Вербальные коммуникации: Станишевская Ж. Вербальная коммуникация как объект исследования в процессе психотерапии

Вербальная коммуникации

Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 000. слов или более 3000 слов в час.

Основные функции речи:

  • Индивидуально-звуковые функции, включают в себя мировоззренческую функцию – заключается в зависимости мировоззрения от родного языка; поэтическую (эстетическую) функцию – реализуется в художественно-литературном творчестве.

  • Социально-языковые функции. Сюда входят: социально – мнемическая функция – сохранение культурно-исторического опыта в значениях слов; этнообразующая функция – язык является основой этнического самосознания; номинативная функция – язык выступает в качестве источника наименований географических пунктов, предметов, явлений и т.

    п.; функция основания искусственных языков – все искусственные языки вводятся в оборот посредством естественных языков.

  • Индивидуально-речевые функции включают в себя мыслительную функцию – язык является орудием мышления, а мыслительные процессы часто осуществляются в виде внутренней речи; эмотивная функция – выражение чувств и воли; культурно – нормативная – присуща только литературному языку, степень владения литературным языком – показатель культурного уровня человека.

  • Социально-речевые функции включают регулятивную функцию – 8руппние слова на физиологические и психологические процессы; контактная функция обеспечивает установление и поддержание контакта между людьми.

На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают такие характеристики речевого высказывания, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия (Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М., 2001).

Денотация значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова. Например, слово «лиса» обозначает род млекопитающих семейства псовых. Однако, для работников пушной промышленности, фермера или охотника оно может ассоциироваться с товаром или экспонатом личной коллекции; для большинства говорящих на русском языке – с хитростью, изворотливостью.

Коннотация вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе. Поскольку слова могут вызывать сильную эмоциональную реакцию, часто говорят, что они имеют негативную или позитивную коннотацию (коннотация слов «труп», «Дед Мороз»).

Полисемия

наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения. В русском языке примерами таких слов являются «лук» (продукт питания и оружие), корень (часть растения, часть слова).

Синонимияиспользование разных слов и фраз для сообщения сходной информации. «Ты опоздал», можно передать с помощью выражений «ты пришёл поздно» и «ты не пришёл вовремя».

Н.П. Ерастов описал нормы вербального общения, исторически сложившиеся правила построения речевого общения (Ерастов Н.П., 1979). Их классификация включает четыре основные группы.

1) Грамматические нормы речевого общения – требования к речи, обусловленные законами языка и правилами сочетания слов в предложении.

2) Логические нормы речевого общения – правила организации речи, обусловленные требованиями точного выражения мысли. К ним относят определенность, достоверность, последовательность, непротиворечивость, доказательность.

Под определенностью понимается выбор таких лексико – синтаксических средств, которые позволили бы партнерам общения в конкретной обстановке однозначно установить предметы мысли и связи между ними.

Различается фразовая и тематическая (или текстовая) определенность. Фразовая определенность предполагает такое построение отдельной фразы, при котором для данного слушателя оказались бы четко обозначены как предметы мысли, так и связи между ними. На уровне связного текста тематическая определенность выступает как соответствие текста теме и идее выступления.

Достоверностьэто меры истинности высказывания. Целый ряд вводных слов в русском языке служит именно этой цели: наверное, вероятно, очевидно. Используя эти слова, мы сообщаем собеседнику о том, что наша информация имеет высокую степень истинности (в случае употребления слова «разумеется») или с равной степенью вероятности может оказаться как истинной, так и ложной (при использовании слова «вероятно»).

Последовательность подразумевает соблюдение единого принципа связи мысли в ходе рассуждения. Выражается в четкой структурной организованности речи и достигается построением плана высказывания с использованием одного из следующих принципов: дедукции, индукции, соблюдение причинно-следственных связей и др.

Непротиворечивостьсохранение в последующем тексте ранее высказанных утверждений или отрицаний

.

Доказательностьэто приведение необходимых и достаточных оснований для выводов в процессе речевого общения. По структуре наша речь обычно бывает доказательством или опровержением. В доказательстве должны присутствовать тезис и аргументы, в опровержении – антитезис и контраргументы. При отсутствии доказательности речь оценивается как догматическая или бездоказательная.

3) Психологические нормы речевого общения – требования к подбору слов и синтаксических конструкций, обусловленные психологическими особенностями партнеров по общению. К ним относят доступность, содержательность, действенность.

Существует 3 вида доступности речи: перцептивная, мнемическая и когнитивная.

Перцептивная доступность (разборчивость): оптимальная громкость, темп речи, дикция.

Мнемическая доступность (память наших собеседников) – требования к количеству слов в фразе, к использовании в речи оборотов и вводных предложений. Собеседник должен быть способен воспринять, запомнить всю фразу целиком.

Когнитивная доступность (понятность) –

использование в речи доступных уровню знаний партнера по общению терминов.

Содержательность речи – имеется в виду ее соответствие закономерностям психических состояний собеседников: интерес, внимание и эмоции. Соответственно выделяются 3 вида содержательности речи: увлекательность, привлекательность и эмоциональность.

Действенность это соответствие содержания речи целям и задачам личности. Убедительность речи, достигаемая как вербальными, так и невербальными средствами, также является важным фактором повышения действенности.

4) Эстетические нормы речевого общения – требования к красоте речи, которая может выступать на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях

. Фонетика – красота звучания речи. Лексика – разнообразный набор слов. Синтаксис- разнообразие в построении предложений (деепричастный и причастный обороты).

Межличностные коммуникации

Смотреть мастер-класс по теме

Межличностные коммуникации делятся на две группы: вербальные и невербальные. В то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной, невербальная – более древняя.

Вербальная коммуникация при личном контакте не всегда есть, а вот невербальная присутствует в любом случае.

Невербальные коммуникации условно можно отнести к группам: паралингвистические средства, язык тела и украшения, одежда.

Невербальные коммуникации

Такая невербальная коммуникация, как язык тела расскажет всё о Ваших намерениях, чувствах и эмоциях. Но значение позы, положения пальцев, рук не всегда можно трактовать однозначно (при этом, что тело человека очень подвижно и пластично), большую роль играет контекст. Но ученые выделяют ряд типичных поз, которые носят определенный характер, зависящий от культуры.

У людей семиотическая интерпретация поз не является врожденной, она приобретается с накопленными знаниями и опытом при общении с людьми.

Невербальный язык тела

Язык тела состоит из пяти элементов: жесты, положение тела, мимика, проксемика, тактильная коммуникация.

Жесты являются способом знакового использования рук. Мы можем махать рукой, прощаясь с собеседником, показывать размер того или иного предмета в дискуссии и пр. Людям необходимо использовать жесты, потому что зачастую возникают ситуации, когда другие коммуникации маловыразительны или совсем недоступны. Исключением здесь служит лишь язык глухонемых. Он является не дополнительным, а основным языком для слабослышащих людей.

Способ держать себя – положение тела. В семиотике нашего тела многое опирается на природные инстинкты. Если человек находится в расслабленном положении, значит, он доверяет собеседнику, в стрессовой же ситуации тело человека будет напряжено. Следует помнить о том, что семиотика тела играет важную роль в том, какое впечатление Вы произведете на человека впервые. Ведь при первом взгляде на Вас человек может оценить Вас именно по способу себя держать.

Мимика является способом использования выражения лица. Основную роль тут играют глаза, не зря же говорят, что глаза – зеркало души. Рот тоже является значимым инструментом мимики, мы можем улыбаться широкой и открытой улыбкой, а можем вовсе не улыбаться. Знаковые функции присуще деталям лица, например брови, могут быть приподняты в приветствии, удивлении, страхе. Говорят, что по лицу, можно даже получить информацию о характере человека. В Китае принято делить лицо на три зоны, которые отражают жизненный путь человека. О состоянии духа и тела можно судить по форме лба и цвету его кожи, а вот уравновешенность характера отражают правильные формы нижней зоны лица.

Четвертый элемент языка тела – проксемика, то есть способ использовать пространство. Любой Ваш собеседник, так или иначе, находится на каком-либо расстоянии от Вас. Расстояние это зависит от пола, от возраста, от степени знакомства или родства. Незнакомых людей принято держать на расстоянии.

Пятым элементом языка тела принято считать тактильную коммуникацию, то есть любые прикосновения, похлопывания и пр. То, какие тактильные элементы используют люди по отношению друг к другу, говорит много об их отношениях и статусе.

Вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация является оптимальным способом передачи мысли. Не многие знают, что именно вербальная коммуникация наиболее исследована по сравнению с другими человеческими коммуникациями. Ведь сообщение, которое создано в любой знаковой системе можно с легкостью «перевести» в вербальную систему.

Слова воздействуют на человека. Это воздействие обусловлено взаимодействием знания и слова. Знания же у человека основаны на опыте.

Формы человеческого знания

Существуют две основные формы человеческого знания: осознанное знание и неосознанное знание.

Осознанное знание, в свою очередь, делится на типы:

  • невербальное знание (образное, двигательное),
  • рациональное,
  • вербальное знание (слова и их значения),
  • чувственно-эмоциональное (эмоции, впечатления),
  • опытно-эмпирическое.

Так как знание имеет разные формы, то слова на личность человека будут иметь неодинаковые способы воздействия. Всем известно, что наши слова могут влиять на подсознание, и соответственно, обуславливать наши действия. Помимо подсознания, слова влияют и на эмоции, чувства. Но самое сильное воздействие слово имеет на наш разум, интеллект, сознание.

Словарный запас человека

Воздействие слов на личность возможно благодаря взаимодействию опыта человека и смысла воспринимаемого слова. У каждого человека есть свой словарный запас, то есть большое количество групп слов, которые находятся в памяти. Благодаря словарному запасу человек может принимать участие в коммуникации. Ученые установили, что словарный запас среднего носителя языка составляет около 104-105 слов. Существуют предположения, что наш словарный запас находится в памяти в виде особых, сложных структур.

Многоярусной структурой обладает речевая сторона коммуникации, при этом выступая в разнообразных стилистических разновидностях. Например, разные жанры, стили, диалекты и социолекты, литературный и разговорный язык.

В реализации коммуникативного акта участвуют не только все речевые характеристики, но и другие компоненты. При общении с людьми мы, исходя из условий общения, подбираем нужные в этот момент средства речевой и неречевой коммуникации. Это – социально значимый выбор.

Человеческий язык обеспечивает речевую коммуникацию. Речь является частью коммуникационного акта и имеет ряд характерных свойств.

Свойства речи:

  • с помощью речи формируется Ваша общественная роль;
  • с помощью речи осуществляется Ваше общее признание;
  • речь – часть не только коммуникативной культуры, но и культуры вообще;
  • социальные значения создаются именно в речевой коммуникации.

Слова – это не просто символы, знаки, которые что-то означают, при помощи слов мы создаем огромные системы идей, мифов, верований, характерных определенной культуре.

Смотреть мастер-класс по теме

Типы вербального общения

Что такое общение?

Общение — это передача сообщений между двумя или более людьми. Люди — социальные существа, поэтому мы постоянно общаемся и делимся идеями и информацией с другими людьми. Этот процесс включает в себя шесть основных элементов для эффективного общения. Это отправитель, сообщение, средство передачи, кодирования и получатель, средство передачи и декодирования. Хотя это может показаться простым процессом, он требует тщательных усилий со стороны отправителя и получателя, чтобы предполагаемое сообщение было успешно отправлено или получено.

Какие существуют виды связи?

Люди используют не только один способ общения. Они используют различные методы, с помощью которых происходит общение. Существует три широких типа общения.

  1. Вербальное общение: В этом типе общения слова используются для передачи идей или информации. Это может быть сделано в форме вербального взаимодействия или посредством письменных или текстовых сообщений, таких как письма, электронная почта, телеграммы, SMS и другие современные способы передачи.
  2. Невербальная коммуникация: Этот тип коммуникации осуществляется с помощью средств, отличных от слов. Невербальное общение включает в себя язык тела и жесты, такие как зрительный контакт, кивание, жесты рук, поза и т. д. для передачи любого сообщения.
  3. Визуальная коммуникация: Это еще один тип коммуникации, использующий визуальную графику для передачи желаемого сообщения. Например, изображения, презентации, инфографика и т. д. используются для передачи информации.
Вербальная коммуникация и ее виды

Как упоминалось выше, вербальная коммуникация – это способ отправки и получения информации с использованием слов в качестве способа передачи. Это можно сделать, участвуя в устных беседах или отправляя письменные сообщения. Например, Джеральд хотел сообщить своему боссу, что он возьмет выходной на работе, так как у него назначен визит к врачу. Он решил отправить сообщение по электронной почте, так как это будет считаться более профессиональным, чем позвонить по этому поводу.

Способы вербального общения также можно разделить на несколько видов:

  • Внутриличностное общение
  • Межличностное общение
  • Общение в малых группах
  • Связь с общественностью
  • Средства массовой информации
Внутриличностное общение

Внутриличностное общение — это не что иное, как внутренний диалог, в который обычно вовлечены люди. Этот тип общения имеет место, когда человек разговаривает сам с собой. Здесь общение происходит внутри мозга. Люди обычно взаимодействуют сами с собой во многих случаях, например, при обработке расплывчатой ​​информации, достижении ясности в отношении чего-либо, преодолении подавляющих эмоций, грезах наяву и т. д.

Например, у Кэти всегда есть привычка все обсуждать с собой, прежде чем принимать какие-либо важные решения. Она чувствует, что разговор с самой собой помогает ей эффективно справиться с любым замешательством.

Межличностное общение

Этот тип общения также называется диадным общением и происходит между двумя или более людьми. Этот метод включает в себя различные аспекты общения, такие как слушание, говорение и ответы с помощью слов, а также различные подтверждения нелексических наполнителей, таких как «ага», «хм», некоторые жесты головы и рук и т. д.

Общение в небольшой группе

Это тип взаимодействия, которое происходит в небольшой группе между тремя или более людьми. Такая группа будет включать взаимодействие по определенной теме или общепризнанным целям. Некоторыми примерами общения в малых группах являются собрания совета директоров, групповые обсуждения и т. д. Все члены группы единодушно обсуждают и делают выводы.

Связь с общественностью

В этом сообщении один динамик передает информацию большой группе людей. Это происходит в обстановке, когда собирается большая группа людей, чтобы получить информацию от говорящего. Некоторые примеры этого типа коммуникации включают предвыборные кампании, публичные выступления и т. д., когда информация передается из одного общего источника сотням людей.

Массовая коммуникация

Массовая коммуникация имеет место, когда небольшая группа людей передает информацию большому количеству различных групп населения, используя эксклюзивное средство коммуникации. Этот тип связи использует особый вид среды, который облегчил бы доступ информации к подавляющему большинству людей. Некоторыми примерами массовой коммуникации являются газеты, радио, телевидение, плакаты и т. д. В последнее время социальные сети захватили мир штурмом и очень эффективно передают идеи и информацию по всему миру за считанные секунды.

Как выступать с хорошими публичными речами

При выступлении с речами можно применять некоторые стратегии зацепок, чтобы произносить яркие презентации и речи.

  • Начальная часть речи производит непосредственное впечатление на аудиторию. Очень важно начать речь так, чтобы аудитория с нетерпением ждала, что мы собираемся сказать дальше. Выступление можно начать с вопроса, диалога, шутки или факта.
  • Сохраняйте расслабленную и прямую осанку, так как это свидетельствует об уверенности в себе.
  • Во время разговора необходимо использовать жесты рук, так как это делает речь более понятной.
  • Говорите коротко и четко, так как длинные затянутые речи заставляют людей терять интерес и внимание.
  • Поддержание зрительного контакта является обязательным, так как это помогает установить контакт с аудиторией.
  • Вокальные интонации и использование соответствующих голосовых модуляций могут сделать речь эффектной.
  • Все вышеупомянутые предложения окажутся бесплодными без практики. Как бы ни был уверен человек; речь без практики подобна ходьбе по яичной скорлупе и ожиданию, что она не разобьется.
Как начать разговор?

Во многих ситуациях мы оказываемся в ситуации, когда нам нужно с кем-то начать разговор; будь то коллега, начальник или кто-то, кого мы встречаем на вечеринке. Вот несколько простых, но эффективных способов начать разговор:

  • Первым шагом к началу любого разговора является приветствие другого человека. В зависимости от характера ситуации оно может чередоваться между «привет», «привет», «что с тобой?»
  • Некоторые из тех, кто успешно начал беседу, обсуждают или задают вопросы о погоде, спорте, последних обновлениях новостей, мероприятии, на котором они встречаются, и т. д.
  • Сделать комплимент — еще один отличный способ начать разговор. Это мгновенно дает место для деталей о комплименте, и это придаст разговору хороший ход.
  • Попробуйте найти точки соприкосновения. Спросите о другом человеке, и что-то может мгновенно щелкнуть, и это поможет продолжить разговор.
  • Спросите мнение. «Привет, как тебе мероприятие?». Это сделало бы вещи скорее удобными, чем неловкими.
Каковы преимущества и недостатки устного общения?
Преимущества:
  • Самый удобный способ передачи информации.
  • Помогает четко и точно передавать сообщения.
  • Это самое конфиденциальное средство взаимодействия.
  • Устное общение облегчает понимание.
  • Мгновенная обратная связь может быть получена.
Недостатки:
  • Устное общение не является доказательством состоявшегося разговора, если оно не записано.
  • Эмоции во время разговора могут исказить предполагаемый смысл сообщения.
  • Вербальная коммуникация может стать длинной и, следовательно, исказить цель разговора.
  • Сообщения, пересылаемые по сети, могут быть неверно истолкованы.
  • В вербальном общении пути назад нет. Все сказано и сделано, и человек должен жить с последствиями сказанных слов.
Стратегии улучшения вербального общения
  • Выслушайте, прежде чем говорить: Одна из основных ошибок, которую мы все совершаем, заключается в том, что мы слушаем, чтобы ответить. Вместо этого цель должна состоять в том, чтобы слушать, чтобы понять. Для эффективного общения важно понимать, что должен сказать отправитель, чтобы предполагаемая информация была успешно получена. Активное слушание включает в себя не только поверхностное восприятие того, что было отправлено, но и просмотр информации со своей обуви и рассмотрение контекстуальных нюансов.
  • Разговор с целью: Эффективное общение происходит, когда за ним стоит цель. Основная цель разговора – передать и получить информацию. Разговор без цели может сделать разговор бессмысленным и неэффективным.
  • Чтение: Чтение — ценная привычка, которую необходимо привить, поскольку она требует концентрации и непредубежденности, чтобы принять повествование автора и сообщение, которое он пытается передать. Это помогает лучше понимать информацию, а также оттачивает способность точно выражать сообщения.
  • Обратите внимание на невербальные сигналы: Различные исследования показывают, что невербальная коммуникация составляет до 50% всего общения. Люди чаще выражают свои истинные намерения с помощью языка тела и жестов, а не словесно. Крайне важно следить за тонкими невербальными сигналами, которые люди посылают во время разговора, чтобы соответствующие ответы могли быть отправлены им обратно.
  • Использование простого языка: Конечной целью любого разговора является обмен и получение идей и сообщений. Поэтому вместо использования слов, которые могут усложнить эффективное понимание сообщения, можно использовать простые слова, поскольку это обеспечит простоту понимания. Также очень важно быть ясным и точным при передаче любого сообщения.
  • Подтверждение: Люди имеют естественную склонность ожидать безраздельного внимания от другого человека, чтобы знать, что их слышат. Поэтому используйте различные подтверждающие жесты, такие как кивание, высказывание вроде «Я вас слышу»; «продолжайте» и т. д. может повысить качество разговора.
  • Настойчивость: Важно вести разговор с уверенностью, а не с пассивностью или агрессией, так как это будет способствовать здоровому общению между сторонами и обеспечит справедливое удовлетворение потребностей всех людей.

Объяснение вербальной коммуникации — The Business Professor, LLC

Содержание

Что такое вербальная коммуникация? письменный язык.

Вербальное общение включает в себя произнесенные слова, а невербальное общение состоит из того, как эти слова произносятся.

Большое значение имеют выражение лица, тон голоса, жесты и язык тела.

Письменное общение также имеет две стороны: вербальную и невербальную.

Язык представляет собой набор символов, цифр, букв или слов со случайными значениями. Они упорядочены по правилам, образующим код.

Используется для разговора друг с другом. Вам нужно уловить контекст и понять значение слов, чтобы читать или говорить правильно.

Вернуться к:  Переговоры и коммуникации

Правила использования слов в языке

При использовании слов соблюдаются три правила:

  • Синтаксические правила : Эти правила определяют порядок слов в предложении.
  • Семантические правила : Эти правила контролируют значение слов и их интерпретацию. Учитывается значение слов или то, что они означают, а не их грамматика, написание, звучание.
  • Контекстные правила 902:00: Эти правила контролируют значение и сочетание текста, касающиеся социальных практик и контекстуальных правил.

Несмотря на все эти правила, может возникнуть пробел в общении или недопонимание, поскольку слова интерпретируются по-разному в разных сообществах.

Но иногда они ограничены определенными факторами, которые мы не можем контролировать. Для составления универсального словаря требуется необходимость дальнейшего объяснения значения слов.

Слова не несут с собой никакого смысла. Люди добавляют им смысл, а само определение время от времени меняется.

Буквы, знаки препинания и цифры являются произвольными символами, которые в соответствии с нашим опытом связывают понятия с предложениями.

Описание слова должно быть обсуждено и определено (через изображения или диалоги), чтобы его могли понять наши слушатели.

Значение слов в общении

Два типа значений, которые имеют слова:

  • Денотативное значение : Это наиболее распространенное значение, которое можно найти в словаре.
  • Коннотативное значение : Это значение не будет найдено в словаре, но может быть получено из слов в соответствии с коммунальными нормами.

Слова могут быть связаны с эмоциями (положительными или отрицательными) и могут быть коллективными или личными, но не универсальными.

Когда два человека говорят на одном языке, но вне культурных границ, поколений и стилей, уловить суть идей становится сложно, поскольку сложная структура мыслей увеличивается в геометрической прогрессии.

Слова играют ключевую роль в окружающей среде и в то же время представляют ее сферы.

Слова могут использоваться для описания идеи или концепции, но маркировка и использование определенного слова для ее описания также упрощает и изменяет концепцию вещи. Общаться легче, когда можно упростить концепции, но в процессе мы теряем точное значение, которое пытаемся выразить через абстракцию.

Чтобы создать и передать ощущение порядка в мире, мы используем язык.

Основываясь на представлениях о физической близости и т.п., мы выбираем группу слов, которые представляют идеи.

Системы классификации используются для навигации по всему миру, но это становится проблематичным, когда мы используем их для поддержки глубоко укоренившихся предположений и предубеждений, которые неактуальны в наши дни.

Из-за наших предубеждений мы можем предположить, что элементы связаны между собой, когда между ними нет никакой связи.

Следовательно, наше мышление ограничено, а понимание реальности нарушено.

Эти предубеждения могут быть видны в других, но наша ответственность как коммуникаторов заключается в том, чтобы опасаться их в себе.

Неосознанные предубеждения будут препятствовать нашему росту, ограничивать наше понимание и способность эффективно общаться.

Относительные предубеждения, связанные со словами

У людей развиваются и проявляются предубеждения в отношении слов, которые они используют, и того, как они используют слова. Некоторые известные примеры включают: 

Клише — Удачное слово или фраза, которые потеряли свое значение из-за чрезмерного использования, называется клише.

Жаргон — Язык, который используется людьми определенной профессии или области, называется жаргоном. Жаргон не предполагает формального образования. Он фокусируется только на языке, который позволяет вам общаться друг с другом.

Сленг — Уже существующие или недавно изобретенные слова, которые заменяют стандартные традиционные слова, добавляя юмористическое, нестандартное, необычное, непослушное и нетрадиционное значение, называются сленгами. Сленг отличается от жаргона, поскольку он используется в неформальных собраниях, а не профессионалами в учреждении.

Сексистские и расистские высказывания .

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *