Мотивация для учебы – Study Motivation — мотивация к учёбе

Содержание

Мотивация для учебы в школе

Мотивация для учебыМотивация всегда вокруг вас. Учитесь ее видеть.

Обычно вопрос мотивации к учебе в школе возникает у учащихся, начиная с 5-8 класса. В это время вы уже осознаете важность учебы, ее роль в жизни и в вашем будущем. Вероятнее всего, вы уже учитесь хорошо, но вам часто не хватает мотивации, чтобы делать задания в срок или делать их еще лучше. Поэтому предлагаем ознакомиться с нашим топом мотивирующих советов для учебы в школе.

Мотивирующая атмосфера для учебы

мотивация для учебыСоздайте свою атмосферу вокруг, чтобы она сама мотивировала вас учиться.

Посмотрите, какие предметы и состояния вас мотивируют учиться. Например, ноутбук, чашка кофе, несколько тетрадей, учебник, приятная канцелярия: ручки, линейки и т.д. Приглушенный свет от настольной лампы, зашторенные окна. Приятная удобная одежда. 3-4 часа свободного времени. Помните, что атмосферу для учебы создаете именно вы.

Ресурсы для мотивации к учебе

мотивация для учебыЦитаты про успех дают мотивацию учиться

Поищите в интернете блоги, сообщества про учебу, например, study hard journal.
На этих ресурсах сразу выкладывают совокупность материалов для учебы, например, мотивирующие картинки и цитаты, списки, способы организации времени и много других полезностей.

Мотивирующая цель для учебы

мотивация для учебыУстановите свою цель, которая будет давать вам мотивацию

Очень часто мотивации учиться в школе не хватает из-за очень туманных перспектив. Вы не понимаете, зачем вам нужно учиться, причем учиться лучше. Решение тут одно: поставьте себе понятную, ощутимую цель, которую вам важно будет достигнуть.

Наказание в случае не достижения цели по учебе

Мотивация для учебыТак называемая «мотивация от» работает всегда!

Определите то, что будет вас «заставлять» действовать, перестать лениться, работать даже, когда очень трудно. Наказание давно является одним из самых эффективных способов улучшения мотивации не только к учебе, но и в жизни.

Мотивируйте друг друга учиться

Мотивация для учебыНайдите напарников по учебе!

Найдите себе единомышленников, которые также будут искать мотивацию, а потом станут ее источником. Каждый учащийся в группе сначала черпает мотивацию, а потом отдает ее в разы больше другим. Вы можете подбадривать друг друга, объяснять непонятные темы, справляться с трудностями вместе.

studymotivation.ru

Как учиться на «отлично» в школе

мотивация для учебыМотивирующая атмосфера всегда помогает учебе

Почти каждый современный школьник сталкивается с огромной проблемой — отсутствием мотивации к учебе. Действительно, бывает трудно заставить себя сесть и выучить сложные правила по грамматике иностранного языка или же непонятные формулы по физике. Учиться на отлично в школе становится все труднее. Четверть за четвертью, год за годом, ученик даже не замечает, как достигает «финишную линию» — великий и ужасный последний год обучения. Именно тогда школьники начинают всерьез задумываться о будущей карьере и, конечно же, о поступлении в престижный ВУЗ и получении хорошего образования, но… нередко бывает слишком поздно что-либо менять.

Начальная школа кажется беспечным и приятным временем, но в 5-8 классе учеба начинает казаться трудной. Учителя задают слишком много домашнего задания, родители предъявляют высокие требования и заставляют учиться на пятерки, вечером совершенно не хватает времени на отдых и общение с друзьями. В 8-11 классе школа кажется абсолютно невыносимой. Что же делать в такой ситуации? Неужели учеба на отлично в школе возможна только благодаря постоянной «зубрежке» и недосыпанию?

Все намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Дело не в том, сколько времени вы уделяете учебе. Дело в том, как вы это делаете!

Как сделать домашнее задание без труда и на отлично?

мотивирующая атмосфера для учебы на отличноНе грустите при выполнении домашних заданий — добавляйте больше мотивации для учебы!

Прочитать два параграфа, ответить на вопросы, заполнить таблицу… Звучит не слишком интересно. Но для любого учителя тот факт, что вы никогда не появляетесь на занятии без выполненной домашней работы — показатель того, что вы нацелены учиться на отлично в школе (и, вообще, на успех в жизни).

Именно наличие сделанных упражнений и прочитанных абзацев заставляет преподавателя относиться к вам лучше, что сможет помочь получить лучшие отметки в конце четверти. Но как заставить себя выполнять все заданное без затруднений и бессонных ночей? Причем на отлично?

Можно попробовать делать уроки под спокойную, не отвлекающую инструментальную музыку. На YouTube легко найти множество роликов с музыкой различных жанров специально для концентрации на выполнении домашнего задания.

Также, можно попробовать использовать метод со смешным названием Pomodoro, который предлагает концентрироваться на уроке в течение 25 минут, а затем проводить пяти-минутный перерыв. Мотивация на учебу при этом не теряется из-за чередования отдыха и труда.

Существует даже специальное приложение для смартфонов, которое называется Forest. Приложение засекает 25 минут, за время которых (если вы ни разу не отвлечетесь на болтовню в чатах или просмотр фото в Instagram) на вашем экране вырастет милое деревце. Таким образом, выполняя домашние задания, вы без труда можете вырастить собственный виртуальный лес. Ну и решить несколько домашних работ на более высокую отметку.

Создайте мотивирующую атмосферу для учебы в школе, а отличные оценки придут со временем!

канцелярия для учебы на отличноКанцелярия тоже мотивирует на учебу на отлично

Вы когда-нибудь замечали, что решать задачи по алгебре намного приятнее в начале года, когда в пенале лежат новенькие письменные принадлежности, а тетрадь еще не запачкана зачеркиваниями и неаккуратными пометками на полях?

Это не секрет, что большинство успешных школьников и студентов придают очень важное значение также и тому, как выглядит их рабочее место. Именно поэтому перед тем, как сесть за домашнюю работу, не поленитесь прибраться в комнате и особенно на столе.Создайте приятную атмосферу: зажгите свечу или декоративные огоньки, приготовьте себе чашечку ароматного чая или кофе, проветрите помещение. Не забудьте также приобрести

красивые тетради, удобные ручки, разноцветные маркеры. Любую канцелярию для успешной учебы можно найти на Алиэкспрессе. Приучайте себя писать аккуратно и выделять важную информацию маркерами любимых цветов. Это поможет вам легче и быстрее запоминать правила.

Еще, для того, чтобы мотивироваться на обучение всегда, в любом месте, даже по дороге в школу или институт, можете подписаться на сообщества в соцсетях по тематике обучения, например, study hard journal.

мотивирующая картинка для учебыМотивируйте себя на учебу, тогда она будет даваться легче, а результаты будут лучше

Подходите к процессу учебы креативно и нестандартно! Применяя все вышеизложенные советы вы быстро поймете, что

учеба на отлично — это не сложно (а иногда даже и интересно!).

Всегда выполняйте домашние задания, используйте специальные мобильные приложения и сайты для учащихся, создайте уютный «учебный уголок«, сделайте ваши конспекты более красочными. Получайте удовольствие от процесса, а тогда и отличные оценки не заставят себя долго ждать!

studymotivation.ru

Правила мотивации студентов успешными ВУЗами *

Правила мотивации студентов успешными ВУЗами

Мотивация играет немаловажную роль в жизни человека. Мотивация – это те стимулы, приемы, которые побуждают человека к определенным действиям.

Мотивация и учеба

Мотивация в учебном процессе представлена целым комплексом мероприятий. Ключевым понятием в этом направлении является мотив – это определенное направление учебной деятельности студента, которая связана с его отношением к предмету.

Каждый ВУЗ нацелен не на то, чтобы привлечь как можно больше студентов и просто обучать их по единой схеме, но и на то, чтобы заинтересовать их, чтобы они сами желали познавать новое, получать новые знания и навыки. Ученые давно доказали, что интересным делом заниматься гораздо легче и проще, чем выполнять какие-либо задания по принуждению. Поэтому в каждом ВУЗе действует собственная система мотивации студентов.

Какие бывают мотивы?

Мотивация – это процесс двусторонний. Недостаточно того, чтобы педагог пытался заинтересовать студента и не получал от него отдачи. Важно, чтобы студент сам понимал, что от него хотят и к чему это все приведет.

В мотивационном учебном комплексе можно выделить два основных вида мотивов:

Хорошо учитьсяЗаинтересованность студента в учебе
  • Внешние мотивы.

Данная разновидность представлена внешним воздействием на студента, теми условиями, которые создаются для его привлечения в образовательный процесс: рекомендации педагогов, наставления родителей, правила ВУЗа. Это могут быть как простые беседы, уговоры, пожелания, так и ультиматумы, законодательные акты или закрепленные документально правила.

Ярким примером внешнего мотива является предложение преподавателя ставить автоматы тем, у кого не будет пропусков по занятиям, кто будет участвовать в конференциях и активно отвечать на семинарах, практикумах.

  • Внутренние мотивы.

Данная группа убеждений, которые призывают студента хорошо учиться, заложены в его подсознании, мозге, душе, то есть внутри него. Если рассматривать мотивы и мотивацию в этом ракурсе, то важно, чтобы студенту нравилось и хотелось учиться, получать новые знания и навыки. Для этого достаточно просто понимать, для чего он учится, как пригодятся ему полученные знания в перспективе.

Например, студенту нравится определенная дисциплина, поэтому он готов днем и ночью читать по ней литературу, углубляться в предмет и пр.

Внутренние и внешние мотивы могут оказывать различное влияние. Порой принуждение и настояние со стороны родителей вызывают отвращение к учебе. В то же время натиск преподавателя может заставить студента изучить предмет. В последнее время все чаще уделяется внимание внешним мотивам, хотя пробуждение внутренних мотивов действует гораздо эффективнее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Хорошо учиться

Как ВУЗы мотивируют студентов к обучению?

В престижных и успешных ВУЗах действует собственная «мотивационная программа» для студентов. Как правило, она основывается на всевозможных наградах и чествованиях успешных учащихся. Рассмотрим наиболее популярные способы побуждения студентов к получению новых знаний и навыков.

Почему нужно хорошо учитьсяПривлечение студентов к получению знаний

1. Вручение грамот, благодарностей и дипломов.

Данный метод мотивации является поощрительным и действует в отношении активных и успешных студентов, которые принимали участие в различных научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, практикумах и пр. Вручение наград (даже если было занято далеко не первое место) делает участие студента в мероприятии более важным и знаменательным, он понимает, что администрация ВУЗа ценит его успехи и достижения. Данный подход позволяет заинтересовать студента в достижении больших успехов, установлении нового личного рекорда и пр.

2. Присуждение дополнительных выплат, стипендий и иных материальных благ.

С развитием рыночных отношений люди стали чаще оценивать отношение к себе в «рублевом» эквиваленте. Если студент победил в важном конкурсе «российского» или международного масштаба, то ему полагается повышенная стипендия или получение дополнительной «денежной награды». Это тоже, своего рода, мотивация, побуждающая человека учиться.

3. Мотивация от преподавателя.

В процессе обучения одну из ведущих ролей играет преподаватель и его умение заинтересовать студентов. Педагог должен обозначить, что «нельзя» и что «можно», что должен усвоить студент и для чего, как полученные навыки и знания пригодятся ему в жизни, показать ценность учебы.

Преподаватель может применять личные мотивационные меры: сказать о том, что готов ставить «автоматы» по зачетам и экзаменам и пр.

4. Взаимоотношения преподавателя и студента.

Еще одним вариантом мотивации к учебе могут стать взаимоотношения педагога и учащегося. Если студент понимает, что может получить консультацию и помощь, обсудить с преподавателем вопросы по предмету, учебе, то он становится более заинтересованным в тотальном изучении предмета.

5. Уважение к студентам.

Независимо от успеваемости и поведения студента, его отношения к дисциплине, преподавателю, в ВУЗе должны уважать его. Уважение проявляется, прежде всего, в отношении к студенту: обращение к нему (на ты/вы), отсутствие оскорблений, поощрения за успехи в учебе (похвала) и пр.

6. Игры на занятиях.

Одним из самых эффективных способов привлечения внимания студентов к предмету является игра. Преподаватель может проводить семинарские занятия в игровой форме, разделив студентов на 2 команды, поручая им выполнение определенных заданий и пр.

7. Метод кнута и пряника.

Данный метод фактически сейчас действует в виде «рейтинговой системы» оценки успеваемости студентов. За активность на занятиях, участие в различных мероприятиях студенты получают баллы. За пропуск по неуважительной причине, неудовлетворительный ответ баллы могут «минусоваться». К концу семестра каждый учащийся получает столько баллов, сколько он заслужил, т.е. заработал.

Кнутом вы ступают «штрафы», пряником – бонусы за активное участие на занятиях и конференциях, олимпиадах, посещение всех занятий и пр.

8. Личный пример.

Нередко молодые педагоги завлекают студентов к учебе собственным примером. Например, аспирант может показать, что пошел покорять аспирантуру после того, как администрация ВУЗа предложила ему место работы (с условием получения ученой степени и пр.).

Студенты также ценят пунктуальных, ответственных педагогов, которые своевременно проверяют контрольные работы, дают возможность исправить ситуацию, сдерживают обещания и пр.

9. Формирование положительного отношения к профессии и навыкам.

Порой привлечь внимание студента к определенной дисциплине можно, подчеркнув ее важность и нужность в жизни. Например, бухгалтер не сможет работать без знания основ бухгалтерского учета, бухгалтерских счетов и связок, порядка оформления и формирования документов и пр.

10. Наличие творческих или тематических кружков.

Работники ВУЗа должны мотивировать студентов различными способами. Важно, учитывать желания и способности учащегося. Так, в ВУЗах нередко организуют дополнительные секции: спортивные (баскетбол, волейбол, футбол, борьба и пр.), творческие (театральный кружок, вокал, игра на музыкальных инструментах, танцы и пр.) и др. Подобные секции способны не только раскрыть таланты и склонности студента, но и помочь ему в развитии и становлении как профессионала и личности.

Таким образом, мотивация позволяет улучшить результаты работы и учебы: чем лучше замотивирован человек, тем лучше результаты его деятельности.

disshelp.ru

Мотивация в учебе: 10 советов

Мотивация в учебе: 10 советов

«Завтра», «с понедельника» – самое лучшее время для того, чтобы начать учиться и что-то менять в своей жизни. Так считают те, кто привык откладывать в долгий ящик перемены. Однако, никто из живущих планами сделать все завтра, не достигает желаемого в полном объеме. Если вы хотите учиться, необходимо начинать делать это сегодня, потому что «завтра» – абстрактная вещь. Если говорить точнее, то «завтра» – не является частью реального мира, так как все происходящее с нами называется «сегодня».

Начните делать шаги в учебе с правильной мотивации. Если вам не хватает мотивации, эти советы помогут начать и эффективно пройти курс обучения.

1. Заключите договор с самим собой

Конечно же, речь не идет о каком-либо юридическом документе, который вам нужно составить. Нет, просто пообещайте себе вознаграждение за эффективную учебу и четко установите правила обучения. Если будущая награда не мотивирует вас, договоритесь с собой о наказании, которое вы понесете, если пропустите учебное занятие. Для многих такой подход является спасением.

2. Не ожидайте минут вдохновения

Помните всегда о том, что вдохновение не всегда сопровождает учебный процесс, но зато оно будет частым спутником тогда, когда вы станете профессионалом. Поэтому, настройтесь на труд, не ожидая каких-либо сверхъестественных переживаний, энтузиазма и вдохновения. Как часто говорят люди старшего поколения – «Через не могу!». Такой труд пойдет вам на пользу не только потому, что вы заставите себя все-таки освоить материал, но еще и разовьете дисциплинарные качества и силу воли.

3. Избавьтесь от отвлекающих факторов

Каждому человеку приходится сталкиваться с отвлекающими факторами, причем возникать они могут спонтанно и воровать время, снижать концентрацию внимания. Чтобы ваша мотивация не угасала, на время обучения изолируйте себя от всего, что может отвлекать. Выключите телефон, телевизор, музыку, зашторьте окно, попросите близких вас не тревожить и погрузитесь в прекрасный мир науки.

4. Планируйте

Вам не нужно будет искать какие-то дополнительные источники мотивации, если вы заранее будете настроены на обучение. Планирование – идеальный инструмент для хорошей мотивации, так как позволяет нашему мозгу заблаговременно переключиться и настроиться на образовательный процесс. Начните планировать свои занятия и четко следуйте графику.

Идеальный вариант – заниматься каждый день в одно и то же время, например, рано утром. Во-первых, на «свежую голову», пока она не перегружена информацией, заниматься намного легче – знания усваиваются легче. Во-вторых, позанимавшись утром, вы будете свободны от чувства долга и вины за пропущенное время для эффективной учебы.

5. Ищите интересные моменты

Бывает так, что в учебе не все вызывает бурю эмоций и вдохновения. Иногда нужно просто учить какие-то теоретические вещи, которые быстро надоедают и мотивация резко начинает угасать. В таких случаях спасайтесь поиском наиболее интересных вещей во всем материале, ищите какие-либо ассоциации, приводите сами себе примеры и аналогии. В общем – развлекайтесь в процессе. Вспомните, как в детстве любое, даже самое скучное занятие могло превратиться в увлекательную игру? Вот, это и есть секрет хорошей мотивации и получения удовольствия от учебного процесса.

6. Соблюдайте последовательность и постоянство

Не забывайте о том, что все большие достижения являются результатом маленьких, но последовательных действий и сохранения постоянства. Успех – подъем вверх, поэтому, если вы не хотите учиться по принципу «шаг вперед и два назад», помните о постоянстве и последовательности. Если у вас нет никаких веских причин пропускать запланированное занятие, не делайте это, перенося его на следующий день. Не скачите из одной темы в другую, заполняйте все пробелы в знаниях постепенно. Если вы настроитесь на долгую дорогу, состоящую из маленьких шагов, вам будет проще поэтапно проходить весь процесс, не рассеивая внимание и не теряя мотивацию.

7. Мечтайте о будущем

Наверняка вы учитесь не просто, чтобы заполнить чем-то время – у вас есть грандиозные планы на полученные знания. Пользуйтесь своими мечтами для поддержания мотивации на достойном уровне. Мечтайте о будущем, о тех моментах, когда вы освоите необходимые знания. Мечтайте о том, как это изменит вашу жизнь в лучшую сторону, как вы начнете применять на практике полученные знания. Мечты об успехе важны не только потому, что они наполняют вдохновением и энергией, они еще и программируют нас на победу! Все начинается с мыслей.

8. Оцените свои ошибки

Еще одна распространенная причина потери мотивации в обучении – частые ошибки и сложности. Важно понимать, что ошибки являются ценнейшей частью учебного процесса и даже делают его гораздо эффективнее. Поэтому, чтобы не терять мотивацию из-за ошибок, необходимо просто пересмотреть свое отношение к ним. Что касается сложностей в учебе – относитесь к ним, как к вызову. Очередной раз докажите себе, что вы можете справиться, а постоянные нагрузки на ваш ум сделают свое дело и ваши когнитивные способности существенно возрастут.

9. Отмечайте маленькие победы

Если совсем нет ни мотивации, ни желания учится (такое почти с каждым случается иногда), у вас есть еще один способ, который поможет перехитрить мозг, сделать процесс интересным и увлекательным. Просто засядьте за учебу, возьмите что-то самое легкое и в самом начале сделайте одну маленькую победу. Например, вам нужно прочитать и проанализировать 5 глав скучной книги. Дело не продвигается? Возьмите первый, попавшийся на глаза абзац, быстренько прочтите его и запишите анализ. Похвалите себя, а ваш мозг даст сигнал о необходимости выработки дофамина – гормона, который отвечает за энтузиазм и чувство удовлетворения. Дальше дело пойдет гораздо веселее!

10. Найдите компанию

Намного проще найти мотивацию, если учиться не в одиночку, а в приятной компании. Найдите для себя партнера – друга, знакомого, кого-то .кто так же заинтересован в обучении. Проводите время за обучением в непринужденной обстановке. Во-первых, так будет гораздо интереснее и веселее. Во-вторых, информация, которая поставлялась в мозг вместе с приятными эмоциями, запоминается лучше и надежнее.

Светлана, www.poznaysebia.com

Читайте также

www.poznaysebia.com

Как повысить мотивацию студентов к учебе

Обучение в вузах на платной основе лишило студентов стимулов. Теперь необязательно хорошо учиться, чтобы получить стипендию и не вылететь из института. Без мотиваций интерес к знаниям поддерживать невозможно. Какие цели должны поддерживать будущих специалистов.

Как повысить мотивацию студентов

Как повысить мотивацию студентов

В век платного высшего образования оно в какой-то степени само себя дискредитировало. Если за оплату можно поступить на любой факультет, если не сданный хорошо экзамен можно пересдать на так называемой коммерческой основе, то какой смысл учиться хорошо, если стипендию на платном отделении всё равно не дают.

На первый взгляд, в нынешнее время складывается такая ситуация, когда всё решают деньги и связи, а сама ценность получения высшего образования утрачивается: оно перестаёт быть признаком высшей степени знаний, победы интеллекта.

С другой стороны, изменения, происшедшие в человеческом обществе, вызвали к жизни абсолютно новые требования и к выпускникам вузов. Будущему специалисту нужны не только специальные знания в своей области, но и некие универсальные методы, с помощью которых он может всегда найти свою нишу на рынке труда, быть востребованным специалистом и развиваться, совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей трудовой деятельности.

Такая своеобразная «вилка» между тем, что есть, и тем, что должно быть, и позволяет утверждать, что просто жизненно необходимо повышать мотивацию у студентов.

Зачем нужна мотивация

Каждый психолог знает, что без мотивов нет никакой деятельности. Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

Выделяются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое;
  • прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
  • социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
  • коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств;
  • профессиональные – стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Перечень можно продолжить и дальше, но именно для молодых людей данные мотивы можно считать наиболее значимыми. И всё-таки при этом нужно понимать: студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.

Что для этого необходимо

Как это ни странно звучит, но нужно изменить отношение к преподаванию. Ещё с давних пор известны такие факты, что к одним преподавателям на лекции ходили толпы студентов, в том числе и вольнослушателей, а кого-то обходили за версту. В наше время мало то изменилось: многие преподаватели вузов считают себя единственно верным источником знаний, а от студентов ждут исключительно подобострастия и преклонения. Можно выделить следующие самые распространённые ошибки преподавания, которые совсем не способствуют высокой мотивации студентов.

Голые знания

Так уж повелось, что преподавание чуть ли не столетиями сводилось к начитыванию лекций, а потом приёму на экзамене тех же самых сведений. Во времена, когда источником информации может быть не только занудная лекция какого-нибудь профессора, а вполне современные образовательные сайты, то и желания посещать подобные лекции у студентов просто не возникнет. Также преподаватели норовят выдать больше «голых» знаний, не соотнося их с современной действительностью, и студент не понимает, для чего они ему нужны. Поэтому каждый преподаватель должен обосновать важность своего предмета, его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности.

Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет или нет сдан экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

Отсутствие уважения к студентам

Зачастую бывает именно так: преподаватель, уверенный в том, что каждое его слово должно быть услышано и зафиксировано в конспекте, не желает что-либо пояснять. Когда к нему обращаются за помощью или с вопросами для уточнения, педагог говорит: «Надо было лучше слушать, а не отвлекаться на лекции», и у студентов пропадает всякое желание разбираться в сложных вопросах предмета. Конечно, этим отличаются обычно представители более старшего поколения, так как считают себя мэтрами, корифеями. Молодые преподаватели в этом смысле намного демократичнее, соответственно, к ним больше и тянутся студенты.

Как повысить мотивацию у студентов

То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Осталось выяснить, как же это делать? Есть несколько способов повышения мотивации:

Рейтингование

Самый современный метод, который используется в ведущих вузах страны и мира. Каждый студент знает, что высшие строчки в рейтинге могут обозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьма мобилизует. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.

Те же университеты, у которых есть международные соглашения, могут использовать единые виды шкал с европейскими вузами, и работодатели воспринимают уже не просто «хорошо» и «отлично», а могут чётко определить истинный уровень знаний каждого студента.

Личный пример

Этот способ давно и хорошо знаком каждому ещё со школы. Если студент видит, как преподаватель увлечён своим предметом, как много ему хочется раскрыть секретов мастерства владения этим предметом, то и студенту передастся эта энергия увлечения. Если при этом преподаватель на своих занятиях создать атмосферу настоящего творчества, даст возможность почувствовать «на собственной шкуре», что ждёт будущего специалиста в дальнейшем, то и результат будет высоким.

Ориентация на результат

Ещё один важный момент. Для многих студентов не важна оценка его деятельности, и он не будет переживать из-за полученного «трояка». Для кого-то, наоборот, оценка – самоцель, и за хорошую оценку он пойдёт на всё. Поэтому преподавателям нужно стремиться к безоценочным технологиям (например, шкалам, с помощью которых студент сам будет определять уровень своего продвижения). Гораздо важнее будет настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения.

Свобода выбора

В общеобразовательных учреждениях все выпускные экзамены сведены к единой технологии тестирования, поэтому альтернативы для выпускников пока нет и быть не может: ЕГЭ и без вариантов. Преподаватель какого-то определённого предмета волен внутри своего курса сам устанавливать формы и варианты сдачи зачётов, да и самого экзамена. Ведь остались и прежние «автоматы», когда активное участие в семинарах освобождало от сдачи итогового экзамена, это могут быть выступления на различного рода конференциях, что позволит студентам относиться к предмету совсем иначе.

Различные виды поощрения

Ушли в прошлое такие виды поощрения, как объявление благодарности, доска почёта и многие другие «пережитки» социалистического прошлого. Сейчас всё чаще норовят поощрить денежными премиями, материальными стимулами. Наверное, для кого-то это будет важно, особенно для малообеспеченных студентов.

Но нельзя сбрасывать со счетов и прежние виды стимулирования: если деканат будет устраивать торжественные линейки или собрания, где будет называть лучших из лучших, а может, вообще заведёт свою доску почёта, то это, наверняка, поможет усилить мотивацию, ведь амбициозность молодых очень высока. Да и благодарственные письма студентам и их родителям тоже могут стать приятным сюрпризом, что тоже вызовет волну благодарности и желания подтвердить своё положение.

В заключение хочется добавить, что у каждого учебного заведения, у каждого преподавателя, конечно, найдутся в запасе свои особенные методы и способы повышения мотивации у студентов. Но не нужно забывать про ведущую роль семьи. Если в семье уже с детства развивали познавательную активность в ребёнке, научили его уже в школе преодолевать трудности самостоятельно, но при поддержке взрослых, то и став студентом, такой человек не потеряется в мире информации, а быстро проложит свой путь в житейском океане.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, есть ли у вас мотивация или нет.

© Самосадкина Екатерина, BBF.RU

bbf.ru

Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ – младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок, аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев.

Наталья МалошонокТатьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций. Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких оценок, планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы. Их может быть две: цель мастерства (masterygoal) и результативная цель (performancegoal). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста. «Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть». Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней. «Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов. Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры. Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи. «По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса. «Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант. А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.

См. также:

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родители нацеливают детей на успех в профессии

 


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

Статья (5, 6, 7, 8 класс) на тему: Мотивация к учебе

Выступление на педагогическом совете

Мотивация к учебе

Учебные мотивы имеют свойства запускать, направлять и поддерживать те старания, которые устремлены на исполнение учебной работы. Это довольно сложная система, которую образуют мотивы, цели, реакции на успех и отсутствие успеха, настойчивость и собственные установки учащегося. Уже в младшей школе учебная мотивация становится огромной проблемой — дети начинают шуметь, отвлекаться, перестают слушать учителей, не делают упражнения, которые учителя задают домой. Позже, уже в старших классах, желание учиться начинает колебаться. Те причины, которые ясны для взрослого человека, не ясны для младших школьников. Взрослые понимают, для чего им нужно учиться.

Мотивация детей к учебе

Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. Ученики в младшей школе могут учиться вполне удачно, если будут ориентироваться на оценку учителя и (или) одобрение родителей. Ученики начальной школы не осознают ценность полученных знаний. К любимым урокам они чаще всего относят предметы, содержащие элементы игр, развлечений, такие как: рисование, труд, физкультура. В таком возрасте многие ученики хотят принести удовольствие близкому человеку своими хорошими результатами в учебе. Стоит учитывать, что первоклассники под словом «учиться» понимают не только получение знаний, но и общение с друзьями в школе.

У учащихся в средней школе интерес к урокам во многом зависит от личности и характера преподавания учителя; они хотят стать лучше и превзойти своих одноклассников практически во всем. В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания. Поэтому важно объяснить ребенку что не нужно становиться лучше кого-то, нужно превосходить себя.

Когда ребенок идет в старшую школу, он начинает осознавать важность полученных знаний.

Мотивы учения

Познавательный – ярко выражающийся интерес к новым знаниям, получению новой информации, удовольствия от открытия нового для самого себя. Такие мотивы выражают стремления учеников самообразованию.

Социальный – желание получать знания для своего будущего, стремление стать полезным для общества. Такие мотивы включают в себя желание занять лидерскую позицию. Данный мотив – важная основа для самовоспитания и самообразования, но не воспринимается младшими школьниками. У детей с наклонностями лидера часто бывает престижная мотивация. Она заставляет быть первым среди одноклассников, но она вызывает игнорирование одноклассников. У учеников, которые плохо успевают в учебе, присутствует компенсаторная мотивация. Благодаря данной мотивации такие ученики реализуют себя в другой сфере: спорт, музыка, рисование и так далее.

Мотив общения – только те предметы, которые включают в себя общение с одноклассниками, вызывают интерес у школьников.

Мотив социального одобрения – учащийся жаждет одобрения родителей и учителей.

Мотивация достижения успеха – стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым и умным. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.

Мотивация избегания неудачи – школьники пытаются избегать плохих оценок и наказания за них. Такие ученики все свои результаты объясняют обычной удачей и (или) простотой задачи.

Внеучебная мотивация – ребенок в школе интересуется и участвует только в мероприятиях, которые не связаны с учебной деятельностью (концерты, выставки, соревнования и так далее)

Виды мотивации

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут как наказывать, так и поощрять за результаты ребенка. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.

Ко всем вышеперечисленным мотивам следует стремиться, ибо вся эта совокупность устанавливает большой уровень формирования учебной мотивации учеников.

Очевидно, что мотивированная учеба намного лучше, чем принужденная. Ученик, который имеет внутренние мотивы к учебе, получает оценки выше, чем его одноклассники, материал, который он прошел надолго останется у него в памяти. И при всем этом родителям не нужно постоянно контролировать ребенка. Мотивация – это внутренний процесс, его нельзя образовать извне. Но взрослые в состоянии помочь ребенку преодолеть эту проблему.

Учителя не всегда выделяют время, чтобы сформировать мотивацию учеников. Такие учителя считают, что, если ребенок пришел в школу, он должен делать все что говорят ему учителя. Также некоторые учителя пользуются отрицательной мотивацией для достижения успеха. От отрицательной мотивации рождаются отрицательные эмоции и нежелание учиться и выполнять задания учителя. Без появления интереса ученика не будет результата, и материал не будет усвоен, будет только видимость учебного процесса.

В младшей школе родителям и ученикам не обойтись без внешней мотивации. Но стоит понимать и дать понять это ребенку, что важно не награда за результат, а сам результат. Большинство родителей мотивируют детей убеждением, при чем основными аргументами в пользу учебы становятся угрозы бедности, низкого статуса в обществе. Такие примеры не действенны на детей. Ученики младшей школы не могут ценить будущие выгоды образования.

Мотивация имеет свойство меняться в зависимости от расположения духа человека, определенного предмета изучения и так далее.

Изначально ученики приходят в школу с положительной мотивацией. Взрослым нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эту мотивацию.

Как повысить мотивацию к учебе

Самый действенный способ развития внутренней мотивации у ребенка – это делать это с помощью любознательности ребенка. Стоит учесть к чему именно лежит душа ребенка, и чем он хочет заниматься. Учеными доказано, что к обучению детей мотивируют отцы. Нужно прививать ребенку добиваться чего-то в жизни, добиваться чего-то. Отец на своем примере может показывать своему ребенку, как важно чего-то добиться в жизни.

Одна из главных задач учителей в школе – преподать материал в такой форме, чтобы ученикам стало интересно, и они захотели его изучать. Устойчивый интерес у ребенка можно развить разными уроками-играми, уроками-путешествиями и тому подобным.

Для того чтобы развить у ребенка внутреннюю мотивацию нужно поддерживать то состояние, при котором ребенок доволен своими результатами. Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ребенку те задачи, который он в состоянии выполнить. Нужно предлагать свою помощь, только если задание действительно сложное для ребенка. Задания для ребенка должны быть понятны ему, должны приобрести какое-то значение для него. Нужно объяснить ребенку и дать ему понять, что поражения случается если приложить мало усилий. Формировать мотивацию нужно всегда, будь то благополучные или не благополучные семьи.

Однако так или иначе мотивация закладывается еще в дошкольном возрасте. И именно родители закладывают ее детям. Многие родители считают, что заложить мотивацию детям это не их забота и перекладывают это на учителей и воспитателей. Остальные предпочитают наказывать ребенка за плохую успеваемость: лишают компьютера, запрещают гулять или общаться с кем-то, некоторые берут в руки ремни. Многие родители отдают своих детей в школу довольно рано, когда ребенок еще не готов психологически. Он не может быть спокойным и делать то, что ему говорят. Нужно развивать в ребенке способность самостоятельно принимать решения. Некоторые идут на поводу у детей и нарушают режим дня. Каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен понять эту систему и вырабатывать у ребенка ту или иную мотивацию. Если у ребенка нет способностей к каким-то предметам, стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок разбирался хотя бы в одной области. Он должен побеждать над собой, над трудностями, которые стоят у него на пути.

Нужно учить ребенка самостоятельности, давать ему самостоятельно ставить цели в учебе. Следует помнить, что запоминание у детей происходит в процессе игры и (или) развлечения. Всегда нужно хвалить своих детей, не игнорировать их, их проблемы, переживания. Любить детей нужно вне зависимости от того, с какими оценками они приходят домой. Ученики младших классов должны понимать, что нехватка способностей к какому-либо предмету должна быть компенсирована усердием.

Ребенок – это личность, и он всегда нуждается в поддержке.

nsportal.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о