Структура личность: Урок 3. Личность в психологии

Содержание

Структура личности — Психологос

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  1. Когнитивная сфера — все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
  2. Аффективная сфера — все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь, это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
  3. Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. См.→
  4. Сознание и бессознательное…
  5. Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→
  6. Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→
  7. Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→
  8. Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть. См.→
  9. Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→
  10. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее «Я»: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело — их господин, душа и ум — их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа — помощники духа, а тело — воспитуемый ими ребенок.

Структура проблемной личности

Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты… См.→

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Структура личности — Записки философа-практика — LiveJournal

Каждый человек – это личность, индивидуальность которой определяется жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций. Личностьперсонифицированная совокупность биологических и социальных свойств человека, важнейшими из которых являются социальные составляющие, проявляющиеся в общественной деятельности человека. Это системное качество, приобретаемое человеком в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в социальные отношения и освоения накопленного социального опыта. Развитие личности происходит в процессе всей жизни человека. Личность начинает формироваться в раннем детстве, далее этот процесс происходит в ходе пребывания в образовательных учреждениях и трудовых коллективах, предъявляющих соответствующие требования к поведению каждого человека. Формирование личности в коллективе происходит как путём невольного подражания общепринятым и групповым нормам, так и сознательного усвоения выдвигаемых требований.

Каждая личность является сочетанием различных компонентов: а) характерных для всего общества; б) особенных для определённого коллектива; в) индивидуальных для конкретного человека и определяемых его наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и об её внешней структуре как принадлежности к определённым социальным группам.

1.  Внутренняя структура личности

Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:

·        сложившуюся в сознании личности психологическую среду, направленность личности: систему потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрение;

·        психологические средства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;

·        психические свойства личности: характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д.;

·        физиологические, наследственные качества: темперамент и пр.

Рассмотрим содержание отдельных элементов внутренней структуры личности работника.

1.     Потребность можно определить как нужду человека в чём-либо, побуждающую к необходимости действий. Потребность всегда связана с деятельностью и определяет активность личности. С одной стороны, она стимулирует деятельность, выступает её причиной. С другой стороны, сама деятельность выступает основанием потребностей, обуславливает их.

Потребность выступает как единство её объективной и субъективной сути. Объективная сторона определяется конкретным предметом потребности и характеризуется следующими факторами: а) собственно конкретным предметом потребности; б) объективной средой – ситуацией удовлетворения потребности, благоприятствующей этому или нет; в) объективными средствами удовлетворения потребности; г) объективной ценностью удовлетворения потребности и усилий, необходимых для её удовлетворения.

Субъективная сторона потребности – это внутреннее восприятие человеком предмета потребности, отношение к нему, определённая степень притязания на этот предмет. Субъективные характеристики потребности: а) образ предмета потребности в сознании человека; б) субъективная среда: внутренняя система потребностей человека, уровень её развития и состояние в данный момент; в) субъективные средства: возможности (способности) личности удовлетворить потребность; г) субъективная ценность удовлетворения потребности.

Потребности развиваются вместе с развитием общества, никогда не достигая предела. Именно постоянное воспроизводство неудовлетворённых потребностей, обусловленное их расширением и трансформацией, служит важным побуждением к человеческой деятельности и развитию производства. Определяемые производством потребности, в свою очередь, активно воздействуют на его развитие, ведь и само производство возникает ради удовлетворения каких-то потребностей.

Потребности людей реализуются через их способности. Чтобы удовлетворить какую-то потребность, нужно приложить способности к созданию материальных и духовных ценностей. Удовлетворяя потребности, которые возникли на той или иной стадии развития общества, люди изменяются сами, совершенствуют свои способности. Их потребности не только расширяются, умножаются количественно, но и преобразуются качественно. При этом важно, чтобы каждый человек умел разумно пользоваться постоянно растущими материальными и духовными возможностями, предоставляемыми ему обществом, видел их органичную связь с результатами своего труда.

Осознанная личностью потребность становится её интересом, преломляется в цели, желания, стремления к чему-либо, притязания на какой-то предмет потребности, определяемые ценностными ориентациями.

2.     Ценностные ориентации – это относительно устойчивые, социально обусловленные отношения личности к материальным и духовным благам, которые выступают для неё как цель или средство удовлетворения своих потребностей. Можно также сказать, что это идеологические, моральные эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности.

3.     С ценностными ориентациями тесно связаны социальные установки людей – их отношение к тем или иным явлениям. Социальные установки влияют на эмоциональную реакцию, отношение людей, например, к различным переменам в работе, требуют психологической подготовки нововведений.

4.     Существенную роль в мотивации поступков людей играют их притязания и ожидаемость их удовлетворения. Удовлетворение притязаний повышает настроение и трудовую активность, создаёт атмосферу оптимизма. Зная притязания и ожидания личности, руководитель может найти приемлемые формы регулирования поведения работника.

Психологические средства личности.

5.     Способности человека – предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия – являются условиями осуществления того или иного вида деятельности и определяются природными данными, а также опытом, навыками и умениями. В основе способностей лежит одарённость, но их можно развить в процессе обучения и воспитания, активной общественной деятельности. Умелое использование способностей работника во многом зависит от руководителя. Если поручить сотруднику ту работу, к которой он более расположен, которая больше соответствует его способностям, следует ожидать и лучшего результата работы, и лучшего взаимопонимания с работником.

6.     Возможности – способности, определяющие успех человека в его деятельности.

Психические свойства личности.

7.

Структура личности — 10 самых знаменитых подходов

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в конфликт, или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем сознания, обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания качествами, которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Структура личности: философия

Под личностью подразумевают конкретного человека, которому присущи только ему проявления своеобразных умственных, волевых, эмоциональных и физических свойств. Возникновение и развитие личности осуществлялось в течение огромного периода времени, обусловленного общественно-историческим развитием человечества, а также в результате трудового процесса.

Психологическая и социальная сущность личности определяется ее принадлежностью к общественной среде с ее включением в общественные отношения.

Личность — является социальной сущностью, субъектом познания, активным деятелем в развитии общества. Характерные признаки личности определяются ее сознанием, участием в исполнении общественных ролей, полезной деятельностью для общества.

Также одно из качеств личности определяется ее индивидуальностью, то есть, совокупностью своеобразных и неповторимых психологических отличий в характере, темпераменте, ходе развития психики (восприятия, мышления, памяти, речи, чувств, воли и др.), а также в мотивирующей сфере.

Но как бы там ни было, личность есть ни что иное, как продукт собственных деяний и участия в экономических отношениях среды обитания. Сам процесс изучения личности определяется историческим исследованием, ее становлением при попадании в определенные условия социума, а также общественного строя.

Структура личности по Рубинштейну

Нельзя упускать из виду то, что Рубинштейном положено начало специальной методологической основе, которая рассматривает проблемы психологического развития человека. Он категорически отрицает:

  1. идеализацию личности;
  2. функциоанализацию, то есть, деление на разрозненные функции;
  3. оторванность от жизнедеятельности;
  4. доведения личности к осознанности.

По заверениям Рубинштейна, личность и ее деятельность зависит от отношений в обществе и конкретной обстановки в ее общественном бытие, зависимости ее сознательности от совершенных действий. По С. Л. Рубинштейну формирование личности человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, в том числе и людьми.

По утверждению психолога, личностное ядро состоит из мотивов осознанных действий, но личность также характеризируется и неосознаваемыми тенденциями или побуждениями. Структура личности по Рубинштейну различалась личностным темпераментом, самосознанием, способностями, характером и направленностью.

Структура личности по Платонову

Если обратиться к подходу Платонова, то личность у него подразумевается, как некая биосоциальная иерархическая структура. Им выделены такие подструктуры:

  1. наличие опыта, состоящего из знаний, умений и навыков;
  2. наличие направленности;
  3. присутствие индивидуальных способностей, выраженных различными отражающими формами, например, ощущением, памятью, восприятием;
  4. обладание объединенными свойствами поведения.

К недостаткам можно отнести интерпретированную общую структуру личности, как некие объединенные ее биологические и социально обусловленные отличительные черты.

Комплекс знаний, навыков и умений можно отнести к фундаментальным звеньям, которые влияют на определение трудовой деятельности человека. В самом трудовом процессе происходит не только появление продукта труда, но и формирование его самого в трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется во взаимосвязи с восприятием и темпераментом.

Наличие восприятия, является чувственное осознание по отношению к какому-то предмету или явлению.

  1. Ощущать, значит отражать отдельное чувственное качество.
  2. Память является психическим процессом, записывающим, сохраняющим и в последствии воспроизводящим прошлый опыт.
  3. Мышление является процессом познавательных действий, которые характеризируются обобщенной и опосредствованной зеркально отражающей действительностью.

Наличие темперамента показывает своеобразную индивидуальность свойства психики, которая определяет активную психическую деятельность человека, проявление которой всегда фиксируется в одной и той же мере.

  1. Характер объединяет в себе устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются из деятельности и общения.

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду состоит из трех составляющих:

  1. «Оно» — есть самой примитивной материей, охватывающей явления врожденного и подчиненного характера объекту удовольствия и нисколько не ведающих о реалиях.
  2. «Я» — является сознанием, следующим правилу действительности, создавая механизмы адаптации к окружающей обстановке.
  3. «Сверх-Я» — ресурс, воспроизводящий моральные и религиозные чувства, выступающий в роли контролирующего и наказывающего агента, является итоговым продуктом влияния, который исходит от другой массы людей. Появляется с раннего детства. «Оно» конфликтует со «Сверх-Я».

Перечень защитных механизмов:

  1. отрицать все и вся;
  2. подавлять внутренние импульсы, идущие от «Сверх-Я»;
  3. рациональный подход, который разумно оправдывает любые поступки, противоречащие внутренним принципам;
  4. формировать реакции, когда выражение неприятного мотива людьми осуществляется за счет мотива в противоположном типе;
  5. формирование проекции — когда свои недостатки приписываются на счет других людей;
  6. формирование интеллектуализации — когда возникает угрожающая ситуация, человек хочет ее избежать за счет абстракции;
  7. замещать — отчасти удовлетворять неприемлемый мотив за счет нравственно допустимого способа.

Структура личности: социология

Структура личности в социологии объединяет в себе объективные и субъективные свойства субъекта, которые возникают и функционируют в период различной жизнедеятельности, при этом оказывающих на него влияние общности и объединения, с которыми контачит человек. Исходя из этого, социальная структура личности характеризируется самостоятельной деятельностью и взаимодействием из себе подобными, что фокусирует понимание объекта жизнедеятельности. Анализировать структуру личности невозможно, не проанализировав формы ее функционирования.

Социальные установки личности определяются ее ценностными ориентациями, которые служат регулятором ее поведения. За счет них осуществляется отражение основоположных интересов личности, определяется стратегическое направление в ее деятельности. Их проявление происходит на жизненной позиции объекта, мировоззрении и нравственных принципах. Формирование целостных ориентаций происходит, благодаря усвоению объектом социальных навыков, в перечне которых общественные, нравственные, политические, эстетические идеалы, а также непреложные нормативные требования, которые предъявляются объекту, как к обязательной составляющей, входящей в социальную общность.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность — является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Структура личности по Леонтьеву

Структура личности по Леонтьеву состоит в том, что ее поиск не нужно осуществлять в какой бы то ни было коллекции, собранной отдельными особенностями человеческой психики такими, как генетика, приобретенные знания, умения, навыки и задатки. В качестве прочного фундамента личности человека можно применить его предметную деятельность, либо, выражаясь более точно, систему его отношений к окружающей среде, которую можно реализовать с помощью иерархии разного рода деятельностей. В меру того, как человек развивается, ему приходиться подключаться все к большему числу разновидностей деятельностей. Это происходит на условиях тех общественных отношений, в которые попадает человек, благодаря жизненным обстоятельствам. Одним из них уготована роль ведущих для этого человека, другим приходится попадать под его подчинение. Это называется иерархией деятельностей, и является ядром личности, которая не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека. За «спиной» этих соотношений деятельностей находятся мотивирующие отношения, так как у мотивационной сферы личности многовершинное устройство.

А теперь рассмотрим перечень базовых параметров структуры личности по А. Леонтьеву:

  1. Индивид и его разнообразные связи с окружающим миром, которые реализуются в совокупности с различными деятельностями.
  2. В какой мере иерархизированность связана с окружающей средой (деятельностями), какую мотивационную окраску они имеют.
  3. Индивид с его общим устройством связей с окружающей средой, которая образовывается с помощью внутренних соотношений основных мотивов совместно с деятельностями.

Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

  1. Управляющего типа поведения.
  2. Берущего типа поведения.
  3. Избегающего типа поведения.
  4. Социально-полезного типа поведения.

Под управляющий тип подпадают активные, напористые и самоуверенные люди, ориентир которых направлен на наличие превосходства над себе подобными.

Берущий тип характерен для низких уровней интересов социума и активного поведения, а также нацелен на паразитический способ существования в обществе.

Для людей избегающего типа поведения характерно стремление спасаться бегством, чтобы не решать возникшие проблемы. У них низкая социальная активность, да и любая активность тоже.

К социально-полезному типу поведения относятся люди, которые сочетают в себе высокий уровень активности и социальные интересы, проявляют заботу об других, и всегда стремятся с кем-то сотрудничать. Этот тип является самым эффективным.

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго — коллективному бессознательному.

Эго — является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное — является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название — надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

Структура личности


Понятие личности и ее структура.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.

Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него.

Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Психологическая структура личности.

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:

  • Интеллектуальность – ограниченность.
  • Рассудительность, стойкость, сдержанность — подверженность влиянию, суетность.
  • Мягкость — черствость, цинизм.
  • Дружелюбие, гибкость, покладистость — ригидность, мстительность, тираничность.
  • Реализм — аутизм.
  • Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
  • Уверенность — неуверенность.
  • Тактичность — бестактность.
  • Веселость — грустность.
  • Общительность — необщительность.
  • Самостоятельность — конформность.
  • Разнообразие интересов — узость интересов.
  • Серьезность — ветреность.
  • Агрессивность — доброта.
  • Оптимизм — пессимизм.
  • Щедрость — скупость.
  • Уверенность в себе — неуверенность.
  • Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
  • Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
  • Доброта, ненавязчивость, терпимость — своеволие,эгоизм.
  • Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
  • Сила воли — безволие.
  • Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
  • Взрослость — инфантилизм.
  • Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
  • Очарованность — разочарованность.
  • Активность — пассивность.
  • Экспрессивность — сдержанность.
  • Чувствительность — холодность.
  • Честность — лживость.
  • Бодрость — веселость.
  • Смелость — трусость.
  • Независимость — зависимость.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется способностью отлично ориентироваться в действительности и активно воспринимать ее; непосредственностью и спонтанностью в поступках и выражении собственных чувств и мыслей; принятием себя и окружающих в их истинном лице; развитием способностей и т.д.

Социальная структура личности.

Проводя исследование социальной структура личности, пришлось столкнуться с рядом теоретических преград, мешающих построить концепцию личности. Главным элементом здесь выступает личность, рассматриваемая как социальное качество. Социологическая структура личности состоит из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются и функционируют в процессе его жизнедеятельности. Это может быть как взаимодействие с окружающими, так и самостоятельная деятельность. В социологии крайне важным является определение момента перехода и превращения, происходящего в структуре личности.

БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти

Личность и ее психологическая структура

Личность и ее психологическая структура

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, личности, личности. До сих пор мы использовали эти слова как синонимы, но на самом деле за каждым из них стоит определенное конкретное содержание. В их психологической интерпретации нет общепринятого мнения, поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, выработанную в отечественной психологии.

Основная проблема в том, что в современной науке нет целостной, достаточно полной гуманитарной науки.Феномен человека изучается в различных аспектах (антропологическом, историческом, медицинском, социальном), но до сих пор кажется разрозненным, «не собранным» в системное и достойное целое.

Эта сложность распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать множеством терминов, каждый из которых сосредоточен на определенном аспекте одного предмета. И эта избирательная ориентация весьма условна, часто и неизбежно пересекается с другими.

Самое широкое понятие — «человек». Это общепринятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живых существ на Земле — Homo sapiens, Homo sapiens. В этой концепции объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и др.

Личность — это человек, который развивается в обществе и взаимодействует и общается с другими посредством языка; это личность как член общества, сжатая социальность, результат становления, развития и социализации как вхождение в общество и в себя.

Сказанное вовсе не означает, что человек — существо чисто социальное, полностью лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не в последовательности, не в противостоянии или дополнении, а в реальном единстве. Не случайно С.Л. Рубинштейн сказал, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия человек и личность не являются синонимами. Последнее подчеркивает социальную направленность человека, который становится человеком, если он развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко больного с рождения).При такой интерпретации каждый нормальный человек, проецируемый на социальный план, также является личностью, и у каждого человека есть несколько взаимосвязанных личных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, друзья, враги. В то же время личность как таковая является целостной и единой, системно и иерархически организованной.

Есть и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, которые якобы выступают в качестве ее необходимых атрибутов.Итак, человеку предлагается рассмотреть только одного независимого, ответственного, высокоразвитого и т. Д. Такие критерии личности, как правило, достаточно субъективны, трудно доказать, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя они всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в составе излишне идеологических и политизированных гуманитарных построений. Проблема в том, что объективно новорожденного ребенка нельзя назвать не только человеком, но и, строго говоря, человеком.Скорее всего, претендент на роль разумного человека, поскольку у него еще нет сознания, речи и даже бега. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как личность, и как личность.

Человек — это категория, указывающая на принадлежность к человечеству. Он подчеркивает особенность (в отличие от человека) и неделимость (в отличие от человека).

Индивидуальность акцентируется в биологическом человеке, но вовсе не исключает социальные компоненты, присущие человечеству. Человек рождается конкретной личностью, но становление личностью не перестает в то же время быть индивидуальностью.

Индивидуальность — это категория, которая подчеркивает уникальность и независимость каждой индивидуальной психики (личности, индивида, субъекта).

Каждый человек уникален, и для психологии это такая же исходная данность, как и само присутствие психики.Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, реальной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без какой-либо типизации или систематизации, тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем больше она индивидуализирована.

Субъект — это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, активности и поведения.

Субъект традиционно противопоставлен объекту, но сам по себе, конечно, объективен.Понятие предмета является одним из основных в философии, но в последнее время оно приобретает некую обновленную, широкую трактовку в психологии США, где разрабатывается особый, субъективный подход к анализу психики и поведения человека (А.В. Брушлинский. ). Таким образом, согласно терминологии, психика человека может быть исследована и описана в различных, но неизбежно объективно пересекающихся аспектах: личностном, индивидуальном, индивидуальном, предметном.

В современной психологии не все эти подходы достаточно развиты и четко используются, особенно на уровне практически ориентированных исследований.Например, в учебной и массовой литературе термин «психология личности» используется чаще других как терминологически объединяющий, синтезирующий. Между тем объективная реальность намного сложнее. Все психологические особенности человека, конечно, специфичны, но не все они носят личный характер. Для последнего необходимо иметь конкретное социальное происхождение или особые социальные проекции этих психологических свойств или качеств.Все замыкается на центральном методологическом вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Таким образом, очевидна проблематичность формулировки критериев человеческих, личных, индивидуальных и индивидуальных градаций.

Каждый человек многогранен и интегрирован, обыкновенен и уникален, один и разобщен, изменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, ментальной и духовной организации.Для описания человека каждая наука использует свои показатели: антропометрические, медицинские, экономические, социологические. Психология решает схожие задачи, для чего необходимо, прежде всего, иметь соответствующую психологическую схему или модель схожих параметров, отличающих одного человека от другого.

Психологическая структура личности (человек, индивид, субъект) — это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности человека (человека, индивида, субъекта).

Все психические процессы осуществляются в конкретном человеке, но не все выступают в качестве его отличительных свойств. К последним относятся только некоторые из наиболее значимых, связанных с другими, стабильных свойств, которые имеют конкретную проекцию на социальные взаимодействия и человеческие отношения с другими людьми. Задача установления таких свойств осложняется тем, что в психике человека вряд ли возможно математически строго выделить необходимое и достаточное количество соответствующих дифференцирующих качеств.Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то только на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже на себя. Эта вариация затрудняет, в частности, выделение пресловутого «самого важного» в человеке, который, конечно, гротескен, но не без доли справедливости, иногда называемой «несуществующей сущностью».

Различные ментальные свойства могут быть условно представлены в объеме не менее четырех относительно независимых измерений .

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивости стабильности качества или личности человека. Предположим, что настроение человека более изменчиво, чем его характер, а направление человека более стабильно, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, шкала уникальности-универсальности изучаемого психического параметра , в зависимости от его представления, статистического распределения в людях. Например, у всех разное свойство сопереживания, но не все сочувствующие альтруисты или, наоборот, убежденные эгоисты и человеконенавистники.

В-третьих, мера участия процессов осознания и понимания в функционировании психического свойства. С этим связаны такие особенности, как уровень субъективного переживания, степень управляемости и возможность саморегуляции психики и поведения. Например, один человек понимает и принимает свое участие в выполняемой работе, а другой делает это бессознательно, формально и бессмысленно. В-четвертых, град

.

структура личности — это … Что такое структура личности?

  • Психология личности — изучает личность на основе теорий индивидуальных различий. В этой области делается упор на построение целостной картины человека и его или ее основных психологических процессов (Bradberry, 2007). Другой акцент рассматривает личность как…… Wikipedia

  • Расстройство личности — Классификация и внешние ресурсы МКБ 10 F60 МКБ 9 301.9… Википедия

  • личность — Одно из нескольких понятий, используемых социологами для обозначения индивида (другие включают «я» и идентичность). Это понятие происходит от латинского слова persona (означающего «маска») и относится к набору более или менее устойчивых характеристик… Словарь социологии

  • Патология личности — В психологии личности под личностью понимаются устойчивые модели познания, эмоции и поведения, которые активируются в определенных обстоятельствах и часто влияют на социальную адаптацию.В психиатрии и клинической психологии патология личности… Wikipedia

  • структура — I. существительное Этимология: среднеанглийский, от латинского structura, от structus, причастие прошедшего времени от Struere до нагромождения, строить больше при рассыпании Дата: 15 век 1. действие строительства; конструкция 2. а. что-то (как здание), что построено b.…… New Collegiate Dictionary

  • состав — 1. Расположение деталей детали; способ формирования детали.2. Ткань или образование, состоящее из разных, но связанных частей. 3. В химии — специфические связи атомов в данной молекуле. SYN: structura. [L.…… Медицинский словарь

  • личность — / perr seuh nal i tee /, н., Пл. личностей. 1. видимый аспект характера одного человека, поскольку он впечатляет других: у него приятная личность. 2. Человек как воплощение совокупности качеств: Он любознательная личность. 3. Психол. а.…… Универсал

  • Расстройства личности — Несмотря на то, что расстраивающее поведение так же старо, как состояние человека, систематическое внимание к расстройствам личности появляется относительно поздно в развитии психиатрии.В целом поколению психиатров, прибывающих из приютов, было мало…… Исторический словарь психиатрии

  • структура личности — asmenybės structūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Biologinių ir psichologini žmogaus savybių vienovė, apibūdinanti Individual kaip aktyvią būtybę. Yra įvairi asmenybėsstruktūros modelių. Ugdymui parankus toks psichologinis asmenybės…… Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Большая пятерка черт личности — Психология… Википедия

  • Revised NEO Personality Inventory — Пересмотренный NEO Personality Inventory, или NEO PI R, является психологическим описанием личности; 240 пунктов пятифакторной модели: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, невротизм и открытость опыту.Кроме того,…… Википедия

  • ,

    человек | Определение, типы, природа и факты

    Личность , характерный образ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко выражается во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей с окружающей средой и социальной группой.

    Термин «личность» был определен по-разному, но как психологическое понятие развились два основных значения.Первый касается постоянных различий, существующих между людьми: в этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно стабильных психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей похожими и отличают психологического человека от других видов; он побуждает теоретика личности искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни.Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей и, с другой стороны, поиск организованной совокупности психологических функций, которая подчеркивает взаимодействие между органическими. психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло универсального признания в этой области.

    Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются характерными индивидуальными моделями поведения — характерными способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилые помещения или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — как называют тех, кто систематически изучает личность, — исследуют, как люди различаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии исследуют многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог делает акцент на том, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и интегрируются, чтобы дать каждому человеку отличительную идентичность или личность.Систематическое психологическое исследование личности возникло из ряда различных источников, включая психиатрические тематические исследования, посвященные жизни в бедственном положении, философию, исследующую природу человека, а также физиологию, антропологию и социальную психологию.

    Систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в психологии, можно сказать, началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: Психология личности (1937) Росс Стагнер и Личность: Психологическая интерпретация (1937) Гордона У.Олпорт, за которым последовала книга Генри А. Мюррея «Исследования личности » (1938), которая содержала ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи « Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре » (1947). , Тем не менее, персонология может проследить свою родословную от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

    Теории физиологического типа

    Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от физических характеристик, заинтриговала многочисленных современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны принадлежать к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергается. Здесь рассматриваются два общих набора теорий: гуморальная и морфологическая.

    Гуморальные теории

    Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и связанных с ними размышлениях врача Гиппократа.Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодный и сухой), огонь (теплый и сухой) и вода (холодный и влажный) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в указанном выше порядке) ) к физическому юмору Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвиник), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и мокрота (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, в той или иной форме просуществовала более 2500 лет.Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными чувствами; избыток одного из них может вызвать конкретное телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, от человека с избытком крови можно ожидать сангвинического темперамента, то есть оптимизма, энтузиазма и возбудимости. Считалось, что слишком много черной желчи (возможно, темной крови, смешанной с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент.Избыточное количество желтой желчи (выделяемой печенью) приведет к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Утверждалось, что обилие мокроты (секретируемой в дыхательные пути) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

    Морфологические теории (типы телосложения)

    К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личностей на основе формы тела (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Physique and Character , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов хрупкое, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (спортивное) телосложение часто были характерны для больных шизофренией, в то время как короткое, округлое (пикническое) телосложение часто встречается у пациентов с маниакально-депрессивным расстройством.Кречмер расширил свои открытия и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что стройное и изящное телосложение связано с интроверсией, в то время как те, у кого округлые, более тяжелые и короткие тела, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертированы. и весело.

    Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны при классификации личностных характеристик или при идентификации психиатрических синдромов, наблюдаемые Кречмером отношения не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями.В 1930-х годах более подробные исследования Уильяма Х. Шелдона в США разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, каждая цифра которого находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одной из трех цифр Шелдона. составляющие телосложения: первый — мягкому круглому эндоморфу, второй — квадратному, мускулистому мезоморфу; и третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, крайним эндоморфом будет 711, крайним эктоморфом 117 и средним человеком 444.Затем Шелдон разработал список из 20 пунктов, в котором были выделены три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента оказалась в значительной степени связана с профилем соматотипа, ассоциация, которая не заинтересовала персонологов.

    Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла зафиксировать широкие различия в этом поведении в разных обществах.В своей книге «Секс и темперамент в трех примитивных обществах » (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность и что женственность не обязательно выражается через пассивность и уступчивость. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурных факторов в характеристиках личности.

    .

    структура личности — это … Что такое структура личности?

  • структура личности — asmenybės structūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Biologinių ir psichologini žmogaus savybių vienovė, apibūdinanti Individual kaip aktyvią būtybę. Yra įvairi asmenybėsstruktūros modelių. Ugdymui parankus toks psichologinis asmenybės…… Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Психология личности — изучает личность на основе теорий индивидуальных различий.В этой области делается упор на построение целостной картины человека и его или ее основных психологических процессов (Bradberry, 2007). Другой акцент рассматривает личность как…… Wikipedia

  • Расстройство личности — Классификация и внешние ресурсы МКБ 10 F60 МКБ 9 301.9… Википедия

  • личность — / perr seuh nal i tee /, н., Пл. личностей. 1. видимый аспект характера одного человека, поскольку он впечатляет других: у него приятная личность.2. Человек как воплощение совокупности качеств: Он любознательная личность. 3. Психол. а.…… Универсал

  • Расстройства личности — Несмотря на то, что расстраивающее поведение так же старо, как состояние человека, систематическое внимание к расстройствам личности появляется относительно поздно в развитии психиатрии. В целом поколению психиатров, прибывающих из приютов, было мало…… Исторический словарь психиатрии

  • личность — Одно из нескольких понятий, используемых социологами для обозначения индивида (другие включают «я» и идентичность).Это понятие происходит от латинского слова persona (означающего «маска») и относится к набору более или менее устойчивых характеристик… Словарь социологии

  • Патология личности — В психологии личности под личностью понимаются устойчивые модели познания, эмоции и поведения, которые активируются в определенных обстоятельствах и часто влияют на социальную адаптацию. В психиатрии и клинической психологии патология личности… Wikipedia

  • строение — I.существительное Этимология: среднеанглийский язык, от латинского structura, от structus, причастие прошедшего времени от Struere к нагромождению, строить больше при рассыпании Дата: 15 век 1. действие построения; конструкция 2. а. что-то (как здание), что построено b.…… New Collegiate Dictionary

  • состав — 1. Расположение деталей детали; способ формирования детали. 2. Ткань или образование, состоящее из разных, но связанных частей. 3. В химии — специфические связи атомов в данной молекуле.SYN: structura. [L.…… Медицинский словарь

  • Большая пятерка черт личности — Психология… Википедия

  • Ведение пограничного расстройства личности — Основой лечения пограничного расстройства личности являются различные формы психотерапии, при этом оказывается, что лекарства мало пригодны. Содержание 1 Психотерапия 1.1 Диалектическая поведенческая терапия 1.2 Схема терапии… Википедия

  • ,

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *