Самореализация это в обществознании определение – Тема 7. Самореализация

Содержание

Тема 7. Самореализация

Личность
проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация
процесс
наиболее полного выявления и осуществления
личностью своих возможностей, достижения
намеченных целей в решении лично значимых
проблем, позволяющий максимально полно
реализовать творческий потенциал
личности.

Самореализацию
можно отнести к высшим потребностям
человека. Она осуществляется путем
целенаправленного воздействия личности
на саму себя.

Образец
задания

A1.
Выберите
правильный ответ. Верны ли следующие
суждения о самореализации?

А.
Самореализация представляет собой
процесс воплощения в материальные
предметы и духовные ценности, в саму
жизнь человека инженерных и технических
замыслов, моральных и художественных
норм.

Б.
Самореализация неразрывно связана с
сознательным творчеством.

1) верно
только А

2) верно
только Б

3) верны
оба суждения

4) оба
суждения неверны

Ответ:
3.

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Понятия
«индивид», «индивидуальность», «личность»
в научной и популярной литературе
употребляются как близкие по значению,
но они не являются синонимами.

Индивид
(от лат. individuum – неделимый, неразделенный) –
это
единичный представитель человеческого
рода, конкретный носитель всех социальных
и психологических черт человечества:
разума, воли, потребностей, интересов

и т. д. (человек как отдельная особь
среди других людей).

Индивидуальность
– это неповторимое своеобразие проявлений
человека, подчеркивающая исключительность,
многосторонность и гармоничность,
естественность и непринужденность его
деятельности

(человек как один из многих, но с учетом
его личных
особенностей
:
внешний облик, манера поведения, характер
и т. д.).

Личность
(от лат. persona – особа) – это
человеческий индивид, являющийся
субъектом сознательной деятельности,
обладающий совокупностью социально
значимых черт, свойств и качеств, которые
он реализует в общественной жизни

(человек с социально
значимыми качествами
).

Структура
личности

• Социальный
статус

– место человека в системе общественных
отношений.

• Социальная
роль

– образ поведения, одобренный нормативно
и соответствующий социальному статусу.

• Направленность
– потребности, интересы, взгляды, идеалы,
мотивы поведения.

Не
всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся
в процессе социализации.

Социализация
(от лат. socialis – общественный) – это
процесс усвоения и дальнейшего развития
индивидом культурных норм и социального
опыта, необходимых для успешного
функционирования в обществе.

Процесс
социализации продолжается всю жизнь,
поскольку человек за это время осваивает
множество социальных ролей.

Социализация
охватывает все процессы включения
индивида в систему общественных
отношений, складывания у него социальных
качеств, т. е. формирует способность
участвовать в социальной жизни.

Все,
что влияет на процесс социализации,
обозначается понятием «агенты
социализации».
К ним относятся: национальные традиции
и обычаи; государственная политика;
средства массовой информации; социальное
окружение; образование; самовоспитание.

Расширение
и углубление социализации происходит:

– в
сфере деятельности

– расширение ее видов; ориентировка в
системе каждого вида деятельности,
т. е. выделение главного в ней, ее
осмысление и т. п.

– в
сфере общения

– обогащение круга общения, углубление
его содержания, развитие навыков общения.

– в
сфере самосознания

– формирование образа собственного
«Я» («Я»‑концепция) как активного
субъекта деятельности, осмысление своей
социальной принадлежности, социальной
роли и др.

Образцы
заданий

Прочитайте
текст и выполните задания С1

С4.

«Индивидуальность
означает отграниченность, неповторимость
личности, т. е. способность к
самостоятельной жизни, к саморегулированию,
к сохранению своей устойчивости.
Человеческая индивидуальность, отличаясь
такими признаками, как целостность,
обособленность, неповторимость,
автономность, свобода, наличие внутреннего
„Я“, творчество, в то же время не только
не означает разобщенности человека и
общества, но, напротив, создает основу
для их более глубокого единства. <…>

Уникальность,
неповторимость личностей, взаимодополнение
друг друга своими особенностями есть
один из факторов успешного развития
подлинно гуманного гармоничного
общества. Индивидуализация является
одним из моментов, связывающих людей.
Известно, что взаимодействие вообще
оказывается крепким, если в «другом»
предмет находит дополнение самого себя,
то, чего ему как таковому не хватает.
Поэтому чем более развита индивидуальность,
самостоятельность, инициатива, творчество
каждого человека, тем богаче и сильнее
общество в целом. <…>

