Завистники это – ЗАВИСТНИК — это… Что такое ЗАВИСТНИК?
ЗАВИСТЬ — это… Что такое ЗАВИСТЬ?
ЗАВИСТЬ — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока. Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам “социально полезными способами” обрести лелеемое благо, а также от “белой”, или “кроткой”, зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завистью, входит также злорадство. Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.dic.academic.ru
Осторожно! Завистники! | Журнал Ярмарки Мастеров
Некоторые осознают этот факт и осознают, что это плохо и разрушительно для них, пытаются скрыть это, спрятать, задавить в себе, редко кто осмеливается взглянуть в лицо «демону» и вызвать его на бой. В основном люди не осознают своей черной зависти, искренне считая это чувством справедливости.
Есть и те, кто в курсе, что он завидует черной завистью, его это не смущает и он с радостью не только желает зла товарищу, но и намеренно ему вредит как словами, так и действиями при этом получая удовольствие. Вроде бы живет себе человек, нелегкая у него жизнь и жизненные задачи, за молодой и стройной внешностью, за чувством юмора, энергией и живыми глазами скрывается груз задач и обязанностей, не легкий пройденный путь за плечами, огромная ответственность и постоянная необходимость «крутиться», думать, искать, проблемы со здоровьем и многое другое, что не видно и не известно окружающим. И этому человеку завидуют, считая, что «жертве» зависти все слишком легко дается, что манна небесная на голову сыплется, что он не ценит или не правильно «ценит» своё добро и т.д. Находятся в его окружении те, кто завидует ему жгучей черной завистью и желают вреда как осознанно, так и неосознанно, те кто считает, что человек этот не заслужил всего хорошего. Завистник не думает, что человек сам достиг в жизни своими действиями (получение знаний, умственная деятельность и личностное развитие сюда же относится). Завистник считает, что все это должно быть НЕ у «жертвы», а у завистника, притом не просто так, а в ущерб «жертве».
Как будто этот человек виноват в том, что у завистника нет того же самого или лучшего. Завистники не думают, что у них чего-то нет по собственной вине, они не хотят меняться, они не хотят менять свой образ мышления и поведение, они не хотят развиваться, они не хотят искать причину своих неудач в себе. Им проще думать, что у них воруют их счастье эти недостойные лоботрясы, в то время как они такие трудолюбивые и такие благородные в лепешку расшибаются в попытках хоть что-то себе из этого несправедливого мира силой выжать. Они хотят себе чужой жизни, но не думают о том, что не видят подводных камней чужой жизни, им не приходит в голову, что они со своим набором качеств и опыта просто не потянут жизнь и «счастье» того человека, которому завидуют. Они думают, что получив то же самое «счастье», что есть у их «жертвы» они станут счастливы и почувствуют торжество справедливости. Но этому не бывать пока есть зависть. Чтобы что-то в жизни получить нужно этому внутренне соответствовать, а чтобы начать соответствовать нужно произвести внутренние, а потом и внешние перемены и перестройки, внимание должно быть сконцентрировано внутри, а у завистников оно направлено вовне на поиск врагов, а не собственных «демонов».
В наше интересное время часто встречаются люди, которые любят, когда им завидуют и желают этого, сами не понимая того, что наносят себе вред! Желание, чтобы Вам завидовали — есть злорадство, порожденное глубоко сидящей негативной программой в уме о собственной неполноценности и желанием по-детски самоутвердиться за счет других. Маска этой программы — чувство и демонстрация собственного мнимого превосходства, по простому хвастовство. Многие из тех, кто любят чужую зависть, думают, что завистники отдают им свои силы и счастливы от этого. Но они почему-то не задумываются какие это силы, какая информация заложена в эту щедро отдаваемую энергию. Им не приходит в голову, что это достаточно вредоносная и разрушительная сила и рано или поздно она сработает и злорадствовать уже будет тот, кто завидовал. Радуйтесь своим достижениям, но не провоцируйте намеренно ими завистников.
www.livemaster.ru
завистник — Викисловарь
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Анаграммы
- 1.9 Библиография
В Викиданных есть лексема завистник (L109258). |
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | мн. ч. | |
---|---|---|
Им. | зави́стник | зави́стники |
Р. | зави́стника | зави́стников |
Д. | зави́стнику | зави́стникам |
В. | зави́стника | зави́стников |
Тв. | зави́стником | зави́стниками |
Пр. | зави́стниках |
за-ви́ст-ник
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -завист-; суффикс: -ник [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [zɐˈvʲisʲnʲɪk]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- тот, кто завидует другим ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Происходит от сущ. зависть, из ви́деть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также за́висть — лат. invidia. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Анаграммы[править]
- Завитинск
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
ru.wiktionary.org
Зависть / Православие.Ru
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
Причина зависти
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
pravoslavie.ru
Зависть — это… Что такое Зависть?
За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств,[1] возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[2]
Исследования зависти
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, проявляющего себя по-разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения».[1]
Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем.»
— Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[3]
В психоанализе
По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что
Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны.
— Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку. Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
В религиях
В христианстве
В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[4] Выделяются следующие этапы развития зависти:
- неуместное соперничество
- рвение с досадой
- порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[4]
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.
В исламе
Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства. Существуют специальные советы для защиты от зависти. [5]
В литературе
Известны, как минимум, несколько произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:
- Роман «Зависть» Юрия Олеши о проблеме зависти в советском обществе.[6]
- В романе Эжен Сю «Фредерик Бастьен: зависть»,[7] зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе, ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии.
- Повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история.»[8] предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни.
- Зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо» (1960 г.).[9]
Примечания
- ↑ 1 2 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
- ↑ Этика (Спиноза), III ч.
- ↑ Учёные нашли в мозге зоны зависти и злорадства — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle
- ↑ 1 2 Преподобный Амвросий Оптинский. О зависти.
- ↑ Как излечиться от зависти?
- ↑ Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М.: Художественная литература, 1974.
- ↑ Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.
- ↑ Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история. // Мелвилл Г. Повести. — М.: Художественная литература, 1977.
- ↑ Hartley L.P. facial Justice. — London, 1960, New York, 1961.
Литература
dic.academic.ru
Психология зависти | Азбука здоровья
Почему Каин завидовал Авелю в том, что Бог принял его жертву, а не в том, что Авель был чистый и бескорыстный? Всегда ли мы понимаем, чему завидуем? Всегда ли мы завидуем тому, что хотим иметь?
По мнению психолога Дениса НОВИКОВА, если правильно работать с завистью, она может помочь разобраться в себе.
Милосердие — Зависть. Аллегории Добродетелей и Пороков. Джотто ди Бондоне, фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1306 г.
Токсичная печаль
– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.
Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.
Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.
Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.
Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.
Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься. Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.
Для зависти нужен объект
Но причем здесь ближний? – спросим мы.
Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя часто этого не признаем. Но если мы были бы независимы, мы были бы свободны, а кто может о себе так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам часто сигнализирует их успешное удовлетворение у других.
Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, или какими лидерскими качествами обладает, или насколько любим в кругу людей, мнение которых ему дорого.
Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин тут же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».
Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к словам Бога о том, что «рядом грех лежит».
Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не такая же чистая душа, а такое же признание Богом дел рук его, то есть «блестящий результат» любой ценой. Или чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-то может быть лучше, чем у него.
Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.
Зависть. Игнасио Диас Олано, 1905 г.
В семье
Бессильное зависание между «хочу», но «не могу», приводящее к завистливой печали – очень разрушительно для человека.
Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, часто бессознательные, установки воспитания.
Бывают семьи, где очень яркая фигура отца, отец – безусловный лидер, очень уверенный в себе мужчина. И интересно складываются судьбы детей (например, брата и сестры). Девочка, как правило, расцветает, она очень активна, уверена в себе, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в какой-то степени сравнимых с отцом. Но в целом ее личный путь – уверенного в себе, яркого человека, у нее с отцом всегда теплые отношения.
Совсем не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, хочет быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое лидерство, отметая всякую возможность конкуренции с сыном как проявление собственной слабости.
И постепенно в опыте сына складывается установка: с одной стороны, он должен подражать отцу, быть на него похожим, быть таким же смелым, сильным, но с другой стороны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сможет.
В психологии это называется двойным посылом: отец хочет, чтобы сын был похож на него, даже может говорить об этом, даже сам верит в это, но делает все, чтобы подавить сына, победить его.
Может быть, этот человек вообще не допускает конкуренции с мужскими фигурами, или болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.
При правильном воспитании ребенку обязательно нужно дать узнать «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, узнал на опыте, что его действия приводят к результату.
Говоря о конкуренции, я не хочу сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.
Если отец в своем отношении с сыном исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано или поздно ребенок это почувствует.
Вариант, когда в детстве человек не получил достаточной поддержки в своих инициативах, когда ему не помогли лучше понять свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – классическая ситуация для формирования зависти.
Конкуренция более остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мама, – причем не значит яркая, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтожать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме вполне уместных замечаний, предостережений, заботы.
И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мать формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не очень счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – такая своеобразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.
Маркер зависти
Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им. Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.
Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.
В такой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – понять, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.
Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и чего нет у него.
В России часто критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не хочу сказать об актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, такая профессия не давала право входить в высшее общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что большинство зрителей никогда так не смогут.
Недавно пронеслась истерия по поводу рождения наследника в Великобритании. Сколько людей с ума сходило, но причина – отнюдь не почтение к королевской династии, а желание – пусть таким чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь. Но ты можешь этой жизнью интересоваться, в чем-то подражать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.
Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то очень сильно не хватает, приобщение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей. Так бывает, но подсиживаться на чужую радость вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая радость станет тебя раздражать и печалить.
Важно заниматься своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то делать в этом направлении. Сами усилия здесь будут благим смыслом.
Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Очень сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страдать ваши близкие.
Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно любить человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.
Ты также не можешь одновременно и любить человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что тебе что-то мешает этого человека любить, что отношения рушатся или не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому причиной.
Мы все живые люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем больше в нас любви, тем меньше зависти. И наоборот.
Когда человек любит кого-то, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.
Мономаническая зависть. Сумасшедшая. Теодор Жерико, 1822 г.
Когда зависть помогает
Но, завидуя Алле Пугачевой или принцессе Кейт, необязательно хотеть быть певицами или принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – здесь проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти. Если мы завидуем владельцу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то очень хочу! И надо разобраться: чего именно?
Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью, детей? Если меня волнует жизнь Пугачевой или президента Путина, может, мне хочется быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в них привлекает (допустим)?
Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в них даже самим себе.
Вообще если человек даже просто обнаружил в себе зависть и признал ее, это уже большая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни.
Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и чего хотим, дальше надо решить: готов я для достижения этого действовать или могу смириться с тем, что никогда этого не получу. Следующий этап – само действие.
Переживите собственное бессилие
Очень важный шаг в работе с завистью (как и с любой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее сможешь. То есть в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему? Любая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в этой ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится.
Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самообман. Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.
Источник>>>
azbyka.ru
Чувство зависти — понятие в психологии и как избавиться от него
Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет чувство зависти. Вы узнаете, по каким причинам оно возникает. Вам станет известно, какими методами можно с ним бороться.
Определение понятия
Зависть, по сути, является соперничеством, но скрытым. У людей возникает желание заполучить чужую победу. Но сам процесс происходит без ведома соперника.
В психологии зависть рассматривается одновременно, как ограничение, и как мотивация для личности. Человек, завидуя, получает мотив для достижения какой-то цели, выполнение которой должно быть обязательно лучше, чем у особы, которой завидуют. В то же время, зависть влияет на возникновение желания достичь чужую цель. По сути, просто кого-то копирует, сбивается со своих потребностей, что может приводить к потере идентификации и личностному провалу.
Зависть также может представлять собой эмоцию, проявляющуюся в определенный момент времени. Например, когда кто-то побеждает, возникает зависть к его победе, но она кратковременная, со временем угасает.
Состояние зависти может проявляться на 3 уровнях.
- Сознание. Человек осознает, что занимает низкое положение относительно других людей.
- Эмоциональное переживание. Возникает чувство досады, раздражение, может наблюдаться агрессия, направленная на самого себя, чувство неполноценности, несправедливости судьбы, ущемленности самолюбия.
- Реальное поведение. Разрушительное действие, направленное против предмета зависти, обвинение объекта, которому завидуют в том, что он создал проблемы.
Муздыбаев различает шесть компонентов завистливого состояния.
- Социальное сравнение. Людям свойственно обсуждать провалы, чужие достижения. Предметом зависти становятся материальные успехи.
- Восприятие превосходства другого человека. Наблюдается, когда люди, имеющие одинаковые задатки, достигают разных результатов, при том, что близко общаются. Принятие превосходства первого означает унижение второго.
- Эмоциональная реакция на превосходство выражается в переживании, огорчении, досаде и унижении.
- Чувство ненависти к тому, кто лучше. Неприязнь, по сути, является защитным механизмом, который помогает замаскировать ощущение своей неполноценности. Характерны попытки выискивания недостатков у другого человека, что позволяет немного снять эмоциональное напряжение.
- Попытка навредить тому, у кого все лучше.
- Лишение или желание предмета у соперника, позволяющего ему превосходить над другими.
Различают три типа зависти.
- Злобная. Попытка не только заполучить чужое достижение, но и лишить другую особу этого. Чаще наблюдается, когда нет возможности достичь того же уровня.
- Незлобная. Человек жаждет получить то же, что и объект зависти, однако, при этом не испытывает вражды.
- Депрессивная. Развивается из-за ощущения положения униженной личности. Характерно наличие чувства обреченности, несправедливости, неопределенности.
Г.Ф. де ла Мор в разные исторические эпохи исследовал зависть и выделил два основных типа.
- Личная. Является скрытой, определяется, как постыдная. Проявляется неприятием особы, которой завидуют, либо выражением открытой агрессии в его сторону.
- Общественная. Определяется использованием созданных стереотипов, которые распространяются и передаются в обществе, являются частью мировоззрения. С их помощью можно, как продемонстрировать зависть, так и отметить ее наличие у кого-то.
Черная и белая зависть
Белая зависть по отношению к влюбленной парочке
Конкуренция является одной из основополагающих форм прогресса. Все люди хотят быть успешными. Если соперничество позволяет достигать лучших результатов, это хорошо. Речь идет о белой зависти. К проявлениям относятся:
- здравая оценка своих и чужих возможностей;
- происходит признание того, что у кого-то есть превосходство, но не делает из этого трагедию, а просто стремится быть лучше себя нынешнего;
- не испытывает дискомфорт после проведения сравнительного анализа чужой и своей жизни;
- способен радоваться успехам коллег, своих близких. Хоть при этом и ощущает некоторый дискомфорт.
Белая зависть, по сути, является здоровой конкуренцией, необходимой для получения опыта. Поэтому человек не должен стыдиться данного чувства.
Порой меня посещает чувство зависти. Я расстраиваюсь, когда у кого-то получается достичь лучших результатов, легче и быстрее, чем у меня. Но при этом, я не сижу, не кусаю локти, не посылаю негативные флюиды, а просто беру себя в руки, прикладываю максимум усилий и все-таки добиваюсь своей цели, пусть она и дается мне гораздо тяжелее, я чувствую удовлетворение.
Черная зависть разрушает сущность индивидуума. Ее характеризует:
- сильная неприязнь, которая переходит в ненависть к человеку, которому завидуют — в данном случае попасть под такое отношение могут даже близкие люди и друзья;
- распространение ложной информации об объекте зависти — таким способом человек пытается поднять собственную репутацию;
- действия, наносящие прямой вред конкуренту.
Причины возникновения
Зависть может возникать из-за разного материального достатка
- Здоровье. Человек, имеющий целый букет заболеваний, в частности хронических, начнет завидовать здоровым людям.
- Карьера. Человек, который добивается больших успехов на работе, будет вызывать плохое чувство у менее успешных сотрудников.
- Внешние данные. Женщина с избыточным весом завидует стройной девушке. Она не думает о том, каких усилий стоило приложить, чтоб получить красивую фигуру.
- Благосостояние. Люди с материальными проблемами испытывают нехорошие чувства по отношению к богачам.
- Везение. Человек с завистью смотрит на того, у которого постоянно удача в рукаве.
По данным психологов треть всего населения Земли составляют люди, имеющие данную проблему. Поэтому успешные личности должны с осторожностью относиться к тем, кто пытается войти к ним в доверие.
Основные проявления
- Во время общения выражает сарказм или агрессивное поведение, чтоб самоутвердиться за счет другого человека.
- Неправильная реакция, когда кто-то рассказывает о своих достижениях. Вместо радости — безразличие или же агрессивный настрой.
- Копирование поведения человека. Если кто-то начинает подражать другому, определенно он ему завидует.
- Изменения в поведении друга. Человек не способен радоваться успехам своего товарища.
В чем опасность завистливого состояния
Зависть способна привести человека к одиночеству
- Комплекс неполноценности. Человек, наблюдающий за чужими успехами, за чужой жизнью, не способен нормально проживать свою. Это накладывает своеобразный отпечаток на его судьбе, развиваются всевозможные комплексы.
- Одиночество. Сложно жить с человеком, постоянно мучающемся от того, что у кого-то все хорошо, кто-то счастлив. При этом он не прикладывает усилий, чтобы самостоятельно добиться того же. Таких людей стараются обходить стороной или, как можно меньше с ними общаться.
- Риск правонарушения. Разрушающее чувство тянет за собой агрессию, злобу, подлость, что нередко приводит к антисоциальному поведению.
Как побороть
Нужно научиться сдерживать свои чувства
- Устранить фактор, который раздражает. Если у Вас есть друг или коллега, который умышленно хвастается о своих победах, чтобы спровоцировать другого человека на черные чувства, нужно обходить его стороной. Так, например, худенькая женщина начинает высмеивать фигуру полной, за счет чего пытается самоутвердиться. По сути, такие люди убогие духом.
- Работа над собой. Должно прийти понимание того, что каждый человек самостоятельно создает свою судьбу. Не нужно винить другого в своих провалах и потерях. Если посещает ощущение зависти, необходимо взять себя в руки, и направить все силы на достижение своих целей, чтобы получить духовное удовлетворение.
- Научиться контролировать свои чувства. Почаще заниматься самоанализом.
- Поработать над своей самооценкой. Главное попытаться найти золотую середину, когда имеет место нормальная самооценка, а не заниженная или завышенная.
- Анализ жизни другого человека. Осознание того, что не всегда рассказы об успехах являются правдивыми, иногда это попытка кого-то выставить себя в лучшем свете перед коллегами и друзьями.
- Добавление в свою жизнь ярких эмоций. Не означает, что обязательно нужно совершать экстремальные поступки. Просто сделайте свою жизнь разнообразнее.
- Медитация — способ избавиться от накопленного негатива.
- Переоценка приоритетов. Важно научиться ценить то, что уже имеешь.
- Нужно попытаться самореализоваться в профессии или в семье. Так Вы передадите себе больше сил и оптимизма.
- Если самостоятельно побороть негативное чувство не получается, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Подростковая зависть
Подростки завидуют практически всему, что есть у их сверстников
К причинам относят:
- родители рассказывали своему ребенку о том, что нищета — нормальное состояние, а богатство — это плохо;
- мама с папой регулярно сравнивали карапуза с другими детьми, которые были лучше;
- родители слишком часто хвалили своего малыша;
- ребенка заставляли делиться всем, что он имеет;
- учили быть скрытным, не хвастаться.
Подростки завидуют красоте, хорошим оценкам, физической силе, новым гаджетам, практически всему, что есть у других детей. Важно, чтоб родители не упустили этот момент, не стали потакать своему чаду, не исполняли все его просьбы по первому требованию. Таким образом, они только усилят чувство зависти.
Что же делать родителям, чтоб не допустить развитие такого плохого качества в своем ребенке:
- позволить малышу быть самим собой, никогда ни с кем его не сравнивать;
- разрешить самостоятельно принимать решения;
- позволить малышу радоваться малому успеху;
- показывать, что желаемого можно достигать прикладыванием своих усилий;
- позволять малышу заниматься любимым делом;
- учить тому, что не нужно себя сравнивать с кем-то, а только с собой вчерашним.
Защита от завистников
Не нужно выставлять свое счастье на показ
Нужно понимать, что рядом могут оказаться завистники, особенно если Вы достаточно успешны в жизни. Кроме того, что люди с плохими чувствами могут посылать негативные вибрации в Вашу сторону, они еще способны открыто пакостить, и даже наносить физический вред. Поэтому нужно знать, как защищать себя от влияния таких людей.
- Не рассказывайте всем о своих успехах, о своем счастье, не выставляйте себя напоказ. Просто оставайтесь самим собой, будьте счастливы, никому не нужно знать о Ваших успехах.
- Не стоит общаться с неприятелями. При общении с людьми, которые плохо к Вам относятся, Вы получаете только негативную энергию, что может плохо сказаться на профессиональной деятельности и здоровье.
- Находите дополнительные источники для вдохновения.
- Утверждайтесь в деятельности. Чем больше занимаетесь развитием своего дела, тем больших успехов достигаете. Не нужно думать о том, как к Вам относятся другие люди, идите к своей цели.
Теперь Вам известно, как избавиться от чувства зависти. Помните о том, что это чувство способно съедать человека изнутри, отравлять ему жизнь. Оно не дает добиваться своих целей, а больше зависит от успехов других людей. Если Вам знакомо это чувство, придите к осознанию того, что пора себя перестраивать, менять жизнь к лучшему.
psycho4you.ru