Особенности вербальной и невербальной коммуникации – 17. Особенности вербального и невербального общения.
12 Вопрос Средства коммуникации. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникаций.
Средства коммуникаций: вербальное и невербальное общение.
Вербальные средства коммуникации.
При простом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
Невербальные средства коммуникации.
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинетическую,
2) пара- и экстралингвистическую,
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,
4) визуальный контакт
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.
Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.
Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.
13 Вопрос Виды речи.
Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь, к которой, в свою очередь, относятся устная и письменная речь, и внутреннюю речь.
Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.
Устная речь имеет следующие две формы.
1. Монологическая речь, когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми. Монологическая речь отличается последовательным изложением и законченностью высказываемых положений, правильностью грамматических форм. Примерами монологической речи могут быть лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.
2. Диалогическая речь, т. е. разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. В отличие от монологической диалогическая речь не является непрерывной, она подчиняется не предварительно намеченному плану, а зависит от характера и хода беседы, всегда бывает связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников. В связи с этим приобретает характерные черты и грамматический строй этой речи: она редко состоит из законченных, синтаксически правильных предложений; отдельны члены предложения (подлежащее, сказуемое и т. д.) в разговорной речи часто опускаются и понимаются собеседником из общего контекста и характера речи.
Иной характер носит письменная речь. Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации и другим фонетическим выразительным средствам устной речи. Поэтому письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.
Письменная речь требует возможно более полного раскрытия всех существенных связей выражаемых ею мыслей. Содержание устной речи часто становится понятным слушателю с полуслова, на основании учета той ситуации, в которой протекает эта речь. Смысловое содержание устной речи частично раскрывается с помощью интонации, мимики, жестов и т. д., делающих собеседнику понятным то, что не досказано в лексической и грамматической формах речи. Все эти дополнительные, вспомогательные средства отсутствуют в письменной речи.
Чтобы быть понятной читателю, письменная речь должна наиболее точно и полно выражать свое смысловое содержание с помощью лексических и грамматических средств. Большое значение при этом имеет само построение письменной речи, наличие строгого плана, продуманного подбора различных языковых средств. В письменной речи мысли человека находят свое наиболее полное и адекватное словесное выражение. Вот почему практика в письменной речи является необходимым условием развития точного и правильного мышления.
Внутренняя речь — это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач, например когда мы стремимся понять сложную математическую формулу, разобраться в каком-нибудь теоретическом вопросе, наметить план действий и т. д.
Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса. «Когда ребенок думает,— говорит Сеченов,— он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». В некоторых случаях внутренняя речь приводит к замедлению мыслительного процесса.
Несмотря на отсутствие полной словесной выраженности, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя: в ней отмечается ряд пропусков, отсутствует выраженное синтаксическое членение, сложные предложения заменяются отдельными словами. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.
studfile.net
Тема 4. Психологические особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения.
Движения
Из всех видов невербального поведения наиболее знакома кинесика, или движения, к которым относятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и изменение позы в процессе общения.
Кинесика — наука, изучающая движения и жесты, использующиеся в коммуникации.
Зрительный контакт
Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных особенностей человека и ситуации. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время разговора, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы (Knapp & Hall, 1992).
Мы в целом чаще поддерживаем зрительный контакт, когда обсуждаем темы, приятные для нас, если мы искренне заинтересованы в комментариях и реакции человека или когда пытаемся влиять на другого человека. Наоборот, мы избегаем прямых взглядов, когда говорим на темы, вызывающие у нас дискомфорт, когда нам недостает заинтересованности в теме или человеке, когда мы впадаем в замешательство, нам стыдно или мы пытаемся что-то скрыть.
Выражение лица— это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение. Выражение лица имеет большое значение в общении, так как оно передает шесть основных эмоций, легко узнаваемых в любой культуре: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение (Ekman & Friesen, 1975).
Жесты— это движения рук и пальцев, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внимания собеседника. Так, когда человек говорит «вот такой высоты» или «вот такой круглый», мы ждем, что человек еще и покажет, о чем он говорит. Точно так же, когда человек говорит «оставь это» или «послушай меня», он указывает пальцем, стучит кулаком или как-то иначе подкрепляет свои слова жестикуляцией. Люди отличаются по интенсивности жестикуляции, сопровождающей их речь. Некоторые люди «говорят руками» гораздо больше других.
Поза— это положение тела. Изменения в позе могут о многом говорить. Например, если человек внезапно выпрямляется на стуле и наклоняется вперед, то это означает, что он усиливает внимание, если встает, то это означает «я закончил», а когда поворачивается спиной к другим, это означает, что человек отвлекся и перестал обращать внимание на собеседников.
Как используются движения? Движения в целом и жесты в частности во многом помогают нам передать смысл того, что мы хотим сказать (Ekman & Friesen, 1969).
1. Движения и жесты могут заменять слово или фразу. Мы можем составить обширный список невербальных символов, заменяющих слова или фразы, которые мы часто используем. Например, большой палец руки поднят вверх: это означает «все нормально»; когда второй и третий пальцы подняты в форме знака V, это означает «порядок» или «победа». Когда человек качает головой из стороны в сторону, это означает «нет», а когда кивает, это означает «да»; пожимая плечами, человек как бы говорит «может быть» или «мне все равно», или «я не знаю». Хотя в большинстве культур знак V понятен людям, другие жесты, такие как ОК, в некоторых культурах имеют иное значение.
Во многих контекстах используются только символические жесты. Язык жестов — это наборы движений, предназначенные для передачи сообщений. Такие наборы движений включают в себя язык жестов глухих и альтернативный язык жестов, использующийся монахами-траппистами* в Европе и женщинами-аборигенами в Австралии (Leathers, 1997).
Язык жестов — наборы движений, предназначенные для передачи сообщений.
2. Жесты и движения иллюстрируют то, что говорит человек. Жесты выполняют, по крайней мере, пять функций:
привлечение внимания к самой речи: человек может ударить кулаком по столу, когда он говорит: «Не приставай ко мне»;
иллюстрация наших мыслей: преподаватель в аудитории говорит: «Есть очень хорошие и очень плохие письменные работы», — и при этом движением руки указывает границы континуума, как бы показывая разный уровень работ;
указание на определенное место: официантка может указать в каком-то направлении и сказать: «Займите вон тот столик»;
описание: люди могут использовать свои ладони, чтобы указать на размер, когда говорят: «Этот шар около 7,5 сантиметров диаметром»;
подражание: человек кивает головой и говорит: «Вы заметили, как он кивнул?».
3. Движения могут служить для невербального выражения чувств. Люди автоматически выражают эмоции, и эти эмоции легко узнать. Скажем, если вы, вылезая утром из постели, заденете носком ноги стул, то скорчите гримасу боли. Иногда люди обманываются, если человек пытается скрыть чувство или, наоборот, реагирует слишком сильно. Так, игрок в бейсбол будет стоять с каменным выражением лица, делая вид, что не чувствует боли от удара мяча, и даже не потрет место удара; а малыш, наоборот,«завопит от боли», если старшая сестра случайно толкнет его.
4. С помощью жестов и движений мы управляем ходом разговора или других взаимодействий. Мы слегка изменяем взгляд, двигаем головой, принимаем другую позу, поднимаем брови и киваем человеку, сообщая ему, когда продолжать, повторять, яснее выразиться или поспешить и закончить разговор. Люди, умеющие эффективно общаться, объединяют смысл сказанного и то, как это выражается при помощи таких жестов и телодвижений.
5. Движения и жесты используются для снятия напряжения. Наблюдая за людьми, можно заметить, как они порой почесывают затылок, постукивают ногой или сжимают кисти рук во время беседы.
Культурные различия
Некоторые культурные различия в использовании движений хорошо известны и описаны в литературе.
Зрительный контакт
Подавляющее большинство людей в европейских культурах ждут от собеседника, что он будет смотреть им прямо в глаза, а во многих других культурах, наоборот, когда человек старается не смотреть в глаза собеседника, это означает почтение и уважение (Martin & Nakayama, 1997). Например, в Японии люди во время разговора стараются направить взгляд в точку на уровне адамова яблока и избегают прямого взгляда. Китайцы, индонезийцы и мексиканцы в деревнях опускают глаза в знак почтения: для них слишком прямой взгляд — это признак плохих манер. Арабы, наоборот, напряженно смотрят прямо в глаза человека, с которым они разговаривают, для них прямой взгляд проявление живого интереса.
Люди в других культурах также не одинаково используют жесты, движения и выражения лица. Жесты, в частности, могут иметь совершенно разное значение. Например, когда человек большим и указательным пальцами образует круг — это знак ОК в США, а во Франции этот же жест означает ноль или ничего не стоящее дело, в Германии, Бразилии и Австралии — это вульгарный и непристойный жест (Axtell, 1999). Формы выражения эмоций также различны. Например, в некоторых восточных культурах люди в процессе социализации учатся сдерживать эмоции, а представители других культур, наоборот, стараются быть более экспрессивными. Культурные различия, которые связаны с проявлением эмоций, часто выражаются и в интерпретации выражений лица (Samovar, Porter, & Stefani, 1998).
Выражения лица и жесты
Женщины, как правило, улыбаются чаще мужчин, но их улыбку труднее интерпретировать. Мужские улыбки обычно означают позитивные чувства, а женские улыбки часто оказываются реакцией на выражение признательности и дружелюбия (Hall, 1998). Гендерные различия в жестикуляции настолько ярко выражены, что уже на основании одного стиля жестикуляции можно судить о маскулинности и фемининности человека (Pearson,West, &Turner, 1995).Например, женщины чаще прижимают руки к телу, меньше наклоняются всем телом вперед, чаще трогают свои волосы, поправляют одежду и постукивают ладонью, чем мужчин
ПАРАЯЗЫК
Параязык — это невербальное «звучание» сообщений, то есть манера выражения слов в речи. Мы начнем с того, что опишем четыре голосовые характеристики, составляющие параязык. Затем мы расскажем о том, как голос может исказить смысл сообщения.
Голосовые характеристики
Когда мы придаем своему голосу определенную высоту, громкость, темп и тембр, то есть меняем четыре основные голосовые характеристики, мы дополняем наше сообщение, эффектно завершаем речь или подчеркиваем двусмысленность своих слов.
Высота голоса — это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда люди нервничают, они повышают голос, а когда пытаются настоять на своем, то, наоборот, говорят тихо. Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слова — громко или тихо. Некоторые люди говорят очень громко, а другие, наоборот, тихо. Кроме того, громкость голоса меняется в зависимости от ситуации и темы разговора. Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены, и медленнее, когда предлагают решение проблемы или пытаются привлечь внимание к определенной теме. Высота — высокий или низкий тон. Громкость — громкий или тихий голос. Темп — скорость речи. Тембр голоса — звучание голоса. Каждый человеческий голос имеет особый тембр. Так, голоса могут быть дребезжащими, звонкими или хриплыми. Кроме того, тембр голоса зависит от настроения. Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр, соблазняя кого-либо, мы говорим мягким тембром с придыханием, гнев же характеризуется скрипучим, резким тембром. Иногда наши вокальные привычки приводят к тому, что люди неправильно понимают нас. Например, человек может иметь тембр голоса, который заставляет других считать, что он язвителен, когда на самом деле это не так. Если вас беспокоят особенности вашего голоса, обсудите их с преподавателем. Он может понаблюдать за вами и дать рекомендации для дополнительной помощи, если вы нуждаетесь в ней.
Вокальные помехи
Большинство из нас время от времени используют в речи вокальные помехи (лишние звуки или слова, нарушающие беглость речи), которые становятся проблемой, когда другие воспринимают их как лишнее и когда эти помехи начинают привлекать к себе внимание и не позволяют слушателям сосредоточиться на смысле сказанного. Наиболее часто в нашей речи встречаются помехи такого типа: «э_э_э»,«м_м_м», «ладно» и почти универсальные «понимаете» и «вроде как».Вокальные помехи могут первоначально использоваться как «замещающие выражения», заполняющие пробелы в речи, чтобы не установилось молчание. Таким образом, мы указываем, что еще не закончили речь и что по-прежнему наша «очередь». Мы можем произносить «м_м_м», когда нужно сделать паузу, чтобы подыскать нужное слово или идею. Хотя вполне вероятно, что нас могут прервать (некоторые люди прерывают других, как только возникает пауза), все же когда мы слишком часто используем такие звуки, это создает впечатление, что мы не уверены в себе или не знаем, что сказать. В такой же степени и еще более разрушительное действие будет оказывать чрезмерное употребление «понимаете» и «вроде того». Привычка говорить «понимаешь» или «понимаете» может развиться у вас постепенно: сначала вы захотите выяснить, знаком ли ваш собеседник с тем, о чем вы говорите.
КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В процессе коммуникации мы не только используем телодвижения, параязык и самопрезентации в невербальном общении, но и воздействуем на свое физическое окружение, в том числе на занимаемое нами пространство, температуру окружающей среды, уровень освещения и цвета внутренней отделки помещения. Пространство, интересующее нас в данном контексте, включает постоянные структуры, предметы, которые могут двигаться, и неформальное пространство. Организация постоянных структур. Постоянные структуры — это здания, в которых мы живем и работаем, и части зданий, планировку которых нельзя изменить. Хотя мы едва ли сможем контролировать строительство зданий, мы можем выбирать помещения. Например, когда вы снимаете квартиру или покупаете дом, вас интересует, соответствует это жилье вашему стилю жизни или нет. Люди, которые выбирают мансарду, воспринимают себя иначе, чем те, кто живет в однокомнатной квартире. Врачи, юристы и многие другие специалисты, как правило, тщательно выбирают дома, соответствующие их желаемому имиджу. Кроме того, специфические характеристики среды влияют на нашу коммуникацию в ней. Например, люди, живущие в квартирах, чаще лучше знают соседей по лестничной площадке, чем тех, кто живет на других этажах. Точно так же у людей, которые пользуются, например, одной прачечной или автостоянкой, больше возможностей познакомиться друг с другом.
Организация предметов в пространстве
В любом пространстве — в комнате общежития, в гостиной, в аудитории для занятий — у нас есть возможность переставлять вещи так, чтобы достичь желаемого эффекта. Например, в кабинете менеджер может сидеть за столом, а стул с другой стороны стола как бы напоминает «давайте перейдем к делу — я начальник, а вы подчиненный». И наоборот, если стул находится на той же стороне стола, что и стул начальника (то есть формальный барьер убирается), то такой дизайн как бы говорит «не нервничайте, давайте просто поболтаем».
Организация неформального пространства включает организацию пространства вокруг нас в данный момент. В европейской культуре четыре типа дистанции характеризуют приемлемость или неудобство чего-либо в различных ситуациях.
Интимное расстояние — до 45 см — вполне подходит для личных разговоров между близкими друзьями.
Личное расстояние — от 45 см до 1,20 м — это пространство, в котором происходит обычный разговор.
Социальная дистанция — от 1,2 м до 3,5 м. Такая дистанция соблюдается на деловых встречах, таких, например, как собеседование при приеме на работу.
Публичная дистанция — это дистанция от 3,5 м и больше.
Для нас наибольший интерес представляет интимное расстояние, которое кажется приемлемым для разговоров с близкими друзьями, родителями и маленькими детьми. Установки в отношении интимного пространства могут повлиять на разговор. Люди обычно испытывают неловкость, когда «чужие» нарушают интимную дистанцию. Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписаным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим людям в переполненном лифте или метро, и их даже не заденут прикосновения других людей при условии, что другие следуют таким «правилам»:стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди могут обменяться смущенными улыбками или как-то иначе признать взаимное вторжение в интимное пространство.
Межличностные проблемы возникают, когда человек нарушает ожидания другого человека, связанные с конкретным пространством. К сожалению, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нарушения возникают между представителями противоположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатление домогательства, людям нужно особенно чутко относиться к интимному пространству других людей.
Наше интимное или личное пространство перемещается вместе с нами, однако мы также претендуем на новое пространство. То есть мы, скорее всего, будем считать определенное пространство своей территорией и относиться к нему как к нашей собственности Личная территория — пространство, которое человек считает своим собственным. Многие люди определенным образом помечают свою территорию. Например, Роман рано приходит на первое занятие в класс, ставит рюкзак на пол у свободной парты, вешает куртку на стул и быстро бежит в туалет. Если кто-то придет, пока Романа нет, отодвинет его рюкзак и куртку и сядет за парту, то этот человек вторгнется на территорию, которую Рома отметил как свою. Поскольку вы уже достаточно много знаете о невербальной коммуникации, вам должно быть понятно, что другие люди могут иначе воспринимать пространство и территорию рядом с вами. Несмотря на то, что большинство жителей Европы придерживаются одних и тех же правил обладания пространством, это не означает, что все соблюдают одни и те же правила или одинаково относятся к последствиям нарушения этих правил.
Еще три элемента в окружающей среде, которые можно контролировать, влияют на коммуникацию и «передают» сообщения. Это температура, освещение и цвет в нашем окружении. Температура может способствовать или препятствовать эффективной коммуникации, так как она изменяет настроение людей и уровень их внимания. Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и душном классе. А может быть, вы замечали, что начинаете нервничать, когда вам холодно? Уровень освещения также имеет значение для передачи информации. В лекционных помещениях и читальных залах, как правило, яркое освещение — оно помогает лучше воспринимать информацию на слух и создает комфортные условия для чтения. Наоборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слушают музыку или смотрят фильм, освещение слабое и незаметное, так что создается уютная атмосфера, располагающая к интимному разговору (Knapp & Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения в комнате, чтобы создать настроение, соответствующее определенному типу взаимодействий. Яркие цвета стимулируют активность и шумные разговоры, слабое же освещение способствует спокойному и умиротворяющему настроению, а также настраивает на тихий и серьезный разговор. Цвет может стимулировать как эмоциональные, так и физические реакции. Например, красный возбуждает, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повышает настроение. Профессиональные дизайнеры интерьеров, понимающие, как люди реагируют на цвета, предпочитают голубые тона, когда пытаются создать спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в игровой комнате используют красные и желтые тона. Кроме того, особые цвета также передают информацию о людях и событиях. Например, молодежь часто использует определенные тона в знак принадлежности, к какой-то группе. В некоторых районах члены молодежных группировок надевают пестрые платки или другую одежду характерного для этой группы цвета.
Культурные различия в организации окружающей среды. Вполне естественно, что окружающая среда, в которой люди чувствуют себя уютно, зависит от их культуры. В США, Европе многие люди живут в отдельных домах или больших квартирах. В других странах, где плотность населения выше, люди живут в более стесненных условиях и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в просторных помещениях. В Азии большинство людей живут в довольно тесных, по нашим меркам, жилищах. Точно так же люди из других культур имеют иные представления о том, какая обстановка нужна для разных взаимодействий. Вспомните, что в доминирующей культуре европейских стран личное или интимное пространство составляет около 45 см или меньше. Однако в культурах Ближнего и Среднего Востока мужчины в разговоре между собой обычно придвигаются ближе. Если будут общаться американец и араб, то очень вероятно, что один из них будет чувствовать себя неуютно. Или американцу покажется, что на его личное пространство посягают, и он смутится, или араб будет чувствовать себя слишком изолированным и дистанцированным для серьезного разговора. Для людей из разных культур также может быть комфортной разная температура. Люди, живущие в более теплом климате, легче переносят жару, чем люди из стран с более холодным климатом. Даже значение цветов варьируется в зависимости от национальной культуры и религии. В Индии цветом траура считается белый цвет, а не черный, а невесты на свадьбе одеты в красное.
РЕЗЮМЕ
Невербальная коммуникация включает движения, жесты, параязык, особенности самопрезентации и элементы обстановки. Вероятно, наиболее знакомые методы невербальной коммуникации — это движения и параязык. Четыре основных типа движений — зрительный контакт, выражение лица, жесты и поза. Движения являются своего рода знаками, они влияют на общение, устанавливают нормы и снимают напряжение в беседе. Точно так же голосовые характеристики (громкость голоса, скорость, высота и тембр), а также такие звуки и слова, как «э_э_э», «м_м_м», «ты понимаешь» и «вроде того», помогают интерпретировать смысл вербального сообщения. Хотя вербальная и невербальная формы коммуникации наиболее эффективны, когда дополняют друг друга, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже противоречить им. В целом, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, нужно больше доверять невербальной коммуникации. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям. В коммуникации часто недооценивается физическая среда. Наше жилье и офис, расстановка мебели, температура в помещении, а также освещение и цвет оказывают существенное влияние на коммуникацию.
studfile.net
Различия между вербальной и невербальной коммуникацией
Критерий оценки | Невербальная коммуникация | Вербальная коммуникация | |
Ситуативность | Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие | Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (в пересказ или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях | |
Синтетичность | Невербальные сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы: их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственные перемещения и т. д. | Составные элементы вербального сообщения: буквы, слова, предложения, фразы четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам | |
Степень осознанности | Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые — над осознаваемыми | Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу | |
Механизм научения | Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания | Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому много времени и сил |
Подведение итогов: осмыслив специфику невербальной коммуникации, студенты могут дать определение этого понятия.
Этап 2. Определение функций невербальной коммуникации
Студентам дается задание 2. Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Для чего вы их используете? На основе анализа собственного опыта общения студенты формулируют функции невербальной коммуникации. Преподаватель суммирует и дополняет знания студентов.
Этап 3. Изучение экспрессивного поведения человека
Процедура проведения: студенты в микрогруппах описывают экспрессивные признаки проявления эмоций. Может быть использована классификация эмоций К. Изарда. Каждая подгруппа может описать 3-4 эмоции.
Задание 3. Опишите экспрессивные признаки некоторых эмоций: радость, внимание, удивление, безразличие, презрение, печаль (горе), гнев, страх. В качестве ориентира может быть взята таблица (Экспрессивные признаки эмоциональных реакций), приведенная ниже по тексту.
Этап 4. Изучение некоторых систем и приемов невербальной коммуникации
1. Параязык
Процедура проведения: все задания этого этапа могут быть даны для работы в разных микрогруппах.
Задание 4. Обдумайте, как меняется ваш голос в различных ситуациях. В каких ситуациях он меняется в наибольшей степени? Когда вы повышаете голос? Когда говорите тихо? Быстро? Медленно? Как ваш голос меняется в стрессе? Осознаете ли вы эти перемены (в любой ситуации)?
Обсуждение и подведение итогов, информирование преподавателя.
Голосовые характеристики: высота, громкость, темп, тембр.
Высота: изменяется вместе с громкостью. Когда люди нервничают, они повышают голос, а если пытаются настоять на своем — говорят низким голосом.
Громкость используется для привлечения внимания и для выражения эмоционального состояния.
Темп — скорость речи. Люди говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены, и медленнее — если хотят в чем-то убедить собеседника.
Тембр — звучание голоса. Тембр голоса зависит от эмоционального состояния. Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр; гнев характеризуется скрипучим, резким тембром.
Вокальные помехи: лишние звуки или слова, нарушающие беглость речи. Мешают слушателям сосредоточиться на смысле сказанного, но, если их немного, подчеркивают выразительность речи (как говорится, понимаешь, типа, э-э-э и пр.). Иногда имеют замещающее значение (мы можем произносить «м-м-м», чтобы обозначить паузу).
studfile.net
Невербальная коммуникация
Вводные замечания
Невербальная коммуникация — это обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация. Невербальные сообщения могут передаваться посредством: оптико-кинетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), тактильной системы (различные прикосновения), параязыка (паралингвистической и экстралингвистической системы знаков), организации микросреды общения (изменениехарактеристик пространства общения), ольфакторной системы (различные запахи), визуального контакта (контакта глаз) [1, 2]).
Функции невербальной коммуникации
Получение сведений о личности коммуникатора. При помощи невербальной коммуникации можно получить сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, самооценке, коммуникативной компетентности, социальном статусе, принадлежности к определенной группе, субкультуре.
Получение сведений о взаимоотношениях участников, а именно: о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость — отдаленность), о характере или типе отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение), о динамике взаимоотношений (стремление поддерживать или прекратить отношения, стремление выяснить взаимоотношения).
Сведения об отношении участников коммуникации к самой ситуации общения. Сведения о включенности в ситуацию (комфорт, интерес) или стремление выйти из нее (нервозность, нетерпение).
Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют в сочетании с вербальными.
Дополнение: невербалика делает речь более выразительной, уточняет и проясняет ее содержание. Например: объятия при встрече; дети уточняют цифры, показывая на пальцах.
Опровержение: когда невербальное сообщение противоречит вербальному. Пример. На вопрос «Вам интересно?» человек демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато улыбается и говорит: «В общем-то, да». Даже если в первый момент человек контролирует невербальную реакцию, она обнаруживается через 4-5 секунд. И наоборот, если невербальное выражение длится дольше этого времени, ваш собеседник также может быть неискренним.
Замещение: использование невербального сообщения вместо вербального. Можно взглядом сообщить о своем желании или мнении, то же — жестом, прикосновением.
Регулирование: использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми (невербальные сообщения о своем состоянии, об отношении к общению) и снятие напряжения, возникающего во время общения (почесывание затылка, постукивание ногой, сжимание кистей рук во время разговора) [2].
Цель занятия
Изучение функций, особенностей и приемов невербальной коммуникации.
Задачи:
Оснащение
Тренинговый класс (желательно), листы бумаги формата А4, карандаши.
Порядок работы
Этап 1. Выделение особенностей невербальной коммуникации.
Определение специфики невербальной коммуникации путем ее сравнения с вербальной коммуникацией по нескольким критериям. Определение понятия невербальной коммуникации.
Этап 2. Определение функций невербальной коммуникации.
Формулирование функций невербальной коммуникации на основе личного опыта ее использования.
Этап 3. Изучение экспрессивного поведения человека.
Этап 4. Изучение некоторых систем и приемов невербальной коммуникации.
Этап 1. Выделение особенностей невербальной коммуникации
Процедура проведения: первое и второе задания могут быть даны для работы в разных микрогруппах.
Задание 1. Студентам предлагается сравнить вербальную и невербальную коммуникацию на основании предложенных ими критериев. Преподаватель сам может предложить студентам критерии для сравнения. За образец может быть принята табл. 1, иллюстрирующая различия между вербальной и невербальной коммуникацией, приведенная в учебнике В. Н. Куницыной и др. «Межличностное общение» [2, с. 69].
Таблица 1.
studfile.net