Техники развития креативности – Техники креативности: 10 способов раскрыть свое творческое «я»

Содержание

Техники развития креативности

Одна из главных целей упражнений для развития креативного мышления состоит в том, чтобы уйти от привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, из которых можно отобрать самые полезные. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы

уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы…

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

— Что если бы люди вели ночной образ жизни?
— Что если бы свиньи могли летать?
— Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson’s, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с предыдущим; испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.

Тесты креативности

Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.

Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами. 
Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия. 
Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ. 
Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.

Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.

Вопрос 1: 15 минут

Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?

Вопрос 2: 30 минут

При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?

Вопрос 3: 10 минут

Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?

Вопрос 4: 10 минут

Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?

Вопрос 5: 15 минут

Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение?

Возможные варианты ответов приведены внизу. Не торопитесь заглядывать в них. Чтобы узнать ответ, выделите мышью соответствующую область после заголовка с номером вопроса. Текст ответа написан белыми буквами на белом фоне. Он станет виден при выделении этой области мышью.

Вопрос 1

Включаем первый выключатель и оставляем его включенным примерно на десять минут, а затем выключаем. Включаем следующий выключатель. Немедленно отправляемся в кабинет для приема посетителей. Лампочка, которая оказывается включенной, соединена со вторым выключателем, теплая лампочка — с первым, а оставшаяся лампочка, которая не включена и не нагрета, соединяется с третьим выключателем.

Вопрос 2

Воду заморозили, для чего в почве, сквозь которую сочилась вода, пробурили каналы, и через них закачали жидкий азот, после чего стало возможным вырыть канал и зацементировать стены.

Вопрос 3

Канал следует заполнить водой, тогда шарик для пинг-понга всплывает на поверхность.

Вопрос 4

Машина останавливается, и пастух отгоняет овец, так, что они оказываются позади автомобиля, и женщина может свободно проехать.

Вопрос 5

Нужно высыпать из коробки все кнопки и зафиксировать ее на двери с их помощью. Затем прилепить свечу ко дну коробки и зажечь. В этом случае воск не капает на пол и свеча не выпадет из коробки.


vatolin.info

Техники развития креативности

Одна из главных целей упражнений для развития креативного мышления состоит в том, чтобы уйти от привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, из которых можно отобрать самые полезные. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Автор: Филипп Картер (Philip Carter), британский специалист по разработке тестов интеллекта, автор более 100 бестселлеров. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы…

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?
  • Что если бы свиньи могли летать?
  • Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson\’s, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с предыдущим; испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.

Тесты креативности

Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.

  • Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.
  • Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.
  • Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.
  • Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.

Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.

Вопрос 1: 15 минут

Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?

Вопрос 2: 30 минут

При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?

Вопрос 3: 10 минут

Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?

Вопрос 4: 10 минут

Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?

Вопрос 5: 15 минут

Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение?

Возможные варианты ответов приведены внизу. Не торопитесь заглядывать в них. Чтобы узнать ответ, выделите мышью соответствующую область после заголовка с номером вопроса. Текст ответа написан белыми буквами на белом фоне. Он станет виден при выделении этой области мышью.

Вопрос 1

Включаем первый выключатель и оставляем его включенным примерно на десять минут, а затем выключаем. Включаем следующий выключатель. Немедленно отправляемся в кабинет для приема посетителей. Лампочка, которая оказывается включенной, соединена со вторым выключателем, теплая лампочка — с первым, а оставшаяся лампочка, которая не включена и не нагрета, соединяется с третьим выключателем.

Вопрос 2

Воду заморозили, для чего в почве, сквозь которую сочилась вода, пробурили каналы, и через них закачали жидкий азот, после чего стало возможным вырыть канал и зацементировать стены.

Вопрос 3

Канал следует заполнить водой, тогда шарик для пинг-понга всплывает на поверхность.

Вопрос 4

Машина останавливается, и пастух отгоняет овец, так, что они оказываются позади автомобиля, и женщина может свободно проехать.

Вопрос 5

Нужно высыпать из коробки все кнопки и зафиксировать ее на двери с их помощью. Затем прилепить свечу ко дну коробки и зажечь. В этом случае воск не капает на пол и свеча не выпадет из коробки.

Полный практический курс развития креативности изучается в Элитариуме в программе «Профессиональные навыки менеджера».

Источник: http://www.elitarium.ru

www.toptrening.ru

5 техник на развитие творческих способностей

Сколько раз ты завистливо разглядывала работу известного дизайнера или художника, думая про себя: «Надо же, какой талант! Вот бы и мне иметь творческую жилку!» Спешим тебя обрадовать: ты – креативщица ничуть не хуже, просто пока не разбудила спящие в тебе способности. Конечно, ты можешь возразить: мол, где же мне проявлять свою креативность? Усаживая ребенка на горшок? Стирая постельное белье? Моя пол в ванной?! Представь себе – да! Ежедневная рутинная работа потому и кажется нам такой скучной, что, выполняя ее, мы действуем как автоматы – никакого полета фантазии. А вот моя знакомая Ира приспособилась убирать при помощи… танцев! Все очень просто: включает подходящую музыку, закрепляет на тапках половые тряпочки – и вперед! А другая знакомая, Света, очень хотела перекрасить стены в детской, но денег на полноценный ремонт не хватало. Только и было, что несколько баночек краски разных цветов. Света подошла к вопросу творчески, да еще и ребенка подключила. Они вдвоем с дочкой, окуная ладошки в краску, раскрасили стены разноцветными отпечатками. Получилось очень интересно! Из этого можно сделать вывод: креативно и нестандартно можно решить массу бытовых проблем. Но для начала познакомимся с различными техниками, которые помогут тебе разбудить «спящее» правое полушарие мозга – именно оно отвечает за наши творческие способности. А для решения бытовых задачек воспользуйся готовыми креативными методиками. Их уже давно взяли на вооружение те бизнес-компании, которые поощряют нестандартный подход – и эти схемы приносят неплохую прибыль. Почему бы не перенять их, чтобы сделать повседневную домашнюю работу интересной и даже захватывающей?

Техника №1

Ментальные карты: расширяй границы разума

Отправляясь за покупками, Алина никогда не пишет список необходимых продуктов. Вместо этого она берет цветные карандаши и… рисует его! Уверяет: так лучше запоминается, что надо купить, к тому же поход в магазин превращается в интересную игру. Ведь наш мозг лучше воспринимает картинки, а не слова. Именно на этом свойстве основан принцип ментальных карт. Его создатель, англичанин Энтони Бьюзен, утверждает: его метод соответствует структуре человеческого мышления – ассоциативного, иерархического и визуального. Применение ментальных карт развивает память, образное мышление, помогает в принятии решений и выборе правильной стратегии достижения цели.

Описание техники. При создании ментальных карт вместо линейной записи, к которой мы привыкли в школе, используется радиальная. То есть главная мысль (заголовок) помещается в центр листа – и наше внимание автоматически концентрируется на самом главном. От центрального объекта расходятся ветви, на которых размещены емкие слова или визуальные образы.

Итак, приступаем! Скажем, ты планируешь отправиться в отпуск, но не можешь решишь, как его провести. Сядь за стол, возьми лист бумаги и фломастеры.

Ключевое понятие. В центре листа напиши слово «отпуск» и нарисуй забавную картинку – солнышко, горы, телевизор – словом, тот предмет, с которым у тебя ассоциируется отдых. Не беда, если рисунок выйдет слегка корявым – главное, чтобы ты понимала, о чем идет речь.

Ассоциации. Теперь от центрального образа проведи в разные стороны разноцветные «ветки» – они будут означать те образы, которые приходят тебе в голову при слове «отпуск». Например, одна веточка – это путешествия, другая – друзья, третья – удовольствие. К каждому понятию подбери и пририсуй картинку-иллюстрацию.

Детализация. Теперь расшифруй для себя каждую ветку. Например, от ветки «путешествия» проведи еще несколько веточек – по числу мест, куда тебе хотелось бы поехать. От ветки «друзья» – веточки с именами людей, с которыми тебе бы было приятно провести отпуск, и так далее. Итак, у тебя «вырисовалось» сразу несколько вариантов отличного отпуска. Можно продолжить: от веточек с названиями курортов провести еще, поменьше – на них ты обозначишь стоимость такого отдыха и узнаешь, какой из них тебе сегодня по карману.

Для рисования ментальной карты используй не более семи цветов, слова лучше писать крупными печатными буквами. Карта рисуется «на одном дыхании» без особых раздумий, как ребенок рисует картинку цветными карандашами.

Где применяем? В принципе, ментальными картами можно пользоваться где угодно. Например, для лучшей организации генеральной уборки, чтобы сообразить, что надо сделать и с чего лучше начать. Или когда тебе надо принять решение: какую технику лучше купить, в какую школу отдать ребенка, как провести выходные. Или если тебе, как Алине, надо запомнить какую-то информацию, от списка покупок до названий комнатных цветов.

Техника №2

Мозговой штурм: активность приветствуется

Таня задумала заняться своей фигурой. А для того, чтобы выбрать метод похудения, организовала мозговой штурм. Через полчаса у нее был готов собственный рецепт! Правда, для того, чтобы выбрать оптимальное средство стать стройной, она перебрала множество вариантов – от традиционных до самых нелепых, например, голодать в течение недели. Кстати, эта бредовая на первый взгляд мысль натолкнула ее на другую, более полезную: устраивать раз в неделю разгрузочный день. Смысл мозгового штурма в том, что среди массы идей, которые приходят тебе в голову, ты отбираешь самые перспективные.

Описание техники. «Штормить» можно как в одиночку, так и с компанией. Например, вы с мужем задумываетесь о том, как увеличить семейный бюджет, не слишком экономя. Усаживайтесь за стол и начинайте мозговой штурм!

Постановка проблемы. Это очень важный этап. Надо четко сформулировать задачу, которая перед вами стоит: как увеличить доходы? Запишите на листе этот вопрос.

Генерация идей. Проговаривайте и записывайте все возможные варианты, даже те, которые покажутся вам с мужем абсурдными: попробовать заработать в сетевом бизнесе, открыть интернет-магазин, заняться разведением породистых котят, сделать ремонт соседям, подрабатывать ночным сторожем… Нестандартные идеи только приветствуются! Все свои мысли обязательно фиксируйте на бумаге.

Группировка, отбор и оценка идей. Теперь детально рассмотрите каждую из своих идей. Есть ли в ней привлекательная сторона? Какие недостатки? Насколько она реальна? Скажем, мысль об интернет-магазине имеет свои привлекательные стороны. А можете ли вы ее осуществить? А если через интернет предлагать услуги по ремонту? Таким образом вы соедините две идеи в одну – суперидею!

Где применяем? Мозговой штурм хорош в том случае, если у тебя есть проблема, которую ты никак не можешь решить или ее стандартное решение тебе не нравится. Например, как лучше распорядиться нежданно пришедшими деньгами или как лучше отпраздновать юбилей свадьбы или… Впрочем, вариантов масса!

Техника №3

Метод «шести шляп»: примерь разные роли

Марина никогда не унывает и умудряется даже из самой патовой ситуации выйти победителем. Скажем, на курсах английского, которые посещал ее сын, почти вдвое подняли оплату. Неприятно? Еще бы! Сначала Маринка начала возмущаться: «Да как же так можно! Без предупреждения!», а потом сказала себе: «Стоп! Снимаю красную шляпу, надеваю зеленую. Какие есть альтернативы? Как еще обучить ребенка английскому?» Думала какое-то время – и придумала: можно купить аудиокурс и заниматься с ребенком по двадцать минут в день. И сама язык подучит! Метод «шести шляп» основан на переключении видов мышления: когда надо, «включай» или «выключай» логику, эмоции, интуицию или практицизм.

Описание техники. Иногда при решении житейских проблем нам сильно мешают эмоции. Или наоборот – рациональный подход к делу не позволяет проявиться творческой жилке. В данной методике мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Мысленно надевая шляпу, ты принимаешь роль, на которую эта шляпа указывает, и стараешься отключить все остальные типы мышления, которые могут помешать принять правильное решение. Думая над вопросом, вообрази себе, что на твоей голове шляпа определенного цвета. Для примера возьмем ситуацию, когда начальство не одобрило твою работу.

Красная шляпа отвечает за эмоции, интуицию и предчувствия. Какие чувства у тебя возникают по этому поводу? Конечно, тебе обидно, ты злишься на несправедливость и готова хоть сейчас написать заявление об уходе.

Белая шляпа помогает собрать всю нужную информацию. С чего ты решила, что тобой недовольны? Какими фактами располагаешь? Действительно ли ты плохо справилась с работой? Ответив на эти вопросы, ты поймешь, справедливо ли тебя критиковали. Под белой шляпой можно подумать и о том, сможешь ли ты найти себе новую работу: есть сейчас вакансии на рынке труда?

Черная шляпа – осторожность, оценка ситуации. Стоит ли горячиться? К чему это может привести? Зачем рисковать хорошей работой и зарплатой?

Желтая шляпа – оптимизм и видение преимуществ. Что хорошего в этой ситуации? Скажем, теперь ты точно знаешь, какие недостатки есть у тебя как у специалиста, и попытаешься их исправить. Или наоборот: ты давно думаешь о том, чтобы поменять работу – вот и повод.

Зеленая шляпа отвечает за идеи и творчество. А действительно, чем плоха идея сменить работу или даже попытать счастья в другом виде деятельности? Ведь ты так любишь вышивать… Может, стоит продавать свои изделия?

Синяя шляпа помогает двигаться дальше и принимать конкретные решения. Задай себе вопрос: что надо сделать в этой ситуации? Может, стоит пойти на курсы повышения квалификации и доказать начальству, что ты – профи? Или дать объявление о поиске работы?

Не обязательно каждый раз использовать все шесть шляп. Этот метод – ролевая игра, которая позволяет отстраниться от привычного типа мышления и посмотреть на проблему под другим углом. Скажем, ты всегда ругаешь дочку за то, что она слишком шумная. Скажи себе мысленно: «А теперь я надену желтую шляпу: дочка непоседа – значит, у нее бойкий характер, она растет лидером!»

 

Где применяем? Эта техника хорошо борется со стереотипностью нашего мышления. В шляпах мы можем лучше управлять собой, не зацикливаться на эмоциях или негативе. Если у тебя неприятности и все видится только в черном цвете, попытайся мысленно снять черную шляпу и надеть синюю. И спросить себя: а что конкретно надо сделать, чтобы все изменилось к лучшему? Или, например, ты загорелась желанием купить тренажер для занятий фитнесом дома. Надень белую шляпу и оцени информацию, которой владеешь: поможет ли этот тренажер подкачать проблемные мышцы? Есть ли у тебя в квартире место, куда его поставить? Найдешь ли ты время для занятий?

Техника №4

Метод ТРИЗ: мысли нестандартно

Дочка-подросток Юли в знак протеста заперлась в комнате. Юля думала: как открыть дверь и спокойно с ней поговорить? Применить силу? Поднять крик? Вряд ли поможет… И она решила сформулировать задачу по-другому: дочка сама должна открыть дверь! Мама крикнула: «Я тебя заперла на целый день!» Дочь тут же, из вредности, распахнула дверь и освободила себя «из плена»… Юля применила один из приемов, который используется в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Предложенный советским инженером Альтшуллером, он сначала применялся только в науке, сейчас же его активно используют в маркетинге, рекламе, педагогике и экономике. Кое-какие идеи ТРИЗа пригодятся и в быту.

 

Описание техники. По мнению основателя ТРИЗа, самое главное в творчестве – преодоление психологической инерции, которая мешает мыслить нестандартно. Мы познакомимся с несколькими приемами, помогающими найти креативные решения.

Переформулируй задачу – примерно так, как это сделала Юля. Скажем, тебе надо обставить свою крохотную комнатку так, чтобы влезла вся необходимая мебель. Вместо вопроса «Как поместить в комнату всю мебель?» задай себе другой: «Какая мебель мне действительно необходима в комнате?» Вдруг может оказаться, что тумбочка тебе совсем не нужна, да и вешалка для одежды может спокойно постоять на балконе.

Аналог задачи. Поищи в своей памяти, как ты решала сходную задачу. Например, не получается найти в интернете информацию о производителях сантехники. Вспомни, как ты искала, к примеру, носки. Открывала шкафчики, в которых они могли лежать. А еще – те, где находились вещи, которые ты носишь с носками. И – о, чудо! – отыскала носочки на полке с джинсами! С чем ассоциируется сантехника? С ванной, кафелем – попробуй задать поиск по этим ключевым словам.


Устранение противоречий. В математике минус на минус дает плюс. А в быту? Твой муж любит читать прессу в туалете, ты уже устала ругаться: на полу в «кабинете задумчивости» вечно валяются журналы и книги. Устранить эту проблему можно, просто повесив в туалете полочку для литературы. Или хотя бы специальный мешочек, в который муж будет складывать свои книжки.

 

 

Где применяем? ТРИЗ поможет тебе выпутаться из неловких ситуаций и придумать оригинальные решения серьезных проблем. Где найти время для посещения бассейна? Куда деть старый диван? Как сделать ремонт за небольшие деньги? Вместо того чтобы сказать: «Это невозможно!», попробуй переформулировать проблему или порыться в памяти и отыскать сходную ситуацию, которая была удачно решена.

 

Техника №5

Метод Уолта Диснея (метод трех стульев): помири логику и фантазию

Все мы знаем эти фразы-убийцы, которые душат новые идеи еще в зародыше: «Это слишком дорого», «Это нереально», «Мы так никогда раньше не делали». Зоя их никогда не произносит. Если ей надо решить важный вопрос, она расставляет в разных углах комнаты три стула и… начинает креативить! Известный мультипликатор Уолт Дисней, оказывается, знаменит не только забавным мышонком Микки, но и тем, что придумал, как найти оригинальное решение сложной задачи.

Описание техники. Если ты уже зашла в тупик, раздумывая, стоит ли покупать дачу в пригороде, возьми, как Зоя, три стула и расставь их по комнате. Можешь каждый из них снабдить табличками: «Мечтатель», «Реалист» и «Критик». Садясь на каждый поочередно, входи в разные роли. Записывай все мысли, которые посетят твою голову.

Мечтатель. На этом стуле пофантазируй, как классно иметь собственный домик в деревне! Перечисли все преимущества: свежий воздух, парное молоко, от города совсем близко… К тому же дети будут все лето резвиться на природе, увидят живых коров, индюков и уток.

Реалист. Посмотри на проблему с практической точки зрения: насколько реальна покупка дома? Свежий воздух, это, конечно, здорово, но где взять недостающую сумму? Можно занять у родителей. Дальше… Целое лето на природе тебе точно не светит: ведь отпуск всего двадцать четыре дня. Надо поинтересоваться у мамы, захочет ли она остальные два летних месяца побыть на даче с внуками. И потом – у вас нет машины, удобно ли будет добираться туда на электричке?

Критик. Переместись на этот стул, просмотри записи «мечтателя» и «реалиста» и взвесь все за и против. Рассмотрев проблему под разными углами зрения, ты сможешь принять оптимальное решение.

Где применяем? В тех ситуациях, когда, как говориться, «и хочется, и колется». Например, когда требуется принять решение, стоит ли покупать машину, пора ли менять работу и надо ли нанимать для ребенка няню.

Что мешает творчеству 

Для того чтобы освободить свое воображение, надо побороться с внутренними ограничителями – теми самыми, которые мешают нам творить.

Воспитание. В детском саду нас учили писать, читать и думать «как все». И став взрослой, ты по-прежнему живешь «по инструкциям». Кто сказал, что писать надо только правой рукой? Попробуй левой – тебе может понравиться!

Стереотипы. Листья должны быть зелеными, тропинки узкими, а прическа – тщательно уложенной. Поступи не так, как все: сделай на своем приусадебном участке широкую дорожку, по которой удобно не только ходить, но и ездить на роликах.

Лень. Да-да, чтобы креативить, придется немного пошевелить мозгами! Творчество – тоже труд, но в отличие от механического выполнения обязанностей, оно приносит удовольствие.

edinstvennaya.ua

Семь креативных техник для любого вида творчества

Семь креативных техник для любого вида творчества

Существуют сотни разнообразных техник, и с некоторыми из них вы уже наверняка знакомы — SCAMPER, мозговой штурм, метод шести шляп. Что любопытно, при помощи креативных техник люди придумывают в том числе другие креативные техники, так что их будет становиться все больше и больше.

Перед тем как перейти к техникам, стоит сказать о том, что ключевым моментом является постановка задачи или проблемы. А уже потом вы можете начать думать о проблеме, либо же посмотреть на саму постановку проблемы под другим углом. Иначе вы можете искать решение проблемы, которую вы сами для себя нечетко сформулировали.

Итак, вашему вниманию предлагается семь интересных креативных техник, которые вы можете использовать в творчестве, личной жизни и при решении любых проблем.

1

Случайные слова

Эта техника поощряет ваше воображение смотреть на вещи под иным углом на вашу проблему или идею. Приговьте около ста разнообразных слов, маленьких историй или даже твитов, расположите их на столе и начните мозговой штурм.

Как только вы выбрали случайное слово, перечислите все признаки и ассоциации с этим словом, выпишите их на листочек бумаги. А теперь возьмите этот листок и применяйте все признаки к вашей проблеме и идее. Мозг создает очень сильные связи ассоциаций, поэтому так трудно отойти от них. Тем и хороша эта техника, она позволяет найти десятки других ассоциаций с вашей проблемой и идеей. А новые слова и их признаки запускают совершенно новые ассоциации.

2

Использование метафор

Представьте свою проблему или идею в виде какой-либо метафоры. Если вы хотите открыть кафе, придумайте к нему метафору — например «Что было бы, если бы мое кафе было пещерой/смыслом жизни людей/единственным местом, которое осталось невредимым после ядерной войны/автомобилем». Способность видеть мир метафорически помогает не только поэтам, но и бизнесменам, художникам, ученым.

На любую проблему можно посмотреть метафорически. Представить своих работников в виде муравьев может помочь придумать разные способы взаимодействия с ними. А представить свой проект в виде путешествия Одиссея поможет расслабиться и посмотреть на свои проблемы под другим углом.

3

Slice and dice

  1. Установите проблему.
  2. Проанализируйте проблему и перечислите (разложите) столько ее признаков, сколько можете.
  3. Берите один признак за раз и думайте о том, как изменить или улучшить его.
  4. Старайтесь сделать ваше мышление более гибким.

4

Проблема наоборот

Поменяйте позитивное утверждение на негативное. Если вы хотите улучшить взаимодействие с клиентами, попробуйте придумать десятки сценариев худшего обращения с клиентами. Если вы дизайнер и вам нужно продумать планировку комнаты, представьте и набросайте много вариантов, при котором вас бы уволили. Главное потом — не забыть поменять все обратно.

5

Ассоциативное озарение

  1. Запишите название проблемы, которую вам нужно решить. Пускай это будет очень длинная фраза, учитывающая массу подробностей.
  2. Теперь выпишите каждое слово из данной фразы и на каждое слово набросайте по десять слов, которые ассоциируются у вас с этим словом.
  3. Теперь возьмите первоначальную фразу и поочередно заменяйте каждое слово одним из десятков ассоциативных слов. Это позволит вас посмотреть на проблему иначе и позволит прийти к озарению. Может быть не сразу, но это обязательно произойдет.

6

Сто евро

  1. Представьте, что у вас есть сто евро. Или тысяча евро. Суть в том, чтобы представить, что у вас есть некая сумма, которую вы потратите на решение проблемы.
  2. Запишите все этапы решения вашей проблемы. Распределите деньги на эти этапы.
  3. Посмотрите на суммы, которые вы выделите и попытайтесь заметить выделяющиеся пункты. Если таких несколько, «потратьте» еще сотню евро, чтобы понять, какой этап требует больше денег для реализации.
  4. Поняв, какой этап требует больших денег, вы выписываете его и начинаете размышлять, как минимизировать, а то и вовсе отказаться от этого этапа, заменив его другим.

7

Стратегия креативности Диснея

Техника была придумана пионером НЛП Робертом Дилтсом, который наблюдал за подходом Уолта Диснея и его воплощением мечты в реальность. Стратегия делится на три ключевые роли:

Мечтатель. Здесь вы придумываете огромную воображаемую картину. Никаких  ограничений, лимитов и границ. Мечтатель работает преимущественно с визуальной картиной. Спросите себя «Чего я действительно хочу, будь мир идеален?».

Реалист. Здесь планы организованы, разработаны для того, чтобы определить, что реально сделать, а что нет. Думайте конструктивно и разработайте план действий. Установите временные рамки и этапы, по которым вы будете мерять свой прогресс. Спросите себя «Что я должен сделать, чтобы воплотить эти планы в жизнь?».

Критик. Здесь вы тестируете свой план, ищете проблемы и слабые места. Думайте о том, что может пойти не так, чего не хватает, каковы могут быть побочные эффекты. Помните, что критик — это не только тот, кто должен указать на проблему, но и предложить решение. Спросите себя «Что может пойти не так?».

А какими техниками пользуетесь вы? Поделись ими в комментариях.

4brain.ru

49 упражнений для развития креативности

Какие упражнения для развития креативности используют успешные люди? Я прочитал большое количество статей и книг в поисках нужной информации. Теперь хочу поделиться с вами упражнениями, которые нашёл за время поисков.

Самые лучшие упражнения для развития креативности

№1. Ассоциации

Берёте любое слово и подбираете к нему 5-10 ассоциаций. Например, ассоциации к слову арбуз — зелёный, спелый, сочный, красный, косточки, семечки, вкусный, сладкий.

Чем больше ассоциаций вы придумаете, тем лучше.

№2. Два слова

Откройте словарь на первой попавшейся странице. Возьмите одно слово и запишите его. Откройте другую страницу и выпишите ещё одно слово.

Выявите 3 сходства и 3 различия этих слов. Составьте с ними несколько предложений. Не бойтесь, если придётся поломать голову. Иногда попадаются такие слова, которые, кажется, невозможно связать вместе.

Упражнения для развития креативности

упражнения для развития креативности

№3. Нестандартные способы применения

Возьмите любой предмет и придумайте необычные способы его использования. К примеру, зубной пастой можно очищать изделия из серебра, лечить мозоли и отбеливать ногти.

№4. Противоположное полушарие

Привыкли писать правой рукой? Начните писать левой. Если вы держите ложку в левой руке, научитесь держать её в правой.

Смена руки позволяет развивать оба полушария головного мозга.

№5. Безмолвный час

В течение часа вы должны отвечать на все вопросы: «Да» или «Нет». Нельзя использовать никаких других ответов. Попытайтесь, чтобы никто не заметил перемены в вашем поведении.

№6. Один ответ

Более сложный вариант предыдущего упражнения. Теперь на все вопросы вам нужно отвечать только «Да» или только «Нет».

№7. Два в одном

Возьмите два слова и придумайте способы их совместного применения. Клубника + сумка = сумка в форме клубники.

№8. Фантазёр, реалист и скептик

Это упражнение для развития креативности лучше выполнять с напарником.

Вы должны взять проблему, которую нужно решить. Сначала вы предлагаете самые безумные и фантастические варианты её решения. Потом думаете, как реализовать идеи, предложенные мечтателем. После этого становитесь скептиком и стараетесь указать все ошибки, допущенные реалистом и фантазёром.

№9. Журналист

В  городе Y работает компания X. Она решила в рамках благотворительности построить для местного детдома спортзал.

Официальная городская газета создаст такой заголовок: «Компания X бесплатно строит спортзал для детского дома». Журналисты из «жёлтой прессы» в погоне за читателями составят заголовок так: «Компания X пиарится за счёт сирот».

Ваша цель — стать журналистом обеих газет и придумать как можно больше вариантов заголовков. Только вместо компании X и детского дома вы должны выбрать свою компанию и свой проект. Подумайте, что могут написать о вас СМИ.

№10. Расшифровка египетских иероглифов

Найдите в интернете надписи из египетских иероглифов. Подумайте, что они означают. На основе этих догадок составьте историю. Главное, не подсматривайте, что эти иероглифы на самом деле значат.

№11. Рассказ из 100 слов

Одно из самых интересных упражнений на креативность. Вам нужно составить рассказ из ограниченного количества слов. В данном случае — из 100 слов.

Если хотите можете написать рассказ из 75 или 50 слов. Только помните, что чем жёстче ограничения, тем труднее в них уложиться.

№12. Слова наоборот

Это упражнение для развития креативности можно выполнять везде — на улице, в метро, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Кассир — «риссак». Вокзал — «лазков». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.

№13. Зеркальный рисунок

Возьмите по карандашу в каждую руку. Начните рисовать какие-нибудь фигуры одновременно двумя руками, чтобы они были зеркальными отображениями друг друга. Когда вы освоите простые геометрические фигуры, начинайте рисовать более сложные предметы.

Упражнения на развитие креативности

№14. Составление биографий

Когда вы будете ехать в автобусе, обратите внимание на первого попавшегося человека, дайте ему характеристику и придумайте биографию.

Это очень интересное упражнение на креативность мышления. Оно помогает развивать воображение и придумывать истории.

№15. 250 идей

Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 250 занятий. Запишите на листе или в текстовом редакторе, что вы будете делать весь год.

№16. Друдлы

Друдлы — это картинки, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кому-то может показаться, что картинке изображены горы, а кому-то — деревья. Найти друдлы вы можете здесь.

№17. Слова

Правила игры такие же, как и в оригинале. Ваш соперник называет слово, а вы придумываете новое слово на его последнюю букву. Ограничение: можно называть только такие слова, которые поместятся в пятилитровую бутылку.

№18. Цифры и ассоциации

Подберите к каждой цифре ассоциацию: 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — часть косточки, 4 — флаг и т.д.

Упражнения на креативное мышление

№19. Придумайте название книги по описанию

Прочитайте следующие описания книг и придумайте им названия.

Упражнения для развития креативности

№20. Хамелеон

Возьмите какое-нибудь утверждение. К примеру: «инопланетян не существует». Приведите доводы за и против.

№21. Писатель-юморист

Это, скорее, шуточное упражнение. Оно хорошо развивает креативность. Суть его состоит в следующем — сочинить:

  • историю жизни спички во время Великой Отечественной войны;
  • 5 правил покраски волос с помощью бензина;
  • автобиографию Крокодила Гены.

№22. Поэт

Откройте стихотворение любимого поэта. Возьмите его последнюю строчку и начните ей собственное стихотворение.

Это упражнение для развития креативности в особенности пригодится тем, чья профессия связана с придумыванием слоганов и написанием текстов.

№23. Роль

Когда вы будете смотреть телевизор, старайтесь ставить себя на место героев и думать, как бы вы поступили в данной ситуации. Пытайтесь находить креативные способы решения проблем.

№24. Без звука

Снова включите телевизор. Выключите звук и постарайтесь представить, о чём говорят герои.

Теперь попробуйте другой вариант упражнения. Включите звук и закройте глаза. Представляйте картинки происходящего в голове и ни коем случае не открывайте глаза, как бы вам не хотелось.

Упражнения для развития креативного мышления

№25. Метод Леонардо да Винчи

Этим упражнением пользовался Леонардо да Винчи. Он считал, что даже на забрызганной красками стене можно разглядеть сходство с рекой, лесом, долиной, утёсами.

Учитесь видеть в обыденных вещах необычные образы. Наблюдайте за облаками. Что они вам напоминают?

№26. Придумать нереальное

Что было бы, если бы у медведя были копыта? Как выглядел бы пингвин с зубами? Придумайте 10 видов новых животных и порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле.

№27. Сочинение анекдотов

Все юмористы — творческие люди. Сочините и сами несколько анекдотов. Потренируйтесь в остроумии.

Сочинять смешные шутки не так легко, как кажется на первый взгляд. У вас получится не сразу, но продолжайте тренировать навык сочинительства.

№28. Буриме

Эта игра возникла во Франции. Её суть следующая: вы должны придумать стихотворение на заранее заданные рифмы. Например, «кот — огород», «собака — заплакал», «лёд — мёд».

Выбежала из-за угла собака,

Мальчик испугался и заплакал.

Сначала будут получаться практически бессмысленные сроки, но потом вы научитесь.

№29. Анаграммы

Анаграммы — это слова из одинаковых букв, расположенных в разном порядке. Кот — ток, ломоть — молоть, кулон — клоун — колун и т.п.

Слова для практики: города, верность, растение, лепесток, лесопромышленность.

№30. Одна буква

Составьте 5-10 предложений, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Пример — рядом росло разительного роста растение.

Буквальный смысл не важен. Важно составить предложения.

№31. Старые новые понятия

Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:

АБОРДАЖ — количество абортов за отчетный период

БАЙКЕР (неол.) — рассказчик баек

БАЛОВАТЬ — посещать балы

БУКАШКА — 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин

ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) — обилие лепных украшений

№32. Дорисуй

В эту игру лучше всего играть в компании друзей. Первый человек рисует какую-нибудь фигуру. Второй дорисовывает ещё несколько линий. Третий подрисовывает свои детали

И так по порядку, пока не получится целостная картина.  Это упражнение — хороший способ развить креативное мышление.

№33. Пантомим

Ведущий загадывает одному игроку слово, которое тот должен изобразить. Говорить нельзя, зато можно использовать движения и мимику лица. Остальные игроки должны отгадать слово. Тот, кто отгадал слово первым, становится ведущим. Старый ведущий играет роль пантомима.

№34. Визуализация

Загадайте какой-нибудь предмет. Например, тетрадь. Теперь представьте её в воображении до мельчайших подробностей. Полистайте, посмотрите, что написано на страницах.

Сначала образы будут нечёткими. Когда вы сможете легко представлять простые предметы, переходите к чему-нибудь посложнее.

№35. Новые слова

Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Пыхтеблок — двигатель, странномаркет — магазин антиквариата.

№36. Новый маршрут

Вы каждый день ходите на работу, в магазин, парк или просто на прогулку. Старайтесь менять свой маршрут как можно чаще.

№37. Название для блюда

Если вы любите готовить, то поэкспериментируйте с созданием необычных блюд. Придумывайте им названия.

№38. Семь раз отмерь…

Почти каждая проблема имеет несколько способов решения. Когда вы в следующий раз столкнётесь с трудной задачей, перечислите хотя бы 2 варианта решения.

Это упражнение можно выполнять с любыми задачами — со строительством дома, с написанием текста, с походом в магазин.

№39. Логические задачи

Чтобы решить логическую задачу, нужно отказаться от решения, которое видно при поверхностном взгляде, и найти что-то оригинальное и необычное.

Начать тренироваться можете с решения следующих задач.

упражнения для развития креативности

Упражнения для развития креативности

упражнения для развития креативности

№40. Классификации

Вы берёте список первых попавшихся слов и придумывайте, как их можно классифицировать по общему признаку.

Упражнение развивает умение искать оригинальные и неочевидные критерии.

Для тренировки даю вам три списка слов.

упражнения для развития креативности

№41. Иностранец

Вообразите себя в роли иностранца, который плохо понимает русский язык. Когда вы говорите «не вешай нос», он представляет средневековую казнь  — повешение за нос. Когда вы говорите «метать бисер перед свиньями», он воображает такую картину.

упражнения для развития креативности

Предложите варианты того, что он может подумать, если услышит следующие фразы.

упражнения для развития креативности

Упражнение учит рассматривать знакомые вещи с необычного ракурса. Это очень важное умение для творческого человека.

№42. Только со мной

Вам нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что может случиться только с маленькими детьми?
  2. Что может произойти только с миллионерами?
  3. Что может случиться исключительно с гражданами России?
  4. Что может произойти с людьми в возрасте старше 40 лет?

Выполняя это упражнение, вы научитесь генерировать идеи и оценивать, подходят ли они для решения проблемы или нет.

№43. Безумный архитектор

Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: клавиатура, тетрадь, ананас, диван, слон, тигр, Африка, лист, колонки, телефон.

Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Слон может быть изображён на обоях, а Африка на карте.

№44. Послание в будущее

Вы должны составить письмо к себе в будущем, примерно через 10 лет. Спросите себя, чем вы занимаетесь, как проводите свой день, с кем общаетесь, как всего достигли.

№45. Любимое место

Достаньте ручку и подробно опишите место, которое вы любите посещать. Напишите, где оно находится, что вы там делаете, что там есть, почему вы любите туда ходить.

№46. Философский рассказ

Напишите рассказ на философскую тему — в чём смысл жизнь, что будет после смерти, почему большинство людей не достигает своей мечты и т.д.

№47. Описание картин

Опишите, что вы видите на картине. Можете использовать картины Пабло Пикассо

№48. Хокку

Хокку — это японские стихотворения-трёхстишья. Обычно они описывают природные явления и жизнь человека. На русском языке у них нет рифмы.

Например, хокку Мацуо Басё:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Придумайте своё хокку. Я вот придумал такое:

С неба каплют капельки дождя,

Словно кем-то гонимый:

Я иду тропинкою домой.

№49. Дайте новую жизнь старым вещам

Сделайте что-нибудь новое из старых вещей. Кресла из автомобильных шин. Поделки из бутылок. Зеркала из теннисных ракеток.

упражнения для развития креативности

Новая жизнь стаканам из-под сметаны

Как использовать эти упражнения?

Нужно ежедневно уделять 10-15 минут для выполнения упражнений на развитие креативности.  Не зацикливайтесь на чём-то одном. Периодически меняйте упражнения.

Однако если вам сильно понравилось какое-то из них, то можете практиковать только его. Прогресс будет заметен через 2-3 недели.

Дополнительные советы

Одними упражнениями не обойтись. Следующие занятия также повышают креативность мышления:

  1. Чтение.
  2. Просмотр фильмов.
  3. Путешествия.
  4. Посещение художественных выставок.
  5. Рисование.
  6. Знакомство с новыми людьми.
  7. Физическая активность.
  8. Сочинение стихов.
  9. Писательство.
  10. Общение.
Книги

Чтение книг

Как повышали креативность известные люди?

Ёсиро Накамацу, величайший изобретатель Японии, использовал кислородное голодание. Он опускался под воду, задерживал дыхание и всплывал за несколько секунд до того, как утонуть и задохнуться.

Томас Эдисон спал 3 часа в сутки, чтобы у него оставалось время для изобретений. Иногда он не спал по 72 часа подряд. Именно в такие «дни бодрствования» он изобрёл батарейки, лампочку, фонограф и ещё более 1000 изобретений.

Чарльз Диккенс упражнялся в отгадывании причин смерти людей в морге. Чем-то это напоминает упражнение «Составление биографий»

Напишите в комментариях, какие упражнения для развитие креативности используете вы!

До скорого!

Ваш Шаполов Алексей

Источники

  1. http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/stil-zjizny_razgovory/effektivnyie-uprajneniya-dlya-tvorcheskogo-myishleniya/
  2. http://donskih.ru/2015/10/razvivaem-kreativnost-5-uprazhnenij/
  3. https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2015/05/19/6-uprazhnenij-dlya-razvitiya-kreativnosti/
  4. https://www.uplab.ru/blog/how-to-think-creatively/
  5. http://psychology-tips.ru/samorazvitie/5-uprazhnenij-razvivayushhix-kreativnoe-myshlenie/
  6. https://say-hi.me/sovetiy/7-vazhnyx-uprazhnenij-dlya-razvitiya-kreativnosti.html
  7. https://vk.com/page-84064889_51214758
  8. https://mozgportal.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya/uprazhneniya-dlya-razvitiya-voobrazheniya.html
  9. https://www.liveinternet.ru/users/olgasivo4alova/post349580405/
  10. https://clck.ru/FhfCr

 

 

 

 

 

topthinkblog.ru

Техники развития креативности

Одна из главных целей упражнений для развития креативного мышления состоит в том, чтобы уйти от привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, из которых можно отобрать самые полезные. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

 

Автор: Филипп Картер (Philip Carter), британский специалист по разработке тестов интеллекта. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

 

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы…

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?
  • Что если бы свиньи могли летать?
  • Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson’s, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с предыдущим; испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.

Тесты креативности

Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.

  • Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.
  • Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.
  • Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.
  • Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.

Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.

Вопрос 1: 15 минут

Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?

Вопрос 2: 30 минут

При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?

Вопрос 3: 10 минут

Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?

Вопрос 4: 10 минут

Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?

Вопрос 5: 15 минут

Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение?

Возможные варианты ответов приведены внизу. Не торопитесь заглядывать в них. Чтобы узнать ответ, выделите мышью соответствующую область после заголовка с номером вопроса. Текст ответа написан белыми буквами на белом фоне. Он станет виден при выделении этой области мышью.

Вопрос 1

Включаем первый выключатель и оставляем его включенным примерно на десять минут, а затем выключаем. Включаем следующий выключатель. Немедленно отправляемся в кабинет для приема посетителей. Лампочка, которая оказывается включенной, соединена со вторым выключателем, теплая лампочка — с первым, а оставшаяся лампочка, которая не включена и не нагрета, соединяется с третьим выключателем.

Вопрос 2

Воду заморозили, для чего в почве, сквозь которую сочилась вода, пробурили каналы, и через них закачали жидкий азот, после чего стало возможным вырыть канал и зацементировать стены.

Вопрос 3

Канал следует заполнить водой, тогда шарик для пинг-понга всплывает на поверхность.

Вопрос 4

Машина останавливается, и пастух отгоняет овец, так, что они оказываются позади автомобиля, и женщина может свободно проехать.

Вопрос 5

Нужно высыпать из коробки все кнопки и зафиксировать ее на двери с их помощью. Затем прилепить свечу ко дну коробки и зажечь. В этом случае воск не капает на пол и свеча не выпадет из коробки.

 


Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

18 средств для развития креативного мышления у детей и взрослых

Четвёртая промышленная революция обеспечит мир передовой робототехникой, искусственным интеллектом и биотехнологиями. Изменится то, как мы живём и работаем. Некоторые специальности исчезнут. Один из необходимых навыков будущего — креативность. Роботы заменят человека в рутинных процессах, но в творчестве и изобретательстве роботизация пока невозможна.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс говорит о креативности как о навыке, с помощью которого человек решает проблему дефицита информации. Торренс выделил шесть критериев креативности:

  • беглость — способность производить большое количество идей,
  • гибкость — способность применять различные стратегии решения проблемы,
  • оригинальность — способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи,
  • разработанность — способность детализировать возникшие идеи,
  • сопротивление замыканию — способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации,
  • абстрактность названия — способность трансформировать образы в слова.

Способность придумывать идеи — не дар свыше. Конечно, есть люди с врождённым талантом, как Моцарт или Эйнштейн, но мы можем освоить творческие методы мышления и извлекать из них максимальную пользу.

Как развивать креативность

Не ограничивайтесь. Не останавливайтесь на первом же решении, записывайте даже самые безумные варианты.

Расширяйте кругозор. Чем больше информации, тем эффективнее работает творческая мысль. Знакомьтесь с людьми, читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, ходите по музеям и выставкам.

Будьте критичны. Чем больше сомнений в предложенном варианте, тем больше альтернатив может появиться.

Учитесь видеть необычное в обычных вещах. Ходите новыми маршрутами, отмечайте нестандартные мелочи, смотрите на привычные предметы с другого ракурса.


Методы латерального мышления

Люди инертны: нам страшно озвучить нестандартную мысль, показаться смешными или нелепыми. Поэтому часто мы остаёмся в зоне комфорта, а наши идеи — шаблонными. Использовать латеральное мышление значит думать нестандартно, используя разные подходы к вопросу и игнорируя логику. Основоположник латерального мышления британский психолог Эдвард де Боно в книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» описывает десятки инструментов и методов латерального мышления. Вот некоторые из них.

Метод 1. «Шесть шляп мышления»

Чаще всего мозговые штурмы проходят неверно: один участник генерирует идеи, а остальные их пресекают. Для эффективного мозгового штурма можно использовать «шесть шляп мышления»: в ходе мозгового штурма все участники «надевают» поочередно шляпы разного цвета.

  • Синяя: организация процесса и модерация. Пример вопроса: «Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения — все согласны?»
  • Белая: анализ имеющихся данных. Пример вопроса: «Какая информация доступна? Каковы факты?»
  • Красная: чувства, эмоции, интуиция. Пример вопроса: «Что я чувствую по этому поводу?»
  • Чёрная: критическое мышление и риски. Пример вопроса: «А что, если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?»
  • Жёлтая: поиск позитивных сторон. Пример: «Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду».
  • Зелёная: креативное мышление. Пример вопроса: «Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?»

Задача участников — не выходить за рамки «полномочий» шляпы. Этот метод учит смотреть на чужие идеи под другим углом и делает штурм продуктивным.

Метод 2. Метод случайного слова

Это метод хорош во время мозгового штурма, если обсуждение зашло в тупик. Каждому участнику нужно назвать по одному произвольному слову, а затем связать его с темой обсуждения. Новые идеи, которые могут появиться, натолкнут на решение вопроса. Метод подойдет и в случае одиночного штурма: записывайте слова и ассоциации к ним на бумаге. Можно использовать генератор слов.

Метод 3. Альтернативы

Ещё один фундаментальный метод латерального мышления. Задавайте вопросы:

  • Есть ли другой способ?
  • Каковы альтернативы?
  • Можно ли сделать это иначе?

Эдвард де Боно в книге «Гениально!» пишет: «Я часто повторяю историю о том, как не мог отключить электрический будильник. Вечером я установил его на половину шестого, чтобы не опоздать в аэропорт на утренний рейс. Утром он зазвонил, и, когда я нажал на кнопку отключения, будильник продолжал звенеть. Я проделал всё возможное, чтобы он умолк, но не помогло даже выдёргивание штепселя из розетки, будильник продолжал трезвонить. Только после этого я понял, что это звонил мой походный будильник, который я также установил на половину шестого, но о котором совершенно забыл». Эта история здорово отражает ситуацию, когда без необходимости человек не ищет альтернативу.

Задание на креативность. Завести контейнер, куда вы будете складывать цитаты, вопросы, идеи, рекламные макеты, слова. А когда понадобится идея, достаньте наугад пару листков.


Подборка материалов для развития креативности

Книги

1. «Гениально!», Эдвард де Боно. Имя Эдварда де Боно стало символом нового образа мышления и творческого подхода к решению задач. В этой книге собраны основные методики латерального мышления, которые помогают принимать правильные решения на работе и в жизни.

2. «Фрирайтинг», Марк Леви. Метод фрирайтинга прост: начните писать так быстро и так долго, как сможете, о том, что сейчас волнует, игнорируя стандартные правила грамматики и орфографии. Марк Леви знакомит с техникой, в результате которой получаются прорывные идеи и нешаблонные решения.

3. «Кради как художник», Остин Клеон. Автор считает, что в мире нет ничего оригинального, поэтому советует не отвергать чужое влияние, коллекционировать идеи и аранжировать их по-новому. «Кради как художник» — позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный иллюстраций, упражнений и примеров, цель которого — помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера.

4. «ТРИЗ», Марк Меерович, Лариса Шрагина. Развивая возможности теории решения изобретательских задач, созданной Генрихом Альтшуллером, авторы разработали методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Книгу рекомендует Андрей Гуляев, преподаватель курса «Думай и действуй как предприниматель» в школе предпринимательства и soft skills Startup Junior.

5. «Взлом креатива», Майкл Микалко. В этой книге эксперт по креативности Майкл Микалко показывает, как мыслят творческие люди и как вы можете использовать их секреты, чтобы мыслить нестандартно и создавать новые идеи. Чтобы написать эту книгу, Микалко исследовал истории более ста великих мыслителей — от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо — и адаптировал их методы к современным реалиям.

Фильмы

1. «Почему мы креативны». Путешествуя по всему миру, Герман Васке 30 лет общался с ключевыми фигурами нашей эпохи. Находясь в разных точках земного шара, он задавал вопрос о природе креативности тем, кому удалось не только преуспеть в своей сфере, но и преобразить её. 101 собеседник поделился с Васке мыслями о креативности, в том числе Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Умберто Эко, Дэвид Линч, Дэмьен Хёрст, Бьорк, Марина Абрамович, Далай-лама, Квентин Тарантино, Ник Кейв, Славой Жижек и другие.

2. «Милтон Глейзер: от информации и восторга». Милтон Глейзер известен как соучредитель The New York Magazine и автор кампании I Love NY. Фильм состоит из разговоров с дизайнером: Глейзер рассказывает, как ему приходили в голову идеи известных проектов и почему он посвятил искусству всю свою жизнь.

3. «Нация хэндмейда». В 2006 году независимая художница и режиссёр Фэйт Левин проделала путешествие в несколько тысяч километров, чтобы снять фильм о возрождении ручной работы в области дизайна и прикладного искусства.

4. «Изображение и текст». Мощный фильм о рекламе и вдохновении: как работают самые влиятельные рекламные объявления нашего времени.

5. «Овеществление». Фильм о наших взаимоотношениях с вещами массового производства. Это фильм о дизайнерах, которые переосмысливают, переоценивают и переизобретают окружающие нас предметы, и о творческой работе, стоящей за каждой вещью — от зубной щетки до техники.

TED

1. Писательница Элизабет Гилберт о завышенных ожиданиях по отношению к творческим людям и о том, что гений живёт в каждом человеке.

2. Профессор школы бизнеса и психолог Адам Грант о привычках успешных людей.

3. Основатель дизайнерской компании IDEO Дэвид Келли о способах создания уверенности в творчестве.

4. Корейский писатель Юнг-ха Ким о том, как освободить внутри себя ребёнка, который готов играть всю жизнь.

5. Экономист и журналист Тим Харфорд о преимуществах работы в затруднительных условиях.

mel.fm

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *