Кто такой фаталист определение: ФАТАЛИСТ | это… Что такое ФАТАЛИСТ?

это что такое, примеры фатализма

Фатализм – это философское течение, утверждающее, что каждое действие неизбежно, детерминировано судьбой. Значение слова фатализм раскрывается через свой корень fatalis, в переводе с латинского означающий рок, предопределенность. Фатализм простыми словами есть вера в необходимость, неотвратимость происходящего с человеком.

В отдельном смысле можно соотнести фатализм с пессимизмом, поскольку следуя этому мировоззрению, человек не предпринимает попытки изменить судьбу в ее негативные моменты, а покорно следует злому року. В философии значение слова фатализм раскрывается через представление, что события любого рода уже запечатлены до нас, наперед, а в нашей реальности им свойственно лишь обретать свое проявление.

Что такое фатализм?

История фатализма в Новое время связана с историей детерминистического подхода. Наиболее четко этот подход выражается в философии жесткого детерминизма, яркими представителями которого были Спиноза и Лейбниц.

Фатализм в связи с детерминизмом утверждает причинность, которая обусловлена действиями вселенной. То есть фатализм простыми словами говорит, что законы вселенной нельзя обойти, даже если что-либо кажется человеку несправедливым, он хочет это изменить, то его желание тщетно и не сможет реализоваться, так как против хода мироздания невозможно пойти.

Спиноза считал, что отдельный человек для мироздания лишь пылинка, поэтому бессмысленно ожидать того, чтобы пылинка взяла на себя храбрость и была способна распоряжаться собой.

Фатализм, что это простыми словами? Фатализм можно обозначить единственным словом – судьба. Это видение в наиболее ярком формате прослеживается также в философии стоиков – направлении, родившемся в период заката, упадка древнегреческой философии, перекрестия древнегреческих и уже римских идей. Стоики полагали, что нужно покориться судьбе – своему фатуму, который преследует любого, и нельзя от него отказаться.

Стоики придумали очень яркое сравнение, которое вызывает в воображении живые реакции: «Идущего, судьба ведет, а упирающегося волочет крючьями». Такие крючья натуралистично показаны в фильме «Страсти Христовы» – они являют собой палку с привязанными к ней несколькими кожаными веревками, на конце каждой закрепляется крюк. При бичевании такие крюки загоняются под кожу, вырывая из тела человека куски мяса.

Смысл этой фразы, которую используют стоики, предельно прост: у каждого человека уже прописана судьба, целиком и полностью предрешена жизнь, изменить событие в этом предначертанном ходе невозможно и бессмысленно. Дальше все зависит уже только от нашего отношения: относиться ли легко, спокойно, бесстрастно к ударам судьбы, принимать ее полностью вплоть даже до апатии и безразличия к ней, либо бороться и быть несчастным.

Что значит покориться судьбе? Это не вторгаться в порядок вещей, который мы наблюдаем. Стоики считают, что человек в любом случае пойдет по судьбоносному пути, а вопрос лишь, как он пойдет: быстро и с легкостью, даже пользуясь помощью судьбы, либо будучи недовольным ею, с большими препятствиями и проблемами.

Примеры фатализма

Громкие примеры следования мировоззрению о всеобщей предопределенности предоставляет нам мировая история фатализма. Стоит сказать, что в отдельном смысле фатализм великих людей всегда связан с гордостью, их сильной открытой позицией, не позволяющей им попытки спастись от событий, которые признали судьбоносными.

Например, Юлий Цезарь отвергает предостережения своего прорицателя Спуринны «остерегаться мартовских ид» и собственной жены Кальпурнии, видевший во сне, что его зарезали в форуме. Но невзирая на эти предостережения, Юлий Цезарь не только идет в форум, но еще и не берет телохранителей, а в итоге оказывается окружен десятками заговорщиков, которые убивают его.

Подобную гордость и несгибаемость продемонстрировал и король Швеции Густав III, который перед знатным балом ужинал с фаворитами и получил весть о готовящемся прямо на балу покушении. Как и Юлий Цезарь, Густав отказался взять стражу, и даже отклонил просьбы фаворитов одеть кольчугу под праздничную одежду, сказав: «Если кто-то хочет меня убить, то лучшего места, чем здесь, ему не найти».

Хотя бал был маскарадом, и все танцующие облачились в маски, король дал себя узнать благодаря массивному кресту ордена, который носили только королевские особы и не снял. По ордену был узнан убийцей, протолкавшимся сквозь толпу и за спиной короля вытащивший пистолет. Густав заметил это и повернулся, выстрел попал вместо сердца лишь в ногу, что, однако, все равно привело к смерти короля через 13 дней от заражения через рану, поскольку пистолет был заряжен мелкой дробью и обойными гвоздями с ржавчиной, принесших инфекцию. Несмотря на огромные шансы выжить, король не смог уклонился от запланированной для него смерти – в этом снова роль фатализма?

Еще одним ярким примером фатализма и фаталистического взгляда на жизнь был барон Унгерн. О его отваге уже при жизни ходили легенды. Его не могла сразить в бою ничья пуля, он бросался на своего врага без тени страха. После одного боя в одежде, сбруе коня, обуви и сумках нашли следы более чем от 70 пуль, ни единая из которых не ранила барона. В эту избранность барон поверил и сам и нанял несколько гадалок и предсказателей в свою свиту. Зная веру Унгерна в судьбу, этим воспользовался денщик Бурдуковский, который подкупил одну из гадалок за свидетельство барону, что он сможет жить, доколе будет жив Бурдуковский.

Бурдуковский тотчас же получил особое внимание от барона, его оберегали так, словно в нем содержалась жизнь Унгерна. Однако несколько позже та же гадалка предсказала Унгерну то, что жить ему осталось всего 130 дней. Эту весть подтвердили и другие прорицатели – два монаха предсказали тот же срок, кинувши кости. Унгерн поверил, вера барона подкреплялась также тем, что число 130 он видел для себя роковым, ведь оно составляло 10 раз по 13.

На протяжении 130 дней еще не единожды Унгерн был на волос от гибели. В войсках был сильный разлад, барона пытались убить как враги, так и собственные офицеры. Был организован заговор, и заговорщики вторглись в палатку барона, однако Унгерн в это время был в соседней палатке.

Услышав стрельбу и высунувшись,  был замечен, по нему открыли стрельбу в упор. Но барон спасся тем, что смог юркнуть в кусты. Позднее целый полк барона решил бежать, и Унгерн выехал полку наперерез, а офицеры полка открыли по барону стрельбу. И снова, несмотря на крайне малое расстояние, никто не смог достичь своей пулей цели, Унгерн повернулся и ускакал, таким образом спасшись.

Унгерн был предан даже своими монголами, которые верили в него словно в «бога войны». Повязав и, оставив в палатке Унгерна, сами пустились во все стороны, дабы согласно поверью духи не нашли, кого преследовать. И так его обнаружил и взял в плен красный разъезд. Барон в плену пытался неоднократно покончить с жизнью с помощью яда и удушения, однако ампула яда потерялась, а конский повод, который Унгерн хотел использовать как удавку – оказался слишком коротким. По истечению отведенного гадалкой и монахами срока барон был все-таки казнен. В сохранившихся протоколах допросов есть запись, что Унгерн посчитал себя уверенным фаталистом и свято верил в судьбу.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Фаталист – это человек, который… Значение слова фаталист

В русском языке встречается немало слов, которые раньше были довольно популярны, а теперь практически не употребляются. Многие из них можно найти только в романах и стихах периода Золотого или Серебряного века, и не всегда понятно, что же означает то или иное выражение. Одним из таких слов, которые в наши дни можно услышать довольно редко, является определение «фаталист». Узнаем об этом больше.

Содержание материала:

  • 1 Кто такой фаталист
  • 2 Значение слова в словарях
  • 3 Образ жизни и убеждения фаталиста
  • 4 Как распознать черту характера в человеке
  • 5 Фатализм в истории: примеры

Кто такой фаталист

Что значит фаталист? Это человек, который убеждён в том, что он никак не может повлиять на свою судьбу. С его точки зрения, всё происходящее предначертано свыше, и изменить ничего нельзя.

Такие люди слишком буквально воспринимают религиозное утверждение: «На всё воля Божья», или же простонародное: «Чему быть, того не миновать». Но это вовсе не говорит о том, что фаталисты пассивны и безвольны, просто вся их жизненная сила направлена на то, чтобы дать событиям удобное им объяснение о неизбежности происходящего, и искать этому подтверждение.

 

Люди с таким мировоззрением встречались во все времена. Немало подобных образов описано в мировой литературе или показано в кинематографических фильмах. Эти герои играют в «русскую рулетку», поднося к виску наполовину заряженный револьвер «наудачу». Нередко они первыми бросаются в бой, не боясь за свою жизнь и искренне веря, что всё сложится так, как и должно, и незачем бегать от судьбы.

Немало фаталистов и среди экстремалов, ежедневно подвергающих свою жизнь опасности. Это не имеет ничего общего с адреналиновой наркоманией, когда человеку просто необходима определенная порция острых ощущений. Нельзя сказать, что фаталисты не бояться смерти совсем, но они искренне убеждены в том, что «кому суждено повеситься, тот не утонет».

Значение слова в словарях

Разбираясь, кто такой фаталист, будет нелишним понять, откуда же произошло это слово. В переводе с латыни «fatalis» означает «роковой». А в английском языке есть слово «fate», что значит «судьба».

В словаре А.П. Евгеньевой этому термину дается определение как человек, верящий в неотвратимость судьбы и предопределение.

В соответствии с другим источником под редакцией Д.Н Ушакова, фаталист — личность, верующая в фатум и склонная к фатализму.

Т.Ф. Ефремова утверждает то же самое, добавляя, что такой человек убеждён в неотвратимости судьбы и искренне верит в то, что всё предначертано заранее. В. Даль придерживается аналогичного мнения, дополняя его утверждением, что фаталисты отрицают свободу личности, что губительно для нравственности.

Образ жизни и убеждения фаталиста

Чтобы дать определение образу жизни и убеждениям фаталиста, сначала обратимся к классификации этого явления. Фатализм может быть:

  1. Бытовым. Приверженцы подобного мировоззрения в любых неурядицах обвиняют только высшие силы, которые за что-то ополчились против них. Нередко в это искренне верят люди, подвергшиеся за короткий срок большому количеству неприятностей и пребывающие в состоянии стресса. Бывает, что это проходит со временем, но некоторые придерживаются подобной точки зрения всю оставшуюся жизнь.
  2. Теологическим. Сторонники такого мировоззрения уверены, что любые события, происходящие на Земле, заранее предопределены. По их мнению, на небесах существует что-то вроде «книги судеб», где прописана жизнь каждого человека и самой планеты, и изменить что-либо уже невозможно.
  3. Логическим. К фаталистам этого типа относятся философы, которые пытаются отыскать во всех событиях причинно-следственную связь. Иными словами, эти люди ищут если не совсем научное, то хотя бы не слишком мистическое обоснование мнению, что всё предопределено заранее.


Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что для фаталиста любого типа характерна роль пассивного наблюдателя за жизнью, не пытающегося, как в песне Андрея Макаревича, предпринять действия, чтобы «мир прогнулся под нас». Они покорны своей судьбе и просто плывут по течению, и к наиболее неприятным качествам подобных личностей относится то, что они не желают нести ответственность за собственные поступки, ссылаясь на роковое стечение обстоятельств.

Как распознать черту характера в человеке

Распознать фаталиста в новом знакомом не так уж трудно, если понаблюдать за этим человеком некоторое время. Существуют «обязательные» черты характера, которые присущи всем личностям подобного склада:

    1. Отрицание собственной значимости. Такой человек ощущает свое бессилие перед событиями и судьбой, и никогда не попытается изменить жизнь к лучшему.
    2. Неверие в свои силы. Эта черта является продолжением первой, когда фаталист предпочитает не бороться со сложившимися обстоятельствами.
    3. Нежелание нести ответственность. Такие люди считают себя лишь орудием в руках рока, и все свои поступки мотивируют тем, что так сложилась судьба.
  1. Неверие в случайности.
    Фаталисту невозможно доказать, что то или иное событие является лишь стечением обстоятельств. Они уверены в предначертанности и предписанности всего происходящего вокруг.
  2. Суеверие. Такие люди изучают нумерологию и гороскопы, верят в приметы. Если по пути на учебу или работу фаталисту, например, перебежит дорогу черная кошка, то во всех неприятностях, произошедших с ним в этот день, будет повинен встретившийся зверёк.

Иными словами, фаталист обессмысливает свою жизнь и принижает собственную значимость. Он уверен в своём бессилии перед обстоятельствами и не пытается бороться или отстаивать свои интересы.

Фатализм в истории: примеры

Несмотря на покорность судьбе, фаталисты могут добиваться определенных жизненных высот.  Ярким примером этому служат истории таких выдающихся личностей:

    1. Гай Юлий Цезарь. Древнеримский полководец и политик был предупреждён о грозящей ему опасности. Ему не раз доносили, что вокруг него зреет заговор. А в день смерти Цезаря его супруга видела сон, в котором он был убит несколькими мужчинами. Женщина рассказала об этом мужу и уговаривала его принять меры, но полководец свято верил в свою счастливую звезду. В тот же день он был убит злоумышленниками, среди которых был и его воспитанник Брут.
    2. Густав ⅠⅠⅠ. Этот шведский король за 2 недели до трагических событий получил анонимку, где его предупреждали о грозящей опасности, и даже назвали дату покушения. Но венценосец проигнорировал эту информацию, и в обозначенный день, 29 марта 1792 года, отправился на бал-маскарад, состоявшийся в Королевской Опере. Там же в него и стреляли. И хотя пуля, выпущенная из пистолета гвардейским капитаном Якобом Анкарстрёмом, попала Густаву в ногу, спустя 13 дней он умер от заражения крови.


Watch this video on YouTube

  1. Теодор Ван Гог. Этот популярный кинорежиссер снял короткометражный фильм «Покорность», в котором осуждалось отношение к женщинам в исламе. Как и следовало ожидать, его работа вызвала недовольство определенных слоев населения, и режиссёру стали угрожать.
    Полиция убеждала Теодора в том, что ему необходима охрана, однако он слишком легкомысленно относился к происходящему. В результате, 2 ноября 2004 года, по дороге на работу на него было совершено нападение. Марокканец Мохаммед Буйери сначала 8 раз выстрелил в режиссера, а затем ударил его ножом в грудь и перерезал горло.

Как ни печально это признавать, большинство фаталистов сами виноваты в том, что их жизнь завершилась столь трагически. Такой грустный финал, в первую очередь, объясняется не злым роком, а беспечностью и легкомыслием человека. Поэтому не стоит так верить в судьбу, а стараться взять ответственность за свою жизнь на себя. В подтверждение можно привести народную мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Оптимистический фатализм – Лорел Уикс

Всякий раз, когда я называю себя оптимистичным фаталистом, люди смеются. Это звучит довольно абсурдно, но позвольте мне объяснить.

Вот как один словарь определяет фатализм: «учение о том, что события предопределены заранее, так что люди бессильны изменить их». Это вера в то, что определенные вещи, обычно плохие, неизбежны.

Вот как один словарь определяет оптимизм: «склонность давать наиболее благоприятную оценку действиям и событиям или предвидеть наилучший возможный результат».

     Как эти две вещи связаны? Простой. Может оказаться правдой, что некоторые вещи, оглядываясь назад, вероятно, не могли не обернуться так, как они произошли. Может показаться, что как только были выполнены определенные условия или выбран один путь, все остальное можно было бы предсказать, используя любое сравнение, которое вам нравится: часовой механизм, падающие костяшки домино или мчащийся поезд.

     Может быть. И опять же, может быть, нет. Даже когда разворачиваются ужасные ситуации, обстоятельства меняются, добавляются новые факторы, а некоторые исчезают. Мы находим новый источник силы. Иногда мы находим внутренние ресурсы, о которых не знаем, что у нас есть, и мы можем поднять эту машину с поврежденного тела нашей ситуации. Иногда кто-то другой поднимает эту машину и спасает нас.

     Иногда нет. Я не рассчитываю на чудесные исцеления, белых рыцарей или какую-либо форму deus ex machina, этот прием в старых пьесах, где бог спускается со стропил, чтобы предложить мгновенные решения для угла, в который загнали себя персонажи.

Да, все могло обернуться очень плохо. Поезд действительно мог разбиться. Во времена больших опасений я позволяю самому страшному сценарию прокручиваться в моей голове, а затем напоминаю себе, что это крайне маловероятно. Это оптимистический фатализм.

    В нынешней ситуации, изолированной из-за Covid 19, оптимистичный фатализм говорит: да, я могу заразиться этим вирусом и умереть ужасной смертью в одиночестве в изоляторе. Но, наверное, не буду. Да, я мог бы выжить, но остаться с подорванным здоровьем. Да, но я не слышал никаких убедительных доказательств того, что это вероятно, и даже если это так, я верю, что смогу вернуться или найти способы справиться.

     Сложнее иметь дело с вероятностью того, что даже если я никогда не поймаю его, я не смогу избежать потери других, менее удачливых. Это та часть, которую я ненавижу, потому что особенность моего оптимистичного фатализма в том, что он опирается на мое чувство личной эффективности, на мою способность влиять на результаты. Помимо поддержки самоизоляции тех, кого я люблю, помимо того, чтобы узнать, смогу ли я купить литр молока для пожилого соседа, помимо пожертвований на программы помощи другим, у меня нет возможности влиять на то, как это работает для других.

     Что касается меня, то оптимистическому фатализму, вероятно, способствует что-то глубоко в моих генах или биохимии, из-за чего я не так легко впадаю в депрессию или чувство беспомощности, и за это я бесконечно благодарен. Я также знаю, что прожил жизнь, благословленную скромной, но достаточной сетью поддержки людей и ресурсов, которые позволили мне пережить несколько серьезных ошибок и несколько действительно ужасных жизненных кризисов. Для меня оптимистический фатализм был беспроигрышной философией, потому что даже в худшие дни моей жизни я всегда верил, что с другой стороны все будет хорошо.

     Я подозреваю, что Covid 19 станет серьезным испытанием для моего оптимистичного фатализма, потому что он привнес более сильное чувство общности в дополнение к индивидуальным результатам, и я беспокоюсь, что ситуация может разрушить сообщества таким образом, что никакая стойкость или позитивное мышление не смогут этого сделать. компенсировать. Я не верю, что люди у власти ставят наши интересы выше своих. Я ничего не могу поделать с факторами, которые могут быть высечены на камне, например, сколько будет вентиляторов, когда они понадобятся мне или кому-то, кого я люблю. Учитывая, что многие американцы в последние годы показали себя намного уродливее, чем я думал, я не знаю, чего ожидать, если ресурсы истощатся или многие люди перестанут чувствовать себя в достаточной безопасности.

     Это фатализм. Может так не получиться. Я могу найти какой-то источник силы или мощи, если это произойдет. Нам просто нужно увидеть. А тем временем дождь прекратится, и я иду гулять в парк. В шести футах от других людей, конечно. Оптимистичные фаталисты не глупы.

 

Fatalism — Philosophy — Oxford Bibliographies

Введение

В современной философии аргументы в пользу «фатализма» — это аргументы в пользу вывода о том, что никакие человеческие действия не свободны. Такие аргументы обычно бывают двух видов: логические и теологические. Аргументы в пользу логического фатализма исходят, грубо говоря, из истины о будущих действиях к выводу, что эти действия неизбежны и, следовательно, несвободны. Аргументы в пользу теологического фатализма, с другой стороны, исходят, грубо говоря, от божественных убеждений о будущих действиях к заключению, что эти действия неизбежны и, следовательно, несвободны. Что характерно для любого аргумента в пользу фатализма, так это то, что, во-первых, он стремится показать путем обращения к весьма общим логическим или метафизическим допущениям, что ни одно человеческое действие не является свободным, и, во-вторых, он делает это без явной ссылки на тезис о том, что эти действия причинно обусловлены. определенный. Конечно, существует почтенный аргумент в пользу вывода о том, что каузальный детерминизм несовместим со свободой воли (понимаемой как способность поступать иначе), но философы, выдвигающие такие аргументы, теперь обычно не понимаются как продвигающие дело «фатализма». Таким образом, поддерживать фатализм — значит не просто поддерживать точку зрения о том, что никакое человеческое действие не является свободным, но также и поддерживать дальнейшее утверждение, что это может быть доказано путем обращения к рассматриваемым общим логическим или метафизическим допущениям. Фаталистические аргументы обоих видов были и были тесно связаны с философскими вопросами о логическом статусе будущих случайных суждений — суждений, говорящих о причинно-неопределенных событиях, что они произойдут. Таким образом, в этой статье будут освещены основные позиции в дебатах о логическом фатализме, логике будущих контингентов и теологическом фатализме.

Общие обзоры

Читателям, которые ищут общие обзоры тем этой статьи, будет полезно начать с онлайн-статей Rice 2010, Øhrstrøm and Hasle 2011 и Zagzebski 2011, посвященных логическому фатализму, будущим контингентам и теологическому фатализму. , соответственно. Torre 2011 — хорошее введение в темы, связанные с интуитивной асимметрией между прошлым и будущим, а Bernstein 2002 — хорошее введение в вопросы как логического, так и теологического фатализма. Читатели, заинтересованные в (обширном) историческом обсуждении этих тем (особенно в средневековый период), должны обратиться к Knuuttila 2011.

  • Бернштейн, Марк. «Фатализм.» В Оксфордском справочнике свободы воли . Под редакцией Роберта Кейна, 65–81. Oxford: Oxford University Press, 2002.

    Подробное введение в основные аргументы в пользу фатализма, включая теологический фатализм.

  • Кнууттила, Симо. «Средневековые теории будущих контингентов». В Стэнфордской энциклопедии философии . Под редакцией Эдварда Н. Залты. 2011.

    Хорошая презентация исторического развития теорий будущих контингентов от Аристотеля до средневековья, с особенно полезными (и обширными) ссылками.

  • Эрстрём, Питер и Пер Хасле. «Будущие контингенты». В Стэнфордской энциклопедии философии . Под редакцией Эдварда Н. Залты. 2011.

    Отличное (хотя технически сложное) введение в логику будущих контингентов.

  • Райс, Хью. «Фатализм.» В Стэнфордской энциклопедии философии . Под редакцией Эдварда Н. Залты. 2010.

    Превосходное обсуждение проблемы фатализма с особенно полезным рассмотрением «необходимости прошлого» и ее связи с решениями Аристотеля и Оккама.

  • Торре, Стивен. «Открытое будущее». Философский компас 6 (2011): 360–373.

    DOI: 10.1111/j.1747-9991.2011.00395.x

    Хорошее введение в доктрину открытого будущего, сосредоточенное на интуитивной асимметрии между «фиксированным» прошлым и «открытым» будущим.

  • Загзебски, Линда. «Предвидение и свободная воля». В Стэнфордской энциклопедии философии . Под редакцией Эдварда Н. Залты. 2011.

    Излагает аргументы в пользу теологического фатализма и дает полезные обзоры всех основных ответов на этот аргумент.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *