Виды менталитета – Менталитет и ментальность — отличия, виды менталитета

Содержание

что это такое, факторы его формирования

Менталитет – это комплекс интеллектуальных, эмоциональных и культурных черт, ценностных ориентиров и предписаний, характерных социальной либо этнической группе, народу. Данное понятие объединяет человеческое мировоззрение, точки зрения, оценки, ценностные установки, поведенческие нормы, моральные ориентиры, умонастроения, религиозные взгляды и иные аспекты, присущие определенной социальной группе. Менталитетом считается идеология, восприятие среды и собственной персоны в ней, духовный настрой, ценностные ориентиры, мировоззрение, свойственные индивидууму либо группе лиц. Явный контраст между личным менталитетом и сторонним легко заметить, пребывая в незнакомой культурной среде либо среди представителей иных народов.

Что такое менталитет

Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

– индивидуальную эволюцию;

– мировоззрение родителей;

– биологические причины;

– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

– социальные учреждения;

– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

Менталитет общества

Мировосприятие общества представляется в качестве глубинного уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий, они обуславливают отношение к событиям, вещам и характер деятельности. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.

Мировосприятие во взаимоотношении с сознанием выступает в качестве неотрефлексированных представлений, образов, на базисе которых индивид воспринимает и трактует мир.

Менталитет нельзя считать идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями. Мировоззрение находится за ними, определяя грань между мыслимым, допустимым и ощущаемым как «неимоверное», «невозможное».

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

В социально-сословном смысле можно выделить рабское мировоззрение, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное, аристократическое.

Дабы определить мировосприятие какого-нибудь общества можно использовать универсальную формулу, заключающуюся в следующем. Менталитет общества равняется общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

Любовь к родне, собственным детям, боль их утраты, ненависть к субъектам, причинившим им вред – все это присуще человеческим существам. Однако морально-этическая приемлемость кровного мщения является особенностью национального мировоззрения восточных народов, поощряемая вероисповеданием и традицией народа.

Таким образом, менталитет социума представляет собой принятые в социуме формы поведения, шаблоны жизненных решений, стандарты взглядов, отличающие данное сообщество от иного социума.

Общественный менталитет, бесспорно, сильно воздействует на мировосприятие личности. При этом степень его воздействия обусловлена активностью либо пассивностью данного индивидуума в социальном бытие.

Вырабатывание менталитета захватывает приблизительно 12 лет. Начинается оно в трехлетнем возрастном этапе и оканчивается к шестнадцатилетию.

Типы менталитета

Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.

В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным.
Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.

Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.

Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.

Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета. Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам.

Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».

При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.

Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.

psihomed.com

§ 3. Типы менталитета и адекватные им социальные модели

§ 3. Типы менталитета и адекватные им социальные модели

Осевые ценностные ориентации

Какой строй наиболее адекватен России? Для ответа на этот вопрос надо разобрать классификации ментальностей различных народов. Мы не будем углубляться в сугубо научный анализ. Итак, конспективно.[160] Менталитет это мировоззрение, в основе которого лежат ценностные ориентации. Различных видов ценностных ориентаций, а следовательно, мировоззрений и менталитетов, громадное количество. Но существует 4 основных типа менталитета, из которых происходит все их многообразие.

Существует один осевой тип ценностных ориентаций, являющийся системообразующим для мировоззрения человека — духовность, и одна осевая форма ценностных ориентаций — коллективизм (рис. 5).

Рис 5. Осевые ценностные ориентации

Тип ценностных ориентаций

Кратко поясним сказанное. Несмотря на множество ценностных ориентаций, существует всего один осевой (базовый) тип иерархии ценностных ориентаций: духовность — материальность. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, то есть тяготеют или к духовности, или к материальности. Поэтому потребности, по направленности на объект, разделяют на материальные и духовные.

Материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение психофизиологического наслаждения (гедонизм) и приобретение социального статуса (карьеризм).

Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы в творчестве или религиозности (аскетизм[161]), а также в бескорыстной помощи окружающим (альтруизм).

Отдельно поясним понятие «аскетизм». Аскетизм — это необязательно вериги и лохмотья. Любое добровольное ограничение вещного потребления, если оно не связано с выгодой для человека[162], любое обуздание сексуальной природы человека есть акт аскетизма. Если человек имеет возможность изменить своему супругу, но отказывается от этого, это акт аскетизма. Если человек оставляет ребенку самое вкусненькое, это акт аскетизма.

Принцип аскетизма — «не стремись к максимизации материального потребления» — указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня.

«Аскетизм — ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей».[163]

Аскетизм — это отказ. Но не отказ от жизни. Это отказ от одной формы существования ради другой формы существования. «Аскетизм» в переводе с греческого (asketes) — упражняющийся в чем-либо. То есть сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что это не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Каковы же эти задачи?

Понятно, чего может достичь в случае успеха материально ориентированный человек: шикарная квартира, автомобиль, вилла, дорогая одежда, ювелирные украшения и т. п. Если все это объединить одним понятием, то можно констатировать: материально ориентированный человек стремится получить максимальное количество удовольствия с помощью использования предметов внешнего мира.

А каковы же жизненные вершины одухотворенного человека? Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

Чудаковатый ученый, для которого научное творчество превыше всего — это не гипербола из фильма «Назад в будущее». Возьмем прародительницу всех наук — философию. Обычно, когда говорят о самых великих философах, упоминают Сократа, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, в советское время, естественно, — Маркса. Сократ, Кант, Маркс жили или в нищете, или на грани нищеты. Притом, что Сократ и Кант, как мы сказали бы сейчас, имели хорошие связи в правящих кругах. Платон, Аристотель и Гегель жили не очень бедно, но, тем не менее, проповедовали умеренность и восславляли альтруизм. Например, Аристотель располагает блага в следующем порядке. Первые место — душевные блага, второе — телесные: здоровье, сила. И лишь третье место принадлежит, как говорит Аристотель, внешним благам: богатству, славе, знатности. Платон же вообще презирал богатство.

Поэтому одухотворенность — это не стремление к нищете, это стремление к богатству, но богатству прежде всего духовному. Духовность — это также не стремление к противостоянию с обществом, властью, это стремление к не противостоянию с собственными дарованиями.

Теперь об альтруизме. Альтруизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами». Можно сказать, что альтруизм — это коллективная форма аскетизма.

Альтруист — это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма. Если вы помогаете подтолкнуть автомобиль незнакомому человеку, это акт альтруизма. Если вы выходите добровольно на субботник, это тоже акт альтруизма.

Форма ценностных ориентаций

То о чем мы говорили выше — это индивидуальные потребности человека. Но человек не существует вне общества, и основными формами потребностей являются социальные, которые отражаются в мировоззренческом коллективизме или индивидуализме.

Коллективизм — форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип: «окружающие должны играть значимую роль в моей жизни». Потребности, связанные с коллективизмом — это потребности, которые удовлетворяются посредством взаимоотношений с окружающими или в целях этих взаимоотношений. Например, удовлетворение некоторых материальных потребностей невозможно без коллективного взаимодействия множества людей.

Индивидуализм прямо противоположен коллективизму. Индивидуализм — форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип: «окружающие не должны играть значимую роль в моей жизни».

Потребности, связанные с индивидуализмом — это потребности, которые удовлетворяются без взаимоотношений с окружающими. Например, психическая потребность в уединении.

Коллективизм и индивидуализм — две стороны одной медали, и поэтому с помощью коллективизма можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций — коллективизма и индивидуализма, так как они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Коллективизм можно выразить через индивидуализм как индивидуализм со знаком минус. То же самое можно сказать и о соотношении материальности и духовности.

Типы менталитета

Подведем итог краткому теоретическому экскурсу. Итак, существует один осевой тип ценностных ориентаций, являющийся системообразующим для мировоззрения человека — духовность (духовность — материальность), и одна осевая форма ценностных ориентаций — коллективизм (коллективизм — индивидуализм) (рис. 6).

Изначальными ценностными иерархиями являются две: герой и торговец. В основе ценностной иерархии героя лежит духовность, в основе ценностной иерархии торговца — материальность. Еще немецкий экономист Вернер Зомбарт разделил всех людей на два типа — «герои и торговцы» («Helden und Haendler»). Герои вырастают из Земли, Геры, матери богов, жены Зевса, как вырос Геракл.

В чистом виде данные типы менталитета — явление гипотетическое. Тут уместно вспомнить мнение швейцарского психолога, основателя аналитической психологии Густава Юнга, который отмечал, что описанные им типы характеров в чистом виде не встречаются в повседневной жизни:

«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки, и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания».

Рис 6. Базовые типы менталитета

Типов менталитета значительно больше, но все они есть смешение в различной степени четырех базовых, точно так же, как четыре базовых типа темперамента порождают бесчисленное множество конкретных темпераментов, или три базовых цвета — буйство красок окружающего нас мира.

Мы решили не отказываться от условных названий 4 базовых ценностных иерархий, которые мы использовали в предыдущих работах: «ростовщик», «гусар», «философ», «миссионер».

Один американский писатель, анализируя суть морали в середине прошлого века, справедливо заметил:

«Представьте себе страну, где восхищаются людьми, которые убегают с поля битвы, или где человек гордится тем, что обманул всех, кто проявил к нему неподдельную доброту. Вы с таким же успехом можете представить себе страну, где дважды два будет пять»[164].

Поэтому, конечно, мораль у всех народов в своей основе едина и верна, в ее основе лежат вечные ценности. Однако в менталитете эти ценности получают свое этноспецифическое звучание. В своей работе «Миссия России» я уже разбирал политические учения в ценностном аспекте. Поступило довольно большое количество откликов. При их анализе обнаружилась проблема прочтения некоторых понятий, в частности, понятия «справедливость». Поэтому в данной работе поясним некоторые детали.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Что такое менталитет и каким он бывает :: SYL.ru

Что такое менталитет

Это столь распространенное нынче слово широко употребляется как в повседневной жизни, так и в СМИ. Что же оно означает и какова история его происхождения? Менталитет — это комплекс культурных, религиозных, психических и эмоциональных особенностей, присущих определенной социальной группе или этносу.

Реже это слово употребляют для характеристики внутреннего мира конкретного индивида. Первым данный термин ввел в оборот Л. Леви-Брюль, французский этнолог, он охарактеризовал им модели поведения в первобытных обществах (в переводе с латыни mentis – ум, alis – другие). Что такое менталитет в обыденном понимании? Как правило, это определенные стереотипы и шаблоны поведения, характерные для людей, объединенных проживанием в одном культурном пространстве. Менталитет формируется в процессе социализации индивида и является результатом приспособления к нормам и ценностям, господствующим в обществе, и принятия оных. Различие в поведении разных народностей объясняется разными климатическими, историческими, психологическими, религиозными и т.д. факторами.

Менталитет и ментальность — есть ли разница

Некоторые исследователи и публицисты склонны ставить знак «равно» между этими двумя понятиями. И если более-менее понятно, что такое менталитет, то ментальность — настолько абстрактная субстанция, что в русском языке нет конкретных определений для ее категоризации.

В большинстве случаев употребление двух этих терминов как синонимов не приведет к искажению смысла. Есть лишь одна ремарка: «ментальность» — понятие более широкое, характеризующее способ мышления как таковой, а «менталитет» — определение более конкретное, общая характеристика специфических качеств и явлений.

Каков он, менталитет россиян

Славяне, как и другие народы, имеют ряд психологических и поведенческих черт, свойственных лишь им. Итак, что такое менталитет русского человека? Перечислим основные черты многогранной и загадочной «русской души», которые иногда иностранцам так тяжело понять:

1. Преобладание коллективного над индивидуальным.Русскому человеку намного легче выговориться, нежели переживать все в себе. Как пример: такие прижившиеся у нас понятия как «коллектив», «общественное мнение», «народное порицание» никогда не пользовались популярностью на Западе.

2. Пренебрежительное отношение к государству и законам.»Жить по правде» — вот девиз русского народа.

3. Искренность. Искреннее проявление чувств ценится превыше всего, именно поэтому у русских не принято «искусственно» улыбаться на улицах.

4. Относительная пассивность в общественной и политической жизни. Большинство наших соотечественников не привыкли принимать активного участия в различных мероприятиях и митингах. Намного предпочтительнее коллективно осудить творящуюся несправедливость.

5. Негативизм по отношению к незнакомым людям. Чтобы в этом убедиться, нужно случайно толкнуть незнакомого человека на улице.

6. Богатая внутренняя эмоциональность, где есть место и добродушию, и пониманию, и милосердию.

www.syl.ru

Менталитет

[contact-form-7 404 «Not Found»]

Менталитет (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле – ум) и суффикса прилагательного ‘al’) – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.

К менталитету относятся не только качественные, но и количественные ментальные особенности.

Конкретное изучение того или иного менталитета предполагает выделение и описание ментальных особенностей трех видов:

  1. уникальных социально-психологических признаков субъекта;
  2. своеобразного сочетания социально-психологических признаков;
  3. специфической величины признаков.

Изучение менталитета – более сложная задача, чем просто исследование духовного мира, оно предполагает два этапа:

  1. идентификация социально-психоло-гических признаков у разных субъектов и степени выраженности этих признаков;
  2. сравнение признаков различных субъектов и выявление на основе этого их особенностей, то есть менталитета каждого из них. Если же процедура сравнения не производится, то это есть изучение просто сознания или бессознательного, но не менталитета.

Поскольку сознание и психика субъекта в целом детерминируются генотипом, окружающей средой и собственным духовным творчеством субъекта, то и менталитет детерминируется, во-первых, особенностями генотипа, во-вторых, своеобразием природных и социальных условий и, в-третьих, качеством и степенью собственной духовной активности субъекта как формой самодетерминации. Первые два детерминирующих фактора – генотип и среда – обеспечивают сохранение и трансляцию менталитета – передачу ментальных особенностей от одних поколений к другим и от одних лиц к другим. Третий же фактор – духовная активность человека – обусловливает развитие менталитета и его совершенствование.

При обсуждении вопроса о становлении менталитета принимаются во внимание первые две из отмеченных форм его детерминации. Практически не учитывается качество самодетерминации менталитета. А между тем человек не есть пассивное произведение наследственности и внешних условий. В лучшем своем воплощении он обладает внутренней программой активности и является творческим существом. Это творчество управляется менталитетом человека и заключается в создании новых форм культуры и формировании у самого себя чаемых социально-психологических качеств. Наиболее оригинальные компоненты менталитета возникают именно в результате актов самодетерминации. Например, менталитеты А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого отличались от менталитетов других людей в первую очередь тем, что создал их творческий дух, а не тем, что они получили на уроках в гимназии.

  • Менталитет посредством перцептивных и мыслительных установок, доминирующих потребностей и вызванных ими эмоций детерминирует своеобразный характер восприятия мира и эмоционального реагирования на его события.
  • Сознание субъекта и в целом его психика регулируют речь, поведение и деятельность людей, а менталитет определяет специфический характер человеческой активности, в частности, ее направленность.
  • Менталитет – это средство осуществления социальной самоидентификации субъекта, основа социальной солидарности, фактор, обеспечивающий единство и преемственность существования социальной общности. Субъектом на основе осознания своих ментальных особенностей и сравнения их с особенностями других субъектов происходит отнесение себя к определенной социальной общности. Осознание себя частицей этой общности далее формирует чувство социальной солидарности и вытекающее из него стремление поддерживать внутригрупповые связи и оказывать моральную, материальную и организационную поддержку членам своей группы.
  • Менталитет служит фактором, стимулирующим социальный прогресс посредством культурных инноваций, составляющих содержание новых ментальных особенностей.

Обобщая изложенное выше, менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной общности; эта система детерминирует специфический характер восприятия мира, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность существования социальной общности, а также стимулирует социальный прогресс посредством продуцирования культурных инноваций.

12 черт русского менталитета

  1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» – соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также – помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
  2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.
  3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы. Российское – нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение – и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
  4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны – более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
  5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет – требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. Можно обратиться за помощью – скорее всего помогут. Нормально попрошайничать – и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение – то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим – если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается – лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность – это когда матом! Вот тогда – человеку веришь!
  6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам – яркая черта русского коммуникативного поведения. Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы. При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
  7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция – безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
  8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
  9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип – «не украдешь – не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту – сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения – нехорошо, как-то мелочно, нужно – «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным – тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
  10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета – любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы – западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
  11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт – странно, болеть – нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» – отсюда созависимость как норма жизни.
  12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей – наших новых граждан.

Особенности менталитета в разных странах

Многие боятся, что попадут в неприятную ситуацию из-за незнания местных особенностей. В реальности все не так страшно. В эпоху глобализации законы не так уж сильно отличаются, так что если вы соблюдаете законодательство у себя дома, то и за границей проблем скорей всего не будет. Тем не менее, перед поездкой полезно ознакомиться с особенностями интересующей вас страны.

  1. В мусульманских странах не стоит шутить с именем пророка. Помните скандал с карикатурами на пророка в датской газете? В 2007 году в Судане британскую учительницу приговорили к сорока ударам плетью только за то, что именем пророка она назвала своего плюшевого мишку.
  2. Также в мусульманских странах сильно озабочены вопросами нравственности. В туристических районах на многое закрывают глаза – немки без комплексов на людях раздеваются догола, переодеваясь прямо на пляже в Дубаи, но не советовал бы повторять их действия на пляжах вне туристической зоны. Да и в ОАЭ терпение местных властей не беспредельно – в июле 2008 года там на три месяца посадили британскую парочку, занимавшуюся любовью на пляже. Приговор – «за внебрачные половые связи».
  3. Женщина с распущенными волосами воспринимается в Иране как порнография. Поэтому в страну нельзя ввозить журналы мод. Все туристки одевают платки на голову прямо на борту прибывающего в Тегеран самолета. В Ширазе, моя жена присела на скамейку, чтобы перезарядить видеокамеру и не заметила, как ветром у нее сдуло с головы косынку. Сразу сбежалась толпа иранцев, которая стала фотографировать и сами фотографироваться на ее фоне. Обнаженные волосы на женской голове – это очень неприлично. Одежда должна закрывать все части женского тела и не быть облегающей.
  4. Во многих странах Среднего Востока, Южной Азии и некоторых районах Африки левая рука считается нечистой. Это связано не столько с религиозными воззрениями, сколько с санитарно-гигиеническими – левой рукой вытирают задницу. В Афганистане, например, это делается при помощи кусочка глины. Так что не протягивайте для рукопожатия левую руку – это будет воспринято как оскорбление. И не стоит левой рукой трогать товары на рынке.
  5. По-разному на планете относятся и к физическому контакту между мужчиной и женщиной. В Средиземноморье не только друзья и родственники, но и незнакомые люди могут при встрече обмениваться поцелуями в щеку. Это совершенно нормально. А во многих мусульманских районах даже рукопожатия между представителями разных полов недопустимы. Нашим женщинам не стоит разрешать брать себя за руку в Египте, местными это будет воспринято чуть ли не как согласие на интимную близость.
  6. В метро в Каире и Тегеране есть специальные вагоны, куда запрещено садиться мужчинам – гарантия того, что женщин не будут прессовать незнакомцы в час пик. Присмотритесь к половому составу пассажиров вагона метро, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
  7. В городских автобусах там существует «мужская» и «женская» половина и соответственно своя дверь для входа и выхода. В междугородних автобусах не садитесь на свободное место рядом с представителем противоположного пола. Если вы едете со своей дамой – она должна сидеть у окна, а не у прохода. В кафе и забегаловках существуют отдельные залы для мужчин и семейных пар. Со всем этим мы сталкивались не только в Иране, но и турецком Курдистане. Общее правило – никогда не вступайте в разговоры с местными на политические темы. Политика – вещь конфликтная, у всех своя правда и свои аргументы. Вы не участник конфликта, вы сторонний наблюдатель. Переведите разговор на красоты природы и местные достопримечательности.
  8. Также не стоит вступать в религиозные дискуссии и как-то выпячивать свои религиозные воззрения. Действуйте по ситуации. Православного за полцены пустят в в музей в монастыре Святой Екатерины в Египте, представителя англиканской церкви – в Вестминстерское аббатство в Лондоне, иудея – потрогать Стену Плача в Иерусалиме, а мусульманина – посмотреть место вознесения пророка Мухаммеда в Куполе Скалы. Но имейте хоть примерное представление о религии, адептом которой вы себя позиционируете. Иначе, если путешественник попрется в Купол Скалы на Храмовой горе Иерусалима через женский вход, то его просто не пустят, а если разоблачат как не мусульманина в Мекке, то могут и убить.

В принципе, не так все жестко даже в самых ортодоксальных странах. Местные, видя туриста, обычно снисходительно относятся к его невольным прегрешениям. Относитесь к окружающим с позитивом, и этот позитив вернется к вам. Но и умышленно нарываться на неприятности не стоит – лучше до поездки изучить правила поведения в стране.

Что чаще осуждают в России и США (в %, по опросам социологов)

 

Россия

США
Курение марихуаны 84 50
Гомосексуализм 84 50
Азартные игры 73 35
Алкоголь 73 61
Уклонение от уплаты налогов 63 79
Супружеская измена 62 91
Клонирование человека 53 86
Смертная казнь 36 27
Аборт 30 52
Мед. опыты над животными 29 37
Секс вне брака 29 35
Ложь с целью защитить чьи-то чувства 23 43
Развод 22 26

10 странных манер из разных стран, о которых стоит знать

  • Дарить желтые тюльпаны в Болгарии. Если вы как самый настоящий воспитанный человек ходите в гости с маленькими презентами, то вам обязательно нужно знать, что в Болгарии ни в коем случае нельзя дарить хозяйке желтые тюльпаны. Они символизируют ненависть или отвращение. Не очень хорошее начало знакомства получится, правда?
  • Приходить заранее или вовремя в Мексике. Но только если вы находитесь в жаркой Мексике. Там опоздание считается нормой. Как правило, все начинают подтягиваться на обед или вечеринку с друзьями в бар спустя 30 минут после оговоренного срока. Вот вам и расслабленный ритм жизни.
  • Использовать нож, когда едите салат, во Франции. Этому правилу следует придерживаться, если вы отправились во Францию или другую страну Центральной Европы. Салаты с большим количеством зелени там очень любят. Зачастую зелень и является главным ингредиентом такого салата. Местные жители едят их с помощью вилки, так что не отставайте и не выдавайте в себе иностранца.
  • Есть банан без вилки и ножа в Англии. В Англии еще сохранилась традиция есть бананы с помощью столовых приборов. С чем это связано? Эта кулинарная традиция появилась еще в конце XIX века, когда банан считался экзотическим фруктом и не был так распространен.
  • Не оплачивать счет в начале трапезы в Японии и Корее. Это правило актуально для азиатских стран – Японии и Кореи. Жители этих государств привыкли получать счет сразу же, как начали трапезу. Возможно, это помогает им расслабиться и спокойно наслаждаться пищей, не думая о материальном. Однако с ростом туристических потоков из Запада в эти страны этот обычай все же ослабевает.
  • Выкинуть хлеб в России. А эта традиция должна быть знакома каждому русскому сердцу. Хлеб – это один из ключевых продуктов русской кухни. Недаром про него издавна существует много пословиц и поговорок. Самая красноречивая из них – «Хлеб всему голова». Выкинуть хлеб или как-то неуважительно к нему отнестись в нашей стране считается грехом.
  • Прятать руки во Франции. Эта традиция пришла прямиком из страны любви и вкусной еды, из Франции. Ваши руки за едой должны быть в поле зрения. Это, во-первых, в лучших традициях вежливости, а во-вторых, никто не подумает, что вы заигрываете со своим партнером под столом.
  • Не смотреть в глаза, когда произносите тост, в Австрии. Изначально этот обычай появился в Австрии. Когда у вас в руке бокал, а вокруг шумная компания, не обойтись без тостов. На родине Моцарта вы должны посмотреть в глаза каждому человеку, кто подносит вам свой бокал. В противном случае ожидайте поражений на сексуальном фронте в течение ближайших 7 лет. К слову, эта традиция пришлась многим народам Европы по душе, так что вы можете столкнуться с ней и за пределами Австрии, например, во Франции.
  • Забирать еду с собой во Франции. Еда навынос – это совсем другая история. Это работает. А вот если вы погорячились и на заказывали слишком много в ресторане и не справились, то у вас 2 варианта: либо доесть все, либо оставить. В какой стране действует это правило? Во Франции. Невольно вспоминаешь стереотип о французском снобизме.
  • Ждать кого-либо, чтобы съесть пасту, в Италии. Традиция для особо голодных? Нет. Это кулинарная традиция родом из Италии. Она не универсальна, а действует, только если речь идет о пасте. После подачи блюда на стол, можно сразу же приступать к процессу, не нужно никого ждать. На другие блюда это правило не распространяется – ждите компанию.

Видео

Источники

mfina.ru

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) (от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.

Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.

Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.

Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.

Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.

В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.

Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).

История появления термина.

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительных структур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Предмет истории

ментальностей – реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование; способы и содержание мышления; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом. В отличие от истории повседневности, которую интересует, помимо «времени стабильности», еще и «краткое», «нервное» время конкретных событий, а также в отличие от психологии, также сосредотачивающией свое внимание на легко изменчивых состояниях психики, – история ментальностей ставит в центр исследовательского внимания изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée). Историков ментальностей интересуют в общем спектре социальных времен «времена большой длительности» как консервирующие самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории.

Круг тем и проблем «историка ментальностей» – это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории – ее поступательного развития или ее «круговой» повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности – когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в «новую социальную историю» вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл «пугалом историка» – но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей – их оценка общества и его составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы, воли, доступ к хранению и распространению информации.

Цель

историка повседневности – изучение картины мира людей с точки зрения их собственного восприятия. Однако современному историку приходится использовать для этого сложившийся к настоящему времени понятийный аппарат, теоретические схемы и модели и постоянно сопоставлять различия в содержании устоявшихся и лишь кажущихся неизменными понятий. Постоянное сопоставление «внешней» точки зрения, обусловленной современной системой знаний, – с «внутренней», присущей людям изучаемой эпохи, создает ситуацию нового видения истории, т. наз. «стереоскопического видения» (А.Я.Гуревич). Это позволяет сохранять принцип историзма и избегать переноса в изучаемую эпоху современных представлений.

К источникам, отразившим потаенные мыслительные структуры и комплексы коллективных представлений (неосознанных, неотрефлексированных) – можно отнести «все, созданное человеком и сохранившее в себе духовную сущность своего творца» (П.Динцельбахер). Поэтому практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т.п. могут быть привлечены к исследованию. Однако большее значение имеют материалы личного происхождения – завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов. Для исследователей ментальностей недавнего прошлого огромное значение имеет «устная история» (оформившаяся в отдельное направление также в 1960-е) – интервью всех видов (нарративных, полуструктурированных, биографических, лейтмотивных, фокусированных и проч.). «Устные истории», собранные историком ментальностей, из обычной в традиционном исследовании коллекции фактов, превращаются в новый вид эмпирического материала, структурированный по темам и хронологии т. наз. «вторичный источник».

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Уровни изучения

ментальностей зависят от постановки исследовательских задач и анализируемого поля взаимодействия социальных объектов. Широко, цивилизационно мыслящие культурологи склонны ставить задачи изучения общего ментального «фона» каждой эпохи (Й.Хейзинга, Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф, в России – М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич). С другой стороны, последователи Ф.Броделя во Франции и Г.Телленбаха в Германии показали возможности анализа ментальностей и отдельных социальных страт (например, Ж.Дюби, описывавший характерные черты поведения французской элиты, от рыцарей до священников, Э.Леруа Лядюри, сосредоточивший свое внимание на умонастроениях крестьян в деревне XIII в. или Ю.Митке, изучавший менталитет средневековых нищенствующих орденов). Свои подходы и уровни в изучении ментальностей предлагают также современные этнологи и этнопсихологи, реконструирующие историю складывания национальных характеров и национальных культур (Э.Стефаненко). Особое место в изучении истории ментальностей занимают специалисты в области гендерных исследований и близкая к ним феминистская историография, настаивающая на различиях мужского и женского менталитета, мужской и женской системы ценностей, способов восприятия мира, фиксации запечатлевшегося в памяти (О.Хафтон, Э.Г.Дэвис, Т.де Лауретис, Д.Рейли, в России – Н.Л.Пушкарева, С.Г.Айвазова, Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина).

Значение «истории ментальностей» в науке определяется стремлением сломать невидимый барьер, разделяющий социально-экономическую или политическую историю и историю духовной жизни, объединить развивающиеся автономно исторические дисциплины, проникнув в глубины духовной жизни людей прошлого. Возникшая как «испытательный полигон» новых исследовательских практик медиевистов и специалистов по западноевропейской истории раннего Нового времени, история ментальностей быстро нашла себе место и в исследованиях более поздних эпох и способствовала написанию и их истории как наразрывного единства материальной и духовной жизни, общества и культуры. Длительность сохранения интереса к исследовательскому направлению «истории ментальностей» объясняется широкими возможностями научного синтеза, объединения результатов исследовательского анализа и приемов работы разных гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, психологии и этологии, лингвистики, культурологии, семиотики, литературоведения, географии, экологии.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

www.krugosvet.ru

Что такое менталитет?

Автор статьи: Александр Фирцев

Интернет-маркетолог, редактор сайта «На доступном языке»
Дата публикации:10.04.2018

С понятием «менталитет» можно столкнуться где угодно — от философских работ и докторских диссертаций по социологии до бульварных газет наряду с сомнительными форумами в Интернете. Слово употребляется к месту, не к месту, нередко говорящий вообще имеет в виду что-то свое, даже не догадываясь о словарном значении и научном понимании термина. Что такое менталитет — ответить в одном определении трудно, поскольку нужно комплексное понимание этого психосоциологического феномена.

Происхождение термина «менталитет»

На самом деле, у понятия есть конкретный автор. Это Леви-Брюль, ученый-антрополог и этнолог из Франции, который занимался исследованием древних племен, доживших до наших дней народностей, сохранивших первобытные традиции. Леви-Брюль использовал понятие для очерчивания отличий первобытного человека от современного. Слово образовано с помощью латинского языка, от корней mentis — разум или душа, alis — другой, чуждый, иной.

Наиболее близкое понятие в русском языке — «умонастроение», хотя в отличие от термина оно не является научно признанным, относясь скорее к философским категориям. Введенное Леви-Брюлем понятие осталось в научном и социологическом мире, обозначая социокультурный образ мышления человека, обусловленный средой его воспитания, народностью и традициями, культурой, бытовыми условиями. Менталитет бывает как индивидуальный, так и относящийся к целой нации, народу или некой социальной группе.

Официальное определение

Согласно официальному определению, под термином подразумевается особенности развития мыслей, духовные составляющие, ощущение своего места в мире и места других людей. Свой менталитет может быть у конкретного индивидуума, однако он также свойственен некоторой группе. Находясь среди «своих» менталитет нельзя ощутить, познается он только в сравнении — иногда даже столкновении с другими этнокультурными и социальными представлениями.

Менталитет личности

Индивидуальное «умонастроение» начинает развиваться с самого раннего детства — психологи указывают цифру в три года. Он формируется в течение всей жизни. Менталитет — не закоснелый конструкт, хотя зачастую его бывает непросто изменить, а такие перемены вызывают психологический дискомфорт у человека. Основное формирование заканчивается к подростковому возрасту, то есть, к 13-15 годам.

Дальше возможны изменения, но они уже будут ощущаться как вмешательства. На образование менталитета влияют такие факторы:

  1. Поведение родителей. Ребенок воспринимает старших как пример для подражания, невольно перенимая на раннем этапе убеждения, правила поведения, культурные ценности.
  2. Произведения искусства, воспринимаемые в переходном возрасте. Здесь не надо подразумевать цензуру и запрещать детям и подростками читать и смотреть сложные, неоднозначные произведения. Важен правильный анализ и понимание авторского посыла.
  3. Психологические особенности — темперамент, лабильность или ригидность психики, склонность к психическим процессам торможения либо возбуждения.
  4. Физические характеристики — сила, внешняя привлекательность
  5. СМИ — в современном мире это уже не газеты и журналы, а скорее социальные сети.
  6. Государственная политика.
  7. Школьное воспитание — в рамках уроков, дополнительной общественной работы, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Все это складывается в понятия о моральных качествах, о том, что хорошо или плохо, допустимо или запретно. Например, нужно ли выдать списавшего экзамен друга учительнице? На этот вопрос нет однозначного ответа, он будет зависеть во многом от менталитета подростка.

Общественный менталитет

Для народов, социальных групп свойственны общие ценности. Они позволяют людям чувствовать себя частью целого, разделять представления о моральных нормах, культуре поведения. Под общественным менталитетом понимается:

  • отношение к деньгам, материальному достатку;
  • понятия о нравственности;
  • отношение к близким родственникам;
  • отношение к работе.

И многое другое, что является частью общественной жизни человека.

Например, если для многих средиземноморских народов опоздание на пятнадцать-двадцать минут считается в пределах нормы, то для менталитета скандинава или немца — это недопустимое неуважение к своему визави.

Необходимо понимать, что индивидуальный менталитет не тождественен общественному. В любой социальной группе есть бунтари, лидеры, конформисты или одиночки. Каждая личность индивидуальна, соответственно, каждый менталитет неповторим. Общественный просто помогает лучше понимать друг друга и соответствовать ожиданиям тех, с кем человек общается.

Общая типология менталитетов

Ученые-социологи и психологи пытались вывести доминанту, характерную для общества целиком в тот или иной период.

Это позволило выделить несколько типов менталитета:

Варварский менталитет

Древний, характерен для примитивных народов. Стратегия направлена на выживание, поэтому одобряется повышенная сексуальность, способность стойко переносить боль, не мучиться угрызениями совести. Для людей с варварским менталитетом характерно полное растворение в своей группе — как правило, небольшой, семье, общине, племени. Существование микрогруппы всегда ставится выше жизни индивидуума.

Феодальный менталитет

Появился с развитием соответствующего строя, развивался в Европе. В противоположность более раннему варварскому, наблюдается культ индивидуальности, осознанности — как личного служения (Богу, королю, лорду, семейным ценностям). Такой тип менталитета сформировался в Европе под воздействием идей раннего христианства.

Буржуазный менталитет

Появился в конце XVII века, по свидетельству ученых, зародился во Франции. Бережливость, пуританское отношение к сексуальным желаниям, высокая работоспособность в сочетании с холодностью к посторонним и даже собственной семье — характерные признаки этого менталитета.

Современный или постиндустриальный менталитет

Социологи пока еще не решаются объединять наших современников в единый типаж. Однако все они утверждают, что по-настоящему перевернула мир эпоха Интернета, формируя единый общемировой «виртуальный» менталитет.

Типология несовершенна, а любые попытки проанализировать душу человека — сомнительны. Однако представление о менталитете народа или некой группы поможет в общении с ними.

na-dostupnom.ru

Отличия менталитетов. Ошеломляющие разгадки | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Слово менталитет происходит от французкого Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Формирование тех или иных ментальных особенностей зависит от условий проживания социума, которые определяют как его общие приоритеты в мышлении, так и общие ценности.

14 46716 23 Сентября 2012 в 03:03

Автор публикации: Павел ГОЛОВАШ, юрист.

 

Слово менталитет происходит от французкого Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Можно еще сказать — это коллективный образ мышления каких-то общностей людей (не обязательно народов) и производные от этого мышления групповые их особенности: культурные, социальные, мировоззренческие, бытовые и другие.

Существуют разные теории возникновения менталитетов, но все же общепринятым является представление об определяющем влиянии климата и других природных условий на их формирование. Что же на самом деле накладывает различия на менталитеты разных народов?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана, обладая возможностью точно дифференцировать разные свойства и проявления человеческой психики, вносит в эти теории свои поправки.

Действительно, формирование тех или иных ментальных особенностей зависит от условий проживания социума, которые определяют как его общие приоритеты в мышлении, так и общие ценности. Именно вокруг этих ценностей и происходит естественное объединение больших групп людей, которое потом уже обретает форму народа, государства.

Интересны в этом плане попытки некоторых правительств искусственно сформировать государство из людей разных ментальных ценностей. Как мы понимаем системно, такие попытки всегда обречены на провал. И понятно почему. Нельзя надолго объединить большие массы людей под флагом не свойственных им жизненных ориентиров. Такое образование не будет жизнестойким, потому что клей, который его держит, не проникает вглубь психики каждой отдельной единицы в этом объединении. Подобное склеивание поверхностно и разламывается при первом же ударе.

Системно-векторная психология показывает, что объединение людей на уровне этносов, народов, государств происходит на базе свойств, которые составляют основу человеческой психики и происходят от наших добавочных желаний. Добавочные желания образуют восемь групп, которые в системно-векторной психологии названы векторами. Базовые желания (есть, пить, дышать, спать), выполнение задачи выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени и плюс к этому добавочные желания (у каждого вектора свои) — это и есть психика человека, его жизнь.  Кроме этого, для нас по большому счёту ничего нет и, опираясь на это, мы взаимодействуем друг с другом на всех уровнях: в паре, группе, обществе. Исходя из этих же свойств психического формируются этносы, государства, менталитет разных национальностей.

  • Вектора делятся на верхние и нижние.
  • Верхние: зрение, звук, оральность, обоняние.
  • Нижние: уретра, анальность, мышечность, кожа.

В контексте менталитетов нас, прежде всего, интересуют нижние вектора. Четыре нижних вектора соответствуют четырем «выводящим» эрогенным зонам — это уретральный, анальный, кожный и мышечный вектора. Это и есть либидо, жизнь, выживание, составляющие которого разделены на две квартели: квартель пространства — это сохранение массы и формы живого вещества, выживание в данный момент (охотники и добытчики в первобытной саванне, кожные и мышечные люди), и квартель времени — продолжение живого вещества в будущее (вождь стаи) и сохранение прошлого опыта (учитель) — уретральные и анальные люди.

Люди не рождаются без нижних векторов, ведь такой человек был бы не жизнеспособен. Любое свойство,желание в верхних векторах черпает силы для своего развития и реализации внизу. Большой социальный организм не способен на длительное сохранение своей целостности, если он не объединяется вокруг одной из этих «нижних» групп желаний, свойств (а значит, и ценностей, приоритетов), не формирует общие нейронные связи на ее базе. Таким образом, мы имеем дело с четырьмя видами менталитетов: уретральным, анальным, кожным и мышечным.

  • Мышечный менталитет обеспечивает наращивание «массы», большой прирост населения (Китай).
  • Анальный менталитет, ориентированный на сохранение традиционного уклада жизни (арабские страны).
  • Кожный менталитет, ориентированный на ускоренное инновационное развитие, построение общества потребления (страны Запада).
  • Уретральный менталитет, ориентированный на обеспечение будущего, рывок в неизведанное (Россия и частично постсоветское пространство).

В отдельно взятом менталитете могут развиваться и другие системы ценностей, которые являются лишь дополнением к основным. Например, в нашем уретральном менталитете чаще проявляют себя системы ценностей комплементарного ему анального вектора (порядочность, уважение к традициям, истории). Кожные системы ценностей чужды нам, мы их презираем, ведь уретральный вектор контрарен кожному (лучший пример — наше отношение к жадности, которая на Западе именуется «разумной экономией»). В западном кожном менталитете до недавнего времени анальные системы ценностей слабо, но ещё присутствовали, но с молниеносным развитием общества потребления ушли в прошлое.

На базе разных менталитетов разное развитие и направление приобретают и социальные институты, создаваемые теми или иными верхними векторами. Так, например, на базе уретрального менталитета развивается элитарная зрительная культура и звуковая духовность. На базе кожного менталитета процветают обонятельные финансы и стандартизированная массовая культура.

Помимо этого в системно-векторной психологии существует понятие «ментальная надстройка». Рождаясь в данной стране с данным менталитетом, человек, какого бы векторного набора он не был, впитывает ценности общества, в котором живет. Это и называется ментальной надстройкой.

Например, любой рожденный в России человек имеет уретральную ментальную надстройку. Знаменитая широта русской души, щедрость и упование на справедливый суд и батюшку царя — всё это в крови у русского человека.

От великого Чингис Хана до загадочной русской души:

Есть еще много разных деталей, дополняющих эту картину, но в любом случае понимание тех или иных ментальных особенностей разных общественных образований базируется на первичном представлении о восьми векторах и понимании закономерностей их взаимодействия между собой на разных уровнях (человек, пара, группа, общество). На основе этого понимания выстраивается совершенно новое понимание геополитической картины мира и основных тенденций развития человечества. 

Узнать больше о векторах, их сущности и влиянии на человека можно уже на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация здесь.

Автор публикации: Павел ГОЛОВАШ, юрист.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о