Цель деловой игры – Цели деловой игры

Цели деловой игры

отражения игры как целого, т. е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий — это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны вдэкватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры — отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечивает фopмиpoвaниe игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.

Порядок проведения деловой игры

Вделовой игре выделяют следующие этапы:

1.Введение в игру

2.Разделение участников на группы

3.Изучение ситуации

4.Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры

5.Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление)

6.Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп

7.Разбор оптимального варианта

8.Общая дискуссия

Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения

Разделение участников на группы: оптимальный размер группы — 3 — 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы

Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).

Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего — управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении

studfile.net

Пятнадцать лучших деловых игр, развивающих умение решать проблемы

Кто-то видит проблему, а кто-то — решение. Деловые игры любят не только HR — это отличный способ изучить методы работы вашей команды (как отдельных участников так и всех вместе) и освоить стратегии, помогающие команде быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к общей цели. В результате управление командой проекта становится в разы проще.

Деловые командные игры могут быть направлены на развитие определенных качеств и умений, в том числе на развитие навыков коммуникации и командной работы, умения адаптироваться или на укрепление способностей к совместному принятию решений. В списке ниже перечислены различные занятия, каждое из которых посвящено тому или иному приоритетному навыку.

Любой процесс решения проблемы начинается с ее выявления. Когда проблема обнаружена, команда должна оценить возможные направления действий, а затем выбрать наилучший способ решения. Для этого требуется глубокое понимание своей команды и ее сильных сторон. Цель упражнений на решение проблем заключается в выявлении этих сильных сторон и в формировании навыков и стратегий, помогающих решить самые сложные проблемы, а заодно и в том, чтобы развлечься вместе с сослуживцами!

Ниже приводится модель, иллюстрирующая процесс решения проблемы.

Классические деловые игры, развивающие навыки решения проблем

 . 

1. Тонущий корабль

Развивает умение адаптироваться.

Необходимый инвентарь: веревка, одеяло или клейкая лента, чтобы обозначить место на полу.

Правила игры. Отметьте с помощью веревки (одеяла, клейкой ленты) ограниченный участок на полу, и пусть ваша команда на него встанет. Постепенно сокращайте это пространство в течение 10-15 минут, а участники пусть ищут способ удержать друг друга внутри и не «вывалиться за борт».

  . 

2. Башня из спагетти и зефира

Развивает навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: по 20 штук сырых спагетти, одному мотку клейкой ленты, метровому куску веревки и одному зефиру на каждую команду.

Правила игры. Ваша цель — построить самую высокую башню, способную стоять самостоятельно, опередив команды соперников. Если хотите усложнить игру, поставьте дополнительное условие: зефир должен находиться на вершине башни и использоваться в качестве «купола». Это упражнение учит активному мышлению, а также укрепляет командный дух и развивает лидерские способности.

  . 

3. Яйцепад 

Развивает навыки командной работы, умение принимать решения.

Необходимый инвентарь: десяток яиц; строительные материалы (газеты, соломинки для коктейлей, клейкая лента, пищевая пленка, воздушные шары, резиновые ленты, палочки от мороженого и т. п.); брезент или защитная пленка, место на автостоянке или любой участок, где вы не боитесь намусорить.

Правила игры. Каждая команда получает по яйцу и выбирает для себя строительные материалы. За 20-30 минут участники должны соорудить защитный контейнер, который не позволит яйцу разбиться. Затем сбрасывайте контейнеры с яйцами с высоты (с высокого стола или даже со второго этажа), и смотрите, чье яйцо не разобьется. Если уцелеют несколько яиц, постепенно повышайте высоту падения, пока не останется только один победитель.

 .  

4. Взаперти

Развивает коммуникационные навыки, умение принимать решения.

Необходимый инвентарь: офис.

Правила игры. Представьте, что ваша команда оказалась запертой в офисе. Все двери заблокированы, ломать их или выбивать окна нельзя. За 30 минут участники команды должны выбрать 10 обычных предметов из вашего офиса, которые необходимы им для выживания, и расположить их по степени значимости. Цель заключается в том, чтобы за тридцать минут обсудить предложенные списки и порядок предметов и прийти к согласию.

 

 .  

Игры, развивающие творческий подход к решению проблем

 . 

5. Лего

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: набор Лего.

Правила игры. Разбейтесь на небольшие команды из двух и более участников. Выберите ведущего, не входящего ни в одну из команд, который должен за 10 минут построить из блоков Лего произвольную конструкцию. После этого команды должны за 15 минут в точности воспроизвести эту конструкцию, используя блоки того же цвета и формы. Но видеть оригинальную конструкцию может только один участник от каждой команды. Этому участнику придется понятно и точно описать размеры, цвета и форму оригинальной конструкции. Если вам кажется, что это слишком легко, запретите «видящему» участнику прикасаться к конструкции, которую строит его команда. Эта игра поможет вам понять всю важность эффективного обмена информацией.

  . 

6. Побег

Развивает навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: 1 веревка, 1 ключ, запертая комната и 5-10 загадок или головоломок в зависимости от того, сколько времени вы хотите потратить на игру.

Правила игры. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выбраться из запертой комнаты за отведенное время, отыскав ключ с помощью подготовленных подсказок. Ключ и подсказки должны быть спрятаны заранее. Команду запирают в комнате, и за 30 минут или один час игроки должны найти ключ с помощью спрятанных здесь же подсказок. Для успешного прохождения игры нужно уметь действовать сообща и устраивать мозговые штурмы, пытаясь понять, что означает та или иная подсказка.

  . 

7. Полярники

Развивает умение принимать решения, умение адаптироваться.

Необходимый инвентарь: повязки на глаза и по одной упаковке «строительных материалов» (листов картона, зубочисток, резиновых лент или стикеров) на каждую команду, электрический вентилятор.

Правила игры. Представьте, что вы — отважные исследователи Арктики, бредущие по ледяной пустыне. В каждой команде выберите «начальника экспедиции». Через 30 минут должна налететь снежная буря, и каждой команде нужно выстроить убежище, чтобы остаться в живых. К несчастью, у начальника экспедиции обморожены руки, так что он не может участвовать в строительстве, а у остальных снежная слепота, и они не могут видеть. Через 30 минут включите вентилятор и посмотрите, чье убежище уцелеет.

  . 

8. Минное поле

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: пустая комната или коридор, повязки на глаза и набор обычных офисных принадлежностей.

Правила игры. Разбросайте на полу предметы (коробки, офисные стулья, бутылки с водой и т. д.) случайным образом, чтобы нельзя было пройти из одного конца комнаты в другой и ни на что не наткнуться. Разделите участников по парам, и завяжите глаза одному из партнеров. Второй должен провести своего напарника из одного конца «минного поля» в другой так, чтобы не задеть ни одну мину. При этом он не имеет права прикасаться к напарнику. Если хотите усложнить задачу, запустите на «минное поле» все пары одновременно, чтобы игрокам приходилось внимательнее прислушиваться к указаниям своих «провожатых».

.

9. Слепые фигуры

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: повязки на глаза, веревка.

Правила игры. Игроки надевают повязки и становятся в круг. Концы веревки связываются вместе, и она укладывается перед участниками также в форме круга — чтобы каждый из игроков мог наклониться и ее нащупать. Ведущий говорит игрокам, чтобы они взяли в руки веревку и образовали с ее помощью геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, прямоугольник и т. п. Игроки могут переговариваться, но им нельзя снимать повязки. Если у вас очень много участников, их можно разбить на команды и дать по веревке каждой из команд. Победит та команда, которая быстрее построит нужную фигуру.

 . 

 .  

Простые и легкие игры, развивающие навыки решения проблем

  . 

10. Слепой строй

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: повязки на глаза.

Правила игры. Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой. Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и т. д.

11. Переверни пирамиду

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила игры. Участники становятся так, чтобы образовать пирамиду, подобно шарам в бильярде. Затем ведущий говорит, что трое из участников команды должны переместиться таким образом, чтобы вершина и основание пирамиды поменялись местами. Лучше всего делать это упражнение в большой группе, которую можно разделить на маленькие команды и посмотреть, кто перевернет пирамиду быстрее.

  . 

12. Перемена мест

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: мел, веревка, клейкая лента, бумага (чтобы отметить место, где можно встать).

Правила игры. Разделите группу игроков на две команды и постройте их в две шеренги лицом друг к другу. Используя мел, клейкую ленту, веревку или листы бумаги (в зависимости от того, на каком полу вы играете) отметьте место, где стоит каждый из игроков, а также один дополнительный пустой участок между двумя шеренгами. Цель заключается в том, чтобы шеренги поменялись местами.

 . 

Используйте следующие ограничения:

  • Одновременно может перемещаться только один человек.
  • Нельзя меняться местами с игроком, смотрящим в том же направлении.
  • Нельзя двигаться назад.
  • За один ход игрок не может меняться местами с более чем одним игроком из второй команды.

  . 

13. Запутанная история

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила игры. Все участники должны встать в круг, затем каждый игрок берет за руки двух любых игроков, не стоящих с ним рядом. После того, как все возьмутся за руки, попросите игроков «распутаться» и образовать идеальную окружность, не разжимая рук. Для этого участникам игры потребуется творческое и стратегическое мышление.

 .  

Последние две игры подходят для ситуаций, когда у вас есть проблема, которую нужно решить.

.

14. Конкурс на самую тупую идею 

Цель: решение текущей проблемы.

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила игры. Иногда «тупые» идеи оказываются самыми удачными. Попросите, чтобы каждый из участников предложил самый тупой вариант решения насущной проблемы. А затем, составив длинный список, попробуйте найти решение, которое окажется не таким уж тупым.

 . 

Проводите мозговые штурмы в системе управления проектами Wrike. Он бесплатен и позволит участникам сразу же приступить к совместной работе. 

 

 .  

15. Что бы сделал X? 

Цель: решение текущей проблемы.

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила игры. Пусть каждый из участников представит себя кем-то из знаменитостей или выдающихся людей, которые ему нравятся. Затем спросите у каждого игрока, какое мнение мог бы высказать их персонаж, если бы столкнулся с текущей проблемой? Как бы он ее решил? Это позволит каждому из участников задуматься о возможном решении, которое иначе могло бы не прийти им в голову.

 . 

www.wrike.com

Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе – EduNeo

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

  1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. распределение ролей и ролевых функций;
  3. моделирования процесса принятия управленческих решений;
  4. взаимодействие участников игры;
  5. многоальтернативность  решений;
  6. наличие конфликтных ситуаций;
  7. наличие системы оценки игровой деятельности.
  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Группа выступает в качестве наблюдателя.  Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры — приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы — компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы — директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры: этапы проведения переговоров.

Распределение ролей: Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации:

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна – соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014. 

 

www.eduneo.ru

ПОИГРАЕМ? Деловая игра как метод обучения |

Виды деловых игр

В настоящее время деловая игра как метод обучения используется практически во всех областях, но особенно там, где нужно развивать лидерские качества, а именно менеджменте и управленческих сферах.

