Типичные черты характера человека – Характер – черты, качества характера человека
Характер – черты, качества характера человека
Автор:Владимир Мананников
Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.
Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста.
Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.
Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.
Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируютс
dobro.pw
Список черт личности — это… Что такое Список черт личности?
- Список черт личности
Список черт личности
В списке перечисляются устойчивые характеристики личности. В него входят как черты попавшие в категорию «Черты личности», так и черты, информации на отдельную статью не набирающие.
В список не должны попадать черты, характеризующие не личность, а:
- Субъективное к отношение к личности (Необычность, Удивительность, Неприятный)
- Физиологические особенности индивида (Ловкость, Красота)
- Социальную оценку личности (Благочестивый)
- Временное, неустойчивое состояние человека, в том числе его знания, умения, навыки (Опытный, Мудрый, Излучающий счастье)
Wikimedia Foundation. 2010.
- Психические вирусы. Как программируют ваше сознание
- Психология восприятия
Смотреть что такое «Список черт личности» в других словарях:
Список психологических черт личности — Кроме статей, перечисленных в категории «Психологические черты личности», есть черты, информации на отдельную статью не набирающие. Часть из них характеризует доминирующие в личности эмоции: Б Беспокойный В Важный Весёлый Вредный Вспыльчивый… … Википедия
Список персонажей мультфильма «Школа волшебниц» — Основная статья: Школа волшебниц Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список… … Википедия
Список серий телесериала «Пуаро Агаты Кристи» — Ниже представлен список серий сериала «Пуаро» (англ. «Agatha Christie s Poirot»), снятого на основе детективных повестей и романов Агаты Кристи о бельгийце Эркюле Пуаро. Содержание 1 Первый сезон (1989) … Википедия
Список персонажей мультсериала «Клуб Винкс — Школа волшебниц» — Основная статья: Winx Club Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список вместе… … Википедия
Список персонажей Ким Пять-с-плюсом — Содержание 1 Главные герои 2 Родственники 3 Персонажи второго плана … Википедия
Список персонажей серии книг «Плоский мир» — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия
Список персонажей Gunnm — Эта статья о персонажах Gunnm. Об аниме и манге см. Battle Angel. Содержание 1 Основные персонажи 1.1 Гали … Википедия
Список телесериалов по наименованию — Содержание 1 Русскоязычные 2 На других языках 3 0 9 4 Латиница … Википедия
Список персонажей «Ведьмака» — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/22 октября 2012. Дата постановки к улучшению 22 октября 2012 … Википедия
Список когнитивных искажений — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/20 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия
Индивидуальное и типичное в характере.
Можно выделить 4 основные черты характера:
1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость и пр.
2. Отношение к труду: трудолюбие и др.
3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.
4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.
Характер человека представляет собой слияние огромного количества черт, как индивидуальных, так и типичных.
Черта характера – это наиболее устойчивая особенность личности, знание которой позволяет предугадать поведение человека в том или ином конкретном случае.
Если человека характеризуют как выдержанного, решительного и находчивого, то можно заранее знать, как он будет поступать в самых сложных и ответственных обстоятельствах жизни. Наиболее трудный участок работы в коллективе обычно поручают тому человеку, который обладает такими чертами, как настойчивость, ответственность и инициативность. Следовательно, каждая черта характера выступает своего рода показателем поведения человека в тех или иных обстоятельствах.
Любая черта характера – смелость, решительность, скромность, трудолюбие и т. д. – формируется в процессе деятельности, протекающей в определенных условиях.
Одна и та же черта характера у различных людей проявляется по-разному. Например, смелость у одного бывает разумной, у другого – безрассудной; искренность может быть наивной, чистосердечной, напускной. Неповторимое своеобразие проявления одной и той же черты у людей объясняется тем, что в основе их лежат различные мотивы, побуждения, интересы и отношения. Это и придает чертам индивидуальность.
Наряду с индивидуальными чертами, отражающими главным образом личную историю жизни человека, имеются черты, общие для характеров многих людей. Их называют типичными. Типичные черты отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, суждениям, смелость и настойчивость. Таким образом, в каждом характере представлено и индивидуальное, свойственное вот этому человеку, и типичное, свойственное данной группе людей или классу, возрасту, народу.
Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы.
Своеобразное сочетание черт образует структуру характера. Это не механическое сочетание свойств личности, это сплав их, образующих единство – целостный характер человека.
И. П. Павлов писал: «Если вы представите отдельные черты совершенно врозь, то, конечно, вы характера человека не определите, а нужно взять систему черт и в этой системе разработать, какие черты выдвигаются на первый план, какие еле-еле проявляются, затираются и т. д.».
В структуру характера входят направленность личности, волевые и нравственные качества.
Необходимо отметить, что определенное влияние на формирование отдельных патологических черт характера могут оказывать как наследственно-биологические факторы, так и особенности внешних условий.
studfile.net
Основные черты типичного характера
План.
1. Понятие о характере
2. Структура характера
3. Основные черты типичного характера
4. Природа характера
6. Формирование характера
Понятие о характере.
Термин «характер» — греческого происхождения, он означает «черта», «признак», «отпечаток». Введен он для обозначения свойств человека другом Аристотеля Теофрастом. В «Характеристиках» он описал с позиций моралиста 31 тип человеческих характеров — людей хвастливых, болтунов, неискренних, скучных, льстецов и др.
Позднее философы и психологи основой для объяснения и классификации человеческих характеров делали особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общественных отношений людей, или их умственные свойства и опыт.
Каждому человеку кроме динамической стороны действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности — его характер, отражающийся в виде «отпечатка» на продуктах деятельности и поведении.
Об одних говорят, что они трудолюбивы, дисциплинированы, скромны, честны, смелы, коллективисты, а о других — что они ленивы, хвастливы, неорганизованны, честолюбивы, самоуверенны, нечестны, эгоистичны, трусливы.
Эти и подобные черты проявляются настолько ярко и постоянно, что определяют тип личности, индивидуальный стиль ее социального поведения.
Такие психологические особенности личности называют чертами характера.
Они характеризуют и цели, к которым стремится человек, и способы достижения этих целей. Знать это важно, поскольку человек характеризуется не только тем, что он делает, а и тем, как он это делает.
Совокупность стойких черт представляет собой характер личности.
Следовательно, характер — это совокупность стойких инди- видуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе.
Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сути человека.
Характер человека можно понять только в его деятельности. О характере человека судят и по тому, как он мыслит и ведет себя в разных обстоятельствах, какого мнения он о других и о самом себе, какие манеры ему свойственны.
Знать характер человека очень важно. Это дает возможность предусматривать, как человек будет вести себя при определенных обстоятельствах, чего от него можно ожидать, как он будет выполнять данные ему поручения.
Художественная литература дает прекрасные описания поведения людей с разными характерами. История знает многих политических, общественных и военных деятелей, благодаря силе положительных черт своего характера способствовавших прогрессу человечества, тогда как лица с негативными чертами характера или слабохарактерные вели к упадку.
Структура характера
Характер — элемент психического склада человека,
Он является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности. И. П. Павлов, не возражая против целостности характера, отстаивал необходимость выделения его структурных компонентов.
Если вы анализируете человека, писал он, — вы должны сказать, что по таким чертам его можно характеризовать как тихого, спокойного, мечтательного, нежного и т.п. Следовательно, без частей ничего не разберешь. Но если отдельные части вообразить отдельно, без их взаимосвязи, то характер человека, конечно, определить нельзя.
Нужно брать систему черт и в этой системе анализировать, какие черты выдвигаются на первый план, а какие едва проявившись, затираются.
Определить структуру характера — значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя.
В структуре характера необходимо выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания. Поступки человека всегда мотивированы, на что-то или на кого-то направлены. Но формы намерения, стремления могут быть разными. Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера, особенно от темперамента.
В структуре характера выделяются такие компоненты:
1) направленность;
2) убеждения;
3) умственные черты;
4) эмоции;
5) воля;
6) темперамент;
7) полнота;
8) целостность;
9) определенность;
10) сила.
Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении (положительном или отрицательном) к поступкам и деятельности людей и самому себе.
В зависимости от доминирующих (материальных или духовных) потребностей, ценностных установок, личных интересов и симпатий жизнь одних людей пронизана полезной деятельностью, неутомимостью в работе и выполнении общественных дел. В их поступках господствуют гуманность, оптимизм, контактность.
Эти черты характера свойственны всем передовым людям.
Но есть и такие люди, для которых на переднем плане — собственное благосостояние, эгоистичные потребности. Это обыватели, живущие мелкими мещанскими интересами, они становятся рабами вещей. В быту, поступках и деятельности таких людей господствуют индивидуализм, скупость, жадность, завистливость, самовлюбленность, мизантропия.
Эти особенности характера обусловливают убогость и нищету духовной жизни.
Убеждения — знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения человека, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности, поступки, поведение. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности и правдивости, требовательности к себе.
Человек с твердыми убеждениями способен приложить максимум усилий для достижения цели, если нужно, пожертвовать и своей собственной жизнью.
Беспринципным людям, карьеристам эти черты характера не свойственны.
Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности. Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстоятельствах. Нерассудительные люди легко хватаются за любое дело, действуют под влиянием первого импульса. Умственная же инертность, наоборот, проявляется в пассивности, безразличии, медлительности при принятии решений или в поверхностном подходе к делам без учета их важности.
Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, чрезмерное или поддельное сочувствие, всепрощение или наглость, грубость, «толстокожесть», бесчувствие к страданиям других, невозможность сопереживать.
Моральные, эстетические, познавательные, практические чувства благодаря наличию в них эмоций могут проявляться или в экзальтации, или в спокойном, умеренном отношении к явлениям природы, искусства, поступкам людей.
Воля в структуре характера обусловливает его силу, твердость. Следовательно, воля — деятельная сторона разума и морального чувства — представляет собой стержневой компонент сформированного характера. Сильная воля делает человека самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным, способным достигать поставленной цели.
Безвольные же люди — слабохарактерны. Даже при богатстве знаний и опыта они неспособны настоять на своем, проявляют нерешительность, боязливость.
Темперамент в структуре характера является динамической стороной деятельности и формой его проявления. Характер — это единство типологического и приобретенного жизненного опыта. Особенности условий жизни, обучения и воспитания формируют разнообразное по содержанию индивидуальное отношение к явлениям окружающей действительности, но форма проявления этого отношения, динамика реакций личности определяется ее темпераментом.
Одни и те же убеждения, взгляды, знания люди с разным темпераментом проявляют по-разному с точки зрения силы, уравновешенности и подвижности действий.
Выделяя в характере его структурные компоненты, нужно иметь в виду, что характер — это совокупность всех структурных компонент. Каждая структурная компонента характера — направленность, интеллект, эмоции, воля, темперамент — интегрально проявляется в какой-то степени в каждой черте характера, как и в характере в целом. Поэтому нельзя говорить о мировоззренческих, интеллектуальных, эмоциональных, волевых чертах характера.
Характер как своеобразное стойкое, целостное отношение личности к разным аспектам действительности может быть стойким или нестойким, целостным, определенным или невыразительным.
Полнота характера — это всестороннее развитие основных его структурных компонент — умственных, моральных, эмоционально-волевых. Рассудительность поступков всегда согласована с эмоциональной уравновешенностью и самообладанием.
Внутреннее единство черт характера определяет его целостность. Оно проявляется в единстве слова и дела или в его отсутствии в поступках.
У бесхарактерных людей заметно расхождение во взглядах, отсутствие целенаправленности, случайность проявления черт характера, зависимость их проявлений от ситуаций, а не от внутренних установок личности.
Особенно важной в характере является его определенность. Твердость и независимость человека в его стремлениях и убеждениях, в борьбе за достижения целей свидетельствуют об определенности его характера.
Определенность характера у человека как субъекта деятельности отражается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения. На человека с характером можно полагаться, поручая ему важные дела, — он выполнит поручение в соответствии с его целью, содержанием дела и способами выполнения.
О людях с неопределенным характером тяжело сказать, хорошие они или плохие. Это люди беспринципные, без четких позиций в политической, трудовой жизни, в быту.
Сила характера проявляется в энергичных действиях, упорстве и активности в деятельности, борьбе за доведение дела до конца, несмотря ни на какие препятствия. Такие люди не боятся трудностей, умеют их преодолевать. Это новаторы в работе, энтузиасты, инициаторы.
Настоящего человека — активного деятеля, коллективиста, патриота, гуманиста — характеризует единство всех компонент его характера. Однако единство характера не исключает, что в разных ситуациях у одного и того же человека указанные компоненты и черты характера проявляются по-разному.
Одновременно человек может быть снисходительным и чрезмерно требовательным, непоколебимым и уступчивым, щедрым и скупым. При этом единство компонент характера сохраняется, и именно в этом и проявляется.
Основные черты типичного характера
Человек — носитель характера. Черты его характера отражаются в деятельности, отношениях, способах действия в широком их понимании — в семье, трудовом коллективе, в управлении производством, государством.
Типичное и индивидуальное в характере существуют в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а проявление несвойственных человеку черт характера вызывает возражение, осуждение.
Особенности типичного характера проявляются при положительном или негативном отношении к работе, к другим людям, к самому себе, к предметам и явлениям действительности.
Отношение к работе является одной из существенных черт характера человека. Оно проявляется в уважении к работе, трудолюбии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе — аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.
Отношение к другим людям возникает в контактах между людьми и обусловливается условиями жизни, созданными исторически и раскрытыми в коллективе. Чертам характера, в которых проявляется отношение к другим людям, свойственны значительная вариантность содержания и форм их проявления, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства человека.
Отношение к другим людям носит оценочный характер, причем интеллектуальная оценка зависит от эмоционального отношения к проявлениям характера. Оценочное отношение к людям выражается в разном проявлении граней характера. Одобрение и осуждение, поддержка и возражения могут бьпъ высказаны в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, в форме лести, а то и грубо, по-хамски, иронично, саркастически, оскорбительно.
Отношение к другим проявляется в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков как в положительных, так И в негативных чертах характера. К положительным чертам характера, свойственным культурному человеку, относится справедливость, обязательность, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В основе их лежат гуманистические моральные качества людей, идейные убеждения, прогрессивные стремления.
К негативным чертам характера относятся отчуждение, замкнутость, завистливость, скупость, пренебрежение к другим, хвастливость, гордыня, склонность к беспочвенным насмешкам и издевательствам, склонность к пустым спорам, мелочность, мизантропия. Негативные черты характера очень вредят созданию благоприятной атмосфере общения, стремлению людей к совместной борьбе с несправедливостью.
Так или иначе относясь к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или по контрасту.
Отношение к самому себе — позитивное или негативное — зависит от уровня развития самосознания, возможности оценивать себя.
Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллективу, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания человека.
Вместе с тем, некоторым людям в отношении к себе свойственны негативные черты — нескромность, хвастливость, карьеризм, гордыня, самонадеянность, беспринципное подчинение, беспочвенное пренебрежение или обесценивание себя.
Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение людей к вещам, к природе. Экономность, рачительность, аккуратность, бережливость, заботливое отношение к природе поднимают достоинство человека.
Типичные черты характера имеют различную интенсивность. У некоторых людей отдельные черты характера проявляются настолько ярко и своеобразно, что это делает их оригинальными. Заостренность таких черт характера проявляется спонтанно, как только человек оказывается в адекватных им условиях жизни или деятельности. Такие условия провоцируют проявление ярко выраженной реакции человека. Крайнюю интенсивность определенных черт характера человека называют акцентуацией.
Хотя акцентуация особенностей характера человека своей заостренностью и своеобразием проявления выходит за пределы обычного, ее нельзя относить к патологическим проявлениям. Однако сложные условия, вызывающие акцентуацию черт характера, частота их проявления может обусловить невротические, истерические и другие патологические реакции.
Акцентуация черт характера проявляется только при определенных обстоятельствах. При других условиях люди с такими чертами действуют спокойно, без напряжения.
Акцентуация черт характера вырабатывается в условиях жизни под влиянием интересов, специфики контактов в коллективе, но, как свидетельствуют исследования, основными являются врожденные особенности, которые и создают почву для проявления акцентуации в соответствующих социальных условиях.
Рассмотрим наиболее характерные проявления акцентуации.
Застревание в состоянии возбуждения которое ведет к упрямству, недоверчивости, нетерпимости к возражениям в дискуссиях. В спокойном состоянии такие люди проявляют ответственность и рассудительность в делах.
Педантизм проявляется в крайнем, ничем не оправданном формализме при решении задач, в соблюдении «буквы», хотя это и вредит делу, в представлениях типа «как бы чего не вышло».
Демонстративные характеры проявляют себя безудержно, выкручиваются там, где нужно договариваться, возражают очевидному: «это невозможно», «я этого не понимаю», хотя ничего «невозможного» и «непонятного» нет. В обычных условиях такие люди способны сотрудничать, достигать значительных творческих успехов.
Экзальтированные чрезмерно захваливают себя, хвастаются тем, чего не заслуживают, легко возбуждаются в радости, отчаиваются даже при незначительных неприятностях, их реакции на свои и чужие поступки крайне эмоциональны, аффективны.
Тревожные характеры во всем ожидают опасность, проявляют повышенную боязливость, застенчивость, растерянность, способны спрятаться от опасного, уступить даже более слабому.
Интроверты замкнуты, свои мнения и переживания направляют на самих себя, на свой внутренний мир, избегают контактов с другими, не приспособлены к обстоятельствам. Считают, что аутизм подростков больше свойственен интровертам.
Экстраверты, наоборот, стремятся к общению, контактам с другими, много говорят о себе, хвастливы, сосредотачиваются преимущественно на внешних явлениях, а не на себе, склонны соглашаться со всем, что им предлагают.
Природа характера
Психические свойства человека — это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Но надо помнить, что врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, воспитания, налагающих отпечаток на его функционирование.
В процессе жизни у человека возникают динамические стереотипы, то есть системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием разнообразных раздражителей.
Они действуют в определенной последовательности и системе. Многократное повторение раздражителей создает прочные нервные связи, которые проявляются все более легко и автоматически, без нервного напряжения. Создание и переделка динамических стереотипов требуют значительной, порой тяжелой работы нервной системы. Динамические стереотипы создают фундамент привычных действий, черт характера, которые, как уже указывалось, проявляются преимущественно непроизвольно.
Следовательно, характер человека является сложным синтезом типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, условий жизни, воспитания. Живое существо, писал И.П. Павлов, со дня рождения испытает самые разные влияния окружающей среды, на которые оно неизбежно должно отвечать определенной деятельностью, что часто закрепляется на всю жизнь и проявляется в определенных чертах характера.
В учении о характере были попытки связать характер человека со строением тела, с особенностями действия желез внутренней секреции, однако эти попытки оказались неспособны раскрыть суть характера. Потерпели крах также и теории, рассматривавшие характер как врожденное психическое свойство.
Люди рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга, что обусловлено типом нервной системы, но эти физиологические отличия являются только предпосылкой для формирования в процессе жизни разных морально-психологических качеств, в частности и отличий в характере. То, что в одной семье, в подобных условиях вырастают дети с разными чертами характера, не может быть доказательством врожденности черт характера.
Ведь одинаковых условий в воспитании детей не бывает. Многогранность общения, обстоятельств, в которых живут дети, переживаний событий и явлений, создает чрезвычайно разнообразные условия жизни и воспитания. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, вызывает различные индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребенка свойственными только ему чертами характера.
Именно то, что морально-этические нормы жизни и требования к людям в процессе их воспитания (указания, санкции) преимущественно бывают типичными, в наибольшей мере обусловливает проявления типичных черт характера, общих для многих людей.
Формирование характера
Формирование характера — это процесс становления стойких психологических образований под влиянием объективных и специально созданных для этого условий. Когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными, то они определяют типичную модель поведения человека.
Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общение как необходимое условие самопознания и самореализации человека.
В процессе работы проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества, которые, закрепляясь под влиянием условий жизни, приобретают значение черт характера.
Трансформация, которая происходит в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.
Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадлежит воспитанию.
Воспитание организовывает обстоятельства жизни и направляет в нужное русло внешние влияния, подкрепляет их, создает адекватное отношение к окружающей действительности.
Вместе с тем воспитание тормозит негативные влияния, препятствует закреплению нежелательных навыков и черт его поведения.
На высоком уровне развития человека начинают действовать процессы самовоспитания и саморегуляции своего характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основаниями ее требований как к внешним условиям жизни, так и к самому себе. Он сам начинает организовывать свою жизнь и, воспитывая себя, руководствуется при этом как личностными, так и общественно- ценными ориентирами.
В полной мере возможность самовоспитания характера проявляется тогда, когда человек приобретает жизненный опыт, овладевает принципами психологической культуры, когда в нем формируется мировоззрение и окончательно утвердятся идеалы, в соответствии с которыми он сознательно планирует свою жизнь и определяет в ней свое место.
Отличия в характерах заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт воспитания в детских садах, довольно выразительно проявляются такие черты: товарищество, коллективизм, нежность, смелость, стеснительность, замкнутость, аккуратность, точность, терпеливость или прихотливость, упрямство, резкость и др.
Проявления черт характера в этом возрасте касаются и темперамента. А.С. Макаренко обращал внимание на наличие у детей таких негативных типов характера:, как «тихони», «исусики», «накопители», «приспособленцы», «вороны», «кокетки», «нахлебники», «мизантропы», «мечтатели», «зубрилы», которых мы никогда не замечаем, поскольку они нам не мешают жить и работать. Но такие же характеры часто формируются у вредных людей.
Особое место приобретает значение воспитания характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, он проявляет острый интерес к окружающему, у него высокая активность, стремление к труду — физическому и умственному. Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься творческой работой, работать организовано.
Нужно иметь в виду, что игнорирование в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто порождает негативизм, браваду, непослушание, невыдержанность, немотивированные поступки. Вместе с тем, подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллектива, руководствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.
Юноши и девушки старшего школьного возраста способны проявлять в поведении, труде и обучении достаточно устойчивые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность.
Исследования формирования характера показали, что особенно действенными факторами в этом процессе являются самостоятельность в работе, обучении. При этом необходимо создавать такие условия, при которых подростки могли бы проявить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе будет нивелировать индивидуальные качества человека.
В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого, формировать яркую индивидуальность.
Успешное формирование черт характера нуждается в единстве воспитательных мероприятий семьи, школы и социальной среды, общественности.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Какие бывают черты характера?
Личность каждого человека многогранна и каждый из нас обладает уникальным набором черт характера, а какими именно они бывают, рассмотрим более детально.
Какие бывают черты характера у человека?
В первую очередь, для того, чтобы узнать собственные черты характера, необходимо проанализировать как личностное отношение (к этому относится самооценка, самокритика), так и отношение к окружающим (в этом проявляются жестокость или милосердие, безразличие — доброта, чуткость, сострадание, вежливость и пр.), к порученным занятиям, делам (леность, аккуратность, трудолюбие или неряшливость).
Уже с самого рождения у человека проявляются основные черты его характера и на протяжении всего жизненного пути каждый из нас обрастает индивидуальными особенностями. В зависимости от того, какой тип темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) доминирует, такие свойства характера ярко выражены. Так, флегматичным людям легче всего быть организованными, им не чуждо понятие дисциплинированности, меланхолику, в свою очередь — добрым, отзывчивым, а из сангвиника, холерика выйдет отменный организатор. Независимо от темперамента человек может развить в себе желаемые черты характера.
Какие бывают положительные черты характера?
Какие бывают хорошие черты характера и плохие, зависит не только от темперамента, врожденных качеств, но и от круга общения личности, ее воспитания. Так, к ним относятся:
- доброта;
- сострадание;
- решительность;
- настойчивость;
- самоуважение;
- оптимизм;
- искренность;
- мужественность;
- спокойствие;
- верность;
- отзывчивость;
- коммуникабельность;
- гордость (не путать с гордыней).
Какие бывают отрицательные черты характера?
Еще в древние века отрицательные качества называли «драконами, живущими в каждом человеке». Так, к ним относят:
- властолюбие;
- гордыня;
- самоуверенность;
- эгоизм;
- зависть;
- ревность;
- раздражительность;
- обидчивость;
- расточительство;
- мстительность.
womanadvice.ru