Суть жизни человека: Смысл жизни — Психологос

Смысл жизни человека в аспектах культуры, философии, психологии

Сколько раз мы вступали в споры, особенно по молодости, о смысле жизни человека. Да и шире! О предназначении всего человечества, забывая, что до нас величайшие умы пытались докопаться до истины, вступали в полемику в попытках разобраться, что же стоит за этим вопросом. Попробуем собрать основные тезисы поиска в одну статью.

Значение существования человека – многогранный вопрос, требующий рассмотрения с различных точек зрения для полного изучения. Чтобы приблизиться к пониманию содержания озвученной проблемы, проанализируем смысл жизни человека:

  • в культуре,
  • в философии,
  • в психологии.

Смысл жизни в культуре

Многие писатели и мыслители на протяжении всей истории культуры задавались вопросом сути бытия личности. Древними мудрецами было много сказано о смысле жизни.

Из стихов Омара Хайяма составляют целые сборники, посвященные поиску предназначения: «О любви и смысле жизни». Ведущую роль в жизни восточный мудрец отдавал человеческому разуму. Ведь именно он руководит поступками людей, придает существованию особое значение.

 

Литература Средних веков во главе ставила идею, состоящую из понимания земной жизни как нечто преходящего, но божественный замысел создания человечества волновал людей и в то время. Предназначение искалось в героических эпосах («Песнь о Роланде»), в народной лирике, драме («Роман о лисе»). Немалый вклад внес Данте, создав «Божественную комедию», рассказывающую как стоит жить, дабы не попасть в чистилище или преисподнюю.

Эпоха Возрождения ушла от этой тенденции, показав людям, что стоит наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Значительным в этом плане является произведение Боккаччо «Декамерон», живописно рисующее «страсть к жизни у порога Смерти», по мнению академика А. Н. Веселовского.

Боккаччо стал одним из первых гуманистов Ренессанса, отвергающим средневековый аскетизм, учивший не столько жить, сколько умирать. Он советовал человеку осознать свое величие и наслаждаться красотой земного мира, созданного Богом.

Немецкий классицизм занимает особое положение в поисках смысла жизни человека. Литература Германии в лицах Шеллинга, Гегеля, Ницше оказала влияние на развитие философии. А «Фауст» Гёте не зря считается достойным представителем литературных произведений, повествующих о призвании, цели существования на земле. Автор дал свое понимание счастья. Писатель считает, что это постоянный труд на пользу своего народа и страны.

О смысле жизни в русской литературе

Проблема поиска смысла жизни человека – ключевая в русской литературе. Вопросами «Зачем я живу?», «Для чего я родился?» задаются многие литературные герои, например, Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»), Константин Левин Толстого («Анна Каренина»). Весь литературный путь Ф.М. Достоевского представляет поиск сути жизни, заключающийся в обретении нравственности: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». Добавим многочисленные лирические произведения А. С. Пушкина, А. А. Фета, А. А. Блока и др. Критики отмечают: вся русская литература 19 века – концептуальная. Писатели «Золотого века» обладали не только литературным талантом, но и философским складом ума.

Значение людского существования ищут и современные авторы. Курт Воннегут, Паоло Коэльо, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер. Не отстают даже исполнители эстрады. Валерий Меладзе посвятил поиску смысла человеческой жизни песню «Мой брат», начинающуюся со слов:

«Один человек искал смысл жизни, Нашёл, потерял, да в этом ли дело».

 

Смысл жизни в философии

Начиная с античных времен, человечество озабочено поиском ответа на вопросы:

  • для чего нам дана жизнь,
  • с какой целью,
  • к чему она ведет,
  • каковы должны быть жизненные ценности.

Большой вклад в поиск смысла жизни человека внес Сократ, обратившийся к проблемам добра и зла. Он считал, любому следует исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания.

Учение стало популярным и распространялось последователями через ряд «сократических» школ. Правда, внутри течения произошел раскол на киников (Диоген), проповедующих, что счастье человека в его независимости, и платоников (Платон), вещавших: суть жизни – освобождение от уз не только мира, но и тела.

Отношение Сократа к собственной жизни отлично характеризовало его учение. Перед смертью он попросил принести петуха в жертву Асклепию, символизируя этим свою гибель как освобождение от земных оков, выздоровление.

Аристотель же полагал, что суть существования – в счастье, состоящем из познания и мышления.

Большое распространение получило учение Эпикура, считавшего, что смысл человеческой жизни – в удовольствии (избавлении от физического и душевного страдания, страха смерти).

Параллельно с этими теориями развивался материализм, утверждавший, что законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. Эпикур и его последователи ставили во главу угла самосовершенствование, заключающееся в избавлении от страха перед богами, смертью и страстями.

Смысл жизни материализм видел в возможности быть счастливым при любых обстоятельствах.

В современном значении он появился в работах Томаса Гоббса, в основе термина лежали механицизм и метафизика.

 

В то же время получил распространение пантеизм, объединивший понятие мира и Бога, который отрицался как антропоморфное существо и отождествлялся с природой. Смысл жизни пантеизм считал уважительное отношение к окружающему миру, всему живому.

Смысл жизни пантеизм и материализм

В пантеизме выделяют три направления:

  • натуралистический, или материалистический (Бог идентичен Вселенной, материя первична),
  • идеалистический (идеал – первоначален),
  • дуалистический (объединение материального и идеального начал).

Именно последнее направление развивал Спиноза, объединив течения. Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в самом существовании. Сохранение жизни и рост жизненной активности оказываются высшими ценностями.

Для Спинозы целью метафизики было достижение довольства, душевного равновесия и радости. Достичь ее можно лишь посредством познания человеком своей природы, своего места во вселенной.

19 и 20 век обозначили очередной виток в развитии философии и определения предназначения: иррационализм, экзистенциализм, нигилизм, позитивизм, прагматизм. Каждое из направлений – целая тема для полноценной статьи. Движет ли человеком чужая воля или каждый сам творит свою судьбу? Представляет ли человеческая жизнь ад или абсурдное существование? А может, смысла бытия вообще нет? Спор философов тех веков продолжается по наши дни.

Смысл жизни в психологии

Начиная с 20 века, на проблему определения значения существования устремили свое внимание, помимо писателей и философов, еще и психологи. Ученые обратили «смысл жизни» в термин и дали ему определение: это источник и движущая сила человеческого поведения, стремление индивида к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

С этого ракурса сущность бытия изучается в аспекте воздействия факторов, формирующих смысл жизни в индивидуальном развитии, а также влияние отсутствия значения существования на личность и ее жизнедеятельность.

Свою трактовку сути жизни давали различные психологи. Например, З. Фрейд считал, что доминанта бытия – получение удовольствий и наслаждений. Его ученик Э. Фромм сместил акцент, полагал, что люди тянутся к светлому и позитивному: верности, счастью, любви.

А В. Франкл утверждал, что отсутствие смысла жизни ведет к болезням и психологическим расстройствам. Поэтому важно найти свой путь, воспользовавшись одним из способов:

1) заняться делом, связанным с достижением социально-значимых целей;

2) обрести гуманистические ценности;

3) найти собственные взгляды на обстоятельства жизни.

Необходимо помнить, что смысл жизни может быть в будущем (цели), настоящем (чувство насыщенности жизни), прошлом (удовлетворенность результатами деятельности или жизни в целом).

Предметом изучения Чудновского послужила проблема формирования смысла жизни: осознание собственных возможностей для постановки реальных, достижимых целей. Эти цели должны коррелировать с объективными условиями и возможностями каждого отдельно взятого человека. Ведь несоответствие желаемого с достижимым может привести к депрессиям и неврозам.

Человек и смысл жизни

Вопрос о смысле жизни это вопрос о таинстве человеческого существования в мире. История развития духовной культуры человечества пронизана поиском смысла жизни. Эта проблема вечная, она повторяется в каждом витке истории, в сознании любого, кто размышляет о жизни. Зачем человек родился? Для чего он живет? Каково его предназначение? В чем ценность его существования? Как правило, эти вопросы возникают у человека в кризисные, переломные моменты жизни, когда привычная система ценностей подвергается серьезному испытанию. Это глубоко личное переживание человеком своего отношения к миру, которое он пытается осознать и переосмыслить.

Философия, как учение о мире в целом, о сущностном проявлении универсального в системе «мир – человек», может помочь человеку приоткрыть завесу тайны. Интерес к философии возникает из глобальной потребности человека объяснить самому себе мир, в котором ему суждено жить; найти фундаментальные основы бытия, понять многообразие и изменчивость жизни, смысл существования и свое предназначение в мире. Философское познание человека, в этом случае, направлено на поиск такого знания, которое помогло бы ему преодолеть эмоциональные проблемы, достичь гармонии ума и сердца, и создать условия для оптимальной жизни. Цель этой философии в стремление обрести мудрость, как высшую радость, знание о сущности бытия, познать естественное благо жизни, открыть сознание гармонии мира, и ощутить её силу и свободу в системе отношений «мир-человек».

Широко распространено мнение о том, что философское знание — это теоретическое мировоззрение, в котором, в виде системы абстрактно-логических суждений, понятий и категорий, выражено отношение человека к миру. Одновременно философия – это и знание о самом философском знании. Оно не существует вне человека. Философское знание неизменно включает в себя и самого философствующего субъекта, и опыт критической рефлексии способа его существования. Это процесс познания, требующий напряжения духовных и интеллектуальных сил человека, это путь, который человек, приобщаясь к философскому знанию, все-таки должен пройти сам.

Поэтому философия — это не только форма теоретического мировоззрения, в котором выражено в понятиях и суждениях отношение человека к миру, но и способ жизни человека в этом мире. Какова философия, такова и жизнь. Если мы не можем найти гармонии в отношениях с миром, значит наша философия несовершенна. Если духовно-практическая деятельность человека, его философия, становится способом его гармоничной жизни в этом мире, значит он владеет правильным знанием.  

Поиск правильного знания, как и сама проблема смысла жизни, не может решаться вне связи со всем тем, что принято называть культурной парадигмой, менталитетом, традиционным укладом, моделями поведения, стилем жизни, в котором отражены социальные стереотипические взгляды человека на мир. Понимание смысла жизни всегда опосредованно теми культурными ценностями, которые человек усвоил в период своего становления как личности. Ценности в философии рассматриваются как ядро человеческой психики, как некие устойчивые “стандарты”, нормы, установки, являющиеся основой для выбора человека. Ценности, преломляясь сквозь призму его сознания, формируют основные жизненные цели человека, его мотивы, направление деятельности и модели поведения. Ценности дают человеку представление о сущности и одновременно являются условием его полноценного бытия. Они определяют изнутри, из сокровенных глубин личности то, что впоследствии реализуется в способе существования человека.

Модели поведения и сам стиль жизни человека – это способ утверждения, воплощения и воспроизведения определенных духовных, культурных и социальных ценностей, которые воплощают образ желаемого качества жизни. Ценности представляют то, чего человек хотел бы достичь в своей жизни. Качество жизни, ее материальная составляющая, определяет модель поведения человека, и наоборот, способ духовно-практической деятельности, степень развития сознания человека влияет на его качество жизни. Мир таков, каким мы его себе представляем. Но свободны ли мы в своем представлении? Наверное, нет. Наше ощущение, восприятие мира обусловлено нашими органами чувств, но суждение о нем, понимание себя и своего места в мире зависит от тех культурных традиций, которые мы унаследовали от своих предков.

Человек рождается, взрослеет, вступает в брак, рожает детей, которых растит до достижения ими социальной самостоятельности, встречает смерть и уходит из жизни в соответствии с обычаями своего общества. С точки зрения повседневного, обыденного и естественного понимания жизни считается, что человек реализовал себя, если он, избежав серьезных болезней, в достаточной мере удовлетворил свои первичные потребности. То есть, потребности поддержания жизни, обеспечения безопасности, продолжения рода, общения и др. Чтобы преуспеть в жизни в этом смысле, достаточно следовать существующим в обществе правилам поведения и установкам общественного сознания, которые широко транслируют СМИ. На этом уровне понимания жизни, авторитетами в выборе моделей поведения являются: семья, учителя, врачи, священники, представители системы власти и правопорядка.

Можно выделить две основные модели социально-культурного поведения человека или два способа социальной реализации. Первая модель — это полное принятие существующих в культурной парадигме моделей поведения и воспроизведение их в своей жизни. В этом случае, человек, продолжая культурную традицию, неосознанно повторяет не только положительный опыт, но и опыт ошибок предыдущих поколений. Вторая модель опирается на осознанный выбор жизненных целей и стиля поведения, основанный на анализе и переосмыслении исторического опыта предыдущих поколений.

Первая модель поведения обеспечивает повторение цикла существования предметного мира, воспроизведение традиционного уклада определенной системы ценностей. Вторая – дает возможность преобразования своей социальной судьбы путем творческого воздействия на жизнь. В этом случае жизнь — это естественный фон, в котором личность реализует свой сценарий. Человек есть “то, чем (или кем) он решил быть”. Человеческое существование дано как “возможность быть”, что и обуславливает стремление человека выйти за рамки наличного, отыскать высший смысл своего существования. Главное здесь цель, которую ставит перед собой личность, а жизнь – это одно из необходимых условий осуществления цели. Этическая оценка этих моделей поведения зависит от того, какие ценности воспроизводит человек. Подлинная и полная смысла жизнь всегда опирается на глубокую внутреннюю убежденность человека в том, что его жизнь связана с метафизическими максимами. Это может быть вера в Бога, в идеалы Истины — Добра — Красоты и т. д.

«Смысл жизни» – это переживание некоторой ценности, которая укрепляет и стимулирует активное деятельное начало в человеке. Переживая любовь, человек любит. И, переживая счастье, он счастлив. Но, убеждая себя в том, что он любит и счастлив, – человек не чувствует на самом деле ни любви, ни счастья. И, напротив, переживая любовь и счастье, он не нуждается ни в каких умозаключениях.

В основе любого переживания лежит потребность, которую человек стремится удовлетворить. Чем сильнее потребность, тем активнее человек ищет способ её удовлетворения. Жаждущий истины, любви, успеха занят поисками не ради того, чтобы искать, а ради того, чтобы найти, почувствовать момент истины, испытать любовь, пережить успех и т. д.

Поэтому иметь смысл жизни, значит любить жизнь, и переживать примерно такие же чувства, как в тех случаях, когда мы влюблены в человека. Любить жизнь – значит принимать не только радость и счастье, но также горе, боль и страдания, так как они тоже часть этой жизни. При этом, по возможности, стремиться уменьшить количество страдания и подарить больше радости людям. Всю жизнь человек учится решать глобальную проблему совмещения Высшего и земного. Мудрость жизни заключается в том, чтобы найти и осознать золотую середину между этими противоположностями и осуществить их в своей жизни.

Лариса Крашкина

Москва, 2002-2007 г.г.

 

 

Сущность человеческого существования Анализ в поисках смысла человеком

Сущность человеческого существования Анализ в поисках смысла человеком | ЛитЧартс

Для Франкла сущностью человеческого существования является «ответственность». Мы люди, потому что у нас есть обязательства перед другими и, что более важно, перед самой жизнью.

Жизнь требует, чтобы каждый из нас нашел способ сделать свое время на Земле значимым.

Сущность человеческого существования Цитаты в

Человек в поисках смысла

Человек в поисках смысла приведенных ниже цитат либо произнесены Сущностью человеческого существования, либо относятся к Сущности человеческого существования. Для каждой цитаты вы также можете увидеть другие связанные с ней термины и темы (каждая тема обозначается своей точкой и значком, например:

).

Именно эта духовная свобода, которую нельзя отнять, делает жизнь значимой и целеустремленной.

Номер страницы и ссылка: 67

Объяснение и анализ:

Но есть и цель жизни, которая почти лишена ни созидания, ни наслаждения и допускает только одну возможность высоконравственного поведения: а именно, в отношении человека к своему существованию, ограниченному внешними силами.

Номер страницы и ссылка: 67

Объяснение и анализ:

Разблокируйте с помощью LitCharts A +

Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильного решения своих проблем и выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком.

Номер страницы и ссылка: 77

Объяснение и анализ:

Разблокировать с помощью LitCharts A +

Не надо искать абстрактный смысл жизни. У каждого есть свое особое призвание или миссия в жизни для выполнения конкретного задания, которое требует выполнения. В нем он не может быть заменен, и его жизнь не может быть повторена. Таким образом, задача каждого так же уникальна, как и его конкретная возможность ее реализовать.

Номер страницы и ссылка: 109

Объяснение и анализ:

Разблокируйте с помощью LitCharts A +

В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а должен признать, что спрашивают именно его. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит за свою жизнь; на жизнь он может реагировать, только будучи ответственным.

Номер страницы и ссылка: 109

Объяснение и анализ:

Разблокировать с помощью LitCharts A +

Акцент на ответственности отражен в категорическом императиве логотерапии, а именно: «Живи так, как будто ты живешь уже во второй раз и если в первый раз ты поступил так же неправильно, как сейчас действовать сейчас!»

Номер страницы и ссылка: 109

Объяснение и анализ:

Разблокировка с помощью LitCharts A +

Однако свобода не является последним словом. Свобода — это только часть истории и половина правды. Свобода — всего лишь отрицательный аспект всего явления, положительным аспектом которого является ответственность.

Номер страницы и ссылка: 132

Объяснение и анализ:

Разблокировать с помощью LitCharts A +

Сущность человеческого существования Термин Временная шкала в

Человек в поисках смысла

На временной шкале ниже показано, где появляется термин «Сущность человеческого существования» в «Человек в поисках смысла» . Цветные точки и значки указывают, какие темы связаны с этим внешним видом.

…Человек несет ответственность перед жизнью за открытие этого смысла. В логотерапии «ответственность» — это « сущность человеческого существования ». (полный контекст)

В чем сущность человека?

На днях, когда я ходил за продуктами, чей-то ребенок упал на пол прямо перед моей тележкой. Он устроил настоящее шоу.

Вот что я увидел: ребенок, симпатичный мальчик лет четырех-пяти, хотел коробку хлопьев Cocoa Puffs. Его мать сказала нет. «Чистый сахар на завтрак?» она сказала: «Я так не думаю, милый. Это было бы нехорошо для тебя». Мальчик умолял и умолял. Она улыбнулась и покачала головой. Он начал плакать. Затем он начал кричать с максимальной громкостью, которую могли издать его крошечные легкие, которая заполнила весь магазин. Мать пыталась его успокоить, но безрезультатно. Он бросился на пол и забился, как в физической муке, крича во весь голос, сбивая коробки с хлопьями с полок, выдавая всем напоказ свой гнев и недовольство.

Внезапно, пытаясь заглушить невероятный шум, который производил декомпенсированный ребенок, мой разум увидел его на сорок лет в будущем, как политического лидера или генерала, чей иррациональный гнев привел целую нацию к войне.

Взрослые тоже бывают истериками, знаете ли, но когда мы даем им ответственность за миллионы людей, их срывы наносят гораздо больший ущерб.

Так или иначе, мое внезапное неожиданное видение заставило меня весь день и всю ночь размышлять о природе человеческого разума.

Конечно, мы разумные существа, но у всех нас есть сильные иррациональные эмоциональные импульсы, что ярко продемонстрировала истерика мальчика из хлопьев. Если мы переживем собственные детские срывы и вырастем зрелыми, разумными взрослыми, мы научимся осознанно и рационально оценивать факты ситуации и подавлять эти импульсы. Но никто никогда не избегает их полностью — если вам нужны доказательства, просто почитайте газету или посмотрите новости. Каждый день вы будете видеть, как предполагаемые взрослые действуют совершенно иррационально, способами, которые гарантированно навредят себе или другим.

Вот почему нам нужны основополагающие институты человеческой цивилизации — правительства, верховенство закона и религиозные системы — чтобы действовать рационально и никому не причинять вреда. Без этих цивилизационных институтов человечество могло бы снова погрузиться в хаос и племенное варварство. Об этом мне напомнило недавнее интервью в New York Times с ученым из Гарварда и известным писателем Стивеном Пинкером. Интервьюер спросил его: «Итак, нам нужны такие институты, как правительство, чтобы мы действовали рационально?» Пинкер ответил:

Никто из нас не идеален. Сами ученые не так страшны, не совсем рациональны. Мы можем создать институты, которые приведут к большей рациональности, чем любой из нас в отдельности, такие как рецензирование, свобода слова, свободная пресса, эмпирическое тестирование — нормы и институты, которые сделают нас коллективно более рациональными, чем любой из нас. индивидуально. — Доктор Стивен Пинкер, в интервью Карен Вайнтрауб, « Стивен Пинкер думает, что будущее выглядит ярким: психолог из Гарварда говорит, что он не мечтательный оптимист. Просто данные не врут », «Нью-Йорк Таймс», 19 ноября 2018 г.

Прочитав это наводящее на размышления интервью и последнюю книгу доктора Пинкера « Просветление сейчас », я начал размышлять о человеческих рациональных способностях и нашел этот поразительный отрывок из Баха. u’llah в писаниях бахаи:

Рассмотрим способность разума, которой Бог наделил сущность человека. Исследуй самого себя и увидь, как твое движение и неподвижность, твоя воля и намерение, твое зрение и слух, твое обоняние и сила речи и все остальное, что связано с твоими физическими чувствами или духовными восприятиями или превосходит их, все происходят от этой самой способности и обязаны своим существованием ей. Они так тесно связаны с ним, что если меньше чем в мгновение ока его связь с человеческим телом будет разорвана, то каждое из этих чувств немедленно перестанет выполнять свою функцию и будет лишено способности проявлять признаки своей деятельности. Несомненно ясно и очевидно, что каждый из этих вышеупомянутых инструментов зависел и всегда будет зависеть в своем надлежащем функционировании от этой рациональной способности, которую следует рассматривать как знак откровения Того, Кто есть суверенный Господь. из всех. Благодаря его проявлению были раскрыты все эти имена и атрибуты, а приостановкой его действия все они разрушаются и погибают. …

Если бы ты размышлял в своем сердце, отныне и до конца, которому нет конца, и со всем сосредоточенным разумом и пониманием, которого достигли величайшие умы в прошлом или достигнут в будущем, эту божественно предопределенную и тонкую Реальность Это знамение откровения Всепреходящего, Всеславного Бога, ты не сможешь постигнуть его тайну или оценить его силу. Осознав свое бессилие достичь адекватного понимания той Реальности, которая пребывает внутри тебя, ты с готовностью признаешь тщетность тех усилий, которые могут быть предприняты тобой или кем-либо из сотворенных существ для постижения тайны Живого Бога. , Дневная Звезда немеркнущей славы, Ветхий вечных дней. Это признание беспомощности, к которому зрелое созерцание должно в конце концов побудить каждый разум, само по себе является вершиной человеческого понимания и представляет собой кульминацию человеческого развития. – Бахаулла, Крупицы из Писаний Бахауллы , стр. 164-166.

«Подумайте о разумных способностях, — предлагает Бахаулла, а затем —… признайте тщетность таких усилий… постичь тайну…»

Наша разумная способность — наша уникальная человеческая способность применять логика, мышление более высокого уровня и моральное суждение о наших мотивах и действиях — выходит за рамки чувств. Она питает наше сознание, определяет нашу человеческую реальность и освещает наши души, даже если у нас нет возможности полностью понять или понять ее.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *