Как понять психологию человека по его поведению: Психология человека по поведению и жестам: учимся определять
Психология человека по поведению и жестам: учимся определять
- Главная
- >
- Статьи
- >
- Как определить психологию человека по поведению и жестам
Время чтения 6 минут
Тело и душа человека находятся в неразрывной связи. Поэтому невозможно отделить характер от его внешних проявлений. Что снаружи, то и внутри. Психология человека по поведению и жестам дает возможность с легкостью определить характер. Давайте и мы с вами этому научимся.
<<Оглавление>>
Если одежда человека отличается своей необычностью и вычурностью, броскостью, то это говорит о художественном типе личности, об артистической натуре.
Если человек одет с иголочки, будто только сошел с подиума, это зачастую говорит о том, что он хочет утвердиться с помощью одежды. Это знак внутренней неуверенности и беспомощности.
Внешность человека должна гармонировать с одеждой, дополнять образ. Шизоидные типы личности этого принципа не придерживаются.
Яркие цвета в одежде любят эмоциональные и любвеобильные люди, а полутона – люди спокойные и уравновешенные. Часто люди, которые тяжело привыкают и адаптируются к новым обстоятельствам, носят одежду не по сезону.
Рукопожатие
Рукопожатие – общепринятая форма знакомства мужчин. Если человек издалека идет к вам с протянутой рукой, то можно сказать, что он жизнерадостный и общительный, ничего не скрывает за душой. Если он еще активно трясет вашу руку и быстро говорит – это личность активная, энергичная.
Скрытные люди обычно пожимают руку ладонью вниз и с большим сгибом руки в локтевом суставе. Такое движение будто говорит «ничего не отдам». Часто такие люди оказываются двуличными, безжалостными. Если вашу ладонь будто прижимают вниз, то перед вами личность властная, подавляющая и черствая.
Вялое рукопожатие говорит о лени и безынициативности. Застенчивые и скромные люди пожимают руку неуклюже.
Зона общения
Психология человека по поведению помогает распознать людей неприятных и назойливых.
Агрессивные и бесцеремонные люди неприятны в общении. Они часто нарушают допустимую дистанцию. Это вы чувствуете подсознательно. Они могут хлопать вас по плечу. Долго держать руку или заглядывать в глаза. Если малознакомый человек приближается к вам очень близко, менее 50 см, то это вызывает желание отодвинуться, а также гнев и негодование.
Стеснительные, неуверенные в себе люди держатся на большом расстоянии. Чем дольше люди общаются и становятся ближе друг другу, тем расстояние между ними сокращается.
Поза, походка, жесты и мимика
Психология человека по поведению и жестам не всегда так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.
Так как человека с детства воспитывают придерживаться определенных правил и норм поведения, то иногда очень трудно определить характер человека. Например, по улыбке трудно судить, что происходит в душе человека, ведь она может быть настоящей или «сквозь слезы».
Двойственность натуры человека также мешает понять его. Если человек мягкий и безотказный, но не хочет таким казаться, то он соответственно будет вести себя по-другому и контролировать свои действия.
Для понимания языка тела важную роль играют именно непроизвольные, неосознанные движения.
- Если у человека асимметричное лицо, то можно сказать. Что рациональное и эмоциональное не в ладу друг с другом. Когда происходит постоянная внутренняя борьба, угрызения совести, это очень отражается на лице.
- Если у человека неестественная, зажатая походка (то есть ноги, таз и поясница будто туго связаны между собой), это говорит о проблемах в сексуальной сфере.
- Важную роль играют напряженность или расслабленность движений. Когда человек расслаблен он отдыхает душой и открыт для восприятия окружающих.
Психология поведения человека помогает определить черты характера по основным признакам:
- Беззаботность и недисциплинированность проявляются расхлябанной походкой, непринужденными позами.
- Неуверенность и боязливость выражаются в закрытых позах рук и ног, руки в карманах или закрывающие часть лица. Также покраснение, прерывистый голос выдают человека неуверенного в себе. Эти люди склонны себя постоянно накручивать и делать из мухи слона.
- Нервозность, беспокойство выдают ритмичные движения пальцев рук. Перебирание предметов, ерзание на стуле.
- Широкая и медленная походка говорит о человеке, желающем выставить себя на показ. А театральность жестов говорит о завышенной самооценке.
- Прямолинейные и сдержанные движения говорят о холодности, расчетливости натуры.
- Резкие и неупорядоченные движения говорят о раздражительности, нервозности.
- Если движения тела закругленные и плавные, это характеризует человека эмоционального и беззаботно относящегося к миру.
Глаза и взгляд
Глаза отражают внутренний мир человека. Они первыми реагируют на внутренне состояние. Когда мы грустим, то и в глазах появляется грусть. Если веселимся, то и глаза сияют счастьем.
Взгляд также бывает разным. К примеру: жёсткий, колючий, холодный, злой, беспардонный, ласковый, нежный, хмурый, хитрый, упрямый, уверенный, свирепый, возбуждённый…
Любое общение сопровождается взглядом.
- Если происходит нормальное, спокойное общение, то и взгляд будет таким же.
- Если взгляд уходит вдаль, значит человек отвлекся или задумался.
- Взгляд искоса выражает недоверие, скрытность. Прищуренные глаза выражают недоверие, злость и мстительность натуры.
- У политиков часто наблюдается такая картина, когда одна бровь приподнята. Но складки на лбу остаются горизонтальными.
Это говорит о сильной воле, пренебрежении и враждебности к окружающему миру. - Взгляд сверху вниз говорит о высокомерии и презрении. И наоборот, взгляд снизу вверх о подчиненности и услужливости.
- Продолжительный, прямой и твердый взгляд говорит о том, что человек хочет подчинить вас своей воли. Так смотрят следователи и работники прокуратуры при допросах.
- «Бегающий» взгляд характеризует людей, которые испытывают страх или угрозу. Такие глаза часто бывают у уголовников, которые долгое время провели в тюрьме, а также мошенников.
Психология человека по поведению и жестам иногда помогает определить, какую профессию имеет человек, какую должность занимает и к какому социальному классу относится.
Лицо
При общении лицо – это первое, на что вы обращаете внимание. Здесь важно рассмотреть нос, губы и складки возле них. Они вам расскажут многое. Есть так называемая «страдальческая складка», которая придает человеку страдальческое выражение лица. Это люди со слабым характером. Слабой волей, беспомощные и терпеливые. Всегда отступающие перед трудностями.
- О силе характера судят по крыльям носа. Если они сильно раздуваются при дыхании, то перед вами человек темпераментный и энергичный. Уголки рта показывают общее состояние человека. Опущенные уголки выдают пессимиста, вечно недовольного жизнью.
- Степень напряжения человека показывает замкнутый рот. Это говорит о решимости и твердости характера. Приоткрытый рот говорит о расслабленности, пассивности.
Улыбка и смех
Все люди улыбаются и смеются по-разному. Смех бывает заразительный, тихий, насмешливый, злой, искренний, лающий, наглый, искусственный и т.д.
- Чистый беззаботный смех показывает легкую, свободную, непринужденную натуру.
- Если же в человеке есть агрессивность, зависть, злость или презрение, то эти чувства мешают смеяться легко и свободно. Получается что-то типа «хе-хе-хе». Молодые люди, которые хотят обратить на себя внимание, обычно «хихикают».
- Об истинности улыбки каждый человек может судить, полагаясь на свою интуицию. Она подскажет, приятен человек или нет, нравится-не нравится, «скользкий тип» или «как-то он не так улыбается». Интуиция обманывает редко. Психология человека по мимике дает возможность определить, в первую очередь, искренность человека.
Осанка
- Опущенные или поднятые плечи вместе со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком говорят о покорности, слабости, чувстве неполноценности человека.
- Слишком высоко поднятая голова и выпяченная грудь признак гордости, тщеславия и высокомерия.
- Напряженная и неподвижная осанка отгораживает чувствительных и стеснительных людей от внешнего мира.
- Иногда чувствительные люди пытаются это скрыть, внешне показывая жесткость, холодность, как бы ощетиниваясь на окружающих. Тогда появляется некая угловатость осанки.
- Человек, обладающий чувством собственного достоинства, имеет свободную непринужденную осанку с гордо посаженной головой. Это демонстрирует доверие, открытость и уважение к людям.
Психология человека по поведению и жестам изучается на протяжении многих лет. Эта наука называется язык тела. Достижения современной психологии в этой области дали толчок этому направлению, а спрос на эти знания с практической точки зрения подтолкнул психологов на дальнейшее исследования связи души и тела. Так как любое наше внутреннее переживание, движение души вызывают ответную реакцию в теле, мимике, жестах, движениях.
Зачастую мы видим все эти внешние проявления и наш мозг обрабатывает их мгновенно на уровне «приятно — неприятно», «вызывает доверие – не вызывает доверие» и т.д. Ведь часто бывают в жизни такие ситуации, когда мы говорим «что-то мне не нравится в этом человеке» или «какой он скользкий тип». То есть, мы не знаем, чем вызвана такая наша реакция, но подсознательно чувствуем это.
Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Психология отношений
Понравилась статья, расскажи друзьям
Петр
15 октября 2021 15:38
Понравилось
Ева
22 сентября 01:07
На самом деле, психологию начала читать только недавно, из-за того, что не понимаю, на сколько сильно нужно доверять людям, и какие они на самом деле. Дело затягивающие, это одна из самых первый статей, которые я прочитала. В свои 12 лет я знаю больше, чем мои ровесники, очень горжусь тем, что саморазвиваюсь.
Статья очень информативная и достаточно интересная. Много чего описывает за такое маленькое количество текста.
100/10❤️
как понять характер, книги, психологические поведенческие особенности личности
Поведенческая и жестикулярная психология личности — это целое мастерство, научная сфера, разъясняющая невербальные способы оценки человека. В процессе коммуникации его образ составляется преимущественно из внешних проявлений — только 30% данных о собеседнике приобретаются из непосредственной беседы. Психология человека по поведению и жестам ассоциирует это явление с бессознательным рассмотрением собеседника, создающим позитивное или отрицательное впечатление о нем.
Исследование поведенческой психологии
Внешний вид, повадки человека могут рассказать о его социальном статусе, действия, жесты — о его профессии, должности, нраве.
Психология поведения базируется на отношении индивида к окружению. Она включает оценку движения, совокупность телесных ответов на наружные стимулы, перемены. Т. е. поведение — это проявление психического аспекта состояния человека посредством физиологических явлений. Оно регулируется сознанием, характеризующим мировоззрение индивида.
Значение жестов
В психике человека значение невербальных сигналов — жестов и мимики — заложено в сфере бессознательного. Люди могут не обращать внимания на свои и чужие попытки передавать информацию, но подсознательно распознают их. Для более точного чтения посылов необходимо изучать их значение в соответствии с культурной средой, к которой принадлежат собеседники.
Несмотря на распространенность значений большинства мимических реакций, в некоторых культурах общепринятые жесты могут иметь противоположное значение. Так, кивок головой обычно означает согласие, но в отдельных культурах — отрицание.
Язык тела изменяется в зависимости от пола говорящего, возраста, социального статуса и других личностных характеристик. Общение с помощью жестов ограничено: движениями можно передать только базовые эмоции, но невозможно показать тонкости отношения. Поэтому язык тела используется для дополнения, усиления эмоциональной окраски речи. Сознательное использование жестов, контроль мимики — результат волевого усилия, направленный, в основном, на стремление скрыть вранье.
Нельзя путать язык тела и жестовый язык. В отличие от бессознательных мышечных реакций, жестовый язык — полноценная языковая единица, используемая для нормальной коммуникации. Использование жестового языка позволяет людям с нарушениями слуха и речи общаться, успешно социализироваться.
Как понять человека по его поведению?
Исследование речи тела общедоступно. Нет необходимости в специальном обучении — сегодня есть возможность бесплатно читать онлайн книги по психологии человека по поведению и жестам.
Проанализируем тенденции, согласно которым совершается рассмотрения поведения собеседника.
Внешний вид
Человек, акцентирующий внимание на собственном внешнем виде, выглядящий как «с картинки», часто стремится самоутвердиться, скрыть собственную нерешительность посредством стиля. Также это может обозначать чрезмерную аккуратность, доскональность.
Яркий, слишком уникальный, изысканный внешний вид свидетельствует о созидательной, артистичной личности. Но излишняя неаккуратность способна сказать не столько об артистичности, сколько о склонности к неряшливости.
Пастельные, спокойные цвета выбирают сбалансированные личности. Красочные тона свойственны для эмоциональных людей.
Поведение
Поведение человека в окружении обеспечивает возможность предположения его решений, действий. Нередко люди, соблюдающие дистанцию в истоке общения, сокращают ее в процессе сближения. При отсутствии перемен во взаимоотношениях можно судить об отсутствии симпатии между ними, следовательно, невозможности дальнейшего сплочения.
Для проработки собственных страхов, фобий, неуверенности в себе рекомендуем обратиться к специалисту, например, к Никите Валерьевичу Батурину.
Как понять человека по его поведению? Психология указывает на ряд манер:
- Частые попытки сокращения дистанции (пристальный взгляд, прикосновения). Эти жести типичны для дерзких, враждебных людей, предпочитающих устанавливать собственные правила.
- Физическое сокращение расстояния, предпочтение конфликтных, личных тем в беседе выявляет в человеке назойливость.
- Избегание визуального контакта, проявлений эмоций, прикосновений, нерешительное поведение — к таким манерам склонны люди, желающие укрыться от внешнего мира. Для них часто типична одежда, скрывающая часть лица.
- Непринужденные, свободные положения тела, походка сообщают о недисциплинированности лица, желанию уклонения от общепризнанных поведенческих мерок.
- Прерывистая речь, покраснение — это свойства неустойчивого, нерешительного человека. Нервозные попытки принять комфортную позицию — это критерии беспокойства в конкретной ситуации.
- Драматичные позиции свидетельствуют о стремлении обратить на себя внимание. Широкая поступь, деланные жесты говорят о повышенной самооценке, самолюбовании. Такое поведение свойственно креативным личностям, людям с мастерским основанием.
- Четкие, целенаправленные движения свидетельствуют о расчетливом складе личности, умении скрывать эмоции. Эти свойства характерны для бережливых людей. Ними обладают предприниматели, политики.
- Беспорядочные движения характеризуют раздражительную личность. Бесполезная моторика (вращение ручки, перебирание в руках различных предметов) — это свойство, типичное для нервозных людей.
- Спокойные движения информируют об отсутствии склонности к конфликтам, пластичности нрава. В комбинации с эмоциональностью данное поведение свидетельствует о беззаботности. Мягкие жесты сообщают о способности к самоконтролю.
Психология поведения человека также включает осанку. Важно обратить внимание на следующие факторы:
- Сутулость. Это критерий повиновения, бессилия. Поднятые плечи сообщают о чувстве неполноценности.
- Возвышенное положение головы, возможно, откинутой назад. Этой позицией проявляется высокомерие. Одновременно с выдвинутой вперед грудью она говорит о честолюбии, гордыни.
- Мышечная напряженность, малоподвижность. Это критерий отсутствия способности свободного общения с людьми, стремления отделиться от действительности. Эта позиция, как утверждает психология поведения, характерна для человека, страдающего социофобией.
- Расслабленность, сочетающаяся со сдержанностью. Эти манеры типичны для личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Речь рук
Это первостепенный компонент общения, общепринятая модель связи, популярная преимущественно среди представителей сильного пола. Знак приветствия зачастую определяет взаимоотношения между собеседниками:
- энергичное рукопожатие — активность, коммуникабельность, удовольствие от встречи;
- рукопожатие вверх ладонью — готовность к общению, доверие;
- рукопожатие вниз ладонью — замкнутость; при одновременном сгибе локтя такое приветствие говорит о жестокости, двуличности;
- рукопожатие с направлением руки вниз — властность, склонность к доминированию;
- слабое рукопожатие — бездейственность, нерешительность;
- неповоротливость при рукопожатии — стеснительность.
Положение рук в психологии поведения человека:
- скрещение спереди — оборонительная реакция, неготовность к продлению беседы;
- за спиной — затруднительное обстоятельство;
- кулаки — напористость, желание самоутверждения;
- частое касание лица — стремление утаить душевное положение, скрыть конкретные факты;
- в карманах — скрытность; при одновременно закатанных рукавах — склонность к конфликтам, готовность к внезапным задачам;
- трение переносицы — раздумывания, оценка;
- постукивание по столу, щелчки ручкой — скука, задумчивость.
Речь мимики
Поведение — это в психологии фактор, включающий также выражение лица человека, мимика, высказывающая настроение:
- Рот. Спущенные уголки — это критерий пессимистичности, негодования. Вместе с тем, сжатые губы в психологии человека по поведению сообщают о твердости нрава, неготовности следовать компромиссам. Расслабленные губы выявляют пассивность, слабохарактерность.
- Взгляд. Сверху — решительность, злобность, снизу — подчиненность, услужливость. Продолжительный — требование повиновения, бегающий — склонность ко лжи, страх.
- Смех. Это еще один пункт психологии и поведения человека. Беспечный смех характерен для естественной, открытой личности; сдавленный говорит о враждебности. Хихиканье выдает стремление вызвать интерес к собственной персоне, самохвальство, лицемерие.
Интонация
Речь, манера разговора прямо ассоциируется с передачей информации, определяет чувственное состояние личности. Часто человек оценивается не по содержанию, а по манере разговора. Принимается во внимание эмоциональность выражений, скорость, громкость речи:
- Сдержанность, рассудительность, аналитический склад ума характеризует равномерность речь, умеренная громкость.
- Быстрое произношение фраз, переменная громкость — это критерий импульсивности.
- Повышенная спокойность типична для человека, желающего скрыть эмоции.
- Дефицит эмоциональности, слабая громкость речь — проявление утраты заинтересованности беседой.
Обманные жесты
Сегодня обман стал важным компонентом человеческой коммуникации. В литературе также имеется ряд работ, затрагивающих тему лжи в психологии человека по поведению. Читать их можно как в классическом варианте, так и онлайн.
Есть методы, позволяющие определить человека, желающего обмануть, неверно интерпретировать обстоятельство. Манеры, типичные для лгуна, включают:
- Частое изменение положения тела, покашливание, прикосновение к носу, другим частям тела, отвлечение, направленное на получения времени для придумывания «правильного» ответа.
- Скрытие глаз (также типично для неуверенного в себе человека), взгляд мимо собеседника, частое мигание.
- Натянутая, неприродная улыбка, напряженность лицевых мышц.
Жесты, помогающие распознать ложь
Главное, к чему стремиться любой изучающий язык тела — умение определять ложь в речи собеседника. О нечестности говорят:
- Частые прикосновения к лицу, почесывания лба и носа, прикрывание рта рукой. Человек буквально пытается помешать себе говорить ложь, закрыть лицо, избегая прямого осуждающего взгляда.
- Поглаживание, почесывание шеи. Говорит о лжи, вызванной страхом или непониманием. Такие жесты часто демонстрируют подчиненные при разговоре с начальником.
- Прикосновение к мочке уха. Во время коммуникации прикосновение к ушам означает, что человек не верит в услышанную информацию, но старается не подавать виду.
- Быстрые частые улыбки, облизывание губ. Означает волнение, желание скрыть обман.
Несоответствие жестов произнесенным словам свидетельствует о лжи, но нужно учитывать индивидуальные особенности. Возможно, диссонанс вызван анатомическими особенностями, является последствием заболевания. Также характерно несоответствие движение и слов у иностранцев, которые плохо знают язык и пытаются дополнять слова жестами.
Книги по поведенческой психологии
Следующие работы помогут отыскать решения возникших проблем, оценить поведение окружающих людей.
- Р. Чалдини, «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». Книга собрала в себя 6 базовых основ поведения. Эту книгу о психологии человека по поведению и жестам читать можно онлайн или в классическом варианте.
- Т. Силиг, «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Возникающие задачи — это стимулы для дальнейшего движения вперед. Так говорит автор этой книги.
- С. Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей». Руководство, направленное на обучение управлению собственной жизнью.
- Д. Майерс, «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Еще одно руководство по исследованию поведенческой психологии.
- М. Гоулстон, «Ментальные ловушки на работе». Эта книга о психологии человека по поведению и жестам представляет информацию, раскрывающую понятие ментальных ловушек, указывает способы их устранения в рамках коммуникации.
Понимание бихевиоральной психологии — это ключ к осмыслению собеседника. Кроме того, знание этого направления помогает скрыть собственные эмоции путем контроля поведения. Исследование психологии обмана помогает выявить двуличность, ложь, не поддаться на манипуляции.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Мужские и женские жесты
Во время разговора женщины склонны чаще жестикулировать, если предмет обсуждения им приятен. Обсуждая малоприятные вещи или разговаривая с неприятным собеседником, женщины инстинктивно стремятся отойти, сжаться, стать меньше. Они прижимают руки, склоняют голову, отворачиваются. Выражая заинтересованность, женщины стараются подойти ближе, их жесты открыты, ладони повернуты к собеседнику.
Мужчины реже выражают раздражение через жестикуляцию. Их настроение проще оценить через позу: расслабленная поза говорит о доверии, открытости, стремлении продолжить разговор. Сгорбленность, сведение плеч, выставление перед собой рук — формирование своеобразного заслона от неприятного собеседника.
Что нам говорят дети своими выходками?
Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:
- чувство принадлежности к семейной системе;
- эмоциональная связь с родителями;
- собственная значимость.
Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.
Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?
Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.
Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.
Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.
Ключевые сегменты тела
Один из основателей психологии движений тела Вильгельм Райх условно разделил тело на 7 сегментов, сокращение мышц в которых олицетворяет соответствующую проблематику:
- Глазной сегмент — страхи, связанные с человеческими отношениями (конфликты, обиды, оценки и так далее).
- Оральный сегмент — трудности с выражением чувств и эмоций в словесной форме.
- Шейный сегмент — сдерживание злости и агрессии.
- Грудной сегмент — подавление положительных и отрицательных эмоций, переживаний и желаний, самоконтроль, неспособность к выражению чувств.
- Диафрагмальный сегмент — подавление тревожности или удовлетворенности, проблемы силы воли.
- Брюшной сегмент — подавление страха перед опасностью и злости.
- Тазовый сегмент — подавление чувств, вызванных инстинктом самосохранения, блокирование интимного возбуждения.
Выражение симпатии с помощью жестов
Изучая язык тела и жестов, человек легко может понимать заинтересованность в интимных и романтических отношениях. Телодвижения женщин, привлекающих внимание мужчин, активно выражены:
- демонстрация запястий, поворачивание внутренней стороны ладоней вверх;
- встряхивание волосами, накручивание локона на палец;
- облизывание, прикусывание губ;
- прикосновение к бедрам, щиколоткам;
- направление носков обуви в сторону мужчины.
Мужчина, показывая заинтересованность в отношениях с женщиной, подсознательно старается демонстрировать лучшие качества:
- вытягивается вверх, расправляет плечи;
- постоянно поправляет галстук, манжеты и воротник рубашки;
- проводит руками по бедрам, коленям.
У представителей обоих полов заинтересованность в интимных отношениях выдает изучающий взгляд. Он скользит по фигуре привлекающего человека сверху вниз, задерживаясь на вырезе декольте и уровне бедер.
Наука выживания
Лица всегда конкурируют с другими людьми за ограниченные ресурсы, включая продукты питания, территории и помощников. Конфликт происходит между хищниками и жертвами, между соперниками и товарищами, между братьями и сестрами, партнерами и даже между родителями и потомками. Роли поведения — это особая ниша, которую субъект занимает в этом перманентном конфликте со всеми.
Значение социального поведения частично зависит от соседей животного. Поведение — это то, что часто согласуется с окружающими представителями того же вида. Например, чем больше вероятность того, что соперничающий самец откажется от угрозы, тем большая ценность возникает у второго самца из-за угрозы, которую он якобы собой представляет. Впрочем, для защиты группы самцы могут действовать и в команде. Когда население проявляет ряд взаимодействующих социальных форм поведения, таких как это, оно может выработать стабильную модель, известную как эволюционно стабильная стратегия (или ESS). Этот термин, полученный из экономической теории игр, стал заметным после того, как Джон Мейнард Смит (1982) признал возможное применение концепции равновесия Нэша для моделирования эволюции стратегий поведения.
Полезные советы
Изучение психологии души и тела позволяет читать людей, как открытую книгу еще до того, как они успели передать вам какую-то вербальную информацию. Но процесс познания достаточно долги и сложный. Если вы интересуетесь этим вопросом, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Научитесь чувствовать и понимать собственное тело, сопоставлять чувства и желания с конкретными телодвижениями. Это поможет вам проще «разгадывать» других людей.
- Не торопитесь с выводами и не берите за основу личные догадки и интерпретации. Проверяйте свои предположения, основываясь на косвенных признаках. Иногда нелишним будет задать собеседнику деликатный уточняющий вопрос.
- Высказав свои предположения собеседнику, не настаивайте на собственной правоте. Попросите его рассказать о переживаниях и сопоставьте услышанное с ранее сделанными наблюдениями за телодвижениями.
- не бойтесь ошибок и поправок. Это лишь углубляет и развивает ваши знания и навыки.
- При наблюдении за собеседником проявляйте деликатность. Мало кому понравится чувствовать на себе пристальный изучающий взгляд. Это может заставить человека закрыться, после чего никакой объективной информации вы уже точно не получите.
- Развивайте свою наблюдательность. Тренируйте свои способности в любом месте и ситуации, старайтесь изучать как знакомых, так и посторонних людей.
3 способа объяснить человеческое поведение
Когда вы пытаетесь понять людей и объяснить, почему они делают то, что делают, какую схему вы используете? Наиболее распространенным, интуитивным (и очень полезным) подходом является фрейм «вера-желание». То есть люди в повседневных ситуациях используют как убеждения, так и желания, чтобы объяснить, почему люди делают то, что они делают. Например, если бы мы наблюдали, как «Джон» выходит из дома, чтобы пойти в кино, мы объясняем это действие предположением, что Джон считает, что в кинотеатре показывают определенный фильм, и он хочет его увидеть. Мы можем быть гибкими с этой рамкой. Например, если бы Джон был кинокритиком, то мы могли бы предположить, что его состояние веры-желания посмотреть фильм отличается от того, если бы Джон был подростком, собирающимся посмотреть фильм на свидании со своей новой девушкой.
Хотя фреймы убеждений-желаний полезны в повседневной жизни, для более глубокого понимания нам нужен более сложный, научно обоснованный фрейм. Область психологии породила множество различных парадигм, но, к сожалению, эти парадигмы говорят на разных языках и говорят нам разные вещи о том, как понимать людей. Скиннеровские бихевиористы утверждают, что нам нужно избавиться от таких терминов, как убеждения и желания, и эмпирически наблюдать за тем, как окружающая среда влияет на частоту проявления поведения. Когнитивные психологи используют язык обработки информации для объяснения убеждений и желаний. Теоретики Фрейда утверждают, что сознательные убеждения и желания в конечном счете играют довольно небольшую роль в объяснении того, почему люди делают то, что они делают, и что реальными движущими силами человеческого поведения являются подсознательные силы.
Я разрабатываю более единый язык для человеческой психологии и психотерапии. Он берет ключевые идеи когнитивистов, бихевиористов, теоретиков психодинамики и других парадигм (например, эволюционной психологии, русской теории деятельности) и объединяет их в более согласованную с научной точки зрения (и всеобъемлющую) систему. Когда мы смотрим на человеческое поведение через единую систему, наше понимание формируют три ключевых процесса.
Первый ключевой процесс инвестиции . Unified Framework характеризует человеческое поведение с точки зрения усилий, направленных на осуществление изменений. Независимо от того, собирается ли Джон уйти, потому что он хочет посмотреть фильм, хочет покритиковать фильм для своей работы или хочет быть со своей девушкой, его поход в кино — это форма инвестиций. Как следует из термина «инвестиции», затраченные трудовые усилия (которые включают расчеты времени, калорий, альтернативных издержек, рисков и т. д.) направлены на достижение конкретных результатов. Отдача может заключаться в радости, которую он получает от самого фильма, от того, что он выполняет задание по работе, или от поцелуя своей девушки в конце фильма. Таким образом, мы можем спросить: откуда берутся наши склонности к инвестициям? Мы — развитые приматы, поэтому эволюция научила нас ценить определенные положения дел (например, безопасность, территорию, пищу, секс, более высокий социальный статус) выше других. Кроме того, люди различаются по темпераменту и нравам, на многое из которых сильное влияние оказывает генетика. Экстраверты находят стимулирующие социальные ситуации более полезными, чем интроверты. И, конечно же, изучение истории непосредственно формирует систему инвестиционной стоимости. Если бы Джон любил первые два Звездные войны фильмов, мы не удивляемся, когда слышим, что он очень хочет увидеть третий.
Второй ключевой процесс — социальное влияние . Как отмечал Аристотель, мы невероятно социальные животные, и одной из важнейших особенностей нашего окружения являются другие люди. И наши действия-инвестиции редко происходят на острове, но они происходят в контексте социальной матрицы. Социальное влияние здесь относится к двум вещам. Во-первых, это относится к процессу, посредством которого действия одного человека влияют на инвестиции другого человека. В текущем примере это будет относиться к тому, как случилось, что Джон пошел в кино (спрашивал ли он ее, спрашивала ли она его, было ли какое-то напряжение в процессе и т. д.). Важные процессы социального влияния включают в себя конкуренцию, сотрудничество и то, сближают ли обмены людей (т. е. делают их более зависимыми) или отдаляют друг от друга (становятся более независимыми).
Второе значение слова «влияние» — это ресурс. Если рассматривать его как ресурс, то он относится к способности управлять другими людьми в соответствии с нашими интересами. Здесь это относится к уровню уважения и социальной ценности, которую другие люди проявляют к нам, степени, в которой они слушают, заботятся о нашем благополучии и готовы пожертвовать ради нас. Итак, если Джона привлекает его девушка, и она соглашается пойти с ним в кино, это показатель социального влияния как ресурса. Чем усерднее Джону приходилось работать, чтобы заставить ее уйти, тем больше возникают вопросы о его социальном влиянии. Если она расстается с ним, это явный признак потери социального влияния.
Третий основной процесс — это обоснование . На языке Единых рамок «обоснование» — это широкое понятие, относящееся как к систематической структуре, так и к легитимирующей функции вербального общения (в том числе письменного). Вы можете думать об оправдании как о чем-либо, что включает в себя вопросы и ответы, ведущие к заявлениям о том, что есть и что должно быть. Например, если Джон объясняет своей девушке: «Я видел первые два фильма из этой серии, и они мне понравились», или говорит: «Я просто счастлив быть с тобой, мы можем посмотреть все, что ты захочешь». «оправдания». Точно так же, если Джону (как кинокритику) звонят и его редактор спрашивает, закончил ли он рецензию, есть общее, хотя и неявное, оправдание того, что Джон должен делать то, что хочет его босс. Аргументы, доводы за и против вещей, рационализации, законы и даже утверждения научной истины — все это «оправдания» в единой языковой системе. Этот блог служит основанием для размышлений о трех основных процессах, объясняющих, почему люди делают то, что они делают.
Если вы хотите лучше понять, почему люди делают то, что они делают, начните с этих трех основных процессов. Человеческое поведение — это, прежде всего, своего рода «делание» или инвестирование. Люди делают то, что они делают, из-за неявного или явного анализа затрат и выгод, направленного на определенные результаты. Затем мы можем обратиться к социальной матрице, чтобы увидеть влияние, которое такие инвестиции могут оказать на других, или то, как сами инвестиции могут быть сформированы факторами социального влияния. Наконец, есть объяснительная система, которую люди используют, чтобы осмыслить окружающий их мир и узаконить то, что они делают и почему. Имейте в виду, что даже ваш анализ деятельности человека с точки зрения инвестиций, влияния и оправдания сам по себе является своего рода системой оправдания. Эти процессы довольно хорошо согласуются с психологией убеждений-желаний здравого смысла и основаны на научно едином взгляде на человеческую психологию.
- Подробнее об инвестициях см. здесь, здесь и здесь
- Подробнее о влиянии см. здесь, здесь и здесь
- Дополнительные сведения об обосновании см. здесь, здесь и здесь
Изображение Facebook: Vitaliipixels/Shutterstock
Изображение LinkedIn: wavebreakmedia/Shutterstock
Социальная психология и влияние на поведение
53 Цели обучения
Социальная психология исследует, как люди влияют друг на друга, и рассматривает силу ситуации. Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации. По сути, люди будут менять свое поведение, чтобы соответствовать текущей социальной ситуации. Если мы попадаем в новую ситуацию или не знаем, как себя вести, мы будем брать пример с других людей.
Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях. Внутриличностные темы (относящиеся к личности) включают эмоции и отношения, личность и социальное познание (то, как мы думаем о себе и других). Межличностные темы (те, которые относятся к диадам и группам) включают помогающее поведение (рис. 1), агрессию, предрассудки и дискриминацию, влечение и близкие отношения, а также групповые процессы и межгрупповые отношения.
Рисунок 1 . Социальная психология имеет дело со всеми видами взаимодействия между людьми, охватывая широкий спектр наших связей: от моментов конфронтации до моментов совместной работы и помощи другим, как показано здесь. (кредит: сержант Дерек Пирсон, армия США)
Социальные психологи сосредотачиваются на том, как люди концептуализируют и интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 1991). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение. В этом модуле мы обсуждаем внутриличностные процессы самопрезентации, когнитивного диссонанса и изменения отношения, а также межличностные процессы соответствия и послушания, агрессии и альтруизма и, наконец, любви и влечения.
Ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
Поведение является продуктом как ситуации (например, культурных влияний, социальных ролей и присутствия посторонних), так и человека (например, личностных характеристик). Подполя психологии, как правило, сосредотачиваются на одном влиянии или поведении по сравнению с другими. Ситуационизм — это точка зрения, согласно которой наше поведение и действия определяются нашим непосредственным окружением и окружением. Напротив, диспозиционизм утверждает, что наше поведение определяется внутренними факторами (Heider, 1958). Внутренний фактор является атрибутом человека и включает в себя черты личности и темперамент. Социальные психологи склонны придерживаться ситуационистской точки зрения, тогда как психологи личности продвигают диспозиционистскую точку зрения. Однако современные подходы к социальной психологии учитывают как ситуацию, так и человека при изучении человеческого поведения (Fiske, Gilbert, & Lindzey, 2010). Фактически возникла область социально-личностной психологии для изучения сложного взаимодействия внутренних и ситуационных факторов, влияющих на поведение человека (Mischel, 19).77; Ричард, Бонд и Стоукс-Зута, 2003 г.).
Попробуйте
Фундаментальная ошибка атрибуции
В Соединенных Штатах господствующая культура имеет тенденцию отдавать предпочтение диспозиционному подходу в объяснении человеческого поведения. Как вы думаете, почему это так? Мы склонны думать, что люди контролируют свое поведение, и, следовательно, любое изменение поведения должно быть связано с чем-то внутренним, например, с их личностью, привычками или темпераментом. По мнению некоторых социальных психологов, люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения — или атрибуции — поведения других людей. Они склонны считать, что поведение другого человека — это черта этого человека и недооценивать влияние ситуации на поведение других. Они склонны не распознавать, когда поведение другого человека обусловлено ситуационными переменными и, следовательно, состоянием человека . Это ошибочное предположение называется фундаментальной ошибкой атрибуции (Ross, 1977; Riggio & Garcia, 2009). Чтобы лучше понять, представьте такой сценарий: Грег возвращается домой с работы, и, открыв входную дверь, жена радостно встречает его и спрашивает, как прошел его день. Вместо того чтобы поприветствовать жену, Грег кричит ей: «Оставь меня в покое!» Почему Грег наорал на жену? Как человек, совершивший фундаментальную ошибку атрибуции, объяснил бы поведение Грега? Самый распространенный ответ: Грег — злой, злой или недружелюбный человек (его черты). Это внутреннее или диспозиционное объяснение. Однако представьте, что Грега только что уволили с работы из-за сокращения компании. Изменится ли ваше объяснение поведения Грега? Ваше исправленное объяснение может заключаться в том, что Грег был расстроен и разочарован потерей работы; следовательно, он был в плохом настроении (его состоянии). Теперь это внешнее или ситуативное объяснение поведения Грега.
Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто упускают из виду очевидное влияние ситуации на поведение. Классический пример был продемонстрирован в серии экспериментов, известных как исследование викторины (Ross, Amabile, & Steinmetz, 1977). Участникам-студентам случайным образом поручили сыграть роль спрашивающего (ведущего викторины) или участника викторины. Вопрошающие разработали сложные вопросы, на которые они знали ответы, и представили эти вопросы участникам. Конкурсанты правильно ответили на вопросы только 4 раза из 10 (рисунок 2). После задания испытуемых и участников попросили оценить свои общие знания по сравнению со средним учащимся. Участники опроса не оценили свои общие знания выше, чем участники, но участники оценили интеллект участников опроса выше своего собственного. Во втором исследовании наблюдатели за взаимодействием также оценили, что спрашивающий обладает более общими знаниями, чем участник. Очевидное влияние на производительность оказывает ситуация. Спрашивающие писали вопросы, так что, конечно, у них было преимущество. И участники, и наблюдатели сделали внутреннюю атрибуцию выступления. Они пришли к выводу, что задающие вопросы должны быть умнее участников.
Эффект ореола относится к тенденции позволять общему впечатлению человека окрашивать то, как мы относимся к его характеру. Например, мы можем предположить, что физически привлекательные люди с большей вероятностью будут хорошими людьми, чем менее привлекательные люди. Другой пример того, как может проявляться эффект ореола, может включать предположение, что кто-то, кого мы считаем общительным или дружелюбным, имеет лучшие моральные качества, чем тот, кто таковым не является.
Рисунок 2 . В исследовании quizmaster люди были склонны игнорировать влияние ситуации и ошибочно заключали, что знания спрашивающего выше, чем их собственные. (кредит: Стив Юрветсон)
Как показано в приведенном выше примере, считается, что фундаментальная ошибка атрибуции сильно влияет на то, как мы объясняем поведение других. Однако следует отметить, что некоторые исследователи предполагают, что фундаментальная ошибка атрибуции может быть не такой серьезной, как ее часто изображают. Фактически, недавний обзор более чем 173 опубликованных исследований предполагает, что несколько факторов (например, высокий уровень идиосинкразии персонажа и то, насколько хорошо объясняются гипотетические события) играют роль в определении того, насколько влиятельной является фундаментальная ошибка атрибуции (Malle, 2006).
Является ли фундаментальная ошибка атрибуции универсальным явлением?
Вы можете вспомнить примеры фундаментальной ошибки атрибуции в своей жизни. Совершают ли люди во всех культурах фундаментальную ошибку атрибуции? Исследования показывают, что это не так. Люди из индивидуалистической культуры , то есть культуры, ориентированной на индивидуальные достижения и автономию, имеют наибольшую склонность к совершению фундаментальной ошибки атрибуции. Индивидуалистические культуры, которые обычно встречаются в западных странах, таких как США, Канада и Великобритания, способствуют сосредоточению внимания на личности. Поэтому склонность человека считается основным объяснением его поведения. Напротив, люди из коллективистской культуры, то есть культуры, ориентированной на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество (рис. 3), с меньшей вероятностью совершат фундаментальную ошибку атрибуции (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 2001).
Рисунок 3 . Люди из коллективистских культур, таких как некоторые азиатские культуры, более склонны подчеркивать отношения с другими, чем сосредотачиваться в первую очередь на личности. Такие действия, как (а) приготовление еды, (б) времяпрепровождение и (в) игра, вовлекают людей в группу. (кредит а: модификация работы Ариана Цвегерса; кредит б: модификация работы «conbon33»/Flickr; кредит с: модификация работы Ани Диссельдорп)
Как вы думаете, почему это так? Коллективистские культуры, которые обычно встречаются в странах Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, больше фокусируются на группе, чем на индивидууме (Nisbett, Peng, Choi, & Norenzayan, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. В таблице 1 обобщается сравнение индивидуалистической и коллективистской культур.
Индивидуалистическая культура | Коллективная культура |
---|---|
Ориентированность на достижения | Ориентация на отношения |
Автономность в центре внимания | Фокус на групповой гармонии |
Перспектива диспозиции | Ситуационная перспектива |
Независимый | Взаимозависимый |
Аналитический стиль мышления | Целостный стиль мышления |
Масуда и Нисбетт (2001) продемонстрировали, что виды информации, на которую люди обращают внимание при просмотре визуальных стимулов (например, сцены в аквариуме), могут значительно различаться в зависимости от того, принадлежит ли наблюдатель к коллективистской или индивидуалистической культуре. Японские участники с гораздо большей вероятностью узнавали объекты, которые были представлены, когда они встречались в том же контексте, в котором они изначально рассматривались. Манипулирование контекстом, в котором происходило припоминание объекта, не оказало такого влияния на американских участников. Другие исследователи показали аналогичные различия между культурами. Например, Zhang, Fung, Stanley, Isaacowitz и Zhang (2014) продемонстрировали различия в способах развития целостного мышления у китайских и американских участников, а Рамеш и Гельфанд (2010) продемонстрировали, что текучесть кадров больше связана с соответствием требованиям. между человеком и организацией, в которой он работает, в индийской выборке, но соответствие между человеком и его конкретной работой было более предсказательным для текучести кадров в американской выборке.
Попробуйте
Предвзятость актера-наблюдателя
Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, Грег был уволен, но сторонний наблюдатель этого не знал. Таким образом, наивный наблюдатель склонен приписывать враждебное поведение Грега его характеру, а не истинной ситуационной причине. Как вы думаете, почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение других? Одна из причин заключается в том, что у нас часто нет всей информации, необходимой для ситуативного объяснения поведения другого человека. Единственная информация, которую мы можем иметь, это то, что можно наблюдать. Из-за этого недостатка информации мы склонны предполагать, что такое поведение обусловлено диспозиционным или внутренним фактором. Однако, когда дело доходит до объяснения собственного поведения, нам доступно гораздо больше информации. Если бы вы пришли домой из школы или с работы рассерженными и накричали на свою собаку или любимого человека, как бы вы объяснили это? Вы можете сказать, что очень устали или плохо себя чувствуете и нуждаетесь в тишине — ситуативное объяснение. предвзятость актора-наблюдателя — феномен приписывания поведения других людей внутренним факторам (фундаментальная ошибка атрибуции), в то время как наше собственное поведение приписывается ситуационным силам (Jones & Nisbett, 1971; Nisbett, Caputo, Legant, & Marecek, 1973; Choi & Нисбетт, 1998). Как акторы поведения, у нас есть больше информации, чтобы объяснить наше собственное поведение. Однако, как наблюдатели, у нас меньше доступной информации; поэтому мы склонны по умолчанию придерживаться диспозиционистской точки зрения.
В одном из исследований предвзятости актер-наблюдатель изучались причины, по которым участники-мужчины объясняли, почему им нравится их девушка (Nisbett et al., 1973). На вопрос, почему участникам нравилась их собственная девушка, участники сосредоточились на внутренних, характерных качествах своих подруг (например, на ее приятном характере). Объяснения участников редко включали внутренние причины, такие как диспозиционные черты (например, «Мне нужно общение»). Напротив, при размышлении о том, почему другу-мужчине нравится его девушка, участники с одинаковой вероятностью давали диспозиционные и внешние объяснения. Это подтверждает идею о том, что акторы, как правило, дают мало внутренних объяснений, но много ситуативных объяснений своего собственного поведения. Напротив, наблюдатели склонны давать более диспозиционные объяснения поведению друга (рис. 4).
Рисунок 4 . Предвзятость актера-наблюдателя очевидна, когда испытуемые объясняют свои собственные причины симпатии к девушке, а не свои впечатления о причинах симпатии к девушке других.
Корыстная предвзятость
Мы можем понять эгоистичную предвзятость, углубившись в атрибуцию , убеждение о причине результата. Одна модель атрибуции предлагает три основных параметра: локус контроля (внутренний или внешний), стабильность (стабильный или нестабильный) и управляемость (контролируемый или неконтролируемый). В этом контексте под стабильностью понимается степень изменчивости обстоятельств, приводящих к данному результату. Обстоятельства считаются стабильными, если маловероятно, что они изменятся. Управляемость относится к степени, в которой обстоятельства, связанные с данным результатом, могут контролироваться. Очевидно, что те вещи, которые мы можем контролировать, должны быть названы контролируемыми (Вайнер, 19). 79).
В зависимости от результата корыстные предубеждения — это те атрибуции, которые позволяют нам видеть себя в благоприятном свете (например, приписывание внутренних атрибуций успеха и внешних атрибуций неудач). Когда вы хорошо справляетесь с заданием, например, сдаете экзамен, в ваших интересах использовать диспозиционную атрибуцию своего поведения («Я умный»), а не ситуативную («Экзамен был легким», ). Склонность человека присваивать себе заслуги, делая диспозиционные или внутренние атрибуции положительных результатов (Miller & Ross, 19).75). Корыстная предвзятость — это тенденция объяснять наши успехи диспозиционными (внутренними) характеристиками, а неудачи — ситуационными (внешними) факторами. Опять же, это зависит от культуры. Это предубеждение служит для защиты самооценки. Вы можете себе представить, что если бы люди всегда приписывали своему поведению ситуативные атрибуции, они никогда не смогли бы присвоить себе заслуги и радоваться своим достижениям.
Рассмотрим пример того, как мы объясняем победы нашей любимой спортивной команды. Исследования показывают, что мы делаем внутренние, стабильные и контролируемые атрибуции для победы нашей команды (рис. 12.6) (Гроув, Ханрахан и Макинман, 19).91). Например, мы можем сказать себе, что наша команда талантлива (внутренняя), постоянно усердно работает (стабильная) и использует эффективные стратегии (контролируемая). Напротив, мы более склонны делать внешние, нестабильные и неконтролируемые атрибуции, когда наша любимая команда проигрывает. Например, мы можем сказать себе, что у другой команды более опытные игроки или что судьи были несправедливы (внешние), другая команда играла дома (нестабильно), а холодная погода повлияла на игру нашей команды (неконтролируемая).
Попробуйте
Рисунок 5 . Мы склонны полагать, что наша команда выигрывает, потому что она лучше, но проигрывает по причинам, которые она не может контролировать (Roesch & Amirkham, 1997). (кредит: «TheAHL»/Flickr)
Гипотеза справедливого мира
Одним из следствий склонности жителей Запада давать диспозиционные объяснения поведения является обвинение жертвы (Jost & Major, 2001). Когда людям не везет, другие склонны считать, что они каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной идеологией или мировоззрением в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира. гипотеза справедливого мира — это вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают (Lerner & Miller, 1978). Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные (Jost, Banaji, & Nosek, 2004; Jost & Major, 2001). Способность думать о мире как о справедливом месте, где люди получают то, что они заслуживают, позволяет нам чувствовать, что мир предсказуем и что мы в некоторой степени контролируем результаты своей жизни (Jost et al., 2004; Jost & Major, 2001). Например, если вы хотите добиться положительных результатов, вам просто нужно усердно работать, чтобы добиться успеха в жизни.
Рисунок 6 . Люди, придерживающиеся убеждений в справедливом мире, склонны обвинять людей в бедности в своих обстоятельствах, игнорируя ситуационные и культурные причины бедности. (кредит: Адриан Майлз)
Можете ли вы представить негативное последствие гипотезы справедливого мира? Одним из негативных последствий является склонность людей обвинять бедных людей в своем тяжелом положении. Какие общие объяснения даются тому, почему люди живут в бедности? Слышали ли вы такие утверждения, как «Бедные ленивы и просто не хотят работать» или «Бедные люди просто хотят жить за счет государства»? Какие это типы объяснений, диспозиционные или ситуативные? Эти диспозиционные объяснения являются яркими примерами фундаментальной ошибки атрибуции. Обвинение бедных людей в их бедности игнорирует влияющие на них ситуационные факторы, такие как высокий уровень безработицы, рецессия, плохие возможности для получения образования и семейный цикл бедности (рис. 6). Другие исследования показывают, что люди, придерживающиеся взглядов на справедливость, негативно относятся к безработным и больным СПИДом (Sutton & Douglas, 2005). В Соединенных Штатах и других странах жертвы сексуального насилия могут быть обвинены в жестоком обращении с ними. Группы защиты потерпевших, такие как «Прекращение домашнего насилия» (DOVE), посещают суд в поддержку жертв, чтобы убедиться, что вина возложена на виновных в сексуальном насилии, а не на жертв.
Смотреть IT
Вы можете просмотреть стенограмму «Должны ли вы доверять своему первому впечатлению? – Peter Mende-Siedlecki» здесь (открывается в новом окне).
Подумай об этом
- Приведи личный пример опыта, когда на твое поведение повлияла сила ситуации.
- Подумайте о каком-нибудь спортивном деятеле, игроке или тренере, который корыстно объясняет победу или поражение в средствах массовой информации.