Особенности самосознания младшего школьника: Лихачева М.В. | ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лихачева М.В. | ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рейтинг

[Всего голосов: 5 Средний: 4.8]

cтудент  ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд, 4), e-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальной на современном этапе проблеме развития самосознания детей младшего школьного возраста как важнейшего составного компонента личности. В статье определены проблемы становления и развития самосознания у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются идеи отечественных педагогов, психологов о развитии у человека высших психических функций. Показано, что данные идеи в настоящее время актуальны и могут быть взяты на вооружение теорией и практикой.

На современном этапе развития психологической науки одной из актуальных проблем является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. Проблема становления личности связана с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как духовному, физическому и общественному существу. Наше представление o себе играет важную роль в отношениях c окружающими людьми. Самосознание, являясь «ядром личности», оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Самосознание – это осмысление человеком своих личностных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем. Одним из главных условий, благодаря которым индивид становится личностью является самооценка. Онa формирует у субъекта потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.

Как мы знаем традиционно в начальной школе основное внимание уделяется познанию окружающего мира через основы предметных знаний, а процесс самопознания младших школьников происходит опосредованно. Самопознание — это начало процесса самосознания, которое является приоритетом подросткового возраста.

Оно развивается во взаимодействии и общении с другими людьми, на основе сравнения себя с ними.

Исследователи, изучающие проблемы развития детей младшего школьного возраста, отмечают, что представления их об особенностях своей личности еще недостаточно устойчивы и мало дифференцированно (A.B. Захарова), они не умеют думать о себе, эти умения находится лишь в зачаточном состоянии (Г. Олпорт), так как у них нет целостного, истинного понимания себя (И.И. Чеснокова).

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Учебная деятельность становится ведущей для ребенка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — школьника, связанной с выполнением работы, которую высоко оценит взрослый. И даже если желание занять это новое место в жизни появляется у ребенка не в самом начале обучения, а позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции существенно меняет его самосознание.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям.

Структура самосознания ребенка укрепляется, расширяется, наполняется новыми ценностными ориентациями. Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки и во многом определяет социальный статус ребенка.

Принято считать, что для того чтобы изменения в личностной сфере были устойчивы и положительно влияли на процесс развития младшего школьника, недостаточно естественных условий созревания. Необходимо создание образовательной среды, в которой осуществляется целенаправленная работа, как самих учащихся, так и учителя. Именно поэтому проблема формирования мотивации самопознания в младшем школьном возрасте становится актуальной.

Деятельность и поведение человека регулируется самосознанием, которое является одним из главных компонентов психологического склада личности. Составляющими самосознания являются: когнитивный компонент (представление о своих качествах личности и сущности), эмоционально-аффективный компонент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной и зарубежной психологии и философской мысли. В работах таких исследователей, как Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чеснокова, У. Джеймса и др. проанализирован вопрос о предметном содержании и становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности, раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. Самосознанием в младшем школьном возрасте напрямую связано с развитием самопознания и самосовершенствования личности в целом [2, 3, 7, 8].

По мнению большинства исследователей, наиболее последовательная теория о развитии у человека высших психических функций была создана Л.С. Выготским. В соответствии с данной теорией, ребенок приходит в мир, обладая данными ему от природы психофизиологическими функциями. Л.С. Выготский доказывает, что развитие самосознания личности является результатом взаимодействия и общения ребенка с другими людьми. При этом высшие психические функции основываются на овладении собственным поведением.

Только тогда можно говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением.

Как показывают многочисленные исследования (И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Э. Риньяно и др.), осознание собственных психических операций появляется у ребенка относительно поздно. Если проследить, как возникает процесс самосознания, то можно увидеть, что он проходит в развитии высших форм поведения через три основные ступени. Вначале любая высшая форма усваивается ребенком исключительно с внешней стороны. С объективной стороны эта форма поведения уже заключает в себе все элементы высшей функции, но субъективно, для самого ребенка, она является чисто природным способом поведения. Только благодаря тому, что другие люди наполняют природную форму поведения социальным содержанием, она для других раньше, чем для самого ребенка, приобретает значение высшей функции. Наконец, в процессе длительного развития ребенок начинает осознавать строение этой функции, начинает управлять своими внутренними операциями и регулировать их

По мнению А.

В. Петровского, в младших классах школы возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств, пока что на уровне осознания причин своих успехов и неудач. Стремлением к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими связанно со становлением самосознания. Образ «Я» – это представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и не любя и даже понимая и не понимая себя. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности.

Р. Бернс говорит о Я-концепции как о совокупности представлений индивида о себе, сопряженной с их оценкой. «Я-концепция» в сущности, определяет не только то, что представляет собой индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [2].

В отечественной психологии принято считать, что на формирование личности младшего школьника и его самосознание решающее влияние оказывают социальные условия и факторы. Наиболее сильно проявляется влияние следующего ряда факторов: семья; взаимоотношения в системе «учитель-ученик»; общество сверстников; идеал.

По нашему убеждению, первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка является семья. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка является перенесенными вовнутрь знаниями и отношениями взрослых в сочетании с собственной активностью ребенка. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: родители, хорошо зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, формируют его самосознание и коммуникативные качества [1].

Отношение в сфере «учитель-ученик» это следующий фактор. Не только родители, но и учителя влияют на самосознание младших школьников.

В работах М.И. Лисиной очень широко представлено исследование влияния общения на психическое развитие ребенка. Она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослыми. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание [4]. Можно согласиться с ее выводами, но при этом, наравне с общением столь же важным условием психического развития ребенка является социальная среда.

Зачастую учитель, внимание которого направлено, прежде всего, на учебную успеваемость, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Младший школьник очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей, поскольку интерес к себе у ребенка обострен. Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые критические замечания по отношению к себе. А когда критические замечания попадают на почву неуверенности в себе, в своих способностях и возможностях, то возникают сильные переживания в виде тоски и обиды. Таким образом, учитель, выступая безусловным авторитетом для детей, оказывает наибольшее влияние на самосознание и самооценку младшего школьника.