Существует много форм деловой игры, например: разработка стратегии, проект, презентация, обучение, и так далее. У каждой формы имеются свои инструменты. Выбор формы деловой игры как метода обучения, соответственно, зависит от того, чего нужно добиться в результате процесса, какие новые умения приобрести и какие проблемы научиться разруливать.

В настоящее время существует огромное множество деловых игр в качестве метода обучения персонала.  Особенно активно они используются в крупных компаниях, при организации в них тренингов для персонала. В 90-х годах большей мере данные тренинги характерны для западных компаний, нежели для российских. Российские компании только начинают развивать тему организации тренингов, и это в целом идет достаточно медленно по ряду причин, а именно – исторически тренинги по развитию персонала — это чисто западный подход, который медленно приживается в России, как правило на тренинги бюджета не хватает, во многих компаниях он вообще не предусматривается.

Деловая игра как метод обучения различном поведенческим качествам  и компетенциям является на самом деле мощнейшим средством развития персонала, особенно тех, кто должен принимать решения, и очень важно, чтобы руководство предприятий это хорошо понимало. Конечной целью любой деловой игры является развитие компании и ускорение достижения ею поставленных бизнес-целей, поэтому важность деловой игры очевидна и бесспорна. Методы, использующиеся в ходе деловой игры, позволяют обучающимся экспериментировать, пробовать различные стратегии, искать наиболее оптимальные и правильные решения проблем.

Темы деловой игры не абстрактны, а совершенно реальны, это проблемы данной компании или предприятия, которые приходится решать на постоянной основе, и чем больше будет потрачено усилий на моделирование ситуаций в тренировочном процессе, тем более реально найти оптимальное решение проблемы, сокращая тем самым затраты или избегая неблагоприятного для компании развития событий.

Сопутствующими, но не менее важными целями деловой игры являются сплочение коллектива, приобретение коммуникативных навыков и умения работать в команде, способность совместно принимать решения, умение выслушивать чужую точку зрения и т.д.

Многочисленные современные деловые игры имеют большое количество видов и разновидностей. Деловые игры могут быть ограничены определенным промежутком времени, а могут быть без ограничения по времени, они могут преследовать различные цели, как например обучение, или выявление лучшего профессионала в какой-то области, или быть направлены на выявление и решение проблем. Они могут быть с известным финальным результатом, который требуется отыскать, или же решение открыто и тогда тут нужны креативные силы и развитие творческих навыков и т.д.

Какими бы ни были деловые игры, все они, несомненно, имеют исключительно позитивный результат, так как их смысл и цель состоят в том, чтобы воспитать эффективный, грамотный, креативный, позитивный, амбициозный персонал, который в таком виде будет приносить максимальную пользу и прибыль своей компании.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

hrhelpline.ru

Деловая игра — это… Что такое Деловая игра?

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

История возникновения

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
  • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
  • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
  • принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности. (Вербицкий А. А., 1991)

Цели использования

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем(Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

  1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
  2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  3. Распределение ролей между участниками игры.
  4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  8. Коллективная выработка решений участниками игры.
  9. Многоальтернативность решений.
  10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Деловые игры и стратагемы в тренинге

То, что ныне названо «играми», ещё за несколько столетий до начала нашей эры было разработано и внедрено в повседневную жизнь в системе ценностей стратагемного мышления людей и имплицировано в пласты культуры многих цивилизации[1] «Рассмотрим две модели обучения, различные по своему основному принципу: классическую дедуктивно — номологическую и индуктивную модели. Дедуктивно — номологическая модель обучения реализуется посредством следующего сценария, в начале рассматривается общая тема, затем осуществляется переход к конкретным примерам. Индуктивная модель, крайне распространена в стратагемной форме обучения и реализуется посредством другого сценария, в начале рассматривается пример, в дальнейшем из него формируется общая тема. Например: притчи. Исходя из конкретной притчи, можно получить более общий, целостный смысл. В связи с этим они получили широкое распространение в обучении, так, например, ещё Будда говорил притчами. Однако притча не содержит в себе стратегии, что ориентирует мысль в большей степени не к конкретной практике, а к общему жизненному смыслу. Стратагема же в отличие от неё, способна направлять движение мысли в конкретное заданное русло целостного смысла, а также создавать элемент общего видения центрального ядра ситуации и путей её эффективного решения»[2]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М., Прогресс, 1988.
  2. «20 стратагем успеха в тренинге. Русские и китайские стратагемы». А.Калашников. Речь 2007.

biograf.academic.ru

Цели проведения деловой игры — Энциклопедия по экономике

В целом проведение деловой игры прежде всего позволяет приобрести необходимый опыт принятия оптимальных решений в условиях рыночных отношений и при этом освоить практические навыки оценки экономической эффективности принимаемых решений. Кроме этого, деловая игра позволяет определить взаимосвязь принимаемых решений и конечных результатов, которые будут получены в будущем после принятия того или иного решения. В итоге на участников данной деловой игры возлагаются такие обязанности и требования, которые позволяют повысить их профессиональный уровень как будущих специалистов в области логистики.  [c.179]
Целью проведения деловых игр. как уже отмечалось, является изучение процессов функционирования различных организационно-экономических систем (участка, цеха, предприятия, научно-исследовательской, проектной и т. п. организации). Реализация этой цели обеспечивается в процессе деятельности по поводу игры, т. е. в процессе принятия решений, вызываемых игровой обстановкой. Сама же игра, игровая деятельность является своеобразным полигоном, рамками, основой для деятельности по поводу игры. Конечно, учебные игры могут проводиться и просто для тренировки участников, выработки у них определенных навыков участия в игре в той пли иной роли. Но реальные деловые игры предназначены для анализа и определения путей и способов совершенствования управления определенной организационно-экономической системой, для выработки оптимальных решений в данной конкретной обстановке. Эта цель достигается именно в процессе деятельности по поводу игры.  [c.24]

Следовательно, при конструировании и проведении деловой игры необходимо принцип правдоподобия реализовывать с осторожностью с одной стороны, игровая деятельность непременно должна быть похожа на реальную, а с другой — набор атрибутов достоверности не должен утяжелять игру, затягивать ее, отвлекать внимание участников от процесса изучения и анализа рассматриваемой в игре системы. Критерием отбора того или иного элемента правдоподобия игры должна быть оценка влияния этого элемента на цели проведения деловой игры.  [c.27]

Опыт показывает, что соблюдение принципа участия первого руководителя прямо сказывается на достижении целей проведения деловой игры. Если первый руководитель принимает участие в игре и относится к ней серьезно, то и другие работники предприятия с полной ответственностью выполняют обязанности, вытекающие из их участия в игровом эксперименте, что позволяет преодолеть возникающий нередко психологический барьер между организаторами и участниками игры.  [c.28]

И ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  [c.136]

Цели проведения деловой игры  [c.142]

Практикум преследует цель — дать читателю необходимые навыки в области анализа и управления логистическими системами. Он включает теоретический материал и необходимый инструментарий для проведения деловых игр, разбора конкретных производственных ситуаций и решения задач в функциональных областях логистики. Даются практические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ) по логистике, а также лабораторных и самостоятельных работ.  [c.2]

В процессе проведения деловой игры студенты детально изучают характеристику складского объекта (складского комплекса или терминала), методику проведения деловой игры и основные задачи, которые ставятся в деловой игре. Для реализации главной цели студенты должны подобрать необходимую справочно-норматив-ную и плановую информацию. Участники игры делятся на группы. При этом основные вопросы проблемных ситуаций закрепляются за группами, а общие вопросы студенты обсуждают и разрабатывают все вместе. И только в ходе третьего этапа дискуссионные проблемные вопросы представляются каждой группой отдельно.  [c.181]

Формирование целей, функций и структуры — важнейшие задачи построения системы управления персоналом организации. Помощь в проведении деловой игры могут оказать материалы учебника Управление персоналом организации .  [c.63]

Деловая игра носит открытый характер, поскольку ее участники сами предлагают те конфликтные ситуации, которые они считают целесообразным рассмотреть на занятии. В начале занятия ведущий преподаватель объясняет цели и задачи игры, порядок, ее проведения (схема проведения деловой игры представлена на рис. 7.5) и формулирует задачу каждого этапа.  [c.255]

Важную роль в повышении эффективности системы экономического образования кадров могут сыграть такие методы обучения, как проведение занятий с целью анализа конкретных производственных ситуаций, решения производственных задач, проведения деловых игр. Такие занятия рассчитаны прежде всего на вовлечение слушателей в активный поиск внутренних резервов предприятий, на совершенствование организации производства, труда и управления, повышение эффективности, производства. Вместе с тем они способствуют развитию у слушателей навыков системного анализа экономической деятельности предприятий.  [c.294]

Таковы основные вопросы организации проведения деловых игр в целях принятия решений.  [c.16]

Этап 2. Ввод слушателей в игру. Ведущий объясняет назначение, цели и порядок проведения деловой игры. Формируются команды. Выдается задание и раздаточный материал.  [c.29]

Этап 2. Ввод слушателей в игру (15—20 мин). Ведущий информирует о назначении, цели и порядке проведения деловой игры.  [c.161]

В главе ставится цель на конкретных примерах решения задач и проведения деловых игр, отражающих изменяющиеся хозяйственные ситуации, рассмотреть вопросы финансового планирования и прогнозирования на предприятии. Финансовая стратегия предприятия осуществляется через реализацию финансовых планов и прогнозов, поэтому при решении проблемы финансового планирования и прогнозирования необходимо иметь достоверную исходную информацию о финансовом состоянии самого предприятия, его возможных конкурентов и партнеров, о положении предприятия на рынке сбыта продукции и общей экономической обстановке в стране и в отрасли. Для получения необходимой и достаточной информации о финансовом положении любого предприятия проводятся  [c.214]

Одной из наиболее часто встречающихся трудностей при обучении является негативное отношение или предвзятое мнение о вкладе различных категорий служащих компании в решение вопросов качества. Для устранения предвзятости в оценке роли тех или иных руководителей практикуется проведение деловых игр с переменой участниками выполняемых обязанностей. Главная цель такой игры — продемонстрировать, что наше мнение о том или ином человеке зависит не только от его личных качеств. Очень часто мы судим других на основе наших собственных восприятий. Это означает, что если лица А и Б дают описание лица В, не называя его, то часто они даже не подозревают, что они говорят об одном и том же человеке, настолько различными могут быть их взгляды на деятельность В.  [c.161]

В пособии приведены основные категории и понятия по темам курса, методические рекомендации, иллюстративный материал, контрольные вопросы, логические упражнения, тесты, вопросы для самопроверки. Дается методика подготовки и проведения деловых игр в учебных целях условия проведения, цель, сценарий.  [c.2]

При проведении деловой игры с участием группы людей всех их следует разделить на ролевые подгруппы. Участники игры должны четко знать свои роли, интересы, обязанности и т. п., чтобы активно обсуждать и принимать решения по однозначно поставленными перед ними целями и задачами.  [c.198]

Организационная часть проведения настоящей деловой игры включает три основных последовательно осуществляемых этапа. Первый этап — подготовительный (ознакомление с первичной исходной информацией, определение цели и задач деловой игры). Второй этап — игровой (рассмотрение возможных вариантов реализации цели и поставленных задач). Третий этап — заключительный (выбор и обоснование варианта реализации цели и задач, подведение окончательных итогов деловой игры).  [c.181]

Если же игра имеет учебные цели, то ведущий на примере проведения игры обобщает правила принятия групповых решений, указывает различные варианты поведений людей в ситуации принятия решения, дать рекомендации по проведению деловых совещаний в условиях реального управления, называет типичные ошибки мышления и поведения людей, проявляющиеся в нестандартных ситуациях и др.  [c.220]

ИГРА ДЕЛОВАЯ, см. Деловые игры. ИГРА НА БИРЖЕ, проведение спекулятивных операций на бирже посредством скупки и продажи ценных бумаг и др. объектов биржевой торговли с целью получения прибыли. При простейшей игре используется разность котировок и курсов на различных рынках игроки скупают биржевой товар на тех рынках, где он дешевле, и тут же продают там, где он дороже (биржевой арбитраж). Более сложная игра состоит в предвидении изменения курсов и котировок и заблаговременной скупке или продаже биржевых товаров, фондовых ценностей и фьючерсных контрактов (см. Фьючерс) на выгодных началах. Различают игру на повышение (таких игроков называют быками ), а также игру на понижение (таких игроков называют медведями ),  [c.90]

Деловые игры — это воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и управленческого персонала, игровое моделирование процессов управления. Игры могут быть разделены на учебные, производственные и исследовательские, хотя существуют и другие типологии. Организация деловой игры требует серьезной подготовки и порой привлечения консультантов — специалистов. Организация игры предусматривает рассмотрение тех же этапов, что и при проведении дискуссии. Однако подготовка производственной деловой игры, имеющей целью разработку прогноза развития организации, должна включать сбор и представление участникам аналитической информации, имеющей отношение к рассматриваемому вопросу, а иногда и вариантных расчетов бизнес-плана. В необходимом объеме должны быть представлены средства обработки информации и созданы условия для работы в группах и совместной работы всех участников. Особые трудности вызывает необходимость создания атмосферы состязательности при сохранении доброжелательности и направленности на предмет обсуждения.  [c.132]

Эта область применения деловых игр менее всего изучена, в ней накоплен незначительный опыт. Такое положение обусловлено, с одной стороны, неразработанностью теоретических вопросов применения деловых игр в этих целях, а с другой — чрезвычайной сложностью использования этого способа интенсификации научных исследований. Последнее особенно существенно, когда в проведении какого-либо комплексного исследования принимают участие ученые различных специальностей, которым бывает очень трудно найти общий язык, преодолеть так называемый коммуникационный разрыв , как иногда определяют это состояние. Достаточно представить врача и математика, которые впервые встретились для обсуждения будущей совместной работы. Они почти не понимают друг друга, хотя тот и другой могут быть крупными учеными, каждый в своей области знаний.  [c.20]

При конструировании деловых игр и их проведении необходимо соблюдать определенные принципиальные положения, выработанные теорией и подкрепленные игровой практикой. Конечно, эти принципы не могут охватить все многообразие черт и особенностей конкретных деловых игр, каждая из которых является результатом творчества, как правило, целого коллектива разработчиков. Но они дают возможность разработчикам и всем участникам деловой игры сосредоточиться на основных, существенных, содержательных аспектах и требованиях имитируемого процесса.  [c.22]

Рациональное сочетание в игровом эксперименте игровой деятельности и деятельности по поводу игры. В самом общем виде создание деловой игры осуществляется в следующей последовательности формулировка цели проведения игры — формирование деятельности по поводу игры — конструирование игровой деятельности.  [c.24]

Целью деловой игры является приобретение и за крепление практических навыков проведения работы по экономии материальных ресурсов, снижению норм их расхода и материалоемкости производства, а также по использованию нормативного метода определения потребностей в ресурсах с учетом организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов при формировании планов производства.  [c.180]

Предполагается проведение экспертного опроса среди участников деловой игры с целью определения степени влияния возможных вариантов решения проблемы на реализацию отдельных задач социального развития коллектива завода. Первый ранг важности назначается варианту, в наименьшей степени препятствующему решению соответствующей социальной задачи. Далее получаем интегральную оценку альтернативных вариантов для всей группы экспертов.  [c.150]

В заключение состоялся разбор игры. Он прошел активно, обсуждались и недостатки, и удачные решения. Участники игры, занимавшие по ее условиям более ответственные должности, чем это было в действительности, дали высокую оценку деловой игре как средству расширения своего организаторского кругозора. В частности, было отмечено работа, которую пришлось вести начальникам цехов и главному диспетчеру, аналогична действительной некоторые условности в игре вполне допустимы и не исключают содержания и методов работы оперативного персонала игра вызвала у всех участников огромный интерес (временами они даже забывали, что это игра) подобные игры, несомненно, полезны для проведения их с учебной целью в вузах и на предприятиях для повышения квалификации руководящих кадров.  [c.137]

Деловая игра Выбор проводится на заключительном этапе изучения курса. Цель проведения игры — овладение навыками по управлению инвестиционными проектами как в процессе их разработки, так и при их реализации. Деловая игра Выбор моделирует реальную инвестиционную деятельность предприятия в условиях реализации рыночного экономического механизма. Ее успешное проведение предполагает широкое использование современных информатизационных технологий.  [c.23]

Значительно менее успешным является проведение эксперимента для принятия решений в области экономики, управления и т.д. В данном случае в качестве эксперимента могут выступать модели, деловые игры и другие аналогичные мероприятия. Они, несомненно, могут быть использованы в учебных целях, но в реальной жизни количество факторов, их взаимосвязь так многочисленны и непредсказуемы, что в полной мере считать экспериментом все эти мероприятия нельзя.  [c.57]

Преподаватель разъясняет участникам деловой игры ее содержание, цели и порядок проведения.  [c.36]

Непосредственно перед тем, как кандидат займет новую руководящую должность, рекомендуется организовать для него специальную должностную подготовку, которая включает обучение в системе повышения квалификации в группе резерва на соответствующую должность, должностную стажировку в передовых организациях отрасли и психолого-педагогическую подготовку к вступлению в должность. Исследования эффективности должностной подготовки показывают, что руководители ранга директора предприятия или его заместителя, не прошедшие должностной подготовки, осваивают свой участок работы за 2,5—3 года, а прошедшие такую подготовку — в течение одного года. Психолого-педагогическая подготовка предполагает проведение мероприятий (бесед, лекций, деловых игр и т. д.) с целью максимально подготовить работника в психологическом отношении к выполнению руководящих функций в новом для него качестве и сократить адаптационный период вхождения в должность.  [c.161]

Деловые игры применяют в качестве исследовательских — для проверки гипотез, накопления данных, выработки и проверки новых принципов управления и организационных структур производственных — для отработки определенных положений, тренировки персонала, прогнозирования проведения операций, в которых участвуют несколько организаций, действия которых координируются во имя достижения общей цели учебных — для обучения деятельности в обычных и экстремальных (аварийных) условиях, обучения принятию решений, тренировки определенных навыков, проверки квалификации сотрудников и т. п.  [c.215]

Введение в игру. Администратор (руководитель) группы управления деловой игры знакомит ее участников с основными методическими приемами совершенствования ОСУ предприятия, разъясняет цели и задачи игры, представляет план ее проведения, а также субъекты управления — отделы и службы предприятия (действующие и проектируемые), деятельность которых будет имитироваться в процессе игры.  [c.89]

Исчисление денежной массы необходимо для оценки взаимосвязи и взаимовлияния важнейших макроэкономических показателей с целью определения их прогнозных значений внутри страны. В этом случае существенную роль играют устойчивость и предсказуемость изменения как самих активов, учитываемых при расчете денежной массы, так и степени их влияния на изменение деловой активности, цены и доходы. С другой стороны, существуют международные стандарты и практика определения финансовых показателей, обеспечивающая возможность проведения международных сопоставлений. Возможность получения достоверной и своевременной информации также приводит к особенностям в исчислении денежной массы. Поэтому проблема исчисления денежной массы остается еще во многом нерешенной. Ряд экономистов считают, что ни один из используемых в настоящее время показателей не является оптимальным как с точки зрения теории, так и методов исчисления и необходимы дальнейшие исследования и поиски показателя для адекватного отражения количества денег в экономике. Можно сказать, что статистика денежного обращения, как наука, находится в стадии развития и перед ней стоит еще много нерешенных проблем.  [c.461]

Данные проведенного исследования представлены в форме модели «ассимиляции», определяющей сложный набор последовательных действий ассимиляции связей и ассоциаций и превращения их в реальные благоприятные деловые возможности. Эта модель, расширяющая представления об «абсорбционной способности», основана на категориях взаимного доверия и уважении коллег. Поскольку «скрытые» и недоступные знания могут быть использованы организацией лишь ограниченно, важную роль играет интеграция, обмен идеями, взглядами и мнениями с целью приобретения дополнительной, конкретной для данного бизнеса информации, а также коммерческих и технических ассоциаций.  [c.74]

Например, ценность персональных компьютеров заключается не в том, что они делают то же, что и большие машины, а в том, что они породили целый класс новых приложений. Аналогичная ситуация с телеконференциями. Ожидалось, что они приведут к снижению числа командировок и экономии дорожных расходов. На самом деле их воздействие в этой области оказалось незначительным, поскольку необходимость в личном контакте преобладает. Ценность телеконференций заключается в том, что они меняют стиль работы, а не уменьшают ее стоимость и дают эффект при использовании в целях обучения, для проведения коротких еженедельных совещаний. Естественно, что информационные технологии играют свою роль в изменении деловых процессов наряду с другими важнейшими факторами, определяющими стратегию развития бизнеса, — администрированием, ценовой политикой, технологическими инновациями и т. п.  [c.156]

Исторически сложилось так, что приемы играют важную роль в развитии деловых контактов. При этом основным содержанием приемов является не прием пищи и дегустация напитков. Приемы носят деловой характер, так как цель их проведения — углубление и расширение контактов, получение нужной информации в неофициальной обстановке.  [c.192]

Использование деловых игр в принятии управленческих решений. Деловая игра как имитация деятельности организации. Границы возможностей использования деловых игр. Деловая игра групповой метод исследования проблемы, подготовки и принятия решения, способ обучения персонала. Классификация деловых игр. Методика подготовки и проведения деловых игр. Выбор целей, состава участников, времени и необходимых ресурсов для проведения деловой игры. Разработка проспекта, сценария, программного обеспечения, задания участникам. Составление методических материалов для игры. Экспериментальное проведение игры. Фактическое проведение игры. Анализ результатов. Подведение итогов. Ситуационные и комплексные деловые игры. Кейсовый метод как разновидность деловой игры. Мозговая атака в процессе деловой игры и использование ее результатов в процессе подготовки управленческого решения.  [c.7]

Проведение деловой игры должно выявить факторы и источники, способствующие повышению темпов функционирования всех звеньев логистической цепи в системе управления складским хозяйством. В процессе проведения деловой игры проверяются и рационализируются информационные потоки и построенные коммуникационные сети, которые долхсны обеспечивать как прямую, так и обратную связь между складским комплексом и оптовыми потребителями посредством обмена справочной, нормативной, плановой, управленческой, учетной и технической информацией, характеризующей движение материально-технических ресурсов в складском хозяйстве. При подведении итогов — результатов деловой игры должны быть подготовлены определенные рекомендации, направленные на совершенствование отдельных сторон деятельности складского комплекса, в частности по приемке, складированию, хранению и отпуску материально-технических ресурсов организациям-потребителям, или в целом по совершенствованию организации, планирования и управления складским хозяйством.  [c.177]

Наряду с мультимедийным вариантом учебного пособия успешному освоению курса будет способствовать применение в учебном процессе давно апробированных активных методов обучения и, в частности, проведение деловых игр на базе самостоятельно выполненных курсовых проектов по ТЭО инвестиционных проектов. Для этих целей применительно к дисциплине Экономическая оценка инвестиций могут быть рекомендованы изданные учебно-методические пособия1.  [c.22]

Деятельность второй группы подчиняется несколько иной логике. Поскольку этой группе дан конкретный, представляющийся эталонным оргпроект и перед группой поставлена цель его внедрить, важнейшей ее задачей является прогнозирование всевозможных формальных и неформальных последствий (производственной, экономической, социальной и психологической природы) и оценка степени их влияния на эффективность новой системы управления. Здесь также можно использовать указанный выше подход, связанный с разработкой графа проблем и дерева решений. Сложность анализа этих проблем заключается в их отсутствии на момент проведения деловой игры. Важнейшим механизмом их возникновения является сопротивление конкретных личностей организационным инновациям. Существует ряд типичных причин, вызывающих сопротивление изменениям. В их числе следующие изменение содержания работы (возрастание ее сложности, увеличение объема, нарушение привычного порядка ее выполнения и т.д.) неопределенность, которая появляется очень быстро, после того как становится известно о введении изменений субъективное, некритическое отношение работника к своей работе ухудшение служебного положения работника (уменьшение прав или свободы действий, сужение перспектив деятельности, изменение названия должности, лишение собственного кабинета и т.п.) и др.  [c.90]

Принципиальное значение для организации деловой игры имеет характер коммуникаций участников в процессе ее проведения. В целях моделирования условий конкуренции поведение каждого участника и оценка его результатов могут быть поставлены в зависимость от действий других участников игры (поведение на рынках, ограниченность ресурсов и т.п.). Такие деловые игры принято называть интерактивными. Неинтерактивные деловые игры ориентированы на не зависимое от других поведение и выбор управленческих решений каждым участником. В отдельных играх (см., например, деловую игру СИПРОМЕК) допускается два режима их проведения тренировочный, предусматривающей независимое поведение игроков (см. модуль участника), и рабочий, предусматривающий реальные отношения конкуренции между участниками.  [c.242]

Диапазон использования деловых игр обширен, однако можно выделить четыре основных направления 1) в рамках обучения (изучение функционирования организаций с учебной целью в техникумах, вузах, институтах повышения квалификации и т.д.) 2) для принятия решений (изучение функционирования организаций руководителями и специалистами для выработки наиболее обоснованных решений) 3) для проектирования (изучение функционирования действующих и создаваемых организаций системотехниками в проектных целях) 4) для проведения исследований (изучение функционирования различных организаций в научных целях). Рассмотрим эти разновидности деловых игр более подробно.  [c.6]

Профориентационные игры с классом (см. Пряжников Н.С., 1987, 1989, 1991) предназначены для работы с учащимися VII — XI классов. Конечно, по своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т.п.). При проведении профориентационных или психологических курсов подобные игры могут быть использованы как дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они по времени от общего количества часов занимают примерно 25 — 30%, то воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы.  [c.282]

economy-ru.info

Статья по теме «Использование деловых игр в процессе обучения»

Весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Уильям Шекспир

Использование деловых игр в процессе обучения.

Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения студентов. Как вызвать заинтересованность у студентов в изучении отдельных тем и всего предмета? На мой взгляд, одним из путей решения этой проблемы является использованием методов активного обучения.

Всем известно, что при традиционном изложении материала часть студентов перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, студенты пассивны.

Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность студента проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических заданий, развивает стремление к знаниям. Одним из методов активного обучения являются деловые игры.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

В литературе нет определения понятия «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры — наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.).

Для деловой игры характерно наличие:

  • имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений;

  • проблемной ситуации;

  • ролей;

  • ролевых целей и общей цели всего коллектива;

  • взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;

  • коллективной деятельности;

  • цепочки решений.

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные игры и др.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Деловые игры активизируют мыслительную деятельность студентов и являются одним из новых эффективных методов обучения.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей.

Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Они делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у ребят доброе рабочее настроение.

На мой взгляд, деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

Деловые игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития в различных сферах педагогической деятельности техникума.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

К числу недостатков можно отнести:

– сложность соотнесения игрового пространства с реалиями жизни;

– отсутствие стандартного, четкого алгоритма проведения мероприятия;

–сложность при проведении объективной оценки.
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала.

Для чего необходимы деловые игры? Игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.

Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра — основное времяпрепровождение любого подростка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.

Что я получаю в результате проведения игры?

• Понимание и усвоение материала любой степени сложности студентами;

• развитие умений и навыков их работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;

• развитие у студентов продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей.

Таким образом, деловые игры позволяют мне за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия.

Главная задача этого метода — развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

В деловых играх могут моделироваться отношения конкретной борьбы или взаимодействия, а также соревнования между играющими.

Цели проведения деловых игр могут быть различными: учебные, для принятия решений, для проектирования, для проведения исследований.

Очевидно, что обучение любой дисциплине в техникуме должно быть организовано таким образом, чтобы студентам было интересно на занятиях, чтобы они сами стремились получать новые знания, и преподавателю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Дисциплина «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие дисциплины, так как использование на занятиях компьютера само по себе уже привлекательно для студентов. Но, с другой стороны, многие студенты связывают компьютер исключительно с играми, а их нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на занятиях информатики студентам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.

Чтобы студенты продуктивно и деятельно работали на занятиях, требуется использовать активные методы обучения, в том числе и деловые игры.

Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения (правильные или неправильные) и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е. моделирование ситуации, близкой к реальности.

В качестве примера рассмотрим деловую игру «Сборка компьютера», которую я провожу со студентами первого курса и в которой моделируется работа какой-либо действительной компьютерной фирмы, занимающейся сборкой и продажей компьютеров на заказ.

Студентам предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе работают несколько фирм по сборке компьютеров на заказ. Группа делится на 2-3 подгруппы – фирмы с названием, руководителями и сотрудниками. Задание фирмам — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, студенты узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания студенты должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Театрализованный урок по теме «Информационная безопасность».

Моделируется ситуация совещания правительства некоторой страны в период возникновения серьезной опасности. Каждый студент становится участником событий в качестве члена правительства, преподаватель выступает в роли председателя правительства.

Сетевая мастерская на уроке Информатики. Урок по созданию совместного веб-ресурса с применением возможностей локальных сетей. Группа студентов работает над проектом, создавая индивидуальные страницы. Называются пять пунктов, какой быть нашей родине. Каждый из них будет отражен в одной из страниц будущего сайта. Определяются должности: администратор, дизайнер, веб-программист, ведущие специалисты. Каждый специалист, занимает свое место, получает должностную инструкцию, в которой указаны его обязанности и цель работы. В конце занятия защита и обсуждение проекта.

При изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основное внимание уделяется изучению различных прикладных аспектов применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: студенты получают навыки использования приложений Windows для делопроизводства; изучают возможности поиска информации с помощью компьютера; знакомятся с многообразием средств обработки, хранения и использования текстовой, числовой и графической информации, а также с мультимедийными возможностями новых технологий. Студентам предлагается решение прикладных задач с учетом выбранного ими профиля обучения. И при изучении этой дисциплины использование деловых игр я считаю необходимым и актуальным. Так, например деловая игра по теме «Форматирование текста в текстовом редакторе Word». Студенты становятся работниками редакционно-издательской фирмы, и проводят оперативное совещание. Назначается главный редактор, который представляет интересы заказчика. Издательству поступил заказ на оформление стенда по теме «Год русской литературы». Заказ поступил от МО учителей русского языка и литературы школы № 15. На стенде должны быть расположены статьи на листах формата А4 об интересных фактах из биографии русских писателей (Лермонтов Михаил Юрьевич, Пушкин Александр Сергеевич, Гоголь Николай Васильевич, Достоевский Федор Михайлович, Булгаков Михаил Афанасьевич).

Задача студентов, разбиться на мини-группы по 2-3 человека, найти информацию, выбрать самое главное и интересное, отформатировать статью, расположив её на листе формата А4, вывести статью на печать и расположить текст на стенде.

Деловая игра «Совещание по компьютерной сети»

Группа специалистов на деловом совещании по локальной сети. Их задача — провести совещание и принять решения по текущим вопросам.

Группа делится на игровые группы по 3—4 человека в каждой. Их участники выступают в роли членов некоторой рабочей группы, созданной из сотрудников различных отделов, находящихся в соседних комнатах. Один из членов рабочей группы является администратором.

Все игроки сидят за своими компьютерами, и их общение происходит только по локальной сети, «живое» общение не предусматривается, так как предполагается, что все специалисты находятся в разных помещениях.

Необходимо заранее пригласить 2—3 экспертов из числа старшекурсников или преподавателей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

Деловая игра – защита проектов по теме «Дом 21 века». Студенты специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в программе ArCon визуальная архитектура, выступая в роли архитекторов, дизайнеров, ландшафтных дизайнеров и т.д. создавали проекты зданий и защищали их на конструкторском бюро.

Моя практика использования деловых игр в преподавании показывает, что студенты с интересом занимаются, проявляют самостоятельность, творческое мышление, учатся эффективно решать конкретные проблемы. У студентов развивается профессионализм, повышается успеваемость. Даже самый слабый студент, получив свою роль, не плохо с ней справляется и получает положительную оценку. При этом обучение тесно связано с производством, знания усваиваются легко и просто. Вырабатываются определенные практические навыки, устанавливаются межличностные отношения, что способствует нравственному совершенствованию будущих руководителей среднего звена. В итоге формируются более подготовленные специалисты.

Деловые игры можно успешно применять на любой дисциплине и на любом этапе урока на организацию студентов для самостоятельного добывания знаний, освоение умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности, с целью активизации мыслительной деятельности студентов.

Источники:

1. https://abireg.ru/sb/n_1883.html

2. http://studbooks.net

3. infourok.ru

4. nsportal.ru

Доклад подготовила преподаватель информатики ГПОАУ «Райчихинского индустриального техникума» — О.А. Ковтун.

infourok.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о