Когда формируется личность – .

Содержание

Когда и как формируется личность ребенка. Одно из мнений

Формирование личности ребёнка

Родители всегда желают детям только лучшего. Мы стремимся дать всё, чего не было у нас. Стараемся создать лучшие условия для развития. Прикладываем усилия, чтоб из нашего чада получился достойный человек. Каждая мама прочла горы литературы, пытаясь найти идеальный рецепт воспитания ребёнка. Предлагаю посмотреть на процесс воспитания под ещё одним углом. Возможно, это поможет разложить все те знания, которые уже у вас есть, по полочкам.

За последнее время пришлось столкнуться с разными точками зрения. Познакомлю вас с несколькими мнениями:

  • личность закладывается в первые три
  • пять лет жизни;
  • это происходит в первые месяцы;
  • это происходит во время рождения;
  • всё закладывается ещё в утробе;
  • определяющий фактор — момент зачатия;
  • всё определяет генетика;
  • всё определяет семья;
  • всё определяет общество и т. д.

Скажу сразу: каждая из вышеперечисленных теорий имеет место быть и отражает действительность.

Воспитание детей

Если мы посмотрим на развитие личности с точки зрения тонкого тела, а именно чакральной системы, то увидим: развитие происходит по спирали. Человек регулярно проходит через каждую чакру, вынося тот или иной урок. Каждый раз виток всё выше, но чакры те же. В рамках этой статьи не будем разбирать чакры: это здесь не так уж и важно. Упомянул о них, только чтобы показать, откуда столько мнений о том, в какой период происходит формирование.

Самые продвинутые исследователи сходятся во мнении, что человеческая личность формируется в самом начале. Но вот начало всё время ускользает. Каждый раз появляется то, что было ещё раньше.

Современная наука ограничена отсутствием в ней такой переменной, как реинкарнация. Если бы учёные мужи включили в свои расчёты этот фактор, многие вещи встали бы на место.

Теперь давайте внесём эту переменную и посмотрим, что получится.

Если учесть процесс реинкарнации и эффект кармы, то мы получим ответ на вопрос: «Почему люди такие разные, и почему дети в одной семье имеют такие разные судьбы?»

Как говорят ведические писания, душа, согласно деяниям прошлой жизни, двигается в следующую.

Реинкарнация

Если перевести на бытовой язык, представьте, что вам нужно попасть из точки А в точку Б. Можно идти пешком, на машине, на самолёте, эконом- или бизнес-классом. Каждый человек выберет тот вариант, что ему по карману. А вот размер кармана обусловлен прошлыми усилиями.

Вот тут мы подошли к самому интересному: что же нам делать с этой информацией? С одной стороны, получается, нет смысла воспитывать ребёнка, формировать его, так как всё уже определено его прошлым. Отчасти это так, об этом стоит подумать тем родителям, что поставили себе цель сделать из своего чада юриста, артиста, архитектора или другую свою несбывшуюся или сбывшуюся мечту. Действительно, на карму, формировавшуюся бесконечное количество жизней, повлиять очень сложно. Наша жизнь практически прописана по минутам.

Это только одна сторона, а есть и другая.

Человек не властен над кармой другого человека, его судьбой или личностью. Зато мы властны над собой. Наши дети приходят со сформированной кармой родиться и воспитываться у определённых родителей. Здесь под понятием «определённые родители» я имею в виду уровень и качество энергии.

Именно согласно нашему потенциалу к нам приходят те или иные души. Мудрые говорят: есть смысл сначала заняться своей энергией, своим миропониманием. Разобраться в том, что временно, а что постоянно. Тогда больше возможности притянуть осознанную душу. Такой ребёнок и сам станет подарком, и поможет родителям на пути саморазвития.

Формирование личности ребенка

Смотря на детей практиков, я вижу, как сильно отличаются их дети. Отличия, как правило, в осознанности. В более глубоком понимании мира и, как результат, более осознанной жизни.

Многие в этом месте могут задаться вопросом: «А что делать мне, если дети уже есть, а о карме, реинкарнации я узнал или узнала только сейчас?»

Ответ на этот вопрос есть: заниматься своей энергией. Вы не измените ту карму, что есть у вашего ребёнка, но ведь вы не знаете, какая она. Если вы сейчас встанете на путь саморазвития, измените свою энергию, это будет означать, что к вам пришла та душа, родители которой должны были встать на путь.

Мы не властны над судьбами других, мы не можем заставить ребёнка прожить ту жизнь, которую считаем верной, да и в разные этапы жизни верным мы считаем разное. А вот то, что мы действительно можем, — это изменить свою энергию. Именно уровень и качество нашей энергии определяет действительность, в которой мы находимся. Но это уже совсем другая история.

Отвечу на вопрос, заданный в заголовке.

Когда формируется личность ребёнка? – В прошлых жизнях.

Как формируется личность ребёнка? – Это происходит под воздействием тех поступков, которые человек совершает в прошлом.

Любое прошлое — это наше настоящее; формируйте будущее своё и своих детей уже сегодня.

Автор статьи Денис Малинов.

Формирование личности ребенка

www.oum.ru

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Время чтения 8 минут

Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.

<<Оглавление>>

формирование личности изображение

Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.

В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?

На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.

формирование личности фото

Наследственность, или биологическое в человеке

Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.

Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.

Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.

Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».

Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.

как развивать свою личность картинка

Окружающая среда

На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).

В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.

Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?

Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.

обучение ребенка фото

Обучение ребенка взрослыми

Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.

Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.

Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.

Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.

формирование личности изображение

Собственный опыт

Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.

Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).

Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год.

Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.

Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.

как развивать свою личность картинка

Привязанность – еще одно условие развития

Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.

Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.

Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.

Программа привязанности – это важнейший фактор, что влияет на развитие личности в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.

становление личности фото

Вывод

На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.

Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».

salid.ru

понятие, фазы развития, факторы влияния на развитие, значение и ошибки родителей в формировании личности.

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищенно. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

psylogik.ru

Как и когда формируется личность ребенка?: stranniksenya — LiveJournal

Участие в развитии ребенка — основная функция семьи.

Столетиями ведутся споры, проводятся психологические исследования, пишутся научные труды об этом. В семье дети, рожденные в разных социальных условиях, с разным генетическим кодом и испытавшие за период жизненного пути от младенца до юности неповторимое эмоциональное и физическое воздействие, формируются во взрослую личность.

Каждый человек неповторим. Чем более осознанно родители подходят к воспитанию своего ребенка, тем легче будет проходить процесс адаптации нового индивида в обществе.

Семья воспитывает. Выстраивая отношения с новорожденным, родители общаются на уровне визуальной мимики, звуковых сигналов, телесных прикосновений, то есть методом невербального общения. Маленький человек откликается, реагирует на подаваемые сигналы. Нежное, ласковое отношение любящей матери формирует в сознании младенца чувства безмятежности. Спокойный и рассудительный отец дает возможность чувствовать защищенность и уверенность.

И наоборот, дети, растущие в трудных условиях, быстро взрослеют, но теряют свое детство. У них граничат между собой отстраненная замкнутость и тонкая чувствительность, трудность адаптации к новым условиям и недоверие к окружающим, одновременно жесткость и беззащитность.

Детство, отрочество, юность – время, когда формируется ребенок как личность.

В грудном возрасте ребенок усваивает те настроения, которые потом концентрируются и проявляются во взрослых людях. Эмоциональная атмосфера в семье формирует будущее психическое здоровье младенца. Общение с родителями ребенку не заменят игрушки и животные. Развитие детей зависит от их окружения, родителей, попечителей, опекунов. Формирование физического здоровья, духовного, нравственного развития — это воспитательный труд отца и матери, родственников, педагогов.

Чтобы воспитать человека, нужно общаться с ним, как с равным, уважать его мнение, видеть личность. Независимо от возраста ребенка, надо всегда спрашивать, что он думает, чувствует, что ему нравится. Помнить, что он не только продолжение своих родителей, но и будущий достойный член общества.

Сознание ребенка начинает развиваться в возрасте до года, когда он просыпается, чтобы удовлетворить свои земные потребности. Путем сравнения удобства положения, холода и жары, сухости и влажности, засыпания при покачивании или на руках у матери, и начинают проявляться первые элементы осознания бытия. Постоянные поглаживания, прикосновения к частям тела дают ребенку возможность сформировать в мозгу определенную схему своего тела. Уже со второго года жизни сознание ребенка связано с образами и мышлением, работой речи. В полтора года он начинает различать людей. По мере общения со сверстниками и близкими людьми формируется сознание собственного «Я».

Индивидуальное сознание укрепляется в период расширения круга общения. В школьном возрасте, с шести до семнадцати лет, каждый имеет возможность расширить свое информационное поле. Адаптируясь в социуме, находясь в коллективе сверстников, участвуя в общественных мероприятиях, ребенок вырабатывает социальное сознание. В это же время он формирует свой собственный внутренний мир.

Наступает момент самоутверждения. Ребенок открыто интересуется радостями и проблемами других людей, сопереживает, самостоятельно принимает решения, остро реагирует на несправедливость, старается помочь, исправить ситуацию — одним словом, взрослеет.

Становление личности, формирование окончательного самосознания приходится на возраст от семнадцати до двадцати двух лет. В это время у человека складывается внутренняя целостная модель мира, которая может создавать научное мышление. В этот же период развиваются два «Я»: соматическое состояние развивается в психическое.

Индивидуум получает способность адекватно оценивать и контролировать происходящие события, психические процессы и определять главные задачи. Завершение этого периода называется совершеннолетием. Моральное сознание сформировано: социальные потребности сравниваются с эмоциональным настроением и нравственными чувствами.

stranniksenya.livejournal.com

формирование личности — это… Что такое формирование личности?

     объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

   Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

   Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

   Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

   Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

   Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

   К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

   Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

   Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

   Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

   Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

   1) появляются новые мотивы;

   2) происходит соподчинение мотивов;

   3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

   Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Формирование личности человека — этапы, особенности становления личности

Умение быть собойКаждый человек является личностью. С разных точек зрения и ракурсов восприятия действительности человек может рассматриваться по-разному. Он может быть охарактеризован как единица труда, боеспособная единица, потребитель и так далее. Но в первую очередь человек – это личность.

Родители играют роль в становлении личности ребенкаВозможно, некоторые полагают, что личность человека, его состояние и характер формируются сразу же. То есть, человек еще при рождении уже наделен определенными чертами характера, которые впоследствии развиваются. В пользу такого утверждения адепты данной точки зрения могут привести следующие аргументы: черты родителей формируют будущую личность ребенка, так звезды на небе сошлись, назвали конкретным именем, так решил Господь и так далее.

На самом деле личность человека переживает определенные фазы своего становления. Процесс формирования человеческой личности – сложный и весьма интересный алгоритм создания единой конструкции из различных материалов с использованием самых разных инструментов и рычагов воздействия на общее состояние личностной композиции индивидуума.

Именно об этом и пойдет речь далее. Будут рассмотрены основные этапы формирования личности человека, а также отдельные факторы, влияющие на процесс личностного становления индивида.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Наше мышлениеМожно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов. Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию. Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Формирование личности

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом. Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Опыт

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Зависимость от социумаКонечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий: «социальные планы» или «объективное предбытие».

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума, так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

Действуй активноВ то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим, эмоционально насыщенным.

Этапы

Теперь стоит перейти к описанию имеющихся этапов в формировании личности индивида. Будут рассмотрены главные и существенные фазы становления личности.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Для начала стоит обратиться к разделению по А. Н. Леонтьеву, согласно которому человеческая личность в процессе своего становления переживает два рождения:

  1. Первое рождение личности происходит в период дошкольного возраста индивида. Он знаменуется появлением первых иерархических отношений. В этот период социальные нормы впервые подчиняют себе непосредственное побуждение. Психолог и философ А. Н. Леонтьев приводит пример, который очень хорошо описывает процесс, происходящий в данном случае. Называется это «эффектом горькой конфеты». Ситуация такова: ребенок дошкольного возраста получает следующее задание экспериментатора – взять со стола конфету, но при этом не вставая со стула. Конечно, задание является по сути невыполнимым, но при этом демонстрирует весьма важный момент в процессе формирования личности. Ребенок садится на стул, который находится напротив стола с лежащей на нем конфетой. Экспериментатор на время покидает помещение, но имеет возможность при этом наблюдать за испытуемым удаленно. Ребенок не имеет возможности покинуть свое место, но при этом, когда взрослый выходит из помещения, получает свободу, встает и берет конфету, затем спокойно садится обратно на стул. В этот момент возвращается экспериментатор. Он обязательно хвалит ребенка за проявленное терпение и послушание, а затем предлагает ему в качестве приза конфету. Ребенок, чувствуя свою вину, сразу же отказывается, а потом, после предложений взять призовую конфету, начинУченые провели экспериментает плакать. Взятая им конфета стала для него «горькой». Теперь стоит детально проанализировать ситуацию. Ребенок был помещен в довольно сложную для него ситуацию. Задача и условие ее выполнения создали в детской голове конфликт мотивов. То есть, ребенок одновременно хочет взять конфету со стола (непосредственное побуждение), но в то же время и выполнить указ взрослого (социальный мотив). Когда взрослый вышел из помещения, то непосредственное побуждение взяло верх в этом конфликте мотивов. Но когда экспериментатор вернулся, а затем похвалил и предложил конфету, в сознании ребенка актуализировался социальный мотив. Конфликт мотивов спровоцировал переживание ребенка, что уже свидетельствует о формировании в его мышлении определенных личностных качеств.
  2. Второе рождение личности по А. Н. Леонтьеву происходит уже в подростковом возрасте. На этом этапе человек активно пытается осознать свои мотивы, переосмыслить цели и задачи, а также прикладывает усилия по подчинению и переподчинению мотивов. Второй критерий сформированности личности, который был указан в начале статьи, как раз обозначает склонность индивида к самопознанию и самосовершенствованию. В этот период подросток проявляет высокую активность в обществе, пытаясь в нем реализоваться. Организованные социумом специальные активности все чаще пересекаются с активностью индивида.

Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

Каждый человек уникаленЛ. И. Божович предлагает другую точку зрения на процесс формирования личности индивида. По его мнению, переломные фазы в процессе развития человеческой личности представляют собой кризисы, возникающие на стыке двух возрастов. Анализ этих кризисов позволяет лучше исследовать психологическую сущность процесса личностного формирования. Каждый возраст несет в себе центральное системное новообразование. Такие новообразования возникают в ответ на потребности ребенка. Следует отметить тот факт, что они несут побудительную силу из-за наличия в себе аффективного компонента.

Л. И. Божович выделил следующие основные этапы:

  1. Новорожденный ребенок не может называться личностью и развиваться в этом направлении, поскольку просто не имеет такой возможности. В этот период своей жизни ребенок представляет собой просто организм, имеющий свои обычные биологические потребности;
  2. Уже на втором году жизни у ребенка формируется первое личностное новообразование. Заключается оно в появлении мотивирующих представлений, которые обозначают способность ребенка действовать уже в соответствии с имеющимися у него внутренними побуждениями. Становление на путь формирования личности можно проследить по поведению ребенку в ситуациях, когда делают не так, как он этого хочет. Стремление все делать согласно своим внутренним побуждениям могут вызвать у ребенка протест;Воспитание творческой личности
  3. Кризис трех лет знаменует собой появление у ребенка стремления воздействовать на процессы, происходящие вокруг. В этом возрасте ребенок пытается совершать некоторые действия самостоятельно, что свидетельствует о формировании у него стремления влиять на окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей и желаний;
  4. Третий этап и кризис семи лет характеризуется возникновением у ребенка сознания себя как части общества. Тут ребенок пытается оценить свое место в системе общественных отношений. На этом этапе формирования личности наблюдается становление внутренней позиции ребенка. Также имеет место протест, возникающий в том случае, если ребенок не получает того, чего хочет;
  5. Подростковый возраст является самым насыщенным периодом, влияющим на формирование личности индивида. Подросток погружается в сложный мир переживаний, проходит через «жернова» общества. У него формируется самосознание, появляется сильное стремление к самореализации, самоутверждению и самовоспитанию.

psiho.guru

6 стадий развития взрослого человека

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности — одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

<<Оглавление>>

этапы развития личности

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию — развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

этапы развития личности

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

этапы развития личности

 

Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

этапы развития личности

6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности — этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру — в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают «человека» лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

этапы развития личности

2. Уровень обывателя

Второй уровень — уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа — потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, — начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому «балуют» себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом — причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности — уровень «начальника». При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения — желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня — очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа — духовное совершенствование, саморазвитие.

этапы развития личности

4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом «блаженного». Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства — ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации — это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

этапы развития личности

5. Этап мудреца

Следующий период называют «этап мудреца». Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период — преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение — «мудрый не по годам».

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление — это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее — всего лишь иллюзия. Проявления — успокоение, созерцание жизни, «всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно». Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь — это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни — они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

этапы развития личности

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

salid.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *