Отсутствие моральных принципов – Моральные принципы.

Моральные принципы

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, интеллект.

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть счастье.

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

.

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

 

womanadvice.ru

Правило 71. Сохраняйте высокие моральные принципы. Правила любви

Правило 71. Сохраняйте высокие моральные принципы

Да уж, это как раз из области того, что легко сказать, но трудно сделать. Однако я уверен, что вы на это способны. Необходимо только слегка сместить свою точку зрения и превратиться в немножко другого человека, который действует немножко по-другому. Вот те вещи, которые вы не должны делать ни при каких обстоятельствах:

• мстить;

• поступать некрасиво;

• очень сильно злиться;

• причинять кому-либо физическую боль;

• сначала делать, а потом думать;

• делать поспешные выводы;

• быть агрессивным.

Вот, в общем-то, и все. Просто надо постоянно придерживаться высоких моральных принципов. Вы должны поступать по справедливости, благородно, быть добрым, прощающим, милым (что бы это ни значило), как бы вас ни провоцировали. Не важно, как обращаются с вами. Не важно, насколько несправедливо. Не важно, что ведут себя некрасиво. Вы не станете платить им той же монетой. Вы должны оставаться хорошим, цивилизованным и морально безупречным. Должны сохранять идеальные манеры. Разговаривать исключительно взвешенно и культурно. И ничто не может сбить вас с этого пути.

Да, понимаю, порой это бывает очень сложно. Да, когда ваш бывший партнер ведет себя отвратительно, а вам приходится стойко переносить это, вместо того чтобы уступить желанию припечатать его хорошенько, это действительно очень нелегко. Естественный порыв любого человека, когда его оскорбляют, ответить тем же. Не делайте этого. Когда неприятная ситуация закончится, вы будете гордиться, что не поддались и вели себя прилично, а это гораздо приятнее, чем любая месть.

Да, месть – это очень заманчивая штука, но вы не должны ей поддаваться. Ни сейчас, ни когда-либо в будущем. Почему? Потому что если поддадитесь, то опуститесь на уровень животного, вместо того чтобы быть ангелом, – см. «Правила жизни» (Rules of Life)[18]. Это унизительно для вас же, и если вы такое допустите, то будете сожалеть об этом, наконец, это идет вразрез с вашим намерением играть по правилам. Месть – для неудачников. Единственный правильный путь – принять высокие моральные принципы и следовать им неукоснительно. Это не значит быть слабаком или нытиком. Это значит, что любой ваш поступок должен быть справедливым, благородным и должен делать вас лучше.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОДДАЛИСЬ И ВЕЛИ СЕБЯ ПРИЛИЧНО, ЭТО ГОРАЗДО ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ ЛЮБАЯ МЕСТЬ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Что же такое моральные принципы

07.09.2012 Ярослав Борщов

В каждом обществе есть свой нравственный кодекс. А у каждого человека есть собственные внутренние убеждения, которые именуются моральными принципами, через которые он не может переступить, совершая те или иные поступки.

Таким образом, моральные принципы – это внутренние нравственные рамки отдельно взятого человека или коллектива, сообщества либо всего общества в целом.

Моральные принципы подвержены изменениям, так же как и любой компонент общества, потому что меняется время, изменяется мировоззрение и потому то, что казалось когда-то недопустимым или предрассудным, ныне уже считается нормой.

Но каким бы не становилось общество, всегда остается место высоким моральным принципам.

Если моральные принципы – это определенные нормы человеческого поведения, то высокие моральные принципы представляют собой некий нравственный эталон, к которому нужно стремиться.

Моральные принципы могут складываться под влиянием религии, духовных учений, а также формироваться человеком самостоятельно, основываясь на его личных убеждениях, уровне воспитания, культуры, мировосприятии.

Так, христианство, например, привнесло в жизнь многих людей религиозные ценности, среди которых есть и моральные принципы, основанные на понимании допустимого поведения верующего человека.

Такие ценности позволили человеческому обществу преодолеть античную эпоху вседозволенности, когда нравственность общества разительно отличалась даже от ныне существующей.

Но сегодня некоторые забывают, что попрание моральных принципов может вернуть наше общество к периоду, когда отсутствие нравственности приводит цивилизацию к ее гибели.

Ведь в безнравственном обществе наступает, в конце концов, пик вседозволенности, приводящий к полному хаосу, и существование такой цивилизации прекращается.

Моральные принципы должны присутствовать всегда. Они позволяют оставаться нам в любой ситуации «человеком разумным» и не уподобляться диким животным, повинующимся только одним инстинктам.

В любой сфере жизнедеятельности общества человек рано или поздно сталкивается с моральными принципами. Так, например, в бизнесе моральные принципы определяют, какие способы конкурентной борьбы изберет тот или иной предприниматель.

Получается, что моральные принципы – это личный нравственный закон каждого из нас, определяющий, как далеко мы можем зайти в своих поступках.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Моральные принципы. Морально-этические принципы :: SYL.ru

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

www.syl.ru

что это такое, моральные принципы и нравственность

Мораль искусственного интеллекта – один из обсуждаемых вопросов среди юристов. Если вдруг «умный» робот осознает себя личностью и совершит преступление, кто за него будет отвечать – машина или ее создатель? Но с моральным выбором сталкиваются не только разработчики, но и обычные люди. Что такое моральность и почему она так важна? Какими принципами руководствуется? Как шведский лагом помогает освоить нравственный принцип «золотой середины»? Именно об этом пойдет речь в статье.

Что такое мораль

Мораль — это совокупность общепринятых правил и законов, которые управляют поступками человека в интересах общества. Такое определение дают словари. Но большое количество дефиниций морали в современной науке говорит о том, что универсального содержания в понятии пока нет. Если обратиться к обыденному языку, то мораль – это внутренний кодекс или внутренняя шкала добра и зла. Ее сравнивают с невидимой чертой, переступить которую человеку не позволяют внутренние понятия о правильном и неправильном, добре и зле.

Мораль выражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Сварить кашу – нейтральный поступок. Но приготовить обед, чтобы накормить бездомных – это моральный поступок. Смех при виде чужого горя аморален, хотя изначально веселье нейтрально. Аморальное всегда отвратительно, поскольку пренебрегает общественными устоями.

Слово «мораль» произошло от латинского «mores» – «обычай», «нрав», изначально в Древнем Риме обозначало «соответствующий добрым нравам». В XVIII термин был позаимствован из французского языка и буквально переводится как «соответствующий закону». Так что этимологически «мораль» и «нравственность» – это синонимы. В литературе мораль – нравственное поучение, этический вывод произведения.

Мораль – та роскошь, которую могут позволить себе высокоразвитые сообщества и одновременно – средство для выживания. Это социальный инстинкт самосохранения, спасающий общество от самоуничтожения. Первые нравственные правила изобрели для того, чтобы вывести ранние сообщества из хаоса в систему. Позже были придуманы законы – компромисс между моралью, реальностью и разумом. Но в отличие от законности, обычаев и этикета моральные правила имеют свои специфические особенности:

  • Получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости.
  • Рассматриваются как само собой разумеющееся, поэтому не прописываются на законодательном уровне.
  • Несоблюдение этих правил вызывает общественное осуждение, порицание.
  • Характеризуются универсальностью, доступной для всякого разумного индивида.
  • Задают общие ориентиры поведения, но нацеливают человека на «идеал совершенства».

Моральные принципы

Мораль – довольно разноплановое понятие, которое рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии, теологии. В философском учении существует отдельный подраздел – этика. Этика дает научное, а значит критическое изучение морали. Одна из главных задач этики – поиски универсальных принципов нравственности.

Сегодня сформулированы моральные принципы, из которых складывается личность человека:

  • Принцип Талиона, согласно которому наказание за аморальный поступок должно превосходить вред от самого поступка.
  • Принцип нравственности, который со временем превратился в заповедь: «поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
  • Принцип «золотой середины», который проявился в призывах избегать крайностей в своих действиях.
  • Принцип максимального счастья, основанный на утверждении о том, что поведение человека должно улучшать жизнь окружающих.
  • Принцип справедливости или необходимость уравнивания социальных законов с моральными факторами.

История термина «мораль»

Точно неизвестно, когда именно нравственность вошла в общественное сознание, но самые древние источники, дошедшие до нас – притчи царя Соломона (ок. 960 год до н. э.). Читая его высказывания, поражаешься примерам применения норм морали. Позже, во времена Гомера эллины оперировали понятиями совести, добродетели, чести, законности.

Одним из известных философов-исследователей нравственности считается Конфуций. Хотя он заверял, что не является автором нового учения, а только передает ученикам мудрость древних мудрецов. Конфуций считал необходимым жить согласно основным принципам нравственности: человеколюбию, милосердию, добропорядочности.

На протяжении веков несомненным авторитетом пользовались книги с размышлением о морали, этики и права, написанные Цицероном. Конечно, идеи нравственности в римском обществе оказались не новы, но в цицероновской обработке были в большом почете. Главная мысль его трудов: право и нравственность – неотделимые понятия, которые спасают человечество от саморазрушения. Он же и ввел в обиход определение морали, которое сегодня цитируют большинство источников. Размышления о моральности и нравственности дополнили математик Пифагор, философы Сократ, Платон, Кант.

Традиционная мораль основана на вере. В этическом смысле Бог и есть мораль, то есть идея Бога – непреходящая ценность бытия, не зависящая от времени. О принципах, на которых должно строиться здоровое общество, говорили Иисус, Моисей, Будда, Мухаммед. Заповеди «не укради», «не убий», актуальны и в XXI веке. Мораль и религия определяют духовную жизнь каждого человека и общества в целом. Эти понятия неотделимы друг от друга, ведь они ставят перед собой одинаковые цели: помочь нам побороть собственную лень, эгоизм, презрение, зависть.

Мораль в XXI веке

В наше время моральные принципы все чаще объявляются предрассудками. Считается, что логику возможно подвести под любую мораль, а старые, архаичные понятия нравственности давно устарели. Современные теологи, психологи и философы считают, что современная общественная мораль должна быть продумана, обоснована, аргументирована, обсуждаема.

Но личная мораль связана с душой человека и есть результат его личного выбора. В настоящее время общепринятым считается мнение, что человеку изначально присущи эмпатия, милосердие, альтруизм, готовность к сотрудничеству. Ученые утверждают: решение в вопросах нравственности люди принимают интуитивно. Отсюда вывод – мораль не есть чем-то насаждаемым, она идет изнутри.

Возможно, аморальные люди более успешны. Но счастливы ли?

Лагом: мораль «золотой середины»

Список стран-лидеров по уровню счастья не меняется уже несколько лет. Помимо Финляндии, Дании и Канады в него обязательно входит Швеция. Кроме шведского стола и шведской семьи шведы одолжили нам понятие «лагом». Лагом – это золотая середина в жизни каждого конкретного человека и его взаимодействия с обществом, которое базируется на взаимном уважении и отсутствии конфронтации. Это умение жить не просто сбалансированной жизнью, но отыскать для себя идеальное равновесие.

На бытовом уровне лагом считается противопоставлением чрезмерности. Лагом не призывает людей становиться посредственными, равнодушными, апатичными или асоциальными. Наоборот, шведы считают эмоционально уравновешенного человека уверенным в своих силах и достаточно гибким, чтобы приспособиться к окружающим изменениям.

Нити лагом оплетают всю жизнь шведов. Вот некоторые их них:

  1. Иногда зависть, которую мы ощущаем по отношению к окружающим, объясняется их приближением к счастью. Возможно, вместо зависти мы могли бы сосредоточиться на поиске собственного равновесия.
  2. Жить в равновесии с окружающим миром, значит экономить энергоресурсы, повторно использовать вещи, поддерживать национальные кулинарные традиции.
  3. Во время еды стоит постоянно спрашивать себя: почему я ем именно эти продукты и как могу избежать того, чего не следует есть.
  4. Найти время, чтобы отдать старую одежду и вещи в приют, а не выбросить в мусор.
  5. Покупать меньше, но вкладываться в качество, вести бюджет и вовремя отдавать долги.
  6. Искреннее «прости, я не могу» лучше, чем невыполненное обещание.
  7. Нравственная сила – в командной работе. Сведите хвастовство к минимуму, делайте то, что говорите и не опаздывайте.
  8. Избавляйтесь от бесполезного старья – в доме и в голове.
  9. Жизнь в несоответствии с достатком очень утомляет.
  10. Научитесь слушать свое тело, разум и совесть.

Выводы:

  • Мораль – это внутренний вектор, который указывает нам наши внутренние ценности.
  • Первая мораль сформировалась на основе того, что людям необходимо было упорядочить совместное существование, чтобы выжить.
  • Нравственность нелогична, но связана с нашей душой.
  • Лагом – шведский закон счастья, который можно приспособить к собственной жизни.

wikigrowth.ru

Об отсутствии моральных принципов — Уголок задумчивости — LiveJournal

Получил очень наглядную иллюстрацию феномена, о котором писал в предыдущей заметке. Рассуждал на тему морали на примере недавно почившего Джона Маккейна. Привел следующий аргумент: Маккейн, вообще говоря, убил и искалечил судьбы тысяч детей, распыляя Агент «Оранж» во Вьетнаме. А потому, его нельзя считать хорошим человеком, даже если он поддерживает ваши политические убеждения. Если же вы таковым его считаете, то вы просто используете мораль, как средство достижения своих узких политических интересов, тем самым проваливая проверку на категорический императив.

Естественно, нашелся один деятель, который мне начал возражать. В своих комментариях он старательно избегал упоминания этих самых детей-мутантов. Мне стало любопытно, а потому поднажал и все-таки заставил его коснуться этого вопроса. И что же вы думаете, в каком контексте он их упомянул? Он обвинил меня в том, что я, видете ли, использую детей, как психологический прием, чтобы «игнорировать факты».

Хотя подобная хрень встречается часто, каждый раз немного фигею. Объясню подробнее: у нас есть настоящая гора человеческой боли и страданий. Четыреста тысяч детей с врожденными уродствами. Выборка колоссальная, статистическая значимость офигенская. Все доказано, задокументировано. Но наш типочек игнорирует огромное зло, предопочитая сосредоточиться зле микроскопическом — махинациях отдельного комментатора в ЖЖ. Давайте представим, что коварный v_a_l_e_k действительно упоминал детей исключительно со злодейскими целями манипулирования. Что это меняет? Ничего. Масштабы двух деяний вообще не сопоставимы.

Наш чувачок — это яркий пример отсутствия нраственных принципов. Как таковых, моральных установок нет, кроме одной «что выгодно, то и нравственно«. Что, массовые убийства, членовредительство? А, это делают «свои»? Хм, невыгодно, забыли. Игнорируй, отвлекай внимание, ври, главное, победить в споре в интернете. Плох не убийца, плох тот, кто привел неудобный аргумент. К моему глубокому сожалению, таких персонажей много. Они вызывают у меня чувство гадливости, после них хочется вымыть руки. Чувачки не дружат с правдой, они готовы избавиться от нее при первой возможности в погоне за мелкой выгодой. В топку их.

v-a-l-e-k.livejournal.com

1.3. Основные функции и принципы морали.

В этом параграфе
будет рассмотрен, так сказать, «рабочий
инструментарий» науки этики. Поскольку
многие аспекты этических понятий уже
были рассмотрены, теперь следует изложить
их в виде некоторой системы и дать
недостающие характеристики тех понятий,
которые еще не получили достаточно
четких определений.

Выше мы говорили
о приоритетности моральной деятельности.
Теперь же наша задача уяснить, в чем же
заключается деятельная сторона морали,
каковы ее «функциональные обязанности»
или, попросту говоря, функции
морали.

1. Регулятивная
функция.
Функция
нравственного регулирования взаимоотношений
между людьми является главной и
определяющей. Она охватывает ту сферу
отношений, которая не регулируется
правом. и в этом смысле она дополняет
право. Однако такое определение будет
неполным и неточным, если не принимать
во внимание то обстоятельство, что все
правовые нормы также утверждают
справедливость, также служат добру или
благу общества и граждан и поэтому носят
безусловно нравственный характер.

Регулятивная
функция являет собой непрерывный процесс
приведения реального поведения личностей,
служебных коллективов и
государственных
и общественных институтов в соответствие
с действующими в обществе моральными
нормами. В этих целях используются такие
«инструменты»
регулирования нравственных
отношений, как
морально-этические принципы, общественное
мнение, моральный авторитет, традиции,
обьтчаи, заповеди, привычки. На
непосредственно практическом уровне
регуляция осушествляется через посредство
норм (простых норм нравственности):
норм-ориентиров, норм-требований,
норм-запретов, норм-рамок, ограничений,
а также норм-образцов (этикетных норм).
Регулятивная функция является базовой
в системе функций: все остальные функции
— каждая по-своему — в той или иной
степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная
(аксиологическая) функция
.
Как уже
указывалось выше, любой акт морали
(поведенческий или духовный) определяется
той или иной системой ценностей. Предметом
оценки под углом <морально — аморально»
или «иравственно — безнравственно»
являются поступки, отношения, намерения,
мотивы, моральные возэрения, личностные
качества и т.д.

З. Ориентирующая
функция.
Простые
нормы нравственности являются «простыми»
только в теории. В конкретной
действительности, на практике прежде
чем вынести моральное суждение и
реализовать ту или иную норму в поступке
или в поведении, приходится взвешивать
порой довольно значительное количество
обстоятельств, каждое из которых может
побуждать нас к применению различных
(иногда даже взаимоисключающих) норм.
Выбрать из множества норм единственно
правильную, справедливую может только
хорошее владение наукой этикой, высокий
уровень нравственной культуры, которые
и являются механизмом, способным нам
дать точный ориентир. Именно они способны
помочь нам выработать систему моральных
приоритетов, являющуюся «компасом>,
позволяющим нам выявить наиболее
нравственную линию поведения.

4. Мотивационная
функция.
Эта функция
позволяет оценивать поступки, цели и
средства с точки зрения побуждающего
намерения. Мотивы или мотивации могут
быть моральными и аморальными,
нравственными и безнравственньгми,
благородными и низменными, корыстными
и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная
(информационная) функция

направлена на приобретение этических
знаний: принципов, норм, кодексов и пр.,
являющихся источником информации об
обшественных нравственных пенностях
и о системах таких ценностей, исходных
пунктах морального выбора в обычной и
экстремальной обстановке, в обычных и
конфликтных ситуациях, которые в
комплексе помогают сформулировать
модель нравственного поведения.

б. Воспитательная
функция.
Любая
система воспитания — это прежде всего
система нравственного воспитания (ряд
ученых считает, что воспитанием является
только нравственное воспитание, все
остальное просто общение). Нравственное
воспитание приводит в определенную
концептуально организованную систему
нравственные нормы, привычки, обычаи,
правы, общепризнанные образцы поведения,
переводит нравственные знания в
нравственные убеждения личности,
развивает способность творческой
интерпретации нравственных знаний и
убеждений применительно к конкретным
ситуациям.

7. Коммункативная
функция.
На
кораблях, самолетах и других быстро
движущихся объектах устанавливается
специальное устройство, которое при
получении соответствуюшего запроса
отвечает сигналом, условно называемым
«я свой». Точно такой же способностью
обладает всякая система моральных
ценностей (в том числе и профессиональных),
и только на основании этого «сигнала»
возможно служебное и всякое иное
взаимодействие, обретение <чувства
локтя», поддержка и взаимовыручка.
Конечно, в процессе служебной деятельности
осознание сигнала «я свой» и действенная
коммуникация на его основе осуществляется
не только моральным его компонентом,
но тем не менее он играет в этом процессе
одну из главных ролей.

8. Идеологическая
функция.
Назначение
данной функции заключается в том, чтобы
обосновывать моральность политических
и экономических целей и интересов того
или иного класса, социального слоя,
группы, общественного движения и т.д. В
этом смысле она призвана нравственно
консолидировать социально неоднородное
общество. Мораль правящего класса или
социальной группы, так же как и их цели
и интересы, идеологическими средствами
всегда представляются как цели, интересы
и мораль всего общества. И пока в
определенной степени эта мораль отвечает
всеобщим интересам, общество воспринимает
это обстоятельство позитивно. В противном
случае общество консолидируется вокруг
противоположных моральных, политических
и идеологических ценностей, где
основополагающую роль начинает играть
революционная мораль, провозглашающая
главной нравственной целью борьбу за
свержение существующего политического
режима.

9. Мировозэренческая
функция.
В
этом плане мораль рассматривается как
нравственные устои личности, выработанная
ею система нравственных пенностей,
посредующая все ее политические,
религиозные, эстетические, философские
и иные возэрения. Мировоззренческая
функция очень близка к аксиологической
с той лишь разницей, что в данном случае
она охватывает основные, так сказать,
первоначальные понятия и представления
человека об окружающей его действительности.

Важнейшими
моральными ценностями

для сотрудника
правоохранительных органов являются:
любовь к Родине, верность присяге и
избранной профессии, служебному долгу,
нравственная цельность (единство слова
и дела, убеждений и поступков), соблюдение
чести и служебного достоинства,
справедливость, законность, неподкупность
и взаимовыручка.

Если обратиться
к моральному сознанию, то главенствующую
роль здесь играют принципы
морали
.
Выражая требования морали в наиболее
общем виде, они составляют сущность
моральных отношений и являются стратегией
нравственного поведения. Они отличаются
сравнительной устойчивостью и
конкретизируются в моральных нормах.
Их стабильность и жизнеспособность
определяются конкретными условиями
определенной социальной и профессиональной
среды той или иной исторической эпохи.
Моральные принципы осознаются нравственным
сознанием как безусловные требования,
следование которым является строго
обязательным во всех жизненных ситуациях.
В этом их существенное отличие от
нравственных норм, отступление от
которых в определенных жизненных
ситуациях не только допустимо, но порой
и необходимо. В рамках требований,
предъявляемых к службе в правоохранительных
органах, основными принципами морали
являются: гуманизм, коллективизм,
справедливость, патриотизм, добросовестное
отношение к труду, критическая самооценка.
Некоторые из них следует рассмотреть
подробнее.

Принцип
коллективизма.
Это один из
важнейших принципов не только
профессиональной, но и общечеловеческой
морали (противоположным принципом
является индивидуализм). В нем заключается

самая главная сущность взаимоотношений
личности и общества. Как правило, все
социальные и
профессиональные
интересы индивидов
опосредуются
личным интересом, с которым они тесно
переплетены, причем разорвать эту связь
обычно практически невозможно.Констатируя

это обстоятельство, шотландский
экономист и философ ХУII1 в. А. Смит
разработал теорию «разумного эгоизма»,
где он пытался
найти разумный баланс
между общественными и личными интересами
индивидов. Однако и наука и практика
отчетливо показали, что найти такой
баланс раз и навсегда для всех ситуаций
невозможно, и поэтому в этике были
угверждены два взаимоисключающих, но
достаточно абстрактных принципа:
коллективизм
и индивидуализм,
где речь шла лишь о приоритетности того
или другого начала.

Применительно к
социально-политическим реалиям
современности принцип коллективизма
как ведущий принцип присущ социалистическому
обществу, а принцип индивидуализма —
обществу буржуазному. Что же касается
правоохранительной служебной среды,
то здесь принцип коллективизма однозначно
является строго обязательным для
успешной организации служебной
деятельности, единственно возможным
для результативного противостояния
криминальному миру. И хотя интересы
членов служебного коллектива всегда
разнородны, эффективность работы
коллектива прямо зависит от
целеустремленности и единства его
действий, а, следовательно, прежде всего
от того, насколько интересы коллектива
осознаются его членами как приоритетные
по сравнению с личными интересами людей,
его образующих. Английская поговорка
гласит:
«Если ты не можешь делать то,
что тебе нравится, пусть тебе нравится
то, что ты делаешь». В самом прямом смысле
это относится и к сочетанию личных и
служебных интересов: если ты не можешь
согласовать личные интересы со служебными,
пусть служебные интересы станут твоим
личным интересом. В противном случае
тебе следует уходить из органов
правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма
включает несколько частных принципов.

1. Единство
цели и воли.
Единая
цель сплачивает людей, организует и
направляет их волю. Цели деятельности
служебного коллектива определяются
как задачами, которые ставит перед
коллективом руководство, так и сознанием
необходимости требований повседневной
службы. И если первый фактор носит в
основном внешний, строго императивный
характер, то второй фактор в немалой
степени определяется нравственно-психологическим
климатом коллектива и нравственной
воспитанностью его членов.
2.
Сотрудничество
и взаимопомощь.
Это
одно из главнейших условий принципа
коллективизма. В коллективах
правоохранительных органов эта сторона
коллективизма проявляется особенно
действенно. «Сам погибай, а товарища
выручай» — не простой лозунг, но коренной
принцип служебного взаимодействия в
органах, получивший неоднократное
подтверждение на практике. Однако это
сочетается с принципиальностью и не
имеет ничего обшего с круговой порукой,
покрывательством недобросовестньтх
работников, лодырей, прогульщиков. В
противном случае появляются основания
говорить о нравственной деформации
коллектива, о его «заболевании» и о
необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм.
Даже
в таких жестко нормативно организованных
структурах, как правоохранительные
органы, существует немало
аспектов
службы, которые определяются коллективным
решением. И чем более сплоченным и
морально сознательным является тот или
иной коллектив,
тем более
возникает предпосылок у руководства
для делегирования властных полномочий
при принятии решений самим членам
служебного коллектива, для перехода от
командно-административных отношений
к отношениям делового сотрудничества,
базирующегося на общем интересе и общей
ответственности за успешное решение
служебных задач.

4. Дисциплина.
В нравственно
зрелом коллективе дисциплина не является
тяжелым бременем, но осознанной
необходимостью. Сознательное исполнение
дисциплинарных требований обеспечивает
требуемую результативность служебной
деятельности, и именно в таком коллективе
всякое нарушение дисциплины воспринимается
его членами как помеха, как препятствие
на пути реализации общих служебных
целей и интересов, и именно в таком
коллективе воздействие его членов на
«воспитание» нарушителя оказывается
эффективнее самых жестких дисциплинарных
санкций руководства.

Принцип
гуманизма.
Этот
нравственный принцип в обыденном
понимании означает человечность, любовь
к людям, защиту человеческого достоинства,
права людей на счастье и полноценную
возможность для саморазвития. Гуманизм
— требование современной эпохи, ее
ведущий принцип, в частности пронизывающий
все отрасли права и определяющий все
нормы морали. Применительно к
правоохранительной деятельности
гуманизм лежит в основе всей системы
нравственно- правовых отношений между
сотрудникам и правоохранительных
органов и гражданами.

Гуманистичность
содержания правоохранительной
деятельности заключается в самой ее
сущности, которая определяется как
обеспечение социальной стабильности,
охрана общественного порядка в стране,
собственности, прав, свобод и
законных
интересов
граждан, предприятий, организаций и
учреждений от преступных посягательств
и иных антиобщественных действий.
Требования принципа гуманизма являются
не только
сутью профессиональной морали, но и
служебным долгом, который обязывает
сотрудников правоохранительных органов
быстро и своевременно реагировать на
все недостойные поступки и тем более
правонарушения. Невыполнение этих
требований осужлается как законом, так
и общественным
мнением. Таким образом, гуманизм
деятельности правоохранительных органов
проявляется в том, что она направлена
на борьбу со злом и защиту интересов
всего обшества и каждой личности в
отдельности от нарушений норм права и
морали и тем самым обеспечивает условия
для счастья и
всестороннего
развития человека как высшей социальной
ценности.

Гуманизм сущности
и целей деятельности правоохранительных
органов определяет и такой аспект службы
органов, как профилактика правонарушений
и преступлений.Используя различные
средства предостережения и убеждения,
работники органов раскрывают населению
гуманистическое, общественно необходимое
содержание норм нашей морали и права,
недопустимость аморального,
антиобщественного и тем более преступного
поведения, наносящего огромный и
непоправимый ущерб обшеству, людям и
самому нарушителю, способствуют осознанию
каждым лицом моральной и правовой
ответственности за совершенные им
аморальные и противоправные поступки.
Если меры убеждения оказываются
недостаточными, государство прибегает
к принуждению. Однако и здесь проявляется
гуманистичность: с одной стороны,
абсолютное большинство граждан
оказываются социально защищенными, а
с другой — этим останавливаются те
граждане, которые становятся на путь
преступных деяний и не в состоянии
самостоятельно сойти с этого пути.

Единство
принципов справедливости и законности.
Важнейшим
принципом профессиональной морали
сотрудников правоохранительных органов
является принцип
справедливости.
Справедливость — не только принцип
морали. Он охватывает практически все
сферы человеческой деятельности и
человеческих отношений, и прежде всего
права и политики. Как способ моральной
регуляции принцип справедливости
обязывает учитывать все аспекты
деятельности индивидов, т.е. их социальное
положение, заслуги, возрастные и
физические возможности, и устанавливать
соответствие между практической
деятельностью индивидов и их социальным
(и служебным) положением, между заслугами
людей и их общественным признанием,
между деянием и воздаянием, трудом и
вознаграждением, правами и обязанностями,
преступлением и наказанием и т.д.
Несоответствие в этих отношениях
воспринимается как несправедливость.
Сотрудники органов, обладающие достаточным
служебным опытом, прекрасно знают, что
не наказание воспринимается преступниками
болезненно, а несправедливость (в том
числе и прямой обман как один из ее
видов).

Справедливость
регулирует все сферы общественной
жизнедеятельности, но наиболее зримое
воплощение она получает в правовой
системе, поскольку именно она регулирует
наиболее важные звенья общественной
жизни7.
Праву принадлежит главенствующая роль
в пресечении различного рода нарушений
справедливости:
преступного обогащения,
протекционизма,
незаслуженной
привилегированности и пр. Принцип
справедливости предусматривает
обеспечение социальных гарантий: охрану
здоровья, право на получение образования,
жилья, пенсии в старости и при получении
инвалидности и т.д. Соответствие между
целями и средствами, необходимыми для
их достижения, — одно из важнейших
проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации
целей права выступают санкции,
предусмотренные правовыми актами.
Применение их всегда сопряжено с
ущемлением интересов личности, с
претерпеванием ею определенных лишений,
поэтому здесь принцип справедливости
должен выдерживаться особенно четко.
Важнейшие требования принципа
справедливости, предъявляемые к санкциям,
состоят в следующем:

• санкции должны
применяться лишь к тем, кто действительно
нарушил закон;

• санкции должны
обеспечивать восстановление нарушенных
прав после отбытия наказания в полном
объеме;

• между санкциями,
устанавливаюшими меру ответственности
за различные противоправные деяния,
должны соблюдаться определенные
пропорции: более опасные правонарушения
должны наказываться более строго;

• суды должны
иметь возможность назначать индивидуальное
наказание с учетом конкретных
обстоятельств;

• за одно
правонарушение никто не должен
наказываться дважды.

Все вышеуказанные
принципы для сотрудников правоохранительных
органов являются их профессиональным
требованием, их правовой нормой. На
практике эти принципы конкретизируются,
приобретая в каждом коллективе
применительно к особенностям службы
тех или иных подразделений специфический
характер, имеющий для членов служебного
коллектива императивное значение.

studfiles.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о