Креативней – креативней

Содержание

«Креативность» НЕ равно «Творчество». Вы не знали?

Да какая разница?! — может воскликнуть «человек обычный» 🙂 . О, если б только в понятии! Иногда эта разница (а точнее, ее незнание) бьёт по кошельку и заканчивается разочарованием. Как? Читайте дальше.

В Ч.2 «Что спасает во время трансформации личности?» мы вышли на понятие «ТВОРЧЕСТВО». Способность к творчеству обеспечивает человеку:

  • успешное самовыражение,
  • всесторонняя самореализация
  • эффективная адаптации в современном мире.

Его ошибочно ставят в ряд с модным словом «креативность», особенно, когда рекламируют тренинги личностного развития. (Или в случае приема на работу). Давайте разберемся: Вы творческий человек или креативный?

По определению С.Л. Рубинштейна:

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание НОВЫХ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ.

При этом внутренним ресурсом, потенциалом, без которого процесс творчества невозможен, является креативность.

Как думаете, фото ниже — это творческий акт или креативная идея?

Подходы к определению КРЕАТИВНОСТИ — разные:

  • (По Роджерсу) Это способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.
  • (Из психоанализа) Это способность принимать материал из подсознания в сознание.
  • (Современный словарь по психологии) Это творческий потенциал
    , который проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в коммуникации с другими, а также в различных формах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов.

А что на этом фото: креатив или творчество?

По определению К. Роджерса:

ТВОРЧЕСТВО — это СОЗДАНИЕ с помощью действия НОВОГО ПРОДУКТА, с одной стороны, вырастающего из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Можно ли, по-вашему, (исходя из этого определения) назвать творчеством серию фото-инсталяций «Найди женскую фигуру»?

В общем, КРЕАТИВНОСТЬ понимают как способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда.

К примеру, пришло бы вам в голову «обвязать деревья» (или другие конструкции)?

А польская художница по текстилю Агата Олек вдохновилась и останавливаться не собирается. Вот уже и локомотив обвязала 🙂 Большой проект — 7 лет! По вашему, это творчество или креатив?

Как проявляется креативность?
В особенностях мышления:

  • быстрота,
  • гибкость,
  • точность,
  • оригинальность,
  • богатое воображение,
  • чувство юмора,
  • приверженность высоким эстетическим ценностям,
  • умение детализировать образ проблемы.

И тогда на уровне «hand-made» возникает нечто подобное 🙂 …

А на уровне производственно-монументальном люди способны задумать вот это (библиотека в Канзас-сити, США):

Креативный человек способен:

  • быть участником процесса перемен,
  • отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий,
  • ясно воспринимать актуальное положение дел,
  • создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Кроме особенностей мышления важной чертой «человека креативного» являются самообладание и уверенность в себе. А потому любые преграды он воспринимает примерно так 🙂 :

Подведем итоги:

Креативность — это составляющая творческого процесса, который в итоге оформляется в некий продукт (информационный, материальный, социальный).

Те, кто задумывался над своими ресурсами, креативными способностями и личностным ростом, стремятся совершенствовать  свою результативность.

От чего зависит ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ?
Она определяется:

  • качеством  мыслительных операций,
  • личностными характеристиками,
  • способностью объединить ресурсы правого и левого полушария

Дж. Гилфорд считал:

Для ИСТИННОГО творчества необходима интеграция КОНВЕРГЕНТНОГО (логического, последовательного, линейного) и ДИВЕРГЕНТНОГО (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Какие условия нужны для активного творческого самовыражения?
Как преодолеть внутренние барьеры, которые мешают проявить креативность?
Как научиться управлять творческим процессом?
ПрактикаЗДЕСЬ.

А теорию читайте в следующем посте этой серии

«Ч.4 «Творческая дружба ПРАВОГО и ЛЕВОГО»

Похожее

kachanova.com

Креативність — Вікіпедія

Не плутати зі Творчістю — діяльність людини, спрямована на створення духовних і матеріальних цінностей.

Креат́ивність — (лат. creatio — створення) — творча, новаторська діяльність[1]; новітній термін, яким окреслюються «творчі здібності індивіда, що характеризуються здатністю до продукування принципово нових ідей і що входять в структуру обдарованості як незалежний фактор»[2]. Раніше у літературі використовувався термін «творчі здібності», однак пізніше почав витіснятися мовним запозиченням з англійської мови (

creativity, creative). В російській мові, на думку професора І.Мілославського, терміном «креативний» позначається творчість, що «не тільки висуває ідеї, але й доводить їх до конкретного практичного результату. А слово «творчий» (рос. творческий) залишається зі своїм вихідним значенням, що не розрізняє діяльність результативну й, навпаки, безрезультатну.»[3]

Креатив (англ. Creative) — визначення, що характеризує продукт діяльності людини, створеної способом, що відрізняється від аналогічних, новизною підходу, творчим рішенням. Як правило створюється для привертання уваги, в основному за рахунок шокування, пародіювання, легкості сприйняття, яскравості і високою запам’ятованістю образу. Деякі розуміють під креативом творчість, поставлену на потік. Фактично креатив — це синонім слова «творчість». Називаючи визначені, наприклад, рекламні або художні роботи креативом, в більшості випадку просто намагаються пустити пил в очі новомодним словом.

Теоретичні основи та поняття креативності[ред. | ред. код]

Проблема креативності тривалий час стоїть в центрі уваги зарубіжних і вітчизняних психологів. В англомовній літературі, як правило, терміном «creativity» позначають все те, що має безпосередню причетність до створення чогось нового; власне процес такого створення; продукт цього процесу; його суб’єкт; обставини, в яких творчий процес відбувається; чинники, які його обумовлюють тощо, тобто «креативність» трактується як поняття синонімічне «творчості». У Психологічному словнику

[джерело?] креативність розуміється з точки зору творчої продуктивності, як «…здатність породжувати незвичайні ідеї, відхилятися від традиційних схем мислення, швидко вирішувати проблемні ситуації».

Суть креативності як психологічної властивості зводиться, за Я. Пономарьовим[джерело?], до інтелектуальної активності і чутливості до побічних продуктів власної діяльності. Творча людина бачить побічні результати, які є творенням нового, а нетворча бачить лише результати щодо досягнення мети, проходячи повз новизну. Ф. Баррон і Д. Харрінгтон, підбиваючи підсумки досліджень у галузі креативності з 1970 по 1980 роки, зробили такі узагальнення відомостей про креативність:

1. Креативність — це здатність адаптивно реагувати на потребу нових підходів і продуктів. Ця здатність дозволяє також усвідомлювати нове в бутті, хоча сам процес може мати як свідомий, так і несвідомий характер; здатність породжувати незвичайні ідеї, відхилятися від традиційних схем мислення, швидко вирішувати проблемні ситуації.[4]

2. Створення нового творчого продукту багато в чому залежить від особистості творця і сили його внутрішньої мотивації.

3. Особливостями творчого процесу, продукту та особистості є їхня оригінальність, валідність, адекватність задачі і придатність — естетична, екологічна, оптимальність форми, правильність та оригінальність на даний момент.

4. Креативні продукти можуть бути дуже різноманітні за природою: нове вирішення проблеми в математиці, відкриття хімічного процесу, створення музики, картини чи поеми, нової філософської чи релігійної системи, нововведення у правознавстві, свіже рішення соціальних проблем тощо.

Аналізуючи сучасні дослідження цього явища, можна зробити висновок, що не існує однозначної відповіді на запитання: чи існує взагалі креативність, чи вона є науковим конструктом, чи є самостійним процес креативності, чи креативність — це сума інших психічних процесів? Один з аргументів на користь останнього підходу полягає в когнітивній теорії «вроджених структур» (Н. Хомський, Дж. Фодор), яка стверджує, що не можна створити щось з нічого, тобто повз існуючі структури, а процес вирішення творчих задач описується як взаємодія інших процесів (мислення, пам’ять тощо).

Наукові підходи та гіпотези походження креативності[ред. | ред. код]

Якщо Дж. Гілфорд і П.Торренс розглядають креативність як здатність до творчого (дивергентного) мислення, то Ф. Баррон вважає центральним процес уяви і символізації, визначаючи креативність «як внутрішній процес, який спонтанно продовжується в дії».[джерело?] Р. Стернберг підкреслює важливість здібності створювати «продуктивні метафори», С. Меднік вважає, що в основі креативності лежить здатність виходити за рамки стереотипних асоціацій, працювати з широким семантичним полем.

Велике місце у дослідженнях креативності посідає визначення ролі цілеутворення. Більшість дослідників вважають, що творчий процес — це форма діяльності в проблемному пошуку, свідома та цілеспрямована спроба розширити наявні межі знань, усунути обмеження (Ф. Баррон, Д. Харрінгтон, М. Шикшентмихалий, Х. Гарднер, Х. Грубер, С. Девіс, Д. Перкінс).

З іншого боку, існує точка зору, згідно з якою творчі продукти є результатом випадкових змін стадій креативного процесу (Д. Фелдман, П. Ленглі, Р. Джонс, С. Тейлор).

Проміжна позиція полягає у тому, що креативний процес викликається невдалою спробою пояснення або гіпотезою, яка не підтвердилася, або спробою прорватися за допомогою самоорганізації крізь наявний хаос (Ф. Баррон, Д. Фелдман, Х. Гарднер, П. Торранс, Р. Візберг).

Інші автори ігнорують роль несвідомого у творчості. Окрема точка зору відводить несвідомим процесам певну роль. Зокрема, П. Ленглі та Р. Джонс приписують важливу роль несвідомим елементам у контексті активації пам’яті, яка відповідає творчому натхненню і робить доступною ту інформацію, яка свідомо не використовується.

У дослідженнях П. Торренса[en] та Джо Гілфорда виявлена висока позитивна кореляція рівня IQ і рівня креативності. Що вищий рівень інтелекту, то більша ймовірність того, що досліджуваний матиме високі показники за тестами креативності, хоча в осіб із високорозвиненим інтелектом можуть траплятися і низькі показники креативності. П. Торренс запропонував теорію інтелектуального порогу: за IQ нижче від 115-120 балів інтелект і креативність утворюють єдиний фактор; за IQ понад 120 — творчі здібності та інтелект стають незалежними факторами.

Дослідники Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Терме, Р. Стенберг розглядають інтелект і креативність як єдину людську здатність вищого плану. В. Дружинін охарактеризував цю точку зору «як редукція креативності до інтелекту». В даному разі йдеться не просто про те, що це єдина здатність, а про те, що творчість похідне інтелекту. Високий інтелект — високі творчі здібності. Низький інтелект — низький хист до творчості. Немає жодної необхідності, вважає Ганс Айзенк, виділяти креативність як особливу здатність. Здатність до будь-якого виду творчості (наукова, художня) забезпечується, передусім, високими значеннями загального інтелекту.

Найпершим у науці креативність та інтелект протиставив Джо Гілфорд. Він спирався на власну теорію двох видів мислення: конвергентного та дивергентного. Конвергентне мислення спрямоване на аналіз всіх наявних способів розв’язання задачі, з тим, щоб вибрати з них єдиний правильний. Конвергентне мислення лежить в основі інтелекту. Дивергентне мислення — це мислення, «що йде одночасно у багатьох напрямках», воно спрямоване на те, щоб породити безліч різних варіантів розв’язання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.

У 1958 році Торренс уперше виконав тест на вимір креативності (Torrance Tests of Creative Thinking, TTCT). Через ряд удосконалень, цей тест отримав міжнародне визнання.

  • Torrance E. P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. — NY: Prentice-Hall, 1964.
  • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
  • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
  • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
  • Литвиненко С. Креативність як загальна здібність до творчості: сучасні підходи // Збірник наукових праць полтавського державного педагогічного університету імені В.Г. Короленка. – Серія «Педагогічні науки». – випуск 3 (50). – Полтава, 2006. – С.215-219.
  • Березина Т.Н Интеллект и креативность — Эдип, 2008, № 3, С. 92-101.
  • Богоявленская Д.Б Психология творческих способностей. М.: «Академия».
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М –Томск, 1997.
  • Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.
  • Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY. Prentice-Hall, 1964, -128 с.
  • Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. — Вопросы психологии, 1995, № 1, С.111-131.
  • Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995. – С. 22 – 126.
  • Лук А. Н. Психология творчества.- М.: 1987. – С. 11 – 26.
  • Мей Р. Мужество творить: очерк психологии творчества.
  • Пономарев. Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – С.29 – 33.
  • Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. – Вопросы психологии, №6, 1985 – С. 14 – 24.
  • Б. Мещеряков, В. Зинченко. Большой психологический словарь. — M. 2004
  • Станислав Райх Психодиагностика креативности (обзорная статья) — Киев. 2011 — 6 с.

uk.wikipedia.org

Креативность Творчество Креативное Мышление Работа Мозга

Быть креативным — насущная потребность человека, который не желает оставаться в стороне от активной творческой жизни.

Основная концепция проекта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ:

развить креативные способности и креативное мышление можно только на практике, при решении конкретных творческих задач.

Способность творить дана человеку природой.
Давайте вместе развивать ваши врожденные таланты, используя специальные знания, навыки и инструменты.

Проект КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ для тех, кто хочет стать еще креативней.

Значок Творческий работник

Почему в названии объединены два понятия «креативный» и «мозг»?
Потому что в ваше распоряжении предоставлены материалы, разработанные на основе изучения работы мозга — основного креативного инструмента.
Современные знания о мозге позволили внести корректировку в известные способы стимулирования созидательной деятельности и разработать новые методы.

На сайте представлены как традиционные, так и новейшие методы.
Это позволит вам выбрать те, которые подойдут для вашего творческого процесса.

Авторские креативные методики увеличат результативность работы в поискке оригинальных решений.

Раньше считалось, что креативность нужна только людям творческих профессий: дизайнерам, художникам, рекламщикам, инженерам-разработчикам.
Но сегодня ситуация кардинально изменилась, во всех сферах деятельности остро востребованны нестандартные решения и новаторские идеи для дальнейшего развития бизнеса.

Креативное мышление – это правильное мышлениее.

Так как стать креативным человеком?
  • Изучить как работает ваш мозг.
  • Узнать, что происходит с вашей психикой при решении практических задач.
  • Овладеть специальными методиками творческого мышления.

Сайтов, посвященных развитию креативного мышления предостаточно. И среди них много достойных.
Но у каждого креативщика есть свои секреты мастерства.
Я, Евгений Вагнер, автор проекта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ, с радостью поделюсь с вами своим практическим опытом и знаниями о том, как правильно ставить и решать креативные задачи.

На базе накопленных знаний и практических наработок провожу Курсы креативного мышления.


Актуальная мысль

★ Для того чтобы начать думать нужно приложить усилие.
И это не парадокс, а свойство нашего мозга.


НОВОСТИ:

Мои статьи в интернет-журнале СМУФ:

Упражнение для отдыха глаз и улучшения зрения по системе ДЗЫНЬ

Микроупражнения для поддержания мышц и всего организма в тонусе

* * * * *

Дал интервью Евгению Романенко для его проекта #TetraSales.

Говорили о креативности, креативных методах, мозге и конечно о ДЗЫНЬ.

* * * * *

Выступление перед студентами МГТУ им. Баумана,
«Кафедра инновационного предпринимательства».

Сначала в общей части, а потом подробнее рассказал о креативном мышлении в бизнесе и презентовал свою новую концепцию «Три кита креативности».

Выступление перед студентами МГТУ им. Баумана   Презентация концепции Три кита креативности


Площадки в интернете и группы в соцсетях,
где публикуется Евгений Вагнер и Креативный мозг с дополнительной информацией, которой нет на сайте

Креативный мозг в Facebook
Креативный мозг ВКонтакте
Instagram
Pinterest
Youtube
Креативный мозг в Яндекс Дзен


Мозгомысли

  • Все события и объекты связаны между собой.
    Если вы научитесь выявлять эти связи и использовать их, то станете гением.
  • Для того чтобы выйти за рамки шаблонного мышления их нужно хорошо знать.
  • Попытка остановить мысли привела к срыву тормозов.
  • Чужие мудрые мысли задевают мои ум, честь и совесть!
  • Думать нужно не только головным, но и спинным мозгом.
  • Не перегружай ни свой мозг, ни чужой.
  • – Как мозг работает?
    – Молча!
  • Чтобы правильно мыслить нужно научиться обманывать мозг
  • Не всё полезно, что в мозг залезло!
  • Единственный способ мыслить нешаблонно – это старые шаблоны заменить на новые, более продуктивные. Так работает ваш мозг.
  • Учиться и учить – для мозга совершенно разная работа. Поэтому полезно и то, и другое.
  • Что значит быть по-настоящему креативным человеком?
    Это быть не как все, придумывать не как все, но при этом приносить реальную пользу.
  • Глубокомыслию вредя, я мыслю быстро и шутя.
  • Важный навык креативного системного мышления – умение разрушать системы.

#креативность #креативный #креативныймозг #креатив #творчество

kreamozg.ru

Креативный или творческий? | Статьи

Помогает ли непривычное слово более точно обозначить действительность? Рассмотрим это на примере слова креативный.

Новейшее слово креативный с иностранным корнем и его производные креативность, креативщик раздражают многих: «зачем они нужны, когда есть наши прекрасные русские слова творческий, творчество, творец?» На первый взгляд перед нами абсолютные синонимы, то есть слова, ничем друг от друга не отличающиеся. Получается, употребляя иностранное слово креативный, говорящие и пишущие, по словам чеховской героини, «хочут свою образованность показать» или, выражаясь более жестко, выказывают недостаточное уважение к родному языку. Но так ли это?

Выдающийся русский лингвист Лев Владимирович Щерба утверждал, что в языке нет абсолютных синонимов, а есть наше плохое знание языка. Попытаюсь воспользоваться этой мыслью. Словарь Ожегова-Шведовой определяет творчество как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Замечу, что в этом определении объединены как духовные, моральные, высокие, так и материальные, бытовые ценности. Эту же мысль применительно к понятию «творчество» подчеркивают и многие другие авторы, считающие, что нет такой работы, которая не предполагает творчества.

Полностью соглашаясь с этим мнением, хочу подчеркнуть, что в приведенных рассуждениях никак не противопоставлен другой аспект творческой деятельности. Тот самый, который еще в советской прессе назывался «от идеи — до внедрения». Да и сейчас мы постоянно слышим, что у наших ученых пруд пруди разных блестящих идей и разработок, а вот до товарного продукта многие из них по разным причинам не доходят. Очевидно, что любая творческая деятельность — это процесс, в начале которого обязательно происходит выдвижение и разработка новой перспективной идеи. В результате могут быть созданы новые производства, появиться новые материалы, внедриться новые методики и т.д. Но может случиться и так, что ничего этого не произойдет, а останется только интересная идея и ее разработка. Однако творческая деятельность имеет место в обоих этих случаях.

Это очень существенное различие в понимании творческой деятельности как процесса и как результата язык не всегда отражает, хотя и должен. Например, слово создание из приведенного выше толкования слова творчество Ожеговым-Шведовой можно понимать как обозначение и процесса (Ученые заняты созданием нового лекарства), и его результата (Ученых наградили за создание нового лекарства).

Как мне кажется, словом креативный называется такое творчество, которое не только выдвигает идеи, но и доводит их до конкретного практического результата. А слово творческий остается со своим исходным значением, не различающим деятельность результативную и, наоборот, безрезультатную.

Создание нового продукта требует не только творческой, но и однообразной, рутинной, скучной работы. Так вот, как мне кажется, словом креативность обозначается различная, но обязательно и творческая деятельность, работа на результат, ради создания конечного продукта.

Впрочем, далеко не все говорящие по-русски со мной согласятся. Например, предлагая исключить из школьной программы элементы высшей математики, один чиновник заявил, что этот раздел «убивает в учениках креативность». Видимо, имелось в виду, что неосмысленное запоминание формул и механические вычислительные действия мешают развивать творческие способности детей.

Закрепится ли в русском языке именно такое распределение значений слов творческий и креативный, трудно сказать. Однако совершенно ясно, что сама жизнь требует различать творчество-1 — «процесс создания новых идей и продуктов» и творчество-2 — «результат создания на основе новых идей лучших условий жизни людей». Оставляя за словом творческий общее, нерасчлененное обозначение и творчества-1, и творчества-2, слово креативный стремится называть лишь творчество-2. Такое же противопоставление процесса (без всякого указания на результат) и именно результата представлено почти во всех русских глаголах целенаправленного действия: читать — прочитать, писать — написать, решать — решить, мыть — вымыть, звонить — дозвониться и т.д. На этом различении держится вся система представлений о действии не только в русском, но и во всех славянских языках.

Близко по значению к слову креативный прилагательное созидательный, однако в его значении ослаблен элемент творчества, оригинальности, новизны. Кроме того, это прилагательное обычно не сочетается с существительными, обозначающими лиц. Не принято говорить созидательный сотрудник, хотя существительное созидатель применительно к человеку звучит совсем неплохо.

iz.ru

креативный — Толковый словарь Кузнецова

креати́вный

КРЕАТИВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. [англ. creative от лат. creāre — порождать, создавать] Книжн.

1. Творческий, созидательный, новаторский. // Способный порождать новое, творить.

2. Предназначенный для возбуждения воображения, фантазии.

Креативность, -и; ж.

Источник: Большой толковый словарь русского языка Кузнецова на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. креативный — Креативная, креативное [от англ. creative – творческий; латин. creatura – создание]. Созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового. Большой словарь иностранных слов
  2. креативный — прил., кол-во синонимов: 13 высококачественный 32 изысканный 43 инновационный 1 крутой 136 модный 57 необычный 72 новаторский 7 новый 85 предприимчивый 21 созидательный 5 творческий 9 хороший 286 эксклюзивный 19 Словарь синонимов русского языка
  3. креативный — орф. креативный; кр. ф. -вен, -вна Орфографический словарь Лопатина
  4. креативный — креативный прил. 1. Созидательный. 2. Художественный. || Творческий. Толковый словарь Ефремовой

gufo.me

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *