Характеристика направленности – Направленность личности: основные характеристики — Психологос
Направленность личности: основные характеристики — Психологос
Основные характеристики направленности личности — это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело).
Интегральная характеристика направленности личности
Интегральная характеристерика направленности личности — способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности, в этом смысле — быть не только организмом, но быть личностью↑. Когда человек живет как организм, о наличии в нем его Я говорить спорно. Настоящее Я, самость человека появляется только тогда, когда человек развивается до уровня личности. Человек может быть энергичным и талантливым, но если он не управляет собой, не отвечает за себя, управляется эмоциями и настроениями, чувствами и внутренними состояниями, то на него едва ли можно полагаться: у него нет стержня, у него нет его ответственного Я, у него отсутствует хозяин, который умеет всем его внутренним хозяйством управлять.
Этот вопрос образно отражен в метафоре «Хозяин, повозка и кони»: вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это — вы, если считать, что лошади — это ваши Чувства и Желания, кучер — Ум, а повозка — ваше Тело. Подробнее см.→
Частные характеристики направленности личности
- Широта или узость.
«Одна, но пламенная страсть» — или «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!»
- Ориентиры направленности
Определяются иерархией мотивов. Основные ориентиры направленности — направленность на себя, на общение или на дело.
- Устойчивость и действенность направленности.
Параноик всегда знает, к чему он стремится, и будет прорываться через любые преграды: его направленность всегда ясна, тверда и определенна. Девушка-истероид придумывает, к чему она стремится, но в разные дни и в разных компаниях она верит в совсем разные вещи. Человек настроения сам не знает, к чему он стремится, поскольку все зависит — от настроения. А бывает, что и у сильного человека вдруг или после трудных событий в жизни пропадают все желания, не хочется ничего. Распространенная метафора, описывающая строение сильного человека, человека с устойчивой и действенной направленностью, это — внутренний стержень человека. См.→
- Амбиции человека
Амбиции человека — это величина его целей и статус, на которые он претендует. Маленькие цели, неважен статус — малые амбиции. Большие цели по жизни и важность статуса — большие амбиции.↑
- Уровень направленности
Высокий или низкий уровень направленности, это определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать». Смотри Планка вашей жизни
Ориентиры направленности.
Три основных ориентира направленности, это:
Обслуживание своих потребностей, интроверсия, эгоизм, потребительство или направленность на рост и развитие, стремление к личному счастью или самоактуализации — направленность на себя проявляет себя очень по-разному.
Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.
Коллекционирование, интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате, погруженность в бизнес — проявления направленности на дело также очень различны.
При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес. Тот, у кого направленность личности — Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию «Отношения с людьми». Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация
www.psychologos.ru
Характеристика — направленность — антенна
Характеристика — направленность — антенна
Cтраница 1
Характеристики направленности антенн, приведенные выше, не учитывали влияние земли. [2]
Характеристики направленности антенны не зависят от того, является ли нагрузка антенны согласованной или нет. [4]
Характеристику направленности антенны Бевереджа найдем, применяя принцип обратимости приемно-передающих антенн тл рассматривая антенн) как передающую. [5]
Характеристикой направленности антенны называется зависимость создаваемой ею напряженности поля в точках, находящихся на одинаковых от нее расстояниях, от углов ср и ф, характеризующих направление радиуса-вектора, соединяющего точку расположения антенны с точкой, в которой определяется напряженность поля. Полагая фдин из указанных углов постоянным, получают характеристику направленности антенны в той или иной плоскости, например, в горизонтальной или вертикальной. Характеристики направленности обычно изображаются в полярных координатах. Иногда же пользуются и прямоугольными координатами. [6]
Характеристикой направленности антенны называется зависимость напряженности поля излучения от направления при условии измерения этого поля на одинаковом расстоянии от антенны. [7]
Исследование характеристик направленности плссксстной антенны показывает, что для получения концентрации излученной энергии в малых телесных углах требуется большая плгщадь антенны. Чем больше площадь антенны с однородным распределением источников, тем в меньших углах концентрируется мощность излучения. [9]
Что называется характеристикой направленности антенны. [10]
Существует много способов оптимизации характеристики направленности антенны электроакустического аппарата по тем или иным параметрам. В конечном итоге они сводятся к подбору некоторого неравномерного распределения объемных скоростей по элементам антенны, ослабляющего боковые лепестки и позволяющего приблизить форму главного лепестка к требуемой оптимальной. [11]
Важно также учитывать влияние земли на характеристики направленности антенн и их сопротивление излучения. Вследствие этого направление тока в зеркальном вертикальном вибраторе совпадает, а в зеркальном горизонтальном вибраторе противоположно направлению тока в действительном вибраторе. [13]
Характер направленного действия антенн наглядно иллюстрируется
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Ликбез по антеннам: диаграмма направленности
Аннотация
Перед тем как перейти к рассмотрению конструкции и работы разного типа антенн, рассмотрим одну из важнейших характеристик антенны – диаграмму направленности и те параметры, которые из нее напрямую вытекают.
Рекомендую, также, ознакомиться с предыдущей статьёй — Ликбез: основы теории по антеннам.
Введение
Антенна, вне зависимости от конструкции, обладает свойством обратимости (может работать как на прием, так и на излучение). Часто в радиорелейных трактах одна и та же антенна может быть подключена одновременно к приемнику и передатчику. Это позволяет излучать и принимать сигнал в одном направлении на разных частотах.
Почти все параметры приемной антенны соответствуют параметрам передающей антенны, но иногда имеют несколько другой физический смысл.
Несмотря на то, что приемная и передающая антенны обладают принципом двойственности, в конструктивном отношении они могут существенно отличаться. Связано это с тем, что передающая антенна должна пропускать через себя значительные мощности для передачи электромагнитного сигнала на большие (максимально возможные) расстояния. Если же антенна работает на прием, то она взаимодействует с полями очень малой напряженности. Вид токопередающей конструкции антенны часто определяет ее конечные габариты.
Пожалуй, основная характеристика любой антенны это диаграмма направленности. Из нее вытекает множество вспомогательных параметров и такие важные энергетические характеристики как коэффициент усиления и коэффициент направленного действия.
Диаграмма направленности
Диаграмма направленности (ДН) – это зависимость напряженности поля, создаваемого антенной на достаточно большом расстоянии, от углов наблюдения в пространстве. В объеме диаграмма направленной антенны может выглядеть так, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1
То, что изображено на рисунке выше также еще называют пространственной диаграммной направленностью, которая является поверхностью объема и может иметь несколько максимумов. Главный максимум, выделенный на рисунке красным цветом, называется главным лепестком диаграммы и соответствует направлению главного излучения (или приема). Соответственно первые минимальные или (реже) нулевые значения напряженности поля вокруг главного лепестка определяют его границу. Все остальные максимальные значения поля называются боковыми лепестками.
На практике встречаются различные антенны, которые могут иметь несколько направлений максимального излучения, или не иметь боковых лепестков вовсе.
Для удобства изображения (и технического применения) ДН их принято рассматривать в двух перпендикулярных плоскостях. Как правило, это плоскости электрического вектора E и магнитного вектора H (которые друг другу в большинстве сред перпендикулярны), рисунок 2.
Рисунок 2
В некоторых случаях ДН рассматривают в вертикальной и горизонтальной плоскостях по отношению к плоскости Земли. Плоские диаграммы изображают полярной или декартовой (прямоугольной) системами координат. В полярных координатах диаграмма более наглядна, и при наложении ее на карту можно получить представление о зоне действия антенны радиостанции, рисунок 3.
Рисунок 3
Представление диаграммы направленности в прямоугольной системе координат более удобно для инженерных расчетов, такое построение чаще применяется для исследования самой структуры диаграммы. Для этого диаграммы строят нормированными, с главным максимумом, приведенным к единице. На рисунке ниже приводится типичная нормированная диаграмма направленности зеркальной антенны.
Рисунок 4
В том случае, когда интенсивность бокового излучения довольно небольшая и в линейном масштабе измерение бокового излучения затруднительно, применяют логарифмический масштаб. Как известно децибелы маленькие значения делают большими, а большие – маленькими, поэтому та же самая диаграмма в логарифмическом масштабе выглядит так, как показано ниже:
Рисунок 5
Из одной только диаграммы направленности можно вытащить довольно большое количество важных для практики характеристик. Исследуем подробнее диаграмму, изображенную выше.
Один из наиболее важных параметров – это ширина главного лепестка по нулевому излучению θ0 и ширина главного лепестка по уровню половинной мощности θ0,5. Половина мощности соответствует уровню 3 дБ, или уровню 0,707 по напряженности поля.
Рисунок 6
Из рисунка 6 видно, что ширина главного лепестка по нулевому излучению составляет θ0 = 5,18 град, а ширина по уровню половины мощности θ0,5 = 2,15 град.
Также диаграммы оценивают по интенсивности бокового и обратного излучения (мощности боковых и задних лепестков), отсюда вытекает еще два важных параметры антенны – это коэффициент защитного действия, и уровень боковых лепестков.
Коэффициент защитного действия – это отношение напряженности поля, излученного антенной в главном направлении к напряженности поля, излученного в противоположном направлении. Если рассматривают ориентацию главного лепестка диаграммы в направлении на 180 градусов, то обратного – на 0 градусов. Возможны и любые другие направления излучения. Найдем коэффициент защитного действия рассматриваемой диаграммы. Для наглядности изобразим ее в полярной системе координат (рисунок 7):
Рисунок 7
На диаграмме маркерами m1,m2 изображены уровни излучения в обратном и прямом направлениях соответственно. Коэффициент защитного действия определяется как:
— в относительных единицах. То же самое значение в дБ:
.
Уровень боковых лепестков (УБЛ) принято указывать в дБ, показывая тем самым, насколько уровень бокового излучения слаб по сравнению с уровнем главного лепестка, рисунок 8.
Рисунок 8
УБЛ в районе -18 дБ считается довольно хорошим показателем для высоконаправленной антенны. На рисунке изображены уровни первых боковых лепестков. Аналогично можно указывать также уровни всех последующих, но практической ценности их значение имеет мало, а представляет скорее академический интерес. Дело в том, что первые боковые лепестки находятся как правило «ближе всех остальных» к максимуму диаграммы направленности и могут оказывать помехи. Например, если сопровождение объекта происходит на уровне главного лепестка диаграммы -3дБ, а уровень первого бокового лепестка близок к этому значению (например -5:7 дБ), то велика вероятность начать цеплять объект боковым излучением со всеми вытекающими отсюда последствиями (неправильное позиционирование, потеря объекта и др.). Низкий УБЛ необходим не только для радиолокации, но и для области связи, ведь наличие паразитного излучения это всегда дополнительные помехи.
Коэффициент направленного действия и коэффициент усиления
Это два немаловажных параметра любой антенной системы, которые напрямую вытекают из определения диаграммы направленности. КНД и КУ часто путают между собой. Перейдем к их рассмотрению.
Коэффициент направленного действия
Коэффициент направленного действия (КНД) – это отношение квадрата напряженности поля, созданного в главном направлении (Е02), к среднему значению квадрата напряженности поля по всем направлениям (Еср2). Как понятно из определения, КНД характеризует направленные свойства антенны. КНД не учитывает потери, так как определяется по излучаемой мощности. Из сказанного выше можно указать формулу для расчета КНД:
D=E02/Eср2
Если антенна работает на прием, то КНД показывает, во сколько раз улучшится отношение сигнал/шум по мощности, при замене направленной антенны ненаправленной, если помехи приходят равномерно со всех направлений.
Для передающей антенны КНД показывает, во сколько раз нужно уменьшить мощность излучения, если ненаправленную антенну заменить направленной, при сохранении одинаковых напряженностей поля в главном направлении.
КНД абсолютно ненаправленной антенны, очевидно, равно единице. Физически пространственная диаграмма направленности такой антенны выглядит в виде идеальной сферы:
Рисунок 9
Такая антенна одинаково хорошо излучает во всех направлениях, но на практике нереализуема. Поэтому это своего рода математическая абстракция.
Коэффициент усиления
Как уже было сказано выше, КНД не учитывает потери в антенне. Параметр, который характеризует направленные свойства антенны и учитывает потери в ней, называется коэффициентом усиления.
Коэффициент усиления (КУ) G – это отношение квадрата напряженности поля, созданного антенной в главном направлении (Е02), к среднему значению квадрата напряженности поля (Еоэ2), созданного эталонной антенной, при равенстве подводимых к антеннам мощностей. Также отметим, что при определении КУ учитываются КПД эталонной и измеряемой антенны.
Понятие эталонной антенны очень важно в понимании коэффициента усиления, и в разных частотных диапазонах используют разные типы эталонных антенн. В диапазоне длинных/средних волн за эталон принят вертикальный несимметричный вибратор длиной четверть волны (рисунок 10).
Рисунок 10
Для такого эталонного вибратора Dэ=3,28, поэтому коэффициент усиления длинноволновой/средневолновой антенны определяется через КНД так: G=D*ŋ/3,28, где ŋ – КПД антенны.
В диапазоне коротких волн в качестве эталонной антенны принимают симметричный полуволновый вибратор, для которого Dэ=1,64, тогда КУ:
G=D*ŋ/1,64
В диапазоне СВЧ (а это почти все современные Wi-Fi, LTE и др. антенны) за эталонный излучатель принят изотропный излучатель, дающий Dэ=1, и имеющий пространственную диаграмму, изображенную на рисунке 9.
Коэффициент усиления является определяющим параметром передающих антенн, так как показывает, во сколько раз необходимо уменьшить мощность, подводимую к направленной антенне, по сравнению с эталонной, чтобы напряженность поля в главном направлении осталась неизменной.
КНД и КУ в основном выражают в децибелах: 10lgD, 10lgG.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели некоторые полевые характеристики антенны, вытекающие из диаграммы направленности и энергетические характеристики (КНД и КУ). Коэффициент усиления антенны всегда меньше коэффициента направленного действия, так как КУ учитывает потери в антенне. Потери могут возникать из-за отражения мощности обратно в линию питания облучателя, затекания токов за стенки (например, рупора), затенение диаграммы конструктивными частями антенны и др. В реальных антенных системах разница между КНД и КУ может составлять 1.5-2 дБ.
nag.ru
Интегральная характеристика направленности личности
Интегральная характеристерика направленности личности — способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности, в этом смысле — быть не только организмом, но быть личностью↑. Когда человек живет как организм, о наличии в нем его Я говорить спорно. Настоящее Я, самость человека появляется только тогда, когда человек развивается до уровня личности. Человек может быть энергичным и талантливым, но если он не управляет собой, не отвечает за себя, управляется эмоциями и настроениями, чувствами и внутренними состояниями, то на него едва ли можно полагаться: у него нет стержня, у него нет его ответственного Я, у него отсутствует хозяин, который умеет всем его внутренним хозяйством управлять.
Этот вопрос образно отражен в метафоре «Хозяин, повозка и кони»: вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это — вы, если считать, что лошади — это ваши Чувства и Желания, кучер — Ум, а повозка — ваше Тело. Подробнее см.→
Частные характеристики направленности личности
Широта или узость.
«Одна, но пламенная страсть» — или «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!»
Ориентиры направленности
Определяются иерархией мотивов. Основные ориентиры направленности — направленность на себя, на общение или на дело.
Устойчивость и действенность направленности.
Параноик всегда знает, к чему он стремится, и будет прорываться через любые преграды: его направленность всегда ясна, тверда и определенна. Девушка-истероид придумывает, к чему она стремится, но в разные дни и в разных компаниях она верит в совсем разные вещи. Человек настроения сам не знает, к чему он стремится, поскольку все зависит — от настроения. А бывает, что и у сильного человека вдруг или после трудных событий в жизни пропадают все желания, не хочется ничего. Распространенная метафора, описывающая строение сильного человека, человека с устойчивой и действенной направленностью, это — внутренний стержень человека. См.→
Амбиции человека
Амбиции человека — это величина его целей и статус, на которые он претендует. Маленькие цели, неважен статус — малые амбиции. Большие цели по жизни и важность статуса — большие амбиции.↑
Уровень направленности
Высокий или низкий уровень направленности, это определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать». Смотри Планка вашей жизни
Ориентиры направленности.
Три основных ориентира направленности, это:
Направленность на себя
Обслуживание своих потребностей, интроверсия, эгоизм, потребительство или направленность на рост и развитие, стремление к личному счастью или самоактуализации — направленность на себя проявляет себя очень по-разному.
Направелнность на общение
Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.
Направленность на дело.
Коллекционирование, интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате, погруженность в бизнес — проявления направленности на дело также очень различны.
При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес. Тот, у кого направленность личности — Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию «Отношения с людьми». Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация
studfile.net
4.2. Направленность как одна из ведущих характеристик личности
Чтобы всесторонне описать личность человека, надо, по мнению С.Л. Рубинштейна, получить ответы на три вопроса. «Первый вопрос гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека, одаренности. Однако способности – это сначала только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что…закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».
Эти три вопроса – не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: «Чего он хочет? что он может? и что он есть?».
Наиболее полные ответы на эти вопросы отражаются в одной из ведущих характеристик личности – направленности, столь тесно переплетаемой с мотивационной сферой, что возникает необходимость разобраться с этим психологическим феноменом. В трактовке разных авторов направленность это:
– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;
– понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения;
– одно из важнейших свойств личности, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, убеждениях, установках и т.п.
Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы. Во-первых, направленность – это системообразующая характеристика человека.
Во-вторых, направленность выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в творческой активности.
В-третьих, направленность – более широкое понятие, чем мотив. В основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение.
В-четвертых, направленность обусловлена одной сильной доминантой, которая становится устойчивым «путеводителем» человека, ведущей потребностью в океане жизненных бурь.
Выделяют следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.
Уровень направленности – это общественная значимость жизненных целей человека, побуждающих его к активности.
Широта определяется числом жизненно важных интересов человека.
Интенсивность – это собственно эмоциональная окраска направленности (от смутных влечений до твердой убежденности).
Устойчивость – характеристика продолжительности существования направленности данного уровня.
Действенность – характеристика активности индивида, с которой он реализует данное личностное свойство (направленности) в практической деятельности.
Выделяют несколько видов направленности, проявляющихся в устойчивом отношении человека к себе, людям и обществу в целом:
– коллективистская, характеризующая устойчивую ориентацию человека на взаимодействие с другими людьми;
– деловая, определяющая в качестве устойчивой системы мотивов те, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности;
– гуманистическая, отражающая устойчивое отношение человека к окружающему миру;
– эгоистическая – с устойчивым преобладанием заинтересованного отношения к себе по сравнению к другим людям и обществу;
– депрессивная, проявляющаяся в заниженной самооценке человека относительно других людей;
– суицидальная, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, людям и обществу.
В психологии существует множество теорий, стремящихся объяснить механизмы мотивации. Мы рассмотрим две наиболее разработанных и распространенных.
Теория биологических потребностей (импульсов). Сторонники этой теории исходят из предпосылки, что в мотивации человека определяющую роль играют биологические закономерности и, в частности, стремление к равновесию (гомеостазис). Голод, жажда или наличие кислорода – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода и т.д. приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.
Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазмом. Согласно теории биологических потребностей мы лишь стремимся ослабить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т.д.
Теория иерархии потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу, позволяет выделить пять основных групп потребностей, которые, по мнению автора, носят врожденный или инстинктивный характер: физиологические потребности; потребности безопасности и защиты; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования. Расположенные в виде схемы (пирамиды), они дают основания для предположения, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности, потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви и т.д. По Маслоу, это последовательное иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе мотивации человека. При этом Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы.
В целом же действует общая закономерность: чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Физиологические потребности существенны для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, силе, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.
Потребности безопасности и защиты. Сюда включаются потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезни, страх и хаос.
Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей для человека. Человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности.
Потребность самоуважения. Эти потребности А. Маслоу разделил на два основных типа: самоуважения и уважения другими. Первый тип включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этих случаях человеку нужно знать, что он достойный человек, признается и оценивается другими.
Потребность самоактуализации – желание человека стать тем, кем он может стать, в полной мере реализовать себя, достичь вершины своего потенциала. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.
1. Мотивы имеют иерархическую структуру.
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дальше можно задержать их реализацию.
3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.
4. С ростом потребностей повышается готовность к активности, т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
studfile.net
Характеристика направленности личности осужденных
В отечественной психологии существуют различные трактовки личности, но во всех подходах в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Направленность обусловливает систему побуждений личности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается в доминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях, системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей.
В процессе исправления и ресоциализации осужденных большое значение имеет изучение содержания направленности их личности
В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), динамическая | организация сущностных сил человека (АС. Прангвишвили)
Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций
Различают несколько связанных иерархических форм направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности осужденных. Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающим удовлетворение возникающих потребностей. Простейшим побуждением человека является влечение, которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой осознанную потребность в чем-либо вполне определенном.
Стремление у осужденного возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а его интерес есть познавательная форма направленности на предметы. Согласно данным исследований, доминирующими интересами у большинства правонарушителей (как мужского, так и женского пола), отбывающих уголовные наказания, являются материальные, примитивные и развлекательные.
При включении в интерес осужденного волевого компонента он становится склонностью, а конкретизируемая в образе или представленного – это система воровской философии, взглядов на окружающий мир; убеждение (высшая форма направленности) – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами.
Главная роль в направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам. На основе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели осужденного. В них находит выражение осознаваемая им «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Следует подчеркнуть, что одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительный характер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) – притягательный (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995).
Ф.Р. Сундуров (1980) для выявления потребностей осужденных предложил им выбрать в каждой из пар то или иное утверждение. Осужденные единодушно выделили потребность быть свободным. Она влечет ‘за собой ограничение или неудовлетворение других потребностей (активности действий, ощущений, эстетического наслаждения, сексуальных, материальных).
Все опрошенные готовы были отказаться от довольно значимых для них благ (свиданий, переписки, посылок и бандеролей) при условии сокращения оставшегося срока наказания наполовину.
В.Г. Деев (1986) обосновал структуру и типологию направленности осужденных молодежного возраста и выделил в ее структуре три подструктуры:
1) генерализованную (влечения, желания и интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливает содержание направленности личности;
2) подструктуру отношений, которая служит индикатором содержательной стороны направленности личности;
3) подструктуру жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности. В совокупности эти подструктуры являются показателем жизненной позиции личности осужденного.
Он разделил осужденных на семь групп по направленности личности:
1) условные коллективисты;
2) с активной отрицательной групповой направленностью;
3) отрицательные индивидуалисты;
4) пассивные отрицательные;
5) неустойчивые;
6) активисты-одиночки;
7) приспособленцы.
Нарушения в реализации сложившейся направленности или ее позитивного изменения могут вызываться, например, состоянием фрустрации, связанным с потерей жизненного смысла. Оно возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями или они воспринимаются как таковые и деформируют целеполагающее поведение человека.
Ценностные ориентации осужденных
Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющих активность человека и избирательность его отношений.
Человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.
В структуре ценностных ориентации осужденных принято выделять три основных компонента:
1. Когнитивный (познавательный) компонент содержит информационный аспект (знания и убеждения человека, касающиеся данной ценности) и временную перспективу (степень влияния предполагающихся в будущем изменений, связанных с ценностью, на ее восприятие индивидом в настоящий момент). Кроме того, он включает в себя восприятия, оценки и ожидания субъекта относительно различных социальных ценностей, стереотипы, сложившиеся в обществе, в оценке каких-то благ, групповые мнения относительно тех или иных объектов.
2. Эмоциональный (аффективный) компонент включает направленность и интенсивность переживаний и отражает чувства, испытываемые субъектом к данной ценности. Каждое устойчивое предпочтение как компонент ценностной ориентации содержит положительное переживание.
3. Динамический, поведенческий компонент (конативный) обусловливает связь ценностных ориентации с реальным поведением личности. Он отражает тот факт, что человек не только определенным образом относится к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений, но и стремится вести себя соответствующим образом.
Исследования, проведенные в 70-х годах В.Ф. Пирожковым, А.С. Михлиным (1975), позволили выявить пять основных ценностей, имеющих наибольшее значение для осужденных: семейное благополучие, интересная работа, материальная обеспеченность, образование, обеспеченность жильем. Они установили зависимость ценностных ориентации от пола и возраста осужденных, срока наказания, вида учреждения.
Семья как ценность. Семья является благом, которое нельзя ничем заменить. Содержание семейного счастья составляют взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, здоровье жены, взаимная забота, уют и др. Знание сотрудниками, особенно психологом, отношения каждого осужденного к семье как социальной ценности позволяет эффективно использовать ее положительное влияние для их ресоциализации.
Интересная работа как ценность. Человеку чаще всего по душе работа, требующая проявления выдумки, сообразительности, сноровки и мастерства, способствующая развитию личности, вызывающая чувство удовлетворения. Задача сотрудников пенитенциарного учреждения и психологической службы – воспитание у осужденных устойчивого интереса к труду, что способствует их ресоциализации и позитивной адаптации в условиях свободы. В то же время у этих лиц возникают проблемы с реализацией права на труд, поскольку многие из них не имеют профессии и специальности.
Материальная обеспеченность как ценность. Большинство материальных потребностей в результате криминального образа жизни приобретают извращенный характер и удовлетворяются способами, представляющими социальную опасность. Знание отношения осужденных к реальным или ожидаемым материальным благам позволяет спрогнозировать поведение каждого из них и разрабатывать индивидуальные и групповые программы их исправления и ресоциализации.
Образование как ценность. Общеобразовательное обучение и про фессиональная подготовка – одно из основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило, невысокий. Мотивами получения образования являются приобретение знаний и повышение своего культурного уровня, поступление в техникум или вуз и т.п. Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла бы способствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа с ними.
Обеспеченность жильем как ценность. В настоящее время очень сложно купить квартиру и даже получить общежитие. Кроме того, имеются ограничения в регистрации по мотивам судимости в ряде городов (закрытые военные городки, зоны экономического бедствия, закрытые административно-территориальные образования и др.).
Ценностные ориентации осужденных зависят от их возрастных особенностей. Семейное благополучие считают наибольшим благом все осужденные, кроме лиц в возрасте до 24 лет и старше 60 лет. Интересную работу как ценность отмечают осужденные в возрасте до 24 лет. Средний возраст осужденных, указывающих на образование как ценность, – 26 лет. Заинтересованность в материальной обеспеченности возрастает по мере перехода от младших возрастных групп к старшим. Проблема жилья волнует, как правило, осужденных старшего возраста.
На ценностные ориентации лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, влияет характер совершенного преступления, число судимостей, вид режима и срок наказания. Ценностные ориентации осужденных отличаются не только по степени интенсивности и действенности, но и по содержанию, внутренней структуре. Важно выяснить то, каким ценностям осужденный отдает предпочтение, что он вкладывает в это понятие.
mirznanii.com
Общая характеристика направленности
Нужна помощь в написании работы?
Направленность личности — это макрохарактеристика личности, отражающая стержневой вектор ее деятельности и поведения, детерминируемый присущей ей системой устойчиво доминирующих внутренних побудителей, определяющих избирательность ее отношений и социальной активности. Понимание направленности как вектора включает не только пространственный аспект тенденций поведения человека (куда устремлены его помыслы и действия), но и силовой их аспект (какова энергетика этих устремлений).
Система побудителей (иногда говорят «побуждений», что не совсем точно), детерминирующая направленность личности, является ведущим компонентом более емкого структурного образования психологической организации человека, именуемого мотивационной сферой, куда включается весь спектр внутренних (психологических и психофизиологических) побудителей к действиям, а не только доминирующие. К главным составляющим этой сферы обычно относят потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, систему ценностей, психологические установки, склонности, убеждения и ряд других психических образований вплоть до мировоззрения. Большинство из этих явлений в той или иной мере уже освещалось при изложении психических процессов (в частности, при изложении регуляционных процессов — аффектов и воли). Однако в контексте феномена личности целесообразно обратиться к ним еще раз.
Необходимо предостеречь читателя от отождествления понятий «система побуждений (побудителей)» и «направленность личности», что, к сожалению, не редкость в психологической (в том числе, учебной и справочной) литературе. В паре этих понятий «система побуждений» (как подсистема психологической организации человека) выступает в роли причины, а «направленность» (как обусловленная этой подсистемой ориентация личности) есть следствие действия этой причины.
Считается, что категорию «направленность личности» в науку ввел С. Л. Рубинштейн.
Поделись с друзьямиstudents-library.com