Периоды жизни – —
Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2019
Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.
Содержание статьи:
Понятие взросления
Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.
Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.
В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:
- совершеннолетие;
- возраст вступления в брак;
- трудоспособный;
- репродуктивный;
- пенсионный.
В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.
Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.
Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.
В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.
Понятие о возрастных категориях
Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.
К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.
В экономике принята классификация из 3-х групп:
- дотрудоспособный;
- трудоспособный;
- послерабочий.
Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.
Он разбил население на 3 основных группы:
- Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
- Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
- Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.
Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.
Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.
Возрастная классификация в России
Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.
Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.
Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.
В этом документе периоды утвердили следующим образом:
- от 45 до 59 — зрелый возраст;
- преклонным называли промежуток между 60 и 74;
- категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
- под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.
Современная демографическая структура в России характеризуется так:
Название группы | Количество лет |
Новорождённые | от 0 до 7 дней |
Грудные | от 7 суток до 12 месяцев |
Ясельный период | от года до 3 лет |
Дошкольный период | от 3 до 7 |
Отрочество | от 7 до 17 лет |
Молодежь | от 17 до 30 лет |
Зрелые | от 30 до 55 лет |
Пожилые | женщины — 55+; мужчины — 60+ |
Долгожители | 80+ |
Мировой стандарт ВОЗ
Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.
Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.
Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.
Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.
По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.
Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.
Она насчитывает 8 основных групп:
- раннее детство – возраст до 1 года;
- дошкольный период – от 1 до 4 лет;
- школьный период – от 5 до 14;
- юность – от 15 до 24;
- возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
- зрелый период – от 45 до 65;
- ранняя старость – от 65 до 75;
- старость – 75 и старше.
По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:
Название группы | Количество лет |
Молодой возраст | от 18 до 44 лет |
Средний возраст | от 45 до 59 лет |
Пожилой возраст | от 60 до 70 лет |
Старческий возраст | от 75 до 90 лет |
Долголетие | 90+ |
Биологический возраст
Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».
Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.
На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.
Цели ВОЗ в данной сфере
В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.
Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.
Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.
Видео о возрастных категориях
Что такое старость и старение:
healthperfect.ru
13. Возрастная периодизация жизни человека
Рост организма может быть определенным и неопределенным.
Определенный рост — рост прекращается к определенному времени: птицы, насекомые, млекопитающие, человек.
Неопределенный рост – постоянный рост: растения, рыбы, земноводные.
Возрастная периодизация жизни человека (1965).
пол | возраст | название периода |
М, Ж | 1-10 дней | Новорожденный, неонатальный |
М, Ж | 10 дней – 1 год | |
М, Ж | 1 – 3 года | Раннее детство |
М, Ж | 4 – 7 лет | Первое детство |
Ж | 8 – 11 лет | Второе детство |
М | 8 – 12 лет | |
Ж | 12 – 15 лет | Подростковый возраст |
М | 13 – 16 лет | |
Ж | 16 – 20 лет | Юношеский возраст |
М | 17 – 21 год | |
Ж | 21 – 35 лет | Зрелый возраст ( 1 период) |
М | 22 – 35 лет | |
Ж | 36 – 55 лет | Зрелый возраст ( 2 период) |
М | 36 – 60 лет | |
Ж | 56 – 74 года | Пожилой возраст |
М | 61 – 74 года | |
М, Ж | 75 – 90 лет | Старческий |
М, Ж | Более 90лет | Долгожители |
Период новорожденности. Приспособление ребенка к новым для него условиям внешней среды. Начинают функционировать система внешнего дыхания, желудочно-кишечный тракт, меняется характер кровоснабжения, со стороны центральной нервной системы преобладают процессы торможения. Температура тела неустойчива в первые дни (+/-2,5 градуса). К концу недели катаболическая фаза сменяется анаболической. Начинается рост тела, улучшаются показатели ферментативных и других систем.
Грудной возраст. Значительное усиление обменной активности при выраженной незрелости систем. Увеличение числа клеток. Размеров органов. Формирование и специализация органов, увеличение массы тела, изменение состава крови: замена фетального гемоглобина на более зрелый гемоглобин. Органы пищеварения, дыхания имеют очень ограниченные возможности. Быстро происходит созревание центральной нервной системы и периферической нервной системы. Приобретение и накопление условно-рефлекторных связей. К концу года повышается психомоторное развитие ребенка.
Изменение длины тела.
возраст | длина |
Новорожденный | 46 – 56 |
За 1 год | + 25 см |
За 2 год | + 12 – 13 см |
За 3 год | + 12 – 13 см |
4-7 лет (ежегодно) | + 5 – 7 см |
Второе детство (ежегодно) | + 4 – 5 см |
Период полового созревания (ежегодно) | + 7 – 8 см |
Масса тела новорожденного. У детей до года увеличение длины тела на 1 см сопровождается увеличением массы на 280 – 320 г. У детей более старшего возраста определяется по формулам.
Поверхность тела на 1 кг его массы у новорожденного в 3 раза больше, чем у взрослого.
Масса мозга новорожденного 330 – 430 г. К концу первого года жизни увеличивается в 2 – 2,5 раза, к концу второго года в 3 раза. После 7 лет увеличение мозга замедляется, а к 20 – 29 годам достигает максимума.(1355г у мужчин и 1220 г у женщин). Количество борозд и извилин у новорожденного такое же, как и у взрослого, но их дифференцировка и развитие выражены слабо. Дифференцировка нервных клеток идет в первые 5 – 6 месяцев и заканчивается в основном к 8 годам. Кора больших полушарий по строению похожа на кору больших полушарий взрослого человека. Совершенствуется двигательная область коры и появляется способность к тонким коордиционным движениям. Активное развитие спинного мозга, к 2 годам как у взрослого.
К 4 годам формируется нижний носовой ход, способствующий согреванию и очищению воздуха.
Жизненная емкость легких, количество альвеол к концу дошкольного периода, как у взрослого. Жизненная емкость легких в 4 года – 1100 мл, в 6 лет -1200 мл.
Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза, к 6 годам в 11 раз по сравнению с исходной. Происходит окончательная дифференцировка.
К5-7 лет прорезаются постоянные большие коренные зубы (первые – слева).
Органы чувств. К 5 – 7 годам хорошо развиты все виды чувствительности кожи. Продолжается совершенствование иммунной системы. Процесс иммунизации заканчивается до половой зрелости.
Сроки полового созревания для девочек -12-16 лет, для мальчиков – 13 – 18 лет. В этот период наблюдается быстрое скачкообразное увеличение размеров тела, жизненной емкости легких, мышечной силы и работоспособности. Это пубертатный период. В это время максимальная скорость роста у мальчиков – до 10 см в год. У девочек немного меньше. Пубертатный период у девочек на 2 года меньше. У многих детей наблюдается регулярное сезонное увеличение длины тела (весной быстрее, осенью – медленнее). С изменением роста совладает изменение скелетных размеров, мышечной массы, рост печени, почек.
studfile.net
Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст?
Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
- Порядок жизненных событий;
- Биологические процессы человека;
- Развитие в социуме;
- Онтогенез психологии.
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.
На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.
Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.
Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.
Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
- Рождение человека;
- Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
- Развитие этих функций;
- Старость и угнетение функционирования организма;
- Физическая смерть.
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.
Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.
Что же такое возрастная периодизация?
Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.
Периодизация возрастная с психологической точки зрения
1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
- Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
- Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
- Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.
2. Детство.
- От нуля месяцев до года;
- Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
- Дошкольная пора с трех до шести лет.
В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;
- Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.
3. Отрочество.
- Подростковый период.
Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.
- Юношеская пора.
Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.
Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.
Важно!
Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.
Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.
Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.
4. Зрелость.
- Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
- Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
- Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
- Десятилетие кризиса (45 -55 лет).
Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.
В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.
- Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.
5. Старость.
Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.
В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.
- Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
- Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
- Осмысление и принятие смерти.
1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.
2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.
3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.
4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.
5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.
6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.
7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.
Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.
Философское понятие о возрастной периодизации
Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.
Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.
Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.
Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.
Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.
- Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.
- Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
- Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.
Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.
Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.
В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.
Так ли важен возраст?
Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.
Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.
Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.
vospitannie.ru
Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека
Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
- Порядок жизненных событий;
- Биологические процессы человека;
- Развитие в социуме;
- Онтогенез психологии.
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.
На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.
Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.
Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.
Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
- Рождение человека;
- Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
- Развитие этих функций;
- Старость и угнетение функционирования организма;
- Физическая смерть.
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.
Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.
Что же такое возрастная периодизация?
Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.
Периодизация возрастная с психологической точки зрения
1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
- Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
- Эмбриональный. Длительность периода – до нач
rustorm.ru
Урок № 59. Возрастные периоды жизни человека
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями — важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно — практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока— традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Возрастные периоды жизни человека
Жизненный путь каждого человека; от рождения до смерти чрезвычайно сложен. По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения. В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуальных качеств, все жизненные проявления организма активны. В зрелости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир, развивается и совершенствуется его интеллектуальная деятельность. В конце жизни наступает постепенное затухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение. Старение— закономерный физиологический процесс, присущий всем живым организмам на Земле.
Жизненный путь человека условно можно разделить на определенные возрастные периоды. Условность разделения определяется социальной и природной средой, в которой растет, формируется и живет организм человека. Так, например, возрастные периоды жизни народов Севера отличаются от возрастных периодов южан. Возрастные периоды жизни человека определяются также периодами биологической и социальной зрелости организма. Условно можно разделить детский и юношеский возраст. Он охватывает период от рождения человека до окончания школы, т. е. до 17 лет. Молодость от 17 до 30 лет, зрелость от 30 до 60 лет, старость от 60 лет до смерти. Каждый возрастной период жизни человека сопровождается определенными физиологическими и духовными изменениями тем образом жизни, который ведет человек, той социальной сферой, в которой он формируется, растет и развивается.
В жизненных, процессах человеческого организма существуют критические периоды. Крупнейший советский физиолог Н, И. Введенский считал, что каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и природных задатков: В течение жизни лишь малая их часть реализуется, а остальные так и остаются невостребованными. Поэтому важнейшей задачей родителей и воспитателей является выявление и раскрытие в детях тех дарований, способностей и талантов, которые природа заложила в организм человека: Было установлено, что в развитии человека существуют определенные критические периоды, в которых соответствующие двигательные или умственные функции развиваются особенно быстро
Так, например, в возрасте до 5 лет ребенок особенно, легко обучается языку, музыке, у него проявляются художественные способности, развивается наблюдательность, любознательное.™ в познании окружающего мира. В более старшем возрасте эти способности значительно утрачиваются, но зато в возрасте 6—7 лет у ребенка формируется быстрота движений, т. е. в эго время созревают отделы нервной системы, обеспечивающие координацию мышечных усилий. В 10—14 лет интенсивно увеличивается общая выносливость человека за счет роста объема мышечной массы организма и увеличения вентиляционной функции легких. Мышечная же сила наиболее интенсивно нарастает от 13 до 16 лет. В более старшем возрасте возникают самые благоприятные условия для занятия спортом, формирования профессиональных навыков, требующих наибольшей координации движений, силы, ловкости, выносливости и внимания.
В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Биологическая зрелость организма связана с половым созреванием и способностью к продолжению рода. Весь процесс роста заканчивается у юношей к 18—19 годам, у девушек к 16- 17 годам. Темпы роста у мальчиков и девочек отличны, поскольку половое созревание начинается у девочек примерно на два года раньше, чем у мальчиков (у девочек в среднем в 11 —13 лет, у мальчиков в 13—15 лет). Вследствие этого мальчики опять становятся выше девочек. В период полового созревания происходит не только Интенсивный рост организма, но и формирование вторичных половых признаков. Первый признак биологической зрелости у девочек — развитие грудных желез, затем появление волос на лобке, далее в подмышечных впадинах и начало менструаций. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. У мальчиков в ранний период признаки биологической зрелости проявляются в ускоренном росте яичек и мошонки, в ломке голоса, развитии волос на лобке, в подмышечных впадинах и, наконец, в появлении усов и бороды. Изменчивость в наступлении периода полового созревания исключительно велика.
Социальная зрелость предполагает, такой уровень развития организма, когда молодой человек способен активно участвовать в жизни социального общества, в котором, он существует. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением юношей и девушкой паспорта, документа, подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, в которой он живет и формируется. Это происходит в 16 лет. Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, т. е. в тот период, когда каждый член данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая социальная система сама определяет период социального/созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20—21 годами, когда молодой человек или девушка могут самостоятельно принимать решения, Подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.
С ростом культуры общества, повышением благосостояния народа растет и продолжительность человеческой жизни.
Подумайте и ответьте 1. В какие возрастные периоды жизни человека идет бурный рост и развитие организма? 2. Какой возрастной период жизнедеятельности организма человека связан с процессами стабилизации? 3. Какие теорий связаны с научным обоснованием старения организма человека? 4. Какие критические периоды в жизнедеятельности человека вы можете назвать? Каковы их особенности? 5. Что такое биологическая зрелость организма? Как она проявляется? 6. Что такое социальная зрелость человека? Какова ее особенность.
Объясните значение терминов: детство, юность, зрелость, старость, критические периоды, биологическая зрелость.
Возрастные периоды
4 этапа жизни для всех людей
Подход с учетом всех этапов жизни человека
Как определить зрелость личности?
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА • Большая российская энциклопедия
ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологич. В. ч., который определяется степенью биологич. зрелости организма и её соответствием средним популяционным характеристикам, календарный В. ч. (хронологический, паспортный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, а также психологический, социальный В. ч. и др. Биологич. В. ч. может заметно отличаться от календарного как в сторону опережения, так и отставания. В зависимости от выбора системы признаков различают морфологич. В. ч., костный, зубной и т. п.
В демографическом анализе частота всех демографич. событий (рождений, смертей и т. д.) рассматривается обычно как функция возраста, который считается непрерывной переменной и указывается либо в виде точного В. ч. (как промежуток времени между моментом рождения и определённым моментом жизни человека), либо как возрастной интервал между двумя соседними (обычно целыми годичными) его значениями. Для поколения предполагается, что все составляющие его люди родились (или с ними произошло то или иное событие) в один и тот же момент. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах (периодизация онтогенеза человека) меняются. Примерная периодизация жизни человека (с учётом относительности границ) может быть представлена в следующем виде:
$1–7\:дней\:новорождённые$
$7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$
$1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$
$4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$
$\left.\begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$
$\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$
$17\:–\:21\: год\: юноши$
$16\:–\:20\: лет\: девушки$
$\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$
$\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$
$75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$
$90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\; долгожители$
В медицине существует понятие гестационного В. ч., определяемого в неделях для плода или новорождённого ребёнка от последнего периода менструации матери.
Наряду с возрастом живущих важное значение в демографич. анализе имеет возраст умерших, возраст вступления в брак, детородный возраст и т. д. Знание возрастов отд. людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографич. событий даёт представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. ч. служит общей координатой демографич. явлений; их статистич. описание при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др. (имеют важное значение для анализа воспроизводства населения) позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на разл. этапах жизни.
Статистич. анализ возраста как демографич. и социально-экономич. категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего населения на определённый момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего разл. историч. события в одном и том же возрасте. Ввиду значит. трудностей получения статистич. информации по поколениям в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатлённых в возрастных структурах населения.