Далее раскроем такой фактор, как влияние общества сверстников. Основной инстанцией социализации, наряду с родительским домом, является школа. Исследование кризиса 7 лет показало, что в этом возрасте особую значимость для ребенка приобретают его положение среди сверстников и его роль в более широком социальном контексте. Социальная активность, направленная на завоевание признания и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности [8]. Представляется, что развитие коммуникативных способностей и самосознания младших школьников напрямую зависит от общения со сверстниками. Познание другого человека, а так же познание самого себя в сравнении с ним, является целью общения со сверстниками.

Если статус школьника достаточно высок, только тогда, по нашему мнению, группа сверстников является благоприятной для развития самооценки и самосознания средой. Место в системе отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.

Несколько слов о влиянии идеала в развитии самосознания. Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В возрастной психологии идеал – это нравственный образец, эталон, который служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович утверждает, что психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому школьник стремится сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки» [2]. Идеалом для младшего школьника могут служить люди ближайшего окружения: отец, мать, старший брат или сестра, затем учитель (при условии его авторитетности).

По нашему мнению, в формировании самосознания младшего школьника перечисленные факторы выступают взаимовлияющими компонентами. Становится очевидным, что любое исследование факторов может быть только комплексным.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте постепенно формируется самосознание. Ведущей формой развития самосознания в младшем школьном возрасте является самооценка. Референтная группа предъявляет к конкретной личности определенную оценку, и в целом от нее зависит уровень самооценки.

Постепенно накапливаются психические качества, ведущие ребенка к важному моменту развития его самосознания в подростковом возрасте. Наиболее устойчивые предпосылки сформированности самосознания в младшем школьном возрасте относятся к внешним характеристикам, а самопредставление внутренних качеств находится на стадии формирования, характеризуется нечеткостью и малой объективностью.

В условиях школы развитие самосознания, осуществляется в процессе сложноорганизованной, многопредметной, социально-значимой деятельности и определяется степенью вовлеченности в нее самого ученика.

Основным способам повышения уровня самосознания младших школьников будет являться, по нашему мнению, усовершенствование педагогического процесса, в котором будут совмещены элементы традиционной (коллективная работа, работа в группах) и личностно-ориентированной (диалогичность, творчество, ситуации успеха рефлексивные методы, педагогическая поддержка личности, субъект субъектные отношения) программ.

 Литература

  1. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореф. канд. психол. наук. – Н., 2000. – 23 c.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 425 c.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М., 2013. – 352 с.
  4. Выготский Л.С. Собр. Соч., т. 3. – М.: 1983, С. 144, 145.
  5. Кон И.С. Открытие “Я”. – М.: Политиздат, 1978. – 325 с.
  6. Лисина М.И. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 2001. – 346 с.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
  8. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии. 1985. № 4. – С. 162–164.
  9. Чикишева  О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. – С. 90-92.

Likhacheva M.V.

Moscow City University, Moscow, Russia, (129226, Moscow, Selskoxozyajstvennyj  proezd, 4), e-mail: [email protected]

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE CONSCIOUSNESS OF CHILDREN

 OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the actual at the present stage the problem of developing the self-awareness of children of primary school age as the most important component of the personality. In the article the problems of formation and development of self-consciousness in primary school age. Examines the idea of domestic pedagogues, psychologists on human development of the higher mental functions. It is shown that these ideas are currently relevant and could be taken up theory and practice.

 Keywords: the identity of the child, primary school age, development, identity, self-knowledge, ideal,   consciousness, «I-concept», identity, educational activities, education environment, family.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/likhacheva-m-v-osobennosti-formirovani/

3.1. Сфера самосознания младшего школьника . Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

Определенный уровень развития самосознания, достигнутый к началу младшего школьного возраста, является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок осознает себя не изолированным, а находящимся в системе определенных человеческих отношений, т. е. у него появляется осознание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания находится в прямой связи с формированием особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Желание занять позицию школьника определяет развитие личности ребенка в целом, обусловливая его поведение, деятельность и систему отношений к окружающей действительности, другим людям и самому себе. Самосознание ребенка развивается в учебной деятельности, которая отличается от игровой обязательностью, целенаправленностью, произвольностью, результативностью. Учебная деятельность младшего школьника оценивается окружающими и поэтому оказывает решающее влияние на положение ребенка среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его эмоциональное состояние, самооценка. Включаясь в учебную деятельность, ребенок познает самого себя, у него формируются система представлений о себе, самооценка, навыки самоконтроля и саморегуляции.

Представления о себе являются основой самооценки младших школьников, их отношения к себе. Дети младшего школьного возраста отличаются неоднородностью по уровню сформированности у них представлений о себе. У некоторых младших школьников сформированы относительно адекватные и устойчивые представления о себе, в содержание которых входят многие сложные и обобщенные свойства личности. Такие дети могут анализировать свои поступки, выделять их мотив, размышлять о себе. В деятельности эти дети чаще всего ориентируются на знания и представления о себе, чем на оценку окружающих, и у них быстро формируются навыки самоконтроля. Среди детей младшего школьного возраста встречаются также дети с неадекватными неустойчивыми представлениями о себе. У таких школьников не сформированы умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки и действия. Число осознаваемых ими собственных свойств личности ограничено. Хотя в некоторых ситуациях эти дети могут оценивать себя адекватно. Для формирования навыков самоконтроля у таких детей необходимо целенаправленное руководство со стороны взрослых. У некоторых младших школьников представления о себе сильно зависят от оценки взрослых и содержат в основном те характеристики, которые дают им окружающие люди. У них нет стремления к познанию своего внутреннего мира. Представления о себе неустойчивы, самооценка неадекватная, что обусловливает неумение ориентироваться в практической деятельности на свои объективные свойства, качества и возможности.

Система представлений младших школьников о себе формируется постепенно в процессе оценочной деятельности самого ребенка и в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники выделяют больше своих качеств и особенностей, чем дети дошкольного возраста, обогащается психологический словарь, оценки и самооценки становятся более дифференцированными, совершенствуется способность анализировать и объяснять свое поведение, обосновывать свою оценку. Дети младшего школьного возраста стремятся давать характеристику самим себе в социальных терминах, подчеркивать свою принадлежность к определенной социальной группе, полу, выделять свои индивидуальные особенности, отличающие их от других людей.

В младшем школьном возрасте интенсивно формируется идентичность как личностное образование, являющееся компонентом структуры самосознания и выражающееся в переживании тождественности самому себе, его целостности и непрерывности во времени и пространстве. В самоописаниях детей младшего школьного возраста сочетаются субъективные (личные категории, связанные с оценкой своей индивидуальности, личностных качеств) и объективные критерии идентичности (пол, гражданство, нормы и другие характеристики, относящиеся к объективно определенным статусам и классам). По объективным критериям постепенно структурируются и оцениваются субъективные критерии идентичности, т. е. объективно заданные категории позволяют сравнить субъективные параметры с нормативами и критериями, существующими в данном обществе. И.В. Иванова[63] отмечает, что переживания являются тем механизмом, при помощи которого идет соединение объективных и субъективных параметров в личностной идентичности. В переживании на бессознательном уровне происходит оценка себя и присвоение норм, сличение себя с ними. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше появляется субъективных критериев, которые связываются с объективными: «я хороший – потому что выполняю правила, хорошо учусь и т. д.». Таким образом, переживания отражают, с одной стороны, понимание, осознание норм, правил, оценок (в том числе и пола, этноса, социального статуса и т. д.), с другой стороны – принятие или непринятие этих объективных критериев и в обоих случаях оценку себя по ним. Непринятие или отрицательная оценка могут выглядеть как негативизм, «не-я», который к концу младшего школьного возраста трансформируется в отрицательную личностную идентичность. С возрастом у младших школьников наблюдаются две тенденции в развитии личностной идентичности – это развитие дифференцированности и осознанности, связанных прежде всего с развитием интеллекта, и развитие целостности, основанной главным образом на принятии себя и непротиворечивости представлений о себе. Можно выделить два вида переживаний – я-переживания, связанные с отношением детей к себе, и социальные переживания, вызванные их отношением к социальному окружению, своему месту в нем. Я-переживания приводят к развитию нерасчлененного, но непротиворечивого представления о себе, наполненного положительными (в случае положительных переживаний) или отрицательными (при отрицательных переживаниях) качествами и чертами личности. Социальные переживания могут при положительных переживаниях приводить к цельности представления о себе, а при отрицательных переживаниях и неуспешности – к нарушению цельности. Переживания помогают структурированию личностной идентичности младшего школьника, так как совокупность я-переживаний и социальных переживаний позволяет соединиться объективным и субъективным параметрам личностной идентичности в единое целое. Переживания способствуют становлению содержания личностной идентичности, делая его более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются социальной средой.

Особенно большое влияние на развитие сферы самосознания в младшем школьном возрасте оказывает школьная оценка успеваемости детей. Под влиянием оценки учителя у младших школьников могут формироваться все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения, устойчивая заниженная. По мере развития ребенка совершенствуется умение адекватно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке своих качеств. Самооценка младшего школьника отличается динамичностью и в то же время с возрастом становится более устойчивой, переходит в дальнейшем в структуру направленности личности, становится мотивом поведения, обусловливает формирование определенных свойств личности.

Дети с адекватной самооценкой чаще всего отличаются активностью, общительностью, чувством юмора, бодры, находчивы. Они способны самостоятельно выявлять и анализировать ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие уровню своих возможностей. После достижения успеха в решении задачи такие младшие школьники выбирают такую же или немного более трудную, после неудачи проверяют себя или выбирают задачу менее трудную. Их представления о самом себе и оценки становятся все более обоснованными и менее категоричными. Младшие школьники с высокой адекватной самооценкой характеризуются активностью, стремлением к достижению успеха во всех видах деятельности. Они максимально самостоятельны, оптимистичны и чаще всего уверены в том, что смогут достичь успеха своими усилиями. При этом их оптимизм и уверенность в себе основываются на адекватной самооценке своих особенностей и возможностей.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко и может свидетельствовать о личностном неблагополучии ребенка, неблагоприятной психологической атмосфере в семье, дисгармонии в детско-родительских отношениях.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников заметно проявляется в их поведении и общении с другими людьми. Такие дети отличаются склонностью «уходить в себя», замкнутостью, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, самокритичностью и фиксированностью на своих недостатках, слабостях. Начиная выполнение какой-либо деятельности, они чаще всего ждут только неудачи. При заниженной самооценке дети очень ранимы, застенчивы, робки.

Практический пример

Если младшим школьникам с заниженной самооценкой предложить проверить свою работу на наличие ошибок, они перечитывают работу молча, ничего не изменяя, или отказываются проверять себя, объясняя это тем, что все равно не смогут выполнить это задание. При поощрении и подбадривании со стороны учителя они постепенно включаются в работу и могут сами находить ошибки.

В ситуации выбора дети с заниженной самооценкой выбирают только легкие задачи, поскольку у них значительно выражена мотивация боязни неудачи. Деятельность других людей часто переоценивается такими младшими школьниками. Неуверенность в себе, сосредоточенность на своих собственных трудностях, неуспехах затрудняет межличностное общение с детьми и взрослыми. Тем не менее большинство младших школьников с заниженной самооценкой очень чувствительны к поощрению, одобрению и положительным оценкам со стороны других людей, ко всему тому, что повысило бы уровень их самооценки. Такая чувствительность может лежать в основе индивидуального подхода к таким детям, которых важно переключить с фиксации на самого себя на деятельность, используя прием создания условий гарантированного достижения успеха, чтобы повысить уверенность школьников в своих силах. Причем начинать такую работу целесообразнее во внеучебной деятельности, в которой можно организовать интересную для ребенка работу, в которой боязнь неудачи невелика, а успешность, позволяющая повысить статус в группе сверстников, очевидна для всех учеников класса. В дальнейшем такие ситуации успеха постепенно переносятся в учебную деятельность и повышают самооценку ребенка.

Младшие школьники с завышенной самооценкой переоценивают свои способности, возможности, результаты деятельности, личностные свойства. Они часто выбирают задачи, не соответствующие их реальным возможностям. После неуспеха в деятельности продолжают настаивать на своем или тут же под влиянием мотива престижности выбирают самую легкую задачу. Они могут прямо не расхваливать себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие, требовательны к другим. Если высокий уровень притязаний у детей при завышенной самооценке значительно расходится с их реальными возможностями и не может быть удовлетворен, то может возникать фрустрация – это эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к удовлетворению значимых потребностей.

Практический пример

Если хорошо успевающему младшему школьнику с завышенной самооценкой поручить оценить свою работу и такую же по результативности работу другого ученика, то себе он поставит отличную отметку, а в другой работе найдет большое количество недостатков и неточностей (объективно не существующих), чтобы снизить оценку.

Фрустрация сопровождается рядом отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации ребенок может ощущать неудовлетворенность, напряженность, может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, упрямство, негативизм, обидчивость. Неадекватная завышенная самооценка часто отличается особой устойчивостью, сопротивляемостью перестройке и изменениям, поскольку в силу механизмов психологической защиты личности ребенок склонен не допускать в свое сознание наличие у себя недостатков, несостоятельности в чем-либо, игнорируя и оценку окружающих, и свой опыт, что способствует сохранению неадекватно высокой самооценки. Длительное и устойчивое сохранение завышенной самооценки характерно для таких ситуаций, когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от окружающих положительную оценку (например, от родителей) или когда у него развиты какие-либо способности, обеспечивающие ему частичную или временную успешность. Для коррекции устойчивой завышенной самооценки необходимо прежде всего выявление и устранение источников, сформировавших и поддерживающих неадекватную самооценку ребенка, тогда самооценку удается изменить, происходит снижение эмоциональных фрустрационных переживаний, и постепенное приведение поведения к норме.

Е.Н. Рябышева[64] выделила уровни сформированности самооценки у младших школьников в зависимости от степени ее самостоятельности и независимости от оценок окружающих людей (табл. 3.1): I уровень – зависимость от внешней оценки, II уровень – критическое самовосприятие, III уровень – активная самооценка.

Таблица 3.1

Уровни сформированности самооценки младших школьников

I уровень – зависимость от внешней оценки

повторение школьником суждений/мнений о себе, высказываемых учителем, родителями, сверстниками и др.; отсутствие попыток противодействия чужому мнению, пассивное уподобление мнению других

II уровень – критическое самовосприятие

попытки школьника возразить внешней оценке его деятельности, эпизодические попытки доказать делом ошибочность суждений о нем, конфликтные ситуации в связи с оценкой ребенка окружающими

III уровень – активная самооценка

объективное определение школьником своих учебных затруднений, конструктивные попытки преодолеть трудности в учении, объективные попытки оценить успешность преодоления недостатков в учебе

Самооценка младших школьников формируется под влиянием учебной деятельности и общения с окружающими людьми, со временем может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других личностных особенностей. Устойчивая привычная самооценка оказывает большое влияние на все стороны жизни ребенка. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте зависит не только от успешности учебной деятельности и особенностей общения с учителем. Большую роль в том процессе играют стиль семейного воспитания и детско-родительских отношений, доминирующие в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой чаще всего воспитываются по принципу кумира семьи, в атмосфере гиперопеки, некритичности и внушения своей исключительности. Формированию адекватно высокой, но не завышенной самооценки способствует семейное воспитание, при котором внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) совмещается с достаточной требовательностью, заслуженной похвалой и порицаниями. Формированию заниженной самооценки способствует излишний либерализм родителей, предоставление большой свободы детям, бесконтрольность, равнодушие и эмоциональная холодность к детям, отсутствие должного интереса к личности ребенка и его проблемам, переживаниям и т.  д.

О.Г. Кулиш[65] отмечает, что формирование самосознания тесно связано с семьей и семейными отношениями, потому как именно семья в лице родителей является тем первым эталоном многих вещей, которые усваивает ребенок. Семья и семейные отношения оказываются с одной стороны источником развития самосознания, а, с другой стороны, сами во многом воспринимаются и оцениваются ребенком в зависимости от его самосознания. Самосознание детей развивается от идеального образа ребенка, имеющегося у взрослого и реализующегося в его требованиях по отношению к ребенку через идеальный социальный образ «я», который ведет к появлению двух образов «я», мало взаимодействующих друг с другом и, наконец, к целостному, учитывающему как внешние, так и внутренние характеристики образа «я», который может быть осознанно и произвольно изменен в сторону к идеальному «я».

Помимо появления двух образов «я», меняется и психологическое содержание понятия образ «я». Так, в начале развития он касается внешних характеристик субъекта, затем помимо внешних характеристик ребенок уже способен видеть и осознавать социальные роли, как свои, так и окружающих. Особенности самосознания ребенка младшего школьного возраста отличаются их направленностью на социальную роль и присущие ей характеристики. При этом у каких-то детей представление о себе ограничивается позицией ученика, у других – непосредственно связано с присущими этой социальной роли характеристиками. Кулиш О.Г. считает, что это две стадии одного уровня развития самосознания. При этом второй, когда социальная роль задается совместно с характеристиками, является показателем более зрелого младшего школьного возраста.

При поступлении ребенка в школу он сначала проявляет ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей степени начинает ориентироваться на объективные результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и положение, занимаемое в группе сверстников. Школьное обучение и семейное воспитание являются важнейшими внешними факторами развития самосознания. Его формирование во многом зависит и от уровня развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия как познание себя через самовосприятие, что способствует возникновению новых возможностей и условий для формирования самооценки собственных достижений и личностных особенностей. На протяжении младшего школьного возраста самооценка в целом постепенно становится более адекватной и дифференцированной, представления о себе – более аргументированными (рис. 3.1). При этом в сфере самосознания младших школьников отмечаются значительные индивидуальные различия.

Закономерности развития самосознания в младшем школьном возрасте:

• переход от самооценки внешнего вида и поведения к оценке своих личностных качеств и отношений с другими;

• постепенное снижение зависимости самооценки от внешнего мнения;

• начинающаяся индивидуализация самооценки;

• развивающаяся речевая репрезентация самооценки;

• появление личного мнения о себе;

• растущее самоутверждение себя в учении и зависимость самоуважения от учебных результатов;

• развитие дифференцированности, осознанности и целостности личностной идентичности.

Рис. 3.1. Развитие самосознания на протяжении младшего школьного возраста

Самосознание — социальное и эмоциональное обучение

Социальное и эмоциональное обучение способствует самосознанию: способности определять наши собственные чувства, ценности, сильные стороны и ограничения, а также то, как наши чувства и мысли влияют на то, что мы делаем. Ниже вы найдете ресурсы, которые помогут повысить самосознание молодежи в каждой из следующих областей:

  • Выявление и развитие сильных сторон
  • Изучение личности
  • Изучение личности и стилей обучения
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Понимание стресса и стрессоров

Вы также можете посетить соответствующие страницы SEL Toolkit Self-Management and Social Awareness для получения соответствующих ресурсов.

Определение и развитие сильных сторон

Часто молодые люди не знают своих сильных сторон или еще не умеют сформулировать свои интересы и умения. Крайне важно помочь молодежи определить и использовать свои сильные стороны: это способ мотивировать их развивать навыки, необходимые им для достижения успеха.

  • При запуске новой программы оцените индивидуальные активы молодых людей (PDF).
  • В разговоре соберите информацию о сильных сторонах молодых людей (PDF).
  • Помогите молодым людям определить свои искры — их увлечения, интересы и мечты. Рабочий лист Sparks Peer-to-Peer Interview (PDF) может помочь. Чтобы лучше понять концепцию искр, подумайте, как вы разработали ее, с помощью рабочего листа «Оглядываясь назад: искры, вопросы для интервью для взрослых» (PDF).
  • Станьте чемпионом искр, человеком, который поддерживает искры людей и создает возможности для практики.

Питер Бенсон: Искры: как процветает молодежь

В этом вдохновляющем выступлении на TED Talk Питер Бенсон, бывший президент Института поиска в Миннеаполисе, описывает силу искр и потребность в чемпионах по искрам.

TED Talk (22 минуты)

Шаг вперед 2 Процветание: искры

Молодежный фонд Thrive Foundation предлагает ресурсы, основанные на работе Питера Бенсона, в том числе справочные материалы, мероприятия, планы уроков и советы о том, как помочь молодым людям выявить и развивать свои искры.

Веб-сайт

Каково ваше лучшее «Я»?

В этой статье Psychology Today описывается упражнение в позитивной психологии, которое подтверждается исследованиями.

Мероприятия

Исследование личности

Колесо личной идентичности, Колесо социальной идентичности, Спектральная активность

Эти занятия были разработаны для использования в кампусах колледжей, но могут подходить для некоторых групп подростков. Они доступны на веб-сайте инклюзивного обучения Мичиганского университета.

мероприятия

Идентификационные карты

В этом упражнении из книги «Столкнемся с историей и самими собой» используется графический инструмент, который помогает молодым людям рассмотреть множество факторов, формирующих нас.

Мероприятия

Биопоэма

Это задание из раздела «Столкновение с историей и с самим собой» помогает учащимся прояснить важные элементы своей личности, написав стихотворение о себе. Биостихотворения помогают учащимся выйти за пределы аспектов идентичности, которые часто являются более очевидными и знакомыми (например, этническая принадлежность, пол и возраст), предлагая им сосредоточиться на факторах, формирующих идентичность, таких как опыт, отношения, надежды и интересы.

Мероприятия

Изучение личности и стилей обучения

Специалисты по работе с молодежью могут помочь молодым людям лучше понять себя, предоставив отзывы о том, как они лучше всего учатся, или предложив молодежи оценить свои собственные стили обучения и типы личности. Понимая стили обучения, профессионалы могут адаптировать стратегии обучения с учетом различий в этих стилях.

Множественный интеллект Говарда Гарднера

В этой брошюре кратко описаны характеристики различных стилей обучения.

Рекламный проспект

Literacyworks: Множественный интеллект

Этот веб-сайт содержит ресурсы, практические стратегии и онлайн-оценку для взрослых, которая также подходит для подростков.

Инструмент оценки и ресурсы

Interaction Talks: личностный тест для подростков

Interaction Talks — это ресурсный сайт онлайн-сообщества для подростков, родителей, опекунов и учителей, посвященный всем вопросам, связанным со здоровьем и благополучием подростков. Он содержит онлайн-тест личности для молодежи, основанный на тесте Майерс-Бриггс.

Инструмент оценки

Обзор VIA

Институт характера VIA проводит оценку силы характера для молодежи и взрослых. Требуется регистрация.

Инструмент оценки

Стили мышления и ловушки

В этой брошюре кратко изложены пессимистический и оптимистичный стили мышления, а также распространенные ловушки мышления.

Рекламный проспект

Автоматические мысли Wellcast

Эта озвученная анимация демонстрирует распространенные автоматические, негативные мысли и мыслительные ловушки. Wellcast также предлагает рабочий лист, который поможет молодежи справиться с автоматическими мыслями.

Видео (5 минут)

Рабочий лист

Мыслительные ловушки

Этот ресурс Ассоциации тревожных расстройств Британской Колумбии помогает молодежи понять различные типы мыслительных ловушек.

Веб-страница

Полезные знания: биология положительных привычек

В этой статье и коротком видеоролике Гарвардской высшей школы образования рассказывается о том, как человеческий мозг устроен так, чтобы фокусироваться на негативе, и как мы можем его «перепрограммировать».

Веб-страница

Развивайте эмоциональный интеллект

Учебник Character Lab: эмоциональный интеллект

Сборники игр Character Lab предлагают основанные на исследованиях советы, рекомендации и задания, которые помогут детям развить определенные сильные стороны характера.

Пособие по эмоциональному интеллекту

Положительные эмоции: рабочий лист

Заполнение этой рабочей таблицы TeensHealth побудит подростков задуматься о том, как они могут получать «ежедневную порцию положительных эмоций».

Рабочий лист

Понимание стресса и стрессоров

Пригласите к самоанализу стресса и поведения. Когда молодежь испытывает стресс, у вас может быть возможность спросить:

  • Что чувствует ваше тело, когда вы испытываете стресс? Ваши мышцы или желудок напряжены или болят? Ваши руки сжаты? Как ваше дыхание?
  • Что ты чувствуешь? Злой или грустный?
  • О чем ты думаешь?
  • Когда вы чувствуете себя так, что вы можете сделать, чтобы успокоиться?

Молодежная сеть ACT: стресс?

Этот раздел веб-сайта ACT for Youth для молодежи помогает молодым людям изучить цель стресса, сигналы стресса, стратегии преодоления и способы снижения стресса.

Молодежные веб-страницы

KidsHealth: история о стрессе (Детские страницы)

Эти интерактивные веб-страницы, написанные для детей младшего школьного возраста, содержат информацию и рекомендации о том, как идентифицировать факторы стресса и справляться с ними. Сайт поддерживается фондом Nemours Foundation.

Детские веб-страницы

KidsHealth: Центр борьбы со стрессом и преодолением стресса (страницы для подростков)

Эти интерактивные веб-страницы, написанные для подростков, содержат информацию и рекомендации о том, как идентифицировать факторы стресса и справляться с ними.

Молодежные веб-страницы

AnxietyBC Молодежь

Ассоциация тревожных расстройств Британской Колумбии поддерживает этот интерактивный веб-сайт со специальными страницами для молодежи. Используя мультимедиа и различные стратегии вовлечения, эти веб-страницы содержат ресурсы о страхах, факторах стресса, навыках преодоления трудностей и личных историях.

Молодежный сайт

Количество символов: поощрение самосознания — списки обязательных вещей

Поощрение самосознания ваших детей

Когда мы рассматриваем развитие положительных черт характера у наших детей, многие родители сразу же думают о таких качествах, как честность, сострадание или любопытство. Я хотел бы привести доводы в пользу того, чтобы помочь нашим детям развить самосознание. Обучение детей самосознанию побуждает их учитывать свои сильные стороны, эмоции, самые сокровенные мечты и области, над которыми им нужно работать.

Самосознание дает детям основу для размышлений о том, что им нравится больше всего, каковы их природные силы и способности и как они справляются со своими эмоциями.

(Раскрытие информации: как партнер Amazon, я зарабатываю на соответствующих покупках. Это означает, что если вы нажмете на ссылку и совершите покупку, я могу получить небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Я рекомендую только те продукты, которые я использую и люблю

Список черт характера на месяц

Каждый месяц в рамках обучения на дому я выбираю определенную черту характера, на которой хочу сосредоточить внимание. Есть много черт характера, за которыми стоит следить, но, учитывая временные рамки учебного года, я сузил свой список до десяти.

September: curiosity October: creativity November: thankfulness December: joy January: self-discipline February: kindness March: resourcefulness April: optimism May: self-awareness Июнь: усердие

3 Простые способы поощрения самосознания

Вот три способа, с помощью которых вы можете начать поощрять своего ребенка к самосознанию уже сегодня.

ПОДТВЕРДИТЕ ЧУВСТВА

Во-первых, постоянно обсуждайте их чувства . Когда происходит что-то, что явно их расстраивает, дайте слова, чтобы описать эмоции, которые они испытывают. Когда они станут старше, расскажите о сложности ваших собственных эмоций. Дети сначала учатся, наблюдая за нами, и мы должны моделировать, называя свои чувства. Поговорите о череде разочарований, которые составляют «плохой день», или о том, как нам скучно, когда мы какое-то время не можем собраться с друзьями, потому что, будучи экстравертом, мы черпаем энергию, проводя время с другими людьми. Чтобы эффективно говорить об этом, нам, родителям, необходимо развивать собственное самосознание!

МОДЕЛИ УВЕДОМЛЕНИЯ

Во-вторых, помогите им увидеть закономерности в том, как они реагируют на окружающий мир . Для некоторых детей викторины по типу личности — это забавный способ узнать себя. Но для каждого ребенка обратите внимание на то, как он взаимодействует с другими, или на черты, которые вы постоянно наблюдаете. Ребенок-интроверт может захотеть отклонить большинство социальных приглашений, и разговор о случаях, когда он был рад, что посетил мероприятие постфактум, может помочь ему обдумать свою первоначальную реакцию. Ребенок, которому от природы нравится быть в центре внимания, может лучше понимать тех, кто находится на периферии, и развивать чувствительность к детям, которые чувствуют себя обделенными.

Мы хотим, чтобы наши дети опирались на свои сильные стороны и не чувствовали, что мы пытаемся превратить их в кого-то, кем они не являются. В то же время их нужно научить тому, как им легче ориентироваться в мире, зная о своих врожденных мыслительных процессах и реакциях.

ЦЕНИТЬ РАЗЛИЧИЯ

В-третьих, прививать понимание личностных различий . Никто не хочет больше узнать о себе, если боится, что не сможет соответствовать какому-то стандарту совершенства. Дайте вашему ребенку фундаментальное знание о том, что он был «устрашен и дивно устроен», как написано в Псалме 139.. Узнавая больше о том, что они думают о мире, что они любят, как они реагируют и реагируют на вводимые данные или как они учатся, это не изменит их «замечательности». Скорее, это дает им инструменты и понимание, которые помогают им реагировать на мир и развивать здоровые отношения с другими.

Дети узнают, что не все чувствуют или реагируют так же, как они, когда сталкиваются с трудностями, объединяются в команду с незнакомыми детьми или просят назвать их любимую книгу. Узнав больше о своих способах взаимодействия, они начинают понимать, как их подход к жизни влияет на окружающих.

Обучение детей самосознанию с помощью цитат и вопросов

Вот несколько цитат о самосознании, а также вопросы, которые вы можете использовать, чтобы вовлечь своих детей в разговор или использовать в качестве письменного задания или подсказки для дневника.

Познай себя.

Древнегреческое изречение, начертанное в храме Аполлона

Вопрос: Эта идея самопознания или осознания не нова. Есть ли обратная сторона «познания себя»? В чем опасность того, что вы тратите слишком много времени на размышления о своих сильных и слабых сторонах, шаблонах мышления или чертах характера?

(Возможные ответы: сомневаться во всех наших решениях, пытаться изменить себя, чтобы быть более похожими на кого-то другого, создавать фиксированное мышление о своей личности и не допускать естественных изменений в том, как мы принимаем решения или вещи мы ценим. )

Самосознание — это наша способность отделяться от самих себя и исследовать свое мышление, свои мотивы, нашу историю, наши сценарии, наши действия, а также наши привычки и склонности.

Стивен Кови

Вопрос: Можете ли вы «отстраниться от себя» настолько, чтобы увидеть закономерность в любой из этих областей: ваше мышление, мотивы, история, сценарии (вещи, которые вы постоянно себе рассказываете), действия, привычки или склонности? Как распознавание шаблона или образа жизни в прошлом помогает вам продвигаться в будущее?

Этим утром я знал, кем я был, но с тех пор я несколько раз менялся.

Льюис Кэрролл

Вопрос: Вы ​​можете относиться к этому? Есть ли слова, чтобы описать себя, которые кажутся вам наиболее прочными и неизменными? Какие элементы вашей личности кажутся более изменчивыми в зависимости от обстоятельств?

Как здорово, что тот же самый Бог, который создал горы, океаны и галактики, посмотрел на вас и подумал, что вы тоже нужны миру.

Неизвестно

Вопрос: Какова ваша реакция, когда вы обдумываете эту мысль?

Другие цитаты о самосознании

Вот несколько дополнительных цитат о самосознании, которые вы можете рассмотреть в качестве альтернативы или использовать в дополнение к четырем выше. В этих цитатах не обязательно используется слово «самосознание», но идеи, стоящие за этими цитатами, связаны с одной и той же концепцией.

Человеку, который знает, кто он есть, не угрожают убеждения других.

Роберт Энтони

То, что позади нас, и то, что ждет нас впереди, ничтожно мало по сравнению с тем, что внутри нас.

Ральф Уолдо Эмерсон

Самосознание — одно из самых редких человеческих качеств. Я не имею в виду самосознание, когда вы ограничиваете и оцениваете себя. Я имею в виду осознание своих собственных паттернов.

Тони Роббинс

Вы не можете уйти от себя, перемещаясь из одного места в другое.

Эрнест Хемингуэй

Статьи и отчеты о самосознании

Вот несколько источников новостных статей, содержащих истории о самосознании. Один из способов научить детей самосознанию — показать им конкретные примеры этого в действии.

Новости науки для студентов

Веб-сайт sciencenewsforstudents.org — отличный источник научных статей, написанных специально для детей.

Секрет науки. Ошибки способствуют пониманию: отличная статья, подробно объясняющая, почему ошибки важны для обучения, а неудача — это всего лишь шаг в процессе, позволяющий учащимся научиться анализировать свои рассуждения и вносить коррективы.

10 лучших советов, как учиться лучше, а не дольше: учащиеся могут попробовать несколько из этих эффективных учебных навыков, чтобы определить, какие из них лучше всего подходят для них. Обращая внимание на то, какие методы действия приводят к желаемому результату, вы лучше понимаете, что работает для вас.

DOGO News

Другой источник новостей для детей — dogonews.com

Страдаете от скуки? Какой тип?: В этой статье описывается, как изучение эмоции, в данном случае скуки, может выявить глубинные мотивы и чувства.

10-летний Танитолува Адевуми — новейший шахматный мастер Америки. Эта история — пример того, как шестилетний ребенок понял, что любит, и начал заниматься этим.

Книги, исследующие самосознание

Эти книги исследуют тему самосознания через увлекательные истории. Книга Джоанн Дик «Твой фантастический эластичный мозг» — отличное введение для детей в идею о том, что наш мозг может изменяться и расти. Почему я здесь? Констанс Орбек-Нильсен рассматривает, почему мы находимся там, где мы находимся в мире, с точки зрения ребенка. Книга Макса Лукадо «Ты особенный» напоминает детям, что они особенные для Бога такими, какие они есть. За что вы стоите? «Для подростков: руководство по формированию характера» Барабары Льюис предлагает мероприятия для молодежи, чтобы выяснить, какие положительные черты характера они хотят отстаивать, и рассказывает о реальных детях, которые иллюстрируют эти характеристики.

Твой фантастический эластичный мозг Джоанн Дик

Почему я здесь? Констанс Орбек-Нильсен

Вы особенный Макс Лукадо

За что вы стоите? Барбара Льюис

Короткое видео, связанное с самосознанием

Эти ссылки представляют собой видеоролики, которые я добавила в классы Google для своих детей в мае, чтобы заставить их задуматься о самосознании.

Что такое самосознание (YouTube – RocketKids) : Короткое видео, которое прекрасно объясняет пять преимуществ самосознания.

Кто я? — A Philosophical Inquiry — Amy Adkins (YouTube — TED-Ed) : Интересное введение в идею представления о себе как о постоянно меняющемся и имеющем постоянную идентичность.

Фильмы на тему самосознания

Наизнанку исследует, как молодая девушка управляет своими эмоциями.

Sing предлагает воодушевляющее послание о погоне за мечтой, борьбе с неудачами и обучении быть смелым.

Akeelah and the Bee рассказывает историю девушки, которая обнаруживает в себе талант к правописанию и учится принимать критику, преодолевая препятствия.

Обучение детей самосознанию с помощью упражнений

Попробуйте некоторые из этих способов развить самосознание у вашего ребенка.

ЖУРНАЛ

Написание того, как они воспринимают мир, может помочь детям разобраться со своими чувствами и начать видеть закономерности реакции. Поощряйте вашего ребенка писать о своем дне, уделяя меньше внимания что произошло и многое другое о том, как они себя чувствовали после того, что они пережили. Использование подсказок в журнале может быть полезно для детей, которым трудно начать.

Журнал Подсказки для самосознания
  • Назовите как можно больше вещей, которые вам нравятся в себе.
  • Какие черты характера важны для вас в друге?
  • Напишите о том, что вы любите делать и хотели бы делать каждый день.
  • Что вы чувствуете, когда вас приглашают на день рождения или другое светское мероприятие?
  • Опишите время, когда вы хотели, чтобы произошло что-то новое и захватывающее ИЛИ время, когда вы хотели, чтобы ваша жизнь осталась прежней?
  • Что делает вас счастливым?
  • Напишите о случае, когда вы злились на весь мир.
  • Вам нравится быть в центре внимания? Напишите о времени, когда вы чувствовали, что все смотрят на вас.
  • Напишите, чем вы похожи на своих знакомых. Чем вы отличаетесь?
  • Какое достижение заставляет вас гордиться собой?

ОПРЕДЕЛИТЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Составьте список сильных сторон вашего ребенка. Каждый раз, когда вы или ваш ребенок замечаете что-то, что ему особенно нравится или в чем он хорош, добавляйте это в список. Это могут быть такие области личности, как сострадание или творчество, но они должны быть как можно более конкретными. Вместо того, чтобы один раз добавлять творчество в список, обратите внимание на конкретные способы творчества вашего ребенка. Запишите, как творчески они разрезали пластиковую соломинку, чтобы использовать ее вместо ложки, когда забыли взять ее для яблочного пюре.

ПОПРОБУЙТЕ НОВОЕ

Независимо от того, нравится ли вашему ребенку попадание в новые ситуации, он может многому научиться, пробуя что-то новое. Вы можете помочь своему ребенку открыть для себя то, что он любит, научиться справляться с небольшими разочарованиями и обрести уверенность в себе, познакомив его с новым опытом.

Некоторые дети от природы готовы к большим переменам и новым ситуациям, в то время как другим нужно, чтобы вы понемногу вводили их в каждый опыт и давали им достаточно времени между каждым новым занятием, которое они пробуют. Это не обязательно должно включать в себя попытки заняться несколькими видами спорта, инструментами или хобби в состоянии постоянного движения. Одна простая идея состоит в том, чтобы ваши дети пробовали одно новое блюдо каждый месяц. Посетите район города, который они обычно не посещают, поиграйте в настольную игру, в которую они никогда раньше не играли, или предложите им записаться на урок, который им может понравиться.



Священные Писания для поощрения самосознания

Будучи христианами, наше стремление к самосознанию помогает нам различать области, в которых нам нужно, чтобы Бог работал в нас, чтобы изменить наши сердца. Мы узнаем, кто мы во Христе, и как мы можем использовать нашу уникальную, данную Богом личность, чтобы прославить Его. Наша молитва о том, чтобы Бог использовал возросшее знание о себе, чтобы открыть наши глаза на Его обильную благодать.

У нас есть все необходимое, чтобы жить жизнью, угодной Богу. Все это было дано нам силой самого Бога, когда мы узнали, что Он пригласил нас разделить Его чудесную благость.

2 Петра 1:3 (CEV)

Славлю Тебя, ибо я дивно и дивно устроен; Ваши работы замечательны, я это прекрасно знаю.

Псалом 139:14 (NIV)

Мы разрушаем доводы и всякое притязание, восстающее против познания Бога, и пленяем всякую мысль, чтобы сделать ее послушной Христу.

2 Коринфянам 10:5 (NIV)

Бесплатные печатные цитаты и вопросы о самосознании

Подписавшись на мою рассылку, вы получаете доступ к моей библиотеке печатных форм, откуда вы можете бесплатно скачать список этих четырех цитат и сопутствующих вопросов. Используйте их в качестве вопросов для обсуждения, письменного задания или подсказок в дневнике.


Присоединяйтесь к моему списку рассылки, чтобы получать обновления, когда в библиотеку добавляются новые печатные ресурсы, а также советы и поддержку для вашего организованного путешествия на дому.



Посетите мою страницу ресурсов для домашнего обучения, чтобы узнать о ежемесячных идеях, проектах и ​​помощи в планировании домашнего обучения!


Обучение детей самосознанию

Лучший способ научить детей самосознанию, конечно же, сделать это частью семейной жизни.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *