Табу что это означает: Что-то пошло не так (404)

Содержание

Откуда взялось понятие табу и почему оно оказалось таким живучим

Всем культурам знакомо понятие табу. Но что это на самом деле — священный запрет, религиозная практика или способ регулирования повседневной жизни людей? В действительности речь идет о трех способах понимания этого термина: табу как историческое явление в Полинезии, как религиозные запреты и, наконец, табу в переносном, повседневном смысле. Религиовед Ксения Колкунова рассказала о том, с чего все начиналось, об эволюции понятия табу и священных запретах в контексте истории религии. T&P сделали конспект ее лекции.

Ксения Колкунова
Кандидат философских наук, доцент ПСТГУ, религиовед

Табу — ключевое понятие для религиоведения. В этой лекции речь пойдет о его эволюции, осмыслении термина в западной науке. В современные языки слово «табу» вошло как минимум в трех контекстах, трех способах употребления. Можно говорить о табу как о специфическом явлении полинезийской религиозности, с которого начинается размышление о табу в Европе, затем понятие расширяется и начинает применяться уже ко всем религиозным системам. Мы можем говорить о табу в широком смысле — как о любом священном запрете, религиозных предписаниях, ограничивающих поведение человека. Наконец, можно рассуждать о табу в переносном смысле: так мы говорим в повседневной речи, что какие-то вещи являются запретными, и это уже максимально уводит нас от полинезийцев, с которых все когда-то начиналось.

Антропология. Джеймс Кук и аборигены

В 1777 году печально известный капитан Джеймс Кук впервые на английском языке опубликовал истории об аборигенах, которые поразили его своим поведением. Он обнаружил, что у жителей маленьких островов Тонга невероятно строгие нравы и предписания и для их обозначения они используют слово «табу» (точнее, «тапу» — но сейчас они уже и сами говорят «табу», потому что заимствовали общепризнанное произношение). Впоследствии филологи и лингвисты выяснили, что слово «тапу» означает «особым образом отмеченное, помеченное, выделенное» и даже о самих островах местные жители говорят, что это «тапу» — священные запретные южные острова. Так Кук задает нам первую точку отсчета: табу — то, что под запретом.

В XVIII–XIX веках важным источником знаний об аборигенах были записки путешественников. Произошло окончательное оформление колониальной системы, и именно из дневников очевидцев складывалось европейское представление о происходящем на этих загадочных островах, в Африке и Южной Америке. Так постепенно формировалось то, что мы называем антропологией, — изучение бесписьменных народов. Как дисциплина она начинается с Эдуарда Тайлора, который в 1871 году публикует книгу «Первобытная культура».

Психология. Джеймс Фрэзер и Зигмунд Фрейд

В XIX веке классики антропологии и религиоведения считали, что есть некоторая универсальная сущность человека (примерно одна и та же у диких аборигенов на островах Тонга и у высокоинтеллектуальных французов) и изучать ее лучше всего по самым простым и диким племенам. В Новое время в принципе была установка, связанная с общим рационализмом эпохи, что у всех религиозных явлений должна быть естественная причина, научное объяснение.

Британский ученый Джеймс Фрэзер, который сам никуда не ездил и работал с записками путешественников, в 1890 году опубликовал работу «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Он заметил, что пищевые табу островитян часто связаны с семейными преданиями (например, какой-то предок перед смертью сказал, что может перевоплотиться в банановое дерево, поэтому его потомки не едят бананы), и счел, что психологические табу являются порождением фантазии.

Аборигены интересовали и Зигмунда Фрейда. Ему казалось, что на примере дикарей можно изучать формирование психики современного человека. В «Тотеме и табу» он описывает (также по второисточникам) различные практики аборигенов. Фрейда интересуют отношения между полами, и из всего многообразия примеров он выбирает табу, запрещающие отношения между тещей и зятем, тестем и зятем, невесткой и свекром, невесткой и свекровью. У некоторых племен существуют ограничения на любые контакты между тещей и зятем: они не то что разговаривать, даже видеться не должны. Фрейд из этого радостно делает вывод, что такие запреты связаны с потенциальной привлекательностью тещи для зятя, поскольку она, предположительно, похожа на его жену. Чтобы исключить этот инцестуозный соблазн, общество создает регулирующее табу. Другой вариант объяснения — мужчину может испугать то, какой станет его жена. Получается, что у Фрейда, с одной стороны, психологизм, а с другой — привнесение если не личного опыта, то, во всяком случае, каких-то европейских культурных кодов.

Религия. Эмиль Дюркгейм и Рудольф Отто

Фрэзер считал, что корни религиозного мировоззрения можно найти в магии, Фрейд искал первоначальные формы религии в тотемизме — в целом тогда многие ученые пытались построить систему развития религии, начинающуюся с некоторой минимальной формы. Как, например, Эмиль Дюркгейм, который разрабатывал теорию минимума религии.

Работа Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), посвященная тотемистической системе в Австралии, создает каркас, который будет часто заимствоваться исследователями для разговора о табу. Ученый пишет, что религия — это институциональное и практическое оформление системы отношений, подразумевающее наличие священных и профанных предметов.

Священные предметы вызывают сильные эмоциональные переживания и одновременно воспринимаются как несущие потенциальную угрозу.

Ситуация, в которой зять видит тещу, должна быть исправлена с помощью каких-то ритуалов, символического очищения, физического наказания.

Похожую психологическую теорию религии создает немецкий теолог Рудольф Отто, который в 1917 году публикует книгу «Священное». Он тоже утверждает, что священный, нерациональный опыт вызывает два базовых переживания — благоговение и ужас.

Табу для всех и для каждого

Насколько запреты, существующие в разных религиях, попадают в область табу? Если следовать представлениям о том, что табу — это все, что касается одновременно священного и опасного, требующего определенной подготовки для контакта, то вполне можно отнести к табу пищевые запреты в иудаизме или специфическое отношение к коровам в Индии. Корова — это не только то, что нельзя есть и бить, но это еще и источник очистительной практики. Если кто-нибудь нарушил табу, его можно очистить с помощью коровьей мочи — такой у коровы в Индии сакральный статус. Это встраивается в определенную теологическую систему: так, бог Кришна, согласно индуистским верованиям, на определенном этапе своей божественной жизни был пастухом.

Любая типология табу обречена на провал из-за многих уровней, в которых эти запреты могут существовать. Самое базовое деление — индивидуальные и коллективные. Если начать думать как авторы XIX века, табу — не только полинезийское явление, и можно эту модель применить к другим религиозным традициям, например кельтам: в их сагах описаны гейсы. Гейсы можно интерпретировать как индивидуальные табу, регулирующие жизнь конкретного деятеля. Чем важнее герой, тем больше у него гейсов. Например, с Кухулином ситуация была весьма печальная: он великий герой, у него очень много гейсов, и в какой-то момент они начали противоречить друг другу, из-за чего он и погиб.

Индивидуальные табу связаны с выдающимся лицом, но в них всегда попадают и запреты, связанные с родом, местом, профессией и с какими-то другими социальными маркерами. Поэтому в конечном счете эпические персонажи оказываются наделены не только индивидуальными табу. Когда мы говорим о табу в религиозных системах, мы в основном имеем дело с коллективными табу.

Дюркгейм выделяет другой базовый тип табу — запреты, связанные с каким-то контактом. Например, пищевые запреты — на еду, приготовленную определенным образом. Другая форма контактного табу — это табу-избегание. Избегать можно все ту же тещу или людей, обладающих некоторыми специфическими свойствами.

В некоторых традиционных культурах, например, близнецы могут восприниматься как обладающие сакральной природой и приносящие остальным удачу, но иногда это табуированные люди, которые могут принести заразу племени. У индейцев Южной Америки есть племя, где мать даже выгоняют за такое безобразие.

Существуют запреты, связанные с поведением человека: табу на какие-то жесты, позы, действия или слова. Табуированная лексика часто связана с религией или профессией. Например, в среде охотников Архангельской губернии в конце XIX века нельзя было упоминать название животного, на которого охотишься, нужно было использовать эвфемизмы: «пошел за косым» и т. п.

Есть много табу, связанных с кровью, в том числе менструальной. В каких-то культурах эти запреты встраиваются в теологическую систему. Библейское представление о том, что кровь содержит душу, в дальнейшем приводит к запрету на переливание крови у свидетелей Иеговы. Кровь оказывается табуированной и, например, в синтоистской культуре в Японии, где женщина во время менструации уходит из деревни и не возвращается, пока не пройдет процедуру очищения.

Существует два базовых источника табу. Во-первых, запреты часто связаны с «антисоциальными» явлениями: табуированными становятся вожди, колдуны, кузнецы (занимаются странными вещами) и узкие специалисты (специфический круг знаний, от них лучше держаться подальше).

Кстати, для тех, кто и так стоит вне социума, некоторые табуированные действия оказываются не такими уж табуированными. Например, у индейцев Гавайев, как практически у всех человеческих культур, запрещен инцест; человек, нарушивший это табу, может быть очищен только смертью. Но есть исключение — вождь: для него инцест не только возможен, но и крайне желателен, потому что дети, рожденные от такого брака, воспринимаются как неприкасаемые, как будущие вожди.

Синтоизм главным источником скверны считает смерть. Доходило до того, что в Средние века императорам приходилось издавать указы, запрещавшие выкидывать трупы в лесу: их не устраивало, естественно, что империя оказывается какой-то беспорядочной свалкой трупов, но люди считали, что труп — это антисоциальный элемент, поэтому его надо выкинуть и сделать вид, что ничего не было.

Во-вторых, «антисоциальными» оказываются люди в состоянии перехода из одного статуса в другой. Антрополог и фольклорист Арнольд ван Геннеп в книге «Обряды перехода» (1909) пишет, что любой обряд, связанный со сменой состояния (инициация или, например, свадьба), построен на принципе отделения: человек, переживающий переход, отделен (географически или символически) от основной части группы, и только когда он пройдет определенные практики, сможет вернуться и, получив новое имя, уже в новом статусе стать полноценным членом общества. На Андаманских островах считается неправильным употреблять имя умершего человека до окончания траура: так можно помешать процессу его перехода из состояния «живой» в состояние «мертвый». Леви-Стросс пишет, что в Австралии табуируется не только имя умершего, но и все однокоренные слова. Распространенный вариант табу — когда ребенка не называют именем умершего родственника. У калифорнийских индейцев есть ограниченный ряд имен, и носить двум людям одинаковые имена нельзя: если в племени лимит имен исчерпан, дети будут ходить безымянные, пока кто-нибудь не умрет и имя не освободится.

Современные табу — социальные, а не сакральные

Сегодня не только религиозные системы, но и повседневные суеверия несут отпечаток первобытных табу. Профессиональные запреты есть у рыбаков, пастухов, у творческих людей (наверняка все слышали про актерское пожелание сломать ногу) и практически у всех представителей профессий, сопряженных с опасностью для жизни, например у спортсменов: очень тонкая грань отделяет их от неудачи, и поэтому они держатся за возможность эту удачу сохранить. Мы называем это профессиональными суевериями — но что это, если не табу?

Табу в их первобытном смысле, не дававшие людям выйти за рамки социального, никуда не делись, просто вместо племен у нас теперь субкультуры и информационные круги.

Любая из социальных сред формирует правила, которые можно или нельзя нарушать. В фитнес-клубе тоже есть табу — если ты их нарушишь, на тебя все косо посмотрят, потому что эта маленькая среда хочет остаться стабильной. Здесь уже не остается момента сакральности и речь идет исключительно о социальном измерении.

То же самое и в Океании, с которой все начиналось. В XVIII веке к полинезийцам приехал Кук, узнал про табу и увез это знание в Европу. Европейцам очень понравилась идея табу, они начали употреблять это слово. А пока они развивали антропологию, в Полинезии рухнула колониальная система и табу (точно так же, как и у нас) постепенно лишилось сакрального смысла. На Гавайях словом «капу» (табу) теперь подписывают общественные памятники, а во Французской Полинезии табу обозначает любую частную собственность. Я считаю, что такое переосмысление понятия табу — это наследие нашего колониального визита и того, что мы забрали термин, расширили до нерелигиозных смыслов и импортировали его обратно в среду возникновения, где он приобретает новые смыслы.

Литература

  • Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: «Элементарные формы», 2018

  • Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: «Канон+», 1998.

  • Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2005.

  • Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. М., 2002–2003

  • Harvey G. Food, Sex and Strangers: Understanding Religion as Everyday Life. Routledge, 2013.

Слова-табу, способные разрушить любые отношения

ОТНОШЕНИЯ

Слова-табу, способные разрушить любые отношения

«Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры.
Джоан Харрис

Иногда в порыве страсти, гнева и злости мы способны наговорить много лишнего. Но слово, как известно, не воробей, вылетит – не поймаешь. И некоторые фразы, которыми мы, не задумываясь, кидаемся, словно фарфоровой вазой, в партнера, способны не просто ранить его, но и подтолкнуть к мысли о вашем расставании.

Слова обладают огромной силой. Некоторые из них, как занозы, вонзаются в наше сознание, и достать их оттуда бывает довольно сложно, а порой – даже невозможно. Поэтому очень важно уметь контролировать свой бурный словесный поток и даже во время ссор стараться не перегибать палку… Итак, какие же слова и фразы являются запрещенными?

«Разговаривай так со своей мамой!»

Практически все мужчины очень трепетно относятся к своей семье, своему роду, и, конечно же, к собственной матери. И используя словесные обороты и сравнения, которые хоть каким-то образом связаны с неприкосновенной персоной, вы рискуете не просто получить желтую карточку, но даже навсегда быть исключенной из игры.

Члены семьи и родственники для мужчин – это святое, и лучше даже не пытаться задеть своего спутника с помощью неуважительных словечек в их адрес.

«В этом Геннадий был лучше тебя…»

Произнося фразу вроде этой, вы допускаете сразу 3 роковых ошибки: 1. сравниваете своего спутника с кем-то другим; 2. сравниваете любимого не в его пользу; 3. напоминаете своему партнеру о существовании других мужчин в вашей жизни. Поэтому, если вы – женщина умная, подобные словосочетания стоит произносить только в том случае, если у вас есть некоторая склонность к мазохизму и самоистязаниям. Благоприятного исхода у таких фраз не бывает.

«Ты меня любишь?»

Понятно, что всем женщинам крайне важно знать и чувствовать, что их любят. Еще понятней, что далеко не все мужчины склонны ежесекундно напоминать нам о том, о чем уже было сказано однажды. Некоторые считают, что одного признания в любви должно быть вполне достаточно и незачем повторять известную фразу изо дня в день. Иногда мужчины молчат о своих чувствах совсем по другой причине: просто они их не испытывают и по-честному стараются не обманывать свою партнершу. Но женщины упорствуют, пытаясь выяснить правду, и с завидным постоянством заунывным голосом вопрошают вновь и вновь, тем самым провоцируя мужчину на ложь.

«Я тебе изменила, но это ничего не значит»

Рассказывая о своих изменах или просто о своих бывших, женщины пытаются поразить мужчин своей искренностью, совершенно не понимая, что она им совершенно не нужна. Оглашая факт своей измены, вы подписываете смертный приговор вашим отношениям, ведь простить женскую измену мужчинам намного сложнее, чем женщинам – мужскую. Поэтому эксперименты с повышенной откровенностью лучше оставить для подруг: они по крайней мере не будут после этого всю жизнь изо дня в день напоминать вам о брюнете, «с которым вам было так хорошо».

«Мы просто: друзья/целовались/ходили вместе в клуб/катались на велосипеде и т. п.»

Фразы, которые начинаются со слов: «Мы просто…» изначально не очень убедительны и попахивают порохом. А мужчины на такие вещи обладают хорошим профессиональным нюхом и, конечно же, прекрасно знают о том, что любая дружба между мужчиной и женщиной таит в себе некоторые опасности. Девушки – создания легкомысленные и по молодости нередко глупые. И то, что женщинам может казаться закономерной частью безобидного флирта, мужчин с такой же легкостью может успешно повергать в ярость.

«Если ты этого не сделаешь, мы расстанемся»

Манипуляция – не самый лучший способ взаимодействия с партнером. Возможно, вы научились этому в детстве и привыкли манипулировать всем и каждым в своем окружении, но совершенно точно – это не здоровая модель поведения, от которой необходимо отказаться как можно быстрее. Любые угрозы раздражают, поэтому, когда кто-то чем-то тебе угрожает, хочется поскорее дать этому человеку то, чем он угрожает, чтобы он навеки успокоился и наконец-то перестал манипулировать. Люди — не марионетки, которыми можно и нужно управлять. Позвольте им поступать так, как они считают нужным.

Обязательно имейте это в виду, когда в следующий раз решите поставить любимому очередное условие…

«Ты ни на что не способен/ничего не делаешь/ничего не умеешь и т. д»

Навешивая на людей ярлыки, вы вынуждаете их им соответствовать. Зачем что-то делать, если вы не способны это оценить и только упрекаете? Нет, таким методом трудно добиться хороших результатов. Чтобы заставить человека что-то делать лучше, чем он это делает сейчас, его нужно для начала похвалить за то, что он уже сделал. И такими вот маленькими шажками постепенно добиваться своих целей. А упреками и оскорблениями еще никому не удавалось мотивировать другого человека.

«Когда мы поженимся?»

Этот вопрос, особенно если его, как мантру, повторять изо дня в день, способен вывести из равновесия кого угодно. Даже женщину. Мужчина, который еще не готов к тому, чтобы связать себя с вами брачными узами, легко может испугаться натиска, просто напросто дать задний ход и испариться из вашей жизни, обосновывая ваш разрыв тем, что у вас разные цели и планы на жизнь.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы taboo

на Китайский (Традиционный)

(宗教或社會習俗方面的)禁忌,忌諱…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

(宗教或社会习俗方面的)禁忌,忌讳…

Узнать больше

на испанском языке

tabú, tabú [мужской-женский род, единственное число]…

Подробнее

на португальском

табу, табу [мужской род]…

Увидеть больше

на других языках