Стадии конфликта обществознание – Основные стадии развития конфликта: какие примеры можно привести?

Содержание

Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.

Социальная психология выделяет 4 основных стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, стадия разрешения противоречий и послеконфликтная стадия.

Предконфликтная стадия конфликта

На этом этапе возникает некая ситуация, при которой растет напряженность в отношениях между потенциальными участниками конфликта. Она обусловлена уже существующими противоречиями.

Например, начальник попросил сотрудника выполнить сверхурочную работу, которая не входит в прямые обязанности сотрудника. Сотрудник недоволен тем, что ему придется потратить свой выходной на выполнение этой задачи, потому что в прошлый раз такая сверхурочная работа не была дополнительно оплачена. Далее он может ограничиться своими недовольствами, но выполнить работу и тогда конфликт не наступит, или он может открыто заявить свой отказ, который скорее всего приведет к нарастанию конфликта.

Непосредственно конфликт

На этом этапе участники конфликта начинают противостоять друг другу. Возникает инцидент, то есть самая первая стычка конфликтующих сторон. В нашем примере таким инцидентом можно считать первый открытый отказ сотрудника выполнять сверхурочную работу. Начальник в свою очередь угрожает лишить сотрудника премии за отказ подчиниться. Возникает противостояние сторон.

Противостояние может войти в стадию эскалации, то есть продолжить нарастать, или остаться на прежнем уровне. Например, в случае эскалации сотрудник ответит начальнику, что обратится в профсоюз. Если же конфликт остается на прежнем уровне, то сотрудник просто уйдет, хлопнув дверью.

Если эскалация продолжается, то в конечном итоге она приводит к такому противоборству, когда сама причина конфликта уже не важна для участников. Важно только причинить максимальный ущерб сопернику.

Стадия разрешения противоречий

Эта стадия самая сложная для всех участников конфликта. Им предстоит переоценить свои взаимоотношения и найти пути разрешения проблемы.

Конфликтующие пытаются просчитать какова цена конфликта и цена выхода из него и что для них предпочтительнее:

  1. Каковы будут затраты энергии, сил, времени, денег. Если конфликт продолжится?
  2. Какой ущерб будет нанесен обеим сторонам?
  3. Какие потери они понесут?

Например, начальник объективно понимает, что сотрудник важен для компании и его увольнение принесет больше вреда, чем пользы. В это же время сотрудник понимает, что дальнейшее противостояние приведет к невозможности карьерного роста. Участники конфликта решают договориться. Сотрудник соглашается выполнить сверхурочную работу, а начальник соглашается оплатить ее дополнительно.

Послеконфликтная стадия

После завершения конфликта у каждого из участников остается некий след в эмоциональном состоянии оппонентов: обида и разочарование или гордость за свои действия. Взаимоотношения между конфликтующими меняются и уже не будут такими же, как были до начала конфликта.

vashurok.ru

3.7 Социальный конфликт

Видеоурок:  

Лекция:  

Социальный конфликт

Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.  

Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп. 

 

По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

 

Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и 


Предметом социального конфликта является какой — либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия. Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой — либо незначительный
повод
, возникающий случайно или созданный специально.

Последствия социального конфликта

Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если 

  • информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
  • стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
  • усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.  

Негативными сторонами конфликта являются

  • создание стрессовых ситуаций;

  • дестабилизация социальной жизни;

  • отвлечение от решения своих должностных задач.


Виды социального конфликта
Виды социальных конфликтов
По продолжительности
кратковременный, долговременный и затяжной
По частоте
разовый и повторяющийся
По уровню организации
индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный
По типу отношений
внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный
По содержанию
экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др.
По факторам
рациональный и эмоциональный
По степени открытости
скрытый и явный
По формевнутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми)

Этапы социального конфликта  

В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:


  • Начинается конфликт с предконфликтной ситуации, состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение. 

  • Далее следует этап собственно конфликта. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение. 

  • Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.  

  • Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.  


Способы урегулирования социальных конфликтов

Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:

  • Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).

  • Компромисс — решение пробле­мы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.

  • Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.

  • Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.

  • Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные конфликты и пути их разрешения»

Интеллект-карта по обществознанию №41

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият

YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

cknow.ru

Стадии и виды социального конфликта.

