Незакрытые гештальты: что это такое простыми словами, как закрыть гештальт

Содержание

Незакрытый гештальт — что это такое, незавершенный гештальт: как выявить и каков эффект

Как часто в жизни каждого человека возникают ситуации, когда в вроде всё хорошо, замечательно и превосходно, но нет – что-то гложет, какие-то глупые обиды, неправильные события, и вообще что-то странное происходит? Этому может быть вполне простая для психотерапевтов, но не очень понятная для обывателей причина – существующий незакрытый гештальт. Что это такое, зачем он открылся и как его закрыть рассмотрим в этой статье.

Что такое незакрытый гештальт?

Незакрытый гештальт – это своеобразные цепи, которые притягивают к определённому месту, событию или человеку. Если говорить проще, то, например, покупаете вы килограмм пирожных, вам хочется их безумно. Приходите домой, каждое из пирожных надкусываете и наедаетесь. А потом ходите, осознаёте, что у вас целый пакет надкусанных пирожных, а вам их не хочется. Но они надкусанные. Поэтому их надо доесть. Но не хочется. Вот эта ситуация изображает наглядно пример про незакрытый гештальт.

Иными словами – любое неоконченное событие, незавершённое действие или что-то, что окончилось не так, как предполагалось или хотелось – всё это является незавершённым гештальтом.

Почему это плохо? Представим комичный пример: вы кушали и недоели, скажем, макароны с сосиской. И вот вы идёте по улице, работаете, живёте своей жизнью, а за вами неотступно следуют эти недоеденные макароны с сосиской. Звучит забавно, не так ли?

А если вместо макарон представить неудачные отношения, незавершённый проект по работе, недошитую кофточку или ещё что-то? Уже начинает становиться похоже на фильм ужасов. Но самое плохое, что, по сути, так оно и есть – всё это преследует вас, пусть незримо, но с тем же ощущением ужаса и безысходности. Именно поэтому наличие незакрытого гештальта является серьёзной проблемой.

Как выявить

«Ну, это уж точно не про меня!» подумает каждый второй и окажется неправ. Потому что данная проблема достаточно острая, и, к сожалению, практически каждый человек обладает одним или несколькими гештальтами.

Как выявить у себя незавершённый гештальт? Подумайте, что именно случается в вашей жизни такого, что завладевает максимумом вашего внимания? Что случается с завидной регулярностью, и что вы не можете контролировать? Как часто события развиваются по одному и тому же сценарию?

Если вы смогли хотя бы примерно выявить некоторые закономерности, или отчётливо видите одну и ту же ситуацию, которая не отпускает из своих объятий – вы нашли его, свой незавершённый гештальт.

Следующим шагом является осознание его причин. Впрочем, если вы дочитали до этого момента, значит, это не станет слишком большой сложностью. Незавершённый гештальт ещё характеризуется тем, что всё ваше внимание направлено на него, или он приковывает к себе много сил и времени, даже если вы этого практически не осознаёте.

Эффект незавершённого гештальта

Незавершённый гештальт обладает неприятным эффектом – вы, во что бы то ни стало, хотите его завершить. Это происходит из-за особенности нашей психики – она не терпит дел с «открытым концом», то есть любого эффекта незавершённости. Так, скажем, если ваше расставание с любимым человеком вышло скомканным и неконкретным (он просто внезапно отдалился или исчез без объяснения причин), то всеми способами захотите узнать причину такого происшествия – вы будете настойчиво искать с ним встречи, чтобы спросить «ну почему?». Или будете искать причины в себе, мол, от хороших вот так не уходят. Или заведёте новые отношения, и в них будете пытаться найти ответ, как от вас можно было вот так вот уйти. И если будете усердствовать, то и новый любимый человек тоже уйдёт, что утвердит вас в состоянии не завершённого гештальта. И всё, крах.

То же самое, если взять, например, работу – вы выполняете долгосрочный проект, или только его часть, и до тех пор, пока этот проект не завершится, вы нет-нет, да и возвращаетесь к нему в мыслях. При этом продуктивность по отношению ко всей остальной работе падает.

Если говорить просто, то эффект от любых не завершённых проблем крайне негативен – они привязывают вас к минувшему, к прошлому, которое давно пора было забыть, ведь это не даёт вам двигаться дальше. То есть, грубо говоря, вы просто застреваете в болоте, из которого не хотите выбраться, или даже если хотите, но трясина плотно держит ноги. И вот вы думаете, как прекрасно гулять по той полянке неподалёку, но это всё не для вас, ведь у вас же трясина. Ну, или вы пробуете гулять, только вот всё равно в трясине, а не на полянке.

Как завершить гештальт

И вот возникает логичный вопрос – как закрыть этот гештальт? Как выбраться из трясины, избавиться от оков, вообще прекратив думать о минувшем? Для этого, во-первых, нужно сконцентрироваться на нынешнем. А во-вторых, отпустить прошлое. Лучшим помощником в данном действии станет гештальт-терапия, но можно попробовать справиться и собственными силами. Рассмотрим несколько методов самостоятельной проработки.

Осознайте собственные незавершённые гештальты

Прочувствуйте свои эмоции и чувства: с чем они связаны, откуда появились, почему вам плохо. Лучше, если вы будете всё это записывать, ведь именно так можно увидеть всю картину как бы со стороны. Затем подумайте, почему у вас именно такая реакция на эти события.

Поймите, что именно в ваших силах в этих ситуациях, а что при всём желании от вас не зависит. Чётко разграничьте эти сферы.

Подумайте, всё ли вы сделали, что было в ваших силах? Если да, то постарайтесь принять эту мысль – было сделано всё от вас зависящее. Это больше от вас не зависит. Если нет – то вы хотя бы видите, что ещё можете что-то добить в этой ситуации.

Сместите своё внимание

Чаще всего незавершённые гештальты возникают там, где вы заведомо концентрируетесь на том, на что влиять не можете. Это значит, что вы не можете влиять на чувства и желания других людей, на их сознательность и прочее. Именно из-за того, что вы фокусируетесь на идеальной картинке, где другой человек, сформировавшаяся личность, действует именно так, как представили себе ВЫ, и возникают подобные сложные ситуации, сковывающие, тянущие на дно.

Если вы понимаете, что это именно то, что у вас происходит, то смещайте свой фокус внимания на то, что под силу вам. Не «он меня полюбит, и мы будем счастливы до гробовой доски», а «я попробую ему понравиться, возможно, он заинтересуется». И больше так не делайте.

Завершить имеющиеся психологические проблемы можно также следующими способами:

  • Вернуться к старым действиям, завершив начатое,
  • Если в настоящем происходит схожая ситуация – постарайтесь на этот раз прийти к результату,
  • Разыграть ситуацию, после чего завершить ее в «игровой» форме,
  • Закрыть гештальт в воображении – постараться представить, как оно могло бы быть,
  • Научиться принимать всё происходящее как данность, которая должна происходить именно таким образом и никак иначе.

В любом случае, какой метод для закрытия гештальтов не был бы выбран, помните: избавление от них является крайне важным действием, которое поспособствует изменению всей вашей жизни. Закрытие даже одной единственной проблемы способно подтолкнуть вашу жизнь к различным событиям, которые сделают вас если даже и не счастливыми, то хотя бы гораздо более радостными, целостными и осознанными.

Помните: чтобы воздушный шар летел – ему необходимо избавиться от балласта!

Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?

Вы подозреваете, что ваш партнёр вас обманывает? Пройдите тест и узнайте, может ли вас водить за нос ваша вторая половина.

Гештальт. Чем опасны незавершенные дела — Колесо жизни

Начало весны — это лучшее время для приведения в порядок не только своей фигуры, квартиры, физического здоровья, но и для поиска внутреннего баланса. За зиму, возможно и дольше, человек накапливает в себе негативную энергию, ненужные мысли и неудовлетворенные желания, которые могут привести к сильным разрушительным последствиям.

Незавершенный гештальт — это невидимая цепь, что приковывает нас к жизненным ситуациям, в которых мы не смогли однозначно поставить точку. Люди, места, сценарии и эпизоды из жизни, что постоянно с нами повторяются и не отпускают.

Распространённые гештальты:

— невыясненные отношения. На непонятной ноте у человека закончились серьезные отношения и он не успел выразить свои эмоции, чувства.

— нереализованные желания.

— недосказанное мысли из-за застенчивости или страха быть непринятым в обществе.

— родители, у которых есть незавершенные гештальты перекладывают их на своих детей. Заставляют их выбирать и заниматься тем, в чем они сами не достигли больших успехов. Тем самым, воплощая собственные мечты и реализовываясь используя своих детей.

— незавершенная работа, откладывание дел.

Екатерина, 26 лет:

«Когда пришло время поступать в ВУЗ, мои родители учителя настояли на пединституте. Говорили, что смогут помочь с трудоустройством и это, по их мнению, стабильный вариант. Но я мечтала стать WEB-дизайнером. Это нереализованное желание мучило меня все 5 лет, пока я училась на преподавателя украинского языка и литературы. Поработав 3 месяца по специальности, я сказала родителям, что школа это не мое и пошла учиться на того, кем действительно хотела быть. Сейчас я работаю в студии web-дизайна. Зарабатываю гораздо больше ставки учителя, а главное — занимаюсь тем, что мне действительно нравится и хорошо получается.»

Андрей, 35 лет:

«Еще в студенческие годы мы с женой мечтали о путешествии на Кубу. После выпуска на первом месте была карьера, не было времени, а потом родились дети. В общем, всегда находилось на что потратить деньги, но мечта о Кубе еще жила. Одна знакомая посоветовала жене завести конверт, куда хотя бы по 50 грн можно откладывать на свои мечты. Сначала мы подумали, что это бредовая идея, но со временем в конверте набралась достаточная сумма, дети подросли и мы таки отправились в путешествие».

Наталья, 38 лет:

«Мы с мужем купили квартиру. Сначала все было хорошо. Но мы как-то откладывали с завершением ремонта и не понимали почему нет ни сил, ни вдохновения его доделывать. Со временем стали замечать, что покупка квартиры была неудачной. Неудобный район с плохой инфраструктурой (ребенку было далеко ехать в школу, поскольку местная переполнена), проблемы с сантехникой и электроэнергией, потому что качество новостройки оказалась далеко не самым лучшим. В итоге, наша проблема с «вечным ремонтом» стала нам на руку. Мы решили ничего не доделывать, а просто продать квартиру и переехать.»

История о том, как незавершенный гештальт оказался даже полезным. И такое тоже иногда бывает. Но, в основном, накопленные незавершенные гештальты создают массу негативных последствий.

В чем опасность?

Человек, который накапливает незавершенные гештальты концентрирует внутри себя большое чувство неудовлетворенности (не сказал, не доделал, не прожил какой-то момент до конца). Одним словом — не завершил отдельный процесс своей жизни. Это приводит к постоянному возвращению человека к определенной ситуации, к потере энергии и ресурсов. Вы переживаете и прокручиваете эту ситуацию снова, и снова, навязываете своим близким чужие роли.

Симптомами незавершенного гештальта является снижение работоспособности, постоянное напряжения, необоснованное чувство тревоги, раздражение, психологический дискомфорт, бессонница. Более серьезные последствия: глубокое чувство неудовлетворенности жизнью, неврозы, хронический стресс, депрессия, соматические болезни.

Как избавиться:

1. Выражение чувств

Выразить эмоции и свои мысли другому человеку, который может вас поддержать.

2. Моделирование

Разыграть сценку «на тему». Пофантазировать, как жизненная ситуация, что вас тревожит, могла бы завершиться. Мысленно ее проживите и поставьте точку. В качестве помощника возьмите человека, которому доверяете, родных, друзей.

3. Перенос

Обращаясь к параллельным ситуациям в настоящем. В похожих жизненных ситуациях иногда можно найти ключ к развязке старых проблем.

4. Внимание

Обращайте внимание на всплывающие образы, которые относятся к незакрытым ситуациям. Вытащите на уровень сознания действия, воспоминания и другие детали. Таким образом, обработанная вами информация поможет завершить процесс.

5. Примирение с ситуацией

Прекратить борьбу с самим собой. То есть принять вещи такими, какими они есть.

Как не накапливать незавершённые гештальты

— Всегда завершайте свои дела и работу, за которую беретесь.

— Не бойтесь реализовывать свои желания и стремления. Даже если кто-то говорит, что они невозможны и у вас ничего не получится.

— Выражайте свои мысли и то, что хотите сказать, чтобы не оставлять внутри себя неприятные ощущения. Ваша мысль, которую вы проглотили из-за вежливости может отрицательного сказаться на внутреннем состоянии. Если некоторые мысли нельзя озвучить, есть вариант разыграть ситуацию с человеком, которому вы доверяете.

Оберегайте свой внутренний баланс!

Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!

Что такое «незакрытый гештальт» и что сделать, чтобы наконец его закрыть и начать жить счастливо

АЛИНА БУГРИМ АЛИНА БУГРИМ

Психолог

Гештальт-терапевт

На чем строится гештальт-терапия

Мы приходим в этот мир для того, чтобы вести интересную, творческую, радостную жизнь. Каждый день узнавать себя все лучше и лучше. Строить отношения с другими людьми, которые приносят удовольствие и удовлетворение. На этом убеждении строится идея гештальт-терапии. Но часто случается так, что в детстве или в любом другом возрасте мы сталкиваемся со стрессовой ситуацией, которая может влиять на нашу последующую жизнь: на принятие будущих решений и на наше внутреннее состояние в целом.

АЛИНА БУГРИМ

Что такое незакрытый гештальт?

Объясню на примере с любимыми сериалами. Вы вдруг поняли, что сезон закончился, а следующий выйдет только через год. Первые несколько дней вы переживаете на эту тему, все время возвращаетесь к неожиданной концовке в последней серии и анализируете ее, но потом отвлекаетесь на другие дела, договариваетесь с собой, чтобы избежать психологической травмы.

Конечно, это шуточное объяснение. Но через него легко провести некоторые параллели. Так, в жизни чаще всего мы не закрываем гештальты. Например, в отношениях мы не разобрались с какой-то ситуацией, не смогли получить желаемое — и то и дело мыслями возвращаемся туда: «Надо было сделать иначе, зря не сказала это». Незакрытым гештальтом можно назвать любое событие из прошлого, которое не получило разрядки, завершения.

АЛИНА БУГРИМ

​Чем опасен незакрытый гештальт

Основной критерий незакрытого гештальта — это эмоциональная вовлеченность. Такие гештальты тянутся из прошлого и чаще всего не осознаются нами, но отнимают энергию, наши ресурсы, заставляют нас тревожиться. Очень важно понимать и завершать подобные ситуации, чтобы ничто не омрачало вашу реальность, чтобы вам хватало сил на важные аспекты вашей жизни.

Мы можем закрывать некоторые гештальты самостоятельно. Например, исполнить наши детские мечты. Также существует множество гештальт-техник, которые помогают увидеть наши бессознательные потребности, желания, страхи. Понять, как мы строим свою жизнь, какую роль в ней занимаем.

АЛИНА БУГРИМ

Действенные упражнения

  • Волшебный предмет. Это упражнение можно выполнять каждый раз, когда вы пытаетесь разобраться в своем состоянии, когда повышается тревога или накрывает апатия. Обязательно записывайте, перенося мысли на бумагу или в заметках телефона — вам будет легче и вы сможете заметить больше.

Осмотритесь по сторонам и выберете любой предмет, который цепляет ваш взгляд — неважно, какой именно. Постарайтесь выбрать быстро, не включайте логику. Затем от имени этого предмета придумайте историю. Пишите все, что приходит в голову, не контролируйте свои мысли и не оценивайте — пусть даже история получается очень странной. Например, вопросы для составления истории могут быть такими: Как выглядит этот предмет? Как он себя чувствует, как ему живется: интересно, легко, сложно, одиноко. Как проходит его жизнь? Доволен он ею или недоволен? Кто его окружает? Чего он боится? Какие у него самые большие опасения, тревоги, страхи? Что он любит или не любит? Чего он хочет? Что является для него по‑настоящему ценным, необходимым? (здесь постарайтесь написать минимум 3−5 пунктов).

Вы удивитесь, но на самом деле этот предмет олицетворяет вас самих на данном этапе времени. Поэтому важно будет проговорить все, что вы запишете, вслух. Подумайте, насколько сильно это перекликается с вашей жизнью и как это соответствует вашим жизненным обстоятельствам. Возможно, вы обнаружите что-то новое про себя. Если вам на первый взгляд кажется, что совпадений нет, — спросите себя, действительно ли это так. Часто именно здесь скрывается что-то важное и неосознанное, на что мы не всегда хотим смотреть.

АЛИНА БУГРИМ
  • Техника пустого стула. Представьте, что на пустом стуле рядом с вами сидит какой-то важный человек, который вас беспокоит. Начните с ним разговаривать вслух, выскажите ему все ваши претензии. Вы можете мысленно посадить и самого себя на этот стул и поговорить — отстраненность помогает увидеть со стороны многие вещи. А еще это место может занять какой-то ваш симптом. Например, надоедливый лишний вес. В ходе диалога с этим «другим» появляется очень много вопросов и важных ответов, которые помогают понять, почему так произошло, зачем нужна эта ситуация или от чего спасает этот симптом. Но самое главное, этот диалог дает возможность прожить ситуацию и завершить гештальт.

В процессе выполнения этого упражнения обращайте внимание на все ощущения: какие эмоции поднимаются внутри вас, как меняется голос, где вы запинаетесь, меняете позу, напрягаетесь, чувствуется жар или холод и т. д. Все имеет значение, тело всегда подсказывает нам верный путь.

Конечно, в случаях, где была сложная травма (недолюбили, не признавали, не было близости, часто отвергали и так далее) закрыть гештальты самостоятельно будет непросто, поэтому стоит воспользоваться помощью специалистов. Терапевт может направлять вас, задавать важные вопросы, акцентировать на чем-то внимание. Но на начальном этапе вы можете помочь себе и сами.

АЛИНА БУГРИМ

Незакрытый гештальт: выйти из «мышеловки»

Незакрытый гештальт — эту интригующую фразу употребляют, рассказывая об отношениях, причиняющих боль, но не выпускающих из ловушки. Незавершенный гештальт — это и личные отношения, завершенные без объяснения причины, и увольнение с работы, на которой человек «выкладывался» по полной программе. И страх заниматься творческим проектом, потому что «не получится», «не оценят», «сделаю недостаточно хорошо».

Незакрытый гештальт в действии

К состоянию невроза или отчаяния человека обычно подталкивает серьезный провал или страх потерпеть поражение. Каждый из нас хотя бы раз оказывался в роли отвергнутого и непонятого, но кто-то наступил страху на горло и продолжил путь, а кто-то выбрал бездействие. Кстати, большинство людей, которых мучают незакрытые гештальты, убеждают окружающих, что у них все в порядке. Ведь неосторожный чужой взгляд в душу, необдуманная фраза или действие причиняют боль.

Незакрытый гештальт — это и та самая пресловутая лень и усталость, которые порой мешают нам взяться за интересный, но трудоемкий проект. Скорее всего, нам было бы не лень, если бы мы не переживали однажды нанесенную обиду снова и снова, если бы не боялись, что нас вновь не поймут.

Как понять, что в вашей психике поселился этот нежеланный гость? Если какая-то тема, проблема или ситуация вызывают у вас ощущение тревоги, беспричинной паники или боли, скорее всего, это и есть гештальт, нуждающийся в завершении.

— Я уже год не могу доделать портфолио, причем каждая работа практически готова. Но у меня не хватает сил завершить их. Кажется, через некоторое время я получу больше навыков и смогу сделать портфолио более выигрышным, — делится со мной знакомый дизайнер. Когда-то его проекты использовали в своих целях, а его обвинили в непрофессионализме и нагло воспользовались чужим творчеством, не заплатив за проделанную работу. Теперь дизайнер воспринимает быстро завершенную работу как источник болезненных ощущений. А когда он видит плохо нарисованные композиции, то испытывает что-то сродни боли и задает вопрос, почему бездарные люди заняли первые места в нашем мире.

— Почему я прекратил писать статьи? Однажды я отправил свои материалы в известный журнал, и мне ответили, что они не годятся ни на что. А через некоторое время я обнаружил их в том самом журнале, только подписаны они были чужими именами, — рассказывает следующий собеседник. С того момента прошло несколько лет, а человек до сих пор испытывает неприятное жжение внутри, лишь при виде газеты или журнала.

— Я больше не хочу отношений, с тех пор, как человек, которого я любила, исчез из моей жизни, лишь периодически напоминая о себе, — рассказывает еще одна собеседница. С тех пор, как это произошло, она считает отношения тождественными боли и попросту не верит, что кто-то может поступить с ней по-другому.

Как закрыть гештальт? Осознайте, что большинство ваших страхов иллюзорны, они никогда не осуществятся. И то, что ваш знакомый потерпел крах, пытаясь открыть галерею, совсем не означает, что то же самое не получится у вас. Разберитесь, какие именно обиды управляют вами, представьте, что это — лишь сгусток эмоций, которому вы однажды позволили влиять на вашу жизнь. Иногда осознание того, что мы боимся чего-то нереального, позволяет посмеяться над собой и взяться за дело. Тот, кто, с нашей точки зрения, счастлив, скорее всего, много раз терпел поражение, но продолжал поиск выхода. За что однажды и был вознагражден.

Незакрытый гештальт и жизненные сценарии

Часто люди с незавершенным гештальтом пытаются реализовать свои мечты, помогая другим. Так родители, у которых не получилось стать теми, кем они желали, толкают детей на эту стезю, даже если дети видят себя в другой профессии. Другой пример — родители, потерпев крах в какой-либо сфере, предостерегают детей: «Не летай слишком высоко, будет больно падать». И эти дети, мечтавшие стать художниками, писателями, актерами, выбирают технические специальности, а потом всю жизнь с сожалением вспоминают детские мечты.

Чтобы понять, что представляет из себя незакрытый гештальт, обратимся к детской психологии. Ведь все страхи родом из детства. Ребенок стремится познавать этот мир с точки зрения формального знания и с позиции эмоции. Если родители заставляют ребенка смотреть лишь на рациональную сторону вещей, страдает душевное здоровье. Сюда относится работа на результат, учеба не ради интереса, а «за хорошие оценки», музыкальная школа — «потому что так нужно», даже если ребенок хочет учиться живописи и многое другое.

Чрезмерное внимание к достижениям лишает ребят детства, такие дети не умеют наслаждаться творчеством, живут от победы к победе. В конечном итоге, несколько поражений заставляют их отложить любимые занятия на дальнюю полку. Знакомая ситуация? Как утверждают представители гештальт-психологии, когда ребенок не получает должного эмоционального отклика на свое творчество, он считает, что проблема кроется в нем, а не в родителях. Впоследствии такие дети превращаются во взрослых, склонных к самокопанию. В каждых разрушенных отношениях они задают вопрос, что они сделали не так, и буквально «тонут» в собственных мыслях, вместо того, чтобы спросить себя, какое поведение в будущем позволит избежать разрыва. А добиваться успеха им мешает «лень», которая, на самом деле, является неверием в себя, помноженным на мысли «Кому это нужно?», «Ничего не получится».

Драматический треугольник Карпмана

По словам немецкого врача-психиатра Фрица Перлза, незакрытый гештальт заставляет «жертву» вновь и вновь возвращаться к своему мучителю, в надежде получить немного внимания. Так появляется состояние, близкое к неврозу, когда одного мучает навязчивая идея, а другой поддерживает процесс «горения».

Такое поведение вписывается в теорию треугольника Карпмана, согласно которой люди, находящиеся в состоянии конфликта — с собой или с другими, — выбирают одну из трех жизненных ролей: Спасателя, Жертвы и Преследователя. При этом Спасатель, на самом деле, не дает выхода, а лишь поддерживает иллюзию спасению, Жертва вовсе не так несчастна, как это показывает, а Преследователь не настолько вовлечен в агрессию, чтобы преследовать других. В конкретной роли человек задерживается не долго, по прошествии некоторого времени каждый из «героев» перемещается по треугольнику. Жертва надевает маску Спасателя и идет помогать другим в ущерб себе, Преследователь «вспоминает» о том, что на путь зла его толкнули собственные душевные травмы, и занимает положение Жертвы. А Спасатель разочаровывается в бескорыстности, озлобляется на весь мир и становится Преследователем.

Чтобы выйти из проигрышной жизненной модели, подумайте, какое именно поведение вызывает агрессию или равнодушие окружающих. Иногда достаточно изменить несколько привычек, чтобы начало меняться окружение.

Как закрыть гештальт?

Невозможно жить с ощущением настежь распахнутого гештальта, хотя бы раз не побывав в позиции Жертвы. Представьте, что ваша жизнь — это красивый дом, но в нем по каким-то причинам выбиты окна. Не вставляя новые стекла, вы рискуете заболеть, а значит, гештальты надо закрывать постепенно, начиная с того, который лежит на поверхности.

Возможно, сначала вы бросили танцы после злобного комментария в ваш адрес, а теперь отказываете себе даже в приготовлении любимого блюда. Люди с незакрытыми гештальтами часто стремятся «отыграться» на других — отсюда требование повышенного внимания к собственной персоне. Если вы чувствуете, что когда-то недополучили любви или внимания, попробуйте дать их себе сами. Вспомните, когда вы в последний раз занимались любимыми делами. Большинство из них просты — это может быть прогулка с фотоаппаратом, поход на каток, мастер-класс по танцам, занятия йогой, медитация  и многие другие простые радости, в которых мы часто себе отказываем. И не забывайте, что и счастье, и несчастье дарит нам не окружающий мир, а наше отношение к происходящим событиям.

Ася Шкуро

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Ключевые концепции гештальт-терапии для негештальт-терапевтов

Несколько лет назад я был на приеме у преподавателя, которого мы недавно наняли на нашу кафедру. Она только что получила докторскую степень, и это будет ее первая академическая работа. Она прошла обучение на Среднем Западе по программе, известной своим упором на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). В беседе один на один она поинтересовалась моей теоретической ориентацией. Я сказал, что я гештальт-терапевт.Она сделала паузу, выглядела немного смущенной, затем сказала: «Гештальт-терапия? В самом деле! Я не думал, что кто-то больше так поступает ».

Нелегко быть гештальт-терапевтом, особенно когда вы преподаете и руководите докторской программой по психологии в США. Иногда я встречаю людей, вроде моего бывшего коллеги по факультету, которые считают, что гештальт-терапия исчезла. Чаще я встречаю людей, которые имеют устаревшее и несбалансированное представление о том, что такое (или был) гештальт. Фрицу Перлзу, соучредителю гештальт-терапии, можно приписать эту неточную картину, которую было трудно перекалибровать через 47 лет после его смерти.

Когда я выступал на эту тему на конференции Американской ассоциации консультантов в Монреале в 2016 году, я начал с упражнения «свободные ассоциации»: «Я говорю гештальт-терапию, вы говорите…?» Как и ожидалось, я услышал горячее место , здесь и сейчас , пустое кресло , техник и молитву Perls . Мне также было приятно услышать теории поля , диалог и ориентированный на процессы .

Одно распространенное заблуждение состоит в том, что гештальт-терапия — это набор техник, которые может использовать любой терапевт, независимо от ориентации.Фактически, такая техника, как предоставление клиенту представления, а затем обращения к другому человеку на пустом стуле, может быть использована любым терапевтом, , но это вмешательство , а не гештальт-терапия . Как и при любом подходе к консультированию, достижение даже элементарного уровня компетентности гештальт-терапевта требует многих лет обучения и подготовки.

Другое заблуждение заключается в том, что гештальт-терапию можно сочетать с другими направлениями консультирования. Много лет назад я посетил однодневный семинар, проводимый Арнольдом Лазарусом, «основателем» мультимодальной терапии.Ближе к концу утреннего сеанса он объявил, что собирается показать видео, в котором продемонстрирует, как он может сочетать гештальт-терапию со своим подходом. В видео он провел клиента через упражнение «два стула» (в котором клиент двигается вперед и назад между стульями, «стоящими лицом», разыгрывая диалог с двумя конфликтующими частями себя). Я подошел к нему во время обеденного перерыва и уважительно предположил, что он не занимается гештальт-терапией. Я спросил, не сделает ли он уточняющий комментарий на дневном заседании.Мое предложение и просьба не были приняты, мягко говоря, хорошо.

Сказав это, есть ли аспекты гештальт-терапии, которые могут быть включены консультантами, которые не имеют хорошей подготовки и не имеют оснований для этого подхода? Я считаю, что есть, и в оставшейся части этой статьи я обрисую некоторые из этих концепций.

1) Контекст, контекст, контекст. В нашем все более многокультурном обществе важность учета контекста становится все более очевидной, независимо от теоретической ориентации.Гештальт-терапия приняла (от Курта Левина) концепцию «поля» как одну из основных философских оснований. В гештальт-терапии человек всегда рассматривается в контексте прошлых и настоящих полевых условий или окружающей среды. Представление о наших клиентах как о находящихся под их влиянием и влияющих на их различную среду является отправной точкой любых терапевтических отношений.

Одно из ошибочных представлений о гештальт-терапевтах состоит в том, что нас не интересует прошлое.Фактически, обычно проводится тщательный анамнез, чтобы мы могли найти ключевые части маршрута, который привел клиентов к их текущему социальному и эмоциональному положению. «Анализ контекста» имеет решающее значение для эффективного консультирования, и, учитывая демографические сдвиги, происходящие сегодня в Соединенных Штатах, контексты наших клиентов намного более разнородны, чем в прошлые десятилетия.

2) Любознательность. Я только что закончил годичную программу обучения межкультурному общению. Мне пришлось улыбнуться, когда мой тренер объявил, что самая важная компетенция в межкультурном общении — любопытство.Я улыбнулся, потому что в течение последних нескольких лет я считал любопытство важнейшей компетенцией гештальт-терапевтов.

Мы теоретически называем эту компетенцию феноменологическим исследованием . Сидя с нашими клиентами, мы стараемся (насколько это возможно) исключить ранее существовавший опыт, который заставил бы нас поспешить с суждением, объективировать и поверить, что мы выяснили этих клиентов. Это непростой процесс. В конце концов, наша академическая подготовка побуждает нас задавать вопросы, чтобы помочь нам определить, в какую коробку поставить наших клиентов (диагноз), чтобы мы могли применить наиболее обоснованное вмешательство.

Однако цель феноменологического исследования не в классификации. Скорее, мы используем нашу «непредвзятость», чтобы понять субъективность клиента. Парадоксально, но чем больше мы похожи на наших клиентов (в отношении возраста, пола, расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и т. Д.), Тем важнее проявлять инициативу с любопытством, особенно с учетом естественной склонности сокращать путь и предполагать, что мы знаем как заканчивается история, не тратя времени на чтение всех глав.

В нашем все более разнообразном и многокультурном мире все чаще приходится сидеть с клиентами, которые не похожи на нас.Одно предостережение относительно использования феноменологического исследования с клиентами, которые сильно отличаются от нас, заключается в том, что обучение консультанта не входит в обязанности клиента. В отличие от других компетенций, которые необходимо изучить или приобрести, чтобы стать квалифицированным клиницистом, любопытство является врожденным, и для большинства из нас необходимо «восстанавливать».

3) Не играйте в избранное. Многие направления психотерапии делают больший акцент на одном конкретном аспекте индивидуального опыта. Я хорошо помню, как смотрел видео сеанса групповой терапии под руководством Карла Роджерса.В первые минуты существования группы ее участники, как и ожидалось, вели интеллектуальный обмен. Роджерс был очень тихим и выглядел полусонным. Когда кто-то из участников в конце концов начал говорить о своих чувствах, Роджерс воодушевился и сказал что-то вроде «Теперь мы кое-чего добились».

В то время как терапия, ориентированная на клиента, считает первичными чувства, КПТ делает такой же упор на познание или мысли. У гештальт-терапии нет любимчиков. Наши клиенты могут испытывать стресс, связанный с их мыслями, чувствами, поведением, мечтами, сексуальностью, духовностью или отношениями.Все эти «домены» взаимосвязаны, и в любой конкретный момент терапии одна может быть для клиента более заметной, чем другие. Как гештальт-терапевт, я верю, что мои клиенты (а не моя теоретическая ориентация) в любой момент определят тот аспект (аспекты) своего опыта, который является основным.

Культурные соображения также потребуют, чтобы терапевты не слишком строго придерживались предписаний любого подхода к консультированию, большинство из которых было разработано с евро-американскими ценностями и предубеждениями.Например, как консультант, обученный побуждать клиентов выражать чувства, приспособился бы к клиенту из эмоционально сдержанной культуры?

4) Сила процесса. Одной из отличительных черт гештальт-терапии является внимание процессу , а не только содержанию. Недавно ко мне подошел аспирант, чтобы узнать о присоединении к одной из моих супервизионных групп. Я спросил его, насколько он знаком с гештальт-терапией. Он сказал, что все, что он знал наверняка, это то, что гештальт-терапевты сосредоточены исключительно на настоящем.Я исправил это восприятие и дал ему прочитать несколько книг и статей.

Я думаю о содержании и процессе консультирования по-разному. Контент — это валюта терапии, то, что обменивается. Контент — это средство терапии, истории, которыми делятся наши клиенты. Контент охватывает прошлое и будущее. Процесс существует только в настоящий момент. Процесс — это арена для изменений, потому что изменения не могут произойти ни в прошлом, ни в будущем.

В каждом консультировании есть насыщенный и динамичный процесс, который терапевт может либо включить, либо проигнорировать.Большинство ориентаций на консультирование являются «тяжелыми для содержания». Гештальт-терапевты понимают, что содержание и процесс нельзя разделить. Нас учат уделять процессу пристальное внимание и «искусно» его комментировать. Например, консультант может сказать: «Когда вы говорите о своем бывшем любовнике (довольном), вы говорите громче, и ваши кулаки сжимаются (процесс)». Я использую слово искусный , потому что требуется время и опыт, чтобы научиться наблюдать процесс и давать комментарии.

Комментировать процесс — значит пригласить вашего клиента быть «в консультационной комнате» с вами.Комментировать процесс — значит создавать возможность для своего рода «близости», которую многие клиенты будут испытывать дискомфорт. И все же, независимо от вашего подхода к консультированию, существует множество доказательств того, что так называемые «факторы взаимоотношений» определяют большую часть положительных результатов, о которых сообщают наши клиенты. Лаура Перлз, другая соучредительница гештальт-терапии, приняла убеждения Мартина Бубера в отношениях «Я-Ты» в качестве модели для гештальт-терапии. Что-то вроде того, что наши клиенты чувствуют, что мы действительно их понимаем и ценим, может в некотором смысле довольно просто лечить само по себе.

По моему опыту, эти случайные и мимолетные моменты, когда клиенты чувствуют необычайную связь со своим терапевтом (а не только), могут возникать только в том случае, если консультанты способны включить внимание к процессу в свой подход.

5) За пределами эмпатии. В сфере консультирования широко признано, что сочувствие — это хорошо. Вклад Карла Роджерса в эту область хорошо задокументирован. Несомненно, способность проявлять сочувствие является необходимой компетенцией во всех консультационных отношениях.Но я хотел бы ввести и определить еще один менее известный термин. Термин включение , пришло к нам от Бубера и Хайнца Кохута.

Различие между сочувствием и включением не является абсолютным. Между ними есть некоторое пересечение и пересечение, но для этой статьи я определю их следующим образом: сочувствие — это то, как для меня было бы оказаться на месте клиента; инклюзия — это «понять», как моя клиентка находится на ее месте.

Эмпатия очень полезна в консультировании и работает с использованием механизма проекции .Золотое правило связано с проекцией и сочувствием. Мы делаем для других то, что хотели бы, чтобы другие делали для нас. Узнав, что было бы или могло бы быть для меня, если бы я разводился с детьми на кону, я могу уточнить, как я оказываю поддержку моему клиенту. С другой стороны, если я стану слишком «женатым» на собственном опыте, я могу пропустить ключевые различия или сделать неточные предположения о разводе клиента.

Механизм включения — это феноменологическое исследование, которое я определил ранее.Это тесно связано с платиновым правилом: мы делаем для других то, что они хотят.

Включение состоит из двух частей. Первый — это процесс реального получения (Бубер использовал слово , понимая ) опыта нашего клиента в определенный момент сеанса консультирования. Вторая часть сообщает клиенту, что мы действительно понимаем и не можем судить. Если мы сможем время от времени практиковать инклюзию именно на этом уровне, мы выйдем за рамки сочувствия, и результатом будет то, что Морис Фридман назвал «исцелением через встречи».Он считал, и я согласен, что эти сильные моменты связи между консультантом и клиентом могут возникать при любом подходе психотерапии.

6) Самое смешное про сдачу. Сфера консультирования стремится помочь клиентам измениться. Большинство теорий консультирования имеют фундаментальную философию относительно того, как происходят изменения. Однако самое забавное в переменах то, что они происходят всегда. Меняются времена года, меняется наше тело, меняется погода, прогресс технологий и т. Д.

Взгляд на изменения в гештальт-терапии называется парадоксальной теорией изменений . Проще говоря, изменения происходят естественно и органично, когда достаточное внимание, осведомленность и поддержка существуют вокруг того, «что есть», а не когда мы озабочены «тем, чего нет».

Клиенты неизбежно приходят к терапии двоения. Они 1) ищут перемен и избавления от борьбы и 2) не хотят меняться. Повестка дня «не хочу меняться» обычно менее очевидна. В результате консультанты могут легко согласиться со стороной «желания измениться» и пропустить ее противоположность.Когда терапевтический прогресс не достигается и цели лечения не достигаются, консультанты часто разочаровываются и сомневаются в своей эффективности. В худшем случае клиент обвиняется и считается не готовым к изменениям или «сопротивляющимся».

В моих группах супервизии постоянно шутят, что если я слышу, как мои врачи говорят: «Я пытаюсь убедить моего клиента…»
, я нажимаю скрытую кнопку, и мигает красный предупреждающий свет. Конечно, это абсолютно нормально, особенно для новых врачей, с энтузиазмом помогать нашим клиентам измениться.Важнейший вопрос заключается в том, как мы, врачи, поддерживаем процесс изменений.

Возвращаясь к принципу парадоксальной теории изменений, устойчивое (а не быстрое исправление) изменение происходит, когда клиенты могут «оставаться с» настоящим опытом, а не убегать от него. Я должен отметить, что когда клиенты сообщают, что они чувствуют «Х» и не хотят больше чувствовать «Х», я никогда не скажу: «Ну, единственный способ больше не чувствовать« Х »- это более полно испытать и решить «X», чтобы вы могли двигаться дальше ». Опытные гештальт-терапевты понимают, что наша теория изменений — это не то, как большинство людей в западной культуре рассматривают изменения.

Один из ключевых вкладов Лауры Перлс в гештальт-терапию — это подчеркивание важности как индивидуальной, так и окружающей среды . Индивидуальная поддержка — это то, что клиент приносит в терапию. Это поза, дыхание и все чувства. Экологическая поддержка обеспечивается креслом клиента, освещением в офисе, но в основном терапевтом. Я считаю, что одна из основных задач консультанта — оценить источники индивидуальной поддержки клиента и со временем попытаться определить, в какой поддержке терапевт нуждается клиент.

Эта последняя задача сложна, потому что каждый клиент индивидуален, и не существует универсальной поддержки со стороны окружающей среды. Разным клиентам — и даже одному и тому же клиенту в разные моменты — может потребоваться, чтобы консультант взял на себя инициативу, раскрыл себя, сидел в тишине и т. Д. Постоянное внимание консультанта к максимальному увеличению уровня поддержки со стороны окружающей среды требует внимания к процессу, о котором я говорил ранее. Объединение концепций изменения и поддержки, если клиенты собираются исследовать «то, что есть» или оставаться с аспектами своего настоящего опыта (скажем, чувство дискомфорта), необходимо будет усилить как индивидуальную, так и окружающую среду, как в час терапии. и в их жизни.

7) Следите за своим языком и своими атрибутами. «Основная ошибка атрибуции» приходит к нам от наших друзей, социальных и организационных психологов. Они указывают на нашу склонность «обвинять» или приписывать ответственность человеку. Например, клиент опаздывает на консультацию, и консультант предполагает, что у клиента отсутствует достаточная мотивация, он недостаточно серьезно относится к терапии или по своей природе не является пунктуальным человеком. Этот тип ошибочной атрибуции связан с глубокими индивидуалистическими корнями У.С. культура.

Меня привлекла гештальт-терапия, потому что это теория здоровья, а не патологии, и потому, что всегда принимается во внимание контекст. Дети быстро понимают, что определенные эмоции и поведение нельзя демонстрировать в присутствии их опекунов. Творческие изменения происходят со временем, становятся жесткими и переносятся во взрослую жизнь. Примерами могут служить неспособность испытать грусть или попросить эмоциональной поддержки, или даже самооценку себя никчемным человеком.Эти корректировки, столь важные для выживания и безопасности в детстве, обычно больше не нужны во взрослом контексте. Эти разрывы между прошлым и настоящим создают беспокойство, которое консультанты и медицинская модель часто классифицируют как «симптомы».

Гештальт-терапевты не обвиняют и не патологизируют клиентов. Буквально на прошлой неделе в учебной клинике, где я курирую докторантов, я услышал следующее: клиент устойчивый , избегающий , ищущий внимания и зависимый .Я предлагаю всем нам, независимо от нашей теоретической ориентации, следить за нашим языком , когда мы обращаемся к нашим клиентам. Этим типам суждений не хватает чувствительности, они упускают из виду общую картину и не способствуют формированию сострадательного терапевтического альянса. Рассматривая наших клиентов как любой из этих терминов, мы не ищем цели или значения их поведения в более широком контексте их жизни, настоящего и прошлого.

Ученый, изучающий айсберг, знает, что для истинного понимания «айсберга» нужно принять во внимание многое, а не только верхушку, видимую на поверхности воды.Большая масса льда под поверхностью, температура воды и вся экосистема в прошлом и настоящем создают контекст для айсберга. Назвать клиента «трудным» или «избегающим» — значит сформировать суждение, основанное только на подсказке этого человека.

8) Совместное создание, а не ассимиляция или приспособление. В недавно опубликованной статье я написал: «Двигаясь вперед в 21 век, я бы предложил заменить термин ассимиляция термином со-творчество .Наше мультикультурное общество будет непрерывным творением без какой-либо высшей культуры как самой толстой нити ».

Один из моих первых тренеров и наставников сказал мне, что гештальт-терапия была единственным подходом к консультированию, с которым он мог идентифицировать себя как афроамериканец, потому что это не терапия адаптации. Этот комментарий остался со мной много десятилетий спустя. Хотя люди должны творчески приспосабливаться к обстоятельствам своего детства, гештальт-терапевты не поощряют своих клиентов приспосабливаться к ценностям и ожиданиям доминирующей культуры большинства.

Ассимиляция использовалась в гештальт-литературе для описания процесса, в котором индивид выборочно принимает ценность одних аспектов окружающей среды, отвергая другие. Однако концепция ассимиляции также проблематична, потому что предполагает процесс «создания подобия» или «побуждения к подобию». Фактически, есть еще один термин, ассимиляционизм , который определяется как «политика поглощения групп меньшинств».

По сути, гештальт-терапия — это признание потенциальных и непредсказуемых результатов постоянных встреч, которые происходят ежедневно между людьми.Благодаря этим встречам обе стороны меняются, и вместе создаются новый опыт и реалии. Учитывая наш текущий политический контекст, я хотел бы утверждать, что эта концепция совместного творчества должна быть принята, чтобы противостоять возрождению ксенофобии и «дезинклюзии» непохожих на других.

Консультанты имеют привилегию участвовать в особых (осмелюсь сказать, священных) встречах со своими клиентами. Я призываю всех нас с осторожностью относиться к тому, чтобы сознательно или невольно становиться агентами систем или программ, которые способствуют приспособлению или ассимиляции с «самой толстой нитью».”

****

Статьи

Knowledge Share разработаны на основе сессий, представленных на конференциях Американской ассоциации консультантов.

Джон Фрю — профессор факультета психологии высшего образования Тихоокеанского университета. Он является помощником редактора Gestalt Review и соавтором и редактором книги Contemporary Psychotherapies for a Diverse World . Он является со-директором Северо-западного учебного центра гештальт-терапии в Портленде, штат Орегон, и участвовал в обучении гештальт-терапевтов в США.С. и на международном уровне более 30 лет. Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .

Письма в редакцию: [email protected]

****

Мнения и утверждения, сделанные в статьях, публикуемых на CT Online, не должны рассматриваться как отражающие мнение редакторов или политику Американской ассоциации консультантов.

.

определение гештальта по The Free Dictionary

.

ge · stalt

или Ge · stalt (gə-shtält ′, -shtôlt ′, -stält ′, -stôlt ′) n. пл. ge · stalts или ge · stalt · en (-shtält′n, -shtôlt′n, -stält′n, -stôlt′n) или Ge · stalts или Ge · stalt · en

Физическая, биологическая, психологическая или символическая конфигурация или паттерн элементов, настолько унифицированных как единое целое, что их свойства не могут быть получены простым суммированием его частей.


[немецкий, форма , от средневерхненемецкого, от причастия прошедшего времени от stellen, до места , от староверхненемецкого; см. stel- в индоевропейских корнях.]

Gestalt

(ɡəˈʃtælt) n , pl -stalts или -stalten (-ˈʃtæltən)

(Психология) ( иногда не капитал ) перцепционный паттерн или структура, обладающие качествами в целом, которые нельзя описать просто как сумму его частей

[C20: немецкий: форма, от древневерхненемецкого stellen — форма]

ge • stalt

(gəˈʃtɑlt, -ˈʃtɔlt , -ˈStɑlt, -ˈstɔlt)

п., пл. -стальц, -сталь • тен (-ˈʃtɑl tn, -ˈʃtɔl-, -ˈstɑl-, -ˈstɔl-)
Psychol. (, иногда — )

форма или конфигурация, свойства которых не могут быть получены путем суммирования ее составных частей.

[1920–25; <Немецкий: цифра, форма]

ТезаурусАнтонимыСвязанные словаСинонимы Условные обозначения:

Существительное 1. гештальт — конфигурация или паттерн элементов, настолько унифицированный как единое целое, что его нельзя описать просто как сумму его частей. форма, форма — структура восприятия; «сочинение представляет задачи для учащихся музыкального класса»; «визуальный узор должен включать не только предметы, но и промежутки между ними»

Переводы

гештальт

[gəˈʃtælt] n → гештальт f

гештальт

[gəˈʃtɑːlt] n → гештальт f inv

gt2.
гештальт, teoría que mantiene que la behaviora response a la percepción integra de una situación y no es posible analizarla atendiendo sólo a las partes components de la misma.

.

Как произносится GESTALT в английском

Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5

Великобритания

Как произнести gestalt noun в британском английском

Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5

нас

Как произнести gestalt noun в американском английском

Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5

Великобритания

Как произнести gestalt adjective в британском английском

Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5

нас

Как произнести gestalt adjective в американском английском
.

Гештальт — Википедия

Gestalt meint umgangssprachlich die äußere Form , den Umriss , Wuchs oder die Erscheinung von Personen, Skulpturen oder allgemein au und derenzwesen «. Als Fachbegriff ist er ein Topos der deutschsprachigen Geistesgeschichte, der das klassische Problem des Übergangs von äußerlich wahrnehmbarer Welt zur inneren Vorstellungswelt als eine Gestalt .In ihm verbindet sich die Aktivität der Handlung mit der Passivität der Wahrnehmung zu einer Einheit, in welcher der Übergang zwischen Anschauung und Bedeutung verschmilzt.

Besondere Bedeutung gewann der Begriff im 20. Jahrhundert schließlich durch den George-Kreis mit der Idee der «charismatischen Führergestalt». [1]

Hintergrund [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Aufgrund der speziellen Bedeutung wurde die Gestalt in andere Sprachen als Lehnwort übernommen.Ins Englische wurde er durch die jüdische Diaspora 1933 mit der Gestaltpsychologie und -theorie in die USA eingebracht. В Anlehnung an Edmund Husserl wird гештальт auch als figural moment [2] , живая форма [3] или продукт организации [4] erläutert. Im Französischen kommt der Begriff gleichfalls mit der Psychologie de la forme vor, die gestaltisme gilt als eine Verbindung von Psychologie, Philosophie und Biologie. [5]

Ideengeschichte [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Das Verhältnis von extramentaler sinnlich wahrnehmbarer Wirklichkeit und mentaler innerer Vorstellung stellt bis heute ein zentrales erkenntnistheoretisches Problem dar. Zusätzlich wirken in die Wahrnehmung noch Fragen der Ästhetik hinein. Der Gestaltbegriff tradiert diese Problemhistorie. Anfangs noch ein Grundbegriff der Ästhetik, wurde er zu einer denkerischen und holistischen Kategorie, bevor er schließlich als psychophysischer Begriff die Grundlage für die Gestalttheorie und Gestaltpsychologie bildechologie.Die Grundlage bot die Verknüpfung von Form und Biologie als eine Gestalt .

Winckelmann und Herder [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Johann Joachim Winckelmann idealisierte 1725 die vorab formale Kategorie der äußeren Gestalt zur abstrakten und entmaterialisierten, reinen bloßen Gestalt als Inbegriff der höchsten, в Gott angeschauten Schönheit. Winckelmann sah diese in den griechischen Plastiken der Götter und identifizierte die Menschenfigur als Bild höchster Schönheit, eben als schöne Gestalt. [1]

Die Auslagerung der Ästhetik in die göttliche Transzendenz kehrte Johann Gottfried Herder um, indem er die Fähigkeit der sinnlich-körperlichen Manifestation in der bildenden Kunst als ihre eigentliche Tiefe hervorhebt. So führt Herder mit Blick auf die Plastiken der alten Griechen aus, dass

die bildende Kunst eine beständige Allegorie sei, denn sie bildet Seele durch Körper, und zwei größere αλλα kanns wohl nichnderrheter de Philten prästabilierten Harmonie um Rath frägt.Der Künstler hat das Vorbild von Geist, Charakter, Seele in sich und schafft diesen Fleisch und Gebein: er allegoriert также durch alle Glieder. […] Dies ist Seele, die sich Form schafft, und wo beide, Form und Seele, vom Verhältnis gelinde abzuweichen befehlen, kann er nicht blos sondern muss abweichen, wie bei Apollo’s längeren Schenkeln, bei Halkules dickerm. Leibhafte Form ist der Tempel und Geist die Gottheit, die ihn durchhauchet. [6]

Für Herder ist die Gestalt nicht länger eine bloße Anschauung, sondern eine mit den Sinnen erfahrbare und leibliche Tiefe der Körperlichkeit, die selbst den Hauch des Lebens in sich trägt.Die Plastiken der Bildhauerei drücken diese Sinnlichkeit aus, «ein lebendes, ein Werk voll Seele, das da sei und daure». [7] deren äußerster Ausdruck sich in der Skulptur des Pygmalion findet. Durch Herder gewinnt der Begriff der Gestalt die Spezifikation einer verbindenden Kraft zwischen dem innersten Seelenleben und der äußeren Welt.

Schiller und Goethe [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Friedrich Schiller etablierte im ausgehenden 18. Jahrhundert den Gestaltbegriff mit seinen Briefen über die ästhetische Erziehung des Menschen endgültig im Diskurs der deutschen Gelehrten.Er spricht von der Gestalt als „ein Begriff, der all formalen Beschaffenheiten der Dinge und all Beziehungen derselben auf die Denkkräfte unter sich faßt“ [8] die ihrerseits Gegenstand des Formtriebes sind. Dieser verbindet sich mit dem Sinnestrieb und wird zur lebenden Gestalt, «mit einem Worte, dem, был человеком в weitester Bedeutung Schönheit nennt, zur Bezeichnung dient». [8] Die Gestalt ist das Wechselspiel von Leibhaftigkeit und Intention, eine Verbindung:

«Durch diese Erklärung, wenn es eine wäre, wird die Schönheit weder auf das ganze Gebietchés de blohdigenes, auf das ganze Gebietchés de l’ebendigenes auf das ganze Gebietchés de l’ebendigenes auf das ganze Gebietchés de lebendigenes auf das ganze Gebietch.Ein Marmorblock, obgleich er leblos ist und bleibt, kann darum nichts desto weniger lebende Gestalt durch den Architekt und Bildhauer werden; ein Mensch, wiewohl er lebt und Gestalt hat, ist darum noch lange keine lebende Gestalt. Dazu gehört, daß seine Gestalt Leben und sein Leben Gestalt sei. So lange wir über seine Gestalt bloß denken, ist sie leblos, bloße Abstraktion; so lange wir sein Leben bloß fühlen, ist es gestaltlos, bloße Impression. Nur, indem seine Форма в unsrer Empfindung lebt und sein Leben in unserm Verstande sich formt, ist er lebende Gestalt, und dies wird überall der Fall sein, wo wir ihn als schön beurteilen.» [8]

Johann Wolfgang von Goethes euphorische Nutzung entwickelte den Gestaltbegriff in zwei Richtungen weiter, die verstärkt durch die im 19. Jahrhundert Интенсивный einseturchzende Sim Goetherezeption im 9000 Fin de siérézeption im 1913 [9] in die Breite der Wissenschaften transportiert wurden. Einerseits verdichtete Goethe die holistischen Implikationen des Begriffes, anderseits überträgt er ihn in die Morphologiestudien seiner Naturphilosophie dermöwis de Naturphilosophie de Ermöwen.In seiner Schrift Von deutscher Baukunst von 1772 benutzt Goethe den Gestaltbegriff, um die Erbauung des Straßburger Münsters durch Erwin von Steinbach bewundernd zu idealisieren: Eine einheitliche und gemposition, in jedeneze Auf jeder Betrachtungsebene und in jedem Teil dringt kontinuierlich die Gestalt des Ganzen durch. Sprachlich verbindet Goethe das Organische der Natur mit dem überirdisch Sakralen, welche durch die mit göttlicher Inspiration geführte Hand des Gestalters entsteht:

«Er [Steinbach] ist der erste, ausenile dessenme Seelee …] Der zuerst die zerstreuten Elemente in ein lebendiges Ganzes zusammenschuf.[…, Er] vermannigfaltige die ungeheure Mauer, die du gen Himmel führen sollst, daß sie aufsteige gleich einem hocherhabenen, weitverbreiteten Baume Gottes, der mit tausend Ästen, Millionen Zweerigen und Blätgend des herürler de amr. , неводы Мейстеры. […] Ein ganzer, großer Eindruck füllte meine Seele, den, weil er aus tausendharmonierenden Einzelheiten bestand, ich wohl schmecken und genießen, keineswegs aber erkennen und erklären konnte. Sie sagen, daß es также mit den Freuden des Himmels sei, und wie oft bin ich zurückgekehrt, diese himmlisch-irdische Freude zu genießen, den Riesengeist unsrer ältern Brüder in ihren Werken zu umfassen.Wie oft bin ich zurückgekehrt, von allen Seiten, aus allen Entfernungen, in jedem Lichte des Tags zu schauen seine Würde und Herrlichkeit. » Menschen mit dem Begriff der Gestalt und richtet sich gleichzeitig ausdrücklich gegen atomistische Methoden — die Addition gesonderter Betrachtungen der Funktionsweisen einzelner Bestandteile zu einem Ganzen — der Naturwissenschaften. [11] Seine Untersuchungen richten sich auf die Urpflanze, eine

«Harmonia Plantarum wodurch das Linnaische System aufs schönste erleuchtet wird, all Streitigkeiten über die Form der Pelödenar a … … [Die] auf alle Pflanzen anwendbar ist. Ich kann schon die eigensinnigsten Formen z. E. Passiflora, Arum, dadurch erklären und mit einander in Parallel setzen ». [12]

Einer solchen biologischen Urgestalt zugrundeliegendes Gesetz der Genese von Formen soll gleichermaßen für die Ästhetik und die Natur anwendbar sein.Die enthaltene ästhetische Tradition der Gestalt wurde auf die Natur erweitert: Das Natürliche ist das Schöne, dessen lebendige Form als Gestalt sichtbar wird und dessen Teile als ein einheitliches Ganzes wachsen. Dem Unschönen wird jede Gestalt abgesprochen.

Die Morphologie beschreibt die Wandlungsfolge als Historischen Prozess von der Urgestalt bis zum gegenwärtigen Genotypen. Dabei sind die Urgestalten besser, reiner und hochwertiger als ihre Abbilder. Die Urgestalten zu erkennen zeichnet für Goethe das Genie aus.Gestaltseher erkennen das Ursprüngliche, die Urbilder, sie erfassen das Ganze als Ganzes und leiten aus dieser Inspiration die Legitimation für das eigene künstlerische Gestalten ab. Der Gestalt-Seher wird selbst in dem Gestaltbegriff integriert, er ist als Person hervorgehoben und selbst besondere Gestalt geworden. Der Betrachter, die Ästhetik, die Natur und die Geschichte verbinden sich im Begriff der Gestalt.

Übergang ins 20. Jahrhundert [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Durch die Verschiebung, weg von der ästhetischen Beschreibung hin zur Bewertung von Ursprünglichkeit und Reinheit, gewann der Gestaltbegriff eine dramatische sozialethische Dimension.Goethes Morphologien wurden durch die zeitgleiche Entwicklung der Evolutionstheorie auf die Menschen anwendbar. Der ästhetische Maßstab misst nun auch die biologische Erscheinung des Menschen: Schönheit wird zum Ausdruck der Nähe zu den Urgestalten und um Ursprung; durch diese Nähe wird eine Reinheit und eine ethische Aufwertung abgeleitet. Zusätzlich wird das im Gestaltbegriff enthaltene Wechselspiel von innen und außen — vorher bei den Plastiken der Griechen — также Physiognomie auf den Menschen angewandt: Charakter und Physis werden unmittelbar einander gekoprétés vorher bei den Plastiken der Griechen.Aus der Überlegenheit leitet sich ein Führungsanspruch innerhalb der sozialen Hierarchie ab, eine Vorstufe der Theorie vom Übermenschen und der Rassenideologie.

Die Nähe zu den Urgestalten qualifiziert zudem zum Genie, zum Seher und Propheten oder zum Dichter mit Anspruch auf eine charismatische Führerrolle. Das vollzog sich instancearisch um die Person des deutschen Dichters Стефан Джордж.

Parallel dazu entwickelte sich eine durch Franz Brentano geprägte Философский Strömung, die den Begriff der Gestalt zur Bewältigung wahrnehmungsphysiologischer Fragestellungen heranzog.Sie stellt einen der wesentlichen Übergänge von der Philosophie zur Psychologie dar, vorangetragen durch das Wirken des Brentanoschülers Carl Stumpf und dessen Gründung der Berliner Schule der Psychologie.

Eingang in die Psychologie [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Die Entstehung der Psychologie Ende des 19. Jahrhunderts beginründete sich maßgeblich durch die Entkräftung der theologischen Theorien:

«Befeuert durch die bahnbrechenden Erfolge der Naturwissenschaften Psychologis des Erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften, erwissenschaften. Erkenntnissen в Einklang zugotien.Das naturwissenschaftliche Selbstverständnis prägte die Methoden maßgeblich, die Fortschritte der Physiologie, Medizin und Physik wurden zur Theoretischen Grundlage, auf der die mentalische Forschung aufbaute. Die Entkräftung der theologischen Modelle verwarf all teleologischen Handlungstheorien, insbesondere die Arbeiten Darwins und Haeckels erzwangen eine Neubetrachtung des Menschen als handelndes Wesen. Рудольф Вирхов brachte das auf den Punkt: «Ich habe hunderte von Menschen operiert und nie eine Seele gefunden.Es bedeutete die Umpolung der Handlungsmotive: die vorab äußeren Handlungsmotive von Heil und Erlösung wurden nach innen gelegt, die Quelle des Handelns lag fortan in den undurchschaubaren inneren Vorgängen des Seelenlebens, begleitetres de Seelenlebens, jerlösunges des Seelenlebens, jerlösungen des Seelenlebens, begleitetrie von .

Im deutschsprachigen Raum fanden sich neben der Wiener Psychoanalyse um Sigmund Freud und der Leipziger Schule um Wilhelm Wundt vor all die Berliner Schule um Carl Stumpf, welche maßgeblich den Gestaltbegel und Heranzoge.Dieser Begriff bot sich an, um komplexe Wahrnehmungsphänomene, das Verhältnis von Innen-Außen und das Verhältnis vom Ganzen zu seinen Teilen zu erklären. In dem Zeitgeist des Fin de Siècle setzte das Allerdings eine naturwissenschaftliche Fundierung voraus. Diese bot Christian von Ehrenfels, wie Carl Stumpf Brentanoschüler, mit seinem maßgeblichen und äußerst einflussreichen Aufsatz von 1890 Über die Gestaltqualitäten . [14]

Gestaltqualitäten bei Ehrenfels [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Ehrenfels ’Aufsatz kommentierte das Werk von Ernst Mach Beiträge zur Analyze der Empfindungen , welches das Hören von Tönen untersuchte.Am Beispiel der Melodie bestimmte Ehrenfels das Phänomen als Gestalt [15] :

„Gesetzt, es werde die Tonreihe t1, t2, t3, … tn nach ihrem Ablauf von einem Bewusstsein S‚ als Tongestalt aufgefasst ‘, (so dass также in demöneigtungsterefasst’, (so dass также in demielzelz dieänerlengtlicht) , es werde nebenbei die Summe jener n Töne, jeder mit seiner besonderen zeitlichen Bestimmtheit, von n Bewusstseinheiten dergestalt zu Vorstellung gebracht, dass jedes dieser n Individualurage nur eine der n dieser n Individualurage nur eine der n dieser n Beworstellungen, Dédés deser n Individualurage nur eine der n dieser nbevorstellungen, S, indem es die auffasst Melodie, mehr zur Vorstellung servet, als die n übrigen Individual zusammengenommen.«

Das eigentliche Phänomen für Ehrenfels liegt darin, dass eine Melodie in unterschiedlichen Erscheinungsformen wiedererkannt wird, die so ihre Gestalt ausmachen. Дарин identifiziert эр Ihre Übersummativität, также Дассы умереть Wahrnehmung етекло Мелоди Mehr IST, ALS умирает Zusammensetzung дер Physikalisch wahrnehmbaren Bestandteile:

Унтер Gestaltqualitäten Verstehen Wir solche положительного Vorstellungsinhalte, Welche Н. Дас Vorhandensein фон Vorstellungscomplexen им Bewusstsein gebunden Синд, штампованный ihrerseits AUS einander trennbaren (d.час ohne einander vorstellbaren) Elementen bestehen. — Jede für das Vorhandensein der Gestaltqualitäten nothwendigen Vorstellungscomplexe wollen wir die Grundlage der Gestaltqualitäten nennen. [16]

Ehrenfels dehnt den neu gewonnenen Begriff der Gestaltqualität konsequent auf alle Sinnesempfindungen aus, а также «Räumliche Gestalten der Tast-, Temperatur- und Gesmeünestalités der Tast-, Temperatur- und Geschänützenznétés de nétés de nétés de nénétén de nénétén de gémeéténés; Farb- und Ortsveränderungen, wie den Bewegungen auch die „unmusikalischen Schallgestalten beachtet werden (donnern, knallen, rauschen, plätschern, usw.) «, Um schließlich das gesamte Bewusstsein als die« Ableitung sämtlicher Vorstellungsinhalte aus einem gemeinsamen Urelement die Möglichkeit [geboten sein], die ganze bekannte Weit unter einer zigenu Mathematical. [17]

Die Berliner Gestalttheorie [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Durch dentensiv diskutierten ehrenfels’sche Aufsatz wurden schlagartig all Probleme der Wahrnehmung unter dem Begriff der Gestalt zusammengefasst und als Psychologisches Forschungsdesiderat ausgewiesen.Der так Neu gewonnene naturwissenschaftliche Begriff бот Сечь außerordentlich кишка ап, гм умереть Sinnesphysiologie унд умереть Isomorphie фон Physis унд Психея ALS Эйн prozesshaftes Geschehen цу untersuchen, während gleichzeitig Эйн sonst für Naturwissenschaften unmöglicher, theoretischer Zugang цу präfiguralen Wahrnehmungsmustern в Форме фон Urgestalten Оффен blieb.

All das geschah an dem durch Carl Stumpf neu gegründeten Berliner Institut für Psychologie, приветствует unbelastet von Traditionszwängen dem akademischen Nachwuchs einen Pioniergeist bereithielt.Hier entwickelten Stumpfs Doktoranden Kurt Koffka, Wolfgang Köhler, Adhémar Gelb und Kurt Lewin gemeinsamen die theorytischen Grundlagen. Die auffälligen akademischen und biographischen Parallelen Begünstigten Die Zusammenarbeit und verknüpften die persönlichen Werdegänge aufs Engste mit der Theoriebildung. Die Gestalttheoretiker teilten vorwiegend Einen osteuropäisch-jüdischen Hintergrund, vernetzten Сечь в Ihren akademischen Wanderjahren bestens, gründeten 1921 gemeinsam умирают Zeitschrift «Psychologische Forschung — Zeitschrift für Psychologie унд Ihre Grenzwissenschaften», штампованные дас wesentliche Publikationsorgan дер Gestalttheorie войны Und wurden аб 1933 geschlossen Ins Exil gedrängt. [18]

Mit dem Ersten Weltkrieg gewann die Gestaltforschung eine neue Dimension: Das Berliner Institut erforschte mit Hilfe von Schallmessungen des Richtungshörens für die Feldartillerie oder der Schallortung von Schiffen. Mit Hilfe фон Адемара Джелб Würde умирают Gestalttheorie в фильеры Medizin eingeführt, ИНДЕМ эр невода Forschung hirnverletzter Soldaten gemeinsam мит дем Neurologen Гольдштейн fortführte, дер seinerseits умереть psychologischen Folgen фон Hirnverletzungen дем eigens dafür gegründeten Франкфуртер «Институт цур Erforschung дер Folgeerscheinungen фон Hirnverletzungen» erforschte . [19] Goldstein entwickelte die Gestalttheorie mit seinem ersten Hauptwerk « Der Aufbau des Organismus » von 1934 zu einer Organismustheorie weiter, die sich jedoch dezidiert von der Gestalttheorie abgrenzt.

Фридрих Зандер, Hauptvertreter der Leipziger Schule der Gestaltpsychologie, versuchte in seinem viel beachteten Sammelreferat (1928) uber Gestaltpsychologie eine Definition, indem er die Gestalt als eine «geznetederte». Da er an einem Kreis und einer Geraden jedoch keine Gliederung fand, sprach er in diesen Fällen von «fließender Gliederung» — была наннте Йоханнеса Фолькельта из «Gliedverschliffenheit».Damit verstießen beide jedoch gegen das Prinzipaller Gestalt- und Ganzheitspsychologen, nach dem der Phänomenologie der Primat bei der wissenschaftlichen Bearbeitung des Erlebens zukommen muss; von einem Fließen und von Schleifspuren ist bei Kreis und Geraden aber nichts zu sehen.

Weitere Entwicklung im 20. Jahrhundert [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

In diesem Artikel oder Abschnitt fehlen noch wichtige Informationen. Hilf der Wikipedia, indem du sie recherchierst und einfügst.

Nach der erzwungenen Auswanderung der jüdischen Gestalttheoretiker um 1933 blieb in Deutschland einzig Wolfgang Metzger als Vertreter der Berliner Schule zurück. Das jüdische Exil bedeutete de facto das Ende der Gestalttheorie im deutschsprachigen Raum. Im US-amerikanischen Raum hingegen ging die Gestalttheorie in unterschiedliche andere Entwicklungena auf, unter anderem die parsonssche Systemtheorie oder die lewinsche Feldtheorie. Der einzige Träger des Gestaltbegriffes bis in die Gegenwart erfolgte durch das Ehepaar Laura und Fritz Perls и ихрер Entwicklung der Gestalttherapie aus der Psychoanalyse, auch im Exil. [20] Beide lernten sich im Oberseminar von Kurt Goldstein und Adhemar Gelb kennen: Laura promovierte bei Gelb, Fritz war unter Kurt Goldstein Assistenzarzt und beide durchliefen eine psychoanalytische Ausbildung. Vom Gestaltbegriff blieb bei den Perls vor allm die Bedeutung der Wahrnehmung, wie Laura Perls im Rückblick betonte:

Als wir anfingen, wollten wir es «Existenzialistische Therapie», nennenz, abc.Darum suchten wir nach einem anderen Namen. Ich dachte, dass wir mit Gestalt Therapy Probleme bekommen würden, weil wir das Wort «Gestalt» benutzten. […] Си [Гештальтпсихологен в Нью-Йоркской школе] lehnten uns völlig ab… Sie meinten, dass «Gestalt» ihre Domäne sei und das das Wort für die Wahrnehmungspsychologie reserviert sei, mit der ich in der Verbegenitheit v. [21]

Der подлинный теоретический Керн коннте и ден теоретический Эрфольг вор дем jüdischen Exodus nicht mehr anknüpfen.Ebenso schwand die akademische Institutionalisierung in Form von Lehrstühlen. Einige Versuche die Berliner Theorie uber die Wahrnehmungsparadoxien hinaus anzuwenden versandeten rasch: Gabriele von Wartensleben, eine Schülerin Wertheimers, gebrauchte 1914 den Gestaltbegriff erfolglos für die Persönlichkeit; Вальтер Шеринг spann 1927 die große Nähe der Arbeiten Othmar Spann und Hegel zu einem soziologisch gefassten Gestaltbegriff weiter.

  • Анна Мария Хеннен: Die Gestalt der Lebewesen.Versuch einer Erklärung im Sinne der aristotelisch-scholastischen Philosophie. Königshausen und Neumann, Würzburg 2000, ISBN 3-8260-1800-1.
  • Дэвид Кац: Gestaltpsychologie. 4., э-э. Auflage. Швабе, Базель / Штутгарт 1969.
  • Wolfgang Köhler: Dynamische Zusammenhänge in der Psychologie. Хубер, Берн 1958.
  • Bruno Petermann: Die Wertheimer-Koffka-Köhlersche Gestalttheorie und das Gestaltproblem: Systematisch und kritisch dargestellt.Ein Kapitel aus der Prinzipienrevision in der gegenwärtigen Psychologie. Habil.-Schr. Лейпциг: Барт, 1928.
  • Wolfgang Metzger: Figural-Wahrnehmung. В: Норберт Бишоф, Вольфганг Мецгер (Hrsg.): Allgemeine Psychologie. Halbband 1, Wahrnehmung und Bewußtsein. Hogrefe, Göttingen 1974 (2. Auflage), ISBN 3-8017-0006-2.
  • Фридрих Зандер: Experimentelle Ergebnisse der Gestaltpsychologie. In: Bericht über den 10. Kongreß der Deutschen Gesellschaft für Psychologie in Bonn 1927. Jena 1928, S. 23–87.
  • Макс Вертхаймер: Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt. II. In: Psychologische Forschung. Band 4, 1923, S. 301–350.
  1. a b Rossi, Francesco: Gesamterkennen: Zur Wissenschaftskritik und Gestalttheorie im George-Kreis . 1. Auflage. Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург 2011, С. 181.
  2. ↑ Хартманн, Джордж В .: Гештальт-психология; Обзор фактов и принципов .Greenwood Press, Greenwood 1974, S. 11 ff. (Erstausgabe: 1935).
  3. ↑ Аннет Симонис: Gestalttheorie von Goethe bis Benjamin: Diskursgeschichte einer deutschen Denkfigur . 1. Auflage. Бёлау, Кёльн: 2001.
  4. ↑ Коффка, Курт: Принципы гештальт-психологии . 4. Auflage. Рутледж и Кеган Пол, Лондон, 1955, с. 682.
  5. ↑ Köhler, Wolfgang: Psychologie de la forme . 1. Auflage. Галлимар, коллекция «idées», Париж, 1929 год.
  6. ↑ Herder, Johann Gottfried von: Plastik: einige Wahrnehmungen über Form und Gestalt aus Pygmalions bildendem Traume. In: Heidelberger Historische Bestände — цифровой . 1. Auflage. https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/herder1778. Харткнох, Рига 1778, с. 26.
  7. Гердер, Иоганн Готфрид фон: Plastik: Einige Wahrnehmungen über Form und Gestalt aus Pygmalions bildendem Traume (Рига, 1778). S. 26, abgerufen am 26. Juli 2017.
  8. a b c Шиллер, Фридрих.: Über die ästhetische Erziehung des Menschen, in einer Reihe von Briefen . В: Schillers sämtliche Werke . Band 4, 15. Краткое. Котта, Штутгарт 1838, S. 558 и сл.
  9. ↑ Симонис, Аннетт: Gestalttheorie von Goethe bis Benjamin: Diskursgeschichte einer deutschen Denkfigur . 1. Auflage. Бёлау, Кёльн 2001.
  10. ↑ Goethe, Johann Wolfgang von: Von Deutscher Baukunst . В: Зайдель, Зигфрид (Hrsg.): Poetische Werke, Kunsttheoretische Schriften und Übersetzungen.Berliner Ausgabe. Band 19. Aufbau, Berlin, Weimar 1960.
  11. ↑ Goethe, Johann Wolfgang von: Zur Morphologie . В: Christian Wegner (Hrsg.): Goethes Werke: Hamburger Ausgabe in 14 Bänden . 5. Auflage. Band 13. Hamburg 1959, S. 55 ff.
  12. ↑ Goethe, Johann Wolfgang: Briefe zur Morphologie . В: Großherzogin Sophie von Sachsen (Hrsg.): Goethes Werke. Herausgegeben im Auftrag der Großherzogin Sophie von Sachsen. Группа 8.Германн Бёлау, Веймар 1887, с. 251, 268.
  13. ↑ Мартин К. Вольф: Ernst und Entscheidung . 1. Auflage. Номос, Баден-Баден 2016, ISBN 978-3-8487-3330-9, С. 138.
  14. ↑ Ehrenfels, Christian von: Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie . О. Р. Рейсланд, Лейпциг, 1890 г. (bnf.fr [abgerufen am 12. августа 2017 г.]).
  15. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie / herausgegeben von R. Avenarius; unter Mitwirkung von C.Геринг, М. Хайнце, В. Вундт . О. Р. Рейсланд, Лейпциг 1890, с. 252 (bnf.fr [abgerufen am 12. августа 2017]).
  16. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie / herausgegeben von R. Avenarius; unter Mitwirkung von C. Göring, M. Heinze, W. Wundt . О. Р. Рейсланд, Лейпциг 1890, с. 263 (bnf.fr [abgerufen am 12. августа 2017]).
  17. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie / herausgegeben von R. Avenarius; unter Mitwirkung von C.Геринг, М. Хайнце, В. Вундт . О. Р. Рейсланд, Лейпциг 1890, С. 272/292 (bnf.fr [abgerufen am 12. августа 2017]).
  18. ↑ Мартин К. Вольф: Ernst und Entscheidung . 1. Auflage. Номос, Баден-Баден 2016, ISBN 978-3-8487-3330-9, с. 143.
  19. ↑ Гольдштейн, Курт; Gelb, Adhémar: Psychologische Analysen hirnpathologischer Fälle auf Grund von Untersuchungen Hirnverletzter . В: Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie . № 41.1, 1918, с. 1–142.
  20. ↑ Перлз, Фредерик и Лаура: Das Ich, der Hunger und die Aggression: die Anfänge der Gestalt-Therapie . 2. Auflage. Dt. Taschenbuch, München 1969, S. 18.
  21. ↑ Doubrawa, Anke: Meine Wildnis ist die Seele des Anderen: der Weg zur Gestalttherapie . Хаммер, Вупперталь 2005, с. 132.
.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *