Личность кратко: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

Биография С.М. Кирова | Музей С.М. Кирова

Основные даты жизни С.М. Кирова | Гибель Кирова. Факты и версии

Сергей Миронович Киров (1886–1934 гг.) – один из известнейших государственных и партийных деятелей советской эпохи 1920–1930-х гг. и ближайших соратников И.В. Сталина. Личность Кирова, благодаря своей харизме и обстоятельством биографии, стала одним из символов того времени, стала одним из символов Ленинграда.

Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия Костриков) родился 15 (27) марта 1886 г. в городе Уржум Вятской губернии (ныне Кировская область) в мещанской семье. Сергею было четыре года, когда его отец оставил семью. В скором времени умерла мать мальчика, Екатерина Кузьминична. Восьмилетний Сережа вместе с двумя сестрами, Анной и Елизаветой, остался на попечении бабушки Меланьи Авдеевны, которая определила внука в «Дом призрения для малолетних сирот». В 1901 г., окончив городское училище, Сергей получает материальную поддержку от уржумских благотворителей и становится учеником Казанского низшего механико-технического училища.

В Казани он начинает посещать подпольные студенческие и рабочие кружки.

В 1904 г., после окончания училища, Сергей Костриков переезжает в Томск и поступает на подготовительные курсы Томского технологического института. Здесь он становится членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и начинает работу в подпольной типографии, за что подвергается арестам в 1905, 1906, 1907 и 1911 гг. С 1909 по 1917 гг. С.М. Костриков живет во Владикавказе, где работает журналистом в либерально-буржуазной газете «Терек». Там, в редакции, он знакомится со своей будущей гражданской женой Марией Львовной Маркус (1885 (1882(?) – 1945 гг.).В это же время появляется и его псевдоним С. Киров.

В дни Февральской революции Киров в числе небольшой группы большевиков вошел в состав Владикавказского Совета рабочих депутатов. В октябре 1917 г. он был избран делегатом на II Всероссийский съезд Советов в Петрограде, по итогам которого в России была провозглашена Советская власть.

Согласно официальной советской биографии, политические взгляды Кирова до 1917 г. ясны –он был убежденным большевиком–ленинцем. Исследования последних лет оспаривают это утверждение – Киров долго не мог выбрать «платформу»своих политических предпочтений, сочувствовал меньшевикам, поддерживал Временное правительство и только после октябрьских событий 1917 г. принял сторону большевиков.

В Гражданскую войну (1918–1922 гг.) С.М. Киров участвовал в организации обороны Астрахани против белогвардейских войск А.И. Деникина и А.В. Колчака. В то время он наладил нелегальную транспортировку нефти и бензина в Астрахань из Баку, оккупированного британскими войсками, выполнял ряд дипломатических поручений и участвовал в установлении Советской власти в Азербайджане и Грузии.

Киров стал одним из основателей Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) в 1922 г. На посту первого секретаря Центрального комитета коммунистической партии большевиков (ЦК КП(б)) Азербайджана Сергей Миронович осуществлял руководство восстановлением и реконструкцией нефтяной промышленности республики.

В январе 1926 г. Киров был назначен первым секретарём Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б), в феврале 1926 г. он стал первым секретарём Ленинградского губкома ВКП(б). При Кирове в Ленинграде и Ленинградской области создаётся индустриальная и местная топливно-энергетическая база, производится реконструкция городского хозяйства.

1 декабря 1934 г. С.М. Киров был застрелен в Смольном Л.В. Николаевым. Урна с прахом С.М. Кирова установлена в Кремлёвской стене в Москве. 

Смерть Кирова вызвала широкий общественный резонанс.1 декабря 1934 г. за подписью секретаря Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе было опубликовано Постановление «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов». Согласно этому документу, Киров стал жертвой заговорщиков – врагов СССР.По господствующей ныне официальной версии убийство С.М. Кирова было совершено террористом-одиночкой Л.В. Николаевым из личных побуждений и носило уголовный, а не политический характер.

В советское время деятельность Кирова в Ленинграде и его личность были мифологизированы в образе мученика – верного последователя В. И. Ленина и И.В. Сталина, погибшего за идеалы большевизма. Именем Кирова были названы города, улицы, предприятия, учреждения и коллективы. Советские художники, скульпторы, писатели, поэты, кинематографисты увековечили память о Кирове. Сергей Миронович был человеком своего времени, руководил Ленинградом в трудную, жестокую и противоречивую сталинскую эпоху.

1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

«Мотивация и личность» за 26 минут. Краткое содержание книги Маслоу

Вступление

Абрахам Харольд Маслоу стал одним из первых психологов, кто начал изучать не только девиантные (или — в более широком смысле — вообще отрицательные) стороны человеческого поведения, но и положительные.

Ранее психология фокусировалась на исследовании преимуще­ственно тех или иных психических отклонений — Маслоу же стал работать со здоровыми, адекватными, успешно реализо­вавшимися людьми, что позволило достичь принципиально новых высот в познании человеческой психики.

Более того, Маслоу не побоялся коснуться таких плохо формализуемых явлений, как любовь, творчество, альтруизм (чего старались избегать), — это привело ученого к созданию теории мотивации и к пониманию того, сколь много человек готов сделать для удовлетворения потребностей, причем отнюдь не только базовых.

В книге «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу представил принципиально новую философию человеческой природы: расширяя представление как о личности, так и о ее возможных пределах, внутренних ценностях, заложенных в каждом из нас. Один из создателей гуманистической концепции науки, Маслоу был глубоко убежден: честность, доброта, великодушие, любовь — исконно человеческие качества; недооце­нивание их важности искажает картину мира. Нельзя разобраться в человеке, если игнорировать его высокие устремления.

Сам Маслоу писал:

Если бы вы попросили меня кратко изложить основной тезис этой книги, то я бы сказал так: «Психология много толковала о человеческой природе, но кроме этой природы человек имеет еще и высшую природу, и эта его природа инстинк­то­подобна, то есть является частью его сущности».

С другой стороны, в своем труде Абрахам Маслоу рассматривает и регрессивные черты, также свойственные человеку, — и помогает разобраться с тем, почему порой не удается личностный рост, почему людей могут пугать проявления таких ценностей, как правда, красота, добродетель.

Всесторонний же разбор человеческой личности приводит к пониманию того, как людям делать свою жизнь осмысленной и счастливой. А есть ли что-либо более значительное?

1. Наука

1.1. Наука — творение человека; она проистекает из человеческих мотивов, стремится к человеческим целям, с наукой работают люди. Соответ­ственно, то, что составляет науку — ее законы, организация, формулировки, — связано не только с природой изучаемой ею реальности, но и с природой человека.

1.2. У ученых, естественно, есть множество потребностей:

  • общечело­веческие, базовые: потребности в пище, безопасности, защите, социальных связях, любви, уважении и самоуважении, положительной репутации, общественном положении, самоакту­а­лизации. Эти потребности — самые изученные; фрустрация в них ведет к психопа­тологии.
  • когнитивные: потребности в познании и в понимании (потребность в философской, теологической, ценностной теории). Они несколько менее изучены, однако вполне известны.
  • эстетические: потребности в красоте, симметрии, простоте, завершенности, порядке.
  • экспрессивные: потребности в эмоциональном и двигательном самовыражении.

Эстетические и экспрессивные потребности изучены менее всего.

Большинство людей движимы одновременно многими потребностями; противо­по­ложность — один всеобъемлющий, побуждающий к деятельности мотив — редкое явление.

1.3. Нет смысла противо­по­ставлять разум и животное начало, импульс и здравый смысл. У здорового человека они не противоречат, не противо­действуют друг другу. Если же есть несоответствие или, тем более, антагонизм — мы имеем дело с патологией.

Аналогично не должно быть противоречия между разумом и любовью.

1.4. Наука — одна из проекций человеческой природы.

Наука основана на ценностях и сама является ценностной системой. Ценности вносят искажения в восприятие действи­тельности — чтобы компенсировать это, надо осознавать и наличие ценностей, и их влияние.

1. 5. Человек следует и законам природы, и исключительно человеческим законам (в том числе — в сфере желаний, страхов, надежд). Влияние культуры куда больше, чем мы предполагаем. Человек должен разобраться, насколько это влияние искажает его восприятие.

1.6. Наука — работает ли она с природой, обществом или человеком — один из способов постижения реальности. Творческая деятельность настолько же ценна, как и научная. Более того — не всегда легко отделить ученого от не-ученого, не всегда есть надежные критерии.

Приближение к истине дают и наука, и искусство, и философия, и поэзия.

1.7. Уверенный в себе, спокойный, счастливый, здоровый человек (любой специальности) намного результативнее коллеги, который в себе не уверен, несчастен, тревожен и нездоров; в частности еще и потому, что второй неизбежно искажает воспринимаемую реальность «под себя».

1.8. Предназначение ученых — формулировать вопросы и искать на них ответы.

2. Теория мотивации

2.1. Индивидуум — интегри­рованное, организованное целое. Мотивации и потребности касаются всего индивидуума. Так, голодный человек по-другому мыслит и воспринимает мир, у него иначе функционирует память и генерируются иные эмоции.

То, что одна потребность проще другой (например, потребность в еде проще потребности в любви) — лишь иллюзия.

Продолжение — на Smart Reading

Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 600 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Пример озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

«Установление личности» за 4 минуты. Краткое содержание рассказа Дойла

: У девушки, обладающей хорошим приданым, перед самым венчанием исчезает жених. Шерлок Холмс выясняет, что роль жениха играл отчим девушки, не желавший упускать доход от её состояния.

Доктор Уотсон и Шерлок Холмс сидят в его квартире на Бейкер-стрит и рассуждают о том, что «жизнь несравненно причудливее, чем всё, что способно создать воображение человеческое». Выглянув в окно, сыщик заявляет, что видит одну из своих будущих клиенток. Вскоре раздаётся звонок в дверь. Вошедшая взволнованная женщина «в тяжёлом меховом боа, с большим красным пером на кокетливо сдвинутой набок широкополой шляпе» умоляет найти пропавшего жениха.

Продолжение после рекламы:

Мисс Мэри Сазерлэнд жила вместе с матерью и отчимом, мистером Уиндибенком. От дяди ей досталось небольшое состояние, ренту с которого, не желая быть «обузой дома», она отдавала в семью, а сама зарабатывала перепиской на машинке. Оставшуюся после смерти отца паяльную мастерскую отчим заставил продать — ему, коммивояжёру по продаже вин, содержать её было «не к лицу». К падчерице он относился строго и не любил, когда она выходила в свет, считая что «женщина должна довольствоваться своим семейным кругом».

Однажды союз газопроводчиков, в котором раньше состоял отец, прислал матери билеты на ежегодный бал, и мисс Сазерленд, несмотря на недовольство отчима и воспользовавшись его деловым отъездом, решила пойти вместе с ней. Там она познакомилась с мистером Госмером Эйнджелом. Вскоре они начали встречаться тайком от отчима.

«Он был очень застенчив, мистер Холмс. Он охотнее гулял со мною вечером, чем днём, не любил привлекать к себе внимание. Он был очень сдержан и учтив. Даже голос у него был тихий-тихий». Где живёт и работает Госмер, она точно не знала, а все письма адресовала в почтовое отделение на Леднхолл-стрит до востребования.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вскоре Госмер предложил обвенчаться. Отчима в это время не было дома, и мать уговаривала дочь не сообщать ему о венчании, но та всё-таки послала письмо, которое, не застав мистера Уиндибенка, вернулось обратно. В день венчания кэб, в который сел жених, к удивлению кучера и собравшихся приехал к церкви пустым. Будто предчувствуя какую-то опасность, Госмер постоянно твердил, что невеста должна верить ему и ждать его, даже если случится что-нибудь непредвиденное.

Холмс советует мисс Сазерлэнд забыть Госмера. Раскурив трубку и поразмыслив о материалах дела, он отправляет два письма: одно в фирму отчима, а другое лично мистеру Уиндибенку с просьбой зайти.

Следующим вечером на Бейкер-стрит является мистер Уиндибенк. «Полагаю, что это письмо на машинке, в котором вы обещаете прийти ко мне в шесть часов вечера, написано вами?» — осведомляется Холмс и после утвердительного ответа заявляет, что шрифты в его ответе и письмах неуловимого Госмера совпадают. Уиндибенк, «озираясь, как крыса, попавшая в крысоловку», падает на стул.

Продолжение после рекламы:

Мисс Сазерлэнд обладала приличным доходом, и чтобы она, выйдя замуж, не изъяла эти деньги из семейного бюджета, отчим при содействии жены решил сыграть роль жениха. Оставив её перед самым венчанием, Уиндибенк рассчитывал, что та не скоро оправится от потрясения и некоторое время ей будет не до любви.

«Это… это — неподсудное дело», — заявляет Уиндибенк. При виде его наглой усмешки, Холмс хочет снять со стены хлыст и проучить мерзавца, но тот выскакивает за дверь и убегает со всех ног. Холмс решает не сообщать мисс Сазерленд о происшедшем, ибо «опасно отнимать у тигрицы тигрёнка, а у женщины её заблуждение».

Как власть формировала личность советского гражданина: Лекторий: Библиотека: Lenta.ru

В Сахаровском центре при содействии Фонда Егора Гайдара прошла первая дискуссия цикла «Четверть века без СССР: Ad Memoriam». В ней приняли участие социолог Лев Гудков, демограф Анатолий Вишневский и культуролог Виталий Куренной. Они обсудили, как советская власть формировала образ нового человека, каким он стал и куда ушел. «Лента.ру» записала основные тезисы их выступлений.

Куренной:

Виталий Куренной

Идея о возможности целенаправленного конструирования человека с помощью модуляции контекстуальных и социальных условий, — столп всей советской антропологии. Еще Николай Бухарин, выступая на I Педологическом съезде, говорил, что если мы не сможем справиться с историческим, социальным наследием прошлого, то вся революция напрасна. Согласно этому мнению, социум можно изменить вручную.

Это был великий антропологический миф, зашитый в структуру советской власти, — вся ее легитимация строилась на том, что она уполномочена творить будущее. Это вдохновляло (и продолжает вдохновлять) власть на создание идеологических моделей.

Идея новой антропологической конструкции была осознана большевиками сразу после того, как они захватили и удержали власть. Начиная с 1920-1921 годов, проблематика культуры и культурной антропологии становится для Ленина ключевой. Объявление нэпа (новой экономической политики) также было и началом политики реализации программы культурной революции. Именно в ее рамках предстояло конструирование нового человека. Владимир Ильич хорошо понимает, что решение базисных марксистских задач не приводит к нужному результату. Значит, просто нужен гражданин другого типа. На культурную революцию возлагаются большие надежды.

На последнем предвоенном съезде ВКП(б) в 1939 году Сталин в своем пленарном докладе объявляет, что задачи культурной революции в основном выполнены. Это был фундаментальный, дорогостоящий проект. За годы второй пятилетки 60 процентов ВВП направлялись на реализацию социально-культурной политики в РСФСР. Естественно, эти гигантские средства также шли и на национально-культурное строительство.

По мнению Ленина, решение задач культурной революции, выращивание нового человека, не выполнено до конца, пока все носители старой культуры не устранены, — исправить их невозможно. Именно поэтому был развернут Большой террор.

Физкультурный парад на Красной площади. Москва, 1939 год

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Гудков:

Каждый тоталитарный режим исходит из идеи построения принципиально нового общества. Его основой должен быть новый человек, воспитанный в новых институциональных условиях. Здесь очень важен не только институциональный контекст, но и практики формирования социума: идеология, полный контроль над системой социализации, государственная организация труда, подчинение всего политическим целям и так далее.

Любой тоталитаризм сочетает, казалось бы, две несовместимые вещи. Это архаика как утопия и модерн как средство реализации утопии. Важно, что именно архаичные представления начинают выстраиваться как образ будущего, как средство легитимации власти и основа для манипулирования общественным сознанием и установления институтов массового подчинения. Принудительная практика внедрения лозунгов, социализация, воспитание изменяют структуру личности человека и его жизненные стратегии.

Куренной:

В ходе этого проекта рационального конструирования нового человека ликвидировались все институты традиционного общества, они были заменены на новые, советские. Они существовали бок о бок с огромной теневой сферой: экономикой, распределительной системой благ, величайшей лагерной культурой, которая эксплицитно себя противопоставляла внешней системе.

Все наблюдаемые процессы, связанные с криминализацией, гигантским теневым сектором, в действительности являются инертным следствием этой советской модели построения нового человека. Например, когда советские суды перестали работать, вместо них возникла воровская стрелка.

В этом выражается особенность нового антропологического субъекта, например его чрезвычайное отчуждение от государства. Даже человек, находившийся внутри иерархии, все равно считал, что это государство нужно каким-то образом «кинуть». Все, что называется у нас коррупцией, — это, по сути, внутреннее отчуждение людей внутри государственного аппарата сверху донизу. Отличие мышления представителей власти от диссидентского здесь связано исключительно с положением первых в центральной иерархии. Выйдя из нее, они моментально превращаются в яростных ее критиков.

Гудков:

Прежде всего, советский человек адаптировался к репрессивному государству. Он представлял собой личность с двойным сознанием, принявшую свое положение по отношению к внешнему миру как исключительное. Это человек закрытого социума, и исключительность здесь работает как барьер между «своими» и «чужими». Важная его характеристика — сознание враждебного окружения нового общества и необходимости постоянной борьбы с внутренними и внешними врагами, то есть идея негативной идентичности, где самоутверждение «от противного» очень важно.

Для такого человека характерен иерархический эгалитаризм. Он демонстративно идентифицирует себя с властью, поскольку она аккумулирует в себе все коллективные ценности, монополизируя право говорить от лица народа и тем самым навязывая с помощью террора принудительное типовое всеобщее воспитание. У человека возникает представление о том, что власть устроена иерархически, и на каждом уровне существует свой собственный порядок и свои системы отношений. На то, что положено чиновнику, не может претендовать обыватель.

Такое отношение партикулярной зависимости воспроизводится на всех этажах. Это порождает, во-первых, очень мощный внутренний потенциал агрессии, двойственное отношение, преклонение перед властью, поскольку она — держатель коллективных ценностей. С другой стороны, возникает зависть и крайнее неуважение к власти.

Следующий момент, связанный с адаптацией к доминирующему и пронизывающему все и вся государственным насилием, — ориентация на простоту, на самые примитивные формы существования, уравнительное сознание. Отчасти это связано с распределительной экономикой и превращением государства в некую фабрику или казарму. С другой стороны, возникает уход от этого контроля в виде ориентации на физическое выживание.

Общая идеология представляет собой мобилизационный проект для построения нового общества. Но мобилизованное состояние не может быть хроническим, и поэтому возникает множество таких форм, которые позволяют адаптироваться или уходить от этого контроля и насилия. Начинается игра, которую Юрий Левада называл игрой в лояльность, очень похожая на старую советскую формулу «они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем». Это адаптация через снижение запросов, высоких представлений. В конечном итоге ее результатом становится тотальная аморальность как способ выживания, постоянная интенция на снижение, упрощение жизни. У человека формируется очень короткий горизонт памяти и возникают механизмы вытеснения опыта насилия из сознания.

В кабинете химии во время занятий в строительном профессионально-техническом училище, 1973 год

Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Социальный капитал индивидуума, существующего в подобной системе, чрезвычайно низок. Такое недоверие не только на институциональном, но и на других уровнях, дает право в свою очередь обманывать других. Поэтому областью доверия ограничивается только очень узким кругом близких людей. Этот опыт адаптации к репрессивному государству через понижение запросов, представлений о человеке, постоянные интенции на упрощение и примитивность, на вытеснение всего неприятного, с чем человек не в состоянии справиться, — все это и начинает составлять структуру личности.

Как говорят психологи, это структура слабой личности, не имеющей собственных убеждений, но готовая принять любую компенсацию в виде утешительных идеологических мифов вроде измышлений о великой державе, героическом прошлом. Государство поддерживает их благодаря созданию и поддержанию коллективных ритуалов.

Вишневский:

Анатолий Вишневский

Ключевым моментом XX века для советского общества стало его превращении из сельского в городское. Но это долгий процесс, ведь существует промежуточный период полугородского-полусельского социума. Им очень легко манипулировать, поскольку когда общество устойчивое, то у него есть определенные принципы поведения, и с ним ничего не сделаешь. Когда же люди меняются, переходят из одного состояния в другое — здесь они очень чувствительны ко всякого рода воздействиям.

Весь XX век наше общество в основной его массе составляли сельские уроженцы или, в крайнем случае, горожане в первом поколении. Такая трансформация сильно влияла на социум и различные комплексы его поведения. Всплески массовых репрессий и другие подобные явления, которые казались неожиданными, были связаны с переходностью, маргинальностью нашего общества, не исчезнувшей до сих пор.

По-настоящему оценить советский период, его опыт и результаты не так просто. Даже Сахаров и Солженицын по-разному воспринимали его, и это только указывает на всю его сложность.

Гудков:

Один из первых проектов ВЦИОМ в 1988 году состоял в регистрации механизмов и форм распада советской системы, ведь уходило поколение, которое было в чисто демографическом смысле наиболее характерным носителем ценностей прошлой системы. С уходом этих людей, по мнению социолога Юрия Левады, должны были исчезать ее установки, представления и опыт существования.

Казалось, наши первые массовые исследования подтверждали эту идею, потому что хранителем советских представлений были именно группы пожилых людей, а молодые становились более толерантными и ориентированными на европейские ценности. Но самое главное заключается в том, что они выступали как движущая сила для перемен. После первого замера мы думали, что станем следить, как по мере демографического убытия старого поколения и вхождения в жизнь людей, не имевших опыта советского существования, общество и вся система будут меняться. Но уже второй замер 1994 года вызвал недоумение, а результаты 1999 года и далее до 2012 года показали, что этот человек не уходит и продолжает воспроизводиться.

Это происходит потому, что значительная часть институтов советского времени никуда не делась. Они определяют социальный контекст повседневности человека. Так что я думаю, что подобный антропологический тип будет воспроизводиться по крайней мере еще два-три поколения.

Люди, сформировавшиеся во время перестройки, обладают памятью и некоторыми способностями, необходимыми для изменения советской системы. В то же время нынешняя молодежь выступает носителем советских ценностей. Произошел интересный переброс опыта уходящего поколения, дедов, к нынешнему молодому поколению, которое входило в жизнь начиная с 2000-х годов. Оно в наибольшей степени провластное, поддерживающее курс на неотрадиционализм и культивирование приоритета государственных интересов над личными.

Санкционированное альтернативное шествие по Садовому кольцу 7 ноября 1989 года, организованное рядом самодеятельных общественно-политических организаций

Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Воспроизведение молодежью советских стандартов — это отчасти компенсация распада СССР. Соединяя новые потребительские стандарты и ориентации, молодые люди нуждаются в санкционированном представлении о великой державе, героическом прошлом, Победе как главной коллективной ценности и опорном символе. У них такие ценности воспроизводятся в гораздо большей степени, чем среди 50-60-летних людей.

Вишневский:

Черты, характерные для советского человека, в значительной степени маргинальны. Наблюдая за демографическим поведением людей, видно, что они ведут себя совсем не так, как их родители, но как любой европейский человек. Хотя сейчас появляются ревнители традиционной морали, это ничего не может изменить, ведь люди уже ведут себя по-другому.

90-е годы ознаменовали серьезные перемены в семейном, брачном, родительском поведении. Статистика подтверждает, что если человек чувствует себя свободным в своей личной жизни, он рано или поздно будет чувствовать себя свободным во всем.

Психическое здоровье

Психическое здоровье

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

 

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

 Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.

 

  Показателями психического здоровья являются:

  • эмоции
  • мышление
  • память
  • темперамент
  • характер

 

 Факторы, которые разрушают психику человека:

  • Вредные воздействия окружающей среды.
  • Физические болезни.
  • Генетически запрограммированные модели поведения.
  • Различные зависимости и привыкания.
  • Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.

Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.

 

Чем характеризуется психическое здоровье?

 

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.

 

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:

  • свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
  • танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.

5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.

10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

 

                               Как сохранить свое психическое здоровье?

  • Правильное питание.
  • Физическая активность.
  • Принимайте свои чувства.
  • Управляйте своими эмоциями.
  • Знайте свои слабые места.
  • Развивайте свои таланты и интересы.
  • Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
  • Научитесь улыбаться.
  • Преодоление зависимостей.
  • Стрессоустойчивость.
  • Изменить образ мышления.

Важно:

  • по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
  • искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
  • перестать критиковать  все подряд от соседей и начальства до правительства;
  • не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
  • не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
  • положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.

 

Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.

 

 

 

 

ПКБ № 5 — Органическое расстройство личности

Данное психическое заболевание обусловлено повреждением головного мозга в результате травмы, интоксикации, инфекции. Таким образом, здесь мы имеем дело с последствиями грубого повреждения ткани центральной нервной системы.

Этот вид психической патологии мало известен среди широких кругов общественности. Между тем, среди пациентов нашей больницы органическое расстройство личности лишь немного уступает шизофрении по частоте. Это и не удивительно, ведь неблагоприятные воздействия на головной мозг чрезвычайно распространены, особенно среди мужской части населения (взять хотя бы хроническую алкогольную интоксикацию и травмы головного мозга).

Часто встречающийся диагноз: «Органическое расстройство личности, в связи со смешанными заболеваниями». Подобная формулировка диагноза стала применяться в России с 1990-х годов, по мере введения в практику Международной классификации болезней Десятого пересмотра (МКБ-10). Она означает, что у пациента имеется органическое поражение головного мозга, обусловленное сочетанием двух или более причин.

Как следует из названия данного заболевания, в его клинической картине ведущим является органический психосиндром.

В наиболее легкой форме этот синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, утомляемостью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. Возникает эмоциональная лабильность, склонность к сентиментальности, слезливости, что сочетается с раздражительностью. Пациент часто жалуется на головные боли, особенно при неустойчивой погоде (- метеозависимость). Нередки также жалобы на плохую переносимость транспорта, духоты, то есть ситуаций, когда в воздухе помещения снижена концентрация кислорода. У детей и подростков при наличии этого синдрома иногда отмечается снохождение или сноговорение.

По мере усугубления психоорганического синдрома нарастают нарушения мышления, памяти, эмоций. Мышление становится вязким, обстоятельным. При рассказе о чем-либо пациент начинает вдаваться в малозначительные конкретные подробности, отвлекаясь от основной темы. Словарный запас становится бедным, в речи прослеживается склонность к неоправданному повторению одних и тех же фраз и слов, иногда же имеется тенденция к примитивной рифмовке обыденной речи. Для психических процессов у этих больных характерна инертность, с медленной врабатываемостью при выполнении каких-либо задач. Снижается память — как на недавние, так и на отдаленные по времени события. Нарушаются критические способности. Пациент может верно различать плохое и хорошее, но в отношении окружающих легко совершает неправильные поступки, делает бестактные высказывания. Эмоции отличаются грубостью, примитивностью, заостряются негативные характерологические черты, которые были свойственны человеку в прошлом, но которые он ранее старался не выставлять напоказ. Характерна хвастливость, преувеличение своих заслуг, что бывает сопряжено с эйфоричностью. Она может сменяться тоскливо-злобным, мрачным настроением. Время от времени возникают бурные аффективные вспышки (то есть состояния сильного эмоционального возбуждения), даже по незначительным поводам. Нередко это случается неожиданно для окружающих. В таком состоянии больной утрачивает контроль за своими поступками, сознание как бы суживается, — человек не обращает внимание ни на что, кроме сиюминутной задачи «покарать» мнимого или реального обидчика. Именно по такому механизму многие наши пациенты совершают общественно-опасные деяния, в том числе убийства.

При усугубляющихся органических изменениях личности происходит социальная дезадаптация. У детей и молодежи возникают трудности с учебой, а взрослые снижаются в профессиональном плане или теряют работу. Ухудшаются отношения с близкими. Пациенты прибегают к спиртному или к наркотикам как к средству отвлечения от своих проблем. Между тем, у больных с психоорганическим синдромом чаще, чем у других случаются патологические формы алкоголизации и наркотизации, в том числе — амнезия (запамятование) событий, связанных с опьянением, алкогольные делирии («белая горячка»). Тем самым риск криминальных поступков больных повышается еще больше.

На фоне прогрессирования психоорганического синдрома присоединяются неврологические нарушения, в том числе судорожные припадки (пароксизмы). У детей бывает ночной диурез, который является одной из форм пароксизмальных нарушений.

Лечение включает препараты, улучшающие обмен веществ и кровоснабжение в головном мозге, в частности, ноотропы. Кроме того, применяются противосудорожные препараты. Некоторые из них не только предотвращают эпиприпадки, но действуют и как нормотимики, то есть сбивают повторяющиеся колебания настроения, корригируют поведение. К таким противосудорожным препаратам относятся габапентин, карбамазепин, ламотриджин. При психомоторном возбуждении, агрессивном поведении приходится применять и нейролептики. После снятия острых симптомов присоединяется психотерапия, трудотерапия, которые должны носить систематический характер.

Прогноз при органическом расстройстве личности во многом зависит от того, насколько прочными будут установки больного на воздержание от вредностей, усугубляющих основное заболевание. Прежде всего это касается употребления алкогольных напитков и наркотиков. Само же повреждение головного мозга практически нельзя бывает устранить и восстановить начальную тонкую архитектуру центральной нервной системы.

Расстройства личности: теория, исследования и лечение

Входящий (2022) Редактор

Джошуа Д. Миллер, доктор философии
Университет Джорджии, США

Поступающий (2022) Заместитель редактора

Карла Шарп, доктор философии
Хьюстонский университет, США

Поступающие (2022) Рецензенты редакционной коллегии

Хайме Л. Андерсон, доктор философии
Государственный университет Сэма Хьюстона, США

Бо Бах, доктор философии
Психиатрическая больница Слагельсе, Дания

Митья Д.Back, PhD
Университет Мюнстера, Германия

Р. Майкл Бэгби, доктор философии, ABAP
Университет Торонто, Канада

Ариэль Баскин-Соммерс, доктор философии
Йельский университет, США

Джозеф Э. Бини, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Дэниел М. Блониген, доктор философии
VA Palo Alto Health Care System, США

Борновалова Марина Александровна, к.м.н.
Университет Южной Флориды, США

Александр Л.Чепмен, доктор философии, Р. Псих
Университет Саймона Фрейзера, США

Джон Ф. Кларкин, доктор философии
Медицинский колледж Вейл Корнелл в пресвитерианской больнице Нью-Йорка, США

Дженнифер С. Чивенс, доктор философии
Государственный университет Огайо, США

Lois W. Choi-Kain, MD, M.Ed.
Институт расстройств личности Гундерсона, Гарвардская медицинская школа, США

Аллан Д. Клифтон, доктор философии
Колледж Вассар, США

Шейла Кроуэлл, доктор философии
Университет штата Юта, США

Барбара Дж.Де Клерк, доктор философии
Гентский университет, Бельгия

Филип Де Фрюйт, PhD
Гентский университет, Бельгия

Карен Дж. Дерефинко, доктор философии
Научный центр здоровья Университета Теннесси, США

Кэтрин Ли Диксон-Гордон, доктор философии
Массачусетский университет в Амхерсте, США

Лаура Э. Дрислейн, доктор философии
Государственный университет Сэма Хьюстона, США

Джанин Д.Флори, доктор философии
Медицинская школа Икан на горе Синай, США

Питер Фонаги, OBE FMedSci FBA FAcSS
Университетский колледж Лондона, Великобритания

Андреа Фоссати, доктор философии
Vita-Salute Университет Сан-Рафаэле, Италия

Андреа Гленн, доктор философии
Университет Алабамы, США

Марианна Гудман, доктор медицины
Медицинский центр Джеймса Петерса, штат Вирджиния, США

Ким Л.Грац, доктор философии
Университет Толедо, США

Брин Ф. С. Греньер, доктор философии
Университет Вуллонгонга, Австралия

Майкл Н. Холлквист, доктор философии
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, США

Сабина К. Херпертц, доктор медицины
Гейдельбергский университет, Германия

Кристофер Дж. Хопвуд, доктор философии
Калифорнийский университет в Дэвисе, США

Йост Хутсебаут, доктор философии
Национальный институт расстройств личности Де Вирспронга, Нидерланды

Люк Уильямсон Хайд, доктор философии
Мичиганский университет, США

Керри Л.Джанг, доктор философии
Университет Британской Колумбии, Канада

Александра Каурина, к.м.н.
Университет Виттена / Хердеке, Германия

Джон Г. Кернс, доктор философии
Университет Миссури, США

Томас Р. Квапил, доктор философии
Иллинойсский университет в Урбане-Шампейн, США

Джастин А. Лавнер, PhD
Университет Джорджии, США

Марк Ф. Ленценвегер, PhD
Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне, США

Кеннет Леви, доктор философии
Государственный университет Пенсильвании, США

Патрик Лютен, доктор философии
Левенский университет, Бельгия

Дональд Линам, доктор философии
Университет Пердью, США

Дженни Макфи, доктор философии
Университет Теннесси в Ноксвилле, США

Джессика Мэйплс-Келлер, доктор философии
Университет Эмори, США

Кристиан Э.Маркон, доктор философии
Университет Айовы, США

Маргарет Макнамара МакКлюр, доктор философии
Университет Фэрфилда, США

Ларс Мехлум, MD, PhD
Университет Осло, Норвегия

Лесли К. Мори, доктор философии
Техасский университет A&M, США

Стефани Н. Маллинс-Свитт, доктор философии
Государственный университет Оклахомы, США

Инга Нидтфельд, PhD
Центральный институт психического здоровья, Германия

Брайан О’Коннор, доктор философии
Университет Британской Колумбии, Канада

Томас Ф.Олтманнс, доктор философии
Вашингтонский университет, Сент-Луис, США

Кристофер Дж. Патрик, доктор философии
Государственный университет Флориды, США

Аарон Л. Пинкус, доктор философии
Государственный университет Пенсильвании, США

Дуглас Б. Сэмюэл, доктор философии
Университет Пердью, США

Чарльз А. Сэнислоу, доктор философии
Уэслианский университет, США

Шеннон Зауэр-Завала, доктор философии
Университет Кентукки, США

Лори Н.Скотт, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Мартин Селлбом, доктор философии
Университет Отаго, Новая Зеландия

Сьюзан С. Саут, доктор философии
Университет Пердью, США

Стефани Д. Степп, доктор философии
Медицинский факультет Университета Питтсбурга, США

Тимоти Трулл, доктор философии
Университет Миссури, США

Дэвид Д. Вашон, доктор философии
Университет Макгилла, США

Саломея Ванвоорден, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Эделин Верона, доктор философии
Университет Южной Флориды, США

Колин Визе, доктор философии
Университет Пердью, США

Эми У.Вагнер, канд.
Портлендский медицинский центр, штат Вирджиния, США

Ребекка Уоллер, доктор философии
Пенсильванский университет, США

Эшли Л. Уоттс, доктор философии
Университет Миссури, США

Кэтрин Винспер, доктор философии
Уорикский университет, Великобритания

Эйдан Г.К. Райт, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Йоханнес Циммерман, доктор философии
Кассельский университет, Германия

Исходящий редактор

Томас А.Видигер
Университет Кентукки

Исходящие рецензенты редакционной коллегии

Стив Балсис
Техасский университет A&M

Говард Беренбаум
Иллинойсский университет в Урбане-Шампейн

Джеймс Блэр
Национальный институт психического здоровья

Даниэль Блониген
VA Palo Alto Health Care System

Борновалова Мариина Александровна
Университет Южной Флориды

Уильям Кэмпбелл
Университет Джорджии

Александр Чапман
Университет Саймона Фрейзера

Джон Кларкин
Медицинский колледж Вейл Корнелл в пресвитерианской больнице Нью-Йорка

Аллан Д.Клифтон
Колледж Вассар

Шейла Кроуэлл
Университет штата Юта

Карла Кметт Дэниэлсон
Медицинский университет Южной Каролины

Стейси Б. Дочери
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

Барбара Дж. Де Клерк
Гентский университет

Филип Де Фрюйт
Гентский университет

Карен Дерефинко
Центр медицинских наук Университета Теннесси

Колин ДеЯнг
Миннесотский университет

Кэтрин Ли Диксон-Гордон
Массачусетский университет в Амхерсте

Джанин Флори
Медицинская школа Икана на горе Синай

Питер Фонаги
Университетский колледж Лондона

Андреа Фоссати
Vita-Salute San Raffaele University

Андреа Гленн
Университет Алабамы

Дайан Кэрол Гудинг
Университет Висконсина в Мэдисоне

Ким Грац
Университет Толедо

Майкл Н.Hallquist
Государственный университет Пенсильвании

Сабина К. Херпертц
Гейдельбергский университет

Брайан М. Хикс
Мичиганский университет

Джилл М. Хули
Гарвардский университет

Кристофер Дж. Хопвуд
Калифорнийский университет в Дэвисе

Керри Джанг
Университет Британской Колумбии

Джон Кернс
Университет Миссури

E.Давид Клонски
Университет Британской Колумбии

Матк Ф. Ленценвегер
Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне

Кеннет Леви
Государственный университет Пенсильвании

Скотт Лилиенфельд
Университет Эмори

Патрик Лютен
Левенский университет

Дональд Р. Линам
Университет Пердью

Дженни Макфи
Университет Теннесси в Ноксвилле

Кристиан Маркон
Университет Айовы

Маргарет МакКлюр
Университет Фэрфилда

Джошуа Д.Миллер
Университет Джорджии

Лесли Мори
Техасский университет A&M

Стефани Н. Маллинс-Свитт
Государственный университет Оклахомы

Мэтью К. Нок
Гарвардский университет

Брайан О’Коннор
Университет Британской Колумбии

Джоэл Пэрис
Институт общественной и семейной психиатрии

Кристофер Дж. Патрик
Государственный университет Флориды

Аарон Л.Pincus
Государственный университет Пенсильвании

Эльза Роннингстам
Гарвардская медицинская школа при больнице Маклина

Марк Захари Розенталь
Университет Дьюка

Дуглас Сэмюэл
Университет Пердью

Чарльз А. Сэнислоу
Уэслианский университет

Мартин Селлбом
Университет Отаго

Карла Шарп
Хьюстонский университет

Сьюзан Саут
Университет Пердью

Стефани Степп
Медицинский факультет Питтсбургского университета

Дэвид Р.Сильный
Калифорнийский университет в Сан-Диего

Дженнифер Л. Тэкетт
Северо-Западный университет

Июнь Прайс Танни
Университет Джорджа Мейсона

Тим Трулл
Университет Миссури

Дэвид Д. Вашон
Университет Макгилла

Эми В. Вагнер
Портлендский медицинский центр, штат Вирджиния

Эйдан Г.К. Райт
Питтсбургский университет

Дастин Вигант
Университет Восточного Кентукки

Ширли Йен
Университет Брауна

Мэри К.Занарини
Гарвардская медицинская школа при больнице Маклина

Новое исследование ставит под сомнение универсальность «большой пятерки»

Немногие психологические теории имеют такую ​​же поддержку, как личностные черты «большой пятерки» — открытие, что личности людей можно описать вариациями по пяти основным параметрам: открытость новому опыту, сознательность, экстраверсия / интроверсия, покладистость и невротизм. Но новое исследование небольшого южноамериканского племени поставило под сомнение универсальность пятифакторной модели.

Согласно исследованию, опубликованному 17 декабря в журнале Journal of Personality and Social Psychology