Самооценка это определение – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Содержание

что это значит, виды, определение, условия ее формирования

Многим известно состояние, когда человек перестает верить в свои силы. Чаще всего такие ощущения возникают при ответственном решении, в общении с начальником, проявляются в виде боязни перед публичными выступлениями. В этот момент главными для личности становятся вопросы: «Получится или нет?», «Смогу я или провалюсь?». По мнению психологов, основная причина такого состояния – низкая самооценка.

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Самооценка личности в психологии

Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках. В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности. При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.

Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.

Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства. Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников. Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».

Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше.

Определение и особенности личностной оценки

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий. На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций. Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе.

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты.

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни.

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию. Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам.  Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними. В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными. Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества. Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность. Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники.

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам. К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их.

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

Видео

srazu.pro

самооценка — это… Что такое самооценка?

  • самооценка — самооценка …   Орфографический словарь-справочник

  • самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система… …   Википедия

  • САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности …   Большой Энциклопедический словарь

  • Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, регуляторная, на основе… …   Психологический словарь

  • САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, самооценки, жен. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. «Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку.» Максим Горький. «Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе,… …   Толковый словарь Ушакова

  • САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, и, жен. Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. Трезвая с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • самооценка — сущ., кол во синонимов: 1 • оценка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • САМООЦЕНКА — англ. self rating/ evaluation; нем. Selbsteinschatzung. l. Оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и соц. позиции. 2. Самоуважение, вера в себя, гордость. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА. Оценка самого себя как личности; важный регулятор поведения. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также сопоставления образа реального с образом идеальным (каким человек желает себя видеть) …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • самооценка — (напр. действий оператора в аварийной ситуации на ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN self assessment …   Справочник технического переводчика

  • russian_tajik.academic.ru

    Самооценка в психологии: понятие, виды, характеристика и методы определения. Самооценка в психологии

    В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

    Самооценка: что это?

    Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

    Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

    • Собственный образ . Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
    • Математическая величина . Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
    • Интериоризация . Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
    • Результативность . Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
    • Равнение на идеал . В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.

    Возрастные особенности

    Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

    Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы воспр

    nauet.ru

    Что такое самооценка и от чего она зависит? :: SYL.ru

    Что такое самооценка? Если выражаться кратко, то это представление человека о самом себе. Заглянув в психологические словари, удастся понять, что под данным термином подразумевается еще и определенная ценность, которой индивид наделяет как себя, так и стороны своей личности. В общем, в самом определении ничего сложного. А вот в явлении, которое под ним подразумевается, кроется немало интересного.

    Функции

    Что такое самооценка простыми словами? То, что свойственно каждому человеку без исключения. Личностная характеристика, качество, можно сказать. И у самооценки есть определенные функции. Их три:

    • Регуляторная. Привычка и умение человека оценивать себя дает возможность что-то изменить в своем характере или образе жизни, улучшить, преобразить.
    • Защитная. Человек, знающий, что он собой представляет, является, как правило, относительно стабильной и автономной личностью.
    • Развивающая. Обычно люди, имеющие здоровую самооценку, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Стоит отметить, что обсуждаемое явление очень динамично. Самооценка появляется на основе процессов, осуществляемых сознанием. Они проходят различные этапы. Как следствие, самооценка формируется по ходу становления личности. Значит, в случае с данным явлением отсутствует конечная стадия. Личность развивается постоянно – самооценка, соответственно, тоже. Почему? Потому что представления человека о себе чаще всего с течением жизни меняются. Как и отношение к своей личности. Вслед за этим меняются и оценочные представления.

    Процесс формирования

    Он довольно-таки сложный. Важнейшую роль в формировании самооценки психологи отводят сопоставлению образа реального «Я» с идеальным. То есть с представлением человека о том, каким он хотел бы быть. Считается, что самооценка выше тогда, когда разрыв между этими двумя образами минимальный.

    Еще один важный фактор связан с таким понятием, как интериоризация. Под ним подразумевается формирование внутренних структур психики, происходящее вследствие обретения человеком опыта, осуществления социальной деятельности, становления его развития в целом. Говоря простыми словами, благодаря интериоризации каждый из нас имеет возможность оценивать себя так, как по отношению к нему это делают другие.

