Альтруизме – «Что такое альтруизм?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

АЛЬТРУИЗМ — это… Что такое АЛЬТРУИЗМ?

    АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme от лат. alter—другой)— нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был сконструирован и введен в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии 18 в., для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: “Живи для других”. В 19 в. под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради общего (в некоторых интерпретациях— общественного) интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей (ср. Категорический императив}, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип альтруизма был воплощен в заповеди любви, хотя им и не исчерпывается христианская заповедь милосердия, содержание которой включает благоговение и совершенствование; альтруизм представляет собой частный случай милосердия. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе альтруизма, а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще.

    В 19 и нач. 20 в. принцип альтруизма стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский альтруизм неприемлем как человекоугодие (К. Н. Леонтьев). Отвергался он и как “учение буржуазно-демократической морали” (Н. А. Бердяев). Впрочем, В. С. Соловьев трактовал принцип альтруизма именно в духе заповеди любви, распространяя ее на отношение не только к другим людям, но и к другим народам.

    В марксизме альтруизм (самоотверженность), равно как и эгоизм, рассматривались в качестве исторически и ситуативно конкретных форм самовыражения индивидов. Альтруизм определялся как идеологическая иллюзия, призванная закамуфлировать такой общественный порядок, который позволяет обладателям частной собственности представить свой частный корыстный интерес “в качестве интересов своих ближних”. Решительно отвергал альтруизм Ницше, видя в нем одно из выражений “морали рабов”.

    Во 2-й л. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с альтруизмом, получила развитие в исследованиях “помогающего” или, шире, “просоциальиого” поведения, в которых альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т. д. Она также переосмысливается в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям эволюционной этики (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки альтруизма и функциональную неопределенность того, что принято считать “личным интересом”.

    Действительная проблема, отраженная в дилемме “альтруизм — эгоизм”, заключается в противоречии не частного и общего интересов, а интересов Я и Другого. Как видно из определения термина (и этимологии слова “альтруизм”), речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека (возможно, как равного, и при любых условиях—как ближнего), и уточняется, что альтруизм необходимо отличать от коллективизмапринципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным судить о том, что составляет его действительный интерес. Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.     Лит.: Конт О. Общий обзор позитивизма, гл. XIV.—В кн.: Родоначальники позитивизма, вып. 4—5. СПб., 1912, с. 116—17; МилльДлс. С. Утилитарианизм, гл. II.—В кн.: Он же. Утилитарианизм. О свободе. П., 1900, с. 97—128; Соловьев В. С. Оправдание добра, гл. З.—Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 152-69; Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности.—В кн.: Он же. Свобода воли и нравственность. М., 1992, с. 220—37; Altruism and Helping Behaviour Social Psychological Studies of Some Antecedents and Consequences, ed. J. Macaulay, L. Berkowitz. N. Y.—L., 1970; Nagel T. The Possibility of Altruism. Princeton, 1970; Slum L. A. Friendship, Altruism and Morality. L., 1980; Gert B. Morality: A New Justification f the Moral Rules. N. Y.—Oxf., 1988, p. 176—78; Altruism, ed. E. F. Paul. F. D. Miller, J. Paul. Cambr.. 1993.

    P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

что это такое, его происхождение и виды?

В привычном для нас понимании альтруизм – это бескорыстная помощь окружающим. В общем понимании его считают положительным, достойным уважения качеством. Но самопожертвование иногда принимает крайние формы. Например, в заботе о других человек полностью забывает о себе или действует демонстративно, исключительно для собственного авторитета. Где тонкая грань между альтруизмом и эгоизмом? Какие мотивы побуждают людей действовать на благо другим? Какие бывают виды альтруизма?

В статье расскажем: эволюцию понятия, почему добро стоит делать осознанно, в чем разница между волонтерством и благотворительностью.

Что такое альтруизм?

Альтруизм — это группа эмоций, побуждающая  человека свершать поступки, полезные для окружающих, но невыгодные для него самого. Соответственно альтруистами называют людей, готовых пожертвовать собственными интересами на благо родных, окружающих или общества. Кратким обозначением понятия считается установка «жить для других». В рамках теории эволюции существует понятие «взаимовыгодный альтруизм». Его составляющие: эмпатия, сострадание, щедрость – необходимые условия выживания социума.

Пройти тест на эмпатию

Альтруистическое поведение присуще не только людям. Животные или насекомые также способны бескорыстно служить своему сообществу. Например, социальные насекомые пчелы или муравьи ежедневно действуют на общее благо и жертвуют собой в минуты опасности. Другой пример самопожертвования у животных – суслики. Когда к стайке грызунов приближается орел или лиса, первый суслик, который обнаружил опасность, издает специфические звуки. Он не убегает, жертвует собой, чтобы спасти свою семью.

Но в бескорыстном служении человека и остальных живых существ есть большая разница. Муравьи или суслики жертвуют собой исключительно ради «своих». Человеческая жертвенность распространяется далеко за пределы «ближнего круга».

Происхождение альтруизма.

Хотя сам термин относительно молодой, его значение родственно с другими понятиями: любовь к ближнему, милосердие. Проблема поиска добродетели занимала людей еще в дохристианские времена. Первые идеи феномена описаны еще во времена Аристотеля. Римский поэт и государственный деятель Сенека называл поступки на благо других благодеянием. Также Сенека поделил благодеяния на три разряда: необходимые, полезные, приятные.

Термин «альтруизм» как отдельное определение впервые ввел французский философ и социолог

Огюст Конт (1798-1857). Хотя альтруизм и эгоизм – два слова-антонима, согласно теории Конта это дополняющие, но не исключающие друг друга свойства человеческой природы. Эти два понятия постоянно конкурируют между собой, альтруизм только подчиняет, но никогда не побеждает эгоизм. Под вывеской бескорыстного служения философ объединял три понятия: преданность, почитание, доброту. А синонимами понятия считал сострадание, жалость.

Пройти тест на эгоизм

Позже Герберт Спенсер (1820-1903) дополнил описание термина другими синонимами: справедливость, великодушие, щедрость. Кроме любви и благотворительности Спенсер считал альтруизмом активную политическую борьбу за чужие интересы, миссионерскую деятельность.

Чарльз Дарвин (1809-1882) связывал альтруизм с самопожертвованием, но считал опасным для жизни занятием. Смерть у Дарвина была логическим завершением альтруистического или благородного поведения человека.

Позже философы и социологи добавили к понятию несколько типов поведения:

  • Помощь беспомощному, которая проявляется в сочувствии, стремлении опекать, утешать, заботиться.
  • Помощь во время опасности.
  • Распределение еды, орудий труда.
  • Помощь или улучшение жизни больных, стариков, детей.

Альтруизм в религии.

В словаре по Христианству альтруизм – нравственный принцип, согласно которому благосостояние других людей считается более значимым, чем собственное «Я». Альтруистическое поведение объясняется любовью к ближнему, а не простым выполнением долга. В Христианстве альтруистов часто называют святыми. Для примера можно вспомнить описание жизни и поступков защитника детей Святого Николая или покровителя всех влюбленных Святого Валентина.

