Психология самопознания: Психология самопознания и саморазвития человека. Техники и методы обучения

Психология самопознания и саморазвития человека. Техники и методы обучения

От самого рождения и в течение всей жизни человек познает себя, собственные мотивы, а также физиологические и психологические особенности своего тела и разума. Психология самопознания это, наверно, самый кропотливый, но и вместе с тем, благодарный труд на свете. При этом развитие личности, не обязательно должно соответствовать общепринятым нормам, главное это принятие и осмысление себя, как единое целое.

Что такое самопознание в психологии?

Целью самопознания является самоактуализация, это в психологии значит, что посредством понимания собственной личности можно обрести смысл жизни, самосовершенствоваться и в итоге стать именно тем, человеком, которым хочется, а не тем, что навязывается чужим мнением и обществом. Кроме того, такой познавательный метод позволяет развить и реализовать потенциал человека, примириться с недостатками и стать более уверенным в собственных силах.

Для младенца первый год жизни связан с физическим самопознанием, когда происходит отождествление собственного тела с окружающей действительностью.

Детская психология выделяет кризис трех лет в связи с тем, что у ребенка появляется осознание собственного «Я», как отдельного субъекта, начинается социальное определение себя в семье и обществе.

По мере взросления ребенок постепенно самоопределяется, изучает свои возможности, характер и мотивы поведения. Подростковый период становится наиболее сложным, кризисным и емким для самопознания. Именно в юности в результате полового созревания и взросления индивид стремится ответить на многие вопросы о собственной личности. Начинается этап глубокого самопознания, но в основном этот процесс связан с практической проверкой собственных сил, возможностей и потенциала.

Истинная психология самопознания и саморазвития начинается намного позднее, уже в более осознанном возрасте. Понимание собственного «Я» приобретает осмысленность и индивидуализируется, т.е. личность характеризуется способностью самостоятельно определять жизненный путь, оценивать поступки и поведение в обществе, что позволяет в итоге проанализировать себя и свое, как сознательное, так и бессознательное, отношение к окружающим.


Техники самопознания в психологии

Различные словари и книги по-разному трактуют термин самопознание. Педагогика, философия и психологические науки смотрят на данный тезис со своей точки зрения, но все опыты самоопределения сходятся в том, что фундаментом самопознания являются три основные методики:
  1. Самонаблюдение включает в себя наблюдение за собственной личностью в процессе взаимоотношений с другими людьми, необходимо присматриваться к своему поведению и к поступкам.
  2. Самоанализ считается наиболее приемлемым методом для саморазвития и самосовершенствования. Такая техника подразумевает детальный анализ собственных мотивов, эмоций и поступков. Например, если человек разозлился, то после он начинает задаваться вопросам о том, почему проявил злобу, что стало провоцирующим фактором и тому подобное. Личность в результате самоанализа находится в поиске причинно-следственных связей своего поведения, чтобы как-то исправить в будущем свое поведение.
  3. Сравнение неотъемлемая часть самопознания и саморазвития личность. Человек сравнивает свое поведение и характер, как с другими людьми, так и на уровне собственных эмоций. Происходит сопоставление основных черт: трудолюбивый – ленивый, добрый – злой и т.п.
Понимание и обучение психологии, как средству самопознания, обязательно для последующего саморазвития. Без этой базы, считают практически все психологи и философы, невозможно ни наблюдать за собственными чувствами, ни провести самоанализ.

Техники самопознания в психологии могут быть самыми различными. Основные и наиболее популярные это, конечно, фиксирование собственных чувств и эмоций на бумаге, как в форме личного дневника, так и в виде разрозненных мыслей. Дополнительно применяется самостоятельное изучение психологии личности, как науки, используются разнообразные психологические тесты для анализа собственного характера. Какая бы техника не была выбрана человеком, она должна быть подобрана строго индивидуально, т. к. у каждого человека свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Самопознание и его роль в развитии школьников

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового возрас­та.

Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности

. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.
п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С. Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны (например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.

д. Не каждый человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия. Именно это делает невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия, а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и лич­ностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В. Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых» [1, с. 13].

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т. д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять коммуникативной ситуацией.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно, чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне самопознания.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т. д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравит­ся), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекатель­ную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества лично­сти. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а ино­гда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятель­ности, стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее». Подростки и старшеклас­сники пишут: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельно­сти», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем ха­рактере доминируют лидерские качества».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотно­сятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность. Перспек­тивные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профес­сию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особен­ности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содер­жание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного че­ловека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечива­ется сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем вос­питанности учащихся. Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взросло­го, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту, быть воспи­тательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрос­лыми, в первую очередь близкими и родными. Еще один вариант содержания Я-идеального свя­зан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной лич­ности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недо­статочной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего желания измениться в лучшую сто­рону появляется под влиянием внешних оценок (например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной дея­тельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.

Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле, веселый хороший или плохой». Такие суж­дения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может про­являться и при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом инже­нером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуж­дения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планиро­вания и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения яв­ляются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значи­мые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные ка­чества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указыва­ет на уровень рефлексивности их самопознания.

Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыс­лению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затруд­няющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угры­зения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, кото­рые осознаются как мешающие развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более терпе­ливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкрет­ного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность из­менить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный чело­век, так как всегда пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую сторону» (Маша Е., 9-й класс).

В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и перспективные само­характеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколь­ко профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удо­вольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из­за того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания прояв­ляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих неудач и негативных переживаний и практически никогда не стре­мятся что-то поправить.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они вы­сказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно изба­виться от недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно предположить, что такое неверие в себя при силь­ном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравне­нии уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникатив­ной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуж­дать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутст­вие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качест­ва в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управ­лению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения

Обзор

. 2004;55:493-518.

doi: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954.

Тимоти Д. Уилсон 1 , Элизабет Данн

принадлежность

  • 1 Университет Вирджинии, Шарлоттсвилль, Вирджиния 22904-4400, США. [email protected]
  • PMID: 14744224
  • DOI: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954

Обзор

Timothy D Wilson et al. Анну Рев Психол. 2004.

. 2004;55:493-518.

doi: 10. 1146/annurev.psych.55.090902.141954.

Авторы

Тимоти Д. Уилсон 1 , Элизабет Данн

принадлежность

  • 1 Университет Вирджинии, Шарлоттсвилль, Вирджиния 22904-4400, США. [email protected]
  • PMID: 14744224
  • DOI: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954

Абстрактный

Из-за личных мотивов и строения ума людям может быть трудно познать себя. Люди часто пытаются блокировать нежелательные мысли и чувства путем сознательного подавления и, возможно, бессознательного подавления, хотя вопрос об успешности таких попыток остается спорным. Более распространенным источником неудач самопознания является недоступность большей части разума для сознания, включая психические процессы, связанные с восприятием, двигательным обучением, личностью, установками и самооценкой. Самоанализ не может обеспечить прямой путь к этим психическим процессам, хотя некоторые виды самоанализа могут помочь людям построить полезные личные нарративы. Другие способы повышения самопознания включают взгляд на себя глазами других и наблюдение за собственным поведением. Эти подходы потенциально могут способствовать самопознанию, хотя существуют серьезные препятствия. Не всегда полезно иметь самовосприятие, полностью соответствующее реальности, но обычно полезно повышать осведомленность о бессознательных мотивах и личности.

Похожие статьи

  • Инициирование усилий по самопрезентации за пределами сознательного понимания людей.

    Тайлер Дж. М. Тайлер Дж. М. Pers Soc Psychol Bull. 2012 май; 38(5):619-27. дои: 10.1177/0146167211432767. Epub 2012 3 января. Pers Soc Psychol Bull. 2012. PMID: 22215703 Клиническое испытание.

  • Прайминг и приписывание авторства: когда бессознательные цели превращаются в сознательный опыт самодеятельности.

    Аартс Х., Кастерс Р., Мариен Х. Аартс Х. и др. J Pers Soc Psychol. 2009 май; 96(5):967-79. doi: 10.1037/a0015000. J Pers Soc Psychol. 2009. PMID: 19379030

  • Лейская психология скрытой психической жизни: закономерности атрибуции бессознательных процессов.

    Маор О., Лейзер Д. Маор О и др. Сознательное Познание. 2013 июнь; 22 (2): 388-401. doi: 10.1016/j.concog.2012.12.007. Epub 2013, 14 февраля. Сознательное Познание. 2013. PMID: 23416538

  • Более глубокое Я: расширенный взгляд на сознание.

    Полсон С., Хустведт С., Солмс М., Шамдасани С. Полсон С. и др. Энн Н.Ю. Академия наук. 2017 Октябрь; 1406 (1): 46-63. doi: 10.1111/nyas.13403. Epub 2017 22 июня. Энн Н.Ю. Академия наук. 2017. PMID: 28640959 Обзор.

  • Мотивы человеческого животного: понимание, управление и разделение внутренних состояний.

    Хиггинс ET, Питтман TS. Хиггинс Э.Т. и соавт. Анну Рев Психол. 2008;59:361-85. doi: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093726. Анну Рев Психол. 2008. PMID: 17883333 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Улавливание, уточнение и закрепление связи любопытства и творчества.

    Кутстал В., Кедрик К., Гонсалес-Брито Дж. Koutstaal W, et al. Научный представитель 2022 г. 12 сентября; 12 (1): 15300. дои: 10.1038/s41598-022-19694-4. Научный представитель 2022. PMID: 36097039 Бесплатная статья ЧВК.

  • Насколько устойчивы моральные суждения?

    Ререн П., Синнотт-Армстронг В. Ререн П. и соавт. Преподобный Филос Психол. 2022 июль 29:1-27. doi: 10.1007/s13164-022-00649-7. Онлайн перед печатью. Преподобный Филос Психол. 2022. PMID: 35919561 Бесплатная статья ЧВК.

  • Индивидуальные групповые отзывы об онлайн-скрининге психического здоровья студентов университетов: использование кластерного анализа.

    Ли С., Лим Дж., Ли С., Хо И, Юнг Д. Ли С. и др. БМС Прайм Кэр. 2022 25 января; 23 (1): 19. doi: 10.1186/s12875-021-01622-6. БМС Прайм Кэр. 2022. PMID: 35172741 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пересмотренная структура для исследования обновления ожиданий по сравнению с обслуживанием в контексте нарушений ожиданий: модель ViolEx 2.0.

    Панитц К., Эндрес Д., Бухгольц М., Хосровтай З., Сперл М.Ф.Дж., Мюллер Э.М., Шубо А., Шютц А.С., Тейге-Моцигемба С., Пинкварт М. Паниц С. и др. Фронт Псих. 2021 11 ноя; 12:726432. doi: 10.3389/fpsyg.2021.726432. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34858264 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пилотный инструмент виртуального сценария начального когнитивного скрининга деменции (VSIDCS) с культурной выставкой для улучшения стандартного традиционного теста.

    Лю CL, Чанг SR. Лю С.Л. и соавт. Здравоохранение (Базель). 2021 4 сентября; 9 (9): 1160. doi: 10.3390/healthcare9091160. Здравоохранение (Базель). 2021. PMID: 34574934 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01-MH56075/MH/NIMH NIH HHS/США

Какой вклад психология может внести в самопознание — ScienceDaily

Новости науки

от исследовательских организаций


Дата:
8 сентября 2009 г.
Источник:
Ассоциация психологических наук
Резюме:
Как хорошо ты себя знаешь? Многие из нас борются с этим вопросом, пытаясь понять, насколько мы близки к тому, кем на самом деле хотим быть. В новом отчете журнала «Перспективы психологической науки» описываются теории, лежащие в основе самопознания (то есть то, как люди формируют убеждения о себе), упоминаются проблемы, с которыми сталкиваются психологи при его изучении, и предлагаются способы, с помощью которых мы можем узнать себя немного лучше.
Поделиться:

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


Насколько хорошо вы себя знаете? Многие из нас борются с этим вопросом, пытаясь понять, насколько мы близки к тому, кем на самом деле хотим быть. В новом отчете Perspectives on Psychological Science психолог Тимоти Д. Уилсон из Университета Вирджинии описывает теории, лежащие в основе самопознания (то есть то, как люди формируют убеждения о себе), приводит проблемы, с которыми психологи сталкиваются при его изучении, и предлагает способов узнать себя немного лучше.

ads


Изучение самопознания имеет тенденцию сосредотачиваться на том, насколько точны мы в определении наших собственных внутренних состояний, таких как наши эмоции, личность и отношения. Однако Уилсон отмечает, что самопознание можно расширить, включив в него память, например, воспоминания о том, что мы чувствовали в прошлом, и прогнозирование, предсказывая, как мы будем чувствовать себя в будущем. Знание того, кем мы были и кем мы будем, так же важно для самопознания, как и знание того, кем мы являемся в настоящем. И хотя ряд исследователей проводят исследования, применимые к этим различным аспектам самопознания, Уилсон отмечает, что между ними не так много общения, что является одной из причин, по которой эту область сложно исследовать.

Хотя довольно просто оценить, как отношение людей меняется с течением времени, т. е. заставить их предсказать, что они будут чувствовать в определенное время, а затем реально измерить свои чувства в это время, гораздо труднее измерить текущее состояние людей. самопознание точно. Некоторые методы получения точной информации о чувствах человека или его личности заключаются в сравнении отчетов его сверстников и изучении их невербального поведения. Однако Уилсон «сильно верит в методологическое творчество» своих «коллег-социальных психологов» и уверен, что в ближайшие несколько лет будут даны ответы на вопросы, поднятые в ходе экспериментов такого типа.

Хотя Уилсон признает все интересные открытия, сделанные благодаря новым технологиям, таким как фМРТ, он предупреждает, что такого рода исследования могут быть не очень актуальными для изучения вопросов, связанных с самопознанием.

Существует ряд теорий, которые стремятся описать самопознание с помощью модели двойного процесса, противопоставляя бессознательное сознательному. Уилсон отмечает, что эти теории пессимистичны в том смысле, что они рассматривают бессознательное как нечто, что нельзя разрушить. Однако он отмечает, что «самопознание — это не столько тщательный самоанализ, сколько умение стать отличным наблюдателем самого себя».

Уилсон предлагает несколько способов, которые могут помочь нам узнать больше о самих себе, например, стараться быть объективными при анализе своего поведения и пытаться увидеть себя глазами других людей. Еще один способ лучше узнать себя — лучше узнать о результатах психологической науки. Уилсон заключает: «Большинство из нас обращают внимание на медицинские данные, которые информируют нас о нашем теле (например, о том, что курение табака вредно), и таким же образом могут узнать о своем психологическом я».

изменить ситуацию: спонсируемая возможность


Источник истории:

Материалы предоставлены Ассоциацией психологических наук . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


Номер журнала :

  1. Познай себя . Перспективы психологической науки , (в печати)

Процитировать эту страницу :

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго

Ассоциация психологических наук. «Познание себя, себя и меня: какой вклад психология может внести в самопознание».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *