование – это основной объект изучения. Ученых интересуют память и мышление, речь, восприятие информации и воображение. Пристально изучается эмоциональная сфера личности, процессы распознавания образов и особенности интеллекта.
- Считается, что человеческая психика работает поэтапно. То есть, поступающие извне импульсы обрабатываются нейронами пошагово, проходят цепь преобразований.
- Системы обработки мозга имеют свой объем. Это становится основой работы психологов-когнитивистов – практиков. Доктора ищут пути увеличить доступные мозгу объемы памяти, предотвратить сокращение этих «мощностей». Подбираются методы работы с поступающей информацией так, чтобы у человека была возможность усваивать значительно больше данных.
- Информация, поступающая человеку в ходе познавательных процессов, кодируется индивидуальным образом, интерпретируется каждым по-своему.
- В ходе исследований используются специализированные хронометрические методы, позволяющие объективно оценить скорость ответа мозга на поставленную задачу. Таким образом выясняют задержку ответа психики на поступающие сигналы. По итогам анализа данных, составляются программы, способствующие усилению когнитивных функций.
Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].
Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
- Неправильное питание. Чрезмерное увлечение жирной и сладкой пищей, фастфудом без адекватного поступления витаминов и минералов, также негативно сказывается на работе мозговых клеток.
- Хронический дефицит сна. Не имея возможности полноценно отдохнуть, организм исчерпывает внутренние резервы [4].
- Малоподвижный образ жизни провоцирует недостаток кислорода в крови, что отрицательно сказывается на работе мозга.
- Однообразие умственных нагрузок или их отсутствие. Когнитивным функциям необходима регулярная тренировка, чтобы поддерживать их на желаемом уровне и развивать.
- Вредные привычки. Курение, регулярное употребление алкоголя или наркотических средств, приводит к нарушению кровоснабжения головного мозга. Такое состояние заставляет организм «экономить» ментальные силы, ухудшая способности человека.
Да, изменив привычный образ жизни, можно добиться заметного улучшения показателей памяти, мышления, интеллекта.
Как улучшить работу мозга?
Чтобы улучшить когнитивные функции, например, силу памяти, ее цепкость, предлагаем соблюдать такие советы:
- откажитесь от вредных привычек;
- высыпайтесь, соблюдайте режим отдыха и бодрствования;
- перейдите на здоровое питание, исключающее преобладание жирных и сладких продуктов;
- ежедневно обеспечивайте себе хотя бы минимальные физические нагрузки;
- тренируйте высшие психологические функции: общайтесь, изучайте новую информацию, развивайте память и внимание с помощью игр и упражнений.
Если вы хотите увеличить собственные, возможно, ослабевшие, умственные способности, то обращайтесь к квалифицированным неврологам.
Опытные доктора подберут действенные, для решения ваших задач, методы тренировки и воздействия на мозг.
Список использованной литературы
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Медсовет для врачей | Remedium.ru
21.10.2022
Некоторые аспекты приверженности к комбинированной гормональной контрацепции у молодых женщин
И.Г. Жуковская, Л.Ф. Хузина; ИГМА
Введение. Помимо защиты от нежелательной беременности, комбинированные гормональные контрацептивы (КГК) способны улучшить состояние здоровья и качество жизни женщин. Информированность россиянок о КГК составляет 85%, однако только 13% женщин в России имеют опыт длительного…
Подробнее
20.10.2022
Эффективность пробиотиков в лечении синдрома раздраженного кишечника
В.В. Цуканов, А.В. Васютин, Ю.Л. Тонких; Красноярский научный центр СО РАН
Выполнен обзор современных данных литературы, обосновывающий высокую распространенность и социальную значимость синдрома раздраженного кишечника (СРК). В различных регионах мира распространенность СРК колеблется от …
Подробнее
19.10.2022
Антикоагулянтная терапия прямыми пероральными антикоагулянтами в условиях полипрагмазии: курс на безопасность
И. Н. Сычев1,2, Л.В. Федина1,2, Д.А. Габриелян1, Т.Д. Растворова1, Е.В. Стригункова1, К.Б. Мирзаев1, Д.А. Сычев1; 1 Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; 2 Городская клиническая больница имени С.С. Юдина
Сердечно-сосудистые заболевания…
Подробнее
18.10.2022
Инозин пранобекс в лечении цервикальной интраэпителиальной неоплазии легкой степени (опыт клинического применения)
И.О. Боровиков, И.И. Куценко, В.П. Булгакова, А.А. Горбулина; КубГМУ
Введение. В статье отражен опыт лечения пациенток с папилломавирус-ассоциированным поражением шейки матки – цервикальной интраэпителиальной неоплазии легкой степени (CIN I) c применением иммуностимулятора с противовирусной активностью. ..
Подробнее
17.10.2022
Эффективность эзофагопротектора в лечении пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью: систематический обзор
И.В. Маев1, Д.Н. Андреев1, Ю.А. Кучерявый2, Е.Г. Лобанова1, Д.И. Шефер1; 1 Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, 2 Ильинская больница
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) является одной из самых…
Подробнее
14.10.2022
Аномалии зубов: классификация, причины и лечение
Тесная взаимосвязь между здоровьем полости рта, системным и психологическим здоровьем требует тщательной оценки здоровья полости рта в рамках наблюдения за поддержанием здоровья. Понимание нормальной последовательности и закономерностей прорезывания зубов является основой для выявления и лечения детей…
Подробнее
13.10.2022
Болевое сексуальное расстройство
Н.Н. Стеняева; НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова
Болевое сексуальное расстройство, объединяющее понятия диспареуния, вагинизм, генитально-тазовая боль, расстройство пенетрации, широко распространено у женщин репродуктивного и постменопаузального возраста в мире (до 34–45%) и чаще проявляется как приходящая…
Подробнее
11.10.2022
Диагностика расстройств в системе коагуляции, оценка риска геморрагических осложнений при циррозе/заболеваниях печени тяжелого течения по глобальным скрининговым тестам системы гемостаза и принципы их коррекции: методические рекомендации
М. В. Маевская1*, М.С. Жаркова1, В.Т. Ивашкин1, Е.Н. Бессонова2, Н.И. Гейвандова3, Е.А. Киценко4, Н.В. Корочанская5,6, И.А. Куркина1, А.Л. Меликян7, В.Г. Морозов8, Ю.В. Хоронько9; 1 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 2…
Подробнее
10.10.2022
Особенности пищевого поведения у женщин: оценка риска осложнений
Т.П. Шевлюкова, Е.А. Матейкович, П.А. Ермакова, А.А. Ермакова, Тюменский государственный медицинский университет
Введение. Исследования показывают, что до 8% беременных страдают расстройствами пищевого поведения. Такие проблемы встречаются повсеместно, чаще всего женщины даже не догадываются, что…
Подробнее
29.09.2022
Как лечить синусит у взрослых?
Cинусит, как и риносинусит, относятся к воспалению в полости носа и околоносовых пазухах. Острый синусит длится менее четырех недель. Наиболее распространенной этиологией является вирусная инфекция, связанная с простудой. Отличить острый вирусный синусит, связанный с простудными и гриппоподобными…
Подробнее
Загрузить еще
Cognitive Deficits — StatPearls — NCBI Bookshelf
Непрерывное образование
Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, восприятие, понимание, язык и зрительно-пространственные функции, среди прочего. «когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. В этом упражнении рассматривается оценка и лечение когнитивного дефицита и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и улучшении ухода за пациентами с этим заболеванием.
Цели:
Обобщите факторы риска развития когнитивного дефицита.
Опишите типичную картину пациента с когнитивным дефицитом.
Ознакомьтесь с вариантами лечения, доступными при когнитивном дефиците.
Опишите важность координации и коммуникации между межпрофессиональной командой при оценке и лечении пациентов с когнитивными нарушениями.
Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, понимание восприятия, язык и зрительно-пространственные функции. Когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания.
«Когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. Когнитивный дефицит не ограничивается каким-либо конкретным заболеванием или состоянием, но может быть одним из проявлений чьего-то основного состояния. Он также используется взаимозаменяемо с «когнитивными нарушениями». Это может быть краткосрочное состояние или прогрессирующее и постоянное явление.
С другой стороны, когнитивные расстройства представляют собой более крупную единицу, которая является частью нейрокогнитивных расстройств (DSM-5). Когнитивные расстройства определяются как любое расстройство, которое значительно ухудшает когнитивные функции человека до такой степени, что нормальное функционирование в обществе невозможно без лечения. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями.
Этиология
Когнитивные нарушения могут возникать с рождения или быть вызваны более поздними факторами окружающей среды, такими как черепно-мозговая травма, психические заболевания, неврологические расстройства. Не у всех пожилых людей будет когнитивный дефицит, но когнитивный дефицит чаще встречается у пожилых людей.
Некоторые из ранних причин когнитивного дефицита включают хромосомные аномалии/генетические синдромы, внутриутробное воздействие наркотиков, недоедание, отравление свинцом или другими тяжелыми металлами, неонатальную желтуху, гипогликемию, гипотиреоз, недоношенность, гипоксию, травму или жестокое обращение с детьми.
В детстве или подростковом возрасте в результате многих состояний может развиться когнитивный дефицит. Некоторые примеры включают побочные эффекты терапии рака, отравление тяжелыми металлами, недоедание, нарушения обмена веществ, аутизм и иммунные состояния, такие как системная красная волчанка.
С возрастом такие состояния, как инсульт, делирий, деменция, депрессия, шизофрения, хроническое употребление алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами, опухоли головного мозга, дефицит витаминов, гормональный дисбаланс и некоторые хронические заболевания могут вызывать когнитивный дефицит. Патологии головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви, болезнь Хантингтона, деменция при ВИЧ, прионная болезнь, проявляются когнитивным дефицитом. Лекарства, такие как седативные средства, транквилизаторы, антихолинергические средства, глюкокортикоиды, также связаны с когнитивным дефицитом. Травма головы и инфекция головного мозга или мозговых оболочек могут вызвать когнитивный дефицит в любом возрасте.[1][2]
Эпидемиология
Частоту когнитивного дефицита, вызванного различными причинами, трудно предсказать, и она точно не установлена. Однако пожилой возраст является наиболее важным фактором когнитивных нарушений. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями. Приблизительно 5,5 миллиона человек страдают болезнью Альцгеймера в США, а распространенность во всем мире оценивается более чем в 24 миллиона человек.
Распространенность и заболеваемость болезнью Альцгеймера среди афроамериканцев примерно в два раза выше, чем среди американцев европейского происхождения. Прогнозируется, что заболеваемость деменцией будет удваиваться каждые 10 лет после 60 лет. Возрастная заболеваемость болезнью Альцгеймера значительно увеличивается с менее чем 1% в год до 65 лет до 6% в год после 85 лет.[3][4]
Патофизиология
Общая патология снижения/дефицита когнитивных функций представляет собой повреждение нервной ткани. Это включает повреждение серого вещества, которое включает кору, таламус и базальные ганглии, и белого вещества, которое включает покрытия аксонов связей между областями серого вещества. Повреждение определенных областей отвечает за определенные дефициты. Например, повреждение теменной доли может привести к неспособности одеваться или нарушению зрительно-пространственной функции. Повреждение систем лобных долей может вызвать дефицит планирования, а абстрактное понимание и повреждение височных долей вызывают дефицит речи и памяти.
Причины этого повреждения связаны с токсичностью нейронов из-за метаболических нарушений или тяжелых металлов или других токсинов, таких как толуол или инфекция, или из-за ишемического повреждения из-за инсульта или кровоизлияния или прямых травм, таких как черепно-мозговая травма, рак или хирургия. Повреждение также может быть вызвано нейродегенеративными процессами, такими как болезни Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз или болезнь Гентингтона. Эти заболевания, по-видимому, непосредственно повреждают нейронную ткань посредством иммунологического взаимодействия с аномальными белками.
Гистопатология
Большинство деменций подтверждается обнаружением аномальных белков в срезах головного мозга. Болезнь Альцгеймера определяется включениями амилоида и тау-белка в мозговой ткани, деменция Паркинсона и тельца Леви поддерживается тельцами Леви, а лобная деменция — включениями тау-белка. Паркинсоноподобное заболевание также связано с включениями синлейклина. Прионовые заболевания вызывают аномально свернутые белки, называемые прионами, в тканях головного мозга.
Анамнез и физикальный
Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Пациент может заметить эти изменения сам, или в большинстве случаев это замечают лица, осуществляющие уход, и друзья пациента. У пациентов обычно наблюдается следующее:
Проблемы с запоминанием вещей (часто задавая тот же вопрос или повторяя одну и ту же историю снова и снова)
Сложность в изучении новых вещей и концентрации
Проблемы с зрения и проблемы с выступлением
Сложность. места. Они часто находят новые места или ситуации ошеломляющими.
Спутанность сознания или возбуждение.
Изменения настроения
Изменения в поведении, речи,
Трудности даже при выполнении обычных повседневных задач
Когнитивные нарушения могут возникать и исчезать или нарастать и ослабевать. Когнитивные нарушения могут быть легкими, тяжелыми или какими-то промежуточными. При легком нарушении наблюдаются изменения когнитивных функций, но человек все еще может заниматься своими повседневными делами. Тяжелые уровни нарушений (деменция) могут привести к тому, что человек не сможет жить самостоятельно из-за неспособности планировать и выполнять обычные задачи (повседневная деятельность/полезная деятельность в повседневной жизни) и применять суждения.
Когнитивные нарушения могут сопровождаться различными другими симптомами, в зависимости от основного расстройства или состояния. Иногда они могут проявляться как неотложные случаи и могут потребовать неотложных спасательных вмешательств.
Инфекционные причины могут проявляться лихорадкой, сыпью, головной болью, тошнотой, рвотой, ригидностью затылочных мышц, недомоганием, судорогами и др.
Может сопровождаться нарушением обмена веществ и проявляться болью в животе, тошнотой, рвотой, тахикардией, брадикардией, утомляемостью, мышечной слабостью, одышкой, сильной жаждой, проблемами с мочеиспусканием и даже потерей сознания.
Когнитивные расстройства могут сопровождаться симптомами других проблем, таких как черепно-мозговая травма, инсульт или деменция. У пациента могут быть изменения поведения или личности, потеря сознания, изменения зрения, дисбаланс, сильные головные боли, судороги, изменения сна, онемение, слабость и паралич.
Когнитивное расстройство включает делирий, а также легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства, которые могут проявляться следующим образом:
Делирий развивается очень быстро и в течение короткого периода времени. Он в основном характеризуется нарушениями в познании. Другими проявлениями являются спутанность сознания, дезориентация, возбуждение, а также изменение сознания. Галлюцинации и иллюзии могут быть обычным явлением. Это также затрудняет обработку новой информации и ситуационную осведомленность. Его начало колеблется от минут до часов, а иногда и дней. Однако это длится от нескольких часов до нескольких недель. Это также может сопровождаться невнимательностью, перепадами настроения или ненормальным поведением. Обычно причиной этого является основное медицинское или хирургическое заболевание. Делирий во время пребывания в стационаре может привести к осложнениям и длительным срокам пребывания.
Легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства обычно связаны с пожилыми людьми. Эти расстройства развиваются медленно и в основном характеризуются потерей памяти в дополнение к когнитивным нарушениям. Также могут быть психозы, возбуждение и изменения настроения. Разница между легкими и серьезными нейрокогнитивными расстройствами в основном основана на тяжести симптомов. Большое нейрокогнитивное расстройство (ранее известное как деменция) характеризуется значительным снижением когнитивных функций и развитием зависимости. Легкое нейрокогнитивное расстройство характеризуется умеренным снижением когнитивных функций, и пациент все еще независим. Для постановки диагноза необходимо исключить делирий и другие психические расстройства. При необратимых причинах деменции, таких как возраст, ухудшение познавательной способности и памяти происходит на протяжении всей жизни.[5][6][7][8]
Оценка
Оценка состоит из подробного анамнеза пациента и членов его семьи (включая начало, продолжительность, симптомы, влияние, влияние на повседневную деятельность и изменения по сравнению с предыдущим уровнем выполнения и функционирования пациента) и клинических данных. оценка состояния пациента, которая включает в себя широкий спектр информации, полученной в ходе обследований физического, неврологического и психического состояния.
История, собранная у пациента и сопровождающей его семьи/друга, должна быть сосредоточена на:
Изменения когнитивных функций (начало, течение и примеры)
Изменение функционального состояния-Уход за собой (приготовление пищи, тестирование, гигиена, финансы)
Физические симптомы (тошнота, рвота, зрение, слух, речь, равновесие, походка, равновесие, ощущения и двигательные функции)
Психиатрические симптомы (изменения настроения, изменения поведения и личности)
Текущие лекарства, если таковые имеются
Существуют различные инструменты скрининга, используемые пациентами, семьями и врачами для оценки когнитивных способностей пациента. Скрининг предназначен для выявления тех пациентов, которые заслуживают полной диагностической оценки. Врачи часто оценивают психическое состояние пациента с помощью краткого теста, такого как мини-обследование психического состояния (MMSE). Тем не менее, эксперты определили несколько новых и улучшенных инструментов, подходящих для использования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Популярными инструментами, используемыми врачами первичного звена, являются:
Оценка общей практики познания (GPCOG)
Экран нарушений памяти (MIS)
Монреальная когнитивная оценка (MOCA)
Mini-Cog
- . так далее.
Для сбора информации от опекунов/членов семьи можно использовать краткий опросник о снижении когнитивных функций у пожилых людей (IQCODE), шкалу оценки тяжести деменции (DSRS), AD-8 и оценку когнитивных функций врачом общей практики (GPCOG). Лица, не прошедшие эти тесты, нуждаются в дальнейшем диагностическом обследовании или направлении к специалисту. Кроме того, более подробное нейропсихологическое тестирование может помочь определить тип и степень нарушения, а также определить, какие умственные способности нарушены.
Разные инструменты имеют разное применение в зависимости от конкретного случая. Например, Монреальский когнитивный тест (МОСА) в основном используется для общего скрининга, поскольку он охватывает широкий спектр когнитивных функций. Мини-обследование психического состояния (MMSE) используется для оценки пациентов с болезнью Альцгеймера из-за его основного внимания к тестированию памяти.
В рамках физического осмотра врач должен провести подробное неврологическое обследование, чтобы определить поражение головного мозга и нервной системы. Эти тесты могут помочь обнаружить неврологические признаки различных патологий головного мозга, таких как инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли головного мозга или другие заболевания. Неврологическое обследование включает в себя основы психического состояния, черепных нервов, двигательных и сенсорных функций, рефлексов, координации, равновесия и походки.
Другие тесты зависят от сопутствующих физических признаков и симптомов. Он может включать общий анализ крови, анализы щитовидной железы, уровни витамина B12, базовую метаболическую панель, анализ мочи, тесты функции печени, тесты функции почек, которые могут помочь выявить различные инфекционные причины и нарушения обмена веществ. Кроме того, визуализация головного мозга, такая как КТ и МРТ, может быть полезна для выявления патологий головного мозга, таких как опухоль головного мозга, кровотечение или инсульт.[5][6][9][10]
Лечение/управление
Лечение когнитивного дефицита зависит от того, что на самом деле вызывает нарушение. Если это вызвано болезнью или состоянием, то, скорее всего, оно выздоровеет после лечения. Инфекции и метаболические синдромы, депрессия, заболевания щитовидной железы, воздействие лекарств являются некоторыми излечимыми причинами снижения когнитивных функций. Для когнитивных расстройств требуется детальная оценка и лечение, а вмешательства сосредоточены в основном на улучшении качества жизни и ограничении остаточных дефектов.
Не существует фармакологического лечения легких когнитивных нарушений. Руководство сосредоточено на продвижении функционального статуса. Консультирование является очень важным компонентом ведения пациента. Эти люди подвергаются повышенному риску возникновения проблем с подвижностью и повторяющихся падений. Проблемы со зрением и слухом необходимо решать и исправлять. Людям с апноэ во сне может помочь постоянное положительное давление в дыхательных путях (CPAP). Нет установленных доказательств того, что лечение депрессии улучшает когнитивные нарушения. Отрицательное влияние антихолинергических препаратов на когнитивные функции у пожилых людей отмечено. Следует избегать лечения антидепрессантами, особенно препаратами с амитриптилином, нортриптилином и пароксетином (с выраженными антихолинергическими свойствами). Пробная отмена, управление и упрощение приема лекарств у пожилых людей может привести к эффективному улучшению когнитивных функций.
Для лечения бреда необходимо сначала установить его причину. Лекарства, такие как нейролептики или бензодиазепины (BZD), в некоторых случаях могут помочь уменьшить симптомы. В случаях злоупотребления алкоголем или недоедания рекомендуются добавки витамина B. Некоторые крайние случаи также требуют жизнеобеспечения. Ginkgo biloba — популярная растительная добавка, которая, как считается, улучшает когнитивные функции и память. Однако в рандомизированных контрольных исследованиях он не смог предотвратить снижение когнитивных функций у людей с легкими когнитивными нарушениями или нормальными когнитивными функциями.[11][12][10]
Физическая активность, когнитивные тренировки и упражнения, правильный сон и методы релаксации могут помочь когнитивному здоровью. Средиземноморская диета может помочь людям с когнитивными нарушениями. Трудотерапия фокусируется на обучении пациентов различным стратегиям минимизации влияния когнитивных нарушений на повседневную жизнь. Подходы к окружающей среде, такие как уменьшение шума вокруг пациента, помогают пациенту сосредоточиться на задачах и уменьшают отвлечение внимания, спутанность сознания и разочарование. Они следят за тем, чтобы пациент находился вокруг знакомых предметов и помощи окружающих. Психотерапия и психосоциальная поддержка пациентов и их семей свидетельствуют о лучших результатах при четком понимании и правильном лечении расстройства и, следовательно, поддержании лучшего качества жизни для всех участников.
Болезнь Альцгеймера неизлечима, но доступные лекарства замедляют ухудшение симптомов деменции и помогают улучшить когнитивные и поведенческие проблемы, возникающие в ходе болезни. Стандартное лечение болезни Альцгеймера включает ингибиторы холинэстеразы и частичный антагонист N -метил-d-аспартата. Поведенческие симптомы распространены и могут усугубить когнитивные и функциональные нарушения у пациентов. Вторичные симптомы болезни Альцгеймера, такие как депрессия, бред, возбуждение, агрессия, нарушения сна, галлюцинации, также нуждаются в лечении. Регулярно используются психотропные препараты, такие как антидепрессанты, анксиолитики, нейролептики, бета-блокаторы, противопаркинсонические средства, противоэпилептические препараты (из-за их влияния на поведение). Снижение когнитивных функций при нормальном старении обычно незначительное и требует только поведенческих и поддерживающих вмешательств.[6][8][10][13][14]
Дифференциальный диагноз
Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Some disease conditions associated with cognitive deficits are:
Delerium
Alzheimer disease
Huntington disease
Stroke
Developmental disorders (Down syndrome)
Head injury
Рассеянный склероз
Parkinson disease
Lewy body dementia
Meningitis
Acquired immune deficiency syndrome
Alcohol, drugs, toxins
Wernicke Korsakoff syndrome
Prognosis
The прогноз когнитивного дефицита зависит от основной причины. Есть много причин, таких как прием лекарств, депрессия, заболевания щитовидной железы, инфекции, которые поддаются коррекции. В то время как такие состояния, как болезнь Альцгеймера, нельзя обратить вспять, а можно только замедлить прогрессирование. Многие причины когнитивного дефицита представляют собой острые состояния, угрожающие жизни, и без надлежащего медикаментозного или хирургического лечения могут привести к значительной заболеваемости и смертности. Для пациентов с диагнозом болезни Альцгеймера средняя продолжительность жизни в возрасте 65 лет и старше составляет от 4 до 8 лет. Некоторые люди с болезнью Альцгеймера даже могут прожить до 20 лет после появления первых признаков заболевания.
В некоторых случаях когнитивный дефицит может быть симптомом основного серьезного или опасного для жизни состояния, которое может быть опасным для жизни. These include:
Brain tumor
Stroke
Encephalitis
Meningitis
Traumatic head injury
Heatstroke or profound dehydration
Kidney failure
Sepsis
Травма или опухоль спинного мозга
Таким образом, прогноз зависит от различных факторов. [15]
Осложнения
Когнитивный дефицит может сосуществовать с различными серьезными заболеваниями и состояниями. Поэтому несвоевременное обращение за медицинской помощью может привести к серьезным осложнениям и даже необратимым повреждениям. После того, как основное заболевание диагностировано, важно следовать правильному плану лечения, чтобы снизить риск потенциальных осложнений, которые могут включать:
Developmental delays and failure to thrive
Learning disabilities
Speech and hearing defects
Paresis/paralysis
Permanent cognitive impairment
Permanent sensory loss
Physical инвалидность
Изменения личности
Постоянная потеря памяти
Потеря независимости
Падения/травмы
Кома
Сдерживание и обучение пациентов
Возраст – основная причина нарушения когнитивных функций. Другие факторы риска включают семейный анамнез, отсутствие физической активности и заболевания/состояния, такие как болезнь Паркинсона, болезни сердца, инсульт, черепно-мозговая травма, рак головного мозга, употребление наркотиков, токсинов и диабет. Люди могут снизить риск когнитивных нарушений, сохраняя физическую активность, соблюдая здоровую диету и поддерживая нормальный уровень артериального давления, сахара и холестерина в крови. Некоторые причины когнитивных нарушений, такие как инфекции, побочные эффекты лекарств, депрессия и дефицит витамина B12, поддаются лечению. Важно выявлять людей, у которых проявляются признаки когнитивных нарушений, чтобы обеспечить их оценку медицинским работником и получение надлежащего ухода или лечения.
Помимо старения, считается, что гипертония, диабет, гиперхолестеринемия, курение и ожирение ответственны за выведение амилоида (белка) из мозга, что, в свою очередь, увеличивает риск развития болезни Альцгеймера. В частности, более высокий риск болезни Альцгеймера связан с присутствием ряда этих факторов риска одновременно и в то время, когда человеку за 50. Поэтому очень важно поддерживать здоровое кровяное давление, уровень сахара в крови и уровень холестерина в крови.
Окружающие и поведенческие вмешательства полезны, особенно при решении поведенческих проблем. Простые подходы, такие как шумоподавление и перенаправление внимания, поддержание знакомой обстановки, обеспечение объектов безопасности, контроль личного комфорта и избегание конфронтации, могут помочь в решении поведенческих проблем. Доказано, что регулярные аэробные упражнения и средиземноморская диета замедляют прогрессирование болезни Альцгеймера.
В Интернете доступны различные тесты памяти и когнитивных функций. Важно понимать, что эти тесты дают вам только общее представление о когнитивных нарушениях у человека. Тем не менее, консультация с врачом и полное медицинское обследование всегда необходимы, прежде чем ставить какой-либо диагноз и начинать лечение. Болезнь Альцгеймера и деменция могут создать хаос не только для пациента, но и для его семьи, друзей и общества. Таким образом, управление охватывает роль врачей, самих пациентов, семьи и друзей, а также политиков. Разработчики политики в области здравоохранения должны изучить изменения политики и инициативы, которые увеличат поддержку, расширят исследования и, в конечном счете, улучшат качество жизни людей с когнитивными нарушениями, а также их семей.
Улучшение результатов медицинского персонала
Когнитивные нарушения могут быть проявлением различных системных состояний. Поэтому требуется, чтобы межпрофессиональная команда действовала на основе комплексного и скоординированного подхода, чтобы тщательно поставить конкретный диагноз и начать необходимые вмешательства. Многие медицинские работники, в том числе врачи первичной медико-санитарной помощи и медсестры, психиатры, физиотерапевты, диетологи, лица, осуществляющие уход, а также социальные работники, работают вместе, чтобы гарантировать, что пациент с когнитивным дефицитом остается в безопасности и ведет надлежащее качество жизни. [Уровень-5]
Поскольку эти пациенты страдают от дефицита сенсорной и сенсорной обработки, команда может помочь пациенту и его семье, как преодолеть эти проблемы. Например, у пациента с болезнью Альцгеймера часто бывает апраксия одевания, поэтому пациенту легче надевать одежду с липучками или без рукавов на те пуговицы и вещи, которые завязываются.
Пациенты с деменцией часто не могут жевать и координировать глотание, поэтому консультации по диете и речи могут быть полезны, чтобы помочь пациенту получать удовольствие от еды и питья без риска аспирационной пневмонии.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Беланофф Дж.К., Гросс К., Ягер А., Шацберг А.Ф. Кортикостероиды и познание. J Psychiatr Res. 2001 г., май-июнь; 35(3):127-45. [PubMed: 11461709]
- 2.
Калачник Ю. Е., Ханзель Т.Е., Севенич Р., Хардер С.Р. Бензодиазепиновые поведенческие побочные эффекты: обзор и последствия для людей с умственной отсталостью. Ам Джей Мент Ретард. 2002 г., сен; 107 (5): 376–410. [В паблике: 12186578]
- 3.
Mayeux R, Stern Y. Эпидемиология болезни Альцгеймера. Колд Спринг Харб Перспект Мед. 2012 Aug 01;2(8) [бесплатная статья PMC: PMC3405821] [PubMed: 22908189]
- 4.
Rajan KB, Weuve J, Barnes LL, Wilson RS, Evans DA. Распространенность и частота клинически диагностированной деменции при болезни Альцгеймера с 1994 по 2012 год в популяционном исследовании. Демент Альцгеймера. 2019 Янв;15(1):1-7. [Бесплатная статья PMC: PMC6531287] [PubMed: 30195482]
- 5.
Morley JE, Morris JC, Berg-Weger M, Borson S, Carpenter BD, Del Campo N, Dubois B, Fargo K, Fitten LJ, Flaherty JH, Ganguli M, Grossberg GT, Malmstrom TK, Petersen Р.Д., Родригес С., Сайкин А.Дж., Шелтенс П., Тангалос Э.Г., Вергезе Дж. , Уилкок Г., Винблад Б., Ву Дж., Веллас Б. Здоровье мозга: важность распознавания когнитивных нарушений: консенсусная конференция IAGG. J Am Med Dir Assoc. 01 сентября 2015 г .; 16 (9): 731-9. [Бесплатная статья PMC: PMC4822500] [PubMed: 26315321]
- 6.
Лопес О.Л. Легкие когнитивные нарушения. Континуум (Миннеап Минн). 2013 Апр; 19 (2 Деменция): 411-24. [Бесплатная статья PMC: PMC3915547] [PubMed: 23558486]
- 7.
Триведи Дж.К. Когнитивные нарушения при психических расстройствах: Текущее состояние. Индийская психиатрия. 2006 Январь; 48 (1): 10-20. [Бесплатная статья PMC: PMC2913637] [PubMed: 20703409]
- 8.
Torpy JM, Burke AE, Glass RM. Страница пациента JAMA. Бред. ДЖАМА. 2008 24 декабря; 300(24):2936. [PubMed: 19109124]
- 9.
Zhuang L, Yang Y, Gao J. Инструменты когнитивной оценки для скрининга легких когнитивных нарушений. Дж Нейрол. 2021 Май; 268(5):1615-1622. [PubMed: 31414193]
- 10.
Ланга К.М., Левин Д.А. Диагностика и лечение легких когнитивных нарушений: клинический обзор. ДЖАМА. 2014 17 декабря; 312 (23): 2551-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4269302] [PubMed: 25514304]
- 11.
Mendiola-Precoma J, Berumen LC, Padilla K, Garcia-Alcocer G. Терапия для профилактики и лечения болезни Альцгеймера. Биомед Рез Инт. 2016;2016:2589276. [Бесплатная статья PMC: PMC4980501] [PubMed: 27547756]
- 12.
Яннопулу К.Г., Папагеоргиу С.Г. Текущие и будущие методы лечения болезни Альцгеймера. The Adv Neurol Disord. 2013 Январь;6(1):19-33. [Бесплатная статья PMC: PMC3526946] [PubMed: 23277790]
- 13.
Snitz BE, O’Meara ES, Carlson MC, Arnold AM, Ives DG, Rapp SR, Saxton J, Lopez OL, Dunn LO, Sink KM, DeKosky ST., Ginkgo Evaluation of Memory (GEM) Исследователи исследования. Гинкго билоба для предотвращения снижения когнитивных функций у пожилых людей: рандомизированное исследование. ДЖАМА. 2009 г.23 декабря; 302 (24): 2663-70. [Бесплатная статья PMC: PMC2832285] [PubMed: 20040554]
- 14.
Féart C, Samieri C, Rondeau V, Amieva H, Portet F, Dartigues JF, Scarmeas N, Barberger-Gateau P. Приверженность Средиземноморью диета, снижение когнитивных функций и риск развития деменции. ДЖАМА. 2009 12 августа; 302 (6): 638-48. [Бесплатная статья PMC: PMC2850376] [PubMed: 19671905]
- 15.
Barnes J, Bartlett JW, Wolk DA, van der Flier WM, Frost C. Течение болезни зависит от возраста и продолжительности симптомов болезни Альцгеймера. Дж. Альцгеймера Дис. 2018;64(2):631-642. [Бесплатная статья PMC: PMC6207933] [PubMed: 29914016]
Руководство для начинающих по пониманию когнитивных функций
Система личности Майерса и Бриггса сложнее, чем кажется на первый взгляд. Помимо базовой четырехбуквенной структуры, общая структура оценки MBTI® включает восемь когнитивных функций, которые показывают, как работает ваш разум и как вы относитесь к миру в целом. Они направляют ваше взаимодействие с другими людьми и вашим окружением. Они также объясняют, как возникают ваши системы убеждений и как они влияют на ваше мышление и поведение.
Когнитивные функции являются полезным инструментом для выявления динамических качеств личности, воплощенных в реальной практике жизни в реальном мире.
Когнитивные функции в теории и на практике
Отправной точкой является теория когнитивных функций Карла Юнга. Он выделил четыре из них, которые назвал ощущением, интуицией, мышлением и чувством. Он утверждал, что каждый будет иметь как основную функцию, так и вспомогательную или вспомогательную функцию, и что понимание каждой из них откроет секреты того, как каждый человек усваивает и обрабатывает информацию и использует ее для оценки вариантов и принятия решений.
Используя идеи Юнга в качестве шаблона, Изабель Бриггс Майерс модифицировала систему типов личности Майерса и Бриггса, включив в нее восемь когнитивных функций — вдвое больше, чем определил Юнг. Она сохранила первоначальные четыре функции Юнга (обозначенные буквами S, N, T и F в системе типизации Майерс-Бриггс), но добавила «экстравертные» и «интровертные» варианты для каждой (обозначаемые буквами «e» или «i»). в нижнем регистре).
Таким образом, ENFJ, чтобы привести один пример, будет иметь экстравертную функцию Чувства (Fe) и интровертную функцию Интуиции (Ni). И наоборот, INFP будет иметь интровертную функцию Чувства (Fi) и экстравертную функцию Интуиции (Ne).
Для уточнения: экстраверт или интроверт в данном случае не относятся к тому, насколько кто-то общителен (или нет). Вместо этого они относятся к внешнему или внутреннему фокусу каждой функции. Экстравертные функции выражаются через погружение во внешний мир, а интровертные функции определяются процессом внутренней саморефлексии. Подробнее об этом чуть позже.
Как это взаимодействует с четырехбуквенным кодом личности
Изабель Бриггс Майерс сохранила идею доминирующей (основной) и вспомогательной (поддерживающей) функций как важнейшего элемента своей системы. Но она придала этим концепциям большую глубину и контекст, добавив два дополнительных условия:
Для каждого человека его личность определяла бы идентичность доминирующей функции. На практике это означает, что у интроверта всегда будет доминантная интровертная функция, а у экстраверта всегда будет доминантная экстравертная функция.
Когнитивные функции делятся на категории восприятия и суждения. Функции восприятия (ощущение и интуиция) объясняют, как люди получают и усваивают информацию, а функции суждения (мышление и чувства) объясняют, как они принимают решения.
У каждого человека есть одна когнитивная функция как для категорий восприятия, так и для оценок, поскольку оба процесса необходимы для человеческого мышления и поведения. Но у Судей всегда будет функция экстравертного суждения, а у Воспринимающих всегда будет функция экстравертного восприятия.
Является ли эта функция доминирующей, зависит от того, является ли человек экстравертом или интровертом. Экстравертные Воспринимающие будут иметь доминирующую функцию восприятия, но функция восприятия будет выполнять вспомогательную роль у Интровертных Воспринимающих. Точно так же экстраверты-судьи будут иметь доминирующую функцию суждения, в то время как интроверты-судьи будут иметь вспомогательную функцию суждения.
Все это может показаться сложным. Но это только потому, что люди сложные. Хорошая новость заключается в том, что как только вы расшифруете свой тип личности и определите свои когнитивные функции, вы получите ценную информацию, которая поможет вам глубоко погрузиться в собственную психику.
Кто я на самом деле? Знакомство с восемью когнитивными функциями
Как только вы узнаете свой четырехбуквенный тип личности, вы автоматически узнаете свои когнитивные функции, поскольку эта система анализа имеет фиксированную структуру.
Вот краткое изложение основных характеристик личности, которые вы можете ожидать в зависимости от идентичности ваших доминирующих и вспомогательных (поддерживающих) когнитивных черт:
Экстравертное восприятие (Se)
пять чувств, чтобы поглощать как можно больше информации об окружающей среде. Они очень наблюдательны и чувствительны, и замечают детали того, что происходит вокруг них, которые другие люди упускают из виду. Они, как правило, сосредоточены на том, что происходит здесь и сейчас, предпочитая жить настоящим, а не думать о том, что может произойти на следующей неделе, в следующем месяце или в следующем году.
Экстравертное восприятие является доминирующей когнитивной функцией у ESTP и ESFP и вспомогательной функцией у ISTP и ISFP.
Интровертное восприятие (Si)
Те, у кого есть функция интровертного восприятия, связывают прошлый опыт с настоящими обстоятельствами. Сенсорный ввод (зрение, звук, осязание, обоняние, вкус) используется в качестве системы отсчета для построения представлений о том, как устроен мир и как он устроен, что приводит к строго шаблонным способам действий и реагирования. Мужчины и женщины с интровертной сенсорной функцией высокоорганизованы, преуспевают в рутине и обладают прекрасной памятью.
У ISTJ и ISFJ интровертное восприятие является доминирующей когнитивной функцией, в то время как у ESTJ и ESFJ оно является вспомогательной функцией.
Экстравертная интуиция (Ne)
Люди с экстравертной интуицией повсюду видят закономерности. Они замечают связи между вещами, людьми и событиями, которые другие упускают. Их интеллект спекулятивен и креативен, и они всегда пытаются придумать новые и более всеобъемлющие идеи, которые более полно и всесторонне отражают реальность. Люди с экстравертной интуицией — превосходные ораторы и коммуникаторы, которые знают, как увлечь других за собой в свои творческие путешествия.
У ENTP и ENFP экстравертная интуиция является доминирующей когнитивной функцией, тогда как у INFP и INTP она является вспомогательной функцией.
Интровертная интуиция (Ni)
Те, кто обладает интровертной интуицией, полагаются на свои инстинкты, чтобы вести их по жизни. Если вы попросите их объяснить свои выводы или поведение, они часто не смогут сделать это логически или рационально. Они плывут по течению, позволяя своему подсознанию направлять их в правильном направлении. Они сосредоточены внутри себя, исследуя собственный разум в поисках руководства, и очень сильно ориентированы на будущее, а не на текущий момент.
У INTJ и INFJ интровертная интуиция является доминирующей когнитивной функцией, в то время как у ENFJ и ENTJ она является вспомогательной функцией.
Экстравертное мышление (Te)
Из всех когнитивных функций экстравертное мышление наиболее тесно связано с неустанным использованием логики и разума. Эмоции откладываются в сторону, и суждения выносятся исключительно на основе того, что кажется разумным и рациональным. Люди с экстравертными функциями мышления знают, как разделять свои эмоции при принятии решений, поэтому они не искажают мыслительный процесс. Они умеют говорить и очень убедительны, демонстрируя способность создавать четко структурированные аргументы, которые впечатляют большинство слушателей.
ENTJ и ESTJ обладают экстравертным мышлением в качестве доминирующей когнитивной функции, в то время как INTJ и ISTJ обладают им в вспомогательной форме.
Интровертное мышление (Ti)
Те, у кого есть функция интровертного мышления, обладают глубоким аналитическим и логическим мышлением. Их системы отсчета исходят из их внутренних систем убеждений, которые тщательно построены на основе прошлых прозрений и открытий. Они ожидают, что реальность будет соответствовать их уже существующим представлениям, хотя, если есть постоянные конфликты, они постепенно изменят свое мышление с течением времени. Они размышляют обо всем, что происходит вокруг них, и не хотят ничего отпускать, пока не будут уверены, что понимают.
У INTP и ISTP интровертное мышление является доминирующей когнитивной функцией, тогда как у ENTP и ESTP интровертное мышление является вспомогательной функцией.
Экстравертное чувство (Fe)
Мужчины и женщины с экстравертным чувством основывают свои решения на своих ценностях, которые определяются их взаимодействием с другими людьми и их оценкой потребностей других. Их системы ценностей находятся под сильным влиянием культурных и социальных норм, что раскрывает внешнюю направленность их чувственной функции. Люди этой категории чувствительны и эмпатичны и готовы пойти на многое, чтобы помочь другим людям любым доступным им способом.
У ENFJ и ESFJ экстравертное чувство является доминирующей когнитивной функцией, тогда как у INFJ и ISFJ оно является вспомогательной функцией.
Интровертное чувство (Fi)
Люди, которые обладают интровертным чувством как когнитивной функцией, являются наиболее чуткими из всех типов. Они могут чувствовать чужую боль и несчастье, как если бы они были их собственными, и они будут действовать, чтобы облегчить эту боль и несчастье, если смогут. Их системы ценностей значат для них все, и они принимают свою этику, основываясь на своих собственных оценках, а не на мнениях других. Они будут делать то, что им кажется правильным, независимо от преобладающих культурных или социальных стандартов.
У INFP и ISFP интровертное чувство является доминирующей функцией, в то время как у ENFP и ESFP оно является вспомогательной функцией.
Семь принципов теории когнитивных функций, обзор
Концепцию когнитивных функций Майерс-Бриггс можно свести к следующим семи принципам:
1. Существует восемь когнитивных функций, разделенных на четыре типа, которые могут быть экстравертными или интровертными. : Ощущение, интуиция, мышление и чувство.
2. Ощущение и Интуиция — это функции восприятия (относящиеся к тому, как вы поглощаете и обрабатываете информацию), а Мышление и Чувство — это функции суждения (относящиеся к тому, как вы принимаете решения).
3. Каждый человек будет иметь две когнитивные функции, одну из категории восприятия и одну из категории суждения.
4. У каждого человека будут доминирующая и вспомогательная (поддерживающая) когнитивные функции.
5. Эти доминирующие и вспомогательные функции будут экстравертными в одном случае и интровертными в другом.
6. У судей будет экстравертная функция Мышления или Чувства, а у воспринимающих будет экстравертная функция Ощущения или Интуиции.
7. У экстравертированных людей доминирующая когнитивная функция будет экстравертной.
8. У интровертов доминирующая когнитивная функция будет интровертной.