Безграничный альтруизм – основа буддийского учения. Это определение всегда подчеркивает в своих выступлениях духовный лидер последователей буддизма Далай Лама XIV. Причем альтруистическое отношение важно проявлять на глобальном и семейном уровне. Главным показателем милосердного отношения к окружающим Далай Лама XIV считает улыбку. Если улыбка искренняя, идет от сострадания, она успокаивает вас самого и окружающих.

В Исламе альтруистический призыв воспринимается как побуждения к самопожертвованию, бесконечному терпению, доброте, заботе. Ислам не обесценивает желание заботиться о себе. Чтобы помогать другим (морально, эмоционально, материально), нужно учитывать собственные возможности и нужды. Ведь помощь другим без заботы о самом себе не всегда заканчивается благополучно.

Виды альтруизма.

Социологи различают героический и повседневный альтруизм. Героический проявляется во время войн, стихийных бедствий или в чрезвычайных ситуациях. Истории героев, которые спасают незнакомых людей от грабителей или выносят детей из пожаров, попадают в газеты и остаются на слуху. Но есть менее драматический бытовой альтруизм, когда доброта проявляется ежедневно, в мелких поступках.

Различают несколько вариантов повседневного альтруизма:

  • Родительский. Самый понятный и очевидный вид самопожертвования, свойственный большинству живых существ.
  • Взаимный. Проявляется у давних друзей или влюбленных, которые заботятся друг о друге в уверенности, что им помогут точно так же.
  • Нравственный. Человек просто кайфует при виде счастья других людей. Лучшим примером работы на благо других является волонтерство.
  • Демонстративный. Примером подобной благотворительности являются миллиардеры-филантропы, которые жертвуют деньги на больницы или школы перед камерами.
  • Сопереживательный. Это проявление эмпатии, когда человек мысленно ставит себя на место нуждающегося и понимает горечь его положения.
  • Ситуационный. Это самопожертвование в особом психологическом состоянии под влиянием религиозной проповеди, подражание поведению других людей.
  • Компенсирующий. Еще Зигмунд Фрейд в своих работах описывал альтруистичность как компенсацию чувства вины, когда свою тревожность человек компенсирует жертвенным поведением.

Филантропия и благотворительность.

Древнейшей формой благотворительности считалась милостыня, но сегодня филантропия стала огромной индустрией. Современные филантропы Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Опра Уинфри изменили характер благотворительной деятельности. Новые филантропы не стремятся скупать яхты или спортивные клубы. Они хотят видеть свои имена на фасадах школ, больниц, музеев, исследовательских центров. За благотворительность вручаются гуманитарные премии. Например, в 2012 году Опра Уинфри получила премию Джина Хершолта за свою гуманитарную и благотворительную деятельность.

Многие люди помогают финансово и организовывают благотворительные фонды в масштабах страны, города, области. Они собирают деньги на новое оборудование для медицинского центра, знакомят окружающих с нуждами дома престарелых или организовывают хосписы. Такие люди называют себя не филантропами, а «социальными активистами».

Пройти тест на тип личности

Эффективный альтруизм.

Эффективный альтруизм — молодое социальное движение, в которое входят молодые, социально активные люди. Последователи движения не отдают свои деньги, а тратят силы, знания и время, ищут наиболее эффективные способы сделать мир лучше. Они больше прагматики, нежели мечтатели. Философия движения звучит так: мы используем доказательства и рассуждения в поисках наиболее эффективных способов сделать мир лучше. Основная помощь направляется организациям, которые помогают жителям самых бедных, неблагополучных стран.

Сообщества эффективных альтруистов сегодня есть в большинстве университетов мира. Они занимаются волонтерской работой, донорством, борьбой с глобальной бедностью. Также помогают студентам выбрать профессии, которые приносят наибольшую пользу миру. Последователи движения рассказывают, что эффективная доброта помогает улучшать жизнь других людей, наполняя при этом смыслом собственную жизнь.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы Дизайн Человека.

Работа волонтера.

Работа волонтера – это осознанная и регулярная помощь людям без расчета на вознаграждение. Забота друг о друге дает возможность выживать во время войны, после стихийных бедствий, во время болезни или нужды. В волонтерство приходят по разным причинам: по зову души, чтобы забыться после тяжелой утраты, из желания просто помогать людям. Есть несколько направлений волонтерства: социальное, спортивное, культурное, экологическое, донорское, событийное. Можно заниматься деятельностью у себя дома или переехать в другую страну.

Первое место по числу волонтеров занимает Организация Объединенных Наций. Волонтерство в ООН – возможность продвигать идеи мира и развития более чем в 150 странах. Многие используют работу волонтером для улучшения языковой практики и поиска друзей. Кроме того волонтерство в ООН – отличный старт для развития карьеры, ведь работодатели ценят навыки взаимопомощи и мышление вне рамок.

5 фактов об альтруизме.

Нейробиологи установили, что потребность в бескорыстных поступках, помощи, сопереживании, заложена в нас генетически. Существует метод магнитной стимуляции коры головного мозга, после которой эгоистические импульсы блокируются, изменяя поведение человека. Но до какой степени нужно приглушать эгоистические мысли еще не понятно. Пока магнитное оборудования находится на стадии усовершенствования, можно узнать, как расшифровывают готовность к бескорыстной помощи философы, социологи и психологи.

  1. Помощь окружающим – это прекрасно, если она делается осознанно. Бескорыстная помощь другим улучшает ваше физическое и эмоциональное состояние здесь-и-сейчас. Но ожидание моментальной выгоды уменьшает удовольствие от сделанного. Бескорыстная помощь – это ежедневный труд и самая трудная практика.
  2. Долгосрочная инвестиция. Альтруистическое поведение имеет накопительный эффект и лучше всего описывается фразой «делай другим добро и вернется вам сторицей». Ели сказать иначе – это закон бумеранга, согласно которому нам возвращается добро, добрые поступки.
  3. Жертвовать можно не только деньги. Говоря о пожертвовании мы часто подразумеваем деньги или вещи. Но истинное самопожертвование предполагает «внутренние затраты»: усмирение гордыни, преодоление брезгливости, умение управлять своими эмоциями.
  4. Избыточный альтруизм – это плохо. Излишняя самоотверженность приводит к печальным последствиям. Забота о других без заботы о себе может вызвать эмоциональное выгорание, обиду, снижение настроения. А окружающие расслабляются и начинают потребительски относиться к человеку, который о них заботится.
  5. Помощь самому себе. По статистике участники добровольных акций менее подвержены плохому настроению, депрессии. Взамен своей помощи мы получаем смысл жизни, личностный рост, наполняем жизнь новыми эмоциями и ощущениями.

Выводы

  • Альтруизм – это когда делаешь что-то для другого, без собственной выгоды.
  • Социологи называют самопожертвование обязательным элементом социального поведения. Без жертвенности, готовности помогать другим выживание социума невозможно.
  • В соотношении альтруизма и эгоизма важен разумный баланс, помогающий сохранить себя и выстроить отношения с окружающими.
  • Помогать другим можно не только финансами. Тратить можно свое время, знания.
  • ООН – самая большая волонтерская организация, с которой сотрудничают около миллиарда волонтеров.

Пройти тест на характер человека

wikigrowth.ru

Альтруизм – что это

Содержание статьи:

Что такое альтрузим простым и понятным языком

Отвечая на вопрос: «Альтруизм – что это такое» — философия определяет его как нравственный принцип, заключающий в себе бескорыстную заботу о других людях.

По своей сути альтруизм является антиподом эгоизма. Ярким примером альтруизма могла бы считаться жизнь и деятельность Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу и умершего во имя спасения человечества. Однако Иисус Христос – библейский персонаж, живший среди людей две тысячи лет назад. К тому же, как известно, он был Сын Божий и потому его жизнедеятельность нельзя рассматривать в качестве обычного примера человеческого альтруизма.

Сегодняшние альтруисты вовсе не сыны божьи, к тому же живут они среди нас и довольно часто встречаются. Тем не мене, альтруизм как явление совсем нетипичен для человека просто потому, что ради помощи другим, эти люди, напрочь забывают о себе, не требуя от людей никакой благодарности за свои деяния.

Альтруист способен пожертвовать для совершенно незнакомых ему людей не меньше, чем жертвует родная мать для своего ребёнка. Впрочем, материнскую любовь ни в коем случае нельзя считать примером альтруизма. Напротив, материнская любовь – это ярчайший пример эгоизма. Ведь мать любит именно своих детей и ради их благополучия она готова принести в жертву кого угодно, даже себя.

Альтруист тоже жертвует собой, но он никогда не станет вредить одному человеку ради помощи другому. Альтруист – это человек с чистой совестью. Возможно поэтому все альтруисты очень доброжелательные люди, практически, никогда не сожалеющие о содеянном.

Муки совести им неведомы, они не знают, что такое зависть. Альтруист не способен разочароваться в людях, поскольку все разочарования человека связаны с обманутыми ожиданиями. Если ты не ожидаешь от людей никакой благодарности за свой поступок, то и сожалеть о нём никогда не будешь.

Виды альтруизма

Современная философская наука выделяет несколько видов альтруизма, в том числе такие как:

  • моральный;
  • сочувственный;
  • рациональный.

Моральный альтруизм

Для осмысления морального альтруизма необходимо использовать понятие совести, когда человек для принятия того или иного решения руководствуется не соображениями собственной выгоды, а исходя из нравственного закона, живущего в его душе.

Идеи морального альтруизма легли в основу современной юриспруденции, а именно суда присяжных, когда вердикт выносится на основании собственных представлений о справедливости каждого из членов коллегии.

Сочувственный альтруизм

Сочувственный альтруизм построен на основе совместных переживаний и доброжелательном отношении ко всем членам социума. При этом доброжелательное отношение распространяется не только на близких родственников, друзей или соседей, но и на людей вовсе незнакомых.

Примеры проявления такого рода альтруизма известны ещё с древнейших времён. В частности ещё древние греки называли это явление филантропией. Наиболее характерным проявлением филантропии была подача милостыни нищим.

Рациональный альтруизм

Рациональный альтруизм, в отличие от прочих его видов признаёт за альтруистом право на баланс интересов других людей с его личными интересами.

Другими словами: рациональный альтруизм – это ни что иное, как разумный эгоизм. Он основан на принципах взаимного обмена, когда альтруист вправе рассчитывать на то, что в обмен на свои благодеяния, он получит взамен столько же, сколько отдал. Такой подход позволяет избежать использования альтруизма одного человека в эгоистических целях другого.

Ещё одной стороной рационального альтруизма является возможность воспользоваться результатами альтруистической деятельности любым человеком, который нуждается в помощи.

В какой-то степени этот принцип был реализован в СССР, с той только разницей, что в основе советского общества лежал принцип учёта и контроля (то есть недоверия), а принципом рационального альтруизма, напротив, является полное доверие всех членов общества друг другу.

Таким образом, рациональный альтруизм основан на балансе своих и чужих интересов. Получается, что, несмотря на естественный эгоизм каждого человека, ему так же свойственно и проявление альтруизма, что, в принципе, вполне естественно, поскольку, проявляя свои альтруистические наклонности, человек осуществляет действия, направленные на защиту интересов всего общества в целом.

Более того, чем более зрелость человеческого общества, зачастую, определяется частотой проявления альтруизма. В современной России это особенно заметно в моменты сбора средств для детей, нуждающихся в срочном и дорогостоящем лечении.

Проявления альтруизма в животном мире

Впрочем, стоит ли удивляться человеческому альтруизму, если проявления этого качества мы можем видеть даже в животном мире.

Так, например львиный прайд в случае, если одна из львиц в процессе охоты получает травму, оказывает ей поддержку, позволяя питаться так же, как, если бы она была здорова и охотилась как раньше.

kreditnyi-zaym.ru

Альтруизм | Гуманитарная энциклопедия

Альтруизм — это нравственный принцип, согласно которому благо других людей и их интересы более значимы, чем собственное Я и личные интересы. Термин «альтруизм» был сконструирован и введён в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии XVIII века, для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм (см. Эгоизм). Конт называл альтруизм «жизнью ради других», рассматривая, таким образом, бескорыстное удовлетворение человеком интересов других людей в качестве высшего блага. Центральная идея альтруизма — идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения.

Отдельные идеи альтруизма развивались в более ранних этических учениях — ранним христианством; в Средние века Франциском Ассизским; в Новое время многими просветителями (Д. Юм, А. Смит, Ж.-Ж. Руссо, И. В. фон Гёте и другими). В XIX веке под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради интереса общего (в некоторых интерпретациях — общественного). Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своём существенном содержании принцип альтруизма был воплощён в заповеди любви, хотя им и не исчерпывается христианская заповедь милосердия, содержание которой включает благоговение и совершенствование; в этом смысле альтруизм представляет собой частный случай милосердия. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе альтруизма, а содействие благу другого человека рассматривается как основа морали вообще. В XIX и начале XX века принцип альтруизма стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский альтруизм неприемлем как «учение буржуазно-демократической морали». В марксизме альтруизм, равно как и эгоизм, рассматривались в качестве исторически и ситуативно конкретных форм самовыражения индивидов. Альтруизм определялся как идеологическая иллюзия, призванная закамуфлировать такой общественный порядок, который позволяет обладателям частной собственности представить свой частный корыстный интерес «в качестве интересов своих ближних». Решительно отвергал принцип альтруизма Ф. Ницше, видя в нём одно из выражений «морали рабов». Для А. Шопенгауэра альтруизм — это «изнанка мировой воли». Л. Фейербах считал альтруизм «родовой сущностью» человека. В психоаналитической концепции З. Фрейда проявление альтруизма рассматривается как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Во второй половине XX века философско-этическая проблематика, связанная с альтруизмом, получила развитие в исследованиях «помогающего» или, шире, «просоциального» поведения, в которых альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и так далее. Она также переосмысливается в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям эволюционной этики (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки альтруизма и функциональную неопределённость того, что принято считать «личным интересом».

Очевидно, действительная проблема, отражённая в дилемме «альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а интересов Я и Другого. Как видно из определения термина (и этимологии слова «альтруизм»), речь идёт о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека (возможно, как равного, и при любых условиях — как ближнего), и уточняется, что альтруизм необходимо отличать от коллективизма — принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным судить о том, что составляет его действительный интерес. Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

gtmarket.ru

Альтруизм Википедия

Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.

Термин «альтруизм» ввёл в научный оборот философ Огюст Конт, в его представлении альтруизм — воплощение нормы «жить ради других», движущая сила изменения человеческого общества в сторону большей гуманизации[1]. При этом Конт ставил в оппозицию этику, в основе которой лежит альтруизм, этике христианской, по его мнению, основанной на стремлении к спасению, которое он считал проявлением эгоизма. Конт определял два вида альтруизма: присущий животным (инстинктивный альтруизм) и человеческий, развивающийся под влиянием цивилизации и становящийся врождённым[2]. Задолго до Конта альтруизм был осмыслен и бытовал как нравственный принцип. Так Сократ считал, что основа закона нравственности, который компенсирует эгоизм индивидуума — это «не брать, а отдавать», и что стремление к служению в пользу других тем сильнее в человеке, чем выше в нём духовное начало. Как форма нравственного сознания понятие альтруизма разрабатывалось этиками Шефтсбери, А. Смитом, Д. Юмом, Лейбницем, И. Кантом, Л. Фейербахом, а также Ж.-Ж. Руссо[1].

Многочисленные научные определения явления альтруизма зависят от принадлежности автора, формулирующего понятие, к той или иной отрасли науки. В философии и этике явление альтруизма связывается с формой выражения нравственного требования, базирующейся на принятии присущего сообществу людей естественного расположения друг к другу. Один из основоположников социологии Э. Дюркгейм понимает альтруизм как полное поглощение индивидуума сообществом, отказ от личных устремлений, не совпадающих с его устремлениями, и полное приятие норм сообщества[1].

С психологической точки зрения чаще всего альтруизм определяется как осмысленное, свободное и не преследующее никаких выгод служение другим, основанное на верности, симпатии, милосердии, при этом альтруист может отказаться от своих желаний, пожертвовать своим благополучием, дойти до полного самоотречения. Иногда в психологии альтруизм рассматривается в сущности как просоциальное поведение или как одна из его составляющих[3].

В некоторых смыслах возможно противопоставление альтруизма эгоизму. Х. Хекхаузен разделяет собственно альтруизм и помощь, оказанную под влиянием эмпатии, исходя из того, что эмпатическое сопереживание напрямую зависит от увеличения или уменьшения необходимости помощи другому человеку. С этой точки зрения выход из состояния волнения, редукция сострадания, вызванного эмпатией, сходен с редукцией личного переживания человека, и поэтому трактуется как эгоистический импульс[4].

В христианстве альтруизм как побуждение к действию отражен в призыве Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39, Мк. 12, 31, Лк. 10, 27)[2][5].

ruwikiorg.ru

Альтруизм

Каким бы эгоистичным ни был, по нашему мнению,
человек, очевидно, что в его природе есть нечто такое,
что делает его заинтересованным в благополучии окружающих
и в их счастье, хотя сам он от этого ничего не получает,
кроме удовольствия, которое приносит ему их созерцание.

Адам Смит. Теория нравственных чувств.

1. Введение

В наше время всё отчетливее возникает противоречие между альтруистическими и эгоистическими устремлениями людей. С одной стороны, роль альтруизма и вообще помогающего поведения возрастает в связи с тем, что за последние десятилетия в российском обществе (и не только в нём) увеличилось количество людей, нуждающихся в поддержке – инвалиды, многие пожилые люди, беженцы, переселенцы, безработные, бездомные и т. д. С другой стороны, капиталистические и рыночные отношения, дух наживы и личного благополучия ведут к росту индивидуалистических настроений, усилению равнодушия и эгоизма, снижению стремления прийти на помощь. По данным социологического опроса жителей нашей страны, 59 % их считают, что помогать страждущим и нуждающимся должны не люди, а государство. Таким образом, проблема помогающего поведения весьма актуальна для нашего общества.

Смена социально-экономического строя в нашей стране, произошедшая после 1991 г., существенно изменила отношения между людьми. Вместо коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи проповедуются индивидуализм, конкуренция, соперничество. Всё это приводит к тому, что альтруизм, бескорыстная помощь расценивается уже не как достоинство, но как отсутствие у человека прагматичности, а подчас и как проявление им глупости. Отсюда со всей остротой возникает проблема соотношения в человеке и обществе проявлений альтруизма и эгоизма, филантропии и мизантропии, поскольку существует большая опасность потери человеком человечности.

Можно ли сдвинуть с мёртвой точки текущее отношение к альтруизму в обществе? Можно ли развить в себе это качество, а затем «привить» его другим людям? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться в сути самого понятия альтруизма и выяснить, какие из его разновидностей наиболее актуальны на сегодняшний день.

2. Альтруизм

2.1.Трактовки альтруизма

Альтруи́зм (от лат. Alter — другой, другие) — понятие, с помощью которого осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с самоотверженностью, — приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага; в некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму; в психологии иногда используется в качестве синонима или части просоциального поведения.

По мнению одних зарубежных исследователей, просоциальное поведение – это действия, направленные на благо других; проявлением доброты (или помогающим поведением) считается действие, направленное на благо другого, но не приносящее внешнего вознаграждения помогающему. Другие социологи относят к просоциальному поведению поступки, совершаемые человеком не только исключительно ради другого, но также и ради собственной пользы[1]. По их мнению такое поведение может включать в себя любые действия, связанные с оказанием помощи: поступок приносит пользу и другому человеку, и самому помогающему. Например, психопатолог В. А. Жмуров считает, что «помогающее поведение – предоставление помощи кому-либо, исключающее, в отличие от альтруизма, какие-либо жертвы собственным интересам».

Таким образом, в литературе нет точного и однозначного определения данного понятия. Чаще всего под просоциальным поведением понимаются любые направленные на благополучие других людей действия. Их диапазон простирается от мимолетной любезности через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Несмотря на близость понятия просоциального поведения с понятиями альтруизма и помогающего поведения, между ними есть определенные различия.

Действия, совершаемые исключительно в интересах другого человека, безраздельное посвящение себя интересам другого человека или интересам общества, когда собственные интересы не принимаются во внимание вообще, относятся к проявлению альтруизма. Таким образом, все три термина: «просоциальное поведение», «оказание помощи» и «альтруизм» — определяют один и тот же вид поведения, направленный на благо другого человека, но различающийся в зависимости от мотивов, положенных в основу действия в каждом конкретном случае[2].

На вопрос о происхождении альтруизма имеются разные точки зрения. Одни считают альтруизм специфически человеческим, общественно формируемым качеством, другие – врожденным, генетически зафиксированным результатом естественного отбора. Эволюционный подход связан с поиском биологических и социальных условий, которые могут способствовать формированию альтруистического поведения.

Термин «альтруизм» был введен основоположником социологии Огюстом Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. В общих чертах альтруизм в понимании Конта отражает принцип «жить ради других» как программу построения совершенного человеческого общества; он видел смысл человеческой жизни в том, чтобы «служить человечеству, улучшая самих себя». Однако в качестве нравственного принципа альтруизм существовал и осознавался намного раньше. Еще Сократ утверждал, что «не брать, а отдавать, – суть нравственного закона, уравновешивающего эгоистическую волю каждого человека. И чем духовнее и душевнее человек, тем сильнее в нём желание отдавать и служить людям».

Психологи Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллери и Дэвид Келли в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение хотя и не связаны с прямой выгодой или с комбинациями различных выгод, но, в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

В философии и этике альтруизм – моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врождённое чувство симпатии. Отсюда, согласно изречению философа В. С. Соловьёва, альтруизм – это «нравственная солидарность с другими человеческими существами». Основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм писал, что альтруизм – общественное состояние, при котором индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями.

Согласно утверждениям психолога Джонатана Сеглоу, альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако, не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.

Американский психолог Б. Ф. Скиннер провёл анализ такого явления, как альтруизм, и пришёл к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».

Некоторыми высказывается мнение, что подарки тоже можно назвать проявлением альтруизма. Однако это не может быть принято безоговорочно. Мы ведь часто дарим вещи, оказывающиеся совершенно ненужными, бесполезными для других и для нас самих, желая просто избавиться от них. О каком же альтруизме здесь можно говорить?

Как видно из вышесказанного, имеется много научных определений альтруизма, содержание которых зависит от той научной дисциплины, которую представляет дающий определение автор.

Единственной и общепринятой трактовки понятия альтруизма не существует. Это имеет место быть по той причине, что разные психологи и социологи делают свои заключения, руководствуясь собственными субъективными критериями. Отсюда и возникают «конфликты» диаметрально противоположных представлений и вместе с тем постепенно увеличивающееся многообразие истолкований термина «альтруизм», подробнее о которых будет изложено в следующем пункте реферата.

На мой взгляд, только с позиции эгоистичного ума альтруистичный поступок может расцениваться как глупость, нелогичность, иррациональность, жертва, самоотрешённость и т. п. Ведь на самом деле альтруист не считает свой выбор жертвенным, а поступает так по зову сердца только потому, что иначе поступить в этот момент он просто не может. Можно сказать, что альтруистичный поступок для него – это состояние души, исполнение призыва совести, но никак не жертва. А вот старания эгоиста, желающего развить в себе это «помогающее качество» как раз и сопровождаются большим количеством потерь и лишений вследствие принесённых жертв. Нежелание же развивать в себе альтруистичные тенденции напротив создаёт повод всячески оправдывать эгоизм в своих поступках и в действиях других людей, мотивируя тем самым наличие доли эгоизма (выгоды) в процессе их совершения.

Альтруизм в большей степени обусловлен не внешним социальным давлением и не присутствием человека, способного оценить благородность поступка субъекта. Это поведение, которое обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств, – сострадания, заботливости, чувства долга, ответственности, — и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, – подозрительности, жадности, скептицизма.

Мне представляется, что эгоист и альтруист – это как две различные «цивилизации», между которыми существует огромный информационный разрыв. Именно он и не позволяет им искренне понять друг друга. Этот разрыв определяется большим количеством новых представлений, необходимых эгоисту (при условии его стремления стать альтруистичнее), чтобы, каждый раз преодолевая в себе эти тенденции эгоцентризма, более пристрастно прислушиваться к зову совести и, превозмогая застарелые и накатанные временем схемы поведения, делать с каждым выбором более человечный поступок. Это его стремление вызвано подсознательным желанием испытать состояния радости и счастья от совершаемого бескорыстного добра.

2.2.Разновидности альтруизма

В зависимости от доли эгоизма в принимаемом личностью альтруистичном решении, эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях. Так образуются различные интерпретации и виды альтруизма.

Самопожертвование – это жертвование собой ради блага других. Самопожертвование связано с экстремальными ситуациями, со спасением других людей (прямым или косвенным) и требует наличия у человека, его осуществляющего, чувства долга и мужества, героизма. Недаром часто говорят о героическом самопожертвовании. Из истории медицины известны случаи, когда врачи, разрабатывая вакцину против того или иного инфекционного заболевания ради спасения человечества, проверяли её на себе, зная при этом, что если она окажется недостаточно доработанной, то они погибнут, что в ряде случаев и происходило[2].

Милосердие, или бескорыстный альтруизм, — главная трудность для социологов, придерживающихся теории эволюции, которая абсолютно не укладывается в их упрощенную аргументацию, так как его невозможно объяснить стремлением, так как его невозможно объяснить, например, стремлением эгоистичных генов индивида к самосохранению, как это ныне принято в научной среде.

Милосердие нельзя отнести к привязанности, дружбе и романтической любви, которые смело можно считать взаимовыгодными отношениями и которые отчасти можно наблюдать и у других (отличных от человека) видов живых существ.

В массовом сознании милосердие понимается как великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое. Это и забота о другом (вспомним сестер и братьев милосердия). В философской энциклопедии[10] есть такое определение понятия милосердия: сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

Hаиболее точно сущность милосердия выразил Л. Н. Толстой: «Милосердие заключается не столько в вещевой помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в почёте его человеческого достоинства». Милосердие – это больше моральная помощь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, чем материальная[2].

Рациональный альтруизм — это балансирование между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Рациональное — это разумное и логичное. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Рациональность — установка сознания, тип мышления и личностная черта, когда решения принимаются выбором оптимального варианта путём сравнения на основе фактов и логики, а не эмоциональных впечатлений, импульсивности, желаний, чувств и интуиции.

Альтруизм как обобщённый обмен (разновидность рационального альтруизма). Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, а косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.

Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, владеющую этой территорией, и жертвует ей деньги, надеясь, что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное, понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.

Реципрокный (взаимный) альтруизм (разновидность рационального альтруизма) – вид социального поведения, когда индивиды ведут себя с некоторой долей самопожертвования в отношении друг друга, однако только в том случае, если ожидают ответного самопожертвования. Термин введён социобиологом Робертом Триверсом[2].

Рациональность взаимного альтруизма очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учёт произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идёт о предотвращении использования альтруистов эгоистами таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.

Данный тип поведения присущ не только людям, но также и ряду животных. Речь здесь идёт о взаимопомощи. Согласно этому принципу, люди, взаимодействуя друг с другом в пределах небольших городов, школ, рабочих, студенческих коллективов, стремятся к сохранению равновесия, так как неравное распределение преимуществ или затрат вызывает неудовольствие. Поэтому, как показывают проведённые эксперименты, испытуемые значительно больше помогают в выполнении задания другому испытуемому, если он до этого не отказывался помочь им самим.

Некоторые формы альтруизма (взаимопомощь, поддержку беспомощных, больных, детей, стариков, передачу знаний) называют косвенным взаимным альтруизмом, так как предполагается ожидание ответной услуги непрямым образом – через посредничество наблюдающих третьих лиц, в дальнейшем награждающих помогающего человека репутацией достойного гражданина, которому следует всячески помогать при необходимости. Иными словами, своим альтруистическим поведением в данный момент человек создает базу для ответных услуг в будущем, причём от многих посторонних лиц, а не от того, кому была оказана помощь[2].

Подводя итог рассмотрению рационального альтруизма, хочу отметить, что в его проявлении есть немалая доля эгоизма. Интеллект в данном случае хоть и проявлен, но подкреплен расчётами выгод (страхами получить меньше, чем отдано), необходимостью проявлять взаимность, что и понижает данное понятие и ставит проявление такого альтруизма на один уровень с животным альтруизмом.

Эмоциональный альтруизм. В состоянии эмоционального возбуждения человек может действовать как очень расчетливо и разумно, так и поступать очень нелогично и глупо. Как правило, большая эмоциональность приводит к снижению рациональности: эмоциональным людям присущи скорее спонтанные, неожиданные, эмоциональные реакции, нежели последовательность и следование плану. Однако у людей высокого уровня развития высокая эмоциональность прекрасно уживается с рациональностью.

Эмоциональный альтруизм, на мой взгляд, может иметь два типа проявления в зависимости от ситуационных особенностей: пассивную и активную. Пассивное проявление ограничивается проявлением эмоций, за которыми не следуют никакие активные действия. Например, если такой альтруист наблюдает состояния счастья, испытываемого другим человеком, то его естественной реакцией является безусловная радость за него, что ему сейчас очень хорошо. Если же другой испытывает стресс или волнение из-за пережитой только что ситуации, то такой эмоциональный альтруист станет сопереживающим слушателем, целиком поглощённым и вовлечённым в рассказ настолько, что сможет испытать те же эмоции, что и рассказчик.

Активное сопереживание проявляется в конкретных действиях и выборах, и очень часто такой альтруист не успевает (либо не способен) предсказать последствия своего поступка. Примерами эмоциональных альтруистов можно назвать тех матерей, которые способны слепо следовать прихотям своих детей, часто пользующихся родительской любовью с целью манипуляции. Также сюда можно отнести людей, руководствующихся в своих взаимоотношениях с социумом импульсивностью, на базе чего их модель поведения воспринимается другими как конфликтная, непоследовательная, лишённая разумности и интеллектуальности. Не отдавая отчета своим действиям, они легко совершают безответственные поступки, последствия которых могут осознать (в лучшем случае) лишь спустя какое-то время при проведении анализа. Если пассивное проявление эмоциональности не несёт негативных последствий для получателей такой помощи, то в случае с активным проявлением они вполне могут иметь место. К эмоциональным альтруистам я бы отнесла личностей экстравертного типа.

«Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью вносить суматоху и шум любого рода (а в действительности находить в этом удовольствие), способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения» (ПТ, пар. 9.2).» [6]

Из этого определения можно сделать вывод, что истинная природа альтруизма экстраверта отчасти кроется в его высокоэнергетическом потенциале, который он стремится израсходовать путем направленности своих внутренних переживаний вовне. Такая «помощь» иногда носит навязчивый характер, она скорее является поводом для активного общения, взаимодействия с объектом помощи и нередко даже вносит деструкцию в отношения с другим человеком (в случае нежелания подобного взаимодействия последним).

Альтруизм, ограниченный рамками определённой группы, получил название парохиального(«приходского», «местнического») альтруизма (parochial altruism). Известно, что мы неосознанно делим людей на «своих» и «чужих», и это отражается на нашем альтруистическом поведении. Одной группе людей («своим» — людям, схожим с нами в привычках, наклонностях, манере одеваться, социальном статусе и т.п.) мы более склонны оказывать помощь, чем другой группе — «чужим» людям. Поскольку сходство рождает симпатию, а симпатия желание помочь, мы более склонны помогать тем, кто похож на нас. И речь тут идёт и о внешнем, и о внутреннем сходстве. Название связано с типологией политических культур, разработанной американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербе. Они выделили три типа культур: приходская, зависимая и культура участия. Приходской альтруизм является частью приходской культуры. Показано, что поддержка «своих» и ненависть к «чужим», связанные с принадлежностью к определенным религиозным общинам, наблюдаются в разных человеческих культурах. Склонность к приходскому альтруизму значимо связана с частотой посещения церквей и общин. Из шести изученных конфессий сильнее всего этот эффект проявился у прихожан Русской православной церкви[2].

При острой межгрупповой вражде помощь «своим» и агрессия по отношению к «чужим» в равной мере идут на пользу группе. В человеческих обществах альтруистические действия парохиального типа, как правило, высоко ценятся, считаются высокоморальными, героическими, патриотическими и т. п. Люди, склонные к такому поведению, особо востребованы во время войн и конфликтов. Их почитают как героев, сочетающих самоотверженность, искреннюю преданность братьям по оружию и ненависть к врагам[2].

Альтруизм из симпатии и сочувствия. Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность —филантропией. Кроме доброй воли и сострадания, альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Альтернативный альтруизм предполагает, что субъект, игнорируя собственные интересы, помогает другому, но особым образом: нанося ущерб его соперникам, ущемляя их интересы. Защита родины, борьба с терроризмом, преступностью, самоотверженная защита другого человека от чужой нефизической и физической агрессии и т. п. – примеры такой деятельности. Здесь тоже работает установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних, однако в число этих жертв включается не только сам субъект, но и другие, отличающиеся от ближних и противостоящие им. Для таких случаев психолог А. Н. Поддьяков вводит термин «альтернативный альтруизм» (альтер-альтруизм)[7]. Альтер-альтруизм – человечность по отношению к одним за счёт бесчеловечности по отношению к другим. Он имеет отношение к экономике и социальной политике распределения ограниченных общественных благ, оказания материальной или финансовой помощи одним группам населения за счёт интересов других. А. Н. Поддьяков выделяет два типа альтер-альтруизма:

  • помощь «своим» с нанесением ущерба «чужим». Это прежде всего агрессия, связанная с защитой «своих». Это и парохиальный альтруизм, о котором говорилось выше;
  • вынужденная дифференциация «своих»: помощь одним за счет других. Это осознанное принесение в жертву интересов части группы вследствие драматической ограниченности ресурсов.

Это все случаи, когда помощь оказывается одному человеку или группе, снижая при этом шансы на выживание другого или других (спасение одних, жертвуя другими). Такие ситуации часто имели место у матерей во время блокады Ленинграда: они решали, кого из своих детей спасать от голода, ибо отдавая свой паёк всем, не спасёшь ни одного. Та же ситуация может иметь место на тонущем корабле и т. п.

Моральный (нормативный) альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью. Действия для соблюдения обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Проблема с точностью определения морального альтруизма, в частности, отнесения его к категории альтруизма без примеси эгоизма, заключается в субъективизме рассмотрения самого понятия совесть. Кто знает, каков источник «скрытого голоса совести», идёт он с высокоинтуитивных уровней сознания личности или является источником низкоэмоциональных (эгоистичных) проявлений, вклинивающихся в процесс принятия решения?!

Трансфинитный альтруизм (трансфинитный — от лат. trans – за и finis – конец; бесконечный, безграничный, находящийся за пределами конечного) − это высший, духовный вид альтруистического поведения; он подлинно гуманен и экологичен. Психолог В.Р. Дорожкин поясняет, что этот вид альтруизма напрямую не связан с культурными и ценностными нормами конкретного времени, он имеет непреходящую ценность, его ориентирами выступают базовые общечеловеческие нормы, и он характеризуется высшей степенью любви в каждом своем акте. Трансфинитное альтруистическое поведение, являющееся высшим, духовным уровнем развития альтруизма и состоящее в самотрансценденции себя в мир, при котором личность переживает себя и мир как части единого целого, передаёт миру внутреннюю любовь и наполненность. Данный вид поведения всегда имеет гуманистическую направленность и высокую степень нравственности. Охарактеризовать альтруистическое поведение как трансфинитное возможно при выполнении ряда условий, к которым относятся: а) соотнесение альтруизма с общечеловеческими нормами гуманизма; б) обнаружение специфических альтруистических эмоций, которые доставляют духовное удовольствие субъекту альтруистического поведения[8].

Высокоинтеллектуальный Альтруизм лишён всякого эгоизма. Автор ииссиидиологии, выделивший этот тип альтруизма[9], поясняет, что на первоначальном этапе искоренения эгоизма и подключения к своим выборам высокоинтеллектуального Альтруизма возникает устремление к служению людям, к бескорыстной помощи им в освоении знаний, к ответственной и крепкой дружбе, к творческому сотрудничеству в каком-то из направлений самосовершенствования или самоактуализации. Когда эгоистичная тенденция к разделению на «людей приятных» и «остальных людей», а также на «людей вообще» и «всё остальное» исчезнет из самосознания, человек станет осознанно и по-настоящему служить Всему. Постепенно эгоистичные мотивации сменятся на новые, менее «материальные» и «выгодные», и станут более совершенными и альтруистичными по отношению ко всем существам окружающей действительности.

Высокоинтеллектуальный Альтруизм выражается в информационной мотивации и аналитической трансформации имеющегося опыта в каждое из принимаемых решений. Примерами активности такого вида альтруизма может являться образ человека, моделирующего и выстраивающего в качестве своей главной цели идеи радикального повышения благосостояния социума. Такая личность имеет высокую потребность и неисчерпаемое желание постоянно привносить свой индивидуальный вклад во что-то полезное для общества и делать всё для искоренения в нём недостатков; старается наполнять окружающий мир только позитивными психическими реакциями и интеллектуальными решениями, что формирует и поддерживает в ней мощную убеждённость в правильности своих поступков. А чтобы достичь этих состояний, необходимо избавляться от негативных реакций и эгоизма, постоянно направлять свою интеллектуально-альтруистичную деятельность на безусловную пользу остальным людям, даже независимо от того, как они реагируют на ваше искреннее желание помочь им, понимают ли они вас, благодарят, уважают и, вообще, принимают ли они вас всерьёз.

Интеллектуальный альтруизм основывается не на досужих рассуждениях «о высоких материях» и надуманных честолюбивых играх в «гуманность», «благотворительность» и «добродетельность», а на том, что иначе жить и поступать личность уже просто не в состоянии, даже если бы ей и запретили реализовываться в этом под угрозой смерти.

3. Альтернатива ныне существующим видам альтруизма

Много рассуждая сама с собой о различных видах проявления альтруизма, я пришла к выводу о том, что всё их многообразие обусловлено наличием различной степени эгоистичности в представлениях людей, субъективно подходящих к интерпретации самого этого понятия. Чем больше эгоизма отражается в представлениях человека, тем большей степенью эгоизма будет окрашен совершаемый им альтруистичный поступок, хотя обычно человек о себе лучшего мнения и готов заметить скорее чужой эгоизм, нежели свой собственный.

Мощный технический прогресс начал очень сильно и негативно сказываться на сознании людей: при обильном потоке информации люди становятся всё более ограниченными, поверхностными, циничными и агрессивными. Интеллект без параллельного культивирования альтруизма может завести человечество в эволюционный тупик, из которого будет очень сложно выйти. Примером развития в этом направлении могут послужить разработанные сейчас проекты по глобальной чипизации человечества (вживление в биологическую форму микрочипов), роботизации, компьютеризации и пр. В итоге, для личности, всё более углубляющейся лишь в рационализм и интеллектуальность, и отвергающей проявления чувственных аспектов, со временем становится очень трудно совершить поступок, мотивацией для которого послужили бы, например, самопожертвенность, сочувствие и милосердие.

С другой стороны поступки человека, совершаемые им в отношении других людей без подключения разумности и интеллекта, приводят к однобокости ситуативного восприятия или его искажению им самим. Взять, например, проявление того же сочувствия. С субъективной точки зрения оно позитивно по своей сути, но тем не менее его можно отнести к эгоистичному акту, поскольку сопереживающий, увлекаясь собственными переживаниями, не задумывается о возможном вреде, который он таким своим благовидным поступком причиняет другому человеку. Да, в этот момент он позитивен, он сострадает и сопереживает.

Однако последствия такого сопереживания, лишённого разумного подхода, могут стать ещё более трагичными для другого человека. На мой взгляд, высокоинтеллектуальный Альтруизм как раз и заключается в том, чтобы не навредить другому своим «добром», пассивно сопереживая и резонируя с его тягостными состояниями (и тем самым лишь заслуживая для себя его доброе расположение), а наоборот, помочь ему увидеть причину собственных бед и несчастий с помощью «нужных» слов и поступков, способных глубоко «встряхнуть» его сознание. Необходимо постараться привнести в проявление своего сострадания зерно разумности и суметь донести его до другого, — в этом и заключается высокоинтеллектуальная Альтруистичность.

Значит, получается, что любой из ныне существующих типов альтруизма представляет собой либо чувственно-интуитивный аспект, либо интеллектуально-рациональный и поэтому не может считаться истинным и приемлемым в восприятии большинства людей, поскольку «сторонники» этих диаметральностей в большинстве своём категорично воспринимают позицию друг друга. А что если соединить эти два аспекта, развивая в себе поочерёдно и интеллект, и высокую чувственность? Автор такого знания, как ииссиидиология, как раз, и предлагает этот вариант, считая его наиболее гармоничным и приемлемым. Он пишет о том, что для развития в себе высокоинтеллектуального Альтруизма нужно избавляться от эгоизма, а также осознанно и целенаправленно работать над собой, постепенно взращивая в себе такие качества, как ответственность, честность, открытость и т.п.

Примером конечной цели такой личности, согласно Орису О.В., является всякая деятельность, направленная во благо достижения максимальной пользы для нашего общества и государства. Это осуществимо посредством всестороннего развития интеллектуальности (что предполагает непрерывное изучение новейшей информации высокого интеллектуального уровня) при обязательном сочетании с подлинной (лишённой эгоизма) альтруистичностью, «включающей» ориентацию на самые высокоэмоциональные чувства и мысли. Осознанно выбирая жизненный ориентир и реализуя высокоинтеллектуальный Альтруизм, опирающийся на надёжный фундамент более достоверных и качественных знаний, такая личность своей активной творческой деятельностью способна преодолевать застойные кризисные тенденции в обществе, дипломатически достигать мудрых и удовлетворяющих все заинтересованные стороны интересов и консенсусов, базирующихся на понимании лишь позитивных принципов взаимоотношений. Полная ответственность за свои поступки и контроль любых проявлений личностного эгоизма, позволяет ей всецелостно фокусироваться на общественном служении. Постоянная осознанная работа по отслеживанию, распознаванию внутренних взаимосвязей происходящих событий, интуитивное предвидение их возможных причин, позволяет ей достичь персональной ответственности за каждый свой выбор.

Человеку, активно стремящемуся к самосовершенствованию, будет особо интересен именно высокоинтеллектуальный Альтруизм. Гармоничное развитие в себе альтруистических и интеллектуальных тенденций видится мне наиболее логически обоснованным и оптимальным. К тому же, ни один автор из числа тех, кто посвятил свои труды описанию проблематики альтруизма в обществе, кроме автора ииссиидиологии, так глубоко не проникает в суть возникновения человеческого эгоизма (а также негативизмов в целом) и не предлагает конкретных мотиваций и методов культивирования альтруизма.

На мой взгляд, в условиях развития современного общества люди мало информированы о необходимости культивирования альтруизма. Полагание на самостоятельное развитие морали и нравственности такого общества — процесс довольно длительный. Я убеждена, чтобы действительно что-то изменить в окружающем мире, начинать нужно с самого себя, «заражая» собственным примером других людей.

ayfaar.ru

Что такое альтруизм. Нужно ли быть альтруистом

Альтруизм – стиль жизни, направленный на служение людям. Об этом можно говорить как о черте характера, направленности личности, жизненной философии. Чаще всего его сравнивают с эгоизмом и рассматривают как противоположность последнего и  желаемый стиль поведения. Но так ли это? Нужно ли быть альтруистом? Или же это так же плохо, как нездоровый эгоизм? Давайте разберемся.

Что такое альтруизм

«Будь альтруистом, уважай эгоизм других», – Станислав Ежи Лец.

Альтруизм – это готовность прийти на помощь, выслушать, понять другого человека и даже просто умение признать и принять чужое мнение и интересы. Сам термин ввел социолог О. Конт. И в самой первой трактовке из уст «отца» смысл альтруизма звучал так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».

К настоящему времени эту трактовку сильно извратили и приравняли к самопожертвованию, что уже ничего не имеет общего с альтруизмом:

  • Альтруизм – поведение, полезное в отношении других людей, но причиняющее вред или наносящее ущерб самому альтруисту.
  • Это бескорыстная деятельность, активность в отношении создания блага для других людей.
  • Альтруизм тождествен самоотверженности – так чаще всего говорят теперь.

Однако если человек делает добро другим, нанося вред себе, то это нездоровое состояние. Речь идет о какой-то душевной проблеме, возможно, неврозе или разрушающем жизнь сценарии. Конечно, в отношениях мы можем пожертвовать чем-то, иногда идти на уступки и компромиссы, но при условии, что это не превращается в самоуничтожение и самоунижение.

Современный альтруизм – это волонтерство, благотворительность, наставничество. К обязательным характеристикам альтруизма относится:

  • ответственность;
  • бескорыстие;
  • свобода и осознанность выбора;
  • чувство удовлетворения и самореализации.

Теории альтруизма

Биолого-социальная

Существует теория, согласно которой в нас заложены гены альтруизма, но включается этот механизм только в отношении близких людей (дети, родители, супруги, друзья и любимые). Если же альтруистическое поведение используется слишком часто, нанося вред человеку, то плавно эта врожденная способность вытесняется совсем. Оптимальный вариант альтруизма – применение его в отношении таких же близких альтруистов.

Существует и другая теория. Еще недавно считалось, что альтруизм – исключительно результат воспитания, социального научения. Но уже сегодня, хотя этот фактор и учитывают, биологическим детерминантам отводится главенствующая роль. К слову, врожденный альтруизм – один из элементов, объединяющих нас с животными. Но некоторые отличия существуют:

  • у животных альтруизм обусловлен исключительно биологией и инстинктами;
  • человек способен к осознанному, наделенному ценностями и культурным значением, альтруизму;
  • человеческий альтруизм всегда мотивирован чем-то, не обязательно инстинктом выживания.

Несмотря на то, что установлен факт врожденной склонности к альтруизму, не определены четкие возможности и сила этой природной особенности. Альтруизм способствует сохранению человеческого вида в широком смысле. Защита близких людей – это вариант продолжения рода и сохранения своих генов. Хоть и не всегда этот подтекст осознается.

Однако отсюда вытекает новое противоречие: альтруизм ли это, если человек старается сохранить свои гены и продолжить свой род? Не о здоровом ли эгоизме идет речь? А если да, то так ли противоположны эгоизм и альтруизм? Пока эти вопросы без ответа.

Социальная

Согласно другой теории, в основе альтруизма всегда лежит ожидание (осознанное или бессознательное) ответной благодарности. Вознаграждение может принимать любую форму и вид, но получить его хочется всем. В контексте этого быть альтруистом мы подсознательно хотим в отношении тех, в ком видим потенциал «отдать сполна».

Тогда снова назревает вопрос: не эгоизм ли это? Можно ли помогать людям на самом деле жертвуя собой или же все это формы эгоизма, который хочет, чтобы мы почувствовали себя важными, значимыми, добрыми, в конце концов, прослыли альтруистами? Думаю, ответ находится на стыке позиций: альтруизм и правда продолжение эгоизма, а точнее их можно сравнить с «инь и янь».

Важен баланс эгоизма и альтруизма. Что это значит? Здоровый эгоизм обеспечивает нам безопасность и сохранность нашего «Я», но альтруизм позволяет нам налаживать отношения с другими людьми и удовлетворять стремлении «быть с кем-то». Мы социальные существа, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужно быть собой в обществе других людей. Для этого и нужен баланс в моделях поведения.

Причины и структура альтруизма

Личное и общественное

Как результат научения альтруизм развивается:

  • после искреннего раскаяния человека в чем-либо;
  • из-за перенесенной травмы или потери;
  • при выраженном ощущении несправедливости этого мира в широком смысле.

Альтруизм состоит из человеколюбия, сострадания и развитого чувство справедливости. Без этого комплекса невозможно проявлять альтруизм, притом ни здоровый, ни болезненный. Эмпатия – еще один немаловажный элемент. Без развитой способности чувствовать эмоции и настроения других людей об альтруизме не может идти и речи.

Именно альтруизм позволяет уживаться нам с людьми, строить гармоничные близкие отношения, выполнять свои обязанности. Альтруист делает добро, потому что это его внутренняя потребность и убежденность, что его оппонент сделал бы так же.

Чем опасен альтруизм

Альтруизм лишает личность самой себя. Большее думание о других, чем о себе или думание о других в ущерб себе заставляет человека по сути отрекаться от себя и признавать превосходство другого. Но это лишь одна опасность.

Вторая опасность – тот, в чью сторону направлен альтруизм, начинает чувствовать себя богом и постепенно погрязает в эгоизме. Таким образом, альтруизм опасен двумя вещами:

  • потеря личности, самости, «Я» альтруиста;
  • искажение образа «Я» у того, в чью сторону направлен альтруизм.

Если рассматривать альтруизм, граничащий с гиперопекой, например, материнской, то для объекта альтруизма это опасно еще и выученной беспомощностью, зависимостью.

Нужно ли быть альтруистом

Таким образом, альтруизм полезен и нужен, но в меру и при условии ответных реакций. Слепое и чрезмерное самопожертвование вредит как тому, кто отдает, так и тому, кто принимает. Одного он лишает личности, а другого самостоятельности и адекватной социализации в мире.

Не стоит стремиться стать альтруистом. Нужно участвовать в том, что взаимно и обоюдно. В том, где польза для себя сочетается с пользой для других. Любовь, общение, творчество не могут быть односторонним процессом. А это основные процессы, в которых участвует человек.

Рассматривая основные концепции альтруизма, психологи так и не могут однозначно охарактеризовать его. Все зависит от истинных мотивов человека (осознаваемых и неосознаваемых), а также от последствий альтруистической деятельности:

  • Если мотивы (потребности) не высшие, то полезность такого альтруизма вызывает сомнения.
  • Если человек страдает от своего же альтруизма, то это болезненная форма поведения.

Здоровый альтруизм – элемент зрелой личности, способ удовлетворения высших потребностей в самореализации и самоактуализации. Но альтруизм никогда не должен быть результатом нарушенного инстинкта самосохранения или действий по указке, а также средством в достижении иных целей, например, получения власти, зависимости со стороны подопечного.

psychologist.tips

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *