Рассеянное внимание это – что это такое, причины и как от неё избавиться

Содержание

Рассеянность внимания — Википедия. Что такое Рассеянность внимания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рассе́янность внима́ния — нарушение способности к концентрации внимания. Рассеянность внимания относится к явлениям невнимания, так же как ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Она различается по характеру и причинам возникновения.

Виды

Выделяют несколько видов рассеянности внимания:

  1. Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид
    рассеяния внимания
    , феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
  2. Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид
    мнимой рассеянности
    , когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
  3. Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
  4. Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
  5. Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
  6. Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
  7. Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З. Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.

[2]

Причины

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности). Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга. Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания

[3].

Лечение

Так как рассеянность внимания не является нозоспецифическим признаком, то и лечится или корректируется, в зависимости от причины возникновения. Если она возникает вследствие тревожного или депрессивного расстройства, то назначаются антидепрессанты и препараты с анксиолитическим эффектом, если вследствие органического поражения головного мозга — ноотропные препараты. В некоторых случаях она вообще не требует медикаментозного лечения, а необходим отдых или устранение причины в виде психотравмирующей ситуации с помощью психотерапии.

Примечания

  1. Фаликман М. В.
    Внимание. М.: «Академия», 2006.
  2. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: «Флинта», 2002.
  3. Жмуров В. А. Психопатология

См. также

wiki.sc

Чем рассеянность отличается от забывчивости

Захлопнуть дверь и оставить внутри ключи, зайти на минуточку в фейсбук и сжечь кастрюлю супа, уехать на работу в домашних тапочках, постоянно терять очки и находить их потом в самых неподходящих местах. Это все рассеянность или забывчивость? И чем одно отличается от другого.

Еще до недавнего времени считалась, что забывчивостью в основном страдают пожилые люди. Все это называли признаками старческого слабоумия. А рассеянность обычно считали признаком гениальности. Все не так. И забывчивости, и рассеянности подвержены люди разного возраста и разного интеллектуального уровня. Забывчивость — это расстройство памяти. Рассеянность — это расстройство внимания.

Рассеянность

Психологи выделяют два основных вида рассеянности внимания: подлинную и мнимую.

  • Подлинная возникает, когда есть какие-то проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, головные боли, сильное переутомление и хроническая усталость. Такое состояние еще иногда возникает от нудной монотонной работы. Во всех этих случаях люди с трудом могут сосредоточиться.
  • А мнимая рассеянность чаще всего возникает как раз по причине излишней сосредоточенности. Когда все мысли человека направлены на решение какой-то одной проблемы и все остальное просто перестает существовать. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Мнимую рассеянность принято, в свою очередь, делить на два вида: поэтическую и профессорскую.

  • При поэтической рассеянности человек витает в облаках.
  • При профессорской — не может отключиться от решения сложных задач. Профессорскую рассеянность еще называют рассеянностью гениев. Особенно часто ею страдают почему-то математики.

Великий немецкий математик Давид Гильберт был гением. Он разработал огромное количество фундаментальных идей во многих областях математики. В отличие от многих великих ученых, он был очень общительным, жизнерадостным и доброжелательным человеком. Но — как и многие великие — в быту был страшно рассеянным. Однажды Гильберты ждали гостей. Все было уже готово, стол накрыт. И тут жена Гильберта Кете заметила, что ее муж надел не вполне подходящий галстук. Она попросила Давида переодеться. Гильберт отправился в спальню, снял галстук, а затем, думая о чем-то своем, продолжил по инерции раздеваться дальше. Он снял брюки, снял рубашку, надел пижаму и лег спать.

Чем рассеянность отличается от забывчивости

Похожую байку рассказывают про советского математика Лазаря Ароновича Люстерника. Однажды Лазарь Аронович вместе со своей женой Ираидой Фоминичной пошел в театр. Не потому, что любил большое искусство, а потому что жена настояла. В антракте Ираида Фоминична попросила мужа спуститься в гардероб и принести ей платок. Лазарь Аронович взял номерок и отправился в гардероб. Пока шел, забыл зачем идет. Платок выветрился из головы, заполненной решением проблемы нелинейного анализа. В гардеробе Люстерник отдал номерок, получил свое пальто, оделся, вышел на улицу, взял такси и поехал домой.

Еще один великий рассеянный — шахматист Михаил Таль. Он обладал феноменальной памятью. Знал семь языков. Помнил наизусть не только свои, но и тысячи чужих шахматных партий. Помнил, где они были сыграны, кем и когда. За ночь Таль мог прочесть две толстенные книги, страниц по 600 каждая и запомнить текст почти дословно. Но во всем, что касалось быта, Таль был очень рассеянным. Например, путал левый и правый ботинки, и потом жаловался жене Салли, что у него болят ноги…

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Рассеянность, конечно же, не является признаком гениальности. Если вы каждый день теряете свои очки, не помните, куда положили ключи, или идете на Одессу, а выходите к Херсону, это еще не значит, что вам по силам доказать хотя бы одну из Millennium Prize Problems.

Но рассеянность точно также не означает, что у вас началась старческая деменция или имеются какие-то системные заболевания. Мнимая рассеянность — не врожденная черта, а приобретенная. А от всего приобретенного, как известно, можно избавиться.

Один из самых частых симптомов рассеянного внимания — это потеря мелких вещей в собственной квартире. 

Забывчивость

Забывчивость отличается от рассеянности причинами, симптомами и методами устранения. Одна из главных причин — суета.

Кстати, шотландские ученые предложили квалифицировать забывчивость, как заболевание, и назвали это расстройство памяти Busy Lifestyle Syndrome — синдром суетной жизни.

Обилие событий, информации (подчас подающейся агрессивно и навязчиво), необходимость одновременно держать в голове множество проблем приводят к тому, что наш мозг начинает сопротивляться и блокирует доступ к памяти, чтобы не «закипеть».

По статистике забывчивостью чаще страдают женщины, чем мужчины. Потому что им чаще приходится заниматься несколькими делами одновременно.

Еще одна из распространенных причин забывчивости — недосыпание. Мозгу не хватает времени на анализ и обработку информации, как следствие — снижается запоминание, память ухудшается.

Помимо внешних причин забывчивости, которые подсовывает нам жизнь или которые коллекционируем мы сами, существуют еще и внутренние.

В 2003 году французский биолог Изабель Мансуй с группой швейцарских биологов из Политехнической федеральной школы в Цюрихе открыла молекулярный механизм забывчивости. Оказалось, что белковая молекула фермент протеинфосфатазы (PP1), которая присутствует в больших количествах во всех клетках нашего организма и в основном занимается регулированием развития и деления клеток, ходит «подрабатывать налево» и стирает информацию, поступающую в наш мозг. Не всю конечно! А только ту, которая поступает при интенсивном обучении. Почему-то ей не нравится глотать знания большими кусками, и она просто блокирует формирование памяти.

Преодолеть сопротивление «молекулы забывчивости» можно только одним способом — разбить урок на несколько частей. опубликовано econet.ru.

Marina Sobe-Panek

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Рассеянность внимания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рассе́янность внима́ния — нарушение способности к концентрации внимания. Рассеянность внимания относится к явлениям невнимания, так же как ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Она различается по характеру и причинам возникновения.

Виды

Выделяют несколько видов рассеянности внимания:

  1. Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
  2. Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
  3. Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
  4. Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
  5. Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
  6. Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
  7. Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З. Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.[2]

Причины

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности). Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга. Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания[3].

Лечение

Так как рассеянность внимания не является нозоспецифическим признаком, то и лечится или корректируется, в зависимости от причины возникновения. Если она возникает вследствие тревожного или депрессивного расстройства, то назначаются антидепрессанты и препараты с анксиолитическим эффектом, если вследствие органического поражения головного мозга — ноотропные препараты. В некоторых случаях она вообще не требует медикаментозного лечения, а необходим отдых или устранение причины в виде психотравмирующей ситуации с помощью психотерапии.

Примечания

  1. Фаликман М. В. Внимание. М.: «Академия», 2006.
  2. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: «Флинта», 2002.
  3. Жмуров В. А. Психопатология

См. также

wikipedia.green

Рассеянное внимание. Что делать с бытовой рассеянностью?

Рассеянное внимание, постоянное витание в облаках. Основные причины. Как можно исправить рассеянность внимания. Методы концентрации.

