Национальная толерантность это – Толерантность — что это такое простыми словами
Что такое толерантность — определение что значит слово толерантность
Слово «толерантность» означает снисходительное отношение к постороннему, к жизненной позиции, к поведению окружающих. Данный термин не имеет конкретного обозначения, потому что относится к различным сферам. В большинстве случаев он встречается в таких видах:
- Религиозная толерантность.
- Медицинская толерантность.
- Национальная толерантность.
- Сексуально-ориентационная толерантность.
В современном мире очень широко стоят проблемы, касательно уважительного отношения людей друг к другу. Именно толерантность имеет место быть здесь. Такую проблему стоит решать не только на улице при общении, но еще и в медицине, на государственном уровне.
Религиозная толерантность
Религия – это фактор, который объединяет народ. У каждого она своя, и глупо не уважать религию той или иной страны. Никто не заставляет православных верующих становиться католиками и наоборот, но иметь к вере толерантное отношение должен каждый. Сегодня можно отметить достаточное количество расистов, которые имеют неуважительное отношение к иностранцам, которых нередко можно увидеть на улицах своего города.
Проявление религиозной терпимости должно выражаться в следующем:
- Толерантность к иноверцам.
- Толерантность между верующими и неверующими в Бога.
- Толерантность к представителям других конфессий.
- Толерантность к сектантским движениям.
Каждый человек преследует свою веру и цель в жизни, именно поэтому нельзя судить его по тому или иному поводу. Современные люди не знают всех ценностей религии для тех или иных народов, они негативно относятся к этому, не понимая всей важности присутствия веры. Необходимо обязательно контролировать свои эмоции и поступки, если речь идет о религии, касающейся других народов.
Медицинская толерантность
Определение, что такое толерантность в медицине следующее – это уменьшение реакции на дальнейшее введение лекарственных препаратов в организм человека. Так как организм уже адаптировался к определенному количеству дозировки, для положительного эффекта ему необходимо намного больше, чем было раньше.
Можно отметить возвратную толерантность, это когда для получения желаемого результата, наоборот, необходимо уменьшить дозу, и кросс-толерантность, а таком случае, прием определенного препарата может повысить толерантность к другому препарату.
В медицине толерантность очень широко рассматривается в случае приема наркотических и психотропных средств. Толерантность к таким препаратам увеличивается сразу же после их применения. То есть, используя Мексалин в одной дозе можно только один раз, для следующего положительного эффекта организму уже понадобится несколько большая часть дозировки.
Национальная толерантность
Толерантность – это способность воспринимать мысли и слова человека без агрессии, адекватно реагировать на его поступки и действия. Под самым термином национальной толерантности принято считать терпимость и снисходительное отношение к чему-то. Самыми главными факторами являются общение и мысли, личная свобода человека. Благодаря толерантности можно рассмотреть личную позицию индивида.
Очень важно научиться понимать, где нужна толерантность, а в каких случаях можно обойтись и без нее. Не нужно переводить свою толерантность в терпение. Ее необходимо проявлять только в том случае, если по отношению к вам происходит уважение и лояльность. Не терпите унижения и нарушение человеческих прав, в таких случаях толерантность точно не будет иметь места.
Национальная толерантность является достаточно сложным термином, с которым следует хорошо разобраться. Он несет в себе определение общественных, моральных и демократических ценностей.
Сексуально-ориентационная толерантность
Данная разновидность толерантности означает терпимое отношение к представителям нетрадиционной внешности. С каждым годом в мире наблюдается все больше семейных пар, основой которых являются два мужчины или две женщины. Через десятки лет, наверное, это станет популярным и допустимым и в нашей стране. Несмотря на такое резкое отношение окружающих, однополые браки все же присутствуют. В странах, где заключать брак с однополым человеком запрещается, можно встретить достаточно много гражданских браков, которым ничто не сможет помешать.
Существует большое количество разновидностей толерантности, но, возможно, на сегодняшний день ей уделяют несколько меньшее значение и внимание. Помимо вышеперечисленных видов, еще можно отметить менее значимые:
- Межклассовая.
- Образовательная.
- Гендерная.
- Маргинальная.
- Политическая и другие.
Каждая несет в себе определенный смысл, поэтому иногда такие разновидности толерантности тоже необходимо рассматривать. Они только призывают к доброте, лояльности и уважительному отношению к тому или иному классу людей или групп.
topkin.ru
что это такое, ее история и зачем она нужна
Что такое толерантность
Толерантность — это терпимость к праву других людей на свое, отличное от нашего, мировоззрение, образ жизни, сексуальную ориентацию, поведение. Необходима по отношению к другому народу, национальности, религии, гендеру. В то же время толерантность не означает уступки,
Различные словари трактуют толерантность по-разному. Научная литература объясняет терпимость как признание равенства, отрицание превосходства. В педагогике – обозначает доброжелательность к разным группам населения. В этике – это моральное качество, которое характеризует признание человеком интересов и принципов окружающих. Философы считают это качество жизненной позицией, а политики – активным отношением, взаимопониманием и сотрудничеством.
Как сказала генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай «Толерантность – это гуманизм в действии». В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила ежегодно праздновать день терпимости и ненасилия. Теперь каждый год 16 ноября в школах, других учебных заведениях проводят открытые уроки, показывают фильмы о взаимном согласии между культурами и народностями. А Центры толерантности во многих странах проводят Неделю толерантности для привлечения внимания общественности к этой проблеме.
То есть в повседневном понимании толерантность – это жизнь в ладу с другими сообществами. Но не понятно, где заканчивается этот лад и есть ли границы толерантности? В общечеловеческом понимании о терпимости позволительно забыть, когда встречаются проявления расизма, национализма, антисемитизма, человекофобии, этнофобии. Но это тонкая грань, о которой размышляют философы на протяжении столетий.
Откуда произошла толерантность
С латыни термин «tolerantia» переводился как «вынужденное терпение, добровольно перенесенные страдания», поэтому изначально отождествлялся с негативом, злом. Позже к переводу добавилось понятие «сдержанность» и толерантность трактовалась как уступка в вопросе свободы вероисповедания.
В XVІІ веке толерантность вывели отдельной философской категорией. Это произошло после Тридцатилетней войны, во время которой конфликтующие религиозные фанатики чуть не поубивали друг друга. Самым известным защитником терпимости к представителям других религиозных конфессий был Вольтер.
В 1953 году английский врач ввел это понятие для обозначения терпимости иммунитета к пересаженным чужеродным тканям. Одновременно это привыкание организма к лекарствам. Толерантность – это полная неспособность организма вырабатывать антитела, что приводит к неминуемой смерти человека.
В XIX веке проблемами терпимости занялись социологи. К определению толерантности добавилось понимание самовыражения и внутренней свободы, а также терпеливость к оппонентам во время дискуссий. Сегодня благодаря усилиям ЮНЕСКО толерантность стала международным понятием, которое расшифровывается как склонность к компромиссу, соглашению.
Толерантность – это духовное понятие, которое заложено во всех религиях мира. Цитата из Евангелия: «Не судите, да не судимы будете». Похожие высказывания есть в Конфуцианстве, в Исламе, Индуизме. Есть и слова из народной мудрости: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут» или «В чей обоз сел, те песни и пой».
Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай-Лама XIV говорит, что терпение и терпимость нельзя считать признаком слабости. Это признаки силы не растить в себе гнев и обиду. А способность прощать – это настоящее противоядие гневу.
Зачем нужна толерантность
Во время массовой миграции народов, терактов, сексуальных скандалов наше человеколюбие постоянно подвергается испытанию на прочность. Сложности возникают не только между людьми, но и целыми сообществами. Ситуация усложняется тем, что многим не понятно, где же границы терпимости. Одно дело – уважать последователей другой религии, другое – отказаться от привычной одежды, чтобы кого-то не обидеть. И это не выдумка. Одна из школ Великобритании запретила девочкам носить школьные юбки, чтобы не оскорблять детей-трансгендеров различиями в одежде.
Но философы и психологи сходятся в одном: толерантность помогает нам достойно принять то, что мы не в состоянии изменить. И при этом получить все возможные выгоды. Идея терпимости также заключается в принятии разнообразия мира как неотвратимого факта. Чтобы идеи толерантности познавались с детства, в школах проводят уроки терпимости. Взрослым приходится воспитывать себя самостоятельно.
Если воспитание в себе терпимости дается слишком тяжело, стоит поглубже вникнуть в причины антипатии к другим людям. Возможно, причиной этому есть детская психотравма или устаревшие взгляды на жизнь, которые пора поменять. Ведь окружающий мир меняется непрерывно. Но одно дело знать, как описывают толерантность ученые и совсем другое – знать свою мотивацию:
- Если вы относитесь к себе с долей здоровой самокритики, то и для убеждений других людей найдете разумное объяснение.
- Если вы замечаете у других только слабости, а у себя, любимого отмечаете одни достоинства, примириться с чужой «инаковостью» вам очень тяжело.
- Если вы уверены в себе, берете ответственность за свои поступки, то вы с большим успехом сможете договориться с любым оппонентом. В отличие от неуверенного человека, который во всем видит скрытую угрозу.
- Если вы обладатель здорового чувства юмора и способны иронизировать над своими поступками, вы наверняка толерантны и к другим. В противовес человеку, у которого даже невинная шутка вызывает обиду.
- Если вы умеете слушать, не осуждая и готовы поделиться своим мнением, вы обладаете здоровой самооценкой. В отличие от человека, который не сдерживает раздражения или затаит обиду.
Противоположное понятие толерантности – нетерпимость. Нетерпимость – прекрасный повод снять с себя ответственность за свою жизнь. Ведь все неудачи можно свалить на представителей других национальностей, нацменьшинств или еще кого-нибудь. Нетерпимость лишает нас возможности договориться с другими людьми, прийти к компромиссу. И это качество очень мешает построить нам прочные отношения.
Когда толерантность – это плохо?
Толерантность к унижению – это когда человек считает насилие над собой нормой. Мало того, он внутренне соглашается с насильником и продолжает унижать себя самостоятельно. Например, кто-то сделал замечание по поводу моей фигуры. Уверенный человек возмутится, скажет «это мое дело». Терпимый к насилию промолчит, и потом будет испытывать чувство стыда и унижения.
Психотерапевты утверждают, что толерантность к насилию возникает из-за неумения дать отпор. Фундамент такой неуверенности закладывается в семьях с тоталитарными родителями. Мнение ребенка не учитывается, родители всегда знают «как правильно». Чтобы избежать наказания ребенок привыкает: нельзя сопротивляться, нужно быть удобным для других. Повзрослев, он добровольно ищет своего «палача», ожидая одобрения, поддержки и наказания.
Терпимость к насилию порождает ранимость. Неспособный защитить себя человек – одна открытая рана. Любое слово, неодобрительный взгляд он воспринимает в свою сторону. И от этого страдает еще больше. Из этой ситуации есть один выход: учиться себя защищать. Как говорится – спасение утопающих, дело рук самих утопающих.
Выводы
- Толерантность – это уважение, понимание, а также принятие многообразия культурных ценностей, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
- Вопрос о терпимости не такой молодой, как кажется. В древнем мире толерантность была добродетелью. Позже о ней размышляли Вольтер, Дж. Локк. И. Гете.
- Нетерпимость провоцирует деструктивное поведение, лишает возможности договориться.
- Терпимость к унижению формируется в детстве и заставляет проживать жизнь с позиции жертвы.
wikigrowth.ru
Материал (старшая группа) на тему: Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса — политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы национальной толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в национальной толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество» . Несмотря на столь сильные различия в оценке национальной толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.
Национальная толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения представляется наиболее актуальной задачей для воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» .
В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой — с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Думаю, что нам удалось вскрыть еще и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен, чем три предыдущих, и тоже заслуживает внимания.
Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) — tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания».
Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная толерантность в нашем понимании — это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой — ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.
Понятие «национальной толерантность» исходно объединяет в себе смыслы терпеливости и терпения, терпимости (как следствие осознанного выбора и как атрибут воспитания), что весьма важно для выхода на проблему толерантности в обществе.
Национальное образование является главным социальным институтом, призванным обеспечить не только сохранение, но и развитие национальных культур. Для этого оно должно быть нацелено на формирование национальной толерантности каждой личности .
Огромный интерес к проблеме национального образования появился еще у выдающихся педагогов прошлого, таких как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др.
Еще в XVI веке первые работы Я.А. Коменского носили народно- педагогический, национально-педагогический характер. Вся его деятельность определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек — «микрокосм» .
К.Д. Ушинский — основатель научной педагогики в России — считал, что «русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». В Европе в основе всего народного образования лежит убеждение, что «знания разделяются на необходимые, полезные и приятные и что необходимые должны ложиться в душу дитяти прежде всех и в основу всего, и приобретение их должно быть поставлено вне зависимости от приобретения прочих, полезных и приятных». Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание основ своей религии и знание своей родины. Это уже ясно выработанная педагогическая аксиома, кажется, что и нам пора осознать ее и провести повсюду в образовании. Без этого нельзя сделать серьезного шага вперед. Стержень его педагогической концепции — принцип меж национальной толерантности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет межнациональной толерантность как предмета дошкольной образовательной работы.
Н.К. Крупская являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины на родном языке.
А.С. Макаренко убедился на собственном опыте, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Принцип народности Макаренко интернационален и, несмотря на то что в новых условиях «русские, украинцы, белорусы, все иные народности., приобрели новые качества характера, новые качества личности, новые качества поведения», главным достоинством, главным качеством гражданина он считает единство, из которого возникает новая духовная общность людей: «100 народов, 100 языков, русский, якут, грузин — как можно примирить эту массу, которую царь держал железным обручем. А у нас обруч — это уважение, это наш гуманизм, подобного история никогда, конечно, не видела».
В настоящее время проблема национальной толерантности детей старшего дошкольного продолжает оставаться актуальной. Между тем, этот возраст является важным периодом в становлении личности, в интенсивном формировании самосознания, основ мировосприятия.
В системе дошкольного воспитания недостаточно уделяется внимания формированию национальной толерантности, формирующей межнациональную поликультуру детей дошкольного возраста . Педагоги и родители из-за недостаточных знаний основ истории и культуры родного края и народов живущих на данной территории, не пытаются привить детям интерес к этим источникам формирования культурно-духовных ценностей. Именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиции национальных, духовно-нравственных ценностей, заложенных в устном народном творчестве, может поспособствовать формированию национальной толерантности.
Этническая идентичность рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях при изучении проблем нации, этноса, этнических и межэтнических отношений, этнических особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования этнического характера и этнической психологии (Ю.В, Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, И.С. Кон, М.В. Крюков, Д.С. Лихачев, А.А. Леонтьев, Г .В. Старовойтова, А.П. Оконешникова и др.).
В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований о культуре народа, народной педагогики в трудах Г.Н. Волкова, Н.А. Корякиной, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, В.И. Ханбикова и других.
Выбор возраста детей в нашем исследовании обусловлен реальным» расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся иерархии мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения. Это дает реальную возможность влиять на процесс формирования национальной толерантности наиболее эффективно. Период старшего дошкольного возраста является сензитивным в формировании национальной толерантности, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и ДР-)-
Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности (Г.Н. Волков, И.О. Лосский, М.Ю. Мартынова, O.JI. Морева, Э.К. Суслова и др.).
В работах Л.А. Парамоновой, МА. Гутар, подчеркивается, что «принадлежность маленького человека к человеческому роду, порождающая его универсальность, обеспечивает ему открытость к культуре». Развитие человеческого в ребенке сопровождается, по мнению И.С. Кона, B.C. Мухиной, процессом идентификации с одним или несколькими сообществами. Зачастую это приводит к недопониманию, нетерпимости, к неприятию того, что является иным. В конечном итоге это может привести к закрытости по отношению к другим культурам .
В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное понимание и принятие специфики культурных ценностей других этнических коллективов. Так происходит формирование национальной толерантности.
В нормативно-правовых документах (Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении) говорится о правах ребенка независимо от религии: о том, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников; о возможности получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии; о праве граждан на получение образования на родном языке и т. д.
Национальность — принадлежность индивида к определённой этнической группе[1] Этническая общность, этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация .
Под национальной толерантностью современные ученые понимают свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию .
Под национальной толерантностью детей старшего дошкольного возраста мы понимаем интегральное качество личности ребенка, обеспечивающее овладение дошкольником к национальной культуре и культурологическим основам семейных, социальных, общественных явлений и традиций народов других национальностей, которые способствуют формированию толерантного отношения к людям всех национальностей.
nsportal.ru
Толерантность — это… Что такое Толерантность?
Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]
В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.
Социологические теории
Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.
Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:
- Гендерная толерантность
- Расовая и национальная толерантность
- Толерантность по отношению к инвалидам
- Религиозная толерантность
- Сексуально-ориентационная толерантность
- Политическая толерантность
- Образовательная толерантность
- Межклассовая толерантность
По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:
- насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
- в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
- проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
- причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
- возможности формирования толерантных установок.[3]
Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]
Толерантность и терпимость
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]
Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.
Определение ООН
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]
ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Критика понятия
И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]
Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]
Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]
Ответы на критику
По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]
если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.
См. также
Примечания
- ↑ Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
- ↑ Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
- ↑ «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
- ↑ Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
- ↑ Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
- ↑ Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
- ↑ Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
- ↑ Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
- ↑ Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
- ↑ В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
- ↑ 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
- ↑ tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
- ↑ Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
- ↑ Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
- ↑ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
- ↑ Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
- ↑ В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
- ↑ http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
- ↑ «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
- ↑ Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
- ↑ «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
- ↑ Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе
Ссылки
dic.academic.ru
Толерантность
TR | UK | KK | BE | EN |толерантность, толерантность медицинский термин
Состояние | отпатрулирована |
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
Содержание
- 1 Социологические теории
- 2 Толерантность и терпимость
- 3 Развитие толерантности в России
- 4 Определение ООН
- 5 Толерантность и религии
- 5.1 Буддизм
- 5.2 Ислам
- 6 Критика понятия
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки
Социологические теории
Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: , демократия, мир.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
- Гендерная толерантность
- Расовая и национальная толерантность
- Толерантность по отношению к инвалидам
- Религиозная толерантность
- Сексуально-ориентационная толерантность
- Политическая толерантность
- Образовательная толерантность
- Межклассовая толерантность
По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:
- насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;
- в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
- проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
- причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
- возможности формирования толерантных установок.
Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.
Толерантность и терпимость
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:
Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.
Развитие толерантности в России
Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.
Как известно, «новое мышление» было предложено всему миру в качестве стратегической ориентации М. С. Горбачевым. Парадигму «нового мышления» можно представить как попытку подчинить эмпирические данные о наличии глобальных угроз задаче формирования всеобщего братства народов мира.
Горбачев был совершенно уверен в том, что перестройка старого сознания и утверждение «нового мышления» позволят решать ключевые глобальные проблемы «в духе сотрудничества, а не враждебности». Мир, таким образом, должен был вступить в качественно новую эру — эру всеобщей толерантности. Горбачев утверждал, что концепция перестройки — это не звонкая фраза, а тщательно подготовленная программа.
Горбачев был вынужден придать идее перестройки содержание многофункциональной панацеи. Перестройка была призвана сыграть роль волшебной силы, позволяющей обеспечить решительное преодоление застойных процессов, опору на живое творчество масс, всестороннюю интенсификацию экономики, решительный поворот к науке, соединение плановой экономики с достижениями научно-технической революции, приоритетное развитие социальной сферы, последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости. Соответственно и «новое мышление» рассматривалось как универсально действующий рычаг оздоровления всей международной обстановки. Исходя из специфической логики «нового мышления», Горбачев утверждал, что образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, «утратили всякое разумное основание».
Фильтр «нового мышления» подтверждал лишь те истины, которые формировались в его структурах. Среди них можно отметить вывод, согласно которому «безопасность неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе». Горький опыт, однако, показал, что при распаде Варшавского договора, вызванного перестройкой, безопасность США, стран НАТО значительно окрепла, тогда как безопасность России существенно ослабла.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).
Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.
Определение ООН
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:
ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Толерантность и религии
Буддизм
Будда указывал, что по отношению к другим религиям необходима веротерпимость. Исследователи М. С. Уланов, В. Н. Бадмаев считают, что это стало практически первым в истории провозглашением данного принципа. Также Будда призывал не навязывать собственное учение тем, кто ещё не достиг духовной зрелости и не пришёл к учителю самостоятельно. Будда считал, что каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности.
Среди индийских буддистов толерантность являлась «религиозным идеалом». Правитель Ашока, известный распространением буддизма, в своём указе заявлял: «Следует почитать чужую веру. Поступая так, способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой». В буддизме также существует терпимое отношение к раскольникам, что позволило создать большое количество школ буддизма. Подобная толерантность, как считает буддолог и профессор В. П. Андросов, «делает самую древнюю религию самой современной». Кроме того, как отмечает буддолог и профессор В. Г. Лысенко, последователь буддизма может быть также одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии». Далай-лама XIV отмечал, что христианам и иудеям желательно брать из буддизма только те медитативные и философские части учения, которые не противоречат их религиям, потому что отказ от иудаизма или христианства не является необходимым условием для практики буддизма. Критики оценивают этот феномен как «слабость» буддизма, в свою очередь учёные указывают, что именно такая толерантность привлекает в буддизм множество последователей, особенно на Западе.
Учёные, рассматривая буддийскую толерантность, часто имеют в виду то, что буддизм не приемлет насильственного распространения учения. Распространение буддизма в другую культуру происходит ненасильственно и постепенно. Насильственное же «навязывание» учения буддизм считает «преступлением и насилием над личностью».
Кандидат исторических наук и старший научный сотрудник ДНЦ РАН Г. И. Юсупова, рассматривая буддийскую школу дзэн, прогнозировала, что в будущем распространение этой школы в мире будет усиливаться в том числе по той причине, что учение школы содержит в себе «неиссякаемые возможности для развития толерантного сознания, терпимости, приятия человеком самого себя и окружающих».
Ислам
Пророк Мухаммад отличался терпимым отношением к окружающим. Когда он находился в Мекке, до переселения в Медину, его ударил его родственник камнем в голову, но он не поднял руку на него. Он проявил терпение, хотя получил ранение головы. Также, во многих исторических источниках отмечается, что когда его обзывали, поносили, он проявлял терпение и не отвечал злом на зло. Особо хочется отметить его толерантность к детям. Пророк Мухаммад мог спокойно молиться, даже когда на него садились его внуки. Он, находясь в в земном поклоне ждал, когда внук слезет с него и дальше молился.
В коране, священной книге мусульман и всего человечества, говорится: С терпеньем отнесись к тому, что говорят они и воздавай хвалу Аллаху и в час предшествия восхода солнца, и в час предшествия его заката. (Сура «Каф», 50:39)
Критика понятия
И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране». Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.
Также современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например: сокращение коренного населения и его замещение дешевой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.
Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина). В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.
если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы всё время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.
См. также
- Европейский совет по толерантности и примирению
- Международный день толерантности
- Еврейский музей и центр толерантности
- «Беспощадная толерантность»
- Лагерь смерти «Толерантность»
Примечания
- ↑ Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
- ↑ Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. — 576 с. — ISBN 978-5-16-002594-0.
- ↑ Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
- ↑ «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
- ↑ Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
- ↑ Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
- ↑ Толерантность, в третьем значении // Большой энциклопедический словарь
- ↑ Словарь иностранных слов и выражений. — М., 1998. — 477 с.
- ↑ Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
- ↑ Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
- ↑ Даль В. Терпеть // Толковый словарь живого великорусского языка, 1998
- ↑ 1 2 Семашко M. A. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
- ↑ tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
- ↑ Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
- ↑ Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
- ↑ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
- ↑ Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
- ↑ Уланов, Бадмаев, 2013, с. 43
- ↑ 1 2 Андросов, 2001, с. 29
- ↑ Андросов, 2001, с. 194
- ↑ 1 2 Лысенко, 2003, с. 25
- ↑ 1 2 3 Уланов, Бадмаев, 2013, с. 44
- ↑ Ермакова, Островская, 2004, с. 248
- ↑ Юсупова, 2007, с. 94
- ↑ В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны // Интерфакс-Религия, 11.02.2009
- ↑ Петухова Т. Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — № 20 (279). — 2012. — С. 18-23.
- ↑ «На смену толерантности приходят националистические тенденции» // Русская народная линия, 14.11.2011
- ↑ Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
- ↑ «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
Литература
- Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
- Куренной В. А. Толерантность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. — М.: Культурная революция, 2009. — С. 190-192.
- Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
- Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире // Научная мысль Кавказа. — Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2013. — № 3 (75). — С. 43—45. — ISSN 2072-0181.
- Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93—95. — ISSN 1684-792X.
Ссылки
В Викисловаре есть статья «толерантность»- Декларация принципов терпимости принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
- Толерантность — Гармония в Многообразии
- Мир толерантности — портал межнационального взаимопонимания, уважения и добрососедства.
толерантность, толерантность — статьи рефераты, толерантность в медицине, толерантность значение слова, толерантность к глюкозе, толерантность картинки, толерантность медицинский термин, толерантность определение, толерантность презентация классный час, толерантность что это
Толерантность Информацию О
Толерантность Комментарии
Толерантность
Толерантность
Толерантность Вы просматриваете субъект
Толерантность что, Толерантность кто, Толерантность описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Толерантность это что такое Толерантность: определение — Педагогика.НЭС
Толерантность
социально-психологическое качество личности, означающее терпимость, снисходительность к другому, даже если он не оправдывает чьи-то ожидания; характеристика социально зрелой личности; важное профессиональное качество воспитателя.
Оцените определение:
Источник: Словарик координатора детского движения
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
это признание единства и многообразия человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе права быть другим), а также воздержание от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Оцените определение:
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо (Бетти Э. Риэрдон).
Оцените определение:
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Толерантность
терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость К воздействию; отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустроторов; терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.
Оцените определение:
Источник: Словарь по педагогической антропологии
Толерантность
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.
Оцените определение:
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. tolerantia—терпение) — 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, пр
didacts.ru
Что такое толерантность на самом деле?
За последние годы количество случаев нетерпимости и экстремизма по религиозным, национальным или самобытным принципам во всех странах стремительно увеличивается. Представители ЮНЕСКО серьезно обеспокоились такой тенденцией и решили 16 ноября 1995 года ввести Декларацию принципов терпимости, которую подписали все государства-члены ЮНЕСКО. С тех пор именно день 16 ноября является Международным днем толерантности или терпимости.
Многие люди не понимают истинного значения новомодного термина «толерантность». Учителям
в школе предписано объяснять детям значение слова толерантность, вот примерно так — тезисно:
— «Толерантность – это благосклонность и уважение к другому. Мы все разные: кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом. Кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе и мы приглашаем тебя. Ты нам нужен! Будете толерантны (методичка для 1-2 классов)».
— «Это пример «законопослушания», подчинения законам, обычаям. Умение принудить себя, не принуждая других. Уважение различий. Взаимозависимость как основа совместных действий, культура мира, сохранение памяти, отказ от насилия. Символ толерантности — радужный флаг.» (Флаг лиги ЛГБТ ).
— «Толерантность — это чувство юмора, умение найти общие интересы, не мешать другим, желание общаться, осторожность в выводах и высказываниях. Словно радуги цвета, мы едины навсегда. Толерантность — это терпение. Терпение — это дитя силы, упрямство — плод слабости, а именно слабости ума. Агрессия — удел бессильных.»
— Есть и поэзия: «Толерантность. Что это такое? / Если спросит кто-нибудь меня, / Я отвечу: «Это всё земное. / То, на чем стоит Планета вся». Иллюстрации на тему дружбы народов мира, картинки с «хорошими детьми, которые помогаю маме по дому».
— Есть мини-тесты с расшифровками типа: «Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи ещё немного усилий».
— Есть разъяснения для родителей о том, что значит быть толерантным: не обижать ребенка, выслушивать его, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка, договариваться без ссор, нельзя заставлять ребенка делать то, что хочется вам. «Привет, ювенальная юстиция!»
— и т.д. и т.п.
Что же на самом деле пытаются подсунуть детям под красивой оберткой благовоспитанности и термином толерантность»?
Толерантность — исконно медицинский термин (по-латински «tolerantia» — терпимость) и означает он отсутствие в живом организме человека иммунитета к вредоносным антигенам, неспособность человеческого организма бороться с болезнью, потеря или снижение способности организма различать «свои» и «чужие» вещества (тела), а также вырабатывать самостоятельно в организме антитела для нейтрализации и уничтожения чужеродных веществ. К примеру, абсолютно толерантными являются раковые больные, так как их организмы не способны сопротивляться росту раковых клеток, и не вырабатывают никакой защиты.
Получается, что не медицинское применение термина «толерантность» означает терпимость к чужому поведению, обычаям, верованиям, мнениям, в ущерб своим обычаям, верованиям и взглядам. Следует помнить мудрое высказывание: «Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя свобода», то есть будьте свободны за свой счёт, а не за счёт свободы других людей, не нарушая свободы окружающих. Свобода высказывать своё мнение и уважать мнение большинства народа, сделанного на Крымском референдуме 2014 года.
Однако на самом деле сегодня мы сталкиваемся с английской трактовкой слова «tolerance», что значит «готовность благосклонно принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, и даже в том случае, когда эти убеждения тобою не разделяются и не одобряются». То есть толерантность в политике и общественной жизни значит спокойно переносить и ТЕРПЕТЬ всё то, что нам не нравится в других людях, и даже поддерживать то, что нам может быть неприятно.
В словаре Ожегова слово ТЕРПЕТЬ — безропотно, стойко переносить что-либо (страдание, боль, неприятное, нежелательное). Русский язык вносит ясность.
Идея толерантности занесена на российскую почву вовсе не ради добрососедских отношений, и дружбы, слово дружба никто не произносил, но «терпение». Сторонники толерантности прикрывают свою деятельность «расширением социальных связей», но на самом деле просто пытаются выдать терпимость за нечно хорошее и полезное, которое звучит, как девиз «мир во всем мире».
Продвижение идеи толерантности пошло по странам Европы и многие приняли её на «ура». Идеология толерантности настолько укоренилась в европейском обществе, что всё большее количество людей старается быть толерантными (терпеть), а значит скрывать или в ущерб себе подавлять свои реальные чувства по отношению ко всему происходящему в обществе. Страны Западной Европы принимают тысячи мигрантов – пожалуйста. Мигранты обустраивают Европу по своему разумению – пожалуйста. Детей отбирают из семьи из-за бедности родителей – ну значит так надо. Дети воспитываются в «платных» (фостерных) семьях – удобно. Детей учат относиться ко всему толерантн, терпимо – замечательно. Первоклашек обучают основам сексуальных отношений – пусть будет. Педофилы лоббируют снижение возраста согласия на секс – имеют право. Сексуальных извращенцев нужно защищать – действительно, они же в меньшинстве.
Вам наверняка попадались эти и подобные новости:
— «Оно (”hen”) — новое слово в шведском дошкольном образовании. Вместо «он» и «она» детей в дошкольных учреждениях называют «оно» и предлагают детям самостоятельно выбрать — какого они пола, мальчик или девочка? Нетолерантно ограничивать ребенка в свободе данного выбора»
— «Увольнения на религиозной почве, к примеру, известную норвежскую телеведущую уволили за ношение крестика, ибо это «оскорбляет чувства атеистов и приверженцев других конфессий».
— «В США запретили слова «мама» и «папа», слова «мать» и «отец» больше не будет использовать в официальной документации, так как это нетолерантно по отношению к однополым семьям. Вместо этого в документах нужно писать «родитель №1» и «родитель №2».»
— «В Канаде педофилию признали сексуальной ориентацией, а в Голландии официально зарегистрирована партия педофилов под названием «Милосердие, свобода и разнообразие».
Если обратиться к истории, то следует напомнить, как «родина толерантности», США обошлись с индейцами, коренным населением страны? И с африканцами? В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны,но равными афроамериканцы стали считаться лишь в конце 20 века. А Ирак, Сирия, санкции, бойкот Олимпиады? США далеко не «образец» толерантности.
Толерантность тесно переплетена с ювенальной юстицией: детям надо рассказать о том, каким человек может быть «разным» и что «это» его право. Детям следует доносить на родители, которые «мешают» детям «выбирать» свой (нетрадиционный) сексуальный выбор. Ювенальная юстиция требует от родителей терпимости, толерантности к «выбору» своих детей в любом возрасте, даже в 3, 5, 10 лет, в противном случае карающие органы ювенальной юстици напомнят родителям, что «закон» готов встать на защиту «прав» ребёнка, ущемленного родителями, и даже забрать ребёнка из семьи, подыскав ему «новую» толерантную семью. Пару лет назад в Финляндии отобрали детей у русской туристки, и это далеко не единичный случай.
Толерантность — это своего рода попытка более «слабых» людей с помощью определенного воспитания подрастающего поколения создать не требовательное, ослабленное и лояльное ко всему общество, которое не будет противиться аморальным законам, не будет противостоять и защищать себя и свои интересы. Так как «де юро» все будут равны, а «де факто» создатели теории толерантности всегда будут в более выгодном положении, так как они будут клеймить и преследовать не толерантных людей.
Одно из «изобретений» проповедников толерантности – мультикультурализм. Эта концепция подразумевала совместное сосуществование разных культур, разных наций и религий вместе в одной стране и деятельность на её благо. В течение десятилетий эта программа активно пропагандировалась по всей Европе. Тем не менее, мирного сосуществования между представителями различных культур в странах Западной Европы не получается. За последние 2 года руководители Англии, Германии, Франции заявили о том, что концепция мультикультурализма не работает. И ужасающие терракты 13 ноября во Франции лишнее тому подтверждение.
Толерантность это не уважение к представителям другой культуры, это терпимость к проявлениям чуждой культуры. Принцип «не противления злу» и молчаливого одобрения поступков противных совести и морали делает из людей соучастниками преступлений против морали и нравственности, превращает их безвольных и слабых и молчаливых наблюдателей, которые будут проходить мимо человека в беде, ведь, «это нас не касается». Вспомните, к примеру, как «прививали» нацизм в довоенной Германии и какие плоды мир пожинает до сих пор.
Я против того, чтобы детей убеждали в том, как замечательно и правильно быть толерантным, большинство из них не могут понять, что это. Дети уверены, что это значит быть добрым и хорошим. Детей следует учить ответственности, терпению, нравственным законам жизни в обществе, дружбе, уважению к старшим, помощи младшим..
Президента РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию от 12.12.2013г. сказал:
«Мы всегда гордились своей страной. Но мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязываем свое покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с ее великой историей и культурой, с многовековым опытом НЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ, БЕСПОЛОЙ И БЕСПЛОДНОЙ, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства.
Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.
И мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.»
Закон изменения численности населения Земли. 14 признаков фашизма Умберто Экоru-sled.ru