    Третий важнейший фактор, играющий роль в формировании самооценки личности – это реальные достижения человека. Как правило, чем у него их больше, тем и мнение о себе выше. Хотя есть исключения, но о них будет рассказано в подробностях.

    Рассказывая о том, что такое самооценка, важно оговориться – данное явление всегда субъективно. Это очень личностное образование. На самооценке отражаются особенности психического мира ее обладателя. Она не всегда объективна, но она и не должна быть таковой.

    Пониженная самооценка: истоки из детства

    Наверняка каждому знакомо данное явление. Низкая самооценка, как и причины ее возникновения, либо идет родом из детства, либо появляется вследствие определенных событий, повлиявших на утрату веры в себя.

    Стоит рассмотреть первый случай. Итак, ребенок появляется на свет, и с этого момента практически все внимание родителей достается ему.

    Но большинство взрослых, к сожалению, воздействуют на детей, руководствуясь стереотипными или ложными воззрениями, ценностями и убеждениями. У них отсутствуют собственные принципы и системы воспитания, они просто не готовы к этому. Как следствие, в родителях начинает появляться неуверенность, ощущение неполноценности, зависимости от чужих мнений и советов. Все это передается ребенку посредством их реакций и поведения. И он тоже в итоге начинает чувствовать себя недостойным, неполноценным и даже бракованным.

    Проблемы в воспитании

    Нередко родители не гнушаются назвать лишний раз ребенка плохим в воспитательных целях, сравнить его с кем-то, сопоставить. Естественно, он начинает верить в то, что он действительно не такой, каким стоило бы быть. Низкая самооценка крепнет. Ребенок и сам начинает сравнивать себя с другими, замечая, что остальные более талантливые, уверенные, умные, сильные, популярные и т. д. В итоге формируется чувство собственной неполноценности и воображаемые дефекты.

    Хорошие родители никогда этого не допустят. Они смягчат критику и направят ее не на малыша, а на его ошибочные действия или поступки, грамотно все разъяснив ему.

    Надо ли говорить о том, что низкая самооценка ребенка формируется еще и из-за игнорирования его потенциала родителями. Многие мамы и папы мечтают, дабы их чадо добилось того, что у них не получилось. И напрочь забывают о том, что это – отдельная личность со своими желаниями. Естественно, ребенку не хочется заниматься тем, чем его заставляют, или он делает это, но плохо, и в итоге вновь становится плохим для родителей.

    Также к низкой самооценке школьника приводят характеры его мамы и папы. Дети, родители которых были слишком властными, заботливыми или потакающими, чаще других вырастают эмоциональными инвалидами без побуждений с уверенностью, твердостью и достоинством принимать жизненные обстоятельства. Они просто плывут по течению.

    Признаки низкой самооценки

    Их можно заметить в процессе общения. Как правило, заниженная самооценка подростка наделяет его следующими качествами, которые «перекочевывают» и во взрослую жизнь:

    • Нерешительность.
    • Неумение реагировать на комплимент и увиливание от похвалы.
    • Притворство.
    • Постоянное чувство жалости к себе, ощущение бессилия.
    • Озабоченность мнением окружающих.
    • Повышенная, даже параноидальная бдительность.
    • Нежелание/неумение стоять на своем, зачастую отсутствие личного мнения. Такие люди, как правило, не способны отказывать.
    • Привычка униженно просить даже чего-то совершенно обычного.
    • Повышенная ранимость.
    • Отсутствие высоких целей или каких-либо стремлений в принципе.
    • Постоянное сравнивание себя с кем-то другим.
    • Отказ самому себе в радостях и удовольствиях.

    Даже по внешним признакам можно определить, что у человека заниженная самооценка. Как правило, таким людям свойственна скованность движений, сутулость, «закрытые» позы, отведение взгляда, тихая и неуверенная манера речи.

    Влияние внешности

    Его тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое самооценка. Внешность играет важнейшую роль в ее формировании. И идет это, опять-таки, из детства. Потому что дети в школах дразнят всех и каждого, придумывая обидные клички и задевая недостатки того, кого хочется обидеть. Одни за себя постоять могут, а другие начинают ненавидеть свои внешние данные. И медленно, но верно эта нелюбовь перекочевывает в более старший возраст.

    Говорят, что надо любить себя таким, каким ты являешься, и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Да, все верно. Но есть то, что исправить нельзя. И остается лишь смириться, назвав это своей изюминкой (что чаще всего, кстати, так и есть). А есть недостатки, от которых себя можно избавить. И делать это стоит исключительно с любовью к себе.

    Например, одна из частых проблем – лишний вес. С ним можно справиться! Наладить режим, заняться спортом. Будет тяжело, но итоговый результат окажется стоящим всех трудов. К тому же самооценка повысится не только за счет приобретенной привлекательности. Ведь человек осознает, что результата он добился сам, своими силами, упорно идя к цели – а значит, он способен на многое.

    Завышенная самооценка: причины

    Полностью противоположна описанному ранее явлению. Под данным термином подразумевается переоценка человеком собственного потенциала.

    Безусловно, тут больше плюсов, чем в предыдущем случае. Высокая самооценка наделяет человека уверенностью в себе. Но если вдруг он терпит неудачу или неуспех, то его поглощает депрессивное состояние. Ведь человек считал себя лучшим – а такие, как он, побеждают всегда.

    Откуда же берется «корона на голове»? Опять-таки из детства. Чаще всего непомерное ЧСВ свойственно людям, которые были либо первенцами, либо единственными детьми в семье. С детства они чувствуют себя в центре внимания и понимают, что им подвластно подчинить интересы каждого члена семьи.

    Завышенная самооценка женщины обычно связана с ее внешней привлекательностью или же с нуждой существовать в мужском мире и добиваться в нем своего «места под солнцем».

    У мужчин ЧСВ, как правило, проявляется в неадекватной форме. Те, у кого самооценка сильно завышена, по жизни и беспричинно уверены в своей субъективной правоте, чего бы ни касалась тема.

    Признаки завышенной самооценки

    Они исчисляются десятками. Но вот какие из них относятся к основным:

    • Убежденность в собственной правоте, категоричность к противоположным мнениям. Такой человек даже не то что слушать их не будет, он не примет самого факта их существования.
    • Оставление последнего слова за собой. По его мнению, именно он должен делать выводы и решать, как действовать дальше.
    • Неумение просить прощения. Более того, люди с завышенной самооценкой и уверенностью в себе считают, что им не за что извиняться, даже когда они действительно виноваты.
    • Привычка винить в своих бедах других людей или обстоятельства. За успехи же, напротив, он благодарит только себя.
    • Постоянное соревнование с другими за право называться лучшим. Иногда даже доходит до абсурда.
    • Стремление быть совершенным и не допускать ошибок.
    • Привычка высказывать свое мнение, даже если им никто не интересовался. Он уверен, что его мысли и точку зрения хотят знать все.
    • Пренебрежительное отношение к критике. Он воспринимает ее как проявление неуважения.
    • Неадекватное расценивание собственных сил. Такой человек не просчитывает риски – он всегда берется за трудные дела.
    • Постоянное употребление местоимения «я», а также производных – «мне», «у меня», «себя» и т. д.
    • Эгоцентризм.
    • Склонность перебивать и прерывать собеседника, так как такой человек предпочитает не слушать, а говорить.
    • Высокомерный, нередко раздражительный тон. Этот человек не просит – он приказывает. А такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», ему и вовсе незнакомы.

    В общем, ключевая особенность завышенной самооценки личности – это надменное и высокомерное поведение. Оно бросается в глаза сразу, его ни с чем не спутать.

    Адекватная самооценка

    Это золотая середина между двумя перечисленными явлениями. Она не завышена и не занижена – адекватная самооценка просто объективна.

    Люди, которым она свойственна, реально оценивают свои возможности и силы по отношению к делу, стоящему перед ними. Они не ставят недостижимых целей, не рассчитывают на что-то несбыточное и нереальное. Эти люди – реалисты, трезво смотрящие на вещи. И данное умение говорит об их зрелости.

    Вообще, о том, что такое самооценка адекватного человека, можно рассказать и другими словами. Это умение объективно осознавать свое место в мире и себя самого. Способность найти некий баланс. Такие люди знают о своих достоинствах, но себя не обманывают – им известны и их недостатки. Они знают, когда совершают хорошие и плохие поступки, когда могут рассчитывать на одобрение или заслуживать наказания.

    Эти люди не ругают и не порицают себя. Они лишь исправляют свои недостатки и пытаются стать лучше. Им не свойственна зависть – таким людям легко порадоваться за других и почерпнуть из их успеха что-то полезное лично для себя.

    От чего зависит самооценка

    Факторов множество, и среди них – не только воспитание и родители, занимавшиеся им. Считается, что формирование самооценки также напрямую зависит от:

    • Статуса. Если в иерархии окружающих людей человек находится высоко, то и оценивать он себя будет соответствующе. С этим сложно поспорить – очень редко у детей из влиятельных семей наблюдаются проблемы в данном смысле.
    • Внушения. Если человеку постоянно говорят, что он какой-то не такой, то он и сам в это начинает верить.
    • Успешность. Нередко она определяет самооценку. И это логично. Как у человека с собственным бизнесом, любящей второй половинкой и всевозможными благами, которых он добился сам, может быть заниженная самооценка?
    • Привычки и стереотипы. Если человек привык воспринимать себя как неудачника, которым он когда-то был, то есть вероятность, что его мнение не изменится даже в случае успеха. Перестроиться удается не у каждого, да и то не сразу.
    • Телесный корсет уверенности. Говорят: «Хочешь быть успешным? Веди себя как успешный». Гордая осанка, уверенный тон, властная походка, твердый взгляд – создав себе хотя бы образ человека с хорошей жизнью и самооценкой, таковым в итоге можно стать и на самом деле.
    • Физическое состояние. У кого самооценка будет лучше – у позитивного, бодрого, крепкого и привлекательного человека или у уставшей, вялой и неухоженной особы?
    • Отношение к самому себе. Самокопания – непростое явление. Если человек сам себя за что-то не любит и проклинает каждый день, то и самооценка у него будет соответствующая.
    • Вера в себя. На самом деле немаловажную роль играет убежденность в успехе. Это отличное подспорье для хорошей самооценки.

    Последний фактор можно отметить отдельно. Это личный выбор. Самооценка человека зависит от массы факторов, но в итоге именно он решает, нужно с ней что-то делать или нет.

    www.syl.ru

    Адекватная самооценка — это… Что такое Адекватная самооценка?

    
    Адекватная самооценка
    — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

    Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

    • Аддиктивное поведение
    • Аккомодация

    Смотреть что такое «Адекватная самооценка» в других словарях:

    • адекватная самооценка — adekvati savivertė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Savęs vertinimas, kai žmogaus pretenzijos atitinka jo galimybes, kai nėra atotrūkio tarp realiojo ir idealiojo Aš. atitikmenys: angl. adequate self estimation vok. adäquate… …   Sporto terminų žodynas

    • самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Самооценка Адекватная (Insight) — (в психологии) самопознание. Данный термин применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем; отсутствие адекватной самооценки у человека является одним из симптомов психоза. Этот термин также …   Медицинские термины

    • САМООЦЕНКА АДЕКВАТНАЯ — (insight) (в психологии) самопознание. Данный термин применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем; отсутствие адекватной самооценки у человека является одним из симптомов психоза. Этот… …   Толковый словарь по медицине

    • САМООЦЕНКА — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравств. качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Самооценка —     элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими,… …   Педагогический терминологический словарь

    • САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя. В зависимости от реальности самооценки различают три ее разновидности: 1) адекватная, соответствующая действительным способностям, возможностям человека 2) завышенная – человек переоценивает себя 3) заниженная –… …   Большой экономический словарь

    • Защищенность психологическая — относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • защищенность психологическая — относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств …   Большая психологическая энциклопедия

    • Самопознание — Самопознание  это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и… …   Википедия

    psihologiya_cheloveka.academic.ru

    САМООЦЕНКА это что такое САМООЦЕНКА: определение — Философия.НЭС

    САМООЦЕНКА

    нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к С. формируется в человеке в процессе его нравственного воспитания, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, к-рые вырабатываются об-вом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в акте С. человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а от лица об-ва (класса, коллектива), к к-рому он принадлежит и субъективно относит себя. Благодаря способности к С. человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя (Самоконтроль, Самовоспитание). С. была выдвинута на первый план буржуазной моралью как одно из требований принципа «автономии личности» (Индивидуализм). Однако в действительности С., выражая сознательное отношение личности к самой себе как к члену об-ва, связана со всей системой общественных отношений и нравственного воспитания.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь по этике

    САМООЦЕНКА

    оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств м места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка имеет важное отличие от самонаблюдения (интроспекции). Она тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр.Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

    Оцените определение:

    Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

    terme.ru

    22. Самооценка и ее виды

    Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает их. Видит ли он свои достоинства и недостатки в реальном свете — это зависит от самооценки.

    • Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.

    • Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.

    • Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).

    • Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

    23. особенности каждого типа темперамента

    Холерики

    Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Рассмотрим для начала плюсы

    Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации. Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит. За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия. Холерики любят спорить, доказывать свою правоту. Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице. Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены. Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают. Засыпает и просыпается такой человек быстро.

    Недостатки холерического темперамента

    Быстрота холерика нередко перетекает в торопливость. Движения резкие, порывистые, нередко неуравновешенные и несдержанные. Холерикам явно не хватает терпения. Прямолинейность иногда может играть и свою негативную роль. На высказывания холериков люди очень часто обижаются. Личности с данным типом темперамента нередко провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Холерики привыкли работать рывками. Резкий подъем сменяется спадом деятельности. И так по кругу. Это люди, которые не боятся рисковать. Именно поэтому они нередко оказываются в неудобных ситуациях. Холерики поверхностны. Они не любят вникать в суть проблемы. Склонны к переменам настроения. Такие люди не терпят промахи других

    Флегматик

    Достоинства, позитивные стороны флегматиков

    В первую очередь это спокойные, рассудительные и уравновешенные люди. У них есть выдержка в любой, даже конфликтной и спорной ситуации. Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения. Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают. В работе придерживаются системности, не любят отступать от порядка. Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Это чаще всего однолюбы. Чувства их глубоки, но тщательно скрыты от окружающих глаз. Это надежные, незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя

    Негативные стороны флегматиков

    Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства. Такие люди малоэмоциональны. Порой невозможно понять, что именно творится в их душе. Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми. Стоит отметить, что в жизни флегматиков довольно много шаблонов и стереотипов, которым они неукоснительно следуют.

    Сангвиник

    + Настроение их преимущественно хорошее. Но может резко меняться. Все чувства у таких людей возникают очень быстро. Однако не отличаются глубиной. Неприятности, неудачи переживают без особых проблем, достаточно легко. Выносливость и работоспособность находятся на высоком уровне. Без проблем заводят новые знакомства. В общении с новыми людьми не испытывают дискомфорта, неудобств, страха. Такие люди даже в самых сложных ситуациях сдерживают свои эмоции. У них отличное чувство самообладания. Речь громкая, торопливая, при этом отчетливая. Мимика и жесты яркие, выраженные. Это хорошие организаторы. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения.

    Склонны не доводить дела до конца. Однако это справедливо только в том случае, если интерес к деятельности утрачен. Сангвиники не приемлют однообразной работы. Такие люди нередко переоценивают себя и свои возможности. Это люди, которые быстро меняют увлечения. Это касается как интересов, так и личной жизни. В решениях такие личности могут быть поспешными, опрометчивыми. Настроение сангвиников неустойчивое и склонное к переменам.

    Меланхолик

    + Меланхолики чувствительны. Однако это может относиться также и к недостаткам типа темперамента. Такие люди выдвигают к себе завышенные требования, что заставляет их стремиться к лучшему. Они тактичны, сдержанны. Меланхолики отлично чувствуют других людей, их настроение. Эмоции таких людей сильные, глубокие, яркие, постоянные. Работают спокойно и продуктивно. Однако исключительно в привычной для себя обстановке.

    Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие люди очень тяжело переносят обиды, если огорчаются, то надолго. Меланхолики в большинстве случаев застенчивые, стеснительные, не склонные к общению личности. Это люди, которые редко смеются. В основном они пессимистично настроены. Не любят ничего нового, долго адаптируются в новом коллективе. Изменения для них – это что-то ужасное, трудное. В работе им надо делать паузы, так как они склонны к быстрому утомлению. Речь их тихая, слабая. Мимика и жесты практически отсутствуют. Это слезливые, плаксивые люди. В большинстве случаев меланхолики боязливы, тревожны и замкнуты. В сложные моменты такие люди склонны теряться, они нередко опускают руки перед препятствиями, не стараясь их обойти или же убрать с пути

    studfile.net

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *