Как называется первый метод мотивации – —
1.2. Виды и методы мотивации в организации
Существует большое количество видов мотивации. Мотивацию классифицируют по различным признакам:
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Это, своего рода, средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха. Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу. Другие предприятия решаются на внедрение философии качества, основываясь на убеждении, что предупреждение появления бракованных изделий должно стать их принципиальной позицией в мире производства. Такая позиция справедлива для многих сфер жизни. В этом случае речь идет о внутренней мотивации. Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки.
По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.
Положительная мотивация берет свою основу в положительных стимулах. Такая мотивация считается наиболее эффективной, т.к. люди работают продуктивнее, не испытывая постоянного давления. Здесь же присутствует доверие, отсутствие которого ведет к росту так называемых операционных издержек.
Отрицательная мотивация, напротив, основана на отрицательных стимулов со стороны руководства. Такая мотивация будет работать сильнее, если сотрудник будет уверен в том, что его неизбежно накажут за определенный проступок или бездействие. Чем выше вероятность порицания, штрафа или иных санкций, тем больше влияние. Уверенность в том, что за действием последует наказание, порождает страх, который побуждает к работе в рамках требований начальства. При этом не важно, насколько суровы будут меры. Большее воздействие будет иметь пусть и малое, но своевременное наказание, чем сильное, но отложенное по времени. Именно осознание мгновенной отрицательной реакции является мотивирующим, побуждающим к действию.
И, наконец, в зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию экономическую (материальную), и неэкономическую (нематериальную).
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Методы мотивации условно подразделяются на экономические и неэкономические. Неэкономические методы, в свою очередь, делятся на организационные и морально — психологические. А экономические на прямые и косвенные. Схема данного деления представлена на рисунке 1.1.
Методы мотивации
Экономические
Неэкономические
Прямые
Косвенные
Организационные (административные)
Социально — психологические
Рис. 1.1 Классификация методов мотивации
Экономические методы мотивации основываются на том, что люди в результате их применения получают определенные выгоды (прямые или косвенные), повышающие их благосостояние. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Формами прямой экономической мотивации являются:
1. Основная оплата труда (денежный измеритель стоимости рабочей силы).
2. ,Дополнительная оплата труда (с учетом сложности и квалификации труда, совмещения профессий, сверхнормативной работы, социальных гарантий предприятия).
3. Вознаграждение (определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды).
4. Премия (связывает результаты труда каждого структурного подразделения организации и работника с главным критерием успешной деятельности предприятия – прибылью).
5. Различные виды выплат (например, оплата проезда к месту работы и по городу; прогрессивные выплаты за выслугу лет; выплаты нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию и т.д.).
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.
Говоря о косвенной экономической мотивации, стоит обратить внимание на ее основные формы, такие как:
1. Предоставление в пользование служебного автомобиля.
2. Пользование социальными учреждениями организации.
3. Пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам.
4. Предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях; приобретение продукции, производимой организацией, по ценам ниже отпускной и т.д.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников. Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем.
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось ранее, кроме экономических (материальных) способов мотивации существуют так же неэкономические.
Неэкономические методы мотивации включают конкретные организационные и морально – психологические способы мотивации, которые зачастую переплетаются с конкретными экономическими способами мотивации и обуславливают друг друга.
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. К организационным или административным методам мотивации можно отнести:
1. Мотивацию целями (интересные цели).
2. Мотивацию обогащением содержания работы (предоставление интересной, разнообразной и социально значимой работы, с широкими перспективами профессионального и должностного роста, повышающими самостоятельность и ответственность работника).
3. Мотивацию участием в делах фирмы (предоставление работникам права голоса при решении ряда проблем, реальное делегирование им прав и ответственности).
Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения, поставленных перед ними задач.
В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолютизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы.
К социально — психологическим методам относится признание, которое может быть как личным (особо отличившихся работников упоминают в докладах высшему руководству фирмы или же лично представляют ему, таких работников лично поздравляет дирекция по случаю праздников или семейных дат, и т.п.), так и публичным (информирование о достижениях работника в многотиражках, на специальных стендах, «досках почета», и т.п.).
Социально – психологическое стимулирования включают следующие основные элементы:
Во-первых, создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты.
Во-вторых, присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю риска, но и шанс добиться успеха.
Стоит отметить еще одну немаловажную форму мотивации – продвижение в должности. Оно дает и более высокую заработную плату (экономический мотив). И более интересную и содержательную работу (организационный мотив). А так же отражает заслуги и авторитет личности (морально – психологический мотив). Такая форма мотивации, по существу, объединяет все предыдущее. В то же время этот метод мотивации по ряду причин ограничен – прежде всего, конечно, количеством должностей. Кроме того, не у каждого работника есть желание и умение руководить организацией.
Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социально — психологических методов.
studfile.net
Методическая разработка по теме: Педагогические методы и приёмы мотивации учащихся
Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
- словесные
- наглядные и практические методы
- репродуктивные и поисковые методы
- методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.
По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». О речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое — представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.
Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».
Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
- «Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- «Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
- «Фантазёр»
На доске записана тема урока.
— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
— Вот видите, как важно…
- «Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
- «Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.
- В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.
В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:
Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случиться, если я не буду писать грамотно?
- Образовательная стратегия.
— Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
— Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
- Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
- Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.
— Что вы уже знаете об этой теме?
— Подберите слова об этом или на эту тему….
— Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие — самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).
▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.
Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Отметим, что вопросы организации проектной деятельности (содержание, методика, формы организации, оценка результативности) подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной данной теме.
Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках
- Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам.
Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».
- Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.
Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.
- Оценка – не отметка
Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
- Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта
и других форм контроля — сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
nsportal.ru
Приёмы включения мотивации — Образование для новой эры
Кнут и пряник
Когда заходит речь о мотивации, то в голову сразу приходит идея «кнута и пряника». Этот метод широко известен и применяется просто повсеместно. Сотрудникам обещают премии за хорошую работу; «зайцев» штрафуют в общественном транспорте; торговые сети дарят скидки лояльным покупателям; активисты движения «СтопХам» наклеивают плакаты на лобовое стекло плохо припаркованных автомобилей; одни родители обещают купить мороженое (или айфон) за чистоту в комнате; а другие, наоборот, берутся за ремень или запрещают смотреть мультики за разрисованные обои. Не будет преувеличением сказать, что и основная функция оценки в школе сегодня – это управление, стимулирование, тот самый кнут и пряник.
Мы используем этот инструмент постоянно. Но значит ли это, что он эффективен? Отнюдь. Во-первых, недостаток этого метода в том, что как только стимул исчезает, пропадает и эффект, который он вызывал. А во-вторых, гораздо более серьезная проблема в том, что метод поощрений и наказаний убивает внутреннюю мотивацию. Дэниел Пинк1в своем бестселлере «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» пишет: «Попробуйте поощрять занятия ребенка математикой, платя ему за каждую страницу решенных задач из сборника упражнений, и он почти наверняка на какое-то время станет более прилежным учеником, но потеряет интерес к математике на всю оставшуюся жизнь».
Более того, в информационную эпоху главные задачи – это задачи творческие. И, как это ни удивительно, внешний стимул в такого рода задачах только ухудшает результаты! Этот факт был убедительно доказан американским психологом Сэмом Глаксбергом. Студентов-добровольцев он разделил на 2 группы. Обеим группам он дал задачу Дункера со свечой, решить которую можно только преодолев стереотипы мышления и используя творческий подход.
Суть задачи Дункера заключается в следующем: человеку предлагают 3 предмета – свечу, спички и коробку кнопок и ставят условие – прикрепить свечу на стену так, чтобы воск не капал не стол. Прикрепить свечку собственным воском или кнопками к стене не получится. Для того, чтобы найти верное решение нужно преодолеть функциональную фиксацию и догадаться использовать коробку отдельно от кнопок как подставку для свечи.
Первой группе студентов он сказал, что продемонстрированное ими время решения этой задачи будет использоваться в качестве нормы для людей с подобным уровнем интеллекта. А второй группе пообещал материальное вознаграждение – 20 долларов победителю, решившему проблему быстрее всех, и по 5 долларов тем, чьи показатели будут в числе четверти лучших показателей. Он засек время. И что он обнаружил? Что второй группе, которой он пообещал деньги в качестве вознаграждения, потребовалось на 3,5 минуты больше для решения этой задачи. Он был так удивлен полученными результатами, что многократно повторял свой эксперимент в разных группах. Результат был всегда один и тот же.
Тогда Глаксберг модифицировал исходную задачу Дункера со свечой: он высыпал кнопки из коробки, тем самым превратив задачу из творческой в механическую.
Теперь денежный стимул сыграл положительную роль. В таком варианте эксперимента вторая группа здорово опережала первую.
И он был вынужден сделать следующий вывод – условные стимулы «сделаешь это – получишь то» часто не срабатывают или вообще вредят, если речь идет о творческих задачах.
Эти эксперименты впоследствии воспроизводились много раз. И обобщенные результаты неизменно подтверждали первоначальные вывода Глаксберга – если в задании требовались только механические усилия, то материальные стимулы давали ожидаемый результат: чем выше была обещанная сумма, тем лучших результатов достигали студенты. Но как только задание предполагало наличие самых элементарных умственных усилий, более крупная премия вела к понижению продуктивности.
В этой статье мы рассмотрим другие приемы мотивации, которые, в первую очередь характеризуются появлением внутреннего желания что-то делать, а не погоней за поощрением или стремлением избежать наказания.
Дарите смысл
Бессмысленная деятельность крайне демотивирует. Не зря мы все понимаем, что боги придумали действительно жестокое наказание для Сизифа. Для сравнения представьте, что боги разрешили закатывать всё тот же валун не на одну и ту же гору, а катать по холмам – это уже имело бы в себе хоть толику смысла – ощущение прогресса, и психологически Сизифу было бы гораздо легче.
В исследовании, проведенном в Гарвардском университете, Дэн Ариэли2попросил участников двух групп собрать персонажей из серии Лего Бионикл. В обеих группах, участникам платили меньшую сумму за каждого последующего Бионикла: 3 доллара за первого, 2.7 доллара за следующего и так далее. Разница была лишь в том, что собранных участниками первой группы роботов ставили под стол, чтобы разобрать их в конце эксперимента (об этом было сказано), а Биониклов второй группы разбирали сразу, как только они были собраны, на глазах у создателей.
Результаты:
Первая группа собрала 11 Биониклов, в среднем, в то время как вторая группа сделала только семь, прежде чем они бросили.
Какой вывод мы можем сделать? Даже небольшой смысл (наблюдение результатов своего труда) значительно улучшает производительность.
Одно время я работала репетитором по математике. На первом занятии я всегда задавала такой вопрос своему ученику: «а зачем заниматься математикой». Моих учеников (4-7 класс) он всегда ставил в ступор. Они не могли привести никаких причин (кроме, пожалуй, «считать в магазине», но тут они быстро соглашались с моими контраргументами) и даже начинали робко улыбаться: «а, может, и правда не надо и разойдемся по-хорошему?». Ну и какого усердия мы можем ожидать от людей, которые абсолютно не представляют, зачем они занимаются тем, чем занимаются?
К сожалению, людям часто не хватает осознанности и мотивации для того, чтобы делать вещи, которые они сами же считают правильными. Например, выбрасывать окурки в мусорку, а не на землю. Администрация Лондона придумала, как это исправить. Во время проведения социальной акции, лондонцы не просто выбрасывали окурки, а голосовали с их помощью. Например, за то, кто же является лучшим футболистом в мире: Роналду или Месси. Люди получили дополнительный смысл и развлечение, а город – чистые улицы.
А давайте теперь вспомним ситуацию с письменными работами, которые делают школьники и студенты. Конечно, то, что учителя их собирают и даже выставляют по итогам оценки гораздо лучше, чем если бы они сразу отправляли эти работы в шредер, но все равно этого недостаточно. Многие студенты пишут свои дипломные работы лишь бы как именно потому, что это работа видится им бессмысленной – «сдать и забыть», а в крайнем случае – «его ведь даже никто не прочитает». Как можно исправить ситуацию? Анатолий Гин3в своей книге «Приёмы педагогической техники» предлагает прием «Творчество работает на будущее». Суть приема в том, что ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые учитель использует потом в работе с другими учениками. Такими материалами могут быть сборники задач, рассказы, кроссворды и многие другие.
Дарите людям смысл, и они ответят вам желанием работать.
А вам слабо?
Человек – социальное животное и ему важно то, что о нем думают другие. И если кто-то вдруг сомневается в наших силах, то нам очень хочется доказать обратное. Даже если действия, которые нужно для этого сделать, и не в наших интересах. В народе этот приём называется «взять на слабо». К сожалению, его часто используют разного рода мошенники и манипуляторы. Но хорошая новость в том, что он не менее эффективно работает и для благих целей.
Аяна училась в математическом классе. Учитель по математике на каждом уроке давал дополнительное домашнее задание – 20 номеров по текущей теме из задачника Сканави4. Ученики, которые решали все эти дополнительные 20 задач, получали 5. Аяна этого не делала – ей было скучно решать 20 одинаковых заданий. И вот однажды учитель заявил, что ей просто слабо их решить. Аяна не могла не обратить на это внимания, вопрос гордости. Она потратила 4 часа, но на следующий день принесла ему 80 решенных тригонометрических уравнений. Учитель сам не ожидал такого эффекта.
В интернете часто можно встретить заголовки «Эту задачу могут решить только 5% людей!», «Загадка для гениев», «Спорим, не решишь?» и так далее. И сразу же очень хочется пойти попробовать и узнать, входишь ли ты в избранные 5%.
Отличница Ира училась в 11-м классе при педагогическом университете. Это давало ей возможность не сдавать выпускные экзамены в школе: вступительные экзамены, которые учащиеся этой школы сдавали приемной комиссии вуза, засчитывались сразу и как выпускные. И вот однажды накануне экзаменов, ее вызвал к себе директор школы и сказал: «Выбирай: медаль или вступительные в ВУЗ». «Почему выбирать?» – удивилась Ира. «Ну ты же на отлично вступительные не сдашь. А на медаль – внутренние, мы “поможем”», – сообщил директор своё видение ситуации. Иру такая оценка очень задела! Это ей будут помогать?! «Буду сдавать вступительные», – твердо сказала она. После такого разговора Ира просто из чувства самоуважения не могла уже позволить себе получить оценку ниже 5 на экзаменах. И справилась – сдала все профильные предметы на отлично, получила медаль и поступила в университет.
Справедливости ради отметим, что Ира и до разговора с директором планировала сдать всё на 5, но этот диалог выступил дополнительным стимулом.
Конечно, слишком часто использовать этот приём не получится, но иногда он может давать отличные результаты!
От противного
Часто мы отказываемся что-то делать не потому, что нам это сложно или неприятно, а лишь по той причине, что нас заставляют это делать. Люди не любят давление и всячески сопротивляются ему, саботируют требования диктатора.
Иногда, чтобы добиться желаемого, нужно «отпустить поводок». А в запущенных случаях даже потянуть в противоположную сторону.
Александр Нилл5 в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой» рассказывает такой случай.
У нас в Саммерхилле редко случается, чтобы девочка не умывалась. Однажды была у нас одна такая — из семьи, где бабушка была помешана на чистоте и, по-видимому, умывала Милдред по десять раз в день. Домоправительница ее группы пришла ко мне однажды и сказала:
— Милдред не умывается уже неделю, она не хочет принимать ванну и уже начинает пахнуть. Что мне делать?
— Пришли ее ко мне, — сказал я.
Милдред скоро пришла. Ее руки и лицо были очень грязными.
— Послушай, — сказал я строго, — так не пойдет.
— Но я не хочу умываться, — запротестовала она.
— Заткнись, — сказал я, — кто здесь говорит об умывании? Посмотри в зеркало.
Она посмотрела.
— Ну, и как тебе твое лицо?
— Не такое уж чистое, правда? — спросила она с усмешкой.
— Оно слишком чистое, — сказал я. — Я не потерплю в этой школе девочек с такими чистыми лицами. А теперь убирайся.
Она отправилась прямо к ящику с углем и натерла им лицо до черноты. Потом вернулась ко мне с торжествующим видом.
— Так годится? — спросила она.
Я исследовал ее лицо с должной тщательностью.
— Нет, — сказал я. — Вот на этой щеке еще осталось белое пятно.
В тот же вечер Милдред приняла ванну. Понятия не имею почему.
Когда семилетний Давид отказывается читать, папа всячески поддерживает его. Говорит: «Конечно! Не нужно читать! Иди лучше на компьютере поиграй». И как бы невзначай добавляет: «Сейчас в мире очень нужны глупые люди, а как они иначе появятся-то?..». После этого Давид почему-то идет за книгой…
Отсутствие давления снимает необходимость в сопротивлении и открывает простор для самостоятельных выводов, желаний, действий.
Вся наша жизнь – игра
Учителя и родители часто причитают, что вот, ничего эти дети не хотят-не делают, им бы только в компьютерные игры играть. И, действительно, в компьютерные игры заложено много мощных мотиваторов. Это и понятная достижимая цель, и ощущение прогресса, и соревновательность, и преодоление трудностей, и эстетическое удовольствие и многое другое. И со всем этим сегодня приходится конкурировать школе и учителю. Конечно, задача стоит не в том, чтобы эффективно запретить играть в игры, а в том, как показать, что реальный мир интереснее.
Может ли быть образовательный процесс столь же увлекательным, как компьютерная игра?
Специалист по выходу из образовательной депрессии Александр Лобок6утверждает, что да. Александр разработал сотни увлекательных, азартных игр, побочным эффектом которых является обучение чтению, письму, счету и др. Приведу пример одной из таких игр.
Возьмем типичную задачу: выучить стихотворение. Обычно это довольно унылое занятие, так как нужно много раз повторить одно и то же. Скучно. Вместо этого Александр предлагает играть в «литературное поле чудес». Ведущий (желательно, это ребенок) выписывает только первые буквы всех слов из стихотворения и знаки препинания, на месте всех остальных букв стоят черточки. Участники начинают угадывать, но не по буквам, а по словам. За угаданное слово начисляются баллы, идет соревнование. А теперь подумайте, сколько раз ведущий перечитает стихотворение, за время игры? А как с ним «сроднятся» участники? Когда все слова отгаданы, все вместе читают вслух получившееся стихотворение. А потом ведущий стирает (или закрашивает) какое-то слово. И нужно восстановить. А потом стирает текст по диагонали, а потом – целую строчку. И, о чудо, стихотворение-то уже выучено! Или другой вариант. Разрезать текст, который нужно запомнить на несколько кусочков и играть в паззл. Потом, в два раза больше кусочков и так далее.
Конечно, игры можно использовать не только при обучении, но и при решении других проблем.
Сергей никак не мог приучиться убирать свою одежду в шкаф. Он разбрасывал ее по всей комнате, где разделся, там одежда и лежит. На стульях нарастали целые горы одежды… Мама по-разному пыталась решить этот вопрос. И обсуждала, и напоминала, и поощряла-наказывала, и убирала сама (надеясь на теорию разбитых окон7). Ничего не давало долгосрочного эффекта. Однажды ей пришла в голову идея. Утром, когда Сергей ушел в школу, мама начала писать ему сказку о том, как на город напал «одёженный монстр» и только принц может спасти всех жителей от монстра. Сказочные события разворачивались в течение дня. Вечером «принц» с большим энтузиазмом все убрал, продолжая развивать сказку. Эта история имела долгосрочный эффект.
Чистить зубы скучно. И если взрослые еще могут себе объяснить, как это полезно и безропотно выполнять эту процедуру каждый день, то детям еще сложнее. Родители Ани придумали, как и эту рутину превратить в игру. Каждый раз, когда Аня начинала чистить зубы, они включали секундомер. Девочка на него не смотрела и ее цель была закончить чистку ровно через одну минуту. Это соревнование с временем приносило ей много радости.
И еще один пример из школы.
Анатолий Сторожев8закреплял с второклассниками таблицу умножения играя в карты. Он сделал карточки: с одной стороны пример, с другой – ответ. А дальше быстро их показывал (любую из сторон), отдавая карточку тому, кто первый назовет ответ. На следующем круге ведущим становился тот, кто собрал больше карточек. Отдельно стоит отметить, что в таком формате стал победителем мальчик, который никогда прежде не был успешен в математике. Мальчишка был счастлив, целый день ходил с улыбкой на лице. Конечно, это отразилось на дальнейшем его интересе к предмету.
Игру можно придумать практически для любого процесса. И это сделает его более интересным и запоминающимся для всех участников, в том числе – для педагога. Не отказывайте себе в этом удовольствии.
Помоги другому
Желание помочь другому человеку является естественным для здорового (во всех смыслах) человека. Даже если за помощью не следует какой-то внешней благодарности, то мы все равно чувствуем себя лучше. Ведь понимаем, что сделали хорошее дело. Стремление кому-то помочь может быть сильным мотиватором.
После занятий с хорошим репетитором Алиса поняла, что учиться в школе не так трудно, если сразу понимать тему. И ей стало очень приятно помогать другим – одноклассники стали часто подходить к ней за объяснением, а не к учителю. Теперь Алиса намерено старалась понять тему как следует, чтобы потом другим помочь/дать списать/выручить/объяснить. И причем чаще всего дети просили именно объяснить, а не просто списать. Авторитет Алисы в классе рос, и что не менее важно, она чувствовала себя нужной.
Стандартный образовательный процесс в школе у Анатолия Сторожева выглядел так. Ученик осваивает тему на хорошем уровне, сдает зачет, а потом идет преподавать ее тем, кто еще ее не освоил. Конечно, детям это очень нравилось – это престижно и интересно! Кстати, дети иногда оказывались даже лучшими учителями, чем взрослые. Когда нужно было обучить конкретному умению, например, решать линейные уравнения, они всегда подходили к вопросу очень практично.
Сергей Ефремов9приходя на урок к малышам часто что-нибудь «забывает», например, карандаш. Тогда Сергей просит учеников одолжить ему карандаш. И, конечно, все хотят помочь учителю. У кого он возьмет карандаш? Конечно, у самого маленького или неуверенного в себе. Это хороший способ поддержать ученика, повысить его авторитет.
Через тернии к звездам
Иногда взрослые в своем стремлении сделать так, чтобы дети ни в коем случае не перенапряглись, делают всё очень простым и доступным. А как следствие – скучным. Заметьте, кстати, что ни одна успешная компьютерная игра не является слишком простой. Человеку для поддержания интереса нужно преодолевать препятствия, преодолевать себя.
Маленькой Соне не нравилось читать. Она умела это делать, но интереса не было. Пока однажды она не нашла на чердаке старый сборник сказок Пушкина! Он был напечатан еще дореволюционным языком, с твердыми знаками на конце слов и «ять». Соне казалось, что она разгадывает зашифрованные письмена. И очень нравилось, что другие не могут так читать, а она – может.
Класс Анатолия Сторожева отрабатывал таблицу умножения. Каждый ученик получил листок с большим числом примеров для самостоятельного решения. Большинство учителей на этом бы решили, что их дело выполнено, можно подождать, пока дети справятся с заданием. Но Анатолий начал читать вслух «Конька-Горбунка». Детям это страшно понравилось! Да, было сложнее, до, в первый раз ошибок было больше, чем без сказки. Но дети так загорелись! И настойчиво требовали продолжения! В следующий раз, кстати, ошибок было уже гораздо меньше.
Однажды Марку Янковскому10пришлось обучать английскому языку ученика, который делал неимоверное количество ошибок при письме. Никакие стандартные методы обучения не помогали, и Марк даже в отчаянии начал думать о том, чтобы отказаться от ученика, хотя он никогда так не поступает. Но в последний момент его осенило. Педагог дал ученику задание написать по памяти текст английского стихотворения размером А4, но задом наперед – от последней буквы до первой. Потом это стало стандартной учебной практикой. Ошибки ушли, а ребенок получал заметное удовольствие от процесса обучения.
Кстати, Мастер ТРИЗ Сергей Фаер рекомендует такой подход: «Если задача не решается – ее нужно усложнить!»
Я вижу!
Однажды, когда мне было около пяти лет, мы с мамой шли из поликлиники. И мама спросила у меня: «Интересно, а почему у всех врачей халаты белые? Так же пачкается быстрее! Вот были бы они какие-нибудь синие, можно было бы подольше носить…». Тогда меня этот вопрос поставил в тупик. Я и подумать не могла, что смысл был именно в том – чтобы было видно любую грязь!
Все мы люди и готовы прощать себя любимых, если что-то вдруг не так. Но вот если это «не так» видят другие, то становится очень некомфортно. Или даже не другие, а просто это видно, нельзя взять и притвориться для себя, что этого нет. И наоборот это работает не хуже. Нам нравится, когда другие видят наши успехи. А чем иначе объяснить такой успех соц. сетей? Кроме того, когда результат виден это как минимум означает то, что он есть. А это, как мы уже обсуждали, очень важно. По этой причине очень важно не забывать проводить рефлексию по итогам урока/недели/месяца. Иначе ребенку достаточно сложно осознать, а что же ему дало прошедшее обучение.
В классе у Светланы Гин11на стене висела большая таблица. В строках были имена всех учеников, а в столбцах – учебные темы. Клеточку закрашивали тогда, когда ученик сдавал зачет по теме. По этой таблице сразу можно было понять прогресс каждого ученика и класса в целом. Детей это очень мотивировало – видно, где ты находишься относительно своих одноклассников, видно, что еще осталось, виден результат.
Обычно я составляю списки дел (на день, на неделю и тп). Конечно, основная цель в том, что это помогает организовать работу. Но как же приятно в конце дня видеть листочек, на котором все строчки вычеркнуты: день прошел не зря.
По рекомендации врача Лена старалась пить много воды, не меньше 8 стаканов в день. Но у нее это не очень получалась: то забудет, то не хочется, то еще что-нибудь. Да и пей-не пей эту воду – результата она никакого не ощущала, поэтому и отношение было соответствующее. Но все изменилось, когда она поставила на мобильный мотивирующее приложение. Теперь, каждый выпитый стакан поил не только ее, но и виртуальный цветочек. Цветочек рос и хорошел на глазах, каждый раз, когда Лена пила воду. А если не выполняла дневную норму… То он хмурился и чах. Такой наглядный результат стал мощной мотивацией. По этому же принципу работают фитнес-браслеты и другие приложения, помогающие нам заниматься спортом. Людям нравится видеть, сколько шагов они прошли за день, нравится видеть свой прогресс в спорте, нравится видеть количество сожженных калорий и тп. Ведь ощутить эти вещи самостоятельно довольно тяжело.
На одном заводе в цехах был полнейший беспорядок и грязь. Директор сделал фото с кучами мусора и в большом размере повесил возле проходной. Рабочим было неприятно. Но директор поставил условие: снять фото нельзя, но можно заменить на фото этого же места, но убранного. Так и произошло.
Другим способом
Всем нам надоедает однообразие. Становится скучно, не хочется ничего делать. Как быть в такой ситуации? Конечно же придумать, как делать то же самое, но другим способом.
Многие родители сталкиваются с проблемой беспорядка в детской комнате. В попытках ее решения в ход идут разные и не всегда самые гуманные методы. А дети не хотят наводить порядок, это скучно. В сотый раз раскладывать вещи по своим местам… Александр Лобок предлагает этого и не делать. Пусть порядок каждый день будет разным! Только представьте себе – 365 разных порядков за год! Представьте себе, насколько творческая эта задача! Принимаете вызов?
Когда ученица Сергея Ефремова не хотела читать, то он предлагал ей что-нибудь новое. Например, не читать, как девочка Ира, а почитать как медведь или мышка. Это было интересно! А получится ли у Иры переворачивать страницы учебника без рук?
Четырехлетняя Света устала гулять. Стала капризничать и просится к маме на ручки. А до выхода из парка еще далеко. Конечно, маме будет очень тяжело нести уже немаленькую дочку. Поэтому она предлагает игру. А давай мы с тобой будем не просто идти, а будем как великаны! Большими-большими шагами! Света с радостью включилась в игру, и сама без капризов дошла до дома. Конечно, великаны менялись со снежинками, снежинки с лилипутами и так далее.
Каждому своё
Почти любая современная компания указывает как свой плюс индивидуальный подход к клиенту. И, действительно, человеку конечно приятно, когда к нему обращаются по имени, когда делают предложение под его конкретный запрос и т.д. Этим, например, отличается ресторан от столовой, где всем раздали одно и то же и нравится-не нравится – ешь. Конечно, стимул возвращаться в ресторан гораздо больше. Ученики, безусловно, тоже замечают, волнует ли личность каждого из них учителя, или ему вообще без разницы, что они из себя представляют, главное программу выполнить. Учителю, который относится с вниманием к интересам и чувствам своих учеников, они ответят благодарностью и желанием учиться.
Сергей Курганов12в своей экспериментальной НЕ-ШКОЛЕ практически полностью отказался от цифровых отметок, они остались только для орфографических и математических умений. Все остальные виды учебных работ оценивались только качественно в виде развернутых письменных рецензий педагога, предполагающих письменное обсуждение в тетрадях детей. Ученики с большой охотой выполняли домашние задания, ожидая письменных рецензий, часто содержащих интересные картинки, шуточные и серьезные схемы и пр.
Саша — ученик нового 8-го класса Анатолия Гина. Саша производит впечатление «непроходимого» тупицы. На контрольной работе учитель дал ему несколько вопросов и учебник — найди ответы и спиши. Не справился — не нашел нужную тему. Через некоторое время Анатолий с удивлением узнал, что Саша считается «специалистом по мопедам», может разобрать и отремонтировать мотор. Не похоже на тупицу, правда? Учитель вникает в суть, разбирается, дружит с Сашей. Оказывается, все дело в полном отсутствии мотивации. Анатолий придумал, как это исправить. В то время было практически невозможно найти интересную информацию на автомобильную тематику. А у Анатолия дома был архив журнала «Наука и жизнь», в котором велась подходящая колонка. Учитель начал вырезать интересные заметки об автомобилях, мотоциклах, троллейбусах и приносить их Саше. Подросток был действительно благодарен своему учителю и начал с большим уважением относится и к предмету. Закончил год на «четыре».
Хочу продолжения!
Конечно, лучшая мотивация – это непосредственный интерес к делу. Но интерес редко возникает сам к чему-то непонятному, да еще и предложенному со стороны. «Вот, дети, тема “дрейф материков”. Она безумно интересна!». Так не работает. Сначала темой нужно зацепить, а потом уже ее изучать.
Анатолий Гин рекомендует начинать урок с открытой задачи13или открытого вопроса по теме урока. Открытая задача – это всегда загадка, вызов. Решать ее азартно и весело. А заодно у учеников появляются вопросы по соответствующей теме, на которые учитель может потом отвечать в течение урока. Например, урок по закону Архимеда можно начать с вопроса «Почему тяжелые железные корабли не тонут в воде?». Хорошо, если этот вопрос будет сопровождаться экспериментом, в котором учитель наглядно продемонстрирует, как железный шарик ушел под воду.
Я довольно долго была нечитающим ребенком в очень читающей семье. То есть читать я, конечно, умела, но это занятие меня совершенно не интересовало. Интересные (по словам родителей) и красивые книги меня не привлекали. Но моя мама смогла меня посадить «на крючок». Однажды она предложила мне вместе по вечерам укладывать спать моего младшего брата. И, конечно, ему нужно было читать на ночь. Мама взяла повесть Владислава Крапивина «Болтик». Так, на протяжении многих вечеров она читала, а я сидела рядом и слушала. А потом вдруг у нее стало не хватать на это времени. Но мне-то было уже очень интересно, что будет с героями дальше! Пришлось дочитать самой. А за этой книгой пошли и другие.
Этот же принцип заложен и в компьютерную тест-энциклопедию «Неужели это так!». Вопросы и ответы в этой программе подобраны так, чтобы вы не удержались и воскликнули: «Не может быть!». И в этот момент вовлеченности программа предлагает расширенную справку, в которой есть открытые вопросы, точки роста, дополнительные знания. Именно тогда, когда хочется узнать о вопросе побольше.
Вкус победы
Никто не любит провалы. Если что-то долго не получается, то даже пропадает желание пробовать еще раз. Опять придется чувствовать себя неудачником, так лучше уж сразу ничего не делать. А вот если получается – то это совсем другое дело. Хочется повторять еще и еще. Чувство «Я могу!» сродни эйфории. Конечно, если есть надежда снова его испытать, то ради этого можно и потрудиться.
В Израиле многие проверочные тесты создаются индивидуально для каждого ученика. Они подбираются таким образом, чтобы ученик был успешен, получил результат около 90%. Дети очень радуются, что у них все получается и хотят продолжать учебу дальше.
В 9-м классе заядлого троечника Толю перевели в другой класс. Новый учитель, не зная о репутации Толи, поставил ему 5 за списанную лабораторную работу. Мальчику так понравилось видеть это непривычную оценку в своей тетради, что этот год он закончил с пятёркой.
В 7-м классе я победила на областной олимпиаде по математике, вышла на республику. Это дало очень мощный толчок к последующим занятиям математикой и выбору специальности. По двум причинам, во-первых – успех окрыляет, а во-вторых я попала в соответствующее окружение ребят, которые были на голову выше тех, с кем я общалась в школе.
Рита Пирсон14работала в классе с отстающими детьми. Однажды она дала контрольную работу из 20 вопросов. На 18 из них один мальчик ответил неправильно. Рита поставила ему «+2» и улыбающийся смайлик. Он спросил: «Мисс Пирсон, это F15?». Она ответила: «Да». Ученик удивился: «А зачем тогда вы нарисовали смайлик?!». Рита сказала: «Да потому, что ты молодец! У тебя два верных ответа, а могло быть ни одного. После работы над ошибками, разве ты не покажешь результат лучше?». Он ответил: «Да, покажу!». Минус восемнадцать лишают вас надежды на будущее, а плюс два говорят, что все не так уж и плохо.
Резюме
В этой статье мы рассмотрели разные приёмы включения внутренней мотивации, то есть такой, которая помещает фокус интереса в саму деятельность, а не за ее пределы. Конечно, не все эти приемы подойдут в конкретном вашем случае. Используя описанные приемы как опору, вы сможете сделать следующий шаг – пробовать, искать, придумывать свои приемы. И чем более творчески вы подойдете к этой задаче, тем интереснее вам будет работать.
Если у вас есть свои находки, интересные случаи из практики – пишите нам. Мы включим их в будущую книгу с указанием вашего авторства.
Ждем ваших писем по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Творческая работа мотивирует!
1. Дэниел Пинк (Dan Pink) – автор четырех международных бестселлеров, переведенных на 32 языка. В 2011 году вошел в рейтинг 50 лучших бизнес-аналитиков мира.
2. Дэн Ариели (Dan Ariely) является одним из ведущих специалистов в мире в области поведенческой экономики, автор мирового бестселлера «Предсказуемая Иррациональность» и других книг.
3. Анатолий Гин – Мастер ТРИЗ, основатель международной ассоциации «Образование для Новой Эры», автор 15 книг.
4. Марк Иванович Сканави — советский математик, редактор популярных сборников задач по математике.
5. Нилл Александр Сазерленд (Neill Alexander Sutherland, 1883-1973) – шотландский либертарный педагог, новатор в области образования, автор книг о воспитании детей, основатель школы Саммерхилл.
6. Александр Лобок – кандидат философских наук, доктор психологических наук, автор книг.
7. Теория разбитых окон – теория о том, что само по себе наличие беспорядка провоцирует людей на несоблюдение различных норм. Подробнее тут: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/teoriya-razbityh-okon-620055/
8. Анатолий Сторожев – педагог-новатор, Руководитель Лаборатории целостного образования, автор книг.
9. Сергей Ефремов – ТРИЗ-педагог, автор методик.
10. Марк Янковский – педагог-новатор.
11. Светлана Гин – ТРИЗ-педагог, кандидат педагогических наук, автор книг.
12. Сергей Курганов – педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».
13. Открытая задача – это исследовательская или изобретательская задача, подразумевающая допустимость нескольких решений. Подробнее об открытых задачах тут: https://trizway.com/art/opentask/36.html
14. Рита Пирсон (Rita Pierson) – американский педагог с 40-летним стажем, спикер на TED Talks.
15. F – худшая оценка в американской системе оценивания, аналог российской двойки.
Авторский проект Евгении Гин онлайн-поддержки для творческих родителей: creatimefamily.ru
Скидка 10% для читателей нашего сайта. Напишите слово «trizway» в поле «Слово на скидку» при оформлении подписки
Зарегистрироваться на семинар-тренинг Евгении Гин «Воспитание креативности в семье. ТРИЗ-педагогика для родителей» можно здесь: www.creatime-baby.ru
Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.
trizway.com
Виды и методы мотивации деятельности, персонала, учащихся
Виды мотивации.
Внешняя мотивация.
К внешней мотивации можно отнести события, которые происходят вокруг Вас, Вашего окружения, обстановки, на работе или дома. На работе могут объявить конкурс, или заставить выполнять план по продажам, что может мотивировать Вас на выполнении определенных действий, в данном случаи совершать продажи, больше звонить, больше и лучше предлагать.
Для решения простых задач, выполнение не сложных действий хорошо подходит внешняя мотивация, когда для выполнения сложных задач, подходит внутренняя.
Внутренняя мотивация.
К внутренний мотивации можно отнести Ваше отношении к тому или иному действию, вне зависимости от внешних обстоятельств. В данном случаи решение или выполнение каки-либо действия напрямую будет зависеть от Вашего внутреннего состояния. Например, художник работает ради получения удовольствия от процесса, а не ради извлечения больших денег. Ребенок изучает окружающий мир, бегает, лазает, чтобы повысить свои знания, расширить свой кругозор, познать. Мотивация у ребенка внутренняя, если родитель заставил или предложил бы вознаграждение за какое-либо действие, то эта мотивация была бы внешней.
Методы мотивации.
Для внешней мотивации.
- Принуждение. На работе или дома, Вас могут принуждать осуществить действия, ради получения результата. Например, пропылесосить комнату, чтобы было чисто, хотя на Ваш взгляд и так нормально. Совершить невероятное количество звонков, чтобы компания увеличила продажи, а вы получите вознаграждение к своей зарплате. Принуждение – один из действенных способов мотивации.
- Страх. В данном случаи страх, может возникать вне зависимости от Ваших действий или бездействия, из за внешних обстоятельств. Например, задача выполнить план по продажам или изготовлении продукции, иначе Вас лишат премии. Страх лишение дополнительного дохода, будет мотивировать на действие.
- Прогресс. Нахождение в обществе, которое развивается, может быть группа по занятиям хобби или развивающаяся, перспективная компания, мотивирует на создание лучших результатов. Создавать качественные продукты, любовь к своей работе или хобби, приносят результат обществу в котором вы стараетесь, а общество приносят вознаграждение Вам. Например, в бизнесе стартапе, как правило собирается небольшая группа людей, у каждого из которого есть внутренняя мотивация получить прибыль, создать хороший продукт. В этом кругу появляется внешняя мотивация, двигающая всех участников на сплоченную, дружную работу, стараться добиться результата, работать больше и усерднее.
Для внутренней мотивации.
- Страх. Отличный метод мотивации – это заставить себя действовать из-за страха. Страх может проявляться на фоне безденежья, плохого здоровья, решения проблем. Например, если вы хотите бросить курить, можете посмотреть последствия курения, из чего делают сигареты, понимание и осознание данного обстоятельства может серьезно воздействовать на ваше восприятия от данного процесса. Отличный пример страха – это безденежье. Без денежного дохода в наше время никак. Приток денег должен быть обязательно у каждого, а мотивированные люди стараются его преувеличивать с каждым разом. Если денег нет или их не хватает, Ваше желание заработать сильнее и стараться прийти к определенному для себя результату будет сильным, потому что Вы мотивированы добиться финансового благополучия.
- Желание и стремление. Желать быть лучше кого-либо, сделать лучше что-либо есть, почти, у каждого человека. Этот процесс двигает нас развиваться и улучшать себя и свое благополучие. К данному примеру можно отнести желание улучшить свое транспортное средство. Отсюда появится желание, а в следствие действие увеличить свое финансовое благополучие, начать копить, откладывать на достижение своей цели.
- Величие. Таких людей, как правило мало. Великие люди работают круглосуточно, чтобы дать этому миру шедевр, инновацию, технологию или создать новое движение в политике или обществе. Великие художники, певцы, поэты работали на результат, чтобы в-первую, очередь самим получить удовлетворение от проделанной работы, а во-вторую, дать обществу новое видение, пользу. Быть великим – означает быть известным, признанным огромным количеством людей. Великих людей не беспокоит страх, желание преуспеть где-то, в них сидит жажда быть великим человеком, признанным в обществе, вести за собой массу людей. Такие люди и создают движение в остальном обществе.
- Самоутверждение. Быть признанным, получить похвалу и восхищение от созданного Вами продукта или Вашей деятельности в обществе. К примеру, доказать себе, что вы можете, что вы добились результата, что вы не пустое место. Спортсмен, готов работать над своим телом сутками, правильно питаться, соблюдать жесткий распорядок дня, чтобы на соревнованиях доказать себе и окружающим, какой он выдающиеся спортсмен.
Методы мотивации персонала.
Мотивация персонала относятся к внешней мотивации. Есть ряд способов, чтобы Ваши сотрудники начали действовать во благо Вашей компании. Но чтобы применять методы мотивации персонала, поставьте себя на место сотрудника. Что могло бы двигать Вами для достижения результата, увеличения прибыли компании. Помимо внешней мотивации, необходимо задействовать внутреннюю. Страх перед увольнением или лишением прибыли даст результат, работник будет действовать и стараться, но если задействовать его внутреннюю мотивацию, у работника появится желание и стремление, самоутверждение. Если ваши работники будут стремиться добиться результата, чтобы по достоинству быть вознагражденными, как материально, так и духовно, то у Вашей компании появится внутреннее развитие, а в последствие и внешнее.
Приведем ряд методов для мотивации сотрудников.
- Премия. Один из самых важных и действенных способов. Главное выдавать премию, именно по заслугам. Проведите аудит и расчет доходов, решите для себя сколько можете выделять на сотрудников. Ведь если работник старается, значит он увеличивает результат, продажи, производство и т.д., а значит доходы компании должны повышаться.
- Похвала, самоутверждение. Можно задействовать внутреннюю мотивацию, как самоутверждение перед другими. Каждому человеку хочется быть лучше, сильнее, умнее другого. Парой в компании, особенно по продажам отлично действует метод похвалы сотрудника перед другими. К примеру, сделайте летучку, небольшой перерыв. Возьмите план продаж и статистику, выделите менеджера, который на текущий день заключил больше договоров, осуществил больше продаж и выдайте ему премию, похвалите перед другими. Тут вы ловите двух зайцев сразу. Во-первых, кому выписали премию, будет мотивирован получить ее еще раз, в следующем месяце, считая, что он хороший, успешный работник. Во-вторых его конкуренты, такие же менеджеры будут стремиться показать хороший результат, чтобы их тоже похвалили и выписали премию. Это один из примеров, а вариаций масса.
- Тренинги, развитие. Проведите тренинги для сотрудников на тему развития, мотивации, благополучия. Можете сами провести или наймите для такого дела, специально обученного человека. Необходимо создать душевный подъем, задор на работу и получения вознаграждения. Такие мероприятия можно проводить не часто, главное эффективно. Возможно писать даже сценарии, проводить маленькие конкурсы, раздавать обучающие материалы на самом тренинге.
- Обучение. Отправьте сотрудника на обучение, на повышении квалификации, тем самым он повысит знания по работе, а вы получите эффективный результат от его работы.
- Отдых. Эффективный способ создать душевный подъем и настроение заключается в поездках на мероприятия, отдых на свежем воздухе или даже съездить в путешествие. Данный метод сплотит коллектив, проявится уважение к директорам компании, организаторам данного мероприятия, к самой компании. Если работник гордится местом работы, то его деятельность во благо компании будет выше.
- Подарки и конкурсы. Одно дело выдать денежное вознаграждение, премию, другое подарки или конкурсы. Подарком может быть туристическое путешествие на всю семью или призы за участие в конкурсе. Коллегам по работе, тоже захочется проявить себя, показать свои возможности, доказать свою значимость.
Методы мотивация для учебы.
Мотивация себя на учебу заключается в Вашем желании быть лучше, заниматься саморазвитием. Каждый день человеку необходимо познавать и увеличивать свои знания. Изучая той или иной материал вы становитесь лучше, помимо полученных знаний приобретаете навыки: общения, увеличенной памяти, дикции, эрудиции, ораторскому искусству, воображению, решению задач. К примеру, на протяжении года или нескольких лет, ежедневно можно изучать иностранный язык, что добьетесь превосходных результатов. Отличное подтверждение Вашим интеллектуальным способностям покажет только практика и применение полученных знаний. Отправляясь в путешествие в другую страну, будет превосходно, если найдете себе собеседника и без проблем сможете провести с ним беседу, без языкового барьера. Если Вам необходимо мотивировать другого человека на учебу, здесь есть несколько методов.
- Тактика. Правильная подача материала, огромный залог успеха у обучающихся. Чем лучше вы доносите изложенную Вами информацию, тем эффективнее будет изучаться Ваш материал. Есть различные варианты ведения уроков, тренингов, коучингов, с применением игровых форм, увлекательных заданий и бонусов.
- Похвала. Отличный способ мотивировать учащегося, похвалить его. Главное, чтобы было в меру и по делу.
- Терпение. Если у человека не получается изучить материал, ему необходимо усерднее стараться, а учителю помогать, подсказывать. Глупых людей не существуют, есть безалаберные и ленивые.Соперничество. В групповых занятиях эффективный способ устраивать соперничество, разделив учащихся на группы или между учениками. Каждому хочется быть лучше в глубине души, а значит можно у каждого проявить задор на соперничество. Плохой способ выделять хороших, способных учеников на не очень. Необходимо создать атмосферу или обстановку таким образом, чтобы каждый мог себя проявлять.
vuspeh.ru
Методы мотивации персонала | MOTIVE4YOU
Хороший руководитель знает, для того, чтобы компания имела успех, необходимо уделять много внимания своим работникам, постоянно поощряя их. В прошлом были очень популярны доски почета, корпоративы, сегодня же они уже практически не действуют и необходимы другие способы.
Большое внимание в науке управления персоналом уделяется именно методам мотивации персонала. Для того, чтобы руководить работниками без конфликтов и проблем, необходимо знать, что такое мотивация и все ее основные методы.
Что такое мотивация труда?
Мотивация — это способы создания у работников желания работать более качественно и выкладываться в полной мере. У специалистов появляется внутренний мотив, который и движет ими в достижении поставленных целей. Другими словами, сотрудник сам хочет повышать свою работоспособность и улучшать качество своей работы.
Сегодня самые распространенные методы мотивации работников — это корпоративы и премии. Но мало кто из руководителей задумывается о том, что насильственное времяпрепровождение сотрудников на корпоративе не поможет, если в офисе всегда царит гнетущая атмосфера.
Руководители, которые имеют более богатую фантазию, находят новые методы мотивации и стимулирования труда. Обычно, есть специалисты, которых просто недооценили, не похвалили за хорошо выполненную работу, или которым не поручили интересное задание.
Даже самый настоящий карьерист под своей маской строгости и ответственности жаждет услышать слова благодарности или просто мечтает получить внеочередной отпуск.
Классификация мотивации персонала
Есть наиболее известные теории мотивации, которые и легли в основу образования разных видов мотивации сотрудников.
Теория Ф. Герцберга. Как считает Герцберг, самыми лучшими методами мотивации на предприятии являются внешние условия труда (например, деньги) и содержание труда (например, удовлетворение работой).
Теория Ф. Тейлора. По его мнению, работниками движут лишь инстинкты, стремление к удовлетворению потребностей физиологического уровня. Для более качественного управления должны присутствовать такие факторы:
- почасовая оплата;
- принуждение;
- определенные нормы выполненной работы;
- определенные правила, которые описывают порядок поставленных задач.
Теория Д. Макклелланда. Исходя из его теории, существуют три формы человеческих мотивов: стремление к принадлежности, стремление к власти, стремление к достижению успеха. Лидеры стремятся к власти. Те руководители, которые привыкли работать в одиночестве, стремятся к успеху.
Теория А. Маслоу. Работники на предприятии удовлетворяют свои иерархичные потребности. То есть, от низжих к высшим:
1. Физиологические, как еда, питье, тепло, то есть способы выживания;
2. Безопасность. Желания сохранить физиологические начала для поддержания достигнутого уровня жизни;
3. Любовь. Желание быть принятым в обществе, коллективе;
4. Признание. Желание быть уважаемым человеком в обществе;
5. Самореализация. Желание быть лучше.
Есть множество других теорий, но у всех есть одно общее понятие: есть определенные методы стимулирования сотрудников на предприятии.
Основные методы мотивации персонала в организации более качественного труда делятся на:
- материальные;
- нематериальные.
Материальные и нематериальные виды мотивации
Материальная мотивация делится на 2 группы:
1. Система штрафов. В организации лучшего рабочего процесса используются методы штрафов. То есть, если сотрудник плохо работает, показывает плохие результаты или совершает грубые ошибки, его штрафуют, чем и мотивируют работать лучше;
2. Система поощрений. Противоположный способ, то есть для стимулирования сотрудникам выплачивается премия за какие-либо достижения, хорошо выполненную работу. Так, каждый работник знает, если он будет выполнять свои обязанности лучше, будет стремиться к большему, он получит премию.
Нематериальная мотивация имеет намного больше видов:
1. Похвала руководителя. На самом деле этот способ стимулирования очень эффективен, хоть многие и считают иначе. Публичная и личная похвала начальства побуждает двигаться дальше, стремиться к большему. Именно из-за этого на многих предприятиях до сих пор используются доски почета, как физические, так и виртуальные;
2. Карьерный рост. Каждый работник знает, если он будет выполнять свою работу более качественно и быстро, его повысят, что значительно поднимет его социальный статус и гарантирует дальнейшее развитие в профессиональной сфере;
3. Обучение за счет фирмы. Отличный способ мотивации, если компания предложит своим сотрудникам пройти курсы для повышения квалификации за счет компании;
4. Хорошая атмосфера в коллективе. Работники намного лучше и качественнее выполняют свою работу, если они находятся в теплом, дружном коллективе. И наоборот, если атмосфера далека от спокойной, это не может настроить на рабочее настроение;
5. Имидж компании. Многие стремятся работать в организации, которую все знают и ее услуги или товары пользуются большим спросом, ведь это престижно. Здесь следует учитывать престиж компании не только на рынке, но и как работодателя;
6. Спортивные и культурные мероприятия. Выезды на природу, совместные походы на концерты, театр, занятия спортом – все это отличная мотивация и делает атмосферу в коллективе более теплой и приятной. Сотрудники должны хорошо отдыхать, только тогда они смогут хорошо работать.
Каждый руководитель сам выбирает подходящие для себя материальные и нематериальные современные методы мотивации персонала организации, которые будут соответствовать его бизнесу, помогут добиться максимальной отдачи у сотрудников.
Современные методы управления мотивацией персонала
Благодаря методам достигаются цели. Методы мотивации персонала должны оказывать на сотрудников такое влияние, чтобы их поведение отвечало требованиям бизнеса. Современные методы достаточно разнообразны, но их можно условно поделить на группы:
- индивидуальные направлены на мотивацию узких кругов сотрудников с одинаковыми мотивами и потребностями;
- диагностические используются для оценки определенного сотрудника, и показывают способы для его мотивации;
- организационные используют для создания стимулирующей системы в организации, как, например, разработка и внедрение системы грейдов.
Проблемы, которые возникают в составлении мотивации персонала
Современные методы мотивации труда персонала имеют свои сложности. Каждый руководитель задумывается, как правильно стимулировать сотрудников, но при этом без больших затрат, но с высокими результатами.
К тому же необходимо создавать такую систему мотивации, которая бы легко приспосабливалась ко всем меняющимся условиям.
Также, необходимо четко определить оптимальное сочетание методов стимулирования, которые бы не требовали больших затрат со стороны руководства.
Лучшие современные методы мотивации персонала
Как уже было сказано выше, не обязательно в организации более качественной работы использовать материальные формы и методы мотивации персонала. Есть много простых и интересных способов, которые не требуют больших денежных затрат.
Шутливое наказание худших сотрудников. Не обязательно штрафовать худших работников, можно придумать разные шутливые титулы и звания, которые получают те, кто не справляется со своей работой. Например, титул «Черепаха месяца».
Развлечения. Многие современные компании заграницей имеют игровые зоны, где сотрудники могут отдохнуть и отвлечься от проблем. Работа становится более эффективной, а у персонала не возникает мыслей о том, насколько угнетающая атмосфера в офисе.
Спонтанные подарки. Небольшие презенты сотрудникам просто для хорошего настроения не могут не радовать и не стимулировать работать.
Внимание членам семьи сотрудников. Вы можете предоставлять детские путевки в лагеря или санатории, выдавать сладкие подарки на праздники, гарантировать медицинское страхование всем членам семьи каждого работника.
Замена премии более бюджетными вариантами. Не каждый может себе позволить выдавать премии отличившимся сотрудникам. Вы, например, можете дать человеку внеплановый выходной день.
Премии тем, кто имеет хорошее здоровье. В других странах уже давно практикуются такие методы мотивации и стимулирования персонала, как предоставление премии тем, кто не болел весь год и постоянно проходил медицинское обследование.
Свободное посещение работы. Лучшим специалистам на определенное время можно установить свободный график посещения.
Большой выбор призов за хорошую работу. Например, абонемент в спортивный зал, поход в ресторан или кино.
И напоследок…
Конечно, хорошая зарплата – лучший мотиватор. Всем руководителям следует помнить одну вещь: к ним приходят за хорошими деньгами и карьерным ростом, а уходят – из-за гнетущей атмосферы и неадекватного руководства.
Основные методы нематериальной мотивации – лучшие варианты для более качественной работы без больших денежных затрат.
Если у вас есть собственные варианты или примеры хорошей мотивации, оставьте их в комментариях, людям будет интересно о них почитать 🙂
motive4you.ru