Философия пофигизма – Читать онлайн — Мэнсон Марк. Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо

Содержание

Философские основы пофигизма. | Афоризмы. Блоговинегрет для нескучных людей.

Что такое пофигизм.

В чём философские и психологические особенности пофигизма?
Почему в современной психологии и философии такого термина не имеется?

Да потому, что ни один из учёных не изучал этого явления, хотя такая необходимость совершенно актуальна и давно назрела. Даже такой великий саентолог и людовед, как Рон Хаббард, и тот не уделил места в своих исследованиях пофигизму, в частности, он не разместил его на своей «шкале эмоциональных тонов»! Это говорит о крайней ограниченности его «учения».

Все слышали о пофигизме, но к сожалению, как стройная концепция, широкой публике пофигизм неизвестен. Пофигизм — это одна из защитных реакций организма человека на окружающий и внутренний мир. Пофигизм — это наука, религия и психотерапия одновременно. Однако, он не пропагандируется, не проповедуется и не изучается по двум простым причинам: властьимущие в этом не заинтересованы, и второе — всем это пофигу. Поэтому, каждый человек приходит к пофигизму самостоятельно, благо, в каждом человеке пофигизм присутствует от рождения в латентной форме. А что касается пофигизма, как учения, то оно истинно, ибо оно верно. А верно оно потому, что истинно.

Поэт выразил суть пофигизма ёмко и кратко:

Пофигизм — это безмятежная лёгкость бытия. (Теткоракс)


Пофигизм и психология.

Множество людей постоянно мучаются своими проблемами, страстями и желаниями. У большинства из них просто «шило в заднице», так их колбасит, так они крутятся-вертятся в этой жизни, чтобы взобраться повыше, стать побогаче, «взять от жизни всё» и т.д. И постоянно сетуют, что не получают от этой жизни всего, чего заслуживают. Разве они знают, чего они заслуживают? 🙂 И совершенно им невдомёк, что вся эта их никчемная возня — суета сует, тщета и ловля ветра. (См. одноименный пост ➡ Всё — суета сует)

Что же представляет собой пофигизм в психологическом аспекте?

Пофигизм отличен от других психических состояний человека. Более того, он не является комбинацией из других состояний человеческой психики, и введение этого термина в словари, энциклопедии и образовательные курсы давно клюнувшая в зад необходимость.

Пофигизм, вопреки мнению абсолютного большинства современных психологов, не является синонимом таких понятий, как апатия, депрессия (депрессняк), меланхолия, атараксия, абулия, эвтюмия. Пофигист также не есть аналог флегматика/меланхолика, хотя и обладает многими их внешними признаками. Невозмутимость, рассудительность, неторопливость, хладнокровие, спокойствие в острых ситуациях, устойчивые стремления, более-менее постоянное настроение, слабое внешнее выражение эмоций, свойственные флегматику, характерны и для пофигиста. Однако названные черты не являются сутью пофигизма или его причинами. Они всего лишь его следствия.

Пофигизм это не меланхолия, не апатия, и тем более не депрессняк.
К примеру, что такое апатия? Это состояние отрешённости от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, «уход в себя», безразличие. В этом состоянии «ничего не хочется» и «ничто не радует».

Вызывается апатия разными причинами (утратой чего-то значимого, болезнью, фиаско в личной или общественной жизни, «крушением надежд», крайней степенью усталости и пр.)
Следствием являются состояние подавленной воли, отсутствия психических сил для борьбы и прочих активных действий, повышение эмоционального порога, неправильная оценка окружающих событий и неверные реакции на эти события. Человек, что называется, «ломается» и ему становится безразличным, что будет дальше. Он смирился со свой судьбой и полностью подавлен ситуацией.

Разве это портрет пофигиста? Абсолютно нет!

Пофигист всегда контролирует ситуацию, оценивает её адекватно. Но не желает тратить на неё свои силы, время, деньги и другие ресурсы. А может и потратить. «Как карта ляжет.» 🙂 Он сознательно игнорирует мелочные, с его точки зрения, угрозы и обстоятельства. Пофигизм — это сознательный, полностью волевой и управляемый акт. Пофигисту ничего не стоит немедленно перейти из ситуации спокойного созерцания к бешеной активности и обратно. Вопрос в другом. А на фига? На фига это нужно? «На фига?» — это главный вопрос прошлого, настоящего и будущего!

Древние мудрые старцы сказывали:
Вначале был Вопрос. И этот вопрос был: «А на фига?»
Ответом было Слово. А уже после этого Слова было создано всё Сущее.

Следует также вспомнить пророчества, которые проникают к нам из будущего:
Главный вопрос расы Ворлонов — «Кто ты?»
Главный вопрос расы Теней — «Что ты хочешь?»
Главный же вопрос расы Людей — «А на фига?»

Какой из этих вопросов важнее? Конечно, главный из них — это вопрос «А на фига?» И по этому показателю раса людей далеко опередит со временем все остальные разумные существа Вселенной. Это будущее превосходство закладывается именно сейчас. Поэтому, движение пофигистов должно шириться, множиться, укрепляться и вростать в массы аж до самых, до окраин.

Часто можно услышать обвинения пофигистов в равнодушии. Мол, они — безразличные и равнодушные люди! А потому, бойтесь пофигистов:

Бойтесь равнодушных! С их молчаливого согласия совершается всё зло в мире. (Экзюпери)

Это абсолютно неверно! Пофигист не равнодушен. Ему просто всё по фигу! Он может приложить усилия для решения проблемы и пожертвовать многим, а может и не приложить, и не пожертвовать. Априори ему это по фигу, по барабану, фиолетово, не чешет и не колышет. И в этом заключается его основное отличие от чёрствых, равнодушных и безразличных людей, которые имеют изначальную установку не брать на свои плечи ничего и быть подальше от любых проблем. Кроме того, у пофигиста, как правило, аналогичное отношение и к самому себе. Потому что он не рассматривает себя в качестве всемирного пупа, вокруг которого вращается вся Вселенная. Ему по фигу пупы и прочие мелочные людские страстишки. А в этом как раз и есть отличие философа-пофигиста от озабоченного и обуреваемого желаниями человека. У пофигиста желания вторичны.

Пофигизм среди всех эмоций наиболее приближённое к оптимуму психологическое состояние. Он позволяет наиболее адекватно оценить обстановку и принять наиболее правильные решения. В состав производственных и любых других коллективов обязательно должен включаться пофигист, как среднестатистический и наиболее уравновешенный психологический тип.
Пофигист находится в состоянии неустойчивого равновесия. Он — граница раздела между экстравертами и интровертами, эгоистами и альтруистами, энтузиастами и тунеядцами, и т. д. Его деятельность, при достаточной силе воздействия, можно направить в любую сторону. (Конечно, только после того, как он определится зачем это ему нужно. 🙂 После того, как ответит на главный вопрос: «А на фига?») Он как центр тяжести, за который ведут борьбу активисты/энтузиасты, лентяи/тунеядцы и прочие.

Главный клич энтузиастов (это те, у кого шило в заднице): «Давай сделаем!»
Главный клич тунеядцев (это те, у кого зад прирос к дивану): «Не хочу ничего делать!»
Главный клич пофигистов: «А на фига?»

Прежде чем принять чью-то сторону, пофигист решает принципиальный вопрос: нужно делать или не нужно делать? Т. е., решает основную задачу воина-командира: цель — целесообразность — средства. Он и есть командир! Потому что именно он задаётся главным вопросом и решает главный вопрос, на фига всё это нужно. 😎 Он ищет истину и находит её! А поскольку истина ему, в принципе, тоже до лампочки, то он безвозмездно дарит её другим. И этой своей чертой он похож на альтруиста даже более, чем сам альтруист!


Основные постулаты пофигизма.

В пофигизме, также как и в других учениях, существуют свои постулаты-обоснования его сути. Некоторые требуют доказательства, а некоторые принимаются за истину на основании статистики. Вот некоторые из них.

1. Пофигизм — это неприступная башня из слоновой кости. (Теткоракс)

2. Пофигизм — это один из самых верных способов попасть рай. (Теткоракс)
3. Хочешь быть счастливым — будь им. (Козьма Прутков)
4. Всё, в чём мы действительно нуждаемся, или стоит дёшево, или вообще ничего. (Сенека)
(Это взрослая мысль мудрого аксакала, и для её осознания требуется определённый жизненный опыт и интеллектуальное усилие. Многие до самого конца жизни не в состоянии её постигнуть.)
5. Всякая ситуация или решается сама собой, или не решается вообще. Твоё участие в этой ситуации совершенно не является необходимым.
6. Если ты не можешь изменить ситуацию, так к чему из-за этого страдать? Смирись с ней, удались от неё или отбрось её подальше. Не можешь изменить обстоятельства — изменись сам. Как дополнительный психотерапевтический приём, можешь обложить её матом.
7. Если жалуешься на проблему, она удваивается, а если смеёшься над ней, она тебя покидает. Ну, а если пинаешь её в зад, то проблема превращается в благо и развлечение!
8. Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывёт труп твоего врага. (Китайская посл.)
(Это образное выражение, метафора, аналог древнеегипетской пословицы «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Пофигист же не просто сидит на этом берегу и ждёт. Пофигист не суетится, он ложится там спать, сразу делая два полезных для себя дела)
9. Существует только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле. (Эпиктет)
10. На крыльях пофигизма уносится печаль. (Жан Лафонтен о пофигизме)


У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка. (Ларошфуко)

У пофигиста как раз характера для этого хватает!

Следует также отметить, что любой человек доступен для пофигизма, и в любом человеке пофигизм присутствует. Так в чём же тогда разница между пофигистом и другими людьми? Разница — в дозе!

Пофигисты это очень скромная, тихая и незаметная часть общества. Как выглядит демонстрация пофигистов? Они просто спят! 🙂
Быть пофигистом есть правильно и престижно.

Да здравствует великое учение пофигизма!
Под фиолетовым знаменем пофигизма — вперёд, к светлому будущему!

Примечания

1. «Башня из слоновой кости» это латинская аллегория, обозначающая полное погружение человека в свои дела и мысли, его отстранённость от происходящих вокруг него событий. Человек живёт жизнью не окружающего мира, а своей собственной. Окружающий мир для него вторичен. Он так и говорит:
Вселенная — это то, что происходит в моей голове. (Теткоракс)
Именно его голова и есть «башня из слоновой кости».

2. Многие спрашивают «как по научному называется пофигизм?»
Да точно так же! Пофигизм — он и есть пофигизм, как ты его ни крути.

3. По правилам русской орфографии «по фигу», «по фиг», «ни фига», «на фига» пишутся раздельно. Однако, пофигисту пофигу правила русской орфографии. Он пишет так, как ему нравится! :mrgreen:

4. В следующих лекциях читатель может прочесть о формах и степенях пофигизма, о других его постулатах и теоремах, узнать, что такое кривая пофигизма, что говорили об этом явлении философы древности, как извлечь из пофигизма материальную выгоду и многое другое. Читай и осваивай пофигизм из статей:
➡ Философские основы пофигизма. Часть 2.
➡ Фиолетовый период.
➡ Всё — суета сует.
➡ Афоризмы о пофигизме.
➡ Любят ли женщины пофигистов?
➡ Найди свой выход.
➡ Как избавить мужа от пофигизма.

Читатель, не ленись! Комментируй живопись!

Поделись с друзьями

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

xaroktet.wordpress.com

Тонкое искусство пофигизма: 7 правил счастливого человека | ForbesLife

Это сносит крышу. Переведите дух и перечитайте: желать позитивного опыта есть негативный опыт; принять негативный опыт — это позитивный опыт. Философ Алан Уотс назвал это «законом обратного усилия»: чем больше вы стремитесь что-то получить, тем больше комплексуете из-за отсутствия желаемого. Чем отчаяннее вы хотите быть богатым, тем более бедным и недостойным себе кажетесь (сколько бы денег ни зарабатывали). Чем отчаяннее вы хотите быть сексуальным и желанным, тем большим уродом выглядите в собственных глазах (каким бы ни были в реальности). Чем отчаяннее хотите быть счастливым и любимым, тем более одиноким и испуганным становитесь (кто бы вас ни окружал). Чем больше вы хотите быть духовно просветленным, тем более низменным эгоистом делаетесь в попытках обрести просветление.

Не избегайте боли

В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление к позитиву ведет к негативу, и наоборот.

Боль в качалке несет здоровье и приток сил. Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше понять, как добиться успеха. Открытое признание своей неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении. Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам позволяет стать мужественным и стойким.

Кроме шуток. Продолжать перечень можно еще долго, но вы меня поняли. Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт. Любые попытки снять, миновать, задушить и заглушить негатив лишь дадут обратный эффект. Попытка избежать страдания есть форма страдания. Попытка избежать борьбы есть борьба. Отказ признать неудачу есть неудача. Сокрытие постыдного само по себе постыдно.

Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться избежать боли, значит, придавать ей слишком большое значение. И напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не остановить.

Скорее всего, вы такой же, как все. Смиритесь с этим

В нашей культуре принято считать, что мы все призваны к чему-то подлинно необычному. Так говорят знаменитости. Так говорят олигархи. Так говорят политики. Так говорит даже Опра (а значит, так оно и есть). Абсолютно каждый может быть выдающимся. Мы все заслуживаем величия.

Однако большинство людей упускают из виду, что в этом тезисе есть внутреннее противоречие: если все будут выдающимися, то по определению никто не будет выдающимся. Вместо того чтобы задуматься, чего мы на самом деле заслуживаем или не заслуживаем, мы послушно съедаем это вранье и просим еще.

«Середнячок» — классическое определение неудачника. Нет ничего хуже, чем оказаться в середине, в средней части кривой. Когда успех измеряется «необычностью», уж лучше быть в самом низу, чем в середине: во всяком случае ты необычен и заслуживаешь внимания. Многие люди так и поступают: доказывают всем, что они самые несчастные, или самые угнетенные, или самые виктимизированные.

Люди, которые добиваются больших успехов, обязаны своими успехами не вере в свою исключительность

Такой менталитет опасен. Как только вы согласитесь, что стоящей можно назвать лишь подлинно великую и выдающуюся жизнь, вы объявите жизнь большинства людей на Земле (включая свою) бездарной и бесполезной. А это ничего хорошего не сулит ни окружающим, ни вам самому.

Те редкие люди, которые добиваются больших успехов в чем-либо, обязаны своими успехами не вере в свою исключительность. Корни их побед лежат в другом: у них был пунктик насчет совершенствования. Но вдумаемся: почему они хотели сделать лучше? Да потому, что отдавали себе отчет: пока у них не очень получается. Этот настрой диаметрально противоположен вере в собственное величие. Успех может прийти лишь тогда, когда человек поймет: до величия ему далеко, результаты — скромные и посредственные. И есть куда расти.

А треп насчет того, что «каждый человек может стать исключительным и достичь величия», лишь дразнит эго. Звучит хорошо, но в реальности это лишь пустые калории, пресловутый бигмак для души и мозгов: от него только толстеешь и заплываешь жиром.

Выберите правильные ценности

Хорошие ценности: 1) основаны на реальности; 2) социально конструктивны; 3) непосредственны и контролируемы.

Плохие ценности: 1) оторваны от реальности; 2) социально деструктивны; 3) не непосредственны и не кон- тролируемы.

Честность — это хорошая ценность, ибо над ней вы имеете полный контроль, она отражает реальность и по- лезна окружающим (хотя и не всегда приятна). С другой стороны, популярность — плохая ценность. Если вы поставили ее во главу угла, а ваш критерий — «затмить всех на танцевальной вечеринке», многие последующие события окажутся вне вашего контроля: вы не знаете, кто еще из гостей придет и насколько они будут яркими и привлекательными. Кроме того, далеко не факт, что вы правильно оцените ситуацию: возможно, вы будете ощущать себя популярным или непопулярным, тогда как в реальности все наоборот.

Научитесь брать на себя ответственность

Допустим, однажды утром вы проснулись и обнаружили новорожденного младенца у порога своей квартиры. Вашей вины в этом нет: младенца подбросили не вы. А вот ответственность имеется. Надо срочно решать, что делать. И что бы вы ни выбрали — оставить младенца себе, избавиться от него, оставить на пороге или скормить питбулю, — ваш выбор принесет проблемы, и ответственны за эти проблемы будете именно вы.

Мы сплошь и рядом ответственны за ситуации, которые не были нашей виной. Такова жизнь.

Научитесь говорить нет

Умение сказать «нет» — очень важный жизненный навык. Никто не хочет увязнуть в отношениях, которые будут в тягость. Никто не хочет увязнуть в работе, которую терпеть не может и считает глупой. Никто не хочет чувствовать, что вынужден говорить неправду.

Но люди выбирают эти вещи. Все время.

Мы, люди, жаждем честности. Но честность требует умения слышать и говорить «нет». Оно делает наши отношения лучше, а нашу эмоциональную жизнь здоровее.

Вы уже великий

Осознаете вы это или нет. Осознают это другие люди или нет. И не потому, что вы создали приложение для iPhone, или окончили школу на год раньше, или купили роскошную яхту. Как раз в этом нет величия.

Вы великий потому, что перед лицом бесконечного смятения и несомненной смерти вы продолжаете выбирать, до чего вам есть дело, а до чего нет. Уже один этот факт — выбор жизненных ценностей — делает вас прекрасным, делает вас успешным и делает вас любимым. Даже если вы этого не осознаете.

www.forbes.ru

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ

Никто из нас не застрахован от жизненных неурядиц – будь то мелкие семейные ссоры или финансовый крах, обычная простуда или тяжелая болезнь. Каждый из нас по-своему справляется с этими трудностями: кто-то борется до изнеможения, кто-то впадает в депрессию и отчаяние, а кому-то все жизненные перипетии просто по фигу. Или так только кажется?

ПОФИГИЗМ – КОНЦЕПЦИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ НЕ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ О ЧЕМ-ЛИБО

Нет в мире важных вещей, нет смысла добиваться того, что другие считают обязательным и нужным, «заботиться о завтрашнем дне», вникать в то, что происходит вокруг, и докапываться до причины явлений.

Сейчас много спорят на тему: это здоровое психологическое состояние или патологическое? Разумеется, психически здоровому человеку не может быть все безразлично. Только психопат равнодушен к окружающим, происходящим вокруг него событиям и собственному здоровью. Даже законченный эгоист беспокоится о себе любимом, при том что проблемы окружающих его не волнуют. А уж пофигист тем более заботится о собственном здоровье и душевном спокойствии. Но отнюдь не так, как большинство других людей, то есть не суетится, не паникует, не пытается прогнуть мир под себя и не прогибается сам – он философски созерцает происходящее и делает выводы.

На самом деле ими в большей степени используется рационализация – механизм психологической защиты, когда все жизненные ситуации рассматриваются сквозь призму здравого смысла, а это позволяет взглянуть на проблему со стороны.

Таким образом в ситуации, помимо всего отрицательного, легче увидеть положительные моменты. Такие люди проще относятся и к неудачам, и к критике: «Не я первый, не я последний» – думают они и идут дальше по жизни.

КТО СТАНЕТ ПОФИГИСТОМ

Как становятся пофигистами? Это наследственный фактор, результат воспитания или жизненный опыт? Скорее нечто среднее между вторым и третьим.

Отношение к происходящим событиям и стремление брать на себя ответственность за события собственной жизни психологи называют «локусом контроля».

Склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам называют экстернальным, внешним локусом контроля. А людей с внешним локусом контроля, предпочитающих объяснять по следствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами

Такие люди видят причину во внешних факторах и действиях других, они также имеют привычку перекладывать ответственность. Основанием подобного поведения чаще всего является неправильное воспитание, когда за ребенка все решают родители, а от него самого требуется только повиновение. В итоге ребенок привыкает к тому, что он не управляет собственной жизнью, а лишь следует неким внешним требованиям и указаниям.

Поведение, характерное для экстерналов, может привести к состоянию, которое ученые называют «пассивным смирением » или «выученной беспомощностью ». Этот термин ввел исследователь Мартин Селигман. Он полагал, что у людей, склонных к фатализму, легко развивается депрессия, они ведут себя апатично, с пассивным смирением. Кажется, что таким людям «все – все равно»: они подчиняются происходящему, не пытаются спорить и бороться, «плывут по течению». Для больницы, например, такие пациенты очень удобны, и персонал их любит. Они не задают вопросов, не пытаются контролировать происходящее. Но пассивность хороша только для эффективной работы больницы, но никак не для самих людей. Отсюда быстрое угасание и смерть в хосписах.

Иногда таких людей из-за их нежелания прилагать усилия для изменения собственной жизни тоже ошибочно называют пофигистами, однако это не так. В основе отношения экстерналов к жизни лежит лозунг «Я ничего не могу изменить, следовательно ничего не буду делать». А в основе отношения к жизни пофигистов – «Я сделал все что мог, но если ничего не могу изменить – я буду двигаться дальше».

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ТИП

Точно нельзя назвать пофигистом интернала. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя.

Интернальный локус контроля можно назвать зрелой жизненной позицией: интерналы способны как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Они более уверены в себе, их деятельность результативнее. За это их больше любят и уважают, а также за их способность бороться и побеждать. Однако интернальный локус контроля порождает и ряд негативных моментов. Как правило, люди этого типа полагают, что могут контролировать абсолютно все сферы собственной жизни, что далеко не всегда соответствует истине. Интерналы воспринимают неподвластные им события как собственную несостоятельность. Переоценка своих возможностей и влияния приводит к чувствительным по ражениям, а склонность винить себя во всех неудачах может вызвать чувство отчаяния, подавленность и депрессию.

В отличие от экстерналов интерналы постоянно переживают состояние стресса, поскольку каждая неудача для них – маленький кризис. Хорошо, если ситуация поправима, человек может влиять на исход и находит выход из положения. А если нет? В таком случае интернал переживает панику от невозможности что-либо предпринять и в конце концов получает отчаяние и депрессию. Отчаяние является следствием какого-либо сильного негативного влияния на жизнь человека. И он, понимая, что не может контролировать этот негатив, начинает думать, что не способен исправить эту ситуацию, – в результате получает субъективное ощущение безысходности и собственного бессилия.

СТАТЬ ПОФИГИСТОМ

Фатализм приводит к депрессии. Отчаянная борьба – тоже. А истина, то есть пофигизм, как говорится, где-то посередине. Так как же найти ту самую золотую середину?

Существует способ контроля таких эмоций, как отчаяние, страх, уныние. О нем говорится в Библии – это «смирение». Аналогичная идея есть и в буддизме: «Мы в этом мире просто наблюдаем». То есть мировые религии считают, что самый эффективный способ контроля эмоций – смирение.

Выше мы уже говорили, что для экстерналов характерно пассивное смирение, и это поведение не имеет ничего общего с пофигизмом.

На самом деле существует два вида смирения: активное и пассивное. Пассивное смирение сводится к тому, что надо успокоиться и «не гоняться за журавлем в небе», если есть «синица в руках». А активное смирение – это временное успокоение, которое нужно только для перераспределения наших сил перед новым наступлением на проблему. По сути, активное смирение и есть тот самый «здоровый пофигизм», который позволяет человеку достичь душевного равновесия и одновременно с этим – успеха.

Таким образом, активное смирение предполагает четкое понимание, что существуют ситуации, в которых человек не может ничего изменить, и такие ситуации нужно принимать спокойно, как данность, не растрачивая напрасно силы и нервы. Есть же ситуации, в которых необходимо действовать, но если результат ваших действий не соответствует в итоге вашим ожиданиям – нужно опять же принимать это спокойно, как данность, и двигаться дальше. То есть смирить себя в хорошем смысле означает поступать таким образом даже тогда, когда есть силы сопротивляться, но в этом нет смысла.

Люди, способные к активному смирению, практикуют его даже в несерьезных делах в обычной жизни. Они предпочитают не использовать свою силу воли беспричинно, в любой мелочи, поскольку знают, что это в итоге может привести их к поражению. Надо быть активным, когда пришло время быть активным, и становиться пассивным, когда обстоятельства требуют пассивности. Это и есть тот самый «здоровый пофигизм», именно таким образом достигается успех в жизни!

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна Камелина, психолог
ЭНЕРГИЯ НЕЗАВЕРШЕННЫХ ДЕЛ

Мне кажется, что здоровый пофигизм от патологического отличает уровень осознанности человека. Осознавание – это понимание происходящего, принятие всех переживаний, связанных с ситуацией, и осмысленное решение «отпустить» ее или активно действовать.

ЗДОРОВЫЙ ПОФИГИЗМ

Зрелая личность не избегает трудностей. Даже если такой человек принимает решение не действовать, он все же переживает свой опыт, встречаясь в душе со своей беспомощностью, неизбежностью происходящего, болью утраты, страхом, и остается внутренне спокойным, мудрым и честным с самим собой.

НЕЗДОРОВЫЙ ПОФИГИЗМ

Когда человек отказывается пережить какой-то опыт до конца, обесценивая и игнорируя события, то внутри него, несомненно, возникнет энергия незавершенных дел. Такие люди поверхностны, инфантильны, они избегают «неприятных» чувств и некомфортных состояний, останавливая себя в личностном развитии.

ОТЧАЯНИЕ – ЭТО ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВЕДОМО ПОФИГИСТАМ

А ведь отчаяние – тяжкий грех в русском православии. Христиане считают, что отчаявшийся человек перестает быть творцом своего будущего. Отчаяние парализует волю. По мнению историка профессора Ф. Зелинского, «отчаяние – это интеллектуальная смерть». Человек перестает рассуждать логически и видит перед собой только безвыходную черную стену, отсутствие выхода. Так значит, рациональный пофигизм – это совсем не плохо?

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СМИРЕНИЕ НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ

Существует притча о том, как, желая обрести активное смирение, человек обрел пассивное. Как-то раз ученик, учившийся смирению у наставника, шел по улице, погруженный в мысли о смирении, как вдруг откуда- то выскочил взбесившийся слон и понесся на него. Какой-то умный человек крикнул, чтобы тот отошел в сторону, но он не сделал этого, потому что пытался смирить себя перед слоном, и слон грубо отшвырнул его.

СУТЬ ПОНЯТИЯ «АКТИВНОЕ СМИРЕНИЕ»

как нельзя лучше отражена в знаменитой молитве Рейнгольда Нибура: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать первое от второго».

Пустяки – дело житейское, Надежда Навроцкая (психолог)
опубликовано: журнал «Наша психология» № 11 (56) Ноябрь 2011

anchiktigra.livejournal.com

Читать книгу «Тонкое искусство пофигизма» онлайн полностью — Марк Мэнсон — MyBook.

Глава 1

«Не пытайтесь»

Чарльз Буковски был алкоголиком, бабником, заядлым игроком, хамом, жмотом, нищебродом, а в худшие дни поэтом. Это последний человек, которого вы взяли бы за образец или ожидали увидеть в книге практических советов.

А значит, с него и начнем.

Буковски хотел быть писателем. Но десятилетиями его отвергал почти каждый журнал, почти каждая газета, почти каждый агент и издатель, к которым он обращался. Дескать, его творчество ужасно. Грубо. Гнусно. Грязно. Кипа писем с отказами становилась все толще, нагоняя безысходность, и под грузом неудач Буковски снова и снова тянулся за бутылкой. Безысходная тоска мучила его всю жизнь.

Днем он работал почтальоном и бóльшую часть грошовой зарплаты тратил на выпивку. Остальное спускал на бегах. Вечером квасил в одиночестве, иногда печатал стихи на старой побитой машинке. Зачастую, вырубившись от пойла, просыпался утром на полу.

И так прошло тридцать лет, большей частью — в бессмысленной мути пьянок, наркотиков, скачек и проституток. Наконец, когда Буковскому стукнул полтинник, а позади осталась целая жизнь неудач и отвращения к себе, к нему проявили неожиданный интерес в маленьком независимом издательстве. Ни большого тиража, ни больших денег не сулили. Просто издатель посочувствовал бессчастному забулдыге и решил дать ему шанс. Для Буковски это был первый в жизни шанс и, ясное дело, последний. Он ответил издателю: «У меня и выхода-то нет: либо остаться на почте и сойти с ума… либо попытаться стать писателем, рискуя помереть с голоду. Я решил голодать».

Заключив договор, Буковски за три недели написал свой первый роман. Назвал его без затей: «Почтамт». Посвящение гласило: «Посвящается никому».

Буковски состоялся как писатель и поэт. Затем он опубликовал шесть романов и сотни стихотворений, а его книги разошлись тиражом два миллиона экземпляров. Популярность превзошла всеобщие ожидания, особенно его собственные.

Рассказы о людях вроде Буковски нежно любимы нашей культурой. Жизнь Буковски воплощает американскую мечту: человек борется, никогда не сдается — и его самые дикие мечты сбываются. Чем не сюжет для фильма? А мы смотрим такие истории и умиляемся: «Видите? Он не сдавался. Не опускал рук. Всегда верил в себя. Шел наперекор судьбе — и всего добился».

Не странно ли, что на надгробном камне Буковски выгравирована эпитафия: «Не пытайтесь»?

Тиражи тиражами и слава славой, а Буковски был неудачником. Он знал это. И своим успехом он обязан не тому, что вознамерился победить. Нет, он знал, что он неудачник, смирился с этим и честно написал об этом. Он не старался что-то из себя изображать. Гениальность Буковски была не в том, что он одолел немыслимые преграды или стал литературным светочем. Как раз наоборот. Дело в его умении остаться кристально честным с самим собой — особенно худшими частями себя — и рассказать о своих неудачах без колебаний и сомнений.

Такова подлинная история успеха Буковски: он не гнался за удачей. Ему было плевать на успех. Даже достигнув славы, он приходил пьяным на встречи с читателями и хамил им. Он не скрывал, каков он, спал со всеми женщинами подряд. Слава и успех не сделали его хорошим человеком. Да и не благодаря морали он стал знаменитым и успешным.

Самосовершенствование и успех часто идут рука об руку. Но это не означает, что они — одно и то же.

Наша культура зациклена на нереалистично позитивных ожиданиях. Будьте счастливее. Будьте здоровее. Будьте лучше всех. Будьте умнее, быстрее, богаче, сексуальнее, популярнее, продуктивнее — на зависть и восхищение остальным. Будьте идеальны и ошеломительны: каждое утро, покакав двенадцатиунциевыми золотыми самородками, поцелуйте на прощание причипуренную жену и двух с половиной детей — и отбывайте на вертолете на сверхъестественно прекрасную работу, совершать немыслимые подвиги во благо человечества.

Но если остановиться и задуматься, расхожие советы — позитивная трескотня о том, как быть счастливым, — сосредотачивают внимание на изъянах. Они выделяют моменты, которые вы считаете своей неудачей и провалом, и подчеркивают их. Вы ищете лучший способ сделать деньги, поскольку ощущаете, что денег не хватает. Вы внушаете себе, стоя перед зеркалом, что вы прекрасны, поскольку прекрасным себя не чувствуете. Вы следуете советам относительно свиданий и отношений, поскольку не верите, что вас можно любить таким, какой вы есть. Вы делаете дурацкие упражнения на визуализацию успеха, поскольку не видите успеха в своей жизни.

И вот парадокс: сосредоточенность на позитиве — на лучшем, на превосходном — лишь напоминает нам снова и снова о том, чем мы не стали; о том, чего нам не хватает; о мечтах, которые не сбылись. Ведь ни один подлинно счастливый человек не будет стоять перед зеркалом и вдалбливать себе, что он счастлив. Зачем ему это?

В Техасе есть поговорка: «Самая маленькая собака лает громче всех». Уверенному мужчине нет нужды доказывать свою уверенность, а богатой женщине — свое богатство. Все и так видно. А если все время мечтать о чем-то, из под­сознания не выходит мысль: желанного — нет.

Со всех сторон мы слышим, и телереклама заботится, чтобы мы в это верили: жизнь наладится, если у нас будет более интересная работа, более крутая машина, более смазливая подруга — или надувной бассейн с подогревом для детей. Нам постоянно внушают, что путь к лучшей жизни лежит через «больше, больше, больше»: больше покупать, больше делать, больше трахать, быть чем-то большим. Нас то и дело чем-то соблазняют. Купите новый телевизор. Проведите отпуск лучше, чем коллеги. Обзаведитесь новым украшением для газона. Подумайте о правильной палке для селфи.

Почему? Видимо, потому, что зацикленность на «большем, большем» хороша для бизнеса.

Я ничуть не против успешного бизнеса, но вот беда: эти треволнения негативно скажутся на психике. Вы слишком привяжетесь к поверхностному и фальшивому, посвятите жизнь погоне за миражом счастья и удовлетворения. А ключ-то к хорошей жизни отнюдь не во все новых и новых заботах: он — в меньшем числе забот. Заботиться нужно только о подлинном, настоящем и важном.

Порочный (адский) круг

Нашему сознанию присущ коварный заскок, который, если за ним не уследить, способен довести до умопомешательства. Скажите, вам это знакомо?

Вы тревожитесь из-за отношений с кем-то. Тревога снедает вас, и вы не понимаете, откуда она взялась. И тогда тревожитесь из-за того, что тревожитесь. Сил нет! Тревога удвоилась. Вы тревожитесь из-за тревоги, и это вызывает еще больше тревоги. А не хлебнуть ли виски?

Или вы гневливы. По неизвестной причине вы злитесь из-за пустяков, из-за совершенной ерунды. А тот факт, что вас легко вывести из себя, лишь увеличивает злобу. Наконец, в бесплодном гневе вы осознаете, что постоянная сварливость сделала вас мелочным и неприглядным человеком. И вот результат: вы злитесь на себя за то, что злитесь… за то, что злитесь. Да пропади все пропадом! Кому бы дать по физиономии?

Или вы настолько волнуетесь, как бы сделать все правильно, что вам не дает покоя сам факт волнения. Или ощущаете себя настолько виноватым за каждую ошибку, что испытываете чувство вины за чувство вины. Или вам настолько тоскливо и одиноко, что одна лишь мысль об этом усиливает тоску и одиночество.

Добро пожаловать в заколдованный адский круг. Скорее всего, вы в нем уже бывали. А может, и сейчас в нем находитесь: «О Господи, опять это замкнутый цикл, порочный круг. Какой же я лузер. Я должен выйти из него. Ах, я ощущаю себя лузером из-за того, что считаю себя лузером. Надо перестать называть себя лузером. Вот черт! Опять назвал. Да что ж такое. Снова и снова».

Расслабься, амиго. Верь не верь, здесь своя прелесть. Ведь мало найдется животных, способных логически мыслить. А мы, люди, имеем такую роскошь, как мыслить о мыслях. Допустим, я думаю: «А не посмотреть ли мне видео с Майли Сайрус на YouTube?» И тут же посещает мысль: «Надо свихнуться, чтобы возжелать видео с Майли Сайрус». Какое же диво — наше сознание!

И вот проблема. Наше общество на чудесах потребительской культуры и через социальные сети («глянь, как я круто живу») воспитало целое поколение людей, которое считает, что негативный опыт — тревога, страх, вина — ненормален. Если верить френдленте в Facebook, все живут так, что обзавидуешься. Только на этой неделе восемь человек женились. А по телевизору показали шестнадцатилетнюю девицу, которой на день рождения подарили Ferrari. Или малец заработал два миллиарда долларов, выдумав приложение, которое автоматически поставляет новую порцию туалетной бумаги, когда старая закончится.

А вы сидите дома и валяете дурака. И в голову лезет мысль, что ваша жизнь еще хреновее, чем казалось.

Заколдованный круг стал настоящей эпидемией, доводя миллионы людей до стресса, неврозов и отвращения к себе.

То ли дело раньше. У дедушки было паскудно на душе, но он говорил себе: «Черт возьми, я чувствую себя как коровья лепешка. Но такова жизнь. Пойду разгребать сено».

А сейчас что? Вам на душе кошки насрали, а за пять минут на вас высыпались 350 фотографий, где люди абсолютно счастливы и живут в свое удовольствие (так их перетак). Возникает комплекс неполноценности.

Последнее особенно неприятно. Нам скверно из-за того, что нам скверно. Мы чувствуем вину из-за чувства вины. Мы сердимся из-за того, что сердимся. Мы волнуемся из-за того, что волнуемся. «Что же со мной не так?»

Вот почему важно уметь «послать все на фиг». Это умение спасет нас. Надо смириться с тем, что в мире все наперекосяк и это — нормально, поскольку так всегда было и всегда будет.

Ощущаете себя хреново? Наплюйте на это. Скажите себе: «Да, мне хреново. Ну и что с того?» Вот вам и выход из заколдованного круга. Словно по взмаху волшебной палочки (палочки-на фиг-посылалочки) вы перестаете ненавидеть себя за то, что вам плохо.

Джордж Оруэлл сказал: чтобы видеть то, что находится перед носом, нужны постоянные усилия. Способ избавиться от стресса и тревоги как раз перед носом и есть. А мы слишком заняты: смотрим порно и рекламу силовых тренажеров (которые не работают) и завидуем тому, кто заманил в постель жаркую блондинку с играющими кубиками на животе.

Мы отпускаем шутки насчет «проблем третьего мира», но пали жертвой собственного успеха. За последние тридцать лет болезни от стресса, тревожные неврозы и депрессии стали встречаться на каждом шагу, хотя у всех есть плоский телевизор, а продукты доставляют на дом. Наш кризис уже не материальный, а экзистенциальный и духовный. У нас столько барахла и возможностей, что мы пресыщены сверх всякой меры.

Поскольку мы умудрились слишком много увидеть и узнать, нам открылась и масса ситуаций, в которых мы не соответствуем идеалу или недостаточно хороши, или чего-то не хватает. И это сводит нас с ума.

За последние несколько лет дерьмом в стиле «Как быть счастливым» на Facebook поделились, наверное, восемь миллионов раз. Но вот чего никто не понимает насчет всей этой лабуды, так это то, что

стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. И, как ни парадоксально, принятие негативного опыта — позитивный опыт.

Это сносит крышу. Переведите дух и перечитайте: желать позитивного опыта есть негативный опыт; принять негативный опыт — это позитивный опыт. Философ Алан Уотс назвал это «законом обратного усилия»: чем больше вы стремитесь что-то получить, тем больше комплексуете из-за отсутствия желаемого. Чем отчаяннее вы хотите быть богатым, тем более бедным и недостойным себе кажетесь (сколько бы денег ни зарабатывали). Чем отчаяннее вы хотите быть сексуальным и желанным, тем бóльшим уродом выглядите в собственных глазах (каким бы ни были в реальности). Чем отчаяннее хотите быть счастливым и любимым, тем более одиноким и испуганным становитесь (кто бы вас ни окружал). Чем больше вы хотите быть духовно просветленным, тем более низменным эгоистом делаетесь в попытках обрести просветление.

Однажды я шел домой, находясь под ЛСД. У меня было ощущение, что чем дальше я продвигаюсь, тем дальше становится от меня дом. (Вот видите? Я сослался на свои галлюцинации под ЛСД в подтверждение философской мысли о счастье. И мне плевать, что вы подумаете.)

Как сказал экзистенциальный философ Альбер Камю (едва ли под воздействием ЛСД): «Вы никогда не обретете счастье, если будете стремиться к тому, из чего счастье состоит. Вы никогда не вкусите жизни, если будете искать смысл жизни».

Можно сказать и проще:

«Не пытайтесь».

Знаю, что вы говорите сейчас: «Звучит возбуждающе, но как насчет Camaro, на который я копил? Как насчет идеальной фигуры, ради которой я голодала? Да я выложил хорошие бабки за тренажер! А как насчет особняка у озера, о котором я мечтаю? Если я наплюю на все это, я никогда ничего не достигну. А я не хочу, чтобы так случилось. Правильно?»

Хорошо, что спросили.

А вы не замечали: иногда чем меньше вы стремитесь к чему-то, тем лучше у вас получается? Не замечали: зачастую успеха добивается тот, кто меньше остальных его желал? Не замечали: иногда все становится на места тогда, когда вы думаете «Да наплевать»?

Но почему так?

В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление к позитиву ведет к негативу, и наоборот. Боль в качалке несет здоровье и приток сил. Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше понять, как добиться успеха. Открытое признание своей неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении. Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам позволяет стать мужественным и стойким.

Кроме шуток. Продолжать перечень можно еще долго, но вы меня поняли. Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт. Любые попытки снять, миновать, задушить и заглушить негатив лишь дадут обратный эффект. Попытка избежать страдания есть форма страдания. Попытка избежать борьбы есть борьба. Отказ признать неудачу есть неудача. Сокрытие постыдного само по себе постыдно.

Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться избежать боли, значит, придавать ей слишком большое значение. И напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не остановить.

В своей жизни я сходил с ума из-за множества вещей. Но и плевал на многое. И то, на что я наплевал (как в сюжетах о дороге, по которой не поехал), оказалось не менее важно, чем то, что я старался делать.

Скорее всего, у вас есть хотя бы один знакомый, который однажды решил на что-то плюнуть, а затем добился удивительных успехов. Возможно, и с вами случалось, что вы решали послать все на фиг, а затем все получалось. Возьмите хотя бы меня. Проработав по основной профессии (финансиста) шесть недель, я ушел с работы и занялся интернет-бизнесом. Мало когда в жизни я так плевал на все. А вспомнить, как я решил продать большую часть имущества и двинуть в Южную Америку! Мол, в гробу я все видел. Пошел и сделал.

Такие моменты лихости и определяют нашу жизнь больше всего. Кардинальная смена работы, спонтанное решение бросить колледж и уйти в рок-группу, мысль дать от ворот поворот обалдую-бойфренду, которого вы не раз заставали в ваших колготках.

Уметь плюнуть — значит взглянуть в лицо самым трудным и опасным вызовам — и действовать.

На первый взгляд, наплевать — легче легкого. На самом деле это целый пакет буррито с начинкой. (Я не знаю, что означает это выражение, но мне плевать. Пакет буррито всегда пригодится.)

Большинство из нас всю жизнь отдают душевные силы вещам, которые того не стоят. Мы психуем из-за оператора бензоколонки, который выдал сдачу мелочью. Мы психу­ем, когда отменяют любимую телепередачу. Мы психуем, когда коллеги не спрашивают, как мы провели эти потрясающие выходные.

Между тем истек срок кредитной карты, собака нас ненавидит, сын-подросток надышался метом в туалете, а мы на взводе из-за каких-то монет и отмененной серии «Все любят Рэймонда».

…Смотрите, как это работает. Однажды вы умрете. Я знаю, это очевидно, но на всякий случай напоминаю — вдруг забыли. Вы и все люди, которых вы знаете, скоро умрут. В небольшое оставшееся время вы успеете позаботиться о немногом. Очень немногом. И если вы собираетесь психовать по каждому поводу, то допсихуетесь.

Надо уметь — именно уметь — наплевать. Возможно, это звучит смешно, а я выгляжу идиотом, но по сути речь вот о чем: надо научиться не разбрасываться и сосредотачивать мысль на главном. Надо научиться понимать, что вы лично цените больше всего, — и затем произвести жесткий отсев. Это невероятно сложно. На это могут уйти годы попыток и усилий. И будет много неудач. Но может статься, более важных усилий вообще не существует. И так или иначе все к этому сводится.

mybook.ru

Пофигизм — Абсурдопедия

Пофигизм, совмещённый с оптимизмом, в городских условиях

Пофигизм — китайское философское учение о том, что любое действие рождает эквивалентное противодействие, и в своей борьбе они приближают мир к хаосу. Победить же хаос можно только при помощи бездействия.

Снискало миллионы поклонников, как в самой Поднебесной, так и у прочих народов, особенно у северных варваров. Делится на несколько школ, разница между которыми неуловима для непосвящённого. Основой учения стал пофигистический трактат великого пофигиста Гайдука (кант. Каайдук) под названием «Пофигизм».

Пофигизм в доисторическую эпоху[править]

В доисторическую эпоху пофигизм был весьма распространён. Живя в пещерах и лесах, питаясь чем попало и одеваясь в необработанные шкуры животных, люди тем не менее считали свою жизнь вполне нормальной. Подобный уровень пофигизма кажется в наши дни практически невозможным. Первобытно-общинный строй, весьма популярный в то время, весь основан на пофигизме. При полном отсутствии законов и товарно-денежных отношений, все вопросы общественной жизни были пущены на самотёк. Институт брака и семьи отсутствовал как таковой.

Несмотря на это, людям в то время удалось не только выжить, сохранив человеческий облик, но и заселить большую часть планеты,уничтожыв при этом большую часть животных мешавших практике пофигизма.

Пофигизм в древности[править]

В древние времена стихийный пофигизм, свойственный первобытному обществу, получает дальнейшее развитие. К этому времени относятся и самые ранние из дошедших до нас теоретические обоснования пофигизма. К таковым можно отнести буддизм, возникший в древней Индии, даосизм в древнем Китае, а также древнегреческое учение стоиков.

До нас дошли легенды о выдающемся пофигисте того времени — Диогене, который жил в бочке и который в ответ на обещание Александра Великого исполнить любую его просьбу попросил его отойти и не заслонять солнце

Пофигизм в средние века[править]

В средние века традиции древнего пофигизма начинают медленно, но верно размываться и частично забываться. Хотя большая часть населения все еще была во власти сладкого дурмана пофигизма, обитая в малоприспособленных для этого местах типа черноотапливаемых изб, хижин и т. п., и умела испытывать искреннюю радость от того, что им удавалось выжить во время эпидемий, начинает выделяться прослойка людей, зараженных антипофигизмом.

Каким образом была занесена эта зараза, подлинно неизвестно, но почему-то наиболее уязвимой частью населения оказались священнослужители христианской церкви и так называемые высшие сословия. Их отличительной чертой, можно даже сказать, мутацией, оказалась способность видеть проблемы там, где их объективно вовсе нет. Результат — военные действия за право обладания пустынными заброшенными городами, неплодородными землями и т. п.

Тем не менее и в это трудное время случались выдающиеся проявления пофигизма. До нас дошла следующая историческая фраза, датируемая XIII веком: «Убивайте их всех, Бог потом разберет своих!» — так ответил легат папы Иннокентия III воинам, спросившим его, как отличить еретиков от правоверных католиков.

Впрочем, дальнейшее еще более широкое распространение антипофигизма привело к множеству событий, привнесших комфорт, радость и удобство в жизнь пофигистов. Так что, видимо, подобная мутация была мудро заложена природой для сохранения истинного пофигизма.

Пофигизм сегодня[править]

Созерцание заката — эффективный способ познания философии пофигизма

В современном нам мире пофигизм претерпевает значительные изменения. Базовые принципы пофигизма оказываются забытыми или неправильно истолкованными. Результатом этого становится резкое сокращение количества пофигистов, даже по сравнению со средневековьем, когда Святая инквизиция так и не смогла справится с ведьмами и колдунами, нарушавшими первый и второй принцип пофигизма. Таким образом, от всеобщего доисторического мы пришли к пофигизму в большинстве своем мнимому, имеющему зачастую только меркантильную основу.

В первом приближении современный пофигизм можно разделить на три группы:

  • Консервативный пофигизм, при котором индивид остается верен базовым принципам
  • Неопофигизм, при котором индивид использует произвольно только выбранные принципы, подходящие только ему, но никогда все вместе. При этом он считает, что действует согласно п.2 базисной теории, то есть не создает себе новых проблем.
  • Вынужденный пофигизм, когда индивид приходит к описываемому течению от безысходности или просто желая представить себя в выгодном свете перед коллегами/друзьями. При этом пофигизм для него — средство, а не конечная цель.

Теперь рассмотрим приведенное выше деление более подробно на примерах из практики. Возьмем стандартную ситуацию из студенческой жизни — учащийся получил на экзамене по второстепенному предмету оценку «удовлетворительно». При этом преподаватель предоставил возможность пересдать на «хорошо» при условии написания исследования объемом 25 страниц на заданную тему. Пофигист первой группы, в полном соответствии с базовыми принципам согласится на «удовлетворительно», чтобы не создавать себе новых проблем и сохранить те блага, которыми он обладает. Пофигист второй группы сначала оценит ситуацию и возможность написания данной работы, в соответствии с чем и будет принимать решение. Если он согласится на «удовлетворительно», то потом будет сожалеть об упущенной возможности, что идет вразрез с третьим принципом пофигизма. И, наконец, пофигист третьей группы сначала решит, что он неспособен написать работу, а потом уже подведет свой отказ от более высокой оценки под принципы. На примере видно, что пофигистом в классическом понимании этого слова является только представитель первой группы, тогда как остальные полноценными пофигистами не являются.

Отчасти к такому результату привело возросшее значение общественного мнения для индивида. Фраза «а ему поофиг» теперь произносится скорее с отрицательным оттенком, что вселяет неуверенность в начинающих пофигистов. Также сыграло свою роль и развитие нашей страны по капиталистическому образцу. Так называемые «начальники», являясь в большинстве своем пофигистами, не переносят подобные настроения в коллективе, результатом чего становятся проблемы начинающих пофигистов с материальным обеспечением. Существует еще целый ряд проблем, с которыми вынуждены сталкиваться пофигисты.

На основе приведенного анализа можно сделать вывод, что классический пофигизм переживает в наши дни не самые лучшие времена. Количество ортодоксальных пофигистов сокращается, но представители различных ответвлений продолжают существовать, что дает надежду на дальнейшее развитие пофигизма и его частичную адаптацию к современным условиям.

Профессиональный пофигизм[править]

Пофигизм приспособился ко всем профессиям, что привело к разным научным ответвлениям пофигизма:

  • Алгебраический — всё равно
  • Геометрический — параллельно
  • Электротехнический — до лампочки
  • Телефонный — оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас
  • Метеорологический — не колышит
  • Рыбацкий — не волнует
  • Урбанистический — до фонаря
  • Строительный — побоку
  • Штукатурно-малярный — до потолка
  • Остеклительный — до форточки
  • Слесарный — забить болт
  • Садоводческий — пофиг
  • Колхозный — похрен
  • Банный — не парит
  • Детсадовский — посрать
  • Религиозный — к чёрту
  • Терапевтический — начхать
  • Стоматологический — плевать
  • Микробиологический — безразлично
  • Художественный — фиолетово
  • Тактильный — не трогает
  • Музыкальный — по барабану
  • Гламурно-светский — ой, всё!

Кроме того существует половой пофигизм — мужской, женский и межполовой, о которых официальные советские словари стыдливо умалчивают.

Не пофиг ли вам, что…[править]

  • Регулярная практика пофигизма существенно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
  • По легенде, в 60-х годах XX века орды воинственных пофигистов, объединённых в боевые отряды великим джедаем Мао наводили ужас на последователей ложных учений, не желавших практиковать пофигизм. На самом деле это всё фигня, потому что истинному пофигисту пофиг на любых джедаев, боевые отряды и прочую фигню. Главное и единственное занятие каждого пофигиста — слать на фиг всё, даже сам пофигизм (пофигизм-максимализм).

absurdopedia.wiki

Марк Мэнсон. Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо

В эпоху интернета нет проблем с поиском информации. Поисковые системы охотно помогут найти все, что нам требуется. Люди давно уже ищут в сети работу, друзей, любимых, нужные товары, игры, рецепты… например, рецепт счастья. Психологи, псевдопсихологи, гуру самосовершенствования -— все они заваливают Мировую паутину рецептами счастья, призывают нас “полюбить себя” или “стать лучше”. Люди поглощают все эти “20 способов стать счастливее”… не замечая, что это — первый и главный способ стать несчастнее!

Что такое настоящий успех?

Книга блогера Марка Мэнсона — о том, что сегодняшний культ “позитива”, “успешности”, “достигаторства” — это та самая дорога, вымощенная благими намерениями. Все счастливы, судя по фото в Инстаграм и постах в блогах. Человек, воспринимающий весь этот нескончаемый поток чужого самолюбования, — пусть и боясь признаться в этом самому себе — чувствует себя вовсе не вдохновленным, ведь все это — чужие достижения. Невольно сравнивая свою жизнь с этой блестящей мишурой, он чувствует себя все более несчастным, обделенным удачей и талантами. Человек бессознательно относит себя к категории неудачников и начинает отстраняться от всего, что грозит ему неудачей в будущем. То есть — от самой жизни.

Куда безопаснее лежать на диване, разглядывая на мониторе квартиру (проект, логотип фирмы, женщину) своей мечты. И все глубже погружаться в отчаяние, понимая, что на квартиру не заработать, за такой проект и браться страшно, в столь крутую фирму тебя возьмут разве что на должность клининг-менеджера, а женщины мечты не водятся там, где обретаются неудачники.

Какими смешными и нелепыми в глазах окружающих будут попытки всего этого добиться! И зачем такие проблемы, если все действия в этом направлении принесут боль, разочарование и стыд?

В сегодняшнем хвастливом, озабоченном только достижениями мире «неудачник» — это приговор. И главная проблема в том, что этот приговор человек выносит себе сам. Просто потому, что исходит из совершенно ошибочного, извращенного и навязанного поп-культурой понимания счастья. Да и несчастья, между прочим, тоже.

Марк Менсон ставит проблему с определением понятия счастья и цели. Отвечая на вопрос «к чему стремиться?», автор не просто делится своим опытом, а скорее аппелирует к логике, и его выводы могут быть иногда парадоксальными.

Парадокс Уотса

Мэнсон советует вспомнить о “законе обратного усилия”, описанном философом Аланом Уотсом: чем больше вы стремитесь что-то иметь, тем больше страданий и комплексов получаете от отсутствия желаемого. Мечтающий о богатстве из обычного человека с небольшим достатком превращается в так называемого “нищего” (это именно они готовы влезать в безумные кредиты и вести полуголодное существование, лишь бы иметь гаджет или машину “на уровне” — и страшно представить, что будет, если окружающие купят себе гаджеты и автомобили еще дороже). Страстно желающий славы, допустим, писателя заканчивает тем, что ему некогда писать — он задыхается при виде чужого успеха, исходит желчной критикой, твердит про себя мантру о собственной гениальности и непонятости. А в итоге остается (почти в прямом смысле) без штанов, зато с мешком долгов, неприятностей и презрения окружающих, и “непонятый гений” становится предметом не восхищения, а насмешек.

Желая что-то иметь, мы выбираем путь, ведущий от цели. Мэнсон недаром цитирует именно Уотса, посвятившего значительную часть жизни изучению восточной философии, в частности, Дзэн-буддизма. В своей книге “Путь Дзэн” Уотс приводит примеры несуществующих (то есть по определению незначимых, ничего не стоящих) целей. Одна из них — “поиск хорошего без плохого”. [1]

Если мы верим, что счастье — это “хорошее без плохого”, мы глупее самых маленьких, еще совершенно неразумных детей, которые уверены, что мир состоит из теплой доброй мамы. Мы хотим видеть себя героями боевика о спасении мира, захватывающего любовного романа, “производственного” романа о восхождении к вершинам успеха — но в реальности не тянем даже на Иванушку-дурачка из простенькой народной сказки.

Кстати, заметьте, что Иванушка изначально называется неудачником по сравнению, как правило, с более успешными братьями. Но, тем не менее, он добивается успеха. Потому что он, мало что зная, и еще меньше умея, все равно что-то делает, хоть и вслед за братьями. Пусть у него получается не все, не сразу, не так, не этак — он совершенно не боится быть смешным и нелепым в глазах других! А если бы он только сидел и страдал по поводу своего статуса «неудачника» — никакой сказки не получилось бы.

Мэнсон развивает “закон” Уотса вот каким образом (предупредив читателя, что “это сносит крышу”): “Желать позитивного опыта есть негативный опыт; принять негативный опыт — это позитивный опыт”. [2]

Если мы ежеминутно боимся сделать шаг, чтоб не споткнуться -— то есть, стремимся избежать неудачи, ошибки, провала и итогового страдания — мы так разучимся ходить.

Если мы идем, спотыкаемся и падаем, то мы продолжаем шагать, и делаем это все лучше и лучше, и с большой вероятностью преодолеем следующею неудачу.

«Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт». Любые попытки полностью избежать негативного опыта будут отдалять нас от реальной жизни. Попытка избежать страдания — это и есть форма страдания. Попытка избежать борьбы приведет к заведомо худшей позиции, чем у тех, кто рискнет побороться за то, к чему стоит стремиться. Отказ признать неудачу — это и есть неудача. Сокрытие постыдного само по себе постыдно. Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться избежать боли — значит придавать ей слишком большое значение. И напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не остановить.

Зачем читать эту книгу?

«Тонкому искусству» действительно стоит научиться. Особенно — искусству отвечать себе на неудобные вопросы. Например: “мне правда нужно беспокоиться об этом — или мне просто нравится чувствовать себя обиженным, расстроенным и т.д., и т.п.?”.

Эта книга не о том, как стать безразличным ко всему. Она о том, как быть безразличным к тому, что совершенно неважно. А как узнать, что для вас действительно важно? Это следующий неудобный вопрос… Из них, собственно, и состоит это произведение. Если вы прочтете его и захотите ответить себе на эти вопросы, вы точно ничего не потеряете, но, возможно, станете несравнимо спокойнее и свободнее.

Литература:
  • 1. Алан Уотс. Путь Дзэн. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/111852/Uots_-_Put_Dzen.html
  • 2. Марк Мэнсон. Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо

Автор: Румянцева Елена

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Философские основы пофигизма. Часть 2.

Что такое пофигизм и как ему научиться.

Продолжение.
Начало темы см. в посте ➡ Философские основы пофигизма.


Виды пофигизма.

Пофигизм, как явление, можно разделить на три основные формы: пофигизм принципиальный, ситуативный и психотерапевтический. Давать этим формам какие-то безукоризненно научные определения нет необходимости: названия, в принципе, говорят сами за себя.

Принципиальный пофигизм.

Принципиальный пофигизм заключается в сознательном, обдуманном, целенаправленном и систематическом пофигизме, пофигическом отношении к жизни, событиям внешнего и внутреннего мира. Некоторые, особо продвинутые в этом плане люди, практикуют упражнения и медитации по увеличению степени собственного пофигизма, повышению порога чувствительности к жизненным проблемам и необузданным человеческим желаниям. По этим причинам принципиальный пофигист имеет устойчивую психику и самообладание, высокую степень стрессо- и жабоустойчивости, обладает знаниями, умениями и навыками по управлению своими личными страстями и противодействию всему остальному миру. У пофигиста, как правило, всегда хорошее настроение.

Самым лучшим доказательством мудрости пофигиста является его непрерывно хорошее расположение духа. (Монтень о пофигистах)

Что такое жабоустойчивость тоже, в принципе, понятно без объяснений. Следует только добавить, что принципиальность пофигиста проверяется не деньгами и не женщинами, как думают многие, а прежде всего жабой! Жаба — это аллегория зависти. Это злобное, жестокое и не дающее многим людям спать существо может задушить любого! Даже пофигиста! Однако, совершенствуя свою силу духа, волю, мировоззрение, устойчивость к мирским соблазнам и удовольствиям, пофигист увеличивает свой заряд пофигизма до такой степени, что в его глазах Жаба становится фиолетовым барабаном и затем рассыпается в прах!

Стрессоустойчивость и жабоустойчивость — это не синонимы пофигизма, это его составные части.

Принципиальный пофигизм исповедуют люди, знакомые не только с его практикой, но и с теорией. Они сознательно строят всю свою жизнь на этих знаниях, готовы вступать в дебаты на эту тему, а также проповедовать и обучать других людей этим, так нужным обществу, знаниям. Хотя, в принципе, другие люди им по барабану.

Ситуативный пофигизм.

Как уже говорилось выше, пофигизм интуитивно знаком всем и каждому, и любой человек, в той или иной мере, прибегает к его методам практически ежедневно. Если и не целенаправленно, то бессознательно. Пусть никого не удивляет тот факт, что пофигизм берёт своё начало в сфере бессознательного, которое придумал З. Фрейд!
К ситуативному пофигизму люди прибегают в ситуациях, когда им просто некуда деться! Иначе на них обрушивается такое количество негативных чувств, что это их может привести к фрустрации, абулии и даже к аффекту! Этот вид пофигизма заложен самой природой и находится в подсознании человека также, как и другие древние защитные механизмы. Его крайнее внешнее проявление можно часто видеть, когда человек по какой-то причине резко взмахивает руками или разбивает вдрызг оказавшийся в этот момент в руке предмет, и громко, резко восклицает: «Да х. с ним!!!» (Или с ней.)
К сожалению, в особо сложных случаях, некоторые, с недостаточно развитой степенью пофигизма люди, напиваются или даже уходят в запой! И от дальнейшего алкоголизма их может спасти только пофигизм!

Психотерапевтический пофигизм.

Психотерапевтический пофигизм является лечебно-терапевтическим средством по нейтрализации негативных влияний на человека, как со стороны внешнего, так и со стороны внутреннего мира. В этих целях применяются, в основном, вербальные методы: заговоры и самозаговоры, психотерапевтические и религиозные внушения, уговоры сочувствующих нам людей и прочие убалтывания. Однако, наряду с этими способами, в тяжёлых случаях, применяются также гипноз, физио- и медикаментозная терапия. Народ, как правило, старается с докторами не связываться и самостоятельно глотает транквилизаторы и прочие колёса. 😦
Вот характерные классические примеры убалтывания:

♦ Всё, что ни случается, — всё к лучшему.
♦ До свадьбы заживёт.
♦ Не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним.
♦ Все желания даются нам вместе с силами для их осуществления.
♦ Если от тебя уходит невеста, то неизвестно кому повезло.
♦ Судьба ничего не даёт в вечную собственность. Поэтому, не держись за свои припасы, за этот мир. Всё когда-то закончится и всё ты когда-то потеряешь.
♦ Для каждого наступает время, когда ему приходится от чего-то отказываться и с чем-то соглашаться. (Теткоракс) И чем больше живёшь, тем первого и второго становится всё больше и больше.
♦ Не переживай за потери. Год прошёл — с плеч долой, из сердца вон.
♦ Не парься по поводу денег: есть — веселись, а нет — отдыхай.
И т.д.

Любой человек прибегает к подобному осмыслению и переосмыслению ситуации, в которой он оказался, стремясь побороть конфликт своих чувств, начхать, положить и нас рать на страсти и негатив, чтобы не сойти с ума от постоянной необходимости справляться с проблемами. А если правильно позиционировать желания, то одни из них нейтрализуют другие.

Степени пофигизма.

Следует особо подчеркнуть, что абсолютного пофигизма не существует. Также, как не существует абсолютной истины, абсолютного движения и других абсолютов. Относительность имеет место быть и в науке пофигизма.

Именно при помощи спекуляций на теме абсолюта противники и разного рода критиканы пофигизма пытаются опорочить и даже обгадить это великое учение, а самого пофигиста тупо и толсто протроллить!

Как правило, они действуют в плоскости моделирования запредельных, абстрактных ситуаций, из которых, по их мнению, пофигизм не найдёт выхода. Однако, все попытки поставить пофигиста в тупик при помощи этих нелепых и логически примитивных конструкций тщетны! И разве только начинающего, неопытного пофигиста можно смутить такими приёмами. Например, вот типичные закидоны.

А сам пофигизм пофигисту не пофиг?
Пофиг! Пока у него всё нормально.
А своё здоровье пофигисту пофигу?
Пофигу! Пока у него ничего не болит.
А женщины пофигисту тоже пофигу?
По качану и по барабану! Пока он не влюбится. 🙂
Деньги ему тоже пофигу?
Да срал он на деньги! До тех пор, пока они у него есть.
Пофигисту безразличны его желания?
Да на хрен ему желания! Он ничего не желает, пока ему не станет скучно или чего-нибудь сильно-сильно не захочется.
И так далее.

Грамотному пофигисту хорошо известно, что в любой замкнутой формализованной логической системе (а пофигизм в этом плане не исключение) можно сформулировать задачи, которые невозможно решить внутри самой этой системы. Для их решения необходимо выйти за рамки данной системы. Это положение давным-давно сформулировал и доказал австрийский математик Курт Гёдель своей знаменитой теоремой о неполноте. Так что пофигист нисколько не удивляется тому, что с помощью пофигизма решаются далеко не все проблемы. Любая наука имеет ограниченные рамки своего применения. Если бы это было не так, мир бы был совершенно иным.

Вопрос ведь не в принципе, вопрос в пропорциях. А пропорции всегда должны быть разумными.

Всё есть лекарство, всё есть яд. Разница — в дозе. (Парацельс)

Только воображаемому абсолютному пофигисту всё тотально фиолетово. Но абсолюта, как указано выше, в природе не существует. Летальная степень пофигизма наблюдается только у покойников, людей, впавших в кому, а также у просветлённых, удалившихся в нирвану, где их давно уже поджидает Будда, в том, самом лучшем из миров.
В целом, все степени пофигизма можно разделить на: лёгкую (начальную) степень, продвинутую, крутую (мастер), патологическую (полный аутизм) и летальную. Первые три являются здоровыми, а две последние — нездоровыми степенями пофигизма.

Разумные люди не пытаются троллить пофигиста, они стараются его понять и перенять его знания с пользой для себя.

Учение пофигизма истинно, потому что оно верно!
А верно оно потому, что оно истинно!

😎

Примечания

1. По правилам русской орфографии «по фигу», «по фиг», «ни фига», «на фига» пишутся раздельно. Однако, пофигисту пофигу правила русской орфографии. Он пишет так, как ему нравится! :mrgreen:
2. Основоположником психотерапевтического пофигизма является А.П. Чехов. См. об этом пост Теткоракса ➡ Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
3. Науке и практике пофигизма Теткоракс посвятил ряд статей:
➡ Афоризмы о пофигизме.
➡ Фиолетовый период.
➡ Всё — суета сует.
➡ Любят ли женщины пофигистов?
➡ Найди свой выход.
➡ Как избавить мужа от пофигизма.
4. Продолжение «Философские основы пофигизма.Часть 3», выйдет в печать позднее.

Читатель, не ленись — комментируй живопись!

Поделись с друзьями

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

xaroktet.wordpress.com

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *