Виды речи в психологии таблица: Виды речи | Диплом по психологии

Виды речи | Диплом по психологии

Соответственно множеству функций, выполняемых речью, существует множество видов или форм речи, т.е. речь является полиморфной деятельностью [10].

Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь [10; 20; 22]. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.

Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов [20], или кинетическую речь [8]. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен. «Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции … Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кине­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в ре­зультате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинети­ческая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов» [8, с.347].

Выделяют так же монологическую и диалогическую речь [5; 8; 10; 18; 22]. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сто­ронами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дей­ствий. «Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу» [8, с.346].

Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную [8; 10; 20; 22]. В большинстве современных языков и пись­менная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.

И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека [8; 9]. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию. «Экспрессивная речь (процесс высказы­вания) начинается с замысла (план высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, которая обладает «свернутым» харак­тером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего высказывания – устного или письменного. Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания – устного или при чтении) начинается с восприятия сообщения через слух или зрение, за­тем проходит стадию декодирования (выделения еди­ниц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания (Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000)» [9, с.141-142].

Таким образом, во все виды речи человека – звуковую и кинетическую, монологическую и диалогическую, устную и письменную, активную и пассивную – включены элементы обеих основных форм речевой деятельности – внешней и внутренней, тесно взаимосвязанных между собой и выступающих в неразрывном единстве.

Далее: Развитие речи

Виды речи

Виды речи делятся на несколько взаимосвязанных: устная речь, внутренняя речь и письменная речь.

Устная речь


В отличие от других видов речи характеризуется тем, что она всегда непосредственно обращена к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей.

Устная речь — это речь, произносимая вслух. Ее называют также экспрессивной речью. Она, как правило, является речью коммуникативной, т. е. служащей целям коммуникации, общения.

В экспрессивной речи, в ее содержании, в темпе и ритме, в ее плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие говорят даже об очень важных для них предметах, явлениях, событиях без особых эмоций. Одни говорят лаконично, другие — чрезмерно распространенно. Один в речи употребляет наиболее привычные слова и выражения, а другие преимущественно пользуются книжным языком. Особенно резко выступает «вычурность» речи у ряда больных шизофренией, иногда с образованием «слов» — неологизмов, выдуманных больными.

Некоторые больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или, наоборот, очень медленно. Больные эпилепсией часто говорят особенно обстоятельно, и это соответствует тем изменениям личности, которые внесла в нее болезнь.

В норме речь строится слитно, насколько этого требует смысл того, что говорят. Речь в связи с этим у здорового человека отличается плавностью. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нормальная плавность речи нарушается. Характерным примером таких нарушений является заикание.

Большое влияние на возникновение, степень выраженности и стойкость заикания оказывают особенности личности больного и его отношение к своему дефекту. Среди больных заиканием встречается значительное число лиц, страдающих неврозами, так называемыми функциональными расстройствами нервной системы. Заикание многие врачи считают своеобразной формой невроза, сказывающегося главным образом в расстройствах функции речи. Характерным симптомом этого невроза является страх речи.

Больные боятся говорить, чтобы не обнаружить перед окружающими недостатки своей речи. Страх значительно затрудняет нормальное речевое общение больных, вызывает усиление заикания. В части случаев страх речи бывает настолько выражен, что становится преобладающим в картине заикания.

Важную сторону звучной или экспрессивной речи представляет ее выразительность, которая во многом зависит от интонации — смены ударений, акцентов, тембров. Богатство интонаций — модулирование голосовых средств — зависит от особенностей личности и особенностей специального речевого обучения и воспитания. Дети, с которыми достаточно выразительно говорят, которым взрослые регулярно вслух выразительно читают, сами все больше приобретают способность богатой интонации речи. Иногда обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительности речи голосовыми средствами возникает у больных с паркинсонизмом при поражениях подкорковой области головного мозга. Иногда интонационное оскудение тесно связано с эмоциональным оскудением личности, например у больного шизофренией.

В экспрессивной речи следует различать автоматизированную речь (перечисление дней недели, месяцев, цифр и т. п.), отраженную речь (непосредственное повторение сказанного другим человеком), называние, диалогическую и повествовательную речь.

Эти виды речи, несколько отличные по своим механизмам, по-разному могут нарушаться у больных. Непосредственное повторение слова, т. е. повторение человеком ранее ему известного слова, только что произнесенного другим лицом, — форма речи, относительно рано возникшая в процессе развития речи и относительно реже нарушающаяся при патологии речи. Так, например, большей частью заикающиеся способны повторять отдельные слова и даже фразы без выраженных нарушений речи.

Процесс называния по физиологическим и психологическим своим особенностям значительно отличается от повторения. Назвать предмет можно только на основе более сложной системы связи, чем это имеет место при повторении. Даже при относительно легких нарушениях речи и речевой памяти иногда отмечаются нерезко выраженные нарушения называния (начальный артериосклероз головного мозга).

Диалогическая речь

Диалогическая речь — это умение вести разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Большое значение имеет повествовательная речь.

В повествовательной речи наиболее сильно проявляются нарушения речи, даже относительно негрубые, так же как и уровень речевого и интеллектуального развития. В частности, здесь заслуживает внимания так называемый активный словарь. Активным словарем принято называть количество тех слов, которые употребляет отдельный человек в своей речи. Активный словарь отличают от пассивного словаря — запаса слов, которым располагает человек, но которые он не употребляет сам, а лишь способен понять в чужой речи. Отставание активного словаря от того, который соответствовал бы возрасту в данной социальной среде, говорит об отсталости в речевом развитии. Уменьшение словаря, ранее имевшегося у больного, говорит о нарушении речи или интеллекта.

Некоторые больные становятся ограниченными в речевой инициативе. Их речь становится бедной по сравнению с речью перед заболеванием, они малоактивны в речи. Такие расстройства речи нередко наблюдаются при поражении лобных долей мозга (А. Р. Лурия, И. М. Тонконогий). В последние годы снижение речевой активности вплоть до полного выключения экспрессивной речи описано под названием акинетического мутизма при поражении верхних отделов ствола головного мозга.

Важное значение имеют процессы восприятия человеком устной речи. Эти процессы объединяют под названием импрессивная речь или сенсорная речь. Процесс восприятия устной речи является сложным процессом. Он включает в себя восприятие отдельных речевых звуков, фонем, слогов, слов и предложений. При восприятии речи можно выделить два уровня, тесно связанных друг с другом: восприятие речи, или анализ и синтез звуков, достаточный для того, чтобы различались слова, и понимание речи, или анализ и синтез смысловых значений в речи. В восприятии речи участвует не только слуховой анализатор, но также и процессы артикуляции, внутренней речи.

Внутренняя речь

Внутренней речью называют речь про себя и для себя. Вместе с тем специальные исследования показывают, что и слова внутренней речи строятся на основе движения периферических органов громкой речи. Все виды сознательной деятельности связаны с речью, если не громкой, вынесенной вовне, то с внутренней. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регуляции поведения. Значение и смысл во внутренней речи, как и формальная сторона внутренней речи, определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми.

При этом структура слова и фразы во внутренней речи отличается от структуры их в громкой речи. В основном это различие определяется различием задач громкой речи, с одной стороны, и внутренней речи — с другой. Внутренняя речь не служит общению, она не должна быть понятна другим людям, она может быть значительно свернутой, сокращенной, она может больше использовать чувственные представления.

Письменная речь

На определенном уровне исторического развития общества люди для своего расширяющегося общения друг с другом начинают прибегать к знакомой речи, способной по своей форме преодолевать трудности общения, связанные с расстоянием. Проходя через ряд стадий, эта форма общения переходит к современным формам — письму и печати.

Говоря о письменной речи, следует иметь в виду две стороны ее, соответствующие в известной мере экспрессивной и импрессивной речи: чтение и письмо.

Чтение может быть громким (чтение вслух) и беззвучным (про себя), соответственно более связанным с звучной или с внутренней речью. Следует отметить, что наблюдаются больные, у которых более нарушено чтение вслух, так же как и больные, у которых более страдает чтение про себя.

Нарушения чтения (алексии) могут вызываться как поражениями речевой зоны коры головного мозга (вторичные алексии), так и поражениями оптической зоны, теменно-затылочной области коры головного мозга (первичная алексия). Различают также алексии по тому, что больше затруднено: распознавание букв (литеральная алексия) или чтение слов (вербальная алексия). Можно упомянуть о таких нарушениях чтения, которые связаны с гемианопсией (выпадением части поля зрения) или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по вертикали, со строки на строку.

Физиологические и психологические основы процесса чтения до известной степени изменяются с развитием умения читать. В частности, нарастающая скорость чтения определяется известной сменой характера процесса. Чтение слова у бегло читающего человека осуществляется без обязательного считывания всех букв. Улавливание части их, опирающееся на контекст, на общий смысл читаемого, заменяет здесь частично складывание отдельных букв в слоги, а слогов в слова.

В основе процесса письма лежит сложная физиологическая система, частью общая с той, которая лежит в основе процесса чтения. Следует различать в процессе письма, с одной стороны, самое отражение громкой или внутренней речи в письменных знаках, а с другой стороны — особенности речевого процесса, входящего в процесс письма.

Письмо есть особый вид речи, особая форма речи, при которой человек должен иметь чаще всего в виду общение с отсутствующим человеком (людьми). Эти особые условия меняют и характер набора слов, лишают речь наиболее привычных средств подкрепления речи жестами, мимикой. Не имея перед собой собеседника, человек уже лишен возможности свои слова и мысли соотносить со словами, мыслями, поведением собеседника или слушателя. Письмо зато допускает в большей мере коррекцию и перестройку. Развитие письменной речи, таким образом, связано с развитием самого речевого процесса.

Наблюдаются различные формы нарушения уже развитой письменной речи и задержки в ее развитии. Известны многообразные аграфии — расстройства письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных разделах головного мозга: в оптической зоне, в речевой зоне, в двигательной зоне.

Иногда нарушение письма определяется личностными изменениями. Письмо больных шизофренией, как и их устная речь, нередко приобретает черты «вычурности» — непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания, росчерки и т. п.

Своеобразное нарушение письма получило в клинике название «писчий спазм». При попытках письма в пальцах руки больного с писчим спазмом возникают судорожные, спазматические расстройства, препятствующие акту письма. Наиболее часто эти расстройства возникают у людей, профессия которых связана с необходимостью много писать. В возникновении писчего спазма играют важную роль психические причины, хотя здесь нельзя бывает исключить и некоторую органическую основу расстройства.

Люди, привыкшие много писать, не придают особого значения процессу самого письма, т. е. формальной его стороне, сосредоточивая основное внимание на его содержании. Именно при таком, до известной степени автоматизированном письме проявляются индивидуальные особенности писания букв в слове — почерк.

Почерк в известной мере зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, о состоянии писавшего (например, состояние эмоционального возбуждения может проявиться в изменении почерка). Это позволяет в некоторых случаях пользоваться анализом изменения почерка в судебно-психиатрической экспертизе. Некоторые авторы предпринимали попытки характеризовать здоровую личность по особенностям почерка (графология), К этим попыткам следует относиться крайне осторожно. На образование индивидуального почерка влияют очень многие факторы, и далеко не всегда их можно учесть и правильно соотнести их влияние на формирование почерка.

Виды речи в психологии: характеристика, классификация, схема, таблица

Одним из величайших достижений человечества является речь. Это уникальное явление, которое в полной мере могут воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются друг с другом, выражают свои чувства. В Древней Греции о людях говорили как о «говорящих животных», но между ними есть очень существенная разница. Ведь люди не просто выстраивают звуковую систему сигналов, передающих свои чувства и мысли, но описывают с ее помощью весь окружающий мир. Типы речи в психологии имеют классификацию и подразделяются на несколько групп.

Основные формы речи

Языки, используемые во всем мире, имеют одну основу — речь. Он достаточно универсален и имеет множество форм. Но все основные виды речи в психологии делятся на две группы: 1) устная; 2) письменный. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетаются. Их главное сходство заключается в звуковой системе, на которой они оба основаны. Почти все языки, кроме иероглифического, считаются разновидностью устной передачи. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, глядя на ноты, раз за разом воспринимает мелодию, которую хотел передать композитор, а если и есть изменения, то незначительные. Так читатель воспроизводит ту фразу или слово, что написано на бумаге, при этом каждый раз озвучивая почти одинаковую гамму.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз при разговоре человек использует исходную форму речи устную. Характеристики типов речи в психологии называют диалогическими или разговорными. Его главная особенность – активная поддержка другой стороны, то есть собеседника. Для его существования должно быть не менее двух человек, которые общаются при помощи фраз и простых оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи самый простой. В подробном изложении нет необходимости, так как собеседники хорошо понимают друг друга в процессе диалога, и для них не составит труда закончить мысленно ту фразу, которую сказал собеседник. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие не нужно, потому что каждая фраза заменяет набор предложений.

Монологическая речь

Достаточно хорошо раскрыты виды речи в психологии, и один из них монологический. Он отличается от разговорного тем, что в нем принимает непосредственное участие только одно лицо. Остальные — пассивные слушатели, которые просто воспринимают это, но не принимают участия. Часто этот тип речи используют ораторы, общественные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ намного сложнее диалогического разговора, потому что говорящий должен обладать рядом навыков. Он должен связно и последовательно строить свое повествование, доходчиво объяснять сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все языковые нормы. Также он должен подобрать именно те инструменты и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учитывать психологический настрой слушателей. И, самое главное, нужно уметь держать себя в руках в любой ситуации.

Активная форма речи

Типы языка и речи в психологии также делятся на говорящего и воспринимающего. По этому признаку выделяют пассивную и активную речь. Последний помогает человеку выражать свои мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и контролируют активную речь. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной части головного мозга. Это очень важная зона, ведь если она повреждена, то человек просто не может разговаривать. В логопедии это расстройство называется «моторная афазия».

Пассивная форма

Активный и пассивный виды речи в психологии считаются неразделимыми. Кратко рассказать о них сложно, потому что это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять, кто разговаривает вокруг. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слово, а затем фразу. Это помогает ему говорить первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивная речь – это та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слуха также происходит много сложных процессов. Каждое слово, обращенное к нам, мы говорим «о себе», обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности нет. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: кто-то ловит каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти типы речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично и активно говорят, и пассивно воспринимают, кому-то трудно дать эти два процесса, а у других преобладает один.

Письмо

Как было сказано выше, основная классификация типов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Основное отличие второго состоит в том, что он имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и т.п.). Хотя это родственные понятия, между этими способами общения есть существенные различия. Письменная речь представляется целиком тому, кто ее воспринимает. В устной речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже не воспринимается, оно уже растворилось в воздухе. Письменный рассказ от устного отличается еще и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть через несколько частей и сразу же узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество такого рода речи. Например, если слушающий не очень разбирается в воспринимаемой теме, ему будет гораздо лучше несколько раз прочитать требуемые данные, чтобы глубже вникнуть в них. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он может в любой момент исправить то, что ему не нравится, выстроить определенную структуру текста, не повторяясь. Его также можно сделать более красивым с эстетической точки зрения. Но все это требует от автора больше усилий, он должен продумывать построение каждой фразы, писать ее правильно, при этом излагая мысль максимально точно, без лишней «воды». Можно провести простой эксперимент, который поможет понять разницу, которую несут эти виды речи в психологии. Схема этого эксперимента очень проста. Необходимо взять диктофон и в течение дня записывать речь разных людей. Затем его следует записать на бумаге. Каждая маленькая ошибка, не воспринимаемая на слух, на бумаге будет ужасать. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, помогающих передать весь смысл фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно все выразить и не использовать вышеперечисленные средства.

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки этого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительность всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но в наше время существует большая группа людей, использующих кинетическую речь в качестве основной. Это люди, имеющие проблемы со слухом и речью, то есть глухонемые. Они делятся на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или болезни. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, и система знаков более развита.

Внутренняя речь

Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно, в свою очередь, относится к внутренней речи. У животных тоже есть зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку иметь беспримерный интеллект и способности, являющиеся загадкой для животных. Как сказано выше, каждое услышанное слово повторяется в голове, то есть реверберирует. И это понятие очень тесно связано с внутренней речью, потому что может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой есть, по сути, внутренняя речь. Он может для себя что-то доказать и вдохновить, в чем-то убедить, поддержать и подбодрить так же, как и других.

Функции речи

Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функционала каждого из них может более наглядно раскрыть все их грани.

1) Обозначение 2) Обобщение 3) Общение
Эта функция показывает разницу между общением человека и животных. Представители фауны могут передавать звуками только эмоциональное состояние, а человек способен указать на явление или предмет. Человек способен выделить одним словом целую группу предметов, сходных по определенным качествам. Речь и мышление человека тесно связаны, без языка мысли не существует. Человек способен посредством речи передавать свои эмоции и мысли, делиться своими переживаниями и наблюдениями, на что животные просто не способны.

Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

Экзамен психического статуса (MSE) — PsychDB

Содержание
  • Экзамен психического статуса (MSE)

    • Грунтовка

    • Внешний вид и поведение

    • Речь

    • Эмоции

    • Восприятие

    • Содержание мыслей

    • Мыслеформа/Процесс

    • Познание

    • Проницательность

    • Решение

    • Ресурсы

Грунтовка

Экзамен психического статуса (MSE) — это систематический способ описания психического состояния пациента во время проведения психиатрического освидетельствования. Наблюдательный клиницист может провести комплексное обследование психического состояния, которое поможет ему поставить диагноз.

Мнемоника

Мнемоника АСЕПТИЧЕСКАЯ можно использовать для запоминания компонентов исследования психического статуса.

  • А — Внешний вид/Поведение

  • С — Речь

  • E — Эмоции (настроение и аффект)

  • P — Восприятие (слуховые/зрительные галлюцинации)

  • T — Содержание мыслей (суицидальные/убийственные мысли) и процесс

  • I — Проницательность и суждение

  • С — Познание

Рекомендуемое чтение

Купить на Амазоне

PsychDB является партнером Amazon и зарабатывает на соответствующих покупках. Спасибо за поддержку нашего сайта!

Зачем снова и снова записывать результаты обследования психического статуса?
Часто MSE может показаться избыточным. Как единичный момент времени, MSE иногда может иметь ограниченную клиническую пользу. Однако при повторных МСЭ вы можете начать вырабатывать картину того, как психическое состояние пациента меняется с течением времени. Это особенно полезно, когда другие клиницисты читают вашу MSE пациента в прошлом и сравнивают ее с текущей презентацией. Экзамен на психическое состояние — это «моментальный снимок» пациента, описывающий его поведение и мысли во время вашего интервью. Подумайте о том, как MSE психотического человека может измениться в течение нескольких часов или как маниакальный пациент может аналогичным образом колебаться.

Внешний вид и поведение

Проверка психического состояния начинается еще до того, как вы начинаете разговаривать с пациентом! Внешний вид и поведение могут дать вам небольшое представление о том, как пройдет остальная часть вашего психиатрического собеседования.

Речь

При оценке речи учитывайте наличие затруднений с подбором слов, эхолалии и признаков афазии.

См. также статью по теме: Подход к афазии

  • Речь можно описать с помощью следующих дескрипторов:

    • Количество слов

      • Разговорчивый, спонтанный, экспансивный, скудный, скудный в речи (т.е. — говорят очень мало)

    • Скорость речи

      • Быстро, медленно, нормально, под давлением

    • Громкость (тон) речи

      • Громкий, тихий, монотонный, слабый, сильный

    • Беглость и ритм речи

      • Невнятный, четкий, с правильно расположенными интонациями, нерешительный, с хорошей артикуляцией, афазический

    • Задержка ответа

Эмоция

Аффект мгновенный (как погода), а настроение — длительная эмоция (как климат). Следовательно, «настроение — это климат, а аффект — это погода».

  • Эмоция состоит из настроение и влияют на .

  • Настроение — это то, как пациент субъективно говорит вам о своих чувствах

  • Аффект это то, что вы объективно наблюдаете

    • Обратите внимание на соответствие аффекта пациента текущей ситуации

    • Другие дескрипторы аффекта включают:

      • Колебания аффекта : лабильные, равномерные, экспансивные

      • Диапазон действия : широкий, ограниченный

      • Интенсивность аффекта : притупленный, плоский, нормальный, гиперактивный

      • Качество аффекта : грустный, злой, враждебный, безразличный, эвтимический, дисфорический, отстраненный, приподнятый, эйфорический, тревожный, оживленный, раздражительный

  • Конгруэнтность

    • Есть ли соответствие между настроением и аффектом? (т. е. — говорят, что грустят, а смеются)

    • Есть ли соответствие между содержанием мысли и аффектом? (т.е. — они выглядят грустными, но говорят: «Я чувствую себя счастливым».)

Восприятие

См. основную статью: Бред и галлюцинации

При оценке восприятия обязательно спрашивайте подробно, а не только о том, «слышат ли они голоса» или «видят вещи». Это слишком общее определение, и пациенты могут либо не сообщать о галлюцинациях, либо ложно подтверждать наличие галлюцинаций, когда их у них нет!

  • Иллюзии представляют собой неправильное восприятие действительных раздражителей и представляют собой либо неверную интерпретацию, либо явную ошибку восприятия (например, — пациенту кажется, что у часов есть глаза, что дуновение ветра — это шепот, или он видит фигуры, движущиеся в темноте в час ночи). ночь, когда дуют листья на дереве)

    • Иллюзии не являются патологическими – большинство людей могут указать на время, когда у них было неправильное восприятие или мимолетное восприятие (например, – они думали, что слышат чье-то имя, когда никого нет дома, или думали, что кто-то прячется в темноте ночью ).

  • Галлюцинации — это восприятия в отсутствие сенсорных стимулов любого из пяти органов чувств (слухового, зрительного, вкусового, обонятельного и тактильного). В психиатрии чаще всего задают два вопроса:

    • Слуховые галлюцинации

      • Слышит ли пациент один или несколько голосов?

      • Голоса мужские или женские?

      • Голоса или люди им знакомы или незнакомы?

      • Являются ли эти голоса простыми высказываниями или сложными предложениями?

      • Участвуют ли голоса в разговоре с пациентом или комментируют его мысли?

      • Командные слуховые галлюцинации (т. е. голоса, приказывающие пациенту что-либо делать) часто считаются тревожным признаком психоза, требующим стационарной госпитализации.

      • Слуховые галлюцинации являются наиболее частым видом галлюцинаций при неорганических (т.е. — первичных) психических состояниях

    • Зрительные галлюцинации

      • Зрительные галлюцинации могут быть как психическими, так и неврологическими, и важно понимать, что именно происходит.

      • Мигрень является наиболее распространенной единственной причиной зрительных галлюцинаций и иллюзий.

      • Зрительные феномены (например, ауры при судорогах) также могут быть зарегистрированы как зрительные галлюцинации.

      • Люди с деменцией с тельцами Леви могут испытывать зрительные галлюцинации, которые являются частью их основных симптомов.

      • Синдром Шарля Бонне (CBS) — распространенное непсихиатрическое заболевание у людей с серьезной потерей зрения (дегенерация желтого пятна, глаукома и диабетическая ретинопатия), характеризующееся временными зрительными галлюцинациями.

      • Лица с нарколепсией могут также испытывать зрительные галлюцинации

    • Следует также спросить, согласуются ли галлюцинации с лежащими в основе бредом. Галлюцинации могут быть конгруэнтными настроению (например, депрессивный пациент слышит голос, упрекающий ее за неудачу и призывающий ее покончить жизнь самоубийством) и неконгруэнтным настроению (например, пациент с шизофренией, который, несмотря на паранойю, слышит голоса, которые они находят спокойными и успокаивающими).

  • Деперсонализация и дереализация также могут возникать у некоторых пациентов

    • Спросите пациента: «Вы когда-нибудь чувствовали, что находитесь не в собственном теле или смотрите извне внутрь?»

    • Дереализация

      • Восприятие того, что окружающее и события воспринимаются как оторванные от них, или что они искажены, изменены или нереальны

    • Обезличивание

      • Восприятие того, что человек стоит вне себя как отстраненный наблюдатель за окружением, переживаниями и происходящими событиями

Содержание мыслей

При оценке содержания мыслей учитывайте весь ваш разговор с пациентом, что он говорит и, что не менее важно, что говорит , а не ?

  • Содержание мыслей может включать:

    • Бред

      • Заблуждения фиксированные, ложные убеждения. Это непоколебимое убеждение, несмотря на доказательства против него и несмотря на то, что оно не имеет логической поддержки.

      • Бредовые идеи могут иметь эротоманическую, грандиозную, ревнивую, персекуторную и/или соматическую тематику.

      • Также рассмотрите, существует ли обширная система бредовых убеждений, которая поддерживает бред (например, у пациента может быть очень сложное и подробное объяснение того, почему он считает, что его преследуют)

  • Если не бред , то может ли это быть завышенной идеей ?

    • Сверхценные идеи — это необоснованные и устойчивые убеждения, которые поддерживаются с меньшей интенсивностью, чем бред (т. е. человек способен признать возможность того, что это убеждение ложно)

  • Идеи ссылки (IOR)

    • Это вера в то, что все, что человек воспринимает в мире, связано с его собственной судьбой (например, если вы думаете, что газета или телевидение посылают им сообщения или намеки)

  • Симптомы первого ранга :

    • Симптомы первого ранга представляют собой ряд симптомов шизофрении, предложенных психиатром Куртом Шнайдером в 1959 году (однако диагностическая специфичность и чувствительность этих симптомов несовершенны, и на них нельзя полагаться только для диагностики шизофрении). Симптомы первого ранга включают:

    • Слуховые галлюцинации

      • Слуховые ощущения без причины. Эти слуховые галлюцинации должны быть определенного типа:

        • Слышать мысли, произносимые вслух

        • Слышание голосов, говорящих о себе в третьем лице, или

        • Слуховые галлюцинации в виде комментария

    • Удаление мысли (TW), вставка мысли (TI) и прерывание

      • Мысли пациента находятся под контролем внешнего фактора и могут быть удалены, вставлены (и ощущаться как чуждые ему/ей) или прерваны другими (например, «Мои мысли в порядке, кроме тех случаев, когда их останавливает Папа Римский»). )

    • Передача мыслей (ТБ)

      • Пациент думает, что все думают в унисон с ним (например, «Мои мысли отфильтровываются из моей головы, и каждый может их уловить, если пройдет мимо»)

    • Соматические галлюцинации

    • Бредовое восприятие

      • Истинное восприятие, которому человек придает ложное значение (например, красный сигнал светофора может быть истолкован пациентом как означающий, что марсиане вот-вот приземлятся)

    • Чувства или действия, переживаемые как вызванные или находящиеся под влиянием внешних агентов

      • При наличии уверенности в том, что действие человека или чувство вызвано не ими самими, а кем-то другим или иной силой («ФБР, АНБ и ЦРУ контролировали мою руку»).

  • Являются ли мысли эго-дистоническими или эго-синтонными ?

    • Эго-дистония мысли — это мысли, которые не соответствуют тому, кто мы есть и/или тому, во что мы верим (т. е. мысли о причинении вреда себе (самоубийство) или другим (убийство) могут причинять боль пациенту)

    • Эго-синтонные мысли

      • Эго-синтонные thoguhts относятся к инстинктам или идеям, которые приемлемы для личности; которые совместимы с чьими-то ценностями и образом мышления.

  • Не забывайте о важном содержимом безопасности, таком как:

    • Самоубийство

    • Убийство

Мыслеформа/процесс

При оценке мыслеформы (также называемой мыслительным процессом) спросите себя: какова логика, уместность, организация, течение и связность мысли в ответ на вопросы во время интервью?

  • Мыслительный процесс можно описать как:

    • Линейные и целенаправленные

      • Индивидуальные идеи выстраиваются относительно линейно и подчиняются правилам грамматики и синтаксиса.

    • Косвенный

      • Чрезмерное включение тривиальных или не относящихся к делу подробностей, которые мешают дойти до сути. Пациенты часто возвращаются к исходной точке или вопросу, который вы задали, могут отклоняться от темы и быть слишком всеобъемлющими.

    • Тангенциальный

      • Пациент дает ответ на вопрос, который отклоняется от цели вопроса, но врач все же может оценить или сделать вывод о связи.

    • Некогерентный

      • Когерентность — это упорядоченный поток информации при разговоре и то, насколько хорошо связаны слова, предложения и речь в целом.

      • Несогласованность — это общий дескриптор. Если кто-то несвязный, он может бормотать, иметь нечеткие ассоциации, быть тангенциальным или иным образом иметь какое-то расстройство мышления.

    • Полет идей

      • Быстрое перескакивание («перелет») с темы на тему без завершения каждой цепочки мыслей (обычно происходит во время маниакального эпизода)

    • Блокирование мыслей

    • Упорство

      • Постоянное неуместное повторение одних и тех же мыслей (например, высказывание «Я мертв. Я мертв. Я мертв.»)

    • Неологизмы

      • Слово, созданное пациентом, которое не имеет никакого значения для других (например, «черепной носок» означает шляпу)

    • Свободные ассоциации (также называемые сходом с рельсов )

      • Нарушение как логической связи между идеями/словами, так и общего ощущения целенаправленности. Слова составляют предложения, но предложения не имеют смысла!

      • Clang-ассоциации — это один из типов свободных ассоциаций, когда слова, похожие по звучанию, объединяются вместе.

    • Словесный салат

Когниция

См. также раздел: Когнитивное тестирование

Если вас беспокоит когнитивная функция, начните с того, что спросите пациента, знают ли они дату, местонахождение, где они находятся, и свое имя (часто задокументированное как «Бдительный» или «Ориентированный»). (AO) × 3 в таблицах). Это может дать клиницисту очень приблизительное представление об общем познании человека, но это только начало. Это важно, если вас беспокоят делирий или острые состояния спутанности сознания.

  • Для некоторых пациентов (например, пожилых) следует использовать общие когнитивные тесты, такие как:

    • Мини-шестерня

    • Мини-обследование психического статуса (MMSE)

    • Монреальский когнитивный тест (MoCA)

    • Батарея фронтальной оценки (FAB)

  • Спросите также об уровне образования, чтобы получить представление о том, какими могут быть базовые когнитивные и интеллектуальные функции человека.

Инсайт

При оценке инсайта спросите себя:

  • Как пациент понимает окружающий мир и свою болезнь?

  • Могут ли они проверить реальность? (т.е. способны ли они видеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле?)

  • Они ищут помощи? Помощь-отказ?

  • Инсайт можно описать как:

    • Плохо (пациент может полностью отрицать свои симптомы или диагноз, или может быть небольшое осознание)

    • Ярмарка

      • Пациент может понимать свои симптомы или диагноз интеллектуально «на бумаге», но не может понять их эмоционально или полностью осознать их влияние на свою жизнь

    • Хорошо/Отлично

      • В целом хорошее интеллектуальное и эмоциональное понимание своих симптомов или трудностей. Пациент остро осознает свои симптомы или болезнь, а также свои собственные ограничения и сильные стороны. Их симптомы, вероятно, находятся в стадии ремиссии, и они знают, когда обратиться за помощью, а когда положиться на себя.

Суждение

При рассмотрении суждения спросите себя:

  • Каковы были недавние действия пациента?

  • Делали ли они что-либо, что могло причинить вред себе или другим людям?

  • Их поведение мотивировано нарушениями восприятия или паранойей?

  • Насколько вы уверены в принятии решения пациентом?

  • Решение может быть описано как:

    • Инвалиды (для лиц в состоянии острой интоксикации)

    • Бедные (в контексте острого психоза при шизофрении или деменции)

    • Хороший (пациент осознает и принимает решения таким образом, чтобы не причинять вред себе или другим)

  • Имейте в виду, что не существует формального способа описания суждения, и даже дескрипторы могут различаться у разных клиницистов

Ресурсы

  • Центр в Торонто: MSE

интервью

Список литературы

1) Мнемоника в двух словах: 32 пособия для психиатрической диагностики.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *