Определение воображения – ВООБРАЖЕНИЕ это что такое ВООБРАЖЕНИЕ: определение — Педагогика.НЭС
ВООБРАЖЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
ВООБРАЖЕ́НИЕ, способность конструировать образы.
Воображение в истории философии
Понятие В. (греч. φαντασία ) как особой ментальной способности впервые введено Платоном. В. описывается в «Филебе» как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделённого от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (сам термин впервые появился в «Государстве»). Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые отпечатки прообразов-эйдосов, или идей, то и способность В. как создающая образы неизбежно вносит искажения в представляемое ею. Развёрнутую теорию В. впервые даёт Аристотель в соч. «О душе»: В. есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления; это состояние есть некоторая деятельность, следующая за деятельностью чувственного восприятия; В. является промежуточным между чувственным восприятием и дискурсивным мышлением, поскольку, с одной стороны, оно не может действовать вне и помимо тела (поэтому В. есть у большинства животных), с др. стороны, оно доставляет необходимый материал мышлению, уже неявно предполагая не просто представление свойств предмета, но и некоторое о нём суждение, что может явиться источником возможных ошибок. Намеченная у Платона иерархия познават. способностей подробно разрабатывается Аристотелем и позднейшими платониками: чувственное восприятие (αἲσϑησις, sensus), В. (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логич. мышление (διάνοια, ratio), предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νοῦς, intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в её полноте. Во многом под влиянием стоиков В. начинает пониматься как творч. продуктивное В. (Секст Эмпирик и др.). Концепция В. получает дальнейшую разработку и уточнение в неоплатонизме, особенно у Плотина и Прокла. Через Августина и Боэция понятие В. (imaginatio) как отд. познават. способности переходит в схоластику, где В. уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте).
Понятие В. играет заметную роль в философии Нового времени; наряду с разумом, памятью и чувствами оно является одной из функций «познават. силы», или способности души, для Р. Декарта. Учение Канта о способности В. (Einbildungskraft) во многом определило трактовку В. в последующей филос. традиции. Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) В. (подобное различение можно найти ещё у Христиана Вольфа). Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, В. определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» («Критика чистого разума», B 151). Продуктивное В. связывает воедино многообразие чувственного созерцания (с которым В. роднит способность наглядного представления предмета) в соответствии с категориями рассудка (с которым В. роднит спонтанность, т. е. самодеятельность). Репродуктивное В., напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori. Продуктом чистого В. является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой – с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временны́х определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием. Кроме того, согласно Канту, решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре В. и рассудка.
В. как творч. способность играет центр. роль у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого В. через противопоставление и взаимоограничение «я» и «не-я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое В. является источником действительности и в конечном счёте самой действительностью. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят своё наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. С понятием творческого В. тесно связано понятие гения (у Ф. Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. Гумбольдта и Шеллинга).
Понятие В. существенно для теории познания, развиваемой в рамках аналитической философии. Так, согласно Г. Райлу, В. как единая и отдельная познават. способность есть только фикция, к В. обыкновенно относят разнообразные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Оживлённо обсуждается вопрос о роли образов В. как наглядных представлений в познании.
В феноменологии Э. Гуссерля В. было описано как осн. механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологич. редукции» психологич. особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. М. Мерло-Понти и Ж. П. Сартр, пытавшиеся преодолеть замкнутость феноменологич. подхода рамками сознания, рассматривали образы В. не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Воображение в психологии и когнитивной науке
Согласно представлениям, разработанным в психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции В. состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего. Осн. различение в эмпирич. исследованиях В. проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, В. Процессы репродуктивного В. относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного В., лежащего в основе худож. и науч. творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) В. К числу феноменов непроизвольного В. иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Эксперим. изучение В. первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетич. образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов В. преобладали физико-химич. аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографич. отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов В. приостановилось до появления во 2-й пол. 20 в. когнитивной психологии. Совр. исследования В. показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физич. объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творч. В. показали ограничения, накладываемые на В. привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, напр. кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли В. в качестве мнемотехнич. стратегии, улучшающей запоминание (см. Мнемотехника). Чем необычнее образы, тем больше они способствуют запоминанию. В психометрич. исследованиях интеллекта оценки творч. В. входят в число осн. компонентов креативности. Методы, стимулирующие творч. В., разработаны в психотерапии (метод «активного В.», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что В. открывает путь к осознанию и интеграции бессознат. содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познават. развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм В., включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 мес), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (напр., в индивидуальную теорию психики, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психич. развития часто сказываются на особенностях В. ребёнка и взрослого. Напр., дети с аутизмом могут испытывать специфич. трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастич. объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений В. и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется В. для интерпретации воспринимаемого, в свою очередь, В. опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал В. как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – В. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и В., так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций В. наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем В. увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием.
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуется как процесс применения языковых средств для управления В., т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. Одним из множества подобных средств управления В. является обращение отношений фигуры и фона. Напр., формально похожие фразы «дерево рядом с домом» и «дом рядом с деревом» вызывают разные образы – во втором предложении дом как бы уменьшается в размерах по сравнению с огромным или каким-то особенным деревом.
В современных работах по моделированию процессов познания у человека понимание В. как фундам. механизма науч. мышления связано с работами основателя логико-математич. интуиционизма, Л. Э. Я. Брауэра, а также С. А. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров».
К особенностям худож. В. относится приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастич. содержания в реалистич. контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах худож. В. используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, напр. трансформация идентичности людей и предметов, увеличение и уменьшение их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
bigenc.ru
40-Понятие о воображении. Виды и функции воображения
Вопрос № 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основ имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение — психических процесс, выражающийся:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшая знача воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, так сказать ориентируя человека в процессе деятельности. В процессе деятельности воображение выступ в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.
Нередко одна и та же задача м.б. решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее.
Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Виды воображения: пассивное и активное. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, тенденций, влечений, не завис от сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируется им; здесь нет еще собственно оперирования образами.
Пассивное воображение м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и преднамеренным, которое создает образы, не связи с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы). В высших формах воображение, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение м.б. воспроизводящее и творческое. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех/иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами — схемами, символами. Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Функции воображения
1. Регуляция поведения и деятельности — т.е. человек представляет результаты своего возможного поведения, возможные последствия действий. Человек либо отказывается от данных действий, либо наоборот активирует свою деятельность (старается реализовать свои мечты).
2. Преобразовательная функция — т.е. воображение позволяет создавать идеальные модели, прообразы будущего, которые продвигают научно-технический прогресс, позволяют развиваться цивилизации.
Виды воображения
По критерию целеполагания выделяют: непроизвольное и произвольное воображение.
Непроизвольное воображение — это непреднамеренное (без цели) создание новых образов (например при чтении книги).
Произвольное воображение — это целенаправленное создание новых образов.
По критерию оригинальности новых образов выделяют: репродуктивное или воссоздающее воображение и продуктивное (творческое) воображение.
Репродуктивное воображение — это создание новых образов на основе описания или условного изображения. Например: Если посмотреть на карте мира на Антарктиду, то появится образ льдов, на Африку — джунгли, пустыня. Репродуктивное воображение дает человеку познавать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. И на основе этого воображения создается установка, т.е. некое представление наступающих событий и соответствующее отношение к ним (влияет на взаимоотношения). Каузальная атрибуция — приписывание негативных образов (муж вовремя не пришел домой).
Творческое воображение — это создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе новой научной, художественной, литературной и музыкальной деятельности.
Фантазия
Фантазия — это вид творческого воображения, когда в создаваемом образе отдельные его элементы находятся в необычных или нереальных сочетаниях.
По степени активности выделяют: пассивное и активное воображение.
Когда воображение выступает как заместитель активной деятельности и не приводит к конкретным действиям — это пассивный вид воображения. Активный вид наоборот, приводит к конкретным действиям.
Операции воображения (способы которыми мы создаем воображение)
1. Агглютинация (склеивание) — это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия — лодка, самолет, автомобиль).
2. Аналогия — новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека — грабли, молоток, клещи и т.д.
3. Гиперболизация (преувеличение) — это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи — пиноккио, или собака — хозяин).
4. Типизация — это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора — образ женщины).
В своем развитии в онтогенезе воображение проходит два пика:
1-й пик приходится на дошкольный возраст, когда воображение интенсивно развивается в сюжетно-ролевой игре.
2-й пик развития воображения происходит в подростковом возрасте, когда окончательно складывается функция абстрагирования.
2
studfile.net
9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.
Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, — видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.
Воображение — психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.
Виды воображения: 1)воссоздающее воображение — развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.
Виды воображения:
«»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.
Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.
Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.
Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.
1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.
2) гиперболизация — характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.
3) заострение — подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).
4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.
5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.
Развитие воображения.
Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.
Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.
Мечта — образы желаемого будущего.
studfile.net
ВООБРАЖЕНИЕ — это… Что такое ВООБРАЖЕНИЕ?
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов
ВООБРАЖЕНИЕ — способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… … Энциклопедия культурологии
Воображение — Воображение ♦ Imagination Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… … Философский словарь Спонвиля
ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… … Толковый словарь Ушакова
воображение — Фантазия. Ср … Словарь синонимов
воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь
Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Воображение. Виды воображения. | Psylist.net
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Общая психология:
psylist.net
определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения:
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
Образное представление действительности;
Регулирование эмоциональных состояний;
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
studfile.net
воображение — это… Что такое воображение?
— способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответственных описанию объекта.
Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения — в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход — представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения — воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:
1) воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;
2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах.
Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:
1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
3) заострение — подчеркивание некоих признаков;
4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
По степени выраженности активности различаются:
1) воображение пассивное;
2) воображение активное.
Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru