Ментор это человек который совмещает функции – Система менторства развивает сотрудников | Статьи

Содержание

Система менторства развивает сотрудников | Статьи

В промышленно-торговом холдинге руководителем отдела трейд-маркетинга назначили талантливого менеджера по продажам. У него нет управленческого опыта, да и вся цепочка «производитель – конечный потребитель» ему не знакома. Поэтому по просьбе HR-директора к новичку приставили наставника – его предшественника, который пошел на повышение. Он поработал с управленцем. Но позже у новичка возникли проблемы с подчиненными, появились ошибки в работе с закупщиками. Как эффективно организовать работу с новичками? Об этом вы узнаете, прочитав статью.

Подчиненные стали увольняться, а закупщики перестали брать продукцию холдинга без дополнительных скидок или каких-либо преференций, например, без частичной компенсации расходов на транспортировку. Оказалось, новый руководитель, стремясь стимулировать представителей торговых сетей брать у холдинга больше продукции и, таким образом, увеличить продажи, выплачивал этим представителям щедрые премии, делал баснословные скидки на некоторые партии. Закупщики так привыкли к этому, что когда давать скидки было невозможно, стали отказываться брать крупные партии. Ошибка новичка заключалась в том, что он слишком прямолинейно отнесся к применению финансовых стимулов в работе с дистрибьюторами и закупщиками, использовал эти стимулы негибко, а другие методы не задействовал.

Материалы для скачивания:

А что же наставник? Он хорошо поработал именно как наставник: показал, как и где брать контакты представителей торговых сетей, когда и как лучше с ними коммуницировать, с кем стоит проводить очные встречи. Кроме того, наставник обрисовал, как оптимально организовать свой рабочий день, как проводить совещания и ставить задачи. Словом, передал чисто техническую и организационную информацию. Но думать и принимать взвешенные решения не научил. Обсудив это с гендиректором, HR-директор предложил вывести наставничество (когда речь идет о поддержке новых руководителей и экспертов) на новый уровень. Наставник будет работать как ментор. Он

не призван показывать, что и как делать, выдавать готовые советы. Он должен учить своего подопечного (еще его называют протеже) думать, направлять в нужное русло, помогать принимать верные решения. Иначе говоря, обучать мыслить стратегически. Гендиректор поддержал предложение, и в компании стали внедрять менторство.

Комментирует Елена ПЛАХОВА,
директор по корпоративным коммуникациям компании CorumGroup

Ментор для сотрудника – это почти то же, что руководитель дипломного проекта для студента. Формируйте пару по этому принципу!

Во-первых, и в том, и в другом случае ученик выбирает для себя наставника, исходя из того, кем он хочет стать в жизни, в какой области получить признание. Во-вторых, и сотрудник, и студент обращает внимание на то, легко ли ему находиться в обществе ментора, контактировать с ним. И в-третьих, человек обратится только к тому эксперту, который пользуется у него авторитетом. Отлично, когда ментор работает в стиле коуча – задает вопросы, а не выдает инструкции. Но подбор ментора и протеже – только один из факторов успеха. Второй – эффективность обучения. На мой взгляд, проще всего измерить ее в консалтинговой компании масштаба McKinsey, так как там каждый взращенный консультант это результат работы ментора. Советую рассчитать NPS (индекс удовлетворенности клиентов, в данном случае – подопечных ментора).

Составьте портрет ментора: он обязательно должен обладать тремя качествами

Первое качество: профессионализм. Ментор должен разбираться во всех нюансах своей профессии, знать все тонкости. Иначе он не завоюет авторитет у своих подопечных.

Второе: лидерские качества и опыт саморазвития

, самомотивации. За плечами у этого человека должен быть хороший бэкграунд в плане личностного развития. Уточните, приходилось ли управленцу, который у Вас числится в кандидаты в менторы, раньше преодолевать препятствия, входить в те сферы, которые для него были совершенно незнакомыми, и быстро осваиваться там. Если у человека не было такого опыта, то вряд ли он сможет объяснить протеже, что значит расти, заставлять себя двигаться вперед.

И третье качество: умение ненавязчиво обучать других. Правильнее сказать, даже не обучать, а направлять, консультировать, не давая прямых рекомендаций, но побуждая человека думать.

Пример

По признанию Марка ЦУКЕРБЕРГА, ему было сложно на первых порах, когда он занял пост гендиректора Facebook. Он ощущал, что ему попросту не с кем посоветоваться, потому что его окружение – это его же подчиненные. Ощущение изменилось, когда он стал часто общаться с такими же, как и он, гендиректорами, но более опытными, – Стивом ДЖОБСОМ, Биллом ГЕЙТСОМ и другими главами американских компаний. Эти люди, не находясь в его окружении, давали оценку его действиям со стороны, подсказывали, как лучше поступить в том или ином случае. Они, по сути, и стали его менторами в процессе становления компании.

