Наставник определение – НАСТАВНИК — это… Что такое НАСТАВНИК?

Содержание

это кто? Определение :: SYL.ru

В различных сферах жизни сегодня все чаще употребляется слово «наставник». Оно востребовано в бизнесе, педагогике, религии и других областях. Даже телевидение и шоу-бизнес используют наставничество. Наставник – это учитель, тренер, назидатель? Попробуем разобраться, кто он такой и каковы его функции в разных сферах жизнедеятельности.

Ни тот, ни другой…

Толковые и этимологические словари предлагают самые разнообразные аналоги термина «наставник» — это учитель, руководитель, преподаватель, воспитатель, инструктор, а также вождь, гуру, мэтр, назидатель, нравоучитель, пастырь и др. Все они схожи друг с другом, но различны по сути.

В слове «наставник» отчетливо видны приставка «на» и глагол «ставить», т.е. наставить (к примеру) на путь, по которому дальше ученик пойдет сам. Универсальным свойством наставника во всех сферах признается его высокая квалификация, опыт, многогранность охвата информации, событий или жизненного пространства.

Способы наставничества

Каждая область, где востребован наставник – это среда, где передача опыта и знаний является ключевыми. В научных работах (в частности, И.И. Фаляхова) приводятся четыре способа наставничества:
  1. Наставник-ментор (от др. греч. Μέντωρ — имени персонажа из «Одиссеи» ) воспринимается как руководитель, учитель, а часто и надзиратель. Его задача состоит в точной передаче опыта и знаний без учета возможностей стажера.
  2. Наставник-тьютор (от лат. tutorem – наставник, опекун) опекает младшего, помогает соотнести теоретические знания с практикой.
  3. Наставник-коуч (англ. coach – тренер) нацелен на партнерские отношения и вдохновляющий стажеров на собственные решения поставленных задач.
  4. Наставник-фасилитатор (англ. facilis – легкий, удобный) управляет группой и помогает в создании новых оригинальных решений и идей.

Все виды наставничества предполагают модель «наставник–наставляемый», но разница между результатами их взаимодействия достаточно сильна. Ментор закладывает должное, тьютор пытается перевести теоретические знания в практическое русло, коуч и фасилитатор предлагают на основании своих знаний и опыта построить личное для наставляемого креативное или познавательное пространство. Во всех случаях наставник и наставляемый осуществляют интеллектуальную работу, нацеленную на создание единой информационной среды (например, общего места работы, культурной общности и пр.) для наиболее полной передачи опыта и достижения максимальных результатов.

Деятельность наставника направлена на одного человека, исключение составляет только ментор (отсюда происходит классный наставник в русских гимназиях XIX века).

Ребенок и наставник

Наставник ребенка долгое время осознавался как учитель или воспитатель. Однако ни тот, ни другой не реализуют полностью функции наставника: учитель, передавая знания, не всегда передает опыт, воспитатель, создавая среду и погружая в социальный опыт, не включает в них опыт личный.

Сегодня под словами «наставник ребенка» передается совершенно новая роль взрослого по отношению к ребенку – возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие. Наставник помогает ребенку в жизненном самоопределении – выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада. Такая работа проводится с детьми и подростками, потерявшими родителей и оказавшимися в детских домах. Основная цель работы наставника в этом случае – адаптация в условиях современного мира.

Наставничество развивается и по отношению к несовершеннолетним мамам, которые по разным причинам хотели бы отказаться от своих детей. Роль наставника здесь – помочь молодой маме принять своего ребенка, осознать с ним родственную связь.

Наставники могут осуществлять взаимодействие между родственниками сироты и им самим. Такая помощь необходима тем, кто имеет существенную разницу в возрасте и условиях социального существования (например, бабушка-опекун и внук-подросток).

Наставники в сфере опеки – это подготовленные квалифицированные сотрудники различных фондов и организаций, работающих с детскими домами, приютами и пр.

Учитель или наставник

Учитель или преподаватель еще в советское время воспринимались как наставники. Учитель-наставник как ментор-назидатель был известен и в дореволюционном образовании. Сегодня функции наставника в образовании и педагогике близки с тьюторству и коучингу – возникает стремление сделать взаимодействие между учащимся и учителем более индивидуализированным, создать среду, в которой передавались бы не только знания, но и опыт взаимодействия с социальной средой, профессиональные компетенции.

Аналогичная ситуация возникла в высшем образовании, где все более востребовано тьюторство.

Наставником может быть как опытный квалифицированный педагог, так и начинающий учитель. Это необходимо для совмещения опыта с разработкой новых идей и путей решения образовательных задач. Молодой новый наставник всегда является активным генератором идей и может воплотить их на практике.

Царский и королевский наставник

Наставничество было принято при дворе царских и королевских особ со времен средневековья. Для этой роли ко двору приглашались известные священники, монахи, ученые, деятели культуры и искусства. Королевский наставник не считался придворным, он стоял особняком в системе королевской свиты.

В России царские наставники выполняли роль учителей. В XIX веке для цесаревичей и княжон приглашали несколько наставников, каждый из которых обучал царского отпрыска точным и естественным наукам, языкам, истории, богословию, искусствам. Количество наставников достигало десяти и более человек. Некоторые из них оставляли значительный след в истории и культуре, оказывали существенное влияние на взгляды и деятельность будущего императора. Таковым стал знаменитый наставник Александра II – поэт В.А. Жуковский, который стал не только учителем, но и спутником в путешествиях и советчиком по самым разным вопросам.

К его заслугам относили реформы Александра II, в том числе отмену крепостного права.

Духовник или наставник

Религия немыслима без наставничества. В восточных практиках наставник называется гуру или бодхисатва.

В православной традиции духовный наставник — это духовник. Размышления на тему духовного наставничества можно встретить у разных служителей церкви. Большинство из них сходятся в мнении, что такой наставник – это понимающий и принимающий человек, готовый помочь и поддержать в трудную минуту. Многими духовный наставник осознается как дар, данный свыше и позволяющий познать себя и свой путь к Богу.

Роль духовного наставника считается преемственной, поскольку опыт духовной жизни не возникает только из личного опыта, профессиональной деятельности или совокупности личностных качеств. Основная форма взаимодействия между духовным наставником и восприемником – исповедальное слово.

Место наставничества в современном мире

Независимо от области, наставничество определяется как особая миссия по отношению к наставляемому. Она состоит в передаче совокупности качеств – духовных, интеллектуальных, иногда физических и материальных. Профессионализм и опыт наставника должны дополняться личностными качествами: умением говорить, слушать, желанием взаимодействовать, тактом, правильным целеполаганием, убежденностью в истинности и правильности своего дела.

www.syl.ru

кто это такой, как найти и зачем нужно наставничество

Довольны ли вы своей жизнью? Мечтаете сменить нелюбимую работу? А, может, уже давно размышляете над тем, как вырваться из замкнутого круга? Люди, часто,  просто плывут по течению с одним только желанием – выжить.  Но в один момент понимают, что без посторонней помощи уже не способны выбраться из водоворота современной жизни. И даже если все окружение твердит: «мечтать не вредно», нужно найти человека, способного поделиться  дельным  советом.  Учитель, советчик, наставник – имен у него много, но цель одна: помочь ученику почувствовать себя счастливым.

Кто такой наставник

Наставник — это человек со своей жизненной философией построения счастья. Роль наставника для учеников – помочь ухватить, улучшить свою жизнь, прорваться сквозь вязкость быта для того, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны. Текущий момент – праздничный или торжественный, рутинный или повседневный, слишком краток, чтобы ним пренебрегать.

Упущенные возможности или недооцененные моменты в жизни – именно то, о чем жалеют люди в зрелом возрасте. Но есть и хорошая новость – умению чувствовать жизнь здесь-и-сейчас можно научиться. Причем для этого не обязательно радикально меняться. Небольшие перемены в образе мышления помогут приобрести способность жить в настоящем как тогда, когда все были детьми.

История знает множество наставников, способных вдохновлять даже через сотни лет. Они словно проводники – вбирают опыт учителей, пропускают его через призму собственной философии, опыта, а после – делятся с миром своими умозаключениями. Омар Хайям, Антон Макаренко, Далай Лама XIV и Билл Гейтс – они в свое время были учениками, прежде, чем стать духовными лидерами или наставниками.

Учителя были у обычных мастеров и императоров, а сегодня без упоминания имен наставников не обходится ни одна церемония вручения, будь то премия по журналистике либо диплом окончания колледжа. Писатель и мотивационный оратор Ник Вуйчич написал в своей автобиографии: «В те моменты, когда вы задумываетесь над возможностью реализовать свои планы, положитесь на людей, готовых стать вашими наставниками».

Чем занимаются наставники

Наставники зачастую оцениваются с той точки зрения, насколько их взгляды на пути достижения успеха совпадают с собственными представлениями о нем. Совпадают – правильный наставник. Не совпадают – к его мнению можно не прислушиваться. Это первая ошибка. Чтобы избежать последующих, нужно провести четкую грань между понятиями «я хочу» и «я выбираю».

10 шагов к успеху, когда наставник помогает:

  1. извлечь мечты из воздуха, где они витают, после чего материализовать их в ясные кристально понятные цели;
  2. создать собственную шкалу приоритетов для осознания того, что «хочу» и «делаю» часто не совпадают;
  3. найти собственную мотивацию;
  4. осознать ученику, на что способен, потому что верит в ученика больше, чем он сам;
  5. разобраться со старыми привычками, а параллельно приобрести новые;
  6. сделать первый шаг в соответствии с внутренним выбором, потому что только действие поднимает самооценку и приводит к видимым результатам;
  7. не сдаваться, не принимать позицию жертвы даже в условиях кризиса;
  8.  брать ответственность за свои действия;
  9. получить обратную связь без эмоций или субъективных оценок;
  10. поставить жизнь на паузу для того, чтобы взглянуть на себя со стороны.

Все вышеперечисленные действия направлены на то, чтобы помочь ученику выйти из пресловутой зоны комфорта. Многими она представляется в виде мягкого дивана, лежа на котором человек получает все мыслимые и немыслимые блага просто так. На самом деле зона комфорта – это возможность для человека найти тысячу оправданий собственному ничегонеделанию. Наставник помогает честно поговорить с самим собой для того, чтобы определить выгоды, которые ученик получает в собственной ситуации, пусть даже наполненной видимым дискомфортом.

Наставник – не просто болельщик. Это человек, готовый выслушать и поддержать. Методы, с которыми он работает, могут быть не до конца понятны, но они не позволят сбиться с намеченного пути. С другой стороны – личный пример человека поможет сэкономить время и энергию, чтобы пройти проторенным путем и избежать ошибок. Потому что, в конце концов, наставник помогает ученику стать лучшей версией самого себя.

Как найти наставника

Первые наставники – это родители. На сознательном или бессознательном уровне они передают ребенку свой жизненный сценарий. Школа, институт – в период обучения учителя появляются, будто сами собой, об их влиянии на собственную жизнь люди осознают намного позже. Но с возрастом все видится по-другому.

Взрослый человек уже имеет собственное мнение, а жизнь рассматривает сквозь призму пройденного опыта. Но для того, чтобы только обозначить свой путь, нужно научиться классно подражать своим учителям. Музыканты учатся воссоздавать мелодии популярных групп. Поэты имитируют стиль известных лириков. Программисты мечтают создать собственный GOOGLE. Прежде, чем отправиться на поиски наставника, следует задать самому себе 3 вопроса:

  • В какой сфере жизни я хочу достичь успеха. Во вселенной все взаимосвязано: личные достижение приводят к переменам на работе и наоборот. Но если человек планирует развиваться как профессионал, то должен искать собственного ментора (наставника в среде бизнеса). Для сознательной работы над собой, которую чаще называют саморазвитием, нужен Духовный Учитель.
  • На какой стадии развития я нахожусь. Для того, чтобы попасть в олимпийскую сборную, начинающий спортсмен должен пройти нескольких тренеров. Первый учит бегать трусцой или правильно шнуровать кеды. А к вершинам спортивного олимпа ведет уже другой человек. На разных стадиях развития срабатывает иная философия. Новичку в любой сфере трудно постичь тонкости мастерства человека, находящегося на вершине.
  • Какой мой личный тип мотивации из двух возможных вариантов: стремление к успеху или желание уйти от проблем. Кто-то стремится к здоровью, а кто-то пытается избавиться от болезней. Кто-то хочет больше заработать, а кто-то всю жизнь убегает от нищеты. Метод пресловутого кнута и пряника работает по этому принципу.

Наставник не обязательно должен быть один. Иногда для того, чтобы начать путь собственных изменений, нужно полностью поменять окружение. Первое, что должен сделать человек на пути изменения жизни – найти «свою стаю» единомышленников. Когда человек находит друзей, соратников, которые полностью поддерживают его стремления, изменения происходят сами собой.

Что такое наставничество

Наставничество – это форма индивидуальной поддержки для передачи ученику знаний и навыков от наставника. Это способ «починить» мозги с помощью действенных инструментов. Гарантия успеха – наверное, самый вредный «стоп-сигнал» на старте перемен. Наставничество не предоставляет гарантий. Оно предоставляет возможности для осуществления «прыжка с высокой скалы без парашюта» – по сути шага в неизвестность, но с твердым убеждением в собственном успехе. Цель наставничества – помочь ученику правильно расставить приоритеты, найти то самое «свое дело», для выполнения которого уже не нужна дополнительная мотивация.

Наставничество нечто большее, чем менторство, которое предполагает поддержку только в профессиональной сфере. Этот подход совсем не нов, ведь еще в средние века считалось, что будущий мастер обязательно должен побывать подмастерьем. Сегодня он помогает новичкам освоить необходимые навыки, влиться в коллектив, а также помочь вырасти самим наставникам

Для чего нужно наставничество

Наставничество в классическом понимании не предполагает жестких ограничений или директив. Наставник выступает в роли личного примера. Он помогает не просто вырастить из зеленого новичка специалиста, но со временем подготовить его на должность руководителя.

Такая программа на предприятиях носит общее название «Подготовка кадрового резерва». В периоды быстрого роста компании или при смене места работы гораздо проще найти узкого специалиста, чем сотрудника, знакомого со всеми нюансами внутреннего распорядка организации. Перспективы выгодны также самому сотруднику, ведь служат мотивацией для профессионального роста.

Наставничество бывает коммерческое и формальное.

  • Коммерческое. Партнеры по бизнесу, тренеры по танцам, в спорте, репетиторы или учителя напрямую заинтересованы в успехе своих подопечных. По достижениям учеников судят о мастерстве наставника. Тренер, который сумел привести к олимпийской награде одного спортсмена, сумеет сделать это во второй и в третий раз. Наставник на предприятии, который воспитал специалиста, может получать денежное вознаграждение за квалификацию своего подопечного. Такой вид наставничества более типичен для Североамериканской системы профессионального роста.
  • Формальное. Наставниками могут стать люди, не имеющие материальной выгоды от успехов подопечного. Решающую роль играет не влияние учителя, а его опыт. Обучаемого называют не протеже, а ученик. Модель «развивающего наставничества» популярна в Европейской системе профессионального роста. Без ученика нет учителя. Можно вступить в волонтерскую благотворительную организацию или взять шефство над молодыми сотрудниками. И начать по крупицам собирать «свою команду». Людей, способных не просто дать совет, но и подбодрить. Иногда для этого придется смириться или набраться смелости. К кому обратиться в первую очередь? К близким людям. Это семья, независимо от того, как она относится к профессиональным достижениям. Это старики, накопившие житейскую мудрость и готовые поделиться ею с молодым поколением. Такие отношения наиболее ценны, ведь они строятся годами. Когда человек ощущает себя частью рода – он счастлив.

Жизнь – это серия выборов. Наставник помогает делать выбор осознанно и регулярно. Правильно или нет? Это уже дело личное, ведь у каждого тренера своя технология, собственный набор интерпретаций. Наставничество – это не мифический путь к счастью. Это возможность выбраться из быстрой реки и найти свою собственную дорогу к вершине. Иногда дорога будет вести вниз. Это нормально. Ведь движение вниз – тоже часть путешествия.

 

wikigrowth.ru

наставник — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.наста́вникнаста́вники
Р.наста́вниканаста́вников
Д.наста́вникунаста́вникам
В.наста́вниканаста́вников
Тв.наста́вникомнаста́вниками
Пр.наста́вникенаста́вниках

на-ста́в-ник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -настав-; суффикс: -ник [Тихонов, 1996].

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. руководитель, учитель или воспитатель ◆ Замечательно было то уважение, с которым все посетители обращались к Губареву как наставнику или главе. И. С. Тургенев, «Дым», 1865–1867 г. ◆ У меня ведь, как ни странно, репутация командира волевого и жестокого. Нечто вроде капитана-наставника. Грачевский, «Рейс как рейс»
  2. опытный специалист, мастер, обучающий молодёжь на производстве ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. учитель
  2. педагог
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • Классный наставник — классный воспитатель в дореволюционной школе (гимназии, реальном училище и др.)

Перевод

Список переводов

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.

ru.wiktionary.org

Википедия:Наставничество — Википедия

  • ВП:ОПЕКА
  • ВП:НАСТ

Наставничество, или опека, — соглашение, по которому один участник Википедии становится наставником или опекуном другого. В зависимости от условий соглашения о наставничестве, наставник может давать опекаемому советы и рекомендации по более эффективному и грамотному редактированию статей в Википедии, следить за соблюдением им правил и других норм и обычаев Википедии, помогать в разрешении конфликтов.

В тех случаях, когда наставничество является результатом решения Арбитражного комитета или договорённости с опекаемым, подтверждённой на форуме администраторов, наставник может принимать в отношении него административные решения либо корректировать решения, принятые другими администраторами (если последнее предусмотрено условиями наставничества). Недобровольное наставничество или наставничество по договорённости с опекаемым, подтверждённое на форуме администраторов, может быть альтернативой длительной или бессрочной блокировке. Любой участник, которому грозит такая блокировка, может попросить заменить её на наставничество.

Добровольное наставничество

Иногда один или несколько опытных участников Википедии наставляют новичка, добровольно помогая ему. В некоторых случаях это может быть вызвано трудностями, которые испытывает новичок в общении с другими участниками, в техническом освоении Википедии или в соблюдении правил Википедии. В других случаях опекаемый сам обращается за помощью, чувствуя, что он может получить пользу от наставничества или обучения у более опытных участников. Добровольное наставничество часто является неформальным, когда опытный участник и новичок спонтанно приходят к модели отношений наставника (или учителя) и опекаемого (или ученика).

Добровольное наставничество заканчивается само собой, по мере того как новичок осваивается в Википедии, ознакомляется с её правилами и обычаями и перестаёт нуждаться в наставнике.

Наставничество по договорённости с опекаемым

В ряде случаев заблокированный на длительный срок или бессрочно участник может попросить какого-либо администратора о процедуре наставничества для возвращения к редактированию энциклопедии, либо инициативу снятия блокировки потенциально полезного участника на условиях наставничества может проявить другой участник или администратор (разумеется, если с этим согласится сам заблокированный участник). Обсуждение возможности такого наставничества должно происходить на форуме администраторов. В случае отсутствия консенсуса в обсуждении о возможности и целесообразности снятия блокировки и запуска процедуры наставничества заблокированный участник или проявивший инициативу участник может обратиться с иском в Арбитражный комитет. В случае наличия консенсуса в обсуждении условия наставничества прописываются как итог обсуждения на форуме, и принятое решение доводится до сведения участника на его странице обсуждения. Процедура подобного наставничества длится, пока администратор-наставник не примет решение о бессрочной блокировке (в случае, если наставничество над участником оказалось неэффективным) или о снятии наставничества, если участник зарекомендовал себя добросовестным редактором. Отчёт о любом из этих итогов должен быть опубликован на форуме администраторов и доведён до сведения участника на его странице обсуждения.

Административные меры к участнику, над которым установлено подобное наставничество, могут применяться любым администратором, который ставит наставника в известность о факте блокировки; после разговора с опекаемым наставник имеет право принять решение о снятии чужой блокировки досрочно. В случае злоупотребления снятием блокировки с опекаемого процедура наставничества может быть прекращена по консенсусу после обсуждения на форуме администраторов.

Наставничество по решению Арбитражного комитета

Принудительное наставничество — мера, к которой может прибегнуть Арбитражный комитет в процессе разрешения конфликтов. Эта мера заключается в том, что один или несколько участников Википедии назначаются наставниками другого участника (опекаемого) с правом применять к нему и к его вкладу те или иные административные меры, а также, если это предусмотрено условиями наставничества, с правом корректировать решения других администраторов в отношении опекаемого.

Наставники, как правило, назначаются из числа администраторов. Если назначенный наставник не является администратором, то решения, принятые наставником в отношении опекаемого, приводит в исполнение любой администратор.

Наставники, назначенные решением АК, могут также иметь право изменять (обычно в сторону смягчения) или отменять санкции, наложенные другими администраторами на опекаемого, если такое право предусмотрено решением АК. Условия наставничества, срок его действия и конкретные участники, назначаемые наставниками, оговариваются решением АК в каждом случае отдельно. Условия наставничества могут включать делегирование Арбитражным комитетом права накладывать баны или длительные блокировки на опекаемого участника его наставнику или наставникам. Решение о назначении участнику наставника или наставников и об условиях наставничества доводится до сведения наставляемого участника и назначенных наставников на их страницах обсуждения. В необходимых случаях ссылка на решение публикуется также на форуме администраторов или форуме «Вниманию участников».

Решения, принятые наставниками в отношении опекаемого, а также основания для принятия тех или иных решений, доводятся до сведения опекаемого на его странице обсуждения и публикуются при необходимости на форуме администраторов.

Если одному и тому же участнику решением АК назначены несколько наставников, то ответственные административные решения в отношении опекаемого (такие, как длительные баны или длительные блокировки) принимаются наставниками совместно, на основе консенсуса не менее чем двух третей назначенных наставников. Менее ответственные решения могут быть приняты любым из назначенных наставников.

Принудительное наставничество может быть предложено участнику, систематически и серьёзно нарушающему правила Википедии, в качестве альтернативы более серьёзным мерам, таким, как бан или блокировка. Оно может также быть результатом самого по себе процесса разрешения конфликтов через Арбитражный комитет.

Теоретически назначать наставников тому или иному участнику Википедии могут также Джимбо Уэйлс или Совет попечителей Фонда Викимедиа, но на практике это право использовалось Джимбо только в английской Википедии, а Советом Фонда ещё не использовалось ни разу.

ru.wikipedia.org

наставник — это… Что такое наставник?

  • наставник — См. учитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. наставник воспитатель, учитель, репетитор; назидатель, пестун, инструктор, бодхисатва, пастырь, свами, преподаватель,… …   Словарь синонимов

  • НАСТАВНИК — НАСТАВНИК, наставника, муж. (книжн. устар.). Учитель, руководитель. Мой уважаемый наставник. ❖ Классный наставник (дорев.) преподаватель в среднем учебном заведении, выполнявший работу классного воспитателя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков …   Толковый словарь Ушакова

  • Наставник — см. Учитель (III и IV). см. Детоводитель, наставник …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Наставник — квалифицированный специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • НАСТАВНИК — НАСТАВНИК, а, муж. Учитель и воспитатель, руководитель. Н. сборной команды. Капитанн. (во флоте). Н. молодёжи. Мастерн. | жен. наставница, ы. | прил. наставнический, ая, ое. Н. тон (перен.: наставительный). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… …   Толковый словарь Ожегова

  • НАСТАВНИК — высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с..… …   Экономический словарь

  • наставник —   , а, м. Высок.   Опытный, знающий рабочий или колхозник, помогающий молодежи овладевать профессиональными навыками.   ◘ Наставники не только передают молодежи производственный опыт, профессиональное мастерство, но и воспитывают ее на… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • наставник — а; м. Воспитатель, учитель. Молодёжный н. Н. юношества. Классный н. (в России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище). Н. сборной команды по футболу. Мастер наставник. Капитан наставник (во флоте). ◁ Наставница, ы; ж …   Энциклопедический словарь

  • наставник — а; м. см. тж. наставница Воспитатель, учитель. Молодёжный наста/вник. Наста/вник юношества. Классный наста/вник. (в России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище) Наста/вник сборной команд …   Словарь многих выражений

  • НАСТАВНИК — 1) высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники (молодые педагоги) могут получить совет или поддержку. Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения, составлять различные инструкции… …   Профессиональное образование. Словарь

  • dic.academic.ru

    Наставничество — это… Что такое Наставничество?

    
    Наставничество

       — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации — имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определённым ритуальным правилам и умениям. С разделением труда Н. длительное время существовало в форме профессионального обучения — подмастерья (мастер — ученик). Н. в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162)

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

    Синонимы:
    • Наследственность
    • Настойчивость

    Смотреть что такое «Наставничество» в других словарях:

    • наставничество — шефство Словарь русских синонимов. наставничество сущ., кол во синонимов: 2 • пастырство (1) • …   Словарь синонимов

    • НАСТАВНИЧЕСТВО — НАСТАВНИЧЕСТВО, наставничества, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Звание, занятие наставника. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • НАСТАВНИЧЕСТВО — НАСТАВНИЧЕСТВО. Форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения Н. – это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    • НАСТАВНИЧЕСТВО — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п.; индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих на отдельными молодыми рабочими или их группами Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

    • наставничество —   , а, ср.   Руководство молодыми заводскими, колхозными и т.п. кадрами, осуществляемое опытными рабочими, колхозниками.   ◘ На заводах широко развернулось наставничество. МАС, т. 2, 399. Их уроки наставничества играют важную роль в… …   Толковый словарь языка Совдепии

    • Наставничество — форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • Наставничество — ср. 1. Занятие, положение, деятельность наставника. 2. Пребывание в положении наставника. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • наставничество — наставничество, наставничества, наставничества, наставничеств, наставничеству, наставничествам, наставничество, наставничества, наставничеством, наставничествами, наставничестве, наставничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

    • наставничество — наст авничество, а …   Русский орфографический словарь

    • наставничество — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка


    pedagogical_dictionary.academic.ru

    Кто такой наставник | Блог Trud.com

    В широком понимании наставник – это член коллектива, который содействует карьере других сотрудников (подопечные, как правило, ниже по статусу и владеют меньшим объемом навыков и опыта).

    В узком понимании – это член команды, курирующий новичков; как правило, наставничество действует в первые 3 месяцы после приема на работу.

    От кураторства выигрывают все:

    • Новичок получает возможность мягко и эффективно влиться в рабочий поток (это касается и выполнения функций, и адаптацию в коллективе),
    • Наставник получает особый статус в команде, сам повышает профессиональный уровень – известно, что лучший способ учиться – это учить; в некоторых компаниях эта функция материально вознаграждается;
    • Компания получает систему обучения и развития сотрудников; если ценность наставничества отражена в корпоративной культуре, система поддерживает себя изнутри: помогать другим почетно и приятно, нужен минимум внешних стимулов, чтобы механизм работал эффективно.

    Наставничество в организации как формальный институт

    В отношении новичка выполняются следующие задачи:

    • Ввести в курс дела, рассказать о рабочих задачах,
    • Поставить цели на время испытательного срока,
    • Познакомить с коллективом,
    • Мониторить эффективность выполнения заданий новичком,
    • Корректировать деятельность нового сотрудника, указывать на ошибки,
    • Оценить эффективность специалиста по итогам испытательного срока.

    При формальном подходе, тьютор принимает непосредственное участие в принятии решения о прохождении испытательного срока. При этом заполняется анкета, и подопечный оценивается по ряду критериев.

    Роль наставника

    1. Совместное определение целей на полгода, год,
    2. Встречи с заданной регулярностью (как минимум, два раза в год) для ориентировки в плане эффективности достижения целей, для их коррекции, поиска более результативных методов выполнения задач,
    3. Психологическая поддержка и мотивация подопечных – помощь в решении сложных задач, поиск «окон» для самореализации сотрудника, повышения его вовлеченности в развитие подразделения и компании; поиск возможностей включения специалиста в новые проекты – с пользой для развития сотрудника и проекта,
    4. Участие в повышении квалификации: тьютор помогает специалисту определиться, в каких знаниях и навыках последний нуждается, как включить обучение в более общий контекст профессионального развития.

    В идеале, взаимодействие между наставником и подопечным происходит все время: тьютор держит руку на пульсе, наблюдает, получает и сам дает обратную связь. Конечно, такого рода сотрудничество возможно при высокой степени заинтересованности подопечного.

    Чем мотивировать наставника?

    Материальное вознаграждение на практике используется нечасто, но в теории существует: тьютор получает бонусы в зависимости от эффективности своей работы; ее индикатором являются успехи подопечного. Результат определяется по формальным признакам – KPI.

    Чаще в роли вознаграждения выступают нематериальные мотиваторы. Быть наставником – почетно, поскольку это признание опыта, профессионализма, достижений, доверия. В коллективе лидеры, способные курировать других, пользуются уважением, симпатией.

    Наставничество как неформальная роль

    Роль лидера, обучающего менее опытных коллег, часто складывается стихийно. Новички тянутся к опытному специалисту, обращаются за поддержкой и советом. Если эксперт располагает временем и имеет желание, он утверждается в статусе неформального наставника.

    О материальном вознаграждении в этом случае, конечно, речь не идет, но его отсутствие компенсируется моральным удовлетворением.

    Советы для сотрудников, недавно устроившихся на работу:

    • Если в компании нет формального наставничества или просто традиции «прикреплять» к новичку более опытного коллегу, найдите наставника сами. Это поможет решить ряд проблем, характерных для периода адаптации.
    • Присмотритесь к новым коллегам: кто пользуется авторитетом и в то же время открыт для общения (и имеет на него время)? В первые же дни на новом месте пообщайтесь с этим человеком и попросите о поддержке. Коллега может помочь вам освоиться в коллективе; подскажет, где искать ответы на вопросы; познакомит с традициями, сложившимися в команде.
    • В конце испытательного срока поблагодарите тьютора и оказывайте ему содействие в решении его задач в дальнейшем, если останетесь в этой организации.

    Кому подходит роль наставника

    Не каждый профи, отлично знающий свою предметную область, способен стать хорошим наставником. Для этого нужно чуть больше, чем профессионализм. А именно:

    • Желание учить и оказывать поддержку. Шефство – роль трудоемкая и хлопотная. К тому же – обязывающая. Взяв на себя эти функции, от них нельзя отказаться только потому что не стало хватать времени или с подопечным не складываются дружеские отношения. Нужно обладать высокой степенью эмпатии (сопереживания), высоким эмоциональным интеллектом и дисциплиной, чтобы целенаправленно работать на результат вместе с обучаемым.
    • Способность объяснять, делиться опытом. Можно уметь, но не быть способным донести опыт, выводы в доступной и систематизированной форме. С другой стороны, при желании этому можно научиться.
    • Лояльность в отношении компании. Лидер не просто обучает новичков, но способствует их погружению в корпоративную культуру. Это возможно только при условии, что сам обучающий ценности этой культуры разделяет.
    • Умение выражать критику конструктивно. Настоящий наставник мотивирует критическими замечаниями, а не выбивает почву из-под ног.
    • Системное понимание работы подразделения и организации в целом. Тьютор потому и ценен для новых и менее опытных коллег – потому что он видит общую картину, любую ситуацию оценивает комплексно.

    Новые виды наставничества

    «Новые» – поскольку эти системы действительно молоды (в отличие, допустим, от традиции наставничества в СССР, благодаря которой многие из нас знакомы с понятием в принципе, хотя бы по советским фильмам, если не на собственном опыте). Для некоторых из них еще нет устоявшегося перевода на русский язык (системы разработаны и внедряются в англоязычных странах).

    Buddying

    Buddy – приятель, товарищ. От классического понимания шефства система отличается принципом равенства. Нет статусов выше и ниже. Есть два полноправных участника процесса формирования зрелого специалиста.

    Тьютора в данном случае уместно назвать напарником. Он посвящает новичка в тонкости рабочего процесса, знакомит с коллегами и корпоративными традициями, поддерживает в случае неудачи.

    Особенность системы в том, что она строит отношения на «неформальной» основе, поэтому требуется высокий уровень заинтересованности и сознательности с обеих сторон. Так, требуется планирование активностей, постановка целей и сверка целей с результатами; необходима дисциплина, объективная оценка со стороны тьютора, готовность работать над собой со стороны подшефного.

    Shadowing

    Shadow – тень.

    Здесь подшефный наблюдает за деятельностью наставника. Стажер сопровождает куратора в течение дня, изучает задачи и методы работы, подмечает зоны риска, обращает внимание на источники информации, знакомится с традициями.

    Наблюдение становится методом наставничества, когда появляется обратная связь. Куратор интересуется на регулярной основе: что нового узнал подопечный, какие выводы сделал; стажеру не запрещается оценивать мнение наставника – порой это полезно и тому, кто учит.

    Обратное наставничество

    Звучит непривычно, но имеет смысл. У новичка – свежий взгляд на задачи и методы их решения, так что он может поделиться рекомендациями со старожилами. Этот вид взаимодействия полезен и с другой точки зрения. Молодежь, в среднем, имеет более экспертное мнение в сфере технологий по сравнению со зрелыми специалистами, так что умудренный опытом профессионал легко находит, чему поучиться у стажера, вчера сошедшего со студенческой скамьи.

    Secondment

    Secondment – командировка.

    Сотрудника «прикомандировывают» к другому подразделению с целью обучения, получения нового опыта. Перемещение может быть внутренним – в пределах одной компании. Внешняя «командировка» – когда специалист отправляется набираться опыта в другую организацию.

    Предполагается, что подобное обогащение повышает эффективность сотрудника, расширяет его кругозор; с другой стороны, и между компаниями устанавливаются взаимовыгодные отношения обмена опытом.

    Кто такой наставник was last modified: Апрель 20th, 2018 by Елена Набатчикова

    Комментарии

    comments

    blog.trud.com

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *