Семинар в вузе: Семинары в вузе: определение и виды занятий
Семинар с деканами «Инклюзивное образование в вузе»
5 июня 2018 года состоялся семинар с деканами факультетов Московского государственного психолого-педагогического университета. Тема встречи касалась очень важной и актуальной проблемы – проблемы обучения студентов с инвалидностью. В работе семинара приняли участие проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Владимировна Алехина, директор ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) Лидия Викторовна Фролова, заместитель директора ресурсного учебно-методического центра Светлана Валерьевна Панюкова, начальник учебно-методического отдела Гузель Газимовна Саитгалиева, деканы и заместители деканов.
На открытии семинара проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Владимировна Алехина обозначала основные векторы развития инклюзивного образования в России, информировала слушателей о ведущей роли нашего университета в области развития и продвижения идеи и практик обучения лиц с инвалидностью. Характеризуя основные направления развития высшего инклюзивного образования в России, Светлана Владимировна рассказала об основных достижениях МГППУ и о дальнейшей стратегии развития инклюзивного образования в стране и в университете.
Директор РУМЦ Лидия Викторовна Фролова ознакомила слушателей с целями, задачами и основными направлениями деятельности РУМЦ, с возможностями и его ресурсном потенциале, который может использоваться факультетами при обучении студентов с инвалидностью. В своем выступлении Лидия Викторовна подчеркнула важность взаимодействия сети ресурсных учебно-методических центров, которых в 2018 году в России станет 21 и авангардом которых является РУМЦ МГППУ.
Заместитель директора РУМЦ Светлана Валерьевна Панюкова осветила существующую законодательно-нормативную базу, действующую сегодня в области высшего инклюзивного образования при обучении студентов с инвалидностью, проинформировала представителей факультета об изменениях в нормативных документах вуза, в состав которых сотрудниками РУМЦ были внесены изменения, касающиеся обучения студентов с инвалидностью.
В своем выступлении начальник учебно-методического отдела Гузель Газимовна Саитгалиева участникам семинара представила информацию о возможностях участия в разработке и реализации образовательных программ высшего образования социальных партнеров, среди которых особое место и значение имеют общественные организации инвалидов и некоммерческие организации родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью.
В заключительной части семинара сотрудники РУМЦ МГППУ ответили на вопросы представителей факультетов и обсудили вопросы, связанные с предстоящими курсами повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, запланированные на период с 20 сентября по 19 октября 2018 года.
Участники семинара высказали крайнюю необходимость дальнейшего более тесного сотрудничества между сотрудниками РУМЦ и представителями факультетов МГППУ и наметили дальнейшие перспективы сотрудничества в области обучения студентов с инвалидностью.
Фотогалерея события
Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
УДК-37. 018.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ
М.В. Ретивых
В статье рассматривается проблема проектирования и применения в образовательном процессе вуза активных, личностно-развивающих форм и методов обучения студентов, приводятся примеры инновационных лекционных и семинарских занятий.
Ключевые слова: педагогическая инновация, образовательная технология, лекция, семинар.
Переход на уровневую подготовку кадров в вузах, реализация компетентностного подхода в образовании обуславливают необходимость разработки и реализации инновационных педагогических технологий.
Под педагогической инновацией понимается «целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные новшества, улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом» [3, с. 69].
Следует отметить, что за последнее время появились работы, в которых раскрываются современные технологии обучения в высшей школе [2;4;5].
В настоящей статье мы останавливаемся только на инновационных лекционных и семинарских занятиях в вузе.
Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» — чтение.
Лекция является формой организации образовательного процесса в вузе. Она выступает также в качестве основного звена изучения учебной дисциплины. В современных образовательных стандартах высшего профессионального образования на лекционные занятия отводится до 50% учебного времени.
Лекции подразделяются на две группы: традиционные и нетрадиционные (инновационные).
Основным недостатком традиционных лекций в вузе является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. _
Нетрадиционные лекции
Проблемная лекция
Лекция-беседа
I
консультация
I
Лекция-
провокация
Лекциявдвоем
Лекция-
визуализация
Рис. 1. Нетрадиционные виды лекций
Кратко раскроем сущность и особенности подготовки и проведения каждого из этих видов
лекций.
Проблемная лекция отличается от традиционной тем, что если в традиционной лекции используются такие средства, как объяснение, иллюстрация, описание, то проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач.
Структурными компонентами проблемной лекции являются такие компоненты, как введение, подведение студентов к проблеме, постановка основной проблемы, создание проблемной ситуации, выделение подпроблем и их решение, заключение, подведение итогов.
На лекции проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе «сотворчества», «сомышления» с преподавателем, т.е. «субъектами», соавторами решения проблемных задач. Знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием студентов и перерастают в их убеждения. Самостоятельно приобретенные знания являются более прочными и легко актуализируются, они обладают свойствами переноса в другие ситуации. Решение проблемных задач развивает интеллектуальные способности и повышает интерес студентов к содержанию профессиональной подготовки.
Лекция-беседа является наиболее распространенной и сравнительно простой формой включения студентов в учебный процесс. Она предполагает применение элементов диалога, полилога и дискуссии.
Средствами активизации учебной деятельности студентов здесь выступают специальные вопросы преподавателя к аудитории. Студенты отвечают на эти вопросы с мест. Вопросы могут быть направлены как на выявление имеющихся у студентов знаний, так и для выяснения мнений студентов по той или иной проблеме.
Преподаватель должен следить за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответа, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления студентов.
Лекция-консультация. Этот вид лекции предпочтителен при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения таких лекций, которые представлены ниже.
Вариант 1. По ходу первой части лекции студенты готовят вопросы, на которые отвечает преподаватель с привлечением самих студентов.
Вариант 2. Преподаватель заранее собирает вопросы студентов в письменной форме. По ходу лекции преподаватель отвечает на эти вопросы и организует свободный обмен мнениями студентов.
Вариант 3. Преподаватель заранее сам составляет вопросы для студентов, на которые они отвечают на занятии.
Могут быть и другие варианты проведения лекции-консультации.
Лекция-провокация — это лекция с заранее запланированными ошибками. Ее основная особенность заключается в том, что преподаватель во вступительной части объявляет тему лекции и сообщает о наличии в предстоящей лекции запланированных ошибок. Эти ошибки могут быть в определении понятий и категорий, датах, событиях, фамилиях, цитатах и т.д.
Студенты по ходу лекции должны заметить, а потом объяснить ошибки, которые были «допущены» преподавателем.
Таким образом, лекция с запланированными ошибками позволяет активизировать учебную деятельность студентов, развивает их внимание, логическое мышление и память.
«Лекция вдвоем». Такая лекция может проводиться двумя и более преподавателями, психологически и интеллектуально совместимыми, хотя имеющими разные взгляды на проблемные вопросы лекции. Преподаватели могут быть представителями одной или разных наук. Они заранее договариваются о порядке проведения лекции и разрабатывают сценарий лекционного занятия, основными элементами которого являются: фиксация проблематики лекции и взглядов на ее решение, режиссура лекции (совокупность педагогических ситуаций и определение ролей преподавателей), прогноз реакции аудитории студентов.
Проведение «лекции вдвоем» может базироваться на двух подходах: чтение лекции на «контрасте» (на различных точках зрения) или на взаимодополнении. Лекция на «контрасте» предполагает разыгрывание преподавателями дискуссии на глазах у слушателей. В этом случае она подают студентам пример научной полемики. Лекция на взаимодополнении читается представителями различных дисциплин и актуализирует межпредметные связи.
Лекция-визуализация. Основная особенность такой лекции заключается в том, что ее содержание демонстрируется. Поэтому ведущим методом здесь выступает демонстрация, кино-, теле- и видеоматериалов, слайдов, блоков информации в виде схем, таблиц, рисунков, которые комментируются лектором.
Преподаватель может попросить студентов прокомментировать содержание отдельных наглядных средств.
Мы изложили основные виды нетрадиционных лекций, которые применяются в высшей школе. Следует заметить, что преподаватели могут проводить комбинированные лекции, которые включают в себя элементы различных видов лекций.
А теперь рассмотрим особенности проектирования и проведения инновационных форм семинарских занятий.
Семинар (от лат. semmarшm — рассадник знаний) является: одним из основных методов обучения в вузе; групповым занятием под руководством преподавателя; методом обучения, опирающимся на групповое мышление и активную учебную деятельность обучающихся, направленную на самостоятельное нахождение решений актуальных научных и практических проблем. Инновационныеформы_семииаров1предстаБлеиы1на£исуике2.
> • Семинарское занятие в форме дидактической игры
Иннова- —> • Семинар в форме дебатов
ционные \
семинар- • Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
ские за- > • Семинар с использованием метода «круглого стола»
нятия > • Семинар в форме научно-практической конференции
э • Семинар с использованием технологии учебного сотрудничества
> • Семинар в форме защиты творческих проектов и др.
Рис. 2. Инновационные формы семинаров
Семинарское занятие в форме дидактической игры
Учебная дидактическая игра — это обучение, воспитание и развитие обучающихся в процессе решения проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях тех или иных видов деятельности в условных ситуациях. Дидактическая игра как средство обучения переводит образовательные цели в реальные результаты. Эта способность заключена в игровом моделировании тех или иных ситуаций, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта и развитие личности.
Игра как метод обучения является нормативной моделью процессов деятельности. В вузе дидактическая игра должна иметь профессиональную направленность. Обучающиеся могут зримо увидеть ролевые функции в своей будущей профессиональной деятельности.
Технология дидактической игры состоит из четырех этапов: подготовка игры, ввод в игру, проведение игры, анализ и обобщение результатов.
Семинар в форме дебатов
Дебаты (фр. debts) — обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями. При всем сюжетном сходстве с диспутом, дебаты — это сложная самостоятельная форма групповой работы, игровая технология обучения, предполагающая определенный уровень состязательности. Ее отличает проработанность процедуры спора, ставящая участников перед необходимостью проявлять остроту ума, высказываться емко, лаконично, «держать удар», проявлять волевые качества, следить за лимитом времени.
Дидактическая значимость занятий в форме дебатов заключается в том, что они способствуют развитию критического мышления, формированию личностных и профессионально важных качеств, культуры диалога и дискуссии, умений самостоятельной учебной работы, воспитанию толерантности, уважительного отношения к различным точкам зрения, в том числе отличным от собственных.
Тема дебатов формируется заранее в утвердительной форме в виде резолюции. Например: «Единственным по-настоящему действенным способом борьбы с преступностью и коррупцией является ужесточение карательной политики государства»; «Введение нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений гарантированно повысит качество образовательного процесса»; «Нет ничего дороже дешевого образования» и т. д.
Для проведения дебатов создаются команды, избираются их руководители (спикеры), назначается судейская бригада, устанавливается четкий регламент. Ведущий ставит проблемы (вопросы), команды на них отвечают, судейская бригада оценивает работу команд, преподаватель подводит итоги дебатов.
Семинар с использованием метода «мозговой атаки»
Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») — это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной проблемы в предельно сжатые сроки путем свободного выражения их мнения. Основной сутью этого метода является генерирование новых идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.
От дискуссии технология «мозговой атаки» отличается новизной проблемы и отсутствием готовых решений, большой самостоятельностью и творческой активностью обучающихся.
Для проведения «мозговой атаки» создаются группы «генераторов», «резонаторов», «аналитиков». Возможны и другие варианты организации семинарского занятия в виде «мозговой атаки».
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Такое семинарское занятие предполагает подготовку для студентов набора конкретных ситуаций профессиональной направленности.
Студенты разбиваются на группы, каждой из которых предлагается для решения определенная ситуация. Экспертная группа оценивает эти решения. Подобные семинары позволяют реализовать принцип контекстности в профессиональном обучении.
Семинар с использованием метода «круглого стола»
Этот метод является разновидностью диалога и строится на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Ведущим «круглого стола» может быть преподаватель или студент.
Работа «круглого стола» организуется на положениях известного полемического кодекса чести: взаимная интеллектуальная терпимость и доверие участников, объективность, искренность, активность, откровенность, определенный уровень эмоциональной напряженности, разумная доля юмора.
Порядок подготовки и проведения «круглого стола» определяется спецификой этого метода.
Заблаговременно обучающимся предлагается подготовить интересующие их вопросы в пределах темы занятия. Собранные вопросы группируются по проблемам и подбираются соответствующие специалисты, которые могут дать ответы на эти вопросы. Это могут быть приглашенные специалисты, преподаватели вуза (кафедры) и наиболее подготовленные студенты.
Особое значение придается подбору и оборудованию места проведения «круглого стола». Само название метода подчеркивает необходимость круглого или какого-либо другого расположения столов, зрительно подчеркивающего равенство участников семинара.
Семинар в форме научно-практической конференции
Такой семинар может проводиться по результатам изучения отдельных разделов и дисциплины в целом с целью систематизации и углубления знаний студентов, формирования у них научного мышления и исследовательских умений.
План проведения семинара должен предполагать проведение «пленарного» и «секционных» заседаний. В конце занятия проводится заключительное заседание, на котором руководители секций докладывают о результатах секционной работы и принимается итоговая резолюция.
Семинар с использованием технологии учебного сотрудничества
Технология обучения в сотрудничестве основана на использовании метода групповой работы как наиболее распространенной формы кооперации. Цель этой технологии состоит в сформировании у субъектов образовательного процесса умения эффективно работать в малых группах с целью взаимного обучения и добиваться качественных образовательных результатов.
В отличие от традиционного обучения эта технология способна вызвать у студентов положительные эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху. Она строится на доверии, взаимном уважении, равенстве позиций или ролей в образовательном процессе.
Процесс обучения в рамках данной технологии заканчивается взаимопроверкой знаний студентов с подведением итогов работы каждой малой группы и каждого студента.
Семинар в форме защиты творческих проектов
В процессе изучения учебных дисциплин студенты могут выполнять творческие проекты. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие ргсуеС;ш означает «выброшенный вперед», то есть то, чего еще нет.
Метод проектов в образовании предполагает решение обучающимися какой- то проблемы. Образовательные проекты направлены на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных задач. Они могут выполняться по одной учебной дисциплине (предметные проекты) и по нескольким дисциплинам (межпредметные, интегрированные проекты).
Проектное обучение развивает учебную активность, самостоятельность обучающихся, переводит их из объектов в субъекты образовательного процесса.
По каждой учебной дисциплине преподавателем составляется бланк творческих проектов, которые по выбору могут выполнить студенты. Назовем некоторые темы учебных творческих проектов: «Школа будущего» (педагогика), «Бизнес- план» (экономика), «Литература нашего края» (филология), «Психологический тренинг» (психология) и т.д.
Перечисленные способы проектирования и проведения лекционных и семинарских занятий не исчерпывают всего арсенала активных, развивающих форм обучения студентов. Творчески работающие преподаватели ведут активный поиск новых инновационных образовательных технологий.
Более подробное раскрытие этих и других образовательных технологий нами дано в коллективной монографии, вышедшей в издательстве «Курсив» в 2011 году [1].
The article considers the problem of projecting and application of active person developing forms and methods of students instructions in the educational process of higher educational establishment. Here examples of innovative lecture and seminar lessons are given.
The key words: pedagogical innovation, educational technology, lecture, seminar.
Список литературы
1. Антюхов А.В., Николаева Т.А., Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Монография. Брянск: Курсив, 2011. 224с.
2. Веленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально — ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192с.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. 368с.
4. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432с.
5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437с.
Об авторе
Ретивых М.В. — доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, [email protected]
Научно-методический семинар «Профессиональная социализация студентов в вузе: психолого-педагогический аспект»
Cookie-файлы
XЭтот сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Научно-методический семинар «Профессиональная социализация студентов в вузе: психолого-педагогический аспект»
Мероприятие прошло
6 июня 2019
Место проведения
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.9, корпус №4
Контактное лицо
Караванова Людмила Жалаловна
О мероприятии
В ИИЯ РУДН состоится очередное заседание научно-методического семинара «Актуальные проблемы социальной педагогики, психологии и управления развитием человеческих ресурсов общества (социального менеджмента)». С докладом на тему «Профессиональная социализация студентов в вузе: психолого-педагогический аспект» выступит профессор кафедры социальной педагогики, доктор психологических наук Людмила Жалаловна Караванова.
В современном обществе развитие профессиональной социализации определяется социальным качеством жизни народонаселения. Под профессионально-трудовой социализацией понимается не только профессиональное образование и трудовое воспитание, но и присвоение ценностей профессионального сообщества. Значимыми обстоятельствами в достижении студентами высших уровней владения профессиональной деятельностью выступают психолого-педагогические условия.
Начало в 13:30
Международная научно-практическая конференция «Право и космос: актуальные проблемы и мировые тренды»
Конференция работников и обучающихся РУДН
Международная научно-практическая конференция «Международные стандарты учета и аудита: практика применения в условиях цифровой экономики»
Экологическая конференция школьников, приуроченная к XXII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования»
Семинар на тему обучения в немецком вузе
Пятый практический семинар в рамках программы «Немецкий — ключ к успеху» пройдет в Российско-Немецком доме 30 апреля. Тема очередного семинара — «Учись в немецком вузе». К участию приглашаются преподаватели немецкого языка в школах и вузах, старшеклассники, студенты и их родители.
Речь на семинаре пойдет о том, какими образовательными туристическими программами можно воспользоваться для ознакомления с немецкими вузами и в чем принципиальное отличие получения образования в России и Германии. Будет предоставлена возможность пообщаться с российскими студентами, получающими образование в Германии, и услышать отзывы молодых немцев, проходящих университетскую практику в России. Традиционно в рамках семинара запланирована работа интерактивной площадки, розыгрыш призов и подарков.
Тематика семинара выбрана не случайна. В последнее время продолжение обучения в зарубежном вузе является понятием не сколько модным и статусным, как раньше, а естественным и повсеместным. Это своего рода требование времени. Для изучающих в России немецкий язык поступление в вуз Германии – это прежде всего возможность получить качественное образование, поднять свой немецкий на принципиально новый уровень, получить возможность применить полученные профессиональные знания в любой стране мира. Но вот с чего начать? Как правильно выбрать вуз для продолжения обучения? Как адаптироваться в студенческой среде другой страны? Накануне окончания учебного года, выпускных экзаменов эти вопросы для многих выпускников школ, студентов, заканчивающих курс бакалавриата и решающих, в какой вуз поступать в магистратуру, становятся особенно актуальными. Семинар предоставляет площадку для получения этой информации и обмена мнениями.
Ждем всех, для кого тема получения образования в немецком вузе является актуальной. Для участия в семинаре необходимо 30 апреля до 12.00 отправить заявку на электронную почту [email protected]. В заявке необходимо указать ФИО, № учебного учреждения, должность.
Для каждого участника семинара будут подготовлены сертификаты от компаний «МСНК-пресс» и «МаВи групп».
Итак, семинар состоится 30 апреля в 17.00 по адресу: ст. м. Фрунзенская, ул. Малая Пироговская, д. 5, Российско-Немецкий Дом в Москве, зал «Берлин».
Участие в семинаре бесплатное.
Представители Росаккредагентства провели семинар-тренинг в опорном вузе
Представители Росаккредагентства провели семинар-тренинг в опорном вузе
5-6 октября на базе Донского государственного технического университета состоялся семинар-тренинг «Совершенствование деятельности аккредитованных экспертов в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде». Организатором семинара выступила компания ООО СП «Содружество» по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.
Семинар был организован для аккредитованных экспертов по проведению аккредитационной экспертизы образовательной деятельности. В нем приняли участие представители Росаккредагентства: заместитель начальника отдела инновационного развития Елена Захватова, заместитель начальника отдела по работе с экспертами Денис Шабанов, заместитель начальника отдела технического сопровождения и ведения баз данных Денис Савельев. Спикерами тренинга стали представители Южного федерального университета – декан факультета управления Татьяна Анопченко и заведующий кафедрой экономики и управления в образовании Алексей Щербина, а также завкафедрой экономики и управления Армавирского государственного педагогического университета Ольга Вандина.
В семинаре-тренинге приняли участие более 100 экспертов, в том числе представители опорного многопрофильного университета Ростовской области: Наталия Шумская, Сергей Кудряшов, Алексей Аксенов, Виталий Игнатенко, Виктория Юрьева, Сергей Попов, Иван Топилин, Андрей Ярошенко, Елена Миргородская, Елена Муругова, Маргарита Финько, Ирина Цыбрий, Николай Цыгулев и другие.
В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы:
— усовершенствованная методика проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности, в том числе в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде;
— усовершенствованный порядок аккредитации экспертов, привлекаемых к процедуре государственной аккредитации в образовательной деятельности, в том числе в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде;
— требования к деятельности аккредитованных экспертов при процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
— формирование навыков работы с сервисами ИС ГА по обеспечению оказания услуги по государственной аккредитации в электронном виде;
— формирование отчета об аккредитационной экспертизе по основной образовательной программе в электронном виде.
По результатам работы участникам тренинга были выданы удостоверения о повышении квалификации.
Что такое семинар в ВУЗе?
Одной из основных форм обучения в ВУЗах, помимо лекций, являются семинары – особые занятия, на которых студенты демонстрируют глубину полученных знаний, умение мыслить, самостоятельно искать и творчески перерабатывать информацию.
Что такое семинар, как он проводится и для чего нужен?
Что такое семинар?
Различные формы учебного процесса использовались в преподавании ещё в античные времена. Слово «семинар» заимствовано из латыни, где «seminarium» означало «рассадник, теплица». В современной высшей школе и в ряде других направлений профессиональной подготовки семинаром называют занятие, проводимое по определённому сценарию.
Тему семинара определяет преподаватель, он же поручает нескольким студентам подготовить основные доклады, которые должны раскрыть её суть с разных сторон. После заслушивания докладов студенты задают каждому выступающему вопросы либо дают аргументированную оценку представленной информации. Преподаватель подводит итоги, обобщая выступления студентов, указывая на их ошибки и дополняя слабо раскрытые стороны предмета обсуждения.
Для чего нужны семинары?
В современном ВУЗе, где огромное значение придаётся практической подготовке студента к реальной инженерной и руководительской деятельности, важность семинаров сложно переоценить. Основной целью их проведения является углублённое осмысление студентами предлагаемой темы в её теоретическом и практическом аспектах. В ходе подготовки и проведения семинара студент получает навыки:
— самостоятельного поиска нужной информации, её обработки, вычленения главных и наиболее интересных подтем;
— научной полемики, защиты собственной точки зрения путём подбора фактов, теоретических выкладок и использования логического аппарата;
— устных выступлений перед аудиторией;
— критического подхода к предлагаемой информации, поиска ошибок и неточностей в её подаче;
— анализа и синтеза, проведения «мозгового штурма» проблемы и коллективной выработки оптимального решения.
Наиболее важным и ценным в подготовке и проведении семинара является обучение студентов самостоятельной работе с источниками информации, учебной, научной и справочной литературой.
Разновидности семинаров
В современном учебном процессе могут использоваться разные формы проведения семинаров.
— Беседа – самый популярный вариант, когда всем студентам предлагается 5-6 вопросов для предварительной подготовки. В ходе семинара преподаватель, разбивая эти вопросы на серии небольших подвопросов, ведёт со студентами беседу, постепенно подводя их к обоснованным выводам по теме обсуждения.
— Дискуссия – обсуждение проблемной темы или альтернативного вопроса, по которому у современной науки нет однозначного мнения. Выступающие студенты излагают собственное мнение и отстаивают его, приводя свои аргументы.
— Конференция – семинар с двумя-тремя основными докладчиками, а также назначенными для них рецензентами и оппонентами. Остальные студенты в ходе обсуждения докладов задают вопросы и вставляют свои дополнения в раскрытие темы.
Дискуссия и конференция – форматы семинаров, которые используются, начиная с третьего курса обучения, так как они требуют от студентов некоторого уровня компетентности в обсуждаемой теме, хотя бы минимально сформированных навыков устных выступлений и аналитического мышления.
Как студенты готовятся к семинару?
Любой семинар требует от участников тщательной подготовки, которая складывается из:
— составления плана работы и примерного списка нужной литературы;
— изучения литературы, начиная с основных источников – учебников, лекционных конспектов – и заканчивая добавочными источниками для более глубокого погружения в тему;
— составления плана выступления;
— отработки пунктов плана, составления тезисов, подбора цитат и фактического материала.
Без заранее составленного текста, возможно, оформленного в виде реферата, сложно выступить на должном уровне. Подготовленный текст позволяет представить свое понимание темы логично, последовательно и доказательно.
Доклад должен состоять из вступительной части, основного текста и обобщающего заключения. На его зачитывание должно уйти не больше 20 минут, оптимальный по длительности доклад звучит 10-15 минут, после чего начинается обсуждение.
Студентам, которые не будут выступать в роли докладчиков, тем не менее, тоже нужно готовиться к семинару, изучая предложенную тему, чтобы иметь о ней представление и полноценно участвовать в обсуждении.
риски и возможности» – Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
11 февраля в 16:00 состоится очередной семинар из цикла «Актуальные исследования и разработки в образовании».
Адрес: Москва, Мясницкая, 20, ауд. 311.
Аннотация:
Развитие онлайн-технологий высшего и дополнительного образования – одна из главных задач проекта «Цифровой университет».
Государство развивает его в рамках национальной программы «Цифровая экономика» и планирует к 2022 году обеспечить все вузы доступом к лучшим образовательным и управленческим практикам. Российские вузы уже начали создавать и пилотировать модели «Цифрового университета».
Какие возможности для вузов открывает онлайн-обучение, какими темпами оно развивается в России и как выглядят кейсы успешного внедрения дистанционных курсов, симуляторов и платформ – обсудят исследователи и практики.
Главные вопросы дискуссии:
- Финансовые и правовые барьеры на пути новых технологий: что мешает внедрению?
- Коммерческая успешность онлайн-проектов: может ли вуз заработать?
- Отношение к цифровым технологиям со стороны преподавателей и студентов: как администраторам работать с их мотивацией?
- Какую роль играют образовательные технологии в стратегии вуза?
- Чем дистанционное обучение полезно для вузов, которые не входят в число ведущих?
Участники круглого стола:
Евгения Кулик — директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
Ульяна Захарова, Татьяна Семенова, Ксения Вилкова — научные сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Виола Ларионова — зам. проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета
Александр Михеев — глава департамента электронного образования Вятского государственного университета
Екатерина Соловьева — первый проректор Московского института психоанализа
Николай Токарев — директор Института непрерывного образования СПбГЭУ «ЛЭТИ»
Модератор:
Олег Лешуков — заместитель заведующего лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.
Информация для гостей НИУ ВШЭ:
Для прохода в здание ВШЭ и участия в семинаре необходимо до 12:00 11 февраля зарегистрироваться здесь
Исполнительный секретарь семинара: Наталья Кармаева [email protected], тел.: +7 (495) 772-95-90 *22018.
Информация по онлайн-трансляции и участию в вебинаре:
Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться здесь.
Для просмотра онлайн-трансляции необходимо перейти по ссылкам:
для iPad, iPod, iPhone, для компьютера и ноутбука.
Пожалуйста, будьте внимательны, ссылка начнет работать 11 февраля в 16:00 по московскому времени!
Технические параметры подключения:
При переходе по ссылке на онлайн-трансляцию для компьютера и ноутбука ваш компьютер может попросить вас установить программу Microsoft Silverlight. В этом случае вам следует согласиться с установкой этой программы и следовать указаниям установщика.
У корпоративных клиентов может возникнуть сложность с установкой программы, легко устраняемая при обращении к системному администратору. Просим заблаговременно проверить ваши технические устройства, чтобы подключение к онлайн-трансляции прошло без заминки.
Материалы всех семинаров вы можете просмотреть на сайте Института образования НИУ ВШЭ и на канале YouTube.
Семинар с деканами «Инклюзивное образование в вузе»
5 июня 2018 года состоялся семинар с деканами факультетов Московского государственного психолого-педагогического университета. Тема встречи касалась очень и актуальной проблемы — проблемы обучения студентов с инвалидностью. В работе семинара приняли участие проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Владимировна Алехина, директор ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) Лидия Викторовна Фролова, заместитель директора ресурсного учебно-методического центра Светлана Валерьевна Панюкова, начальник учебно-методического отдела Гузель Газимовна Саитгалиева, дек. деканов.
На открытии семинара проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Владимировна Алехина обозначала основы развития инклюзивного образования в России, информировала слушателей о ведущей роли нашего университета в области развития и продвижения идеи и практики обучения лиц с инвалидностью. Характеризуя основные направления развития высшего инклюзивного образования в России, Светлана Владимировна рассказала об основных достижениях МГППУ и дальнейшей стратегии развития инклюзивного образования в стране и в университете.
Директор РУМЦ Лидия Викторовна Фролова ознакомила слушателей с целями, задачами и направлениями деятельности РУМЦ, с возможностями его ресурсном потенциале, который может быть факультетами при обучении студентов с инвалидностью. В своем выступлении Лидия Викторовна подчеркнула, что в 2018 году в России станет 21 и авангардом является РУМЦ МГППУ.
Заместитель директора РУМЦ Светлана Валерьевна осветила действующую законодательно-нормативную базу, действующую сегодня в области инклюзивного образования при обучении студентов с инвалидностью, проинформировала представителей факультета об изменениях в нормативных документах вуза, в состав которых сотрудниками РУМЦ были внесены изменения, обучение студентов с инвалидностью инвалидностью.
В своем выступлении начальник учебно-методического отдела Гузель Газимовна Саитгалиева значение семинара представила информацию о возможностях участия в разработке и реализации образовательных программ высшего образования социальных партнеров, среди которых есть специальные организации инвалидов и некоммерческие организации родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Использование возможностей организаций дает возможность более качественно организовать процесс обучения инвалидов вузе, нивелировать те барьеры, которые используются в процессе обучения данной категории обучающихся, содержат в себе факторы, способствующие дальнейшему развитию социального взаимодействия организаций, в повышении качества и социальной инклюзии лиц с инвалидностью .
В заключительной части семинара сотрудники РУМЦ МГППУ ответили на вопросы представителей факультетов и обсудили вопросы, связанные с предстоящими курсами повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, запланированные на период с 20 сентября по 19 октября 2018 года.
9000 участников семинара высказали крайние возможности сотрудничества между сотрудниками МГППУ и наметилишие перспективы сотрудничества в области обучения студентов с инвалидностью.Фотогалерея события
Лекции, семинары, коллоквиумы и сессии
Такие проверки проходят не по всем предметам. Коллоквиумы помогают студенту подготовится к экзамену и потренироваться устно отвечать преподавателю — своеобразная репетиция настоящего экзамена.
Коллоквиум по археологии
Этот коллоквиум студенты сдают на первом курсе (в ноябре).В один из назначенных дней учащиеся приходят на кафедру, чтобы устно ответить на два вопроса — один по каменному веку, другой по бронзовому веку. После десяти минут на подготовку каждый отвечает преподавателю или аспиранту. При этом «камень» сдается в одной аудитории, а «бронза» — в другой. В итоге студент уходит с двумя оценками.
Бывает и так, что нерадивые первокурсники получают одну или даже две двойки за коллоквиум. Это означает, что на экзамене по археологии в зимнюю сессию они получат дополнительный вопрос по соответствующему периоду.
Коллоквиум по этнологиии
Этот коллоквиум обычно сдается в то же время, что и археология — иногда на одной неделе. Точно так же студенты приходят на кафедру и получают вопрос (только один, это может быть вопрос по теории этнологии или по конкретному региону), а после подготовки преподавателю или аспиранту.
Полученная оценка не влияет на результат экзамена, но к нему гораздо проще готовиться, если студент уже готовил те же вопросы к вопросам коллоквиуму.
Коллоквиум по истории южных и западных славяни
Этот коллоквиум сдают второго студентов курса в весеннем семестре. Традиционно принимают этот коллоквиум преподаватели, которые читают лекции. Он сдается всем курсом в один день. Вместо вопросов десять понятий, названий или имен, и им нужно кратко описать, что это такое. Например: девширме, Чипровецкое восстание, Казимир Ягеллончик. За каждый ответ можно получить от 0 до 1 балла, а за весь коллокивум — от 0 до 10 баллов.
Если студент хорошо написал коллоквиум, это должно помочь ему на экзамене. Но если коллоквиум написан плохо или вовсе не написан, это не значит, что «отлично» получить нельзя.
Другие коллоквиумы
В процессе обучения на историческом факультете студенты иногда сдают и другие коллоквиумы. Например, некоторые предподаватели семинаров любят проводить их в середине семестра. Например, на первом курсе некоторые группы определяют основные факты о древних языках Передней Азии, а на втором — хронологию Средних веков.
В любом случае, это не то событие в жизни студента, которого стоит бояться, как это часто делают первокурсники. Надо помнить, что коллоквиумы не определяют судьбу, а только позволяют освоить большое количество материала до начала сессии.
Научно-методический семинар «Профессиональная социализация студентов в вузе: психолого-педагогический аспект»
Cookie-файлы
ИксЭтот сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта.Продолжая использовать сайт, вы даете представление на обработку файлов cookie.
Научно-методический семинар «Профессиональная социализация студентов в вузе: психолого-педагогический аспект»
Мероприятие прошло
6 июня 2019
Место проведения
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.9, корпус №4
Контактное лицо
Караванова Людмила Жалаловна
О мероприятии
В ИИЯ РУДН состоится очередное заседание научно-методического семинара «Актуальные проблемы социальной педагогики, психологии и управления развитием человеческих ресурсов общества (социального менеджмента)». С докладом на тему «Профессиональная социализация студентов в вузе: психолого-педагогический аспект» выступит профессор кафедры социальной педагогики, доктор психологических наук Людмила Жалаловна Караванова.
В современном обществе социальной профессиональной деятельности определяется социальным качеством жизни народонаселения. Под профессионально-трудовой социализацией понимается не только профессиональное образование и трудовое воспитание, но и присвоение ценностей профессионального сообщества.Значимыми обстоятельствами в достижении студентами высших уровней владения деятельность выступают психолого-педагогические условия.
Начало в 13:30
Международная научно-практическая конференция «Право и космос: актуальные проблемы и мировые тренды»
Конференция работников и обучающихся РУДН
Международная научно-практическая конференция «Международные стандарты учета и аудита: практика применения в условиях цифровой экономики»
Экологическая конференция школьников, приуроченная к XXII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования»
Семинар Интернет в вузе | EDUNEWSmart. ru
Актуальный интернет-маркетинг вуза. Конкурентное интернет-пространство российского вуза. Инновационные технологии продвижения вуза в среде Интернет (средства бенчмаркинга). Применение SMM технологий в привлечении абитуриентов. Организация услуг маркетинга и PR для работы с интернет — ресурсами.
Главные темы семинара:
* Каждая тема включает шесть и более специальных вопросов
Система коммуникационного образовательного учреждения — уникальный MEDIA-mix
Клиентоориентированный сайт учебного заведения.Нормативные акты
Специалист по маркетингу и продвижению инструментарии SEO-специалиста
Электронный маркетинг в практике продвижения образовательных услуг
Возможности использования маркетинга в социальных сетях (SMM) для продвижения вуза. Маркетинг в новых медиа
Актуальный интернет-маркетинг: трафик и аналитика для образовательного учреждения
4-ый семинар из ЦИКЛА «Практический« МВА ». МАРКЕТИНГ ОУ »
Выдается свидетельство — 28 акад.ч.
* Развернутая программа семинара и информация о преподавателях направляется по персонализированной рассылке и по запросу.
Пакет участника программы включает:
Обучение по программе с выдачей Свидетельства;
Комплект информационно-справочных материалов по теме семинара;
Экскурсионную программу;
Ежедневное ресторанное питание (обед) и кофе-паузы.
Спросить
Менеджер образовательных программ — Анастасия Стародумова:
[email protected]
Тел .: +7 (812) 981 51 48
Моб .: +7 950 22 11 467
Заказать звонок
Форма для заказа обратного звонка
Зарегистрироваться
Форма регистрации на семинар (ы)
Найти гостиницу
JSP Business Travel возьмет на себя заботу обо всех организационных вопросах, связанных с посещением Семинара.
Контакты:
Тел . : + 7 812 335 10 03
Мария Синякова
+7 (931) 338-10-12
[email protected]
Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе о нашем партнере JSP Business Travel.
Семинар Продвижение в вузе | EDUNEWSmart.ru
Новейшие ресурсы продвижение вуза и международные стандарты эффективности. Выстраивание коммуникации с «новым типом» абитуриента. Технологии работы по привлечению иностранных студентов в российский вуз.Способы внедрения вуза в международное информационное пространство. Технологии MICE-мероприятий (делового мероприятия) в работе по продвижению и расширению бизнес-влияния вуза.
Главные темы семинара:
* Каждая тема включает шесть и более специальных вопросов
Система продвижения вуза — современный PROMO-микс образовательного бренда
Технологии продвижения вуза с маркетинговой передовой (о чем еще не говорили)
Использование маркетинговой информации для повышения эффективности продвижении
Инструментарий продвижение образовательных услуг российского вуза в международном образовательном пространстве
IT — программы и интернет — сервисы для продвижения образовательных услуг
Организация участия в образовательных услугах и научных достижениях
Внедрение MICE-мероприятий в работе по продвижению
5-ый семинар из ЦИКЛА «Практический« МВА ». МАРКЕТИНГ ОУ »
Выдается свидетельство — 20 акад.ч.
* Развернутая программа семинара и информация о преподавателях направляется по персонализированной рассылке и по запросу.
Пакет участника программы включает:
Обучение по программе с выдачей Свидетельства;
Комплект информационно-справочных материалов по теме семинара;
Экскурсионную программу;
Ежедневное ресторанное питание (обед) и кофе-паузы.
Спросить
Менеджер образовательных программ — Анастасия Стародумова:
congress @ edunewsmart.ru
Тел .: +7 (812) 981 51 48
Моб .: +7 950 22 11 467
Заказать звонок
Форма для заказа обратного звонка
Зарегистрироваться
Форма регистрации на семинар (ы)
Найти гостиницу
JSP Business Travel возьмет на себя заботу обо всех организационных вопросах, связанных с посещением Семинара.
Контакты:
Тел . : + 7 812 335 10 03
Мария Синякова
+7 (931) 338-10-12
maria @ jsptravel.ru
Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе о нашем партнере JSP Business Travel.
Семинар на тему обучения в немецком вузе
Пятый практический семинар в программе «Немецкий — ключ к успеху» пройдет в Российско-Немецкомком 30 апреля. Тема очередного семинара — «Учись в немецком вузе». К участию приглашаются преподаватели немецкого языка в школах и вузах, старшеклассники, студенты и их родители.
Речь на семинаре пойдет о том, какими образовательными туристическими программами можно воспользоваться для ознакомления с немецкими вузами и в чем принципиальное исключение в России и Германии.Будет предоставлена возможность пообщаться с российскими студентами, получающими образование в Германии, и получить отзывы молодых немцев, проходящих университетскую практику в России. Традиционно в рамках семинара запланирована работа интерактивной площадки, розыгрыш призов и подарков.
Тематика семинара выбрана не случайна. В последнее время продолжение обучения в зарубежном вузе является понятием не сколько модным и статусным, как раньше, а естественным и повсеместным.Это своего требования времени. Немецкий язык в любой стране мира. Но вот с чего начать? Как правильно выбрать вуз для продолжения обучения? Как адаптироваться в студенческой среде другие страны? Накануне окончания учебного года, выпускных экзаменов эти вопросы для многих выпускников школ, студентов, заканчивающих курс бакалавриата и решающих, вуз поступающих в магистратуру, становятся особенно актуальными.Семинар использует платфорку для обеспечения этой информации и обмена мнениями.
Ждем всех, для кого тема образования в немецком вузе является актуальной. Для участия в семинаре необходимо 30 апреля до 12.00 отправить заявку на электронную почту [email protected] . В заявке необходимо указать ФИО, № учебного учреждения, должность.
Для каждого участника семинара будут подготовлены сертификаты от компаний «МСНК-пресс » и «МаВи групп».
Итак, семинар состоится 30 апреля в 17.00 по адресу: ст. м. Фрунзенская, ул. Малая Пироговская, д. 5, Российско-Немецкий Дом в Москве, зал «Берлин» .
Участие в семинаре бесплатное.
Что такое семинар в ВУЗе?
Одной из основных форм обучения в ВУЗах, помимо занятий, семинаров, на которых студенты демонстрируют глубину полученных знаний, умение мыслить, искать и творчески перерабатывать информацию.
Что такое семинар, как он проводится и для чего нужен?
Что такое семинар?
Различные формы учебного процесса использовались в преподавании ещё в античные времена. Слово «семинар» заимствовано из латыни, где «семинарий» означало «рассадник, теплица» . В некоторых других профессиональных школах профессиональной подготовки называют занятие, проводимое по определенному сценарию.
Тему семинара определяет преподаватель, он же поручает нескольким студентам, подготовить основные доклады, которые должны раскрыть ее суть с разных сторон.После заслушивания докладов студенты задают каждому из аргументов представленной информации. Преподаватель подводит итоги, обобщая выступления студентов, используйте их ошибки и дополняя слабо раскрытые стороны предмета обсуждения.
Для чего нужны семинары?
В современной ВУЗе, где огромное значение придаётся практической подготовке студента к реальной инженерной и руководительской деятельности, семинаров сложно переоценить.Основной целью их достижения является углублённое осмысление студентами предлагаемой темы в теоретическом и практическом опыте. В ходе подготовки и проведения семинара студент получает навыки:
— самостоятельного поиска нужной информации, её обработки, вычленения главных и наиболее интересных подтем;
— научной полемики, защиты собственной точки зрения путём подбора фактов, теоретических выкладок и использования логического аппарата;
— устных выступлений перед аудиторией;
— критического подхода к предлагаемой информации, поиска и неточностей в её подаче;
— анализ и анализ, алгоритмы анализа «мозгового штурма» проблемы и коллективной выработки оптимального решения.
Наиболее важным и ценным в подготовке и проведении семинаров является обучение студентов самостоятельной работе с источником информации, учебной, научной и справочной литературой.
Разновидности семинаров
В Новом учебном заведении ине обучение разные формы проведения семинаров.
— Беседа — самый популярный вариант, когда всем студентам предлагается 5-6 вопросов для предварительной подготовки. В ходе семинара преподаватель, разбивая эти вопросы на серии небольших подвопросов, ведёт со студентами беседу, постепенно подводя их к обоснованным выводам по теме обсуждения.
— Дискуссия — обсуждение проблемной темы или альтернативного вопроса, по которому у современной науки нет однозначного мнения. Выступающие студенты излагают собственное мнение и отстаивают его, приводя свои аргументы.
— Конференция — семинар с двумя назначенными докладчиками, а также назначенными ими рецензентами и оппонентами. Остальные студенты в ходе обсуждения задают вопросы и вставляют свои дополнения в раскрытие темы.
Дискуссия и конференция — форматы семинаров, которые используются, начиная с третьего курса обучения, так как они требуют от студентов некоторого уровня компетентности в обсуждаемой теме, хотя бы минимально сформированных навыков устных выступлений и аналитического мышления.
Как студенты готовятся к семинару?
Любой семинар требует от участников тщательной подготовки, которая складывается из:
— составления плана работы и примерного списка нужной литературы;
— изучение литературы, начиная с основных источников — учебников, лекционных конспектов — и заканчивающие добавочные источники для более глубокого погружения в тему;
— составления плана выступления;
— отработки пунктов плана, составления тезисов, под цитат и фактического материала.
Без заранее составленного текста, возможно, оформленного в виде реферата, сложно выступить на должном уровне. Подготовленный текст позволяет представить свое понимание темы логично, последовательно и доказательно.
Доклад должен состоять из вступительной части, основного текста и обобщающего заключения. На его зачитывание должно быть не больше 20 минут, больше по длительности доклад звучит 10-15 минут, после чего начинается обсуждение.
Студентам, которые не будут выступать в роли докладчиков, тем не менее, тоже нужно готовиться к семинару, предложенная тема, чтобы иметь представление о ней и полноценно участвовать в обсуждении.
.