Развитие фантазии и воображения: Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг

Содержание

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 372.874

Педагогические науки

Карташева Арина Денисовна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития фантазии и воображения в сфере художественного образования, теоретическому обоснованию усовершенствования способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции. На теоретическом уровне рассмотрены понятия «фантазия» и «воображение», возрастные особенности подростков и приемы преобразующей действительности воображения. Выявлена роль фантазии и воображения в эмоционально-психологическом состояния обучающихся. С практической точки зрения разработаны задания и упражнения для развития фантазии и воображения подростков на занятиях композиции.

Ключевые слова: фантазия, воображение, композиция, подростки, подростковый возраст, эмоционально-психологическое состояние, художественная школа.

Annotation: The article is devoted to the problem of the development of fantasy and imagination in the field of art education, the theoretical justification of

improving the ways of developing the imagination and imagination of adolescents in composition classes. At the theoretical level, the concepts of «fantasy» and «imagination», age characteristics of adolescents and methods of transforming the reality of imagination are considered. The role of fantasy and imagination in the emotional and psychological state of students is revealed. From a practical point of view, tasks and exercises have been developed to develop the imagination and imagination of teenagers in composition classes.

Keywords: fantasy, imagination, composition, teenagers, adolescence, emotional and psychological state, art school.

Постановка проблемы. В наше время в современном обществе все более актуальной становится проблема воспитания творчески развитой личности. Поэтому возникает острая необходимость поиска путей оптимизации творческих процессов. Педагоги и психологи (Выготский Л. С., Полынская И.Н.) доказали, что воображение является основой для любой творческой деятельности человека [2; 6]. Поэтому особенно важно уделить внимание исследованию процесса развития фантазии и воображения. Особенно важна эта проблема для обучающихся в художественных школах, так как их учебная деятельность напрямую связана с созданием новых, оригинальных образов в творческих работах. К сожалению, в учреждениях дополнительного образования, на занятиях, связанных с творческой деятельностью, в частности, на занятиях композиции недостаточно уделяется внимание развитию фантазии и воображения, школьники в основном создают репродуктивные образы, соблюдая при этом законы композиции и оттачивая техническое мастерство рисунка.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития фантазии и воображения обучающегося для развития творческого потенциала общества и недостаточной разработанностью способов развития данного качества у подростков в учреждениях дополнительного образования.

Развитие фантазии и воображения на занятиях по композиции будет наиболее эффективным, если учитывать возрастные особенности подростков и использовать способы, стимулирующие возникновение новых образов в творческих работах. С началом подросткового возраста (младший подростковый возраст — 10-12 лет) сознание ребенка начинает претерпевать значительные изменения. Поскольку начинает развиваться интеллект ребенка, а мыслительные процессы становятся все более углубленными, то и фантазия, и воображение детей этого возраста носят уже не такой творческий и оригинальный, непроизвольный характер по сравнению с образами, которые создают дети младшего школьного возраста. Проблема исследования заключается в поиске способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции.

Изложение основного материала исследования.

Для решения данной проблемы были изучены понятия «фантазия» и «воображение». Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта [4]. Фантазия — психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире [5]. Воображение и фантазия являются единым процессом мысленного преобразования действительности. Различие состоит в том, что воображение основано на имеющихся знаниях и опыте, а фантазия связана с созданием образов, не находящих воплощение в реальности.

На занятиях композиции особенно важно научить детей создавать оригинальные художественные образы в творческих работах.

«Декоративное рисование должно быть тесно связанно с рисованием с натуры. При составлении узоров учащимся предлагается стилизовать и декорировать природные формы цветов, листьев, веток и т.д., составлять композиции для дальнейшей работы. Занимаясь декорированием, они рождают в себе творческую инициативу, развивают воображение, мыслят образно,

придумывают различные формы, создают красивые узоры, используя природный материал», — пишет И. Н. Полынская [6].

Таким образом, возникновение новых образов в воображении ребенка неразрывно связано с его насмотренностью, то есть визуальным опытом. Натура и уже существующая действительность является основой для воображения и фантазии.

Существует два этапа развития фантазии и воображения.

1) Диссоциация — первый этап работы творческого воображения. Он является подготовительным. В его ходе происходит дробление объективной реальности, отразившейся в опыте человека. Обычно этот этап бессознательно проходит во время наблюдения, во время анализа сказок, прослушивания музыкальных композиций, анализа картин и иного наглядного материала.

2) Ассоциация. Этот является основным, на нем происходит формирование новых целостных художественных образов.

В связи с этим, с практической точки зрения нами были исследованы и разработаны способы развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции, а именно различные упражнения и задания.

Существует несколько приемов преобразования действительности. Одним из них является комбинирование, или агглютинация. Комбинирование представляет собой набор черт, присущих разным не похожим между собой существам или каким-либо предметам. Используя агглютинацию, художники создавали русалок, кентавров и других мифических существ, создавая совершенно новые образы, не находящие отражение в действительности, а также наделяя их сверхъестественными силами. Как правило, основой для таких образов служит визуальный опыт художника.

Другим приемом преобразования действительности является акцентирование. Акцентирование — это преобразование, подчеркивание каких-либо черт, либо изменение пропорций. Часто этот прием используется в шаржах и карикатурах.

Кроме того, развить насмотренность позволит выполнение краткосрочных набросков, эскизов и этюдов. Изображение и наблюдение действительности поможет художнику создавать новые художественные образы.

Развивать фантазию и воображение также позволит метод интеграции. Интеграция в методическом смысле — это объедение ряда учебных предметов. Ее суть заключается в усилении межпредметных связей, которые используются для восполнения, повторения или дополнения знаний. Наиболее эффективный результат можно получить, объединив дисциплины изобразительного искусства и литературу. Таким образом, подросткам можно предложить проиллюстрировать какое-либо литературное (поэтическое) произведение и создать при этом яркие художественные образы. Этой теме посвятил свое исследование Абдуллаев У.Э. В нем он рассматривает пример общеобразовательных школ Узбекистана: на уроках литературы в 6 классе дети проходят известного представителя узбекской литературы Худайберди Тухтабоева, изучают и анализируют его жизнь и творчество. Также ученики должны не только пересказать прочитанное, но и создать собственные иллюстрации к произведениям [1]. В результате у детей был замечен повышенный интерес к теме урока, мотивация к активной деятельности, были задействованы фантазия и воображение.

Для развития этих качеств подростков нами также было разработано несколько упражнений. Для развития фантазии обучающимся предлагается выполнить следующие упражнения:

1) Визуализация музыки в художественных образах. Педагог дает детям прослушать какую-либо музыкальную композицию и изобразить абстрактный или материальный художественный образ, ассоциирующийся с данной мелодией.

2) Визуализация ощущений. Это упражнение аналогично предыдущему: детям необходимо изобразить ощущение, которое называет преподаватель (например, гладко, твердо, мягко, звонко и т.д.).

Для развития воображения подросткам предлагается выполнить следующие упражнения:

1) Кляксография — это дорисовывание нанесённой на бумагу кляксы до узнаваемого художественного изображения. То есть ученик произвольным образом брызгает краску на бумагу, в результате чего получается клякса. Ребенок пытается увидеть в ней какой-либо образ и любым понравившимся материалом делает его узнаваемым.

2) Изографы. Ученику необходимо расположить на листе буквы названного педагогом слова так, чтобы они оптически образовали предмет, в названии которого используются данные буквы.

Упражнения направлены на формирование уникального видения подростков, помогает повысить их восприимчивость, научить лучше разбираться в своих ощущениях, совершенствует их фантазию и воображение, способствует комбинированию новых оригинальных образов и мыслей. Целесообразно давать данные упражнения поэтапно, сначала вводить на занятиях упражнения для развития воображения как подготовительный этап, а затем уже предлагать обучающимся выполнить упражнения на развитие фантазии для создания более сложных образов, основанных на ассоциациях.

Выводы. Таким образом, проблема развития фантазии и воображения обучающихся на занятиях композиции может быть решена путем включения рассмотренных способов (упражнений, заданий) развития данных качеств у подростков в соответствующие программы детских художественных школ.

Кроме того, Яковлева И. Я. отмечает, что «внутренние и внешние проблемы, которые возникают из реалий жизни, подростки могут переносить в воображение и фантазию. Это уменьшает время протекания стрессов, снижает эмоциональные напряжения, нацеливает мысли на поиск положительного решения проблемных ситуаций. Развитие воображения подростков также может влиять на познавательную, эмоционально-волевую сферу и на становление личности в целом» [3]. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию воображения и фантазии подростков.

Библиографический список:

1. Абдуллаев У.Э. Роль изобразительного искусства в интеграционном подходе к образованию. Журнал, 2015. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/rol-izobrazitelnogo-iskusstva-v-integratsionnom-podhode-k-obrazovaniyu/viewer (дата обращения: 11.05.2021).

2. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. — Санкт-Петербург, 2020.

3. Иванова Т. В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Журнал, 2019. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-mehanizmy-razvitiyavoobrazheniya -mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения 21.05.2021).

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения 16.05.2021).

5. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. 2001.

6. Полынская И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. Журнал, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennogo-voobrazheniya-u-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva /viewer (дата обращения 20.05.2021).

Развитие воображения у взрослых посредством упражнений

Под этим понятием – “воображение” – понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Развитие воображения – это то, с помощью чего дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.

Средства развития воображения

Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в психологии, касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.

Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.

Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника. Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка. Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на мышление, станут способом развития фантазии вместе с воображением.

Зачем развивать воображение

Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность расширить сознание, создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя практических действий.

Применяя рекомендованные психологией игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.

Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.

Способы развития фантазии

Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.

Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.

Разработка ритма внимания

Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.

Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.

Запечатление

Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.

Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.

Манипуляция фотографиями

Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.

Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.

Умение видеть

Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова. Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек. Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.

Создание образов

Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:

  • Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
  • Агглютинация (психоанализ). Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
  • Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
  • Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
  • Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
  • Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.

Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:

  • Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
  • Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Развивающие книги

Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:

  • М. Михалков;
  • Эдвард де Боно;
  • И. Матюгина.

Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Джоан Роулинг;
  • Стивен Кинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд.

Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.

В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.

Преимущества фэнтези и творческих игр

© 2019 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Фэнтези имеет древние корни, но пользуется плохой репутацией. Некоторые опасаются, что фантастическая фантастика может запутать маленьких детей. Другие отвергают фантазию как глупую или легкомысленную. Должны ли дети держаться подальше от фэнтезийных игр и фэнтезийных развлечений? Является ли чтение фэнтези пустой тратой времени?

Исследования показывают, что ответ нет.

Маленькие дети хорошо разбираются в элементах фэнтези в художественной литературе. Они быстро идентифицируют их как невозможно. Исследования показывают, что фэнтези и игры в жанре фэнтези могут принести пользу детям.

Использование фантазии может стимулировать творчество и расширить словарный запас. Это может помочь детям развить лучшие навыки саморегуляции. Это может даже повысить производительность их рабочей памяти.

Итак, давайте взглянем на доказательства — как маленькие дети реагируют на фантастические истории и творческие игры.

Не так-то просто запутаться: дошкольники понимают, что фантастические сценарии не могут происходить в реальной жизни.

Мы часто слышим, что маленькие дети не могут отличить фантазию от реальности. Но так ли это?

Не совсем так. Нет, если мы имеем в виду что-то вроде «дошкольники склонны думать, что Человек-Паук существует, потому что они видели его в книгах или по телевизору».

По правде говоря, дошкольники делают некоторые ошибки в суждениях, но не в этом направлении.

Большинство маленьких детей на самом деле гиперскептичны.

Например, Эндрю Штлуман и Сьюзен Кэри представили четырехлетним детям серию событий в иллюстрированном сборнике рассказов. Затем просили детей оценить, могут ли изображенные события произойти в реальной жизни.

Дети правильно определили невозможные события — например, персонаж, проходящий сквозь стены. Но они также неправильно отвергли многие события, которые были просто невероятными, например, персонаж, пьющий луковый сок, или владелец льва в качестве домашнего питомца (Штулман и Кэри, 2007).

Точно так же в экспериментах с анимационными мультфильмами Хуэй Ли и ее коллеги обнаружили доказательства того, что дети ошибаются в сторону скептицизма.

«Даже 4-летние дети довольно хорошо понимают фантастические события в мультипликационных фильмах», — говорят исследователи. Когда эти дети допускают ошибки, они склонны игнорировать реалистичные события как невозможные (Li et al 2015).

Это явление можно наблюдать и в религиозных историях.

Исследования американских детей из христианских семей показали, что 4-летние дети очень скептически относились к рассказам о сверхъестественных событиях и божественном вмешательстве (Wooley and Cox, 2007; Vaden and Wooley, 2011).

Исследователи не видели, чтобы дети занимали более приемлемую позицию, пока им не исполнилось 5 или 6 лет, возможно, потому, что дети в этом возрасте чаще получают четкие религиозные наставления (Wooley and Ghossainy, 2013).

Так что дело не в том, что маленькие дети ошибаются или их невозможно убедить поверить в фантастические вещи. Они могут. Но эксперименты показывают, что мы должны активно влиять на них — предоставлять им доказательства или торговать доверием взрослых, чтобы убедить детей в том, что фантастическое утверждение верно (Subbotsky 1993; Boerger et al 2009).

Если фантазия представлена ​​как развлечение, она вряд ли вызовет замешательство — во всяком случае, не до такого замешательства, которое заставило бы детей думать, что люди могут летать, проходить сквозь стены или поворачиваться невидимый.

Одно исключение: Маленькие дети могут испытывать трудности с разграничением фантазии и реальности , если они очень напуганы.

В исследованиях дошкольников дети, страдающие хроническим высоким уровнем пугливости, хуже справляются с тестами фантазии-реальности.

Итак, если у вас есть маленький ребенок, который испытывает сильные ночные страхи — или сильную дневную тревогу, — ваш ребенок более склонен верить, что, скажем, существует сверхъестественное чудовище (Zisenwine et al 2013; Petkova and Cain 2017).

Но имейте в виду: это не означает, что этим детям следует избегать любых форм фантазии. Есть много веселых, безопасных фэнтезийных историй для детей. Знакомство с таким контентом и разговоры о нем могут помочь детям улучшить их способность отличать фантазию от реальности.

В поддержку этой идеи эксперимент на детях старшего возраста показал, что и 6-, и 9-летние дети развили лучшие способности к различению после просмотра фильма, повествующего о магических событиях.

По сравнению с детьми, которые смотрели немагический фильм, дети, подвергавшиеся воздействию фэнтези, лучше замечали элементы фэнтези в серии фотографий и рисунков (Субботский и Слейтер, 2011).

А как насчет идеи, что фантазии — это просто отвлечение? Является ли фэнтезийная игра просто бессмысленным развлечением? Является ли чтение фэнтези пустой тратой времени?

Напротив, исследования показывают, что фантазия может принести пользу детям несколькими важными способами.

Просмотр фильма с магическим содержанием может стимулировать творчество.

Доказательства получены в результате экспериментов, связанных с фильмом «Гарри Поттер и философский камень».

Евгений Субботский и его коллеги начали с измерения творческих способностей детей. Они попросили 6- и 8-летних детей нарисовать «смешные, сумасшедшие, невозможные» объекты, которые «не могут существовать в реальном мире». Они также предложили детям передвигаться по комнате как можно большим количеством различных способов.

Затем, имея в руках эти базовые измерения, исследователи поручили каждому ребенку просмотреть один из двух 15-минутных видеоклипов.

Оба клипа взяты из фильма «Гарри Поттер и философский камень».  Но в одном клипе было много магического содержания. В другом — хотя и столь же насыщенном событиями — были представлены только натуралистические события.

Повлияло ли содержание?

Чтобы выяснить это, команда Субботского повторно проверила способность каждого ребенка «мыслить нестандартно», и результаты оказались в пользу детей, которые смотрели волшебный контент . Эти дети продемонстрировали больший прогресс в своем творческом мышлении (Субботский и др., 2010).

Фэнтези художественная литература также может вдохновить дошкольников на изучение новых слов.

Откуда мы знаем? Дина Сколник-Вайсберг и ее коллеги набрали более 150 детей для участия в дошкольном вмешательстве.

Всем детям было поручено участвовать в ежедневных 20-минутных занятиях по рассказыванию историй и притворной игре. Но было два разных условия.

Половине детей было назначено состояние с низким уровнем фантазии, , в котором были представлены новые словарные слова в контексте сборников рассказов и притворная игра, в которой подчеркивались реалистичные события.

Эти дети столкнулись с элементами фэнтези (например, антропоморфными животными, которые могут говорить). Но ситуации были относительно обыденными (например, работа на ферме или приготовление супа).

Другая половина была назначена на  условия высокой фантазии , , которые знакомили с новыми словарными словами в контексте сборников рассказов и ролевой игры, в которой участвовали полностью воображаемые существа и события — например, драконы, вылупившиеся из яиц на завтрак.

Перед началом новых занятий исследователи проверили словарный запас детей. Затем, через 8 дней после вмешательства, детей снова проверили. И между группами была разница: дети в состоянии высокой фантазии использовали больше новой лексики в своей спонтанной речи (Skolnick-Weisberg et al 2015).

Игра-фантазия может помочь дошкольникам развить «исполнительные функции» — умственные способности, которые позволяют им концентрироваться, строить планы, контролировать свои эмоциональные импульсы.

Исполнительные функции — это психические процессы, которые помогают нам саморегулироваться. Они включают в себя способность подавлять импульсы, сохранять концентрацию и отслеживать информацию в рабочей памяти. Они также включают возможность гибкого переключения в ответ на изменение правил.

Могут ли игры в жанре фэнтези помочь детям отточить эти способности и навыки? Есть основания так думать. Например, рассмотрим данные корреляционных исследований.

  • Когда исследователи проверили более 100 дошкольников, они обнаружили, что дети с богатой фантазией, как правило, лучше справлялись с задачами, которые требовали от них перехода от одного набора правил к другому (Pierrucci et al 2013).
  • Последующее исследование другой группы дошкольников показало, что дети, склонные к фантазиям, демонстрировали лучшие навыки эмоциональной регуляции, чем их сверстники, даже с учетом других факторов, таких как языковые способности ребенка (Gilpin et al 2015).
  • Другие исследования выявили связь между фантазийной игрой и эмоциональным пониманием среди первоклассников и второклассников: дети, которые участвовали в более сложной когнитивной фантазийной игре, как правило, лучше разбирались в эмоциях других (Seja and Russ 19).99).

Есть и экспериментальные доказательства. Недавнее исследование предполагает, что мы можем улучшить исполнительную функцию, поощряя детей участвовать в фантазийных играх.

Всего было 110 детей – дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет. быть птицами! ).

Другая группа детей была случайным образом распределена для участия в управляемых сеансах нефантазийных игр (например, игры в мяч).

А у третьей группы в дошкольных учреждениях все было как обычно – никаких специальных игровых занятий.

Через 5 недель дети из группы фэнтези-игр значительно улучшили показатели рабочей памяти. У детей из двух других групп этого не было (Thibodeau et al 2016).

И когда исследователи углубились — сравнив отдельных детей в группе, играющей в фэнтези, — они обнаружили дозированный эффект. Чем интенсивнее ребенок участвует в фантазийной игре, тем больше его или ее улучшение к концу исследования.

Похоже, что фантазия может вдохновить детей на творческое мышление и мотивировать их на изучение новой лексики. Это также может помочь детям развить навыки, необходимые для концентрации и контроля импульсов. В этом нет ничего легкомысленного или непрактичного.

И все же практичность — это еще не все. Фантазия была бы важна даже без этих практических преимуществ. Это источник удовольствия и вдохновения. Это позволяет нам смотреть на вещи с новой точки зрения. Это может значительно расширить наш жизненный опыт.

Таким образом, нам не нужны специальные образовательные оправдания, чтобы потакать детской фантазии. Они просто вишенка на торте. Мы обязаны детям фантазировать так же, как мы обязаны им музыкой, юмором, наукой, философией и искусством. Это часть нашего наследства как творческого вида с большим мозгом. Это право наших детей по рождению.

Подробнее

Как еще мы можем помочь детям учиться? Ознакомьтесь с этими статьями о воспитании детей.

  • Познавательные преимущества игры
  • Обучение самоконтролю
  • Советы по работе с памятью: помощь детям в раскрытии их полного потенциала
  • Социальные навыки для детей и подростков

Ссылки: Польза фэнтези и творческих игр

Boerger EA. 2011. «В сказках феи могут исчезнуть»: рассуждения детей о характеристиках людей и фантастических персонажей. Бр Дж Дев Психол. 29(Pt 3):635-55

Гилпин А.Т., Браун М.М. и Пьеруччи Дж. М. 2015. Связь между ориентацией на фантазию и регуляцией эмоций в дошкольном возрасте. Раннее образование и развитие 26(7): 920-932.

Ли Х., Богушевски К. и Лиллард А.С. 2015. Неужели такое может быть? Знания детей о реальном статусе фантастических событий на телевидении. J Exp Child Psychol. 139:99-114.

Петкова А.В., Каин К.М. 2017. Дискриминация дошкольных фантазий и реальности: влияние черт и первоначальных страхов. J Genet Psychol. 178(2):133-138.

Сея А.Л., Русь Ю.З. Детская фантазия и эмоциональное понимание. Дж. Клин Детская психология. 1999 июнь; 28 (2): 269-77.

Штульман А. и Кэри С. 2007. Маловероятно или невозможно? Как дети рассуждают о возможности экстраординарных событий. Детский Дев. 2007 г., май-июнь; 78(3):1015-32.

Субботский Э., Хайстед С., Джонс Н. 2010. Просмотр фильмов с магическим содержанием способствует творчеству детей. Восприятие Mot Навыки 111 (1): 261-77.

Субботский Э. и Слейтер Э. 2011. Различение детьми фантастических и реалистичных визуальных проявлений после просмотра фильма с магическим содержанием. Навыки восприятия. 112(2):603-9.

Тибодо Р.Б., Гилпин А.Т., Браун М.М., Мейер Б.А. 2016. Влияние фантастической ролевой игры на развитие исполнительных функций: интервенционное исследование. J Exp Детская психология. 145:120-38.

Ваден В.К. и Вулли Д.Д. 2011. Делает ли Бог это реальным? Вера детей в религиозные истории из иудео-христианской традиции. Детский Дев. 82(4):1120-35.

Вайсберг Д.С., Ильгаз Х., Хирш-Пасек К., Голинкофф Р.М., Николопулу А. и Дикинсон Д.К. 2015. Лопаты и мечи: как реалистичные и фантастические темы влияют на изучение слов детьми. Когнитивное развитие, 35, 1-14.

Вулли Дж. Д. и Кокс В. 2007. Развитие представлений о реальности сборника рассказов. Наука о развитии. 10: 681–693.

Вулли Дж. Д. и Э. Госсейни М. 2013. Пересмотр различия фантазии и реальности: дети как наивные скептики. Детский Дев. 84(5):1496-510.

Зисенвин Т., Каплан М., Кушнир Дж., Садех А. 2013. Ночные страхи и дифференциация фантазии и реальности у детей дошкольного возраста. Детская психиатрия Хум Дев. 44(1):186-99.

изображение девочки в плаще от Choreograph / istock

Последнее изменение содержания 10/2019

Развитие воображения вашего ребенка: фантазия против реальности —

Прислал Паула Лиллард Прешлак

Когда нашему сыну было четыре года, я был удивлен, увидев, как он облизывает фотографию языком. Он откинулся на спинку кресла и уставился на него, а затем сказал сбитым с толку тоном: «Пудель тети Лизы не на вкус как шоколадный пудель». В этом же возрасте наша дочь махнула рукой на фотографию дедушки и улыбнулась. Я спросил ее: «Как ты думаешь, дедушка тебя видит?» Она посмотрела на меня с удивлением и сказала: «Да, конечно, он смотрит прямо на меня!» Подобный опыт напоминает нам, что, хотя они, кажется, хорошо понимают, что реально, а что не может быть, наши дети в возрасте до шести лет еще не могут последовательно проводить эти различия.

В поисках создания человека

Чтобы понять взгляды и мотивы детей, помните, что с первого дня жизни младенцы начинают свои поиски, чтобы стать полноценными людьми, адаптированными к своему времени, месту и культуре, чтобы общаться с другими и, в конечном итоге, вносить свой вклад в это Мир.

Каждый из нас начинает с жажды узнать как можно больше обо всем, что нас окружает, и мы используем эту информацию, чтобы строить себя как людей — строить разум, который думает и знает, и тела, которыми мы можем управлять, чтобы выполнять действия, когда мы подумайте о них.

Когда д-р Мария Монтессори так давно наблюдала за младенцами, она признала, что, поскольку младенцы и маленькие дети переживают уникальный этап жизни с быстрым ростом, который формирует основу их жизни, нам нужно уделять особое внимание их окружению. В частности, Монтессори признавала очень тесную связь между движением и познанием (мыслительными способностями) у маленьких детей. Учитывая эту связь,

важно представить реальный мир маленьким детям, так как они еще не могут отличить реальность от фантазии. Не имея опыта работы в реальном мире, они жаждут важной информации о том, как жить в нем, общаться с другими и работать в гармонии со своим окружением.

Думать и двигаться

Маленькие дети нуждаются в постоянной возможности двигать своим телом в ответ на свои мысли. Мы должны позволять и поощрять их мыслить и двигаться одновременно, потому что эта связь между движением и познанием столь фундаментальна для структур человеческого мышления, для понимания мира вокруг нас и для того, чтобы стать эффективными. В частности, это помогает младенцам и маленьким детям понимать свое окружение и развивать свое пространственное восприятие и понимание своего мира. Это означает, что виртуальный опыт с экранами — или даже рассматривание книг и изображений — не может заменить развивающее воздействие реального опыта перемещения тела для исследования мира.

Было доказано, что, когда младенцам, например, не разрешается двигаться, а вместо этого их несут по территории (например, младенцев в автокреслах), это снижает их когнитивные способности. В Монтессори: наука о гении

д-р Анджелина Лиллард объясняет:

«Исследования показали, что когда люди перемещаются в пространстве, как реальном, так и воображаемом, они лучше способны представить это пространство, чем когда они перемещаются пассивно. через него или вообще не двигаться. В одном исследовании десятимесячные дети наблюдали, как экспериментатор прятал игрушку под одной из двух тряпок. В четырех таких испытаниях младенцам затем разрешалось ползти туда, где они могли снять ткань и взять игрушку, а в четырех других подобных испытаниях их несли в это место (со скоростью ползания) их матери (Benson & Uzgiris, 1985). В тестах на ползание большинство младенцев находили игрушку с первой попытки (сняв нужную ткань) в большинстве своих тестов. Напротив, только 1 из 26 младенцев добился такого уровня успеха, когда их отнесли в укрытие. Акт перемещения в пространстве, а не переноски, по-видимому, позволял младенцам — всем, кто в процессе развития был способен ползать, — лучше отслеживать пространственное расположение окружающей среды». Подводя итог, доктор Лиллард пишет: «Когда человек двигается с определенной целью, в определенном смысле его тело согласуется с его мыслью. Мысль направляет действие… Монтессори-образование основано на связях между телом и разумом» (51).

Такие исследования показывают важность ползания и перемещения собственного тела в реальном пространстве для создания мысленных карт своего окружения, понимания, исследования и развития своих физических способностей. Не существует известной замены этой потребности развития. Мы можем отреагировать, посадив наших маленьких детей на землю, чтобы они двигались, и поощряя их нести свои собственные вещи, когда они могут. Разговор с детьми о том, что они видят и переживают, также помогает их пониманию. Есть большая разница для двухлетнего ребенка, который выходит из класса на своих двоих, несет свою сумку в машину вместе со взрослым, забирается в свое автокресло, а затем разговаривает с водителем о том, что они из себя представляют. видя из окна во время езды домой. Сравните это с тем, что ее берут на руки и несут, поднимают большую сумку из рук, сажают в автомобильное кресло и смотрят на экран во время поездки, пока взрослый разговаривает с кем-то еще по телефону. Первый сценарий помогает маленькому ребенку построить себя, соединиться со своим миром и соединиться с другими людьми — по сути, стать человеком, что является ее врожденным движущим побуждением.

Маленькие дети будут смотреть, слушать, трогать, пробовать на вкус и нюхать, чтобы исследовать свой мир и задействовать все части своего разума и тела. Интеграция, которая происходит во время такого исследования, имеет фундаментальное значение для человеческого развития. Она готовит умы и тела наших детей к эмоционально и интеллектуально насыщенной и интересной жизни.

Предлагая реальность как можно больше

Пластмасса имеет множество замечательных применений, но когда дело доходит до игрушек для младенцев, пластик не вызывает особых происшествий; вкус, текстура и температура в основном совпадают. Напротив, когда мы можем давать младенцам игрушки из настоящих материалов, таких как металл, дерево или ткань, их чувства испытывают более широкий спектр физических качеств: ребенок узнает, что металл может быть прохладным и гладким, дерево может быть теплее и иметь различная текстура и вкус, а ткань может быть мягкой и податливой. Младенцы делают много различий своими чувствительными руками, ртом и носом, исследуя объекты.

Палка снаружи имеет запах, вкус, ощущение и определенную жесткость или гибкость. На нем могут быть выступы, крошечные царапины или отколовшиеся чешуйки коры. Так много можно узнать о чем-то столь же доступном, как палка извне! Мозг младенца улавливает все мельчайшие впечатления и усваивает информацию, обогащая его мысли и управляя его движениями, когда он запрокидывает голову, чтобы посмотреть на палочку, ощупывает ее руками, передает из одной руки в другую, трогает ее. пальцами и даже кладет его в угол рта, чтобы пожевать. (Ну может и гадость, но решать вам!)

Подумайте, как этот опыт контрастирует с ребенком, который пассивно сидит и следит глазами за изображениями на экране. На экране вся информация поступает визуально, и в основном глаза различают цвета и движения световых изображений. Это очень одномерный опыт, возможно, на фоне голоса, но без других ощущений. Уму не предлагается думать, как телу не предлагается двигаться. Любое мышление, которое происходит, не влияет на то, что происходит на экране, и не меняет его, поэтому деятельность не поощряет мышление.

Связь через реальность

Маленьким детям, стремящимся к общению с другими, необходимо найти связывающие идеи, о которых можно было бы поговорить. Взрослые и дети могут говорить о деревьях, цветах, воде, книгах, звуках, музыке, телах, небе… обо всем, с чем у них был общий опыт и что они знают. Это все точки соприкосновения, которые люди могут найти общими. Напротив, последний мультипликационный персонаж, электронная игра, икона или модная причуда оставляют некоторых людей в стороне и, таким образом, делают этот материал менее доступным для связи с другими людьми. Маленькие дети могут оказаться в одиночестве, когда спросят дедушку о своем последнем любимом мультяшном персонаже «Дораэмоне», и не смогут получить ни тени узнавания или интереса. Они могут общаться с другими по этой теме, но разговор о деревьях — это тот, о котором любой человек может немедленно поговорить и наладить связь. Причина, по которой так приятно разговаривать с маленькими детьми о реальных вещах, заключается в том, что их любопытство играет на руку взрослым, желающим делиться информацией, и мы все можем общаться в реальности.

Понимание фэнтези

Существует разница, которую объяснила доктор Монтессори, между образным мышлением и фантазией. Фантазия — это размышление о чем-то, чего нет у нас перед глазами и что не соответствует реальности. Мы часто используем слово представить , когда на самом деле имеем в виду представить , поэтому это может сбить с толку. Но есть разница в том, как доктор Монтессори использовала эти слова.

Фэнтези означает, что вы можете полностью уйти от реальности, если хотите, что может быть забавно для тех из нас, кто уверен в реальности. Взрослые создали мультяшных персонажей, чтобы делать невозможные вещи: в фильмах мы можем заставить людей летать по воздуху; они взрывают вещи, глядя на них глазами; лучи выходят из рук людей и так далее. Мы можем фантазировать о том, что могут произойти вещи, которые не могут произойти в нашей текущей реальности, и сделать их выглядят настоящими благодаря нашим технологическим изобретениям. Но мы не можем фантазировать вещей в реальности.

Фэнтези объясняет фактическое отклонение от реальности . Мы говорим «это фантазия», когда имеем в виду, что на самом деле этого не может быть. Когда человек часто фантазирует, мы обнаруживаем, что не можем с ним связаться. Это происходит как со взрослыми, так и с детьми. Когда ребенок приходит в класс и проводит день, фантазируя, что предметы в комнате разговаривают друг с другом и, например, летают по комнате, взрослые и дети вокруг него с трудом находят общий язык в разговоре и работают с этим ребенком. Чтобы быть продуктивными, нам нужно начать с подключения к базе реальности.

Напротив, существует прямая связь между воображением и реальностью. Человек, изучивший законы физики, может использовать это знание реальности, чтобы вообразить что-то новое, чего еще не существует, а затем — в действительности — создать эту вещь. Мы также можем представить себе, что может чувствовать другой человек, или, читая роман, мы можем представить сцену и сопереживать эмоциям персонажей, как они описываются нам в письменном виде. Мы можем получить эмоционально трансформирующий опыт. Это воображение в действии.

Воображение невероятно важно, и доктор Монтессори считала, что его следует использовать и тренировать, когда оно начинает проявляться у детей наиболее сильно, в возрасте от шести до двенадцати лет. Это не значит, что дети не умеют воображать до шести лет, но это тот этап жизни, когда воображение проявляется наиболее мощно и продуктивно. Способность определить разницу между фантазией (которая на самом деле не может произойти, возможно, когда-либо) и воображением (я представляю что-то, что могло бы произойти, но не находится передо мной прямо сейчас и, возможно, даже еще не существует) начинает постоянно проявляться вокруг в возрасте шести лет, когда достаточный опыт общения с реальностью дает детям основу для проведения этого различия. Это когда их разум действительно начинает рассуждать и мыслить более абстрактно. Маленькие дети в возрасте до шести лет жаждут опыта в реальном мире вокруг них, потому что у них есть естественное стремление собирать информацию, чтобы подпитывать эту важную способность к воображению.

Что нужно маленьким детям

Основная идея состоит в том, чтобы подарить вашим младенцам и маленьким детям реальный опыт непосредственного окружения. Избегайте фильмов, телевизионных программ, мультфильмов и книг, созданных другими людьми, и позволяйте своим детям прикасаться, чувствовать и быть активными в непосредственном, реальном мире. Так много важных изменений происходит каждый день в умах, телах и личности маленьких детей благодаря их активности и общению с другими людьми и ближайшим окружением. Со временем ваши старшие дети начнут использовать свое воображение, чтобы создавать новые вещи, драматизировать возможные социальные отношения и часами играть, используя свое собственное уникальное воображение. С развитым воображением, выросшим из реального опыта в реальном мире, наши дети будут изобретать и создавать много красивых, полезных и гениальных вещей и находить решения, которые сделают этот мир еще лучше.

Рекомендуемые игрушки и предметы

Вот список рекомендуемых подарков для детей в зависимости от возраста.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *