Развитие фантазии и воображения: Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг

Содержание

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 372.874

Педагогические науки

Карташева Арина Денисовна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития фантазии и воображения в сфере художественного образования, теоретическому обоснованию усовершенствования способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции. На теоретическом уровне рассмотрены понятия «фантазия» и «воображение», возрастные особенности подростков и приемы преобразующей действительности воображения. Выявлена роль фантазии и воображения в эмоционально-психологическом состояния обучающихся. С практической точки зрения разработаны задания и упражнения для развития фантазии и воображения подростков на занятиях композиции.

Ключевые слова: фантазия, воображение, композиция, подростки, подростковый возраст, эмоционально-психологическое состояние, художественная школа.

Annotation: The article is devoted to the problem of the development of fantasy and imagination in the field of art education, the theoretical justification of

improving the ways of developing the imagination and imagination of adolescents in composition classes. At the theoretical level, the concepts of «fantasy» and «imagination», age characteristics of adolescents and methods of transforming the reality of imagination are considered. The role of fantasy and imagination in the emotional and psychological state of students is revealed. From a practical point of view, tasks and exercises have been developed to develop the imagination and imagination of teenagers in composition classes.

Keywords: fantasy, imagination, composition, teenagers, adolescence, emotional and psychological state, art school.

Постановка проблемы. В наше время в современном обществе все более актуальной становится проблема воспитания творчески развитой личности. Поэтому возникает острая необходимость поиска путей оптимизации творческих процессов. Педагоги и психологи (Выготский Л. С., Полынская И.Н.) доказали, что воображение является основой для любой творческой деятельности человека [2; 6]. Поэтому особенно важно уделить внимание исследованию процесса развития фантазии и воображения. Особенно важна эта проблема для обучающихся в художественных школах, так как их учебная деятельность напрямую связана с созданием новых, оригинальных образов в творческих работах. К сожалению, в учреждениях дополнительного образования, на занятиях, связанных с творческой деятельностью, в частности, на занятиях композиции недостаточно уделяется внимание развитию фантазии и воображения, школьники в основном создают репродуктивные образы, соблюдая при этом законы композиции и оттачивая техническое мастерство рисунка.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития фантазии и воображения обучающегося для развития творческого потенциала общества и недостаточной разработанностью способов развития данного качества у подростков в учреждениях дополнительного образования.

Развитие фантазии и воображения на занятиях по композиции будет наиболее эффективным, если учитывать возрастные особенности подростков и использовать способы, стимулирующие возникновение новых образов в творческих работах. С началом подросткового возраста (младший подростковый возраст — 10-12 лет) сознание ребенка начинает претерпевать значительные изменения. Поскольку начинает развиваться интеллект ребенка, а мыслительные процессы становятся все более углубленными, то и фантазия, и воображение детей этого возраста носят уже не такой творческий и оригинальный, непроизвольный характер по сравнению с образами, которые создают дети младшего школьного возраста. Проблема исследования заключается в поиске способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции.

Изложение основного материала исследования.

Для решения данной проблемы были изучены понятия «фантазия» и «воображение». Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта [4]. Фантазия — психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире [5]. Воображение и фантазия являются единым процессом мысленного преобразования действительности. Различие состоит в том, что воображение основано на имеющихся знаниях и опыте, а фантазия связана с созданием образов, не находящих воплощение в реальности.

На занятиях композиции особенно важно научить детей создавать оригинальные художественные образы в творческих работах.

«Декоративное рисование должно быть тесно связанно с рисованием с натуры. При составлении узоров учащимся предлагается стилизовать и декорировать природные формы цветов, листьев, веток и т.д., составлять композиции для дальнейшей работы. Занимаясь декорированием, они рождают в себе творческую инициативу, развивают воображение, мыслят образно,

придумывают различные формы, создают красивые узоры, используя природный материал», — пишет И. Н. Полынская [6].

Таким образом, возникновение новых образов в воображении ребенка неразрывно связано с его насмотренностью, то есть визуальным опытом. Натура и уже существующая действительность является основой для воображения и фантазии.

Существует два этапа развития фантазии и воображения.

1) Диссоциация — первый этап работы творческого воображения. Он является подготовительным. В его ходе происходит дробление объективной реальности, отразившейся в опыте человека. Обычно этот этап бессознательно проходит во время наблюдения, во время анализа сказок, прослушивания музыкальных композиций, анализа картин и иного наглядного материала.

2) Ассоциация. Этот является основным, на нем происходит формирование новых целостных художественных образов.

В связи с этим, с практической точки зрения нами были исследованы и разработаны способы развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции, а именно различные упражнения и задания.

Существует несколько приемов преобразования действительности. Одним из них является комбинирование, или агглютинация. Комбинирование представляет собой набор черт, присущих разным не похожим между собой существам или каким-либо предметам. Используя агглютинацию, художники создавали русалок, кентавров и других мифических существ, создавая совершенно новые образы, не находящие отражение в действительности, а также наделяя их сверхъестественными силами. Как правило, основой для таких образов служит визуальный опыт художника.

Другим приемом преобразования действительности является акцентирование. Акцентирование — это преобразование, подчеркивание каких-либо черт, либо изменение пропорций. Часто этот прием используется в шаржах и карикатурах.

Кроме того, развить насмотренность позволит выполнение краткосрочных набросков, эскизов и этюдов. Изображение и наблюдение действительности поможет художнику создавать новые художественные образы.

Развивать фантазию и воображение также позволит метод интеграции. Интеграция в методическом смысле — это объедение ряда учебных предметов. Ее суть заключается в усилении межпредметных связей, которые используются для восполнения, повторения или дополнения знаний. Наиболее эффективный результат можно получить, объединив дисциплины изобразительного искусства и литературу. Таким образом, подросткам можно предложить проиллюстрировать какое-либо литературное (поэтическое) произведение и создать при этом яркие художественные образы. Этой теме посвятил свое исследование Абдуллаев У.Э. В нем он рассматривает пример общеобразовательных школ Узбекистана: на уроках литературы в 6 классе дети проходят известного представителя узбекской литературы Худайберди Тухтабоева, изучают и анализируют его жизнь и творчество. Также ученики должны не только пересказать прочитанное, но и создать собственные иллюстрации к произведениям [1]. В результате у детей был замечен повышенный интерес к теме урока, мотивация к активной деятельности, были задействованы фантазия и воображение.

Для развития этих качеств подростков нами также было разработано несколько упражнений. Для развития фантазии обучающимся предлагается выполнить следующие упражнения:

1) Визуализация музыки в художественных образах. Педагог дает детям прослушать какую-либо музыкальную композицию и изобразить абстрактный или материальный художественный образ, ассоциирующийся с данной мелодией.

2) Визуализация ощущений. Это упражнение аналогично предыдущему: детям необходимо изобразить ощущение, которое называет преподаватель (например, гладко, твердо, мягко, звонко и т.д.).

Для развития воображения подросткам предлагается выполнить следующие упражнения:

1) Кляксография — это дорисовывание нанесённой на бумагу кляксы до узнаваемого художественного изображения. То есть ученик произвольным образом брызгает краску на бумагу, в результате чего получается клякса. Ребенок пытается увидеть в ней какой-либо образ и любым понравившимся материалом делает его узнаваемым.

2) Изографы. Ученику необходимо расположить на листе буквы названного педагогом слова так, чтобы они оптически образовали предмет, в названии которого используются данные буквы.

Упражнения направлены на формирование уникального видения подростков, помогает повысить их восприимчивость, научить лучше разбираться в своих ощущениях, совершенствует их фантазию и воображение, способствует комбинированию новых оригинальных образов и мыслей. Целесообразно давать данные упражнения поэтапно, сначала вводить на занятиях упражнения для развития воображения как подготовительный этап, а затем уже предлагать обучающимся выполнить упражнения на развитие фантазии для создания более сложных образов, основанных на ассоциациях.

Выводы. Таким образом, проблема развития фантазии и воображения обучающихся на занятиях композиции может быть решена путем включения рассмотренных способов (упражнений, заданий) развития данных качеств у подростков в соответствующие программы детских художественных школ.

Кроме того, Яковлева И. Я. отмечает, что «внутренние и внешние проблемы, которые возникают из реалий жизни, подростки могут переносить в воображение и фантазию. Это уменьшает время протекания стрессов, снижает эмоциональные напряжения, нацеливает мысли на поиск положительного решения проблемных ситуаций. Развитие воображения подростков также может влиять на познавательную, эмоционально-волевую сферу и на становление личности в целом» [3]. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию воображения и фантазии подростков.

Библиографический список:

1. Абдуллаев У.Э. Роль изобразительного искусства в интеграционном подходе к образованию. Журнал, 2015. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/rol-izobrazitelnogo-iskusstva-v-integratsionnom-podhode-k-obrazovaniyu/viewer (дата обращения: 11.05.2021).

2. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. — Санкт-Петербург, 2020.

3. Иванова Т. В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Журнал, 2019. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-mehanizmy-razvitiyavoobrazheniya -mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения 21.05.2021).

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения 16.05.2021).

5. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. 2001.

6. Полынская И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. Журнал, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennogo-voobrazheniya-u-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva /viewer (дата обращения 20.05.2021).

Развитие воображения у взрослых посредством упражнений

Под этим понятием – “воображение” – понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Развитие воображения – это то, с помощью чего дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.

Средства развития воображения

Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в психологии, касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.

Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.

Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника. Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка. Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на мышление, станут способом развития фантазии вместе с воображением.

Зачем развивать воображение

Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность расширить сознание, создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя практических действий.

Применяя рекомендованные психологией игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.

Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.

Способы развития фантазии

Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.

Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.

Разработка ритма внимания

Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.

Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.

Запечатление

Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.

Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.

Манипуляция фотографиями

Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.

Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.

Умение видеть

Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова. Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек. Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.

Создание образов

Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:

  • Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
  • Агглютинация (психоанализ). Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
  • Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
  • Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
  • Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
  • Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.

Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:

  • Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
  • Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Развивающие книги

Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:

  • М. Михалков;
  • Эдвард де Боно;
  • И. Матюгина.

Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Джоан Роулинг;
  • Стивен Кинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд.

Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.

В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.