Всякое
проявление жизни индивида является
проявлением и утверждением общественной
жизни. Индивидуальная и общественная
жизнь не отличны принципиально друг от
друга, а выступают как две стороны жизни
одного человека. <…>

Таким
образом, неправомерно толкование
индивидуального как только единичного
и неповторимого. Определяя индивидуальность,
мы делаем лишь акцент на том, что отличает
людей друг от друга. Определяя личность,
подчеркиваем общие, типические черты.
<…>

Индивидуальность,
которая, как уже отмечалось, может
свободно развиваться лишь во взаимодействии
с другими людьми, когда каждый человек
дополняет, продолжает, обогащает
благодаря своим особенностям другого
человека, ничего общего не имеет с
индивидуализмом. Индивидуализм означает
противопоставление человека обществу,
отношение к другим людям как к средству
своего частного существования. Эта
разорванность общества и личности, как
правило, обращается против самого
человека. Таким образом, в индивидуалистической
интерпретации другой человек есть
граница «для меня», в условиях развитых
коллективистских отношений каждый
другой есть не граница, а продолжение
и дополнение «меня самого» (Спасибенко
С. Г.

Общее и индивидуальное в социальной
структуре человека // Социально‑гуманитарные
знания. 2001. № 3. С. 98–101.).

C1.
Что
такое индивидуальность? Каковы ее
признаки?

Ответ:
Индивидуальность означает отграниченность,
неповторимость личности, т. е.
способность к самостоятельной жизни,
саморегулированию, сохранению своей
устойчивости. С помощью понятия
«индивидуальность» делается акцент на
отличиях людей друг от друга.

Признаки
индивидуальности: целостность,
обособленность, неповторимость,
автономность, свобода, наличие внутреннего
«Я», творчество.

C2.
Опираясь
на текст, укажите, почему индивидуальность
является одним из факторов развития
подлинно гуманного гармоничного
общества.

Ответ:
Индивидуальность является одним из
факторов развития подлинно гуманного
гармоничного общества поскольку
известно, что взаимодействие вообще
оказывается крепким, если в «другом»
предмет находит дополнение самого себя,
чего ему как таковому не хватает. Поэтому
чем более развита индивидуальность
человека, выраженная в самостоятельности,
инициативе, творчестве, тем богаче и
сильнее общество в целом.

C3.
Как
автор определяет сущность понятия
«личность»? Приведите с опорой на знания
обществоведческого курса три важнейшие
характеристики личности.

Ответ:
Автор определяет личность как воплощение
общего, типичного. В качестве важнейших
характеристик личности могут быть
названы: индивидуальность, духовность,
социальный статус, коммуникативный
характер.

C4.
В
тексте говорится о двуединстве общего
и индивидуального как об одном из
внутренних источников формирования
личности. Поясните этот вывод одним из
примеров.

Ответ:
В качестве примера может быть приведен
следующий: Формирование личности
предполагает соотношение социально‑типического
(общего) и творчески индивидуального в
человеке. Пренебрежение данным
соотношением чревато тяжелыми
последствиями. И общество, и человек
страдают как от обезличивания, нивелировки,
недооценки значения индивидуальности,
так и от абсолютизации индивидуальных,
неповторимых качеств человека.

studfiles.net

ЕГЭ. Человек Тема 7. Вопросы философии |

Философия – это наука, изучающая наиболее  общие вопросы развития природы, общества и человека.Слово пришло в русский язык из греческого языка:  phileo люблю, sophia мудрость, philosophia  — любовь к мудрости.

В курсе «Обществознание» в разделе «Человек» есть ряд тем по  философии. Разберём их.

Цель и смысл жизни

Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся  в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.

Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много  факторов, влияющих  на это: воспитание, образование, окружение, семья,  эпоха, в которую живет  человек, даже возраст  и многое другое.

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.

Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.

Концепции смысла жизни

Концепция Суть концепции
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти».
Гедонизм  (от греч. наслаждение) Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие.
Прагматизм (от греч. действие, дело) Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами.
Утилитаризм ( от греч. польза) Жить — это из всего извлекать для себя пользу.
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья.
Альтруизм (от лат. другой, другие) Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.

 

Самореализация

Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.

Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.

Виды самопознания

  • Непосредственное – самонаблюдение
  • Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.

Пути самопознания

  • Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
  • Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
  • Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
  • Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
  • Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.

Виды самооценки

  1. Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
  2. Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
  3. Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.

«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.

Свобода

Человеку свойственно желание быть свободным. Что такое свобода? Когда человек осознаёт  себя истинно свободным? И есть ли ограничители свободы?

Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.

Но может ли человек быть абсолютно свободным в обществе, и не станет ли свобода – вседозволенностью?

В.И.Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Ограничители свободы человека в обществе

  • Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
  • Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
  • Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами ( обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
  • Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).

Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности , отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.

Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности  выбора, а  значит,  и отрицание  свободы  вообще.

Внутренний мир человека

Макрокосмос  (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.

Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.

Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.

Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.

Виды мировоззрения

  • Научное — признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.
  • Паранаучное (от греч «вне») –предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного  мира, инопланетного разума).
  • Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.
  • Атеистическое – отрицание существования Бога, высших сил.
  • Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

 

Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

 

Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

 

 

Некоторые термины

  • Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.
  • Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.
  • Оптимизм— вера в лучшее, всилы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.
  • Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни ( в возможность позания, в то, что поизойдут позитивные измения в обществе в жизни человека и т.д.)
  • Альтруизм – нравственная позиция, в основе корой лждит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.
  • Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках , осванное на собсвенных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.
  • Компромисс – способность и умение поступиться некотрыми своими интресами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.
  • Консенсус –полное согласие, единый подход к решанию проблемы или по какому-т вопросу.

Отношение к жизни

  • Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.
  • Пассивная жизненная позиция — это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.
  • Комформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.
  • Нонкомформизм — от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой  ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.

Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания  самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Самореализация — ЧЕЛОВЕК — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЕГЭ

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК

 

2.7. Самореализация

 

Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что из того, что ты осознаешь в себе талант художника? Важно реализовать его в созданных тобой и получивших общественное признание полотнах. В иерархии потребностей по А. Маслоу самореализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.

Степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной деятельности, российский ученый и общественный деятель В. Н. Татищев, проживая в селе Бол- дино, увлекся историей и создал исторический труд, в котором отразил основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Он впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако его труд так и остался неизвестным для современников и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, В. Н. Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом и не получила признания со стороны образованной общественности.

Существенный вклад в изучение проблемы самореализации личности внес итальянский психолог Р. Ассаджиоли. Ученый уточняет понятие «самореализация», поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны, под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу.

С другой стороны, самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного «Я», а о сверхсознательном «Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:

1.       Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т. д.

2.       Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

3.       Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания.

На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится «высшее Я», которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее, или истинное, «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.).

Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда, или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.

Чтобы каждый человек мог освободиться от своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели. Она предполагает:

•         глубокое познание своей личности;

•         контроль над различными ее элементами;

•         постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра;

•         психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

 

compendium.su

Самореализация — это… Что такое Самореализация?



Самореализация

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

В дзэн-буддизме самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать.

См. также

Примечания

Литература

Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = Motivation and Personality / Пер. А. М. Татлыбаевой — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. — 4000 экз. — ISBN 5-80710016-6.

Ссылки

Категория:

  • Гуманистическая психология

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

  • Жевуский, Вацлав
  • Майоров, Александр

Смотреть что такое «Самореализация» в других словарях:

  • самореализация — самореализация …   Орфографический словарь-справочник

  • самореализация — сущ., кол во синонимов: 1 • реализация (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — (от русск. само и лат. realis вещественный, действительный) англ. selfrealization; нем. Selbstverwirklichung. Выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. см. РЕАЛИЗАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии,… …   Энциклопедия социологии

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи учащемуся раскрыть свои задатки и возможности. С. является результатом воспитания и самовоспитания личности …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Самореализация — активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей. Это также действия по использованию имеющихся или созданию вновь условий для самоактуализации. Самореализация личности есть результат… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — (self actualization) реализация потенциала личности. Термин связан с иерархией потребностей, предложенной Маслоу (1954). Согласно его теории, самореализация достижима лишь в высшей точке, если удовлетворены все другие биологические и социальные… …   Большой толковый социологический словарь

  • самореализация — самореализ ация, и …   Русский орфографический словарь

  • Самореализация —     одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. С. является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда… …   Педагогический терминологический словарь

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей …   Профессиональное образование. Словарь

  • Самореализация — – осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности. О своём праве на самореализацию нередко и весьма …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Самореализация или путь сердца, А. В. Мхитарян, Е. К. Степаненко, Если вы не определились с выбором своего предназначения, если вас не устраивает работа, занятие, дело вашей жизни, если вы стоите на развилке вашего жизненного путии спрашиваете себя: «Что… Категория: Другие духовные практики Издатель: Золотое Сечение, Подробнее  Купить за 411 руб
  • Самореализация: как найти свое призвание, Александр Александрович Носов, При выборе профессии немногие из нас понимают, чего хотят. В поисках своего пути мы руководствуемся советами родственников, примером друзей, мнением общества. Получаем образование, начинаем… Категория: Поиск работы, карьера Издатель: ЛитРес: Самиздат, Подробнее  Купить за 349 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Самореализация или Путь сердца, Мхитарян А., Степаненко Е., Уважаемый читатель! Если вы не определились с выбором своего предназначения, если вас не устраивает работа, занятие, дело вашей жизни, если вы стоите на развилке вашего жизненного пути и… Категория: Прочие эзотерические учения Подробнее  Купить за 307 руб

Другие книги по запросу «Самореализация» >>

dic.academic.ru

Значение самореализации для личности: что такое самореализация

Абсолютно в каждом человеке изначально заложен некий потенциал, требующий выявления и развития. По системе Маслоу самореализация расположена на первом месте и имеет решающее значение для прогрессивного движения личности. Но что это такое — самореализация? И как ее определяют психологи?

Самореализация личности. Определяющее значение

Личность нуждается в удовлетворении многих своих потребностей. Но все они представляют различное значение для жизнедеятельности. Пирамида Маслоу построена по принципу образования и сохранения нормальной функциональности индивида. В её основании лежат:

  1. Физиологические потребности такие, как голод, жажда, сексуальное влечение к противоположному полу и другие. Эта важная ступень, которая обеспечивает поддержание и продолжение жизнедеятельности вида;
  2. Ощущение безопасности. Любое живое существо нуждается в безопасности, в спокойствии, в избавлении от страхов;
  3. Желание быть востребованным, нужным. Это такие чувства, как любовь и принятие другими членами общества;
  4. Потребность в уважении. Стремление быть авторитетом, занять определяющее звено во взаимоотношениях;
  5. Потребность в познании, изучении. Исследование и открытие знаний, получение опыта;
  6. Эстетические потребности. Красота, гармония, порядок;
  7. Потребность в самореализации. Саморазвитие, стремление раскрыть свой потенциал.

Хотя физиология и стоит на первом месте, но она не выступает в качестве определяющего фактора прогресса. Без первых ступеней человек будет не в состоянии достичь последних. Но наивысшие ступени являются единственным путём совершенствования. В конечном итоге, дойдя до верхних ступеней, личность возвращается к основанию, чтобы передать свою генетику. То есть система Маслоу работает в комплексе. Но восхождение к седьмой ступени происходит постепенно.

Ни один элемент системы нельзя отделить от остальных. Предположим, у человека есть деньги. Он богат. Это означает, что его возможности расширены по сравнению с бедным. Он в состоянии себе многое позволить. Другими словами, он способен удовлетворить почти всю цепочку потребностей. И он это делает. Но при этом существует одна проблема: этот богач несчастен. Трата денег почему-то только временно утоляет его необъяснимый голод. И с каждым разом этот промежуток времени становится лишь меньше. Причина заключена в том, что самореализация личности практически полностью отсутствует.

Процесс самореализации

Самое подходящее время открытия и формирования способностей – это детство. С самых ранних лет родители должны проявлять внимание к вопросу выявления и постоянного развития увлечений своих детей. Вначале следует определить то, что больше всего интересует ребёнка. Впоследствии заниматься совершенствованием качеств, присущих этому направлению. Именно юные годы являются наиболее благоприятным периодом для роста творческих амбиций.

Признаки, определяющие верный путь реализации способностей, которые принимают непосредственное участие в самовыражении:

  1. Дело, которым занимается индивид, приносит ему радость;
  2. Занимаясь выбранной деятельностью, человек получает энергии больше, чем отдаёт. Возникает чувство воодушевлённости, свободы;
  3. Выбранное дело полезно не в одностороннем порядке;

Самореализация личности – это стремление человека активно взаимодействовать с обществом посредством проявления индивидуальных способностей.

Самореализация личности — это высшее проявление человеческой деятельности.

Какие трудности возможны при раскрытии потенциала

В действительности, оказывается, довольно непросто найти занятие по душе. Потому что при малейших трудностях имеется тенденция к снижению мотивации. Особенно череда неудач запросто сбивает с толку. Пропадает вера в свои силы, появляются сомнения в правильности своих действий. Но задача реализации в том, чтобы критично оценивать результаты своей работы; принимать и положительные, и отрицательные показатели. Невозможно достичь успеха не имея адекватного представления о разности того, что есть и того, к чему надо прийти.

Конечный результат и проблемы, связанные с ним, находятся в прямо пропорциональной зависимости. Чем большего хочешь добиться, тем большие трудности встретятся на пути. Это объясняется тем, что человек должен соответствовать уровню.

Не стоит бояться проблем. Как правило, они возникают при добровольном согласии. Они имеют место быть, когда человек захотел измениться в лучшую сторону.

Для продвижения вперёд человек должен чётко представлять себе:

  1. Где в настоящий момент времени он находится. То есть, кем является и что имеет;
  2. Кем он хочет стать в итоге;
  3. Какое расстояние между настоящим его положением и будущим;
  4. В какой срок нужно преодолеть это расстояние.

Подавленное настроение, длительное депрессивное состояние, апатичность. Причиной всему этому чаще всего может являться самоугнетение. Заниженная самооценка выступает следствием личной нереализованности. Отсутствие чувства уникальности заставляет усомниться в собственной значимости и даже в смысле существования. Индивид просто существует. Но когда он способен выражать свои эмоции и чувства, то он живёт.

Самореализация – это внедрение личности в социум. И непременно эволюция искусства и постижение своей сущности осуществимо только на седьмой ступени. Удовлетворение своей потребности выразить и проявить чувства не является актом эгоизма. Напротив, это есть двигатель человеческого прогресса, это приближение к самопознанию, к осознанию всего сущего.

И что примечательно, самореализация почти никогда не нацелена на какой-то один вид деятельности. Она сосредоточена везде. Потому что самодостаточность – это обязательный элемент единства субъекта с окружающей средой. Личность желает быть успешной всегда и везде не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Жизненные стратегии

Цели, которые ставит перед собой личность, могут сохраняться, видоизменяться или вовсе отпадать. Эти факты связаны с возрастными изменениями мышления, с изменением статуса; с изменением уровня дохода. Восприняв перемены, составленный план действий самореализации может рухнуть. Например, солидно увеличившийся доход наверняка откроет новые потребности, о которых до этого увеличения не было и мыслей. По мере роста доходности пропорционально будут расти и запросы.

Признаки, характеризующие успешных людей:

  1. Тот, кто достиг своей цели и продолжает достигать новые, отчётливее воспринимает действительность. У него имеется ясное представление о том, что ему ожидать. Здесь в большей степени исключается иллюзорность;
  2. Научившись получать желаемое, человек принимает себя таким, какой есть;
  3. Тот, кто самодостаточен прост и естественен;
  4. Такой человек не одинок;
  5. Личность не обращает внимания на себя, а скорее сосредотачивает его на проблеме, требующую решения;
  6. Такие люди независимы от стечения обстоятельств. Им не страшны удары судьбы, они легче относятся к вещам;
  7. Такие личности богаты новыми идеями, они способны вдохновлять других.

А. Маслоу заключает, что жизнь человека приобретает смысл в случае большего проникновения в самые верхние ступени пирамиды. Самореализация обусловлена именно ими. Большинство современных людей испытывает депрессию, гнетущее душевное состояние из-за того, что остаётся мало времени на себя. Ритм жизни с каждым годом увеличивается. И складывается такая ситуация: работа, дом и дорога между ними.

Какую жизнь многие себе в состоянии представить? В основном наблюдается стандартный сценарий: детство, обучение (общее и специальное), работа, семья. Что остаётся дальше? Обеспечивать свою семью. А потом смерть. И всё повторяется, только уже с детьми. Конечно, все чем-то занимаются помимо работы. Но почти никто не имеет смелости даже предположить другую жизнь. Единицы решаются сделать своё увлечение, своё хобби основой. Многие боятся неизвестности, боятся неудачи, боятся успеха. Потому что сложно не быть как все. Страшно принимать ответственность.

«Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко всё более полной реализации своего существования – так же точно, как жёлудь стремится стать дубом» А. Маслоу.

По этим словам Маслоу понятно, что человек должен мотивировать себя, ставить перед собой задачу и выставлять впереди себя стимул. Трезво оценивать свой пройденный путь, анализировать и искать действенные варианты. Не бояться перемен, проводить эксперименты.

Ведь чтобы понять кто ты, необходимо двигаться, искать то, на что откликнется сердце. Иногда произведённый выбор будет казаться ошибкой. Но если время от времени этот выбор будет возвращаться, звать к себе – это будет знаком призвания. При условии отсутствия лукавства. Недопустимо лгать самому себе. Нужно точно отвечать на вопрос: для чего мне это? И получать чистый ответ. Не следует принимать этот выбор, если в нём присутствует эгоизм. Это должно быть что-то, приносящее пользу. И это обстоятельство и должно быть поводом для желания принять этот выбор.

Самореализация личности есть смысл прогресса, есть явное ощущение жизни.


psiho.guru

Личность и её самореализация — урок. Обществознание, 8 класс.

Формирование личности идёт практически всю жизнь, хотя и с разной интенсивностью. Оно зависит прежде всего от того, в какие социальные отношения вступает человек и сколько их.
Считается, что до \(5\) лет закладывается некий неизменный «фундамент», на котором в течение последующей жизни человека и будет вестись поэтапное «строительство».

 

Определений личности очень много, всё зависит от того, на чём ты хочешь сделать акцент.

Личность — это активный субъект общественных отношений.

 

Личность — система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его интеграции в систему социальных отношений.

 

Личность — отдельный индивид, характеризуемый целостностью, осознанно-волевыми проявлениями.

В общем, определение личности зависит о того, в каком аспекте оно даётся. То есть, понятие личности, скажем, в социологии и общей психологии будет разным.

 

Обрати внимание!

Все определения будут выходить на то, что личность — структура общественная. То есть, стать личностью вне общества нельзя!

Человек, как ты помнишь — существо биосоциальное, а в формировании и дальнейшем развитии личности именно социуму принадлежит ведущая роль.

Обрати внимание на пирамиду потребностей, созданную американским психологом Абрахамом Маслоу:

из пяти групп потребностей человека три группы — потребности социальные.

 

 

Каждая следующая потребность возникает по мере удовлетворения предыдущей. Сразу же после удовлетворения элементарных биологических потребностей у человека возникает необходимость в общении с себе подобными, а в дальнейшем — и в саморазвитии. Вершиной пирамиды потребностей является очень важная личностная составляющая — самореализация личности.

Самореализация — это воплощение задатков человека, его потенциала и талантов через определённую деятельность.

Самореализация личности предполагает постоянное развитие, поэтому люди, уделяющие этому внимание, не останавливаются в развитии, а продолжают идти дальше.

Мы можем выделить несколько разновидностей самореализации:

Личностная — получение одобрения от родственников, друзей и значимых людей.

Творческая — стремление создать что-то новое, необычное, то, что найдёт признание в обществе.

Профессиональная — достижение успеха на работе, чувство востребованности, одобрения и признания со стороны руководства и коллег.

Социальная — по сути, объединяющая все вышеперечисленные. Это ситуация общего успеха у человека, при которой он чувствует себя нужным, значимым, ценным в глазах общества.

Аристотель считал, что путь к счастью лежит через реализацию талантов. А поскольку таланты есть у каждого без исключения человека, то нужно лишь постараться их обнаружить и стремиться развить.

www.yaklass.ru

Что такое самореализация человека? :: SYL.ru

Что такое самореализация? Если выражаться простым языком, то это процесс осознания собственного таланта, способностей и задатков с последующим их воплощением в каком-либо виде деятельности. Или же реализация индивидуального потенциала в жизни. А вообще, это потребность, которая есть у каждого из нас.

Важность самореализации

Она неоспорима. Но почему? Большинство из нас твердо уверены в том, что очень важно найти себя в этой жизни, реализовать свои таланты и возможности, раскрыть потенциал. Однако когда появляется вопрос «почему?», не у всех получается обосновать. Так вот, причин множество, но основные можно сформулировать так:

  • Постепенное развитие самореализации – это возможность познать себя, выявить как положительные, так и отрицательные качества.
  • Самореализация – это путь к нахождению своего собственного смысла жизни.
  • Также это способ, при помощи которого можно найти ту сферу деятельности, в которой себя и свои возможности удастся проявить наиболее полно. И, самое главное, это будет приносить удовольствие.
  • Реализовав себя в какой-либо сфере и начав использовать свои способности и таланты, человек чувствует себя лучше. Он ощущает, что делает нечто полезное, и у него это хорошо получается. Это чувство собственной значимости, и оно служит напоминанием о том, что он проживает жизнь не впустую, а со смыслом.

Выходит, что такое самореализация? Это жизненная необходимость. Способ осознать свое место в жизни и обществе, эффективно использовать собственные задатки, проявить себя в этом мире, чтобы испытать удовлетворение от действительности. Это метод индивидуального роста и самосовершенствования. И даже не нужно говорить о том, насколько ценно ощущение, возникающее, когда человек понимает, что сегодня он снова лучше, чем вчера.

Правильный выбор профессиональной сферы

Каждому из нас по жизни приходится чем-то заниматься. Как минимум потому, что деньги на существование нужны всем.

И на работу большинство людей тратит в среднем половину своей жизни. Поэтому важность профессиональной самореализации очевидна. Работе люди отдают практически все свое время, силы и потенциал. Так что надо выбирать сферу, соответствующую следующим критериям:

  • Деятельность должна нравиться, быть интересной и приносить удовольствие. Слова, возможно, заезженные, но каждому стоит задуматься, когда он стоит перед выбором: готов ли он лет 40 изо дня в день тратить по 8-10 часов на скучное, неприятное и рутинное дело?
  • Деятельность должна быть перспективной. Хотя бы в индивидуальном плане, непосредственно для человека. Говорят, что богатым или успешным можно стать, занимаясь любым делом, если «гореть» им.
  • Деятельность должна быть такой, чтобы человек, занимаясь ею, не деградировал и не стоял на месте, а развивал в ее рамках свое мышление и способности, совершенствовал способности и умения.
  • Работа должна быть по плечу. В идеале – не забирать все силы, оставлять время и ресурсы. А если человек и будет отдаваться ей полностью, то это должно быть в удовольствие и приносить удовлетворение.

Карьерный рост

Если задуматься, то данное понятие напрямую связано с профессиональной самореализацией. Что такое карьерный рост? Это продвижение человека по служебной лестнице, которое подразумевает:

  • Достижение более высокого должностного статуса.
  • Увеличение зарплаты.
  • Получение более интересных, содержательных и адекватных по отношению к профессиональным навыкам заданий.
  • Развитие способностей.
  • Личностный рост и удовлетворение от самореализации.

Тут все просто. Когда человека повышают в должности, он понимает, что чего-то стоит. Осознает, что осуществляемая им деятельность ценится и приносит пользу. И это не только приносит удовлетворение, а еще и мотивирует на дальнейшее самосовершенствование и более активный труд.

Личностный рост

Рассказывая о том, что такое самореализация, нужно отметить и это понятие. Оно подразумевает процесс личностного становления и совершенствования человека. Считается, что рост происходит, когда:

  • У человека расширяется круг интересов. Чем больше увлечений, тем насыщеннее наполнение жизни. Это своеобразные стимулы.
  • Человек ощущает свою внутреннюю свободу, чувствует себя независимым и является таковым.
  • Индивид постоянно пребывает в стабильном состоянии внутренней гармонии.
  • Человек совершенствует свое умение анализировать (отличать одно от другого) и синтезировать (видеть связи явлений и событий).
  • Он начинает понимать и принимать людей такими, какими они являются, осваивает умение прощать. В том числе проявляет все перечисленное по отношению к себе. Какое отношение это имеет к самореализации? Прямое. Нередко люди, засматриваясь на других успешных личностей, завистливо думают: «Эх, мне бы такие способности и возможности, как у них». А не нужно на этом заострять внимание. Каждый из нас такой, какой он есть. И нужно ориентироваться лишь на себя и на свои собственные возможности и таланты.

С учетом всего перечисленного, человек уверенно идет по пути самореализации личности. У него нет внутренних метаний, сомнений и необоснованных страхов. Он не винит ни в чем других людей, предпочитает действие словам. И делает все во имя собственного прогресса.

Главный вопрос: кем я хочу стать?

Ответ на него – это и есть первый шаг к самореализации личности. Все зависит от наших желаний. Поэтому в первую очередь человек должен решить, кем он хочет видеть себя в дальнейшем. И не подходят абстрактные ответы вроде «успешным и богатым», «счастливым и беззаботным». Это характеристика итогового образа.

Речь идет о том самом случае, когда нужно начинать с конца. То есть определить итоговый результат и, ориентируясь на него, подбирать соответствующие пути достижения. Говоря иными словами, человек начинает вырабатывать и планировать свою жизненную стратегию, общую устремленность.

О стратегии

Чтобы было проще, можно подразделить ее на три составляющие:

  1. Стратегия жизненного благополучия. Направлена на достижение благоприятных условий для жизни.
  2. Стратегия успешности. Заключается в стремлении к покорению вершин или профессиональному росту.
  3. Стратегия жизненной реализации. Выражается в стремлении по максимуму развить свои индивидуальные способности в тех или иных видах деятельности.

Как правило, следование этим трем стратегиям приводит к налаживанию внутренней гармонии и другим приятным последствиям, перечисленным ранее.

Творчество

Нельзя не затронуть и эту сферу в рамках темы о том, что такое самореализация. Творческий процесс – неотъемлемая жизненная составляющая каждого из нас. Ведь это эволюционно образовавшийся механизм проявления человеческих субъективных возможностей.

Так что с определенной точки зрения творческая реализация присутствует в жизни каждого из нас. Все определяет подход к той или иной проблеме, задаче, умение привносить что-то новое и уникальное, даже если речь идет о повседневной рутине. Человек реализует свои мысли, идеи, фантазию. Они могут даже казаться мелкими и незначительными, но в любом случае определенную долю удовлетворения и «плюс» к развитию мышления индивид получит.

К тому же через творчество человек приобретает новые приемы деятельности и ценные знания. А это влияет в итоге на формирование эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающей действительности.

Социальная самореализация

Она направлена на достижение успешности в сфере межличностных отношений и общества. Основывается на личных целях человека. Решив реализовать себя в социуме, он начинает двигаться в сторону достижения такого статуса, который кажется идеальным именно для него.

Нередко этот путь тесно связан с освоением социальной роли, которая также является и профессией. А их перечень очень широк. Сюда можно отнести сферу педагогики, психологии, медицины, медиа, юриспруденции.

Человек, осваивая определенную профессию, соответствующую его идеалам, в дальнейшем пытается через свою уже профильную деятельность реализовать какие-то социальные стремления и взгляды, донести их до других.

Хотя связано это может быть и не с профессией. Некоторые, например, находят себя в построении крепкой счастливой семьи и отдаются этому полностью. Другие же реализуют потребность в самореализации, становясь отшельниками и уезжая искать свое счастье в какой-нибудь таежный лес. Каждый выбирает то, что ему по душе.

Условия

О них хотелось бы сказать напоследок. Говорят, что два главных условия самореализации – это наличие воспитания и образования. Они являются своеобразными направляющими на пути самосовершенствования и поиска себя.

Это так, но не совсем. Намного более важным является наличие у человека способности к самостоятельному мышлению. Потому что иногда в рамках воспитания и образовательных процессов может произойти навязывание взглядов, ценностей, приоритетов, мировоззрений. Ведь в социальной общности так принято – вкладывать в сознание индивида определенные шаблоны, нормы, эталоны, нравственно-ценностные ориентиры, которые, к сожалению, зачастую стереотипны.

Безусловно, ознакомление с ними – это тоже опыт и источник знаний, сравнений. Но человек должен мыслить самостоятельно. Уметь рассуждать, вникать в те или иные жизненные темы, ситуации, проблемы. Видеть не поверхностно, смотреть с разных ракурсов, замечать все стороны. Потому что самореализация – это процесс воплощения своего потенциала в собственной жизни ради личного блага и удовлетворения. И достичь его можно, лишь ориентируясь на себя и свои ценности, а не на те, которые были навязаны.

www.syl.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о