Комментирует Юлия ХРИСТОВА,
руководитель отдела по подбору IT-персонала компании VENTRA

Назначайте сотрудника ментором после того, как соберете рекомендации о нем и узнаете, как он представляет себе менторство

На мой взгляд, письменные рекомендации нужно получить от коллег и руководителя кандидата в менторы, а затем провести с ним собеседование, на котором предложить заполнить анкету. В ней сформулируйте вопросы, по ответам на которые поймете, как кандидат представляет себе менторство, что от него ждет (образе

www.hr-director.ru

кто это такой, зачем он нужен, как его найти

Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.

Устоявшейся является традиция приглашать ментора для открытия стартапа, когда этот человек следит не только за подготовкой, но и за развитием компании, дает эксклюзивные советы. Однако обращаться за консультацией можно и в периоды кризисы долго существующего предприятия и при возникшем желании расширения или смене деятельности. Более того менторство применяется не только в рабочей среде, для него открыты сферы личностного и спортивного развития, получение различных достижений и организации личной жизни.

Кто это такой

Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.

Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.

Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.

Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.

Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.

Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Зачем нужен ментор

Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.

Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).

Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.

На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.

Что делает ментор

Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться. Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой. Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок. Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.

Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.

Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.

Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.

Как находят менторов

Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.

Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.

Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.

Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.

Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью. Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах. Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника.

Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.

psihomed.com

Ментор и менторство что это такое

Каждому нужен свой ментор. Неважно, в предпринимательской, спортивной, писательской, или среде шоу бизнеса человек стремится достичь успеха. Желает он построить успешную карьеру или раскрутить стартап – самостоятельно пробиться к вершине трудно. Известные актеры, писатели, бизнесмены, чьи имена сегодня знает весь мир, признаются, что без опытного советчика не достигли бы таких высот. Они с благодарностью называют имена личных менторов – профессионалов, которые поделились с ними частицей собственных побед.

Кто такой ментор

Ментор – это человек с личным опытом успеха, которым готов поделиться с подопечными (протеже). Для своих подопечных ментор одновременно выступает в роли коуча, психолога, учителя, советника и консультанта. Он уберегает учеников от главной ошибки – статистики неудачных проектов, помогая упаковать идею в бизнес план с видимой экономической выгодой.

Человек, поживший и проживший профессиональную жизнь, видит конечную цель там, где планы даже еще не прописаны на бумаге.  Он поможет не просто развить стартап, но и трансформировать его в продукт, привлекательный для покупателей. Имя ментора обязательно упоминают при получении награды, будь то Оскар, олимпийская медаль или выигранный тендер.

Как находят менторов? Это сложный момент. Наставник не будет работать по принуждению или против своей воли. Он может найти подопечного самостоятельно и предложить поддержку бесплатно, потому что знает – материальные блага не способны заменить удовольствия от помощи другим. Некоторые не афишируют свое наставничество, предпочитая оказаться в тени успеха своих учеников.

Многие совмещают наставничество с основной деятельностью, а кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Искренний интерес к деятельности ментора, посещение семинаров или конференций способны приблизить момент знакомства. С наставником учеников объединяют еще и общие цели, так что главным принципом взаимодействия является доверие. Личное знакомство перерастает в желание сотрудничать в сфере бизнеса.

Чем занимаются менторы

Ментор помогает не только советами, но и личным примером.  Он занимается самообразованием в профильных и смежных сферах – от высоких технологий до буддийских практик.  Ментор не просто передает знания, он вовлекает учеников в сферу деятельности до полного погружения. Своей идеей, поддержкой и советами наставники помогают подопечным двигаться вперед. Тренер на профессиональном поле, чей день расписан по минутам, вдохновляет и дисциплинирует одновременно. Ментор способен оказать помощь в вопросах:

  • Экономических. Голая идея сама по себе малопривлекательна для инвесторов. Ментор поможет преобразовать энтузиазм в готовый продукт с цифрами и экономическими показателями, которые можно «пощупать».
  • Психологических. В моменты неурядиц ментор становится точкой опоры, а иногда и пресловутым пинком.  Наставник делится опытом таким, какой он есть на самом деле.
  • Коммуникативных. Ментор готов предоставить рекомендации или рекомендательные письма для своего подопечного, чтобы провести его к успеху кратчайшей дорогой. Наставник помогает перейти на качественно иной уровень связей в среде профессионалов.
  • Поведенческих. Он указывает на привычки, которые следует приобрести и обращает внимание на те, от которых нужно отказаться.
  • Организационных. Ментор поможет не просто привлечь профессионалов, но и выстроить корпоративную культуру будущего дела.

Чего ментор не сделает для своих подопечных? Он не решит проблемы учеников, но предоставит возможность взглянуть на проблему со стороны человека, который ее уже преодолел. Он не предлагает готовых решений там, где его протеже сможет выкарабкаться сам и знает, где постелить пресловутую соломку, на которую умудряются упасть все новички.

Никто не шагает в одиночку. Для построения личной карьеры или развития бизнеса важны не просто единомышленники, а люди, на мнение которых можно безоговорочно положиться. Окружающие охотно делятся наставлениями не для пользы другого человека, а для подтверждения собственной важности. Совету ментора можно доверять. Его опыт позволяет ученику мысленно отойти на расстояние или взобраться на высоту, чтобы взглянуть на свои действия с другого ракурса. Увидеть ошибки, очевидные или неочевидные – только половина победы.

Наставник дает инструменты, с помощью которых ученики смогут сложить собственный механизм успеха. По мере роста мастерства своих подопечных ментор открывает для них невидимые возможности и дает советы по их реализации.

Нет опыта – нет ментора. Методы работы наставников индивидуальны. Предприниматель Ричард Бренсон считает, что бунтарство – наилучший путь для бизнесмена. Он добился успеха таким способом и учит этому своих последователей. Предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс первейшую задачу наставника видит в предоставлении обратной связи своим ученикам. Он разработал собственную систему оценки труда, применимую для любой сферы бизнеса. Не существует универсального способа получить победу. Не получится построить бизнес или карьеру без ошибок и падений. Ментор умеет рассмотреть уникальность идеи и преподать ее как продукт, способный изменить мир.

Что такое менторство

Менторство – это формальный институт, который предоставляет возможность для начинающих бизнесменов посмотреть на опытных людей за работой. Методы обучения здесь отличаются от привычных. Но если по окончании ВУЗа можно услышать фразу: «забудьте все, чему вас учили», то в институте менторства подопечные получают знания, которых нет ни в одном учебнике. Это практика, позволяющая до кости изучить вопрос, с которым не сталкивались ученики. Менторство помогает не просто получить опыт, но и ощутить погружение в культуру или сообщество людей, с которыми предстоит вести переговоры.

Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Существуют целые компании (стартап-акселераторы или стартап-инкубаторы), работающие над тем, чтобы свести менторов с начинающими стартаперами. Менторские схемы помогают превратить идею в прибыльный бизнес, ведь инвесторы не спешат расстаться с деньгами, основываясь исключительно на красочном представлении проекта.

Все, что им продают, будь то специалист или стартап, должно быть в некоторой мере прибыльным вложением. Проверка идей с помощью показателей, которые можно «пощупать» – первый шаг для монетизации бизнеса. Менторство помогает найти баланс между воображением и способами извлечь из продукта экономическую выгоду.

Для чего нужно менторство

Менторство учит мыслить и общаться другими категориями. Наставники исходят  не из того, как устроена реальность, а из того, как протеже с ней столкнется. Влиться в среду профессионалов невозможно без знания терминологии. Особенно это касается бизнеса за рубежом. Картинка сама по себе неинтересна. Цифры, графики, обоснование экономической выгоды – все показатели должны работать в одном направлении. Они должны дать инвесторам четкое понимание того, когда вложенные ресурсы начнут приносить прибыль. Поэтому сослагательное наклонение слов «если бы», «тогда бы» сразу отсекают интерес наставников.

Менторство – прибыльный бизнес. С помощью бесплатных сервисов стартап можно создать даже за неделю. Команда менторов может одновременно работать с проектами, которые находятся на разных стадиях развития. На протяжении первых недель сотрудничества общение происходит более плотно, а по мере роста бизнеса оно может носить консультационный характер.

Практические советы предоставляются в любой сфере: относительно того, как получить налоговые льготы или стоит ли тратить прибыль на покупку биткоинов. Менторская программа заканчивается своеобразным «выпуском», после которого новоиспеченные бизнесмены отправляются в свободное плавание. Истории успешных стартапов вдохновляют обе стороны на сотрудничество.

Каждый стартап – это нечто большее, чем сумма индивидуалов. Разработать стратегию развития – это только начало. Успех срабатывает там, где есть неоспоримый талант. Команде разработчиков необходимо найти «звезду» в сфере маркетинга или продаж, которая поможет перевести продукт из области обычного в область экстраординарного.

Нужно привлечь талантливых профессионалов, которые зачастую не признают малейшего насилия над личностью. Менторство не подавляет индивидуальные наклонности, но позволяет создать вектор развития. Выбрать направление, в котором проект будет изменять мир и делать людей счастливее.

Менторские отношения дадут новичкам на старте необходимое преимущество в битве с конкурентами. Все действия, которые помогают в этом, годятся. Менторство – это реалии жизни, которые, в некоторой степени, отличны от общих представлений об успехе. Этот сама жизнь. Ментор – не монстр и не робот. Он – живой человек. Он так же устает и может быть жестким. Но это единственный путь роста.

 

wikigrowth.ru

В каких жизненных ситуациях вам нужен ментор и как его найти

В каких жизненных ситуациях вам нужен ментор и как его найти

Кто такой ментор?

Ментор — универсальный наставник, который совмещает множество ролей в жизни своего протеже. Он выполняет функцию консультанта, практического тренера, преподавателя теории, советника и коуча. К нему можно обратиться за экспертной оценкой, а в некоторых случаях ментор может выполнять функцию брокера или агента.

Ментором можно назвать любого более опытного, компетентного, зрелого, позитивного и успешного человека, который помогает вам двигаться к победам и развитию, задействовав даже те ресурсы, о которых вы никогда не догадывались. Он буквально наблюдает за вашими действиями со стороны и подсказывает, где нужно сделать шаг назад, а где можно ускориться и взять очередной трофей штурмом.

Для чего нужен ментор?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Зачем нужен ментор?». Чаще всего коуч защищает своего ученика от ошибок, находит слабые места и дает рекомендации по укреплению личности. Его цель — фокус протеже. Будучи экспертом в одной или нескольких областях, ментор анализирует текущую ситуацию в карьере, здоровье, финансах и личной жизни подопечного, помогает составить план развития.

Наставник бывает полезен и как источник связей, которых нет в обычной жизни. Он может вывести на труднодоступного эксперта или узнать его мнение. Ментор еще и отличный визионер — по своему статусу этот человек должен уметь предвидеть большинство проблем, с которыми сталкиваются люди в процессе обучения и развития. Задача ментора — предотвратить столкновение ученика с этими проблемами.

Каким должен быть ментор?

В первую очередь, наставник должен быть практиком. Перед началом работы он должен подтвердить большой опыт и глубокие познания в той сфере, которую вы планируете развить. Взгляды наставника-теоретика могут быть далеки от реальности. Возможно, теоретик сможет дать ценные советы, однако он не сумеет найти выход из нестандартной ситуации или решить проблему, так как никогда не решал ее для себя.

Иногда ментор может совмещать в себе несколько ролей для практического контакта с учеником. Он словно тренер может заставлять подопечного выполнять тяжелую работу, как преподаватель учить новому, словно консультант отвечает на сложные вопросы, подобно психотерапевту выслушивает страхи и умерщвляет сомнения. Однако вместо этого он может привлекать собственную команду специалистов и работать с вами не менее эффективно.

Как найти ментора?

Первые российские менторы появились в сфере предпринимательства. Спрос на услуги профильных гуру стал расти совсем недавно — примерно в 2013-2016 годах. Акул бизнеса, готовых взяться за менторство, искали через специальные российские и международные программы: «Сколково», бизнес-инкубаторы МГУ и ГУ-ВШЭ, Ten Thousand Coffees, MicroMentor и другие.

Сегодня люди задают вопрос: «Где найти ментора?», чтобы:

  • развить карьеру и сделать ее успешной;
  • добиться материального благополучия и финансовой независимости;
  • достигнуть результатов в спорте и сделать тело красивым;
  • составить здоровую диету и питаться правильно;
  • преодолеть хроническую усталость и грамотно расходовать энергию;
  • скорректировать тип личности, чтобы легко знакомиться и общаться с людьми;
  • открыть новые таланты, развить сильные стороны, повысить уверенность;
  • улучшить уровень жизни, начав с собственного жилья.

Решить насущные задачи помогает мобильное приложение Lifeaddwiser. Это уникальный онлайн-наставник, который бесплатно оценивает ключевые элементы жизни: карьеру, финансы, здоровье, социальное благополучие и среду проживания. Данные элементы установлены на основании исследования Института Гэллапа, проводившегося на протяжении 50 лет в 150 странах мира.

Виртуальный ментор определяет сильные и слабые стороны, рассчитывает Индекс жизни по специальному алгоритму, а также дает персональные рекомендации и советы по улучшению жизни. При помощи Lifeaddwiser вы можете нанять проверенного ментора онлайн для развития элементов, которые набрали низкий балл.

Как убедить ментора работать с вами?

Найти ментора в оффлайне достаточно сложно. Обычно процесс поиска и выбора кандидата в наставники затягивается на несколько месяцев. Чаще всего люди встречают потенциального коуча на мероприятии. Если вам повезло встретиться с одним из них, постарайтесь завязать разговор, узнайте методы работы этого человека, расскажите о своей цели и планах на ее развитие. Сообщите эксперту, что заинтересованы в нем как в персональном менторе, и предложите обменяться контактами.

Еще одним вариантом является поиск ментора в социальных сетях и на профильных сайтах. Так как электронное письмо подразумевает совершенно иной тип взаимодействия, заранее подготовьте сжатый рассказ о себе, презентацию своих целей и планов, а также вопросы потенциальному кандидату в менторы. Будьте готовы пообщаться на сторонние темы, поддержать беседу, и не забудьте уточнить стоимость менторских услуг.

Нужен ли ментор эксперту своего дела?

Как показывает практика, к услугам менторов прибегают даже состоявшиеся люди: бизнесмены, политики, банкиры, врачи, музыканты, писатели и актеры. Несмотря на кажущееся достижение потолка в своем деле, всегда есть тот, кто лучше разбирается в чем-то другом, и знает, как развить закостенелый талант. Ментор может быть культом для ученика – этого достаточно, чтобы получить огромную дозу мотивации для работы над собой. Так, одной из самых известных пар «ментор и протеже» были Стив Джобс и Марк Цукерберг – основатели Apple и Facebook соответственно.

Как общаться с ментором?

Если вы уже решили вопрос, где найти ментора, или воспользовались приложением Lifeaddwiser, самое время приступить к диалогу с наставником. Общение с ментором должно быть регулярным и честным. Наставник может задать частоту диалога, однако регулярность общения во многом зависит от ученика и его заинтересованности в успехе. Не бойтесь начать диалог первым: налаживайте контакт, напоминайте о себе, вовлекайте наставника в процесс решения задач и поиска ответов на вопросы. Помните, что обучение и мотивация нужны, в первую очередь, вам самим.

Скачать приложение Lifeaddwiser для Iphone или Ipad можно по ссылке:

https://itunes.apple.com/ru/app/lifeaddwiser/id1171623583?l=en&mt=8

lifeaddwiser.com

В каких жизненных ситуациях вам нужен ментор и как его найти

В каких жизненных ситуациях вам нужен ментор и как его найти

Кто такой ментор?

Ментор — универсальный наставник, который совмещает множество ролей в жизни своего протеже. Он выполняет функцию консультанта, практического тренера, преподавателя теории, советника и коуча. К нему можно обратиться за экспертной оценкой, а в некоторых случаях ментор может выполнять функцию брокера или агента.

Ментором можно назвать любого более опытного, компетентного, зрелого, позитивного и успешного человека, который помогает вам двигаться к победам и развитию, задействовав даже те ресурсы, о которых вы никогда не догадывались. Он буквально наблюдает за вашими действиями со стороны и подсказывает, где нужно сделать шаг назад, а где можно ускориться и взять очередной трофей штурмом.

Для чего нужен ментор?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Зачем нужен ментор?». Чаще всего коуч защищает своего ученика от ошибок, находит слабые места и дает рекомендации по укреплению личности. Его цель — фокус протеже. Будучи экспертом в одной или нескольких областях, ментор анализирует текущую ситуацию в карьере, здоровье, финансах и личной жизни подопечного, помогает составить план развития.

Наставник бывает полезен и как источник связей, которых нет в обычной жизни. Он может вывести на труднодоступного эксперта или узнать его мнение. Ментор еще и отличный визионер — по своему статусу этот человек должен уметь предвидеть большинство проблем, с которыми сталкиваются люди в процессе обучения и развития. Задача ментора — предотвратить столкновение ученика с этими проблемами.

Каким должен быть ментор?

В первую очередь, наставник должен быть практиком. Перед началом работы он должен подтвердить большой опыт и глубокие познания в той сфере, которую вы планируете развить. Взгляды наставника-теоретика могут быть далеки от реальности. Возможно, теоретик сможет дать ценные советы, однако он не сумеет найти выход из нестандартной ситуации или решить проблему, так как никогда не решал ее для себя.

Иногда ментор может совмещать в себе несколько ролей для практического контакта с учеником. Он словно тренер может заставлять подопечного выполнять тяжелую работу, как преподаватель учить новому, словно консультант отвечает на сложные вопросы, подобно психотерапевту выслушивает страхи и умерщвляет сомнения. Однако вместо этого он может привлекать собственную команду специалистов и работать с вами не менее эффективно.

Как найти ментора?

Первые российские менторы появились в сфере предпринимательства. Спрос на услуги профильных гуру стал расти совсем недавно — примерно в 2013-2016 годах. Акул бизнеса, готовых взяться за менторство, искали через специальные российские и международные программы: «Сколково», бизнес-инкубаторы МГУ и ГУ-ВШЭ, Ten Thousand Coffees, MicroMentor и другие.

Сегодня люди задают вопрос: «Где найти ментора?», чтобы:

  • развить карьеру и сделать ее успешной;
  • добиться материального благополучия и финансовой независимости;
  • достигнуть результатов в спорте и сделать тело красивым;
  • составить здоровую диету и питаться правильно;
  • преодолеть хроническую усталость и грамотно расходовать энергию;
  • скорректировать тип личности, чтобы легко знакомиться и общаться с людьми;
  • открыть новые таланты, развить сильные стороны, повысить уверенность;
  • улучшить уровень жизни, начав с собственного жилья.

Решить насущные задачи помогает мобильное приложение Lifeaddwiser. Это уникальный онлайн-наставник, который бесплатно оценивает ключевые элементы жизни: карьеру, финансы, здоровье, социальное благополучие и среду проживания. Данные элементы установлены на основании исследования Института Гэллапа, проводившегося на протяжении 50 лет в 150 странах мира.

Виртуальный ментор определяет сильные и слабые стороны, рассчитывает Индекс жизни по специальному алгоритму, а также дает персональные рекомендации и советы по улучшению жизни. При помощи Lifeaddwiser вы можете нанять проверенного ментора онлайн для развития элементов, которые набрали низкий балл.

Как убедить ментора работать с вами?

Найти ментора в оффлайне достаточно сложно. Обычно процесс поиска и выбора кандидата в наставники затягивается на несколько месяцев. Чаще всего люди встречают потенциального коуча на мероприятии. Если вам повезло встретиться с одним из них, постарайтесь завязать разговор, узнайте методы работы этого человека, расскажите о своей цели и планах на ее развитие. Сообщите эксперту, что заинтересованы в нем как в персональном менторе, и предложите обменяться контактами.

Еще одним вариантом является поиск ментора в социальных сетях и на профильных сайтах. Так как электронное письмо подразумевает совершенно иной тип взаимодействия, заранее подготовьте сжатый рассказ о себе, презентацию своих целей и планов, а также вопросы потенциальному кандидату в менторы. Будьте готовы пообщаться на сторонние темы, поддержать беседу, и не забудьте уточнить стоимость менторских услуг.

Нужен ли ментор эксперту своего дела?

Как показывает практика, к услугам менторов прибегают даже состоявшиеся люди: бизнесмены, политики, банкиры, врачи, музыканты, писатели и актеры. Несмотря на кажущееся достижение потолка в своем деле, всегда есть тот, кто лучше разбирается в чем-то другом, и знает, как развить закостенелый талант. Ментор может быть культом для ученика – этого достаточно, чтобы получить огромную дозу мотивации для работы над собой. Так, одной из самых известных пар «ментор и протеже» были Стив Джобс и Марк Цукерберг – основатели Apple и Facebook соответственно.

Как общаться с ментором?

Если вы уже решили вопрос, где найти ментора, или воспользовались приложением Lifeaddwiser, самое время приступить к диалогу с наставником. Общение с ментором должно быть регулярным и честным. Наставник может задать частоту диалога, однако регулярность общения во многом зависит от ученика и его заинтересованности в успехе. Не бойтесь начать диалог первым: налаживайте контакт, напоминайте о себе, вовлекайте наставника в процесс решения задач и поиска ответов на вопросы. Помните, что обучение и мотивация нужны, в первую очередь, вам самим.

Скачать приложение Lifeaddwiser для Iphone или Ipad можно по ссылке:

https://itunes.apple.com/ru/app/lifeaddwiser/id1171623583?l=en&mt=8

lifeaddwiser.com

Менторинг: инструкция по применению

У настоящего ментора «горит глаз» на запуск новой «звезды». Он видит в человеке потенциал, готов в него вкладываться и ощущает искренний кайф от того, что его подопечный растёт и развивается. Но для того, чтобы стать ментором, нужны ещё и определённые компетенции. Поговорим о самых важных:

Умение слушать и слышать

Это базовая компетенция, которая позволяет состояться диалогу. Если её нет, всё остальное не имеет значения. Ментор должен действительно слушать своего ученика, искренне стремиться понять его потребности, уважать его позицию.

Создание вовлечённости и доверия

Именно ментор создаёт атмосферу вовлечённости и доверия, а доверие не бывает односторонним. Это значит, что ментор должен делиться с менти своим личным опытом и так же доверять ему. И конечно, сохранять конфиденциальность информации, полученной от менти во время сессий. Кроме того, для ментора важно умение позитивно мыслить, находить эмоциональный ресурс, чтобы помочь менти пройти сложности его « карьерного взросления».

Поддержание эффективного фокуса

Ментор отвечает за то, чтобы работа с менти не переросла в «дружеские посиделки». Задача ментора — удерживать фокус на цели и в случае отклонений возвращать менторские сессии в нужный формат.

Содействие развитию

У менти могут быть разные препятствия на пути к его развитию — нехватка профессиональных компетенций, неправильный круг общения, неверные или мешающие установки и убеждения. Ментор выявляет эти барьеры и предлагает адекватные способы их решения. Это могут быть самые разные варианты — списки книг, рекомендации курсов, мероприятий, источников информации, обучение конкретному навыку, передача контактов и т. д. Для этого у ментора должны быть ресурсы — опыт, знания, связи.

Кто может стать ментором?

Непосредственный руководитель не может быть ментором, так как в этом случае возникает конфликт ролей. Роль руководителя — оценивать и принимать кадровые решения в отношении подчинённого. Роль ментора — поддерживать и направлять.

Кроме того, между непосредственным руководителем и подчинённым вряд ли может возникнуть атмосфера полного доверия. Да и не всегда руководителю стоит знать обо всём, что происходит в душе сотрудника. А ценность менторинга в том и заключается, чтобы обсудить те вопросы, которые человек не может обсудить в своей обычной рабочей среде.

Кто же подходит на роль ментора? Как правило, это руководитель из другого подразделения, который в чём-то успешен. Этот руководитель должен иметь собственное желание быть ментором и хотеть работать с конкретным протеже. Желательно, чтобы он прошёл обучение навыкам менторинга и самое главное он должен обладать ресурсами, в которых нуждается менти — это опыт, знания, навыки, связи, в конкретной профессиональной или отраслевой области, в которую менти еще только хочет попасть.

Что даёт менторинг организациям?

Эффектов от внедрения менторинга в компании много. Самый мощный — сохранение целостности корпоративной культуры, которую можно передать только от человека к человеку. Менторинг является проводником таких корпоративных ценностей как развитие и доверие.

Менторинг как инструмент используется для целенаправленной подготовки будущих руководителей из числа кадровых резервистов, способствует «взращиванию талантов» и внедрению новых методов работы.

Использование программ менторинга повышает вовлечённость, так как у сотрудников появляется возможность влиять на свою жизнь и карьеру внутри компании. Снижается и уровень стресса в коллективе, поскольку людям есть с кем обсудить свои проблемы. Сотрудник знает, что получит поддержку и понимание от ментора.

Экономический эффект менторинга в том, что он помогает снижать затраты на развитие и обучение персонала, так как в обычной практике компании не оплачивают работу менторов. Менторство — это миссия.

Это далеко не все эффекты, которые можно получить от использования программ менторинга в компаниях. Однако если вы решите внедрять у себя этот инструмент, лучше заранее знать, какие самые популярные ошибки допускают компании на этом пути.

Основные ошибки менторинга

Спуск к наставничеству

Менти смотрит на ментора как на преподавателя и ждёт прямых указаний и инструкций, как ему поступить в конкретном случае. Ментор, в свою очередь, максимально директивен и монологичен. Диалога нет, ментор просто слышит проблему и тут же даёт указания, как её решить. В этом случае менторинг превращается в прямое наставничество.

Болото формализма

Пока в России менторинг пробуют внедрять, в основном, крупные федеральные компании, многие из которых сильно «заболочены» и формализованы. В таких условиях все инновационные неформальные инструменты развития терпят крах из-за формализма. Нормативные документы слишком сложные и длинные. Множество отчётных процедур и документов подменяют собой реальные поддерживающие отношения между ментором и менти.

Страшно и/или непонятно

Проблема может возникнуть как с той, так и с другой стороны. Ментор не знает, о чём разговаривать с менти, боится, стесняется задавать вопросы, не понимает границы своей роли. В итоге встречи проходят впустую. Менти не понимает, с каким запросом можно идти к ментору, боится открыться, стесняется.

Профанация

«Да я и так менторю каждый день», — говорят руководители в компаниях. Любой, кто даёт советы, считает себя ментором. Это происходит, когда в компании нет четких критериев отбора в менторы, нет обучения менторингу и главное — нет оценки качества работы менторов.

Сарафанное эхо

Нарушение конфиденциальности. Информация, полученная во время менторских сессий, «утекает» через сплетни и пересуды в офисных коридорах и курилках. Это частая проблема, характерная для российской культуры. Как с этим бороться? Сразу же исключать из программы нарушителей, пресекая подобные действия на первом этапе, чтобы другим было неповадно и заключать «контракт» на первой встрече ментора и менти, включающий условие соблюдения конфиденциальности.

Манипуляция

Эта ошибка чаще всего проявляется в открытых, доверительных корпоративных культурах, где есть ценность сотрудника и его развития. Менторинг применяется не по назначению. Менти использует работу с ментором и его доверие как способ быстро перескочить пару карьерных ступеней или повлиять на прибавку к зарплате.

Или ещё один вариант, в корпоративных культурах «силы», наоборот, ментор использует информацию, полученную от менти, для оказания влияния на других руководителей.

Это основные ошибки, которые удалось выделить из опыта использования менторинга в российских компаниях. Чтобы повысить шансы на успех, при внедрении этого инструмента необходимо придерживаться определённой технологии, а при оценке эффективности использовать специальные метрики. Кроме того, сама среда в компании должна соответствовать трём ключевым характеристикам:

veshk.ru

Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией

Эффективный подход с вековой историей

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Принципы наставничества в педагогическом коллективе

Система условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, в котором используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).

Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы:

«Я скажу — ты послушай» → «Я покажу — ты попробуй» → «Сделаем вместе» → «Сделай сам — я подскажу» → «Сделай сам и расскажи, что сделал»

На всех этапах важна поддержка наставником и доверительное общение. Конечно, нужно учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый эксперт работает в своей манере: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передает кейсы, а кто-то блестяще организует практику. Специалисты выделяют три модели общения между наставником и подопечными: общение-коррекция, общение-поддержка и общение-снятие психологических барьеров.

Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага:

  1. Назначьте координатора.
  2. Создайте документацию, регламентирующую действия наставников и обучаемых сотрудников: положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д. (да, это новый объем бумажной работы, но без управленческой прозы здесь не обойтись).

Австрийско-российский проект, посвященный наставничеству и реализованный при поддержке межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» — утвердил, что сопровождение молодых учителей должно ориентироваться на их потребности:

  • Введение в школьные будни (передача рабочего места, знакомство с пространством школы).
  • Включение в учительское и ученическое сообщество (все основано на уважительном отношении).
  • Испытание самого себя (самостоятельный выбор методик, первые успехи на уроках).
  • Самореализация себя как учителя (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).

Как выбрать эксперта, который проведет новичков по этим этапам становления? Ориентиром могут послужить следующие качества:

  • Высокий уровень лояльности к организации.
  • Понимание всех внутренних систем работы.
  • Большой профессиональный опыт.
  • Желание быть наставником(!).
  • Готовность инвестировать свое время в развитие коллег.
  • Умение давать обратную связь и конструктивную критику.
  • Способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту.
  • Умение находить общий язык с коллегами.
  • Проявление лидерства.
  • Бесконфликтность.

Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса. 

Материальное поощрение может предусматривать, например, единовременную выплату в размере 10-15% к окладу за каждого подопечного, регулярные выплаты в размере 5% к окладу, ежеквартальные премии. Все это, разумеется, в случае демонстрации подопечным высоких результатов. Вариантов нематериального поощрения — множество: повышение авторитета, должностные повышения, дополнительные отпускные дни и многое другое. В идеале создается такая корпоративная культура, в которой наставничество воспринимается не как обременение, а как почетная миссия.

Сегодня можно часто услышать разговоры не только о наставничестве, но и о менторстве. Разве это не одно и то же? Давайте разберемся.

Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца

Стремление быть первым опустошает и приводит к депрессии. Профессор Шон Эйкор предлагает решение этой проблемы — аккумулировать Большой потенциал (свой и тех, кто рядом). Хвалить других и приходить им на помощь, чтобы вместе достигать больше.

Купить

Что такое менторинг и в чем его отличие

Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее». Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.

Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.

Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.

Отличия менторинга от наставничества:

  • Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
  • Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
  • Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
  • Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.

Как посчитать успешность наставничества

Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • Достижение поставленных целей.
  • Одобрение и позитивный настрой всех участников.
  • Высокие рабочие показатели подопечных.
  • Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
  • Экономическая эффективность.

Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.

Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.

Пополитова Ольга Витальевна

Старший методист центра образовательного менеджмента «Института развития образования» Ярославской области, кандидат педагогических наук, Почетный работник образования Российской Федерации

director.rosuchebnik.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о