Человеческое развитие – —

Содержание

Человеческое развитие | Медицинская энциклопедия

Человеческое развитие — это непрерывный процесс, начинающийся от рождения и до смерти. В каждый момент жизни каждый человек находится в состоянии личной эволюции. Физические изменения во многом приводят к процессу, так как наши познавательные способности развиваются и снижаются в ответ на рост мозга в детском возрасте и снижают функцию в старости. Психосоциальное развитие также существенно зависит от физического, поскольку наше изменяющееся тело и мозг вместе с нашей средой формируют нашу идентичность и наши отношения с другими людьми.

Физическое развитие

Хотя различные ученые определяют физическое развитие несколько разными способами, большинство из них в основном разбивают процесс на восемь этапов, которые включают:

  1. Младенчество;
  2. Раннее детство;
  3. Среднее детство;
  4. Позднее детство;
  5. Подростковый возраст;
  6. Раннее взросление;
  7. Средний возраст;
  8. Старость.

В последние годы, когда люди жили дольше, некоторые добавили «поздгюю старость» в этот список. На каждом этапе происходят определенные физические изменения, которые влияют на когнитивное и психосоциальное развитие человека.

Дедушка с внучкой

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие относится к приобретению способности рассуждать и решать проблемы. Основная теория когнитивного развития была разработана Жаном Пиаже, швейцарским психологом развития. Piaget делил детское когнитивное развитие на четыре этапа, начиная с рождения через подростковый возраст. Ребенок, который успешно проходит через этапы, переходит от простых сенсомоторных ответов к способности классифицировать и создавать серию объектов и в конечном итоге участвовать в гипотетических и дедуктивных рассуждениях, согласно «новому словарю научной биографии».

Психосоциальное развитие

Первичная теория психосоциального развития была создана Эриком Эриксоном, немецким психологом развития. Эриксон разделил процесс психологического и социального развития на восемь этапов, которые соответствуют этапам физического развития. На каждом этапе, по словам Эриксона, человек сталкивается с психологическим конфликтом, который должен быть разрешен для того, чтобы прогрессировать. Переходя от младенчества до старости, эти конфликты — это доверие против недоверия, автономии по сравнению с позором и сомнением, инициатива против вины, промышленность против неполноценности, идентичность и ролевая диффузия, близость к изоляции, рождаемость.

Взаимозависимые процессы

Развитие является продуктом сложного взаимодействия биологических, психологических и социальных влияний. Поскольку дети развиваются физически, приобретая больший психомоторный контроль и увеличивая функцию мозга, когнитивные процессы у них становятся сложнее, то есть они уже обладают более искусным мышлением и воздействием на окружающую среду. Эти физические и когнитивные изменения, в свою очередь, позволяют им развиваться психосоциально, формируя индивидуальную самобытность и эффективно и эффективно взаимодействуя с другими людьми. Таким образом, как описано, человеческое развитие является пожизненным процессом роста, созревания и изменения.

Последствия

Важность физического, когнитивного и психосоциального развития становится очевидной, когда человек не успешно справляется с одним или несколькими этапами развития. Например, у ребенка, который не может достичь основных вех физического развития, может быть поставлен ​​диагноз задержки развития. Аналогичным образом, ребенок с ограниченными возможностями обучения может не справиться с сложными когнитивными процессами типичного подростка. У взрослого среднего возраста, который не может успешно решить стадию рождаемости Эриксона по сравнению с застоем, может возникнуть «глубокая личная стагнация, замаскированная множеством эскапизмов, таких как злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также сексуальные и другие проблемы. Таким образом, это важно для всех людей, поскольку они решают задачи развития, с которыми они сталкиваются в каждом возрасте.

Человеческое развитие

Что влияет на человеческое развитие

Генетические факторы, влияние окружающей среды и психологические факторы и заболевание могут влиять как на когнитивное развитие ребенка, так и на физический рост. Вот почему родители, врачи и учителя должны регулярно оценивать модели развития детей на протяжении многих лет, чтобы дети могли достичь определенных этапов развития.

Генетические факторы

Биология играет важную роль в здоровом развитии ребенка. Гены являются биологическим фактором риска, который не может быть изменен. Однако, несмотря на то, что генетический фон ребенка может предрасполагать ее к определенным наследственным заболеваниям и расстройствам, ранние вмешательства могут улучшить результат, который могут иметь эти факторы риска на физическом и когнитивном росте и развитии ребенка. Это особенно важно при работе с генетическими состояниями, которые невозможно предотвратить.

Влияние окружающей среды

Существуют и другие биологические факторы риска, которые могут влиять на развитие и рост ребенка прямо или косвенно. Табак, алкоголь, недоедание, лекарства, рекреационные наркотики или другие химические вещества могут влиять на рост плода. Мало того, что эти вещества могут вызывать врожденные дефекты, но они также могут влиять на когнитивное развитие человека на более поздних стадиях развития. К сожалению, последствия этих факторов риска для обучения и поведения ребенка могут не быть очевидными в течение многих лет.

Болезнь

Острая и хроническая болезнь часто создает повышенный риск развития дополнительных проблем со здоровьем наряду с эмоциональными и поведенческими проблемами. Физические недостатки также могут привести к социальной изоляции, что может оказать существенное влияние на образование ребенка и, в свою очередь, повлиять на способность человека обеспечивать занятость во взрослой жизни. Наряду с физическими и познавательными ограничениями, с которыми ребенок может столкнуться из-за болезни, эти нарушения могут препятствовать способности ребенка общаться и взаимодействовать в обществе со своими сверстниками. Это может в конечном итоге привести к тому, что ребенок станет социально стигматизированным, что может иметь дальнейшее негативное воздействие на физическое здоровье человека.

Уход за ребенком

Исследователи измеряют детское физическое, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие с частыми интервалами, чтобы предсказать, какое влияние оказывает материнская и не материнская помощь на когнитивное развитие ребенка. Результаты исследования подтверждают идею о том, что качество предоставления помощи является сильным показателем когнитивных способностей и социальной компетентности ребенка. Уход матери, по-видимому, является самым сильным предиктором успеха.

Психологические факторы

Стиль воспитания — еще один фактор, который влияет на когнитивное развитие  человека. Родительские ценности и убеждения влияют на то, как ребенок понимает, что происходит вокруг него. Хотя некоторые стили воспитания могут быть невосприимчивы к потребностям ребенка и требуют соответствия, другие поощряют академические достижения, уверенность в себе, независимость и зрелость.

Социальные влияния

Социальные отношения играют еще одну важную роль в когнитивном развитии ребенка. Социальное познание рассматривается как ключевое для учебного процесса, поскольку обучение требует, чтобы ребенок мог эффективно взаимодействовать с другими. Игра — одно из первых социальных взаимодействий, которое способствует способности ребенка учиться. Позже, когда ребенок участвует в различных социальных действиях с другими детьми, он учится решать проблемы. Культурные влияния также влияют на когнитивное развитие ребенка, одним из наиболее стойких культурных влияний является школьная система.

Недостаток стимуляции

Когнитивное развитие, определяемое как развитие интеллекта, сознательная мысль и способность решать проблемы, начинается в младенчестве и продолжается во взрослой жизни. Генетически младенцы рождаются с определенной когнитивной структурой, но именно взгляды и звуки опыта помогают им достичь своего конкретного генетического потенциала. Рост головного мозга возникает, когда чувства стимулируются. С рождения до восьми лет молодой мозг особенно ориентирован на изучение и создание связей. Обучающая среда, наполненная любовью, теплом или стрессом и конфликтом, также влияет на когнитивное развитие.

Пластичность

Мозг младенца рождается с множеством инструментов, имеющихся в его распоряжении, но у него очень мало информации. Он способен плакать, есть, спать и оставаться настороже. Хотя он крошечный, он сталкивается с миром знаний, который должен быть почерпнут благодаря опыту. Эта сила гибкости, называемая «пластичностью» неврологов, дает каждому ребенку дар возможности. Пластичность может быть благом, проклятием или где-то посередине, в зависимости от обстоятельств ребенка. Учитывая жизнь, наполненную обогащающими переживаниями, которые стимулируют все чувства, ребенок обладает способностью полностью реализовать свой потенциал. Жизнь без необходимой стимуляции для стимулирования роста нейронов может тормозить когнитивное развитие человека.

Опыт

Когнитивное развитие зависит от стимуляции, обеспечиваемой через чувства. Когда активируется любое из пяти чувств — прикосновение, зрение, звук, вкус или запах, электрическая активность происходит в мозге. Каждый сенсорный опыт возбуждает нервные цепи, тем самым создавая более прочную связь. Обучение происходит, когда нервные цепи усиливаются путем повторения. Со временем другие нейронные цепи становятся неактивными из-за отсутствия использования. Эти неактивные схемы часто выпадают в процессе, называемом «обрезкой». Обрезка упрощает нейронную обработку, позволяя более сильным схемам работать более эффективно. Благодаря обрезке дети могут оттачивать ходьбу, говорить и другие навыки.

Отношения

Возможно, наиболее важным и часто упускаемым аспектом когнитивного развития является качество человеческих отношений. С младенчества ребенок учится получать то, что ему нужно, посредством актов общения. Быстрота и качество человеческого ответа уточняют связь. Любящее прикосновение, быстрый ответ и положительная словесная обратная связь возбуждают рудиментарные нервные пути. Акт описания ваших действий, объяснения деталей мира и время, чтобы показать, испытать, почувствовать, обонять и послушать то, что окружает вас, предоставляет вашему ребенку массу информации. Эти ранние формы общения создают здоровые социальные связи и эшафот, необходимые для поддержки вербального приобретения и эмоционального контроля, оба из которых являются ключевыми в когнитивном развитии.

Злоупотребление и безнадзорность

Детство, лишенное сенсорной стимуляции, мало помогает мозгу работать. Злоупотребление и чрезмерный стресс вызывают аналогичный дефицит, ставя такой спрос на выживание, что мало времени или энергии уделяется интеллектуальному развитию. Долгосрочные последствия злоупотребления и пренебрежения включают снижение функции мозга, беспокойство и панические расстройства, а также внимание и дисфункцию памяти.

Этапы развития детей

Человеческое развитие — это процесс становления зрелым, как физически, так и эмоционально. Этот процесс длится много лет, и человек проходит множество этапов роста, чтобы достичь взрослой жизни, заключительной стадии развития. Люди — это сложные существа, и каждый этап роста включает физические, социальные, эмоциональные и познавательные развития.

Младенец

Младенчество это возраст до 1 года. Младенцы полностью зависят от другого человека, часто матери, для ухода за ними. Они не могут ходить или разговаривать и нуждаться в помощи в еде. В течение этого первого года жизни происходят значительные изменения в развитии.

Существует четыре основные категории развития младенцев.

  1. Социальное развитие происходит, когда ребенок начинает распознавать и взаимодействовать с другими людьми.
  2. Хотя младенцы не могут говорить, они начинают развивать свои языковые навыки, когда начинают понимать и выражать свои мысли.
  3. Младенцы делают огромные успехи в крупных моторных навыках обучения, чтобы держать свою голову и сидеть, ползать и подтягиваться.
  4. Развиваются небольшие двигательные навыки, включая достижение и схватывание объектов.

Ребенок, начинающий ходить

Младенцы переходят в малышей в возрасте от 1 до 2,5 лет. Малыш является подходящим названием, так как на этом этапе развития они начинают ходить, но нестабильны на ногах. Малыши владеют многими новыми навыками, включая ходьбу, разговор, решение проблем и социальные навыки. Одна из важнейших вех, к которой стремится малыш, — это обрести независимость. Этот этап часто оказывается разочаровывающим для родителей.

Дошкольник

На стадии дошкольного развития дети в возрасте 4 и 5 лет. На этом этапе роста основное внимание уделяется обучению и подготовке к школе. Это включает в себя расширение их внимания и практическую дисциплину.

Школьный возраст

Дети в возрасте от 5 до 13 лет попадают в стадию развития школьного возраста. Этот большой возраст охватывает широкий спектр навыков и способностей. Годы полового созревания или сексуального развития человека начинаются в последующие годы этого этапа.

Подростки

Этот заключительный этап до взрослой жизни включает детей в возрасте от 13 до 18 лет. Это делает этот этап особенно трудным как для родителя, так и для ребенка, особенно когда подростки начинают принимать собственные решения. Хотя подростки начинают отрываться от авторитетных фигур, таких как родители и учитель, это доказывает необходимый шаг в их росте, когда они приступают к приключениям ранней взрослой жизни.

Совершеннолетие

В нашем обществе взрослое начало начинается в 18 лет и продолжается до самой смерти. Хотя на этом этапе происходит меньше конкретных этапов физического развития человека, взрослые продолжают учиться и расти эмоционально и мысленно на протяжении всей своей жизни.

Разница между ростом и развитие человека

Человеческий рост основан на биологических событиях, которые заставляют вас расти физически, что естественно происходит на ранних этапах вашей жизни. Развитие, однако, является результатом психологического и социального роста, подчеркивается экологическими и индивидуальными поведенческими факторами, иногда более просто называемыми зрелостью. В то время как оба этих естественных процесса существенно различаются, как рост, так и развитие тесно связаны со здоровым взрослением.

Человеческий рост

С раннего детства до подросткового возраста, а иногда и раннего взросления, пластинки роста на концах длинных костей, называемые эпифизарными пластинами, позволяют костям расти. Это происходит через остеокласты и остеобласты, разрушая старую костную ткань и восстанавливая новую кость. Это происходит только во время раннего роста человека и останавливается после закрытия эпифизарных пластинок. По мере роста костей, так же как и ткани и мышцы во всем теле. В то время как рост кости прекращается на ранней стадии жизни, мышцы будут продолжать расти благодаря силовой тренировке.

Маленький ребенок

Период времени

Несколько теоретиков психологии и социологии придумали теории человеческого развития. Одной из наиболее широко распространенных теорий являются психосоциальные этапы развития Эрика Эриксона. Подобно тому, как человеческий рост происходит постоянно согласно стадиям для детей и подростков, этапы развития следуют аналогичным образцам. Например, дети будут расти в течение всего детства, но один ребенок может расти медленнее, чем другой.

Аналогичным образом, развитие в конечном итоге будет происходить у детей и подростков, но эти этапы могут иметь разные показатели для разных детей. Однако большая разница между физическим ростом и развитием заключается в том, что физический рост костей в значительной степени останавливается в какой-то момент. Взрослые, вероятно, потеряют и набирают вес за счет роста и потери жира и мышц, но не будут расти выш. Развитие продолжается на протяжении всей жизни, начиная с детства, отрочества и взрослой жизни до самой смерти.

Проблема развития

Согласно теории Эриксона, успешное завершение каждого этапа развития необходимо для перехода к следующему этапу развития жизни. К сожалению, если этап развития никогда не завершается, этот человек может не завершить здоровое жизненное развитие.

Например, на ранних этапах жизни ребенок в возрасте от шести до двенадцати лет получает определенные умения. Если по какой-то причине обучение затруднено, ему может быть трудно перейти на следующий этап развития. Этот подросток может перерасти в зрелость, чувствуя себя неполноценным и не компетентным, что часто имеет решающее значение для успешного здорового образа жизни.

Этапы развития

Ранние стадии жизни основаны на развитии чувства «я». Эти этапы включают в себя доверие других, самоконтроль, стыд, компетентность и уверенность в себе. Поскольку человек развивается с детства до совершеннолетия, каждый этап может длиться дольше. Например, первый этап развития жизни, который включает доверие и недоверие, длится с рождения до 1 года. Тем не менее, четвертый этап развития компетентности может продолжаться с 6 лет до 12 лет.

Взрослые этапы

Этапы от шести до восьми происходят во взрослой жизни. Каждый из этих трех этапов происходит либо в раннем зрелом возрасте, в середине взрослой жизни, либо в позднем взрослом возрасте. Ранняя взрослость фокусируется на интимных отношениях вне семьи. В течение этого времени вы либо будете привержены долгосрочным отношениям, либо избегаете отношений и обязательств. Средняя концентрируется на продвижении вашей карьеры и воспитании семей. Поздние этапы готовятся к концу жизни и либо охватывают этот этап, либо живут с сожалением по поводу выбора, сделанного на протяжении всей жизни.

medictionary.ru

Человеческое развитие это что такое Человеческое развитие: определение — Экономика.НЭС

Человеческое развитие

Концепция, полагающая, что рост (в широком смысле) может рассматриваться в качестве «развития» только если он направлен на большее удовлетворение человеческих потребностей. Этот подход, выработанный под влиянием работы Amartya Sen (Нобелевского лауреата по экономике за 1998 год) о возможностях и правах (см. права пользования), был выдвинут Программой Развития ООН, и получил развитие в Отчетах о Человеческом Развитии, публикуемых ПРООН ежегодно с 1990 года. Индекс Человеческого Развития (HDI), рассчитываемый в этих Отчетах, позволяет ранжировать страны по уровню их социально-экономического развития на основании данных о продолжительности жизни, образовании и уровне жизни (т.е. реальных доходах на душу населения с поправкой на покупательную способность). Этот индекс измеряет благосостояние напрямую, не ограничиваясь только доходами, которые являются лишь одним из факторов, формирующих благосостояние [Bardhan and Klasen, p.985]. Поэтому он предлагает альтернативу ранжированию стран по уровню ВВП на душу населения, подчеркивая, что некоторые бедные страны могут достичь уровня человеческого развития выше среднего, и указывая на то, что многие страны могли бы достичь большего.

С 1995 г. ПРООН рассчитывает также Индекс Гендерного развития (Gender-related Development Index, GDI) и Меру Гендерного равенства (Gender Empowerment Measure, GEM), дополняя Индекс Человеческого развития анализом гендерных достижений. Индекс Гендерного развития учитывает неравенство между женщинами и мужчинами по тем же показателям, которые используются при расчете Индекса Человеческого развития. Чем больше расхождений по этим показателям, тем меньше Индекс Гендерного развития страны по сравнению с ее Человеческим Индексом. «Индекс Гендерного развития – это тот же Индекс Человеческого развития с поправкой на гендерное неравенство» (UNDP 1995, p.73). Некоторые важные заключения из анализа Индекса Гендерного развития:

«Во-первых, во всех странах мира женщины живут хуже мужчин. Во-вторых, степень неравенства не зависит от уровня доходов: в то время как Скандинавские страны показывают очень высокий уровень равенства, в Японии равенство ниже среднего… Среди относительно бедных стран достаточно хорошие результаты в продвижении гендерного равенства показывают Барбадос, Куба, Малайзия, Шри-Ланка, Таиланд и Ямайка. В-третьих, за последнее время Индекс Гендерного развития вырос почти везде, хотя гендерный разрыв в человеческом развитии все еще остается значительным.» [OHara p.469].

Недавняя критика Индекса Гендерного развития подняла несколько вопросов, в основном связанных с методами измерения неравенства (которые придают большее значение разрыву в заработной плате, чем в средней продолжительности жизни или в образовании, таким образом снижая ранг некоторых стран со средним уровнем дохода в сравнении, скажем, с некоторыми странами Южной Азии, где очень силен гендерный разрыв в образовании, и Восточной Азии, где низкое соотношение рождаемости мальчиков и девочек). Были предложены альтернативные методы расчета Индекса [Bardhan and Klasen].

Меру Гендерного равенства (GEM) концептуально отличается от Индекса Гендерного развития. Она сосредоточена не на воздействии гендерного неравенства на общее развитие страны, но на степени «гендерного равенства в экономической и политической власти. Она пытается измерить не достижения в благосостоянии, но равенство в сфере деятельности» [ibid., p.999].

Anand and Sen; Bardhan and Klasen; UN 1994, 1995; UNDP 1990, 1995.

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий макроэкономических терминов

vocable.ru

Человеческое развитие

Национальный отчет по человеческому развитию Таджикистана

За последние двадцать лет НОЧР стали частью сложного процесса, посредством которого таджикские граждане разрабатывают собственные стратегии развития, отвечающие местным реалиям. Эти отчеты вовлекают людей, институты, гражданское общество, деловые и академические круги, а также широкую общественность и лиц, принимающих решения на уровне правительства, в построение нового видения будущего страны.

Национальный отчет по человеческому развитию Таджикистана (НОЧР) формируется командой квалифицированных национальных экспертов по предварительно выбранным направлениям. Проекты НОЧР широко обсуждаются с государственными, международными и неправительственными организациями, а затем публикуются и представляются широкой общественности.
Национальный отчет по человеческому развитию за 2008-2009 годы был посвящен проблеме занятости в контексте человеческого развития, от решения которой во многом зависит успешное решение задач, поставленных Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Занятость является одной из сфер, где три компонента политики, направленной на человека: человеческое развитие, человеческая безопасность и человеческие права – сводятся в одну точку. Занятость населения в настоящем Отчете рассматривается через широкий спектр традиционных и современных вызовов, с которыми сталкивается Таджикистан, включая безработицу, неформальную занятость, внутреннюю и внешнюю миграцию. Политика занятости в стране не должна рассматриваться только как часть социальных программ. Она непременно должна сопровождаться инвестиционными и структурными изменениями, направленными на систему доходов и минимальной заработной платы. Низкий уровень оплаты рабочей силы становится фактором, замедляющим экономические процессы в стране. Нет никакого сомнения в том, что в перспективе Таджикистан в состоянии создать необходимые новые рабочие места и снизить уровень безработицы. В этих целях инвестиционная политика страны должна быть ориентирована на преимущественное привлечение инвестиций в трудоемкие и наукоемкие производства. Необходимо создать действенные стимулы для тех предпринимателей, которые

www.tajik-gateway.org

Глава 11 Образование и человеческое развитие Введение

Образование
является одной из важнейших составляющих
человеческого развития. Оно расширяет
возможности человека в области
приобретения знаний и профессиональных
навыков, формирует человеческий капитал,
преобразует качество жизни и служит
источником экономического роста.
Категория “человеческий потенциал”
по своему охвату шире категории
“человеческий капитал”. В рамках теории
человеческого капитала образование
является объектом инвестиций с целью
повышения производительности труда
для увеличения производства товаров и
услуг и получаемого работником дохода.
Для сторонников концепции человеческого
развития главное в экономическом
развитии — сам человек.

Одной
из основных составляющих индекса
развития человеческого потенциала
является индекс достигнутого уровня
образования, который характеризует
грамотность взрослого населения и
совокупную долю учащихся начальных,
средних и высших учебных заведений. По
данному показателю Россия на протяжении
ряда лет остается в группе развитых
стран, что и обусловливает ее принадлежность
к “среднему” уровню человеческого
развития по суммарному индексу.

Более
50 лет назад Всеобщая декларация прав
человека провозгласила право на
образование в качестве одного из основных
прав человека. Вместе с тем на пороге
третьего тысячелетия почти миллиард
человек остаются функционально
неграмотными. Это обрекает их на нищету
и бесправие, а перед правительствами и
мировым сообществом ставит задачу
революционных изменений в системе
образования.

Человеческое развитие и образование

Динамичное
развитие образования за последние сто
лет превратило его в один из важнейших
факторов развития человека и общества.
Образовательные учреждения в современных
условиях способствуют передаче от
поколения к поколению культурного
наследия общества, в них получают
профессиональные знания и навыки,
которые в значительной мере предопределяют
экономический и социальный статус
человека. В то же время в период обучения
дети и молодые люди не просто готовятся
к выполнению новых
ролей.
У них формируются нравственные идеалы,
многие стереотипы поведения, взгляды
на отношения в окружающем мире.

С
точки зрения человеческого развития
образование существенно расширяет
возможности человека. Целый ряд
исследований показывает, что уровень
образования влияет на различные стороны
жизнедеятельности людей, например
состояние здоровья, политическую
активность, потребление табака, восприятие
классической музыки, скорость
распространения информации и др. (Michael
R.T. The Effect of Education on Efficiency in Consumption. New York:
National Bureau of Economic Research, 1972; Becker G.S. Human
Capital. A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference
to Education. The University of Chicago Press. Chicago,
1993.)

Образование
позволяет использовать новые знания и
технологии в ведении домашнего хозяйства,
воспитании детей, организации их питания,
охраны здоровья и обучения. С ростом
уровня образования матери снижается
младенческая и детская смертность,
поскольку независимо от уровня дохода
в семье улучшается качество ухода за
детьми и их питания.

Образованные
люди получают возможность выполнять
более сложную, а следовательно, и более
высокооплачиваемую работу. Они более
эффективно используют физический и
природный капитал, в результате чего
он становится более производительным.

Есть
еще одна задача, которую выполняют
учебные заведения, в первую очередь
университеты и институты, — это выработка
нового знания и применение его во всех
областях социальной и экономической
жизни. Стремительный рост научных знаний
и их использования в сфере техники и
медицинского обслуживания представляет
собой наиболее заметную часть радикального
изменения роли знания. Поиск нового
знания и новых способов его применения
превратился в современных обществах в
важную сферу деятельности — науку, в
которой занято большое количество людей
и на которую расходуются огромные суммы
денег. Образованные люди больше
предрасположены к введению новшеств,
скорее делятся полученными результатами
с коллегами, а опытом — с молодежью. В
итоге с образованием связано не просто
накопление и передача знаний научного
и социального порядка, но и формирование
интеллектуального потенциала нации в
целом.

Следует
отметить, что с образованием непосредственно
связаны такие аспекты развития человека,
как наделение полномочиями и развитие
демократических институтов управления,
сотрудничество между людьми, справедливость
(по отношению к каждому человеку),
устойчивость (в смысле удовлетворения
потребностей нынешних поколений без
ущерба для последующих), безопасность
людей. От реализации этих аспектов в
значительной мере зависит устойчивость
развития всей социальной системы.

Всемирная
конференция по образованию для всех
1990 г. призвала к обеспечению всеобщего
качественного образования, уделяя при
этом особое внимание самым бедным
гражданам мира. Образование было признано
наиболее важным элементом борьбы с
бедностью, обеспечения прав женщин и
предоставления им более широких
возможностей, защиты детей, соблюдения
прав человека, демократии и охраны
окружающей среды.

Однако
движение к образованию для всех идет
сравнительно медленно. По данным ЮНЕСКО,
855 млн. чел., почти шестая часть человечества,
вступят в XXI в., не умея прочесть книгу
или расписаться, понять, что написано
на простом бланке, а тем более работать
с компьютером. В то же время более 130
млн. детей школьного возраста в
развивающихся странах не имеют доступа
к базовому образованию, а миллионы
других, хотя и посещают школы, мало чему
могут там научиться. Следовательно,
задача реформирования образования и
образовательных систем остается
по-прежнему актуальной.

studfiles.net

Концепция человеческого развития

Отчет по человеческому развитию

Концепция человеческого развития. Отчет по человеческому развитию посвящен людям. Развитие человека – это расширение выбора с тем, чтобы люди прожили долгую и здоровую жизнь, были образованны и имели средства для достойной жизни. Развитие позволяет людям иметь этот выбор, но люди делают выбор по своему усмотрению. Процесс развития должен создавать благоприятные условия для того, чтобы люди развивали свой потенциал в соответствии со своими нуждами и интересами. Понятие человеческого развития шире, чем простое формирование способностей и возможностей. Оно включает также использование этих возможностей в работе, отдыхе и социальной деятельности. Если не будет баланса между формированием возможностей и их использованием, человеческий потенциал останется нереализованным.

Основным измерением человеческого развития является индекс человеческого развития, который отражает продолжительность жизни, грамотность и доступ к ресурсам. Преимуществом этого показателя является то, что социо-экономический прогресс измеряется не только доходом, но и возможностями образования и здравоохранения. Так, основным составляющим индекса является продолжительность жизни. Она обусловлена полноценным питанием, здоровьем и образованием. Даже при низких доходах возможно сохранить высокий уровень человеческого развития, если вкладывать эти доходы в здравоохранение и образование. Благополучие страны зависит не от уровня дохода, а от того, как используются доходы. Даже и при высоких доходах и прибыли можно иметь низкий уровень человеческого развития, если они распределяются неравномерно. Высокий уровень дохода сам по себе не гарантирует человеческий прогресс. Основной целью прогресса является достижение экономического роста и устойчивого человеческого развития. Таким образом, нужно различать две стороны человеческого развития – формирование и использование возможностей.
Концепция человеческого развития основывается на понятии устойчивого человеческого развития. Устойчивое человеческое развитие представляет собой такое развитие, которое не только приводит к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов. Оно восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее, повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности и обеспечивая их участие в принятии решений, которые влияют на их жизнь. Это развитие – для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.

Основные цели человеческого развития:
· Всеобщее начальное образование;
· Первичная медицинская помощь и вакцинация детей;
· Ликвидация случаев недоедания;
· Услуги по планированию семьи;
· Доступ к безопасной воде;
· Обеспечение рабочими местами.

Концепция человеческого развития обогащается новыми подходами, но ее постоянными компонентами являются участие, наделение полномочиями, устойчивость, безопасность и гендерное равенство.
· Наделение возможностями зависит от расширения возможностей, функций и свобод человека. Все люди могут покупать продукты питания, но эта свобода ничего не означает для бедных, у которых нет денег. Каждый может купить газету, но воспользоваться этой возможностью могут только грамотные люди. Каждый может путешествовать, но воспользоваться этой возможностью могут только здоровые люди. Для активного участия в своем развитии люди должны иметь доступ к возможностям и пользоваться ими.
· Сотрудничество. Люди живут в социальной структуре, от семьи до государства. Они ценят участие в социальной жизни, и чувство принадлежности является важным источником благополучия. Оно дает работу, цель, придает смысл жизни. Развитие человека подчеркивает важность культуры как способа организации и коммуникации людей в обществе, ее ценностей для развития человека.
· Справедливость ассоциируется всегда с богатством и доходом. Но в области человеческого развития его значение охватывает также и равенство основных возможностей. В этом отношении важно быть образованным и здоровым, особенно женщинам. Они много делают для семьи и общины, что часто не признается, поскольку этот их труд неоплачиваемый.
· Устойчивость. Устойчивое развитие удовлетворяет нужды настоящего поколения без ущерба для будущих поколений. Оно продвигает справедливое распределение этих возможностей между поколениями.
· Безопасность. В развивающихся и развитых странах есть риск насилия, безработицы, болезней. Безработица является главным источником незащищенности, снижающим доступ к доходу.
ИЧР, как было указано выше, имеет три компонента: долголетие, образование и уровень жизни. Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, которая является показателем здоровья нации. Образование измеряется грамотностью населения и охватом образования, которые показывают на человеческий капитал и госбюджетные вложения в усиление возможностей и способностей граждан. Уровень жизни измеряется реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни.
ИЧР представляет собой альтернативу ВВП для измерения социально-экономического развития страны. ИЧР показывает уровни достигнутого развития, позволяет сравнивать различные страны и регионы и определить приоритеты для последующей политики.
Концепция человеческого развития предполагает, что измерение развития человека можно использовать для оценки качества экономического роста. Эффективный экономический рост, продвигая развитие человека:
· Обеспечивает рабочие места и безопасность домашних хозяйств;
· Укрепляет свободу и потенциал людей;
· Распределяет блага равномерно;
· Продвигает социальное сплочение;
· Защищает будущее человеческого развития.
На каждом этапе разработчики стратегии должны задавать вопрос:
Кто получает благо от роста? Создает ли рост рабочие места?
Отвечает ли он культурному разнообразию?

Устойчивое человеческое развитие означает моральное обязательство создать благоприятную среду, в которой все люди настоящего и будущих поколений могут беспрепятственно развивать и расширять свой потенциал и возможности. Это означает необходимость достаточных инвестиций в образование и здравоохранение, которые дадут положительный результат в будущем. Это также означает необходимость такого использования природных ресурсов, которое позволит будущим поколениям избежать их истощения и экологических катастроф.
В течение последних лет несмотря на трудности, наблюдался прогресс в формировании устойчивого человеческого развития. Однако появляются новые проблемы, которые угрожают этому процессу, такие, как бедность, недоедание, преступность и наркотики. На пороге XXI века для продвижения УЧР следует стабилизировать демографическую политику, снижать неравенства, обеспечивать устойчивость энергетических ресурсов и биологического разнообразия, охранять окружающую среду, увеличивать инвестиции в начальное образование и медико-санитарное обслуживание, а также наращивать экономический рост.

Национальные отчеты по человеческому развитию – Таджикистан

www.tajik-gateway.org

Сергей Николаевич Градировский: Человеческое развитие — вызов России


Какая план-карта должна лежать перед глазами лица, принимающего ответственные решения в области человеческого развития? Данная статья есть попытка ответа на поставленный вопрос. Поэтому с целью формирования более детальных представлений и обсуждения сути вопроса автор считает важным развести столь близкие понятия как «человеческое развитие» и «человеческий капитал». Далее нам предстоит рассмотреть положение человеческого потенциала в России в целом, и представление о роли смертности как ключевом показателе эффективности развития. затем обсудим модель жизненного цикла человека ближайшего будущего и вызовы со стороны второго эпидемиологического перехода. в заключительной части рассмотрим комплекс правительственных мер, нацеленных на поддержание воспроизводства человеческого потенциала в России в период финансово-экономического кризиса.

Критический разбор понятий «человеческий капитал» и «человеческое развитие»

В конечном счёте, развитие — это вопрос свободы.

Амартья Сен, индийский экономист.

Для уточнения понятий «человеческий капитал» и «человеческое развитие» необходимо обратить внимание на критику отождествления развития с экономическим ростом.

Ещё Аристотель заявлял, что «богатство не является тем, к чему мы стремимся, потому что оно просто полезно и служит чему-то другому»… Что-то другое всегда менее доступно и менее ощутимо, чем богатство, неудивительно, что многие предпочитают синицу в руке журавлю в небе. Произошедшая промышленная революция, подлинный успех развитых стран в преодолении бедности, неграмотности, смертности привёл к тому, что богатство народов стали выражать через понятие валового продукта, а рост этого богатства отождествлять с ростом ВВП или экономическим ростом. Идея, что такой рост является практически всем, что только он и создаёт те излишки, которые затем можно будет перераспределить на все иные, в частности, социальные нужды — была и остаётся идеей невероятно привлекательной. И убедительной. Из этой идеи выросли представления о технологическом росте и росте производительности труда — двух экономических показателях, отражающих подлинный дух развития.

Однако с 70–80-х годов ХХ века стало появляться всё больше голосов, звучащих в поддержку совсем другой идеи: идеи о том, что развитие — суть особый процесс, имеющий лишь корреляцию с экономическим ростом, технологическим развитием и производительностью труда. В результате массовой критики отождествления развития с экономическим ростом был выдвинут тезис, согласно которому развитие — это всегда расширение возможностей выбора конкретного человека и общества в целом. Амартья Сен (Amartya Kumar Sen), Нобелевский лауреат по экономике 1998 года, обернул эту мысль в весьма лаконичную сентенцию: «в конечном счёте, развитие — это вопрос свободы». 1

Распространена точка зрения, что понятие «человеческий капитал» стало понятием, развернувшим экономическое мышление в сторону человека. Это и так и не совсем так.

Термин «человеческий капитал» появляется в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, получившего Нобелевскую премию в 1979 г. Изучая положение слаборазвитых стран, он заявлял, что улучшение благосостояния бедных зависело не от недр, которыми располагала их страна, не от технической оснащённости или усилий их правительств, а скорее от знаний, которыми обладали люди, населяющие эту страну. Иначе, от способности общества накапливать, производить и трансформировать знания индивидуумов и коллективов в общественное благосостояние.

Теодор Шульц дал такое определение человеческого капитала: «все человеческие способности являются или врождёнными, или приобретёнными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врождённые способности. Приобретённые человеком способности или ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

В литературе часто можно встретить весьма простое, но, по мнению автора, недостаточное определение человеческого капитала: «Человеческий капитал — это капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности». То есть получается, что капитал — это капитал, но что есть «капитал», в таком определении не раскрывается. Поэтому автору куда больше нравится определение российского методолога Юрия Громыко: «Человеческий капитал — это форма финансовой счётности, которая в различных системах обмена обеспечивает перевод компетентностей в денежные измерители, а их, в свою очередь, — в символические властные статусы».

Признаем, что понятие человеческого капитала, по сути, есть всего лишь развитие экономического понятия «капитала». Это особый способ размышления о компетенциях человека на языке финансовых показателей. Это принятая форма рационализации денежных вливаний в социальную сферу, причём, что важно — экономической рационализации, то есть рассмотрение таких вливаний в фокусе альтернативных инвестиций.

Согласно таким представлениям домохозяйство осуществляет выбор рациональный: положить условные финансовые ресурсы на депозит, приобрети на них ценные бумаги, потратить на «незабываемые удовольствия» 2, вложить в недвижимость или инвестировать в образование. Таким же образом и правительство, принимая решение, совершает выбор, к примеру, направить условную сумму в бюджет развития на решение инфраструктурных проблем, или снизить налоги, или повысить пенсии и выплаты безработным, или дать деньги на фундаментальную библиотеку, или даже создать сеть «федеральных и исследовательских университетов» (см. историю России).

Ряд авторов в своих работах утверждают, что в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведёт к увеличению ВВП на 5–15%. Если это звучит так убедительно, как на это можно реагировать? Политика домохозяйств и правительств поворачивается лицом к образованию. Деньги, вложенные в образование, начинают рассматриваться исключительно как инвестиции. Финансирование социальной сферы — образования, здравоохранения, культуры и так далее — приобретает счетность, экономическую рациональность и вслед за этим политический спрос.

Таким образом, человеческий капитал получает статус наиболее важного фактора экономического роста. Это понятие смело заимствуется и ассимилируется экономистами, оно оказывается полностью погружённым в фундаментальные ценности бреттон-вудских институтов.

Но государство (общество) не может руководствоваться исключительно экономической логикой. Новой попыткой рационально «в счете ухватить» человеческое развитие стал индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс был разработан в 1990 году коллективом экспертов под руководством пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака (Mahbub ul-Haq), в команду которого входили такие известные экономисты индийского происхождения как амартья Сен и Мегхнад Десаи, и с этого же года стал использоваться ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала 3.

Индекс отражает достижения каждой страны в обеспечении трёх наиболее важных аспектов человеческого благополучия:

  • долголетия (и только косвенно — здоровья), определяемого через показатель ожидаемой продолжительности жизни;
  • образования, определяемого комбинацией двух показателей: грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования — начального, среднего и высшего;
  • дохода, определяемого величиной реального ВВП на душу населения, то есть величиной, переведённой в USD с помощью паритета покупательной способности.

Достижения в каждой из этих трёх областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, на момент формирования методики ни в одной стране мира не достигнутой ситуации:

  • ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
  • грамотности и охвата населения образованием всех трёх ступеней на уровне 100%;
  • реального ВВП на душу населения на уровне $ 40 000.

По каждой области строился собственный индекс, затем вычислялось простое среднее из этих трёх индексов.

gtmarket.ru

Эволюция человека — Древний человек и этапы развития

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний человек произошел от обезьяны. Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные научные факты.

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию древнего человека, считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. История не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как Шумер или Египет были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.

Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту , который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:


Интересные факты:

interesnyefakty.org

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о