В. ч. имеет значение также и с юридич. точки зрения: напр., брачный возраст, правоспособность и дееспособность (в т. ч. трудовая), возраст уголовной, адм. или гражд. ответственности и т. д.
В. ч., с экономич. и социальной точек зрения, условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта; производство и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без производства, передача жизненного опыта и знаний.
В. ч. в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года – числом месяцев или даже дней (для детей до 1 мес). Сведения о В. ч. получают при переписях и обследованиях населения путём опроса, при текущей регистрации демографич. событий (браков, разводов и т. д.) – чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей, как правило, ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже её даты, разность уменьшается на единицу. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Приблизительное или округлённое указание возраста при опросе приводит к искажению численности отд. возрастных групп – к т. н. возрастной аккумуляции, которая характеризуется сосредоточением в отд. возрастах, чаще всего оканчивающихся на 0 или 5, численности населения или демографич. событий значительно большей, чем в соседних возрастах.
В психологии периодизация В. ч. указывает на качественно своеобразные ступени развития индивида. В психологии выделяют следующие В. ч.: пренатальное развитие (от зачатия до рождения), младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3), дошкольный возраст (от 3 до 6–7), младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12), отрочество (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), молодость (от 19–21 до 25–30), зрелость (от 25–30 до 55–60), старость (от 55–60). Стабильные периоды развития чередуются с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому, нередко протекающими в форме возрастных кризисов. Для каждого В. ч. существуют нормативные (среднестатистические) показатели психофизического, интеллектуального, эмоционального, личностного развития и т. п. Для характеристики индивидуального развития используются понятия «психологич. возраст», «социальный возраст», «умственный возраст», которые определяются соотнесением параметров развития индивида с нормативными. Психологич. возраст указывает на определённую структуру психики, стадию развития личности и мышления, социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологич. новообразования и т. п. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражд. совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определённого общества и изменяются вместе с ними. Напр., акселерация меняет представления о продолжительности и особенностях детства, с ростом продолжительности и качества жизни меняется понятие «старость» и т. п.
Для каждой культуры характерен свой символизм В. ч., включающий в себя терминологию, нормативные критерии В. ч., периодизацию жизненного цикла, возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы), возрастные обряды (ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоёв), возрастную субкультуру, включающую признаки и ценности, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве единства, отличного от всех остальных возрастных общностей (напр., детская субкультура). Культурный символизм возраста влияет на представления человека о своей биографии, жизненном пути и на субъективный, переживаемый возраст личности, «возрастное самосознание» (чувствует человек себя молодым или старым), которое также зависит от степени самореализации, событийной наполненности жизни, актуальных социальных ролей и ситуаций и т. п. См. также Возрастная организация.
bigenc.ru
Периоды жизни человека
Если вы хотите быть здоровым и успешным в жизни, нужно знать про основные периоды жизни человека. Периоды жизни человека
Каждый из нас замечал тяжелые периоды в году, при которых упадок сил и опустошенность.
Во время «роста растений» в мае, июне силы человека наиболее ослаблены.
С февраля человек слабеет около полугода.
На самом деле каждый день жизни человека непростой.
Человеку всегда трудно.
Проснувшись утром, тут же нужно принимать решение, что дальше?
Периоды жизни человека. Критические
Жить нужно по своему возрасту.
Весна жизни, расцвет,
упадок и дряхление — зима.
Принимать жизнь такой, какая она есть.
Примерно, как сорняк одуванчик. Расцвел весной, дал семена летом — пушинки разлетелись по свету.
Пришла осень — трава высохла.
Ранней весной снова взойдут семена.
И снова жизнь!
Прибытие и прилив сил начинается с августа.
Более того, человек крепнет вплоть до конца декабря.
Поэтому на лето не рекомендуют строить великие планы и максимально напрягаться.
Утверждение не относится к земледельцам.
У людей, работающих на земле, свой стиль жизни, веками выработанные гены и биоритмы.
Крестьяне России во все времена были двужильными.
Летнее время наиболее опасно для ослабленных и пожилых.
Опасно для людей, которые пережили тяжелые психические потрясения, нервный срыв.
Для них – время физической и психической опустошенности.
Следует поберечь себя людям, тяжело и много поработавшим.
Жизнь нашу условно можно поделить на двенадцатилетние периоды жизни человека, как это делали в Тибете.
Счастливый период до 12 лет.
Ребенок живет радостно, естественно, получая в ходе игры первые знания и основные впечатления.
Заря жизни.
Двенадцатилетние периоды жизни человека
- От 13 до 24 лет утро жизни.
- Юность, время учебы.
- Золотое время человека,
- время закладки фундамента жизни,
- период максимальной физической, психической, сексуальной потенции,
- это время максимального здоровья.
- От 25 до 36 лет – время максимальных свершений и достижений. Это как начало лета, полдень.
Остальные двенадцатилетние периоды характеризуются как время успокоения,
использования уже достигнутого.
Периоды жизни человека
От 37 до 48 лет – лето.
От 48 до 60 – осень. От 61 до 72 поздняя осень.
Далее наступает зима.
В начале каждого периода, человек как бы по новой возрождается.
В 13, 25, 37, 49, 61 и в 73 года – человек «рождается».
Он возбужден, мятежный, психически неустойчив.
Годы начала двенадцатилетних периодов – наиболее трудные годы.
Велика опасность свершения необдуманных поступков, непоправимых ошибок и неверных решений.
В это время существует риск потери здоровья.
В середине периода — расцвет, затем в последние два года периода – усталость, упадок жизненных сил, депрессия.
У каждого возраста свой образ жизни.
В начале каждого периода нужно вглядываться в себя, наблюдать. Оценить, чего достиг и куда дальше двигаться. Наметить новые планы и жизненные цели.
Шесть сезонов года по Тибету.
- ( Ноябрь, декабрь )– «начало зимы»
- (январь, февраль) – «конец зимы»
- (март, апрель )– «весна»
- (май, июнь) – «период роста растений»
- (июль, август) – «лето»
- (сентябрь, октябрь) – «осень».
- Не всегда это точно совпадает. В некоторые годы из – за изменения климата, весна наступает раньше, либо затяжная осень.
Весна – неблагоприятна для печени и желчного пузыря,
Лето – для сердца и желудочно – кишечного тракта.
Для желудка и поджелудочной железы опасен конец лета.
Для легких – осень.
Для почек – зима.
Осенью, когда организм крепок, переохлаждение может привести лишь к насморку. Зимняя простуда может ударить по почкам.
Наши эмоции по временам года.
- Весна – гнев.
- Радость – в начале лета, пробуждение природы — зелень, цветы.
- Грусть в конце лета.
- Тоска – осенью.
- Страх – зимой.
- Весной нужно поберечь себя от неприятных людей, встреч и разговоров с ними, не идти напролом, не испытывать терпение.
- В начале лета крайне важно преобладание радостных эмоций.
- Если в семье, к примеру, — ссорятся в начале лета, то вполне возможно так и будут огорчать друг друга все лето, сокращая жизнь себе и ослабляя сердце.
- Особо опасно для человека период межсезонья, когда зима переходит в весну. Это время примерно с 20 февраля до 11 марта.
- В периоды межсезонья нужно поберечь систему селезенки – поджелудочной железы. Оградить себя от переживаний, ссор, от инфекций и пищевых отравлений.
Медики Тибета советуют « летом…кушать мало, зимой — много.
Осенью и весной умеренно».
Те же правила соотносятся к сексуальной жизни человека.
Вот такие немудреные знания о периодах жизни.
Кто информирован – тот вооружен!
Если вам понравилась статья, считаете ее полезной — напишите ваши комментарии, поделитесь в социальных сетях.
Буду вам благодарен.
С уважением Михаил Николаев.
sitmel.ru