Бывало ли у Вас такое, что Вы, делая какую-то работу, настолько погружаетесь в свои мысли, мечты, планы, фантазии, что просто улетаете от реальности. И в этот момент могут случаться самые нелепые события: Вы можете налить мужу или жене молоко в блюдечко или кормить с ложки перетертым яблоком, а кошке дать овощной салат,  насыпать соль в чай, а суп приправить картофельными очистками вместо лаврового листа, кинуть в мусорное ведро только что купленный пакет молока и много другое.

Хочу Вам сказать, что Вы не одиноки, и такое явление встречается довольно часто. Причем в любом возрасте. Есть определенные заболевания нервной системы и, в частности головного мозга, проявляющиеся в пожилом возрасте. Это отдельная медицинская тема. Я же сегодня расскажу об этом же эффекте у совершенно здоровых людей.

Да, аналогичное явление бывает у совершенно здоровых людей. И проявляется оно точно так же бытовой рассеянностью и витанием в облаках. Чаще всего это случается у людей творческих, мечтательных, у людей интеллектуального труда, у тех, у кого развито воображение. К кому относитесь Вы?

А также бывает у каждого, кто находится в сильном эмоциональном напряжении, волнении, причем как положительно, так и отрицательно окрашенном. Бывает подобное состояние в случае сильной усталости и недосыпа. Как видите, явление это распространенное. Пожалуй, большинство людей хотя бы раз такое явление испытывали. В чем же причина бытовой рассеянности?

Причины бытовой рассеянности

Все явления, связанные с бытовой рассеянностью связаны с нашим вниманием. Особенность нашего внимания заключается в том, что по настоящему хорошо мы можем удерживать концентрацию только на одном объекте: внешнем или внутреннем.

Когда мы внешне выполняем действие, которое для нас является скучным, рутинным, неинтересным, часто повторяющимся, то наше внимание сосредотачивается на том, что интереснее и важнее. А мечты, фантазии и планы гораздо привлекательнее, чем рутинные задачи.

Если внутри нас сильные эмоции, то они забирают на себя все наше внимание. У людей творческих воображение развито настолько, что образы в нем во много раз привлекательнее, чем обыденная жизнь.

Люди интеллектуального туда также основную часть своей жизни «проживают» именно в мыслях, поэтому и большая часть внимания сосредотачивается именно там.

Когда мы физически утомлены, нам в принципе сложно сосредоточиться, тем более на внешних действиях, что усиливает уход внимания от физической реальности.

На самом деле причиной рассеянного внимания является его сконцентрированность на наших мыслях, в нашем воображении, то есть во внутреннем плане. Рассеянный человек — это человек сконцентрированный, но внутрь своих мыслей. Часто это состояние называют профессорской рассеянностью.

Вторая особенность, которая наблюдается в феномене бытовой рассеянности — это слабая способность к переключаемости внимания. Переключаемость —  свойство нашего внимания переходить с одного объекта на другой. В случае рассеянности мы не можем быстро переключиться между задачами, между внутренним и внешним планом. Вместе с глубокой концентрацией отсутствие качественной переключаемости дает нам ту самую рассеянность.

Как исправить рассеянное внимание?

Если случаи бытовой невнимательности бывают у Вас редко и только при физической усталости, то здесь нет причин беспокоиться. Если же Вы обладаете этим понятным, но неприятным, свойством и хотели бы его исправить, то Вам помогут следующие методы. Все методы можно разделить на несколько групп по способу и предмету воздействия.

Методы усиления привлекательности дел

Эти способы позволят Вам сделать Ваши физические действия более приятными, чтобы Ваше внимание легче на них концентрировалось. Эта группа методов схожа со способами привлечь ребенка в какую-либо деятельность. На самом деле мы и стараемся привлечь в деятельность нашу психологическую структуру — внутреннего ребенка.

Изменяем предметы. Реальную скучную деятельность можно попробовать изменить, добавить что-то веселое, чтобы захватить внимание: делать рутинные задачи под музыку (в такт музыке прибираться, готовить, чинить). Использовать особые приятные предметы для своей работы, которые дарят комфорт, на которые приятно смотреть и которыми приятно пользоваться: тряпки, инструменты, приборы.

Ролевые и сюжетные игры. Можно представить себя кем-то (принцессой, дикарем из джунглей, ребенком, роботом, животным) и постараться выполнять скучные действия так, как бы это выполнял этот герой.

Комфортная обстановка. Скучные дела выполняются с большим вниманием, если сама обстановка, дизайн помещения, мебель, интерьер, цвета подобраны так, как Вам нравится. Возможно, Вам удастся изменить интерьер или перенести свою деятельность в приятное помещение. Поставьте дома живые цветы — это также благоприятно сказывается на Вашем комфорте.

Психологические методы

Наша мотивация и установки способны усилить внимание к тому, что мы желаем.

Психологическая самонастройка. Силой воли перед началом деятельности проговаривайте, что вы будете делать и фокусируйтесь на этом. И периодически себя возвращайте в реальность.

Тренировать переключаемость своего внимания. Существуют ряд упражнений, которые тренируют переключаемость нашего внимания.

  • Упражнение 1. Возьмите два листа бумаги. На одном из них будете перемножать два четырехзначных числа в столбик, на другом писать по памяти любое стихотворение. Поставьте таймер на 20 секунд. Каждые 20 секунд переключайтесь между этими задачами (умножение и стихотворение), даже если не закончили. Как можно быстрее включаясь в продолжение начатой задачи. В целом на тренировку тратьте не более 3-5 минут.
  • Упражнение 2. Игра «Половинки» Попробуйте одной рукой и соответствующей ногой (например, левыми) изображать танец, а другой рукой и ногой (правыми) изображать робота. Одна половина тела будет танцевать, а другая двигаться как робот. Время выполнения 2-3 минуты.
  • Упражнение 3. Попробуйте выстукивать самый простой барабанный ритм, при этом читая вслух книгу. Время выполнения 2-3 минуты.

Игры на переключаемость внимания задействуют довольно много интеллектуальных ресурсов, поэтому не делайте их слишком долго. Лучше выполнять их по 2-3 минуты, но несколько раз в день.

Подпитка впечатлениями

Частое витание в облаках связано с тем, что нам в жизни не хватает разнообразия и впечатлений. Ежедневное получение свежих впечатлений — это нормальная потребность каждого человека. У женщин эта потребность несколько больше, чем у мужчин, что всегда следует учитывать.

Если нам не хватает впечатлений, то однообразные и скучные дела вызывают сильнейший интеллектуальный дискомфорт и голод, поэтому наш мозг пытается напитаться мечтами и фантазиями.

Есть очень серьезный эффект сенсорной депривации, изучаемый психологами, заключающийся в том, что если человеку длительно не давать внешних раздражителей, впечатлений, то у человека начинает появляться беспокойство, агрессия, депрессия, что нарушает и общую способность устойчивости, и переключаемость внимания. Что же можно сделать, чтобы увеличить объем впечатлений?

Перемена обстановки. Смените обстановку, переставьте мебель, приборы, перевесьте шторы, занавески, чехлы на мебель. Благодаря смене окружающего пространства наше внимание хорошо возвращается в реальность.

Регулярное получение впечатлений. Знакомства и общение с новыми интересными людьми, посещение новых мест, походы в музей, театр, поездка, путешествия, что угодно новое. Насыщенные впечатлениями, мы лучше контролируем свое внимание.

Делать обычные дела другой, непривычной рукой. Чистить зубы, открывать дверь, застегивайте пуговицы не той рукой, какой Вы делаете это обычно.

Отдых и расслабление

Отдых от дел-автоматов. Желательно делать перерывы, когда вы эти дела-автоматы не делаете в течение некоторого длительного времени. Потом после возвращения автоматизм дела ослабляется и внимание сохраняется на высоком уровне.

Давать время себе помечтать вволю. Определить время, полностью посвященное мечтаниям, когда все прочие дела Вы не делаете. Обязательно домечтайте и допредставляйте будущее в полной мере.

Физическая нагрузка. Перед рутинными задачами сделайте несколько физических упражнений, легкую гимнастику. Это повышает общий тонус организма, создает большую включенность в физические дела.

Акцент на физическое. Рассеянность непосредственно связана с отрывом от физического мира. Поэтому для возвращения необходимо акцентироваться на физической деятельности, приводящей в тонус, либо расслабляющей тело:  упражнения, массаж, принятие ванны, объятия.

Танцы. Один из самых хороших способов вернуть внимание. После танцев, как энергичных, так и медленных, внимание реже выходит из-под контроля.

Медитативные практики

Если есть возможность, регулярно практиковать медитацию для расслабления и тренировки внимания.

Практики заземления. Склонность к отрыванию от реальности — это психологическая особенность, так называемая «воздушность». Для того, чтобы не витать в облаках, нужно практиковать визуализацию заземления.

Автор Алена Старовойтова:

Постарайтесь занять вертикальное положение, убедитесь, что вы твердо стоите на обеих ступнях, представьте, что из ваших ступней вниз в землю уходят мощные коричневые корни, проникая все глубже и глубже…

Вы дерево. С толстыми ветвями, тянущимися в небеса, и с мощными корнями, уходящими в землю. Вам не страшны ураганы и бури, т.к. ваши корни проникают глубоко в почву.

Вы пропускаете через себя поток энергии, которая проходит по вашему телу и стекает по корням в землю.

Медитация покоя. Позволяет успокоить поток мыслей, настроиться на спокойное течение жизни. Вы можете прослушать ее на сайте Психологос.  Лично мне больше нравится в исполнении Полины Суховой.

Классическая медитация. Вы садитесь в удобное тихое место. Для неопытных достаточно сесть в позу по-турецки, так, чтобы голова, шея и позвоночник были на одной линии прямо. Дыхание должно быть ровным, естественным. В течение 5 минут (позже время может быть увеличено) сосредотачивайтесь на своем дыхании, старайтесь почувствовать свое дыхание, при этом освобождаясь от всех мыслей.

Мысли будут приходить, будет навязываться обычный режим пережевывания всех прошлых событий, ментальная каша. Представьте, что мысли, как птицы — прилетели и быстро улетели, остается одно дыхание.

В начале будет довольно сложно устраниться от всех мыслей, но с течением времени и с опытом Вам будет проще это сделать. Цель медитации: остановить ход мыслей на время, дать покой своему уму.

Сократить нашу бытовую рассеянность вполне возможно. Я надеюсь, Вы найдете подходящие способы для себя.

Напишите ниже в комментариях, какие самые смешные и нелепые вещи Вы делали, когда временно «витали в облаках». Вместе улыбнемся!

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

Синдром рассеянного внимания у детей: признаки, коррекция

Содержание статьи

В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше. Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?

Ребенок с синдромом рассеянного внимания

Ребенок с синдромом рассеянного внимания

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

  • при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
  • у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
  • налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
  • он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
  • склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
  • ему сложно соблюдать требования и правила;
  • он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
  • практически никогда такой малыш не завершает начатого;
  • рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
  • непослушен, часто делает все назло, шумит;
  • характеризуется повышенной тревожностью;
  • ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
  • двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
  • ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
  • такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
  • малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
  • такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
  • стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
  • зачастую имеет сложности с письмом.

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.

Беспорядок у ребенка в комнате

Беспорядок у ребенка в комнате

Почему страдает внимание?

Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.

  • Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
  • Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
  • Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
  • Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
  • Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
  • Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
  • Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
  • Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.

Девочка отвлеклась на уроке

Девочка отвлеклась на уроке

Почему возникает заболевание?

Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.

  • Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
  • Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
  • Резус-конфликт во время беременности.
  • Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
  • Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
  • Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
  • Черепно-мозговая травма ребенка.
  • Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
  • Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).

Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.

Мужчина с сыном у врача

Мужчина с сыном у врача

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.

Ребенок собирает пазл

Ребенок собирает пазл

Что нужно делать?

Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.

Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.

  1. Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
  2. Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
  3. Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
  4. Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
  5. Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
  6. За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
  7. Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
  8. Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
  9. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
  10. Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.

Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.

razvivashka.online

Рассеянное внимание. Каковы причины и что с этим делать?

Рассеянное внимание. Что это такое, каковы причины, и что с этим делать?

Ум – это невидимая мышца. Над ней нужно постоянно работать.

Я сегодня хочу поговорить не совсем об уме и об интеллектуальных способностях. Здесь и так все понятно, что нужно работать над собой, расширять свои знания и применять их на практике.

Я хочу сказать о внимании и концентрации, которые есть проявления формы нашего ума. Эта проблема знакома многим, особенно сегодня.

Рассеянное внимание — глобальная проблема, которая мешает нам полноценно развиваться и двигаться вперед. Сегодня это называют синдромом.

Этот сайт саморазвитии, поэтому и эту тему я рассматриваю именно с токи зрения нашего роста и движения вперед. Низкая концентрация резко снижает эффективность тех дел, которые мы выполняем.

Легендарный курс по медитации Mind Detox

Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуй сам. Это бесплатно.

ПОЛУЧИТЬ 11 УРОКОВ

Рассеянное внимание, что это за нарушение ума?

Рассеянное внимание — состояние, когда ум постоянно норовит отвлечься и переключиться на другое занятие. Мы подолгу не можем заниматься одним делом, ни на что не отвлекаясь.

Заставить себя поработать над чем-то в течении нескольких часов представляется непосильной мукой.

Как только человек начинает что-то делать, напрягает ум, сосредотачивается на каком-то одном деле (написании статьи, например), то уже через несколько минут появляется желание подумать о чем-то отвлеченном, посмотреть нечто важное на почте либо открыть такой «необходимый» сейчас сайт в Интернете. Либо что-то еще. Ум витает в облаках и никак не хочет фокусироваться.

Мало того, что каждый день нужно прилагать неслабые усилия, чтобы просто заставить себя что-то делать, так еще нужно постоянно бороться с самим собой в процессе работы.

Борьба с собой — основа движения вперед. Нужно преодолевать свои отрицательные эмоции, страхи, учиться любить и прощать.

Мысль о том, что надо что-то делать, что требует умственных усилий, вызывает мощнейшее сопротивление. Ум совсем не хочет напрягаться. Как только он понимает, что его заставляют что-то делать, он включает все возможные защитные механизмы. Он все время рассеян, постоянно отвлекается и убегает.

Это и есть синдром рассеянного внимания, хотя мне такая формулировка не нравится. В моем понимании это умственная лень.

Это страшный враг. Это паразит, который мешает нам совершенствоваться и расти. Если человек не одолеет его, то ничего никогда не сможет добиться в жизни. И все наши заветные мечты и желания останутся лежать внутри нашей души тяжелым камнем, который будет тянуть нас в бездну депрессии и апатии.

Рассеянное внимание что это за нарушение и что делать

Каждый день приходится сталкиваться со своим ленивым умом и отсутствием концентрации лицом к лицу. Ты одолеваешь его, начинаешь что-то делать. Работаешь десять минут и уже хочешь отдохнуть и немного отвлечься.

Внимание и концентрация, когда они задействованы на полную, действительно требуют затраты больших ментальных усилий. Над этим необходимо работать.

Причины нарушения внимания и что мешает избавиться от него.

Конечно, ребенок не рождается с сильным умом, вниманием и концентрацией. Вот просто бери и пользуйся.

Нет, над этим нужно работать и работать. Но кроме этого, вместо того чтобы развивать и укреплять внимание, мы сами своими руками еще больше ослабляем как самих себя, так и своих детей.

И делаем это ежедневно.

Это Интернет, телевизор, компьютерные игры. Это те наркотики, без которых люди просто не представляют свою сегодняшнюю жизнь.

Вот уж действительно лень двигатель прогресса. Такой прогресс делает все, чтобы лень еще сильнее разрасталась, чтобы еще дальше побуждала такой прогресс.

Почти каждый ребенок сегодня имеет доступ ко всему перечисленному, а многие родители и рады. Дети заняты, и они могут отдохнуть.

Ребенок должен как можно меньше времени бесконтрольно сидеть в Интернете и телевизоре. Постоянно мелькающая и сменяющая саму себя информация очень пагубно влияет на развития его сосредоточения и внимания.

И в будущем все это разрастается как снежный ком, и мы видим уже такого же ребенка, но уже во взрослом теле, который ну реально не может довести начатое дело до конца, либо выполнить его качественно, потому что элементарно его ум не научился концентрироваться.

Внимание — ключевой момент при выполнении любого дела. При полном погружении в процесс человек может сделать задачу за час. В то время как человек с нарушением внимания будет делать ее пять часов, но так и не доделает.

Мы сами создали свой безвольный ум. Как можно сконцентрироваться на чем-то одном, когда вокруг столько информации. Когда она доступна, когда она так близко.

Когда столько новостей, событий, интересных статей, видеороликов, постов, аккаунтов, фотографий. Планета огромна. И вся информация со всех уголков мира доступна прямо здесь и сейчас из кресла на экране ноутбука.

Только какого черта она нам нужна?

Почему не получается справиться с рассеянностью?

Есть одна проблема. Это как если у человека температура по причине обострившейся язвы, а он пьет жаропонижающие. Да, станет немного легче, ненадолго, но потом снова состояние ухудшится. Жаропонижающее пить, конечно, можно, но только совместно с препаратами, которые будут непосредственно лечить язву.

Так и в случае с умом. Если мы будем постоянно сражаться с самим собой, а делать это надо обязательно, но не избавимся от источника, который сделал из нашего ума безвольное нечто, которое бы вообще никогда не хотело бы ничего делать, то ничего не добьемся. А результат будем недолгим и неэффективным.

Человек, уважай себя и цени свое время!

Мы как зомби уставились в эти экраны, слушаем, как кто-то ограбил банк в Нью-Йорке, как известная личность поссорилась со своей девушкой на Мальдивах, как выбрали президента страны, в которой мы никогда не были и не будем.

Наш кумир выложил новое фото в инстаграм. Вконтакте проводим часы за чтением ленты новостей. Слушаем, смотрим, читаем, закрываем, открываем страницы, переключаем каналы.

Да хрен с ним, что мы развращаем свой мозг. Да и хрен с ним со своим — это убивает наших детей. Но так плюс к этому мы приучаем наш ум к постоянным мельканиям и переключениям, когда один поток информации не задерживается дольше, чем на несколько минут.

Одна информация постоянно сменяет другую. Это заразительно для ума. Рассеянное внимание растет именно отсюда. Лень она как трясина, засасывает. А потом попробуй выбраться.

причины синдрома рассеянного внимания у ребенка и взрослого человека

99,9% поступающей информации на фиг нам не нужно и нас не касается.

Так избавьтесь вы от нее!

Утренние продышки

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

ПОЛУЧИТЬ КУРС

Лечение рассеянного внимания. Что нужно сделать обязательно?

Я не врач и описываю свой опыт. Вероятно у кого-то корни проблемы намного глубже, сидят где-то очень глубоко в подсознании, идут из раннего детства, возможно через психологические травмы. Хотя этим методы так или иначе помогут каждому.

1. Первое — перестать читать новостные сайты.

Нужно просто прекратить это делать. Дать себе один день в неделю для этого, если очень сложно отказаться. Но в остальное время не включайте телевизор, не читайте новости в интернете, не открывайте Контакт, если это не касается вашей деятельности!

Это то, что разъедает наш ум изнутри. Уже после одной такой недели вы почувствуете разницу, у вас появится много дополнительного времени.

Заставить себя что-то делать в это время будет все так же сложно. Но над этим уже можно будет работать, зная, что путь свободен.

Теперь, я если и отвлекаюсь, то уже на интересные и полезные для меня книги, на тематические статьи, необходимые для работы.

Время стало работать на меня.

Оборвав эту цепь, которая не давала пройти дальше определенного расстояния, я наконец начал двигаться вперед.

2. Медитация.

Одно из самых эффективных средств лечения нарушения внимания.

Если я начну писать о том, насколько полезна медитация, то эту статью я закончу очень и очень не скоро. Да и плюс к тому я уже успел не раз на страницах сайта об этом рассказать. И еще очень много расскажу.

Медитация упорядочивает мысли, успокаивает ум и собирает в фокус внимание. Попробуйте.

3. Пранаяма.

Шикарная практика. Особенно по утрам. Правильное утро определяет день. Если проснуться как обычно, в полусонном состоянии пойти сварить кофе и так отправиться на работу. То день скорее всего вы проведете совсем не эффективно.

И вот здесь как раз и столкнетесь с рассеянным вниманием и ослабленной концентрацией.

Утро, которое вы начнете с продышек и других дыхательных техник, приведет ваш мозг в боевую готовность на весь день.

Вы сразу заметите изменения и сможете концентрироваться на выполняемой задаче значительно лучше.

Если провести утро неправильно, то мозг большую часть дня спит и до конц так и не просыпается. Пранаяма будит его. Нарушение внимания в какой-то мере есть результат того, что мозг спит. Бывает же, что человек вообще целый день зевает, хотя вроде и выспался.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Подписаться на рассылку

Vdushu.ru


Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо! Рассеянное внимание. Каковы причины и что с этим делать?

vdushu.ru

Рассеянное внимание — причины и симптомы

Содержание

Рассеянное внимание – сложность или невозможность сконцентрироваться на чем-то одном – с каждым годом распространяется все сильнее. Обусловлено это, в первую очередь, информационной перенасыщенностью окружающего мира и быстрым темпом жизни.

Термин «рассеянное внимание» часто употребляется не столько в качестве отдельного диагноза, сколько в комплексной диагностике Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а иногда рассеянное внимание приписывают трудным детям, оправдывая тем самым свои педагогически провалы.

Разберемся подробнее, что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике от этого заболевания страдают примерно  7-10% детей и 4-6% взрослых. 

Сложности с усвоением информации вследствие рассеянного внимания никак не связаны с уровнем интеллекта и не являются ни причиной, ни последствия отставания в развитии. Зачастую диагноз ставится в школьном возрасте, в основном потому, что взрослые чаще всего считают свою рассеянность чертой характера, а не расстройством внимания. Однако СДВГ может возникать или обостряться и у взрослых людей.

Признаки СДВГ у детей

Рассеянное внимание

  • Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие  ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
  • Не способен самостоятельно организовать работу
  • Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
  • Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,

Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

  • Беспокойные движения:
  • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
  • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
  • Болтливость
  • Нетерпеливость
  • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

Рассеянное внимание у взрослых

Синдром дефицита внимания у взрослых, как было уже сказано, зачастую принимается за особенность характера: «ну что поделать, я рассеянный», «вот такой я невнимательный» и т.д. Основными признаками могут считаться:

  • частая смена увлечений (при глубоком погружении в новую тему)
  • неспособность соблюдать сроки выполнения поставленных задач, например «дедлайны» на работе, задержки оплаты ЖКХ в быту
  • неспособность планировать рабочий день и личные дела
  • игнорирование социальных норм
  • импульсивные покупки

Проблемы диагностики

Начиная с 70-х годов 20 века, ведутся активные споры, является ли СДВГ психическим расстройством или должен рассматриваться как вариант нормы здорового человека и характерной особенностью личности.

Сложность диагностики заключается в том, что особенности поведения, которые можно считать признаком синдрома, должны рассматриваться в нескольких ситуациях и на протяжении длительного времени, чтобы понять, являются ли они моделью поведения или реакцией на конкретный раздражитель. При этом диагноз может быть поставлен с учетом доминирующего симптома расстройства:

  • с акцентом на дефицит внимания, когда больному сложно сконцентрироваться на какой-либо задаче, появляется быстрая утомляемость при продолжительной монотонной работе, человек рассеян и забывчив, не может правильно организовать быт и работу.
  • с акцентом на гиперактивность, когда больной слишком импульсивен и активен, но при этом не испытывает серьезных проблем с концентрацией.
  • комбинированный вариант

Лечение

Существуют несколько способов лечения СДВГ в зависимости от степени его проявления и особенностях пациента:

Медикаменты: психостимуляторы на основе амфетамина, ингибиторы обратного захвата норадреналина, гипотензики и трициклические антидепрессанты. Такой способ применяется, в основном, при сильных проявлениях синдрома, которые не позволяют вести полноценную жизнь.

Психотерапия: одно из наиболее эффективных способов купирования расстройства и избавления от наиболее мешающих симптомов. Терапия направлена на развитие осознанности человека, подавление импульсов, обучение планированию и систематизации жизни.

Питание и образ жизни в целом. Питание — это, скорее, поддерживающее средство, которое обеспечивает поступление важных для мозга микроэлементов и питательных веществ. Наиболее важным является четкий распорядок дня и планирование времени занятости и отдыха.

Вывод

Медики во всем мире так и не пришли к единому мнению о причинах появления синдрома дефицита внимания, его диагностике и классификации. Нет одного мнения и по поводу того, является ли СДВГ единым диагнозом или набором отдельных симптомов. В любом случае, если вы обнаружили у себя признаки рассеянного внимания, не стоит затягивать с визитом к врачу.

pakalina.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *