Виды способностей таблица: Классификация способностей в психологии. Общая характеристика способностей человека
Виды способностей
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Классификация способностей по причине происхождения
2. Виды способностей по степени развития
Замечание 1
Эффективность выполнения каждой деятельности зависит не от присутствия в человеке одного вида способности, а от совмещения разнообразных способностей. Если отсутствуют необходимые задатки к проявлению необходимых способностей, тогда их недостаток восполняется за счет усиленного развития других.
В психологии наблюдаются различные спецификации видов способностей.
Классификация способностей по причине происхождения
По причине происхождения отличают способности:
способности от природы являются первоначальными, естественными.
Специфические способности имеют социальное происхождение, возникшее в процессе приспособления к окружающему миру. Они обеспечивают жизнь и формирование человека в обществе.
Специфические способности людей бывают следующими:
- Общие распространенные способности предопределяют успехи человека во всевозможных видах его деятельности и взаимоотношениях с людьми (хорошая память, смекалистый ум, красивая речь, плавность движений).
Они основываются на общих умениях, необходимых в любых областях жизнедеятельности. Например, умение решать поставленные задачи, анализировать, планировать их выполнение, применяя при этом «подручные» средства, а также усваивать новые методы работы, эффективно работать над совершенствованием своего характера.
- Специализированные способности предопределяют успех личности в каких-нибудь определенных областях деятельности и при взаимодействии с людьми. Для их появления необходимы особенные задатки в характере или специальное их развитие. Например, литературные способности, художественные или театральные, технические, спортивные.
Разделение способностей на общие и специальные носит условный характер. Здесь подразумеваются общие и специальные качества характера, которые находятся во взаимосвязи. Зачастую общие способности выявляются в специальных способностях к конкретной деятельности. А с формированием специальных способностей вырабатываются и общие качества их сторон.
Таким образом, эти виды способностей могут дополнять и обогащать друг друга, при этом каждая из них обладает собственной структурой.
Учебные способности – проявляются во время учебы и влияют на успех при обучении, на постижение человеком знаний и умений, а также на воспитание полезных качеств личности.
Творческие способности – связаны с успехом при создании новых творений материальной или духовной культуры, открытий, изобретений, идей.
Теоретические способности – проявление в поведении личности склонности к логическим или к теоретическим умственным выводам.
Практические способности – проявляют в человеке влечение к реализации в практических действиях и поступках.
Данные способности могут взаимодополнять друг друга у особо одаренных и талантливых личностей. У обычных людей чаще всего доминирует способность или к теоретическим направлениям или к практическим.
Межличностные способности – относятся к взаимоотношениям, к общению с людьми при помощи речи, способностей чуткого восприятия людей, способности к легкой социальной адаптации.
Предметные способности – связаны с близким взаимодействием человека с предметами в окружающем мире.
Виды способностей по степени развития
Данные способности делят на:
репродуктивные — они связаны с высочайшим умением постигать знания, быстро понимать деятельность по готовому образцу или схеме;
изобретательные — эти способности стимулируют создание всего нового, ранее не известного и уникального.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.07.2022
Выполнение любых типов работ по психологии
Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
Психология способностей | Диплом по психологии
Понятие способностей
Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности (Теплов).
Общая характеристика способностей
- Способности – это индивидуальные свойства личности. У разных людей способности различаются.
- Способности обусловливают успешность выполнения деятельности. Но успешность выполнения деятельности определяют не только способности, но также мотивация и черты характера, такие как трудолюбие.
- Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности.
- Способности характеризуются такой чертой, как помехоустойчивость, т.е. способности проявляются вопреки неблагоприятным обстоятельствам.
- Способности связаны с интересами и мотивами личности.
- Большинство способностей проявляются в раннем онтогенезе.
Природа (происхождение) способностей
Способности не определяются однозначно ни наследственностью, ни обучением. Однако нельзя отрицать неравенство людей от рождения по данному критерию. Поэтому способности, в первую очередь, носят биологически обусловленный характер, определяемый связью способностей с задатками.
Задатки – это природные предпосылки возникновения и развития способностей. Это анатомо-функциональные особенности организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения).
Задатки не определяют развитие способностей. Для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.
Виды способностей
Способности делятся на две большие группы:
- Общие способности – способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности. К общим способностям относятся (по Дружинину):
- Обучаемость – способность к усвоению нового;
- Интеллект – способность к применению усвоенного;
- Креативность (способность к творчеству) – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.
- Специальные способности – способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности. Разновидностей специальных способностей столько же, сколько видов деятельности.
В основе каждого вида способностей лежит мотив: в основе обучаемости – познавательный, в основе интеллекта – адаптации и достижения, в основе креативности – самоактуализации.
Структура интеллекта
В современной психологии нет однозначного ответа на вопрос о структуре интеллекта. Из существующих моделей наиболее общими являются следующие:
- Двухфакторная модель Спирмена, включающая общий (генеральный) фактор интеллекта G и специфические (вспомогательные) факторы S – вербальный, числовой и пространственный. Сущность фактора G неизвестна.
- Модель Векслера, включающая общий, вербальный и невербальный факторы интеллекта.
Свойства креативности
- Преобладание бессознательного начала над сознательным в творческом процессе. Творческий процесс связан с особыми состояниями сознания (сон, алкогольное или наркотическое опьянение и т.п.).
- Неконтролируемость творческой деятельности при помощи сознания.
- Разноуровневость – замысел и окончательное решение осуществляются на сознательном уровне, гипотезы, идеи и способы – на интуитивном (структурно-уровневая модель творческого процесса Пономарева).
Исследования креативности ведутся в двух направлениях: изучаются интеллектуальные и личностные корреляты творчества, в том числе связь творчества и патологии. Ни на один вопрос однозначного ответа нет.
Уровни способностей
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Кроме того, различают следующие уровни способности (другая классификация):
- Одаренность – врожденная склонность к успешному выполнению определенной деятельности. Одаренным называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности.
- Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.
- Гениальность – высочайший уровень способностей человека. Предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.
Проверки способностей — 5-е издание SRD
Проверка способностей проверяет врожденный талант персонажа или монстра и его подготовку для преодоления испытания. МИ требует проверки способности, когда персонаж или монстр пытается совершить действие (кроме атаки), которое может потерпеть неудачу. Когда результат неясен, кости определяют результаты.
Для каждой проверки способности Мастер решает, какая из шести способностей имеет отношение к поставленной задаче и сложности задачи, представленной классом сложности. Чем сложнее задача, тем выше ее DC. В таблице «Типичные классы сложности» показаны наиболее распространенные DC.
Типичные классы сложности
Сложность задания | DC |
---|---|
Очень просто | 5 |
Легкий | 10 |
Средний | 15 |
Жесткий | 20 |
Очень твердый | 25 |
Почти невозможно | 30 |
Чтобы сделать проверку способности, бросьте d20 и добавьте соответствующий модификатор характеристики. Как и в случае с другими бросками d20, примените бонусы и штрафы и сравните сумму с DC. Если сумма равна или превышает DC, проверка характеристики успешна — существо преодолевает вызов. В противном случае это провал, что означает, что персонаж или монстр не продвигается к цели или совершает прогресс в сочетании с неудачей, определенной Мастером.
Соревнования
Иногда усилия одного персонажа или монстра прямо противоположны усилиям другого. Это может произойти, когда они оба пытаются сделать одно и то же, и только один из них может добиться успеха, например, пытаясь схватить волшебное кольцо, упавшее на пол. Эта ситуация также применима, когда один из них пытается помешать другому достичь цели — например, когда монстр пытается взломать дверь, которую авантюрист держит закрытой. В подобных ситуациях результат определяется специальной формой проверки способностей, называемой состязанием.
Оба участника состязания проводят проверки способностей в соответствии со своими усилиями. Они применяют все соответствующие бонусы и штрафы, но вместо того, чтобы сравнивать сумму с DC, они сравнивают суммы двух своих проверок. Участник с большей суммой чека побеждает в конкурсе. Этот персонаж или монстр либо преуспевает в действии, либо препятствует успеху другого.
Если в состязании ничья, ситуация остается такой же, как и до состязания. Таким образом, один участник может выиграть соревнование по умолчанию. Если два персонажа соревнуются в том, чтобы схватить кольцо с пола, ни один из персонажей не схватит его. В состязании между монстром, пытающимся открыть дверь, и авантюристом, пытающимся удержать дверь закрытой, ничья означает, что дверь остается закрытой.
Навыки
Каждая способность охватывает широкий спектр возможностей, включая навыки, которыми может владеть персонаж или монстр. аспект. (Начальные навыки персонажа определяются при его создании, а навыки монстра отображаются в блоке статистики монстра.)
Например, проверка Ловкости может отражать попытку персонажа выполнить акробатический трюк, схватить предмет, или оставаться скрытым. Каждый из этих аспектов Ловкости имеет связанный с ним навык: Акробатика, Ловкость рук и Скрытность соответственно. Таким образом, персонаж, владеющий навыком Скрытность, особенно хорош в проверках Ловкости, связанных с подкрадыванием и скрытностью.
Навыки, относящиеся к каждой характеристике, показаны в следующем списке. (Никакие навыки не связаны с Телосложением.) См. описание способности в последующих разделах этого раздела для примеров того, как использовать навык, связанный со способностью.
Сила
- Легкая атлетика
Ловкость
- Акробатика
- Ловкость рук
- Стелс
Интеллект
- Магия
- История
- Расследование
- Природа
- Религия
Мудрость
- Обращение с животными
- Проницательность
- Медицина
- Восприятие
- Выживание
Обаяние
- Обман
- Запугивание
- Производительность
- Убеждение
Иногда Мастер может попросить провести проверку способности, используя определенный навык, например, «Пройти проверку Мудрости (Восприятие)». В других случаях игрок может спросить Мастера, применимо ли к проверке владение определенным навыком.
Например, если персонаж пытается взобраться на опасную скалу, Мастер может попросить пройти проверку Силы (Атлетика). Если персонаж искусен в Атлетике, бонус мастерства персонажа добавляется к проверке Силы. Если персонажу не хватает этого умения, он или она просто делает проверку Силы.
Вариант: Навыки с различными способностями
Обычно ваше владение навыком применяется только к определенному типу проверки характеристики. Мастерство в Атлетике, например, обычно применяется к проверкам Силы. Однако в некоторых ситуациях ваше мастерство может разумно применяться к другому типу проверки. В таких случаях Мастер может попросить провести проверку, используя необычную комбинацию способности и навыка, или вы можете спросить своего Мастера, можете ли вы применить навык к другой проверке. Например, если вам нужно плыть от прибрежного острова к материку, ваш мастер может потребовать проверки Телосложения, чтобы узнать, хватит ли у вас выносливости, чтобы доплыть так далеко. В этом случае ваш Мастер может разрешить вам применить ваше мастерство в Атлетике и попросить пройти проверку Телосложения (Атлетика). Так что, если вы опытны в Атлетике, вы применяете свой бонус мастерства к проверке Телосложения так же, как вы обычно делаете это для проверки Силы (Атлетика). Точно так же, когда ваш варвар-полуорк использует демонстрацию грубой силы, чтобы запугать врага, ваш Мастер может попросить провести проверку Силы (Запугивание), даже несмотря на то, что Запугивание обычно связано с Харизмой.
Пассивные проверки
Пассивная проверка — это особый вид проверки способности, который не требует бросков кубиков. Такая проверка может представлять собой средний результат многократно выполняемой задачи, такой как поиск потайных дверей снова и снова, или может использоваться, когда Мастер хочет тайно определить, преуспевают ли персонажи в чем-то, не бросая кубики, например, замечая потайную дверь.
Вот как определить тотал персонажа для пассивной проверки:
10 + все модификаторы, которые обычно применяются к проверке
Если у персонажа есть преимущество в проверке, добавьте 5. В случае недостатка вычтите 5. В игре сумма пассивной проверки определяется как
Например, если персонаж 1-го уровня имеет Мудрость 15 и умение Восприятие, он или она имеет пассивное значение Мудрости (Восприятие) 14. пассивные проверки, как и правила исследования.
Совместная работа
Иногда два или более персонажей объединяются для выполнения задачи. Персонаж, возглавляющий усилия, или тот, у кого самый высокий модификатор характеристики, может пройти проверку характеристики с преимуществом, отражая помощь, оказанную другими персонажами. В бою для этого требуется действие «Помощь».
Персонаж может оказать помощь только в том случае, если задание можно выполнить в одиночку. Например, попытка открыть замок требует умения обращаться с воровскими инструментами, поэтому персонаж, не обладающий этим умением, не может помочь другому персонажу в этой задаче. Более того, персонаж может помочь только тогда, когда два или более человека, работающие вместе, действительно могут быть продуктивными. Некоторые задачи, такие как вдевание нити в иголку, с помощью не легче.
Групповые проверки
Когда несколько человек пытаются выполнить что-то в группе, Мастер может попросить провести групповую проверку способностей. В такой ситуации персонажи, которые хорошо справляются с определенной задачей, помогают прикрывать тех, кто не умеет.
Чтобы совершить групповую проверку характеристик, все в группе должны пройти эту проверку. Если хотя бы половина группы добьется успеха, то добьется успеха вся группа.
В противном случае группа не работает. Групповые проверки встречаются не очень часто, и они наиболее полезны, когда все персонажи преуспевают или терпят неудачу как группа. Например, когда искатели приключений перемещаются по болоту, Мастер может призвать к групповой проверке Мудрости (Выживание), чтобы увидеть, смогут ли персонажи избежать зыбучих песков, воронок и других естественных опасностей окружающей среды. Если хотя бы половина группы добьется успеха, успешные персонажи смогут увести своих товарищей от опасности. В противном случае группа натыкается на одну из этих опасностей.
Способности раннего развития детей по возрасту
Перейти к разделу
О наших возможностях Способности 0-3 месяца Способности 4-6 месяцев Способности 7-9 месяцев Способности 10-12 месяцев 13-18 месяцев Способности 19- Способности на 24 месяца Способности 2-3 года Способности 4-6 лет Способности на 6+ лет
О наших способностях
Способности — это дополнительные навыки, которые должен развивать ваш ребенок. Это важные навыки, которые учитывают общее поведение вашего ребенка, чтобы оценить его прогресс.
Обязательно сделайте поправку на недоношенность. Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Способности в возрасте 0–3 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Любит игривое общение с людьми лицом к лицу
- Замечает и реагирует на звуки
Координация
- Использует зрение, чтобы следить за черно-белыми или ярко окрашенными объектами
- Может находиться на животе в течение коротких промежутков времени
Повседневная деятельность
- Способен успокоиться во время поездки на машине, когда не устал и не голоден
- наслаждается купанием
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
Самовыражение
- Способен утешиться объятиями или прикосновением родителей
- Не расстраивается на повседневные звуки
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Не проявляет частых или длительных приступов расстройства
Способности в возрасте 4-6 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Получает удовольствие от игрового взаимодействия с другими людьми, например. прятки
- Вопит в ответ на игровое взаимодействие
- Поворачивает голову на звуки
- Поддерживает зрительный контакт со знакомыми людьми во время игрового взаимодействия
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит музыкальные игрушки
- Поднимает руки, чтобы их подняли
- Любит различные движения, например, легкие покачивания
Координация
- Способен поднять голову вперед при подтягивании в положение сидя, из положения лежа на спине
- Может играть на животике короткие промежутки времени
- Может поднимать голову и опираться на локти во время живота
- Играет руками и исследует игрушки
- Может поворачивать голову, чтобы визуально следить за движущимися игрушками и людьми
Ежедневная активность
- Может брать грудь во время кормления грудью или из бутылочки
- Способен сохранять спокойствие во время автомобильных поездок, когда он не устал и не голоден
- наслаждается купанием
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
- Не боится лежать на спине при смене подгузника
Самовыражение
- Способен утешиться объятиями или прикосновением родителей
7-9Месяц Способности
Игровые и социальные навыки
- Заинтересован во взаимодействии с другими, напр. прятки
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит играть с музыкальными игрушками
- Интересуется игрой с разноцветными предметами
- Поднимает руки к взрослому, чтобы его взяли на руки
- Поддерживает зрительный контакт с людьми во время игрового взаимодействия
- Любит двигаться, чтобы исследовать окружающую среду, когда находится на 9 этаже.0080
Координация
- Способен переносить вес через ноги при поддержке в положении стоя
- Может поднимать голову и отталкиваться локтями во время живота
- Держит голову вперед, когда его тянут в сидячее положение из положения лежа на спине
- Умеет играть на животике
- Передвигается по полу, чтобы достать желанную игрушку
- Входит и выходит из различных положений, напр. сидя, животик, руки и колени
- Может поворачивать голову, чтобы визуально следить за движущимися игрушками и людьми
- Сохраняет равновесие, сидя и используя две руки вместе, чтобы исследовать игрушки
- Использует обе руки одинаково, чтобы играть с игрушками
Ежедневная активность
- Может брать грудь во время кормления грудью или из бутылочки
- наслаждается купанием
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Обычно переносит смену подгузника без плача
- Не боится запрокидывать голову назад при переходе из положения сидя в положение лежа во время занятий, таких как смена подгузника
- Способен перейти с молока или смеси на детские каши
Самовыражение
- Способен утешиться объятиями или прикосновением родителей
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью таких переживаний, как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Не боится повседневных звуков
- Имеет установленный и надежный график сна
Способности в возрасте 10-12 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Заинтересован во взаимодействии с другими людьми, например.