Динамика социального конфликта рассматривается процессуально или структурно: в первом случае изучается течение конфликта, смена его фаз, формы конфликтного поведения; во втором — условия протекания конфликта.

Чаще всего динамику социального конфликта характеризуют четырьмя стадиями:

1) предконфликтной;

2) конфликтной;

3) стадией разрешения конфликта;

4) послеконфликтной стадией.

Каждая из стадий подразделяется на несколько фаз. Первая стадия

состоит из двух фаз: латентной (скрытой) фазой — формирования конфликтной ситуации и открытой фазы, когда имеют место различные формы конфликтного поведения.

Вторая стадия — конфликтное поведение — основная стадия. Выражается в конкретных действиях, направленных против конфликтующей стороны. 1-я фаза характеризуется осознанием собственных целей и интересов, формированием психологической установки на борьбу. На этой фазе конфликт разгорается, формируется откровенная враждебность сторон, “образ врага”. Действия участников обостряют эмоциональный фон конфликта, который в свою очередь провоцирует конфликтное поведение. При этом окружающая социальная среда определяет условия протекания конфликта (обостряет, сдерживает или является нейтральной). 2-я фаза — перелом в развитии конфликта или “переоценка ценностей”. Происходит совмещение идеальной картины конфликта (представление об оппоненте) с реальной. Это совмещение может стать источником различных моделей поведения (выбор поведения): 1) доведение конфликта до наивысшей степени напряженности, 2) достижение компромисса, но сохранение конфликтной ситуации, 3) полное разрешение конфликта.

Третья стадия конфликта связана с 3-й моделью (разрешение), на которой выявляется цель, значимая для каждой группы.

Четвертая, заключительная (послеконфликтная) стадия означает окончательное урегулирование противоречий интересов сторон.

Современная конфликтология выделяет несколько видов социальных конфликтов: политический, экономический, культурный, национально-этнический.

social-sciences.ru

Урок по обществознанию на тему «Конфликты, причины их возникновения»

7 класс

Тема: «Конфликты, причины их возникновения».

Цель урока – сформировать у учащихся представление о сущности межличностных конфликтов, причинах их возникновения, об этапах развития и способах поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «инцидент», «сотрудничество», «компромисс», «избегание», выяснить основные стадии конфликта и пути его решения и предотвращения, повысить знания учащихся о формах цивилизационного поведения в межличностных отношениях, помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками;

развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы и анализировать;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения и поведения в группе, чувство коллективизма, неконфликтную личность, приятного и грамотного собеседника.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения: урок – путешествие.

Методы:

— для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; контроль;

— для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией,; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; репродуктивный; самоконтроль.

Оборудование:

— для учителя: мультимедийная доска и проектор, компьютер, учебник по обществознанию, журнал, указка;

— для учащихся: учебник, тетрадь, дневник.

Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Иванова Л. Ф.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

а) приветствие.

— Здравствуйте, садитесь!

б) сообщение целей и задач урока.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучать темы раздела «Человек среди людей» и сегодня изучим последний параграф под название «Почему нужно быть терпимым».

Постановка проблемного вопроса. Беседа с учащимися. Проектный метод: презентация. Слайд 1,2

— ? – Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Учитель: Правильно! Сегодня мы поговорим о конфликтах. Выясним, что такое конфликт, рассмотрим основные стадии развития конфликта и совместно с вами найдем пути его решения, а, самое главное, узнаем методы избегания конфликта.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: — Урок сегодня пройдет необычно. Мы с вами совершим путешествие на большом корабле по всем гаваням конфликта, и в конце путешествия вы должны будете ответить на вопрос «Так почему же нам нужно быть терпимы?»

2. Изучение нового материала.

Учащиеся: записывают тему урока.

Слайд 4

Учитель: И первая наша остановка на нашем корабле называется «Конфликт».

-?- Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь?

Учитель: — Правильно, мы должны с вами выяснить, что такое конфликт, его понятие.

— ? – Как вы считаете, что такое конфликт?

Учитель: Правильно, конфликт – столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнеров по общению.

Учитель: — Кто может выступать в роли партнеров?

Учитель: — Правильно! Люди, государства или страны, организации и т. д.

Запишите определение в тетради, обращая внимание на правописание.

Учащиеся: записывают определение в тетради.

Учитель: Но в нашем случае мы должны с вами выяснить, какой конфликт называется межличностным конфликтом. Опираясь на определение конфликт, дайте определение термину межличностный конфликт.

Учитель: Правильно, межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых всегда отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников событий.

Учитель: — Запишите определение в тетрадь

Учитель: Приведите примеры конфликтов.

Слайд 5

Учитель: Да, конфликты разгораются по самым разным причинам. И наш корабль продолжает плыть и останавливается на берегу под название «Причины конфликта».

-?- Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь?

Учащиеся:

Учитель: — Правильно, мы должны с вами выяснить причины межличностных конфликтов.

— Запишите в тетрадь – «Причины возникновения конфликта»

— Как вы думаете, почему возникают конфликты? Каковы их причины возникновения?

Учащиеся:

Объяснение учителя. Беседа с учащимися.

Учитель: — Причины возникновения конфликтов бывают разными. Давайте рассмотрим их. Одной из самой распространенной причиной может быть противоположные желания и интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине – это твое желание, а твой старший брат на всю громкость слушает любимые мелодии – это его желание и интерес. На основе столкновения желаний возникает конфликт.

— Итак, давайте запишем одну из причин возникновения межличностного конфликта – противоположные желания и интересы.

Учащиеся: записывают.

Учитель: Продолжаем! Второй причиной возникновения конфликтной ситуации могут быть смысловые барьеры в общении. Например, одно и то же слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей. Когда в театре летчик или танкист слышит слова: «Подать экипаж!», то это может в первую минуту вызвать непонимание, поскольку для них экипаж – это не только карета, но и группа людей, управляющих машиной.

— Запишите, следующую причину – смысловой барьер.

Учащиеся: записываю в тетради.

Учитель: — Мешает правильному пониманию сказанного и стилистический барьер. Что такое стилистика?

Учащиеся:

Учитель: Стилистика – это раздел русского языка, изучающая построение речи человека.

Стилистический барьер возникает, когда стиль речи не соответствует ситуации. Это может выглядеть нелепо и смешно, а может приводить к обиде. Вспомним Рассеянного с улицы Бассейной.

Во что бы то ни стало мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала вокзай остановить…

— Запишите, следующий барьер или причину – стилистический.

Учащиеся: записывают в тетради.

Учитель: Другой барьер – эмоциональный.

— ? — Как вы думаете, в чем его особенность?

Учитель: — Правильно! Эмоциональный барьер заключается в разнице чувств и вызванных им состояний, что ведет к непониманию. Например, подруги играли на улицы в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что она упала лицом вниз в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Итак, запишите следующий барьер – эмоциональный.

Учащиеся: записывают в тетради.

Учитель: — Теперь рассмотрим следующую причину возникновения межличностного конфликта.

— ? – Как вы думаете, какая она будет?

Учащиеся:

Учитель: — Различия в положении в обществе: богатый, бедный и т. д. Такой барьер называется социальным. Запишите в тетради.

Учащиеся: записывают в тетради.

Учитель: Последним барьером в возникновении конфликтов является моральный барьер. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения. Например, в школе, администрация требует форму установленного образца, а учащиеся ходят так, как считают нужным в их моральном понимании. Итак, запишите последний барьер – моральный.

Учащиеся: записывают в тетради.

Учитель: Итак, сколько у нас причин возникновения конфликтов? Перечислите их.

Учитель: Правильно, психологи выделяют 6 основных причин возникновения конфликтов, каждая их которых имеет свои особенности.

Слайд 6

— Мы продолжаем наше путешествие на большом корабле, и наша остановка будет осуществлена на берегу под названием «Стадии развития конфликта».

-?- Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь?

Учитель: — Правильно, сейчас мы с вами поговорим об основных частях развития конфликтной ситуации, приводя обязательно пример.

Любой конфликт, чаще всего состоит из нескольких основных стадий или этапов.

Объяснение учителя. Беседа с учащимися

Учитель: Чаще всего, конфликтная ситуация состоит из 5 основных этапов. Первый этап называется «Возникновение конфликтной ситуации», то есть самого конфликта. Приведите пример.

Учащиеся:

Учитель: — Правильно! На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься показать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

— Запишите в тетрадь «Стадии конфликта» и первую ступень – «Возникновение конфликтной ситуации».

Учитель: — Продолжаем. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, то есть люди поняли саму причину конфликта, то наступает вторая стадия конфликта – это осознание конфликта.

— Запишите в тетрадь.

Учитель: Итак, участники конфликта поняли свои противоречия, в нашей ситуации два приятели осознали свои мнения и противоречия , то наступает третья стадия межличностного конфликта – это проявление конфликтного поведения.

— ?- Как вы понимаете сущность данной ступени?

Учитель: — Правильно! Это поведение противоборствующих сторон в конфликтной ситуации.

— Давайте, запишем в тетрадь третью ступень.

Учитель: Специалисты выделяют 4 основных варианта поведения! Рассмотрим их.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику с. 48

— А для этого откройте учебник на с. 48 и найдите в тексе варианты поведения участников конфликта.

Учащиеся: работают по учебнику.

Учитель: итак, кто нашел первый вариант.

Учитель: — Правильно! Молодцы! Это сотрудничество. Что оно из себя представляет.

Учащиеся:

Объяснение учителя. Беседа с учащимися

Учитель: — Сотрудничество вариант поведения при конфликтной ситуации, направленный на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. В нашем случае в конфликте двух приятелей им нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно сделать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он и может привести при своем развитии. Такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

— ?- Какой следующий вариант поведения? Что вы можете сказать о нем?

Учащиеся:

Учитель: — Правильно! Это компромисс – схож с сотрудничеством, но разница в том, что он требует для урегулирования разногласий уступки с обеих сторон. Запишите в тетрадях – компромисс.

Учитель: — Какой следующий вариант поведения? Что вы можете сказать о нем?

Учитель: Правильно, если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении. То есть одна из сторон как бы приспосабливается к интересам другой во избежание увеличения конфликта.

— Запишите в тетради.

Учитель: — перейдем к последнему варианту.

Это избегание, которое заключается в стремлении выйти из конфликта, не решая его, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, конфликт может снова разразиться еще с большей силой.

— Запишите в тетрадь. Избегание.

Учитель: — Так сколько способов поведения в конфликтной ситуации вы узнали?

Учитель: Правильно! Это сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

-?- К какому варианту конфликтного поведения вы больше склоняетесь? Свою позицию обоснуйте.

Учащиеся:

Учитель: — Вообще вы должны избегать конфликтов и быть людьми воспитанными, но если и попали в конфликтную ситуацию, я бы порекомендовала выбрать два способа поведения – это сотрудничество и компромисс, которые помогут быстро решить возникшую ситуацию и показать вас как человека благородного, умного и воспитанного.

— А мы продолжаем наше путешествие и плывем дальше, делаю остановку на 4 этапе конфликтной ситуации – это углубление конфликта.

— ? – Как вы считаете, почему возникает данная стадия конфликта?

Учащиеся;

Учитель: — Правильно! Участники конфликта не смогли договорится и прийти к компромиссу или сотрудничеству, тогда возникает следующая стадия – углубление конфликта.

— Запишите в тетрадь.

Для того, чтобы наступила третья стадия необходим инцидент.

-?- Что называют инцидентом?

Учащиеся:

Учитель: — Инцидент означает случай, происшествие, недоразумение. Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны, так или иначе, проявляют свою позицию в поступке. Причем обычно конфликты имеют свойство разрастаться, вовлекать все новых участников. В своём развитии конфликт может затихать на время, то разрастаться с новой силой. Причем, бывают конфликты переходят рамки приличия, партнёры опускаются до оскорблений и грубости. В результате итог конфликта может быть печален. Мы должны стараться решать конфликтные ситуации, если возникли, только мирным путем, без оскорблений и применения силы.

— Как раз в этот период возникает последняя стадия развития конфликта – это его решение.

Запишите в тетрадь – разрешение конфликта.

Учащиеся: записывают в тетрадь.

Учитель: — Как можно разрешить конфликт? Какие способы вы знаете и могли бы предложить?

Учащиеся:

Рассказ учителя. Слайд 7

Учитель: Правильно! Молодцы! Даже самый затяжной конфликт рано или поздно может закончиться. Разрешение конфликта может быть полным или частичным. Специалисты выделяют 4 способа разрешения конфликта:

  1. Подчинение – одна из сторон частично или полностью принимает правила одной из сторон.

  2. Компромисс – обоюдные поступки смягчают причины конфликта.

  3. Прерывание конфликтных действий может возникнуть по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, либо из-за разделения конфликтующих – одна сторона уезжает в другой город или страну.

  4. Интеграция – объединение каких-то элементов в единое целое. Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали важные выводы для изменения позиции – то есть объединили свои мысли и пришли к единому мнению. Такой метод является одним из наилучших.

Запишите в тетради «Способы разрешения конфликтов» и перепишите 4 способа.

Учащиеся: записывают в тетради.

Учитель: Так какие способы разрешения конфликта вы узнали.

Учащиеся:

Учитель: — Правильно! К какому способу вы склоняетесь и должны склоняться?

Учащиеся:

Учитель: — Правильно. Одним из способов разрешения конфликта является интеграция – подумать над всем, соединить в единое целое и разрешить конфликт. Но чаще всего прийти к общему знаменателю в конфликтной ситуации мешает обида.

Слайд 8

— ? – Как вы понимаете строки стихотворения В. Берестова

«Гляжу с высоты

На обиду.

Теряю обиду

Из виду.»

Учащиеся:

Учитель: — Да, обида чаще всего не дает простить человеку в конфликтной ситуации, не дает прийти к компромиссу. Иногда мы даже так говорим, что обида настолько засела в душе, что не можем простить человеку, забыть. Горечь обиды жжет, мешает жить спокойно, переживается очень тяжело. В. Берестов вам правильно хочет сказать своими строками, что обиду необходимо отпустить, забыть и тогда конфликт разрешится. Нам всем необходимо научиться прощать. На этом путешествие по морю «Конфликт» подошло к концу.

3. Закрепление изученного материала.

Фронтальная беседа.

Учитель: — Давайте, вспомним, с какой темой мы сегодня познакомились?

Учитель: — Что такое конфликт?

Учитель: — Что такое межличностный конфликт?

Учитель: Перечислите основные причины возникновения конфликта.

Учитель: — Перечислите основные стадия конфликта.

Учитель: — С какими способами решения конфликта вы познакомились?

4. Итог урока.

Учитель: — В начале урока я вам сказала, что прослушав материал, вы должны ответить на вопрос нашей темы «Почему мы должны быть терпимыми». Как вы считаете, почему?

Учитель: — Правильно, если мы будем чуточку терпимыми в своих словах, поступках, действиях, думать, прежде чем что-то сказать, сделать, конфликтов не будет никогда или мы просто сможем их избежать.

Слайд 9

— Домашнее задание повторить § 1-4

infourok.ru

Социальный конфликт — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Социа́льный конфли́кт — высшая стадия разви­тия противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, столкновением различных интересов.

Масштабы конфликтов могут быть разными: бытовая ссора двух людей, массовая забастовка рабочих, мятеж, революция, военное столкновение нескольких государств и т. п. Социальный протест может иметь активный или пассивный характер, быть открытым или скрытым.Социальные конфликты в жизни общества неизбежны, поскольку социальное развитие осуществляется в условиях противоборства различных интересов, установок, стремлений. Однако в развитом обществе существуют механизмы предотвращения и мирного урегулирования конфликтов в рамках нормированных отношений.
Индивиды и социальные группы, участвующие в конфликте, называются субъектами конфликта. Вопрос, требующий разрешения, или благо, из-за которого происходит столкновение, называется предметом конфликта.

Причина конфликта — объективные социальные обстоятельства, предопределяющие его возникновение. Поводом для конфликта служит конкретное происшествие или социальное действие, которое провоцирует переход к открытому противостоянию.

Отличие конфликта от мирного противостояния, конкуренции и соперничества за обладание определенными благами заключается в остроте столкновения, которое может принимать форму открытой агрессии и насильственных действий.
В основе любого социального конфликта лежит острое противоречие.
Противоречие — это принципиальная несовместимость важных интересов и устремлений (политических, экономических, этнических, культурных) индивидов и социальных групп. Неудовлетворенность текущей ситуацией и готовность ее изменить выражается в росте социального напряжения. Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон начинает открыто осуществлять свои устремления в ущерб другой, что вызывает ответную агрессивную реакцию.
Противоречие не всегда переходит в стадию открытого столкновения, оно может быть разрешено мирным путем либо сохраняться в обществе в качестве неявного противостояния идей, интересов, тенденций.

На основе различных критериев выделяют виды конфликтов:

— по длительности: краткосрочные и затяжные конфликты;
— по охвату участников: глобальные, межнациональные, национальные, локальные конфликты;
— по сферам общественной жизни: экономические, политические, трудовые, социокультурные, национально-этнические, семейно-бытовые, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые конфликты;
— по сфере противоречий: межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты, а также конфликты группы с внешней средой;
— по характеру развития: преднамеренные, спонтанные;
— по используемым средствам: насильственные (военные, вооруженные) и ненасильственные конфликты;
— по социальным последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные конфликты.

Социальный конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  • предконфликтная ситуация — осознание сторонами существующего противоречия и возрастающего социального напряжения;
  • непосредственно конфликт — открытые действия, направленные на реализацию устремлений и удовлетворение потребностей, которые стали причиной противоборства;
  • разрешение конфликта — завершение противостояния, устранение причин конфликта или примирение сторон на основе компромисса;
  • послеконфликтная стадия — окончательное устранение противоречий, переход к мирному взаимодействию.
Обычно социальному конфликту предшествует предконфликтная стадия, в течение которой накапливаются и постепенно обостряются противоречия между субъектами.
Перед началом конфликта стороны осознают существование напряжения из-за неудовлетворенности каких-то важных потребностей, ищут пути разрешения возникшего противоречия, выбирают способы воздействия на противника.
Чаще всего социальный конфликт возникает из-за различий в уровне материального благосостояния, доступа к власти, культурным благам, образованию, информации, а также из-за различий в религиозных, мировоззренческих, нравственных установках и стандартах поведения.
Острота предконфликтной ситуации и пути выхода из нее определяются не только значимостью противоречия, но и социально-психологическими чертами участников конфликта: особенностями темперамента, интеллекта, уровнем общей культуры, коммуникативными навыками.
Поводом для начала конфликта служит инцидент — событие или социальное действие, направленное на изменение поведения противоборствующей стороны и влекущее за собой переход к открытому противостоянию (словесные прения, экономические санкции, изменения в законодательстве и т. п.).

Следующий этап развития конфликта — его эскалация, т. е. разрастание, увеличение масштабов, числа участников, огласка.
Непосредственно конфликтная стадия социального противостояния характеризуется совокупностью определенных действий, которое предпринимают участники с целью реализации своих интересов и подавления противника.
Все участники масштабного конфликта играют в нем определенную роль, хотя не все из них обязательно находятся в состоянии противоборства друг с другом.
Свидетели конфликта наблюдают за событиями со стороны, не принимая в них активного участия.
Посредники — люди, которые пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, ищут пути примирения противоречивых интересов, участвуют в организации переговоров.Подстрекатели — люди, которые провоцируют начало и дальнейшее развитие конфликта.
Пособники могут не принимать прямого участия в открытом столкновении противоборствующих субъектов, но своими действиями способствуют его развитию, поддерживая одну из сторон.

Разрешение конфликта — это переход от противоборства сторон к взаимовыгодному сотрудничеству по устранению противоречия.
Успешное разрешение социального конфликта возможно лишь при соблюдении нескольких важных условий.

  1. Необходимо ясное понимание истинных причин конфликта: объективных противоречий в отношениях субъектов, их интересов, целей, мотиваций.
  2. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в прекращении конфликта и разрешении вопроса, который его вызвал.
  3. Конфликтующие субъекты должны проявлять взаимное уважение друг к другу, стремиться к снятию напряжения в отношениях, демонстрировать готовность к сотрудничеству и поиску мирного выхода из сложившейся ситуации.
  4. Переговоры или иные формы совместного урегулирования конфликтной ситуации должны быть направлены на получение конкретного результата (выработка содержательных рекомендаций и эффективных механизмов взаимодействия, определение объема и характера взаимных уступок, гарантия соблюдения сторонами достигнутых договоренностей).

Существуют разные способы урегулирования социальных конфликтов, однако не все из них ведут к разрешению противоречия, которое послужило причиной противоборства. Так, например, уклонение от конфликта, замалчивание проблемы, ликвидация отдельных внешних проявлений глубинного противоречия не являются решением конфликта, а лишь смягчают его форму или задерживают начало открытого столкновения.

Компромисс — решение пробле­мы путем взаимных уступок, результат которых будет удовлетворительным для всех противоборствующих сторон.

Переговоры — поиск совместного решения проблемы в ходе мирного обмена предложениями, мнениями, аргументами.

Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделенному специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы.

megabook.ru

природа, причины возникновения, стадия развития.

социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам).

Причинами их могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

СтАДИИ РАЗВИТИЯ конфликта

  1. Предконфликтная стадия

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

  1. Непосредственно конфликт

Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

  1. Разрешение конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта.

57. Виды социального конфликта и методы разрешения

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт.Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой.Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональныеиэмоциональные. Крациональнымотносятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины — это характерные черты рационального конфликта.

Политические конфликты— столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликтпредставляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которая характеризуется усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Напр, в сфере трудовой деятельности, следствие- забастовки, пикеты, выступления больших групп работников.

Экономические конфликтыпредставляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления.

Способы разрешения конфликтов

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Выделяют пять основных стратегий:соперничество; компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление.

  1. Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения.

  2. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

  3. Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденная или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

  4. Уход от решения проблемы или избегание является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях

  5. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы.

studfile.net

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения. |

1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.

План.
  • Сущность понятия «межличностные конфликты».
  • Причины конфликтов.
  • Виды конфликтов.
  • Фазы конфликта.
  • Поведение участников конфликта.
  • Пути выхода из конфликта.
  • Профилактика конфликтных ситуаций.

 

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.

Причины конфликтов.
  • Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.
  • Взаимозависимость – связаны с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.
  • Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.
  • Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.
  • Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.
  • Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.
  • Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.
Виды конфликтов по динамике:
  • острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;
  • затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;
  • неинтенсивные (вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.
Виды конфликтов по характеру проявления.
  • Открытый конфликт, осознаваемый. Человек, вступая в конфликт с кем-либо из своего окружения, полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Открытый конфликт характеризуется бурными выяснениями отношений. Проявляемые чувства не маскируются, а направляются прямо на оппонента, слова высказываются в лицо. Даже если человек обладает излишне мягким и уступчивым нравом, он, так или иначе, проявляет свою позицию.
  • Скрытый конфликт – может не проявляться долгое время, до тех пор, пока один из оппонентов не решит перейти к активным действиям. Конфликт затягивается сам по себе и может продолжаться сравнительно долгое время.
 Виды конфликтов по итогам их разрешения:
  • конструктивные — стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений;
  • деконструктивные — одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям.
 Фазы конфликта.
  • Скрытая, неявная стадия межличностного конфликта. Является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих и т.п.
  • Стадия напряженности. Конфликт прорывается наружу. Здесь происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить конфронтацию или увеличить ее.
  • Стадия противостояния. Усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих. Совершаются активные конфликтные действия.
  • Стадия завершения. Происходит либо полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться. Либо частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность снижается. Либо происходит полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне.
 Варианты поведения в период конфликта:
  1. Уход от ситуации (избегание конфликта). Распад друже­ских связей между людьми.
  2. Отношения «перего­воров», компромисс. Каждая сторона мо­жет получить если не всё, к чему стремит­ся, то хотя бы ка­кую-то часть, кото­рая может её удовлетворить.
  3. Отношения «борь­бы», или собствен­но конфликтные (соперничество). Каждая сторона стремится непре­менно получить максимум желае­мого без каких- либо уступок.
 Профилактика конфликтов.
  • встречи участников, выявление причин противоречий, определение путей их преодоления;
  • постановка общих целей, которые понимаются и принимаются всеми, формирование сотрудничества;
  • согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта. Это может быть один человек или группа людей, которым одинаково доверяет как одна, так и другая сторона противоборства.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о