Стресс в подростковом возрасте: Как стресс влияет на здоровье подростков: виды стресса и их последствия
Как стресс влияет на здоровье подростков: виды стресса и их последствия
В этом возрасте организм особенно уязвим для стресса, который может перерасти в тревожное расстройство или депрессию
Подростки в силу физиологии и социальных обстоятельств их жизни постоянно испытывают повышенные эмоциональные нагрузки, но при этом вполне могут научиться справляться со стрессовыми ситуациями и собственной тревожностью. Но для начала надо разобраться, что такое стресс, как он влияет на работу мозга и на организм в целом, какие виды стресса бывают и почему подросткам так важно сохранять способность управлять собой.
Стрессу подвержены все живые организмы, и человек в том числе. Эта физиологическая реакция необходима для адаптации к изменившимся условиям существования. Так или иначе стресс присутствует в жизни человека постоянно: громкий звук, резкий запах, неожиданное важное событие всегда вызывают ответ организма на происходящее.
Зная, как разные виды стресса действуют, в частности, на организм подростков, специалисты предлагают способы снижения вреда от стресса, что особенно существенно сейчас, когда наложились друг на друга период экзаменов, страхи и ограничения, связанные с пандемией, и общая неопределенность будущего.
Виды стресса
Изучением воздействия стресса на взрослых и детей заняты ученые во многих странах мира. Исследователи из Центра развития ребенка при Гарвардском университете считают, что применительно к детям можно говорить о трех видах стресса.
1. Позитивный стресс
Такой стресс оказывает положительное влияние на организм и побуждает подростка к достижению более высоких результатов. Он является мотиватором роста, заставляет рисковать и добиваться поставленных целей.
«Представьте себе детей, которые нервничают и испытывают легкий стресс, готовясь играть школьный спектакль, зато потом ощущают удовлетворение и гордость, — объясняют в книге «Самостоятельные дети» клинический нейропсихолог Уильям Стиксруд и лектор, тренер, основатель службы репетиторства для подростков Нед Джонсон. — Можно назвать это трепетом, радостным волнением или предвкушением. Если трепет не слишком сильный, он только поможет ребенку хорошо исполнить свою роль».
2. Терпимый стресс
Это средний по силе стресс, который еще называют управляемым. Терпимый он в том смысле, что человек способен его вынести. Если такой стресс длится недолго, он может повысить сопротивляемость организма, особенно если у подростка есть время на восстановление сил после пережитого. Например, ребенок наблюдает, как его родители в процессе развода часто ссорятся и кричат друг на друга. Но при этом они поддерживают контакт с ребенком, разговаривают с ним, объясняют ему происходящее. Если ссоры случаются не каждый день, то у ребенка есть время, чтобы отдохнуть от переживаний и понять ситуацию, и такой стресс будет для него терпимым.
3. Токсичный стресс
Этот вид стресса возникает в ситуации очень сильных переживаний (например, если человек становится свидетелем драматических событий) или когда неприятная ситуация повторяется изо дня в день. Если человек часто и подолгу испытывает негативные эмоции, это означает, что стресс приобрел хронический характер.
Если в этот момент у подростка нет рядом взрослых, способных оказать поддержку, тяжелое положение усугубляется. «Ребенок понимает, что он слабо контролирует происходящее, — рассказывают Уильям Стиксруд и Нед Джонсон. — Ему кажется, что нет ни единого шанса отсрочить неприятности, получить помощь со стороны или дождаться конца. Токсичный стресс не готовит детей к реальному миру. Он подрывает их способность быть успешными».
Именно хронический стресс наносит наибольший вред психическому и физическому здоровью, приводит к проблемам со сном, перееданию, прокрастинации и нежеланию заботиться о себе. Снижается уровень гормонов дофамина, а также норадреналина и серотонина, и в результате токсичный стресс может перерасти в депрессию.
Последствия стресса
Тревога, как и стресс, бывает полезной и здоровой, заставляющей человека делать то, что ему необходимо для жизни и развития. Но если тревоги становится слишком много, возникают проблемы. И работа с тревожным расстройством состоит не в том, чтобы полностью избавиться от тревоги, а в том, чтобы научиться ее снижать и контролировать.
Тревожное расстройство — это не только иррациональные страхи и фобии, но и неприятные физические симптомы:
- сбои в работе сердца / учащенное сердцебиение;
- чрезмерная потливость;
- тремор конечностей, приступы слабости;
- сбои дыхания, гипервентиляция, ощущение нехватки воздуха;
- трудности при глотании;
- головокружение;
- приступы жара или холода;
- частое мочеиспускание или диарея;
- напряжение и боль в мышцах;
- головная боль;
- усталость;
- бессонница или проблемы со сном;
- переедание или недоедание.
«Сильные тревожные состояния, которые длятся как минимум 6 месяцев, считаются проблемой, которая требует тщательного исследования и лечения», — сообщают клинический психолог Томас МакДонах и писатель Джон Хэтчер в книге «Спокойно, ты справишься!».
Если у подростка есть такие симптомы, особенно если их несколько, стоит обратиться к специалисту. Он расскажет об инструментах, с помощью которых можно бороться с тревогой и паникой.
Почему важно научиться справляться со стрессом именно в подростковом возрасте
Токсичный стресс вреден в любом возрасте, но есть фазы развития мозга, когда хроническое напряжение приносит наибольший вред. Уильям Стиксруд и Нед Джонсон, обобщая результаты исследований, называют три периода, когда мозг наиболее чувствителен к стрессу, и подростковый возраст — один из них, наряду с фазой внутриутробного развития и ранним детством.
В возрасте от 12 до 18 лет мозг очень активно развивается, в нем образуются новые нейронные связи. При этом такая важная зона мозга, как префронтальная кора, которая отвечает за рассудительность и способность контролировать импульсивное поведение, созревает только к 25 годам. Если подросток постоянно испытывает стресс, это затрудняет созревание префронтальной коры.
Кроме того, исследования показали, что подросткам, в отличие от взрослых, требуется больше времени на восстановление после стресса. Мозг взрослого человека возвращается в исходное состояние за 10 дней, а подростка — примерно за 3 недели. «У подростков ниже стрессоустойчивость и гораздо больше шансов страдать от связанных со стрессом болезней — например, от простуды, головных болей или расстройства желудка», — ссылаются авторы книги на наблюдения детского невролога Френсиса Дженсена.
Задача подростка — научиться извлекать пользу из терпимого и позитивного стресса и по возможности избегать токсичного. Для этого подростку необходимы поддержка взрослых, достаточное время для восстановления и навык принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях.
Фото: Коллекция/iStock
Влияние стресса в подростковом возрасте имеет гендерные различия
Резюме. Посттравматическое стрессовое расстройство у подростков имеет разные последствия в зависимости от пола
Согласно данным нового исследования, проведенного учеными Школы медицины Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine), США, травматические стрессовые ситуации по-разному влияют на головной мозг мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Исследователи пришли к заключению, что у девушек с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), в отличие от юношей, область мозга, отвечающая за эмоции и действия, подвергается ускоренному развитию. В частности, гендерные морфологические отличия среди людей молодого возраста с ПТСР выявлены в одной из областей островка головного мозга, принимающей сигналы тела и участвующей в эмоциональном отклике и сопереживании.
Известно, что островок головного мозга активно участвует в процессах интеграции чувств, ответных действий. В данном исследовании впервые показаны различия между пациентами с ПТСР женского и мужского пола в области островка головного мозга, интегрирующего эмоциональные реакции и эмпатию. Старший автор научного проекта Виктор Каррион (Victor Carrion), доктор медицинских наук, профессор психиатрии и бихевиористики в Стэнфордском университете, отмечает, что островок головного мозга, по-видимому, играет ведущую роль в развитии ПТСР, а различия, выявленные при сканировании структур мозга девушек и юношей, переживших психологическую травму, тем более важны, поскольку могут помочь в объяснении симптомов гендерных различий при подобных травмах.
ПТСР представляет собой психическое состояние, возникающее в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций. Различные симптомы, такие как выпадение памяти о травмирующих событиях или избегание, высокий уровень тревожности, психопатологические переживания, могут сохраняться в течение месяца и более после психологической травмы. В то же время известно, что среди людей молодого возраста, перенесших травматический стресс, лишь у некоторых может развиться ПТСР. У лиц с ПТСР могут возникать воспоминания о травматических событиях, что будет влиять на их желание избегать ситуаций, мест, людей и вещей, способных напоминать о травме, что, в свою очередь, будет способствовать социальной отгороженности, нарушениям сна и концентрации внимания. В ранее проведенных исследованиях выявлено, что девушки, получившие травматический опыт, в дальнейшем более подвержены развитию ПТСР, чем юноши, однако причина этого оставалась неизвестной.
В настоящем исследовании проведено магнитно-резонансное сканирование структур головного мозга 59 участников в возрасте 9–17 лет. У 30 из них (14 девочек и 16 мальчиков) были симптомы травмы, 29 остальных участников были здоровы, представляя контрольную группу. Возраст и IQ участников основной группы и контрольной были равнозначны. Среди лиц основной группы 5 участников пережили единичный эпизод травматической стрессовой ситуации, тогда как остальные 25 — испытали два и более эпизода или же были подвержены хроническому травматическому воздействию.
По результатам магнитно-резонансного сканирования ученые не выявили различий в структурах головного мозга участников контрольной группы. Однако у юношей и девушек с травматическим стрессовым опытом исследователи выявили изменения в передней части круговой борозды (anterior circular sulcus) островка головного мозга. Эта область мозга имела больший объем и поверхность у юношей, имеющих стрессовый травматический опыт, чем у лиц контрольной группы. Однако площадь поверхности и объем указанного участка были меньше у девушек, перенесших травматический стресс, по сравнению с группой здоровых лиц одного пола.
Известно, что по мере взросления человека островок головного мозга подвергается изменениям, постепенно уменьшаясь в объеме. Поэтому полученные результаты нового исследования могут означать, что травмирующие ситуации могут ускорять процесс созревания островка головного мозга у девушек с проявлениями ПТСР. Меган Клабанд (Megan Klabunde), ведущий автор исследования и преподаватель психиатрии и бихевиористики, отметила, что в настоящее время известно ряд исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что серьезный стресс может оказывать влияние на раннее половое созревание у девочек.
Ученые полагают, что результаты новой работы, демонстрируя гендерные различия в управлении эмоциями, могут предоставить возможность в разработке дифференцированных подходов в лечении ПТСР и эмоциональных расстройств. Однако для более глубокого понимания половых различий в области мозга, ответственной за обработку эмоциональных реакций, потребуется проведение дальнейших проспективных исследований с участием лиц разного пола, перенесших травматический стресс.
Наталья Савельева-Кулик
Мозг подростка: реакция на стресс и мозг подростка
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC4274618
Curr Dir Psychol Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2014 23 декабря.
Опубликовано в окончательной редакции как:
Curr Dir Psychol Sci. 2013 апрель; 22(2): 140–145.
doi: 10.1177/0963721413475445
PMCID: PMC4274618
NIHMSID: NIHMS627920
PMID: 25541572
Author information Copyright and License information Disclaimer
Adolescence is a time of many psychosocial and physiological changes. Один такое изменение заключается в том, как человек реагирует на стрессоры.
Ключевые слова: Подростковый возраст, Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось, Пубертатный период, Стресс
Стресс случается. Это правда жизни. Однако типы стрессоров, которые мы опыт и то, как мы реагируем на них, меняются на протяжении всей нашей жизни. Подростковый возраст представляет стадия развития, когда оба эти аспекта стресса находятся в постоянном движении. Хотя большинство мы понимаем, что характер стрессоров меняется в подростковом возрасте, менее ценим являются уникальными способами, которыми подростки реагируют на стресс. Этот обзор будет сосредоточить внимание на существенных сдвигах в реакции на стресс, проявляющихся в подростковом возрасте, особенно в контексте гормональной реакции. Он также обсудит потенциальное влияние этих гормональных изменений на развивающийся мозг подростка. исследования, описанные в этом обзоре, будут в значительной степени освещать работу, проведенную по основным модели животных, так как именно из этих моделей большая часть нашего механистического понимания выведены возрастные изменения стресс-реактивности и нейробиологической функции.
Когда человек испытывает стресс, будь то физический или психологический, Две гормональные системы активируются, чтобы помочь человеку справиться с ситуацией. Первый опосредован быстрыми действиями симпатической нервной системы, приводит к выбросу адреналина и норадреналина в кровоток. Это это немедленная реакция, которая опосредует преходящее так называемое Реакция «бей или беги» на стресс. Второй более медленный, более затяжной гормональный ответ, опосредованный гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системой (ГГН) ось. Этот ответ инициируется группой нейронов паравентрикулярной ядра гипоталамуса (PVN), которые секретируют кортикотропин-рилизинг-гормон (CRH), чтобы сигнализировать гипофизу о высвобождении адренокортикотропного гормона (АКТГ). АКТГ, в свою очередь, стимулирует надпочечники к синтезу и секреции глюкокортикоидов. (например, кортизол у людей и кортикостерон у многих видов грызунов). Однажды действие стрессора закончилось, глюкокортикоиды действуют через отрицательную обратную связь на гипофиз и различные отделы переднего мозга, а именно гипоталамус, гиппокампа и префронтальной коры, что в конечном итоге прекращает ответ за счет уменьшения дальнейшее производство и высвобождение КРГ и АКТГ (Herman et al.
Открыть в отдельном окне
Упрощенная схема стресс-индуцированной активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) оси, а также отрицательной обратной связи, которая позволяет оси HPA восстановиться до исходного уровня после прекращения стрессор. Сокращение: надпочечники (АД), адренокортикотропный гормон (АКТГ), передняя доля гипофиза (AP), кортикостерон (CORT), кортикотропин-рилизинг гормон (CRH), отрицательная обратная связь (-), положительный привод (+).
Глюкокортикоиды ответственны за многие адаптивные физиологические и поведенческие реакции на стрессоры, такие как мобилизация запасов энергии, усиление иммунные реакции и повышение способности к обучению и памяти. Однако хронический или более продолжительное воздействие этих гормонов может привести к многочисленным дезадаптивным исходы, включая метаболические нарушения и нарушение иммунных и когнитивных функций. Таким образом, факторы, регулирующие реактивность ГГА и динамику гормонального стресса реакция может иметь важные краткосрочные и долгосрочные последствия для индивидуальной физиологии и поведения (МакЮэн, 19 лет).98).
Хотя в подростковом возрасте происходят многие нейроэндокринные изменения, сдвиги в Функция HPA более тонкая, чем относительно заметное увеличение гонадных желез. гормоны, связанные с половым созреванием. То есть, хотя базальный АКТГ и глюкокортикоиды уровни остаются довольно стабильными на протяжении всего подросткового возраста, это количество и продолжительность эти гормоны, высвобождаемые во время стресса, показывают заметные изменения. Многочисленные исследования как на самцах, так и на самках крыс, например, показывают, что животные на пик подросткового возраста (т. е. в возрасте ~ 30 дней) значительно затянулся. Ответы АКТГ и кортикостерона по сравнению со взрослыми (т.е. >
Открыто в отдельном окне
Среднее значение (± SEM) адренокортикотропного гормона (АКТГ) и кортикостерона в плазме уровни у предподростковых (возраст 28 дней) и взрослых (возраст 77 дней) самцов крыс до, во время и после 30-минутного сеанса ограничивающего стресса (черная полоса под ось х). Звездочки указывают на существенную разницу в возрасте на тот момент. момент времени. Адаптировано из (Ромео, Ли, Чхуа и др.) др., 2004).
Открыто в отдельном окне
Среднее (± SEM) содержание адренокортикотропного гормона (АКТГ) и кортикостерона в плазме уровни на протяжении всего периода полового созревания и подросткового возраста в 30, 40, 50, 60 и 70-дневные самцы крыс до, во время и после 30-минутного сеанса иммобилизации. напряжение (черная полоса под осью x). На верхней панели звездочки указывают существенные отличия от 60- и 70-дневных крыс в этот момент времени. В на нижней панели «#» означает, что 30-дневные крысы были существенно отличался от всех других возрастов того времени. Адаптированы из (Фойлб и др., 2011).
Механизмы, которые опосредуют эти связанные с подростками изменения гормонального фона отзывчивость остается неясной. Однако, по-видимому, это связано как с активацией и фазы обратной связи ответа HPA. В контексте активации эксперименты показали, что нервная активность в PVN, особенно в CRH-содержащих клеток, выше у подростков, чем у взрослых животных после стресса (Romeo et al., 2006; Viau, Bingham, Davis, Lee, & Wong, 2005). Эти данные предполагают, что пролонгированные ответы АКТГ и кортикостерона до полового созревания могут часть вызвана более сильным стресс-индуцированным производством и высвобождением CRH. Вместе с эти различия в активации, исследования отрицательной обратной связи показали, что предварительная обработка синтетическим глюкокортикоидом дексаметазоном менее эффективна при притупление вызванной стрессом реакции кортикостерона в препубертатном возрасте по сравнению со взрослыми крысы (Голдман и др. , 1973). Таким образом, эти результаты подтверждают мнение о том, что животные в подростковом возрасте могут проявлять меньше глюкокортикоид-зависимая отрицательная обратная связь по оси HPA, чем у взрослых. Будущее исследования должны будут решить, какие клеточные механизмы опосредуют эти предполагаемые возрастные изменения чувствительности к отрицательной обратной связи, такие как различия в Функция глюкокортикоидных рецепторов в головном мозге и гипофизе. Однако на сегодняшний день эти направления исследований практически не исследованы.
Еще один фактор, который, как известно, значительно модулирует гормональную реакцию на стресс у гонадные гормоны взрослых людей и животных (Viau, 2002). У мужчин тестостерон снижает гормональный фон. стрессоустойчивость, в то время как у женщин эстрадиол часто усиливает стрессоустойчивость (Виау, 2002). Возможно, следовательно, что существенная разница в гонадных гормонах, которую испытывали животные до и после полового созревания учитывают изменения стресс-реактивности. Однако нечеловеческий исследования на животных, в которых экспериментально манипулировали уровнями гонадных гормонов с помощью Хирургия и/или заместительная гормональная терапия показали, что препубертатные животные продолжают демонстрируют более выраженную стресс-индуцированную реакцию АКТГ и кортикостерона по сравнению со взрослыми (Ромео, Ли, Чхуа и др., 2004; Ромео, Ли и МакИвен, 2004). Эти Таким образом, результаты предполагают, что простые различия в уровнях гонадных гормонов до и после полового созревания не несут ответственности за эти подростковые изменения в HPA стрессоустойчивость.
Подобно возрасту, предыдущий опыт воздействия стрессоров также может формировать реакция человека на гормональный стресс (Grissom & Bhatnagar, 2009). Например, взрослое животное. повторное воздействие одного и того же стрессора (гомотипический стресс) вызывает привыкание. гормональный ответ по сравнению со взрослым, впервые подвергшимся воздействию этого стрессора. С другой стороны, если животное снова и снова испытывает один и тот же стрессор. и затем подвергается воздействию нового стрессора (гетеротипического стресса), сенсибилизированного гормонального реакция проявляется выше, чем реакция, вызванная одним только новым стрессором. Эти зависимые от опыта изменения реактивности HPA различны до и после подростковое развитие. В частности, гомотипический стресс приводит к привыканию в у взрослых, но не у мальчиков предподросткового возраста (Lui et al., в печати), в то время как гетеротипический стресс приводит к аналогичному пиковому ответу в обоих возрастов, но более медленное восстановление у животных до подросткового возраста (Lui et al., в печати; ). В настоящее время неизвестно, в какое время В подростковом возрасте развиваются эти реакции на гомотипические и гетеротипические стрессоры. принимают их взрослые подобные образцы.
Открыто в отдельном окне
Средние (± SEM) уровни кортикостерона в плазме в предподростковом возрасте (30 дней возраста) и взрослых (возраст 77 дней) самцов крыс до, во время и после 30 мин сеанс ограничивающего стресса (черная полоса под осью x) после острого, гомотипического, или гетеротипические парадигмы стресса. Острый стресс состоял из однократного 30-минутного сеанс сдерживающего стресса, гомотипный стресс ежедневный 30-минутный сеанс иммобилизационный стресс в течение 8 дней подряд и гетеротипический стресс ежедневно по 30 мин. сеанс пребывания в холодной комнате (при 4 ° C) в течение 7 дней подряд с последующим на 30 мин сдерживания на 8 -й -й день. Звездочки указывают на существенная разница в возрасте на тот момент. Адаптировано из (Lui et al., в печати).
Механизмы, ответственные за пластичность, зависящую от возраста и опыта в ГПК реактивность неясны. Хотя вклад негативных отзывов в эти изменения, зависящие от опыта, еще не изучены, последние данные свидетельствуют что может быть задействована дифференциальная активация PVN. То есть аналогично большая активация нейронов PVN у животных-подростков после острого стресса (Ромео и др., 2006), животные-подростки. также демонстрируют более высокую активацию PVN после гомотипического и гетеротипического стресса по сравнению со взрослыми, что свидетельствует о большем стресс-индуцированном гипоталамическом влечении к гипофиз до взрослой жизни (Lui et al. , in Нажмите). В дополнение к нейробиологическим субстратам, опосредующим эти сдвиги в реактивности могут играть роль и периферические факторы. Например, можно гипофиз и надпочечники подростков более чувствительны к КРГ и АКТГ, соответственно, чем во взрослом возрасте, что отчасти может способствовать их большая отзывчивость в подростковом возрасте. Независимо от механизмов, опосредуют эти возрастные гормональные реакции, эти данные свидетельствуют о том, что после острого или повторяющегося стрессора подросток подвергается большему воздействию глюкокортикоидов, чем у взрослых.
Как упоминалось выше, головной мозг является основной мишенью для глюкокортикоидов и известно, что эти гормоны являются мощными модуляторами многих нейробиологических процессов, включая пластичность нейронов (McEwen, 2007). У взрослых хроническое воздействие стресса приводит к уменьшению размеров и структурной неполноценности комплекс нейронов гиппокампа и префронтальной коры. Эти морфологические изменения также сопровождается снижением пространственного обучения и переключения внимания, когнитивных способности зависят от интактного гиппокампа и префронтальной коры соответственно. Нейроны в миндалевидном теле, напротив, демонстрируют вызванный стрессом рост во взрослом возрасте. с усиленным обучением страху, зависящим от миндалевидного тела (McEwen, 2007). Важно отметить, что эти эффекты стресса на мозг взрослого человека являются обратимыми, так что если животным дают возможность оправиться от стрессоров в течение не менее 10 дней, затем эти параметры возвращаются к своим уровням до стресса (McEwen, 2007).
Хотя мы относительно мало знаем о том, как стрессоры проявляются во время подростковый возраст может влиять на немедленную и долговременную структуру и функцию мозга, многие факторы могут сойтись во время этой стадии развития, что может сделать мозг подростка особенно уязвим к стрессорам. Во-первых, недавнее продольное исследования структурной нейровизуализации показали, что области, которые, как известно, наиболее чувствительны к стрессу во взрослом возрасте, а именно гиппокамп, префронтальная кора и миндалевидное тело, все они продолжают созревать в подростковом возрасте (Giedd & Rapoport, 2010). Во-вторых, мозг подростка может быть более чувствителен к глюкокортикоидам, чем мозг взрослого человека, как и предыдущее животное исследование показало, что эквивалентная доза кортикостерона увеличивает экспрессию генов в большей степени у подростков по сравнению с гиппокампом взрослых (Lee, Brandy, & Koenig, 2003). Окончательно, из-за повышения гормональной стресс-реактивности, описанной выше, что эти созревающие и исключительно чувствительные к стрессу области мозга у подростков будут подвергаться воздействию более высоких и более продолжительных уровней глюкокортикоидов. Таким образом, как «идеальный шторм», совпадение этих факторов может привести к мозг подростка особенно уязвим к возмущениям, а значит, и психологическим заболевания (Ромео и Макьюэн, 2006).
К сожалению, исследований, непосредственно сравнивающих влияние стресса на мозг подростка и взрослого, и меньшее количество эти эффекты более устойчивы, если стрессоры возникают в подростковом возрасте. Таким образом, поддержку представления о том, что мозг подростка может быть особенно чувствителен к стресс еще предстоит тщательно проверить эмпирически. Растущий объем исследований, тем не менее, начал сообщать о влиянии острого и хронического стресса на строение и функции головного мозга подростка. Исследования на молодых взрослых крысах показали, что предыдущее воздействие хронического стресса в подростковом возрасте приводило к снижение структурной пластичности гиппокампа и префронтальной коры, повышенная пластичность миндалевидного тела (Эйланд, Ramroop, Hill, Manely, & McEwen, 2012; Исгор, Каббадж, Акил и Уотсон, 2004 г.). Дополнительное животное исследования с использованием моделей социального стресса в подростковом возрасте (например, социальная нестабильность, изоляция) также указывают на снижение маркеров нейронной пластичности, таких как нейрогенез и синаптическую связность (Leussis и Андерсен, 2008; Маккормик, Никсон, Томас, Лоуи и Дайк, 2010 г.). Эти вызванные стрессом изменения в мозге подростка также связаны с скомпрометированным эмоциональным функции и когнитивные навыки (Eiland et al., 2012 г.; Исгор и др., 2004; Leussis & Andersen, 2008). Несмотря на то что из этих данных может показаться, что влияние хронического стресса на подростков и взрослый мозг похож, одно важное отличие может заключаться в обратимости эти эффекты. В частности, даже через месяц после выздоровления от хронического подросткового стресса некоторые из этих структурных и функциональных изменений сохраняются (Isgor et al., 2004; Leussis & Andersen, 2008). Таким образом, появится что воздействие стресса на мозг подростка может быть более длительным, когда по сравнению со взрослым. Будущие эксперименты должны будут непосредственно оценить это. возможность, а также изучить, есть ли другие уникальные эффекты стресса на строение и функции головного мозга подростка.
Данные, рассмотренные выше, ясно указывают на то, что подростковый возраст является резкие изменения в функции HPA и реакции на стресс. Подростковый возраст также значительный период продолжающегося нервного созревания, особенно в течение чувствительные к стрессу лимбические и корковые области. Таким образом, возможно, что длительное или повторное воздействие стресса может привести к повышенной чувствительности к этим стрессоры, что в конечном итоге приводит к неадекватному нейроповеденческому развитию. Хотя физиологические и психологические последствия стресса для мозга подростка далеко не ясно, увеличение связанных со стрессом дисфункций в подростковом возрасте, такие как тревога, депрессия, шизофрения и злоупотребление наркотиками, подчеркивают важность лучшего понимания взаимодействия между изменениями стресс-реактивности и развитие мозга подростков.
Финансирование
Подготовка этой статьи была частично поддержана грантами Национального Институты здоровья (MH-0
) и Национальный научный фонд (IOS-1022148).
- Люпиен С.Дж., Макьюэн Б.С., Гуннар М.Р., Хейм С. Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и познание. Обзоры природы Неврология. 2009; 10: 434–45. Очень доступный обзор о влиянии стресса на пренатальный, мозг новорожденных, подростков, взрослых и пожилых людей. [PubMed] [Академия Google]
- McCormick CM, Mathews IZ, Thomas C, Waters P. Исследования функции HPA и стойких последствий стрессоры в подростковом возрасте на животных моделях. Мозг и познание. 2010;72:73–85. Более обширный обзор, чем представленный здесь, о влиянии подростковый стресс, особенно поведенческий. [PubMed] [Google Scholar]
- McEwen, BS (2007). (См. Ссылки). Тщательный обзор физиологии HPA и влияние стресса на структуру и функцию мозга.
- Ромео, Р. Д. (2010b). (См. Ссылки). В этом обзоре более подробно изменений HPA в период полового созревания и подросткового созревания.
- Копье LP. Мозг подростка и возрастное поведение проявления. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2000; 24:417–463. Обширный и доступный обзор подросткового взросления мозг и поведение. [PubMed] [Google Scholar]
- Eiland L, Ramroop J, Hill MN, Manely J, McEwen BS. Хронический ювенильный стресс продуцирует кортиколимбические дендритные архитектурное ремоделирование и модулирует эмоциональное поведение у мужчин и женщин крысы. Психонейроэндокринология. 2012;37:39–47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Foilb AR, Lui P, Romeo RD. Трансформация реакции гормонального стресса на протяжении половое созревание и подростковый возраст. Журнал эндокринологии. 2011; 210:391–398. [PubMed] [Google Scholar]
- Giedd JN, Rapoport JL. Структурная МРТ развития головного мозга у детей: что мы имеем узнали и куда мы идем? Нейрон. 2010; 67: 728–734. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Goldman L, Winget C, Hollingshead GW, Levine S. Развитие негативной обратной связи после отъема гипофизарно-надпочечниковая система крысы. Нейроэндокринология. 1973;12:199–211. [PubMed] [Google Scholar]
- Гриссом Н., Бхатнагар С. Привыкание к повторяющемуся стрессу: привыкните к нему. Нейробиология обучения и памяти. 2009; 92: 215–224. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Gunnar MR, Wewerka S, Frenn K, Long JD, Griggs C. Изменения в развитии гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой активности при переходе к подростковому возрасту: нормативные изменения и ассоциации с половое созревание. Развитие и психопатология. 2009; 21: 69–85. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Герман Дж.П., Фигейредо Х., Мюллер Н.К., Ульрих-Лай Ю., Остандер М.М., Чой Д.К., Куллинан В.Е. Центральные механизмы интеграции стресса: иерархическая схема контролирующий гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ответная реакция. Границы нейроэндокринологии. 2003; 24: 151–180. [PubMed] [Google Scholar]
- Исгор С., Каббадж М., Акил Х., Уотсон С.Дж. Отсроченные эффекты хронического переменного стресса во время перипубертатно-ювенильный период на морфологию гиппокампа и на когнитивные и функции оси стресса у крыс. Гиппокамп. 2004; 14: 636–648. [PubMed] [Академия Google]
- Ли П.Р., Бренди Д., Кениг Д.И. Кортикостерон изменяет мРНК субъединицы рецептора N-метил-D-аспартата. выражение до полового созревания. Молекулярные исследования мозга. 2003; 115:55–62. [PubMed] [Google Scholar]
- Leussis MP, Andersen SL. Является ли подростковый возраст чувствительным периодом для депрессии? поведенческие и нейроанатомические данные формируют модель социального стресса. Синапс. 2008; 62: 22–30. [PubMed] [Google Scholar]
- Луи П., Падоу В.А., Франко Д., Холл Б.С., Парк Б., Кляйн З.А., Ромео Р.Д. Дивергентные нейроэндокринные и поведенческие реакции, вызванные стрессом до полового созревания. Physiology and Behavior (в печати) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- McCormick CM, Nixon F, Thomas C, Lowie B, Dyck J. Пролиферация клеток гиппокампа и характеристики пространственной памяти после стресса социальной нестабильности в подростковом возрасте у женщин крысы. Поведенческие исследования мозга. 2010; 208:23–29. [PubMed] [Google Scholar]
- McEwen BS. Стресс, адаптация и болезнь: аллостаз и аллостатический нагрузка. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 1998; 840:33–44. [PubMed] [Google Scholar]
- McEwen BS. Физиология и нейробиология стресса и адаптации: центральная роль головного мозга. Физиологические обзоры. 2007; 87: 873–9.04. [PubMed] [Google Scholar]
- Romeo RD. Подростковый возраст: центральное событие в формировании стресса реактивность. Психобиология развития. 2010а; 52: 244–253. [PubMed] [Google Scholar]
- Romeo RD. Половое созревание и программирование гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая реактивность. Границы нейроэндокринологии. 2010b; 31: 232–240. [PubMed] [Google Scholar]
- Ромео Р.Д., Беллани Р., Карацореос И.Н., Чхуа Н., Вернов М., Конрад К.Д., МакИвен Б.С. Стрессовая история и половое развитие взаимодействуют, формируя гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая пластичность. Эндокринология. 2006; 147:1664–1674. [PubMed] [Академия Google]
- Ромео Р.Д., Ли С.Дж., Чхуа Н., Макферсон Ч.Р., Макьюэн Б.С. Тестостерон не может активировать стрессовую реакцию, подобную взрослой. препубертатные самцы крыс. Нейроэндокринология. 2004; 79: 125–132. [PubMed] [Google Scholar]
- Romeo RD, Lee SJ, McEwen BS. Дифференциальная стресс-реактивность интактных и овариэктомированных препубертатных и взрослых самок крыс. Нейроэндокринология. 2004; 80: 387–393. [PubMed] [Google Scholar]
- Romeo RD, McEwen BS. Стресс и мозг подростка. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2006;1094: 202–214. [PubMed] [Google Scholar]
- Sapolsky RM, Meaney MJ. Созревание адренокортикальной реакции на стресс: нейроэндокринная механизмы контроля и стресс-гипореактивный период. Обзоры исследований мозга. 1986; 396: 64–76. [PubMed] [Google Scholar]
- Страуд Л.Р., Фостер Э., Папандонатос Г.Д., Хандвергер К., Грейнджер Д.А., Кивлиган К.Т., Ниаура Р. Реакция на стресс и подростковый переход: производительность против стрессоры отвержения сверстников. Развитие и психопатология. 2009; 21:47–68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Васкес Д.М., Акил Х. Реакция гипофиза-надпочечников на пары эфира у отъемыша: Характеристика угнетающего действия глюкокортикоидов на секреции адренокортикотропина. Педиатрические исследования. 1993; 34: 646–653. [PubMed] [Google Scholar]
- Viau V. Функциональная взаимосвязь между гипоталамо-гипофизарно-гонадным и -надпочечниковые оси. Журнал нейроэндокринологии. 2002; 14: 506–513. [PubMed] [Google Scholar]
- Виау В., Бингэм Б., Дэвис Дж., Ли П., Вонг М. Гендер и половое созревание взаимодействуют в вызванной стрессом активации парвоцеллюлярные нейросекреторные нейроны и кортикотропин-рилизинг-гормон Экспрессия мессенджера рибонуклеиновой кислоты у крыс. Эндокринология. 2005; 146: 137–146. [PubMed] [Академия Google]
«Буря и стресс» подросткового и юношеского взросления
На протяжении большей части истории человечества представления о подростковом возрасте как об отдельном жизненном этапе не существовало. Правда, в Средние века дети признавались не просто «мини-взрослыми», а отдельными существами с другими потребностями. Однако годы от 13 до 19 лет не считались частью детства до начала XIX века. Вместо этого «подростковые годы» были временем, когда человек начинал брать на себя взрослые обязанности, такие как зарабатывание на жизнь и создание семьи.
В конце 1800-х годов изменения в законах о детском труде и стремление к всеобщему образованию для лиц моложе 16 лет начали влиять на точку зрения общества на то, когда начинается взрослая жизнь. Дж. Стэнли Холлу, первому президенту Американской психологической ассоциации (АПА), приписывают современное «открытие» подросткового возраста, определив его в книге 1904 года как новую стадию развития, созданную социальными изменениями, на которой дети вырастают в взрослые люди. Холл описывал подростковый возраст как время «бури и стресса» и, в отличие от более поздних исследователей, приписывал этот жизненный этап продолжительности от 14 до 24 лет (в отличие от общепринятого сегодня диапазона от 13 до 19 лет).).
Хотя подростковый возраст по-прежнему считается синонимом подросткового возраста, инстинкт Холла выделить ранние 20-е годы как отличие от более поздних «взрослых» лет был предсказуемым. В последнее десятилетие неврологические исследования показали, что мозг полностью не созревает до 20-20 лет. Это открытие побудило многих исследователей, особенно в области психического здоровья, призвать к отдельной стадии развития, которую обычно называют «молодой» или «зарождающейся» взрослой жизнью.
К признанию зарождающейся взрослости и общепризнанным исследованиям подросткового возраста добавляется еще больше сложностей, чем реальность, заключающаяся в том, что быть подростком или 20-летним в информационную эпоху во многих отношениях значительно отличается и, возможно, более сложно. — чем это было для предыдущих поколений.
Стресс и депрессия
Многочисленные исследования показывают, что подростки и молодые люди испытывают повышенный уровень стресса и депрессии. В последние годы ежегодное исследование APA «Стресс в Америке» собирало данные только о взрослых. Однако в опубликованном в 2014 году обзоре «Стресс в Америке: перенимают ли подростки стрессовые привычки взрослых?» также были включены молодые люди в возрасте 13-17 лет.
Респонденты опроса сообщили, что в течение учебного года их уровень стресса составлял 5,8 по 10-балльной шкале. Во время летних каникул подростки сообщили о небольшом снижении уровня стресса — 4,6 по 10-балльной шкале. Кроме того, 31 процент респондентов заявили, что их уровень стресса увеличился за последний год. В ответ на высокий уровень стресса 40% респондентов сообщили о чувстве раздражения или гнева, 36% сообщили о нервозности или беспокойстве, 36% сообщили о чувстве усталости или усталости, а 31% сообщили о чувстве подавленности.
Депрессия — еще одна серьезная проблема подростков. По данным Национального института психического здоровья, в 2016 году (самый последний год, за который доступны статистические данные) примерно 3,1 миллиона подростков в возрасте 12–17 лет испытали по крайней мере один эпизод большой депрессии. Это число составляет 12,8 процента населения США в этой возрастной группе.
Хотя большинство обследований психического здоровья не нацелены конкретно на «молодых» или развивающихся взрослых, имеются данные, касающиеся студентов колледжей. Среди более чем 31 000 студентов колледжей, прошедших в 2017 году Национальную оценку здоровья колледжей Американской ассоциации здравоохранения колледжей, 390,3 процента сообщили, что были настолько подавлены, что им было трудно функционировать в какой-то момент в течение предыдущих 12 месяцев. Уровень тревожности среди респондентов был еще выше: 60,9 % сообщили, что в какой-то момент в течение предыдущего года испытывали чрезмерную тревогу.
Высокие уровни тревожности и депрессии, указанные в этих исследованиях, являются частью общенациональной модели значительного усиления дистресса. Национальный опрос, опубликованный в мае Американской психиатрической ассоциацией, отметил резкое повышение уровня тревожности американцев за последний год. По шкале от 0 до 100 «показатель национальной тревожности» в этом году составил 51 — скачок на пять баллов по сравнению с 2017 годом. Исследование, опубликованное в июньском номере журнала 9 за 2018 год.0169 Psychological Medicine обнаружил, что уровень депрессии вырос во всех возрастных группах американцев в возрасте 12 лет и старше с 2005 по 2015 год. Что наиболее важно, среди лиц в возрасте 12–17 лет уровень депрессии увеличился с 8,7 процента в 2005 году до 12,7 процента в 2015 году.
Под давлением
Некоторые исследователи стремятся обвинить технологии, особенно социальные сети, в росте депрессии и беспокойства среди подростков и молодых людей. Реальность более сложна и включает множество факторов.
Нельзя отрицать, что некоторые люди делают считают, что их жизни не хватает по сравнению с тем, что они видят в социальных сетях. Тщательно подобранные ленты Facebook могут подсказать им, что их друзья счастливее и успешнее, чем они сами. Фотографии знаменитостей в Instagram, большинство из которых сделаны профессионально и тщательно отфильтрованы, могут породить нереалистичные ожидания относительно образа тела и внешности. Однако, если учесть роль, которую социальные сети играют в стремлении к совершенству, это может оказаться чем-то вроде сценария курицы и яйца.
Исследование перфекционизма 2017 года, опубликованное в журнале Psychological Bulletin , показало, что начиная с 1980-х годов культура «конкурентного индивидуализма» в США, Канаде и Великобритании неуклонно усиливала стремление к личному совершенству. Итак, то, что мы видим в социальных сетях, подталкивает нас к недосягаемым стандартам совершенства, или это отражение давления, которое мы оказываем на самих себя? В этот момент мы можем попасть в усиливающую петлю. Исследование показало, что нынешние поколения не только испытывают сильное социальное давление, требующее быть совершенными, но также ожидают совершенства от себя и других. Авторы исследования также считают, что этот рост перфекционизма может быть связан с увеличением множества психологических проблем.
Современные подростки и молодые люди, несомненно, предъявляют высокие требования и ожидания. Лицензированный консультант по психическому здоровью Дэвид Флэк, проработавший с подростками и молодыми людьми в течение 20 лет, говорит, что заметил у своих клиентов значительный рост тревожности, связанной с успеваемостью.
«Нередко подростки, с которыми я встречаюсь, почти каждый день уделяют домашнему заданию три, четыре или даже больше часа, — говорит он. Эта реальность создает значительное давление и является особенно стрессовой для студентов, предрасположенных к тревоге. Флэк, член Американской консультационной ассоциации, также считает, что такая тяжелая учебная нагрузка мешает важным социальным процессам и процессам развития, потому что многие подростки тратят больше времени на выполнение домашних заданий, чем на общение и участие во внеклассных или других соответствующих возрасту мероприятиях.
Лицензированный профессиональный консультант (LPC) Шон Робертс, член ВДА, специализирующийся на работе с молодыми людьми, говорит, что стал свидетелем резкого роста тревожности среди клиентов. Он считает, что это сильно, хотя и не исключительно, связано с тем, что подростки и молодые люди испытывают повышенное давление, чтобы добиться успеха.
Не случайно тревога, которую они испытывают, только усложняет им задачу. «Тревога имеет неврологический эффект», — объясняет член ВДА Эми Гессер, доцент кафедры обучения консультантов в Государственном университете Нью-Йорка в Брокпорте, чьи исследования сосредоточены на социальном и эмоциональном благополучии учащихся в школе. «Часть мозга, отвечающая за выживание, активируется и отключается или вмешивается в работу тех частей мозга, которые помогают нам ясно мыслить».
Это может существенно повлиять на успеваемость, говорит Гессер, сертифицированный школьный консультант из Нью-Йорка, который проводит презентации и предлагает частные консультации с родителями. Например, некоторые учащиеся могут много заниматься и быть полностью готовыми к тесту, но из-за беспокойства у них могут возникнуть проблемы с доступом к этой информации во время прохождения теста. Тревога также может мешать способности воспринимать и синтезировать информацию, говорит Гессер. Студенты расстраиваются из-за своей кажущейся неспособности «постичь это», что влияет на их чувство самоэффективности и даже может заставить их усомниться в уровне своего интеллекта. Как только установится модель академических трудностей, связанных с тревогой, проблема может стать самовоспроизводящейся.
Нарушение цикла жизненно важно, говорит Гессер, который рекомендует технику эмоциональной свободы (EFT) как эффективный метод прерывания реакции на стресс и подавления работы мозга. В ТЭО участники реагируют на стрессовые мысли или ситуации, визуализируя альтернативный результат, взяв руки и постукивая по точкам акупунктуры на теле, которые связаны со снижением стресса. Студенты могут пройти через всю последовательность точек тела или просто использовать области, которые они считают наиболее подходящими для них, говорит она.
Гессер также рекомендует метод дыхания «4-7-8» как быстрый способ прервать реакцию на стресс. Это включает в себя вдох в течение четырех секунд, задержку дыхания на семь секунд и затем выдох в течение восьми секунд. Студенты могут практиковать этот метод сами, но Гессер считает, что учителя также должны использовать его в своих классах, чтобы начать занятия.
Питер Аллен, LPC из Орегона, специализирующийся на консультировании молодых людей и подростков, раньше работал с подростками в условиях терапии в дикой природе. Большинство его клиентов боролись с различными проблемами, включая злоупотребление психоактивными веществами, проблемы с поведением (хотя обычно не на уровне расстройства поведения) и расстройства настроения, в основном депрессию и тревогу. В большинстве случаев, говорит Аллен, основные элементы окружения дикой природы эффективно помогали клиентам решать различные возникающие у них проблемы.
Отчасти, по его мнению, это связано с тем, что давление школы, семьи и общественной жизни было снято, и эти клиенты-подростки могли сосредоточиться на основах, таких как обеспечение продовольствием и жильем. Выживание в дикой местности также требовало совместной работы и создания сообщества, которое помогло научить клиентов новым навыкам общения. Участники также ежедневно занимались физическими упражнениями, ели здоровую пищу и должны были следовать регулярному графику сна, что оказывало успокаивающее и стабилизирующее действие. «Как только диета, сон и физические упражнения будут отрегулированы, примерно половина проблем сразу же исчезнет», — говорит Аллен.
Многие клиенты дикой терапии также получают пользу от того, что Аллен называет «расширением размера своего мира». … Если вы 15-летний ребенок и плохо учитесь в школе, спорите с родителями, ваш мир крошечный». Программа дикой природы не только предоставила буквально широко открытые пространства, но и познакомила клиентов с людьми из разных мест и взрослыми, у которых не было таких же ожиданий, как у родителей или учителей подростков.
Дикая природа также может служить зеркалом для клиентов, говорит Робертс, который также работал в области терапии дикой природы, или, как он говорит, это становится все более известным, в поведенческой терапии на открытом воздухе. Например, когда клиенты, которые борются с исполнительной функцией и организацией, сталкиваются с плохой погодой, к которой они не готовы, этот опыт может быть яркой демонстрацией важности работы над этими проблемными областями. Другой пример: тому, кто борется с терпимостью к стрессу, нужно привыкнуть к необходимости разводить костер после целого дня ходьбы.
Информационная перегрузка?
Хотя ни один из консультантов, опрошенных для этой статьи, не считает социальные сети или технологии негативными по своей сути, они согласны с тем, что жить в век информации сложно. Нынешнее поколение подростков и молодых людей захлестнуло беспрецедентным потоком информации, утверждает Робертс, клинический директор Cascade Crest Transitions, программы, которая оказывает поддержку молодым людям, пытающимся стать независимыми, поступив в колледж или устроившись на работу. Он утверждает, что эта технологическая бомбардировка не только трудно усваивается, но и может поощрять склонность «застревать» в собственной голове.
Аллен добавляет, что в эпоху Интернета дети и подростки получают доступ к большому количеству информации и знаний в более раннем возрасте, чем предыдущие поколения. В некоторых случаях это информация, с которой они могут не справиться. Например, большинству детей и подростков, выросших во второй половине 20-го века, приходилось каким-то образом достать экземпляр Playboy или другого журнала для взрослых, чтобы удовлетворить свое сексуальное любопытство. Сегодняшние дети и подростки знакомятся в Интернете с множеством жанров легкодоступной порнографии, которая не только представляет нереалистичные идеалы сексуальности, но также может включать тревожные практики, такие как зоофилия и педофилия. По словам Аллена, современные дети и молодые подростки также с большей вероятностью узнают о пугающих или ужасных событиях в СМИ, прежде чем они смогут контекстуализировать все, что они воспринимают. Он считает, что это раннее знакомство способствует своего рода «неспецифическому экзистенциальному страху», который, по его словам, он обычно наблюдает у своих клиентов.
Робертс говорит, что технология дает много положительных преимуществ, но иногда она также дает подросткам и молодым людям возможность избежать своих проблем. Он подчеркивает, что консультантам необходимо больше узнать о привлекательности технологий, чтобы они могли помочь клиентам оценить, используют ли они их в положительном или отрицательном смысле. В качестве примера Робертс приводит игры. Для тех, кто мало в этом разбирается, игры могут показаться предлогом «ничего не делать». На самом деле, говорит он, это законное хобби, которое может доставить удовольствие, снять стресс и даже создать чувство общности, развивая при этом навыки решения проблем. Однако, как и в любой другой деятельности, когда игры мешают учебе, работе по дому или выходу из дома, это становится проблемой, которую нужно решать, говорит он.
Еще один сложный аспект онлайн-жизни — социальные сети. По словам Аллена, несмотря на все потенциальные преимущества, каналы социальных сетей сделали так, что практически ни одна часть жизни больше не является частной. По его словам, многие подростки могут не до конца понимать, что, делая все общедоступным, Интернет, по сути, «вечный», или понимать потенциальные последствия этой реальности. Кроме того, отмечает он, ленты социальных сетей могут стимулировать социальное заражение.
Член ВДА Аманда Ла Гуардиа, бывший частный практикующий врач, чьи исследования посвящены членовредительству, соглашается. По словам Ла Гуардиа, лицензированного супервизора профессионального консультанта в Техасе и лицензированного супервизора профессионального клинического консультанта в Огайо, большая часть контента в социальных сетях, ориентированного на молодых девушек, сосредоточена на образе тела. Многие из ее бывших клиентов рассказали об изображениях, которые они видели в Instagram, например, уже худые знаменитости обсуждают «разрыв между бедрами» (как часть якобы «идеального» тела женщины и девушки должны иметь бедра, которые не касаются друг друга). и другие нереалистичные физические стандарты. Такие посты обычно пользуются популярностью, собирая большое количество лайков и восхищенных комментариев, из-за чего у девушек создается впечатление, что их тела должны выглядеть именно так, говорит она.
Однако такие стандарты нереалистичны для большинства женщин и просто недостижимы для девочек с развивающимся телом, продолжает Ла Гуардиа, доцент Университета Цинциннати. Несмотря на это, эти образы преподносятся как женский идеал, претендуя на то, чтобы подчеркнуть все элементы, которые сделают женщину привлекательной для мужчин. В то же время девочки часто подвергаются сексуальным домогательствам в школе, и слишком часто власть имущие говорят: «Таковы уж мальчики» (мальчики останутся мальчиками) и что девочкам просто нужно найти способ справиться с этим. говорит.
Все эти сообщения о том, как девушки должны выглядеть и вести себя и что они должны принять, приходят в то время, когда они уже изо всех сил пытаются понять, кто они. Это ошеломляет, и самоповреждение становится все более распространенным способом справиться с дистрессом. Раньше членовредительство было наиболее распространено среди людей с расстройствами пищевого поведения, но, по словам Ла Гуардиа, социальные сети познакомили с ним более широкую аудиторию. Не обязательно, что членовредительство представлено как положительное поведение в Интернете. По ее словам, большинство людей, которые говорят об этом в социальных сетях, ищут поддержки. Однако широкий характер обсуждения вызвал социальное заражение.
Лучшее, что могут сделать консультанты, — это выслушать и подтвердить, подчеркивает LaGuardia. Когда подростки рассказывают о своем опыте, некоторые консультанты сосредотачиваются на том, чтобы помочь им почувствовать себя лучше, но это не то, что им нужно больше всего, утверждает она. Вместо этого подростки должны выражать то, через что они проходят, и вербально обрабатывать свое замешательство. Консультанты должны реагировать, предлагает она, говоря такие вещи, как: «Это звучит очень сложно» и «Я здесь, и я слушаю».
«Так много сообщений, которые они [подростки] получают, контролируются, — объясняет ЛаГуардиа. «Они должны чувствовать контроль».
Когда эти клиенты почувствуют себя более комфортно, они начнут рассказывать о том, как они справляются со своими потрясениями. Ла Гуардиа объясняет, что эти клиенты рассматривают членовредительство как средство выживания в том, что они испытывают в настоящее время, а не решение. «Я спрашиваю клиентов: «Это то, что вы видите, работает на вас всю оставшуюся жизнь?» Я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил «да».
Обычно, отмечает LaGuardia, клиенты говорят, что они надеются не заниматься членовредительством вечно, но в настоящее время они не знают, что еще делать. В этот момент консультанты могут спросить, готов ли клиент изменить этот метод преодоления. ЛаГуардиа говорит, что первым шагом является выяснение того, с чем клиенту нужна помощь, а затем изучение способов, которые позволят клиенту справиться без членовредительства.
По словам Ла Гуардиа, наиболее распространенной основной проблемой для клиентов, которые наносят себе вред, является конфликт с родителем или братом или сестрой. В таких случаях она всей семьей работает над коммуникативными навыками. Она начинает с клиентов-подростков, обучая их тому, как выражать свои потребности, не причиняя себе вреда. Она просит подростков подумать о своих наиболее стрессовых конфликтах и о том, что они хотели бы, чтобы их родители знали. Затем с помощью ролевой игры LaGuardia помогает этим клиентам потренироваться просить то, что им нужно.
Часто LaGuardia также привлекает родителей и просит подростка указать источник конфликта. Пока родители и подростки разговаривают, ситуация может накаляться, поэтому LaGuardia всегда готова помочь перевести разговор в нужное русло. Она также пытается рассказать родителям о том, что нужно подросткам, в том числе о том, что с ними обращаются как с независимыми молодыми людьми и им дают пространство для роста, и в то же время знает, что их родители всегда готовы выслушать их независимо от обстоятельств.
Переходные курсы для взрослых
Аллен является директором программы College Excel, программы поддержки колледжей, основанной на коучинге. Клиентами программы, как правило, являются молодые люди, окончившие среднюю школу и ищущие дополнительную поддержку, чтобы добиться успеха в колледже, или те, кто ранее учился в колледже, но бросил учебу из-за проблем с психическим здоровьем или неспособности к обучению.
Многие учащиеся имеют некоторый уровень беспокойства и депрессии и часто борются с нарушениями исполнительных функций. College Excel предоставляет студентам поддержку в области психического здоровья и обучение привычкам в жизни и учебе. Аллен говорит, что пытается запустить программу через призму хорошей практики психического здоровья. Ссылаясь на свой опыт в терапии дикой природы, он также призывает студентов хорошо питаться, следовать постоянному графику сна и регулярно заниматься физическими упражнениями. Сотрудники College Excel не живут на месте, но программа предоставляет студентам жилье, что помогает им установить чувство общности и поддержки — элементы, которые характерны для тех, кто успешно приспосабливается к жизни в колледже, отмечает Аллен.
Аллен говорит, что многие клиенты программы борются с синдромом дефицита внимания и организованности. Сотрудники College Excel обучают студентов базовым организационным навыкам, таким как стратегическое использование своего внимания. Например, для учащихся, у которых проблемы с памятью и сохранением информации, Календарь Google может быть особенно полезным инструментом. Он может подсказать учащимся, где они должны быть в любой момент, освобождая их внимание и память для других задач.
Аллен также рассказывает учащимся о важности чистоты на рабочем месте и дает им практические советы по организации. Например, говорит он, учащиеся, которые постоянно теряют вещи, могут сэкономить время и нервы, выделив место для ручек, бумаги и других предметов первой необходимости, чтобы они всегда знали, где их найти.
Студенты также работают над формированием хороших привычек в учебе. Например, вместо того, чтобы разочаровываться в своих попытках сосредоточиться на том, что они читают в течение длительных периодов времени, клиенты учатся заниматься 15–20-минутными отрезками с пятиминутными перерывами между ними.
Программа Робертса предназначена для молодых людей, прошедших стационарное лечение и готовых поступить в колледж или найти работу. В дополнение к постоянному лечению психических заболеваний эти клиенты посещают занятия, посвященные навыкам межличностного общения, регулированию стресса, постановке целей, управлению временем и управлению деньгами. Им также рекомендуется заниматься физическими упражнениями, и всех студентов подбирает кейс-менеджер, который помогает им сосредоточиться на гигиене сна, общении со сверстниками, здоровье и питании, а в некоторых случаях — на свиданиях.
Клиенты должны посещать одну индивидуальную и одну групповую консультацию в неделю. Консультанты также находятся на месте пять дней в неделю, что позволяет им давать обратную связь вне сеансов. Например, консультант может сказать учащемуся: «Вы говорите, что хотите пообщаться, но постоянно уединяетесь в своей комнате или разговариваете по телефону». Это открывает дискуссию о том, почему студент не достигает целей консультирования, и позволяет консультанту и клиенту вместе работать над решениями, говорит Робертс.
Студенты обычно учатся в колледже или работают, когда начинают программу Робертса. Коучинг и занятия проводятся в соответствии с расписанием студентов, и сотрудники готовы помочь клиентам с любыми проблемами, с которыми они сталкиваются в школе или на работе. Обычно клиенты остаются в программе от девяти до двенадцати месяцев. В течение последних шести месяцев они переезжают из жилья программы в свои собственные квартиры или общежития колледжа.
В заключение Аллен отмечает, что сегодняшние подростки и молодые люди — часто обсуждаемые миллениалы — прекрасно понимают, что старшее поколение обычно смотрит на них в негативном свете. Он считает, что это широко распространенное злословие имеет психологический вес для этого поколения и может способствовать ограничению их самоэффективности и чувства выбора.
Поскольку этот негативный образ подростков и молодых людей настолько распространен, Аллен считает, что даже консультанты могут стать его жертвами. «Нельзя держать их в презрении и делать хорошую работу», — подчеркивает он. «Лучшее, что мы могли бы сделать для них, — это разжечь огонь творчества».
****
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше о темах, обсуждаемых в этой статье, воспользуйтесь следующими избранными ресурсами, предлагаемыми Американской ассоциацией консультирования:
Counseling Today (ct.counseling.org)
- «#disconnected: Почему консультанты больше не могут игнорировать социальные сети», Лори Мейерс
- «Воспитание в 21 веке» Лори Мейерс
- «Реагирование на рост членовредительства среди молодежи», Брент Г. Ричардсон и Кендра А. Сурмитис
- «Изучение наших предположений о зарождающейся взрослой жизни», Питер Аллен
- «Подтверждение кризиса четверти жизни», Линн Шеллкросс
- «Отклеивание», Дэвид Флэк
- «Примирение с технологиями» Лори Мейерс
- «Все в семье» Лори Мейерс
- «Как справиться с колледжем», Лори Мейерс
- Бетани Брэй «Сойти с ума»
Книги и DVD (counseling. org/publications/bookstore)
- Молодежь в группе риска , шестое издание, под редакцией Дэвида Капуцци и Дугласа Р. Гросса
- Современный подход к расстройствам, связанным с употреблением психоактивных веществ , второе издание, Форд Брукс и Билл МакГенри
- Активные вмешательства для детей и подростков , Джеффри С. Эшби, Терри Коттман и Дон ДеГрааф
- Оценка и предотвращение самоубийств , DVD, представленный Джоном С. Вестефельдом
Ресурсы психического здоровья ВДА (counseling.org/knowledge-center/mental-health-resources)
- Предотвращение самоубийств
- Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и зависимость
- Ресурсы ЛГБТК
Вебинары
- «Депрессия/биполярное расстройство» с Кармен С. Гилл (CPA22120)
- «Травма/ОКР/тревога» с Викторией Э. Кресс (CPA22118)
- «Злоупотребление психоактивными веществами / разрушительный импульсный контроль / расстройство поведения» с Шеннон Карл (CPA22116)
- «Консультирование студентов, перенесших травму: практические рекомендации на уровне начальной, средней школы и колледжа» с Ричардом Джозефом Бехуном, Джули А.