Организация обучения это – Формы организации обучения

Формы организации обучения

Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Определение 1

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Эмпирическая типологизация средств обучения

В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:

  • индивидуальная, которая предполагает, что воздействие будет оказано на одного индивидуума;
  • групповая: учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе различных критериев;
  • фронтальная: педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.

Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.

Работа в группе эффективна в тех случаях, когда в нее объединяется 5-7 человек. Разделение на группы позволяет реализовать дифференцированных подход к обучению и воспитанию, так как состав группы является более-менее однородным по уровню подготовки, интересам и увлечениям. В таких условиях можно привлечь для изучения большее количество фактического материала, использовать проводимую работу для выявления и установления действующих в группе механизмов и закономерностей, проверить достоверность с

zaochnik.com

Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

Эффективноть проведения обучения зависит от многих факторов. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим основные этапы и элементы процесса организации обучения.

Процесс обучения

Процесс обучения можно представить в виде следующей схемы:

В тех организациях, где работа с персоналом осуществляется системно, процесс профессионального развития сотрудников является непрерывным и цикличным.

Потребности в обучении

Существует 3 вида потребностей, на удовлетворение которых должно быть направлено обучение.

  • Потребности организации
При определении потребностей организации речь будет идти о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персоналорганизации для реализации ее целей, и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты, вложение в обучение способствует созданию благоприятного климата в организации, повышает мотивацию сотрудников и их лояльность к компании, обеспечивает преемственность в управлении. Стратегия развития компании, миссия компании и ее видение также являются важным источником сведений о потребностях в обучении. Задача специалистов по обучению состоит в том, чтобы перевести положения стратегии на язык профессионального обучения.
  • Потребности профессии

Потребности, связанные с выполнением обязанностей, определяются на основе анкетирования или опроса непосредственных руководителей и специалистов, успешно выполняющих эти обязанности, анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, сотрудники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста. Это особенно важно в современных условиях.

  • Потребности личности

Обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Внутрифирменное обучение позволяет быстрее адаптироваться в коллективе, в профессии, ощутить приобщенность к ценностям компании, выявить свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности и в результате построить планы собственного развития в профессии.

Значение обучения

Эффективное обучение приносит большую пользу и имеет огромное значение в развитии как для организации, так и самих сотрудников.

Можно выделить следующие основные эффекты от повышения квалификации персонала для организации:

  • повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиями рынка, таким образом, повышается ценность человеческих ресурсов компании;
  • позволяет организации более успешно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества и производительности труда, снижение травматизма, сокращение издержек и снижение себестоимости, а также успешно справляться с введением новых направлений деятельности организации;
  • повышение приверженности персонала к организации, снижение текучести кадров;
  • поддержка и распространение среди сотрудников ценностей и приоритетов организационной культуры, продвижение новых подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Эффект для сотрудников:

  • рост квалификации, компетентности;
  • более высокая удовлетворенность своей работой;
  • расширение профессиональных и карьерных перспектив;
  • рост самооценки.

Факторы, влияющие на качество обучения

Среди факторов, влияющих на качество обучения можно выделить факторы как со стороны компании, так и со стороны самого обучающегося.

Факторы со стороны компании:

  • качество обучения — насколько программа обучения является структурированной, содержательной, доступной для понимания и отвечает ли он целям обучающихся;
  • качество поддержки сотрудника после прохождения обучения, то есть уровень поддержки и помощи сотруднику в применении полученных знаний и навыков в рабочую деятельность;
  • культура, способствующая обучению — насколько в компании созданы условия для прохождения обучения и насколько руководство компании поощряет развитие сотрудников.

Факторы со стороны сотрудника:

  • предпочтение различных видов учебной деятельности и предыдущий опыт, указывающий на то, что лучше всего усваивается сотрудником при обучении;
  • мотивация, основанная на положительных и отрицательных оценках стандартов поведения, принятых в организации;
  • личные цели — например, амбиции, стремление учиться, чтобы повысить шансы профессионального роста в своей или за пределами своей организации;
  • личные интересы, основанные на том, что человеку нравится делать и что он хочет делать, чтобы испытать себя;
  • личная ситуация сотрудника (т.е. что еще на уме у человека) — личные обстоятельства могут влиять на то, насколько человек может сосредоточиться на обучении и развитии;
  • потенциальные и фактические знания — имеет ли работник базовый объем знаний, необходимый в качестве предпосылки обучения;
  • способности — то есть, способен ли работник интеллектуально понять теорию, воспринять понятия и все то, чему его обучают.

Перечисленные пункты не исчерпывают всех факторов, влияющих на обучение, но и они показывают, что какое бы обучение и развитие ни предлагалось и ни проводилось, реальная ситуация в сфере обучения и развития определяется самыми разными факторами.

Условия высокой эффективности обучения

Для успешного достижения целей обучения должны быть созданы благоприятные условия обучающимся, верно определено содержание обучения и выбор средств, которые наилучшим образом позволят решить данные задачи, а также необходимо максимально использовать принципы, обеспечивающих высокую эффективность учебной деятельности.
Среди принципов, реализация которых обеспечивает высокую эффективность обучения, можно выделить следующие:

  • Принцип учета начального уровня знаний и опыта обучающихся

Основой для эффективного обучения персонала является правильная оценка его уровня подготовки. Кроме того, обучающиеся могут различаться по уровню развития у них способностей необходимых для успешной профессиональной деятельности в определенной области. В случае больших различий в уровне подготовки между слушателями, программу приходиться ориентировать на средний уровень, что снижает потенциальную возможную отдачу от обучения слушателей с более высоким уровнем подготовки. Выравнивание учебных групп по уровню общей профессиональной квалификации слушателей позволяет повысить эффективность обучения.

Но данный принцип не всегда удается соблюдать из-за стремления оптимизировать затраты, поэтому не всегда есть возможность формировать одинаковые по уровню знаний группы для обучения. Так, в ТБМ обучение вновь назначенных директоров и заместителей директоров филиалов/дивизионов проходит в штаб-квартире компании с периодичностью 1-2 раза в год. Группы для обучения формируются по мере комплектования, поэтому некоторые директора приезжают сразу после назначения без опыта, а некоторые — через определенное время с уже накопленным опытом.

  • Принцип формирования и поддержания высокой мотивации к обучению

Важной задачей для преподавателя является формирование у слушателей высокой мотивации к обучению, отсутствие мотивации или отсутствие желания учиться ограничивают возможности обучающихся к усвоению новых знаний. Повышения мотивации является важной задачей, которую преподавателям необходимо по ходу обучения. Для того чтобы сгладить различия в уровне мотивации к обучению необходимо еще до начала обучения стимулировать стремление работников к развитию профессиональных навыков и получению новых знаний.

  • Принцип обеспечения слушателей полной и своевременной обратной связью

Предоставление обучающимся информации об успехах в обучении и о том, в какой степени эти достижения отвечают установленным требованиям, является одним из принципов обеспечивающих эффективное обучение. Обратная связь необходима для отслеживания прогресса в обучении, а также при возникновении возможных затруднений, для понимания их характера, источников и причин возникновения, и определения действий для того чтобы избежать их в будущем. Обратная связь повышает мотивацию к обучению.

  • Принцип практической отработки полученных навыков

Практика – это возможность уже в ходе занятий проработать полученные в ходе обучения знания и навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми обучающимся приходиться сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности. Без практического закрепления знаний, навыков и умений, которые были освоены в ходе учебы, трудно рассчитывать на реальное повышение отдачи от работников и улучшения рабочего поведения.

  • Принцип переноса приобретенных знаний и навыков в рабочие условия

Ключевым вопросов при подготовке любой программы профессионального обучения и использования любого метода обучения работников является вопрос применимости полученных навыков и знаний непосредственно к своей профессиональной деятельности. Если полученные знания и навыки в одной ситуации можно успешно применить в другой ситуации (при выполнении другой работы), то такой перенос называется позитивным. Нейтральным переносом называется перенос, при котором полученные знания и навыки в одной ситуации не применимы в другой ситуации. Негативный перенос – это перенос, при котором полученные навыки и знания в одной ситуации отрицательно сказываются на результаты деятельности в другой ситуации.

  • Принцип востребованности результатов обучения

Данный принцип заключается не только в готовности и стремлении работника к практическому использованию результатов обучения в работе, но и то, насколько условия на рабочем месте располагают к этому. Работники получают знания для того, чтобы они могли их применять на своей работе, могли лучше выполнять те задачи и функции, которые выполняют сегодня или которые им предстоит выполнять в будущем. Без соблюдения данного принципа теряется всякий смысл обучения. Обеспечение высокого уровня востребованности результатов обучения – сложная задача, требующая как от самих работников, так и от руководителей старых стереотипов работы, а также возможной перестройки всей системы управления.

Эффективность работы по обучению и повышению квалификации, может быть повышена за счет уменьшения или устранения факторов снижающих её эффективность, таких как плохая система контроля, низкая подготовка самих преподавателей, отсутствие заинтересованности руководства. А также выявление недостаточно полного использования методик обучения, неверно выбранных методик, незнание опыта других организаций.

Оценка эффективности обучения

По окончании обучения важно оценить его эффективность. Это значит, что нужно понять, достигнуты ли поставленные цели, проконтролировать качество проведения обучения, рассчитать эффективность затрат на обучение и определить его практическую ценность — насколько успешно новые знания и навыки применяются на рабочем месте.

На тему оценки эффективности обучения ведется много дискуссий. Одни считают, что измерить экономический эффект от обучения невозможно, или, по крайне мере, оценка будет не корректна, а другие же напротив, утверждают, что результат обучения можно и нужно рассчитывать. 

Более подробную информацию о подходах к оценке эффективности обучения можно узнать из статьи Оценка эффективности обучения 

www.wikipro.ru

Лекция 6.

Тема. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

План

1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации.

2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

3. Урок – основная форма организации обучения. Урок как целостная система.

4. Типология и структура уроков.

5. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

6. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

7. Система уроков по теме.

8. Другие формы организации обучения.

9. Подготовка учителя к уроку.

10. Анализ и самооценка урока.

1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной работы» как педагогических категорий пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя, что «к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения», и что «многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории (см. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. М., 1990. С. 231— 232). Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М. Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: «Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 223). Естественно, напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое «организация» в данном контексте?

Что такое форма организации обучения?

В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре СИ. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма — это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В «Философской энциклопедии» понятие форма определяется так: «форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета» (Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1970. С. 383). И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.

Применительно к обучению, форма — это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом1.

Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков — циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов, считают, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма» — «форма обучения» и «форма организации обучения». В первом своем различии «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин «форма обучения» отличается от термина «форма организации обучения», обозначающего какой-либо вид занятия — урок, предметный кружок и т.п. (Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. С. 49).

Что же понимается под термином «организация» вообще и в чем суть педагогической трактовки этого термина?

Согласно толковому словарю В. Даля, «организовать или организировать» означает устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно. В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта» (Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 4. С. 160). Далее подчеркивается, что важны именно эти «два значения понятия организации, относящиеся как к объектам природы, так и социальной действительности и характеризующие организацию как расположение и взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)» (там же. С. 160—161).

Исходя из такой трактовки термина «организация», И.М. Чередов справедливо констатирует, что форма организации обучения предполагает «упорядочивание, налаживание, приведение в систему» взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя. Построенная на оптимальном сочетании компонентов процесса как целостной динамической системы, она способствует его результативности. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя. Вот один из примеров такой организации. Учебное занятие начинается с чтения учащимися параграфа учебника под углом зрения какого-либо задания, выписывание своих вопросов, какие возникают у школьников в ходе чтения, фиксации непонятных им вопросов. Учитель, в свою очередь, собирает эти вопросы, классифицирует, отмечает качество вопросов, их глубину, содержательность. Устанавливает их связь с предыдущей темой, другими учебными предметами, актуальными проблемами производства, экономики, культуры, жизни.

После того как каждый учащийся в своем темпе познакомился с новым материалом, уточняются и разбираются вопросы учащихся. На них отвечают наиболее подготовленные школьники. Учитель по мере необходимости уточняет, дополняет ответы учеников, отвечает на самые сложные вопросы, используя известные ему методы и приемы обучения. Затем начинаются практические занятия — упражнения, решения задач, лабораторные работы. Тут учитель оценивает уже не только знания, но и умения их применять. При этом он может привлекать на помощь слабым ученикам более сильных, создавая творческие группы, расширяя столь необходимые в этом возрасте деловые общения. По итогам практических работ выставляются оценки. Несправившиеся с заданием прорабатывают материал изучаемой темы в резервное время (внеурочное) вместе с учителем и сильными учениками. В таком характере учебного занятия четко просматриваются формы организации учебной деятельности школьников, формы организации обучения.

Приведенный пример организации учебной работы означает, что одна и та же форма обучения (например, урок) может иметь различные модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует история развития организационных форм обучения.

studfile.net

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — это… Что такое ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ?


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
способ предоставления образовательных услуг, учитывающий режим жизнедеятельности обучаемого и его социально-психологические особенности; представляет собой совместную познавательную деятельность педагогов и учащихся, для которой характерны систематичность и целостность, определенность ведущих дидактических целей, постоянство состава обучающихся, наличие определенного режима проведения (установленная продолжительность, определенность места проведения и т. п.). Основная форма организации обучения — урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, диспут, защита проекта, студийные занятия, факультативы, кружки.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Смотреть что такое «ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:

  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — устойчивое завершенное объединение всех компонентов педагогического процесса в их единстве. Основной формой организации обучения является урок [55; 93] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Формы организации обучения — Философская категория формы используется для описания способа упорядочивания объекта, его внутренней и внешней организации. Форма организации обучения  это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования. В …   Википедия

  • Форма обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельногозвена процесса обучения; эта форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Форма (значения) — Форма (лат. forma) Форма (философия) в философии  противоположность содержанию, субстанции, материи. Форма в сфере одежды  одежда военных, милиции и т. д. Форма  установленный образец, шаблон оформления документации. Форма  элемент стандартного… …   Википедия

  • форма — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? формы, чему? форме, (вижу) что? форму, чем? формой, о чём? о форме; мн. что? формы, (нет) чего? формы, чему? формам, (вижу) что? формы, чем? формами, чём? о формах 1. Формой называются внешние… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Коллективный способ обучения — Коллективный способ обучения  это общественно исторический этап (общественно историческая стадия, формация) развития сферы образования. Термин «коллективный способ обучения» (КСО) ввёл Виталий Кузьмич Дьяченко. Содержание 1 …   Википедия

  • Виды обучения — Виды обучения  классификация учебных процессов по какому либо основанию. Виды обучения могут быть выделены по разным основаниям. Содержание 1 1. По общности осваиваемого обучающимися содержания образования …   Википедия

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе определенных признаков… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — варианты пед. общения между обучающими и обучаемыми в уч. воспитат. процессе; осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик ученик). В этом… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Букварь. 1-й дополнительный класс. Учебное пособие. Адаптированные программы. Часть 1. ФГОС ОВЗ, Кац Зоя Григорьевна, Рау Федор Федорович, Слезина Нина Феодосьевна, Морева Надежда Александровна. Учебное пособие предназначено для глухих обучающихся и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области`Филология (Язык и речевая… Подробнее  Купить за 2161 грн (только Украина)
  • Букварь. 1-й дополнительный класс. Учебное пособие. Адаптированные программы. Часть 2. ФГОС ОВЗ, Кац Зоя Григорьевна, Рау Федор Федорович, Слезина Нина Феодосьевна, Морева Надежда Александровна. Учебное пособие предназначено для глухих обучающихся и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области`Филология (Язык и речевая… Подробнее  Купить за 2141 грн (только Украина)
  • Разработка проектов организации строительства промышленных зданий и сооружений Учебное пособие, Ширшиков Б., Жадановский Б., Синенко С. и др.. В работе освещаются правила и методические подходы разработки проектов организации строительства как одного из разделов проектной документации. При этом рассмотрены… Подробнее  Купить за 682 руб
Другие книги по запросу «ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ» >>

professional_education.academic.ru

Формы организации обучения

В мире, окружающем нас, в единстве и неразрывном взаимопроникновении сосуществуют друг с другом содержание и форма. Вместе они составляют единое целое мира материальных сущностей, действий и итогов этих действий. Форма — это внутренняя организация содержания, которая обнимает систему стабильных взаимосвязей предметов.

С.И. Ожегов описывает «форму» как внешний вид, наружное очертание, устройство, систему чего-либо, которая обусловлена конкретным содержанием.

В педагогике проблема формы существует уже очень давно. Впервые серьезным научным обсуждением этой проблемы занимался известный педагог Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике». В наше время исследованием форм организации обучения занимались такие учёные, как И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, М.Н. Скаткин, Г. Куписевич и другие. Отдельные формы организации обучения и аспекты нашли свое отображение в работах М.И. Махмутова, В.П. Стрезикозина, Г.Д. Кирилловой, И.М. Чередова, польского педагога В. Оконя и других. Имеется интересный опыт становления новых форм обучения и у педагогов-новаторов.

Но в педагогической науке до сих пор не разработаны на понятийном уровне такие понятия, как «форма», «форма организации обучения», «организационные формы обучения», т.е. понятия о формах обучения и основания их классификации. Изучив и проанализировав концептуальные подходы ряда названных авторов, П.И. Пидкасистый выдвигает свою собственную позицию.

Форма, представляя собой наружное очертание, внешний вид отрезков, циклов обучения, отображает систему их стабильных взаимосвязей и взаимосвязей компонентов внутри всякого цикла обучения и как дидактическая группа означает наружную сторону организации учебного процесса, связанную с численностью обучаемых детей, временем и местом обучения, а также порядком его воплощения.

Формы организации обучения

И.И. Прокопьев в дидактическом плане дает форме следующее определение: форма обучения есть наружная сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов». Таким образом, в педагогических формах представлена не только предметная, но и функциональная части учебного процесса. Отмечая данную связь, надлежит профессионально относиться к их прогнозированию, применению и совершенствованию. Не считая обучения имеется еще организация обучения. В Толковом словаре В. Даля термин «организация» означает «организовать либо организировать», т.е. уладить, определить, привести в порядок, собрать, сформировать, создать стройно. Организация обучения подразумевает организацию деятельности учеников и учителя, сведение в порядок учебного процесса, привнесение ему стройности, т.е. соответствующей формы.

Форма организации обучения представляет собой целостную системную характеристику процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и обучащихся, пропорции управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, численности детей, целей, средств, содержания, способов и итогов обучения. В зависимости от метода организации занятий различают последующие разновидности форм обучения:

  1. индивидуальное обучение;
  2. классно-урочная система;
  3. лекционно-семинарская система. Не считая всех обычных форм обучения, можно обучаться и на чужом материале, в данном случае, познания сами собой откладываются в голове.

Функции форм организации обучения

Данные формы в совокупности исполняют следующие функции:

  1. обучающе-образовательную, которая дозволяет проектировать и применять эти формы для создания более действенных условий передачи детям познаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и становления способностей;
  2. воспитательную, которая гарантирует методичное вступление воспитанников в различные виды деятельности и формирование интеллектуальных, высоконравственно-психологических и физических свойств личности;
  3. организационную, требующей точной методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
  4. психологическую, которая подразумевает наилучшее формирование у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
  5. развивающую, которая связана с созданием разнообразия условий для настоящей интеллектуальной деятельности;
  6. систематизирующую и структурирующую, гарантирующие научную очередность и последовательность передачи информационного учебного материала;
  7. комплексирующую и координирующую, которые предполагают собой взаимозависимость самих форм обучения с целью увеличения эффективности образовательного процесса;
  8. стимулирующую, которая проявляется в учете возрастных особенностей учеников.

Урок – как главная форма организации обучения

Урок считается главной структурной единицей учебного процесса в школе и характеризуется неизменным составом обучаемых групп, условно устойчивым составом преподавателей, предметной системой обучения и условной структурной законченностью конкретного цикла обучения: проверка пройденного, изучение нового материала, упражнения, контроль усвоения.

Уроку, несмотря на однозначные преимущества коллективного обучения, присущи также и серьезные внутренние противоречия. Необходимо особенно выделить, что речь идет не о нерациональных и непродуманных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.

Первое противоречие между коллективным методом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, психологического реагирования, интеллектуальной деятельности, становления всякого ребёнка. Оно чаще всего вытекает в поиск усредненных вариантов обучения и внедрение конкретных компенсирующих методик работы, таких как консультации и дифференцированные задания для наиболее сильных и наиболее слабых учеников.

Второе противоречие между регулярностью прямой (от учителя к воспитаннику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от воспитанника к преподавателю) взаимосвязи. От учителя воспитанники все время получают информацию, указания, задания, инструкции. Преподаватель воздействует на их самим стилем своего поведения, подходом, авторитетом. Сам преподаватель лишь во время беседы, выслушивания ответов, надзора, проведения самостоятельной работы, экзамена, зачета, приобретает информацию о труде, затруднениях и удачах своих воспитанников. В силу этого снижается способность управлять учебным действием, растёт количество педагогических просчетов и погрешностей, и прежде всего непопаданий в зону ближайшего развития воспитанника.

Третье противоречие между задачами становления многоплановой активности, в том числе фактически преобразующей, задачами включения подростков в настоящую жизнь и подготовки их к дальнейшей жизни, творческому труду и в большей степени вербальным характером обучения. Ученики читают, слушают, смотрят, выполняют задания, в лучшем случае думают и ощущают, сидя за партой, улавливая и проявляя все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует не достаточно. Четвертое противоречие между настоящим размером определенного учебного материала, времени, нужным для его исследования, и временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и разносторонне расцениваемые «погружения» в учебный объект, когда в какой-то период учебного года конкретному предмету отдается наибольшее количество времени. Для того чтоб урок был более действенным, преподаватель обязан находить методы неизменного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, в конечном счете, эффективность обучения.

spravochnick.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *