Семинар в вузе – Семинары в вузе: определение и виды занятий
Что такое семинар в ВУЗе?
Одной из основных форм обучения в ВУЗах, помимо лекций, являются семинары – особые занятия, на которых студенты демонстрируют глубину полученных знаний, умение мыслить, самостоятельно искать и творчески перерабатывать информацию.
Что такое семинар, как он проводится и для чего нужен?
Что такое семинар?
Различные формы учебного процесса использовались в преподавании ещё в античные времена. Слово «семинар» заимствовано из латыни, где «seminarium» означало «рассадник, теплица». В современной высшей школе и в ряде других направлений профессиональной подготовки семинаром называют занятие, проводимое по определённому сценарию.
Тему семинара определяет преподаватель, он же поручает нескольким студентам подготовить основные доклады, которые должны раскрыть её суть с разных сторон. После заслушивания докладов студенты задают каждому выступающему вопросы либо дают аргументированную оценку представленной информации. Преподаватель подводит итоги, обобщая выступления студентов, указывая на их ошибки и дополняя слабо раскрытые стороны предмета обсуждения.
Для чего нужны семинары?
В современном ВУЗе, где огромное значение придаётся практической подготовке студента к реальной инженерной и руководительской деятельности, важность семинаров сложно переоценить. Основной целью их проведения является углублённое осмысление студентами предлагаемой темы в её теоретическом и практическом аспектах. В ходе подготовки и проведения семинара студент получает навыки:
— самостоятельного поиска нужной информации, её обработки, вычленения главных и наиболее интересных подтем;
— устных выступлений перед аудиторией;
— критического подхода к предлагаемой информации, поиска ошибок и неточностей в её подаче;
— анализа и синтеза, проведения «мозгового штурма» проблемы и коллективной выработки оптимального решения.
Наиболее важным и ценным в подготовке и проведении семинара является обучение студентов самостоятельной работе с источниками информации, учебной, научной и справочной литературой.
Разновидности семинаров
В современном учебном процессе могут использоваться разные формы проведения семинаров.
— Беседа – самый популярный вариант, когда всем студентам предлагается 5-6 вопросов для предварительной подготовки. В ходе семинара преподаватель, разбивая эти вопросы на серии небольших подвопросов, ведёт со студентами беседу, постепенно подводя их к обоснованным выводам по теме обсуждения.
— Дискуссия – обсуждение проблемной темы или альтернативного вопроса, по которому у современной науки нет однозначного мнения. Выступающие студенты излагают собственное мнение и отстаивают его, приводя свои аргументы.
— Конференция – семинар с двумя-тремя основными докладчиками, а также назначенными для них рецензентами и оппонентами. Остальные студенты в ходе обсуждения докладов задают вопросы и вставляют свои дополнения в раскрытие темы.
Дискуссия и конференция – форматы семинаров, которые используются, начиная с третьего курса обучения, так как они требуют от студентов некоторого уровня компетентности в обсуждаемой теме, хотя бы минимально сформированных навыков устных выступлений и аналитического мышления.
Как студенты готовятся к семинару?
Любой семинар требует от участников тщательной подготовки, которая складывается из:
— составления плана работы и примерного списка нужной литературы;
— изучения литературы, начиная с основных источников – учебников, лекционных конспектов – и заканчивая добавочными источниками для более глубокого погружения в тему;
— составления плана выступления;
— отработки пунктов плана, составления тезисов, подбора цитат и фактического материала.
Без заранее составленного текста, возможно, оформленного в виде реферата, сложно выступить на должном уровне. Подготовленный текст позволяет представить свое понимание темы логично, последовательно и доказательно.
Доклад должен состоять из вступительной части, основного текста и обобщающего заключения. На его зачитывание должно уйти не больше 20 минут, оптимальный по длительности доклад звучит 10-15 минут, после чего начинается обсуждение.
Студентам, которые не будут выступать в роли докладчиков, тем не менее, тоже нужно готовиться к семинару, изучая предложенную тему, чтобы иметь о ней представление и полноценно участвовать в обсуждении.
www.mnogo-otvetov.ru
Что такое коллоквиум, семинар, лекция? Рассказываем первокурсникам о занятиях в вузе
Если ты уже поступил в вуз, пора забыть слово урок, теперь его заменит пара. Про другие типы занятий в университете читай в нашем небольшом материале.
Пара — менее известная как «академический час» — учебное занятие в вузе. Длится 80 минут. Вначале будет трудно, потом втянешься. Пары делятся на лекции и практические занятия.
Лекция
Материал, изложенный на лекции, закрепляют на практических занятиях.
Как с толком вести конспект, читай здесьЛабораторная работа — она же «лаба» — вид самостоятельной практической работы студентов. Цель лабораторной работы — закрепить и углубить теоретические знания студента и умение проводить эксперименты. Путь к сердцу преподавателя (и к получению экзамена) лежит через лабы, качественно выполненные и вовремя сданные на проверку.
Коллоквиум — вид занятия в вузе, на котором преподаватель беседует со студентами по заданной теме, чтобы выявить их уровень знаний. Готовься и активно работай на коллоквиуме: грамотные ответы не просто плюс в карму будущего специалиста, а реальный шанс получить экзамен автоматом.
Семинар — практическое занятие в группе под руководством преподавателя. Студенты готовят доклады, рефераты, презентации и выступают перед одногруппниками. Затем выступление обсуждается. Это замечательная возможность научиться искать, обрабатывать и представлять информацию, вести диалог с аудиторией, дискутировать, что пригодится в профессиональной деятельности. «Готовься, посещай, выступай» — заповедь для семинарских занятий.
В вузе профессиональные умения и навыки оттачивают как в игровой, так и в научной форме.
Деловая игра — это моделирование реальной ситуации на работе. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать ежедневно в профессиональной деятельности. Такая форма занятий практикуется обычно до того, как студенты отправятся на производственную практику.
Научная конференция — собрание учёных различных учебных заведений, на котором зачитываются научные доклады по теме конференции. Такие собрания открыты и для студентов, желающих основательно заниматься научными исследованиями.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — Семинары в вузе
Что такое учебный семинар?
Готовься к занятиям |
Семинары в вузе, наряду с лекциями, являются важнейшей формой проведения занятий. Исторически семинар как форма обучения возникла и широко применялась еще в древнегреческих и римских школах. Суть этих семинарских занятий сводилась к тому, что обучаемые делали сообщения, которые обсуждались и комментировались другими учениками, а затем обобщающее заключение делал преподаватель. Слово семинар (seminarium) латинского происхождения и означает в переводе на русский язык- теплица, рассадник. Такой перевод означает, что древние греки и римляне рассматривали
В современном понимании учебный семинар — это форма учебно-практических занятий, при которой студенты под руководством преподавателя закрепляют и развивают полученные теоретические знания, приобретают практические навыки в процессе обсуждения вопросов, предусмотренных планом проведения семинарского занятия. Сегодня семинары в вузе при подготовке специалиста составляют 30-40 процентов аудиторных часов. Однако стандарты бакалавриата резко меняют положение дел, и согласно этим стандартам до 60 процентов учебного времени будет отводиться на семинарские занятия. Причем значительная часть из них должна будет проводиться с использованием интерактивных методов. Это указывает на то, что акцент в обучение делается на самостоятельную работу студентов и семинарские занятия.
Тема семинара определяется учебной программой или преподавателем заранее. Она часто привязана к лекционной тематике. Семинар может проводиться по одной или нескольким пройденным лекционным темам. Хотя учебный семинар может быть и не привязан к лекционой тематике, и рассчитан на самостоятельную проработку студентами материалов. Вопросы семинарского занятия содержаться в учебной программе или их дает преподаватель. На них строится подготовка к семинару.
Цель этой формы проведения занятий – закрепление пройденного материала, получение практических навыков, развитие умений ведения профессиональной дискуссии. На семинаре студенты обсуждают подготовленные ими доклады, рефераты, выступления, а также прорабатывают указанные в плане семинара вопросы. При этом приветствуется использование иллюстративного материала, слайдов, фильмов. В ходе семинара могут решаться практические задачи, рассматриваться жизненные ситуации, проводиться деловые игры и т.д..
Для студента семинары в вузе являют собой особый инструмент подготовки профессионала. В ходе этих занятий реализуются познавательная, воспитательная и контрольно- оценочная функции. Если на лекциях развиваются умения воспринимать информацию на слух, оперативно её анализировать, отбирать самое главное и существенное, то семинарские занятия приучают к самостоятельной работе, самосовершенствованию, работе с научной литературой, умению в устной форме доводить свои мысли до других, отстаивать свою позицию. На семинарах развиваются навыки устного выступления, логического мышления, свободного оперирования научной и профессиональной терминологией.
Подготовка к семинару
Не забывайте, что семинар — это зачастую путь к получению автомата на зачете или экзамене. А это уже сам по себе хороший стимул к тому, чтобы серьезно отнестись к подготовке к семинару.
В чем же заключается подготовка к семинару? С чего начать? Прежде всего, спланируйте в своем графике время, которое Вы собираетесь использовать для изучения научных источников. Обычно на это требуется два-три часа. Но если Вы планируете сделать выступление на семинаре, то времени потребуется значительно больше. Определите место, где будете осуществлять подготовку: дома, в институтской библиотеке и т.д. Для серьезной подготовки к семинарскому занятию совершенно недостаточно воспользоваться только своим или чужим конспектом лекций. Необходимо обратиться к научной литературе, которая указана в плане семинарского занятия. Разумеется, похвальным будет, если вы охватите более широкий круг источников. А вот как самостоятельно работать с научной литературой— это уже тема отдельного разговора. Поэтому сделайте подборку литературы, по возможности, можно для подготовки использовать материалы из Интернета.
Внимательно вчитайтесь и вдумайтесь в тему семинарского занятия, уясните её. После чего вновь обратитесь к плану семинара. Вдумайтесь в логику построения семинарского занятия и суть основных вопросов плана. И только после этого приступайте к проработке вопросов семинара. Разобраться нужно не с отдельными интересными для Вас вопросами, а со всеми вопросами, указанными в плане семинарского занятия.
При работе над каждым вопросам составьте, хотя бы мысленно, свой план ответа на него. Тогда будет самому понятнее, на чем сосредоточить основное внимание. В первую очередь обратитесь к ключевым понятием и определениям. Разобравшись с ними, будет намного легче продвигаться дальше. Особое внимание обратите на дискуссионные проблемы, т.е.проблемы, по которым в науке нет однозначного ответа. Попытайтесь дать свой ответ на такой вопрос, но при этом тщательно продумайте свою аргументацию.
Конечно же, в ходе подготовки к семинару Вы можете столкнуться и с такими вопросами, с которыми разобраться самостоятельно Вам окажется не под силу. Не отчаивайтесь, в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы Вы сами хотели получить ответы на эти вопросы. Обязательно выпишите их. По этим вопросам Вы можете проконсультироваться с преподавателем до начала семинара или задать их в ходе семинарского занятия.
Как подготовить выступление на семинаре?
Подготовка к семинару может включать в себя и Ваше желание подготовить выступление на семинаре. Если Вы планируете выступить на семинаре с докладом, рефератом или просто выступлением, то готовиться придется более основательно. Правильно поступают и те студенты, которые заранее обговаривают с преподавателем тему и содержание своего выступления, реферата или доклада на семинарском занятии. Преподаватели ценят такие выступления на семинаре, в которых рассматриваются какие-либо дискуссионные вопросы. Причем от студента требуется не просто назвать эти проблемы, а проанализировать их, высказать свою точку зрения.
На доклад отводится 15-18 минут, а на остальные сообщения в пределах 5-10 минут. Поэтому, готовясь к сообщению, учитывайте временные параметры. Слишком длинное сообщение будет утомлять слушателей. Подбирая вопросы, которые Вы собираетесь рассмотреть в своем сообщении, представьте себе, что было бы интересно узнать по теме Вашего выступления сокурсникам. Выступление на семинаре должно быть познавательным и интересным для других, так, чтобы оно побуждало к его осмыслению и обсуждению.
Содержание выступления должно строго соответствовать теме. Оно должно быть направлено на раскрытие сущности рассматриваемого вопроса, быть логичным. Каждое доказываемое Вами положение нужно хорошо обосновать соответствующими аргументами, так, чтобы оно выглядело убедительно и для преподавателя, и для студентов.
Старайтесь насытить свое выступление на семинаре не трафаретными, давно всем известными материалами. Не пересказывайте то, что уже есть в конспекте лекций. Поищите в литературе интересные, но малоизвестные факты. Они всегда вызывают интерес. Хорошо, если Ваше выступление будет опираться на реальные жизненные примеры. Если их умело обыграть и высказать свою точку зрения, то это будет выглядеть весьма эффектно и вызывать повышенный интерес.
Сейчас стало модным использовать при выступлениях и докладах мультимедийные средства, которые повышают информативность и наглядность излагаемого материала. Поэтому, при наличии такой возможности (позволяет класс, имеются такие средства), можете активно пользоваться этими средствами, заранее тщательно продумав и подготовив необходимые иллюстрационные материалы.
Что делать на семинаре?
Поспать, молчаливо отсидеться, проболтать с друзьями или проявить свою активность? А может не ходить на него вообще? Думаю, ответ на эти вопросы понятен каждому. Учебный семинар — это не просто средство проверки усвоения знаний, но еще и мощное средство формирования навыков публичного выступления, умения вслух высказывать свои мысли и отстаивать свою позицию. Жизнь показывает, что тому, кто не развивает этих навыков и умений, трудно рассчитывать на карьерный успех или успех в бизнесе. Начинайте их развивать еще в вузе. Для этого:
старайтесь на каждом семинаре делать небольшие, но за раннее подготовленные выступления;
дополняйте выступления своих товарищей;
высказывайте и обосновывайте свою точку зрения по рассматриваемым проблемам;
смело обращайтесь к преподавателю по неясным вопросам
Некоторые студенты, основательно подготовившись к семинару, стесняются и боятся публичных выступлений. Как победить эту болезнь? Очень просто. Переборите себя несколько раз и выступите. Пройдет не только страх, но и появится вкус и интерес к публичным выступлениям.
Учебный семинар выступает и средством объективной оценки того, как Вы усвоили пройденный материал. Некоторые студенты обижаются на преподавателя, полагая, что их активность на семинаре недооценили. Не нужно обижаться на строгость оценки Ваших знаний преподавателем. Если Вы не удовлетворены своей оценкой на семинаре, лучше еще раз посмотрите на себя и постарайтесь сами, поставив себя на место преподавателя, оценить самого себя. Думаю, что в большинстве случаев, Вы придете к выводу о том, что оценка была объективной. А вот Вам нужно учесть замечания преподавателя для более успешного участия в семинарских занятиях.
vuzobr.ru
Что такое семинар?
Привет читатель, вот чем мне нравилась учеба в университете, так это своим разносторонним подходом. Если вдуматься, то одни и те же знания вкладывались в голову и сознание студентов разными способами, например, одни лучше воспринимали лекции на парах, а другие получали массу полезной информации только на практических занятиях.
В целом, это правильный подход, ведь результат должен быть один – квалифицированный специалист с определенной базой знаний для дальнейшего поиска себя в этой жизни.
Вот я и задумалась, а сколько этих методов подачи информации?
Вспоминаются следующие: лекции, лабораторные и практические занятия, семинары, дискуссии, открытые уроки и конференции. Сразу возникает вопрос, что такое семинар, как он влияет на успеваемость и базу знаний студента? Попытаемся ответить развернуто.
Что такое семинар?
Начать стоит с предыстории, поскольку впервые понятие «семинар» появилось еще в Древнем Риме и Древней Греции, и также ассоциировалось с одним из способов получения знаний. Вот только древние семинары несколько отличались от современных, но в любом случае несли колоссальную пользу всем заинтересованным лицам.
В переводе с латыни «семинар» — это рассадник. Конечно, может значение этого термина имеет несколько иное восприятие, но не будем отступать от темы и проассоциируем его именно с «рассадником знаний».
Другого объяснения не надо, поскольку именно на семинарах древние мыслители обменивались полученными знаниями, дискутировали и приходили к компромиссу, выбирали единое направление мысли.
Соответственно, польза такой методики обучения очевидна: студент собирает информацию, откладывая ее в своем сознании, а потом совместно со своими оппонентами приходит к истине, которая также ложится «зерном» в его восприятии той или иной темы.
Задумка интересная, впрочем, и реализация тоже, не зря же семинары в учебных заведениях активно проводятся и в современной системе образования.
Советуем почитать: Что такое Болонская система?
Отдельно стоит уточнить, что сегодня семинары, как форма обучения, задействованы далеко не во всех направлениях науки, чаще всего этот способ получения новых знаний используется при подготовке инженерных и научно-педагогических кадров в вузах. Гуманитарию такой вид деятельности может быть и вовсе не знаком, что в принципе не их вина.
Для чего необходимы семинары в вузах?
Прежде чем говорить об особенностях проведения семинаров, важно уточнить, для чего необходимы эти коллективные занятия, каким образом помогают студенту «грызть гранит науки».
Ответ на первый вопрос очевиден: семинар – это уникальная возможность для заинтересованного студента получить углубленные познания в том или ином предмете, восполнить пробелы в памяти и подробно изучить те темы, которые не вошли в учебный план, но также актуальны для будущей специальности.
Я думаю, что после столь красочного описания некоторые студенты решат, что дополнительные знания им не к чему и отвергнут семинары, как способ обучения. Очень зря, ведь основным преимуществом таких занятий является демократическая форма построения.
Что это означает?
Они, как правило, выстаиваются в форме диспутов, которые предлагают разные взгляды на одну и ту же проблему, разный подход к достижению одной и той же цели, разные методики реализации единой задачи.
Вот как раз такую задачу ставит преподаватель, а студенты должны найти свое «зерно истины», причем не просто найти, а аргументированно доказать его целесообразность и приемлемость.
Еще одна задача, которую ставит перед студентами семинар — качественная и осознанная подготовка теоретической базы.
Конечно, часть знаний уже была получена на лекциях, но теперь есть возможность ее не только закрепить и отложить в своем сознании, но также отыскать новые факты, интересные данные, нужные и актуальные сведения по заданной тематике.
К тому же стоит акцентировать внимание на том, что семинар учит студентов работать со справочной литературой, находить главное, грамотно и корректно составлять план, выбирать схему действий и самые сильные аргументы в пользу темы, по его же мнению.
Такая самостоятельная работа очень важна, ведь одно дело получить знания от преподавателя, и совсем другое самостоятельно найти нужное, изучить, осознать и запомнить, а после лаконично и грамотно донести до аудитории.
И последнее: семинары развивают ораторское искусство и способствуют внутренней уверенности докладчика.
Первое занятие проходит, как правило, с дрожью в голосе и марашками по коже, но все последующие приносят полную уверенность в своем ответе и знаниях, а дискуссия и отстаивание собственной позиции – яркое тому подтверждение.
Такие дебаты и публичные выступления – еще один положительный момент, который в жизни еще не один раз пригодится.
Как проводятся семинары?
В школе семинары не проводятся, в колледже и училище – это крайне редкое явление, а вот в университетах и аспирантуре – это один из любимых преподавателями методов обучения.
Почему? Об этом я уже писала выше, теперь осталось только разобраться, как правильно организовать эти публичные занятия, чтобы они принесли студентам колоссальную пользу и задержались в памяти.
Советуем почитать: Как студенту развить память?
Творческий подход не всегда уместен, главное – четко следовать выбранной схеме, которая утверждалась не одним десятилетием. Итак, преподаватель выбирает группу студентов, которым предлагает на рассмотрение одну тему по своему предмету.
Задача учащихся – подготовить небольшой доклад, который будет описывать четкую позицию; но также важно приведение аргументов, чтобы все высказывания не оказались пустыми и голословными.
Если лень писать доклад, то это должен быть обязательно план семинара, по которому студент выступит с внятной и обоснованной речью.
Возникает вопрос, зачем нескольким студентам обсуждать одну и ту же тему? Справедливое замечание, вот только здесь есть один маленьких нюанс – каждый доклад должен отличаться от выступления своего оппонента и высказывать в корне противоположную или несколько иную мысль по той же заданной теме.
По-моему, это гениально: студент получает колоссальный багаж знаний, поскольку дома разбирается досконально в своей теме, а на семинаре узнает много чего нового от других докладчиков.
Так что все преподаватели рекомендуют студентам посещать эти полезные занятия, тем более, они позволяют улучшить успеваемость, зарекомендовать себя с лучшей стороны перед преподавателями, познать что-то новое, найти контакт со строгими педагогами и просто с пользой провести время.
Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю
К тому же такие организационные мероприятия оцениваются, и оценка может сыграть ведущую роль при выставлении итогов в зачетную книжку.
Как оценивается семинар?
За семинар студенты тоже получают оценки, правда, система оценивания несколько отличается. Ее даже можно смело назвать демократичной, поскольку учитывается сразу несколько критериев оценивания.
Это:
• качество работы и полнота раскрытия порученной темы;
• активность студента в дебатах и дискуссии;
• понимание предмета и заданной темы;
• выбранный способ подачи информации;
• креатив и нестандартное мышление только приветствуются.
Как правило, преподаватель на семинаре занимает выжидающую позицию, то есть внимательно наблюдает за своими подопечными, их ответами и поведением.
Пассивным участникам семинара будет сложно получить достойную оценку, а вот активисты, наоборот, заслуживают наивысшей похвалы за свои труды.
В этом вся прелесть выбранной методики обучения, поскольку студенты не спят на скучной лекции, а принимают непосредственное участие в поиске истин, компромиссов и умных мыслей по заданной тематике.
Такие моменты надолго откладываются в памяти, а пройденные темы запоминаются, как таблица умножения.
Какие бывают семинары?
Мы уже определились, что современные семинары стремительно прогрессировали сквозь века и на сегодняшний день несколько отличаются от древних дискуссий.
Чтобы утвердиться в этом мнении, остается только добавить, что данный вид обучения имеет свою условную классификацию, которая принята, как в научном, так и в деловом мире.
1. Бизнес-семинары. Одно уже название говорит само за себя. Это доклады, тема которых затрагивает финансовые, аналитические, технические и организационные аспекты успешного ведения бизнеса, предпринимательства.
2. Научные семинары хорошо известны в научных коллективах, а их основная задача – повышение образованности и квалификации. Ученые встречаются, делятся своими достижениями и впечатлениями, опять-таки спорят на тему, приводя свои веские аргументы, и приходят к общей истине.
3. Вебинары. Это относительно молодое понятие, которое получило свое распространение исключительно благодаря вездесущей силе всемирной паутины.
Онлайн-конференции позволяют проводить тематические беседы, пребывая на разных континентах.
Кстати, стоит отметить известную международную компанию Microsoft NetMeeting, которая одна из первых продемонстрировала культурному миру такие неограниченные возможности. Думаю, о пользе «виртуальных собраний» говорить не приходится – все очевидно.
Вывод: На этом тему семинаров, пожалуй, можно закачивать, однако все-таки хочется добавить следующее: не стоит в университете пропускать семинары и, тем более, отказываться от участия в подобных дискуссиях.
Это очень полезное и нужное мероприятие на любом курсе, ведь оно обязательно отложит в голове массу полезной информации, которая еще не раз пригодится в будущей специальности и карьере.
Может, когда-то придется блеснуть интеллектом!
Теперь ты знаешь о том, что такое семинар.
С уважением, команда сайта советстуденту.рф
Автор: Анна Кислякова
ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.
xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai
что это такое, какие бывают и как проводятся
Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.
Что такое семинар
Семинар — это форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.
Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей выбрать профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».
Виды семинаров: 7 разновидностей знаний
1. Вебинары
Новая форма проведения онлайн тренингов. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.
Плюсы: возможность пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.
Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.
Пройти тест на самооценку
2. Семинары по психологии
Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад». Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.
Психология семейных отношений – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории. Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний. Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк. И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.
Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.
Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.
3. Женские и мужские семинары
«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят. Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.
Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.
Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.
Пройти тест Фрейда
4. Авторские
Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике. Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены. Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.
Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую.
Минусы: такие семинары проводятся только в больших городах.
5. Бизнес-семинары
При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить») товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.
Плюсы: очевидны для продавца
Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня. Так что передаваемые знания – чисто теоретические.
6. Презентационные
На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.
Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.
Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работа самих тренеров.
7. Обучающие
Обучение чему угодно темы от «Наука рыбной ловли» до «Подготовки детей дошкольного возраста». Удивительные, вроде «Как правильно сделать селфи» или «Эзотерические способы привлечения денег». Желание человека овладеть новыми навыками вызывает уважение и желание поделиться накопленным опытом. Спортивное питание и здоровый образ жизни, способы выживания в экстремальных ситуациях и основы робототехники – как говорится «я на семинар пойду, пусть меня научат».
Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.
Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.
Как проводятся семинары
Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи». Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.
Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.
Для чего нужны семинары
Каждая встреча – это обмен энергией. Чем еще готовы поделиться присутствующие на мероприятии:
- Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
- Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
- Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.
Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.
Пройти тест на уверенность в себе
wikigrowth.ru
Семинар как одна из активных форм обучения студентов — Информио
В педагогике, как и любой другой области знания, случается, что традиционные общепринятые идеи теряют свою бесспорность, а то, что считается актуальным и новаторским, представляет собой забытое старое. Новое и старое — две стороны одной медали, два взаимосвязанных измерения мира образования.В настоящее время практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, вносить вклад в развитие и благополучие общества. Одними из важных целей образования становятся:
— развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
— готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
— толерантность, терпимость к чужому мнению, умению, умение вести диалог, искать и находить содержать компромиссы.
Одной из активных форм учебных занятий являются семинары, они используются при преподавании всех учебных дисциплин.Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии. Семинар позволяет активизировать познавательную и эмоциональную деятельность студентов, раскрывать их творческий потенциал.
Содержание термина семинар неоднозначно. В переводе с латинского языка — это рассадник знаний. Согласно современным словарям и энциклопедиям, семинар — это и «обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.» (Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.с.1081), и «групповые практические занятия под руководством преподавателя» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.. .М., 1999.С.710), и «групповое занятие … по какому-либо специальному предмету, теме» (Словарь русского языка. Т.4.С.75.).
Существует несколько вариантов схем проведения семинаров, но если их обобщить, то структура семинарского занятия выглядит следующим образом:
— вступительное слово преподавателя;
— последовательное заслушивание студентов, выступающих с докладами, сообщениями по заранее обозначенным вопросам;
— обсуждение выступлений, дополнения слушателей;
— определение ценности прослушанной информации для практического использования, выявление положительных и отрицательных моментов, разрешение проблем;
— подведение итогов и заключительное слово преподавателя.
План семинара должен быть известен обучаемым за 5 — 10 дней в зависимости от темы. Студентов знакомят с методикой проведения семинара, раскрывают значение каждого вопроса, рекомендуют составить тезисы ответов на вопросы семинарского занятия.
Этот вид занятия учит выступать с сообщениями, учит точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, укрепляет интерес студента к науке и научным исследованиям, учит связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью и приучает к самообразованию.
Семинарское занятие основано на самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, которые учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. У студентов формируются навыки, умения:
— анализировать литературные источники,
— кратко излагать их содержание,»
— обобщать учебный материал,
— делать краткие сообщения и доклады,
— выступать в ходе обсуждения,
— делать выписки, составлять план,
— пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, -доказательно рассуждать,
— выделять и формулировать проблемы,
— находить пути их решения.
Назначение семинара: углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекции или в процессе самостоятельной работы, анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.
На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематика знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление углубление знаний, умений и навыков, способов их получения и применения.
Одной из основных функций семинара является развивающая (развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).
Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке. С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действительным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.
Организационно-ориентационная функция проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор её обработки и т.д.
Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.
Формы семинаров.
Интенсивность работы зависит от форм проведения семинаров и форм контроля. Загвязинский В.И. наиболее плодотворными с этой точки зрения считает активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции» и т.п. Каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.
Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану,заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. В качестве тем для сообщений и докладов можно взять отдельные вопросы плана семинара или рекомендовать проблематику, углубляющую и конкретизирующую семинарскую тему.
Распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладовстудентов. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат. На втором этапе — планирования -разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы. На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. Успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.
Активной формой семинара является дискуссия. Дискуссия — это публичное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, проблемы. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по ходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы. Дискуссия может быть намечена и спровоцирована преподавателем, но может возникнуть спонтанно.
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем —диспут— это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинара-диспута является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы.
Семинар-исследование — это форма группового занятия, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации mamaс привнесением в этот процесс компонентов научного исследования. Семинар-исследование особенно полезен и эффективен при изучении современной истории, поскольку учащиеся сами являются очевидцами происходящего. Но такие занятия могут носить в значительной мере политический (экономический, социальный, экологический и т.п.) характер, ибо то, что происходит сегодня, еще не история. Потребуется какое-то время, чтобы текущие факты и события заняли подобающее им место в историческом процессе. Это обстоятельство преподаватель должен учитывать всегда. Семинары-исследования можно проводить и на других общественных дисциплинах, например, на «Основах философии» по теме «Сознание», «Познание», а также в разделе «История развития философской мысли». Семинары-исследования проводятся и по темам более ранних исторических периодов.
Семинар-исследование осуществляется в три этапа и часто выходит за рамки отведенного для урока времени. Здесь важны не только собственно семинар, но и его подготовка, и реализация теоретических и практических наработок.
Задача семинара — исследования — осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний, реализация воспитательной, практической и методологической функции при изучении темы семинара.
Кроме вышеназванных форм семинарских занятий можно использовать разнообразные виды работы, которые будут плодом творческой деятельности преподавателя.
Роль преподавателя при подготовке к семинарскому занятию.
Преподаватель на семинаре — и организатор, и консультант, и оратор, и критик, и воспитатель. Чтобы семинар прошел результативно, преподавателю необходимо перед собой поставить цель и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Если же он не определил глубинных целей — ни образовательных. Ни воспитательных, а следуя наполеоновскому принципу — главное ввязаться в бой, у него, как у педагога, а значит и у занятия, стрежневая линия отсутствует. Следовательно, от такого занятия успехов ждать не приходится. Преподаватель должен быть готов к ответу на любой вопрос. Уметь повернуть в правильное русло обсуждение вопроса. Чтобы семинар прошел на высоком уровне, с максимальным эффектом он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами.
Важным условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибиться, высказать своё мнение, спорные идеи. Необходимо приучить студентов задавать вопросы, не боясь обнаружить пробелы в знаниях. Главная особенность семинара — постоянное присутствие в нем элементов дискуссии, диалога преподавателя и студента.
Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности — умения работать с несколькими источниками, сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы.
Большую роль преподаватель играет в подготовке студентов, т.к. ему необходимо не только правильно сформулировать вопросы, но и подобрать литературу, с указанием страниц, на которых студент найдет нужную информацию. Это позволит студентам больше уделить времени изучению вопросов. «Факты священны, мнение — свободно», как выразился С.Скотт, вполне применимы к семинарским занятиям. Когда студент при подготовке, не говоря уже о самом занятии, выражает свое мнение по вопросу недопустимо навязывать ему свое мнение. Сразу нужно ориентировать студентов на то, что необходимо подобрать известные факты по этой теме, а затем продумать своё отношение по данной проблеме. Преподаватель должен сориентировать студентов не только на подготовку по устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО, что повысит эффективность семинарского занятия.
Преподаватель должен позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от успеваемости. Этому может способствовать индивидуализация обучения.
Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.
• Определить цель занятия и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели;
• Тщательно изучить содержательную часть семинара;
• подобрать литературу, с указаниям страниц, на которых студент найдет нужную информацию;
• Правильно сформулировать вопросы;
• За 10-14 дней до проведения семинара ознакомить студентов с вопросами и литературой;
• Сориентировать студентов не только на подготовку к устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО;
• Позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от его успеваемости;
• На занятие создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;
• Учить студентов делать собственные обобщения и выводы, выражать свое мнение по каждому вопросу;
• Продумать различные виды работы каждого студента — рецензирование, обсуждение выступления, отгадывание кроссворда и др.
• Заранее распределить время на обсуждение каждого вопроса и сообщить об этом студентам;
• В конце занятия систематизировать материал, провести его анализ;
• Оценить работу участников семинара;
• После проведения занятия сделать его самоанализ, отметить положительные и отрицательные черты.
Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем.
• Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;
• Подобрать по теме литературу;
• Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;
• По необходимости проконсультироваться у преподавателя;
• Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;
• По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.
• Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;
• Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;
• Избавиться от чувства скованности;
• Продумать своё мнение по каждому вопросу;
• Не читать, а говорить.
• Соблюдать средней темп речи;
• Не говорить громко, либо слишком тихо.
Список использованных источников:
1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.
2. А.Т.Степанищев. История России — преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.
3. В.М.Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.
4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.М., 1999.С.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. — 4-е изд., испр.
6. Словарь русского языка. Т.4
www.informio.ru
Роль семинарских и практических занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы Семинар – активная форма обучения в вузе
Семинар (в переводе с латинского «рассадник») является одной из форм занятий по какому-нибудь предмету, он — логическое продолжение работы, начатой на лекции.
Если лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе работы над лекцией.
Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем семинары являются также средством контроля за результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.
Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов. Семинары – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы.
Каждое семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.
В.П. Стрезикозин разделяет семинарские занятия по содержанию на три основные группы. В одном случае их целью является углубленное изучение отдельных, наиболее важных, вопросов той или иной темы, в другом – всей темы, если материал ее не представляет больших трудностей, в третьем – обобщение всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы.
Разделяют точку зрения В.П. Стрезикозина и Д.Г. Левитес, и О.Н. Манвелова, С.Г. Манвелов. Обобщая их теоретические исследования, составим таблицу 4.
Таблица 4
Типы и формы семинарских занятий
Группа семинаров | Цель семинара | Формы проведения семинара |
Повторительно-обобщаю-щий | — обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по изучаемой теме | — дискуссия; — развернутая беседа; — доклады; — рефераты; — деловая, ролевая игра. |
Семинар – изучение нового материала | — изучение нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися | — сообщения: коллективное чтение источников; — практикум; — консультации; — дидактическая игра. |
Семинар – сочетание обобщения с изучением нового материала | — изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания по предмету, с использованием межпредметных связей | — сообщения; — доклады; — рефераты; — интегрированный семинар; — консультация; — дидактическая игра. |
Нужно отметить, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
— самостоятельным изучением студентами программного материала;
— обсуждением результатов их последующей деятельности.
На них студенты учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Эффективность семинарских занятий определяется не только умелым выбором их тем, но и методами проведения. В практике обучения получили распространение семинары:
— развернутые беседы;
— доклады;
— рефераты;
— комментированное чтение;
— диспут;
— решение задач;
— и т. д.
Семинар проводится со всем составом группы студентов. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель, задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания с учетом индивидуальных возможностей студентов и их желаний, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты, формулирует темы докладов и рефератов.
Наряду с перечисленными семинарами, где материал распределяется между отдельными студентами, целесообразно проводить и такие, на которых специальные докладчики не выделяются. Право выступления с сообщениями в этом случае предоставляется по желанию или по вызову преподавателя. Возможно и иное построение семинаров: все студенты готовятся по единому плану и изучают общий для всех объем материала, но отдельные получают дополнительные индивидуальные задания, углубляющие содержание вопросов, предусмотренных программой семинаров. Подготовка студентов к групповым занятиям требует большой работы. Поэтому детальный план каждого семинарского занятия должен объявляться и разъясняться учащимся заблаговременно: примерно за две-три недели до его проведения.
Тема семинара и его план во многом определяют направленность занятия, форму его проведения, цели и задачи. Все зависит от того, насколько они ориентируют студентов на самостоятельность суждений, постановку вопросов, поиск ответов на них. Семинарское занятие не имеет никакого смысла, если выступления студентов сводятся к простому пересказу учебников без должного анализа и обобщения изучаемого материала.
Доклады и сообщения на семинарских занятиях должны вызывать вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на семинаре направляется преподавателем, чтобы внимание студентов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть на семинаре возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия.
Задачи преподавателя при подготовке и проведении семинара: составить и разъяснить студентам его план, направить их самостоятельную работу по подготовке к семинару (проведение консультаций, проверка подготавливаемых докладов и сообщений), руководить ходом обсуждения поставленных вопросов, выступать с заключением. Цель его – еще раз подчеркнуть условные вопросы темы, дать исчерпывающие ответы на возникшие у студентов вопросы, а если они были разрешены в ходе обсуждения, подтвердить найденное решение. При таком построении каждого семинарского занятия оно будет отличаться законченностью содержания.
studfiles.net